"как шьют пуанты в большом театре". Тайны балетных пуантов Что находится внутри пуантов

  • 19.01.2021

Анастасия Волкова

Мода - наиболее мощное из искусств. Это движение, стиль и архитектура в одном.

Содержание

Сложно представить себе на сцене балерину без пуантов. Эта специальная обувь помогает добиться совершенства в пальцевой технике – главном разделе изучения классического женского танца. Балетные туфельки стали неотъемлемым атрибутом, позволяющим зрителю воспринимать действие на сцене как нечто неземное, возвышенное, несвойственное простому человеку.

Что такое пуанты

Профессиональная узкоспециализированная обувь, которая своим появлением значительно облегчила жизнь балеринам – пуанты. В переводе с французского языка этот термин означает «острие», «кончики пальцев». Другие названия изделия – колки, каски, пальцевые туфли. Балетные тапочки должны идеально сидеть на ноге, так как танцовщицы в них проводят большую часть своей профессиональной жизни. Начинающие примы могут использовать чешки или балетки, сделанные из хлопчатобумажной ткани с укрепленной стелькой и задником. Это недорогие варианты обуви для ежедневных тренировок.

История

Французское выражение sur les pointes означает «танцевать на кончиках пальцев». В свое время балерины выходили на сцену босыми или исполняли танец, становясь на верхушки пальцев. В результате ступня подвергалась чрезмерной нагрузке, что приводило к травмам, растяжениям, вывихам. На смену такому способу пришла идея создания специальной поддерживающей обуви.

Первой балериной, вышедшей на сцену в пуантах, была Мария Тальони. Пробные экземпляры изделий придумал ее отец Филипп Тальони в начале ХIХ века в Италии. Затем танцевальную обувь стали дорабатывать, видоизменять, экспериментируя с материалом. Для жесткости в носок обычной обуви подкладывали пробку, но такой способ еще больше травмировал ноги. Затем стали использовать вложенную мягкую ткань или шерсть, что уменьшало нагрузку на ступню. Такая обувь не держала форму, быстро приходила в негодность, но помогала балерине легче вставать на пуанты.

Производители продолжали придумывать новые конструкции, вкладыши, дополнительные стельки. Пробовали вместо клея использовать гипс, но такую обувь было сложно размять. Затем в обиход вошли кожаные сандалии с ремешками, закрепленными на ноге. Сейчас пуанты балерины изготавливают ручным или механическим способом. Известные производители: Grishko (российская компания) и Gaynor Minden (американская фирма).

Из чего состоят

Изготовление пуантов – это целое искусство. Балетные туфельки состоят из 54 элементов, соединенных и идеально подогнанных по ноге. Верх изготавливается из бязи или атласа телесного цвета, что создает иллюзию единства ноги и обуви. Атлас не образует бликов от света прожекторов. Бязь сохраняет здоровье ног балерины, впитывая влагу и предупреждая образование грибка: после выступлений и тренировок у танцовщиц ноги становятся абсолютно мокрыми.

Строение обуви для балета:

  • коробочка (стакан) – жесткий чехол внутри обуви, состоящий из 6 слоев текстиля и мешковины, склеенных по принципу папье-маше;
  • крылышки;
  • ленты-завязки – обязательная часть пуантов, которую по традиции балерина пришивает самостоятельно;
  • союзка – V-образная верхняя деталь, к которой пришиваются два задника;
  • складки;
  • подошва из натуральной кожи (замши), помогающая балерине не скользить;
  • задний и средний шов;
  • пятак – жесткая передняя часть балетных тапочек, помогающая танцовщице встать на пуанты;
  • стельки из твердого картона с добавлением пластика разной степени жесткости: S (мягкие), M (средние), H (жесткие), SS (супермягкие), SH (супержесткие).

Как делают пуанты

Изготовление балетных туфелек – самая сложная технология в обувном производстве. Здесь должно быть продумано все до мелочей и подобрано индивидуально: степень открытости, жесткости, полноты, подъема. В России туфли балерины изготавливаются только вручную, в Европе – механически. Профессионалы за смену собирают до 12 пар пуантов. В работе используют пластиковую колодку (раньше она была деревянная).

Технология производства балетных туфель:

  1. Верх состоит из 3-х слоев атласа, вырезанных при помощи механического штампа.
  2. Из натурального хлопка изготавливают подкладку для каждой детали, которая защищает ноги балерины от раздражения.
  3. К верхней детали (союзке) пришивают два атласных задника, укрепляя шов лентой из искусственного материала.
  4. Для получения канта ленту сворачивают пополам вокруг шнурка при помощи машинки.
  5. Пришивают его по периметру пуанта, что помогает плотно затянуть туфель на ноге.
  6. Для проверки размеров атласный верх надевают на заранее подготовленную колодку (изготавливают индивидуально для каждой балерины). Отклонение высоты союзки допускается не более 3-х мм, иначе обувь будет врезаться в стопу.
  7. К внутренней стельке приклеивают подкладку.
  8. Отрез ткани, покрытой смолой, размачивают и укладывают сверху «стакана», чтоб сформировать коробочку.
  9. Куски рогожки проклеивают и помещают на хлопковый слой. Клей делают на резиново-пластиковой основе из воды, муки, крахмала, смолы. Такой состав обеспечивает нужную гибкость.
  10. На полученную коробочку приклеивают еще один слой из натурального хлопка.
  11. Конструкцию обворачивают целлофаном, прижимают к мрамору (чтобы пятак стал ровным и плоским) и оставляют сохнуть.
  12. Подкладку приклеивают к «стакану», обрезают излишки.
  13. На подкладку наклеивают атлас, создавая небольшие складки.
  14. Внутреннюю стельку с тыльной стороны и подошву покрывают виниловым клеем, оставляют сушиться на сутки.
  15. Детали нагревают в печке до определенной температуры, в результате чего высохший клей активизируется.
  16. Подошву крепят и кладут туфлю под пресс на 15 секунд (для прочной склейки).

Использование пуантов

От интенсивности нагрузки зависит, как долго будут использоваться балетные тапочки. За одно выступление танцовщица может сменить несколько пар, при этом для определенной техники исполнения требуется использование разной обуви. Перед выступлением балерина проделывает всевозможные манипуляции, чтобы подготовить свои балетные туфли:

  • разминает с помощью молотка жесткую коробочку;
  • срезает пятачок и обметывает его нитками, обвязывает крючком или подбивает кусочком ткани;
  • внутри со стороны пятки делает петлю-перетяжку, которая плотно прижимает обувь к ноге;
  • разнашивает обувь;
  • надрезает стельку ножом или теркой;
  • пришивает резинки;
  • натирает пятачок и подошву пуантов канифолью.

Сколько стоят пуанты

Обувь балерины подбирается индивидуально. При этом красота и оригинальность дизайна относятся не к самым главным параметрам. Сначала обращают внимание на жесткость стельки, коробочку, закрытость, полноту, размер пяточки, вырез. Самые востребованные модели выпускают фирмы Sansha, Grishko, Русский балет, R-class, Bloch. Если вас интересует, где купить пуанты, обратитесь в официальные магазины производителей или закажите в интернете у дилеров. Стоимость некоторых моделей в Москве.

Пуанты – профессиональная обувь. Она появилась не так давно и сильно облегчила жизнь балеринам. Термин «на пуантах» означает позицию, когда балерина опирается только на кончики пальцев, а не на стопу. В этом положении пальцы испытывают большое напряжение без поддержки, а неправильное выполнение может грозить травмой. После появления специальной обуви репетировать и выступать стало гораздо проще, чем босиком. Пуанты считаются предшественниками балеток, которые завоевали популярность в последние годы. Но сами они остаются узкоспециализированной обувью, которую шьют мастера вручную, а каждая модель подгоняется под ногу балерины.

Что такое пуанты и как их делают

Пуанты состоят из коробочки, подошвы и лент, которые надежно закрепляют обувь на ноге. Изготовление каждой части требует мастерства и внимательности, поэтому обувь чаще создается вручную.

Главное в пуантах – достаточно твердая коробочка. Она защищает пальцы от искривлений и помогает лучше распределить нагрузку. Для ее изготовления требуется 5–6 слоев ткани или мешковины, которые хорошо проклеиваются до затвердевания. В машинном производстве используются пластиковые вставки, но чаще применяется натуральный клей, который надежно скрепляет слои ткани, создавая твердую корку. После этого обувь прошивается и отбивается специальным молотком, чтобы убрать выступающие швы.

Другим важным элементом является подошва. Она состоит из трех частей: кожаной подошвы, пластиковой гибкой вставки и внутренней стельки. Кожа предотвращает скольжение на гладком полу и помогает удержать равновесие, не утяжеляя обуви. А пластиковая вставка позволяет лучше выполнять взмахи и облегчает становление на пальцы – она поддерживает стопу в вертикальном положении. Выпускают пуанты с различной степенью жесткости стельки.

Снаружи пуанты обшиваются бежевым атласом или бязью. Оба вида ткани хорошо пропускают воздух и легко принимают форму стопы, не стесняя движений. Бежевый атлас не бликует, сливается с цветом кожи – это позволяет балерине выглядеть легче и воздушнее, удлиняет ноги. Пуанты крепятся на ноге с помощью лент, которые, по традиции, балерина пришивает самостоятельно. Натуральный клей и текстильная основа позволяют обуви легко принять форму ноги танцовщицы, а отсутствие выступающих швов уменьшает риск травм. Но это недолговечная обувь. Одной пары не хватает даже на одно полноценное выступление – они быстро протираются, особенно при интенсивном танце.

Ручное шитье не позволяет изготавливать большое количество пуант, поэтому качественная балетная обувь высоко ценится на мировом рынке. Форма модели часто используется современными дизайнерами, чтобы создать экстравагантные туфли. В такой обуви передняя часть напоминает по форме пуанты, а подошва снабжена высоким каблуком, который поднимает стопу практически вертикально.

История пуантов

До изобретения пуант балерины выступали босиком или в специальных легких сандалиях на завязках, но в них можно было опираться только на полную стопу, а встать на пальцы было невозможно. Первым балетом, который потребовал встать на пуанты, был спектакль «Зефир и Флора», но тогда Мария Данилова встала на пальцы без специальной обуви. После этого прошло около 20 лет и в 1830 г. появились первые туфли с твердым носком. А первой балериной, выступившей в них, была Мария Тальони. Именно ее отец был создателем туфель для танцев.

После этого пуанты стали появляться по всему миру, изменялись материалы и конструкция. Сначала под пальцы подкладывали пробку, чтобы достичь нужной жесткости, но вскоре от этого отказались, так как ноги балерин сильно травмировались. Потом в пуанты подкладывали мягкие материалы: валяную шерсть, ткань. Но они не держали форму и быстро изнашивались. Несмотря на неудобство туфли достигли своей цели. Балерины легче вставали на пальцы, а танец казался воздушным и легким. Пуанты преображались, появлялись новые формы коробочки, дополнительные вкладыши и стельки. Некоторое время вместо клея использовался гипс. Он был достаточно твердым, но не принимал форму стопы танцовщицы.

Нынешнее производство пуант до сих пор остается ручным – мастера шьют и проклеивают модели. Механическое шитье не оправдало себя, хотя некоторые профессиональные балерины пользуются такими пуантами. Самыми известными производителями остается российский Grishko, специализирующийся на ручном шитье, и американская компания Gaynor Minden, производящая пуанты машинным методом.

Видео о том, как вручную делают пуанты:

Видео советы, как выбрать ребенку пуанты:

Сегодня я решила изменить самой себе. Тем более что речь пойдет от туфлях, изготавливаемых в мастерских Большого театра.

Когда-то, давно, эти туфли считались лучшими и были на вес золота. Учась в МАХУ мы с завистью смотрели на тех, кто занимался в туфлях Большого театра. На двух последних курсах, я тоже оказалась в числе тех, кому посчастливилось стать обладательницей пуант, сшитых в мастерских Большого театра.

И сегодня мы с вами там побываем, и конечно увидим весь процесс изготовления. Ну согласитесь, глупо потрошить, если можно увидеть как это создается.


Вот так на полочках, разложены заготовки, которые в будущем станут чьими-то пуантами.

Из этих самых деталей сшивается тканевая заготовка. Кстати 50% успеха пуантов зависит от того как заготовка сшита.
Для туфель берется один слой атласа и два слоя бязи.

Спасибо Анне Фатеевой за показ и рассказ. К передней части пристрачиваются детали пятки, затем сшивается сама пятка. После этого все отстрачивается близко к шву. Анна сшивать пятку и отстрачивать не стала не стала, так как в машинке была заправлена коричневая нитка. Она шила мягкие туфли темного цвета.

Ну а дальше... Берется именная колодка. На фотографии моя. Ей больше 15 лет. Это еще раз к тому, что господин Гришко пытается убедить всех, что колодку надо менять раз в три года.Лет 7-8 назад я лишь внесла некоторые коррективы, и касались они не колодки, а глубины выреза на передней части пуанта.

К колодке прикладывается, вымеряется, а затем и прибивается кожаная стелька. Прикрепляется она в трех местах.

Таким вот образом проверяется одинаковое расстояние от начала стельки до носка колодки.

Все заготовки подписаны.

Будущий пуант одевается на колодку. Гвоздем регулируется глубина выреза.

Так же гвоздем регулируется и высота боковых вырезов.

Первые четыре складочки самые важные. Ведь именно они будут видны с лицевой стороны.

Затем по очереди закладываются складки с одной стороны.

Потом с другой.

Каждый раз уложенные складки закрепляются гвоздем. Сверху все это промазывается клеем. Про клей обязательно расскажу.

Ту же самую процедуру проводим и с одним из слоев бязи.

Настал черед пятачка. Он формируется из пяти слоев: первый плотная бязь, остальные четыре - холстина. Бязь и два слоя холстины в виде треугольников, оставшиеся два в виде квадратов.
Клей варится самый обыкновенный из муки, воды и вещества, похожего на картофельный крахмал, название которого я забыла. Простите. Но понятно, что все натуральное.
Кстати и все остальные материалы тоже натуральные.

Промазав каждый слой, начинаем аккуратно "укутывать" ими пятачок пальцев.
Сначала бязь, затем холщовый квадрат, потом холщовый треугольник, снова квадрат и в конце еще один треугольник.

Вот так вот выглядит пятачок с одной и другой стороны.

Красота. Напомнила мне куколку в платочке.)))

Теперь, пока клей подсыхает, пришивается стелька. Сначала срезается все лишнее.

Туфель укладывается на такую вот... Не знаю как называется. А может и нет специального названия.

И... Начинается процесс соединения верха туфель со стелькой.

Если вы помните складки крепили гвоздиками.

Теперь их вынимают и начинают аккуратно прошивать носок.

Особое внимание складочкам.

Мне очень было интересно, как это все теперь будет выворачиваться. Ведь на колодке туфель одет "наизнанку".
Оказалось очень просто.
Сначала туфель снимается с колодки вот таким образом.

Затем берется круглая палка, и...

Туфель вывернут на лицевую сторону. После чего пуант вновь надевается на колодку.

Специальный молоток. Им можно не боясь себя поцарапать провести по руки и даже по щеке. Именно так проверяется гладкость инструмента.

Этим молотком туфли подбиваются по колодке.

Практически цирковой номер. Самостоятельно стоящий пуант. Даже с относительно маленьким пятачком, "пальцы", как вы видите, очень устойчивы.

Теперь необходимо вклеить внутреннюю стельку.

Внутренняя стелька изготовлена из достаточно толстой кожи. С обратной стороны дублируется для жесткости прессованным картонной пластиной, которая подрезается под нужный размер. По желанию владелицы колодки, пластину можно сделать жестче или мягче.

Полностью собранный туфель вновь одевается на колодку и остается на ней до полного высыхания клея. Точно таким же образом собирается и второй пуант.

Пуанты сушат в специальных печах. Хотя последнее время их чаще сушат на обыкновенных батареях. Почему? Резко сократилась количество заказываемых туфель и нет смысла ставить большие печи. Увы...

Ну а вот так вот выглядят готовые пуанты, изготовленные в мастерских Большого театра. Туфли, которые не только на словах, но и в реальности учитывают все особенности стопы конкретной балерины.

А теперь я хочу вас познакомить с человеком, благодаря которому я до сих пор танцую в туфлях Большого театр. Это Владимир Терентьев - "последний из Могикан". Единственный оставшийся в мастерских Большого человек, который шьет туфли. Есть еще Денис. Но Денис работает в мастерских не так давно. Владимир же работает в театре практически столько, сколько и я - с 1990 года.

Я очень надеюсь, что после ремонта здания мастерских театра в Петровском переулке обувной цех в полном составе переедет в отремонтированное здание.

Очень жаль, что сегодня исчезает легендарное и некогда большое производство. А для артисток балета закупаются балетные туфли исключительно импортного производства: Geynor, Sansha, с прошлого года Chacot. Ну и естественно Grishko. Куда без него.

Недаром ведь бытует мнение, что именно господин Гришко внес лепту в развал производства обуви в Большом театре, сначала переманив к себе, а потом и уволив за ненадобностью многих мастеров из Большого театра.

Отдельная благодарность начальнику обувного цеза Большого театра Олегу Борисовичу за возможность сделать этот репортаж.

Люблю когда какие-то специфические вещи рассказаны доступным языком, и наоборот не перевариваю, людей, рассуждающих о своих профильных знаниях с той точки зрения, что никому иному они не доступны. Возмутителем моего спокойствия стал форум вумн.ру: забрела я туда случайно в поисках того, что такое “вскок”. Ответа я не нашла, но диалог был занятный. Девушка спрашивает там, можно ли встать на пуанты в возрасле 25+ (че спрашивать - бери и делай!). Тут же понабежали бабы (не путать с женщинами), те кто всегда все знает и пара балерин. Последние взялись обсуждать, что им с детства подъемы тянули, и вообще выше чем на 90 градусом даме сей ногу не поднять...

Во-первых, кто вам сказал, что танцор понимает что-то в обучении балету или ему знакома технология по которой его учили? Да кто вообще сказа, что актеры, спортсмены или певцы столь умные люди, что к их мнению стоит прислушиваться? Во-вторых, не понимаю, нравится - изучай, пробуй, работай, достигай. К сожалению у нас в стране нет такой мании разных хобби: в штатах, в европе, в китае есть множество любительских школ, где люди серьезно (а иначе в классике нельзя) занимаются балетов для себя (а не для того чтобы выступать). Почему нет? Есть дале слинго-мамы (знаете такие с маленькими детьми, которые их в специальном шарфе носят), которые прямо со слингом и ребенком и стоят у палки. В-третих, купи пуанты, а дальше видно будет...


Как выбрать?
Из 15 параметров колодки большинство (пятак, закрытость, тип стельки, вырез и шнурок) - это то, чем отличается модели пуант одна от другой (так у Capezio их больше 10, у Гришко и R-Class около 15, у Bloch - 20 моделей). Но для каждой из них можно выбрать размер, полноту, и жесткость стельки (и, иногда, материал и цвет).

У большинства производителей есть наглядные способы подобрать модель, а в магазинах марок работает специалист по подбору пуант - фиттер.


Сколько купить?
Солистка балета за спектакль тратит пары 3 пуант (по слухам, не знаю, как на самом деле, но одних точно не хватит). Они не долговечны: жесткость коробочки и стельки под нагрузкой начинает уменьшаться, а это значит, что стоять на пальцах становится сложнее. Иногда стелька просто ломается. Профессионалы меняют пуанты и балетки часто, любителю это не грозит. Хотя сегодя появились долговечные пуанты фирмы Gaynor Minden (и не только они осваивают эту технологию), производители пишут что они высокотехнологичные, но тут другая проблема: не ломаются, не разнашиваются, просто наружный материал приходит в полную негодность (стоят в 2-3 раза дороже обуви от Grishko, R-Class или Bloch).


Все зависит от интенсивности занятий, но первой пары вам хватит на год, не меньше. Другое дело, что появляется желание пробовать все новые и новые модели:)

Можно надевать?

Когда новые пуанты куплены, их, в отличии от кросовок, сразу не наденешь. Их надо подготовить. С кросовками вообще все слишком легко: там деже шнурки есть и уже вставлены! А к пуантам для начала пришивают ленты, и не абы где, а вверху подъема стопы, в месте, где нужна поддержка - оно у каждого индивидуально, поэтому ленты идут отдельно. Хотя существует другой простой способ: место выбирается по согнутой пятке.

Пришивают конечно руками, ниткой и иголкой, затем обрезают по длине и оплавляют (иногде обрабатывают срез лаком или клеем), чтобы не торчали и не крошились. Опционально пришивается резинка, которая держит пятку и затягивается шнурок.

Теперь их можно закрепить на ноге. Но это еще не все: если говорить о профессионалах и опытных любителях, они готовят пуанты тщательнее.

С пятака иногда срезают верхнюю ткань, обшивают нитками по периметру или приклеивают кожаную накладку, оббивают молотком, чтобы убрать углы.

Коробочку разминают (производитель говорит, что этого делать не нужно, и это пережитки прошлого, но тут на вкус и цвет, как говорится, все фломастеры разные - важно довести коробку до нужной степени мягкости, чтобы было комфортно), для этого по ней стучат молотком, встают пятками сверху, зажимают дверью… в общем издеваются как хотят.

Стельку гнут, в особенности в районе пятки, иногда отрывают в верхней части от подошвы (я так понимаю для более эстетичного вида на полупальцах), придают ей форму и просто размягчают по себя.
Некоторые профессионалы особым образом размачивают пуанты, или канифолят внутри или… в общем у каждого свой ритуал, но любителю до них, как до Захаровой…

А теперь уже можно?

Теперь одевать пуанты тоже рановато. Это будет выглядеть так, хотя должно иначе.


И дело тут не в том, что стороны это смешно и неэстетично. Такими ногами просто нельзя танцевать: здесь будет или перелом, или серьезная деформация в области щиколотки. Это примерно, как забраться на крутую горку, одеть лыжи и оттолкнуться - гипотетически можно целиком доехать до подножья, но адекватный человек без минимальной подготовки делать этого не будет.

Для того, чтобы стоять на пуанте вам с вашей стопой, которая обычно пребывает в положении L , нужно сделать I, то есть выпрямить ее из положения в 90’ в 180+. Взрослые упертые любители используют для этого такую штуку, а в детском возрасте он тянется легче.

Кроме растягивания подъема его нужно еще и качать. Мышца эта развита у обычного человека оооочень слабо. Есть танцевальные упражнения Plie и Releve.

Что это такое? Возьмитесь за что-нибудь, встаньте ооочень прямо, максимально как можете, соедините пятки, а носки раздвиньте (как то так V), а теперь приседайте, не отклячивая попу, как будто вы лом проглотили, не отрывая при этом ни милиметра ступни от пола. Приседайте как можно ниже - это Plie.

А теперь не отрывая пальцев от пола и не заваливая стопу, поднимитесь на ципочки (полупальцы). Сейчас вы просто оторвали пятку от пола, поднимитесь выше, еще выше, и еще, теперь вдавите пятку в ногу - это Releve.

Повторите 1000 раз.

И здесь еще важно не забыть накачать пальцы. Да-да, те самые пальцы ног, которыми здоровый вменяемый человек ничего не делает, а вот футболисты, например, их тренируют. Чего только для этого не делают: отжимаются на них, пододвигают грузы, ходят по ступенькам, качают эспандером.

Как и в любых занятиях 10’000 часов сделают вас экспертом. Качайте и тяните, тяните и качайте… Хорошие балетный ноги для нормального непосвященного челоека выглядят мягко говоря по-уродски.

Это красивые балетные ноги: здесь есть накаченный подъем, что делает ступлю огромной (но сильной, да и в пуанте она красиво смотрится), а также Х-овые ноги (то, что называется hyperextension) - особо ценится у балерин: на фото ниже справа ноги нормального человека, слева - ноги человека-танцора.

А это ступни всемирно известной балерины Светланы Захаровой, которую боготворят чуть ли не все балерины (она и правда красива, прекрасно сложена и артистична) было бы здорово, если бы она не была ярой сторонницей ПЖиВ.

Но простым сметрным это, конечно, не грозит:)

А это вообще безопасно?

Образ действительно восхитительный - нежный, хрупкий, женственный, эталон безупречной красоты и изящества. Может ли он существовать без пуантов? Эти маленькие атласные туфельки - настоящий фетиш, символ принадлежности к сказочному миру балета. Именно они сделали классический танец неподражаемым.

Итак, пуанты заслуживают отдельного разговора о себе. Что скрывается за их атласной оболочкой? Сколько тренируется балерина, чтобы уверенно стоять на пуантах? Кто придумал это чудо и впервые опробовал?

Происхождение
Французское слово pointe используется для обозначения кончиков пальцев ног. Говоря о том, что балерина «танцует на пуантах» подразумевается положение, когда она опирается не на всю стопу, а только на кончики пальцев. Отсюда и название специальной танцевальной обуви.

История русского балета говорит о том, что позиция «на пальцах» появилась лет на 20 раньше, чем в балетный обиход вошли туфельки-пуанты. Впервые положение «на пальцах» ввел знаменитый балетмейстер Дидло в спектакле «Зефир и Флора», который он поставил в 1808 году, работая по приглашению в России. И очевидно, первой исполнительницей «танца на пуантах» можно считать Марию Данилову, игравшую партию в этом балете. Однако, сами туфельки-пуанты появились чуть позже и не в России.

Первый шаг на пуантах
Впервые воспользовалась прототипом современной балетной обуви итальянская балерина Мария Тальони в 1830 г. Будучи дочерью знаменитого балетмейстера Филиппо Тальони, она стала ключевой фигурой эпохи балетного романтизма, основанной отцом.
Интересно, что Мария по оценкам критиков того времени практически не обладала данными для балета – была худощава, довольно высока, имела плоскую грудь и длинные конечности. Этому можно лишь удивляться, ведь сегодня именно такое телосложение считается идеальным для балерины.

Филиппо Тальони создавал балеты, в которых хотел добиться необычайной легкости и воздушности, и потому дочери пришлось отказаться от корсетов, украшений, тяжелых юбок и танцевать в невесомой пачке-шопенке. В стремление к летящему образу и высоким «полупальцам» и были созданы первые пуанты.

Они мало напоминали балетную обувь, которую используют сегодня: жесткая прокладка из пробки не позволяла в полном смысле танцевать на кончиках пальцев, и даже просто стоять на них было достаточно сложно. Но главная задача была выполнена, иллюзия отрыва от земли, невесомости танцовщицы, её «бесконечной ноги» - созданы. Мария Тальони и впредь стала использовать пальцевую технику, вместе с которой совершенствовалась и обувь.

Безупречное «устройство»
Пуанты выполняют свои функции за счет многослойности жесткой носочной части – «коробочки» , которая создает упор, позволяющий балерине стоять на пальцах.
Первые пуанты имели пробковую «коробочку», жесткую и неудобную. Сегодня она состоит из шести слоев текстиля и обычной мешковины, склеенных между собой по принципу папье-маше. Этот упор очень быстро «приформовывается», разнашивается, приобретая форму пальцев танцовщицы, и туфелька становится как бы продолжением ноги.
Иногда за один спектакль балерина может сменить несколько пар пуантов (ломаются стельки), все зависит от интенсивности танца. В месяц приме-балерине требуется не менее 30 пар. Впечатляет тот факт, что знаменитая Ольга Спесивцева, блиставшая в Мариинском театре еще до революции, «станцовывала» за сезон более 2 тысяч пар на репетициях и спектаклях.

Верх пуантов шьется из атласа и бязи телесного цвета, дабы создать иллюзию единства ноги и обуви. Атлас нежного персикового цвета не бликует под софитами, идеально выполняя свои функции. Бязь, как самая гигиеничная ткань, позволяет сохранять здоровье ног, предупреждая образование грибка. Это очень важно, т.к. ноги балерины после спектакля или интенсивных занятий становятся абсолютно мокрыми.

Подошва изготавливается из натуральной кожи. Жесткость же пуантов регулируют стельки различного типа: для классической техники и для переката на стопе. Выпускают пуанты нескольких моделей со стельками разной жесткости: мягкие (S), средние (М) и жесткие (Н), а также супермягкие (SS) и супержесткие (SH).

Ну и конечно, неотъемлемая часть пуантов – романтичные ленты-завязки , которые по традиции пришивает сама балерина.

Трудно поверить, но для изготовления одного пуанта требуется около 54 деталей и более 100 операций. Конструкция настолько совершенна, что хороший пуант, надетый на колодку, самостоятельно стоит на носке («пятачке»).

Как пуанты влияют на здоровье танцовщицы?
Внешне безобидные туфельки по признаниям балерин являются настоящим пыточным инструментом. Несмотря на то, что для изготовления современных пуантов используется специальный клей, позволяющий «коробочке» быстро принимать форму стопы, мозоли и стертые в кровь ноги – обычное явление.

Начинающие балерины встают на пуанты с 10-11 лет. Не без оснований считается, что более ранняя постановка на пуанты крайне небезопасна для детского скелета.
Чтобы начать танцевать простейшие па «на пальцах» приходится осваивать пуанты несколько месяцев и даже годы. За несколько лет общения с такой узкой и жесткой обувью стопа неизбежно деформируется, например, из греческого типа в римский.

Эталон «« Grishko »
Две самые известные фирмы, производящие пуанты – российская «Grishko» и американская «Gaynor Minden».

«Гришко» до сих пор изготавливаются на 80-90 % вручную и только из натуральных материалов.

В «Gaynor Minden» используется специальный пластик, делающий танцевальную обувь удобной и долговечной. Но, как оказалось, при всем удобстве американских пуантов они слишком широки, что постепенно приводит к неправильному формированию суставов пальцев и стопа в них не работает должным образом, отсутствует развитие подъема и силы стопы столь важные для балерины. Именно в этих моделях у многих танцовщиц происходит почернение ногтевой пластины и повреждения пальцев ног, стопы и ахиллова сухожилия.

Российские пуанты считаются самыми-самыми во всем балетном мире. Во времена Советского Союза, отправляясь за границу на гастроли, артисты десятками вывозили их на продажу, наряду с икрой и водкой.

Сегодня пуанты «Гришко» по оценкам специалистов остаются вне конкуренции. Клей варится только из натуральных компонентов, ткани – натуральный атлас и бязь, подошва вырубается из натуральной кожи. Существует шутка, что пуанты от «Гришко» можно съесть без особого вреда для здоровья. Мастера, как и прежде, собирают туфельки на собственных коленях, чтобы лучше чувствовать ткань и колодку.

Нежно-персиковые туфельки за свою историю видели самые красивые стопы и самые стройные ножки, и, конечно, самый восхитительный в мире танец.