Второе обретение мощей серафима саровского. Обретение мощей преподобного серафима саровского

  • 20.09.2019

Здравствуйте, дорогие телезрители! Сегодня, 1 августа, Православная Церковь празднует обрéтение мощей преподобного Серафима Саровского, чудотворца.

В начале XIX века на свещнице Русской Православной Церкви возгорелась новая яркая свеча. Господь благоволил послать земле нашей великого молитвенника, подвижника и чудотворца.

В 1903 году состоялось прославление преподобного Серафима Саровского, через семьдесят лет после его кончины. 19 июля, в день рождения святого, с великим торжеством были открыты его мощи и помещены в приготовленную раку. Долгожданное событие сопровождалось многими чудесными исцелениями больных, в большом количестве прибывших в Саров.

Почитаемый очень широко еще при жизни, преподобный Серафим становится одним из самых любимых святых православного русского народа, так же как и преподобный Сергий Радонежский .

Духовный путь преподобного Серафима отмечен большой скромностью, присущей русским святым. С детства избранный Богом, саровский подвижник без колебаний и сомнений восходит от силы в силу в своем стремлении к духовному совершенству.

Восемь лет послушнических трудов и восемь лет храмового служения в сане иеродиакона и иеромонаха, пустынножительство и столпничество, затвор и безмолвие сменяют друг друга и венчаются старчеством. Подвиги, далеко превосходящие естественные человеческие возможности (например, молитва на камне в течение тысячи дней и ночей), гармонично и просто входят в жизнь святого.

Тайна живого молитвенного общения определяет духовное наследие преподобного Серафима, но он оставил Церкви еще одно богатство - краткие, но прекрасные наставления, записанные отчасти им самим, а отчасти слышавшими их.

Незадолго до прославления святого была найдена и в 1903 году напечатана «Беседа преподобного Серафима Саровского о цели христианской жизни», состоявшаяся в конце ноября 1831 года, за год с небольшим до его преставления. Беседа эта явилась самым драгоценным вкладом подвижника в сокровищницу русского святоотеческого учения. Кроме учения о сущности христианской жизни, в ней содержится новое изъяснение многих важнейших мест Священного Писания.

«Пост, молитва, бдение и всякие другие дела христианские, - учил преподобный Серафим, - сколько ни хороши сами по себе, однако не в делании лишь только их состоит цель нашей жизни христианской, хотя они и служат средствами для достижения ее. Истинная цель жизни нашей христианской есть стяжание Духа Святаго Божия».

Однажды, находясь в Духе Божием, преподобный видел всю Русскую землю, и была она наполнена и как бы покрыта фимиамом молитв верующих, молящихся ко Господу.

В описаниях жизни и подвигов святого Серафима приводится много свидетельств благодатного дара прозрения, которым он пользовался для возбуждения в людях раскаяния во грехах и нравственного исправления. Являя благодатные дары и силу Божию людям, преподобный Серафим назидал приходивших к нему, как идти узким путем спасения. Он заповедал своим духовным детям послушание и сам до конца жизни был верен ему.

Проведя всю жизнь в подвигах, непосильных для обычных людей, он советовал идти святоотеческим «царским (средним) путем» и не брать на себя чрезмерно трудных деяний: «Выше меры подвигов принимать не должно; а стараться, чтобы друг - плоть наша - был верен и способен к творению добродетелей».

Самым главным подвигом и средством к стяжанию Святого Духа преподобный считал молитву. «Всякая добродетель, Христа ради делаемая, дает блага Духа Святого, но... молитва более всего приносит Духа Божия, и ее удобнее всего всякому исправлять».

Если святому старцу жаловались на невозможность исполнять молитвенное правило, то он советовал молиться постоянно: и во время труда, и шествуя куда-либо, и даже в постели. А если кто располагает временем, говорил преподобный, пусть присоединяет и другие душеполезные молитвословия и чтения канонов, акафистов, псалмов, Евангелия и Апостола. Советовал святой изучать порядок богослужения и держать его в памяти.

Преподобный Серафим считал необязательным длинные молитвенные правила и своей Дивеевской общине дал правило легкое. Божия Матерь запретила отцу Серафиму обязывать послушниц чтению долгих акафистов, чтобы этим не наложить лишней тяжести на немощных.

Знаменитым стало Серафимово правило для тех мирян, которые в силу жизненных обстоятельств не могут читать обычные утренние и вечерние молитвы: утром, перед обедом и вечером трижды читать «Отче наш», трижды - «Богородице Дево, радуйся», единожды «Верую»; занимаясь необходимыми делами, с утра до обеда творить молитву Иисусову: «Господи, Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй мя грешного» или просто «Господи, помилуй», а от обеда до вечера - «Пресвятая Богородице, спаси мя грешного» или «Господи, Иисусе Христе, Богородицею помилуй мя грешного».

«В молитвах внимай себе, - советовал подвижник, - то есть ум собери и соедини с душею».

«Душу снабдевать надобно Словом Божиим. Всего же более должно упражняться в чтении Нового Завета и Псалтири. От сего бывает просвещение в разуме, который изменяется изменением Божественным», - наставлял святой подвижник Саровский, сам постоянно прочитывавший весь Новый Завет в течение недели.

Каждое воскресенье и каждый праздник неопустительно приобщаясь Святых Таин, преподобный Серафим на вопрос, как часто следует приступать к причащению, ответил: «Чем чаще, тем лучше».

«Нет хуже греха и ничего нет ужаснее и пагубнее духа уныния», - говорил святой Серафим. Он сам светился радостию духовной, и этой тихой, мирной радостью он с избытком наполнял сердца окружавших, приветствуя их словами: «Радость моя! Христос воскресе!»

Всякое жизненное бремя становилось легким вблизи подвижника, и множество скорбящих и ищущих Бога людей постоянно толпилось около его келлии и пустыньки, желая приобщиться благодати, изливающейся от угодника Божия. На глазах всех подтверждалась истина, высказанная самим святым в великом ангельском призыве: «Стяжи мир, и вокруг тебя спасутся тысячи». Эта заповедь о стяжании мира возводит к учению о стяжании Святого Духа, но и сама по себе является важнейшей ступенью на пути духовного возрастания.

Преподобный Серафим, опытно прошедший всю древнюю православную науку аскетического подвига, провидел, каким будет духовное делание грядущих поколений, и учил искать мир душевный и никого не осуждать: «Кто в мирном устроении ходит, тот как бы лжицею черпает духовные дары». «Для сохранения мира душевного... всячески должно избегать осуждения других... Чтобы избавиться от осуждения, должно внимать себе, ни от кого не принимать посторонних мыслей и быть ко всему мертву». и матери его Милицы Сербских.

Всех, кто носит эти святые имена, я сердечно и тепло поздравляю с днем тезоименитства! Будьте Богом хранимы! Многая вам и благая лета!

В воздержании сердца и слуха

Плод духовный обильно стяжал.

В преподобстве и кротости духа

Добродетелей сад насаждал.

Послушанием вере отеческой,

Пребыванием в духе добра

И молитвой за род человеческий

Много инокинь верных собрал.

Дивный старец сподобился зрения

Благодатной, святой Госпожи,

И огнем неопальным горения

Заповедал: «Дух мирен стяжи».

Иеромонах Димитрий (Самойлов)

В начале прошлого века на свещнице Русской Православной Церкви возгорелась новая яркая свеча. Господь благоволил послать земле нашей великого молитвенника, подвижника и чудотворца.

В 1903 году состоялось прославление преподобного Серафима Саровского, через 70 лет после его кончины. 19 июля, в день рождения святого, с великим торжеством были открыты его мощи и помещены в приготовленную раку. Долгожданное событие сопровождалось многими чудесными исцелениями больных, в большом количестве прибывших в Саров. Почитаемый очень широко еще при жизни, преподобный Серафим становится одним из самых любимых святых православного русского народа, так же как и Преподобный Сергий Радонежский.

Духовный путь преподобного Серафима отмечен большой скромностью, присущей русским святым. С детства избранный Богом, саровский подвижник без колебаний и сомнений восходит от силы в силу в своем стремлении к духовному совершенству. Восемь лет послушнических трудов и восемь лет храмового служения в сане иеродиакона и иеромонаха, пустынножительство и столпничество, затвор и безмолвие сменяют друг друга и венчаются старчеством. Подвиги, далеко превосходящие естественные человеческие возможности (например, молитва на камне в течение тысячи дней и ночей), гармонично и просто входят в жизнь святого.

Тайна живого молитвенного общения определяет духовное наследие преподобного Серафима, но он оставил Церкви еще одно богатство - краткие, но прекрасные наставления, записанные отчасти им самим, а отчасти слышавшими их. Незадолго до прославления святого была найдена и в 1903 году напечатана "Беседа преподобного Серафима Саровского о цели христианской жизни", состоявшаяся в конце ноября 1831 г., за год с небольшим до его преставления. Беседа эта явилась самым драгоценным вкладом подвижника в сокровищницу русского святоотеческого учения. Кроме учения о сущности христианской жизни, в ней содержится новое изъяснение многих важнейших мест Священного Писания.

"Пост, молитва, бдение и всякие другие дела христианские, - учил Преподобный, - сколько ни хороши сами по себе, однако не в делании лишь только их состоит цель нашей жизни христианской, хотя они и служат средствами для достижения ее. Истинная цель жизни нашей христианской есть стяжание Духа Святаго Божия". Однажды, находясь в Духе Божием, преподобный видел всю Русскую землю, и была она наполнена и как бы покрыта фимиамом молитв верующих, молящихся ко Господу.

В описаниях жизни и подвигов святого Серафима приводится много свидетельств благодатного дара прозрения, которым он пользовался для возбуждения в людях раскаяния во грехах и нравственного исправления.

"Господь открыл мне, - сказал он, - что будет время, когда архиереи Земли Русской и прочие духовные лица уклонятся от сохранения Православия во всей его чистоте, и за то гнев Божий поразит их. Три дня стоял я, просил Господа помиловать их и просил лучше лишить меня, убогого Серафима, Царствия Небесного, нежели наказать их. Но Господь не преклонился на просьбу убогого Серафима и сказал, что не помилует их, ибо будут учить учениям и заповедям человеческим, сердца же их будут стоять далеко от Меня".

Являя благодатные дары и силу Божию людям, преподобный Серафим назидал приходивших к нему, как идти узким путем спасения. Он заповедал своим духовным детям послушание и сам до конца жизни был верен ему. Проведя всю жизнь в подвигах, непосильных для обычных людей, он советовал идти святоотеческим "царским (средним) путем" и не брать на себя чрезмерно трудных деяний: "выше меры подвигов принимать не должно; а стараться, чтобы друг - плоть наша - был верен и способен к творению добродетелей".

Самым главным подвигом и средством к стяжанию Святого Духа Преподобный считал молитву. "Всякая добродетель, Христа ради делаемая, дает блага Духа Святого, но... молитва более всего приносит Духа Божия, и ее удобнее всего всякому исправлять".

Преподобный Серафим советовал во время Богослужения стоять в храме то с закрытыми глазами, то обращать свой взор на образ или горящую свечу и, высказывая эту мысль, предлагал прекрасное сравнение жизни человеческой с восковой свечой.

Если святому старцу жаловались на невозможность исполнять молитвенное правило, то он советовал молиться постоянно: и во время труда, и шествуя куда-либо, и даже в постели. А если кто располагает временем, говорил Преподобный, пусть присоединяет и другие душеполезные молитвословия и чтения канонов, акафистов, псалмов, Евангелия и Апостола. Советовал святой изучать порядок Богослужения и держать его в памяти.

Преподобный Серафим считал необязательным длинные молитвенные правила и своей Дивеевской общине дал правило легкое. Божия Матерь запретила о. Серафиму обязывать послушниц чтению долгих акафистов, чтобы этим не наложить лишней тяжести на немощных. Но при этом святой строго напоминал, что молитва не должна быть формальной: "Те монахи, кои не соединяют внешнюю молитву со внутренней, не монахи, а черные головешки!" Знаменитым стало Серафимово правило для тех мирян, которые в силу жизненных обстоятельств не могут читать обычные утренние и вечерние молитвы: утром, перед обедом и вечером трижды читать "Отче наш", трижды - "Богородице Дево, радуйся", единожды "Верую"; занимаясь необходимыми делами, с утра до обеда творить молитву Иисусову: "Господи, Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй мя грешного" или просто "Господи, помилуй", а от обеда до вечера - "Пресвятая Богородице, спаси мя грешного" или "Господи, Иисусе Христе, Богородицею помилуй мя грешного".

"В молитвах внимай себе, - советовал подвижник, - т. е. ум собери и соедини с душею. Сначала день, два и больше твори молитву сию одним умом, раздельно, внимая каждому особо слову. Потом, когда Господь согреет сердце твое теплотою благодати Своей и соединит в тебе оную в един дух: тогда потечет в тебе молитва оная беспрестанно и всегда будет с тобою, наслаждая и питая тебя..." Преподобный говорил, что, исполняя это правило со смирением, можно достигнуть христианского совершенства и в мирской жизни.

"Душу снабдевать надобно Словом Божиим. Всего же более должно упражняться в чтении Нового Завета и Псалтири. От сего бывает просвещение в разуме, который изменяется изменением Божественным", - наставлял святой подвижник Саровский, сам постоянно прочитывавший весь Новый Завет в течение недели.

Каждое воскресенье и каждый праздник неопустительно приобщаясь Святых Таин, преподобный Серафим на вопрос, как часто следует приступать к Причащению, ответил: "Чем чаще, тем лучше". Священнику Дивеевской общины Василию Садовскому он говорил: "Благодать, даруемая нам Приобщением, так велика, что как бы ни недостоин и как бы ни грешен был человек, но лишь бы в смиренном токмо сознании всегреховности своей приступал ко Господу, искупляющему всех нас, хотя бы от головы до ног покрытых язвами грехов, и будет очищаться благодатию Христовою, все более и более светлеть, совсем просветлеет и спасется".

"Верую, что по великой благости Божией ознаменуется благодать и на роде причащающегося..." Святой, однако, не всем давал одинаковые наставления относительно частого причащения. Многим он советовал говеть во все четыре поста и во все двунадесятые праздники. Необходимо помнить его предупреждение о возможности приобщения в осуждение: "Бывает иногда так: здесь на земле и приобщаются; а у Господа остаются неприобщенными!"

"Нет хуже греха и ничего нет ужаснее и пагубнее духа уныния, - говорил святой Серафим. Он сам светился радостию духовной, и этой тихой, мирной радостью он с избытком наполнял сердца окружавших, приветствуя их словами: "Радость моя! Христос воскресе!" Всякое жизненное бремя становилось легким вблизи подвижника, и множество скорбящих и ищущих Бога людей постоянно толпилось около его келлии и пустыньки, желая приобщиться благодати, изливающейся от угодника Божия. На глазах всех подтверждалась истина, высказанная самим святым в великом ангельском призыве: "Стяжи мир, и вокруг тебя спасутся тысячи". Эта заповедь о стяжании мира возводит к учению о стяжании Святого Духа, но и сама по себе является важнейшей ступенью на пути духовного возрастания. Преподобный Серафим, опытно прошедший всю древнюю православную науку аскетического подвига, провидел, каким будет духовное делание грядущих поколений, и учил искать мир душевный и никого не осуждать: "Kто в мирном устроении ходит, тот как бы лжицею черпает духовные дары". "Для сохранения мира душевного... всячески должно избегать осуждения других... Чтобы избавиться от осуждения, должно внимать себе, ни от кого не принимать посторонних мыслей и быть ко всему мертву".

Преподобный Серафим по праву может быть назван учеником Божией Матери. Пресвятая Богородица трижды исцеляла его от смертельных болезней, многократно являлась ему, наставляла и укрепляла его. Еще в начале своего пути он услышал, как Божия Матерь, указывая на него, лежавшего на одре болезни, сказала апостолу Иоанну Богослову: "Сей от рода нашего".

По выходе из затвора преподобный много сил отдал устроению девичьей монашеской общины в Дивееве и сам говорил, что ни одного указания не давал от себя, делал все по воле Царицы Небесной.

Преподобный Серафим стоит в начале поразительного взлета русской православной духовности. С великой силой звучит его напоминание: "Господь ищет сердца, преисполненного любовью к Богу и ближнему; вот престол, на котором Он любит восседать и являться в полноте Своей пренебесной Славы. "Сыне, даждь Ми сердце твое, - говорит Он, - а все прочее Я Сам приложу тебе", - ибо в сердце человеческом Царство Божие вмещаться может".

1 августа Святая Церковь празднует обретение мощей преподобного и богоносного отца нашего Серафима, Саровского чудотворца. В 1903 году состоялось обретение мощей и прославление преподобного Серафима Саровского, через 70 лет после его кончины.

Рака с мощами преп. Серафима Саровского

Как раз в день рождения святого 19 июля (1 августа по нов.ст.), с великим торжеством были открыты его мощи и помещены в приготовленную раку.

Батюшка Серафим говорил: «Какая великая радость-то будет! Среди лета запоют Пасху, радость моя!» И было так: Вечером 30 июля 1991 г. у Святых ворот Серафимо-Дивеевской обители встречали крестный ход со св. мощами преп. Серафима.

Ночью служили три Литургии, а молившиеся в храме люди, повторяя за сестрами, пели Стихиры Пасхи:
«Пасха Красная, Пасха Господня Пасха! Пасха всячестная, нам возсия Пасха! Радостию друг друга обымем! О, Пасха!»

Долгожданное событие сопровождалось многими чудесными исцелениями больных, в большом количестве прибывших в Саров. Почитаемый очень широко еще при жизни, преподобный Серафим становится одним из самых любимых святых православного русского народа, так же как и Преподобный Сергий Радонежский.

Духовный путь преподобного Серафима отмечен большой скромностью, присущей русским святым. С детства избранный Богом, саровский подвижник без колебаний и сомнений восходит от силы в силу в своем стремлении к духовному совершенству.

Восемь лет послушнических трудов и восемь лет храмового служения в сане иеродиакона и иеромонаха, пустынножительство и столпничество, затвор и безмолвие сменяют друг друга и венчаются старчеством. Подвиги, далеко превосходящие естественные человеческие возможности (например, молитва на камне в течение тысячи дней и ночей), гармонично и просто входят в жизнь святого.

Тайна живого молитвенного общения определяет духовное наследие преподобного Серафима, но он оставил Церкви еще одно богатство – краткие, но прекрасные наставления, записанные отчасти им самим, а отчасти слышавшими их.

Незадолго до прославления святого была найдена и в 1903 году напечатана «Беседа преподобного Серафима Саровского о цели христианской жизни », состоявшаяся в конце ноября 1831 г., за год с небольшим до его преставления. Беседа эта явилась самым драгоценным вкладом подвижника в сокровищницу русского святоотеческого учения. Кроме учения о сущности христианской жизни, в ней содержится новое изъяснение многих важнейших мест Священного Писания.

«Пост, молитва, бдение и всякие другие дела христианские, – учил Преподобный, – сколько ни хороши сами по себе, однако не в делании лишь только их состоит цель нашей жизни христианской, хотя они и служат средствами для достижения её. Истинная же цель жизни нашей христианской есть стяжание Духа Святаго Божия ».

«Цель нашей жизни, — говорил преподобный,- стяжание Духа Святого Божия . Главное же средство к стяжанию Святого Духа - молитва . Всякая добродетель, Христа ради делаемая, даёт блага Духа Святого, но молитва - более всего».

Однажды, находясь в Духе Божием, преподобный видел всю Русскую землю, и была она наполнена и как бы покрыта фимиамом молитв верующих, молящихся ко Господу. В описаниях жизни и подвигов святого Серафима приводится много свидетельств благодатного дара прозрения, которым он пользовался для возбуждения в людях раскаяния во грехах и нравственного исправления.

«Господь открыл мне, – сказал он, – что будет время, когда архиереи Земли Русской и прочие духовные лица уклонятся от сохранения Православия во всей его чистоте, и за то гнев Божий поразит их. Три дня стоял я, просил Господа помиловать их и просил лучше лишить меня, убогого Серафима, Царствия Небесного, нежели наказать их. Но Господь не преклонился на просьбу убогого Серафима и сказал, что не помилует их, ибо будут учить учениям и заповедям человеческим, сердца же их будут стоять далеко от Меня».

Являя благодатные дары и силу Божию людям, преподобный Серафим назидал приходивших к нему, как идти узким путем спасения. Он заповедал своим духовным детям послушание и сам до конца жизни был верен ему.

Обретение мощей Преподобного Серафима Саровского чудотворца

Проведя всю жизнь в подвигах, непосильных для обычных людей, он советовал идти святоотеческим «царским (средним) путем» и не брать на себя чрезмерно трудных деяний: «выше меры подвигов принимать не должно; а стараться, чтобы друг – плоть наша – был верен и способем к творению добродетелей».

Самым главным подвигом и средством к стяжанию Святого Духа Преподобный считал молитву. «Всякая добродетель, Христа ради делаемая, дает блага Духа Святого, но… молитва более всего приносит Духа Божия, и ее удобнее всего всякому исправлять».

Преподобный Серафим советовал во время Богослужения стоять в храме то с закрытыми глазами, то обращать свой взор на образ или горящую свечу и, высказывая эту мысль, предлагал прекрасное сравнение жизни человеческой с восковой свечой.

Если святому старцу жаловались на невозможность исполнять молитвенное правило, то он советовал молиться постоянно: и во время труда, и шествуя куда-либо, и даже в постели. А если кто располагает временем, говорил Преподобный, пусть присоединяет и другие душеполезные молитвословия и чтения канонов, акафистов, псалмов, Евангелия и Апостола. Советовал святой изучать порядок Богослужения и держать его в памяти.

Преподобный Серафим считал необязательным длинные молитвенные правила и своей Дивеевской общине дал правило легкое. Божия Матерь запретила о. Серафиму обязывать послушниц чтению долгих акафистов, чтобы этим не наложить лишней тяжести на немощных. Но при этом святой строго напоминал, что молитва не должна быть формальной: «Те монахи, кои не соединяют внешнюю молитву со внутренней, не монахи, а черные головешки!»

Знаменитым стало Серафимово правило для тех мирян, которые в силу жизненных обстоятельств не могут читать обычные утренние и вечерние молитвы: утром, перед обедом и вечером трижды читать «Отче наш», трижды – «Богородице Дево, радуйся», единожды «Верую»; занимаясь необходимыми делами, с утра до обеда творить молитву Иисусову: «Господи, Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй мя грешного» или просто «Господи, помилуй», а от обеда до вечера – «Пресвятая Богородице, спаси мя грешного» или «Господи, Иисусе Христе, Богородицею помилуй мя грешного».

«В молитвах внимай себе, – советовал подвижник, – т. е. ум собери и соедини с душею. Сначала день, два и больше твори молитву сию одним умом, раздельно, внимая каждому особо слову. Потом, когда Господь согреет сердце твое теплотою благодати Своей и соединит в тебе оную в един дух: тогда потечет в тебе молитва оная беспрестанно и всегда будет с тобою, наслаждая и питая тебя…» Преподобный говорил, что, исполняя это правило со смирением, можно достигнуть христианского совершенства и в мирской жизни.

«Душу снабдевать надобно Словом Божиим. Всего же более должно упражняться в чтении Нового Завета и Псалтири. От сего бывает просвещение в разуме, который изменяется изменением Божественным», – наставлял святой подвижник Саровский, сам постоянно прочитывавший весь Новый Завет в течение недели.

Каждое воскресенье и каждый праздник неопустительно приобщаясь Святых Таин, преподобный Серафим на вопрос, как часто следует приступать к Причащению, ответил: «Чем чаще, тем лучше».

Священнику Дивеевской общины Василию Садовскому он говорил: «Благодать, даруемая нам Приобщением, так велика, что как бы ни недостоин и как бы ни грешен был человек, но лишь бы в смиренном токмо сознании всегреховности своей приступал ко Господу, искупляющему всех нас, хотя бы от головы до ног покрытых язвами грехов, и будет очищаться благодатию Христовою, все более и более светлеть, совсем просветлеет и спасется».

«Верую, что по великой благости Божией ознаменуется благодать и на роде причащающегося…» Святой, однако, не всем давал одинаковые наставления относительно частого причащения. Многим он советовал говеть во все четыре поста и во все двунадесятые праздники. Необходимо помнить его предупреждение о возможности приобщения в осуждение: «Бывает иногда так: здесь на земле и приобщаются; а у Господа остаются неприобщенными!»

Святой Серафим: «Земной Ангел — Небесный человек»

«Нет хуже греха и ничего нет ужаснее и пагубнее духа уныния», – говорил святой Серафим. Он сам светился радостию духовной, и этой тихой, мирной радостью он с избытком наполнял сердца окружавших, приветствуя их словами: «Радость моя! Христос воскресе!»

Всякое жизненное бремя становилось легким вблизи подвижника, и множество скорбящих и ищущих Бога людей постоянно толпилось около его келлии и пустыньки, желая приобщиться благодати, изливающейся от угодника Божия.

На глазах всех подтверждалась истина, высказанная самим святым в великом ангельском призыве: «Стяжи мир, и вокруг тебя спасутся тысячи». Эта заповедь о стяжании мира возводит к учению о стяжании Святого Духа, но и сама по себе является важнейшей ступенью на пути духовного возрастания.

Преподобный Серафим, опытно прошедший всю древнюю православную науку аскетического подвига, провидел, каким будет духовное делание грядущих поколений, и учил искать мир душевный и никого не осуждать: «Кто в мирном устроении ходит, тот как бы лжицею черпает духовные дары». «Для сохранения мира душевного… всячески должно избегать осуждения других… Чтобы избавиться от осуждения, должно внимать себе, ни от кого не принимать посторонних мыслей и быть ко всему мертву».

Преподобный Серафим по праву может быть назван учеником Божией Матери. Пресвятая Богородица трижды исцеляла его от смертельных болезней, многократно являлась ему, наставляла и укрепляла его. Еще в начале своего пути он услышал, как Божия Матерь, указывая на него, лежавшего на одре болезни, сказала апостолу Иоанну Богослову: «Сей от рода нашего».

По выходе из затвора преподобный много сил отдал устроению девичьей монашеской общины в Дивееве и сам говорил, что ни одного указания не давал от себя, делал все по воле Царицы Небесной.

Преподобный Серафим стоит в начале поразительного взлета русской православной духовности. С великой силой звучит его напоминание: «Господь ищет сердца, преисполненного любовью к Богу и ближнему; вот престол, на котором Он любит восседать и являться в полноте Своей пренебесной Славы. «Сыне, даждь Ми сердце твое, – говорит Он, – а все прочее Я Сам приложу тебе», – ибо в сердце человеческом Царство Божие вмещаться может».

И так, преподобный Серафим Саровский (1759-1833) был прославлен Русской Православной Церковью в лике святых 19 июля (в день своего рождения) 1903 года при деятельном участии и по настоянию царя Николая II. На докладе Святейшего Синода с решением о прославлении Государь Император начертал: «Прочел с чувством истинной радости и глубокого умиления».

Весь русский народ во главе с Государем желал и ждал прославления святого угодника Божия, и 19 июля 1903 года оно состоялось — в присутствии Царской Семьи, при огромном стечении народа. На торжества в Саров со всей России съехались около трехсот тысяч человек. Сопровождалось оно неисчислимыми чудесами и исцелениями.

Государь и Великие Князья вместе с архиереями несли раку со святыми мощами, и весь народ среди лета пел Пасху.

Проректор Псковского Духовного училища священник Николай Егоров о событии обретения мощей преподобного Серафима:

«1 августа по новому стилю Русская Православная Церковь празднует обретение мощей Преподобного Серафима Саровского, день прославления Святого угодника Божия .

В 1903 году, через 70 лет после его кончины, состоялась канонизация саровского старца.

Много дал святых подвижников из своей среды русский народ, но Преподобный стоит особо, и прославление угодника Божия Серафима Саровского стало одним из великих и радостных событий, потому что сильна его молитва перед Престолом Всевышняго.

Старец Серафим был почитаем православным народом еще при жизни, и государь Николай II, ныне прославленный, разделяя веру народную в святость старца, поднял вопрос о его канонизации, которая проходила не просто: почти весь Священный Синод Церкви был против. Только по ходатайству Императора рассмотрели вопрос канонизации св. Серафима Саровского, и 1 августа старец Серафим был прославлен. Торжества прославления состоялись в Сарове, в пустыни, в которой и совершал свой монашеский подвиг старец Серафим, при прославлении присутствовала Императорская семья.

Очевидцы описывают этот момент так: «Настало время полиелея, запели «Хвалите Имя Господне», все присутствующие зажгли свечи, духовенство сделало троекратные земные поклоны, Митрополит Антоний открыл гроб, и все бывшие в церкви опустились на колени — наступила минута прославления Преподобного Серафима. Торжественно и трогательно, потрясая души, зазвучало величание: «Ублажаем тя, Преподобный отче Серафиме».

В дальнейшем в связи с событиями, связанными с 1917 годом, случилось так, что мощи были вскрыты в соответствии с разработанным в1920 году особым положением по ликвидации святых мощей, и вывезены из Сарова, след их потерялся.

На торжестве второго обретения святых мощей Серафима Саровского в 1991 году Святейший Патриарх Алексий II сказал, что, как стало ясно, мощи были закрыты чьими-то благочестивыми руками, и ни в каких описях не числились, никто о них не знал.

Преподобный предсказывал, что посреди лета запоют Пасху, так и было: когда мощи прибыли в Дивеевский монастырь в 1991 году 30 июля их встречали с Пасхальными песнопениями, а солнце, как говорят очевидцы, по — пасхальному заиграло.

Была особая торжественная радость и переживание возвращения старца в родную землю. В момент первого и второго обретения мощей Преподобного Серафима Саровского происходили исцеления, и все было наполнено чудесными событиями.

Прославление святого всегда есть свидетельство миру о том, что перед каждым из нас открыт путь нравственного восхождения от силы в силу, и Преподобный старец показал этот путь. Для нашего времени, когда очень мало примеров в современной жизни, о жизни святых надо знать больше, чтобы было на кого равняться и вдохновляться. Мало того, что святые подвижники ходатайствуют перед Господом за людей, но у них еще надо учиться истинной жизни.

СЕРАФИМУ САРОВСКОМУ
Тропарь на прославление, глас 4

От юности Христа возлюбил еси, преподобне, / и Тому Единому поработати пламенне вожделел еси, / в пустыннем житии твоем непрестанною молитвою и трудом подвизался еси, / умиленным сердцем любовь Христову стяжав, / Небесным Серафимом в песнословии споборниче, / в любви притекающим к тебе Христу подражателю, / темже избранник возлюблен Божия Матере явился еси, / сего ради вопием ти: / спасай нас молитвами твоими, радосте наша, / теплый пред Богом заступниче, / Серафиме блаженне.

Тропарь на преставление, глас 4

От юности Христа возлюбил еси, блаженне, / и, Тому Единому работати пламенне вожделев, / непрестанною молитвою и трудом в пустыни подвизался еси, / умиленным же сердцем любовь Христову стяжав, / избранник возлюблен Божия Матере явился еси. / Сего ради вопием ти: / спасай нас молитвами твоими, Серафиме, преподобне отче наш.

Кондак, глас 2

Мира красоту и яже в нем тленная оставив, преподобне, / в Саровскую обитель вселился еси / и, тамо ангельски пожив, / многим путь был еси ко спасению, / сего ради и Христос тебе, отче Серафиме, прослави / и даром исцелений и чудес обогати. / Темже вопием ти: / радуйся, Серафиме, преподобне отче наш.

Величание

Ублажаем тя, / преподобне отче Серафиме, / и чтим святую память твою, / наставниче монахов / и собеседниче Ангелов.

Молитва преподобному Серафиму, Саровскому чудотворцу

О пречудный отче Серафиме, великий Саровский чудотворче, всем прибегающим к тебе скоропослушный помощниче! Во дни земнаго жития твоего никтоже от тебе тощ и неутешен отъиде, но всем в сладость бысть видение лика твоего и благоуветливый глас словес твоих. К сим же и дар исцелений, дар прозрения, дар немощных душ врачевания обилен в тебе явися. Егда же призва тя Бог от земных трудов к небесному упокоению, николиже любовь твоя проста от нас, и невозможно есть исчислити чудеса твоя, умножившаяся, яко звезды небесныя: се бо по всем концем земли нашея людем Божиим являешися и даруеши им исцеления. Темже и мы вопием ти: о претихий и кроткий угодниче Божий, дерзновенный к Нему молитвенниче, николиже призывающия тя отреваяй, вознеси о нас благомощную твою молитву ко Господу Сил, да дарует нам вся благопотребная в жизни сей и вся к душевному спасению полезная, да оградит нас от падений греховных и истинному покаянию научит нас, во еже безпреткновенно внити нам в вечное Небесное Царство, идеже ты ныне в незаходимей сияеши славе, и тамо воспевати со всеми святыми Живоначальную Троицу до скончания века. Аминь.

Видеогалерея Фотогалерея


Новая книга

В издательстве нашего монастыря опубликована новая книга«Житие священномученика Вениамина (Казанского), митрополита Петроградского и Гдовского, и иже с ним пострадавших преподобномученика Сергия (Шеина), мучеников Юрия Новицкого и Иоанна Ковшарова» .

В новой книге известного русского агиографа архимандрита Дамаскина (Орловского) читателю предлагается житие митропо-лита Петроградского Вениамина (Казанского) — одного из первых святителей-священномучеников, не погрешивших своей душой, ни совестью во время начавшихся гонений и отдавших свою жизнь за Христа и Его Церковь.

В зат-руд-не-ни-ях, не-до-у-ме-ни-ях и всех обс-то-я-тель-ствах бли-жай-шее сред-ство и вер-ное к поль-зе на-шей - од-но об-ра-ще-ние ко Гос-по-ду и воз-ло-же-ние на Не-го всей пе-ча-ли и по-пе-че-ния. При-том на-доб-но мо-лить Бо-га о тех, с ко-то-ры-ми пред-ле-жит де-ло, и все ула-дит-ся хо-ро-шо. Гос-подь прос-ве-ща-ет вся-ко-го че-ло-ве-ка, гря-ду-ще-го в мир, и да-ет мир ду-шам на-шим. Уны-ние же и пе-чаль бес-по-лез-ны в де-ле, тре-бу-ю-щем му-же-ст-ва.

все поучения →

Расписание Богослужений

март ← →

пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 16
23
30

Завтра, 14 марта1 марта ст. ст.

Казанский и Введенский храмы

Полунощница, утреня, 1, 3, 6, 9 часы, изобразительны, вечерня

Казанский храм и Введенский храмы

Великое повечерие. Великий канон

Последний фотоальбом

Сретение Господне

Видео

Духовные беседы с паломниками

все видеоролики → ← все проповеди

Обретение мощей преподобного Серафима, Саровского чудотворца

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

«С реди лета запоют Пасху». Так было сказано одним человеком в Саровой Пустыни давным давно. Протекло уже много времени с тех лет, и Русь действительно в 1903 году огласилась этими хвалебными песнями, потому что было прославление великого угодника Божия преподобного Серафима Саровского. Вся Русь ликовала тогда, как в день святой Пасхи. Но потом наступили страшные дни, но не умерла, не ослабла память о преподобном Серафиме Саровском. Также как и тогда сейчас люди притекают в святую обитель и прославляют его не только у нас в России, нашей терзаемой всеми врагами родине, но и во всем мире.

Живя на земле, святой старец Божий всех исцелял, приходящих утешал, наставлял с любовью и кротостью, подкреплял и вразумлял всех тех, кто приходил к нему за духовным советом. Он говорил так: «Умру, и в могилке буду лежать, но вы приходите ко мне на могилу. Здесь как живому расскажите мне все свои беды. И я, как живой, из могилки услышу вас». Так он говорил всем своим близким перед смертью. Но не всем людям, особенно бедным, труженикам или больным даже при глубокой вере молитвенная помощь старца трудна, и не удается прийти к нему. Но зато это могут делать и прочитать в многочисленных книгах, оставленных после святого старца.


Вот почему в этот святой день хотелось бы напомнить некоторые слова, которые оставил нам в свое назидание и в память о нем святой старец. Приходит как-то к нему человек и спрашивает: «Батюшка, учить ли детей языкам и прочим наукам?» Он отвечает просто: «Что же худого вы в этом видите?». «Я же грешный подумал, рассуждая по-мирскому, впрочем, что если самому быть ученому, чтобы отвечать на это». На что старец ответил: «Где мне, младенцу отвечать на это против твоего разума, спроси кого поумнее». Или спросили его: «А что же мне, батюшка, читать?» И получаем такой ответ: «Каждый день Евангелие по четыре зачала в день, каждого евангелиста по зачалу, и еще святого праведного Иова, как назидание всем терпящим бедствия. Хотя жена Иова говорила ему, что лучше умереть, а он же не послушался жены в этом случае и терпел, и спасся, и жену свою спас. Так и не забывай и ты дары посылать обидевшим тебя.

Как важно нам не только прощать людей, которые нам сделали зло, но еще и дары посылать им, как заповедал святой старец. Спрашивали его, а можно ли лечиться в болезнях, и как вообще проводить свою жизнь. На что он отвечал так: «Болезнь очищает грехи, однако же, воля твоя. Иди средним путем, выше сил не берись - упадешь, и еще враг посмеется, аще юнцы держись. Однажды дьявол предложил праведнику прыгнуть в яму. Тот было согласился, но Григорий Богослов удержал его. То есть, вот как живи: укоряют - не укоряй сам, гонят - терпи, хулят - хвали. Осуждай сам себя - так Бог не осудит. Покоряй волю свою воле Господней, никогда не льсти никому и познавай в себе добро и зло. Блажен человек, кто знает это и идет по этому пути. Люби ближнего твоего, ибо ближний твой плоть твоя. А если по плоти живешь, то и плоть и душу погубишь. А если по Божьему, то и душу, и плоть спасешь».

Спрашивают у старца: В Евангелии сказано: «Молящеся же, не лишшее глаголите, весть бо Отец ваш, ихже требуете, прежде прошения вашего » () . На что батюшка ответил так: «Молитесь просто: «Отче наш, иже на небесех, да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое. Да будет воля Твоя яко не небеси и на замли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь. И остави нам долги наши, яко и мы оставляем должником нашим. И не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого». Тут благодать Господня. А что приняла и облобызала святая Церковь, все для сердца христианина должно быть любезно. И не забывай праздничных дней».

Вот какие простые советы давал преподобный старец людям, которые приходили к нему. Ничего сложного. И все опираясь на слова Священного Писания. Спрашивают его о браке и о посте. Батюшка отвечает: «Царствие Божие не брачное питие, но правда, мир и радость о Духе Святом. Только не надо ничего суетного желать, а все Божие хорошо». То есть все, что мы пожелаем по Евангелию, а не для нашей суеты, для употребления, для усложнения наших потребностей. Все, что Божие, оно действительно спасительно. И девство славно, и посты для побеждения врагов телесных нужны, и брак благословен Богом. Но только враг все смущает. Так не надо слушаться врага.

Надо действительно всем нам открывать Священное Писание и поучаться говорить с Самим Богом. Как говорится, когда человек молится Богу, это его личное, это монолог. А когда мы открываем Священное Писание и читаем эти слова, это уже диалог с Богом. Мы слушаем Его и выполняем. Получается, что мы находимся в самом близком общении с Богом. Какие мы счастливые, православные! Никто в мире не может похвастаться тем, что он может говорить с Богом. Только мы, потому что нам Господь оставил Свое слово.

Недавно смотрели, что же такое слово «лампада», и с удивлением обнаружили такую вещь, что оказывается «лампада» это символ, который уничтожает все злое. И что самое интересное, что лампада используется только в православном мире. Уже у католиков вместо лампады появились горящие огоньки. Приходишь, платишь деньги, и огонек для тебя включают. До такого безумия уже дошел мир. Только у нас лампада. Мы одни в мире, которые храним это. То есть лампада это символ человека, светоч жизни и правды во Христе.

Спрашивают у батюшки о духе мнительности и о хульных помыслах. Он отвечает так: «Неверного ничем не уверишь. Это от себя. Псалтирь купи, там ответы на все вопросы». Спрашивают батюшку, а можно ли есть скоромное по постам, если кому постная пища вредна и врачи приказывают есть скоромное? На что батюшка ответил просто: «Хлеб и вода никогда никому еще не повредили. Как же люди по сто лет жили с хлебом и водой. Да и в Священном Писании написано: «Не о хлебе единем жив будет человек, но о всяко глаголе, исходящем изо уст Божьих » () .

И вот Церковь святая на Семи Соборах положила, чтобы были эти самые посты, — то и исполняй. Господь призывает: «Приидите ко Мне все труждающие и обремененние, и Аз упокою вы. Иго бо Мое благо, и бремя Мое легко есть » () . То есть то, что Господь говорит, оно не тяжело. То что Он оставил нам заповеди в Евангелии, они не тяжелы. Старец говорил: «Мы, на земле живущие, много заблудились от пути спасительного и прогневляем Господа, и среды и пятницы не сохраняем. А Церковь имеет правило: не хранящие святых постов и сего лета и святые пятницы, много грешат. Но Господь не до конца прогневается. Он всех милует, ибо наша Церковь православная, не имеющая никакого порока».

Все беседы старца заканчивались одним. Он всем обязательно говорил, что необходимо заботиться о своем спасении пока не пришло еще благоприятное время. А про Россию он говорил так: «Сих добродетелей Россия всегда будет славна и врагам страшна и непреоборима, ибо и она имеет веру и благочестие. А этого врата адовы не одолеют». Из всей истории нашей страны мы видим, что есть соответствие внешней судьбы нашей родины с внутренним состоянием нашего народа. Народ грешит - страна погибает. Народ кается - страна встает из пепла.

События 20-го и уже 21-го века нам уже показывают, что мир стоит перед лицом погибели. И дай Господь нам всем мужество очнуться хоть когда-нибудь. И чем быстрее, тем лучше, чтобы понять, что заблудились люди во мраке обольщения. Вот тогда-то понадобятся всему миру, а не только нам, но всей вселенной Русь святая, ибо без нее не возможно выбраться из трясины. Россия за многие свои согрешения идет путем огненного и скорбного очистительного подвига. И это чувствуют все люди нашей страны, вся Церковь, каждый человек.

Сегодня вспоминая заветы преподобного, особенно хочется вспомнить его поистине удивительные слова. Он обращался ко всем людям «радость моя». Он встречал этими словами каждого человека. В наши дни стоит только в город выехать, смотришь на людей. В машинах люди злые, в метро люди злые, на улице люди злые. Очень трудно встретить доброе радостное лицо. И несмотря на это в каждом человеке, хотя нас враг призывает видеть врага, соперника, помеху, нам нужно относиться совершенно по-другому, так, как нам заповедовал Господь. Никогда ни один человек не уходил из кельи преподобного не утешенным. Надеюсь, и сегодня он донесет до Престола Небесного и наши с вами молитвы. И дай нам всем стать причастниками Серафимовской радости.

Владыко Антоний Воронежский говорил о нем так: «Он, как пудовая свеча, всегда горит перед Господом как прошедшей своей жизнью на земле, так и настоящим своим дерзновением Пресвятой Троице. Именно в те дни, когда оскудела в сердцах людей любовь, когда стала остывать в народе вера, зашел в 19-м веке в ореоле любви и святости преподобный отец наш Серафим Саровский. Преподобный всех всегда призывал своим примером следовать по пути, указанным Христом. Он всегда звал бороться с грехом и своими недостатками, ибо тяжел путь в Царство Небесное, потому что грех овладел нашей человеческой природой и испортил ее. У нас есть грехи личные, и есть и грехи общественные, когда грешен весь народ. Было время, вы все знаете, когда весь народ отрекся от помазанника Божия, оставил благочестивую жизнь. Но преподобный Серафим, зная все это, уже тогда все это предвидел и говорил, что все равно и это пройдет и будет всем спасение. Он как маяк и светильник в нашей жизни на этом пути.

Молитвами преподобного Серафима Саровского, отца нашего, Господи, даруй нам покаяние и победу над грехом, нам грешным, и введи нас в Царство Небесное.

1 августа 1903 г. состоялось одно из событий, не перестающих волновать сердца людей, - канонизация преп. Серафима Саровского, через 70 лет после его кончины. В день рождения святого, с великим торжеством были открыты его мощи и помещены в приготовленную раку. Это долгожданное событие сопровождалось многими чудесными исцелениями больных, в большом количестве прибывших в Саров. Почитаемый очень широко еще при жизни, преподобный Серафим становится одним из самых любимых святых православного русского народа, так же как и преподобный Сергий Радонежский.

После блаженной кончины старца в 1833 году память о нем бережно сохранялась в верующем народе. Рассказы и предания о его жизни и духовных подвигах сохранили для нас сестры Дивеевской обители, а также пламенный его почитатель Н.А. Мотовилов, записавший беседу с великим старцем о стяжании Святого Духа как главной цели христианской жизни.

Духовный путь преподобного Серафима отмечен большой скромностью, присущей русским святым. С детства избранный Богом, саровский подвижник без колебаний и сомнений восходит от силы в силу в своем стремлении к духовному совершенству. Восемь лет послушнических трудов и восемь лет храмового служения в сане иеродиакона и иеромонаха, пустынножительство и столпничество, затвор и безмолвие сменяют друг друга и венчаются старчеством. Подвиги, далеко превосходящие естественные человеческие возможности (например, молитва на камне в течение тысячи дней и ночей), гармонично и просто входят в жизнь святого.

Тайна живого молитвенного общения определяет духовное наследие преподобного Серафима, но он оставил Церкви еще одно богатство - краткие, но прекрасные наставления, записанные отчасти им самим, а отчасти слышавшими их. Незадолго до прославления святого была найдена и в 1903 году напечатана «Беседа преподобного Серафима Саровского о цели христианской жизни», состоявшаяся в конце ноября 1831 г., за год с небольшим до его преставления. Беседа эта явилась самым драгоценным вкладом подвижника в сокровищницу русского святоотеческого учения. Кроме учения о сущности христианской жизни, в ней содержится новое изъяснение многих важнейших мест Священного Писания.

Прославление угодника Божия стало одним из великих и радостных событий, потому что сильна молитва его пред Престолом Всевышнего. Особенно ждали прославления преподобного Серафима дивеевские сестры. В Дивееве блаженная Параскева Ивановна (Паша Саровская) настойчиво говорила архимандриту (впоследствии митрополиту и священномученику Серафиму) Л.М. Чичагову: «Подавай прошение Государю, чтобы нам мощи открывали». Чичагов написал замечательную «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря», где большое место уделено жизни и посмертным чудесам батюшки Серафима. «Летопись» прочитала Царская семья, в которой давно чтилась память преподобного. И государь Николай II, разделяя веру народную в святость старца Серафима, поднял вопрос о его канонизации. Но среди его единомышленниов оказались только обер-прокурор Саблер и митрополит Санкт-Петербургский Антоний (Вадковский), а сопротивление было очень велико. Но сила любви и веры народной, горячие молитвы дивеевских сестер и почитателей преподобного победили все преткновения и разногласия.

В 1895 году преосвященный владыка тамбовский представил в Святейший Синод произведенное особой комиссией расследование о чудесных знамениях и исцелениях, явленных по молитвам отца Серафима с верой просившим его помощи. Расследование это, начатое комиссией 3 февраля 1892 года, окончено было в августе 1894 года и производилось в 28 епархиях Европейской России и Сибири. Накануне праздника Успения Пресвятой Богородицы в 1903 году под наблюдением преосвященного Димитрия Тамбовского была вскрыта могила Саровского чудотворца и прокопан кирпичный свод склепа, в котором дубовый гроб был совершенно цел. По получении акта об освидетельствовании честных мощей Священный Синод подготовил решение о канонизации иеромонаха Серафима 19 июля 1903 года - в присутствии Царской Семьи, при огромном стечении народа.

Торжественное прославление преподобного Серафима Саровского состоялось 19 июля/1 августа 1903 г. В Сарове в тот день собралось не менее трехсот тысяч человек. В тяжелые и трудные времена, во времена оскудения веры и всеобщего шатания умов, столь утешительно и поучительно было это светлое торжество - прославление преподобного Серафима. И не застыла, не окаменела, а живет и цветет та Церковь, которая украшается новыми праведниками и святыми Божиими. 16/29 июля 1903 г. в храмах Саровской пустыни были совершены заупокойные Всенощные бдения - Парастасы - о приснопамятном иеромонахе Серафиме. 17/30 июля был совершен грандиозный крестный ход из Дивеевского монастыря в Саровскую пустынь.

В 2 часа ночи раздался торжественный звон, и после краткого молебна крестный ход начал свое шествие. Шли хоругвеносцы из самых разных мест: сергиевопосадские, муромские, клинские, рязанские, тульские, ростовские, суздальские, владимирские, московские, нижегородские, арзамасские. Каждая группа несла ценные, дорогие хоругви с изображением местночтимых святых. Дивеевские сестры несли чудотворную икону Божией Матери «Умиление». За ними следовало многочисленное духовенство. Всю дорогу участники крестного хода исполняли канон Богоматери и священные песнопения. В часовнях, находившихся по пути, были совершены краткие литии. Картина была в высшей степени величественная.

Навстречу крестному ходу из Дивеева выступил еще один крестный ход - саровский - во главе с епископом Тамбовским Иннокентием. Когда они встретились, преосвященный Иннокентий осенил на четыре стороны народ чудотворной иконой Божией Матери «Умиление» при пении «Пресвятая Богородице, спаси нас». Объединенный крестный ход, образовав величественное шествие, при торжественном колокольном звоне направился в Саровскую пустынь.

17/30 июля в обитель прибыл Государь Император с Августейшей Семьей и свитой. А вечером следующего дня началось Всенощное бдение, имеющее особенное значение, - это первая церковная служба, на которой преподобный Серафим стал прославляться в лике святых. При пении литийных стихир из Успенского собора направился крестный ход к церкви преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, где находился гроб преподобного Серафима. Гроб поставили на носилки, которые взяли Государь Император, Великие князья, митрополит и архиереи. Шествие направилось к Успенскому собору, возле которого были произнесены литийные ектеньи. Затем гроб установили посередине храма. Всенощная продолжалась. Настало время полиелея. Запели «Хвалите Имя Господне». Все присутствовавшие зажгли свечи. Митрополит, архиереи и все духовенство сделали троекратные земные поклоны. Затем митрополит Антоний открыл гроб, все бывшие в церкви опустились на колени. Наступила минута прославления преподобного Серафима. Торжественно и трогательно, потрясая душу, зазвучало величание «Ублажаем тя преподобне отче Серафиме».

После чтения Евангелия митрополит и архиереи прикладывались к святым мощам. Далее прикладывались Их Императорские Величества, Великие князья и духовенство. Государь Николай Александрович преклонил колени перед новым заступником Земли Русской - преподобным Серафимом. Царь земной молился великому предстателю за Отечество наше у Престола Царя Небесного.

На следующий день была совершена Божественная литургия. На малом входе с Евангелием святые мощи обнесли вокруг престола и положили в уготованную раку. По окончании Литургии был совершен праздничный крестный ход со святыми мощами вокруг монастырских храмов. Народ живой стеной стоял по пути хода, так что, выйдя из храма, участники торжества попадали воистину в другой храм.

Торжеств, подобных Серафимовым, Россия не помнит. Люди плакали от радости, видя, как Государь, Великие князья несут на своих плечах мощи дивного угодника Божия. По возвращении крестного хода молящиеся преклонили колена и митрополит Антоний прочитал молитву преподобному Серафиму. Служба закончилась, но молебное пение не прекращалось и ночью. Один из современников так описывал эти события: «Из разных мест доносилось пение - то кружки богомольцев пели церковные песнопения. Не видя в темноте поющих, можно было подумать, что звуки несутся с самого неба. Минула полночь, а пение не умолкало...»

Саровские торжества - незабываемые дни для всех участников, дни, оставившие неизгладимый след в душе народной. Многие обрели веру, нашли утешение в скорбях, разрешение тяжелых недоумений и сомнений духа, указание доброго, истинного пути, ибо теплого молитвенника, великого предстателя и дивного чудотворца явил Господь людям Своим - преподобного Серафима Саровского.

С этого времени, уже на протяжении столетия, преподобный Серафим прославляется и ублажается Церковью в лике святых Божиих, а его святые мощи открыты для всенародного поклонения. Святой старец почитается верующими как один из величайших подвижников святой Русской Православной Церкви, еще при жизни стяжавший от Господа дар чудотворений и исцелений, и после кончины не оставляющий всех просящих у него помощи и предстательства.