Волшебные предметы из сказок. Русские сказки

  • 13.08.2019

Ольга Воеводина
Игра-соревнование «Волшебные предметы»

Цель : вспомнить и закрепить ранее полученные знания о волшебных предметах , развивать внимание, выявить творческие способности детей, создать двигательную активность.

Ведущий :

Здравствуйте, ребята. Сегодня я – хранительница сказочного сундука, в котором есть волшебные предметы .

Хочу я вас проверить, хорошо ли вы знаете волшебные сказки . Но прежде, чем я буду доставать из моего сундука волшебные предметы , вы должны будете отгадать их и выполнить мое задание. Я буду загадывать предметы , а вы должны рассказать, в чем их волшебная сила , а может, даже сказку назовете! Ну что начнем?

Дети делятся на две команды. В ходе соревнования за каждое задание победитель получает фишку.

1 задание «Сапоги-скороходы»

И за тридевять земель,

И за тридевять морей,

Через горы и леса

Вас домчат за полчаса. (Сапоги скороходы)

Пробежать в одном сапоге, передать другому участнику команды.

2 задание «Волшебный клубок »

Круглый я, пушистый, мягкий,

Хвостик есть, но я не кот.

В сказках встретите меня,

Укажу вам путь друзья. (Клубок ниток)

Перемотать клубок - кто быстрее.

3 задание «Скатерть самобранка»

Вкусных кушаний полна.

Стоит только расстелить -

Всех сумеет накормить. (Скатерть-самобранка.)

Из разрезных картинок собрать и накрыть на «стол» .

4 задание «Шапка-невидимка»

Если ты ее одел, тут стоял, и вмиг исчез.

Можно юркнуть в каждый дом.

И подслушать все секреты.

Защититься от злодеев, и спасти своих друзей.

Ведь не видно- кто под ней. (Шапка-невидимка.)

Дети закрывают глаза, кого-то из детей или персонаж сказки нужно спрятать под «шапку- невидимку» . Отгадать, кого не хватает.

5 задание «Игла»

На дубу висит сундук.

Заяц в сундуке сидит,

А в зайчишке – утка.

Ну а в утке есть яйцо

Что в себе таит оно? (Игла)

Игла из картона с ниткой, каждый должен змейкой пробежать между детьми, вернуться на свое место и передать следующему.

6 задание «Гусли - самогуды»

Коль тронуть струны инструмента,

То тотчас ноги в пляс пойдут.

Так что ж за инструмент такой,

Коль ноги пляшут сами собой? (Гусли)

Произвольный танец под музыку.

Подводятся итоги. Все дети получают призы (раскраску по сказкам) .

Публикации по теме:

«Мы - весёлые ребята!» - игра-соревнование по физической культуре для детей старшего дошкольного возраста «Мы - весёлые ребята!» - игра-соревнование для детей старшего дошкольного возраста. Цели: пропаганда здорового образа жизни; привлечение.

И снова я с ВАМИ, КОЛЛЕГИ! Покажу ещё одно пособие-игру "Весёлые верёвочки". Раньше использовала для закрепления учениками знаний о кривых.

Игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста и самым эффективным приемом развития дошкольников, так как сочетает.

Дидактическая игра для детей дошкольного возраста от 4 до 7 лет. Правила игры: Детям даётся карточка с заданием - образцом и пустая карточка.

Мы придумали игру на сенсорное развитие. Материал дня нее используется очень простой и дешевый;трубочки для коктейля и составные коврики.

Игра - занятие по формированию культурно-гигиенических навыков для детей средней группы «Предметы личной гигиены» Задачи: Развивать познавательный интерес, воображение, логическое мышление, внимание и память. Совершенствовать умения различать и.

День космонавтики – прекрасный повод поговорить с детьми об устройстве нашей солнечной системы, звездном небе, космических ракетах. В этом.



Ключевые слова: русские народные сказки, литературные сказки, волшебные предметы, предметы-помощники, современные изобретения.

Сказка ложь, да в ней намек,

добрым молодцам урок

Современные устройства позволяют нам быстро передвигаться, узнавать мир, расширять свой кругозор, мгновенно узнавать новости, облегчают работу по дому и т. д. Машины, механизмы настолько прочно вошли в нашу жизнь, что мы их даже не замечаем. А ведь люди мечтали о таких устройствах очень давно. Идеи можно найти в сказках: ковер-самолет, сапоги-скороходы, самодвижущаяся печь, гусли - самогуды… Нам захотелось немного по-другому, чем просто на литературное произведение, посмотреть на некоторые из сказок, отследить путь нескольких изобретений, от мечты к действительности.

Я люблю читать сказки и представлять себе жизнь того или иного народа. Читая сказки, я обратил внимание на присутствие различных волшебных предметов, напоминающих некоторые современные изобретения. Каким образом в, казалось бы, старых сказках, людям удалось предсказать появление современных телевизоров и плееров - остается загадкой. Мы решил выяснить, какие конкретно предметы современности представлены в сказках, написав работу на тему: «Сравнительный анализ волшебных предметов из сказок с современными изобретениями».

Актуальность исследования обусловлена недостаточной изученностью сказок. В наше время проводится масса исследований, целью которых является составление единой классификации сказок, персонажей и сюжетов. Поэтому кажется логичным исследование реалий представленных в сказках. Подобное исследование поможет составить более полное представление о таком жанровом направлении, как сказка. Этим обусловлена научная новизна и теоретическая значимость работы.

Объектом исследования послужили волшебные предметы, которые давались в помощь главным героям различных сказок.

Целью исследованияявляется проведение сравнительного анализа между сказочными волшебными предметами и современными изобретениями.

В соответствии с целью исследования в работе были поставлены следующие задачи:

Выделить волшебные предметы, встречающиеся в сказках;

Рассмотреть их функционирование в сказках;

Провести сравнительный анализ между сказочными волшебными предметами и современными изобретениями.

В работе использован метод сравнительного анализа. Было проведено сопоставление сказочных предметов и предметов быта современного человека.

Материалом исследования послужили русские народные и литературные сказки.

Предметом исследования явились волшебные предметы и предметы - помощники в русских народных и литературных сказках.

Сказка целое направление в литературе. За долгие годы своего становления и развития этот жанр стал универсальным жанром, охватывающим все явления окружающей жизни и природы, достижения науки и техники.

В давние-предавние времена, когда ни книг, ни школ еще не было, чтобы рассказать своим детям и внукам об окружающем мире, дедушки и бабушки придумывали сказки. В них они рассказывали о борьбе добра со злом, о бесконечности мира и об опасностях, таящихся в нем. Подросшее поколение рассказывало эти сказки своим детям и внукам, те своим, и так из века в век .

События в сказках понемногу корректировались, обрастали новыми подробностями, а ненужные постепенно забывались. Так и копилась вековая мудрость - дошедшая до нас. В сказках представлены поступки героев и их последствия, таким образом, своим примером сказки помогают избегать неприятных ошибок.

Сказка постоянно изменялась, впитывая в себя черты новой реальности, но оставалась непрерывно связанной с социальными и историческими событиями.

Сказка, как образное отражение мира, требует от читателя особых качеств восприятия творческого воображения, развитой наблюдательности, способности понимать аллегории .

Читая сказки, мы сталкиваемся с большим количеством различных волшебных предметов и диковинок. В сказках у них самые разные функции, одной из которых является помощь герою, облегчение его существования. Уже на этом этапе мы можем провести аналогию с современностью - техникой, используемой современным человеком.

Вот некоторые волшебные предметы, их функции в сказке и сравним их с современными изобретениями.

Сказочные предметы и их современные аналоги

Обратимся к сказке «Старик Хоттабыч»: Хоттабыч вместе с Волькой и его другом отправились в путь на ковре-самолете - волшебный ковер, летающий по воздуху и перемещающий героев из одного места в другое.

«Иван сел на ковер-самолет , вылетел из подземного царства и не успел моргнуть, как очутился в прекрасном саду, сел под ракитовым кустиком и стал смотреть, любоваться, как в светлой воде золотые и серебряные рыбки гуляют» .

Однако цивилизация не стоит на месте и, спустя некоторое время, появился аэроплан, а затем ученые изобрели современные самолеты. Таким образом, аналогом ковра-самолета является современный самолет . Он подобно своему аналогу помогает людям перемещаться из одного места в другое, за достаточно быстрое время.

Первый полет был совершен на самолете, сконструированном А. Ф. Можайским, но полет был неудачным. Через 6 лет в небо поднялся аэроплан, построенный братьями Орвилом и Уилбуром Райтами, пролетел аэроплан 50 метров за 12 секунд. А в 1909 году они же построили самолет, развивший скорость 60 км в час. С этого времени началось развитие самолетостроения в Европе.

В настоящее время сверхзвуковые самолеты, изобретенные в России, успешно летают: истребитель-перехватчик СУ-27, сверхзвуковой дальний бомбардировщик ТУ-22 М3.

«Баба - Яга костяная нога поскорей села в ступу , поднялась в воздух и кинулась вслед за девочкой толкачом, погоняя, помелом след, заметая» .

В сказке «Вниз по волшебной реке» читатель встречает ступу Бабы Яги, которую, конечно же, можно сравнить с современными вертолетами.

Несмотря на то, что самолет уже много лет господствовал в воздухе, у него был один недостаток - для того, чтобы оставаться в воздухе, он должен постоянно и с достаточно большой скоростью перемещаться в горизонтальной плоскости, ведь подъемная сила его крыльев напрямую зависит от скорости движения. Отсюда необходимость разбега при взлете и пробега при посадке, приковывают самолет к аэродрому.

Эта ниша, после долгих конструкторских поисков, была занята винтокрылой машиной - вертолетом.

Вертолет - это летательный аппарат с вертикальным взлетом и посадкой. Различают вертолеты одновинтовые с рулевым винтом; двух- или многовинтовые.

Значительную лепту в изобретение вертолета внес Борис Юрьев. Он усовершенствовал лопасти винта, создал автомат - перекос, обеспечивающий необходимую установку лопастей .

Кроме того для перемещения в пространстве герои русских сказок часто использовали сапоги-скороходы . В различных сказочных государствах гонцы всегда имели парочку волшебных сапог для быстрой транспортировки царских указов. Так, например, в сказке «Вниз по волшебной реке» царь Макар отправлял гонца в волшебных сапогах за советом к Василисе Премудрой. В современном мире мы можем встретить аналоги сапог-скороходов даже на детях – фигурные коньки зимой и роликовые коньки – летом. Конечно, цель использования у них несколько отличается, однако они по-прежнему остаются средством перемещения в пространстве. Первые роликовые коньки появились в начале ХVII века! Датчанин Ханс Брикюр приделал к своим башмакам деревянные катушки .

Среди наших соотечественников, пожалуй, нет ни одного не смотревшего мультфильм «Ну, погоди!» в частности эпизод, в котором Волк попадает в сказку. Зайдя в домик Бабы-Яги, он обнаруживает там гусли-самогуды. Данный волшебный предмет играет музыку сам, без вмешательства людей .

В современном быту такую же функцию выполняет целый ряд устройств - музыкальный проигрыватель, магнитофон, плеер .

Говоря о современной технике, нельзя не упомянуть телевизор. Современный телевизор является модернизированным блюдечком с яблочком . Блюдечко использовалось для того чтобы наблюдать за событиями, так, например происходящими в различных местах сказочной страны, так например, Баба Яга в сказке «Вниз по волшебной реке» с помощью блюдечка узнавала о главных событиях в столице сказочного царства, а впоследствии наблюдала за боем между богатырями Царя и войском Кощея Бессмертного .

В сказках персонажи часто попадали в ситуации, когда им необходимо было добраться в чей-либо дворец или замок, местонахождение которого было им неизвестно. В подобных ситуациях героев всегда выручал волшебный клубок ниток или пряжи, показывающий дорогу.

Современный человек часто попадает в подобные ситуации, и в нашем мире ему на помощь приходит навигатор, являющийся аналогом сказочного клубка.

Навигатор был изобретен еще в 1932 году, с прокручивающейся картой, скорость прокрутки зависела от скорости автомобиля .

«Печка, по щучьему веленью, по моему хотенью, поезжай печь прямо к царю во дворец. И печь затрещала, и вдруг вылетела на волю. И быстрее всякой птицы понеслась к царю» .

В русской народной сказке «По щучьему велению» читатель встречается с волшебной печью, на которой ездил Емеля.

Ему достаточно было, положить дрова в печь, и та сразу была готова, отправляться в путь. Аналогом волшебной печи служит современный автомобиль . Слово автомобиль означает «самодвижущаяся повозка», хотя в современном мире принято называть автомобилями, только средства передвижения, оснащенные автономными двигателями.

Начало современной автомобильной эпохи принято отсчитывать с 1895 г., когда независимо друг от друга Г. Даймлер и К. Бенц построили самодвижущиеся экипажи, имеющие двигатели внутреннего сгорания, с большим числом оборотов и высокой степенью сжатия. С тех пор Российское автомобилестроение прошло славный путь. Русские изобретатели дореволюционного периода внесли немалый вклад в развитие автомобильной техники, начиная от мускульных самоходов Шамшуренкова и Кулибина и заканчивая автомобилями Пузырева и продукцией Русско- Балтийского вагонного завода .

«Петушок с высокой спицы

Стал стеречь его границы,

Чуть опасность, где видна

Верный сторож, как со сна,

Шевельнется, встрепенется,

К стороне той обернется

И кричит: «Кири-ку-ку!»

Данная сказка может навести на мысли о современном радаре . Впервые Кристиан Хюльсмайер изобрел радиолокатор в 1904 году. Радар посылает, направленный пучок радиоволн. Автомобиль, самолет или другой крупный металлический предмет, встретившийся на пути радиолуча, отражает его, как зеркало. Приемник радара улавливает отражение и измеряет время прохождения импульса до отражающего объекта и обратно .

«Огонек горит светлее,

Горбунок бежит быстрее

Вот уж он перед огнем.

Светит поле словно днем;

Чудный свет кругом струиться,

Но не греет, не дымится

Диву дался тут Иван.

«Что,- сказал он,- за шайтан!

Шапок пять найдется свету;

А тепла и дыму нету.

Это чудо - огонек!»

Говорит ему конек:

Вот уж есть чему дивиться!

Тут лежит перо жар- птицы…»

Не о лампах ли дневного света, идет речь?

Лампа дневного света - это люминесцентная лампа с голубоватым свечением. Используется в целях общего освещения. Лампами дневного света часто называют все виды люминесцентных ламп. Была изобретена в 1872 году русским электротехником А. Н. Лодыгиным .

«…Взяла бабушка жерновки и стала молоть что не повернешь - все блин, да пирог!.» .

Этот волшебный сказочный предмет можно сравнить с микроволновой печью. Это устройство преобразует электричество в электромагнитные микроволны. Впервые микроволновая печь была запатентована американским изобретателем Перси Спенсером, в 1945 году .

Подводя итог проделанной работе, следует отметить, что в русских сказках прослеживается множество параллелей с жизнью современного человека. Мы пришли к выводу, что иносказательно в этих произведениях зашифрованы мечты людей.

Данные работы свидетельствуют о том, что мечты человека рано или поздно могут быть воплощены в жизнь. Для реализации любой мечты необходимы умственные, физические усилия, экономические возможности, непреодолимое желание.

Но есть в сказках волшебный предмет, который может помочь героям в различных ситуациях - волшебная палочка, и, к сожалению, аналог волшебной палочки изобрести пока не удалось.

Литература:

  1. www.litra.ru
  2. www.bizyukov.temator.ru
  3. www.tehnologid.ru
  4. Русские народные сказки. Составитель и примечание В. П. Аникина, Москва: Детская литература, 1986.
  5. Сочинения в 3-х томах. Москва: Художественная литература 1986г.
  6. Энциклопедия для детей. Том 11. Техника. Главный редактор: Аксенова, Москва: Аванта, 2004.
  7. Конек-горбунок: Русская сказка в трех частях. Москва: Детская литература, 2002.
  8. Камов Ф., Курляндский А. Ну, погоди! - Л., 1997.
  9. Лагин Л. Старик-Хоттабыч. М.: Детская литература, 1973.
  10. Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. Л., 1986.
  11. Русская народная сказка «По щучьему веленью».
  12. Русская народная сказка «Жар-Птица».
  13. Пушкин А. С. Золотой петушок.
  14. Успенский Э. «Вниз по волшебной реке»
  15. Русская народная сказка «Петух и жерновки». В обработке А. Н.Афанасьева.

Ключевые слова: русские народные сказки, литературные сказки, волшебные предметы, предметы-помощники, современные изобретения .

Аннотация: Статья посвящена проведению сравнительного анализа между сказочными волшебными предметами и современными изобретениями, проведена аналогия волшебных диковинок, помогающих герою и облегчающих его существование, с техникой, используемой современным человеком.

Полезные штуковины, диковинные вещицы и хитроумные гаджеты – мода не только двадцать первого века. Волшебная сказка располагает не меньшим ассортиментом спасительных приспособлений.

Многие помнят огниво по одноименной сказке Андерсена, в которой ударом по кремню можно было вызвать трех огромных псов, готовых выполнять всяческие поручения. Огниво часто встречается и в русских сказках. Только в них оно обычно вызывает не псов, а коня: здесь, похоже, соединяются мифологические мотивы горящей искры и коня-огня. Как правило, огниво представляет собой кремень и кресало, иногда в связке волосков. Чтобы вызвать помощника-коня, эти волоски нужно зажечь. Как указывают фольклористы, огниво – самый заряженный волшебными свойствами предмет, с его помощью можно вызывать и духов. В старой сказке герой в лесной избушке находит кисет, в котором нет табаку, но есть огниво: «кремешок и мысатик». Ударил он мысатиком по кремешку – тут же выскочили двенадцать молодцев, готовых исполнить его просьбу.

Роль универсального навигатора в сказках играет клубочек ниток. Он лучше компаса ориентируется в географии волшебных царств и никогда не сбивается с пути (правда, иногда может катиться к цели много лет). Но достать его нелегко. Гаджет можно получить, например, от Бабы-Яги за хорошее поведение и уважение старших, словом, пройдя какое-то испытание. Это удается Ивану Царевичу, и вот он уже спешит за неустанным клубком к Василисе Премудрой.

В сказках мы встречаем множество диких животных, которые за небольшую любезность готовы прийти на помощь. Но как воспользоваться услугами тех бестий, которым ничего от тебя не нужно? Чтобы получить власть над ними, требуется какая-то их часть: воронья косточка, львиный коготь, рыбья чешуйка. Например, волоски их хвоста коня дают власть над конем. Этот же принцип применим и к птицам. В сказке птица дает герою перышко из головы со словами: «Этот волосок похрани, спрячь: какая бы беда ни случилась, так ты только этот волосок вынь, из руки в руку перемени, - мы тебе поможем во всем». В сказке про Финиста Ясного Сокола пернатый друг дарит девушке перо из своего крыла. Взмахни им и появится все, что душе угодно. Иногда чудо-перышко желанно само по себе – особенно, если оно из хвоста жар-птицы. Такое перо «чудно и светло». Если принести его в темную горницу, оно осветит покои не хуже сотен свечей.

Скатерть-самобранка

В сказках поход в тридесятое царство за царевной превращается в многотрудный и утомительный квест. Чтобы не растерять сил, герою надо время от времени подкрепляться. Роскошные яства всегда готова сотворить из ничего скатерть-самобранка, работающая по принципу «все включено». После окончания трапезы объедки и грязную посуду можно аккуратно сложить в скатерть и идти дальше. Иногда волшебную скатерть называли также «хлебосолкой». Некоторые фольклористы связывали скатерть-самобранку с царством мертвых, местом, где никогда не прекращается еда, бесконечным источником съестного изобилия. Даже если принести такой источник еды из того царства, то и на земле он никогда не иссякнет. Так что скатерть-самобранка – заветная мечта всех феноменальных лентяев и обжор.

Гусли-самогуды

В автономном режиме работают и гусли-самогуды: сами заводятся, сами играют, сами пляшут, сами песни поют. Правда, в некоторых сказках прикасаться к струнам все же приходится. Если дернуть за одну струну – синее море станет, за другую – корабли поплывут, за третью – будут корабли из пушек палить. Особенности звучания диковинного инструмента известны плохо, некоторые сказки дают повод полагать, что оно было не очень мелодичным. Так, в одной сказке дурак заложил свои уши цветком, пришел к королю и заставил играть гусли-самогуды. Только заиграли гусли, как и сам король, и его бояре, и стража придворная - все заснули; дурак снял со стены булатный меч и убил короля.


Вспоминаем волшебные предметы... Меч- кладенец (меч-саморуб), ковер-самолет, скатерть-самобранка, волшебный гребень, из которого вырастает лес, сапоги-скороходы, гусли-самогуды, ступа Бабы Яги, волшебная иголка, шапка-невидимка, летучий корабль, волшебная дубинка, молодильные яблоки, сума (двое из сумы), живая и мертвая вода, клочок шерсти, птичье перо, рыбья чешуйка, деревянный летающий конь, русская печь, волшебное кольцо (перстень), волшебное зеркало, серебряное блюдечко и наливное яблочко...


Меч-кладенец наименование оружия нескольких богатырей из русского фольклора. Могли быть волшебными и придавать владельцу непобедимость. Обычно попадали в руки хозяину из какого-либо тайника. Меч использовался в сказке«Заколдованная королевна».В этой сказке Иван сын купеческий побеждает им змеев




Скатерть-самобранка волшебная скатерть, фигурирующая в русских народных сказках и написанных по их мотивам литературных произведениях, способная сама себя сервировать. Чтобы накрыть на стол, достаточно развернуть скатерть, и она тут же будет уставлена разнообразными яствами. По окончании трапезы достаточно свернуть грязную посуду и объедки в скатерть всё исчезнет.




Сапоги-скороходы, они же семимильные сапоги волшебная обувь, которая фигурирует в европейских, в том числе славянских, сказках. Надевший сапоги получает способность передвигаться с большой скоростью: каждый сделанный шаг переносит владельца сапог на значительное расстояние (отсюда «семимильные», то есть как вариант, каждый шаг равняется семи милям).



Все дети с раннего детства любят сказки. Ведь в сказках совершаются самые невероятные чудеса. Самым первым творцом их во все времена был народ, который вкладывал в сказки свои заветные мечты: о справедливости, о лучшей доле бедняка. Рассказывал о красоте, об уме и трудолюбии простых людей.
Когда появились сказки точно сказать нельзя, но всё это время она жила в народе и рассказывалась устно. Сказки бывают разные. Есть сказки волшебные, в них обязательно должны быть чудеса и волшебные предметы. Есть сказки о животных, в таких сказках животные могут говорить, ходить друг другу в гости и даже учиться в школе. Есть сказки - бытовые. Сказки, в которых описывается жизнь простых людей: бедного мужика или ловкого солдата. Сказки вызывали и вызывают особый интерес у детей и даже у взрослых. Она обязательно учит чему-то людей, и выдуманный сказочный мир всегда несёт с собой мудрую мысль.

В наших сказках есть различные предметы, обладающие волшебными свойствами: скатерть-самобранка, волшебная палочка, сапоги-скороходы, волшебные фрукты и плоды, летающая ступа и другие.

Волшебные предметы помогают героям преодолеть трудности, препятствия, превзойти необыкновенную силу, которая обычному человеку поддаться не может.

Волшебными свойствами наделяются, чаще всего самые обычные предметы быта, которыми герои пользуются каждый день: вёдра, печь, зеркало, клубок ниток.

А самое главное, что волшебные сказки всегда заканчиваются победой «добра» над «злом» и в конце сказки главного героя ждёт награда.

Картотека волшебных предметов

Стрела, клубочек, перышко . (Предметы, говорящие правду и показывающие, что делается на белом свете.)

Зеркало, золотое блюдечко и наливное яблочко, волшебная книга.

(Предметы, способные за малое время перенести героя через большое пространство.) Ковер-самолет, сапоги-скороходы.

Живая и мертвая вода, молодильные яблочки. ( Предметы, возвращающие здоровье, молодость, оживляющие мертвых).

Меч-саморуб, топор-самосек, ведра, печь, чудесные пяльцы, игла, дубина .(Предметы, выполняющие работу за героя).

Кольцо, огниво, волоски. (Предметы, вызывающие помощников).

Шапка-невидимка .(Предметы, способные сделать героя невидимым.)

Свисток, гусли, рожок .(Предметы, способные заставить все вокруг плясать.)

Яйцо, сундук. (Предметы, хранящие тайны вредителей.)

Среди этих предметов много таких, которые есть в каждом доме, но только без магической силы.

Семь сказочных предметов волшебства

2. Клубок.

3.Перышко.

4.Скатерть-самобранка.

5.Гусли-самогуды.

6. Зеркальце.

7.Гребешок.

Загадки о волшебных предметах

Ровно семь лепестков,

Нет пестрее цветков.

Оторвешь лепесток -

Полетит он на восток,

И на север, и на юг,

И вернется к нам он в круг.

Ты желанье загадай,

Исполненья ожидай.

Что же это за цветок?

Лютик? Ландыш? Огонек? (Цветик-семицветик.)

Ах, стряпуха! Ах, хозяйка!

Ты, дружок, ее узнай-ка:

Стоит только расстелить -

Всех сумеет накормить.

Много всяких будет блюд.

Как стряпуху ту зовут? (Скатерть-самобранка.)

Много верст впереди.

Как бы их быстрей пройти?

Ты попробуй их обуть —

Одолеешь мигом путь. (Сапоги-скороходы.)

Отправляется в полет

Не ракета — самолет.

Не простой - расписной,

Не стальной, а льняной,

Не с крылом, а с бахромой. (Ковер-самолет.)

Если ты ее наденешь,

Можешь хоть куда идти,

И при этом неприятель

Не сможет в ней тебя найти. (Шапка-невидимка.)

Знает утка, знает птица,

Где Кощея смерть таится.

Что же это за предмет?

Дай дружок скорей ответ.

Я пушистый, мягкий, круглый,

Есть и хвост, но я не кот,

Часто прыгаю упруго

Покачусь и под комод.

(Клубок ниток)

Круглое, румяное, сочное и сладкое,

Очень ароматное, наливное, сладкое,

Тяжёлое, большое