Как по рисунку определить состояние ребенка. Определяем психологическое состояние ребенка по цветам

  • 22.04.2019

Жизнь детей наполнена различными эмоциями и чувствами. Однако для ребенка проблематично правильно высказывать их, здесь на помощь приходит арт-терапия. В процессе рисования ребенок полностью раскрывает свой внутренний мир и на листке выражает свои чувства, переживания и другие эмоции. Основной задачей родителей является научиться правильно и регулярно «читать» художества своего малыша, это позволит более хорошо познать ребенка и при необходимость вовремя обратиться за помощью к специалистам.

Что говорит детский рисунок о ребенке и его отношении к окружающим?

Во время рисования дети не контролируют свои эмоции, они создают «шедевр» душой, а не разумом. Поэтому очень важно обращать внимание на все детали рисунка, ведь это позволяет сделать определенные выводы о психологическом состоянии ребенка и об его отношении ко всему, что его окружает. Рассмотрим ниже, как по некоторым особенностям и деталям детского рисунка можно понять, что думает и чувствует ребенок.

Выбор цвета

Каждый ребенок очень тонко чувствует и сопоставляет свои ощущения с определенным цветом. Для точного тестирования важно, чтобы у малыша был максимальный набор цветов для создания рисунка.

О чем говорит преобладающий цвет на рисунке?

Цвет Какими чертами характера обладают дети, предпочитающие определенный цвет? О чем говорит преобладание или отсутствие данного цвета на рисунке?
Красный Агрессивность, сила воли, вспыльчивость, возбудимость, эксцентричность, повышенная активность и решительность. Преобладание красного оттенка на рисунке указывает на открытость и активность. Такой ребенок непоседливый, непослушный, возбудимый, часто ломающий игрушки.

В будущем такие дети стремятся добиться признания, успехов, похвалы на фоне напористости и эгоистичности.

Отсутствие данного цвета может свидетельствовать о комплексе неполноценности и стремлению к уединению. Чаще всего это дети, воспитываемые в семье с частыми скандалами между родителями.

Розовый Утонченность, нежность, сентиментальность, слабость, жалостливость, робость и оптимизм. Имеется зависимость от окружающих, ищет постоянной поддержки, нуждается в проявлении любви со стороны родителей и постоянном тактильном контакте.
Желтый цвет Ребенок любознательный и оптимистичный, непосредственный и общительный, положительно эмоциональный, но зависимый и ревнивый. Любовь к желтому свойственна творческим личностям. Мечтательность и сказочность, оригинальность и инакомыслие отличают ребенка выбирающего данный цвет. Он предпочитает одиночество и абстрактные игрушки (палочки, камешки и т.д.) Всегда во что-то верит и надеется. Могут проявиться безответственность и непрактичность.

Если цвет не нравится ребенку, значит он несколько замкнут и сосредоточен на своем внутреннем мире.

Оранжевый Основные качества ребенка: жизнерадостность, богатая фантазия, мечтательность энергичность и хорошая интуиция. Повышенная возбудимость, не имеющая выхода, веселье, шалости и крики без причины – признаки характеризующие состояния малыша. Насторожить должно чрезмерное использование данного цвета.
Зеленый Символизирует упрямство и настойчивость, независимость и уравновешенность, высокие интеллектуальные способности, стремление к безопасности и духовное напряжение. Применение данного цвета в больших количествах говорит о нехватке материнской любви и чувстве заброшенности.

В будущем развивается консерватизм и боязнь перемен. Ребенку требуется ощущать себя защищенным и испытывать чувство надежности.

Синий Ребенок отличается концентрацией и сосредоточенностью на проблемах своего внутреннего мира, ищет покой и удовлетворение, спокойствие и верность, он часто прибегает к самоанализу. Преобладающие эмоции юного «художника», который любит рисовать синим, — спокойствие и уравновешенность, склонность к самопожертвованию. Выбор этого цвета говорит о том, что ребенок в данный момент нуждается в покое.
Голубой Частая смена образа жизни, необязательность, беспечность и беззаботность характерны для любителей голубого цвета. Если на рисунке много голубого, то это говорит об уравновешенности и спокойствии ребенка в момент рисования.
Сине-зеленый Сила воли, серьезный нрав, педантизм, забота к окружающим и принципиальность. Преобладание на рисунке сине-зеленого оттенка характеризует особое состояние нервной системы, а точнее ее перевозбуждение. Ребенку требуется больше свободы и поощрений, возможно даже снижение предъявляемых требований.
Фиолетовый Свойственен детям с богатой фантазией, отличной интуицией, чувствительным и ранимым, обладающих богатым внутренним миром, а также незрелостью и интеллектуальной, и эмоциональной. Впечатлительны, ранимы, возбудимы, внушаемы, нуждаются в поддержке — эти характеристики подходят к детям, на рисунках которых преобладает фиолетовый.
Лиловый Дети любящие данный цвет слабы, нежны, одиноки и беззащитны, честны, часто замкнуты в себе и музыкальны. Ребенок использует данный цвет, когда погружен в себя, ощущает себя одиноким, слабым и беззащитным.
Коричневый Медлительность, дискомфорт, отрицательное эмоциональное состояние. Много коричневого на рисунке сигнализирует о слабом здоровье, неурядицах в семье, пережитых драматических событиях, умственной неполноценности.
Серый Безразличие, рассудительность, уход от тревог, отстраненность. Много серого цвета на рисунке говорит об ощущении беспросветности, рутины, бедности и отторжения. Ребенок отличается замкнутостью и несмелостью. Возможно, ребенок просто устал.
Черный Подавленность, разрушения и протест. Черный рисунок свидетельствует о том, что ребенок переживает стресс, он не уверен в себе и несчастлив. Этот цвет символизирует преждевременное созревание сложной психики.
Белый Ребенок честный и чистоплотный, часто страдающий от одиночества и пустоты. Ребенок использует белый цвет для рисования, когда чувствует себя одиноким, переживает нервное перенапряжение и душевное беспокойство. У малыша отсутствует жизненная энергия и любознательность.

Яркие радужные цвета говорят о хорошем настроении и положительных эмоциях ребенка, а бледный рисунок с преобладанием мрачных цветов свидетельствует о сниженном эмоциональном состоянии или плохом настроении, возможно ребенку нездоровится.

Изображения людей, выражения лиц

В раннем возрасте дети рисуют людей в виде головоногих кругов с палками вместо рук и ног. В этом случае обращают внимание на цвета и силу нажатия карандаша, пропорциональность каждого героя относительно друг друга. В более старшем возрасте дети начинают прорисовывать голову и лица, руки и ноги.

  • В норме ребенок чаще всего рисует людей своего пола, в противном случае можно говорить о внутренних разладах.
  • Размер головы символизирует об умственном развитии и способностях, а наличие головного убора показывает, что ребенок нуждается в защите.
  • Наличие лица и четкость его черт говорит об открытости малыша и его общительности.
  • Чем хуже прорисовано лицо, тем «закрытей» характер ребенка.
  • Расспросите ребенка об эмоциях и настроении изображенных персонажей, это позволит поразмышлять над ситуацией с точки зрения ребенка.
  • Наличие ушей является показателем получения информации посредством слуха и умению прислушиваться.
  • Рот и зубы прорисовывают детки с агрессивным настроем, а глаза больших размеров указывают на детские страхи, особенно если прорисованы зрачки.
  • Размер рук является показателем физического развития, а спрятанные — говорят о неуверенности ребенка.
  • Руки поднятые вверх рисуют агрессивно настроенные малыши, а широкий размах говорит о готовности действовать.
  • Ноги длинные указывают на независимость ребенка, а широкая постановка говорит о самоуверенности малыша.
  • Непропорциональное туловище маленького размера рисуют дети с чувством неполноценности.
  • Демонстративность и выражение агрессии в рисунках деток старше 4-х лет проявляется через изображение половых органов.

Размеры фигур

Чем важнее для ребенка человек или предмет, тем крупнее он их изображает и наоборот. На рисунке изображаются наиболее значимые персонажи в жизни малыша.

Часто проявлением агрессии или же защитной формой поведения является изображение больших кулаков, прорисованных ногтей и зубов, наличие угрожающей позы и даже оружия.

Контуры линий

  • Четкие, жирные и ровные линии, нарисованные уверенно и без сомнений, свидетельствуют об уверенности в себе ребенка и о том, что он счастлив.
  • Слабое нажатие говорит о нерешительности юного «художника», его быстрой утомляемости, эмоциональной чувствительности и неустойчивой психике.
  • Сильное надавливание и частое ломание грифеля свойственно агрессивным детям.
  • Разная сила нажатия во время рисования говорит о частой смене настроения.
  • Мягкий по характеру малыш использует извилистые и плавные линии, а при наличии волевого характера на рисунке преобладают углы и прямые четкие линии.
  • Признаком импульсивности являются не доведенные до конца линии или же размашистая небрежная манера письма.
  • Самоисправления, особенно если они не привели к улучшению изображения, говорят о повышенной тревожности малыша, об этом свидетельствует и штриховка.

Компоновка рисунка на листе

Неуверенность в себе у детей проявляется в компоновке рисунка. Они располагают его сжато в какой–то части листа, а не на всей его площади. Наблюдается частое стирание деталей, сомнения ребенка в правильности изображения, граница (черта) земли или пола прорисована выше нижней границы листа.

Рисунок своей семьи

  • Дети начинают рисовать семью с самого значимого для них человека, причем чем крупнее он прорисован, тем авторитетнее он для «художника». Он лучше прорисован и украшен.
  • Если с кем-то у ребенка плохой контакт, то его ребенок не рисует, либо изображает его схематично.
  • Семья у ребенка дружная, если все держаться за руки, и, наоборот, если каждый занят своим делом.
  • Если между людьми имеются разделяющие предметы (например, дерево), значит ребенок чувствует наличие проблемы в общении.
  • Изображение игры говорит о наличии соперничества в семье. Если кто-то нарисован с поднятыми вверх руками, значит от него исходит агрессия, либо он нуждается в помощи.
  • Наличие на рисунке недостоверной информации (умершие или несуществующие люди) говорит о дискомфорте ребенка, его стремлении изменить ситуацию.
  • Если юный «художник» изобразил себе крупнее взрослых, значит он чувствует себя уникальным и значимым. А вот об при ощущении себя лишним говорит отсутствие самого дитя на картинке.

Как расшифровать детский рисунок: 5 примеров

Следует помнить, что ребенок переносит на бумагу в виде рисунка то, что он чувствует и переживает в данный момент. Для правильной оценки психоэмоционального состояния малыша требуется несколько рисунков, сделанных в различное время.

Может быть, что ребенок в целом положителен, открыт и все у него в порядке, однако в момент рисования он был в ссоре или находился под воздействием не очень приятного момента, естественно, что и на рисунке появиться негатив, но ведь это только сейчас. А возможно ребенок изо дня в день рисует «крик о помощи», а родители не понимают.

Примеры расшифровки детских рисунков

Рисунок №1.

О чем говорит рисунок №1?

Несколько хаотичный, но в тоже время яркий и динамичный рисунок. Ребенок выделяет маму как эмоциональный центр семьи, украшает ее платье и располагает рядом солнце (символ тепла), себя и собаку. Себя автор изображает на равных со взрослыми, но в тоже время недостающей до земли – скорее всего она импульсивная, боевая девочка с мальчишеским характером. Уровень самоконтроля невысок, об этом свидетельствует размашистая манера письма с сильным нажимом.

Рисунок №2.


О чем говорит рисунок №2?

Рисунок характерен для деток старше 6 лет, следовательно ребенок развивается с опережением. Семья изображена динамично, ярко и в тоже время неспокойно. Цветовая гамма предполагает половую идентификацию «художника» с отцом, однако ближе он все-таки к маме. Судя по рисунку можно предположить, что мальчику не хватает места, он не твердо стоит на ногах. При этом фиолетовый цвет говорит о возможной психоэмоциональной нестабильности и частой смене настроения. Крупные и угловатые фигуры свидетельствуют о прямолинейности в общении и склонности к конфликтам. Прорисованные зрачки и наличие штриховки указывают на имеющуюся скрытую тревогу.

Рисунок №3.

О чем говорит рисунок №3?

Общая композиция указывает на то, что все счастливы и ребенок растет в доброжелательной атмосфере. Автор сгруппировала всех членов семьи, детей и кошек справа, а взрослых слева от дерева, это говорит о четкой иерархии, папа с мамой и бабушка пользуются большим авторитетом, настораживает только изображенный покойный дедушка, а наличие между ним и бабушкой дерева говорит о разделении их непреодолимой преградой.

Рисунок №4.

О чем говорит рисунок №4?

Девочка изобразила свой прототип. Следует обратить внимание на крупный и яркий рисунок, однако расположенный в верхней части листа, это говорит о позитивной самооценке, активности и эмоциональности, высоком уровне самоконтроля, общительности и развитом интеллекте на фоне неуверенности и недостаточной устойчивости (маленькие ножки и явный акцент на линию земли). Такая ситуация наблюдается в семьях, где уделяют много внимания ребенку, что лишает его возможности проявить самостоятельность.

Рисунок №5.

О чем говорит рисунок №5?

Изображение на рисунке свидетельствует о позитивном восприятии мира. Папа с мамой нарисованы вместе, хотя они разведены. Папа несет цветы, что говорит о надежде мальчика на то, что родители вновь будут вместе. Изображенные птицы, как символ надежды, только подтверждают данное предположение. Мальчик хочет быть похож на отца, об этом свидетельствует схожие цвета одежды папы и сына.

Позволяйте ребенку чаще рисовать, ведь так он может выплеснуть свои эмоции, а вы сможете лучше познать своего малыша, главное правильно читать послания детского подсознания. Также понять своего ребенка можно при помощи , о которой вы можете прочитать на нашем сайте.

Порой взрослому нелегко понять, что происходит в голове у маленького ребенка. Ведь дети не могут рассказать, что происходит у них внутри. Поможет разобраться в этом рисунок.

Конечно, глубокий психологический анализ может провести только детский практический психолог, но и родители сами могут проанализировать рисунок собственного ребенка. Так как дети бессознательно проецируют на рисунок особенности своего личностного склада.

Из нарисованного вы можете узнать, есть ли у него скрытые страхи, тревожность, как он воспринимает критику и многое другое. 4-5 лет - самый подходящий возраст для теста такого рода.

Инструкция и советы

Подготовьте чистый лист бумаги, цветные карандаши и ластик. Запаситесь терпением, нельзя заставлять и принуждать ребенка рисовать! Не вмешивайтесь в творческий процесс, и не спрашивайте, что он рисует. Попросите его нарисовать самого себя или просто человека. Только после того, как он закончит, спросите его, что и где находится. Также обратите внимание на то, когда ребенок пользуется ластиком. Итак, приступаем к интерпретации:

1. Обратите внимание на общую картину, где расположен рисунок

Рисунок в левой части листа – у ребенка существует нужда в заботе и тепле окружающих, нерешительность и чувство вины. В правой части – заостренность на будущем преобладает, он активен, иногда непредсказуем. Если рисунок находится в верхней части – у такого ребенка завышенная самооценка. В нижней – ваш ребенок подавлен, неудовлетворен собой, нерешителен, у него, соответственно, заниженная самооценка. Расположение в центре листа говорит об адекватной самооценке и норме. 2. Какие цвета преобладают на рисунке?

Оранжевый, желтый, голубой, зеленый (т.е. спокойные, теплые цвета) говорят о хорошем, положительном эмоциональном настроении у ребенка. Использование в огромном количестве красного цвета (если только он не говорит, что это его любимый цвет), говорит об эмоциональном перенапряжении. Фиолетовый цвет - эмоциональная незрелость, напряжение. Серый, черный – свидетельствует о том, что у ребенка тревога, подавленность, ему сложно вступить в контакт.

Если в рисунке присутствуют все цвета понемногу, то у ребенка хорошее эмоциональное состояние (не считая преобладания любимого цвета).

Если мало цветов – ребенка что-то тревожит.

3. Каков размер нарисованного человека?

Если нарисован большой человек – у ребенка нормальная самооценка. Маленький рисунок с пустотой вокруг говорит о низкой самооценке, будьте немного мягче с ним.

А) Голова Маленькая – у малыша существуют переживания о своем интеллекте (умственном, эмоциональном). Большая – означает, что он считает себя умным. Нет головы или заштрихована – ребенок переживает внутрисемейные, скорее всего, конфликтные отношения (тревожный знак для родителей).

Б) Глаза Большие – у ребенка есть внутренние страхи и тревоги, ребенок нуждается в защите. Маленькие (точечки или щелочки) – у него есть запрет на плач (особенно можно заметить у мальчиков, когда им говорят, что мужчины не плачут). Закрытые – боится увидеть что-то плохое. На лице, кроме глаз, больше ничего нет – осторожно относится к окружающим.

В) Нос Если отсутствует – нежелание общаться.

Г) Рот, губы С улыбкой – гармония и позитивность внутреннего состояния. С зубами – символизирует агрессивность, враждебность, могут часто спорить со сверстниками. Безо рта или точка (черточка) – считает, что не может влиять словом на других.

Д) Уши Большие – ваш ребенок чувствителен к критике и очень серьезно воспринимает ее. Маленькие или отсутствие их – неприятие критики.

Е) Шея Присутствие шеи – хороший самоконтроль. Крупная шея означает то, что ребенок уже осознает и старается контролировать свое тело. Длинная шея – чем длиннее, тем тяжелее ему удается контролировать себя, свои чувства. Толстая короткая шея – ребенок уступает своим слабостям.

Ж) Плечи Крупные плечи – ощущает себя сильным. Мелкие – ребенок недооценивает себя. Угловатые – ребенок осторожничает, преобладает повышенная тревожность. Покатые плечи – уныние, отчаяние, реже - чувство вины.

З) Руки Длинные и мускулистые – у ребенка есть потребность в физической силе, храбрости. Маленькие и короткие – считает себя слабым. Руки близко к телу – напряжение. Руки за спиной, в карманах или неясно нарисованы – ребенок не уверен в себе. Широкий размах – стремление к активным действиям.

И) Туловище Очень крупное – у ребенка существуют потребности, которые он хочет удовлетворить. Очень маленькое – чувствует себя униженным.

К) Ноги Большие ноги – ощущает себя защищенным. Маленькие или отсутствие ступней – чувствует неуверенность в себе.

После того, как вы выделите все эти моменты, у вас будет общая картина внутреннего состояния вашего ребенка. Если вас что-то встревожило, обратитесь к специалисту - психологу. Только после проведения дополнительных тестов и методик можно говорить о той или иной проблеме.

Самые маленькие «художники» (до 3-х лет) выводят на листке бумаги, казалось бы, бессмысленные линии и круги.

Чуть позже (к 4-5 годам) появляется замысел рисунка – маму, папу, животных, дом. Как он рисует человека, какие цвета при этом использует – все это может дать психологу достаточную информацию для интерпретации детского рисунка.

Специалист, используя детские психологические тесты по рисункам, может почувствовать настроение малыша, выявить причину страхов, уловить скрытое напряжение и даже серьезные проблемы психического развития. Получить представление о душевном состоянии крохи могут и родители, не обладающие профессиональными навыками в психологии детского рисунка. Для этого достаточно попросить ребенка нарисовать семью, предоставив ему карандаши или фломастеры всех возможных цветов.

Психология творчества: о чем говорят детские рисунки

Интерпретация рисунка по цвету

Взгляните на творение малыша и попробуйте догадаться, о чем говорит детский рисунок по основному цвету. Психология трактует цвета следующим образом.

  • Преобладание в рисунке пастельных оттенков (голубой, розовый, лиловый) говорит о гармонии и свободе личности. «Розовым» малышам важны тактильные ощущения, обнимайте их почаще, целуйте.
  • Преобладание красного свидетельствует об открытости и активности ребенка. Как правило, такой малыш возбудим, непоседлив и часто непослушен. Однако беспокоиться не о чем, ведь это лишь его индивидуальная особенность. Такие дети полны энергии. Повзрослев, они смогут добиться успеха в жизни.
  • Если детский рисунок выполнен в синем цвете , в психологии это признак уравновешенности. Такие дети более спокойны и неторопливы.
  • Зеленый – цвет упрямства и настойчивости. Светло-зеленый говорит о необходимости защиты. Темно-зеленый должен насторожить родителей – ребенку не хватает внимания и любви. Такие дети вырастают замкнутыми, поэтому с самых малых лет в них нужно воспитывать открытость и вселять уверенность в защищенности.
  • Согласно психологии детского рисунка, желтый – цвет мечтательного малыша с живой фантазией и хорошо развитым воображением. Такие малыши любят играть в одиночестве, используя при этом абстрактные игрушки (различные веточки, камешки и пр.).
  • Если дитя нарисовало оранжевое небо, оранжевую маму – это признак возбуждения, которое не имеет выхода. Таких малышей сложно успокоить, поэтому их энергию лучше направлять в помощь родителям по дому. Совсем хорошо, если среди этих дел найдется такое, которое вызовет у ребенка интерес.
  • Превалирование фиолетового – показатель высокой чувствительности. Это творческая натура с богатым внутренним миром. Это ранимые дети, нуждающиеся в ласке и поощрении больше других.

Однозначно вызвать беспокойство должно преобладание темных оттенков на детском рисунке. По этому поводу психология говорит следующее.

  • Коричневый: отрицательные эмоции, проблемы со здоровьем, переживание семейных неурядиц.
  • Серый: бедность, отторжение, замкнутость.
  • Черный: стресс, угроза и даже психологическая травма.
  • Темно-красный (бардовый с оттенками черного): депрессия, тревожное состояние.

Преобладание этих цветов говорит о проблемах, с которыми лучше сразу обратиться к психологу.

Нажим на карандаш

Слабый нажим говорит о робости и пассивности. Если малыш постоянно стирает линии резинкой, это признак неуверенности и тревожности. Сильный нажим – свидетельство эмоциональной напряженности. А если нажим такой силы, что бумага рвется, это говорит о конфликтности и .

Положение и размер рисунка

Изображение в верхней части листа – признак высокой самооценки или мечтательности. Расположение мелкого рисунка в нижней части страницы – эмоциональное неблагополучие, низкая самооценка, депрессия.

Если рисунок получился настолько крупным, что малыш приклеил к нему другой листок, чтобы дорисовать недостающее, это показатель тревожного состояния. Также такие рисунки часто рисуют гиперактивные дети.

В конце статьи мы подготовили для вас чек-лист "«Творческий беспорядок» в квартире, как его контролировать!" Скачайте его и вам не будут страшны творческие эксперименты детей!

Анализ детского рисунка

Интерпретацией рисунка человека в психологии занимаются арт терапевты, психологи, социальные работники. Интерпретируя детский рисунок, важно учитывать возраст малыша. Люди у трехлеток получаются «головоногими», это нормально. Однако о психологии детского рисунка с точки зрения психоэмоционального состояния «художника» все же лучше судить, когда малышу 4, 5 или 6 лет.

Безрадостные лица на рисунке или их отсутствие, угрожающая мимика и жесты – могут свидетельствовать об эмоциональном неблагополучии ребенка. Однако специалисты успокаивают: по одному рисунку судить не стоит. Совсем другое дело, когда все рисунки ребенка, созданные в разные дни и месяцы, имеют схожую тенденцию к мрачности.

Анализируя детский рисунок, стоит обратить внимание на его структуру , сравнив реальный состав семьи с изображенным на бумаге. Например, девочка Оля не нарисовала среди прочих членов семьи свою младшую сестренку. Налицо ревность к младшей сестре, ощущение недостатка внимания. О том же говорит и то, если Оля рисует свою сестру крупнее по размеру, чем себя.

Если малыш не изобразил себя, это признак одиночества и серьезный повод задуматься об отношениях в семье.

Также заметьте, в каком порядке ребенок рисует людей . Персонаж, нарисованный первым - главный для ребенка. Член семьи, изображенный боком или спиной, в напряженных отношениях с автором рисунка или в ссоре с ним.

Во время психологической расшифровки детских рисунков посмотрите, чем заняты изображенные на нем члены семьи. Когда они вместе занимаются каким-то делом, нарисованы близко друг от друга, все это признак семейного благополучия. А вот разрозненность персонажей говорит о разладе в семье.

Детские психологические тесты по рисункам

Специалисты в своей работе часто используют детские психологические тесты по рисункам для детей, в которых просят ребенка нарисовать семью, такую же девочку, такого же мальчика или другие ситуации. По рисунку оценивается психоэмоциональное состояние и личностное развитие крохи. Рассмотрим на примерах.

Психологический анализ детского рисунка с примером.

Скачайте чек-лист «Творческий беспорядок» в квартире, как его контролировать!

Что такое «творческий беспорядок» - знает любая мама, бороться с ним бесполезно. Как же помочь своему ребёнку развиваться и при этом тратить меньше времени на уборку?​ Следуйте советам из чек-листа и вам не будут страшны творческие эксперименты детей!

"Одно время мой сын (3 годика) рисовал только черным карандашом. Я уже испугалась! Что мы только не делали, чтобы отучить: и сказки рассказывали про злой карандашик, и другие цвета подсовывали, и незаметно забирали черный. Ничего не помогало. Наткнулась на эту статью, разбиралась и поняла, о каком стрессе идет речь... Помаленьку отучили".

🎨 ЖЕЛТЫЙ
Желтый цвет, по мнению психологов, выбирают творческие детки, дети-мечтатели. Таким детям нередко больше нравится играть с веточками, камнями, тряпочками и песком, нежели с дорогими игрушками. Эти дети самые большие мечтатели, способность мечтать они не утрачивают и во взрослой жизни.

🎨 ОРАНЖЕВЫЙ
Оранжевый цвет чаще всего выбирают легковозбудимые малыши. Такие детки веселятся, шалят и кричат всегда, везде и без всякой причины. Очень часто оранжевый становится любимым цветом гиперактивных деток, а также детей, которые страдают синдромом дефицита внимания. Это как раз наша ситуация. До двух лет мой сын категорически отказывался рисовать каким-либо цветом, кроме оранжевого. Если я убирала оранжевый из коробки с фломастерами, то ребенок отказывался рисовать вообще, искал его, плакал, обижался, сердился. Со временем мой сын полюбил еще и желтый цвет. Теперь все рисунки у нас солнечные – желто-оранжевые. Однако не пугайтесь раньше времени. Если ваш ребенок предпочитает исключительно оранжевый цвет, это еще не говорит о его гиперактивности. Возможно, у него просто такой период и через некоторое время он начнет рисовать совершенно другими цветами.

🎨 РОЗОВЫЙ
Розовыми и светло-сиреневыми красками любят рисовать робкие детки. Такие дети нуждаются в постоянной поддержке, для них очень важно мнение окружающих.

🎨 ГОЛУБОЙ
А вот голубые оттенки для своих рисунков выбирают беззаботные дети. Не зря голубой цвет часто преобладает в летних рисунках детей, которые были сделаны на школьных каникулах, когда у ребенка много свободного времени и мало обязанностей.

🎨 КРАСНЫЙ
Красный цвет лично мне кажется цветом агрессии. Но, по мнению детских психологов, этот цвет любят открытые и активные дети. Они очень энергичны, напористы, часто ломают игрушки. Кстати, интересный факт – очень многие успешные политики в детстве предпочитали красный и желтый цвета. Возможно, вы воспитываете будущего президента. Вообще красный – это цвет жизни, энергии и здоровья. Очень даже неплохой выбор!

🎨 СИНИЙ
А вот синий цвет выбирают детки спокойные, уравновешенные. Такие дети больше любят читать книжки, чем играть в шумные игры. Дети, в рисунках которых преобладает синий цвет, не всегда тихони. Иногда и активный энергичный ребенок вдруг начинает рисовать синие картинки. По мнению психологов, это говорит о том, что в данный момент ребенок просто нуждается в покое, возможно, он просто устал от шумных игр.

🎨 ЗЕЛЕНЫЙ
Если в рисунках ребенка преобладает зеленый, и особенно темно-зеленый цвет, это должно немного насторожить родителей, так как, по мнению психологов, зеленый выбирают детки, которым не хватает заботы и внимания. Даже если вам кажется, что вы уделяете своему ребенку достаточно внимания, попробуйте проводить с ним больше времени. Развивайте в ребенке открытость к окружающему миру, чтобы он не стал замкнутым. Сине-зеленые тона выбирают дети, которые находятся в напряжении. Возможно, ребенок недавно просто перенес стресс или, может быть, родители слишком строги к малышу и требуют слишком многого – каких-то достижений в спорте или же отличной учебы. Кстати, если говорить о взрослых, а не о детях, то сине-зеленые цвета чаще выбирают чиновники и люди на административных ответственных должностях. Возможно, и на вашем ребенке лежит слишком много ответственности. Предоставьте малышу больше свободы, поощряйте в нем проявление инициативы, чаще хвалите, и ваш ребенок начнет рисовать яркие солнечные картинки!

🎨 ФИОЛЕТОВЫЙ
Фиолетовый цвет редко нравится детям младшего возраста. По наблюдению психологов, этот цвет чаще выбирают дети школьного возраста. Дети, которые предпочитают фиолетовые оттенки другим, чувствительные и ранимы. У них очень богатый внутренний мир.

🎨 СЕРЫЙ
Серый цвет часто выбирают замкнутые, тихие детки. Таких детей необходимо поддерживать во всех начинаниях. Уделяйте ребенку побольше внимания, и его рисунки раскрасятся в яркие цвета.

🎨 КОРИЧНЕВЫЙ
Коричневый цвет, по мнению психологов, любят дети, которые живут в своем собственном придуманном мире. Если раньше ребенок предпочитал другие цвета и вдруг внезапно перешел на коричневый, это может говорить о психологических трудностях, недавно перенесенном заболевании, стрессе или проблемах в семье.

🎨 ЧЕРНЫЙ
Стоит насторожиться, если ваш ребенок предпочитает использовать для рисования исключительно черный цвет. Черный – цвет угрозы. Он говорит о том, что ребенок находится в состоянии стресса. Однако не стоит беспокоиться, если ребенок начинает рисунок с черного цвета, а затем добавляет красок, используя другие – яркие цвета и оттенки. Это говорит лишь о том, что он – гармонично развитая личность.

Изучая рисунки детей, психологи разработали специальные тесты и методики. Проективные методики проецируют, показывают неосознанные чувства на объект, не имеющий прямого отношения к ребенку. Ребенок присваивает свои чувства рисунку или нарисованному персонажу. Очень показателен, например, рисунок ребенка на тему его семьи. Когда ребенок рисует, он не контролирует свои чувства, эмоции и мысли. И переносит на него проблемы, которые не может решить сам. В этой статье я дам вам общие моменты, по которым вы сможете кое-что узнать для себя о своем ребенке, и его отношении к членам семьи.

Тайна рисунка

Дайте ребенку лист бумаги форматом А4, простой карандаш и цветные карандаши. пусть ребенок положит перед собой лист как ему удобно. Предложите ему нарисовать свою семью. не проговаривайте, кто входит в вашу семью. Пусть ребенок выразит только свои чувства и мысли. Когда рисунок будет выполнен, вы много узнаете о том, как малыш воспринимает взаимоотношения в семье, и какова его роль в семье с его точки зрения. Рисуя родных, ребенок, обычно четко знает, кого изобразить рядом с собой, наделяет членов семьи персональными и только им присущими качествами. Например, если ребенок нарисовал кого-то с четко прорисованными деталями (кармашки-бантики, украшения, шарики - много мелких деталей), это говорит об особой любви к такому человеку. Если же ребенок рисует фигуру со сжатыми кулаками, это может означать - страх безнадежность или даже агрессию. Если руки фигуры подняты вверх, то этот член семьи обычно положительно настроен и уверен в себе. Когда все члены семьи держатся за руки и улыбаются, это говорит о том, что ребенок воспринимает свою семью, как дружную и сплоченную.

Подробный анализ

Чтобы более подробно проанализировать рисунок обратите внимание на следующие детали:

  • Размер и расположение рисунка на листе. Неуверенные в себе дети располагают рисунок не на всем листе, а лишь на его какой-то части. Часто стирают детали, сомневаются в правильности своего изображения, линию земли (пола рисуют высоко от нижней границы листа.
  • Фигуры людей. Дети часто изображают отцов сильными и крепкими, что ассоциируется у них с материальной основой и властью в семье. Если папа слишком крупно изображен по сравнению с мамой, то это значит, что, возможно, роль матери в семье принижается и существуют проблемы в родительских взаимоотношениях. Идеально. если папа и мама изображены в одном стиле и пропорции из фигур сохранены.
  • Контуры линий. Счастливый и уверенный в себе ребенок рисует четкие ровные линии, рисует без сомнений. Нерешительный ребёнок обычно для рисования выбирает блеклые, неяркие цвета, линии рисует с плохим нажимом. Если ребенок агрессивен, от во время работы может часто ломать грифель карандаша, сильно давить на него. Мягкий по характеру ребенок будет рисовать много плавных, извилистых линий. Детки с волевым характером наоборот, будут в рисунке использовать углы и четкие прямые линии.
  • Выбор цвета. Цвет передает эмоциональное состояние ребенка. если ребенок использует яркие цвета, цвета радуги, значит, у него хорошее настроение. если же ребенок выполнил рисунок в мрачных тусклых цветах - это говорит о плохом настроении или сниженном эмоциональном состоянии.
  • Состав семьи. Очень важно, насколько состав семьи соответствует действительности. если ребенок кого-то на нарисовал, то это говорит о его незначительности этого члена семьи для ребенка или даже в целом для семьи. Возможно, что у ребенка с этим человеком конфликтные отношения, неприязнь. Он как бы отвергает этого человека. очень часто дети не рисуют братиков и сестричек если ревнуют родителей к ним, если есть конкуренция за внимание и любовь. Иногда дети в рисунке семьи изображают посторонних людей, на входящих в реальную семью. Это говорит, что у ребенка с этим человеком очень тесный эмоциональный контакт. Также дети могут изобразить дедушек, бабушек или других родственников, не живущих с ним в семье. Но ребенок их очень любит, скучает и считает их также членами своей семьи.
  • Ребенок рисует себя. Если ребёнок нарисовал себя в уголке листа, отдельно или спиной ко всем, то это значит что он чувствует себя одиноко, страдает от дефицита внимания и любви. Еще тревожнее, если ребенок вовсе не нарисовал себя. Но бывает, что ребёнок нарисовал только себя. Этот ребенок - маленький эгоист, привыкший быть объектом общей заботы. Конечно, смысл порой иной, ребенок по замыслу рисунка мог "куда-то спрятаться", это также говорит о непростых отношениях в семье. Анализ рисунка должен вестись параллельно с рассказом ребенка о рисунке.
  • Размеры фигур на рисунке. По их расположению можно судит о том, ка ребенок относится к тем или иным членам семьи. Самый значимый человек в семье для ребёнка будет изображен самым высоким и крупным. Самый маленький и неяркий - наоборот. Люди которые изображены рядом с ребенком являются для него самыми значимыми.
  • Выражение лиц. Рассмотрите лица фигур, пусть ребёнок вам расскажет, кто в каком настроении изображен: грустном или веселом. или может быть задумчивым. ребёнок вам расскажет, почему с его точки зрения у фигур такое настроение, какие у них мысли и мечты. это даст вам очень богатый материал для размышления.
  • Отдельные части тела. Голова - разум интеллект и контроль. Если ребенок особенно тщательно прорисовывает голову, то это может означать что в семье больше внимания уделяется разуму, чем душе. Уши отвечают за способность слушать и слышать собеседников, а также воспринимать критику и чужое мнение. Рот - способность отстаивать свои интересы и права. Тело человека показывает чувства, эмоциональное состояние. четко прорисованное тело говорит о душевном, физическом и эмоциональном здоровье ребенка. Руки показывают на способность устанавливать контакт с близкими людьми. Ноги показывают способность передвижения ребёнка в мире, способность воспринимать новое.

Делаем выводы

Если, изучив рисунок ребенка, вы узнали что-то, вызвавшее у вас тревогу или опасения - не переживайте, все может быть совсем не так. Возможно ребёнок изобразил свое сиюминутное настроение. На рисунок могут повлиять ссоры с близкими людьми, или то, что накануне он увидел страшный эпизод по телевизору и находится под его впечатлением. Все замеченное надо обсудить с ребенком, чтобы развеять негативные мысли и через какое-то время вновь провести диагностику. А вот если результат в целом повторился, это уже о чем-то говорит и тогда Вам лучше обратиться за консультацией к психологу. Рисуйте, и воспользовавшись знаниями о тайнах детского рисунка, познавайте мир своего малыша!