Питание семьи Пророка Мухаммада Проф. Джелал Еничери

  • 31.12.2023

1. Имам Реза (А) передал, что Посланник Аллаха (С) сказал:

Господин еды ближнего и будущего миров — мясо, а господин питья ближнего и будущего миров — вода. Я же — господин потомков Адама и не горжусь этим.

2. Имам Реза (А) передал, что Посланник Аллаха (С) сказал:

Если едите суп (похлёбку), то ешьте с боков, потому что благо (баракят ) в его середине.

3. Имам Реза (А) передал, что Посланник Аллаха (С) сказал:

Лучшая приправа — уксус. Не обеднеет тот дом, в котором есть уксус.

4. Имам Реза (А) передал, что Посланник Аллаха (С) сказал:

Господин еды ближнего и будущего миров — мясо, а после него рис.

5. Имам Реза (А) передал, что Посланник Аллаха (С) сказал:

Ешьте гранат, ибо с каждым его зерном, падающим в желудок, озаряется сердце, и шайтан изгоняется на сорок дней.

6. Имам Реза (А) передал, что Посланник Аллаха (С) сказал:

Ешьте оливки (или используйте масло оливок), ибо они очищают желудок, удаляют желчь, укрепляют нервы, устраняют слабость, улучшают нрав, делают благой душу и удаляют тревогу.

7. Имам Реза (А) передал, что Посланник Аллаха (С) сказал:

Ешьте виноград ягода за ягодой, потому что это полезнее и вкуснее.

8. Имам Реза (А) передал, что Посланник Аллаха (С) сказал:

Если в чем-то есть исцеление, то в надрезах хиджамы и напитке из мёда.

9. Имам Реза (А) передал, что Посланник Аллаха (С) сказал:

Если кто-то предложил вам выпить мёд, не отказывайтесь от этого.

10. Имам Реза (А) передал, что Посланник Аллаха (С) сказал:

Когда готовите что-то , используйте тыкву, ибо она делает радостным печальное сердце.

11. Имам Реза (А) передал, что повелитель верующих Али (А) сказал:

12. Имам Реза (А) передал, что Посланник Аллаха (С) сказал:

Нет ничего более ненавистного Аллаху, чем чревоугодие.

13. Имам Реза (А) передал, что повелитель верующих Али (А) сказал:

Три вещи увеличивают память и удаляют желчь: чтение Корана, мёд и молоко.

14. Имам Реза (А) передал, что повелитель верующих Али (А) сказал:

Абу Джухайфа пришёл к Посланнику Аллаха (С) и в разговоре отрыгивал. Посланник Аллаха (С) сказал ему: «Поменьше рыгай (то есть не ешь много). Те, которые много едят в ближнем мире, будут самыми голодными в Судный День». С тех пор Абу Джухайфа никогда не ел досыта до самой своей смерти.

15. Имам Реза (А) передал, что Имам Хусейн (А) сказал:

Когда Посланник Аллаха (С) принимал пищу, он говорит: «О Аллах, благослови нас в этом и даруй лучшее, чем это». А когда он пил молоко, говорил: «О Аллах, благослови нас в этом и надели нас этим».

16. Имам Реза (А) передал, что повелитель верующих Али (А) сказал:

Посланнику Аллаха (С) принесли еду. Он хотел взять от неё и увидел, что она горяча. Тогда он сказал: «Подождём, пока она остынет, ибо благодать (баракят ) её станет больше. Аллах не кормит нас горячей едой».

17. Имам Реза (А) передал, что повелитель верующих Али (А) сказал:

Ешьте мясо, ибо оно укрепляет мышцы. Кто не будет есть мясо в течение сорока дней — его нрав станет плохим.

18. Имам Реза (А) передал, что повелитель верующих Али (А) сказал:

Возле Посланника Аллаха (С) стали говорить о мясе и сале (жире). Он сказал: «Каждый их кусок, который попадёт в ваш желудок, станет исцелением и выведет болезни».

19. Имам Реза (А) передал, что повелитель верующих Али (А) сказал:

Посланник Аллаха (С) не ел почки и не велел их есть из-за их близости к месту истечения мочи.

20. Имам Реза (А) передал, что повелитель верующих Али (А) сказал:

Тальха ибн Убейдуллах пришёл к Посланнику Аллаха (С), и Посланник Аллаха (С) дал ему айву (или груши), сказав: «Возьми её, о Абу Мухаммад, потому что она укрепляет сердце».

21. Имам Реза (А) передал, что повелитель верующих Али (А) сказал:

Кто съест двадцать одну изюминку натощак, не увидит в своём теле что-то , что беспокоило бы его.

22. Имам Реза (А) передал, что повелитель верующих Али (А) сказал:

Джабраил сказал Пророку (С): «Ешьте молодые финики, ибо это лучшие из фиников. Это приблизит вас к Аллаху и отдалит от Огня».

23. Имам Реза (А) передал, что повелитель верующих Али (А) сказал:

Посланник Аллаха (С) сказал: «Ешьте чечевицу, ибо она благословенна и чиста. Она смягчает сердце и умножает слёзы, и её благословили семьдесят пророков, последний из которых — Иса ибн Марьям (А)».

24. Имам Реза (А) передал, что повелитель верующих Али (А) сказал:

Ешьте тыкву, потому что она увеличивает силу мозга.

25. Имам Реза (А) передал, что повелитель верующих Али (А) сказал:

Ешьте масло оливок и мажьте им тело. Ибо тот, кто ест его и мажет им своё тело, — шайтан не приблизится к нему в течение сорока дней.

26. Имам Реза (А) передал, что повелитель верующих Али (А) сказал:

Посланник Аллаха (С) сказал мне: «Используйте соль, ибо в ней — исцеление от семидесяти болезней, таких как проказа и сумасшествие».

27. Имам Реза (А) передал, что повелитель верующих Али (А) сказал:

Посланнику Аллаха (С) дали дыню и финики. Он съел от того и другого и сказал: «То и другое — благо».

28. Имам Реза (А) передал, что Посланник Аллаха (С) сказал:

Кто начнёт приём пищи с соли — Аллах удалит от него семьдесят болезней, таких как проказа.

Пророк (сав) любил блюда из тыквы.

По сообщению Анаса (ра), однажды некий портной пригласил Посланника Аллаха (сгв) в гости. Анас (ра) же пошел к портному вместе с Пророком (сгв).

Портной предложил гостям ячменный хлеб и суп, приготовленный из тыквы и вяленого мяса. Рассказывает Анас (ра): “Я увидел, как Посланник Аллаха (сгв) собирает кусочки тыквы с края тарелки. С того дня я тоже полюбил тыкву”.

В другом риваяте со слов Анаса (ра) сообщается: “Увидев это, я не стал есть кусочки тыквы, чтобы они достались ему (сгв)”.

Еще один риваят гласит: “Начиная с того дня при любой возможности для меня готовили блюда из тыквы” (передают Муслим, Тирмизи и Абу Дауд).

Сообщается, что Пророк (сгв) предпочитал лук и ему не нравился запах чеснока. Так, Айша (ра) рассказала, что в самом последнем блюде, которое ел Пророк (сгв) был лук (Абу Дауд).

Джабир ибн Самура (ра) рассказывал, что однажды Пророк (сгв) был гостем Абу Аййуба (ра). После этого Абу Аййуб (ра) отправлял в дом Пророка (сгв) излишки еды из своего дома. В один из дней Пророк (сгв) отказатся от присланной Абу Аййубом (ра) пищи. Тот пришел к Пророку (сгв), чтобы выснить причину его отказа. Посланник Аллаха (сгв) сказал: “В ней был чеснок”. Абу Аййуб (ра) спросил: “О, Посланник Аллаха! Он (чеснок) харам?” Пророк (сгв) отвтеил: “Нет, но я не люблю его запах”.

Пророк (сгв) не употреблял молоко с медом.

Анас (ра) сообщил, что однажды Пророку (сгв) принесли то ли горшок, то ли деревянное блюдо, в котором было молоко с медом. Со слов Анаса (ра) по этому поводу Пророк (сгв) сказал следующее: “В посуде находится два угощения. Я его не буду есть, но и запрещать не буду тоже” (Табарани).

Прохладная пресная вода была самым любимым напитком Пророка (сгв).

Посланник Аллаха (сгв) имел обыкновение заставлять своих попутчиков брать много воды, когда он куда-либо отправлялся. Однажды, во время одного из походов, Пророк (сгв) распорядился устроить привал и попросил для себя воды. Умыы руки и лицо, он утолил жажду и сказал, обращаясь к находящимся вокруг него сподвижникам (ра): “Омойте частью ее свои лица и шеи”.
Всякий раз, после того, как Пророк (сгв) пил воду, он произносил следующую молитву: “Хвала Аллаху, Который сотворил воду пресной, а не горькой и соленой”.

Известно также, что однажды испив воды во время похода, Пророк (сгв) сказал о ней следующие слова: “Лучший напиток на том и на этом свете”.

Сахаба Абу Умама аль-Бахили (ра), поведал, что Посланник Аллаха (сгв), сказал: «Ничто не осквернит воду до тех пор, пока не изменятся ее запах, вкус или цвет» (Ибн Маджа).

В другом риваяте слова Пророка (сгв) передаются следующим образом: «Вода остается чистой, пока попавшие внее нечистоты не изменят ее запаха, вкуса или цвета».

Айдар Хайрутдинов

При выборе продуктов мы в первую очередь обращаем внимание на их полезные свойства. Употребление тех или иных даров природы помогает исцелиться от болезней, улучшить работу органов, служит профилактикой заболеваний. Отдельные пищевые рекомендации для мусульман содержатся и в Благородной сунне.

Пророк Мухаммад (с.г.в.) уделял большое внимание выбору пищи и призывал верующих к этому. Мы подготовили для Вас перечень из семи продуктов, упомянутых в качестве полезных в хадисах.

1. Чёрный тмин

Чёрный тмин, который также именуют чернушкой посевной, представляет собой травянистое растение. Во многих странах он используется в качестве специи. В состав его семян входит немало полезных веществ, которые и придают ему целебные свойства.

В качестве лекарства чёрный тмин, а также масло, изготовленное из его семян, испокон веков использовали в странах Азии и Африки. В он применяется как специя для добавления в кондитерские изделия и выпечку. Кроме того, им сдабривают мясные блюда, рыбу и салаты.

О пользе этой специи говорится в жизнеописании Пророка Мухаммада (с.г.в.). Так, однажды он сказал: «Употребляйте в пищу чёрный тмин, так как он - лекарство от всех болезней, кроме смерти» (Тирмизи, Ибн Маджа, Ахмад).

Исследования современных учёных подтвердили изречение Божьего Посланника (с.г.в.) Чёрный тмин действительно лечит многие распространённые болезни и недуги людей, такие как простуда, ангина, сосудистые заболевания, раковые опухоли, камни в почках, кишечные черви, геморрой, диарея и др. Также он служит средством профилактики заболеваний.

2. Финики

Немалую пользу приносят человеку и финики. Их основное достоинство - в укреплении здоровья и долголетия.

Целебные свойства фиников известны ещё с давних времён. В химический состав этих плодов входит 23 вида аминокислот, которые отсутствуют в большинстве других фруктов. Кроме того, содержится вещество триптофан, которое препятствует старению организма и обеспечивает функционирование клеток мозга.

Особую пользу финики приносят во время соблюдения в месяц Рамазан. Именно поэтому Пречистая сунна приписывает после уразы разговляться именно этим природным десертом. Употребив в пищу несколько плодов, у человека сразу пропадает чувство голода, что ограждает его от переедания, придаёт силы для совершения вечернего (магриб) намаза.

Известен хадис Посланника Аллаха (с.г.в.), который, в частности, наставлял: «Финики являются исцелением от отравления» (Тирмизи).

3. Оливки

О пользе оливок (маслин) свидетельствует уже один тот факт, что они упоминаются в нескольких сурах Священного Корана. Как известно, оба продукта представляют собой плоды одного и того же дерева - оливы. Различаются они лишь цветом и степенью созревания. Их польза обусловлена содержанием большого количества витаминов и минералов.

Благодаря своему составу плоды оливы незаменимы при некоторых заболеваниях: атеросклероз, нарушение пищеварения, анемия, артрит, артроз, ожирение. Кроме того, оливки улучшают работу половых органов человека, стимулируя кровообращение.

В сунне Пророка (с.г.в.) говорится о множестве полезных свойств масла из плодов оливы. Один из хадисов гласит: «Употребляйте в пищу масло оливы, мажьте им своё тело, ибо в нём исцеление от 70 болезней, включая проказу» (Табарани). В другом хадисе можно встретить следующий совет: «Ешьте оливковое масло, умащайтесь им, так как оно - от благословенного дерева» (Тирмизи, Ахмад).

4. Мёд

Мёд служит одновременно сладким лакомством и полезным нектаром. Его активно используют для приёма в пищу как в сыром виде, так и в обработанном. Он незаменим при приготовлении , кондитерских изделий. Кроме того, продукты пчеловодства используют в лечебных препаратах.

В химический состав мёда вошла целая кладезь полезных элементов и витаминов, в особенности витамина В. Он способствует улучшению работы печени и почек, стимулирует кровообращение.

Великий арабский целитель Абу Али Хусейн (в западном мире известный как Авиценна) в своём труде «Трактат об уксусомёде» называл нектар продуктом долголетия. Он советовал принимать мёд при нарушениях пищеварения, а также для наружного применения. Это природное лакомство активно используется при лечении простуды, боли в горле и кашля.

Пророк Мухаммад (с.г.в.) отмечал: «Целительная сила есть в трёх вещах: в глотке мёда, (кровопускании - прим. IslamGlobal ) и прижигании, но я запрещаю последнее» (Бухари). В другом хадисе сказано: «Обращайте особое внимание на два лекарства: Коран и мёд» (Ибн Маджа).

Тот факт, что Посланник Аллаха (с.г.в.) употребил мёд рядом со Священным Кораном, говорит сам за себя.

5. Гранат

Гранат испокон веков был популярен у арабов, которые использовали его кору для заживления ран. Кроме того, его принимали при головных болях. В состав этого фрукта входит большое число минералов и витаминов, в особенности витамина С, способствующего повышению иммунитета.

Рекомендуется принимать его при туберкулёзе, дизентерии, расстройстве желудка, проблемах с кровообращением, болезнях сердца и щитовидной железы. Косточки плода полезны при повышенном давлении и гормональных сбоях.

Милость миров Мухаммад (с.г.в.) тоже призывал верующих употреблять гранат в пищу, поскольку он обладает полезными свойствами. Пророк (с.г.в.) однажды сказал: «Вкушайте мякоть граната, так как она - средство очищения желудка» (Ахмад).

6. Айва

Это фрукт, который по вкусу напоминает яблоко и грушу. В его составе большое количество калия, фосфора и кальция, он улучшает работу головного мозга, мышечной и нервной систем, костной ткани и кожи. Одна айва содержит суточную норму меди и железа.

В хадисе, передаваемом со слов Абу Зарра, упоминаются полезные свойства айвы. «Как-то раз я пришёл к Пророку (с.г.в.) и увидел Его с другими сподвижниками. В руках он держал айву. Протянув её мне, Посланник Аллаха (с.г.в.) сказал: «О, Абу Зарр! Это тебе! Она улучшает работу сердца, улучшает дыхание, а также устраняет тяжести в районе груди» (Насаи).

7. Арбуз и дыня

Наиболее любимым продуктом многих людей в жаркое время становятся сладкие бахчевые - арбуз и дыня. Оба плода содержат заметную долю вещества фолат, которое рекомендуют употреблять беременным женщинам. Дело в том, что фолат вдвое снижает риск врождённых дефектов у малыша и заболеваний сердечно-сосудистой системы.

Пророк Мухаммад (с.г.в.) любил есть арбузы и дыни в сочетании с финиками, о чём свидетельствует хадис, дошедший до наших дней через Аишу бинт Абу Бакр. «Наш Пророк употреблял в пищу арбузы с дынями одновременно с финиками и пояснял: «Сухость одного мы сочетаем с влажностью другого, холод одного - с жаром другого» (Тирмизи, Абу Дауд).

О том, как он принимал пищу

Он был очень умеренным в еде, ел то, что имелось в доме. Если это были финики, то ел их даже без хлеба, если был ячменный или пшеничный хлеб, то обходился без другой пищи. Если находил что-либо из сладостей, к примеру, мед, то ел его, если же только молоко, то пил его без хлеба. Он ел ржаной хлеб из непросеянной муки. Иногда Пророк (ﷺ) не ел три дня подряд.‘Айша (да будет доволен ею Аллах) говорила, что бывали времена, когда в течение месяца они не разводили дома огонь, чтобы приготовить еду. Он никогда не говорил о еде, ел то, что давали. Больше всего нравилось ему мясо. Он говорил, что оно улучшает слух, и что оно – господин (сайид) еды на этом и на Том свете. Пророк (ﷺ) также любил тыкву. Он говорил: «О ‘Айша, когда варите тыкву, то увеличивайте её в котле. Поистине она ободряет печальное сердце ».

Он ел мясо птиц, привезённых с охоты. Он любил баранину, особенно окорок и лопатку. Однако он не ел лук, чеснок и порей, дабы люди не почувствовали их неприятный запах, и никогда не порицал еду: если понравится – ел, если нет – оставлял. Когда ел, пользовался обеими руками, но принимал пищу внутрь только правой рукой. Когда ел финики, косточки клал в левую руку. После еды облизывал руки и не протирал их полотенцем, пока не очистит языком. При этом он говорил, что неизвестно, в какой именно части еды скрыта благодать (баракат) . После еды он воздавал хвалу Аллаху за эти блага, мыл руки и влажными руками проводил по лицу.

О том, к ак он пил воду

Он пил по три раза, произнося каждый раз имя Аллаха, и после каждого глотка воздавал хвалу Ему. Он пил бесшумно и никогда не выдыхал в сосуд. После себя передавал сосуд находящемуся справа.

Однажды, когда ему принесли молоко с мёдом, он отказался, замечая: «Два продукта в одном сосуде!», но потом сказал, что не запрещает это другим. Он говорил, что не хочет спроса на Том свете из-за излишеств.

В другой раз, после обхода вокруг Каабы (таваф) он отправился к святому источнику Зам-зам пить воду. Там он обнаружил напиток из сухих фиников в большом сосуде, из которого пили все, и попросил, чтобы и его угостили. Сподвижник ‘Аббас (да будет доволен им Аллах) тогда сказал ему: «О, Посланник Аллаха! Это напиток, к которому прикоснулось множество рук, я Вам принесу из дома чистый напиток ». Но Пророк (мир ему и благословение) ответил: «Нет. Напоите меня из этого, откуда пили люди, я хочу получить благодать от рук мусульман», и выпил из него.

У него был кувшинчик для омовения. Люди посылали своих детей к нему, чтобы они для бараката пили и обливали свое тело и лицо водой из этого кувшина, и Пророк (мир ему и благословение) не возражал им.

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Наихудший сосуд, который может быть наполнен человеком, - это его желудок. Достаточно есть столько, сколько необходимо для поддержания сил . Если этого слишком мало, тогда: треть [желудка] - для пищи, треть - для питья и треть - для дыхания» .

Исключение возможно в отдельных случаях. Например, когда человек гостит у другого. Однажды Абу Хурайра, находясь рядом с Пророком, выпил очень много молока и воскликнул: «Больше нет места [выпить еще]!». Сподвижники Пророка ели порой досыта в его присутствии и он (да благословит его Всевышний и приветствует) не упрекал их .

Ученые говорили: «Наихудшее для желудка - это прием пищи поверх той, что еще не переварилась».

Постоянное переедание крайне пагубно как для души человека, так и для его тела. Допускающие такого рода излишества люди пассивны, ленивы и более склонны к грехам и проступкам.

Интересное дополнение к теме. Однажды к пророку Мухаммаду пришел в гости человек неверующий. Посланник Божий приказал домашним подоить козу. Гость выпил надоенного молока и не насытился. Подоили еще одну, а он опять не насытился. И так продолжалось до тех пор, пока этот человек не выпил столько молока, сколько надоили с семерых коз. Гость переночевал и наутро [к удивлению многих] стал верующим [в корне изменившись и преобразившись]. На завтрак ему принесли молока, надоенного с одной козы. Он выпил. Затем принесли еще, но гость не смог допить. [Все поразились, а] Пророк пояснил: «Верующий (му’мин) ест за одного человека, а неверующий - за семерых» .

Правильное питание - залог здоровья, силы и красоты человека . Однако многие из нас подвержены вредным привычкам и легкомысленно относятся к питанию, недопонимая огромное значение этого фактора человеческого существования. Одни считают, что рациональное питание определяется только количеством продуктов, другие просто полагаются на свой аппетит, забывая при этом, что пища является не только источником энергии, но и важнейшим строительным материалом для формирования сложных структур организма.

Образ жизни большинства наших современников характеризуется высокими нервно-психическими нагрузками в сочетании с малой физической активностью. Вот почему избыточное высококалорийное питание может нанести непоправимый вред организму, приводя к нарушению обмена веществ, развитию атеросклероза и других «заболеваний века».

Рациональное питание - это своевременное снабжение организма пищей, содержащей жизненно важные питательные вещества в оптимальных количествах, с учетом характера труда человека и его индивидуальных особенностей: возраста, пола, роста, веса и т. п.

Употребление пищи в строго определенное время очень важно потому, что вырабатывается условный рефлекс в деятельности пищеварительных желез желудка. Пища, попадая в желудок, уже «приготовившийся» к ее перевариванию, значительно лучше усваивается. Если же человек не ест вовремя, то выделившийся желудочный сок, находясь в пустом желудке, неблагоприятно влияет на его слизистую оболочку.

В развитии многих заболеваний, в том числе и желудочно-кишечных, не последняя роль принадлежит именно нарушениям режима питания.

Особенно вредно много есть на ночь. Переполненный желудок давит на диафрагму, нарушая функцию дыхания и работу сердца.

На основании экспериментальных исследований и многолетних наблюдений врачей рекомендуется трех- или четырехразовое питание в течение суток. Количество пищи и выбор блюд для каждой трапезы зависят от возраста, характера трудовой деятельности, а также от того, в какое время суток человек работает. Если работа протекает в первой половине дня, то калорийность питания распределяется следующим образом: первый завтрак - 25–30%; второй завтрак - 10–15%; обед - 40–45%; ужин - 25–10%.

По разным причинам, но большинство людей все же питаются только три раза в день. В любом случае распределять пищу нужно, следуя правилу: сытный завтрак, плотный обед и легкий ужин. Не рекомендуется есть на ночь острые мясные блюда, пить кофе, какао, крепкий чай и т. п. Перед сном полезно выпить стакан кефира.

Природа дала человеку способность к естественному самоконтролю в еде. Это выражается чувством насыщения и наполнения желудка. Но никогда не следует есть до явного перенасыщения, при котором возникает ощущение тяжести «под ложечкой».

Ожирение

Одно из часто встречаемых последствий нерационального питания - ожирение. Ожирение входит в число наиболее серьезных проблем, решаемых здравоохранением развитых государств.

Что такое ожирение?

Ожирение представляет собой избыточное отложение жира в организме. Оно может проявляться как самостоятельное заболевание или синдром, развивающийся при некоторых заболеваниях. В последнем случае с излечением или компенсацией основного заболевания устраняется и ожирение.

Люди, страдающие ожирением, подвержены целому ряду тяжелых недугов. Известно, что гипертоническая болезнь развивается у больных ожирением в 2–3 раза чаще, а ишемическая болезнь сердца, стенокардия - в 3–4 раза чаще, чем у людей с нормальной массой тела. Практически все заболевания, включая грипп, острые респираторно-вирусные инфекции, воспаление легких, протекают у больных ожирением более тяжело, требуют более длительного лечения и чаще сопровождаются осложнениями.

Как определить, есть ли у вас ожирение?

С помощью специальных приборов можно точно измерить количество жира в организме. Обычно в качестве показателя берут процентное содержание жира от общей массы тела.

Один из методов оценки количества жира разработан американскими врачами Р. Шмидтом и Г. Тевсом в 1895 г. С помощью инструмента, называемого калипер, измеряют толщину кожных складок в четырех анатомических областях тела. Затем обрабатывают полученные данные и получают процентный показатель содержания жира в организме.

Определив количество жира в организме, можно воспользоваться таблицами и узнать, есть ли у вас ожирение.

Какова основная причина развития ожирения?

Основной причиной ожирения и у взрослых, и у детей является переедание . Хроническое переедание ведет к нарушениям в работе центра аппетита в головном мозге, и нормальное количество съеденной пищи уже не может подавить в нужной степени чувство голода. Избыточная, лишняя пища утилизируется организмом и откладывается «про запас» в жировое депо, что ведет к увеличению количества жира в организме, то есть к развитию ожирения. Однако причин, заставляющих человека переедать, очень много. Например, сильное волнение может снизить чувствительность центра насыщения в головном мозге, и человек начинает незаметно для себя съедать больше пищи. Аналогичная ситуация может быть следствием целого ряда психоэмоциональных факторов, таких как чувство одиночества, тревоги, тоски; этому также подвержены люди, страдающие неврозом типа неврастении. В таких случаях еда как бы заменяет положительные эмоции. Многие плотно едят перед сном, сидя у телевизора, что также способствует развитию ожирения.

Кроме того, в развитии склонности к перееданию и, как следствие этого, ожирения, чрезвычайно большое значение имеет вид и запах пищи: красиво приготовленная, одним своим видом вызывающая аппетит, ароматная пища заставляет человека, преодолевая чувство сытости, продолжать есть.

Существенное значение в развитии ожирения имеет возраст, именно поэтому даже выделяют особый тип ожирения - возрастной. Этот тип ожирения связан с возрастным нарушением деятельности целого ряда специальных центров головного мозга, в том числе и центра голода и насыщения. Для подавления чувства голода с возрастом требуется бо льшее количество пищи, поэтому незаметно для себя многие люди с годами начинают есть больше, переедать. Кроме того, важную роль в развитии возрастного ожирения играет снижение функции щитовидной железы, которая вырабатывает гормоны, участвующие в обмене веществ.

Другим важнейшим фактором, приводящим к развитию ожирения, является низкая физическая активность, когда даже нормальное количество пищи становится избыточным, так как калории, поступившие в организм с едой, не полностью «сжигаются» и превращаются в жир. Поэтому чем меньше мы двигаемся, тем меньше мы должны есть, чтобы не располнеть .

Если пища для вас - это одно из самых больших наслаждений в жизни, то, скорее всего, избыточный вес - ваш спутник, расстаться с которым будет крайне тяжело, не изменив своего мировоззрения. Переход на рациональное питание должен сопровождаться изменением объема потребляемой пищи, изменением выбора самих продуктов и режима питания.

1) Сокращайте объем привычных порций постепенно. Это первое, что следует сделать.

Для начала, скажем, уменьшите порции на 1/4, и дайте себе возможность привыкнуть к данному объему. Далее на 1/3 от первоначального и т. д. Такой подход обоснован с позиций физиологии. Наш желудок - орган способный увеличиваться и уменьшаться. При постоянном потреблении больших объемов пищи происходит его перерастяжение, при маленьких - сокращение. Например, если даже один раз в день употреблять большой объем пищи (чаще всего это случается вечером за ужином), то перерастягиваются рецепторы желудка, которые передают информацию, связанную с чувством насыщения.

2) Не ставьте себе жестких запретов.

Это приводит к стрессу и не дает желаемого результата. Если вам безумно хочется сладкого, но вы понимаете, что его нужно ограничивать, иногда имеет смысл не отказывать себе, а просто довольствоваться небольшой порцией. Вообще полезно слегка задуматься перед тем как съесть что-либо - действительно ли вы хотите в данный момент есть или рука по привычке тянется к кусочку чего-нибудь вкусненького.

3) Ключ к успеху - умеренность во всем.

Соотношение белков, жиров, углеводов в рационе должно быть сбалансировано. Конечно, существует много различных мнений по поводу того, каким должно быть правильное питание. Согласно одному, нельзя есть углеводы, согласно другому - белки, по третьему - раздельное питание. Я думаю, что употреблять в пищу можно все, главное - умеренность. В рацион преимущественно нужно включать кисломолочные продукты (йогурты, кефир), овощи, фрукты, нежирные сорта мяса, рыбы, хотя периодически можно позволить себе любые отступления.

4) Пейте больше жидкости.

Несколько слов по поводу питьевого режима. Пить полезно! Вода - это молодость. Если в юности организм человека на 80% состоит из воды, то к старости ее содержание уменьшается до 60%. Рекомендуемый объем жидкости 2–3 литра в день (при отсутствии противопоказаний - артериальной гипертензии, заболеваниях почек и т. п.). Вода необходима для нормального функционирования кишечника, для здорового внешнего вида и хорошего состояния кожи.

5) Не пытайтесь самостоятельно заниматься голоданием.

В заключение хотелось бы коснуться вопроса о голодании. Помните, что полное голодание - достаточно серьезное мероприятие, требующее обширных медицинских знаний. Если такими знаниями вы не обладаете, голодание должно проходить под наблюдением врача. Настоятельно рекомендую воздерживаться от подобных экспериментов.

Учитывая современные данные, это такое количество пищи, которое дает примерно 2000 калорий в сутки. Подробнее см. далее.

Хадис от аль-Микдама; св. х. Ахмада, Ибн Маджа, ат-Тирмизи и др. См.: Аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 9. Ч. 17. С. 88, 89, глава № 46, хадис № 81, «сахих».

См.: Ибн Кайим аль-Джавзия. Ат-тыбб ан-набави. С. 17.

Хадис от Абу Хурайры; св. х. Ахмада, Муслима, ат-Тирмизи и др. См.: аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 9. Ч. 17. С. 89; аль-Бага М. Мухтасар сунан ат-тирмизи. С. 251, хадисы № 1819, 1820, «хасан, сахих»; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 544, хадис № 1824, «хасан»; ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 854, хадис № 186 (2063).

«Источниками энергии, необходимыми для функционирования, вернее жизнедеятельности организма, являются углеводы, жиры и белки. Естественно, они имеют свое выражение в калориях. К примеру, в одном грамме жира содержится девять калорий, а жир, между прочим, - самый концентрированный источник калорий, и он сильно влияет на калорийность питания. В одном грамме белков, а также углеводов содержится по четыре калории.

Какое количество калорий необходимо человеку в день? Наиболее точное количество калорий определяется для каждого человека индивидуально, так как оно зависит от множества факторов: образа и стиля жизни, физической активности, уровня гормонов в организме и их производства, физической подготовки, термогенеза, связанного с индивидуальной для каждого человека активностью, есть люди малоподвижные, неусидчивые, медлительные и беспокойные. Естественно, это не все факторы, влияющие на расчет калорий.

Для тех, кто хочет похудеть, основным фактором является количество потребляемых калорий. Организм, потребляющий калорий больше, чем он тратит, - набирает вес.

Для информации: употребление всего 100 «лишних» калорий в день ведет к увеличению массы тела на 5 (!) кг в год». См.: http://minus5.ru/articles/49.

Благосклонная Я. В., Бабенко А. Ю., Красильникова Е. И. Проблемы лишнего веса. СПб.: Невский проспект, 2001.