Фома неверующий значение фразеологизма кратко. Почему Фома – неверующий

  • 20.09.2019

Фома Неверующий

В тот вечер, как ты помнишь, среди учеников Христа не было Фомы, и когда его товарищи рассказали ему, что случилось, то Фома не поверил им:

– Пока своими глазами не увижу ран от гвоздей на руках его – не поверю!

Товарищи не стали спорить с упрямцем.

Прошло восемь дней, и они опять собрались все вместе в запертой комнате. Но теперь с ними был и Фома Неверующий.

И вдруг снова перед ними появился Христос. Он подошёл к Фоме и сказал:

– Дай руку твою и прикоснись к моим ранам. Не будь неверящим!

И убедившись, что это и есть воскресший учитель, Фома воскликнул:

– Господь мой и Бог мой!

А Иисус Христос ответил:

– Ты поверил, потому что увидел меня. Блаженны те, которые не видели и поверили.

Из книги 100 великих библейских персонажей автора Рыжов Константин Владиславович

Фома О жизни и смерти апостола Фомы в христианском предании сохранился следующий любопытный рассказ. Когда апостолы решили оставить Палестину и начали проповедовать христианство язычникам, Фоме выпало идти в Индию. Некоторое время он оставался в недоумении, так как не

Из книги Диалог о вере и неверии автора Эко Умберто

Где неверующий находит просвещение? Уважаемый Умберто Эко!Теперь хочу поставить перед Вами вопрос, о котором я упоминал в прошлом письме. Это вопрос о базовых этических принципах неверующего в мире «постмодерна». Говоря конкретнее: на чем основывается его убежденность в

Из книги Непознанный Мир Веры автора Автор неизвестен

Француз неверующий Один француз в сопровождении проводника араба совершал путешествие по пустыне. День за днем араб не забывал преклонять свои колени на горячем песке и взывать к своему Богу. Однажды вечером неверующий француз спросил у араба:- Откуда вы знаете, что

Из книги Собеседования о жизни италийских отцов и о бессмертии души автора

2. О том, что и неверующий имеет веру Григорий. Смело скажу, что и неверующий имеет веру. Если этого невера я спрошу, кто у него отец, кто мать, он, без сомнения, ответит тот и та. Если я потом буду спрашивать его, знает ли он, когда зачался, видел ли, когда родился, то сознается,

Из книги Библиологический словарь автора Мень Александр

ФОМА АКВИНАТ (Thomas Aquinas), иером. (ок.1225–74), итал. католич. богослов, крупнейший представитель схоластич. философии.Род. близ Аквино (Неаполитанское королевство) в семье графа Ландольфа, родственника короля Фридриха Барбароссы. Детство провел в родовом замке и в соседнем м–ре

Из книги Может ли ещё молиться современный человек? автора Сурожский Митрополит Антоний

"Может ли молиться неверующий?" Может ли молиться неверующий?Для того чтобы молиться, нужно знать, что ты к кому-то обpащаешься, что кто-то тебя слушает и слышит. Поэтому если невеpующий последовательный, если он "знает" абсолютным убеждением, нутpом своим убежден, что Бога

Из книги Собеседования о жизни италийских отцов и о бессмертии души автора Двоеслов Григорий

Глава вторая. О том, что и неверующий имеет веру Григорий. Смело скажу, что и неверующий имеет веру. Если этого невера я спрошу, кто у него отец, кто мать, он, без сомнения, ответит тот и та. Если я потом буду спрашивать его, знает ли он, когда зачался, видел ли, когда родился, то

Из книги Евангелие от Иоанна автора Милн Брюс

4. Фома (20:24–31) Сначала воскресший Христос явился в этом Евангелии одному человеку, Марии Магдалине. Второй раз Он появился перед группой учеников. Третий раз сочетается и индивидуальное, и групповое явление. Оно происходит в группе, но с особым вниманием на отдельном

Из книги Евангельские рассказы для детей автора Кучерская Майя

4. Фома (20:24–31) 1. В чем заключается провал Фомы?2. Как вы понимаете идею о том, что «вера - эта борьба с неверием, временами мучительная»?Он [Христос] скорее будет с компанией верующих, чем с верующим–одиночкой.3. В каком смысле основы веры Фомы доступны сегодня и нам?4. Как вы

Из книги Толковая Библия. Том 10 автора Лопухин Александр

Недоверчивый Фома Фома тоже был учеником Иисуса. Он ходил за Ним, слушал Его слова и очень любил Его. Но не во все, что говорил Христос, Фома мог поверить. Он часто сомневался, мысли его двоились, и апостолы прозвали его «Близнец».Когда Воскресший Господь явился ученикам в

Из книги Теологический энциклопедический словарь автора Элвелл Уолтер

18. Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия. Впрочем, суд над миром и ближе всего над евреями уже идет. Этот суд, можно сказать, совершается сам собою: одни принимают Мессию и не подвергаются, не могут

Из книги Путеводитель по Библии автора Азимов Айзек

Фома Кемпийский (Thomas а Kempis, са. 1379-1471). Монах и духовный писатель Томас Хемеркен (голл. Hemerken - букв. "Молоточек"), родился в г. Кемпене, близ Крефельда, на Рейне. Ок. 1392 г. он стал послушником в монастыре в Девентере (Нидерланды), где сблизился с Флорентием Радевийнсом (ок. 1350- 1400),

Из книги Православные святые. Чудотворные помощники, заступники и ходатаи за нас перед Богом. Чтение во спасение автора Мудрова Анна Юрьевна

Фома История воскресения рассказывается Иоанном подробнее, чем в любом из остальных Евангелий. (По-видимому, чем позднее Евангелие, тем более подробно рассказывается история воскресения.)Самое подробное описание начальных сомнений апостолов приводится здесь в связи с

Из книги Библия для детей автора Шалаева Галина Петровна

Апостол Фома (76) 19 октября (6 октября по ст. ст.)Воспоминание уверения апостола Фомы – 15 апреля (2 апреля по ст. ст.)Собор святых славных и всехвальных 12-ти апостолов – 13 июля (30 июня по ст. ст.)Апостол Фома был родом из галилейского города Пансады, занимался рыболовством.

Из книги О браке. Священное Писание и церковный опыт автора Терещенко Татьяна Николаевна

Фома Неверующий В тот вечер, как ты помнишь, среди учеников Христа не было Фомы, и когда его товарищи рассказали ему, что случилось, то Фома не поверил им:– Пока своими глазами не увижу ран от гвоздей на руках его – не поверю!Товарищи не стали спорить с упрямцем.Прошло

Из книги автора

Если один из супругов неверующий Апостол говорит женам мужей, не верующих Евангелию, чтобы они были самыми исправными женами, в надежде, что смотря на отличное благонравие жен, вследствие принятого ими христианства, и мужья неверные убедятся в истине его и

▰▰▰▰▰▰▰▰▰▰▰▰▰▰▰▰▰▰▰▰▰▰▰▰▰▰▰▰▰▰

Здравствуйте, дорогие мои читатели! Давайте поговорим о христианском Фоме неверующим и о его смысле и значение для Церкви.

Даже те, кто не прикасался к Библии или Евангелию, тем не менее, хорошо знакомы с именем Фомы, ставшим нарицательным. «Фома неверующий» часто говорим мы в адрес скептически настроенного недоверчивого собеседника.

И выходит некоторая странность: вроде бы церковное, библейское слово должно быть направлено на обращение человека к вере, доверию, послушанию, а на устах у всех имя Фомы, притом «неверующего». Но это кажущееся недоразумение, потому что, так или иначе, каждый верующий проходит путь от «Не поверю, пока не увижу» до «Верую, Господи, помоги моему неверию».

Неделя о Фоме помогает каждому из нас проанализировать свой жизненный путь, вспомнить, как произошло наше обращение к Богу или размышлять о том, почему я ещё не верую и как же мне поверить?

Согласно православной традиции Фомина неделя или Антипасха воспоминается в первое послепасхальное воскресенье.

В 2014 году — 27 апреля. Антипасхой этот день называется, потому что Фома неверующий на сообщение апостолов: «Христос воскрес!» не смог ответить традиционным пасхальным приветствием: «Воистину воскрес!».

Жизнь и ученичество Фомы

Само имя Фома происходит от арамейского слова тэума – близнец. Однако Евангелие указывает, что это прозвище, к этой мысли склоняется и Александр Лопухин православный церковный писатель и богослов в своем толковании библейских текстов «Толковая Библия Лопухина». Он предлагает понимать прозвище «близнец», как «человек двоящейся природы».

Очевидно, такая склонность его натуры была явной для окружающих, которые дали ему это прозвище. В случае с сомнением в воскресении Христа проявились как его рациональность и логика, так и сердечность при последующем раскаянии.

Евангелие от Иоанна в 21 главе 1-2 стихах косвенно указывает на это, когда Иисус после Своего воскресения предстал перед учениками, во время лова рыбы, среди них упоминается и Фома.

Об избрании Фомы Христом сообщают все четыре Евангелиста, перечисляя его имя среди имен остальных апостолов. Только Евангелист Иоанн сообщает нам историю сомнений Фомы и его уверения в .

Фома касается раны Иисуса. Скульптура А.Вероккъо

История этого события такова: после своего воскресения Иисус являлся своим ученикам, общался с ними, творил перед ними чудеса.

Но когда Иисус явился ученикам впервые, Фомы не было среди них. Ученики сообщили ему, что видели Господа воскресшего, но он не поверил и произнёс знаменитое: «Пока я не увижу, не поверю».

Он настаивал, что сможет поверить только после того, как вложит свои пальцы в раны от гвоздей, и руку — в рану от копья на боку Иисуса.

И когда Христос явился ученикам в следующий раз, Он предложил Фоме возможность удостовериться и вложить персты свои в раны.

Из дальнейшего повествования, не вполне ясно сделал это Фома реально или, устыдившись своего неверия, раскаялся и исповедал: «Господь мой и Бог мой!» Ев. Иоанна 20 гл. 28 ст.

Уверование Фомы стало темой множества художественных полотен и скульптур.

Какое имеет ? В чём смысл этого рассказа, для чего после Пасхи Церковь обращает наш взгляд на Фому?

Таково обращение Церкви к каждому человеку, как бы говорящее: «Так это же для вас и о вас написано!».

История Фомы из Евангелия имеет не одно значение:

  • самое очевидное из его значений состоит в том, что вера коренным образом отлична от знания рационального, основанного на опыте и фактах.
  • с другой стороны, так ли однозначно плохо искать доводы и доказательства для своей веры? Заметьте, что в Евангелии Христос не осудил и не упрекнул Фому за их поиск.
  • в этом рассказе дан ответ на самый главный вопрос Фомы: «Так верить мне или нет?» Христос ответил: «Не будь неверующим, но верующим!» .

О вере

Всё христианство, без сомнения, основано на вере в телесное воскресение Иисуса Христа. Без этой веры христианство теряет самую свою сущность: «Если Христос не воскрес , — заявляет апостол Павел, — то вера ваша тщетна» 1Послание ап. Павла Коринфянам 15 гл. 17 ст.

Изначально, быть христианином означает верить в невероятную, но реально совершившуюся победу Христа над смертью.

Поиск аргументов для своей личной веры хорош уже тем, что мы их ищем, что мы размышляем о Боге и своём отношении к Нему. Однако на пути рациональных размышлений важно понимать, что эмпирическое (приходящее от опыта) знание – низший вид знания.

Духовное знание – высшая форма знания, из всех доступных человеку. Но как же поверить? Ведь мы не сможем, как современники Иисуса увидеть Его воскресшим, коснуться Его рук и пронзенного ребра, или хотя бы услышать свидетельства очевидцев.

Но у нас есть Церковь, церковное учение, богатое историческое и литературное наследие христианских святых. Таинства Церкви, воскресные школы, беседы и наставления священников. Решение принимать во внимание опыт других людей, с его сложностями и подробностями может очень помочь нам.

Вера – это дар Божий именно тем, кто ищет и просит Бога о ней. Итак, ищите, просите, стучите – и будет вам!

Есть люди, которые ищут удостоверения в истинности христианства, желая видеть чудеса, знамения, сверхъестественные проявления силы Божьей. О таких людях замечательно сказал Августин Блаженный еще в третьем веке: «Кто ищет чудес еще и теперь, чтобы веровать, сам представляет собой великое чудо, не веруя, когда верует уже целый мир».

И Сам Христос ободряет нас: «Счастливы те, кто не видели Меня (воскресшим), но поверили» Ев. Иоанна 20 гл. 29 ст.

Апостол Фома неверующий звучит, конечно, неординарно, но Библия никогда не замалчивает недостатки своих героев, напротив показывает нам, как силой Божьей, силой веры в воскресение Христово преображается человек, изменяется его жизнь.

И как много Бог может совершить через верующего человека для других людей, стран и даже целых народов. Именно об этом нам и говорит дальнейшая жизнь уже «верующего» Фомы.

Святилище в Индии

Имя апостола Фомы церковная традиция связывает с проповедью христианства, в далёкой от Палестины, Индии.

До сегодняшнего дня индийские христиане считают себя христианами апостола Фомы, основание своей Церкви они также приписывают ему.

В 1293 году Марко Поло в путевых записках, сделанных во время пребывания в Индии сообщает о том, что он посетил гробницу апостола Фомы в области Малабар.

О проповеди христианства в Индии апостолом Фомой пишут и Отцы Церкви, и ранние церковные историки, среди них Григорий Богослов, Иероним Стридонский, Амвросий Медиоланский, Павлин Ноланский.

Происхождение этой фразы следует искать в Библии в Новом Завете. "Фомой неверующим" является апостол Фома — ученик Иисуса Христа, выделяющийся, ко всему прочему, своей недоверчивостью.

Нам известны две версии появления этого выражения. Рассмотрим первую, которая произошла задолго до выбора Иисуса Христа Фомы своим апостолом. Как-то раз брат Фомы Андрей увидел, как Иисус ходил по воде и рассказал про это брату. Фома, конечно, не поверил словам Андрея и предложил пойти и попросить Христа пройтись по воде.

Сказано — сделано. Фоме пришлось признать свою неправоту. Вот так Фома и стал неверующим. "Пока глазами своими не увижу — не поверю" — любил говорить Фома.

Вторая версия является наиболее значимой. В Библии сказано, что после воскрешения Иисус Христос пришел к апостолам, когда Фомы не было. Встретившись с Фомой, апостолы рассказали, что Иисус воскрес. Фома не поверил им и сказал, что пока не увидит раны на теле Христа он им не поверит. Лишь после второго явления Христа перед апостолами, когда Фома находился вместе со всеми, он уверовал в происходящее.

Не поверил ученик Христа Фома, когда сказали ему другие ученики, что они видели воскресшего Учителя. «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (Ин. 20:25). И, конечно, то же самое вот уже веками повторяет человечество.

Разве не на этом - увижу, прикоснусь, проверю - основана вся наука, все знание? Разве не на этом строят люди все свои теории и идеологии? И не только невозможного, но как будто и неверного, неправильного требует от нас Христос: «Блаженны не видевшие, - говорит Он, - и уверовавшие» (Ин. 20:29). Но как же это так - не видеть и поверить? Да еще во что? Не просто в существование некоего высшего Духовного Существа - Бога, не просто в добро, справедливость или человечность, - нет.

Поверить в воскресение из мертвых - в то неслыханное, ни в какие рамки не укладывающееся благовестие, которым живет христианство, которое составляет всю его сущность: «Христос воскрес!»

Откуда же взяться этой вере? Разве можно заставить себя поверить?

Вот с печалью или же с озлоблением уходит человек от этого невозможного требования и возвращается к своим простым и ясным требованиям - увидеть, тронуть, ощутить, проверить. Но вот что странно: сколько он ни смотрит, ни проверяет и ни прикасается, все столь же неуловимой и таинственной остается та последняя истина, которую он ищет. И не только истина, но и самая простая житейская правда.

Он как будто определил, что такое справедливость, но нет ее на земле - все так же царят произвол, царство силы, беспощадность, ложь.

Свобода… Да где она? Вот только что, на наших глазах, люди, утверждавшие, что они владеют настоящим, всеобъемлющим научным счастьем, сгноили в лагерях миллионы людей, и все во имя счастья, справедливости и свободы. И не убывает, а усиливается гнетущий страх, и не меньше, а больше ненависти. И не исчезает, а возрастает горе. Увидели, проверили, тронули, все рассчитали, все проанализировали, создали в своих ученых лабораториях и кабинетах самую что ни на есть научную и проверенную теорию счастья. Но вот выходит так, что не получается от нее никакого, даже самого маленького, простого, реального житейского счастья, что не дает она самой простой, непосредственной, живой радости, только все требует новых жертв, новых страданий и увеличивает море ненависти, преследований и зла…

А вот Пасха, спустя столько столетий, и это счастье, и эту радость - дает. Тут как будто и не видели, и проверить не можем, и прикоснуться нельзя, но подойдите к храму в пасхальную ночь, вглядитесь в лица, освещенные неровным светом свечей, вслушайтесь в это ожидание, в это медленное, но такое несомненное нарастание радости.

Вот в темноте раздается первое «Христос воскресе!» Вот гулом тысячи голосов прокатывается в ответ: «Воистину воскресе!» Вот открываются врата храма, и льется оттуда свет, и зажигается, и разгорается, и сияет радость, которой нигде и никогда нельзя испытать, как только тут, в этот момент. «Красуйся, ликуй…» - откуда же эти слова, откуда этот вопль, это торжество счастья, откуда это несомненное знание? Действительно, «блаженны не видевшие и уверовавшие». И вот тут-то это как раз и доказано и проверено. Придите, прикоснитесь, проверьте и ощутите и вы, маловерные скептики и слепые вожди слепых!

«Фомой неверным», неверующим, называет Церковь усомнившегося апостола, и как примечательно то, что вспоминает она о нем и нам напоминает сразу же после Пасхи, первое воскресение после нее называя Фоминым. Ибо, конечно, и вспоминает, и напоминает не только о Фоме, а о самом человеке, о каждом человеке и обо всем человечестве. Боже мой, в какую пустыню страха, бессмыслицы и страдания забрело оно при всем своем прогрессе, при своем синтетическом счастье! Достигло луны, победило пространства, завоевало природу, но, кажется, ни одно слово из всего Священного Писания не выражает так состояния мира, как вот это: «Вся тварь совокупно стенает и мучится» (Рим. 8:22). Именно стенает и мучается, и в этом мучении ненавидит, в этих потемках истребляет самое себя, боится, убивает, умирает и только держится одной пустой бессмысленной гордыней: «Если не увижу, не поверю».

Но Христос сжалился над Фомой и пришел к нему и сказал: «Подай перст твой сюда и посмотри руки Мои, подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим» (Ин. 20:27). И Фома упал перед Ним на колени и воскликнул: «Господь мой и Бог мой!» (Ин. 20:28). Умерла в нем его гордость, его самоуверенность, его самодовольство: я, мол, не так, как вы, меня не проведешь. Сдался, поверил, отдал себя - и в ту же минуту достиг той свободы, того счастья и радости, ради которых как раз и не верил, ожидая доказательств.

В эти пасхальные дни стоят перед нами два образа - воскресшего Христа и неверующего Фомы: от Одного идет и льется на нас радость и счастье, от другого - мучение и недоверие. Кого же мы выберем, к кому пойдем, которому из двух поверим? От Одного, сквозь всю человеческую историю, идет к нам этот никогда не пресекающийся луч пасхального света, пасхальной радости, от другого - темное мучение неверия и сомнения…

В сущности, мы и проверить можем теперь, и прикоснуться, и увидеть, ибо радость эта среди нас, тут, сейчас. И мучение тоже. Что же выберем мы, чего захотим, что увидим? Может быть, не поздно еще воскликнуть не только голосом, но и действительно всем существом своим то, что воскликнул Фома неверующий, когда наконец увидел: «Господь мой и Бог мой!» И поклонился Ему, сказано в Евангелии.

Фома неверующий проверяет раны

Сколько раз нам в жизни приходилось слышать выражение «эх, ты Фома неверующий», и эта фраза настолько нам стала привычна, что мы даже не обращаем на эту фразу никакого внимания, когда слышим её или сами произносим. А кто — ни будь, задумывался, откуда она взялась, и кто такой сам Фома. В мифологии есть определение, что Фома был одним из двенадцати апостолов, которых выбрал себе Христос. И он выделялся среди всех тем, что был практически недоверчив ко всем, и ко всему. Есть две первоначальные версии такого выражения. Первая версия произошла

В Древнем Иерусалиме задолго до того, как Христос выбрал Фому своим апостолом.

Версии происхождения выражения «Фома неверующий»

У Фомы был брат, которого звали Андрей. Однажды Андрей увидел, как Христос шёл по воде и рассказал об этом Фоме. Как нормальный, здравомыслящий человек, Фома, естественно не поверил Андрею, на что тот ответил, что давай пойдём вместе и попросим Христа, чтобы тот прошёлся по воде. Братья пошли к Христу и тот прошёл по воде. Фоме ничего не оставалось делать, как признать свою неправоту. С тех пор так он и стал Фомой неверующим . «Пока не увижу своими глазами, не поверю» – это было любимой фразой Фомы.

Вторая версия более значимая. В библии написано, что после распятия Христа, и его воскрешении, Фомы не было в тот момент, когда воскресший Иисус Христос явился к своим апостолам. Встретив Фому, апостолы рассказали об этом Фоме, тогда он не поверил и сказал им, что пока сам не увидит раны на руках Христа от гвоздей, и пока сам не сунет палец в его раны, и в рёбра его, не поверю. Во второй раз, когда Христос предстал перед апостолами, в присутствии Фомы, он предложил Фоме сделать это. После этого Фома уверовал в воскрешение Иисуса Христа.

Конечно, библия, это хорошо, но и в наше время встречаются очень многие, которым подходит такое определение. Чтобы не говорили, не объясняли, пока человек сам не увидит и не почувствует, хоть тресни, бесполезно ему что-либо говорить. Такие люди обычно недоверчивы и осторожны в своих действиях. Так что, от мифологии нам досталась такое крылатое выражение «Фома неверующий» , правда немного переделанное на современный лад, «Фома не верящий», но, тем не менее, это любимое наше выражение.