Пруды в мастер и маргарита. Патриаршие пруды

  • 29.06.2019
  • Москвичи связывают Патриаршие пруды с писателем Михаилом Булгаковым и его бессмертным романом «Мастер и Маргарита».
  • Когда-тоздесь было несколько прудов , сейчас только один, но название «Патриаршие пруды» по-прежнему используется во множественном числе.
  • Пруд и парк площадью более двух гектаров‒ прекрасное место для отдыха.
  • Рядом находятся здания с великолепной архитектурой , самые известные из них ‒ Дом Тарасова и «Генеральский дом».

«Однажды весною, в час небывало жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах, появились два гражданина » - каждому, кто знаком с творчеством , известна эта фраза, начинающая знаменитый роман «Мастер и Маргарита». Именно на Патриарших прудах начались удивительные похождения Воланда в Москве. Здесь неподалеку Аннушка разлила масло на трамвайные пути, а рядом располагалась «нехорошая квартира». Для москвичей Патриаршие пруды навсегда останутся связанными с бессмертным романом и его создателем. Сюда приходят на вечерний променад любители Москвы булгаковской - тихой и в то же время таинственной. Здесь каждый дом имеет свою историю. Но не только с именем Михаила Афанасьевича связан этот уголок города: здесь переплелись судьбы различных эпох и личностей. Сюда стоит заглянуть не только любителям литературы, но и ценителям архитектуры, и заядлым посетителям гастрономических ресторанов, а также просто желающим приятно прогуляться.

Прошлое и настоящее

История этого места уходит своими корнями в средневековье, когда здесь располагались лишь козий двор да Козье болото. Так бы и осталось оно болотом, если бы в начале XVII века патриарх Гермоген не построил на этом месте св ою резиденцию. Так возникла Патриаршья слобода. Чуть позже болота осушили, и вода скопилась в трех специально выкопанных прудах, в которых стали разводить рыбу для стола патриарха. Слобода пришла в упадок с отменой патриаршества в XVIII веке: пруды были заброшены, окрестности опустели. Только в ходе восстановления Москвы после пожара территория была приведена в порядок: расчищен единственный из сохранившихся на тот момент прудов, а вокруг него высажен сквер.

Примечательно, что до сих пор сохранилось старое, идущее еще от XVII века название «Патриаршие пруды» - во множественном числе, хотя водоем сохранился только один. В советский период власти города пытались переименовать их в «Пионерские», но ничего не вышло - люди продолжали использовать старое, привычное название. Современные Патриаршьи пруды – это тихий зеленый уголок в самом центре шумной столицы. Общая площадь небольшого парка составляет чуть больше двух гектаров. Сам пруд занимает в нем чуть меньше половины, остальное место занимает сквер со множеством дорожек.


Летом пруд очень живописно смотрится среди зелени, а зимой используется как каток. Рядом с ним находится павильон, при строительстве которого были использованы элементы здания, находившегося на этом месте в XIX веке. Здесь же неподалеку стоит памятник поэту-баснописцу Ивану Крылову (авторы А. Чалтыкьян, А. Древин) — Иван Андреевич часто бывал здесь в гостях у поэта Ивана Дементьева.

Очень интересны несколько домов, расположенных в ближайших переулках. Например, Дом Тарасова (Большой Патриарший пер., д. 11). Этот знаменитый памятник неоклассицизма ХХ века, повторяющий формы палаццо Тьене в Виченце, авторства Палладио. Или так называемый « Дом со львами» (Ермолаевский переулок, д. 9). Другое его имя - «Генеральский дом» - связано с тем, что он строился для героев Отечественной войны 1812 года. Оба здания очень интересны: они монументальные, пышные, изобилуют элементами классического стиля. Есть здесь и архитектурный памятник совсем недавней эпохи - элитный жилой дом « Патриарх», увенчанный формой, повторяющей знаменитую Башню III Интернационала авторства В. Татлина.

Булгаков на Патриарших

Недалеко, на Большой Садовой улице д. 10, находится «Нехорошая квартира» из знаменитого романа- прообраз той, где поселилась свита Воланда и которую в финале поджег Кот Бегемот, опрокинув примус. Квартир а эта теперь является , а когда-то была самой обычной московской коммуналкой, где несколько лет проживал с женой сам Михаил Булгаков. В одной из комнат этого же дома жила женщина, которая стала прототипом Аннушки (той самой, которая пролила масло на трамвайные рельсы). И в этом же доме на Большой Садовой, в другом подъезде, поклонниками и знатоками творчества великого писателя устроен музей-театр «Булгаковский дом».

Многие ищут около сквера у Патриарших прудов те самые трамвайные пути, где погиб несчастный Берлиоз, герой романа. Увы, напрасно: их просто не существует! Ведь далеко не все автор списывал буквально с натуры: в литературе всегда есть место вымыслу. Не увидеть здесь и памятников героям романа. В конце XX века здесь планировали установить скульптурный ансамбль, посвященный «Мастеру и Маргарите», однако из-за протестов жителей власти отказались от этой идеи.

2016-2019 moscovery.com

Москва тесно связана с творчеством Михаила Булгакова. Дома, парки и улицы, вошедшие в гениальные сюжеты «Мастера и Маргариты» и «Собачьего сердца» - портал «ЗаграNица» узнал, где в Белокаменной можно прогуляться по булгаковским местам

Патриаршие пруды

С них, собственно, и начинается роман о Мастере и Маргарите: «Однажды весною, в час небывало жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах, появились два гражданина…». Живописное место пролога стало гибельным для Берлиоза, упавшего под трамвай.

Самих трамвайных путей в описанном месте на Патриарших никогда не было - это чистой воды вымысел. А вот пруды были! Еще в XVII веке на Козьем болоте существовало три водоема, но спустя 200 лет два из них засыпали. Уцелевший водоем, символично описанный в романе Булгаковым, хранит свое коллегиальное название до наших дней.


Фото: strana.ru
Фото: kinopoisk.ru
Фото: kinopoisk.ru 2

Трамвайный маршрут «Аннушка»

Доехать до Чистых прудов от Калужской площади можно было трамваем «Аннушка». Романтическое название маршруту, проходившему по Бульварному кольцу («Кольцо А»), дали сами москвичи - в честь того самого трамвая и той самой Аннушки, которая разлила на рельсах масло.

Сегодня маршрут уже изменен, но название его незыблемо. В честь событий «Мастера и Маргариты» организовали единственный в Москве трамвай-ресторан, который легко заметит каждый, кто отправится на прогулку к Патриаршим.


Фото: Victor Polyakov

Московский театр сатиры

Прототипом варьете в романе «Мастера и Маргарита» стал столичный Театр сатиры, расположенный на Триумфальной площади, 2. Действительно - почему бы великолепному сеансу черной магии, продемонстрированному Воландом, и великому разоблачению зрителей не случиться именно на этих подмостках?

В помещении театра, расположенном недалеко от «нехорошей квартиры», до 1926 года находился цирк Никитиных, а с 1926 по 1936 год - мюзик‑холл. Само здание было построено по проекту архитектора Нилуса задолго до событий в романе. Здесь же рядом находится и сад «Аквариум» - тот самый, где Варенуха встречался с Азазелло и Бегемотом.


Фото: северная-линия.рф
Фото: biletleader.ru 4

Спасо-Хаус

К описанию «весеннего бала новолуния» в «Мастере...» Булгакова вдохновило одно грандиозное событие - роскошный прием по случаю московского «Весеннего фестиваля» в 1935 году, на котором присутствовало около 400 приглашенных гостей. Мероприятие происходило в здании Спасо-Хауса, расположенном на Спасопесковской площади, 10, в бывшем особняке Второва, а нынче американском посольстве. У этого памятника архитектуры, построенного в 1915 году на месте старинной усадьбы, очень таинственная история. С 1946 по 1952 год здесь висел деревянный герб США с подслушивающим устройством! Теперь регалия находится в Музее шпионажа ЦРУ.


Фото: wikimedia.org
Фото: dominterier.ru
Фото: Ragulin Vitaly 5

«Дом Мастера»

Легендарный дом в Мансуровском переулке, 9 знает каждый почитатель творчества Булгакова: именно в нем обитал Мастер! «Маленькие оконца над самым тротуарчиком, ведущим от калитки. Напротив, в четырех шагах, под забором, сирень, липа и клен…». Во время работы над романом Михаил Афанасьевич часто приходил в гости к живущему здесь артисту Топленину - своему другу. Вот дом и попал в произведение. К слову, звезде Малого театра была дарована честь первого чтения «Мастера и Маргариты». И роман был восхвален.


Фото: stasyakalita.livejournal.com 6

«Нехорошая квартира»: Государственный музей М. А. Булгакова

«Нехорошая квартира» в доме 10 по Большой Садовой улице - образ собирательный. На самом деле она списана с двух реально существующих квартир: №34 и №50, - с жителями которых обитающие здесь Булгаков и его жена, мягко говоря, не дружили («Я положительно не знаю, что делать со сволочью, что населяет эту квартиру…»).

Внутренний интерьер «квартирки №50» позаимствован у фешенебельного дома №13 на Пречистенке, где в свое время проживал родственник легендарного ювелира Фаберже и куда был вхож Булгаков.

Дом на Большой Садовой, 10 был построен архитектором Милковым в 1903 году для Ильи Пигина, владельца табачной фабрики «Дукат». О легендарных событиях тех лет напоминает мемориальная доска, прикрепленная к стене дома. Сегодня здесь расположен просветительский центр и музей Булгакова.

Фото: moscowwalks.ru Фото: in-moskow.livejournal.com

«Калабуховский дом»

Булгаковские места в Москве - это также особняк Маргариты на Остоженке, «подвал Мастера» (Дом Пашкова), Дом Грибоедова, гастроном на Арбате, Торгсин, Брюсов переулок, Александровский сад, отель «Метрополь», Дорогомиловское кладбище…

В списке уникального архитектурного антуража следует отметить еще один дом - №24, расположенный на Пречистенке. Прототип «калабуховского дома» из легендарного «Собачьего сердца» имеет непосредственное отношение к биографии писателя. Здесь в свое время жил его дядя - Николай Михайлович Покровский, известный московский гинеколог, у которого чета Булгаковых останавливалась.


Фото: moscowwalks.ru

В Москве много знаковых мест. Есть среди них и такие, где обязательно стоит побывать поклонникам творчества Михаила Булгакова и его мистического романа «Мастер и Маргарита». Там мечтают о будущем, пытаются найти фактические сходства с событиями романа и загадывают желания, которые, как утверждают, всегда исполняются.

1. Нехорошая квартира

Адрес: г. Москва, дом №10, квартира №50


Прообразом Нехорошей квартиры из романа «Мастер и Маргарита» стала квартира, в которой сам Булгаков жил в период с 1921 по 1934 год. 302-бис – вымышленный номер. Как признавался сам писатель, таким образом он зашифровал номер 10 здания-прототипа, используя формулу 10=(3+2)х2. Этот фантастически большой должен был подчеркнуть, что всё происходящее – чистой воды вымысел.



Сегодня в подъезде Нехорошей квартиры почитали одного из самых таинственных романов Булгакова оставляют надписи, пожелания и рисунки, которые покрывают ровным слоем стены на всех этажах. Считается, что написанное здесь пожелание обязательно исполнится. А ещё сюда часто заходят все те, кто мечтает о вечной любви.

2. Дом Мастера

Адрес: г. Москва, Мансуровский пер., 9


По воспоминаниям современников, дом №9 в Мансуровском переулке некогда принадлежал актёру Малого театра С. Топленинову, к которому Булгаков часто захаживал в гости. Топленинову писатель одному из первых дал прочиать свой роман. Тут был изумлён: «Так это ты наш подвал описал?».

"– Ах, это был золотой век, – блестя глазами, шептал рассказчик, – совершенно отдельная квартирка, и еще передняя, и в ней раковина с водой, – почему-то особенно горделиво подчеркнул он, – маленькие оконца над самым тротуарчиком, ведущим от калитки. Напротив, в четырех шагах, под забором, сирень, липа и клен. Ах, ах, ах! Зимою я очень редко видел в оконце чьи-нибудь черные ноги и слышал хруст снега под ними. И в печке у меня вечно пылал огонь! Но внезапно наступила весна, и сквозь мутные стекла увидел я сперва голые, а затем одевающиеся в зелень кусты сирени ".


Сложно в это поверить, но даже с приходом власти Советов это скромный домик в центре Москвы оставался чьей-то частной собственностью.

3. Варьете

Адрес: г. Москва, Триумфальная пл., 2


Прототипом Театра Варьете, в котором происходила одна из мистических сцен романа, стал существовавший в 1926 – 1936 годах Московский мюзик-холл. Располагался он неподалёку от Нехорошей квартиры. До 1926 года в здании располагался цирк Никитиных. Сейчас здесь находится Московский театр сатиры


Адрес: г. Москва, Тверской бульвар, 25


В романе «Мастер и Маргарита» запечатлён Дом Герцена. В нём в 1920-е размещался целый ряд литературных организаций, среди которых были РАПП (Российская ассоциация пролетарских писателей) и МАПП (Московская ассоциация пролетарских писателей), которая и стала прототипом МАССОЛИТа. Расшифровка этой аббревиатуры в романе не даётся, но вполне возможно, что по аналогии с существовавшим в то время объединением драматургов МАСТКОМДРАМ (Мастерская коммунистической драмы) МАССОЛИТ – это Мастерская социалистической литературы.

Адрес: г. Москва

По сюжету романа, именно на Патриарших прудах Берлиоза накрыл трамвай, «поворачивающий по новопроложенной линии с Ермолаевского на Бронную, (...) и под решетку Патриаршей аллеи выбросило на булыжный откос круглый темный предмет. Скатившись с этого откоса, он запрыгал по булыжникам Бронной. Это была отрезанная голова Берлиоза».

Правда, в романе есть одна существенная неточность. Если верить транспортным схемам 1920-х, никаких трамвайных путей с Патриаршими рядом не было.

6. Дом Драмлита

Адрес: г. Москва, ул. Вахтангова, дом №6


В конце переулка «ее внимание привлекла роскошная громада восьмиэтажного, видимо, только что построенного дома. Маргарита пошла вниз и, приземлившись, увидела, что фасад дома выложен черным мрамором, что двери широкие, что за стеклом их виднеется фуражка с золотым галуном и пуговицы швейцара и что над дверьми золотом выведена надпись: "Дом Драмлита"».

В конце переулка "ее внимание привлекла роскошная громада восьмиэтажного, видимо, только что построенного дома. Маргарита пошла вниз и, приземлившись, увидела, что фасад дома выложен черным мрамором, что двери широкие, что за стеклом их виднеется фуражка с золотым галуном и пуговицы швейцара и что над дверьми золотом выведена надпись: "Дом Драмлита ".

Дом номер 6 на улице Вахтангова, правда, не 8-этажный, а его фасад чёрным мрамором не блещет. Но, тем не менее, именно это здание построили в 1930-х для советских деятелей искусства. Существует, правда, ещё один дом, являющийся точной копией булгаковского. Его фасад действительно отделан полированным чёрным камнем, а квартира №84, из которой Маргарита и начала погром, находится в 8-этажном крыле. Совпадает даже расположение других квартир, а самое главное – этот дом действительно писательский.

October 28th, 2012

Патриаршие пруды в "Мастере и Маргарите" оказываются непосредственно связаны с Воландом. Совсем неподалеку отсюда располагагается квартира Степы Лиходеева, где он поселился, театр Варьете, где он давал представление... Если задуматься, то большая часть пребывания Воланда в столице проходит именно здесь…

И, разумеется, имеено в сквере на Патриарших прудах Воланд впервые появляется на страницах "Мастера и Маргариты". Попытаемся реконструировать "на местности" события того памятного вечера. Итак,



Однажды весною, в час небывало жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах, появились два гражданина. ... Попав в тень чуть зеленеющих лип, писатели первым долгом бросились к пестро раскрашенной будочке с надписью «Пиво и воды».

Здесь встает вопрос 1: откуда эти два гражданина появились?

Михаил Александрович Берлиоз был председателем Массолита. Работал он в Доме Грибоедова, совсем неподалеку от Патриарших - большинство исследователей считают прообразом Дома Грибоедова, где размещался Массолит, Дом Герцена, расположенный по адресу Тверской Бульвар, 25. Логично предположить, что на Патриаршие Берлиоз пришел после работы - передохнуть перед вечерним заседанием и, заодно, прочитать лекцию незадачливому поэту. От Дома Генцена пройти туда можно либо через Малый Козихинский переулок, либо через Малую Бронную - что одна, что вторая улица приведет к восточному углу пруда.

Возможные пешие маршруты от Массолита до Патриарших.

Получается, что Берлиоз и Иванушка вошли в сквер на Патриарших вот через этот вход.

Где-то здесь располагалась и будочка "Пиво и воды".

Позволю себе небольшое пояснение о позднем времени начала заседания - по сегодняшним меркам заседание, назначенное на 22.00 - это перебор. Но в сталинские времена это было вполне в порядке вещей. Сталин работал до трех-четырех часов утра, и крупные госучреждения волей-неволей приучились бодрствовать вместе с ним: в ожидании возможного вызова к Самому не смыкали глаз министры; чтобы время не пропадало даром, они выдергивали на рабочее место своих заместителей; те в свою очередь - собственных подчиненных, и эта цепочка тянулась все дальше и дальше.

Отсидев на рабочем месте первую половину рабочего дня, вечером служащие на несколько часов расходились по домам - вздремнуть перед второй, ночной, частью. И в десять вечера вновь загорались окна крупных учреждений, к которым относился и Булгаковский Массолит.

Итак, со входом мы разобрались. Теперь вопрос №2: в какую сторону пошли Берлиоз и Иванушка - прямо или налево? Булгаков отвечает на этот вопрос достаточно однозначно:

Не только у будочки, но и во всей аллее, параллельной Малой Бронной улице, не оказалось ни одного человека. ... Пройдя мимо скамьи, на которой помещались редактор и поэт, иностранец покосился на них, остановился и вдруг уселся на соседней скамейке, в двух шагах от приятелей.
...
- Разрешите мне присесть? - вежливо попросил иностранец, и приятели как-то невольно раздвинулись; иностранец ловко уселся между ними и тотчас вступил в разговор.

Итак, Иванушка с Берлиозом обосновались где-то на аллее, параллельной Малой Бронной.

Никакого точного указания на конкретную скамейку в "Мастере и Маргарите" нет. Однако в доме № 32 по Малой Бронной жили друзья Булгакова, а зная любовь склонность писателя привязывать вымышленные реалии своих произведений к каким-либо значимым объектам из настоящего мира, некоторые исследователи располагают "ту самую скамейку Воланда" напротив их подъезда.

Скамейка Воланда.

Она же с другого ракурса.

Третий вопрос, который обычно занимает любителей Булгакова: куда бежал Берлиоз "звякнуть по телефону"? На это Булгаков также указывает достаточно прямо:

Берлиоз... устремился к тому выходу с Патриарших, что находится на углу Бронной и Ермолаевского переулка. ... Тотчас и подлетел этот трамвай, поворачивающий по новопроложенной линии с Ермолаевского на Бронную. Повернув и выйдя на прямую, он внезапно осветился изнутри электричеством, взвыл и наддал.

Итак, Берлиоз бежит вперед по аллее, параллельной Малой Бронной в сторону Ермолаевского переулка.

Вот он, выход с Патриарших на углу Ермолаевского переулка и Малой Бронной.

Вот он, поворот.

Но "выйти на прямую и наддать" здесь трамваю негде. В связи с этим некоторые исследователи предоплагают, что в ограде Патриарших был разрыв прямо напротив перпендикулярной Малой Бронной аллеи. Именно здесь и располагался злополучный турникет.

Место предполагаемого выхода на схеме...

Один из самых популярных романов 20 века - «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова - был окончен ровно 75 лет назад, 13 февраля 1940 года. Над ним писатель работал 12 лет, но при жизни автора роман так и не был опубликован. Именно роман «Мастер и Маргарита» является основой популярных туристических маршрутов по булгаковской Москве. Корреспондент РИАМО вместе с экскурсоводами музея «Булгаковский Дом» прогулялась по местам романа и узнала, где впервые встретились мастер и Маргарита, и что в столице сегодня напоминает о культовом произведении.

Патриаршие пруды

Действие романа начинается с Патриарших прудов. Именно здесь «в час небывало жаркого заката появились два гражданина» - известный литератор Михаил Берлиоз и начинающий поэт Иван Бездомный. Шли они из дома литераторов - МАССОЛИТа и присели на лавочке напротив дома с башенками в Малом Патриаршем переулке. Со стороны Ермолаевского переулка появился Воланд со своей свитой. Как рассказывают на экскурсии, Ермолаевский переулок когда-то назывался Коровий, потом Панкратьевский, отсюда и персонаж Коровьева, который машет ручкой Берлиозу в первых сценах романа.

Нехорошая квартира

Еще одно знаковое место - «нехорошая квартира» в доме №50 302-Бис, где поселились Воланд и его свита, на самом деле располагалась в доме на Большой Садовой, 10. Если сложить цифры номера квартиры (3+0+2), то получится пять, а при умножении на два, так как «бис» означает повторный выход, получится 10. Номер 50 тоже не случаен. Сам Булгаков жил со своей первой женой на Большой Садовой, 10, в квартире №50, где сегодня располагается его музей-квартира .

Расписывать стены в подъезде, где когда-то жил автор «Мастера и Маргариты» поклонники романа стали еще с 70-х годов прошлого века. Стены несколько раз белили, но послания продолжали оставлять. Среди работ было очень много иллюстраций профессиональных художников, а сегодня подъезд расписывают все подряд: рядом с цитатами из романа и иллюстрациями к «Мастеру и Маргарите», много фраз на отвлеченные темы.

Рядом находится частный музей - «Булгаковский дом» со своим театром , экскурсиями, квестами, и даже котом Бегемотом.

Театр Варьете

Также узнаваемым местом из романа является прототип театра «Варьете», где Воланд и его свита устроили сеанс черной магии с разоблачением. Несмотря на то, что такого театра в Москве не существовало, его прототипом стали цирк и мюзик-холл, которые располагались в нынешнем здании Театра Сатиры в 20-30-е годы прошлого века. Булгаков бывал на представлениях мюзик-холла и видел там и иностранных артистов, и цирковые трюки, и номера с животными . Отсюда - фокусы кота Бегемота, разоблачение председателя Акустической комиссии, неравный обмен советских нарядов на французские, трюк с отрыванием головы конферансье Жоржу Бенгальскому и пр. Здесь же, в саду «Аквариум», впервые администратор Варьете Варенуха встретился с котом Бегемотом и Азазелло.

Кроме того, в Театре сатиры когда-то репетировалась известнейшая пьеса Булгакова «Иван Васильевич», но до премьеры дело не дошло. Сегодня никаких следов романа «Мастер и Маргарита» в театре и саду «Аквариум» не осталось - единственное, что напоминает о «Варьете» (бывшем цирке) - купол на здании Театра Сатиры.

МАССОЛИТ в «Доме Грибоедова»

Выдуманный Булгаковым Дом Грибоедова, в котором он разместил литературную организацию МАССОЛИТ, тоже можно найти в Москве. Это Дом Герцена на Тверском бульваре, 25, где в 20-е годы прошлого века существовало множество литературных объединений, таких как РАМП (Российская ассоциация пролетарских писателей), МАПП (Московская ассоциация пролетарских писателей) и другие. МАССОЛИТ литературоведы расшифровывают, как Мастерская социалистической литературы.

К создателю «Горя от ума» Александру Грибоедову дом никакого отношения не имеет, но именно здесь, по роману, поэта Ивана Бездомного объявляют сумасшедшим и отсюда увозят в клинику Стравинского. Интересно, что сегодня дом с сомнительной писательской историей по-прежнему наполнен литераторами - здесь располагается Литературный институт имени М. Горького.

Переулок Мастера и Маргариты

Особняк Маргариты на Спиридоновке

В романе говорится, что Маргарита с мужем занимали верх прекрасного особняка в саду в одном из переулков близ Арбата . По одной из версий, прототипом мог стать красивейший замок на Спиридоновке, 17, построенный в конце 19 века по проекту архитектора Федора Шехтеля. Заказал его для своей жены известный предприниматель и меценат Савва Морозов.

Несмотря на то, что Спиридоновка от Арбата далековато, дом с садом и выстроен в готическом стиле , как и в романе. Сегодня в этом особняке - Дом приемов Министерства иностранных дел. Здесь проходил G8.

Дом Мастера

Под описания подвала Мастера, в который он переехал, чтобы работать над романом о Понтии Пилате, попадает дом в Мансуровском переулке, 9. Сам Булгаков часто бывал в этом доме, который принадлежал декоратору Сергею и актеру Владимиру Топлениновым, рассказывают на экскурсии. Полуподвальное помещение они сдавали драматургу Сергею Ермолинскому. И именно к нему часто наведывался Михаил Афанасьевич. Здесь он работал над «Мастером и Маргаритой», и даже читал некоторые главы романа. Весной дом утопал в сирени, как и рассказывает Мастер Ивану Бездомному, уточняет экскурсовод. Последние владельцы дома - потомки художника Курского. В 2013 году знаменитый «Дом Мастера» был выставлен на торги.

Впрочем, о связи с Булгаковым сегодня говорит табличка, рассказывающая о том, что дом является объектом культурного наследия , и уточняющая, что в 1926-1932 гг. здесь неоднократно бывал Михаил Булгаков.

Ольга Швенк

Увидели ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите "Ctrl+Enter"