Записи с меткой покаяние катерина пьеса "гроза". Тема греха, возмездия и покаяния в пьесе А

  • 16.04.2019

Замысел «Грозы» возник во время поездки Островского по Волге (1856—1857), но написа-на драма лишь в 1859 году. «Гроза», — писал Добролюбов, — без сомнения, самое реши-тельное произведение Островского». Эта оцен-ка не потеряла своей силы и до настоящего времени. Среди всего написанного Островским «Гроза» является, несомненно, лучшим произ-ведением, вершиной его творчества. Это насто-ящая жемчужина русской драматургии, стоящая в одном ряду с такими произведениями, как «Недоросль», «Горе от ума», «Ревизор», «Борис Годунов».

Наиболее полную и убедительную оценку творчества Островского дал Добролюбов в ста-тьях «Темное царство» (1859) и «Луч света в тем-ном царстве» (1860), которые оказали огромное революционизирующее влияние на молодое по-коление 1860-х годов. В произведениях Остро-вского критик видел прежде всего замечательно правдивое и разностороннее изображение действительности. Обладая «глубоким понима-нием русской жизни и великим умением изоб-ражать резко и живо самые существенные ее стороны», Островский явился, по определению Добролюбова, настоящим народным писате-лем. Творчество Островского отличается не только глубокой народностью, идейностью, смелым обличением социального зла, но и вы-соким художественным мастерством, которое было всецело подчинено задаче реалистичес-кого воспроизведения действительности. Ост-ровский неоднократно подчеркивал, что сама жизнь является источником драматических кол-лизий и положений.

С поразительной силой изображает Остро-вский уголок «темного царства», где нагло попи-рается в людях человеческое достоинство. Хо-зяевами жизни здесь являются самодуры. Они тиранствуют в своих семьях и подавляют всякое проявление живой человеческой мысли. Глав-ная героиня драмы — Катерина. По складу ха-рактера она резко выделяется среди окружаю-щих. Судьба ее трагична и, к сожалению, явля-ется ярким и типичным примером судеб тысяч русских женщин той поры.

Катерина — жена купеческого сына Тихона Ка-банова. Она недавно оставила свой родной дом и переселилась к мужу, где живет вместе со своей свекровью Кабановой. В семье Катерина не имеет никаких прав, она не вольна даже рас-поряжаться собой. С теплотой и любовью она вспоминает родительский дом, свою девичью жизнь. Там она жила вольготно, окруженная лас-кой и заботой матери. Ходила на ключ за водой, ухаживала за цветами, вышивала по бархату, хо-дила в церковь, слушала рассказы и пение странниц. Религиозное воспитание, которое она получила в семье, развило в ней впечатли-тельность, мечтательность, веру в загробную жизнь и возмездие за грехи.

В доме мужа приволье сменилось на душное рабство. На каждом шагу Катерина чувствова-ла зависимость от свекрови, терпела унижения и оскорбления. Со стороны Тихона она не встречает никакой поддержки, а тем более по-нимания, так как он сам находится под властью Кабанихи. Катерина готова относиться к Каба-нихе как к родной матери. Она говорит ей: «Для меня, маменька, все одно, что родная мать, что ты». Но искренние чувства Катерины не встре-чают поддержки ни у Кабанихи, ни у Тихона. Жизнь в такой обстановке изменила характер Катерины: «Какая я была резвая, а у вас завяла совсем... Такая ли я была?» Искренность и правдивость Катерины сталкиваются в доме Кабанихи с ложью, лицемерием, ханжеством, грубостью.

Когда в Катерине рождается любовь к Борису, это ей кажется преступлением, и она борется с нахлынувшим на нее чувством. Правдивость и искренность заставляют ее страдать так, что ей приходится наконец покаяться перед мужем. Эти человеческие качества несовместимы с бы-том «темного царства», поэтому они стали при-чиной трагедии Катерины. Напряженность ее переживаний особенно возрастает после воз-вращения Тихона: она «дрожит вся, точно ее ли-хорадка бьет... мечется по дому, точно чего ищет, глаза, как у помешанной, давеча утром плакать принялась, так и рыдает».

Публичное покаяние Катерины показывает всю глубину ее страданий, нравственное вели-чие, решимость. Но после покаяния ее поло-жение стало невыносимым. Муж не понимает ее, Борис безволен и не приходит ей на помощь. Положение стало безвыходным — Ка-терина гибнет. В гибели ее виновата не одна конкретная личность. Ее гибель — результат несовместимости нравственности и уклада той жизни, в которой она вынуждена была су-ществовать.

Катерина — новый тип людей русской дейст-вительности 60-х годов XIX века. Добролюбов писал, что характер Катерины «исполнен веры в новые идеалы и самоотвержен в том смысле, что ему лучше гибель, нежели жизнь при тех на-чалах, которые ему противны. Решительный, цельный характер, действующий в среде Диких и Кабановых, является у Островского в женском типе, и это не лишено своего серьезного значе-ния». Добролюбов называет Катерину «лучом света в темном царстве». Он говорит, что само-убийство ее как бы осветило на миг беспробуд-ный мрак «темного царства». В ее трагическом конце, по словам критика, «дан страшный вызов самодурной силе».

Последний монолог Катерины — свидетельст-во ее внутренней победы над силами «темного царства». «Опять жить? Нет, нет, не надо... нехо-рошо!.. А поймают меня да воротят домой на-сильно...» — как страшно звучит здесь это сло-во — «поймают», словно не о человеке идет речь! При мысли о насилии, которое совершится над ней, Катерина восклицает: «Ах, скорей, скорей!» Жажда освобождения торжествует.

Катерина проникается убеждением в своем праве на свободу чувства, на свободу выбора между жизнью и смертью. «Все равно, что смерть придет, что сама... а жить нельзя!» — размышляет она о самоубийстве, которое с точ-ки зрения церкви является смертным грехом. И далее она подвергает сомнению это представ-ление: «Грех! Молиться не будут? Кто любит, тот будет молиться...» Мысль о любви сильнее, не-жели страх перед религиозными запретами, и предсмертные слова Катерины обращены не к Богу и выражают не раскаяние в совершенных грехах, — они обращены к любимому: «Друг мой! Радость моя! Прощай!» Так свободное от пред-рассудков, живое и сильное чувство победило в душе Катерины, и она вырвалась из пут «темно-го царства» на волю.

Цель: проанализировать образ героини; понять, почему Катерина решилась на самоубийство.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

II Беседа по тексту д. II - IV

Какими событиями наполнена жизнь героини?

Какую роль сыграл каждый персонаж в судьбе Катерины?

(Катерина очень немногословна. Характер ее поведения говорит об уверенности в себе, о само достаточности. Ей незачем самоутверждаться за счет других. Все мысли Катерины сосредоточены на любви к Борису, это чувство захватило ее целиком, ни о чем другом она ни думать, ни говорить не в состоянии.)

Как характеризует Катерину ее стиль общения? Какие стороны характера Катерины раскрываются в разговоре с Варварой?

(В этом разговоре Катерина впервые признается в любви к Борису. В нем раскрывается сила чувства Катерины, глубина ее душевной драмы, внутренняя сила, решительность ее характера. («Такая уж я зародилась, горячая»), показана готовность отстоять свою независимость, хотя бы ценой гибели («...уж коли мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой... в окно выброшусь, в Волгу кинусь...»). Этими словами предопределяется все дальнейшее поведение Катерины и ее трагическая гибель.)

Д. II, явл. 3, 4, 5 «Проводы Тихона». Как ведут себя герои в этой сцене, как это их характеризует?

Какое значение эта сцена имеет в развитии событий?

(В этой сцене обнаруживается, до каких крайностей доходит деспотизм Кабанихи, выясняется полная неспособность Тихона не только защитить, но и понять Катерину. Эта сцена объясняет решение Катерины пойти на свидание с Борисом.)

Как ведет себя Тихон перед отъездом из дома?

(Чтобы понять душевное состояние Тихона перед отъездом, нужно ясно представить себе его положение в доме матери, его желание хотя бы на две недели освободиться от опеки. С чувством облегчения произносит Тихон свою реплику: «Да-с, маменька, пора». Но оказывается, это еще не все. Мать требует, чтобы он дал наказ Катерине, как жить без него. Тихон понимает, что, исполняя волю матери, он унижает свою жену.

Когда наставления Кабанихи становятся совсем оскорбительными, Тихон пытается возразить против издевательства над Катериной, но мать непреклонна, и он тихо, сконфузившись, как бы извиняясь перед женой, произносит: «Не заглядывайся на парней!» Цель Кабанихи - привести к полной покорности домашних и прежде всего своенравную Катерину.)

Д. II, явл. 10. Монолог с ключом.

Попытаемся понять, почему Катерина полюбила Бориса? Ответ найдем в статье Добролюбова «В этой страсти заключается для нее вся жизнь; вся сила ее натуры, все ее живые стремления сливаются здесь. К Борису влечет ее не одно то, что он ей нравится, что он и с виду и по речам не похож на остальных окружающих ее, к нему влечет ее и потребность любви, не нашедшая себе отзыва в муже, и оскорбленное чувство жены и женщины, и смертельная тоска ее однообразной жизни, и желание воли, простора, горячей, беззапретной свободы».

Какие чувства испытывает Катерина, как эти чувства отражаются в ее речи? Каково значение сцены?

(Здесь раскрывается победа естественного чувства Катерины над догмами домостроя. Речь героини полна коротких, отрывистых вопросительных и восклицательных предложений, повторов, сравнений передающих напряжение чувств Катерины.

После взволнованного вступления идут горькие раздумья Катерины о жизни в неволе. Речь становится более сдержанной, уравновешенной. Катерина оспаривает первоначальное решение - бросить ключ: «Да какой же в этом грех, если я взгляну на него раз, хоть издали-то! Да хоть и поговорю-то!.. Да ведь он сам не захотел». Эта часть монолога сопровождается ремарками: подумав, молчание, задумывается, задумчиво смотрит на ключ, характеризующих состояние Катерины.

Заканчивается монолог сильным порывом чувств: «Мне хоть умереть, да увидеть его...».)

Задание.

Д. III, явл. 6-8. Сопоставьте картины свидания Кудряша и Варвары, Бориса и Катерины. Сделайте вывод.

(Эти картины показаны на основе контраста. В любви Варвары и Кудряша нет истинной поэзии, их отношения ограниченны. «Катерина любит, готовая искупить эту свою первую страстную любовь смертью, а Варвара только «гуляет», - говорила исполнительница роли Катерины, артистка Малого театра П. А. Стрепетова. Контрастность душевного состояния героев - в ремарках автора. Слова Варвары сопровождаются ремарками «зевая», «зевает, потом целует холодно, как давно знакомого», «зевает а потягивается». Катерина «тихо сходит по тропинке, ... потупив глаза в землю», обращается к Борису «с испугом, но не поднимая глаз», «поднимает глаза и смотрит на Бориса», «кидается ему на шею». Как и в сцене с ключом, автор показывает эволюцию душевного состояния Катерины - от растерянности к утверждению права на любовь.)

Д. IV, явл. 3. О чем узнаем из разговора Варвары и Бориса?

(Катерина после приезда мужа «просто сама не своя сделалась... Дрожит вся, точно ее лихорадка бьет; бледная такая, мечется по дому, точно чего ищет. Глаза как у помешанной!».)

Задание.

Д. IV, явл. 4, 5. Проследите, как раскрывается душевное состояние Катерины, как нарастает напряженность в развитии действия, как мотивируется сцена покаяния Катерины.

(Надвигается гроза, которая, по мнению калиновцев, нам в наказание посылается Мрачный колорит усиливается и сценой действия - вместо панорамы Волги - узкая галерея с гнетущими сводами. Катерина «вбегает» на сцену, «хватает Варвару за руку и держит крепко!» Ее отрывистые реплики передают крайнее потрясение. Ее ранят и намеки Кабанихи и ласковая шутка Тихона. Раньше она была защищена сознанием своей правоты. Теперь она безоружна. А ласка мужа, перед которым она чувствует себя виноватой, для нее - пытка. Когда же в толпе появляется Борис, Катерина как бы прося защиты, «приклоняется к Варваре».)

Снова слышны пророчества: «Уже ты помяни мое слово, что эта гроза даром не пройдет...» Как и в д. I, появляется сумасшедшая барыня; но в д. I ее пророчества имели обобщенный характер («Что, красавицы? Что тут делаете?.. Все в смоле будете кипеть неутолимой!..»), то в д. IV барыня обращается непосредственно к Катерине: «Что прячешься! Нечего прятаться!..» Ее слова сопровождаются ударами грома.

В чем разница в душевном состоянии Катерины в д. I и д. IV?

(Разница в душевном состоянии Катерины выражена и в ее восклицаниях после ухода барыни: Д. I «Ах, как она меня испугала, я дрожу вся, точно она пророчит мне что-нибудь», Д. IV «Ах! Умираю!» Катерина ждет божьей кары. Она ищет защиты у бога, опускается на колени и видит перед собой изображение ада. Так подводит Островский к кульминации пьесы - сцене всенародного покаяния Катерины.)

Задание.

Прочитайте явл. 6. Какие чувства теперь испытывает Катерина?

(Если в монологе с ключом и в сцене свидания раскрывается победа любви в душе Катерины, то в сцене покаяния отчетливо обнаруживается сила тяготеющих над Катериной норм религиозной нравственности.)

(Если бы Катерина скрыла свой «грех» научилась бы притворяться и обманывать, продолжала бы ходить на свидания с Борисом, то это означало бы, что Катерина приспособилась к окружающему обществу, примирилась с его нравственными устоями, деспотизмом.)

Чем объясняется и мотивируется раскаяние героини?

(Покаяние Катерины объясняется не только боязнью божьей кары, но и тем, что ее высокая нравственность восстает против обмана, который вошел в ее жизнь. Она говорила о себе: «Обманывать-то я не умею, скрывать-то ничего не могу». На возражение Варвары: «А по-моему: делай, что хочешь, только бы шито да крыто было», Катерина отвечает: «Не хочу я так. да и что хорошего!» Для Катерины нравственная оценка своих поступков и помыслов составляет важную сторону духовной жизни, И во всенародном признании Катерины можно видеть попытку искупить свою вину, сурово наказать себя, попытку нравственного очищения.)

III Анализ действия V

1. Краткий пересказ действия V.

Пояснение для учителя.

Если есть возможность заслушайте две сценические трактовки образа Катерины в исполнении П. А. Стрепетовой и М. Н. Ермоловой, и попросите учащихся высказать свои суждения о том, какая из этих трактовок более соответствует образу, созданному Островским (см. доп.материал).

2. Беседа.

Могла ли Катерина обрести путь к спасению в душе? Почему? Давайте представим, что Катерина имела возможность обратиться к современному специалисту-психологу. Какие рекомендации она бы получила?

Современные психологи используют специальные психологические механизмы, помогающие преодолеть душевный кризис. Один из таких механизмов хорошо вам известен, так как может использоваться не только в кризисных ситуациях, но и помогает принимать любые решения - это составление двух списков. В один список записываются позитивные последствия решения, в другой - негативные последствия, давайте попробуем составить два списка «для будущей жизни» Катерины, основываясь на тексте пьесы. Составляем таблицу, используя цитаты:


Позитивные стороны

«Я буду жить, дышать, видеть небо, следить за полетом птиц, ощущать на себе солнечный свет...»

«Я буду перед Богом чиста, буду снова молиться, замолю свои грехи...»

«Не дают мне весь мир воспринимать свободно, вольно - создам в доме свой мир, а не получится в доме, создам свой мир в своей душе. Этого мира у меня не отнять...»

«Запрут - вот и будет тишина, никто мешать не будет...»

«Мою любовь у меня никто не отнимет...»

«Тихон слаб, но я могу сделать его счастливей, если я защищу его от его матери...»

«Кабанова стара, скоро ей понадобится моя помощь...»

«Сколько радости принесут мне дети...»

Негативные стороны

«Найдут, силой поволокут домой...»

«Свекровь заест совсем...»

«Никогда не быть мне свободной...»

«Тихон не простит, снова придется видеть его недовольное лицо...»

«Бориса никогда не увижу, снова эти ночные страхи, эти долгие ночи, эти долгие дни...»


Итак, позитивного в жизни Катерины - больше. Если колонку с негативом закрыть ладонью, то получится, что жизнь героини будет наполнена такими ожиданиями и надеждами, с которыми можно не только наладить свое существование, но и построить его заново.

Почему же Катерина не смогла увидеть эти надежды и спасти свою душу? В чем специфика окружающей среды?

(Узы брака в то время считались священными и нерасторжимыми. Еще тверже это было в патриархальной среде, в которой выросла Катерина. Даже Варвара, не особенно считающаяся с домостроевскими нравами, говорит Катерине: «Куда ты уйдешь? Ты мужняя жена».

Если сама Варвара бежит из дома матери, то ведь она не замужем. Положение Катерины куда сложнее. И все же она уходит из дому, нарушив все традиции домостроевской нравственности. Теперь она в положении отверженной. Катерина делает последнюю попытку найти помощь и поддержку у любимого человека. «Возьми меня с собой, отсюда!» - просит она Бориса и получает отказ. Для нее оставалось лишь два выхода: вернуться домой и покориться или уйти из жизни. Она выбрала последнее. В тот момент в Катерине преобладали эмоции над сознанием. И не оказалось никого, кто смог бы оказать ей психологическую поддержку.)

Конечно, все сказанное не дает основания считать самоубийство Катерины протестом против устоев, нравственности окружающего общества. В ее поведении и слабые, и сильные стороны. да, она своим поведением отвергает принципы домостроевской нравственности, рвется к новой жизни и предпочитает смерть жизни в неволе.

Не претендуя на оригинальность, хочу высказать свое мнение по поводу трагедии главной героини драмы А. Н. Островского "Гроза". Меня всегда мучила мысль: как женщина, свято верившая в христианскую мораль, могла покончить жизнь самоубийством. Сбитая статьей Н. А. Добролюбова "Луч света в "темном царстве" , я, хотя и не принимала Катерину в качестве того самого пресловутого "луча", но тем не менее со многими постулатами статьи была согласна.И вот однажды в дороге меня пробила мысль: нет, никогда Катерина на самоубийство не пойдет и пойти не могла. Добролюбова во внимание с высоты своих лет я уже не брала: что мог жизненно мудрого сказать юноша (Добролюбов), умерший в 25 лет? Откуда ему было взять жизненный опыт, опыт семейных отношений, если ничего этого он не имел и до этого просто не дожил?Поэтому доверять его мнению я в какой-то момент перестала и решила еще раз внимательно перечитать драму.
Итак, Катерина Кабанова- купеческая дочь и купеческая жена. В самом начале пьесы она вспоминает свое детство, когда она жила в родительском доме, "точно птичка на воле". Что под этим подразумевалось? Утром вставала и поливала цветы, ходила в церковь, слушала богомолок и странниц, вышивала по бархату золотом, гуляла по саду и к вечерне ходила в церковь.Вот так проходили дни и годы. Матушка Катерины даже "работать не принуждала", к семейной жизни не приучала, только обращала внимание на то, что, бывало, с дочерью что-то необычное творилось. Катерина сама об этом рассказала:"...не слышу, когда служба кончится", видела во время службы, как "в солнечный день из купола такой светлый столб вниз идет (...) будто ангелы в этом столбе летают и поют". Говоря современным языком, Катерина могла впадать в транс, отрешалась от всего земного, следуя только за полетом своей души. Отсюда и горячие молитвы и днем и ночью, отсюда и видения храмов золотых и садов необыкновенных, отсюда и полеты во сне.
Став женой тихого, безобидного Тихона, Катерина должна была продолжать уже в собственной семье жизнь, намеченную в детстве.Однако оказывается, что к семейной жизни она не готова: глухое недовольство свекровью, осуждение ее религиозности, неприятие законов, царящих в доме свекрови, нежелание их понять и собственное своеволие. "Такая уж я зародилась горячая! (...)... не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!"- говорит она Варваре.
Вдруг оказалось, что в новой семье не спасают и молитвы. А уж если это не спасает, ночами приходит "враг" и начинает смущать ее: "Такой на меня страх, такой-то на меня страх! Точно я стою над пропастью, и меня кто-то туда толкает, а удержаться мне не за что". Ее дальнейшая жизнь - это испытание на прочность ее христианской морали.. Провожая мужа по делам в Москву, она просит взять с нее страшную клятву, чтоб "умереть мне без покаяния, если я..." Гордыня берет верх, и Катерина, нарушая клятву, изменяет мужу. И не просто изменяет, а целенаправленно, изо дня в день, пока мужа нет, встречается с Борисом. Тут уже нарушаются все нормы христианской морали, но радости эта любовь Катерине не приносит. Боясь умереть во время грозы, боясь пророчеств старой барыни ("За все тебе отвечать придется"), Катерина кается перед мужем, признаваясь ему и свекрови, что изменила с Борисом. Говорит она слова признания в состоянии аффекта, ей хочется снять с себя страшный грех прелюбодеяния. После своего страшного признания она "падает без чувств на руки мужа".
Покаявшись в своем грехе, Катерина готова умереть.Последняя встреча с Борисом как подтверждение этому. "Поедешь ты дорогой, ни одного ты нищего так не пропускай, всякому подай, да прикажи, чтоб молились за мою грешную душу"- говорит она ему. Оставшись одна, она "задумывается". Эта авторская ремарка дорогого стоит."Задумывается "- проще говоря, сознание у нее отключается и все последующие фразы она произносит в бессознательном состоянии. Множество восклицательных и вопросительных предложений говорят о ее состоянии аффекта. Она, очищенная покаянием, простившаяся с Борисом и своей жизнью, не накладывает на себя руки. Доказательством этому служат авторские ремарки: "Ах скорей, скорей! (Подходит к берегу. Громко.) Друг мой! Радость моя! Прощай! (Уходит)". Именно "уходит", а не бросается в Волгу. Что же произошло? Кто-то увидел, что "женщина в воду бросилась" - и все! Кто увидел, рядом, естественно, не стоял. Дело было ночью (люди с фонарями Катерину искали), рассмотреть, что произошло на самом деле,никто не мог. На виске у Катерины была маленькая ранка. Предположение одного из героев, что "... должно быть, на якорь попала, ушиблась, бедная!", остается только предположением.Якорь в омуте? Всю пьесу ни о каком судне речь не шла.
Готовая к смерти, Катерина никогда бы не совершила греховного поступка, который отмолить нельзя, за который покаяться нельзя. Покаявшись в прелюбодеянии, она никогда не совершит еще более тяжкий грех - самоубийство. Видимо, находясь в полусознательном состоянии она просто оступилась в темноте. Потому и нашли ее "близехонько, в омуточке у берега". Катерина была чистой всю жизнь.Оступившись, она осознала свой грех, покаялась и умерла с чистым сердцем истинной христианкой. Закономерны слова Кулибина: «Вот вам ваша Катерина! Делайте с ней что хотите! Тело ее здесь, возьмите его; а душа теперь не ваша: она теперь перед судией, который милосерднее вас!»

Сочинение

Героине русской литературы поражают своей нравственной чистотой и редкой духовной силой, которая позволяет им смело бросать вызов строгим законам и условностям общества. Такова пушкинская Татьяна, тургеневская Лиза Калитина. Такова и Катерина Кабанова из драмы Островского "Гроза". Чем же выделяется среди других действующих лиц пьесы эта юная купеческая жена, не получившая никакого образования, не участвующая в общественно значимом деле? Ее сфера — семья, необременительные домашние занятия: рукоделие, уход за цветами, посещения церкви.

Первые слова Катерины, когда она называет Кабаниху родной матерью, явно неискренни, лицемерны. Значит, сначала героиня воспринимается как подневольная, покорная женщина, привыкшая к зависимому положению. Но уже следующая реплика Катерины выводит нас из этого заблуждения, так как здесь она уже открыто протестует против несправедливых обвинений свекрови. В последующем разговоре Катерины с Варварой она произносит необычные слова: "Отчего люди не летают так, как птицы?" Они кажутся странными и непонятными Варваре, но много значат для понимания характера Катерины и ее положения в кабановском доме. Сравнение с птицей, которая может взмахнуть крыльями и полететь, красноречиво говорит о том, как тяжело Катерине переносить гнетущую неволю, деспотизм властной и жестокой свекрови. Невольно вырвавшиеся слова героини говорят о ее затаенной мечте освободиться их этой темницы, где подавляется и убивается всякое живое чувство.

Характер Катерины нельзя до конца понять без ее рассказов о счастливой поре детства и девичества в родительском доме. Уносясь мечтой в этот чудесный, полный гармонии мир, Катерина вспоминает о постоянном ощущении счастья, радости, слиянности со всем окружающим, которого она лишена в доме свекрови. "Да здесь все как будто из-под неволи", — говорит героиня, указывая на резкий контраст ее теперешней жизни с милым и дорогим прошлым. Именно эта неспособность Катерины до конца смириться с кабановским гнетом обостряет ее конфликт с "темным царством". История, происшедшая с героиней в детстве, выявляет в ней такие определяющие черты характера, как вольнолюбие, смелость, решительность. И, став взрослой, Катерина все та же. Пророчески звучат ее слова, обращенные к Варваре: "А уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!"

Любовь к Борису стала для Катерины причиной пробуждения и возрождения ее души. Она подготовлена всей ее подневольной жизнью в кабановском доме, ее тоской по утраченной гармонии, мечтой о счастье. Но автор на протяжении всей пьесы усиливает контраст между возвышенной, одухотворенной, беспредельной любовью Катерины и приземленным, осторожным увлечением Бориса. Эта способность Катерины глубоко и сильно любить, жертвуя всем ради возлюбленного, говорит о ее живой душе, которая смогла сохраниться в омертвелом кабановском мире, где вянут и иссыхают все искренние чувства. Мотив неволи постоянно переплетается с мыслями Катерины о любви. Особенно отчетливо это звучит в ее знаменитом монологе с ключом. В состоянии тяжелейшей душевной борьбы между долгом верной жены и любовью к Борису Катерина постоянно возвращается к мыслям о ненавистной свекрови и постылых стенах кабановского дома. Подавить в себе любовь, которая сулит так много счастья, ради унылого прозябания в неволе — это непосильная задача для молодой женщины. Ведь отказаться от любви — значит навсегда отказаться от всего лучшего, что может подарить жизнь. Значит, Катерина сознательно совершает грех, чтобы сохранить свою живую душу, бросая этим вызов кабановским понятиям о нравственности. Каковы же эти понятия? Они довольно четко и конкретно сформулированы своеобразным идеологом "темного царства" — Марфой Игнатьевной Кабановой. Она абсолютно убеждена в том, что крепкая семья должна быть основана на страхе жены перед мужем, что свобода ведет человека к нравственному падению. Поэтому она так настойчиво "пилит" Тихона, который не способен прикрикнуть на жену, пригрозить ей или поколотить. Публичное покаяние Катерины еще больше утверждает Кабаниху в правильности и незыблемости ее взглядов на семью.

В чем же все-таки причина публичного покаяния Катерины? Может быть, это страх перед грозной божьей карой? Думаю, что дело здесь не в трусости или боязни наказания, а в исключительной совестливости Катерины, в ее неспособности лгать мужу и свекрови, притворяться перед людьми. Ведь именно так понимаются первые слова ее покаяния: "Все сердце изорвалось! Не могу больше терпеть!" Ни свекровь, которая теперь запирает невестку на замок, ни муж, который ее побил немножко, потому что маменька велела, не могут сильнее осудить и наказать Катерину, чем она сама. Ведь она чувствует свою вину не только перед Тихоном и Кабанихой, но и перед всем миром, перед высшими силами добра и правды. Совершив грех, Катерина утрачивает ту гармонию с миром, которая жила в ней. Пройдя через тяжелые духовные испытания, через изнурительные муки совести, она нравственно очищается. Страданиями Катерина искупает свой грех. Прощание с Борисом убивает последнюю надежду героини на жизнь, в которой еще возможна радость. Она готова ехать за любимым человеком в далекую Сибирь невенчанной женой, но он не может и не хочет противиться грозному дяде, надеясь на мифическое наследство.

У Катерины остается один выход — самоубийство. И не потому, что ей опротивела жизнь. Наоборот, в последнем монологе героини, когда она прощается с солнышком, травкой, цветами, птицами, чувствуется ее огромное желание жить, любить красоту земли. Но Катерина все-таки выбирает смерть, потому что только так она может сохранить то лучшее, светлое, чистое и возвышенное, что живет в ее душе. А годы жизни в мрачном доме свекрови равносильны медленному, растянувшемуся во времени умиранию. Катерина отвергает это жалкое подобие жизни и, бросившись в Волгу, утверждает истинную жизнь, полную радостной беззаветной любви к цветам, деревьям, птицам, к красоте и гармонии мира. Может быть, это подсознательно чувствует Тихон, когда завидует мертвой жене. У него впереди скучные, однообразные месяцы и годы, которые до конца убьют его душу, ибо сохранить ее живой в кабановском "темном царстве" можно только ценой жизни. Значит, в образе Катерины А. Н. Островский воплотил живую душу народа, его протест против домостроевской религии, гнетущих условий действительности, зависимости и несвободы.

СИЛА ХАРАКТЕРА КАТЕРИНЫ И ТРАГИЧЕСКАЯ ОСТРОТА ЕЕ КОНФЛИКТА С "ТЕМНЫМ ЦАРСТВОМ" В ДРАМЕ А. Н. ОСТРОВСКОГО "ГРОЗА". ОБРАЗ КАТЕРИНЫ В ОЦЕНКЕ Н. А. ДОБРОЛЮБОВА
Драма "Гроза" была задумана под впечатлением от поездки Островского по Волге (1856-1857 гг.), но написана в 1859 году."Гроза", - как писал Добролюбов, - без сомнения, самое решительное произведение Островского". Эта оценка не потеряла своей силы и до настоящего времени. Среди всего написанного Островским "Гроза" является, несомненно, лучшим произведением, вершиной его творчества. Это настоящая жемчужина русской драматургии, стоящая в одном ряду с такими произведениями, как "Недоросль", "Горе от ума", "Ревизор", "Борис Годунов" и т. д. С поразительной силой изображает Островский уголок "темного царства", где нагло попирается в людях человеческое достоинство. Хозяевами жизни здесь являются самодуры. Они теснят людей, тиранствуют в своих семьях и подавляют всякое проявление живой и здоровой человеческой мысли. Среди героев драмы главное место занимает Катерина, которая задыхается в этом затхлом болоте. По складу характера и интересам Катерина резко выделяется из окружающей ее среды. Судьба Катерины, к сожалению, является ярким и типичным примером судеб тысяч русских женщин той поры.Катерина - молодая женщина, жена купеческого сына Тихона Кабанова. Она недавно оставила свой родной дом и переселилась в дом к мужу, где она живет вместе со своей свекровью Кабановой, являющейся полновластной хозяйкой. В семье Катерина не имеет никаких прав, она не вольна даже распоряжаться собой. С теплотой и любовью она вспоминает родительский дом, свою девичью жизнь. Там она жила вольготно, окруженная лаской и заботой матери. В свободное время ходила на ключ за водой, ухаживала за цветами, вышивала по бархату, ходила в церковь, слушала рассказы и пение странниц. Религиозное воспитание, которое она получила в семье, развило в ней впечатлительность, мечтательность, веру в загробную жизнь и возмездие человеку за грехи. В совершенно иные условия попала Катерина в доме мужа. С внешней стороны будто бы все обстояло так же, но приволье родительского дома сменилось на душное рабство. На каждом шагу она чувствовала зависимость от свекрови, терпела унижения и оскорбления. Со стороны Тихона она не встречает никакой поддержки, а тем более понимания, так как он сам находится под властью Каба-нихи. По своей доброте Катерина готова относиться к Кабанихе, как к родной матери. Она говорит Кабанихе: "Для меня, маменька, все одно, что родная мать, что ты". Но искренние чувства Катерины не встречают поддержки ни у Кабанихи, ни у Тихона. Жизнь в такой обстановке изменила характер Катерины: "Какая я была резвая, а у вас завяла совсем... Такая ли я была? 1" Искренность и правдивость Катерины сталкиваются в доме Кабанихи с ложью, лицемерием, ханжеством, грубостью. Когда в Катерине рождается любовь к Борису, это ей кажется преступлением, и она борется с на-хлынувшим на нее чувством. Правдивость и искренность Катерины заставляют ее страдать так, что ей приходится наконец покаяться перед мужем. Искренность Катерины, ее правдивость несовместимы с бытом "темного царства". Все это и явилось причиной трагедии Катерины. Напряженность переживаний Катерины особенно ясно видна после возвращения Тихона: "Дрожит вся, точно ее лихорадка бьет: бледная такая, мечется по дому, точно чего ищет. Глаза, как у помешанной, давеча утром плакать принялась, так и рыдает".Публичное покаяние Катерины показывает всю глубину ее страданий, нравственного величия, решимости. Но после покаяния ее положение стало невыносимым. Муж не понимает ее, Борис безволен и не идет ей на помощь. Положение стало безвыходным - Катерина гибнет. В гибели Катерины виновата не одна конкретная личность. Ее гибель - результат несовместимости нравственности и уклада той жизни, в которой она вынуждена была существовать. Образ Катерины имел для современников Островского и для последующих поколений огромное воспитательное значение. Он звал на борьбу со всеми формами деспотизма и угнетения человеческой личности. Это выражение растущего протеста масс против всех видов рабства. Своей смертью Катерина протестует против деспотизма и самодурства, ее смерть свидетельствует о приближении конца "темного царства".Образ Катерины принадлежит к лучшим образам русской художественной литературы. Катерина - новый тип людей русской действительности 60-х годов XIX века. Добролюбов писал, что характер Катерины "исполнен веры в новые идеалы и самоотвержен в том смысле, что ему лучше гибель, нежели жизнь при тех началах, которые ему противны. Решительный, цельный характер, действующий в среде Диких и Кабановых, является у Островского в женском типе, и это не лишено своего серьезного значения". Далее Добролюбов называет Катерину "лучом света в темном царстве". Он говорит, что самоубийство ее как бы осветило на миг беспробудный мрак "темного царства". В ее трагическом конце, по словам критика, "дан страшный вызов самодурной силе". В Катерине мы видим протест против кабановских понятий нравственности, протест, доведенный до конца, провозглашенный и под домашней пыткой, и над бездной, в которую бросилась бедная женщина.

Задачи и тесты по теме "СИЛА ХАРАКТЕРА КАТЕРИНЫ И ТРАГИЧЕСКАЯ ОСТРОТА ЕЕ КОНФЛИКТА С ТЕМНЫМ ЦАРСТВОМ В ДРАМЕ А. Н. ОСТРОВСКОГО ГРОЗА. ОБРАЗ КАТЕРИНЫ В ОЦЕНКЕ Н. А. ДОБРОЛЮБОВА"

  • Орфография - Важные темы для повторения ЕГЭ по русскому языку

    Уроков: 5 Заданий: 7