Артист балета Михаил Барышников: биография, творчество и интересные факты. Знаменитый «невозвращенец»

  • 11.04.2019

Имя Михаила Барышникова сегодня известно каждому, не важно, из балета человек или только раз в жизни в детстве видел в театре «Щелкунчика». Кажется, мы знаем о нем все: родился в Риге, учился в Ленинграде у великого Александра Пушкина (того самого, который обучал и Нуреева), вслед за Нуреевым бежал, сделал в Америке выдающуюся карьеру. Но признаемся честно в двух вещах: многие узнали о Барышникове из сериала «Секс в большом городе», где он сыграл одного из возлюбленных Кэрри Брэдшоу, и практически никто из нас не видел его танцующим свои легендарные партии на сцене, не видел в расцвете сил. У нас есть легенда, а такие легенды, как мы знаем, быстро обрастают мифами. Отставляя их в сторону, объясняем, почему Барышников действительно один из величайших артистов балета нашего времени.

Выход за рамки амплуа

Школе русского балета не свойственна, скажем так, широта взглядов. Представим студентку академии: невысокую брюнетку, которая с юных лет обладает жгучим темпераментом, большим прыжком и бравурной техникой. Ее с выпускных классов будут иметь в виду на репетиции партии Китри в балете «Дон Кихот». Или другой пример: длинноногая высокая ученица, которая упивается красотой своих линий, а зритель наслаждается, следя за изгибами ее рук — вот вам новая Одетта-Одиллия в «Лебедином озере». Есть амплуа и привычные образы: никому не понравится не поспевающая за своими роскошными ногами Эсмеральда или крошечного размера царица Мехмене Бану из «Легенды о любви». К слову, в Америке сейчас наблюдается обратная тенденция: бодипозитив спокойно преподносит нам перекачанную Жизель или плохо прыгающую Мирту (а у нее во втором акте сложнейшая прыжковая вариация).

Александра Конькова/ТАСС

С мужчинами, которые становятся солистами, всегда было еще сложнее: амплуа у них немного. Либо принц, либо трюкач. Если ты невысок, то как бы роскошно ни смотрелся, получить партию Зигфрида будет трудно. С ростом Барышникова (говорят, что это 1м 65 см) рассчитывать на все ведущие партии классических балетов было невозможно — за балериной попросту не увидишь. Выпускался он с па-де-де из балета «Дон Кихот», и эта партия на долгие годы стала его визитной карточкой. Цирюльник Базиль ему очень подходил: технические элементы давались Барышникову без труда, но гораздо важнее случившееся полное его соответствие образу ловкого и романтичного парня с отличным чувством юмора.

Вторым «попаданием» в роль стала партия Альберта в балете «Жизель» в Кировском театре: для нее он в принципе подходил по типажу, хотя, конечно, обычно в эту партию вводились с более солидным багажом за плечами. Именно в «Жизели» Барышников впервые выступил перед американским зрителем в 1974 году в одной из главных трупп страны — American Ballet Theater.

Как он сам часто вспоминал, ему не нравилось исполнять партии, в которых техника была важнее актерского мастерства. Именно поэтому принц Дезире в «Спящей красавице» — согласитесь, не самый выразительный персонаж в истории балета — интересовал его не так, как запутавшийся юный граф, из-за действий которого гибнет молодая наивная Жизель. Он говорил, что хотел видеть в его Альберте не расчетливого холодного соблазнителя, но юношу, действительно полюбившего Жизель и искренне раскаявшегося в своей подлости.

На какие главные партии мог рассчитывать Барышников в Кировском театре или даже в Большом, куда, как говорят, он намеревался перейти? «Щелкунчик», «Спящая красавица», «Жизель» и, если поразмыслить, еще несколько балетов. Ему бы быстро это надоело, ведь таланта и жажды танцевать у него было гораздо больше, чем могло предложить имперское балетное наследие. Да, вернувшиеся из опалы советские хореографы ставили для него миниатюры — здесь можно вспомнить знаменитый «Вестрис» Якобсона, показанный на конкурсе хореографии в Москве. Да, ставили и современные хореографы — например, «Сотворение мира» Владимира Василёва и Натальи Касаткиной, где Барышников исполнял роль Адама. Но на миниатюрах в советском балете далеко не уедешь. И артист это понимал. У тебя есть талант станцевать практически все что угодно, а до пенсии ты будешь накрахмаленным принцем. Именно это понимание и приводит Барышникова к решению, которое в 1974 году оставит его в Канаде после окончания гастролей Кировского балета.

Выход за рамки классического балета

Русская балетная школа считается одной из лучших в мире. Это факт. И именно осознание этого факта заставляет молодых педагогов и директоров балетных школ ничего не менять в методике преподавания. Они называют это «сохранением наследия», и, наверное, в этом действительно есть логическое зерно, но, в то же время, нынешние артисты балета крайне тяжело могут примерить на себя хореографию балетмейстеров, родившихся чуть позже Мариуса Петипа. У нас принято считать, что современный танец «портит» идеально выученные тела классических танцовщиков, поэтому его преподают в микроскопических дозах.

Другой важный момент: опытному артисту балета трудно перестраивать свое тело в том, в чем он не настолько хорош. Крутите вы блестяще пируэты, так зачем издеваться над собой и пробовать чечетку, если в ней, вероятно, таких пируэтных высот не достичь?

robertwhitman.com

Если бы Михаил Барышников остался в классическом репертуаре, не принимая новых вызовов, его судьба сложилась бы иначе. То, что сделало Барышникова великим — отсутствие страха перед неизведанным, жажда нового и уникальная работоспособность.

Венди Перрон, бывший главный редактор американского журнала «Dance Magazine», говорила, что американцем «Мишу» сделала хореограф Твайла Тарп. Их коллаборацию вы все хорошо помните по номеру из фильма «Белые ночи» на песню Высоцкого. Но тогда прогремело «Дело доходит до драки», где Барышников показал, что умеет отменно исполнять не только двойные кабриоли. Ему по силам современная хореография. Ему по силам бродвейский стиль. Ему по силам играть в кино (до всем известного Александра Петровского в «Сексе в большом городе» у него были фильмы «Белые ночи», и «Поворотный пункт», за который он, кстати, получил номинации на «Золотой глобус» и «Оскар»). Ему по силам играть в театре.


Кадр со съемок сериала «Секс в большом городе»

James Devaney/WireImage

Кажется, он настолько талантлив, что ему по силам абсолютно все. И его гений именно в отсутствии страха перед новым, в том, что в репетиционном зале он отбрасывает приставку «один из лучших танцовщиков за всю историю балета» и с жадностью ученика впитывает все до самого конца. Он пробует все и своей феноменальной работоспособностью доводит новые пробы до абсолюта.

Харизма или техника?

За несколько столетий, что существует классический балет, роль мужчины практически всегда сводилась к тому, чтобы быть опорой для балерины. Перенести, поднять, помочь выкрутить пируэты. В XX веке Нижинский вдруг заставляет обратить внимание на мужчину-исполнителя. Он совершает революцию, его обожает и боготворит весь мир. Отныне мужчина в балете — не стоящая за балериной подставка, он может собирать залы не хуже самой великой примы. Рудольф Нуреев прекрасно продолжает эту тенденцию, доводя ее до совершенства.

Часто пытаются сравнивать, кто из этих двух «невозвращенцев» танцевал лучше: Нуреев или Барышников? Это как задать вопрос, кто более значимый композитор: Бах или Бетховен? Какая картина лучше: «Джоконда» или «Не ждали»? Каковы критерии для оценки? Как вообще можно сравнивать артистов балета: это же не про точность «тройных акселей», как в спорте.

Если говорить про технику, Барышников в ней феноменален. И в этом тоже таится секрет мифа: если мы смотрим его старые записи, даже выпускные, мы не делаем скидку на давность лет. Это филигранно и виртуозно и 50 лет спустя. Высокий прыжок, который позволял ему исполнять сложнейшие трюки, прекрасное вращение, выдающаяся мелкая техника и, что немаловажно для артиста балета, который выходит из теневой роли «поддержки балерины», уважительное сосущестование с ней на сцене. Быть партнершей Барышникова — это проигрыш почти с самого начала. Ведь, будем честны, при объявлении о смене балерины в день спектакля зрители вряд ли пошли бы сдавать билеты. Впрочем, если вы посмотрите любой из его балетов на видео, вы никогда не увидите самоупоения Барышникова своим величием и наплевательского отношения к своим партнерам.

Казалось бы, ерунда, но на деле немногие справляются с любовью публики и не начинают рушить четвертую стену ради оглушительных аплодисментов в свою сторону.

Да, мы не видели Барышникова в расцвете его сил на сцене. Но мы, как могли, наблюдали за ходом его фантастической карьеры издалека. Восхищались, гордились, передавали затертые до дыр кассеты с его «Дон Кихотом» и, как только появилась возможность, стали остервенело сторожить начало продаж билетов на все его последние театральные проекты.

И если 20 лет назад он был вдохновением и ролевой моделью, то, поверьте, и сегодня ничего не изменилось.

0 27 января 2012, 09:00

[...]Как славно ввечеру, вдали Всея Руси,
Барышникова зреть. Талант его не стерся!
Усилие ноги и судорога торса
с вращением вкруг собственной оси

рождают тот полет, которого душа
как в девках заждалась, готовая озлиться!
А что насчет того, где выйдет приземлиться, -
земля везде тверда; рекомендую США.

Эти строки посвятил нашему сегодняшнему имениннику Нобелевский лауреат (и тоже "невозращенец") Иосиф Бродский. Давайте в 64-ый день рождения великого танцовщика вспомним, как он покидал СССР, как становился звездой на Манхэттене и как играл в любовников с .

Михаил Николаевич Барышников родился 27 января (согласно некоторым источникам - 28-го) 1948 года в Риге, в семье советского офицера Николая Петровича Барышникова и Александры Васильевны Григорьевой. Связь мальчика с матерью всегда была намного крепче, чем с отцом, мало заинтересованным в воспитании сына. Гибель Александры Васильевны (мама увезла 12-летнего Мишу на лето к бабушке и, в его отсутствие, покончила с собой) Барышников перенес тяжело и в новой семье Николая Петровича не прижился.

Учился Миша в общеобразовательной школе №22 - впрочем, этот пункт его биографии можно было бы и опустить. Приверженец философии танцора self-made, Барышников всегда утверждал:

Никто не рождается танцором. Чтобы стать им, надо захотеть этого сильнее всего в жизни.

И сам следовал своему совету - с детства. Первым учителем на танцевальном поприще для Михаила стал Юрис Капралис, а после Рижского хореографического училища, где его одноклассником и товарищем был небезызвестный Александр Годунов, Барышников поступил в аналогичное учебное заведение в Ленинграде. Там его наставником стал Александр Пушкин, в свое время выучивший Рудольфа Нуриева.

Именно в Ленинграде Барышников обрел свое первое профессиональное пристанище - на протяжении почти семи лет, вплоть до 1974 года, он выступал на сцене театра оперы и балета имени Кирова (то есть прославленной питерской "Мариинки"). Врожденный талант и нечеловеческое трудолюбие, граничащее с перфекционизмом, стали залогом того, что, едва поступив в театр, Михаил "проскочил" стадию кордебалета и сразу был принят на солирующую позицию.


Михаил Барышников и Алла Сизова

Однако, в целом, в театральной среде того времени наблюдался застой и реакционизм, что так не гармонировало с ищущей, жаждущей эксперимента натурой Барышникова. Выдающемуся танцовщику приходилось работать вдвое больше, чтобы заслужить одобрение консервативно настроенного руководства или хотя бы убедить его смотреть сквозь пальцы на свои новые прочтения классики вроде партии Альберта в "Жизели".

Усилия окупились с лихвой - в 1973 году Михаил удостоился звания заслуженного артиста РСФСР, но главное, как лучший исполнитель труппы, был награжден бенефисом с возможностью самостоятельно подобрать репертуар. "Блудный сын", "Дафнис и Хлоя", "Дивертисмент" - таков был выбор "премьера", уже тогда стремившегося через диалог классики с модерном продемонстрировать настоящую творческую и личную свободу художника.

Вечер прошел с оглушительным успехом, но, как водится, за подъемом наступил спад - нет, в профессиональном плане Барышников все так же оставался безусловной звездой отечественного балета номер один, но напуганные излишним свободолюбием танцовщика руководители театра постарались "затянуть ошейник" потуже и даже ответили отказом на предложение известного европейского хореографа Ролана Пети поставить балет специально "для Миши".

Еще во время своих выступлений в России танцовщик познакомился с американской балериной Гелси Керклэнд и предложил девушке стать его сценической партнершей. Позже Керклэнд рассказывала, что испытала разочарование, увидев Барышникова в первый раз - щупленький парень, ростом даже чуть ниже 170 сантиметров, сдержанный и скромный, он совсем не походил на ту "советскую звезду" и "нового гения балета", о котором шумела западная пресса. Но стоило Мише начать свой танец...

Во время выезда "Кировцев" с постановками в Канаду (1974 год), Барышников "дезертировал" в местный Национальный балет, а затем перешел в ставший родным Американский театр балета. Танцовщик тяжело переживал свою эмиграцию: на родине оставались не только друзья, но и гражданская жена Татьяна Кольцова, тоже танцовщица театра имени Кирова.


Михаил Барышников и Роб Бессерер глазами Энни Лейбовиц

Однако жизнь не стояла на месте - после триумфа "Жизели" с Натальей Макаровой на сцене Metropolitan Opera (под оглушительные крики публики: "Миша! Миша!" - занавес поднимали 24 раза), Михаил стал "премьером" Американского театра балета. Здесь ему было суждено и впервые примерить на себя роль хореографа - Барышников представил на суд зрителей свою версию балета "Щелкунчик" Чайковского.


Михаил Барышников и Наталья Макарова


Михаил Барышников и Мерле Парк

Но не только в танце Михаил искал себя - так, в 1977 году на большие экраны вышел фильм "Поворотный пункт", где танцовщик сыграл написанную специально "под него" роль второго плана. За своего Юрия, русского артиста балета, в постели которого побывало больше знаменитых балерин, чем на любой сцене мира, Барышников был номинирован на "Оскар" и "Золотой глобус". Кстати, всего картина собрала 11 номинаций на главную премию Киноакадемии - но, увы, не выиграла ни одной.

Что же до скандальной репутации Михаила как, мягко говоря, сердцееда (и завсегдатая легендарной Studio 54), сам артист говорил:

Я - не первый и не последний танцор с традиционной ориентацией.

В то же время, Барышников всегда признавал, что не понимает всеобщего ажиотажа вокруг его личной жизни. И вообще, не приемлет этого "помешательства" на сексуальной почве.

Я - секс-символ? Это абсолютная ерунда! Вообще, люди как-то слишком много внимания уделяют этой теме. А по-моему, хорошая партия в гольф или беседа с друзьями куда интереснее.

В 1978 году Барышников перешел в труппу легендарного Джорджа Баланчина в New York City Ballet. Возраст хореографа (на момент появления Миши "в команде" Баланчину было 74 года) уже не позволял создать нечто новое - зато новое звучание вдохнул Барышников в его прежние постановки "Аполлон" и "Блудный сын". В NYCB танцовщику довелось поработать и с другим замечательным постановщиком Джеромом Роббинсом, создавшим "под него" свой "Опус 19. Мечтатель".

Работая с великими хореографами (кстати, сотрудничество Миши и Ролана Пети все же состоялось, но уже в Америке), Барышников руководствовался собственной метафорой:

Быть танцором и участвовать в постановке - все равно, что быть хорошим солдатом. Четко исполняешь приказ и ни в чем не перечишь генералу.

1981 год ознаменовался важным событием в жизни Михаила - рождением его первой дочери Александры. Мамой стала актриса Джессика Лэнг, с которой танцовщик познакомился в первые годы своей "американской жизни" - тогда Барышников еще плохо говорил по-английски и влюбленные общались исключительно на "языке любви" (не подумайте лишнего, мы имели в виду французский, которым Миша владел в совершенстве). Кстати, несмотря на последовавшее расставание, теплые дружеские отношения артисты поддерживают и по сей день.


Джессика Лэнг, Михаил Барышников и Марк Моррис

В 1988 году Барышников вернулся в Американский театр балета - теперь не только как солист, но и как художественный руководитель. За недолгое время управления театром Михаил успел создать постоянную труппу и поставить свои версии "Золушки" на музыку Прокофьева и "Лебединого озера" на музыку Чайковского. Впрочем, одним местом работы разносторонний Миша не ограничивался - уже через год танцовщик был номинирован на "Тони" за свою роль в бродвейских "Метаморфозах". В том же, 1989 году, родился первый сын Барышникова от балерины Лизы Райнхарт (прочный союз с которой длится и по сей день) - мальчика назвали Питер Эндрю.


Лиза Райнхарт и Михаил Барышников

К 1990 году Миша оставил театр - среди причин было и нежелание постоянно согласовывать планы с косным руководством, отчитываться в своем художественном видении, и возраст. Ведь, покинув пост хореографа, Барышников простился и с собственными выступлениями в классическом балете - перфекционист в своей работе, танцовщик почувствовал, что подходит к той грани, за которой уже не сможет оставаться лучшим. И хотя, на наш взгляд, физической форме Михаила до сих пор может позавидовать любой юноша, в 1990 году звездный танцовщик ушел с большой сцены "непобежденным".

Далее последовало создание собственного White Oak Dance Project, присуждение почетной награды Kennedy Center за вклад в развитие национального (американского) искусства - кстати, кроме перечисленных наград, Барышников трижды становился обладателем "Эмми" за участие в документальных передачах о себе самом - и рождение еще двоих детей от Лизы, дочек Анны Катерины и Софии Луизы.


Вручение почетной награды Kennedy Center


С младшей дочерью Софией Луизой

В профессиональном плане Миша "переключился" на танец-модерн, где наконец обрел полную свободу самовыражения. Его сольные выступления по сей день собирают лучшие залы мира "битком" - несмотря на то, что Барышников не идет на поводу у публики и сам выбирает темы для интерпретации, подчас весьма сложные к восприятию (вспомним хотя бы постановки Сэмюэла Беккета).

Но не танцем единым - Барышников успешно выступил в роли ресторатора, открыв в Нью-Йорке заведение "Русский самовар" (между прочим, на пару с Бродским). А прекрасная половина человечества помнит танцовщика по роли Александра Петровского, русского художника и последнего любовника Кэрри Брэдшоу.


"Секс в большом городе"

Мнение заслуженного деятеля искусства часто спрашивают как передовые издания, так и мировые таблоиды. Вот лишь некоторые из его "крылатых" высказываний:

Суть занятий искусством в том, что ты получаешь удовольствие, доставляя его.

Прожив в Америке много лет, я несколько разочаровался в Штатах и, в частности, в Нью-Йорке. Объясню, почему: я приезжаю в Европу и вижу молодые таланты, вижу новую поросль, неравнодушную к искусству. Потом я возвращаюсь в США, где простой билет в оперу стоит от 150 долларов и у молодежи с улиц, у одаренной молодежи, просто нет шанса стать причастными к тому миру, куда они тянутся. Коммерческий интерес страны перекрывает им дорогу в будущее.

Я не стараюсь танцевать лучше всех. Только лучше себя самого.

Просто подставь вместо "танцевать" свое главное увлечение - и жизненное кредо готово!

Источник IMDb

Источник Peoples.ru

Фото Gettyimages.com/Fotobank.com

Фото кадры из фильмов

Михаил Барышников — один из лучших представителей советской балетной школы, который смог достичь успеха и как драматический актер. Его и на Западе посвящена эта статья.

Родители

Танцовщик родился в конце января 1948 года в Риге, в семье офицера Советской Армии Николая Петровича Барышникова и его жены Александры Васильевны Григорьевой. Супруги оказались в Латвии сразу после войны, куда отца будущего танцовщика направили для прохождения дальнейшей службы.

Ранние годы

Отец Миши — человек с суровым характером — был абсолютно равнодушен к искусству и особенно не интересовался воспитанием сына. Все заботы о мальчике были возложены на Александру Васильевну. Она привила сыну любовь к театру и к классической музыке, а когда он немного подрос, отдала в балетную студию.

После ее окончания Михаил Барышников поступил в Рижское хореографическое училище, где ему преподавали Н. Леонтьева и Ю. Капралис. Там его одноклассником был будущий известный танцор и киноактер Александр Годунов, позже также эмигрировавший в США.

Саша и Миша выделялись на фоне сверстников своим талантом, поэтому Юрис Капралис старался уделять им больше времени и ставил для подростков оригинальные концертные номера.

Трагедия

Когда Михаилу Барышникову исполнилось двенадцать лет, мама отвезла его на каникулы в Поволжье, к своей матери. Вернувшись в Ригу, она покончила с собой. Почему молодая женщина совершила этот поступок, никто так и не выяснил. По возвращении домой Миша узнал о случившемся и долгое время тяжело переживал утрату матери. Ситуация усугубилась тем, что Барышников-старший очень скоро вступил во второй брак, а мальчик не смог найти общего языка с мачехой.

Учеба в городе на Неве

В 1964 году в Северную столицу приехала с гастролями Латвийская Миша Барышников был занят в некоторых спектаклях вместе с одноклассниками. Один из артистов Кировского театра отвел мальчика в Ленинградское хореографическое училище и показал его известному педагогу А. Пушкину. Тот проэкзаменовал юное дарование и предложил Мише поступить в училище.

Барышников сообщил об этом своему горячо любимому наставнику, и Капралис, хотя и не хотел расставаться с одним из своих лучших учеников, посоветовал ему не терять такой шанс. Парень отправился в Ленинград и совершенно отдалился от отца и его новой семьи.

В годы учебы в городе на Неве он принял участие в Международном конкурсе балетных артистов, проходившем в Варне, и завоевал первую премию.

Начало карьеры

После завершения учебы в 1967 году Михаил Николаевич Барышников стал солистом в Кировском театре оперы и балета Ленинграда.

Звезда молодого танцовщика взошла мгновенно, так как специалисты и зрители не могли не разглядеть несомненный талант артиста. Он обладал уникальными профессиональными данными, имел идеальную координацию движений, был необыкновенно музыкален и обладал редким актерским мастерством.

Эксперименты

В первые годы работы Барышникова в Кировском театре там наступила эпоха застоя. Она была связана с политикой нового худрука Константина Сергеева, который придерживался консервативных взглядов на балет и препятствовал отступлению от устоявшихся догматов.

С его приходом творческая жизнь в Кировском театре практически умерла. Барышников, будучи человеком творческим и свободомыслящим, искал выходы из создавшегося тупика. Он стремился внести новизну в классический репертуар. Кроме того, для его творчества огромное значение имела работа над балетами «Сотворение мира» и «Вестрис».

Творческий вечер

К 1973 году актер стал лучшим артистом труппы Театра им. Кирова, что позволило ему получить право организовать творческий вечер и самостоятельно выбирать свой репертуар для этого концерта. Тогда Барышников пригласил 2 современных хореографов — М.-Э. Мурдмаа и Г. Алексидзе — и попросил их поставить одноактные балеты специально для этого мероприятия. Руководству Кировского театра пришлось уступить, тем более что новый худрук труппы поддержал своего лучшего солиста.

Творческий вечер Барышникова на сцене Кировского театра стал вершиной его творчества в СССР. В программу концерта были включены «Дивертисмент» Алексидзе, а также «Блудный сын» и «Дафнис и Хлоя» Мурдмаа. Творческий вечер Барышникова сделал еще более очевидным его значение для советского искусства и культуры.

В 1973 году танцовщика удостоили звания заслуженного артиста РСФСР. Он снялся в нескольких балетных фильмах: «Город и песня», «Сказ о холопе Никишке» и пр.

Кроме того, его пригласил в свой телеспектакль «Фиеста» Сергей Юрский, доверивший балетному артисту драматическую роль Дона Педро.

Побег из СССР

Со временем Барышников стал все более ощущать, что ему в творческом плане тесно в Советском Союзе. Любые попытки сделать что-то новое воспринимались в штыки. Последней каплей в чаше терпения Михаила стал отказ руководства Кировского театра на предложение Ролана Пети бесплатно поставить на его сцене балетный спектакль специально для Барышникова.

В 1974 году, во время гастролей в Канаде артистов из разных театров СССР, артист балета Михаил Барышников решил не возвращаться на Родину. Решающим фактором стало то, что его давний знакомый, танцовщик Александр Минц, эмигрировавший в США в 1972 году, предложил советской звезде войти в труппу Американского театра балета.

Канада предоставила Барышникову политическое убежище, однако его побег на Запад означал полный разрыв со всеми, кто был ему дорог на Родине. В частности, этим своим поступком Барышников предал свою гражданскую жену Татьяну Кольцову, которая была одной из солисток Кировского театра. Танцор тяжело переживал разрыв всех связей с друзьями и родственниками, но понимал, что это та цена, которую ему придется заплатить за творческую свободу. Его «оплакивали» и зрители, для которых любимый артист был кем-то вроде Моцарта в мире танцев.

В составе труппы Американского театра балета

Впервые Михаил Барышников появился перед американской публикой летом 1974 года. Он вместе с такой же «невозвращенкой» Натальей Макаровой станцевал балет «Жизель». Труппа Американского театра балета выступала на сцене «Метрополитен опера» в Нью-Йорке. Публика обожала танцора. Ему устраивали овации и десятки раз поднимали занавес под возгласы «Миша! Миша!». В 1974 году Барышников стал премьером труппы и солировал во многих и в музыкальных спектаклях современных хореографов. Кроме того, он поставил балет П. И. Чайковского «Щелкунчик». Запись этого спектакля была заснята на видеокассету, и ее тираж был быстро раскуплен любителями классического танца. В Америке Барышникову удалось поработать и с Роланом Пети, о чем он мечтал еще во времена, когда танцевал в Кировском театре.

NYCB

В 1978 году основоположник неоклассического балета Джордж Баланчин пригласил Михаила Барышникова, биография которого вам уже известна, в свою труппу New York City Ballet. Он относился к бывшему солисту Кировского театра как к сыну, но великому хореографу уже исполнилось 74 года, и у него были проблемы со здоровьем. Баланчин был не в состоянии поставить для Михаила новый балет, однако Барышников станцевал главные партии в балетах «Аполлон» и «Блудный сын» Джорджа Баланчина. Эти работы звезды мирового балета стали событием в сфере танцевального искусства, а его самого назвали лучшим исполнителем спектаклей великого хореографа.

Позже в NYCB он смог поработать и с другим знаменитым создателем балетных спектаклей - Джеромом Роббинсом. Последний поставил для Барышникова «Опус 19. Мечтатель».

Возвращение в Американский театр балета

В 1988 году танцор возглавил Американский театр балета (АВТ), который когда-то стал его первым местом работы в США. Барышников руководил его труппой в течение 9 лет. До его прихода в АВТ в качестве худрука спектакли ставились для звезд, часто - приглашенных из других стран. Барышников же создал постоянную труппу. Кроме того, он выступил в качестве хореографа для балета «Золушка» С. Прокофьева и создал новую редакцию «Лебединого озера» М. И. Петипа.

Этот счастливый творческий период Барышникова завершился в 1989 году, когда великий танцор покинул АВТ. Одной из основных причин его ухода стало нежелание постоянно согласовывать свои творческие планы с советом директоров.

В последние годы

В 1990 году Барышников и Марк Моррис создали труппу White Oak Dance Project. Проект просуществовал 12 лет. Затем Михаил занялся созданием центра искусств, который открылся в 2005 году.

Михаил Барышников: фильмы

В США Барышников снялся в нескольких художественных и музыкальных фильмах. В их числе:

  • «Поворотный пункт».
  • «Щелкунчик».
  • «Дон Кихот».
  • «Белые ночи».
  • «Танцоры».
  • «Кабинет доктора Рамиреса».
  • «Кармен».
  • «Дело фирмы».
  • «Секс в большом городе (6-й сезон)».
  • «Мой папа Барышников».
  • «Джек Райан: Теория хаоса».

Из них наиболее знаменитой стала картина «Поворотный момент», получившая множество номинаций на «Оскар». Большой кассовый успех имела картина «Белые ночи». Кроме того, актер сыграл в бродвейском спектакле «Метаморфозы», за который был номинирован на премию «Тони».

Семья Михаила Барышникова

Вскоре после приезда в США танцор познакомился с двухкратным лауреатом «Оскара», актрисой Хотя брак между звездами не был заключен, в 1981 году у них родилась дочь, Александра Барышникова. Девушка пошла по стопам отца и стала балетной танцовщицей. Спустя год Михаил и Джессика расстались.

После этого прошло немало времени, прежде чем личная жизнь Михаила Барышникова наконец-то наладилась. В конце 80-х танцор женился на бывшей балерине Лизе Райнхарт. Дети Михаила Барышникова от этого союза — Питер, Анна и София. Брак единомышленников оказался счастливым и продолжается уже почти три десятка лет.

Теперь вы знаете интересные подробности из биографии Михаила Барышникова. Семья артиста в последнее время оказалась в центре внимания прессы, так как его дети подросли и стараются доказать, что достойны носить фамилию своего знаменитого отца.

Он не стремится к тому, чтобы танцевать лучше остальных, но он хочет танцевать так, чтобы превзойти самого себя - в этом и заключается вся суть Михаила Барышникова. Этого человека когда-то называли величайшим артистом в балете XX века. Михаил Барышников - это один из избранных русских людей, который внес вклад в судьбу всего мирового балета. В данной статье речь пойдет о биографии этого великого танцора. Кроме этого, ниже можно будет ознакомиться с фото Михаила Барышникова в молодости.

Биография: семья, детство

Михаил родился в 1948 году, 27 января, в городе Риге. Семья Михаила Барышникова переехала в Латвию, причиной этого стала служба отца Михаила. Отец был человеком довольно жестким, обладал крутым нравом. Отношения со своей женой и с Михаилом Барышниковым были довольно сложными.

Что касается матери Михаила, то она, напротив, прививала своему сыну с детских лет любовь к искусству, ходила с ним в филармонию и театр. Именно поэтому Михаил Барышников (фото в молодости можно будет увидеть в этой статье) был так сильно привязан к своей матери. Когда мальчику исполнилось 10 лет, он уже определил свою судьбу: Миша заявил, что хочет посвятить себя балету, и уже в этом возрасте записался на экзамен в балетную школу.

После этого началась учеба в хореографическом училище в Риге. Миша всегда мечтал сольно выступать на сцене, но проблема его заключалась в маленьком росте. Однажды педагог Елена Тангиева своему ученику сказала, что он должен дорасти. Поэтому каждый день Миша выполнял сложные упражнения, несмотря на боль в суставах, в результате чего он смог вырасти практически на 4 см. Рост Михаила Барышникова в настоящее время составляет 168 см.

Юношество

Когда Мише исполнилось двенадцать лет, мать его перевезла к бабушке на Волгу, после чего вернулась обратно в Ригу. После этого она вскоре покончила с собой. Причина данного самоубийства так и осталась для многих загадкой. Некоторое время Михаил жил с отцом, но тот, спустя какой-то период, женился во второй раз. Михаилу при этом не нашлось места в новой семье своего отца.

Начало карьеры

Спустя еще некоторое время Барышников переезжает в Ленинград, и с тех времен он больше никогда не общается с отцом. В 1964 году национальная Латвийская опера выехала на гастроли в Ленинград. И в некоторых ее спектаклях был задействован танцор Михаил Барышников. После этого один из артистов его привел в хореографическое Ленинградское училище. Таким образом, он стал учеником одной из знаменитых школ русского балета. Спустя некоторое время Михаил становится солистом прославленной на весь мир Мариинки.

Балет

В Мариинку Михаил поступил буквально сразу после вышеупомянутого училища. Это произошло 1967 году. Там он проработал на протяжении семи лет. За короткий промежуток времени Барышников завоевал большую популярность и стал знаменитым. Артисты и хореографы заметили его невероятный и уникальный талант, идеальную координацию и безупречное исполнение. Правда, стоит отметить, что внутри театра был застой. В те времена советские чиновники, которые курировали культуру, тормозили все развитие.

Михаил стремился выступать в балетных постановках, интересных ему, но подобных спектаклей в те времена существовало только лишь два: "Сотворение мира" и "Вестрис".

В 1973 году танцору разрешили организовать свой творческий вечер, а также самостоятельно подобрать репертуар. Михаил пригласил всех современных хореографов, чтобы поставить балетные танцы в одном акте. В этот вечер он исполнил "Дивертисмент", "Блудного сына", а также "Дафниса и Хлою". Этот вечер можно назвать вершиной творчества Михаила в России.

Переезд

В 1974 году Барышников отправляется на гастроли в Канаду, после чего не возвращается обратно в Россию. Там артист просит политического убежища, несмотря на то что решение остаться в Канаде далось ему весьма непросто. Вскоре Михаил получает приглашение вступить в труппу американского театра балета, в которой он стал коллективным премьером, а затем и ее руководителем.

27 июля этого же года Михаил впервые выступает перед американцами в городе Нью-Йорке. Это была партия в балете "Жизель", которая происходила на сцене Метрополитен-оперы. Все американские зрители буквально кричали от восторга. С тех времен Барышников завоевал большую популярность и в Америке.

Барышников принимал участие во многих современных и классических постановках, самостоятельно поставил версию "Щелкунчика", сотрудничал со многими хореографами в самых различных направлениях. В 1978 году Михаил переходит в балетную труппу NYCB, а спустя десять лет возвращается обратно в АБТ, откуда и начинался его путь в Соединенных Штатах как художественного руководителя и солиста.

Михаил смог создать довольно сильную труппу, а также поставить оригинальную версию "Лебединого озера" и "Золушки". Через год после этого танцор уходит из АБТ, так как он хочет согласовать свои творческие планы на будущее с дирекцией, а в 1990 году он вместе с хореографом Моррисом создает проект "Белый дуб" во Флориде.

Когда Михаил ушел из АБТ, он окончательно ушел и из классического балета. Следующий этап Барышникова - это модерн, который в США ценится так же, как и классический стиль балета. Но и здесь Михаил смог превзойти самого себя, показав совсем другой, новый уровень мужских танцев, наполнив их красотой и эстетикой. Большинство сложных балетов Барышникова представляют собой монологи-исповеди, в которых на первом плане присутствует тема неизбежности смерти, скоротечности жизни, а также размышления о творчестве.

Личная жизнь

Первое время после эмиграции жизнь давалась довольно тяжело Михаилу. До переезда в Америку он жил в гражданском браке с балериной Татьяной Кольцовой. На протяжении некоторого времени танцор не мог говорить по-английски, что также осложняло жизнь за границей. Но спустя некоторое время все стало налаживаться.

В 1976 году, весной, Михаил знакомится с актрисой по имени Джессика Лэнг. Вскоре у Михаила Барышникова с женой рождается дочь. Девочку назвали Александрой. Казалось бы, Михаил Барышников, Джессика Лэнг и их дочь являются идеальной семьей. Но это абсолютно не так. В союзе этих двух людей страсти бушевали изначально, поэтому брак можно было назвать обреченным. Можно увидеть на фото Джессику Лэнг и Михаила Барышникова. Журналисты говорили о том, что она часто изменяла своему мужу, а Джессика при этом оправдывалась тем, что Михаил буквально сводил с ума, постоянно заставляя готовить различные русские блюда, а также принимать гостей посреди ночи. В результате этого пара развелась.

Во второй раз хореограф и танцор женился на балерине Лизе Райнхарт. В этом союзе у Михаила рождается еще трое детей: две дочери, София и Анна, а также сын Петр. Фото Михаила Барышникова и детей можно увидеть в этой статье.

Вообще, жизнь Михаила в Соединенных Штатах не похожа на тяжелую жизнь эмигранта. Барышников лично был знаком с принцессой Дианой, Жаклин Кеннеди, а также дружил с самим Иосифом Бродским. Кроме этого, Михаил был владельцем популярного русского ресторана "Самовар", который находился в центре Нью-Йорка. У артиста также есть собственный завод по производству одежды и пуантов для балета, он выпустил собственные именные духи, которые продаются так же отлично, как и билеты на его выступления.

Балет является далеко не единственным творческим занятием Михаила. Танцор также увлекается в свободное время фотографией, работы его размещали когда-то в музее изобразительных искусств имени Александра Сергеевича Пушкина.

Фильмы

В период с 1974 по 2002 год Михаил принял участие в качестве актера в шести художественных фильмах. Кроме этого, за работу в кинокартине "Поворотный момент", которая была снята в 1977 году, танцор был номинирован на премию "Оскар" за второстепенную роль. Кроме этого, он снялся в таких кинокартинах, как "Это танец", "Танцовщики", "Динозавры", "Кабинет доктора Рамиреса". Но больше всего зрители заполнили Барышникова по фильму "Белые ночи". Особую популярность завоевал тот фрагмент кинокартины, в котором Барышников танцует под композицию Высоцкого "Кони привередливые". Для танцора специально на протяжении пяти лет подряд снимали телевизионные программы, в которых он принимал участие.

Еще запоминающиеся роли

Еще одной запоминающейся работой стала роль в телесериале "Секс в большом городе". В этом проекте Михаил Барышников снимался в начале двухтысячных годов. Там он исполнил роль русского художника Александра Петровского, который был возлюбленным Кэрри Брэдшоу. На Барышникова в этой роли можно посмотреть в последних сериях 6 сезона "Секс в большом городе". После этого он снялся в киноленте "Джек Райан. Теория хаоса", а также "Мой папа Барышников".

"Белый дуб" закрылся в 2002 году, после чего артист сосредоточился на издании собственной площадки. После этого он в 2005 году открывает арт-центр Михаила Барышникова, который находится в Нью-Йорке. Данный центр можно назвать креативной лабораторией, образовательным учреждением, а также площадкой для экспериментальных постановок. Кроме этого, данное учреждение имеет собственный информационный сайт, а также аккаунт в Instagram, где можно найти как промо, так и атмосферные фото.

В 2016 году, в октябре, появился довольно скандальный слух о том, что танцор всей душой ненавидит Россию. Однако выяснилось, что этими громкими заголовками в газетах журналисты обозначили прошлый статус Михаила как "невозвращенца". Кроме этого, Михаил Барышников стал главным героем выставки одного знаменитого фотографа - Роберта Уилтмена. Его выставка называлась "Михаил Барышников. Метафизика тела".

В 2017 году, в августе, танцор попал в топ-100 самых влиятельных русских людей данного столетия, которые были названы журналом Forbes. В этом же году Михаил получил латвийское гражданство.

Партии танцора

Михаил Барышников исполнил следующие партии:

  • 1969 год - Л. В. Якобсона в «Вестрисе».
  • 1969 год - И. А. Чернышова в «Ромео и Юлии» на музыку Гектора Берлиоза.
  • 1970 год - К. М. Сергеева в «Гамлете» на музыку Н. П. Червинского.
  • 1971 год - Н. Д. Касаткиной и В. Ю. Василева в «Сотворении мира» на музыку А. П. Петрова.
  • 1974 год - М. Мурдмаа в балете «Дафнис и Хлоя» на музыку Мориса Равеля.
  • 1976 год - Дж. Ноймайера в «Гамлете: сопутствующие» на музыку А. Копленда.
  • 1976 год - А. Эйли в «Па Дюка» на музыку Дюка Эллингтона.
  • 1976 год - Туайлы Тарп в «От пробы к делу» на музыку Йозефа Гайдна.
  • 1976 год - Дж. Баланчина, Дж. Роббинса в «Других танцах» на музыку Ф. Шопена.
  • 1979 год - Дж. Баланчина, Дж. Роббинса в «Опусе 19» на музыку Сергея Сергеевича Прокофьева.
  • 1978 год - Р. Пети в «Пиковой даме» на музыку Петра Ильича Чайковского.
  • 1983 год - Туайлы Тарп в «Маленьком балете» на музыку Александра Константиновича Глазунова.
  • 1984 год - Туайлы Тарп в «Сюите Синатры» на музыку Ф. Синатры.
  • 1985 год - Ф. Аштона в «Месяце в деревне» на музыку Петра Ильича Чайковского.
  • 2015 год - Роберта Уилсона в «Письме человеку».

С 14 по 30 сентября 2018 года можно будет увидеть Михаила Барышникова в Тбилиси, где пройдет ежегодный Международный театральный фестиваль.

Заключение

В заключение стоит отметить, что Михаил Барышников - это весьма успешный и популярный хореограф и танцор классического балета. Он смог завоевать любовь зрителей не только в СССР, но и в Соединенных Штатах Америки. Несмотря на все трудности переезда и языковой барьер в США, Барышников смог многого добиться в своей жизни, построив невероятную карьеру. Он смог добиться успеха не только в балете, но и в кино, сыграв незабываемые роли.

Михаил Барышников родился в Латвии, балетным танцором стал в России, а свое признание нашел в США, где его он известен как Misha

Он не вернулся в 1974 году из Канады, где был на гастролях с Большим театром. На родине из него сделали врага, имя до поры до времени «забыли», имущество конфисковали. Но в Америке не мучившийся чувством ностальгии Барышников раскрыл свой творческий потенциал в полной мере: танцор, постановщик, актер, режиссер, фотограф, ресторатор, обладатель множества премий, в том числе номинант на «Оскар». 27 января у Михаила Барышникова юбилей – ему исполняется 70 лет.

Человек без родины

Будущая звезда балетной сцены родился в Риге в семье офицера. Любовь к искусству ему привила мать. Но, когда мальчик был подростком, женщина как-то раз отправила сына к бабушке, а сама покончила жизнь самоубийством. Отец женился заново, но в этой семье мальчик чувствовал себя чужим. Единственной его отрадой стал балет.

Миша окончил Ленинградское хореографическое училище. Говорили, что он особо не выделялся и даже был угрюмым, но совершенно преображался во время танца. Интересные роли ему не доставались из-за малого роста, тогда Барышников разработал собственный комплекс упражнений и вытянулся до «положенных» 167 см.

С 1967 по 1974 год он танцевал в Мариинском театре оперы и балета (ранее Ленинградский театр оперы и балета им. Кирова), где был признан лучшим танцором, получал главные партии в постановках. Уже в 24 года Барышников был обласкан властью: жил в собственной квартире в центре города, ездил на престижной по тем временам «Волге». Но материальное никогда не держало его там, где было душно и откуда хотелось вырваться. Михаил позже говорил, что однажды осознал, как же ему не хочется жить в России, видеть людей с вечно недовольными лицами и заверять окружающих в своей любви к компартии. Барышникову хотелось расширить границы и в танцевальном прыжке перелететь на другой конец света.

Беги, Миша, беги!

Это удалось сделать в 1974 году в Канаде. Блистательно выступив на гала-концерте советской балетной труппы Большого театра, Михаил вышел на улицу, где его тут же обступили поклонники. Танцор раздавал автографы и слегка нервничал, его уже ждали друзья, которые помогали ему навсегда распрощаться с Советами. Барышников сказал фанатам, что вернется буквально через минуту, и побежал, а они за ним. Мужчина остановился, рассмеялся, подписал еще несколько фотографий, блокнотов и исчез.


Его прятали на ферме, где он напился, мысленно прощаясь с ленинградскими друзьями, любимой собакой... Через месяц Барышников уже танцевал в «Жизели» на сцене «Метрополитен-опера». Как-то он сказал, что Рига – это всего лишь географическая точка на карте, а родины у него нет в обывательском понимании. Хотя образ именно русского человека танцор неоднократно эксплуатировал в США: сыграл его в фильме «Белые ночи» и в сериале «Секс в большом городе».

Вместе с поэтом Иосифом Бродским и литературоведом Романом Капланом в 80-х Барышников открыл на Манхэттене ресторан «Русский самовар». Интересно, что его герой из сериала – художник Александр Петровский – приводит в это заведение Кэрри Брэдшоу (Сару Джессику Паркер) и угощает русским чаем с вишней.

Человек столетия

После эмиграции Михаил Барышников жадно работает, открывая для себя все новые и новые горизонты: классический балет, modern dance, бродвейский степ, ставит спектакли, снимает кино и сам снимается в фильмах, фотографирует, организовывает выставки, крутит романы с Лайзой Минелли, Джессикой Лэнг, на которой женился и от которой у него дочь Александра. Сегодня он в браке с балериной Лизой Райнхарт. У пары – сын Петр и две дочери – Анна и София. Настоящее воплощение self-made man – американской мечты.