Что такое симфония определение для детей. Симфония

  • 13.06.2019

Среди многочисленных музыкальных жанров одно из самых почетных мест принадлежит симфонии. Всегда, с момента своего возникновения и до наших дней, она чутко отражала свое время: симфонии Моцарта и Бетховена, Берлиоза и Малера, Прокофьева и Шостаковича - это размышления об эпохе, о человеке, о путях мира, путях жизни на земле.

Симфония как самостоятельный музыкальный жанр возникла сравнительно недавно: каких-нибудь два с половиной столетия тому назад. Однако за этот исторически недолгий срок она прошла гигантский путь. Слово symphonia в переводе с греческого означает всего лишь созвучие . В Древней Греции так называли приятное сочетание звуков.

Позднее им стали обозначать то оркестр, то вступление к танцевальной сюите.

В начале XVIII века этот термин заменял нынешнее понятие увертюры .

Первые симфонии в теперешнем понимании появились в центре Европы во второй половине XVIII века. И место и время ее рождения - не случайны. Зародившись одновременно в разных частях Европы, в недрах старых, сложившихся ранее музыкальных форм - танцевальной сюиты и оперной увертюры , симфония сформировалась окончательно в странах немецкого языка. В Италии национальным искусством была опера .

Во Франции, предреволюционной, уже насыщенной атмосферой свободомыслия и бунтарства, вперед вышли другие искусства, такие, как литература, живопись и театр - более конкретные, непосредственно и доходчиво выражавшие новые, будоражащие мир идеи. Когда же несколько десятков лет спустя дело дошло и до музыки, в строй революционных войск полноправным борцом вошла песня - "Карманьола", "Са ira", "Марсельеза".

Симфония же - и доныне самый сложный из всех видов не связанной с другими искусствами музыки, - требовала иных условий для своего становления, для полноценного восприятия: требовала вдумывания, обобщения - работы спокойной и сосредоточенной. Не случайно центр философской мысли, отразившей социальные сдвиги в Европе конца XVIII века, оказался именно в Германии, далекой от общественных бурь. В то же время в Германии и Австрии сложились богатые традиции инструментальной музыки. Здесь и появилась симфония.

Она возникла в творчестве композиторов чехов и австрийцев, и окончательный вид приобрела в творчестве Гайдна, чтобы у Моцарта и Бетховена достичь расцвета. Эта классическая симфония (Гайдн, Моцарт и Бетховен в историю музыки вошли как "венские классики", так как большая часть их творчества связана с этим городом) сложилась как цикл из четырех частей, которые воплотили в себе разные стороны человеческой жизни.

Первая часть симфонии - быстрая, активная, иногда предваряемая медленным вступлением. Она пишется в сонатной форме .

Вторая часть - медленная - обычно задумчивая, элегическая или пасторальная, то есть посвященная мирным картинам природы, спокойному отдохновению или мечтам. Бывают вторые части и скорбные, сосредоточенные, глубокие.

Третья часть симфонии - менуэт, а позднее, у Бетховена, и скерцо. Это - игра, веселье, живые картинки народного быта, увлекательный хоровод...

Финал - это итог всего цикла, вывод из всего, что было показано, продумано, прочувствовано в предшествующих частях. Часто финал отличается жизнеутверждением, торжественным, победным или праздничным характером.

При общей схеме, симфонии разных композиторов очень сильно отличаются. Так, если у Гайдна симфонии, в основном, безоблачные, радостные, и лишь в очень немногих из созданных им 104-х произведений этого жанра появляются серьезные или печальные тона, то симфонии Моцарта значительно более индивидуальны, иногда воспринимаются как предшественники романтического искусства.

Симфонии Бетховена насыщены образами борьбы. В них полно отразилось время эпоха Великой французской революции, высокие, вдохновленные ею гражданские идеи. Симфонии Бетховена - это монументальные произведения, по глубине содержания, по широте и силе обобщения не уступающие опере, драме, роману. Они отличаются глубоким драматизмом, героикой, пафосом. Последняя из бетховенских симфоний, Девятая, включает в себя хор, поющий восторженный и величественный гимн "Обнимитесь, миллионы" на стихи оды Шиллера "К радости". Композитор рисует здесь грандиозную картину свободного, радостного человечества, которое стремится ко всеобщему братству.

Людвиг ван Бетховен. Ода "К радости" из симфонии №9

В одно время с Бетховеном, в той же Вене, жил другой замечательный австрийский композитор, Франц Шуберт. Его симфонии звучат как лирические поэмы, как глубоко личные, интимные высказывания. С Шубертом в европейскую музыку, в жанр симфонии пришло новое течение - романтизм. Представители музыкального романтизма в симфонии - Шуман, Мендельсон, Берлиоз.

Гектор Берлиоз, выдающийся французский композитор, первым создал программную симфонию (посмотрите рассказ о программной музыке), написав для нее поэтическую программу в виде новеллы о жизни артиста.

Симфония в России - это прежде всего Чайковский. Его симфонические сочинения волнующие, захватывающие повести о борьбе человека за жизнь, за счастье. Но это и Бородин: его симфонии отличаются эпической широтой, мощью, истинно русским размахом. Это Рахманинов, Скрябин и Глазунов, создавший восемь симфоний прекрасных, светлых, уравновешенных.

В симфониях Д. Шостаковича воплощен XX век с его бурями, трагедиями и свершениями. В них отражены события нашей истории и образы людей современников композитора, строящих, борющихся, ищущих, страдавших и победивших. Симфонии С. Прокофьева отличаются эпической мудростью, глубоким драматизмом, чистой и светлой лирикой, острой шуткой.

Д. Шостакович. Симфония №7 ор. 60 «Ленинградская» до мажор. Часть 1

Любая симфония - это целый мир. Мир художника, ее создавшего. Мир времени, ее породившего. Слушая классические симфонии, мы становимся духовно богаче, мы приобщаемся к сокровищам человеческого гения, равным по значению трагедиям Шекспира, романам Толстого, стихам Пушкина, картинам Рафаэля.

СИМФОНИЯ

СИМФОНИЯ

1. Большое музыкальное произведение для оркестра, обычно состоящее из 4-х частей, из которых первая и часто последняя написаны в сонатной форме (муз.). «Симфония может быть названа большой сонатой для оркестра.» Н.Соловьев .

3. перен., чего . Одно большое целое, в котором сливаются, объединяются различные многочисленные составные части. Симфония цветов. Симфония запахов. «Эти звуки сливались в оглушительную симфонию трудового дня.» Максим Горький .

4. Алфавитный словоуказатель к церковным книгам (церк., лит.). Симфония на ветхий завет.


Толковый словарь Ушакова . Д.Н. Ушаков. 1935-1940 .


Синонимы :

Смотреть что такое "СИМФОНИЯ" в других словарях:

    См. согласие... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. симфония гармония, согласие; созвучие, словарь указатель, симфониетта Словарь русских синони … Словарь синонимов

    - (греч. созвучие). Большое музыкальное произведение, написанное для оркестра. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. СИМФОНИЯ греч. symphonia, от syn, вместе, и phone, звук, стройность, согласие звуков.… … Словарь иностранных слов русского языка

    Симфония № 17: Симфония № 17 (Вайнберг). Симфония № 17 (Моцарт), соль мажор, KV129. Симфония № 17 (Мясковский). Симфония № 17 (Караманов), «Америка». Симфония № 17 (Слонимский). Симфония № 17 (Хованесс), Symphony for Metal Оркестра, Op. 203… … Википедия

    симфония - и, ж. symphonie f. , ит. sinfonia <лат. symphonia <гр. symphonia созвучие. Крысин 1998. 1. Большое музыкальное произведение для оркестра, состоящее из 3 4 частей, отличающихся друг от друга характером музыки и темпом. Патетическая симфония… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    Жен., греч., муз. гармония, согласие звуков, многогласное созвучие. | Особый вид многогласного музыкального сочиненья. Симфония Гайдена. | Симфония на Ветхий, на Новый Завет, свод, указанье мест, где поминается одно и то же слово. Толковый… … Толковый словарь Даля

    - (латинское symphonia, от греческого symphonia созвучие, согласие), произведение для симфонического оркестра; один из основных жанров инструментальной музыки. Симфония классического типа сложилась у композиторов венской классической школы Й.… … Современная энциклопедия

    - (от греч. symphonia созвучие) музыкальное произведение для симфонического оркестра, написанное в сонатной циклической форме; высшая форма инструментальной музыки. Обычно состоит из 4 частей. Классический тип симфонии сложился в кон. 18 нач. 19 вв … Большой Энциклопедический словарь

    Симфония - (латинское symphonia, от греческого symphonia – созвучие, согласие), произведение для симфонического оркестра; один из основных жанров инструментальной музыки. Симфония классического типа сложилась у композиторов венской классической школы – Й.… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    СИМФОНИЯ, и, жен. 1. Большое (обычно из четырёх частей) музыкальное произведение для оркестра. 2. перен. Гармоническое соединение, сочетание чего н. (книжн.). С. цветов. С. красок. С. звуков. | прил. симфонический, ая, ое (к 1 знач.). С. оркестр… … Толковый словарь Ожегова

    - (греч. созвучие) название оркестрового сочинения внескольких частях. С. самая обширная форма в области концертнойоркестровой музыки. Вследствие сходства, по своему построению, с сонатой. С. может быть названа большой сонатой для оркестра. Как в… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Книги

  • Симфония. 1 , А. Бородин. Симфония. 1, Партитура, Для оркестра Тип издания: Партитура Инструменты: оркестр Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1862 года.…

Лонгрид «Симфоническая музыка» на сервисе Tilda

http:// project 134743. tilda . ws / page 621898.html

Симфоническая музыка

Музыкальные произведения, предназначенные для исполнения симфоническим оркестром.

Группы инструментов симфонического оркестра:

Духовые медные: Труба, Туба, Тромбон, Волторна.

Духовые деревянные: Гобой, Кларнет, Флейта, Фагот.

Струнные: Скрипка, Альт, Виолончель, Контробасс

Ударные: Большой барабан, малый барабан,Тамтам, Литавра, Челеста, Бубен, Тарелки, Кастаньеты, Маракасы, Гонг, Треугольник, Колокольчики, Ксилофон

Другие инструменты симфонического оркестра: Орган, Челеста, Клавесин, Арфа, Гитара, Фортепьяно(Рояль, Пианано).

Тембровые характеристики инструментов

Скрипка: Нежный, светлый, яркий, певучий, ясный, тёплый

Альт: Матовый, мягкий

Виолончель: Насыщенный, густой

Контробас: Глуховатый, суровый, мрачный, густой

Флейта: Свистящий, холодный

Гобой: Носовой, гнусавый

Кларнет: Матовый, носовой

Фагот: Сдавленный, густой

Труба: Блестящий, яркий, светлый, металлический

Валторна: Округлый, мягкий

Тромбон: Металлический, резкий, мощный.

Туба: Суровый, густой, тяжёлый

Главные жанры симфонической музыки:

Симфония, сюита, увертюра, симфоническая поэма

Симфония

- (от греч. symphonia - «созвучие», «согласие» )
ведущий жанр оркестровой музыки, сложное богато развитое многочастное произведение.

Особенности симфонии

Это крупный музыкальный жанр.
—Время звучания: от 30 минут до часа.

Основное действующее лицо и исполнитель - симфонический оркестр

Строение симфонии (классическая форма)

Состоит из 4 частей, которые воплощают разные стороны жизни человека

1 часть

Быстрая и наиболее драматичная, иногда предваряется медленным вступлением. Написана в сонатная форме, в быстром темпе(аллегро).

2 часть

Мирная, задумчивая, посвящена мирным картинам природы, лирическим переживаниям; скорбная или трагическая по настроению.
Звучит в медленном движении, пишется в форме рондо, реже в форме сонаты или вариационной форме.

3 часть

Здесь игра, веселье, картинки народной жизни. Это скерцо или менуэт в трехчастной форме.

4 часть

Быстрый финал. Как итог всех частей отличается победным, торжественным, праздничным характером. Пишется в сонатной форме или в форме рондо, рондо-сонаты.

Но бывают симфонии и с меньшим (или большим) количеством частей. Существуют и одночастные симфонии.

Симфония в творчестве зарубежных композиторов

108 симфоний

Симфония №103 «С тремоло литавр»

Свое название «с тремоло литавр » симфония получила благодаря первому такту, в котором литавра играет тремоло (итал. tremolo -дрожжащий), напоминающее отдалённые раскаты грома,
на тоническом звуке ми-бемоль. Так начинается медленное унисонное вступление (Adagio) к первой части, носящее углубленно-сосредоточенный характер.

    • Вольфганг Амадей Моцарт (1756-1791)

56 симфоний

Симфония №40

Одна из наиболее известных последних симфоний Моцарта. Большую популярность симфония приобрела благодаря необычайно искренней музыке, понятной самому широкому кругу слушателей.
Первая часть симфонии не имеет вступления, а начинается сразу изложением темы главной партии allegro . Эта тема носит взволнованный характер; вместе с тем она отличается певучестью и задушевностью.

    • Людвиг ван Бетховен (1770—1827)

9 симфоний

Симфония №5

Симфония поражает лаконизмом изложения, сжатостью форм, устремленностью развития, кажется рожденной в едином творческом порыве.
«Так стучится к нам в дверь судьба» - сказал Бетховен
о начальных тактах этого произведения. Яркая выразительная музыка основного мотива симфонии дают возможность трактовать ее как картину борьбы человека с ударами судьбы. Четыре части симфонии представляются как этапы этой борьбы.

    • Франц Шуберт (1797—1828)

9 симфоний

Симфония №8 "Неоконченная"

Одна из поэтичнейших страниц в сокровищнице мирового симфонизма, новое смелое слово в этом сложнейшем из музыкальных жанров, открывшее дорогу романтизму. Это первая лирико-психологическая драма в симфоническом жанре.
Имеет не 4 части, как симфонии композиторов классиков, а всего две. Однако две части этой симфонии оставляют впечатление удивительной цельности, исчерпанности.

Симфония в творчестве русских композиторов

    • Сергей Сергеевич Прокофьев (1891— 1953)

7 симфоний

Симфония №1 "Классическая"

Названа «классическая», т.к. в ней сохранена строгость и логика классической формы 18 века, и в то же время ее отличает современный музыкальный язык.
Музыка полна острых и «колючих» тем, стремительных пассажей Использование особенностей танцевальных жанров (полонез, менуэт, гавот, галоп). Не случайно на музыку симфонии создавались хореографические композиции.

    • Дмитрий Дмитриевич Шостакович (1906—1975)

15 симфоний

Симфония №7 "Ленинградская"

В 1941 г. симфонией №7 композитор откликнулся на страшные события Второй мировой Войны, посвященной блокаде Ленинграда (Ленинградская симфония)
«Седьмая симфония - это поэма о нашей борьбе, о нашей грядущей победе» - писал Шостакович. Симфония получила всемирное признание как символ борьбы с фашизмом.
Сухая отрывистая мелодия главной темы, несмолкающая барабанная дробь создают ощущение настороженности, тревожного ожидания.

    • Василий Сергеевич Калинников (1866-1900)

2 симфонии

Симфония №1

Первую симфонию Калинников начал писать в марте 1894 года и закон-чил ровно через год, в марте 1895-го
В симфонии наиболее ярко воплотились особенности дарования композитора— душевная открытость, непосредственность, насыщенность лирических чувств. В своей симфонии композитор воспевает красоту и величие природы, русского быта, олицетворяющих образ России, русской души, через русскую музыку.

    • Петр Ильич Чайковский (1840—1893)

7 симфоний

Симфония №5

Вступление симфонии — траурный марш. "Полнейшее преклонение перед судьбой... перед неисповедимым предначертанием",- пишет Чайковский в своих черновиках.
Так сложным путем преодоления и внутренней борьбы композитор приходит к победе над самим собой, над своими сомнениями, душевным разладом и смятенностью чувств.
Носительницей основной идеи является сжатая, ритмически упругая тема с неизменным тяготением к исходному звуку, которая проходит через все части цикла.

"Цель музыки - трогать сердца"
(Иоганн Себастьян Бах).

"Музыка должна высекать огонь из людских сердец"
(Людвиг ван Бетховен).

"Музыка даже в самых ужасных драматических положениях должна всегда пленять слух, всегда оставаться музыкой"
(Вольфганг Амадей Моцарт).

"Музыкальный материал, то есть мелодия, гармония и ритм, безусловно, неисчерпаем.
Музыка есть сокровищница, в которую всякая национальность вносит свое, на общую пользу"
(Петр Ильич Чайковский).

Любите и изучайте великое искусство музыки. Оно откроет вам целый мир высоких чувств, страстей, мыслей. Оно сделает вас духовно богаче. Благодаря музыке вы найдете в себе новые неведомые вам прежде силы. Вы увидите жизнь в новых тонах и красках"
(Дмитрий Дмитриевич Шостакович).

Симфония (от греч. "созвучие") - произведение для оркестра, состоящее из нескольких частей. Симфония - самая музыкальная форма среди концертной оркестровой музыки.

Классическое строение

Благодаря относительной схожести строения с сонатой симфонию можно назвать большой сонатой для оркестра. Соната и симфония, а также , трио, квартет и т. д. относятся к "сонатно-симфоническому циклу" - циклическая музыкальная форма произведения, в которой принято хотя бы одну из частей (обычно первую) излагать в сонатной форме. Сонатно-симфонический цикл является наиболее крупной циклической формой среди чисто инструментальных форм.

Как и в сонате, в классической симфонии есть четыре части:
- первая часть, в быстром темпе, пишется в сонатной форме;
- вторая часть, в медленном движении, пишется в форме рондо, реже в форме сонаты или вариационной форме;
- третья часть, скерцо или менуэт в трехчастной форме;
- четвёртая часть, в быстром темпе, в сонатной форме или в форме рондо, рондо-сонаты.
Если первая часть написана в умеренном темпе, то за ней, наоборот, может следовать быстрая вторая и медленная третья часть (например, 9-я симфония Бетховена).

Учитывая то, что симфония рассчитана на большие силы оркестра, каждая часть в ней пишется шире и подробнее, чем, например, в обычной фортепианной сонате, так как богатство выразительных средств симфонического оркестра предусматривает развернутое изложение музыкальной мысли.

История симфонии

Термин симфония использовался в Древней Греции, в средние века и в в основном для описания различных инструментов, особенно тех, которые способны производить больше, чем один звук одновременно. Так в Германии симфония до середины 18-го века являлась общим термином для разновидностей клавесина - спинетов и верджинелов, во Франции так называли шарманки, клавесины, двухголовые барабаны и т.п.

Слово симфония для обозначения "звучащих вместе" музыкальных произведений начало появляться в названиях некоторых работ 16-го и 17-го века, у таких композиторов как Джованни Габриели (Sacrae symphoniae, 1597, и Symphoniae sacrae 1615), Адриано Банкьери (Eclesiastiche Sinfonie, 1607), Лодовико Гросси да Виадана (Sinfonie musicali, 1610) и Генрих Шютц (Symphoniae sacrae, 1629).

Прототипом симфонии может считаться , сложившаяся при Доменико Скарлатти в конце XVII века. Эта форма уже тогда называлась симфонией и состояла из трёх контрастных частей: allegro, andante и allegro, что сливались в одно целое. Именно эта форма часто рассматривается как прямая предтеча оркестровой симфонии. Термины "увертюра" и "симфония" были взаимозаменяемыми на протяжении большей части 18-го века.

Другими важными прародительницами симфонии были оркестровая сюита, состоявшая из нескольких частей в простейших формах и преимущественно в одной и той же тональности, и рипиено концерт (ripieno concerto) - форма, напоминающая концерт для струнных и континуо, но без сольных инструментов. В этой форме создавали произведения Джузеппе Торелли и , возможно, самым известным рипиено концертом является "Бранденбургский концерт № 3" Иоганна Себастьяна Баха.

Основателем классической модели симфонии считается . В классической симфонии только первая и последняя части имеют одинаковую тональность, а средние пишутся в тональностях, родственных с главной, по которой и определяется тональность всей симфонии. Выдающиеся представители классической симфонии - Вольфганг Амадей Моцарт и Людвиг ван Бетховен. Бетховен резко расширил симфонию. Его Симфония № 3 ("Героическая"), имеет масштаб и эмоциональный диапазон, превосходящие все более ранние работы, его Симфония № 5, возможно, яваляется самой знаменитой симфонией, из когда-либо написанных. Его симфония № 9 становится одной из первых "хоровых симфоний" с включением партий для солистов и хора в последней части.

Романтическая симфония стала соединением классической формы с романтической экспрессией. Развивается также тенденция программности. Появляются . Главной отличительной чертой романтизма было разрастание формы, состава оркестра и плотности звучания. К самым выдающимся авторам симфоний этой эпохи относятся Франц Шуберт, Роберт Шуман, Феликс Мендельсон, Гектор Берлиоз, Йоханнес Брамс, П. И. Чайковский, А. Брукнер и Густав Малер.

Начиная со второй половины 19 века и особенно в 20 веке произошла дальнейшая трансформация симфонии. Стало необязательным четырёхчастное строение: симфонии могут содержать от одной (7-я Симфония ) до одиннадцати (14-я симфония Д. Шостаковича) частей и более. Многие композиторы экспериментировали с размером симфоний, так Густав Малер создал свою 8-ю симфонию названную "Симфония тысячи участников" (из-за сил оркестра и хоров, необходимых для её исполнения). Необязательной становится использование сонатной формы.
После 9-й симфонии Л. Бетховена композиторы чаще стали вводить в симфонии вокальные партии. Однако постоянной остается масштабность и содержательность музыкального материала.

Список выдающихся авторов симфоний
Йозеф Гайдн - 108 симфонии
Вольфганг Амадей Моцарт - 41 (56) симфоний
Людвиг ван Бетховен - 9 симфоний
Франц Шуберт - 9 симфоний
Роберт Шуман - 4 симфонии
Феликс Мендельсон - 5 симфоний
Гектор Берлиоз - несколько программных симфоний
Антонин Дворжак - 9 симфоний
Иоганнес Брамс - 4 симфонии
Петр Чайковский - 6 симфоний (а также симфония "Манфред")
Антон Брукнер - 10 симфоний
Густав Малер - 10 симфоний
- 7 симфоний
Сергей Рахманинов - 3 симфонии
Игорь Стравинский - 5 симфоний
Сергей Прокофьев - 7 симфоний
Дмитрий Шостакович - 15 симфоний (также несколько камерных симфоний)
Альфред Шнитке - 9 симфоний

СИМФОНИЯ

(от греч. - созвучие) - музыкальное произведение для симфонического оркестра, написанное в сонатной циклической форме. как правило состоит из 4 частей. симфония формировалась на протяжении нескольких веков и в 18 в. превратилась в самостоятельный концертный жанр; на его развитие оказали влияния другие жанры оркестровой музыки.

Словарь музыкальных терминов. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое СИМФОНИЯ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • СИМФОНИЯ в Большом энциклопедическом словаре:
    (от греч. symphonia - созвучие) музыкальное произведение для симфонического оркестра, написанное в сонатной циклической форме; высшая форма инструментальной музыки. Обычно …
  • СИМФОНИЯ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (от греч. symphonia - созвучие, от syn - вместе и phone - звук), музыкальное произведение в сонатной циклической форме, предназначенное …
  • СИМФОНИЯ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Симфония (греч. созвучие)- название оркестрового сочинения внескольких частях. С. - самая обширная форма в области концертнойоркестровой музыки. Вследствие сходства, по …
  • СИМФОНИЯ в Современном энциклопедическом словаре:
  • СИМФОНИЯ
    (латинское symphonia, от греческого symphonia - созвучие, согласие), произведение для симфонического оркестра один из основных жанров инструментальной музыки. Симфония классического …
  • СИМФОНИЯ в Энциклопедическом словарике:
    и, ж. 1. Большое музыкальное произведение для оркестра. С. Шостаковича. Симфонический - связанный с формой симфонии, с исполнением больших музыкальных …
  • СИМФОНИЯ в Энциклопедическом словаре:
    , -и, ж. 1. Большое (обычно из четырех частей) музыкальное произведение для оркестра. 2. перен. Гармоническое соединение, сочетание чего-н. (книжн.). …
  • СИМФОНИЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    СИМФ́ОНИЯ (от греч. symphonia - созвучие), муз. произведение для симф. оркестра, написанное в форме сонатного цикла; высшая форма инстр. музыки. …
  • СИМФОНИЯ в Словаре Кольера:
    музыкальное сочинение для оркестра, обычно в трех или четырех частях, иногда с включением голосов. Происхождение. В конце эпохи барокко ряд …
  • СИМФОНИЯ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    симфо"ния, симфо"нии, симфо"нии, симфо"ний, симфо"нии, симфо"ниям, симфо"нию, симфо"нии, симфо"нией, симфо"ниею, симфо"ниями, симфо"нии, …
  • СИМФОНИЯ в Популярном толково-энциклопедическом словаре русского языка:
    -и, ж. 1) Большое музыкальное произведение для симфонического оркестра, написанное в сонатной циклической форме. Симфонии Сибелиуса. 2) перен. , чего …
  • СИМФОНИЯ в Новом словаре иностранных слов:
    (гр. symphonia созвучие) 1) высший род инструментальной музыки, гл. обр. для симфонического оркестра; с. состоит обычно из 4 частей; …
  • СИМФОНИЯ в Словаре иностранных выражений:
    [ 1. высший род инструментальной музыки, гл. обр. для симфонического оркестра; с. состоит обычно из 4 частей; 2. * гармоническое …
  • СИМФОНИЯ в Словаре синонимов Абрамова:
    см. гармония, …
  • СИМФОНИЯ в словаре Синонимов русского языка:
    гармония, симфониетта, …
  • СИМФОНИЯ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    ж. 1) а) Большое музыкальное произведение для оркестра, состоящее обычно из 3-4 частей, отличающихся друг от друга характером музыки и …
  • СИМФОНИЯ в Словаре русского языка Лопатина:
    Симф`ония, -и (словарь-указатель к Священному …
  • СИМФОНИЯ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    симфония, -и …
  • СИМФОНИЯ в Орфографическом словаре:
    симф`ония, -и (словарь-указатель к священному …
  • СИМФОНИЯ в Орфографическом словаре:
    симф`ония, -и …
  • СИМФОНИЯ в Словаре русского языка Ожегова:
    большое (обычно из четырех частей) музыкальное произведение для оркестра симфония гармоническое соединение сочетание чего-нибудьLib С. цветов. С. красок. С. …
  • СИМФОНИЯ в Словаре Даля:
    жен. , греч. , муз. гармония, согласие звуков, многогласное созвучие. | Особый вид многогласного музыкального сочиненья. Симфония Гайдена. | Симфония …
  • СИМФОНИЯ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    (от греч. symphonia - созвучие), музыкальное произведение для симфонического оркестра, написанное в сонатной циклической форме; высшая форма инструментальной музыки. Обычно …