Поиск себя аргументы из литературы. Рассуждение Проблема ценность человеческой жизни (ЕГЭ по русскому)

  • 14.04.2019

?Патриарх Московский и всея Руси Кирилл:

Ради чего мы живём? Бог предопределил мир к безграничному развитию и совершенствованию. Каждый из нас должен быть соработником Богу в этом великом деле, и начинается это с человеческой личности.

Господь каждого создаёт имеющим свою непреходящую ценность. Некоторые говорят: мы живём ради будущих поколений, видим смысл своего бытия в детях. Это замечательно, но я хотел бы спросить: разве ценность последующего поколения больше, чем ценность предыдущего? Не уверен. Да, человеку свойственно жить ради будущего, но это не может быть единственной целью, потому что наша собственная личность уникальна. Соработничество Богу — вот смысл жизни. В первую очередь это совершенствование самого себя — умственное, духовное, физическое. Тогда всё будет выстроено правильно, тогда мы будем работать на достижение великой цели, которая заключается в преображении всего мироздания.

Дмитрий Леонтьев, директор Института экзистенциальной психологии и жизнетворчества, доктор психологических наук:

Главное помогли понять Лев Толстой и Виктор Франкл, австрийский психолог и философ.

1. Нельзя абстрактно ставить вопрос о смысле жизни вообще, только — о смысле моей жизни.

2. Бесполезно пытаться найти ответ и подстроить под него жизнь; наоборот, старайся, чтобы жизнь твоя была небессмысленна, а потом уже можно её смысл постигать разумом.

3. Смысл находится в мире, его нельзя выдумать или найти в себе.

4. Возможность смысла открыта любому человеку, независимо от его свойств и условий жизни.

5. Не спрашивай о смысле жизни, а отвечай на этот вопрос делом, своей жизнью.

6. Поиск смысла бесконечен, а нахождение часто иллюзорно. Блаженны ищущие, а не нашедшие.

?Сергей Савельев, эволюционист, доктор биологических наук:

Цель любого биологического организма — перенос генома в следующее поколение. И смысл нашей жизни в том же. Поскольку человек — животное, смысл его существования определяется тремя мотивами — желания еды, размножения и доминирования. Всё остальное проистекает из этих трёх, зачастую просто маскируя их.

Источник:
В чём смысл жизни?
Спецпроект «100 главных вопросов России». Вопрос №31
http://www.aif.ru/dontknows/answer/1036690

Сочинение ЕГЭ по проблеме смысла жизни

В чем заключается смысл жизни (по тексту Ю Бондарева)

В чем заключается смысл жизни? Ответ на этот вопрос можно найти в тексте Ю. Бондарева. Одну из проблем текста — проблему смысла жизни автор раскрыл через размышления о поведении людей на войне.

Поставленный в начале текста риторический вопрос призывает читателя к вниманию, обостряет его интерес к проблеме. Война для человека — экстремальная ситуация, когда остро стоит вопрос о жизни и смерти. Именно на войне возрастает цена жизни и ее смысл.

Не могу не согласиться с мнением автора. Я разделяю его точку зрения. Главное в жизни для человека — найти смыл жизни. Когда он есть, человек целенаправленно идет по жизни. Он не растрачивает силы на пустяки. Однако очень трудно определить свой истинный смысл жизни. Для этого нужно все осмысливать, понять себя, найти истинное свое предназначение.

Эту проблему затрагивает в своей статье и Д.С. Лихачев в книге «Письма о добром». Он пишет о том, что смысл человеческой жизни в том, чтобы прожить достойно и оставить после себя добрую память.

А древнегреческий философ Аристотель свое представление о смысле жизни выразил в цитате: « В чем смысл жизни? Служить людям и делать добро». Для него смысл жизни заключается в заботе о людях, в помощи другим.

Статья заставляет думать о своей жизни, о важности дел и поступков, которые ты в жизни совершишь. Думать о том, какой след останется от тебя на земле.

Из текстов для подготовки к ЕГЭ по русскому языку мы выделили самые актуальные и часто встречающиеся проблемы, касающиеся смысла жизни. К каждой из них мы подобрали интересные аргументы из литературы. Все они доступны для скачивания в формате таблицы, ссылка в конце статьи.

В помощи людям

  1. Проблема смысла жизни полностью раскрывается в рассказе А.И. Солженицына «Матрёнин двор» . Именно в этом произведении главная героиня, не щадя себя, помогает людям. На протяжении всей своей жизни Матрёна всегда отдавала всё, что у неё было, и ничего не требовала взамен. Несмотря на то, что многие просто пользовались добротой героини, она радовалась каждому дню и была благодарна за свою жизнь. По мнению самого автора, именно Матрёна и есть самый настоящий праведник, на котором держится абсолютно всё.
  2. Наташа Ростова, героиня романа–эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир» , видит свой смысл жизни в семье и любви к людям. Начиная с самого детства, она души не чаяла в родителях, братьях и сестрах. Будучи замужней женщиной, Наташа отдавала всю свою любовь мужу, Пьеру Безухову, и детям. Также Ростова не забывала и о помощи незнакомым людям. Вспомним эпизод после Бородинского сражения, когда героиня бескорыстно помогает раненным солдатам и размещает их у себя дома. Наташа Ростова живет ради того, чтобы сеять вокруг себя доброту, любовь и ласку.

В материальных ценностях

  1. Фамусовское общество, известное по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» , считало своим смыслом жизни лишь материальные ценности. Слава, чин, деньги, положение в обществе – всё это играет для них главную роль. И для достижения этого они не боятся лицемерить, совершать подлости, пакостничать и сплетничать. Например, Молчалин обманывает дочь своего начальника, изображая любовь, только бы добиться повышения и протекции. Лишь один Чацкий понимает, что это ложные ценности, но светское общество отказывается в это верить и просто не принимает его точку зрения.
    2. Пожалуй, рассказ И.А. Бунина «Господин из Сан–Франциско» является самым настоящим примером, в котором смысл жизни героя – это материальные блага. Безымянный Господин всё время работал, чтобы обеспечить себе и своей семье счастливое существование. Именно существование, так как каждый их день был похож на предыдущий. Герой не видел смысла жизни в любви или семье, поэтому их единственный совместный отдых превращается в рутинное прозябание на палубе, когда даже поговорить не о чем. Не мудрено, ведь для героя самое главное – это деньги, но жена и дочь не могут о них беседовать. Именно на примере своего героя автор хочет показать, насколько ничтожен такой набор жизненных ценностей. Недаром все пассажиры, зациклившиеся на богатстве, плывут на судне под названием «Атлантида» — они обречены на гибель.

В служении Родине

  1. Для многих героев русской литературы смысл жизни заключается в служении Отчизне. Например, для Андрея Соколова из рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека» . Узнав о начале войны, он безоговорочно отправился на фронт. Да, ему было трудно – несколько ранений, плен, но Андрей ни разу не задумывался о том, чтобы предать свою Родину. Даже мысль об этом вызывала у него отвращение. Храбро вёл себя Соколов и в лагере. Вспомним эпизод, когда герой отказался пить вместе с немецким комендантом Мюллером. Как мы видим, смысл жизни для Андрея – это его отчизна и любовь к ней.
  2. Для Василия Тёркина, героя поэмы А.Т. Твардовского «Василий Тёркин» , Родина – это смысл жизни. Он — обычный солдат, который не боится отдать собственную жизнь ради победы над врагом. Тёркин — храбрый, ловкий, мужественный и сильный. Его не пугают трудности, так как с помощью своей смекалки он способен найти выход из любой ситуации. Герой достоин настоящего уважения. Василий Тёркин – это пример истинного патриота своей страны, который готов ради неё на всё.

В любви

  1. Главная героиня драмы А.Н. Островского «Гроза», Катерина, считала смыслом своей жизни любовь. Именно это чувство неразрывно было связано у неё со свободой, которой ей не хватало. Всю свою жизнь героиня хотела любить и быть любимой. Однако её муж, Тихон, не обращал внимания на Катерину. С каждым днём героиня ощущала себя всё несчастнее и несчастнее. Лишь после появления Бориса героиня поняла, что она способна на любовь. Эта запретная связь тяготила Катерину, но поделать она ничего не могла, ведь ей так хотелось быть любимой и в этом чувстве обрести долгожданную свободу. Однако конфликт чувства и долга привел ее к тому, что она не смогла жить, отказавшись от одной из конфликтующих сторон. Женщина избрала смерть, так как утратила смысл в жизни.
  2. Смысл жизни в любви видел и герой повести А.И. Куприна «Гранатовый браслет». Несмотря на то, что эти чувства были обречены с самого начала, Желтков продолжал всем сердцем любить Веру. Он ничего не требовал взамен. Для него самое главное – это её счастье. Желтков никогда не позволял себе переступить черту, зная, что Вера — замужняя женщина. На своём примере герой доказал, что любовь сильнее смерти. Когда его вынудили отказаться от своего чувства, он покинул этот мир, ведь жил лишь ради любви.

Поиски смысла жизни

  1. В романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» герой всю жизнь искал свое предназначение. Однако любое дело приносило лишь скуку и разочарование. Ему надоела пустая болтовня в свете, он принялся за организацию хозяйства в унаследованной деревне. Но и эта деятельность вскоре перестала его интересовать. Дружба и любовь тоже не вдохновляли Евгения. В итоге он слишком поздно понял, что именно в них мог бы найти себя. Пушкин оставляет финал открытым, дабы подчеркнуть, что впереди у героя лишь однообразные одинокие скитания, которые нет смысла описывать. Свой смысл жизни он потерял из-за пресыщенности и лени души.
  2. В романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» Печорин ищет смысл жизни, но не находит его из-за своих пороков: эгоизма, боязни чувств и равнодушия. Многие люди идут к нему с добром, лаской и любовью, но взамен получают лишь холодность. Из-за этого Григорий Александрович одинок и бессилен обрести предназначение. Он заплутал в лабиринтах судьбы и потерял надежду на благополучный исход. Ни на службе, ни в семье, ни в творчестве герой не смог получить удовлетворение своих амбиций. Поэтому критики назвали его «лишним человеком», который бесплодно сгинул в небытие, так и не применив свои навыки и знания.
  3. В романе-эпопее «Война и мир» Л. Н. Толстого один из героев на протяжении всего повествования искал себя. Пьер Безухов пробовал найти свое место в высшем свете, но убедился в его фальши и лицемерии. Затем он нашел любовь, но и в ней разочаровался, получив обман вместо преданности и ласки. Он даже вступил в тайное общество, дабы приносить обществу пользу. Однако ни одна из этих ролей ему не подошла, каждая из них не приносила полного удовлетворения. Только в лоне семьи после всех своих скитаний он обрел себя и смысл бытия. Дети, супружество, честный труд во благо народа – вот, что стало для Пьера настоящим предназначением.

Ложный смысл жизни и последствия ошибки

  1. В произведении Н. В. Гоголя «Шинель» герой жил, не осознавая, зачем. Его существование было лишь ничтожным прозябанием маленького человека в большом городе. Поэтому он нашел его подобие в признании окружения. Он хотел заслужить его не заслугами, а внешним видом. Новая шинель, как ему казалось, стала поводом уважать его персону. Из-за этого он неестественно привязался к этой вещи, и даже погиб от горя, потеряв ее. Если человек ошибается в выборе жизненных ориентиров, его ждут трагические последствия ошибки.
  2. В пьесе А. П. Чехова «Дядя Ваня» герой всю свою жизнь проработал во имя ложных идеалов. Он и его племянница трудились за минимальное вознаграждение, а все оставшиеся деньги отсылали отцу девушки, мужу покойной сестры дяди Вани. Он – профессор, и в его лице скромные люди видели саму науку, которой они охотно служили. Однако личная встреча с кумиром показала им, что они пожертвовали всем ради самодовольного ничтожества. Психологический кризис Ивана Войницкого после осознания ложности идеалов привел к тому, что тихий и робкий мужчина пытался убить родственника. Однако в финале он смирился с судьбой и своим глубоким несчастьем.
  3. В произведении А. П. Чехова «Ионыч» главная героиня отвергает предложение Старцева, дабы отправиться в столицу и поступить в консерваторию. Девушка видит смысл своей жизни в музыке. Все нахваливали ее игру на фортепьяно, никто не сомневался в успехе. Но мадмуазель Туркина на деле оказалась посредственной пианисткой. Она вернулась в родной город ни с чем, но так же усердно занималась музыкой, хотя это уже не имело никакого значения. Екатерина разочаровалась в себе и не нашла в себе сил обрести новый стимул развиваться.

Обычно его пишут в рамках итогового сочинения. Соответственно выразить свое мнение не достаточно, необходимо привести аргументы, добиться последовательности изложения, по возможности привести примеры из жизни и литературы. Желательно выстроить картину «хеппи-энда» и отразить картину происходящего в позитивном ключе. То есть не говорить о том, как плохо живется людям без цели в жизни, а писать, как хорошо живется цель имеющим. Хотя можно привести и контрастные примеры. Рекомендуемый объем – от 350 слов. Далее мы поговорим о том, как писать сочинение, какие аргументы использовать и приведем примеры готовых эссе.

Критерии оценки

Хорошее сочинение должно соответствовать критериям оценки. Ваша красноречивость и сильная авторская позиция не будут играть особой роли, если при проверке будет обнаружено несоответствие критериям. Если вы считаете, что цель в жизни не только не важна, но и вредна – не стоит писать об этом. Вы можете быть правы, с вами согласятся многие психологи. Но высокую оценку вы не получите. Поэтому в этом случае лицемерьте и пишите работу по всем правилам. А возможность высказать свое истинное мнение у вас еще будет, поверьте.

Согласно данным ФИПИ, критериями оценки итогового сочинения являются:

  • Соответствие теме.
  • Аргументация с привлечением литературного материала.
  • Композиция и логика рассуждения.
  • Качество письменной речи.
  • Грамотность.

Базовые критерии – первый и второй. Здесь выставляется зачет или незачет. Соответственно сочинение должно раскрывать тему, иметь коммуникативный замысел. В качестве аргументации важно использовать литературу, желательно ту, которую вы проходили в рамках школьной программы. Цитаты и примеры из литературных произведений необходимо приводить грамотно, как бы находя подтверждения ваших доводов в словах автора.

Без привлечения литературного материала сочинение писать нельзя.

Композиция и логика рассуждения – это фактически последовательность изложения, а также соотношение тезисов и доказательств.

Выдвинули тезис – приведите доказательства, подкрепите примерами.

Под качеством речевого оформления понимается разнообразие лексики. Старайтесь избегать штампов, использовать уместные термины. Не уверены в трактовке – не используйте.

Что же касается грамотности, то незачет выставляется в случае, когда грамматические ошибки затрудняют восприятие текста. Обычно допускается не более 5 ошибок на 100 слов. Советуем не использовать слова, в грамотности написания которых вы не уверены. Русский язык, как вы помните, богат, гибок и живописен – найдите синонимы.

Рейтинг ТОП-10 лучших онлайн школ



Международная школа иностранных языков, включая японский, китайский, арабский. Так же доступны компьютерные курсы, искусство и дизайн, финансы и учёт, маркетинг, реклама, PR.


Индивидуальные занятия с репетитором по подготовке к ЕГЭ, ОГЭ, олимпиадам, школьным предметам. Занятия с лучшими преподавателями России, более 23 000 интерактивных задач.


Образовательный IT-портал, который помогает стать программистом с нуля и начать карьеру по специальности. Обучение с гарантированной стажировкой и бесплатные мастер-классы.



Крупнейшая онлайн-школа английского языка, которая дает возможность индивидуально выучить английский с русскоязычным преподавателем или носителем языка.



Школа английского языка по Skype. Сильные русскоязычные преподаватели и носители языка из Великобритании и США. Максимум разговорной практики.



Онлайн школа английского языка нового поколения. Преподаватель общается со студентом по Скайпу, а урок проходит в цифровом учебнике. Персональная программа обучения.


Дистанционная онлайн-школа. Уроки школьной программы с 1 по 11 класс: видео, конспекты, тесты, тренажеры. Для тех, кто часто пропускает школу или проживает вне России.


Онлайн-университет современных профессий (веб-дизайн, интернет-маркетинг, программирование, менеджмент, бизнес). После обучения студенты могут пройти гарантированную стажировку у партнеров.


Крупнейшая площадка онлайн образования. Позволяет получить востребованную интернет-профессию. Все упражнения размещены онлайн, доступ к ним не ограничен.


Интерактивный онлайн-сервис для изучения и практики английского языка в увлекательной игровой форме. Эффективные тренировки, перевод слов, кроссворды, аудирование, словарные карточки.

Аргументы и примеры из литературы

О недостижимых целях . Роман Р. Гальего «Белое на черном» подтверждает мысль о том, что нет непреодолимых препятствий. Главный герой болен, разлучен с матерью, проводит тяжелую и лишенную радостей жизнь. Но, несмотря ни на что, он продолжает учиться и не сдается, в итоге становится известным, признанным писателем. Кстати, роман автобиографический.

Великая цель . Она направлена на достижение блага не только для себя, но и для окружающих людей. При этом она не является утопией, а вполне реальна с точки зрения здравого смысла. Пример – повесть В. Аксенова «Коллеги», где три друга становятся врачами и, осознав важность своей жизни, получают возможность спасать жизни людей.

Отсутствие цели . Герои пьесы «На дне» Максима Горького не имеют цели в жизни. Они живут, руководствуясь насущными желаниями – выпить, поесть и так далее. Один из героев, кажется, хочет обрести цель и найти лечебницу, вернуться к прошлой (возможно вымышленной) славе и яркой жизни, но не находит в себе сил и в итоге вешается.

Цель не оправдывает средства . Азамат из «Героя нашего времени» М. Ю. Лермонтова хотел любыми способами заполучить коня Карагеза, принадлежащего Казбичу. Одержимый этим желанием, он вступает в сделку с Печориным и крадет ради этой затеи Бэлу. В результате он вынужден навсегда покинуть свой дом. Его поступок приводит к смерти Бэлы и разрушенной жизни Казбича, который одержимый горем убивает похищенную возлюбленную.

Истинные и ложные . Истинная цель помогает стать счастливым человеком, ложная делает человека несчастным или не приносит ему никакого удовлетворения. Так цели Печорина являются ложными – чего бы он страстно не желал, достигнутое не радует его. Он жалеет о том, что нарушил быт «честных контрабандистов», теряет интерес к любви Бэлы, убивает на дуэли Грушницкого.

Прежде всего, старайтесь добиться стройности повествования. В его основе должна лежать главная мысль и логика рассуждений. Обозначьте главную мысль в начале, например «Цель жизни важна для человека». Далее приведите доказательства: к чему приводит бесцельное существование и, наоборот, к чему приводит наличие осмысленных желаний. Подкрепите сказанное примерами из литературных произведений, приведите цитаты.

Что важно учесть в ходе написания:

  • Четко формулируйте мысли – в тексте не должно быть размытых формулировок.
  • Аргументируйте и подкрепляйте доказательствами каждый тезис, избегайте доводов.
  • Не идите вразрез с общественным мнением, не используйте сарказм.
  • Используйте минимум 2 примера из литературы.
  • Выражайте свою позицию и соотносите ее с позицией авторов произведений.
  • Перечитывайте написанное – это поможет избежать ошибок.
  • Следите за объемом сочинения, оно должно включать в себя порядка 350 слов.
  • Не используйте термины, в трактовке которых вы до конца не уверены.
  • Не используйте цитаты и произведения, в именах авторов и героев которых есть сомнения.

Очень важно, чтобы вы могли опираться на литературную базу. Обычно направление, по которому будет писаться итоговое сочинение, известно задолго до самого экзамена.

Не ленитесь искать как можно больше подходящих примеров и заучивать некоторые цитаты. Практика показывает, что один и тот же пример из литературного произведения можно использовать в сочинении на любую тему из заданного направления. Потому чем более широкой будет ваша литературная база – тем лучше.

Примеры сочинений

Вариант 1. Почему важно иметь цель в жизни?

Иметь цель в жизни – значит понимать, чего ты действительно хочешь добиться. Бесцельное существование приводит к отсутствию стремлений, а иногда и к отсутствию желаний. Человек не понимает, чего он действительно хочет достичь. Он «мечется», быстро теряет интерес к тому, чем занимается. Он выбирает работу, которую потом ненавидит. Он теряет время и в итоге остается у «разбитого корыта», понимая, что его жизнь прошла зря.

Страшнее отсутствие цели в жизни – постановка ложных целей, которые не приносят счастья ни человеку, ни окружающим его людям.

Яркий пример тому – герой романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» прапорщик Григорий Печорин. Его цели оказываются спонтанными и больше походят на импульсивные желания.

Он разрушает жизнь Бэлы, получив ее расположение и остыв к ней. Он разрушает жизнь жителей Тамани, вынуждая девушку бросить слепого мальчика, о судьбе которого остается только догадываться. Печорин даже понимает это, говоря: «И зачем было судьбе кинуть меня в мирный круг честных контрабандистов?». При этом удовлетворения при достижении поставленных целей он не находит ни в одной из ситуаций.

Цели Григория не только ложные – они причиняют боль окружающим его людям. Такая же цель, но уже не ложная, была у брата Бэлы – Азамата. Во что бы то ни стало, он хотел заполучить коня Казбича, которого Печорин пообещал достать ему в обмен на Бэлу. Азамат был так одержим своим желанием, что не думал о последствиях. В результате он получил коня, но был вынужден навсегда покинуть семью. Отчасти и по его вине от рук Казбича погибает Бэла – очевидно, что кражей коня он был раздосадован больше, чем невозможностью жениться на любимой девушке.

И совсем другой пример мы видим в повести В. Аксенова «Коллеги». Здесь три героя, три молодых врача, сначала даже не осознают цели своей жизни. До тех пор, пока один из главных героев, Александр Зеленин, не получает серьезное ранение. Тогда друзьям удается вырвать его из лап смерти, и они понимают, насколько важной и благородной является их работа – спасать жизни других людей. Она и становится их целью жизни.

Мне кажется, что человек должен найти великую цель – направленную на созидание. Ту, которая делает лучше его жизнь и жизнь окружающих его людей. При этом не так важно, будет ли она глобальной. Возможно, я никогда не смогу стать президентом или миллиардером, чтобы менять жизни тысячи людей в лучшую сторону. Но я смогу стать врачом и быть в состоянии спасти десятки жизней. Моя цель будет благородной, я буду ощущать ее ценность для других людей и самого себя. Я буду по-настоящему счастлив.

Вариант 2. Почему важна цель в жизни?

Ф. М. Достоевский писал: «Жизнь задыхается без цели». И это действительно так. Вокруг мы видим множество людей, которые бесцельно проводят свою жизнь. Они ничего не хотят, кроме просмотра сериалов в выходные. Ни к чему не стремятся, кроме как к приобретению новой машины в кредит. Цель делает человека лучше, его мысли – добрее и чище. Конечно, в том случае, если она направлена на созидание и развитие, не приносит вреда человеку и окружающим его людям.

Цель не оправдывает средства. Насколько бы много она не значила для человека, и насколько бы благой не была в итоге. Герой романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Родион Раскольников был одержим идеей убийства старухи-процентщицы. С одной стороны его цель была благой – он хотел раздать ее деньги нуждающимся. Но достигалась она мерзким путем – убийством. Мерзость этой цели породила в голове Раскольникова безумную теорию о «тварях дрожащих и право имеющих». Эта цель разрушала жизнь Родиона, который был погружен в раскаяния и попросту не мог жить нормально, пока не нашел смысл в Боге.

Хотя мне не кажется, что цель и смысл жизни стоит отождествлять между собой. Смысл жизни в самой жизни, а цель задает вектор нашего движения, направляет жизнь в нужное русло. Она заставляет нас действовать, когда руки опускаются.

Достаточно вспомнить Алексея Мересьева из «Повести о настоящем человеке» Б. Н. Полевого. Летчик получает серьезные травмы, в результате которых ему ампутируют ноги. Он считает, что его жизнь кончена – он больше никогда не сможет летать, а любимая женщина выйдет за него замуж только из жалости. Но его цель настолько важна для него, что он не опускает рук – верит в себя до конца, тренируется и в итоге достигает желания. Преодолевая боль, Мересьев тренировался ходить на протезах. В результате он смог летать и во время первого полета не смог сдержать слез. Командир, который только после полета узнал, что у Алексея нет ног, сказал ему: «Ты сам не знаешь, какой ты замечательный человек!».

Правильно выбранная цель – это основа счастливой жизни. Когда мы задаем для нее правильный вектор, то занимаемся любимым делом и любим все, что нас окружает. Мы счастливы, когда делаем то, чего по-настоящему ходим, и когда счастливы окружающие нас люди. Я выбрал цель, которая изменит в лучшую сторону не только мою жизнь, но и жизнь сотен людей. Я хочу стать учителем. Для меня будет счастьем понимать, что отчасти и в моих руках судьбы сотен детей – сотен маленьких личностей. И я сделаю все возможное, чтобы добиться поставленной целей и стать Учителем с большой буквы.

Заключение

Если вы хотите получить высокую оценку на экзамене, то заранее запомните критерии оценки. Они просты и логичны. Но даже успешные ученики часто увлекаются рассуждением и забывают подкрепить свои мысли примерами из литературных произведений. Результат – незачет. Будьте внимательны и старайтесь не идти вразрез с общественным мнением. Обязательно говорите о том, что цель в жизни нужна и важна. В противном случае вы рискуете попасть в немилость и получить «незачет» по результатам экзамена.

Сочинение: «Почему важно иметь цель в жизни»


ПРОБЛЕМА СТОЙКОСТИ И МУЖЕСТВА РУССКОЙ АРМИИ ВО ВРЕМЯ ВОЕННЫХ ИСПЫТАНИЙ

1. В романе Л.Н. Тостого "Война и мир" Андрей Болконский убеждает своего друга Пьера Безухова в том, что битву выигрывает армия во что бы то ни стало желающая победить противника, а не имеющая лучшую диспозицию. На Бородинском поле каждый русский солдат сражался отчаянно и самоотверженно, зная, что за его спиной находится древняя столица, сердце России, Москва.

2. В повести Б.Л. Васильева "А зори здесь тихие..." пять молодых девушек, которые выступили против немецких диверсантов, погибли, защищая родину. Рита Осянина, Женя Комелькова, Лиза Бричкина, Соня Гурвич и Галя Четвертак могли остаться в живых, но они были уверены в том, что нужно бороться до конца. Зенитчицы проявили отвагу и выдержку, показали себя истинными патриотами.

ПРОБЛЕМА НЕЖНОСТИ

1. примером жертвенной любви служит Джен Эйр, героиня одноименного романа Шарлотты Бронте. Джен с радостью стала глазами и руками самого дорогого для неё человека, когда он ослеп.

2. В романе Л.Н. Толстого "Война и мир" Марья Болконская терпеливо выносит суровость отца. Она с любовью относится к старому князю, несмотря на его непростой характер. Княжна даже не задумывается над тем, что отец зачастую излишне требователен к ней. Любовь Марьи искренняя, чистая, светлая.

ПРОБЛЕМА СОХРАНЕНИЯ ЧЕСТИ

1. В романе А.С. Пушкина "Капитанская дочка" для Петра Гринёва важнейшим жизненным принципом была честь. Даже перед угрозой смертной казни Пётр, присягнувший на верность императрице, отказался признать в Пугачёве государя. Герой понимал, что это решение могло стоить ему жизни, но чувство долга взяло верх над страхом. Алексей Швабрин, напротив, совершил предательство и потерял собственное достоинство, когда перешел в стан самозванца.

2. Проблема сохранения чести поднимается в повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба". Два сына главного героя совершенно не похожи. Остап - честный и отважный человек. Он никогда не предавал своих товарищей и погиб, как герой. Андрий - романтическая натура. Ради любви к полячке он предаёт родину. Личные интересы у него на первом плане. Андрий умирает от рук отца, который не смог простить предательства. Таким образом, всегда нужно оставаться честным прежде всего с самим собой.

ПРОБЛЕМА ПРЕДАННОЙ ЛЮБВИ

1. В романе А.С. Пушкина "Капитанская дочка" Пётр Гринёв и Маша Миронова любят друг друга. Пётр защищает честь возлюбленной в поединке со Швабриным, который оскорбил девушку. В свою очередь, Маша спасает Гринёва от ссылки, когда "просит милости" у императрицы. Таким образом, в основе отношений Маши и Петра лежит взаимопомощь.

2. Самоотверженная любовь - одна из тем романа М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита". Женщина способна принимать интересы и устремления возлюбленного, как свои, помогает ему во всем. Мастер пишет роман - и это становится содержанием жизни Маргариты. Она переписывает набело готовые главы, старается, чтобы мастер был спокоен и счастлив. В этом женщина видит своё предназначение.

ПРОБЛЕМА РАСКАЯНИЯ

1. В романе Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" показан долгий путь к раскаянию Родиона Раскольникова. Уверенный в справедливости своей теории "разрешения крови по совести", главный герой презирает себя за собственную слабость и не осознаёт тяжести совершенного преступления. Однако вера в Бога и любовь к Соне Мармеладовой приводят Раскольникова к покаянию.

ПРОБЛЕМА ПОИСКА СМЫСЛА ЖИЗНИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

1. В рассказе И.А. Бунина "Господин из Сан-Франциско" американский миллионер служил "золотому тельцу". Главный герой считал, что смысл жизни заключается в накоплении богатства. Когда Господин умер, то оказалось, что подлинное счастье прошло мимо него.

2. В романе Льва Николаевича Толстого "Война и мир" Наташа Ростова видит смысл жизни в семье, любви к родным и близким. После свадьбы с Пьером Безуховым главная героиня отказывается от светской жизни, полностью посвящает себя семье. Наташа Ростова нашла своё предназначение в этом мире и стала поистине счастливой.

ПРОБЛЕМА ЛИТЕРАТУРНОЙ БЕЗГРАМОТНОСТИ И НИЗКОГО УРОВНЯ ОБРАЗОВАННОСТИ СРЕДИ МОЛОДЁЖИ

1. В "Письмах о добром и прекрасном" Д.С. Лихачёв утверждает, что книга обучает человека лучше любого произведения. Известный учёный восхищается способностью книги воспитывать личность, формировать её внутренний мир. Академик Д.С. Лихачёв приходит к выводу, что именно книги учат мыслить, делают человека интеллигентным.

2. Рэй Брэдбери в романе "451 градус по Фаренгейту" показывает, что произошло с человечеством после того, как были полностью уничтожены все книги. Может показаться, что в подобном обществе не существует социальных проблем. Разгадка кроется в том, что оно просто бездуховно, так как нет литературы, способной заставить людей анализировать, задумываться, принимать решения.

ПРОБЛЕМА ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ

1. В романе И.А. Гончарова "Обломов" Илья Ильич вырос в атмосфере постоянной опеки со стороны родителей и воспитателей. В детстве главный герой был любознательным и активным ребёнком, но чрезмерная забота привела к апатичности и безвольности Обломова во взрослой жизни.

2. В романе Л.Н. Толстого "Война и мир" в семье Ростовых царит дух взаимопонимания, верности, любви. Благодаря этому Наташа, Николай и Петя стали достойными людьми, унаследовали доброту, благородство. Таким образом, условия, созданные Ростовыми, способствовали гармоничному развитию их детей.

ПРОБЛЕМА РОЛИ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА

1. В повести Б.Л. Васильева "Летят мои кони..." смоленский доктор Янсон трудится не покладая рук. Главный герой в любую погоду спешит на помощь больным. Благодаря своей отзывчивости и профессионализму, доктор Янсон сумел снискать любовь и уважение всех жителей города.

2.

ПРОБЛЕМА СОЛДАТСКОЙ СУДЬБЫ НА ВОЙНЕ

1. Трагически сложилась судьба главных героинь повести Б.Л. Васильева "А зори здесь тихие...". Пять молодых зенитчиц выступили против немецких диверсантов. Силы были не равны: все девушки погибли. Рита Осянина, Женя Комелькова, Лиза Бричкина, Соня Гурвич и Галя Четвертак могли остаться в живых, но они были уверены в том, что нужно бороться до конца. Девушки стали примером стойкости и отваги.

2. В повести В.Быкова "Сотников" рассказывается о двух партизанах, которые попали в плен к немцам во время Великой Отечественной войны. Дальнейшая судьба солдат сложилась по-разному. Так Рыбак предал родину и согласился служить немцам. Сотников же отказался сдаваться и выбрал смерть.

ПРОБЛЕМА ЭГОИЗМА ВЛЮБЛЕННОГО ЧЕЛОВЕКА

1. В повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба" Андрий из-за любви к полячку перешёл в стан врага, предал брата, отца, родину. Юноша, не поколебавшись, решился выйти с оружием против своих вчерашних товарищей. Для Андрия личные интересы стоят на первом месте. Молодой человек погибает от рук отца, который не смог простить предательства и эгоизма младшего сына.

2. Недопустимо, когда любовь становится одержимостью, как у главного героя П.Зюскинда "Парфюмер. История одного убийцы". Жан-Батист Гренуй не способен на высокие чувства. Всё, что представляет для него интерес, это запахи, создание аромата, внушающего людям любовь. Гренуй - пример эгоиста, который для осуществления своей меты идёт на самые тяжкие преступления.

ПРОБЛЕМА ПРЕДАТЕЛЬСТВА

1. В романе В.А. Каверина "Два капитана" Ромашов неоднократно предавал людей, окружавших его. В школе Ромашка подслушивал и доносил заведующему всё, что говорили о нем. Позже Ромашов дошёл до того, что стал собирать сведения, доказывающие вину Николая Антоновича в гибели экспедиции капитана Татаринова. Все действия Ромашки низкие, разрушающие не только его жизнь но и судьбы других людей.

2. Ещё более глубокие последствия влечёт за собой поступок героя повести В.Г. Распутина "Живи и помни". Андрей Гуськов дезертирует и становится предателем. Эта непоправимая ошибка не только обрекает его на одиночество и изгнание из общества, но и является причиной самоубийства жены Настёны.

ПРОБЛЕМА ОБМАНЧИВОСТИ ВНЕШНЕГО ВИДА

1. В романе Льва Николаевича Толстого "Война и мир" Элен Курагина, несмотря на свою блистательную внешность и успех в обществе, не отличается богатым внутренним миром. Её главные приоритеты в жизни - деньги и слава. Таким образом, в романе эта красавица является воплощением зла и духовного падения.

2. В романе Виктора Гюго "Собор Парижской Богоматери" Квазимодо - горбун, преодолевший немало трудностей на протяжении жизни. Внешность главного героя совершенно неприглядна, но за ней скрывается благородная и прекрасная душа, способная искренне любить.

ПРОБЛЕМА ПРЕДАТЕЛЬСТВА НА ВОЙНЕ

1. В повести В.Г. Распутина "Живи и помни" Андрей Гуськов дезертирует и становится предателем. В начале войны главный герой честно и мужественно сражался, ходил в разведку, никогда не прятался за спинами товарищей. Однако через некоторое время Гуськов задумался, почему именно он должен воевать. В тот момент эгоизм взял верх, и Андрей совершил непоправимую ошибку, которая обрекла его на одиночество, изгнание из общества и стала причиной самоубийства жены Настёны. Муки совести терзали героя, но он уже был не в силах что-либо изменить.

2. В повести В. Быкова "Сотников" партизан Рыбак предает родину и соглашается служить "великой Германии". Его товарищ Сотников, напротив, является примером стойкости. Несмотря на нестерпимую боль, испытываемую им во время пыток, партизан отказывается говорить правду полицаям. Рыбак осознает низость своего поступка, хочет бежать, но понимает, что дороги назад нет.

ПРОБЛЕМА ВЛИЯНИЯ ЛЮБВИ К РОДИНЕ НА ТВОРЧЕСТВО

1. Ю.Я. Яковлев в рассказе "Разбуженный соловьями" пишет о трудном мальчике Селюжёнке, которого окружающие не любили. Однажды ночью главный герой услышал трель соловья. Прекрасные звуки поразили ребёнка, пробудили интерес к творчеству. Селюжёнок записался в художественную школу, и с тех пор отношение взрослых к нему изменилось. Автор убеждает читателя, что природа пробуждает в душе человека лучшие качества, помогает раскрыться творческому потенциалу.

2. Любовь к родному краю - главный мотив творчества живописца А.Г. Венецианова. Его кисти принадлежит ряд картин, посвященных жизни простых крестьян. "Жнецы", "Захарка", "Спящий пастушок" - вот мои любимые полотна художника. Быт простых людей, красота природы России побудили А.Г. Венецианова на создание картин, которые уже более двух столетий привлекают внимание зрителей своей свежестью и искренностью.

ПРОБЛЕМА ВЛИЯНИЯ ДЕТСКИХ ВОСПОМИНАНИЙ НА ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА

1. В романе И.А. Гончарова "Обломов" главный герой считает детство самой счастливой порой. Илья Ильич вырос в атмосфере постоянной опеки со стороны родителей и воспитателей. Чрезмерная забота стала причиной апатичности Обломова во взрослой жизни. Казалось, что любовь к Ольге Ильинской должна была разбудить Илью Ильича. Однако его образ жизни остался неизменным, потому что уклад родной Обломовки навсегда оставил след в судьбе главного героя. Таким образом, детские воспоминания повлияли на жизненный путь Ильи Ильича.

2. В стихотворении "Мой путь" С.А. Есенин признался, что детские годы сыграли важную роль в его творчестве. Когда-то в девять лет вдохновленный природой родного села мальчик написал своё первое произведение. Таким образом, детство предопределило жизненный путь С.А. Есенина.

ПРОБЛЕМА ВЫБОРА ЖИЗЕННОГО ПУТИ

1. Главная тема романа И.А. Гончарова "Обломов" - судьба мужчины, не сумевшего избрать верный жизненный путь. Писатель особо подчёркивает, что апатичность и неспособность к труду превратили Илью Ильича в праздного человека. Отсутствие силы воли и каких-либо интересов не позволили главному герою стать счастливым и реализовать свои возможности.

2. Из книги М. Мирского "Исцеляющий скальпелем. Академик Н.Н. Бурденко" я узнала, что выдающийся врач сначала учился в духовную семинарию, но вскоре понял, что хочет посвятить себя медицине. Поступив в университет, Н.Н. Бурденко увлёкся анатомией, что в скором времени помогло ему стать известным хирургом.
3. Д.С. Лихачёв в "Письмах о добром и прекрасном" утверждает, что "нужно прожить жизнь с достоинством, чтобы не стыдно было вспомнить". Этими словами академик подчёркивает, что судьба непредсказуема, но важно оставаться великодушным, честным и небезразличным человеком.

ПРОБЛЕМА СОБАЧЬЕЙ ПРЕДАННОСТИ

1. В повести Г.Н. Троепольского "Белый Бим Чёрное ухо" рассказана трагическая судьба шотландского сеттера. Пёс Бим отчаянно пытается найти своего хозяина, у которого случился сердечный приступ. На своём пути собака сталкивается с трудностями. К сожалению, хозяин находит питомца уже после того, как пса убили. Бима с уверенностью можно назвать настоящим другом, преданным хозяину до конца своих дней.

2. В романе Эрика Найта "Лесси" семье Керраклафов приходится отдать свою колли другим людям из-за финансовых трудностей. Лесси тоскует по прежним хозяевам, и это чувство лишь усиливается, когда новый владелец увозит её далеко от родного дома. Колли сбегает и преодолевает множество препятствий. Несмотря на все трудности, собака воссоединяется с прежними хозяевами.

ПРОБЛЕМА МАСТЕРСТВА В ИСКУССТВЕ

1. В повести В.Г. Короленко "Слепой музыкант" Пётру Попельскому пришлось преодолеть немало трудностей, чтобы найти своё место в жизни. Несмотря на слепоту, Петрусь стал пианистом, который своей игрой помогал людям стать чище сердцем и добрее душой.

2. В рассказе А.И. Куприна "Тапёр" мальчик Юрий Агазаров - музыкант-самоучка. Писатель подчёркивает, что юный пианист удивительно талантлив и трудолюбив. Одаренность мальчика не остаётся незамеченной. Его игра поразила знаменитого пианиста Антона Рубинштейна. Так Юрий стал известен всей России как один из талантливейших композиторов.

ПРОБЛЕМА ЗНАЧИМОСТИ ЖИЗНЕННОГО ОПЫТА ДЛЯ ПИСАТЕЛЕЙ

1. В романе Бориса Пастернака "Доктор Живаго" главный герой увлекается поэзией. Юрий Живаго - свидетель революции и гражданской войны. Эти события находят отражение в его стихотворений. Так сама жизнь вдохновляет поэта на создание прекрасных произведений.

2. Тема призвания писателя поднимается в романе Джека Лондона "Мартин Иден". Главный герой - матрос, который на протяжении многих лет занимался тяжелым физическим трудом. Мартин Иден побывал в разных странах, видел жизнь простых людей. Всё это стало главной темой его творчества. Так жизненный опыт позволил стать простому матросу известным писателем.

ПРОБЛЕМА ВЛИЯНИЯ МУЗЫКИ НА ДУШЕВНОЕ СОСТОЯНИЕ ЧЕЛОВЕКА

1. В повести А.И. Куприна "Гранатовый браслет" Вера Шеина испытывает духовное очищение под звуки сонаты Бетховена. Слушая классическую музыку, героиня успокаивается после пережитых ею испытаний. Волшебные звуки сонаты помогли Вере обрести внутреннее равновесие, найти смысл дальнейшей жизни.

2. В романе И.А. Гончарова "Обломов" Илья Ильич влюбляется в Ольгу Ильинскую, когда слушает её пение. Звуки арии "Casta Diva" пробуждают в его душе чувства, которые он никогда не испытывал. И.А. Гончаров подчёркивает, что давно Обломов не ощущал "такой бодрости, такой силы, которая, казалось, поднялась со дна души, готовая на подвиг".

ПРОБЛЕМА МАТЕРИНСКОЙ ЛЮБВИ

1. В повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка" описана сцена прощания Петра Гринёва с матерью. Авдотья Васильевна была подавлена, когда узнада, что сыну нужно надолго уезжать на службу. Прощаясь с Петром, женщина не смогла сдержать слёз, потому что для неё не могло быть ничего тяжелее расставания с сыном. Любовь Авдотьи Васильевны искренняя и необъятная.
ПРОБЛЕМА ВОЗДЕЙСТВИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИСКУССТВА О ВОЙНЕ НА ЧЕЛОВЕКА

1. В повести Льва Кассиля "Великое противостояние" Сима Крупицына каждое утро слушала по радио сводки новостей с фронта. Однажды девушка услышала песню "Священная война". Сима была так взволнована словами этого гимна защиты Отечества, что решила пойти на фронт. Так произведение искусства вдохновило главную героиню на подвиг.

ПРОБЛЕМА ЛЖЕНАУКИ

1. В романе В.Д. Дудинцева "Белые одежды" профессор Рядно глубоко убежден в правоте биологического учения, одобренного партией. Ради личной выгоды академик разворачивает борьбу против учёных-генетиков. Рядно яро отстаивает лженаучные взгляды и идёт на самые бесчестные поступки, чтобы добиться славы. Фанатизм академика приводит к гибели талантливых учёных, прекращению важных исследований.

2. Г.Н. Троепольский в повести "Кандидат наук" выступает против тех, кто отстаивает ложные взгляды и идеи. Писатель убежден, что такие учёные тормозят развитие науки, а следовательно, общества в целом. В повести Г.Н. Троепольский делает акцент на необходимость борьбы с лжеучёными.

ПРОБЛЕМА ПОЗДНЕГО РАСКАЯНИЯ

1. В повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель» Самсон Вырин остался один после того, как его дочь сбежала с ротмистром Минским. Старик не терял надежды найти Дуню, но все попытки оставались безуспешными. От тоски и безысходности смотритель умер. Лишь через несколько лет Дуня приехала на могилу отца. Девушка почувствовала себя виноватой в смерти смотрителя, но раскаяние пришло слишком поздно.

2. В рассказе К.Г. Паустовского «Телеграмма» Настя оставила свою мать и уехала в Петербург, чтобы построить карьеру. Катерина Петровна предчувствовала скорую смерть и не раз просила дочь навестить её. Однако Настя осталась равнодушной к судьбе матери и не успела приехать на её похороны. Девушка раскаялась лишь на могиле Катерины Петровны. Так К.Г. Паустовский утверждает, что нужно быть внимательными к своим близким.

ПРОБЛЕМА ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ

1. В.Г. Распутин в очерке «Вечное поле» пишет о своих впечатлениях от поездки на место Куликовской битвы. Писатель отмечает, что прошло более шести сот лет и за это время многое изменилось. Однако память об этом сражении до сих пор живёт благодаря обелискам, воздвигнутым в честь предков, отстоявших Русь.

2. В повести Б.Л. Васильева «А зори здесь тихие…» пять девушек пали, сражаясь за родину. Через много лет их боевой товарищ Федот Васков и сын Риты Осяниной Альберт вернулись на место гибели зенитчиц, чтобы установить могильную плиту и увековечить их подвиг.

ПРОБЛЕМА ЖИЗНЕННОГО ПУТИ ОДАРЕННОГО ЧЕЛОВЕКА

1. В повести Б.Л. Васильева «Летят мои кони…» смоленский доктор Янсон является примером бескорыстия, совмещенного с высоким профессионализмом. Талантливейший врач каждый день в любую погоду спешил на помощь больным, не требуя ничего взамен. За эти качества доктор снискал любовь и уважение всех жителей города.

2. В трагедии А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери» рассказана история жизни двух композиторов. Сальери пишет музыку, для того чтобы прославиться, а Моцарт бескорыстно служит искусству. Из-за зависти Сальери отравил гения. Несмотря на смерть Моцарта, его произведения живут и волнуют сердца людей.

ПРОБЛЕМА РАЗРУШИТЕЛЬНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ ВОЙНЫ

1. В рассказе А. Солженицына «Матренин двор» изображена жизнь русской деревни после войны, которая привела не только к экономическому упадку, но и к утрате нравственности. Жители деревни потеряли часть своего хозяйства, стали чёрствыми и бессердечными. Таким образом, война приводит к непоправимым последствиям.

2. В рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека» показан жизненный путь солдата Андрея Соколова. Его дом был разрушен врагом, а семья погибла во время бомбардировки. Так М.А. Шолохов подчёркивает, что война лишает людей самого ценного, что у них есть.

ПРОБЛЕМА ПРОТИВОРЕЧИВОСТИ ВНУТРЕННЕГО МИРА ЧЕЛОВЕКА

1. В романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» Евгений Базаров отличается умом, трудолюбием, целеустремленностью, но в то же время студент зачастую бывает резок и груб. Базаров осуждает людей, поддающихся чувствам, но убеждается в неправильности своих взглядов, когда влюбляется в Одинцову. Так И.С. Тургенев показал, что людям свойственна противоречивость.

2. В романе И.А. Гончарова «Обломов» Илья Ильич обладает как отрицательными, так и положительными чертами характера. С одной стороны, главный герой апатичен и несамостоятелен. Обломову не интересна реальная жизнь, она вызывает у него скуку и усталость. С другой стороны, Илья Ильич отличается искренностью, душевностью, умением понять проблемы другого человека. В этом заключается неоднозначность характера Обломова.

ПРОБЛЕМА СПРАВЕДЛИВОГО ОТНОШЕНИЯ К ЛЮДЯМ

1. В романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» Порфирий Петрович расследует дело об убийстве старухи-процентщицы. Следователь – тонкий знаток человеческой психологии. Он понимает мотивы преступления Родиона Раскольникова и отчасти сочувствует ему. Порфирий Петрович даёт молодому человеку шанс явиться с повинной. Это впоследствии послужит смягчающим обстоятельством в деле Раскольникова.

2. А.П. Чехов в рассказе «Хамелеон» знакомит нас с историей о споре, вспыхнувшем из-за укуса собаки. Полицейский надзиратель Очумелов пытается решить, заслуживает ли она наказания. Вердикт Очумелова зависит лишь от того, принадлежит ли собака генералу или нет. Надзиратель не ищет справедливости. Его главная цель – выслужиться перед генералом.


ПРОБЛЕМА ВЗАИМОСВЯЗИ ЧЕЛОВЕКА И ПРИРОДЫ

1. В повести В.П. Астафьева «Царь-рыба» Игнатьич на протяжении многих лет занимался браконьерством. Однажды рыбаку на крючок попался гигантский осётр. Игнатьич понимал, что одному ему не под силу справиться с рыбой, но жадность не позволила позвать брата и механика на помощь. Вскоре за бортом оказался сам рыбак, опутанный своими сетями и крючками. Игнатьич понимал, что может погибнуть. В.П. Астафьев пишет: «Реки царь и всей природы царь - на одной ловушке». Так автор подчёркивает неразрывную связь человека и природы.

2. В повести А.И. Куприна «Олеся» главная героиня живёт в гармонии с природой. Девушка чувствует себя неотъемлемой частью окружающего мира, умеет видеть его красоту. А.И. Куприн особо подчёркивает, что любовь к природе помогала Олесе сохранить душу неиспорченной, искренней и прекрасной.

ПРОБЛЕМА РОЛИ МУЗЫКИ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

1. В романе И.А. Гончарова «Обломов» музыка играет важную роль. Илья Ильич влюбляется в Ольгу Ильинскую, когда слушает её пение. Звуки арии «Casta Diva» пробуждают в его сердце чувства, которые он никогда не испытывал. И.А Гончаров особо подчёркивает, что давно Обломов не ощущал «такой бодрости, такой силы, которая, казалось, вся поднялась со дна души, готовая на подвиг». Таким образом, музыка способна пробудить в человеке искренние и сильные чувства.

2. В романе М.А. Шолохова «Тихий Дон» песни сопровождают казаков на протяжении всей жизни. Они поют в военных походах, в поле, на свадьбах. Казаки вкладывают в пение всю душу. В песнях раскрывается их удаль, любовь к Дону, степям.

ПРОБЛЕМА ВЫТЕСНЕНИЯ КНИГ ТЕЛЕВИДЕНИЕМ

1. В романе Р. Брэдбери «451о по Фаренгейту» изображено общество, которое опирается на массовую культуру. В этом мире люди, умеющие критически мыслить, оказываются вне закона, а книги, заставляющие задумываться о жизни, уничтожаются. Литературу вытеснило телевидение, которое стало главным развлечением для людей. Они бездуховны, их мысли подчинены стандартам. Р. Брэдбери убеждает читателей, что уничтожение книг неминуемо ведёт к деградации общества.

2. В книге «Письма о добром и прекрасном» Д.С Лихачев задумывается над вопросом: почему телевидение вытесняет литературу. Академик считает, что это происходит потому, что телевизор отвлекает от забот, заставляет, не торопясь, посмотреть какую-нибудь передачу. Д.С. Лихачев видит в этом угрозу для человека, потому что телевизор «диктует – как смотреть и что смотреть», делает людей безвольными. По мнению филолога, только книга способна сделать человека духовно богатым и образованным.


ПРОБЛЕМА РУССКОЙ ДЕРЕВНИ

1. В рассказе А. И. Солженицына «Матрёнин двор» изображена жизнь русской деревни после войны. Люди не только обеднели, но и стали чёрствыми, бездуховными. Только Матрёна сохранила чувство жалости к другим и всегда приходила на помощь нуждающимся. Трагическая смерть главной героини – это начало гибели нравственных устоев русской деревни.

2. В повести В.Г. Распутина «Прощание с Матёрой» изображена судьба жителей острова, который должны затопить. Старикам тяжело прощаться с родной землёй, где они провели всю свою жизнь, где похоронены их предки. Финал повести трагичен. Вместе с деревней исчезают её обычаи и традиции, которые на протяжении столетий передавались из поколения в поколение и формировали неповторимый характер жителей Матёры.

ПРОБЛЕМА ОТНОШЕНИЯ К ПОЭТАМ И ИХ ТВОРЧЕСТВУ

1. А.С. Пушкин в стихотворении «Поэт и толпа» называет «чернью тупой» ту часть российского общества, которая не понимала цель и смысла творчества. По мнению толпы, стихотворения отвечать интересам общества. Однако А.С. Пушкин считает, что поэт перестанет быть творцом, если подчинится воле толпы. Таким образом, главной целью поэта является не всенародное признание, а стремление сделать мир прекраснее.

2. В.В. Маяковский в поэме «Во весь голос» видит предназначение поэта в служении народу. Поэзия – это идеологическое оружие, способное вдохновить людей, побудить к великим свершениям. Таким образом, В.В. Маяковский считает, что следует отказаться от личной творческой свободы ради общей великой цели.

ПРОБЛЕМА ВЛИЯНИЯ УЧИТЕЛЯ НА УЧЕНИКОВ

1. В рассказе В.Г. Распутина «Уроки французского» классный руководитель Лидия Михайловна – символ человеческой отзывчивости. Учительница помогла сельскому мальчику, который учился далеко от дома и жил впроголодь. Лидии Михайловне пришлось пойти против общепринятых правил, чтобы выручить ученика. Дополнительно занимаясь с мальчиком, учительница преподала ему не только уроки французского, но и уроки доброты и сочувствия.

2. В сказке-притче Антуана де Сент_Экзюпери «Маленький принц» старый Лис стал для главного героя учителем, рассказывающим о любви, дружбе, ответственности, верности. Он открыл принцу главную тайну мироздания: «главное глазами не увидишь – зорко только сердце». Так Лис преподал мальчику важный жизненный урок.

ПРОБЛЕМА ОТНОШЕНИЯ К ДЕТЯМ-СИРОТАМ

1. В рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека» Андрей Соколов потерял семью во время войны, но это не сделало главного героя бессердечным. Всю оставшуюся любовь главный герой отдал беспризорному мальчику Ванюшке, заменив ему отца. Так М.А. Шолохов убеждает читателя, что, несмотря на жизненные трудности, нужно не терять способность сочувствовать сиротам.

2. В повести Г. Белых и Л. Пантелеева «Республика ШКИД» изображена жизнь учащихся школы социально-трудового воспитания для беспризорников и малолетних преступников. Следует отметить, что не все учащиеся смогли стать порядочными людьми, но большинство сумели найти себя и пошло по правильному пути. Авторы повести утверждают, что государство должно с вниманием относиться к детям-сиротам, создавать для них специальные учреждения, чтобы искоренить преступность.

ПРОБЛЕМА РОЛИ ЖЕНЩИНЫ В ВОВ

1. В повести Б.Л. Васильева «А зори здесь тихие…» пять молодых девушек-зенитчиц погибли, сражаясь за Родину. Главные героини не побоялись выступить против немецких диверсантов. Б.Л. Васильев мастерски изображает контраст между женственностью и жестокостью войны. Писатель убеждает читателя, что женщины наравне с мужчинами способны на боевые подвиги и героические поступки.

2. В повести В.А. Закруткина «Матерь человеческая» показана судьба женщины во время войны. Главная героиня Мария потеряла всю семью: мужа и ребёнка. Несмотря на то, что женщина осталась совсем одна, её сердце не очерствело. Мария выходила семь ленинградских сирот, заменила им мать. Повесть В.А. Закруткина стала гимном русской женщине, пережившей множество лишений и бед во время войны, но сохранившей доброту, сочувствие, желание помогать другим людям.

ПРОБЛЕМА ИЗМЕНЕНИЙ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ

1. А. Кнышев в статье «О великий и могучий новый русский язык!» с иронией пишет о любителях заимствований. По мнению А. Кнышева, речь политиков и журналистов зачастую становится нелепой, когда она перегружена иностранными словами. Телеведущий уверен, что чрезмерное использование заимствований засоряет русский язык.

2. В. Астафьев в рассказе «Людочка» связывает изменения в языке с падением уровня культуры человека. Речь Артёмки-мыло, Стрекача и их приятелей засорена уголовным жаргоном, что отражает неблагополучие общества, его деградацию.

ПРОБЛЕМА ВЫБОРА ПРОФЕССИИ

1. В.В. Маяковский в стихотворении «Кем быть? поднимает проблему выбора профессии. Лирический герой задумывается, как найти верный жизненный путь и род деятельности. В.В. Маяковский приходит к выводу, что все профессии хороши и одинаково нужны людям.

2. В рассказе Е. Гришковца «Дарвин» главный герой после окончания школы выбирает дело, которым хочет заниматься всю жизнь. Он осознаёт «ненужность происходящего» и отказывается учиться в институт культуры, когда смотрит спектакль, сыгранный студентами. В юноше живёт твёрдая уверенность в том, что профессия должна быть полезной, приносить удовольствие.

В чем заключается смысл жизни? Сможет ли человек совершить что-либо важное за свою жизнь? Как найти цель, получить удовлетворение от жизни и добиться всего, что хочется? Эти и многие иные вопросы возникают перед каждым индивидуумом, когда он, взрослея, переходит от рефлекторной стадии развития к человеческой, где в определении общего поведения и образа жизни начинает доминировать его интеллект.

Тема смысла жизни, бытия интересовала многих русских писателей. Они стремились ответить на самые сложные вопросы бытия: о Родине, о любви, о счастье, о законах вечной Вселенной и Боге.

Например, А. Блок считал, что тот, кто поймет, в чем заключается смысл жизни, постигнет многое. Если человек раскроет, что смысл жизни в беспокойстве, также тревоге, то он уже перестанет быть простым обывателем.

А. С. Грибоедов также отражает вечную проблему поиска смысла жизни, проблему детей и отцов в многочисленных своих произведениях, самое яркое из которых «Горе от ума». Его главный герой А. Чацкий высказывает протест против всех старых порядков, которые давно укоренилась в обществе. Он борется активно за свободу, новую жизнь, патриотизм и культуру.

Другой не менее известный писатель прошлого века, И.С.Тургенев, тоже затрагивает вечный вопрос поиска смысла жизни. Его знаменитый роман «Отцы и дети» решает несколько по-иному извечную проблему взаимоотношений разных поколений. На примере своего главного героя Тургенев показывает, что если без желания строить что-то новое, делать это под гнетом, ничего не получится. Нужно стремиться к преемственности поколений, ценности культуры своих предков. Тургенев еще раз доказывает в своих произведениях, что нужно жить в полной гармонии, ответственности и постепенности.

А как де роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин?» В нем также затрагиваются вечные темы. Это темы любви, смысла жизни, взаимоотношений, свободы выбора, роли нравственности в нашей жизни.

Стремление к полной гармонии с миром и с собой отличает еще одного известного героя литературы 19 века – Раскольникова. Этот человек в поисках такой гармонии проводит над собой один эксперимент. Он преступает закон и убивает старуху. Что искал Раскольников? Гармонию, свободу, счастье и независимость? Разве не в этих ценностях для многих из нас заключается смысл жизни? Однако следует помнить, что если идти неправильным путем для достижения целей, то расплата будет слишком суровой.

В постоянных поисках себя, гармонии, своего пути находятся также герои эпопеи Толстого «Война и мир». Например, Пьер Безухов после преодоления многочисленных мучительных ошибок и разочарований находит в итоге смысл своей жизни. Он стремится к правде, достоинству и свету. Разве не в этом заключается смысл нашего существования?

В заключение хочется сказать, что всю литературу 19 века и не только можно назвать литературой активного поиска смысла жизни, поиска Героя. Многие писатели стремились к тому, чтобы увидеть в героях людей, которые способны служить Родине, уважать других, приносить Отчизне пользу своими действиями и мыслями и просо быть счастливыми, развиваться, быть в гармонии с собой и идти вперед.

Каждый из русских писателей решает по-своему проблему смысла жизни, но неизменным остается для русской классики постоянное стремление идти вперед.