Как оформить проект по экологии. Ключевые для населения земли исследовательские работы по экологии, проводимые на межгосударственном уровне

  • 28.01.2024

Экологический проект «Атмосфере - чистый воздух»

слайд 1
Преподаватель-методист Ткаченко Т. В.
Цели:
- Экологическое воспитание;
- Вовлечение студентов в экологическую деятельность;
- Формирование активной личности.

Задачи:
- Ознакомиться с источниками загрязнения атмосферы;
- Изучить влияние загрязнителей на здоровье человека;
- Рассмотреть методы борьбы с загрязнением атмосферы;
- Внести посильный вклад в борьбу за чистоту атмосферного воздуха.

Предисловие
Современный экологический кризис можно охарактеризовать многочисленными количественными показателями. Известно, что за последний век численность населения выросла больше, чем вчетверо, и превысила 7 млрд.человек. Но, в сравнении с ростом населения, потребление человечеством природных ресурсов растет еще более стремительными темпами: в 2005 году потребление материалов в сравнении с 1900 годом увеличилось в 10 раз, а энергии – в 15 раз. Такие высокие темпы использования природных ресурсов привели к тому, что человек эксплуатирует более чем 55% суши и около 13% речных вод, а скорость сведения лесов достигает 18 млн. га за год. В результате застройки территорий, добычи полезных ископаемых, опустынивания, засоления почв человечество ежегодно теряет больше 50 тыс. кв. км земель, пригодных для сельскохозяйственного использования, что усиливает еще больше проблему обеспечения продуктами питания растущего населения. Примеры негативного влияния хозяйственной деятельности человека на окружающую среду можно продолжать и дальше.
Преодоление экологического кризиса связывается прежде всего с духовным оздоровлением общества, с переходом к новым принципам взаимоотношений человека и природы, к новой системе человеческих ценностей и умного ограничения человеческих потребностей до розумного уровня. Общество заинтересовано в формировании у всех своих членов экологического мировоззрения, которое основывается на осознании необходимости сохранения для жизни оптимальной естественной среды существования, то есть биосферы.
Возможность выживания человечества зависит от того, как оно восстановит естественную среду на большей части территории планеты. Самым главным заданием человечества является не только уменьшение загрязнений окружающей среды, но и сохранение естественной биоты планеты, как на суше, так и в пределах Мирового океана, сохранения и воссоздания биологического многообразия. В третьем тысячелетии новой философией жизни человека должно стать понимание того, что он является частью единой человеческой семьи, планетарного братства, с высокой экологической культурой, в основе которой лежит знание и соблюдение законов развития биосферы. Мы должны осознать, что цивилизация возникла в биосфере, является ее частью и изолировано существовать не может. Экологическая культура предусматривает понимание законов развития и стойкости биосферы, знание законов и принципов биотической регуляции окружающей среды, поддержания стойкости окружающей естественной среды природными биологическими группировками биосферы.
Эта философия предусматривает необходимость решения таких глобальных проблем как сохранение уцелевших и возобновление до уровня естественной производительности многочисленных деформированных экосистем, рационализация потребления, экологизация производства, стабилизация численности населения. Главным фактором, который должен помочь в решении отмеченных проблем, должен стать сознательный человек со сформированным экологическим мышлением.
Чтобы сохранить биосферу для следующих поколений, экологический человек должен исправить вековую ошибку общения с природой, в основе которого лежало потребительское отношение, стремление ее покорить. Для реализации экологического подхода к развитию взаимоотношений общества и природы нужно готовить специально обученных и экологически воспитанных профессионалов в разных сферах человеческой деятельности, создав целостную систему экологического образования, направленную на организацию процесса приобретения знаний, умений и навыков, в сфере экологии. Особенно актуально это для Украины с её угрожающим состоянием окружающей среды.

Вступление
Одним из важных заданий образования есть воспитание экологического сознания у студентов, подготовка их к решению проблем реальной жизни, формирование чувства ответственности, общественной активности, самостоятельности, а также приобретение глубоких, всесторонних знаний. Чтобы подготовить экологически компетентных специалистов, воспитать активную гражданскую позицию у молодежи, не достаточно изучения теории. Важной частью учебы и воспитания является привлечение студентов к решению тех проблем, которые являются актуальными для нашего города.
Например, это может быть участие в экологическом проекте. Участие само по себе уже является развитием. Цель развития – быть свободным и способным делать выбор и принимать решение, быть компетентным, ответственным человеком, уметь самоопределиться и самореализоваться, делать обоснованные выводы о состоянии окружающей среды. Осознание, что большие дела начинаются с маленьких поступков (посаженного дерева), способствует не только конкретным действиям, но и приобретению позитивного опыта общественного соучастия.
Привлечение студентов к активной деятельности должно стать для них первым шагом к осознанию, что даже небольшая общественная группа сознательных граждан может сделать реальный взнос в решение важных мировых проблем, изменить состояние нашей планеты к лучшему, начав со своей малой родины, своего родного города.
Взяв себе за основу необходимость воплощения в жизнь вышеназванных утверждений, я решила начать работу над экологическим проектом «Атмосфере – чистый воздух», прибавив к изучению теоретического материала практическую деятельность студентов, направленную на глубокое изучение проблем атмосферы и посильную борьбу за ее сохранение. Так появился экологический проект. К участию в его реализации были привлечены студенты первого, второго и третьего курсов специальности «Прикладная экология» и студенты второго курса специальности «Обогащение полезных ископаемых».

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРОЕКТА

Цели проекта:
- формирование личности, которая способна сознательно, творчески, активно влиять на окружающий мир;
- привитие студентам инициативы, самостоятельности, веры в свои силы;
- содействие формированию активной жизненной позиции;
- осуществление просветительской работы в области экологии;
- привлечение студентов к практической деятельности по решению проблем окружающей среды местного значения.

Задачи проекта :
Ознакомить студентов:
- с источниками и видами загрязнения атмосферного воздуха, в том числе в Кривом Роге;
- негативными явлениями и процессами, которые происходят в атмосфере в связи с ее загрязнением;
- влиянием загрязнителей на окружающую среду и здоровье человека;
- мероприятиями по охране воздуха от загрязнения;
- законом Украины об охране атмосферного воздуха.

Научить студентов:
- самостоятельно прорабатывать материал с помощью учебников, дополнительной литературы, средств массовой информации, электронных пособий и видеоматериалов;
- исследовать экологические проблемы и определять свое отношение к ним;
- работать творчески, индивидуально и в группе;
- планировать свою деятельность;
- реализовывать на практике свой план действий;
- контактировать с представителями разных организаций, средствами массовой информации, гражданами;
- представлять результаты собственной деятельности и оценивать ее.

Методы реализации

В основу экологического проекта положена методика педагогического сотрудничества и интерактивные методы учебы:
- поисковая работа; - исследовательская аобота;
- наблюдение; - индивидуальное и групповое сотрудничество;
- мозговой штурм; - работа со статистическими материалами;
- анализ ситуаций; - пирамида (круг) идей или дерево решений;
- займи позицию; - постановка проблемной ситуации;
- опорные схемы; - элементы тренинга, тестирование;
- экспресс-анкета; - самостоятельная работа;
- использование авторской песни и поэзии (суггестивное обучение);
- использование информационных технологий;

Организация деятельности
В реализации проекта принимают участие студенты первого, второго, третьего курсов специальности «Прикладная экология» и студенты второго курса специальности «Обогащение полезных ископаемых». В рамках экологического проекта происходит приобретение опыта просветительской деятельности в области экологии. Студенты сотрудничают в парах, группах, выполняют индивидуальные задания.
Длительность проекта с октября по май включительно. Он охватывает территорию микрорайона Ингулец, ПГТ Широкое, с. Зеленое. Учитывались как реальная подготовка студентов, так и их потенциальные возможности и индивидуальные способности.

Помощь взрослых
Такая форма деятельности студентов нуждается в квалифицированной и постоянной помощи преподавателя, который выступает в роли руководителя-консультанта, советчика. К проекту также привлечены родители, представители экологической службы города, служащие санстанции, которые принимают участие в проекте на правах консультантов и экспертов.

Преподаватель помогает в :
- планировании деятельности;
- выборе оптимальных способов решения проблемы;
- прогнозировании результатов деятельности;
- приобретении опыта деловой коммуникации;
- сравнении полученных результатов с запланированными;
- поиске источников информации;
- объективной оценке деятельности.

Другие взрослые помогают в:
- сборе материалов;
- обработке статистических данных;
- анализе информации.

Ожидаемые результаты проекта :
- рост экологического сознания;
- активная гражданская позиция;

Знание проблем атмосферы, которые возникли под воздействием антропогенных факторов, в том числе в нашем городе;
- знание мероприятий по борьбе с загрязнением атмосферного воздуха;
- знание Закона об охране воздушного бассейна;
- высаживание саженцев крымской сосны и дуба в Широковском лесничестве;
- осознание необходимости экологического выбора;
- понимание ценности и неповторимости природной среды, отношения к природе, как к живому существу;
- умение находить правильные решения для улучшения экологической ситуации;
- умение сопоставлять возможности и интересы;
- навыки эффективного общения, участия в жизни общества;
- навыки владения методикой проведения деловых встреч;
- распространение экологических знаний среди жителей города;
- рост самостоятельности, инициативности, развитие креативного мышления;
- развитие творческих способностей.

В процессе работы над проектом у студентов формируются навыки и практические умения, а именно:
- креативное мышление (умение оценивать разные источники информации под критическим углом зрения, различать правдивую информацию, преодолевать стереотипы и предубеждения, находить нестандартне пути решения проблем);
- навыки сотрудничества (умение сотрудничать с другими участниками в процессе общего выполнения заданий и поиска выходов из проблемных ситуаций);
- перспективное видение, развитие воображения (умение представлять более благоприятное состояние окружающей среды в будущем и желание его улучить);
- толерантность (навыки взвешенного решения проблем);
- общественная активность (эффективное сотрудничество с жителями города); - коммуникативность (овладение культурой общения, языковой этикой, обогащение словарного запаса);
- понимание того, что одно большое дело состоит из многих маленьких, и каждый человек может влиять на глобальные процессы.

Мотивация проекта:
- возможность творческой самореализации;
- осознание собственной нужности в деятельности, направленной на защиту и сохранение природы;
- чувство ответственности за свою гражданскую позицию;
- возможность улучшения экологической ситуации, красоты природы;
- осознание значения охраны и сохранения природы;
- понимание связи здоровья человека с факторами окружающей среды;
- получение удовлетворения от успешного достижения поставленной цели.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Первый этап. Подготовительный

Изучение экологических проблем и выбор проблемы для проекта
Целью этого этапа является определение студентами проблемы для реализации проекта и основных ее вопросов.
Методом обсуждения студенты определили проблему, наиболее актуальную для нашего города, интересную и доступную для реализации - это загрязнение воздушного бассейна, и мероприятия, направленные на борьбу с ним. Проект получил название «Атмосфере – чистый воздух».
слайд 2

Преподаватель помогает студентам:
- понять актуальность выбранной проблемы;
- знакомит студентов с сутью проектной технологии, объясняет характер работы, ее цель;
- мотивирует студентов к последующей деятельности через приобретение необходимых в жизни знаний и навыков (сделать хорошее дело, быть сознательным гражданином, вести просветительскую и практическую работу, направленную на улучшение экологической ситуации).

Качественная реализация проекта в большой мере зависит от предыдущей подготовки и компетентности студентов, то есть наличия у них определенных знаний и умений, а также их желания активно работать.
С целью подготовки студентов к будущей деятельности целесообразно определить круг вопросов для сбора информации:
- негативные процессы в атмосфере планеты, их причины и проявления;
- источники загрязнения атмосферного воздуха в нашем городе;
- основные загрязнители воздуха и их влияние на окружающую среду и здоровье людей;
- мероприятия по борьбе с загрязнением воздуха, в том числе в нашем городе;
- возможные виды деятельности, направленные на внесение собственного вклада в решение проблем.

Второй этап. Изучение проблемы

Целью работы на этом этапе является сбор информации, которая разносторонне характеризует проблему и доказывает ее актуальность.

Для этого необходимо:
- определить возможные источники информации;
- определить территорию реализации проекта;
- выбрать методы исследования и поиска информации;
- разделить обязанности относительно сбора и проработки информации;
- разделиться на исследовательские группы;
- ознакомиться с правилами сбора информации;
- ознакомиться с технологией проведения опроса и анкетирования. слайд 3

Рекомендации:
- источники информации должны быть разнообразными (библиотеки, редакции газет «Пульс региона», «Красный горняк» « Ингулецкий вестник», партия зеленых, Криворожская региональная экологическая инспекция, экологическая служба ПРАТ «ИНГОК», сан станция, Интернет и тому подобное);
- критический анализ и сравнение информации из разных источников;

Третий этап. Анализ информации. Выбор направлений деятельности

Цель этапа – определить способ решения проблемы, выбор форм и методов работы, планирование деятельности.

Рекомендации:
Складывается список дел, которые необходимо сделать в ходе выполнения проекта.
Такими делами стали:
1. Написание и распространение листовок-обращений к жителям города:
- объяснение вредности сжигания мусора и опавших листьев для состояния атмосферы;
- привлечение внимания к проблеме вырубки хвойных деревьев к новогодним праздникам;
- пропаганда отказа от курения;
- призыв приложить усилия к озеленению города;
- обращение к водителям, отрегулировать автомобильные двигатели, соответственно экологическим требованиям.
2. Выставка искусственных ёлок.
3. Написание писем экологического содержания в редакции газет «Пульс региона», «Красный горняк», «Ингулецкий вестник» и газету колледжа «Горнячок» с целью их опубликования.
4. Социальное анкетирование населения с целью выявления уровня его экологической грамотности;
5. Подсчет количества студентов, которые курят, определение масштабов вреда, который они наносят атмосфере и здоровью, сообщение информации студентам колледжа (стенная газета «Молния»).
6. Установление связи с представителями партии зеленых, Криворожской региональной экологической инспекции, отдела экологии ПРАТ «ИНГОК», сан станции с целью получения информации и приглашения их к участию в проекте.
7. Поиск людей, заинтересованных в улучшении экологической ситуации и приглашение их к участию в проекте.
8. Установление связи с Широковским лесничеством и предложение помощи во время высадки леса (весной).
9. Принятие участия в озеленении территории города и колледжа (весной).
10. Ознакомление с законом Украины об охране атмосферного воздуха.
11. Выпуск стенной газеты по теме проекта с целью ее использования во время недели экологии.
12. Создание стенной газеты «Экологический досуг» по теме проекта.
13. Изучение, анализ и подготовка теоретического материала, для проведения открытого занятия и конференции.
14. Создание презентаций.
15. Проведение открытого занятия «Проблемы атмосферы и пути их решения».
16. Проведение конференции по теме « Проблемы атмосферы Кривбасса».
17. Выступления перед учащимися школ 114, 127 и студентами колледжа по материалам проекта с целью повышения их экологического сознания.

Четвёртый этап. Наши действия. Решение проблемы

Цель этапа: этап предусматривает реализацию избранного варианта действий
методом организации соответствующих мероприятий:

слайд 4
- написание и распространение открыток-обращений к жителям города по теме проекта;
- написание писем в редакции газет «Пульс региона», «Красный горняк», «Ингулецкий вестник», газету колледжа «Горнячок»;
- анкетирование жителей Ингульца с целью выявления уровня экологической грамотности населения, анализ анкет;
- подсчет количества студентов, которые курят, определение масштабов вреда, который они наносят атмосфере и собственному здоровью, сообщение информации студентам колледжа;
- установление связи с представителями партии зеленых, Криворожской региональной экологической инспекции, экологического отдела ПРАТ «ИНГОК», сан станции, с целью получения информации и приглашения их к
участию в конференции, посвященной вопросом экологического состояния города;
- ознакомление с законом Украины об охране атмосферного воздуха;
- создание стенной газеты « Экологический досуг» по теме проекта;
- создание презентаций и электронного варианта газеты с целью их размещения в Интернете на сайте колледжа.

Студенты раздавали обращения и экологические памятки жителям города, расклеивали листовки, проводили анкетирование.

Пятый этап. Презентация проекта

Цель этапа: - обработка и оформление результатов выполнения проекта:
- представление результатов выполненной работы во время подведения итогов;
- использование собранных материалов во время проведения конференции.

На этом этапе происходит презентация исследований перед широкой аудиторией, кроме тех мероприятий, которые должны выполняться позже по времени (работа в лесничестве, выступления перед школьниками и студентами).
а) проводится открытое занятие «Проблемы атмосферы и их решение».

Во время открытого занятия студенты:
- выступают, знакомя аудиторию с результатами исследования проблемы (теоретическим материалом);
- проводят тренинг, тестирование;
- показывают презентации, создают стенной и электронный варианты газеты;
- исполняют авторские песни и стихотворения, написанные по теме проекта;
- собирают папку с материалами выполненной работы;
- для резерва времени используется материал газеты «Экологический досуг.

Б) проводится региональная конференция по теме «Экологические проблемы нашего города», к участию в которой приглашаются студенты учебных заведений I и II уровней аккредитации Южного региона, работники Криворожской региональной экологической инспекции и экологического отдела Ингулецкого горнообогатительного комбината. На конференции студенты выступают с докладом о состоянии атмосферного воздуха в нашем городе и рассказывают о мероприятиях, направленных на борьбу с его загрязнением.

Шестой этап. Практический

Участие в посадке новых участков леса в Широковском лесничестве и озеленении территории колледжа, города

Цель этапа: принять непосредственное личное участие в озеленении города и возобновлении площади лесных насаждений .

Этот этап проекта был проведен весной по договоренности с представителями Широковского лесничества и цеха озеленения ПРАТ «ИНГОК».

Седьмой этап. Подведение итогов

слайд 10
Оценка результативности проекта

Цель этапа:
- исследование общественного мнения об актуальности и целесообразности проекта;
- оценивание результатов, учитывая начальные цели;
- обобщение полученного опыта, определение позитивных достижений и недостатков;
- обсуждение, во время которого студенты должны были оценить проектную деятельность в целом и личный взнос каждого в общее дело;
- рефлексия: впечатление от участия в проекте.

Информация о достижениях
- высадка саженцев в Широковском лесничестве; слайд 11
- проведение акций «Сохрани ёлку», «Не жгите листья», «Обращение к водителям», «Экологические привычки»; слайды 5, 6, 7
- озеленение территории колледжа;
- конференция по вопросам экологического состояния нашего города;
- налаживание связей с работниками Криворожской государственной экологической инспекции и экологического отдела ПРАТ «ИНГОК»;
- ознакомление с законом «Об охране атмосферного воздуха»;
- выпуск стенгазет экологического содержания;
- создание презентаций;
- написание стихотворений и гимна экологов;
- анкетирование обитателей Ингульца; слайды 8, 9
- пропаганда здорового образа жизни.

ГИМН ЭКОЛОГА слова и музыка Ткаченко Т. В.
За нашу уязвимую планету,

Планета наша в космосе одна,
Второй такой мы до сих пор не знаем,
И синь небес, и моря глубина,
Прекрасны – все мы это понимаем.
Простор лесов, и шелест трав степных,
И птичий пилотаж безумно сложный,
Мы любим, только с каждым годом их
Всё меньше – разве это не тревожно?
Припев:
Прекрасны горы, реки и поля,
Планета их любовно создавала,
Но вот смертельно ранена Земля,
Остановитесь, что же вам всё мало!
Над Фукусимой плавится закат,
И льды полярные безмолвно тают,
Бьет колокол Чернобыля в набат,
Вглядитесь же – природа умирает!

Припев: Эколог отвечает за весь мир,
За нашу уязвимую планету,
И слышит крик встревоженный эфир:
- О, человечность, где ты, где ты, где ты?
Источники
1. Коберник О. Проективная педагогика и национальная школа. О.
Коберник. Путь образования. ‒ 2000. ‒ №1. ‒ С.7-9.
2. Курицина В. Н. Метод проектов: вчера, сегодня, завтра.
Образовательная технология как система, объединяющая теорию,
практику и искусство. Воронеж: ВГПУ, 2000. С.59-63.
3. Лицей международных ведомостей. Сборник 41. Метод проектов,
традиций, перспектив. Киев, 2003.
4. Мастер-класс. «Организация проектной деятельности». Москва, «ВАКО»,
2007.
5. Образовательные технологии:учебно-метод. Пособие. [Пехота О.М.,
Киктенко А.З., Любарская А. М. и др.]; за редакторшу О.М. Пехоти. ИС:
Изд-во А.С.К., 2003.
6. Осмоловский А. От ученого проекта к социальной самореализации
личности. А.Осмоловский, Л.Василенко. Путь образования. – 2000. ‒ №2.
С.34- 37.
7. Проекты. «Открытый урок» № 4,5, 2008.
8. Савченко Л. А. Проектная деятельность в практике высшей педагогической школы.
9. Что такое проект? / Е. Полат, И.Петрова, М. Бухаркина, М. Моисеева.

Презентация на тему: Экологический проект «Атмосфере - чистый воздух»

  1. Влияние климато-метеорологических факторов на функционирование организма студентов ранне-юношеского возраста в ГБОУ СПО «Свердловский областной медицинский колледж».
  2. Бездомные собаки в городской среде в Екатеринбурге или городах области и опасность для здоровья человека.
  3. Деревья-пылеуловители, их значение в оздоровлении окружающей среды в городе Екатеринбурге или городах области.
  4. Изучение экологических факторов в условиях склонной микрозональности агроландшафтов на примере Уктусских гор.
  5. Анализ качества воды и состояние водозаборных сооружений г. Екатеринбурга или городов Свердловской области (конкретный пример).
  6. Мониторинг источников питьевой воды нецентрализованного водоснабжения в городе Екатеринбурге или городах области.
  7. Изучение фитонцидных свойств зеленых растений города Екатеринбурга или городов области
  8. Учет зимующих птиц: экологический аспект (Участие в программе зимних учетов птиц "Евроазиатский рождественский учет").
  9. Методы исследования экологического состояния реки Исеть или Патрушиха, оз. Шарташ, других водоёмов области и использование их в оценке антропогенного воздействия (конкретный водоём).
  10. Сравнение очищающей способности речной экосистемы реки Исеть, Патрушихи или других рек области (конкретный пример).
  11. Одуванчик лекарственных (Taraxacum officinale Wigg) как индикатор загрязнения окружающей среды в городе Екатеринбурге или городах области.
  12. Восприятие визуальной среды и влияние ее на самочувствие человека (на конкретном примере).
  13. Природно-историко-культурный памятник природы "Каменные палатки" или другие памятники природы Свердловской области (конкретный пример).
  14. Сравнительная характеристика растительности ландшафтных памятников природы "Шарташский лесопарк" и "Уктусский лесопарк" или других лесопарков города (конкретные примеры).
  15. Оценка состояния воздушной среды районов г. Екатеринбурга или других городов области методом лихеноиндикации (конкретный участок).
  16. Влияние антропогенного воздействия на рост и плодоношение деревьев сосны обыкновенной в Харитоновском парке или других парках города и области (конкретный парк).
  17. Роль пропаганды в повышении мотивации к защите окружающей среды на примере ГБОУ СПО «Свердловский областной медицинский колледж» и влияние на здоровье человека.
  18. Экологические исследования изменений физического развития студентов первого курса ГБОУ СПО «Свердловский областной медицинский колледж».
  19. Бытовые отходы и проблемы их утилизации в районах г. Екатеринбурга или городах области (конкретный пример).
  20. Оценка состояния зеленых насаждений в районах г. Екатеринбурга или городах области и влияние на здоровье человека (конкретный пример).
  21. Фауна дневных чешуекрылых в районах г. Екатеринбурга или городах области.
  22. Исследование демографической ситуации в городе Екатеринбурге или городах области (конкретный пример).
  23. Оценка рекреационной ёмкости лесопарка или заповедной территории Свердловской области (конкретный участок).
  24. Как выжить памятнику в городе Екатеринбурге или городах области (конкретный пример).
  25. Видеоэкология долины реки Исеть или Патрушихи, других рек области.
  26. Динамика орнитофауны некоторых участков лесов на территории Свердловской области (конкретный участок) и воздействием антропогенной нагрузки.
  27. Практические аспекты взаимодействия между людьми и птицами в городе Екатеринбурге или городах области.
  28. Факторы, влияющие на работоспособность и утомление в учебном процессе в ГБОУ СПО «Свердловский областной медицинский колледж».
  29. Радиационный мониторинг г. Екатеринбурга или городах области.
  30. Влияние экологических факторов среды на здоровье студентов ГБОУ СПО «Свердловский областной медицинский колледж».
  31. Проблема современности «Туберкулез - граница между жизнью и смертью».
  32. Сравнительная характеристика экологической обстановки в районе 1 и 2 корпусов ГБОУ СПО «Свердловский областной медицинский колледж».
  33. Влияние городской среды на состояние растений (на примере изучения показателей роста и развития побегов сирени).
  34. Видовой состав и численность водоплавающих и околоводных птиц в осенний миграционный период в устье реки Патрушихи.
  35. Видовой состав и численность водоплавающих и околоводных птиц в осенний миграционный период в пруду Харитоновского парка.
  36. Шумовое загрязнение во 2 корпусе ГБОУ СПО «Свердловский областной медицинский колледж».
  37. Правильное ведение домашнего хозяйства (конкретный пример).
  38. Сравнительный анализ биологических методов оценки качества воздуха с помощью лишайника.
  39. Исследование краснокнижных и редких фитоценотических объектов лесопарка или заповедной территории Свердловской области (конкретный пример).
  40. Некоторые особенности физического развития и гемодинамическая функция сердца у студентов 1 и 2 курса ГБОУ СПО «Свердловский областной медицинский колледж».
  41. Изучение домашнего рациона питания студентов ГБОУ СПО «Свердловский областной медицинский колледж» с целью выявления в нем генетически модифицированных ингредиентов.
  42. Изучение домашнего рациона питания студентов ГБОУ СПО «Свердловский областной медицинский колледж» с целью выявления вредных пищевых добавок.
  43. Мониторинг экологического состояния экологических систем г. Екатеринбурга или городов области (конкретные примеры).
  44. Исследование редких и охраняемых растений города Екатеринбурга или городов области.
  45. Суточная норма потребления нутриентов студентами ГБОУ СПО «Свердловский областной медицинский колледж».
  46. Рацион питания студентов ГБОУ СПО «Свердловский областной медицинский колледж»
  47. Оценка экологического состояния воздушной среды на территории ГБОУ СПО «Свердловский областной медицинский колледж».
  48. Видеоэкологическое обоснование дискомфортности интерфейса современных операционных систем.
  49. Сравнительный анализ комнатных растений аудиторий - № 216, 316 как фактор улучшения микроклимата закрытых помещений.
  50. Исследование экологического состояния Харитоновского парка или парка Культуры и отдыха им. Маяковского.
  51. Экологическая характеристика водной системы лесопарка Шарташ (конкретный пример) и влияние на здоровье.
  52. Экологическая характеристика водоёмов Свердловской области и влияние на здоровье (конкретный пример).
  53. Старение населения Свердловской области как экологическая проблема.
  54. Динамика экологического состояния парка Культуры и отдыха им. Маяковского.
  55. Применение микроудобрения как эффективные способ утилизации бытовых отходов (на конкретном участке).
  56. Прогнозирование уровня загрязнения поверхностных вод Свердловской области.
  57. Использование метода биоиндикации для оценки состояния атмосферного воздуха участков города Екатеринбурга.
  58. Анализ питьевой воды в г. Екатеринбурге и влияние на здоровье.
  59. Экологический паспорт лесопарка г. Екатеринбурга или городов области (конкретный пример).
  60. Зависимость заболеваемости школьников ОРВИ и гриппом от содержания в пищевом рационе аскорбиновой кислоты (витамин С).
  61. Биотехнические мероприятия для сохранения краснокнижных видов растений на территории лесопарка или заповедника г. Екатеринбурга или городов области (конкретный пример).
  62. Оценка состояния экосистемы озера Шарташ или рек и озёр городов и населённых пунктов области.
  63. Тайна воды, которую мы пьем.
  64. Влияние различных видов обработки почвы на её агрономические свойства.
  65. Изучение экологического состояния реки Исеть, Патрушихи или рек и озёр области.
  66. Нарушение пищевого поведения человека под влиянием социально-психологических факторов.
  67. Социально-психологические факторы окружающей среды и их влияние на здоровье студентов в ГБОУ СПО «Свердловский областной медицинский колледж».
  68. Определение коэффициента агрессивности окружающей видеосреды г. Екатеринбурга или городов области.
  69. Определение экологических характеристик лугов Свердловской области по растительному покрову (конкретные примеры).
  70. Влияние антропогенного фактора на экосистему луга в Свердловской области.
  71. Оценка воздействия шума самолета на территории, расположенной рядом с аэропортом Кольцово.
  72. Проблема пивного алкоголизма среди студентов ГБОУ СПО «Свердловский областной медицинский колледж».
  73. Мобильный телефон: "за" и "против" (на примере студентов ГБОУ СПО «Свердловский областной медицинский колледж»).
  74. Определение шумового загрязнения на территории ГБОУ СПО «Свердловский областной медицинский колледж».
  75. Пищевые добавки "за" и "против".
  76. Пищевые добавки категории Е на здоровье человека.
  77. Оценка интенсивности транспортного потока и его воздействия на состояние атмосферного воздуха в районе ЖБИ или других районов города и области.
  78. Динамика численности и биомассы дождевого червя (Limbricus terrestris) в естественных и антропогенных экосистемах (на примере пригородной зоны города Екатеринбурга или городов области).
  79. Определение нитратов в сельскохозяйственной продукции.
  80. Зависимость видового и количественного состава птиц от степени рекреационной нагрузки природных лесопарков и парков города Екатеринбурга в зимний период.
  81. Изучения воздействия автомобильной дороги на экологическую безопасность на примере района ЖБИ или других районов города и области.
  82. "Зеленый наряд моей улицы".
  83. Влияние железнодорожного транспорта на здоровье человека (на конкретных примерах).
  84. Исследование освещенности аудиторных помещений ГБОУ СПО «Свердловский областной медицинский колледж».
  85. Экологический потенциал метода фотографирования объектов живой природы районов города Екатеринбурга и городов области.
  86. Экологический потенциал метода рисунков объектов живой природы районов города Екатеринбурга и городов области.
  87. Провести сравнительный анализ парков или лесопарков районов города Екатеринбурга и городов области методом фотографирования объектов живой природы.
  88. Ландшафтный дизайн территории ГБОУ СПО «Свердловский областной медицинский колледж».
  89. Экология бездомных животных районов города Екатеринбурга и городов области.
  90. Изучение экологического состояния родников города Екатеринбурга и городов области и прилежащей к ним территории (на конкретном примере).
  91. Обустройство родников и прилегающей к ним территории в окрестностях города Екатеринбурга и городов области (на конкретном примере).
  92. Мониторинг качества водопроводной воды в городе Екатеринбурге.
  93. Влияние степени загрязнения окружающей среды на физиологические показатели некоторых древесных пород города Екатеринбурга и городов области.
  94. Нитраты в овощной продукции (на конкретных примерах).
  95. Особенности восприятия экологических рисков в условиях экономического кризиса.
  96. Изучение проблемы загрязнения бытовыми отходами городской среды (на примере города Екатеринбурга и городов области).
  97. Зависимость приступов бронхиальной астмы от промышленного загрязнения воздуха города Екатеринбурга и городов области.
  98. Мой взгляд на проблему бездомных животных в городе Екатеринбурге или городах области и способы её решения.
  99. Оценка состояния визуальной среды города Екатеринбурга и городов области.
  100. Влияние условий урбанизированного Екатеринбурга на состояние сердечно-сосудистой системы студентов.
  101. Умственная работоспособность и физиологические адаптации студентов к системе профессионального обучения в ГБОУ СПО «Свердловский областной медицинский колледж».
  102. Витамин С в рационе питания коренного и приезжего населения г. Екатеринбурга.
  103. Изучение действия выбросов автомобильного транспорта на линейный прирост сосны в городе Екатеринбурге или городах области.
  104. Исследование экологической среды жилого помещения (на конкретном примере).
  105. Влияние внешних факторов на проращивание семян (на примере семян цветов).
  106. Влияние компьютерной зависимости на успеваемость студентов в ГБОУ СПО «Свердловский областной медицинский колледж».
  107. Исследование влияния визуальной среды на здоровье человека в городе Екатеринбурге или городах области.
  108. Изучение отношения к курению студентов колледжа и вредного воздействия табачной продукции на живые организмы (в ГБОУ СПО «Свердловский областной медицинский колледж»).
  109. Оценка устойчивости древесно-кустарниковых растений в зеленых насаждениях жилых районов города Екатеринбурга или городов области.
  110. Липа как биоиндикатор загрязнения окружающей среды г. Екатеринбурга и городов области.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Кувшиновская средняя общеобразовательная школа№2»

Учебно-исследовательский экологический проект

Экология школьного пространства

Тип проекта: творческий, исследовательский

Гипотеза проекта : проведение экологических мониторингов, анализ их результатов, экологическое просвещение всех участников образовательного процесса будет способствовать сохранению их здоровья, улучшению условий обучения.

Цель проекта: сохранение здоровья учащихся, создание благоприятных условий обучения.

Задачи:

Образовательные

расширить и углубить знания учащихся о роли природы в жизни человека;

познакомить учащихся с многообразием, условиями жизни комнатных растений, их значением для здоровья человека.

развивающие:

развивать умение анализировать, рассуждать, доказывать своё мнение;

воспитательные:

обеспечить взаимосвязь воспитательного и образовательного процессов;

воспитывать бережное отношение к комнатным растениям, чувства сопричастности, личной ответственности за происходящее вокруг.

формировать исследовательские навыки, умение работать с различными видами информационных источников;

развивать умение анализировать, отбирать, классифицировать полученную информацию;

развивать умение творческого применения полученных знаний

Прогнозируемые результаты:

Ученик будет знать:

названия комнатных растений и условия жизни этих растений на родине;

правила ухода за комнатными растениями;

действия природных факторов (света, тепла, влаги, состава почвы) на жизнедеятельность комнатных растений;

Ученик будет уметь:

работать с дополнительной литературой;

наблюдать и ухаживать за комнатными растениями;

работать в группе;

оформлять результаты своей деятельности согласно плану.

Ученик будет воспитывать в себе:

любознательность;

самостоятельность;

толерантность;

организованность.

Постановка проблемы :

недостаточное или неправильное озеленение школьных кабинетов способствует созданию неблагоприятных условий для обучения.

Проектирование :

формирование групп, распределение заданий, определение задач.

Поиск информации:

изучение справочной, научно-популярной литературы, проведение

мониторингов.

Промежуточный продукт: консультации, оформление презентаций, подготовка выступлений.

Презентация проекта.

Экология школы - это деятельность в пространстве школьной жизни, сообразная природе человека.

Школа - это место, где дети проводят большую часть времени, и поэтому она должна отвечать определенным требованиям. Если говорить об экологии школы, то главное требование здесь - сохранение здоровья.

Какую пользу приносят комнатные растения, и только ли пользу, или же они цветут в стенах нашей школы исключительно для красоты.

С учётом тенденции резкого снижения численности населения выдвигается проблема создания и сохранения здорового общества. Это повышает ответственность системы образования не только за духовное, но и за физическое развитие нового поколения, укрепление здоровья обучающихся, приобщение их к ценности здорового образа жизни. Состояние здоровья детей, подростков и молодёжи вызывает обоснованную тревогу у всего общества в целом. В связи с этим, такое направление работы как охрана здоровья и внедрения здоровьесберегающих технологий обучения становится важнейшим для школы и всех участников учебно-воспитательного процесса.

Комнатные растения пришли к нам из далеких стран. Украшая наш интерьер, они приглашают нас вырваться из рутинной круговерти. Самые удивительные из них увлекают нас в путешествия, заставляя забыть о банальной повседневности.

Выбирая «зелёных друзей», мы ориентируемся на собственный эстетический вкус, прислушиваемся к советам родных и знакомых. Этим, как правило, всё и ограничивается, а напрасно, ведь растения обладают целым рядом замечательных свойств, о существовании которых мы и не подозреваем! Поселившись в нашем доме, «зелёные квартиранты» способствуют звукопоглощению, увлажняют воздух, насыщают его кислородом и очищают от вредных примесей . Особые биогенные вещества, выделяемые растениями, повышают работоспособность, нормализуют сон, увеличивают адаптивные способности человека

«Зелёные друзья» вносят в нашу жизнь гармонию и умиротворённость, рядом с ними мы ощущаем прилив энергии и в то же время отдыхаем. Выбирая растения многие из нас не задумываются над тем, какой эффект они произведут на наше здоровье, как физическое так и психологическое. Растения действуют на нас своим ароматом, цветом листов и цветков, формой кроны.

Обязательным компонентом школьного кабинета являются комнатные растения. Они украшают помещение и создают уют. Растения выполняют различные функции, оказывают эстетическое, психологическое воздействие, улучшают воздушную среду обитания. За последние годы все более отчетливо вырисовывается еще одна важная функция растений - очистка окружающей среды от различных загрязняющих веществ. Подобно фильтру, они очищают воздух от пыли, вредных газов.

Растения с фитонцидными свойствами: увеличивают количество кислорода, повышают содержание отрицательных лёгких ионов. Они положительно влияют на дыхательные процессы, снижают артериальное давление, повышают мышечную силу и выносливость: уменьшается тахикардия и аритмия; служат средством профилактики при дистонии и гипертонии. - Снижают на 70-80 % число микроорганизмов в воздухе.

Хвойные - криптомерия, кипарис, кипарисовик Олсандр, лавр, фортунелла, Кактус-опунция. Цитрус кактус - опунция - в 6-7 раз уменьшает численность плесневых грибов, обладает целебными свойствами (заживляет раны). Молочай, цитрусы. С микробами (стафилококком) “справляются” Циссус Гибискус, циссус, фикус, акалифа, аглаонема. Для терапевтического эффекта необходимо размещать один экземпляр растений на 1 м3 помещения.

Растения, способные снять стресс. При наличии возможности неплохо устроить в школе комнату для релаксации. В ней лучше всего посадить: пеларгонию, душицу обыкновенную, мирт, мелиссу лекарственную душистую герань (учесть склонность к аллергической реакции) Растения очищают воздух не только от бактерий, но и от пыли. Такими свойствами обладают более 300 видов. Кроме того, ещё 160 видов предназначены для открытого грунта. В основном это хвойные виды растений. Кроме пылезадержания некоторые из них способны также к поглощению звука, их полезно высаживать в школьных дворах расположенных в близи дорог, а это актуально в связи с возрастающим количеством автотранспорта. Воздушная среда содержит токсины, исходящие от синтетических материалов, используемых в отделочных работах.

В рамках программы непрерывного экологического образования и воспитания возможно осуществление самостоятельного проекта по изучению видового состава комнатных растений школы. Данная работа доступна и интересна учащимся.

Целью проекта является определение по справочникам названия каждого растения, его семейства, родины; изучение экологической и лечебной функций растений; озеленение кабинетов школы.

Проект предназначен для учащихся 5-9 классов. В зависимости от возраста учащихся проект «Комнатные растения в школе» можно разделить на несколько этапов, каждый из которых включает как теоретическую, так и практическую части.

5-6 классы

- Изучение видового состава комнатных растений в кабинетах школы.

- Кружок озеленителей школы.

- Сообщения на уроках биологии.

7 класс

- Создание карты «Карта мира на подоконниках школы (класса)».

-«Путешествие с комнатными растениями».

8-9 классы

- Изучение экологической и лечебной функций растений.

- Озеленение кабинетов школы с учетом воздушно тепловых условий содержания.

- Выступление на экологической научно- практической конференции.

Работа по определению видового состава растений была разделена на два этапа.

На первом этапе ( 5 класс ) учащиеся определяют и описывают растения базового кабинета. Для этих целей используют специальную справочную литературу. Наиболее удачным в этом плане является справочник Хессайона «Все о комнатных растениях» (М.: Кладезь, 1996).

На втором этапе ( 6 класс ), работая в группах, учащиеся определяют и описывают видовой состав комнатных растений кабинетов школы. Следует отметить, что работа в группах, где учащиеся совместно выполняют задания, способствует совершенствованию навыков общения, лучшему усвоению знаний и интеллектуальному развитию детей.

Данные о видовом составе растений размещаются в классном уголке или на отдельном стенде. Кроме того, в емкость с растениями помещают табличку, где указаны название, вид, родина растения. Также можно провести заседание озеленителей школы, на котором дать рекомендации по работе со справочниками, указать, какие растения в зависимости от экспозиций окон целесообразно выращивать в том или ином кабинете. Также важна связь экспериментальной деятельности учащихся с учебным процессом, которая устанавливается через предметы естественного цикла. Так, например, в курсе биологии 6 класса учащиеся изучают морфологию растений, а полученные в процессе работы над проектом знания о растениях не только служат хорошим дополнением, но могут быть применены и в курсе географии в частности, при изучении материков. На основе знаний о видовом составе комнатных растений школы создаётся карта растительности мира, на которой обозначается родина каждого растения.

В данном случае осуществляется опережающее обучение. Для подготовки такого урока ребята прорабатывают достаточно большой объем литературы, как справочной, так и научной, предложенной учителем или найденной самостоятельно. Такие уроки, несомненно, более интересны как для ребят, готовящих материал, так и для всего класса в целом.

Работая над картой растительности, учащиеся узнают, что родина большинства комнатных растений школы - влажные леса Америки и Африки, так как влажность и температурный режим в кабинетах школы вполне соответствуют естественным условиям данной природной зоны (проводится мониторинг экологического состояния кабинетов школы под руководством учителя химии). Для учащихся становится очевидно, что в средней полосе России на широте Москвы эти растения требуют определенных условий содержания. Это касается умеренного полива зимой и обильного летом, притенения растений в жаркое время года и подсветки в холодное, «зимовки» для кактусов и пр. Результаты работы можно оформить в виде мини рефератов или показать на стенде в классе.

Заключительным этапом второй ступени проекта является презентация результатов исследовательской и практической работы. Для учащихся 5-7 классов это лучше сделать в виде праздника «Путешествие с комнатными растениями». Учащиеся ведущие, используя карту растительности мира, рассказывают об условиях жизни растений, встречающихся в школе.

Для учащихся 8-9 классов особый интерес представляет изучение экологической и лечебной функций растений. Из справочной и научно популярной литературы мы узнали, что в школе есть растения, определяющие санитарное состояние воздуха в кабинетах, т.е. выполняющие роль биоиндикаторов. К ним относятся традесканция, бегония, аспарагус, фиалка. Кроме того, в кабинетах есть растения детоксиканты, способные обезвреживать токсичные вещества, содержащиеся в воздухе. Это хлорофитум пучковатый, мирт обыкновенный, папоротник, герань, гибискус китайский, колеус, бегония королевская, драцена, плющи, диффенбахия, кактусы суккуленты.

Учащиеся в рамках программы озеленения школы подбирали для каждого кабинета растения с учетом экологических факторов.

Кроме того, нами велась работа по определению растений, обладающих лечебными свойствами. В школе к таким растениям относятся: агава, алоэ, аспидистра, аукуба, гибискус, зефирантес, каланхоэ, камнеломка, пассифлора, пеларгония, плющи, сансевиера, туя, фатсия, фикусы. Результаты мы оформили в виде каталога «Лекарственные растения в школе», указав видовой состав, использование растений на родине, фармакологические свойства. Для каждого растения лекаря составлена аннотация лечебного действия, способы применения.

Результаты проектной работы учащиеся представляли на школьной научно практической конференции, на которой присутствовали представители всех классов средней и старшей школы. Таким образом, достижения отдельных групп школьников становятся известными практически всей школе и могут быть востребованы всеми желающими.

Наиболее интересные работы были представлены на экологической научно практической конференции.

Есть идея создания кабинета комнатных растений. Идея о его создании появилась, потому что в школе собрано большое количество комнатных растений.

Комнатные растения используются на уроках и во внеклассной работе в качестве демонстрационного и раздаточного материала, при проведении наблюдений и постановке простейших опытов. Живые объекты должны быть неприхотливыми в содержании и уходе. Должны соблюдаться санитарно-гигиенические требования, нормы освещенности, техники безопасности. Отбираются растения не вызывающие аллергических реакций.

При подборе растений в кабинете возможно учитывать их использования на уроках и во внеклассной работе, учитывая их роль в оформлении кабинета. Растения размещаются на стойках, крепятся в простенках или на подставках. Два-три крупных растения создают неповторимый интерьер.

Работа в режиме проектной деятельности становится источником создания необходимого оснащения кабинета. Необходимо выделить те задачи, в выполнении которых могут принять участие школьники. Творческая по своей сути, включающая в себя исследования, поиск, проблемной ситуации, проектная деятельность наполняет жизнь каждого кабинета интересными делами.

Анализируя доступные ресурсы и возможности детей, мы отдали предпочтение таким типам проектной деятельности:

исследовательский

прикладной

информационный

Исследовательский проект требует определенный алгоритм работы:

Выявление и постановка проблемы;
- формулировка гипотезы;
- постановка целей и задач;
- планирование действий;
- сбор данных, их анализ и синтез, сопоставление с известной информацией;
- подготовка и написание проекта, его результативность;
- защита, презентация проекта.

Прикладной проект с самого начала четко обозначает результат деятельности его участников.

Информационный проект направлен на анализ и обобщение, для широкой аудитории, какой-либо информации.

«Экология и фитодизайн школьного кабинета»

Цель: познакомиться с законами аранжировки комнатных растений, с профессией цветовод- декоратор.

Задачи:

1.Изучить видовой состав комнатных растений кабинета

2.Установить, какие комнатные растения наиболее популярны в озеленении школьных помещений

3.Какие требования учитываются при разведении растений в школе.

Методы:

Наблюдение

Эксперимент

Практическая работа

Ожидаемые результаты: приобретение знаний, цветы в школьном кабинете

Мы приняли решение оборудовать наш школьный кабинет и заняться фитодизайном кабинета:

Озеленить его так, чтобы это было эстетично, уютно для работы; и были соблюдены условия для содержания растений.

Используя литературу по комнатному цветоводству, мы установили, что в озеленении помещений используют растения, относящиеся к 5 группам:

1группа - декоративно- лиственные (пальмы, папоротник, драцена)

2 группа - красивоцветущие (бегонии, кактусы, розы)

3 группа - висячие (хлорофитум, традесканции)

4 группа - вьющиеся или цепляющиеся (плющ, монстера, аспарагус)

5 группа - луковичные или клубневые (цикломен, глоксиния)

В школах лучше всего выращивать простые нетребовательные растения (традесканция, хлорофитум), легко и обильно цветущие, за которыми доступен уход детям. Полностью исключаются растения, вызывающие раздражения кожи и слизистых оболочек или имеющие яркие плоды.

Чтобы жизнь людей стала красивее и чище, мы используем растения. Но и о цветах надо позаботиться. Прежде чем разводить растения необходимо узнать основные требования каждого из них к

Влажности

Освещенности

Температуре

Для нормального развития растениям необходим свет. По требованию к освещенности все растения можно разделить на три группы:

1 группа - светолюбивые

2 группа - тенелюбивые

3 группа - теневыносливые

Немаловажное значение для развития растений имеет температура воздуха в помещении, особенно зимой.

Для нормального развития растений необходима достаточная влажность.

Кроме того в кабинетах нужно увеличить количество лекарственных комнатных растений, таких как алоэ, каланхоэ. Эти растения повышают иммунитет, обладают бактерицидными свойствами. Самым популярным растением в школе является хлорофитум. Это про него сказано: чем хуже воздух для нас, тем лучше для него. Для озеленения мы рекомендуем светолюбивые и теневыносливые растения.

При составлении композиций необходимо учитывать следующие правила и способы размещения растений. Существует несколько основных приёмов размещения комнатных растений в помещениях.

1.Отдельно стоящее растение может быть вечнозеленым или цветущим.

Удачно составленная композиция из нескольких растений радует взор и превращает комнату в оазис, где господствует красота и уют, где царствует гармония природы и человека.

2.Очень эффективны в интерьере вьющиеся растения, подвешенные в специально изготовленном кашпо.

3.Очень красивы маленькие сады на камнях

4.Очень эффективны группы из высаженных вместе растений

Цветы облагораживают нашу жизнь, ласкают взор, одаривают людей радостью, смягчают нравы, приносят успокоение и отдых. Дарить цветы - значит выражать чувства любви, почтения, расположения, уважения. (См. презентацию).

Дополнительная информация по профориентации.

Создание зелёных интерьеров особая область архитектуры, требующая разносторонних знаний и большого художественного вкуса. Поэтому над созданием наиболее сложных современных проектов работает цветовод- декоратор.

Цветовод - декоратор - незаменимый консультант, который даст советы по комнатному цветоводству в различных помещениях, в большой и маленькой квартире, в учебном кабинете, в большом зале, в рекреации. При этом он учтёт влияние растений на здоровье человека. Кроме этого он может составить букет или цветочную композицию. Люди этой профессии умеют составлять букеты не только из живых цветов, но и из сухих или искусственных. Цветоводы работают в оранжереях, теплицах, питомниках и в открытом грунте, на опытных участках, в парках, скверах. Цветоводы- декораторы раскрывают перед человеком красоту природы. Цветоводы претворяют в жизнь проекты озеленения. Они участвуют в планировке зелёных насаждений, делают гряды, рыхлят почву, вносят удобрения. Для сохранения четкого рисунка клумб и газонов их подстригают, прореживают, срезают отцветшие соцветия, подвязывают к колышкам хрупкие растения. Выбирать эту профессию лучше людям, любящим природу и обладающим хорошим эстетическим вкусом. Эстетически оформленные парки, скверы, тротуары - радуют глаз и создают у людей праздничное настроение. Кроме того, зеленые насаждения играют гигиеническую и защитную роль, задерживают распространение пыли, смягчают шумы, способствуют восстановлению нормального состава окружающего воздуха.

Природа богата удивительными красками. Мы обязательно встретим их в нашей школе .

    Информационная справка.

1.Тема представляемой работы.

«Организация исследовательской работы учащихся начальной школы. Проект «Зелёный мир».

    Обоснование актуальности проблемы.

В настоящее время экологическое образование в начальной школе становится все более приоритетным направлением в педагогической теории и практике. Это связано с тяжёлой экологической ситуацией на земле.

Картины природы - сильнейшее эстетическое средство воздействия на душу ребёнка, и его значение невозможно переоценить.

Воспитание экологической культуры – одно из основных направлений общей стратегии воспитания.

Ведущую роль должны играть творческие методы обучения. В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает исследовательская творческая деятельность. Изучив материалы по данной теме, пришла к выводу, что ориентирована методика в большей степени на старшеклассников, чьи предметные интересы уже сформировались. А начальная школа всё-таки осталась немного в стороне, но ведь именно в начальной школе должен закладываться фундамент умений, знаний и навыков активной, творческой, самостоятельной деятельности учащихся, приёмов анализа, синтеза и оценки результатов своей деятельности и исследовательская работа – один из важнейших путей в решении данной проблемы.

Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя – увлечь и “заразить” детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а так же привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка. Эта работа становится для многих родителей интересным и захватывающим делом. Они, вместе с детьми делают фотографии, выполняют несложные исследования по наблюдению за выращиванием растений, погодными явлениями, помогают подбирать информацию для теоретического обоснования проектов, помогают ребенку готовить защиту своей работы. Работы получаются очень интересными, ведь это общий интерес и совместный труд ребенка и родителей.

Исследовательская деятельность заставляет и приучает детей работать с книгой, газетой, журналом, что в наше время очень важно, потому что по собственному опыту и, основываясь на мнении коллег, я знаю, дети в лучшем случае читают только учебники. Ребенок, чувствуя свою значимость, старается помочь учителю и вовлекается в исследовательскую работу.

    Теоретическая база опыта.

Цель: путём развития экологической грамотности учить детей экологически целесообразному образу жизни, способствовать накоплению экологических знаний, приобретению ими умений и навыков общения с природой, расширению индивидуального экологического пространства.

Задачи:

Обучающие:

    формирование знаний о единстве живой и неживой природы, закономерности природных явлений, взаимодействии природы, общества и человека;

    формирование исследовательских навыков.

Развивающие:

    развитие экологической грамотности учащихся;

    развитие основных процессов мышления (анализ, синтез, сравнение);

    развитие творческого воображения, познавательных способностей детей;

    развитие способностей устанавливать причинно-следственные, вероятностные связи, анализировать последствия экологических ситуаций.

Воспитательные:

    формирование высокого уровня экологической культуры учащихся;

    воспитывать личную ответственность за собственные поступки и за происходящее вокруг;

    формирование культуры поведения в природе;

    воспитывать бережное отношение к окружающей среде;

    прививать любовь к природе, желание о ней заботиться;

    воспитывать необходимость рационально относиться к компонентам живой и неживой природы.

    Блоки реализации проекта:

    Познавательный: уроки, викторины, конкурсы и т.д. (перспективный план, рабочая программа).

    Практический : высадка семян, уход за растениями (фото, презентация) Приложение 1. Приложение 2.

    Консультационный : работа с родителями (темы бесед).

    Аналитический: анализ полученных результатов, коррекция работы (диагностики, аналитические справки).

    Технологическая схема проекта.

    Познавательный (в течение года):

Перспективный план на 2016- 2017 учебный год.

Наименование раздела

Введение в

Экологию

1.Вводное занятие. Почему мы часто слышим слово «Экология»?

Беседа «Экологическая ситуация в городе»

Игра «Почемучки»

2. Веселое путешествие в природу

Экскурсия на берег реки Уборка мусора.

3.Практич. занятие. Творческая мастерская

Изготовление поделок из природного материала.

4.Я и мир вокруг

Беседа. Конкурс рисунков «Я и природа»

5.Наша планета.

Беседа. Чтение условных обозначений на карте, глобусе. Презентация «Планета Земля»

6. Природа и искусство

Знакомство с творчеством художников, музыкантов

7.Отношение человека к природе

Беседа о правилах поведения в природе, значении природы для человека. Акция «Сохраним город чистым!»

8.Экологическая безопасность.

Беседа о катастрофах в природе. Конкурс рисунков «Пожар и природа»

Молчаливые соседи

1. Наблюдения за домашними животными. Кто живет в нашем доме?

Беседа о домашних животных. Конкурс рисунков «Наши братья меньшие».

2 Породы собак.

Знакомство с разными породами собак. Сбор иллюстраций. Работа с энциклопедической литературой.

3. Породы кошек.

Знакомство с разными породами кошек. Познавательно-развлекательная программа «В гостях у тети кошки». Сбор иллюстраций. Работа с энциклопедической литературой.

4. Чем питаются домашние животные?

Беседа «Чем питаются домашние животные». Рассказ детей на основе наблюдений.

5. Как ухаживать за своим питомцем?

Рассказ-описание «Мой любимец»

Пернатые друзья

1.Прогулка в парк «Мы – друзья птиц».

Наблюдение за птицами.

О чем шепчут деревья

2.Перелетные птицы.

Беседа «Почему птицы улетают?» Экологическая игра «Найди зимующих птиц»

3. Экологическая акция «Поможем птицам!»

Изготовление кормушек. Открытие птичьей столовой «Хлебные крошки»

4.Прогулка в парк.

«Операция «Подкормка»»

5.Художественное слово о птицах

Разучивание стихов, загадок о птицах.

6. Праздник «Птицы-наши друзья»

Праздник проводится в рамках недели природоведения.

1. Этажи леса.

Беседа. Знакомство с разными видами растений.

2. Экскурсия «По тропинке в лес пойдем»

Наблюдение за деревьями

2. Сезонные изменения у растений.

Беседа на основе наблюдений об осенних, зимних, весенних изменениях в природе. Викторина «Знатоки растений» Разгадывание кроссвордов, ребусов.

3.Мы – художники.

Рисование дерева в разные времена года

4. Загадки леса

Викторина о лесе.

Загадки животного мира

1. Экскурсия в музей

Наблюдения «Внешний вид животных»

2. Экскурсия на выставку экзотических животных

Наблюдения за поведением животных, живущих в теплых странах.

3.Любопытные факты о живой природе

Интересные сведения о жизни муравьев.

4.Природа – наш общий дом

Беседа. Дидактическая игра «Город, в котором хотелось бы жить»

Секреты неживой природы

1.Времена года.

Беседа, загадки, пословицы, поговорки о временах года. Работа с литературой. Поиск пословиц, загадок о временах года. Оформление книжки-малышки «У каждого месяца свои порядки. Приметы»

2. Цикл наблюдений за водой, снегом, льдом. Как бороться с гололедом.

Беседа. Проведение опыта со льдом, снегом, водой. Экологическая акция «Гололед»

Оранжерея на окне

1. Экскурсия в школьный кабинет биологии и ботаники

Знакомство с видами комнатных растений. Уход за растениями.

2. Любители света и тени, влаги и тепла.

Беседа. Разгадывание кроссворда о домашних цветах. Практическая работа.

3.Огород на окне

Беседа. Знакомство с растениями-целителями. Практическая работа.

4.Исследовательская работа «Влияние света, тепла и воды на рост и развитие овощей»

Консультация. Подбор литературы. Посадка лука, укропа, салата в классе. Уход за ними.

Человек – часть живой природы

1. Люди разные нужны, люди всякие важны.

Знакомство с профессиями людей.

2. Выращивание лука в домашних условиях.

3.Исследовательская работа «Влияние условий хранения на рост и развитие репчатого лука»

Знакомство с условиями проведения исследования. Правила оформления своих исследований.

4. Человек! Будь природе другом!

Брейн-ринг. Разучивание стихов, загадок, песен о природе. Выставка мини-плакатов об охране природы.

5. Вредные привычки.

Подбор материала и оформление газет в рамках недели природоведения».

Охрана природы.

1. Выпуск тематических газет «Лекарственные растения», «Перелетные птицы», «Бабочки»

Беседа, знакомство с Красной книгой. Растения и животные нашего края, занесенные в Красную книгу. Экскурсия в краеведческий музей.

2.Красная книга – важная книга. Охраняемые животные и растения нашего края.

Выставка рисунков, плакатов, поделок.

Досуговые мероприятия

1. Акция «Всемирные дни наблюдения птиц»

Викторина с экологическими заданиями.

2. Посвящение в экологи.

Викторина с экологическими заданиями

3. «Зимняя прогулка»

Игра-путешествие по станциям «В гостях у Непоседушки», «Вечный лес», «Снежная азбука», «Трудимся зимой»

4. Игра «Думай, отвечай»

Занимательные вопросы, загадки с коллективным и индивидуальным ответом, сочинение своей загадки.

5. «Будь здоров!»

Игра-путешествие по городу Здоровейску.

КВН «Знатоки птиц!» Выставка поделок из пластилина и бросового материала.

8. Праздник друзей природы

Стихи, песни, загадки о природе. Выставка сочинений, рисунков, поделок из природного материала.

9. Экологический проект «Я садовником родился»

Посадка рассады цветов в школьном дворе.

    Консультационный ( 1 раз в четверть):

    знакомство родителей с проектом.

    результаты диагностики, перспектива работы;

    первые результаты, первые успехи;

    подведение итогов проекта, практическое занятие «Я садовником родился».

    Аналитический (по ходу реализации проекта):

Критерии

Показатели

Способ отслеживания

Создать условия для развития потребности общения с природой

Умение наблюдать за ростом растений, деревьев, кустарников, ухаживать за комнатными растениями;

Умение ухаживать за домашними животными;

Представления о периодах ухудшения экологической обстановки в реальной жизни.

Наблюдения

Трудовые поручения

Анкетирование

Сформированность бережного отношения к богатствам природы

Знания бережного ухода за растениями, деревьями, кустарниками;

Практические занятия

Диагностика

Сформированность навыков экологически правильного поведения в природе

Владение правилами поведения в природе;

Экскурсии

Разработка памяток

Развитие познавательных интересов и творческих способностей воспитанников, их любознательность и пытливость, приобщение к чтению дополнительной литературы

Проявление познавательной активности, любознательности, пытливости;

Представления об окружающей природе;

Способность оценивать результат творческой деятельности человека;

Умения заниматься исследованием, проводить опыты Участие в исследовательской работе

Практические занятия

Индивидуальные поручения

Свободная деятельность детей

Сформированность потребности ухаживать за комнатными растениями и домашними животными, помогать растениям и животным, попавшим в беду.

Ответственное отношение к растениям и домашним животным

Умения заботиться о природе и ее сохранности;

Способность создавать условия, необходимые для

жизни растений (свет, тепло, влага)

Ответственность за свои поступки

Практические занятия

Y . Результативность. Результаты диагностики, подтверждающие эффективность инновации.

    Отношение к делу.

    Волевые качества


    Отношение к себе

YIII. Этапы реализации проекта.

Название этапа

Задачи этапа

Сроки выполнения

1.Подготовительный

    Планирование деятельности и определение целей, задач;

    Изучение эколого-педагогической литературы;

    Составление плана – программы опытно-экспериментальной работы;

    Планирование этапов деятельности по созданию экологической работы в классе;

    Подготовка и проведение первичной диагностики уровня развития исследуемых параметров.

Август – сентябрь

2. Основной

    Эколого-педагогическое консультирование со специалистами;

    Определение оптимального расположения растений в помещении, сбор необходимого материала для организации «Огорода на окне» (горшки, земля, орудия труда и т.д.);

    Эколого-педагогическая работа с родителями учащихся;

    Пересадка с грядок петрушки;

    Изготовление поделок из овощей;

    Ярмарка овощей, выращенных на огороде;

    Изготовление чесночных амулетов для профилактики простудных заболеваний;

    Посадка лука на перо;

    Посев укропа;

    Посев салата.

Сентябрь

    «Зелёная аптека» на окне;

    Посадка луковиц гиацинта для подарка маме;

    Городской литературный конкурс «Да святится имя твоё»

    Пересадка комнатных растений (отделяют «деток», делят на части разросшиеся корневища);

    Посев цветочных семян: бархатцев, астр, ноготков для выращивания рассады;

    Проведение уроков, внеклассных мероприятий, конкурсов по теме проекта;

    книжки-малышки по теме «Кто такие кошки?»

    газета «Если хочешь быть здоров», «Дневник здоровья»

    исследования по темам «Откуда берется и куда девается мусор», «От чего зависит правильная осанка», «Витамины», «Герои моего народа»

    Проведение второй диагностики, с целью получения промежуточных результатов и корректировки дальнейшей деятельности.

3.Заключительный

    Акция «Я садовником родился»

    Высадка рассады в грунт;

    Проведение заключительной диагностики;

    Сравнительный анализ полученных результатов, подведение итогов проекта.

Май - июнь

    Планируемые результаты.

Воспитанники должны знать:

    Основы экологической культуры.

    Некоторые особенности природы своего края.

    Основные признаки времен года.

    Значение природы для человека.

    Группы растений и животных.

    Некоторые охраняемые растения и животные своего края, страны.

    Правила поведения в природе.

    Особенности труда людей наиболее распространенных профессий.

Воспитанники должны уметь:

    Различать объекты природы и объекты, не относящиеся к природе.

    Выполнять правила личной гигиены.

    Различать изученные растения, животных.

    Вести наблюдения в природе под руководством руководителя кружка.

    Подкармливать птиц в простейших кормушках.

    Ухаживать за комнатными растениями и домашними животными.

    Проводить поисково-исследовательскую деятельность под руководством руководителя кружка.

    Практический (фото)

    Использование ИКТ (информационно-коммуникативных технологий) при реализации проекта.

Наименование ИКТ

Интернет

Поиск материала для проведения занятий; знакомство с методическими новинками; получение информации о проводимых мероприятиях; обмен статьями и другой информацией.

Мультимедиа

Пользование Интернетом; оформление документации, наглядной информации в группе, печать статей и выступлений; подготовка презентаций.

XIY . Информационные ресурсы:

Для педагога:

    Бритвина Л. Ю. Метод творческих проектов на уроках технологии// Начальная школа. № 6. – 2005.-С.44.

    М.В. Дубова Организация проектной деятельности младших школьников.Практическое пособие для учителей начальных классов. - М. БАЛЛАС,2008

    Журнал «Завуч начальной школы» 2005-2010 г.

    Михайлова Г.Н Метод проектного обучения на уроках труда.// Начальная школа. № 4.- 2005.-С 68.

    Новолодская Е. Г., Яковлева С. Н. Реализация творческих проектов при изучении природоведения// Начальная школа мотивации обучения учащихся// Начальная школа. № 9.- 2008 –С.34.. №1. -2008.-С. 94.

    Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Издательство «Учебная литература», дом «Фёдоров», 2008.

    Савенков А.И. Я – исследователь. Рабочая тетрадь для младших школьников. Издательство дом «Фёдоров». 2008

    Цыварёва М. А. Метод проектов во внеклассной работе по математике//Начальная школа. №7.- 2004. – С. 45.

    Шликене Т. Н. Метод проектов как одно из условий повышения

Для воспитанников:

    Брюс Джим, Анжела Вилкс, Клер Ллевелин “100 вопросов и ответов” Животные.-М.:ЗАО “Росмэн”, 2006.

    Большая энциклопедия животного мира. М.:ЗАО “РОСМЭН-ПРЕСС”, 2007.

    Все обо всем. Насекомые и пауки. – М.:ООО “Издательство Астрель”: ООО “Издательство АСТ”, 2001.

    Я познаю мир: Детская энциклопедия: Растения./Сост.Л.А.Багрова- М.:Тко “АСТ”, 2005.

    Я познаю мир: Детская энциклопедия: Животные./Сост.П.Р.Ляхов- М.:Тко “АСТ”, 2009

    http://www.ped-sovet.ru/

    http://www.school.edu.ru/

    http://www.nature-home.ru/

    http://www.delaysam.ru

    Номинация «Учебно-воспитательный процесс в начальной школе»

    Актуальность проекта состоит в том, что проблема экологического воспитания школьников не надумана, её решение должно стать одной из приоритетных задач сегодняшней педагогической действительности. Чем раньше начинается работа по экологическому воспитанию учащихся, тем больше будет ее педагогическая результативность. Правильное экологическое воспитание позволит в дальнейшем предотвратить многие экологические проблемы человечества.

    Проблема: низкий уровень осведомленности детей начальной школы и их родителей об экологических проблемах, происходящих в мире и сформированности у них системы научных и практических знаний, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей среде.

    Цель: повысить уровень знаний учащихся начальной школы о законах живой и неживой природы, понимания сущности взаимоотношений живых организмов с окружающей средой и сформировать у детей ответственное и бережное отношение к окружающему миру в целом.

    Задачи:

    1. Провести анкетирование среди учащихся и их родителей с целью выявления уровня осведомлённости об экологических проблемах, происходящих в мире.
    2. Осуществить выбор предметных направлений, тем и видов деятельности.
    3. Разработать тематическое планирование по разным предметным направлениям с учётом индивидуальных и возрастных особенностей детей младшего школьного возраста.
    4. Осуществить контроль над реализацией данного проекта.
    5. Обобщить итоги по внедрению проекта.

    Методы: анкетирование, игровые практикумы, беседы, лекции, тренинги общения и т.д.

    Формы : индивидуальные, групповые и массовые.

    Индивидуальная работа тесно связана с приобщением младших школьников к чтению и обсуждению книг и статей в журналах об охране природы. Индивидуальная форма также предполагает деятельность учащихся по подготовке докладов, бесед, лекций, наблюдения за животными и растениями, изготовление поделок, фотографирование, рисование, лепка.

    Групповая внеклассная работа наиболее успешно протекает в кружках. В них занимаются школьники, проявляющие наибольший интерес к изучению взаимосвязей человека с живой природой. Это клубные, секционные занятия юных друзей природы, кинолектории, экскурсии, туристические походы по изучению природы, экологический практикум.

    В формировании экологической культуры младших школьников огромную роль играют массовые внеклассные мероприятия: праздники, утренники, ролевые игры на экологические темы, работа учащихся по благоустройству и озеленению помещений и территории школы, массовые природоохранные компании, конференции, экологические фестивали.

    Средства: методические пособия, игры, комплекты заданий, презентации, учебные фильмы и т.д.

    Этапы проекта:

    1 этап - подготовительный: постановка цели и задач, определение круга проблем (анкетирование), предварительная работа с детьми и их родителями, выбор оборудования и материалов.

    2 этап - формирующий: практическая деятельность по формированию высокого уровня осведомлённости учащихся начальной школы о законахживой и неживой природы, понимания сущности взаимоотношений живых организмов с окружающей средой, ответственного и бережного отношения к природе в целом.

    3 этап - обобщающий: подведение общих итогов, анализ результатов, их обсуждение с привлечением общественности.

    Ожидаемые результаты. Реализация проекта работы по экологическому воспитанию и образованию учащихся начальной школы, позволит в дальнейшем:

    • создать условия для эффективного формирования у учащихся и их родителей культуры познавательной деятельности по освоению опыта человечества в отношении к природе как к источнику материальных ценностей и основе экологических условий жизни, культуры духовного общения с природой, культуры труда, формирующейся в процессе деятельности;
    • достичь положительного результата при участии детей в различных мероприятиях экологической направленности;
    • активизировать систему работы с родителями и общественностью по формированию у детей ответственного отношения к природе в целом.

    Приложение 1. Проект по экологии.

    Приложение 2. Презентация проекта.

    Учителя начальных классов МБОУ СОШ № 3, г. Алатырь Республики Чувашии: Михайлова Елена Петровна, 1 категория, стаж 17 лет, Самойлова Наталья Викторовна, 1 категория, стаж 16 лет, Иванова Наталья Викторовна, 1 категория, 16 лет, Селиверстова Наталья Викторовна, 1 категория, стаж 24 года, Андоськина Светлана Валерьевна, 1 категория, стаж 15 лет, Мащиц Людмила Александровна,стаж 41 год, Щитова Ольга Евгеньевна, 2 категория, стаж 14 лет, Парфенова Ольга Алексеевна, стаж 17 лет.