Евгений Онегин - Рассказ "Воспитание Татьяны" с цитированием. Пожалуйста напишите!!! Срочно!!!! Жизнь Татьяны—это замечательная история воспитания в себе характера, который создавался в уроках жизни ("Евгений Онегин" А

  • 22.04.2019

Татьяна Ларина росла в провинции, в российской глубинке. О ее образовании Пушкин не говорит ничего, но учитывая, что она все-таки умеет читать и писать по-французски, можно предположить, что ее образованием занималась какая-нибудь мадмуазель, которая и пристрастила юную барышню к французским романам.

Отец не очень интересовался тем, что читает его дочь, считая чтение баловством. А мать сама когда-то была увлечена подобной литературой. не особо напрягали воспитательно-образовательным процессом. В таких условиях она росла сама по себе, на лоне природы, как дикий цветок, изредка поливаемый дождем и согреваемый солнечными лучами.

Татьяна была нелюдимой. Она не играла в куклы, не интересовалась рукоделием. Наряду с чтением романов, она любила слушать сказки няни, страшные рассказы о потусторонней силе, в существование которой она верила.

Татьяна верила преданьям
Простонародной старины,
И снам, и карточным гаданьям,
И предсказаниям луны.
Ее тревожили приметы;
Таинственно ей все предметы
Провозглашали что-нибудь,
Предчувствия теснили грудь.

Таким образом, ее воспитание носило романтический характер, далекий от реальной действительности. После отъезда , когда Татьяна в первый раз побывала в его доме, она стала приходить сюда читать. Перед юной барышней открылся иной мир. Это не только был мир человека, которого она любила. Пред ней, предстало иное мировоззрение, иной взгляд на жизнь, более реальный, чем тот, который был представлен в ее романах.

Чтенью предалася Татьяна жадною душой;
И ей открылся мир иной.

В тот вечер, когда она пришла в имение Онегина второй раз, мать собрала семейный совет, чтобы решить вопрос о замужестве Татьяны. Вот и уже вышла замуж за улана, а Татьяна продолжает отказывать потенциальным женихам.

Решение отправиться в Москву, не мешало продолжить посещение имения. И это чтение тоже внесло свою лепту в образование Татьяны.

Преображение Татьяны, произошедшее с ней в течение двух лет после замужества, остаются для читателя за кадром. На это упущение обращает внимание П.А. Катенин: «Сие исключение [главы], может быть и выгодное для читателей, вредит, однако ж, плану целого сочинения; ибо чрез то переход от Татьяны, уездной барышни, к Татьяне, знатной даме, становится слишком неожиданным и необъясненным». Справедливость этого замечания Пушкин и сам осознавал, но, тем не менее, он ничем не дополнил эту главу, не написал новой, которая объяснила бы столь неожиданное превращение дикого (не будем говорить – гадкого), утенка в царевну-лебедя. Можно предположить, что начав читать иные книги в доме Онегина, Татьяна продолжила свое самообразование и самосовершенствование, выйдя замуж. Глядя на кузин, она и сама осознавала, что немного не такая. В чем-то Татьяна стремилась подражать им, что-то и они подсказывали ей: прически, фасоны нарядов.

Выйдя замуж, многое она узнала из бесед с собственным мужем, который был человеком образованным и начитанным. Не все получали образование «чему-нибудь и как-нибудь», подобно Онегину. Генерал не мог быть человеком полуобразованным. Он наверняка подсказывал жене, какие книги ей следует читать.

Чувство такта, умение держаться, она приобрела, общаясь с близкими родственниками и знакомыми генерала, бывая в свете. Манеру одеваться сдержанно и со вкусом, ей подсказывали собственная интуиция и собственный вкус.

Появляясь с женой в свете, князь гордился ею. И он имел на то право, потому что в той Татьяне, которую люди видели перед собой, была и доля его труда.

Пушкин – поэт, чьё творчество чрезвычайно доступно человеческому пониманию. Ясность образов и гармония его произведений имеют воспитательно-образовательное значение. Его лира пробуждает в людях добрые чувства. Чтобы он ни описывал, о чем бы ни говорил, в его строках чувствуется любовь к людям и жизни.

«Евгений Онегин» — это одно из знаковых произведений поэта. Необычна и сложна форма этого произведения. Это роман в стихах, ранее творений подобного рода в русской литературе не было.

«Евгений Онегин» — это источник представлений о русской жизни пушкинского периода. Одна из центральных фигур романа – Татьяна, дочь помещиков Лариных.

Показывая образ Татьяны, единственной цельной натуры в романе, Пушкин демонстрирует настоящее явление в русской жизни.

«…Задумчивость, ее подруга
От самых колыбельных дней
Теченье сельского досуга
Мечтами украшала ей…»

Татьяна живёт среди простых людей, которым незнакомы шум и суета большого света. Они наивны и по-своему милы.

Татьяну тянет к кому-то, кого она ещё не встречала, но кто бы был умнее, лучше, добрее окружающих. Она принимает за такого человека соседа, помещика Евгения Онегина. Со временем милая Татьяна влюбляется в него.

Он и вправду умнее её окружения, более знающ и рассудителен. Он способен на добрые дела (облегчил тяжкую участь своих крепостных крестьян):

«Сперва задумал наш Евгений
Порядок новый учредить.
Ярем от барщины старинный
Оброком лёгким заменил, —
И раб судьбу благословил…»

Но Онегин – далеко не идеал. Татьяна ещё не распознала это. Он — праздный барин, ленивый, избалованный жизнью, недоучившийся, не знающий, что делать, потому что на плодотворную жизнь у него нет душевных сил, а от пустой жизни его грызёт тоска.

Татьяна пишет к нему письмо, в котором объясняется в любви. Но Онегин не может справиться со своим эгоизмом, он не принимает её душевных порывов.

После отъезда Онегина из деревни, Татьяна имеет обыкновение быть в его доме, читать книги. Она многому научилась и многое поняла. Онегин – не такой, каким она его себе представляла. Он – себялюбивый, эгоистичный человек, совсем не тот герой, к которому рвалась её нежная душа.

По истечении времени Онегин в Петербурге снова встречает Татьяну. Она — жена старого генерала. И тут Онегин по-новому взглянул на неё. В богатстве и знатности она кажется совсем иной. В его душе вспыхнула любовь. На этот раз она сама отвергла его, зная его себялюбие, зная пустоту его души и не желая нарушить слово, которое дала мужу.

Умела эта душа, добрая Татьяна, глубоко любить. Расставшись с Онегиным и поняв, что он – не герой её романа, — она всё же продолжала любить его и страдала от этого. Татьяна стала женой генерала не по собственной воле, ее об этом «молила мать». С любовью своей она не рассталась: в душе она любила Онегина.

Душа Татьяны – душа лучших русских женщин, — какие бы разные ни были их судьбы, мысли, дела.

Гениальность Пушкина заключается в том, что он предложил обществу по-новому взглянуть на судьбу русской женщины. Он прописал характер, доселе незнакомый русской литературе. Твёрдость натуры, сила, простота, естественность, верность своему слову, порядочность – эти черты обусловили целостность и крепость характера героини. Твёрдые принципы Татьяны были непоколебимы на протяжении всего повествования. Она испытывала отвращение к лицемерию, неискренности, пустословию, всему тому, что называла «ветошью маскарада».

С детства Татьяна была близка к народу, к народной поэзии. Её задушевная подруга – няня, которой она поверяла свои тайны. На протяжении всего повествования внутренний мир Татьяны не изменяется. Никакие внешние обстоятельства не заставят её сойти с пути истинного, не «сломают её духовного склада». Восхищение и любовь поэта в романе отданы Татьяне в полной мере.

Заключение

Пушкин соединил в себе две эпохи: в нём были известные черты настоящего и некоторые отголоски прошлого, в среде которых прошло его собственное воспитание; с другой стороны, с ним начинался совершенно новый период, период литературы современной.

Своим романом «Евгений Онегин» Пушкин научил всех, кто писал после него, так же просто и задушевно изображать силу и страдания русской женщины. Пушкин поднял значение русской женщины в нашем сознании. Он создал почву для тех высоких идеалов женщины, которые мы видим в последующих произведениях других авторов.

В романе Александра Пушкина «Евгений Онегин», конечно, главным женским образом является Татьяна Ларина. История любви этой девушки воспета впоследствии и драматургами, и композиторами. В нашей статье характеристика Татьяны Лариной построена с точки зрения ее оценки автором и в сравнении с сестрой Ольгой. Оба этих персонажа в произведении показаны абсолютно противоположными натурами. Конечно, нельзя забывать и про любовную линию романа. В отношении к Онегину героиня тоже показывает нам определенные стороны своего характера. Все эти аспекты мы разберем далее, чтобы характеристика Татьяны Лариной была наиболее полной. Для начала давайте познакомимся с ее сестрой и ею самой.

Про главную героиню романа можно говорить очень долго и очень много. А вот образ ее сестры - Ольги Лариной - Пушкин показал довольно лаконично. Ее достоинствами поэт считает скромность, послушание, простодушие и веселость. Такие же черты характера автор видел практически в каждой деревенской барышне, поэтому дает понять читателю, что ему скучно описывать ее. Ольга обладает банальными деревенской девушки. А вот образ Татьяны Лариной автор представляет уже более загадочным и сложным. Если же говорить об Ольге, то главной ценностью для нее является веселая беззаботная жизнь. В ней, конечно, присутствует любовь Ленского, но она не понимает его чувств. Здесь Пушкин пытается показать ее самолюбие, которое отсутствует, если рассматривать характер Татьяны Лариной. Ольге, этой простодушной девушке, незнакома сложная душевная работа, поэтому и к смерти жениха она отнеслась легкомысленно, быстро заменив его «любовной лестью» другого мужчины.

Сравнительный анализ образа Татьяны Лариной

На фоне деревенской простоты сестры Татьяна представляется нам и автору совершенной женщиной. Пушкин и заявляет об этом достаточно прямо, называя героиню своего произведения «милым идеалом». Краткая характеристика Татьяны Лариной здесь неуместна. Это многогранный характер, девушка понимает причины своих чувств и поступков, и даже анализирует их. Это ещё раз доказывает, что Татьяна и Ольга Ларины - абсолютные противоположности, хотя они сестры и воспитывались в одной культурной среде.

Авторская оценка характера Татьяны

Какой нам преподносит Пушкин главную героиню? Татьяне присущи простота, неторопливость, задумчивость. Особое внимание поэт уделяет такому качеству ее характера, как вера в мистику. Приметы, предания, смены фазы Луны - всё это она замечает и анализирует. Девушка очень любит гадать, а также придает большое значение снам. Не обошел вниманием Пушкин и любовь Татьяны к чтению. Воспитанная на типичных женских модных романах, героиня и свою любовь видит как бы сквозь книжную призму, идеализируя ее. Она любит зиму со всеми ее недостатками: темнотой, сумерками, холодом и снегом. Пушкин также подчеркивает, что у героини романа «русская душа», - это важный момент для того, чтобы характеристика Татьяны Лариной была наиболее полной и понятной читателю.

Влияние деревенских обычаев на характер героини

Обратите внимание и на время, в котором живет предмет нашего разговора. Это первая половина 19-го века, значит, характеристика Татьяны Лариной - это, по сути, характеристика современниц Пушкина. Характер у героини замкнутый и скромный, а читая ее описание, данное нам поэтом, можно отметить, что мы практически ничего не узнаем про внешность девушки. Таким образом Пушкин дает понять, что важна не внешняя красота, а внутренние черты характера. Татьяна молода, но выглядит взрослой и сложившейся личностью. Детские забавы и игру в куклы она не любила, ее привлекали таинственные истории и любовные страдания. Ведь героини любимых романов всегда проходят через ряд трудностей и испытывают страдания. Образ Татьяны Лариной гармоничный, неяркий, но удивительно чувственный. Такие люди нередко встречаются и в реальной жизни.

Татьяна Ларина в любовных отношениях с Евгением Онегиным

Какой мы видим главную героиню, когда дело доходит до любви? Евгения Онегина она встречает, уже будучи готовой к отношениям внутренне. Она «ждёт... кого-нибудь», на это осторожно указывает нам Александр Пушкин. Но не стоит забывать, где живет Татьяна Ларина. Характеристика ее любовных отношений зависит и от странных деревенских обычаев. Это проявляется в том, что Евгений Онегин посещает семью девушки только однажды, но вокруг уже народ говорит о помолвке и замужестве. В ответ на эти слухи Татьяна и начинает рассматривать главного героя как объект своих воздыханий. Из этого можно сделать вывод, что переживания Татьяны надуманны, искусственны. Все свои мысли она носит в себе, в ее влюбленной душе живут тоска и грусть.

Знаменитое послание Татьяны, его мотивы и последствия

И чувства оказываются настолько сильными, что возникает потребность их высказать, продолжив отношения с Евгением, но он больше не приезжает. Сделать девушке первый шаг по требованиям этикета тех времен было невозможно, это считалось легкомысленным и некрасивым поступком. Но Татьяна находит выход - она пишет любовное письмо Онегину. Читая его, мы видим, что Татьяна - человек очень благородный, чистый, в ее душе царят высокие помыслы, она строга к себе. Отказ Евгения принять ее любовь девушку, конечно, обескураживает, но чувство в сердце не гаснет. Она старается понять его поступок, и это ей удаётся.

Татьяна после неудачной любви

Поняв, что Онегин предпочитает быстрые увлечения, Татьяна едет в Москву. Здесь мы уже видим совсем другого человека в ней. Она переборола в себе слепое безответное чувство.

Но в Татьяна чувствует себя чужой, она далека от его суеты, блеска, сплетен и посещает обеды чаще всего в обществе матери. Неудачная сделала ее равнодушной ко всем последующим увлечениям противоположным полом. Тот цельный характер, который мы наблюдали в начале романа «Евгений Онегин», к концу произведения показан Пушкиным разбитым и разрушенным. В итоге Татьяна Ларина так и осталась «белой вороной» в высшем свете, но ее внутренняя чистота и гордость смогли помочь другим увидеть в ней истинную леди. Ее отстраненное поведение и при этом безошибочное знание правил этикета, вежливость и гостеприимность привлекали внимание, но при этом и заставляли оставаться на расстоянии, поэтому Татьяна была выше сплетен.

Конечный выбор героини

Под конец романа «Евгений Онегин» Пушкин, завершая сюжет, дарит своему «милому идеалу» счастливую семейную жизнь. Татьяна Ларина выросла духовно, но даже в последних строках романа она признается в любви Евгению Онегину. При этом это чувство больше не властно над ней, она делает осознанный выбор в пользу верности своему законному мужу и добродетели.

Онегин тоже обращает внимание на «новую» для него Татьяну. Он и не подозревает, что она не изменилась, она просто «переросла» его и «переболела» своей прежней болезненной любовью. Поэтому его ухаживания она отвергла. Вот такой предстает перед нами главная героиня «Евгения Онегина». Ее основными чертами характера являются сильная воля, уверенность в себе, добрый характер. К сожалению, Пушкин показал в своём произведении, как такие люди могут быть несчастны, ведь они видят, что мир совсем не такой, как им бы хотелось. У Татьяны непростая судьба, но ее тяга к личному счастью помогает ей преодолеть все невзгоды.

Цель урока:

1.Раскрыть образ Татьяны Лариной как пример девушки, воспитанной в христианском духе.

2.Показать, как христианское воспитание формирует из девушки идеальную жену.

3.Познакомить с понятиями: кротость, благочестие, послушание.

Оборудование :

  1. Схиархимандрит Иоанн (Маслов) «Симфония».
  2. С.И. Ожегов «Толковый словарь русского языка».
  3. Роман Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин».
4.Иеромонах Порфирий (Левашов) «О воспитании девиц в духе истинно христианском».

Ход урока:

Беседа с учениками

Учитель : Татьяна рождена была русскими православными родителями - Дмитрием и Прасковьей Лариными. Семья жила по христианским заповедям: читала молитвы, отмечала религиозные праздники, соблюдала пост. Пожалуйста, найдите во 2 главе романа аргументы моего тезиса.

Ученик: Они хранили в жизни мирной

Привычки милой старины;

У них на масленице жирной

Водились русские блины;

Два раза в год они говели.

Учитель : Хорошо, спасибо. Ребята, читая роман «Евгений Онегин», мы наблюдаем быт и нравы русского поместного дворянского общества. Татьяна с раннего детства общается с простыми людьми, много времени проводит с няней Филиппьевной, кроткой и терпеливой женщиной. К сожалению, слово «кроткая» сейчас почти не употребляется. Пожалуйста, прочитайте в словаре С. И. Ожегова значение этого слова.

Ученик: Кроткий – незлобивый, покорный, смирный.

Учитель : А теперь найдите статью об этом понятии в «Симфонии» (стр.446)

Ученик: Христиане должны быть, как и их отец небесный, кротки. Кротость – плод истинной веры. Кротость – плод духовной мудрости. Христос поучает нас Своей жизнью кротости. По примеру Христа, кротко обходиться с обидчиками. Гнев гневом не гасится, а кротость и свирепых смягчает.

Учитель : Спасибо. Знайте, ребята, что кротость – великая духовная сила. За кротость Бог даёт счастье. Это хорошее русское слово, запомните его и употребляйте в речи. Старайтесь воспитать в себе это качество характера. Можно ли Татьяну Ларину назвать кроткой девушкой? Пожалуйста, прочитайте по ролям диалог Татьяны и няни и подумайте над моим вопросом (3 гл.)

Ученики: - Не спится, няня: здесь так душно.

Открой окно да сядь ко мне.

Что, Таня, что с тобой?

Мне скучно. Поговорим о старине…

Учитель : Благодарю вас. Вы выразительно читали. Кто хочет ответить на вопрос?

Ученик : Я думаю, что Татьяна - кроткая девушка, потому что покорно принимает объяснения Евгения Онегина в том, не нравится ему.

Учитель: Правильно. Пушкин любит свою героиню ещё и за смелость, за цельность натуры, за пламенное и нежное сердце. В письме, которое написала Татьяна Онегину, мы обнаруживаем все эти черты характера. Признавшись в своих чувствах, Татьяна ведёт себя как героиня зарубежного романа. Реальные бытовые нормы поведения русской дворянской барышни начала XIX века делали такой поступок немыслимым: она вступала без ведома матери в переписку с почти неизвестным ей человеком и первая признавалась в любви. Если бы Онегин разгласил тайну получения им письма, репутация Татьяны пострадала бы неисправимо. Скажите, в какой главе романа происходят изменения в судьбе Татьяны Лариной?

Ученик: Переворот в судьбе Татьяны происходит в 7 главе.

Учитель : Верно. Внешние перемены в её жизни – только следствие сложного процесса, который происходил в душе героини после отъезда Евгения Онегина. Не надеясь на новую встречу и взаимность, Татьяна делает решающий нравственный выбор: соглашается поехать в Москву и выйти замуж. Она по-прежнему любит Онегина, но добровольно подчиняется своему долгу перед семьёй. Слова героини в последнем монологе –

Но я другому отдана;

Я буду век ему верна –

Новость для Онегина, но не для читателя: Татьяна лишь подтверждает выбор, сделанный ранее. Мы видим, что она сохранила прежние душевные качества, верность любви к Онегину и своему супружескому долгу. Татьяна Ларина поступила как благочестивая женщина – христианка, ведь она уже сделала однажды свой выбор. В книге Иеромонаха Порфирия «О воспитании девиц в духе истинно христианском» читаем: «Ничто так не возвышает женщину, как благочестие». Пожалуйста, найдите в «Симфонии» определение понятия «благочестие».

Ученик: «Благочестие есть свет и пример друг для друга для спасения. Путь благочестия – узкий путь. Узкий путь есть путь смирения, послушания, терпения, кротости. Признак благочестия – не только знать, но и жить по заповедям».

Учитель: «Жена благочестивая трудолюбива, скромна, благопокорлива, кротка, сострадательна, уважительна ко всем, примерная мать, добрая хозяйка и мужу верная спутница. Она как планета – спутница, привязанная к мировому пути своего мужа, с неуклонною правильностью и порядком будет обходить домашний быт его и разливать вокруг кроткий свет своих добродетелей и своего благоразумия. Какая честь для супруга, какое счастье для детей – иметь одному подругою, а другим матерью такое прекрасное существо». Такую идеальную жену нарисовал Александр Сергеевич Пушкин в романе «Евгений Онегин» в образе Татьяны Лариной. В ней, благочестивой и целомудренной женщине, всё привлекательно. Как вы думаете, в чём состоит счастье человека и была ли Татьяна счастлива?

Ученик: В «Симфонии» (стр.1028) сказано: «Счастье истинное, которое внутри имеется. Счастье есть совесть спокойная. Счастье истинное – в благочестии. Счастье христианина – быть твёрдым в искушениях». Получается, что Татьяна счастлива тем, что не изменила мужу, сумела сохранить чистоту души и светлые воспоминания о любви.

Учитель : Закономерно, что в последней главе А.С.Пушкин прямо говорит читателям о том, что Татьяна Ларина отличается от светских дам, что её все любят и уважают.

К ней дамы подвигались ближе;

Старушки улыбались ей;

Мужчины кланялися ниже,

Ловили взор её очей.

А теперь, ребята, найдите, пожалуйста, в тексте любой главы романа и запишите в тетрадь понятия, о которых говорится в «Симфонии».

Ученик: Понятия из 1 главы: дружба, гордость, душа, достоинство, простота, скука, коварство, доброта, благородство, воспитание, трудолюбие, лицемерие, ревность, послушание, красноречие, молчание, лесть, лукавство.

Учитель: Молодцы. Подумайте, какие из этих качеств можно обнаружить в характере Онегина, а какие - в характере Татьяны?

Ученик : У Онегина: гордость, скука, коварство, благородство, воспитание, ревность, красноречие, лесть.

Ученица: У Татьяны: дружба, душа, достоинство, простота, доброта, воспитание, трудолюбие, лукавство, молчание, послушание.

Учитель: Молодцы. Пожалуйста, найдите в «Симфонии» статью о послушании. Прочитайте.

Ученик : Послушанием человек показывает свою веру. Господь и Бог Иисус Христос повиновался родителям.

Учитель: Хорошо. Ребята, я надеюсь, что вы понимаете, какую огромную пользу принесёт вам самовоспитание таких понятий, как кротость, послушание, совесть, благочестие, трудолюбие, скромность. Милые девочки, пусть эти важные духовно – нравственные качества, сформированные в Татьяне Лариной, семенами прорастут в ваших душах, станут для вас истинными, непререкаемыми правилами. И тогда вы счастливо и радостно проживёте в мире и согласии со своим будущим супругом.

Пожалуйста, помните о заветах настоятеля глинской пустыни игумена Филарета (Данилевского):

  1. Трудитесь.
  2. Очищайте душу от вредных помыслов.
  3. Не давайте даже входа в сердце скверным мыслям.
  4. Соблюдая чистоту сердечную, можете сохранить и телесную.
  5. Лучше малое исполнить как следует, чем много с небрежением.

Жизнь Татьяны-это замечательная история воспитания в себе характера, который создавался в уроках жизни ("Евгений Онегин" А. С. Пушкин)

Пушкин создал целую галерею женских типов, наделенных прекрасными качествами характера: верностью, преданностью, женственностью (кстати, женственность -это прежде всего стремление к самопожертвованию -кто-то дал ей такое определение), способностью к глубоким, сильным чувствам. Таковы Марья Гавриловна («Метель»), Марья Миронова («Капитанская дочка»), Марья Троекурова («Дубровский»). Каждая из этих женщин по-своему прелестна, но Татьяна Ларина - ярчайшее из созданий пушкинского гения. Когда говорят о ней, прежде всего упоминают два пушкинских определения: «Татьяна -милый идеал»и «Татьяна -русская душою». Этот образ пожалуй, вызывает меньше всего споров и разногласий (разве что между Белинским и Достоевским - об их полемике я уже упоминала).

Достоевский, безусловно очарованный героиней Пушкина, отметил, что автор должен был назвать свой роман именем Татьяны, а не Онегина: именно она, по мнению писателя, главная в романе. Его фраза, сказанная о Татьяне: «Это тип, твердо стоящий на своей почве», -очевидно, отражает истину и находит свое подтверждение в тексте романа.

Татьяна «родилась» в 1803 г. Близость Татьяны к родной почве, к русской культуре, народный тип сознания выражаются и в том, что ей близки по духу русские народные обычаи и традиции:

Татьяна верила преданьям

Простонародной старины,

И снам, и карточным гаданьям,

И предсказаниям луны.

Ее тревожили приметы..,

и в том, что она «любила русскую зиму». Татьяна не задумывалась

над тем, с чем связана эта любовь. Я думаю, не только с уникальной красотой русской зимней природы, ее спокойствием и величием, завороженностью и тайным ожиданием пробуждения к новой жизни. Оцепенение природы, замершей в ожидании весеннего бурного расцвета и летнего праздника жизни, вполне могло соответствовать богатой душе Татьяны, которая была подобна пока еще не распустившемуся бутону. Возможно также, что зима для Татьяны - это таинственная пора Рождества и Святок, это единственное время года, когда можно было приоткрыть завесу над неизвестным будущим (а ее помыслы чаще всего были устремлены именно в будущее).

Вообще говоря, это неудивительно, ведь Татьяна была воспитана русской няней-старушкой, возможно самым близким для нее человеком, и влияние няни нельзя недооценивать. Интересно такое замечание автора: «Она по-русски плохо знала» (в котором он как бы извиняется за Татьяну, написавшую письмо по-французски). Не противоречит ли это «русской душе» героини? Во-первых, автор имеет в виду, что героиня не владела русской письменной речью (естественное, она не могла не владеть бытовой). Во-вторых, вряд ли в этом можно винить молодую дворянскую девушку, ведь по нормам того времени она должна была в совершенстве владеть французским, уметь танцевать и держать себя в обществе, а также петь и играть на музыкальном инструменте. Образование дворянки имело единственную цель - сделать из нее привлекательную невесту. Странность не в том, что «она по-русски плохо знала», а в том, что она «знала по-французски, ведь французскому языку ее могла обучать только гувернантка-француженка, о наличии которой Пушкин не упоминает.

Татьяна - натура духовная, а значит, несмотря на внешнюю замкнутость и скрытность, внутренне, на тонком, душевном уровне, она открыта миру /духовность, попросту говоря, и есть открытость миру/. Связанная миллионом невидимых нитей с родной природой, культурой, русским народом, она в то же время ощущает себя частицей бесконечного космоса. Ее неподдельная, искренняя религиозность («молитвой услаждала тоску волнуемой души») -доказательство этому.

Духовность и романтичность Татьяны тесно взаимосвязаны.

Поскольку, как пишет Пушкин,

Ей рано нравились романы,

Они ей заменяли все.

Она влюблялася в обманы

И Ричардсона и Руссо, -

впечатлительная и наивная, обладающая духовными потребностями Татьяна Ларина не могла не перенести литературные образы в свою жизнь. Серая, монотонная деревенская жизнь была слишком блеклой. Мир иллюзий, мир вымышленных литературных героев стал для нее второй реальностью – яркой и интересной. Одаренная «воображением мятежным» и «сердцем пламенным и нежным», она ожидала своего романтического героя, предчувствием любви, способной заполнить всю жизнь без остатка. Татьяна полюбила Онегина, совсем не зная его, но чувствуя сердцем в нем человека несчастного, неудовлетворенного, страждущего. Она ждала и могла полюбить только такого человека: непростого, неупокоенного, ищущего. Никогда ее не прельстили бы надоевшие, пустые, ординарные Петушковы, Фляновы, Буяновы. Я думаю, что зачатки любви к Онегину возникли в душе Татьяны еще задолго до свидания с ним. Она уже ждала его, когда слышала о нем дурные сплетни. Она уже интересовалась им, когда поняла, что он необыкновенный.

Важнейший штрих к пониманию образа Татьяны Лариной -ее письмо к Онегину (1820 г.). Посылая письмо, Татьяна ведет себя по нормам поведения героини романа, однако для русской барышни начала XIX в. такой поступок был просто немыслим. То, что она вступает в переписку с малознакомым мужчиной и первая призналась ему в любви, было нарушением всех норм приличия. Если б Онегин разгласил тайну получения им письма, ее репутация пострадала бы непоправимо. Письмо Татьяны изобилует литературными клише. Она, «воображаясь героиней своих возлюбленных творцов», присваивает себе «чужой восторг, чужую грусть»и строит свою любовь по образцам «Клариссы, Юлии, Дельфины». Однако все это не делает ее чувство менее искренним и непосредственным.

Выстраивая свою жизнь по привычному для нее сюжету романов, Татьяна предполагает лишь две возможных разгадки характера Онегина: «ангел-хранитель»(Грандисон) или «коварный искуситель»(Ловелас). В первом случае ее жизнь должна была превратиться в идиллию, во втором -ее ждала гибель («Погибну, Таня говорит, но гибель от него любезна»). (Кстати, романтик Ленский тоже видит в людях только проявление двух крайностей: хранитель -искуситель). Однако реальная жизнь преподнесла Татьяне неожиданный сюрприз: Онегин повел себя непредсказуемо, он просто спустил ее с небес на землю. Отныне «гордое терпенье» и тихая, бескорыстная любовь стали смыслом и содержанием ее жизни.

Юная, неопытная Татьяна, конечно, не могла и подумать о том, что слишком форсирует события. Разумнее было бы дождаться следующего приезда Онегина, прочитать в его взгляде (который, как известно, красноречивее любых слов) равнодушие или интерес и в зависимости от этого действовать. Признаваться в любви к равнодушному к тебе человеку абсолютно бессмысленно! Но это с точки зрения разума, Татьяна же, как мы знаем, была целиком под влиянием чувств, а чувства не оставили ей возможности иного выбора: держать в себе кипящую страсть невыносимо.

Жизнь Татьяны-это замечательная история воспитания в себе характера, который создавался в уроках жизни.

Первым был урок, полученный от Онегина. Он был как ледяной душ для изнеженного теплом, как мощный удар реальной жизни, вдребезги разбивающий романтические иллюзии. С ним как-то надо было «справиться». И главное, что услышала и усвоила позднее Татьяна – «учитесь властвовать собой».

Татьяна первой части романа чувствительна, впечатлительна и импульсивна («Задумчивость, ее подруга...», «Она влюблялася в обманы и Ричардсона и Руссо», «Тайну прелесть находила и в самом ужасе она...»).

Один из ярких примеров, показывающих ее впечатлительность и полное неумение владеть собой – сцена именинного обеда. Неожиданно для себя оказавшись за столом прямо против Онегина, она просто «выдала себя с головой»:

В ней страстный жар; ей душно, дурно;

….слезы из очей

Хотят уж капать; уж готова

Бедняжка в обморок упасть...

Все это Евгений отнес к категории «траги-нервических явлений, девичьих обмороков, слез», что и явилось поводом к его намерению отомстить Ленскому.

Вторым тяжелым жизненным уроком была смерть Ленского от руки того же Онегина, когда впервые перед Татьяной замаячило суровое слово «долг»:

Она его не будет видеть;

Она должна в нем ненавидеть

Убийцу брата своего...

Кстати, для Ольги ничего «должного» из смерти Ленского не последовало: она спокойно вышла замуж за первого встречного улана. Татьяна же, лицо для Ленского постороннее, в смерти его усмотрела для себя некий долг.

Третьим уроком было познание Онегина, происшедшее в разлуке с ним (для ее сознания - в разлуке «навсегда») через изучение его вещей, его книг, заметок на них, всей обстановки его жизни. Так титанический образ романтического героя сменился образом светского эгоиста. Более того, Татьяна, сама во многом подражавшая своим любимым героиням, и Онегина приняла за пародию на западных страдальцев, жертв сплина: «Уж не пародия ли он?» Однако приземление Евгения не помогло девушке разлюбить его. Да иначе и быть не могло! Ведь полюбила она его таким, каков он есть, без копания в его достоинствах и недостатках. Полюбила сердцем, а не разумом. Полюбила не потому, что Онегин хорош и пригож, а потому что ее душа пришла в состояние любви.

Четвертым уроком был выход из одинокой жизни в деревне в людную жизнь Москвы, «изучение» людей («Татьяна вслушаться желает в беседы, в общий разговор») и нахождение путей и способов приспособления к ним.

За этим последовало первое испытание, жизненно важный поступок: выход замуж без любви, но по долгу. То, к чему она готовила себя в девичьих мечтах, не удалось. Место любви заступил долг перед матерью: «Меня с слезами заклинаний молила мать». Возможно, что с этого момента Татьяна стала «иметь характер».

Но вернемся к определению «Татьяна -милый идеал». Цельность, гармоничность натуры, нравственная чистота, верность долгу, данному слову, готовность к самопожертвованию, способность к глубокому, искреннему чувству, естественность, простота и т.п. -черты, которые больше всего импонируют Пушкину в Татьяне Лариной и которые позволили ему назвать ее «милым идеалом». Идеалом для автора является не только «бедная девочка Таня», но и Татьяна-княгиня, замужняя женщина. Облик подлинной светской дамы Пушкин отразил в своей героине (его он искал и в реальной жизни и нашел -в своей жене):

Она была нетороплива,

Не холодна, не говорлива,

Без взора наглого для всех,

Без притязаний на успех,

Без этих маленьких ужимок,

Без подражательных затей...

Все тихо, просто было в ней,

Она казалась верный снимок

De come il faut.

Татьяна, скромная, молчаливая, превратилась в «Величавую и небрежную законодательницу зал». Она преобразила «бездушный мир», в «маскарад» Петербурга она привнесла свою простоту и естественность.

Возникает резонный вопрос: почему высший свет, который мы привыкли считать фальшивым и лицемерным миром, и тому есть весомые причины, далеко не противен Татьяне? Почему она так органично вписалась в него? Нет ли здесь противоречия? Героиня Пушкина отражает его собственный взгляд на высший свет, а он, как и все у Пушкина, многомерен. С одной стороны, это действительно царство масок и манекенов, с другой стороны, это сфера, в которой развивается русская культура, а ее носителями являются прежде всего представители образованного слоя, дворяне, эта среда, из которой вышли декабристы.

Второе жизненное испытание - встреча с Онегиным - застало Татьяну уже человеком с вполне сложившимся характером.

Татьяна VIII главы - воплощение сдержанности, уравновешенности, спокойствия, умения владеть собой.

Первое свидание с Онегиным после разлуки подано Пушкиным как контраст к последнему свиданию перед разлукой:

Княгиня смотрит на него...

Ничто ей душу не смутило,

Как сильно ни была она

Удивлена, поражена,

Но ей ничто не изменило…

Ужель та самая Татьяна...

Так равнодушна, так смела?

Следующее свидание: Онегин смущен, «неловок», а она «сидит покойна и вольна». Дальнейшие встречи:

Она его не замечает,

Как он ни бейся, хоть умри,

Свободно дома принимает,

В гостях с ним молвит слова три,

Порой одним поклоном встретит,

Порою вовсе не заметит...

И, наконец, после писем Онегина:

У! как теперь окружена

Крещенским холодом она!..

Где, где смятенье, состраданье?

Где пятна слез?.. Их нет, их нет!

Только при последней встрече с Онегиным показывает Пушкин внутренний мир этой новой Татьяны и дает понять, чего ей стоили тот «крещенский холод», та недоступность, та непринужденность обращения, которые так поражали Онегина.

О, кто б немых ее страдании

В сей быстрый миг не прочитал!

Кто прежней Тани, бедной Тани

Теперь в княгине б не узнал!

Она любит Онегина, но она не должна его любить, и это «не должна» определяет все ее поведение, все до мельчайших оттенков взгляда и обращения, определяет бесповоротно и навсегда.

Я вас люблю (к чему лукавить?),

Но я другому отдана;

Я буду век ему верна.

«Я буду век ему верна» - поступок, также сделанный «по долгу» - долгу перед мужем, а скорее, даже перед принципом супружеского долга.

Но если жертвенность Татьяны и ее верность своему супружескому долгу здесь вполне очевидны, то вовсе не очевидно другое. Финальное объяснение Татьяны с Онегиным ставит многоточие в драматической истории любви главных героев. А поскольку это многоточие, наверное, любой читатель задает себе вопрос: «А что было бы, если бы Татьяна не отказала Онегину? А что произойдет дальше? и т.п.» Достоевский утверждал: «Если бы Татьяна даже стала свободной, если бы умер ее старый муж и она овдовела, то и тогда она не пошла бы за Онегина. В этом суть ее характера!» На первый взгляд, это утверждение странно: кто же отказывается от семейного счастья при взаимной любви? Но, я думаю, точка зрения Достоевского имеет много оснований. Татьяна, полюбив человека ищущего, не могла пойти замуж за человека ненашедшего. Ведь в браке важна стабильность, постоянство, а Онегин -«вечный скиталец», который «не создан для блаженства». Татьяна, конечно, не могла заставить себя разлюбить Онегина, но она вполне могла приказать себе не венчаться с ним, зная, что такой брак ей принес бы разочарование.

Как показывает практика, мечты о семейном счастье слишком часто оказываются значительно прекраснее реальности. Мечты мы себе рисуем сами, рисуем яркими, необыкновенными красками – реальную жизнь нам готовит судьба, а у нее в запасе в основном краски серые да черные. Может быть, то состояние, когда еще есть о чем мечтать, намного лучше того, когда все есть и мечтать уже не о чем?

Так что драматический финал романа был предопределен. Но все же, несчастна ли Татьяна? На первый взгляд, да. Она замужем за нелюбимым человеком, а счастье с любимым для нее недоступно в принципе. Но это верно лишь отчасти.

Татьяна не отказывается от любви, но, как видим, избежав соблазна отдаться своему чувству, предпочитает распять любовь на древе долга. Зрелая Татьяна перестает быть импульсивной, ее чувство более спокойно, сдержанно, разумно. Она сознательно делает свой выбор и самое главное - остается в ладу с собой. Будучи замужем, она уже не хочет, как раньше, чтобы «любовь легла на ее жизнь камнем надгробным» (перефразируя А.Ахматову). Так несчастье ли это? Но «разве делать то, к чему лежит у тебя душа, жить так, как ты хочешь жить, и не знать внутреннего разлада - значит исковеркать себе жизнь?»(У.Сомерсет Моэм). Разве стала бы Татьяна счастливее, если бы ее ожидала судьба Катерины из «Грозы»? Сомнительно.

Да, она, несомненно, предпочитает деревенский покой светской суете, но особенность Татьяны в том, что она умудряется жить в гармонии со всем, что ее окружает, и эта гармония соткана из хаоса ее сердцем. Мир, с которым она соприкасается, перестает быть грязным и отвратительным, она облагораживает его, внося в него чистоту и спокойное величие. Так может быть, сожаления скорее достойна ее сестра, никогда не знавшая истинной любви?

Теперь к вопросу о прототипе Татьяны. Пушкинская фраза «А та, с которой образован Татьяны милый идеал...», десятилетиями вводила в заблуждение как знакомых Пушкина, так и исследователей его творчества. Считалось несомненным, что прототип Татьяны существует, его нужно только отыскать. Один из самых авторитетных исследователей Пушкина - Ю.Лотман считал, что образ Татьяны собирательный, т.е. в ней заложены черты многих женщин, знакомых Пушкина: Елизаветы Ксавельевны Воронцовой, Наталии Дмитриевны Фонвизиной и др. Последняя, жена декабриста, разделила с мужем все тяготы сибирской ссылки и -еще одна интересная деталь -после смерти мужа и после амнистии стала женой пушкинского «первого друга, друга бесценного»Ивана Ивановича Пущина. То, что, прочитав роман, Наталья Дмитриевна стала называть себя Таней, свидетельствует, скорее, не о том, что она единственный прототип Татьяны, а о том, что образ и судьба героини типичны, что ее черты присущи многим замечательным русским женщинам. А.Раевский в переписке с Пушкиным называл княгиню Е.Воронцову Татьяной, и Пушкин понимал, о ком идет речь. Вероятнее всего, намек на реальный и единственный прототип Татьяны -мистификация автора, связанная со стремлением вызвать у читателя иллюзию подлинности событий.

Когда говоришь о Татьяне, хочется провести аналогию с античным мифом: Пушкин, как Пигмалион, изваявший прекрасную Галатею, создал образ Татьяны, запечатлев в ней вечный, непреходящий эталон красоты...

Одной из проблем, связанных с романом в стихах «Евгений Онегин», является проблема незавершенности романа, но точнее будет сказать -внезапности, неожиданности его конца. Но ведь такой же неожиданной бывает смерть в молодом возрасте, в разгар жизненного пира, и автор, считая это блаженством («Блажен, кто праздник жизни рано оставил...»), очевидно даже панически боясь смерти, предпочитает безвременную кончину жалкой, дряхлой старости.

Пушкин расстался с любимым детищем, прощаясь с порой молодости, с «праздником жизни»:

О юность легкая моя! Благодарю за наслажденья,

За грусть, за милые мученья,

За шум, за бури, за пиры,

За всё, за все твои дары.

В 1830 г. в жизни Пушкина, его духовном пути, его творческой судьбе произошел коренной перелом. Он сделал практически невозможным возвращение к роману. Пушкин стал другим.

Другие, хладные мечты,

Другие, строгие заботы И в шуме света, и в тиши

Тревожат сон моей души.

Что подразумевает здесь поэт? Предчувствие и ожидание смерти, «чувство уходящего времени», глобальные философские проблемы -вот его творческие приоритеты в последние годы жизни, названные одним из исследователей его творчества «апокалиптическими». Интересно видение Пушкиным последних лет своей жизни: «Деревня, любовь, религия, смерть».

В заключение приведу слова цензора Никитенко, произнесенные во время похорон Пушкина: «Россияне оплакивают человека, оказавшего им честь своим существованием».