Вера Васильева: биография, личная жизнь. Биография веры васильевой – Устраивает ли вас ваша нынешняя творческая жизнь

  • 20.06.2019

«В 14 лет я чуть не совершила глупость. Прочитав какую-то книгу, решила: лучше умереть молодой. взяла бритву и дважды порезала себе вену», - рассказала «АиФ» народная артистка СССР Вера Васильева .

Шрам на память

В нашей семье никто никогда к театру не имел отношения. Папа работал шофёром, мама занималась хозяйством. Мы жили очень бедно, всемером в одной комнате в Гусятниковом переулке, в районе Мясницкой. Мама с папой, три сестры, брат и я. Но однажды Анна Юльевна, соседка по нашей коммунальной квартире, повела меня на дневной спектакль оперы «Царская невеста». И я, 8-летняя девочка, увидела эту красоту - бархат, люстры, оркестр, всё сверкает, как в сказочном дворце, услышала божественную музыку… Тогда решила: или буду артисткой, или не буду жить. Пошла в Дом пионеров, в драмкружок, в хор, записалась в театральные библиотеки…

В 10 лет я уже распевала арии, услышанные по радио. За это во дворе меня прозвали Шаляпиным. О том, что был такой певец, я не знала, а думала, что дразнят меня из-за шляпы, с которой я не расставалась. Хорошо помню, как хор нашего Дома пионеров выступал в Большом театре (говорили, в зале сидел сам Сталин ).

Мы с моей подружкой Катей Розовской (дружим с ней до сих пор, страшно подумать, сколько лет!) вместе мечтали о сцене. Планы строили - один безумнее другого. Мечтали убежать из дома и поступить в какой-нибудь провинциальный театр хоть кем-нибудь, а там - какой-то неожиданный случай, дебют, как у Ермоловой , и начнётся театральная жизнь, полная приключений...

В результате я стала артисткой, Катя - театроведом. Теперь у неё уже внук, у меня - только Театр. Только рождённые мною роли. Но это не так уж мало.

Какая я была тогда? Тихая, мечтательная, очень романтичная. В 14 лет чуть не совершила глупость. Прочитав какую-то книгу, решила: лучше умереть молодой, чем жить и постепенно разочаровываться в жизни. Взяла бритву и дважды порезала себе вену, потом опустила руку в тёплый таз в надежде, что тихо, красиво умру. К счастью, вовремя опомнилась. Но в память об этой детской глупости у меня на левой руке в сгибе локтя остались две белые чёрточки.

Пырьев и чулки

В том, что мне, третьекурс-нице театрального училища, выпал такой счастливый лотерейный билет, как картина «Сказание о земле Сибирской», никакой особой моей заслуги нет. Думаю, большую роль сыграла моя тогдашняя внешность. Я была полненькая, розовощёкая. Мою добродушную рожицу заприметили ассистентки Пырьева . Подошли и спросили: «Девочка, хочешь сниматься в кино?» Я так хотела, что мы всей семьёй всю ночь не сомкнули глаз - всё думали-гадали, во что меня одеть перед просмотром. В итоге на «Мосфильм» я явилась в сестрином платье из синего шёлка, перетянутая широким поя-сом, накрашенная и с невообразимо взбитыми кудрями. Пырьев, не сказав ни слова, отправил меня к гримёрам. Меня первым делом расчесали. Взглянула на себя в зеркало и ужаснулась: глазёнки маленькие, как поросёнок упитанная, косички тонкие. Никогда в кино не возьмут! А оказалось, именно это и надо было. Одели в костюм героини - Насти Гусенковой. Снова привели к Ивану Александровичу. Он так пристально на меня посмотрел и скомандовал: «Принесите два простых чулка». Принесли. Пырьев их взял, скатал в два комка. И, ни капли не стесняясь, сунул в моё декольте по чулку в те места, где должна быть пышная грудь. «Ну, теперь всё в порядке! А то не поймёшь ничего». Я стала походить на пышногрудую бабу, которой прикрывают чайники. Такой утвердили сразу. Помню, когда уже шли съёмки, Пырьев частенько напоминал: «Васильевой всё подложили? Тогда можем начинать!»

«Сказание о земле Сибирской», 1947 год. Кадр из фильма

Триумф картины «Сказание о земле Сибирской» в 1948 г. я восприняла как чудо из чудес и была в какой-то степени даже напугана, когда дали за неё Сталинскую премию. Как мне потом рассказали, Иосиф Виссарионович, который всегда смотрел все картины, увидев меня на экране, спросил: «Где нашли вот эту прелесть?» На что ему ответили, что это всего лишь студентка третьего курса, поэтому к премии не представлена. Сталин коротко распорядился: «Она хорошо сыграла, надо ей премию дать». И меня мгновенно включили в списки.

Я даже не знаю, была ли я счастлива. Наверное, была. Хотя всегда считала, что и награда, и огромная слава свалились на мою молодую неопытную голову не совсем заслуженно. Просто попала в хорошие руки режиссёра. Кстати, судя по всему, именно так считал и сам Пырьев. Однажды он мне прямо сказал: «Пора тебе меня отблагодарить». И назначил встречу в гостинице «Москва». Я, ничего не подозревая, пошла. Помню, Иван Александрович сидит на стуле и говорит: «Ну? Будешь меня благодарить?» Я отвечаю: «Огромное вам спасибо!» А он: «Не так благодарят! Иди сюда!» И стал приставать…

С трудом вырвавшись, я побежала к двери и услышала вслед: «Ты больше никогда не будешь сниматься в кино!» «Ну и наплевать», - подумала я. Слово своё - не снимать меня - он сдержал. Но я на Ивана Александровича не в обиде, давно всё простила. Ведь, как ни крути, Пырьев подарил мне не только роль - жизнь. Если бы не встреча с ним, меня бы, возможно, отправили по окончании института куда-нибудь к чёрту на кулички. А так… Меня сразу же пригласили в Театр сатиры на главную роль - Лизочки Синичкиной в спектакле «Лев Гурыч Синичкин». Представляете?!

Актриса Московского Театра Сатиры Вера Васильева в артистической комнате. 1956 год. Фото: РИА Новости / В. Малышев

901-я свадьба

Спектакль «Свадьба с приданым», премьера которого состоялась 12 марта 1950 года, с одной стороны, подарил мне самую большую любовь в моей жизни, с другой - дал мне партнёра по сцене и любящего мужа, с которым мы счастливо прожили 54 года.

Постановщиком был молодой талантливый режиссёр Борис Иванович Равенских . О нашем с ним романе в театре узнали почти сразу, да я и не умела скрывать. Почти семь лет я жила с полной готовностью отдать ему, если надо, свою жизнь. Но он был женат на актрисе Лилии Гриценко .

Главный режиссер московского государственного академического Малого театра народный артист СССР Борис Равенских, 1975 год. Фото: РИА Новости / И. Зотин

Успех «Свадьбы с приданым» был феноменальный! Спектакль прошёл 900 раз, был удостоен Сталинской премии, экранизирован. Володя Ушаков был моим «женихом Максимом» и на сцене, и в кино. Я видела, что его чувства ко мне давно вышли за пределы сцены, экрана, но ничего не могла с собой поделать. Тем временем Бориса Ивановича позвали возглавить Малый театр… И все эти годы я жила верующей затворницей с надеждой, что он освободится наконец и поймёт, нужна ли я ему в жизни. Мучилась страшно, но не смела ни разу напомнить о своей любви. Иногда ночью, часа в два, когда все жильцы нашей коммунальной квартиры крепко спали, раздавался телефонный звонок, и я босиком бежала по коридору. Шёпотом, дрожа от холода, отвечала на насмешливый вопрос: «Не спишь? Ждёшь?» - «Да, жду...» Он чувствовал свою вину, раздражался на меня за то, что я оставалась терпеливой и верной.

Вера Васильева и Владимир Ушаков в фильме «Свадьба с приданым», 1953 год

Последней каплей стала премьера его спектакля в Малом театре 4 декабря 1956 года, на который Борис Иванович мне приходить запретил. Я не пошла. Лежала в своей келье в полной темноте, спать не могла. Как же мне было больно и одиноко в ту ночь... Утром мне позвонил Володя Ушаков и, точно чувствуя, что я на краю гибели, спросил, как спрашивал уже много раз, когда же я соглашусь быть его женой. И тогда я ответила: «Я согласна». Володя тут же счастливый примчался на машине, заваленной цветами… Я утопала в цветах. Потом мы поехали в общежитие Театра сатиры на Малой Бронной, где кроме Володи жили Анатолий Папанов со своей женой Надей Каратаевой , Татьяна Ивановна Пельтцер и другие, и он всем объявил новость о нашей свадьбе. Хотя свадьбы как таковой не было. Помню, Толя Папанов принёс пол-литра, другие вынесли еду на кухню - что у кого было. А в загсе мы расписались лет через семь. Никаких платьев и колец не было - просто зашли, поставили подписи.

Зато все 54 года было абсолютно идеальное существование. Мы ни разу серьёзно не поссорились. И не было ни единого случая, что я глазами, мыслями, прикосновениями совершила что-то такое, за что может быть стыдно. Володя настолько влюблённо, благодарно и нежно относился ко мне, что у меня было ощущение сплошной влюблённости. Это очень важно для актрисы, да и вообще для любой женщины. И у меня за годы семейной жизни чувства к нему шли только по нарастающей. Бывало, отыграю спектакль, бегу как сумасшедшая домой. Я его особенно полюбила в последние годы, когда он болел. Три инфаркта, инсульт, слепота, ходить без помощи не мог. Но он так был благороден, никогда не ныл и не жаловался. Всегда искал повод посмеяться, порадоваться за меня. Я очень о нём тоскую!

Александр Ширвиндт в роли графа Альмавивы и Вера Васильева (справа) в роли графини в спектакле «Женитьба Фигаро». Театр Сатиры, 1977 год Фото: РИА Новости / Виталий Арутюнов

Сходила «на сторону»

Я бы не сказала, что с кем-то в театре у меня были близкие отношения. Но очень хорошие - со многими. Толя Папанов относился ко мне очень нежно, как-то особенно произносил моё имя: «Ве-е-рочка!» Как с котёнком иногда говорил: «Милый мой, маленький!» Я считала его потрясающим артистом. А вот с Андрюшей Мироновым мы, пожалуй, общались по-ближе. Он хорошо очень относился к моему мужу, и Володя его обожал. В театре они гримировались в одной комнате. Андрюша с ним всегда откровенничал, даже рассказывал о своих романах. Через него мы подружились с его родителями - Марией Владимировной Мироновой и Александром Семёновичем Менакером . Их смерть, как и потом столь ранний уход Андрея, стали для нас безумной трагедией. Мой муж просто в голос плакал…

Мне очень дороги мои удачные роли в Театре сатиры - графиня Альмавива, Ольга в «Свадьбе с приданым», Анна Андреевна в «Ревизоре», воительница в пьесе Лескова. Но было время, когда в родном театре я долго ничего интересного не играла, очень страдала от этого. И единственный раз в жизни рискнула попросить роль. Тогда после конфликта из нашего театра ушла Таня Васильева , репетировавшая Раневскую в «Вишнёвом саде». Я пришла к Валентину Плучеку и сказала, что мечтаю об этой роли. Он посмотрел как на идиотку: «Ну что ты, Вера! Оля Аросева хочет играть, Нина Архипова … Я лучше молодую возьму!» Я тогда очень сильно переживала: наверное, как акт-риса не нравлюсь ему, он считает, что у меня нет породы, темперамента или греха, который так необходим для Раневской... Спустя годы, когда он тяжело заболел и уже не работал, я приехала его навестить, а Валентин Николаевич вдруг сказал: «Вера, я очень перед тобой виноват и этим сильно мучаюсь. Прости!»

Вера Васильева в музыкальной телепередаче «Бенефис», 1978 год. Фото: РИА Новости / Рыбаков

А Раневскую я всё-таки сыграла, хоть и «на стороне» - в Тверском академическом театре драмы. Затем с радостью и наслаждением ездила в Орёл играть Кручинину в «Без вины виноватые», играла в спектаклях «Блажь» - в Новом драматическом в Москве и «Странная миссис Сэвидж» - в Театре кукол Образцова. Эти работы меня спасли, поскольку сбылось то, о чём я мечтала с юности, ради чего пришла в профессию. Иначе просто бы считала, что мне не хватило таланта, не хватило судьбы.

В 2015 году, перед своим (страшно сказать!) 90-летием, я и вовсе получила сказочный подарок - роль Ирмы Гарленд в спектакле «Роковое влечение». Сыграла пожилую актрису, которая не желает мириться со своим возрастом. Можно сказать, что это в какой-то степени про меня - ведь и я сама почти не ощущаю своего возраста.

А какие мои секреты? В том-то и дело, что никаких. Зарядку никогда не делала - терпеть этого не могу. С детства абсолютно неспортивная. Диет у меня никаких нет. Но не позволяю себе поправляться - держусь в одном весе всю жизнь. Тем не менее я ем всё. После спектакля, а это практически на ночь, люблю побаловать себя чем-нибудь вкусненьким. Не выхожу на улицу, если не подкрашу глаза и губы. Слежу за осанкой, именно осанка выдаёт возраст. Возможно, вы удивитесь, я и про лекарства ничегошеньки не знаю. И слава богу! Думаю, самое главное, что меня держит в форме, - это театр, мои роли, любовь зрителей. До сих пор на улице узнают. Иногда иду - и вдруг: «Ой, здравствуйте! Вы Вера Васильева?» - «Да». - «Будьте здоровы! Счастья вам!» Это очень приятно. У меня в общем-то всё сложилось: профессия, о которой мечтала, у меня был замечательный любящий муж, а в конце жизни появилась крёстная дочь Дашенька, которая обо мне так трогательно заботится, что не каждая родная дочь о своей матери так будет. Мне 90 лет, и я счастлива абсолютно. О чём я мечтаю? Во-первых, чтобы я очень много видела интересного. Но больше всего всё-таки я мечтаю о хорошей роли. И у меня на примете уже есть кое-что любопытное. О любви!

Вера Васильева – любимая актриса миллионов российских и советских телезрителей, родилась 30.09.1925 года, коренная москвичка.

Детство

Из Москвы родом была мать Веры, а вот ее отец – настоящий русский деревенский мужик поселка Сухой Ручей, что в Калининской области. В начале тридцатых годов в городах начался голод, и семья, в которой Верочка была уже четвертым ребенком приняла решение перебраться поближе к земле, где проще было прокормиться.

В молодости

Отец и маленькая Вера чувствовали себя там прекрасно – великолепная природа, чистый воздух, простая и здоровая пища. Но вот мать слишком тяготилась таким бытом. Она, как могла, старалась привести в порядок и обустроить их скромное жилище. Но через несколько лет родители все же вернулись в столицу, где оба устроились на завод.

Вера пошла в московскую школу. И, хотя ей поначалу многое было непривычным, вскоре обзавелась новыми друзьями. Незадолго до войны в семье родился единственный мальчик, который сразу стал всеобщим любимцем. Поскольку нянек в семье хватало, у Веры оставалось много времени, чтобы читать и мечтать о том, как однажды она выйдет на большую сцену.

Театральным искусством девочка увлеклась еще в школе, когда впервые приняла участие в небольшой детской постановке. Но после того, как она попала в настоящий театр с подругой своей матери, она просто заболела сценой и решила после школы непременно поступать в театральное. Но в планы вмешалась война.

К счастью, Москву удалось отбить. Отец не попал на фронт по состоянию здоровья, но пошел работать водителем и сутками не бывал дома. Вера не уехала с матерью в эвакуацию, а осталась в столице с ним. Днем продолжала ходить в школу, а по ночам дежурила на крыше, как многие другие подростки, и тушила песком зажигательные бомбы.

Карьера

Но все плохое когда-то заканчивается. К 1943 году жизнь в Москве начала постепенно налаживаться. Вера закончила школу и подала документы в эстрадно-цирковое училище. Но тут ее ожидало первое разочарование.

С легкостью сдав экзамены на актерское мастерство, она провалилась на физподготовке. Мало того, что рост ее был всего 163 см, так еще и физкультуру она в детские годы не слишком жаловала.

Тогда она пошла попытать счастья в театральное, и была принята с первой же попытки. Уже в 1945 она дебютировала на большом экране в комедии «Близнецы», а три годы спустя сыграла и свою дебютную главную роль в «Сказаниях о Земле Сибирской», за которую получила Сталинскую премию, став новой звездой советского кинематографа.

В том же 1948 Вера закончила училище и была принята в труппу Театра Сатиры. Ей безумно нравилась даже сама атмосфера, которая там царила – легкая, непринужденная, с безобидными подшучиваниями друг над другом. Молодая артистка быстро влилась в коллектив и через пару лет стала одной из ведущих актрис.

Там она получила свою вторую Сталинскую премию за спектакль «Свадьба с приданым». Но зрители больше запомнили ее в роли очаровательной и нежной графини Альмавивы из «Женитьбы Фигаро». Как приглашенная актриса, Вера Васильева нередко появлялась и на сценах других ведущих столичных театров. И каждая ее новая роль была настоящим праздником для зрителей.

Ее фильмография также очень богата, она насчитывает около полусотни больших и малых ролей. Но с театральной карьерой ей не сравниться – на счету Васильевой более сотни отыгранных спектаклей и экранизированных постановок.

Причем на сцену она выходила до глубокой старости. В 2016 году она появилась в роли бабушки Лары в постановке «Праздник непослушания. А в 2015 работала над озвучиванием полнометражного российского мультфильма.

Личная жизнь

Всю свою жизнь Вера Васильева провела рядом с единственным мужчиной – актером Владимиром Ушаковым, с которым познакомилась, еще будучи студенткой. Вера тогда считала, что замуж ей еще рано, и долгих три года Владимир ее уговаривал стать его женой. Наконец, состоялась скромная студенческая свадьба, после которой они поселились в крохотной комнатушке общежития.

Оказалось, что Вера совершенно не приспособлена к ведению быта и домашнего хозяйства. Будучи с детства утонченной и возвышенной, она даже готовить толком не научилась. Тогда муж просто принял решение нанять помощницу. С тех пор все вопросы быта он решал единолично, позволяя любимой полностью погрузиться в творчество.

Каждый день супруг доказывал свою любовь к Вере, и она отвечала ему взаимностью и очень ценила такую заботу. На золотую свадьбу она наконец-то надела подвенечное платье и пара обменялась золотыми кольцами. К сожалению, Бог не дал им детей. Поэтому, после смерти мужа, у которого было больное сердце, Вера Васильева осталась совершенно одна.

С Владимиром Ушаковым

Она до сих пор очень тяжело переживает эту утрату, понимая, что другого такого мужчины на свете не существует. Боль она старается заглушить работой. А в свободное время погружается в воспоминания, которые ложатся на бумагу, превращаясь в мемуары.

В свои 90 лет она прекрасно выглядит, старается путешествовать и вести активный образ жизни. Ей удалось сохранить великолепную фигуру, хотя она признается, что не прочь побаловаться вкусненьким. Когда ее спрашивают, в чем секрет ее молодости, отвечает, что надо много работать и радоваться каждому дню.

Вера Васильева – советская и российская актриса театра и кино. Народная артистка СССР, любимица зрителей и символ вдохновения на театральной сцене для многих начинающих актрис.

Вера Кузьминична Васильева родилась в Калининской области 30 сентября 1925 года. Родители будущей актрисы – обычные люди с разными характерами и представлениями о жизни. Отец Веры Васильевны был тихим и покладистым человеком, не требовал многого. Мать знаменитой советской актрисы, наоборот, тяготилась деревенским бытом, старалась его усовершенствовать.

Вскоре Васильевы переехали в Москву и поселились в коммунальной квартире. Вера росла в многодетной семье, у нее было три старших сестры, а перед войной родился младший брат. Родители работали на заводе посменно, старшие сестры занимались своими делами, а девочка много читала и мечтала.

Однажды подруга матери взяла Веру в Большой театр, где показывали «Царскую невесту». С тех пор девочка «заболела» сценой, жадно впитывала информацию о театральной жизни.

Война разбросала семью по Советскому Союзу. Вера осталась в Москве с отцом. Мужчина работал шофером, а его дочь дежурила на крыше многоэтажки, наравне со взрослыми таскала ящики с песком, чтобы гасить зажигательные бомбы.


После школы Васильева хотела поступить в цирковое училище, но провалилась на экзамене по физподготовке. Девушка не расстроилась. В 1943 году молодая абитуриентка поступила в театральное училище.

Фильмы

Дебют Веры в кино состоялся еще когда девушка училась в театральном. В 1945 году она снялась в эпизоде в комедии «Близнецы». Так началась творческая биография советской актрисы.


Через два года кинорежиссер пригласил Васильеву на главную роль в фильме «Сказание о земле Сибирской». На съемочной площадке Вера вела себя скромно, держалась подальше от знаменитых актеров. Картина была успешной – за роль Насти Гусенковой артистка получила Сталинскую премию.

После такого кинодебюта Вера Васильева проснулась знаменитой. За свою жизнь актриса сыграла более 50 ролей в кино, но большинство из них остались малозаметными.

Театр

В 1948 году выпускница театрального училища пришла работать в столичный Театр сатиры. Вера дебютировала в главной роли в постановке «Лев Гурыч Синичкин». Уже через два года актриса стала примой.

В начале 50-х годов Вера Васильева сыграла Ольгу в «Свадьбе с приданым». Режиссер предрекал этому спектаклю успех, прогноз был верным – пьесу играли 900 раз. Васильева получила за эту роль вторую Сталинскую премию.


Вера Васильева в спектакле "Пиковая дама"

В творческой биографии артистки много характерных ролей. Васильева играла Анну Андреевну в «Ревизоре», Домну Платоновну в «Воительнице», Анну Павловну в «Доходном месте» – всего больше 60 ролей.

Иногда Веру приглашали в постановки других театров. Талант актрисы подтверждают многочисленные награды и премии. 25 сентября 2010 года Васильева получила орден «За заслуги перед Отечеством» 3 степени.

Личная жизнь

С актером , своим будущим супругом, Вера Кузьминична познакомилась в театре. Три года мужчина добивался внимания женщины, пока та, наконец, не согласилась выйти за него замуж.

Свадьбу отпраздновали скромно: без пышных нарядов, застолий и колец, в общежитии. Актриса вспоминает, что впервые надела свадебное платье и обручальное кольцо только на золотой свадьбе.


Пара счастливо прожила в браке 56 лет. Супруги старались не расставаться – отдыхать ездили вместе, на гастролях тоже пытались держаться друг друга. Мужчина красиво ухаживал и всегда доказывал жене свою любовь. Сразу после свадьбы Владимир Ушаков нанял помощницу по хозяйству, хотя жили молодожены в 6-метровой комнате общежития. Васильева не умела готовить и вести быт, а Ушаков не хотел обременять любимую этими проблемами. И в дальнейшем всеми бытовыми вопросами, вплоть до выбора и покупки мебели, занимался глава семьи. Детей у пары не было.

Однажды сама Вера Васильева так сказала о своей супружеской жизни: «Я благодарна мужу за снисходительность к моей бытовой несостоятельности. Я ведь почти ничего не умею готовить. Для меня принять гостей означает кого-то просить это сделать. Я совсем не уютное, не семейное и не домашнее создание».

Больное сердце Ушакова все чаще давало о себе знать - два инфаркта, установка кардиостимулятора, в последние годы жизни актер почти не видел. Но Владимир и Вера были счастливы, несмотря ни на что.


В июле 2011 года актерская чета отдыхала в санатории на Клязьме. Внезапно у Владимира Ушакова схватило сердце, мужчина начал задыхаться. Васильева вызвала "скорую помощь". Через час врач больницы сообщил, что ее супруга не стало. Это случилось 17 июля 2011 года.

Актриса тяжело переживала смерть мужа. Сегодня женщина с любовью и теплотой вспоминает годы, которые прожила с Владимиром, говорит, что таких мужчин, как ее супруг, больше не встретит.

Вера Васильева сейчас

30 сентября 2016 года Веру Васильеву посетила съемочная группа «Первого канала». В свой день рождения актриса рассказала, что счастлива, чувствует, что полностью самореализовалась в профессии. Последний фильм с участием Васильевой – «Праздник непослушания».

Актриса рассказала, что в 91 год успевает играть на театральной сцене в спектаклях «Орнифль» и «Таланты и поклонники». По словам Васильевой, на свой она получила и вовсе сказочный подарок - роль Ирмы Гарленд в спектакле «Роковое влечение».

В интервью актриса отметила, что после спектаклей совсем не устает, потому что у нее «работает душа», а труд на сцене позволяет получить «чувства, которые живут», дают ощущение молодости.

Легенда театра и кино считает, что любовь – большое счастье в жизни, которое терять не стоит, поскольку остальные душевные ценности в разы уступают этой силе человеческого сознания. Вера Кузьминична посоветовала телезрителям жить по-настоящему: ходить в театр, путешествовать, любить людей, литературу и музыку, проявлять интерес к жизни.


Поклонники до сих пор удивляются стойкости кумира, ведь в таком возрасте выглядеть прекрасно удается не каждой женщине. Сама актриса утверждает, что после каждого спектакля, а это практически на ночь, любит побаловать себя чем-нибудь вкусненьким. Кроме того, она не выходит на улицу, если не подкрасит глаза и губы, следит за осанкой, а о лекарствах и вовсе ничего не знает.

Актриса намерена продолжить выступать в театральных постановках и спектаклях. Поклонники артистки уверены, что на сцене своего родного Театра сатиры Вера Васильева вновь и вновь будет радовать зрителей, удивлять и восхищать блестящей игрой.

«Нужно быть достойным того счастья, о котором мечтаешь, но для этого надо трудиться сердцем и умом», – советует легендарная актриса.

Фильмография

  • 1953 – Чук и Гек
  • 1953 – Свадьба с приданым
  • 1965 – Погоня
  • 1972 –– 1975 – Следствие ведут ЗнаТоКи. Несчастный случай
  • 1974 – Звезда экрана
  • 1975 – Это мы не проходили
  • 1975 – Следствие ведут ЗнаТоКи. Ответный удар
  • 1981 – Карнавал
  • 1997 – Вино из одуванчиков
  • 2007 – Сваха
  • 2012 – Верю
  • 2000 – Салон красоты
  • 2002 – Маска и души
  • 2001 – Времена не выбирают
  • 2016 – Праздник непослушания

Талантливая советская актриса Вера Кузьминична Васильева вдохновляла своих зрителей на протяжении всей творческой жизни. Ее любили за открытость, душевность и невероятную теплоту атмосферы кино и театра. В свои роли артистка вживалась полностью и фактически проживала их жизнь.

Все персонажи, сыгранные Верой, очень разнились и судьбой, и представлениями об окружающем мире, это были люди с абсолютно разными характерами и очень сложными душевными перипетиями.

Отец и мать будущей артистки были людьми с сильно отличающимися взглядами на жизнь. Ее мать была достаточно энергичной женщиной, она постоянно вертелась вокруг своего деревенского быта, постоянно раздумывая над тем, как лучше его модернизировать, улучшить и повысить его эффективность. Отец Веры Кузьминичной был человеком уравновешенным, в его характере отмечалась покладистость, он казался наполненным неторопливой мудростью.

Такое типичное начало великой истории этой гениальной актрисы – переезд в столицу. Вся семья поселилась в коммунальной квартире, с которой и начинается биография Веры Васильевой. Девочка росла самой младшей, бок о бок с тремя родными сестрами, а буквально за несколько недель до войны в многодетной семье родился еще и сын.

Родительское внимание было минимальным, потому что отец и мать трудились до изнеможения на заводе, чередуя смены, старшим дочерям было некогда, да и неинтересно заниматься воспитанием младшей сестры, они увлекались своими делами. И во всей этой канители маленькая Вера с головой погрузилась во чтение, она любила мечтать и постоянно жила своими грезами.

В один из выходных дней подруга мамы повела ее в театр, и во время представления девочка поняла, что буквально влюбилась в сцену. Отныне ее мечты о сцене не покидали ее ни на минуту.

Военное время внесло в семью Веры Васильевой некоторую разрозненность. Будущая актриса остается вместе с отцом в Москве, где он работает шофером. Девочка наравне с взрослыми таскает тяжелые ящики с песком для того, чтобы успевать гасить зажигающиеся бомбы.

В голове у Веры Кузьминичной мелькнула мысль о поступлении в цирковое училище, но на экзамене по физкультурной подготовке, девушка не смогла достичь необходимой нормы. Тем не менее, она не стала унывать, и после чего решила поступать в театральный колледж.

Вера Васильева: н ачало карьеры в кино

Первая проба в кинематографе у Васильевой состоялась еще во время ее учебы. Девушка дебютировала в победном 1945 году, это была комедия «Близнецы». С этого момента начинается творческая карьера в биографии Веры.

Чуть позднее ее пригласил на главную роль известный в те времена режиссер Иван Пырьев. Юная артистка держала себя скромно и старалась не контактировать со знаменитыми актерами, уже сделавшими себе имя.

Кадр из фильма «Сказание о земле Сибирской»

Фильм «Сказание о земле Сибирской» получило огромную популярность, поэтому за точную и искусную передачу образа Насти Гусенковой Вера Васильева была удостоена Сталинской премии.

Так в киноиндустрии актриса приобрела известность, в дальнейшем ею будет сыграно более пятидесяти ролей в разнообразных фильмах всевозможных жанров, однако более половины из них останутся непризнанными или малозаметными. А вот дебют в кинематографе дал возможность Вере Кузьминичной получить опыт для проявления себя в несколько иной сфере – на сцене театра.

Театральное творчество в жизни Веры Васильевой

Первым пристанищем Веры Васильевой стал Театр сатиры. В ее первой постановке «Лев Гурыч Синичкин» она сыграла главную роль, а спустя два года стала уже примой театра.

Кадр из фильма «Свадьба с приданым»

В ходе репетиций спектакля «Свадьба с приданым» вдохновленный режиссер прогнозировал грандиозный успех, и, в конечном счете, не ошибся. Постановка была сыграна около тысячи раз, а Вера Кузьминична, талантливо представившая зрителю Ольгу, одного из ведущих персонажей, получает вторую Сталинскую премию.

Среди наиболее знаменитых ролей Веры Васильевой были такие, как:

  • Анна Андреевна («Ревизор»);
  • Домна Платоновна («Воительница»);
  • Анна Павловна («Доходное место»).

Актриса оставалась верной своему театру, она участвовала более чем в шестидесяти различных постановках, получила звание заслуженной артистки России и СССР и множество других наград.

Кадр из фильма «Деревенщина»

Семь лет назад актриса получила орден III степени «За заслуги перед Отечеством».

Личная жизнь Веры Васильевой

У талантливой артистки за всю жизнь была только одна по-настоящему сильная любовь. В скором времени она узаконила отношения с Владимиром Ушаковым. Такие ситуации бывают редко, но случаются.

Знакомство с Владимиром было весьма романтичным событием в биографии Веры Кузьминичной, которое произошло в театре, поэтому можно сказать, что внутри одной жизни (творческой) началась ее вторая (семейная). Ровно три года влюбленный мужчина добивался ее расположения, пока, в конце концов, не подвел их отношения к браку.

Борис Равенских — гражданский муж Веры Васильевой

Несмотря на то, что оба артиста были в те времена личностями знаменитыми, они не стали делать из своей женитьбы карнавал. Свадьбу справили достаточно скромно, без излишней мишуры, излишеств и не в роскошной обстановке, а тривиально в общежитии. Не было даже застолья и традиции обмена обручальных колец.

«Я надела свое первое свадебное платье и обручальное кольцо только когда мы справили золотую годовщину», — вспоминает Вера Васильева.

Супружеская пара стремилась как можно реже расставаться друг с другом. Они пребывали вместе постоянно – как на отдыхе, так и в процессе гастролей. Владимир никогда не оставлял свою жену без внимания, всячески пытался напоминать о том, насколько сильно он ее любит, осыпал подарками. Его ухаживания были красивыми и утонченными одновременно.

Одним из проявлений его пылких чувств было то, что муж практически сразу после того, как они расписались нанял Вере помощницу по домашнему хозяйству, несмотря на то, что супруги продолжали жить в небольшой комнатушке общежития.

Ушаков не желал, чтобы его любимая женщина взваливала на себя все бремя житейских хлопот, а Вера Васильева в свое время признавалась, что личная жизнь, которая обхаживала ее со всех сторон, имела некоторые несовершенства – она совершенно не умела готовить, она не представляла, как вести быт. Поэтому все вопросы этого характера оказались на плечах главы семейства. И все задачи от покупки мебели вплоть до каких-то мелких хлопот решал муж Веры.

Их ранние отношения в браке были полны взаимодоверия и согласия, поэтому они прожили вместе счастливую пятидесятишестилетнюю совместную жизнь.

В семейной жизни у пары детей не было, но супруги об этом не сильно горевали, так как прожили насыщенную жизнь и с позиции семейных отношений, и с позиции совместного творчества.

Вера Васильева глубоко и искренне всегда благодарила своего супруга за терпимость к ее несостоятельности в быту, за то, что Владимир создал для нее все условия, чтобы ей было комфортно. Даже если супружеская пара принимала гостей, все оформление вечера и требуемые представительские расходы брал на себя либо муж, либо они перекладывались на кого-то другого. Вера не брала на себя все организационные моменты.

Актриса признавалась сама себе и публике, что никогда не была домашним человеком, заниматься подобными делами – это не для ее души. Сердце всегда тяготилось этим и рвалось обратно, на сцену, на которой Вера Васильева чувствовала себя как рыба в воде.

Смерть супруга Веры Васильевой

Сердце Владимира Ушакова в последние дни супружеской жизни напоминало себе с нарастающей частотой. Присутствовала необходимость установки кардиостимулятора, муж Веры пережил два инфаркта, последние годы жизни ознаменовались для Владимира потерей зрения, он практически не различал окружающие его предметы. Но даже и в это тревожное время супруги были счастливы.

Шесть лет назад они пребывали на отдыхе в санатории, который стал для них последним совместными времяпрепровождением. Внезапно Ушаков схватился за сердце и начал задыхаться. Очень быстро подъехала «скорая помощь», но уже через час супруге передали трагическую весточку, от которой Вера оправлялась достаточно долго.

По сей день она с теплотой и любовью вспоминает время, проведенное вместе с мужем, и неустанно повторяет, что таких же чутких, благородных и душевных мужчин она не встречала и не встретит никогда.

Вера Васильева в настоящее время — что говорит википедия

В 2016 году к актрисе наведалась съемочная группа «Первого» канала и попросила дать интервью, в котором женщина сообщила, что ее самореализация в профессии артиста достигла своего апогея, что она абсолютно счастлива и чувствует себя предельно комфортно. Она довольна той жизнью, через которую пронесла ее судьба и той, какой она живет сейчас.

Улыбка талантливой актрисы стала ее визитной карточкой. Она превратилась в своеобразный символ чистой души русской женщины, целомудрия, сохранения в сердце высоких моральных начал, спокойного благородства и скромной мудрости. Свежесть образа Веры Кузьминичны отображается как на театральной сцене, так и в жизни.

Ее обаяние очаровательно, она сама на себе создает облик умиляющей доброты, лицо словно лучится всеми позитивными красками внутреннего света. Вера Васильева сама напоминает шедевр, созданный кистью мастерского режиссера.

Стойкость и красота актрисы вызывают бурный восторг у фанатов до сих пор, потому что выглядеть хорошо в 91 год редко кому удается. Артистка утверждает, что после проведенного очередного спектакля любит побаловать себя чем-то приятным, постоянно следит за своей осанкой и даже не принимает никаких лекарств.

Вера Васильева никогда не выходит на публику, не подкрасив губы и ресницы. Она молодо выглядит потому, что чувствует себя молодой. Ее энергии еще достаточно для того чтобы и дальше продолжать удивлять и восхищать своих фанатов.

Легендарная актриса однажды произносит фразу, которая достойна, войти в лучшие цитатники мира: «Нужно оказаться достойным счастья, о котором ты грезишь, но для его достижения необходимо трудиться умом и сердцем».

Ещё по теме

Всенародная любимица
Актрисе Вере Васильевой исполняется 90 лет / Знаменитая артистка сыграла более чем в 50 постановках Театра сатиры

Актриса шла к семейному и профессиональному счастью трудным путём - чтобы в итоге найти своего единственного и стать всенародной любимицей. «Жить хочется в любом возрасте, - заявила актриса, - и мечтать о новых ролях тоже». В свой 90-летний юбилей Вера Васильева играет спектакль в родном Театре сатиры. По теме:


Вера Васильева. «Сказание о земле сибирской», 1947


Вера Васильева любит говорить, что у нее на редкость скучная биография, поскольку она всю жизнь проработала в одном театре и прожила с одним мужем. Это, однако, не мешает актрисе встречать 90-летний юбилей в статусе звезды и живой легенды. Она начала актерскую карьеру с главной роли в фильме Ивана Пырьева «Сказание о земле сибирской», получила за нее Сталинскую премию и всесоюзную известность. Всю жизнь Васильева довольно много снималась в кино, сыграла запоминающиеся роли, но главные силы отдавала работе на сцене Театра сатиры. С этим театром Вера Васильева связана с 1948 года. Дебютировала в роли Лизы в водевиле «Лев Гурыч Синичкин», играла в знаменитых спектаклях по пьесам Маяковского, графиню в «Женитьбе Фигаро», Анну Андреевну в «Ревизоре». До сих пор остается ведущей актрисой театра. Вера Васильева пользуется особым отношением публики: ее полюбили сразу, как только она появилась на экране и сцене, и продолжают также непосредственно любить сейчас, в дни большого юбилея. Вера Васильева родилась в простой семье: папа - шофёр, мама - домохозяйка. Всей семьёй жили в коммуналке в маленькой комнате. Маленькой Вере приходилось и стирать, и убирать, и одежду штопать, и даже обед варить. Так дни тянулись за днями, девочка взрослела, а в жизни ничего не менялось, всё та же коммуналка, всё те же соседи. А ведь она, приходя домой в эту крошечную комнатку, мечтала о театре, о сцене, о софитах, все свои богатства, скопленные с обедов копейки девочка тратила на билеты, которые пропускали её в тот необыкновенный, романтичный, красочный, совершенно не похожий на её однообразную жизнь мир.


2.

Вера Васильева в музыкальной телепередаче «Бенефис», 1978 год

И вот однажды, то ли подростковый возраст сказался, то ли действительно отчаяние было так сильно, но Вера, решив, что и дальше в её жизни ничего не изменится, взяла в руки бритву и провела ею несколько раз по руке. Крови было немного, вены она почти не задела, но испугалась не на шутку. Сразу побежала за бинтом и спрятала под ним следы своей слабости. Родителям сказала, что поранилась. А потом Вера Васильева поклялась своей лучшей подружке: «Я всё равно буду артисткой!». И слово своё сдержала.


3.

Вера Васильева в спектакле по пьесе Льва Славина «Интервенция». Московский академический театр Сатиры, 1967 г. Фото: РИА Новости/ Мирослав Муразов

Она стала актрисой, попала в театр, была нарасхват в кино. Молодая красивая актриса пользовалась популярностью у коллег - актёров и начальственных режиссёров. Перед одним из них она сама не устояла. Её роман с режиссёром Борисом Ревенских продлился целых 7 лет. Юная девушка внимала каждому слову мэтра. Он тоже сначала был влюблён, а затем постепенно отдалился, ушёл с головой в репетиции, в которых принимали участие уже другие актрисы. Вера решила резать «по живому», не стала умолять, просить, возвращать. Она сама взяла и ушла. Навсегда.


4.

Вера Васильева во время музыкальной телепередачи «Бенефис», 1978 г. Фото: РИА Новости/ Рыбаков

К единственному за всю жизнь мужу чувства были совсем иными, более спокойными, размеренными, реальными. Она не вздыхала, не страдала, не плакала из-за него. Возможно, именно эта размеренность чувств, реальность, ощущение настоящей опоры в жизни и привлекло Веру Васильеву в актёре Владимире Ушакове . Будущий муж, с обожанием глядя в глаза невесте, клятвенно пообещал: «Ты больше не будешь работать по дому, для этого есть другие люди». За уборку комнатки в общежитии и за приготовленный обед он платил бывшей поварихе Анне Ивановне , которая была немного подслеповата и частенько оставляла остатки еды, очистки и ошмётки на общей кухне. Так что Вере в тайне от мужа приходилось всё-таки что-то делать по дому, несмотря на наличие Анны Ивановны.


5.

Вера Васильева и Владимир Ушаков, 1953 г. Кадр из фильма «Свадьба с приданым»

Поженились молодые только спустя 7 лет. Да и то это сильно сказано - «поженились». Просто пошли и расписались в ЗАГСе, без фаты, без марша Мендельсона и даже без колец.


6.


Но свадьба всё-таки состоялась, хоть и была она уже «золотая». Вера Васильева в шикарном платье и её супруг Владимир Ушаков в элегантном костюме отметили торжество в кругу своих самых близких друзей и коллег в Доме актёра. В этот раз всё-таки жених и невеста принесли на свадьбу кольца. За все эти годы Вера Васильева никогда не вспоминала о своей первой любви и всегда была верна своему мужу. Хотя однажды всё-таки дала ему повод для ревности, но не по собственной воле. Как-то труппа Театра Сатиры отправилась на гастроли. В одном купе собрались сплошь звёзды сцены, среди них Вера Васильева и Андрей Миронов . Миронов решил пошутить, стал исподтишка усердно ухаживать за Верой Васильевой, а глазами иногда косил на её мужа. И не зря. Внезапно Владимир взял мнимого соперника за грудки и выдворил из купе. Неизвестно, что за разговор состоялся в тамбуре поезда, но после него Андрей Миронов и Владимир Ушаков стали закадычными друзьями.


7.

Вера Васильева (графиня Альмавива) в сцене из спектакля режиссёра В. Плучека по пьесе Пьера Бомарше «Безумный день, или Женитьба Фигаро», 1978 г. Фото: РИА Новости/ Рыбаков

Вера Васильева и Владимир Ушаков прожили вместе 55 лет. Вера Кузьминична всегда отмечала, что с этим человеком, который стал более чем на полвека её судьбой, она ни разу за всё это время не конфликтовала. Он просто не давал ей для конфликтов ни единого повода. Причиной окончательного и бесповоротного расставания смогла стать только его болезнь. Теперь уже Вера Кузьминична ухаживала за супругом. 15 лет она возила его по больницам, работала, зарабатывала на лекарства, на врачей, поддерживала его, старалась ободрить, как могла. В эти дни, недели, месяцы, годы она была не актрисой, она была женой, каменной стеной, а ещё она была глазами мужа: ведь в конце жизни Владимир полностью ослеп.


8.

«Безумный день, или женитьба Фигаро», 1973

Третий инфаркт стал последним для Владимира Ушакова. Супруга успела вызвать скорую, врачи даже довезли его до реанимации, но спасти мужа Веры Васильевой не удалось. После похорон Вера Васильева пропала. В прямом смысле этого слова. Она закрылась от друзей, знакомых, коллег. Единственным человеком, которого она допускала к себе, была девушка Даша , «крестница», как её называет сама Вера Васильева.


9.


Они познакомились, ещё когда Ушаков был жив. Известная актриса добиралась до больницы к мужу на общественном транспорте, потратиться на попутку Вера Кузьминична не могла. В руках тяжёлые сумки, дорога длинная. Единственным человеком, кто решил помочь, оказалась та самая Даша. Она проводила Веру Васильеву до самой больницы, они разговорились, в итоге постепенно случайная попутчица стала для актрисы и помощницей, и другом, и приёмной дочерью. Дашину дочь Вера Кузьминична сама теперь называет своей внучкой, а Дашу - дочкой. У актрисы Веры Васильевой снова появилась семья.


10.


Народная артистка СССР Вера Васильева, которой 30 сентября исполняется 90 лет, в свой юбилей сыграет главную роль в спектакле "Роковое влечение" на сцене родного Московского театра сатиры.


11.

«Чук и Гек», 1953

"Роль большая и трудная, - говорит именинница. - Играю на каблуках, туфли меняю, переодеваюсь по ходу пьесы с десяток раз. Но такой спектакль - это лучший подарок к юбилею. Вообще, на старости лет, где-то после 70, мне посчастливилось сыграть такие роли, о которых я мечтала в молодости".


12.

Вера Васильева (в центре) в фильме "Звезда экрана", 1974 год

Творческая жизнь Веры Васильевой началась не на сцене, а на экране. Еще студенткой театрального училища она снялась в картине Ивана Пырьева "Сказание о земле Сибирской", получила Сталинскую премию и прославилась на всю страну.


13.

Вера Васильева в роли Анны Андреевны (слева) и Александр Ширвиндт в роли Добчинского в спектакле "Ревизор" на сцене Театра сатиры, 1974 год

"Поначалу я не была представлена к награде, - вспоминает актриса. - Однако Сталин, который всегда смотрел все фильмы, будто бы спросил: "Где нашли эту прелесть?" Ему ответили, что Васильева всего лишь студентка третьего курса. А он, якобы, сказал: "Она хорошо сыграла, надо и ей премию дать". Меня мгновенно включили в списки, и я оказалась в числе лауреатов. Не знаю, насколько это правда, но мне так рассказывали", - заметила актриса.


14.

Вера Васильева (в центре) с польскими коллегами во время встречи на Белорусском вокзале поезда с участниками дней польско-советской дружбы, 1974 год

Вскоре она сыграла главную героиню в "Свадьбе с приданым", и вновь была удостоена Сталинской премии. Так в 25 лет Вера Васильева имела уже две правительственные награды.


15.

Татьяна Васильева и Вера Васильева в спектакле "Ее превосходительство" на сцене Театра сатиры, 1979 год

В дальнейшем в кино она практически не снималась, зато в театр после окончания училища пришла уже известной актрисой. В Московский театр сатиры Вера Васильева поступила 27 марта 1948 года и была зачислена в труппу на должность актрисы 2-й категории.


16.

Вера Васильева во время концерта в Колонном зале Дома Союзов, 1987 год

"Впрочем, сатиру я никогда не любила и даже не понимала ее, - неожиданно заявляет Васильева. - Я была полна сентиментальных романов и мечтала о Ларисе из "Бесприданницы". Руководивший тогда Театром сатиры Валентин Плучек, видимо, почувствовал нерасположенность молодой актрисы к сатирическому жанру и не слишком загружал ее работой.


17.

Александр Воеводин и Вера Васильева в спектакле Театра сатиры "Воительница", 1989 год

Тем не менее за 67 лет, что Вера Васильева служит в театре, на ее счету скопилось несколько десятков ролей, многие из которых вошли в историю отечественного искусства. Это и Ольга из "Свадьбы с приданым" (спектакль показан около 1 тыс.раз), и графиня Розина в "Женитьбе Фигаро", и Вышневская в "Доходном месте", и Анна Андреевна в "Ревизоре", и Домна Платоновна в "Воительнице".


18.

Вера Васильева после спектакля "Без вины виноватые" на сцене Театра дружбы народов, 1991 год

Однако случались времена в жизни актрисы, когда она годами не получала ролей в своем театре и играла в провинции. "Десять лет играла Раневскую в Твери, двенадцать - "Без вины виноватые" в Орле, - перечислила Вера Кузьминична. - А еще была "Блажь" - в Новом драматическом театре в Москве и "Странная миссис Сэвидж" в Театре кукол Образцова. Только это меня и питало по-настоящему".


19.

Владимир Зельдин и Вера Васильева на церемонии вручения ежегодного театрального приза "Хрустальная Турандот" в усадьбе графа Шереметьева "Кусково", 1996 год

Сейчас, несмотря на почтенный возраст, Васильева счастлива, что востребована. "Жить хочется в любом возрасте, - говорит актриса, - и мечтать о новых ролях тоже".


20.

«Легенда о Тиле», 1976


21.

«Карнавал», 1981

Вера Васильева родилась 30 сентября 1925 г. в Москве (по другим источникам - в д. Сухой Ручей Тверской губернии). Ее отец был шофером, мать - домохозяйкой.


22.

Вера Васильева во время праздничного вечера в честь ее 80-летия в Театре сатиры, 2005 год

В 1948 г. окончила Московское городское театральное училище (позднее вошло в состав Государственного института театрального искусства; ныне - Российский университет театрального искусства - ГИТИС). Училась на курсе Владимира Готовцева.


23.

Юбилейный вечер Веры Васильевой, 2005 год

С 1948 г. является актрисой Московского академического театра сатиры. Дебютом Васильевой была Лиза в водевиле "Лев Гурыч Синичкин" (по водевилю Дмитрия Ленского, в редакции Алексея Бонди). Сыграла более чем в 50 постановках Театра сатиры, работала с режиссерами Валентином Плучеком, Андреем Гончаровым, Борисом Равенских, Марком Захаровым, Александром Ширвиндтом. Среди наиболее известных работ актрисы - Оля в "Свадьбе с приданым" Николая Дьяконова, графиня Альмавива в комедии "Безумный день, или Женитьба Фигаро" Пьера де Бомарше, Анна Андреевна в "Ревизоре" Николая Гоголя, Селия Пичем в "Трехгрошовой опере" Бертольта Брехта, Домна Платоновна в "Воительнице" по повести Николая Лескова, Камелия в "Реквиеме по Радамесу" Альдо Николаи и др. В настоящий момент занята в спектаклях Театра сатиры "Роковое влечение", "Таланты и поклонники", "Мольер (Кабала святош)" и "Орнифль".


24.

Александр Ширвиндт (Мольер) и Вера Васильева (Мадлена) в сцене из спектакля "Мольер" в Театре сатиры, 2009 год

Также исполнила ряд драматических ролей в постановках других театров: сыграла Раневскую в "Вишневом саде" Антона Чехова (Тверской драматический театр), Кручинину в "Без вины виноватых" Александра Островского (Орловский драматический театр), миссис Сэвидж в "Странной миссис Сэвидж" Джона Патрика (Театр кукол им. С. В. Образцова), Графиню в "Пиковой даме" Александра Пушкина (Малый театр).


25.

Вера Васильева в сцене из спектакля "Мольер", 2009 год

Роли в кино

Первая же работа в кино принесла Васильевой широкую известность: еще будучи студенткой, она сыграла Анастасию в музыкальной драме Ивана Пырьева "Сказание о земле Сибирской" (1947). Всего в фильмографии актрисы более 30 картин, в том числе "Чук и Гек" (1953), киноверсия спектакля "Свадьба с приданым" (1953), "Похождения зубного врача" (1965), "Легенда о Тиле" (1976), "Несовершеннолетние" (1976), "Карнавал" (1981), "Вино из одуванчиков" (1997). Озвучивала мультфильмы: "Первая скрипка" (1958), "Светлячок номер 6" (1965), "Умка ищет друга" (1970), "Волшебник Изумрудного города" (1974), "Приключения Васи Куролесова" (1981).


26.

Вера Васильева (Графиня) и Александр Дривень (Германн) в спектакле "Пиковая дама" в постановке режиссера Андрея Житинкина в Малом театре, 2012 год

Долгое время работала в Центральной социально-бытовой комиссии Всероссийского театрального общества (ныне - Союз театральных деятелей), занималась помощью актерам, попавшим в трудные жизненные ситуации.


27.

Вера Васильева и Александр Дривень в спектакле «Пиковая дама», 2012 год

Народная артистка СССР (1986). Награждена орденами Трудового Красного Знамени, Почета (1995), "За заслуги перед Отечеством" IV (2000) и III (2010) степеней. Дважды лауреат Сталинской премии (1948, 1951).


28.

Александр Ширвиндт и Вера Васильева в спектакле-пародии на юбилей "Грустно, но смешно" в постановке Александра Ширвиндта и Юрия Васильева в Театре сатиры, 2014 год