Владимир Легойда: «Причина, мешающая человеку найти дорогу к храму — сам человек.

  • 20.09.2019

Допущено к распространению Издательским Советом Русской Православной Церкви.

Литературно-художественное издание.

Предисловие

КОЛОНКИ
А вы слышали голос с неба?
О врагах Церкви, или Монолог, который нужно произносить молча
Человек в шкуре дракона. Размышления накануне 15-летия журнала «Фома»
Воспитание технологии
Потеря Эдема
Последний звонок, или О том, как детские грезы отрываются от реальности
Невыносимая тяжесть бытия. От чего пытаются убежать наши подростки?
Главное — кто, или Несколько слов на тему искусства — современного и не очень
Дом паука. Отрывки из дневниковых записей
Достоевский и братья Стругацкие, или 26 встреч с золотой молодежью
О методологическом а-теизме
Духовно-транспортное происшествие
Путь самурая, или Почему в Японии думаешь о Евангелии
Это мое публичное дело! О Церкви в оппозиции, о «клерикализации» и о том, как важно не обобщать понапрасну
Свободно избрать добро. О священниках, жрецах и посредниках
Без сослагательного наклонения. Размышление у рождественской елки
Ты меня уважаешь? или Еще раз об интернет-дискуссиях
Совесть и милость, или Еще раз о плохих и хороших людях
Гамлет и пустота, или Зачем нам Великий пост
Непарадный восток, или Еще раз о том, что можно только почувствовать
…Все равно хороший, или Кое-что о любви к себе
Свойство кожи, или Про гнев, обращенный на себя
О главном
Морализаторское
Папины штаны. Об отцовстве — земном и небесном
Человек идущий, или Несколько слов о Пути, паломничестве и преподобном Серафиме
С точки зрения любви. О спорах, вопросах к себе и непобедимой церковной святыне
Как убедить маловерную даму, или Об опыте деятельной любви
На что не наплевать, или Когда больно от чужой боли. Об одном высказывании Ю. М. Лотмана
Искать нельзя оставить, или Попадет ли двоечник в Царствие Небесное
Ржавчина комфорта. Об удобствах, страдании и душевном спокойствии

СТАТЬИ
Мир утопий, или Ещё раз о Церкви и государстве
Почему смеется монах, или Самые свободные рабы на свете
Чувства верующих и неверующих, или Почему не стоит ходить со своим уставом в чужой монастырь
В чем эксклюзивность Православия. О смешении религий, договорной морали и о том, что такое грех
Без ценза для «своих» и «чужих», или Опять Церковь во всем виновата?
Останавливать нельзя. Надо учить думать. Зачем в школе говорить о религии?
Церковь в ожидании интеллигенции
Не право, но выбор. О крещении младенцев, рожденных суррогатной матерью

ИНТЕРВЬЮ
Молитва и большая политика
Как сердца статистикой поверить, или Что может Церковь и не может Интернет
По завету Карлсона, или Почему преподаватели не хотят идти на рынок
Сохраняйте спокойствие, или Почему священник всегда проигрывает в ток-шоу
Патриарх XXI века
«Краснею перед Патриархом постоянно!»

В московском культурном центре «Покровские ворота» председатель Синодального информационного отдела Владимир Легойда представил свою новую книгу «Человек в шкуре дракона». В сборник, состоящий из трех частей, вошли редакторские колонки автора в журнале «Фома», его интервью и публикации в СМИ.

По словам Владимира Легойды, название последней книги для него очень дорого. Во-первых, оно привлекает внимание, во-вторых, образ человека в шкуре дракона лучше всего олицетворяет современного человека:

— Все помнят льюисовский образ мальчика Юстэса, который после плохих дел превращался в дракона. Сколько не пытался он содрать с себя эту шкуру, он все равно оставался драконом. Появляется лев Аслан, символизирующий Христа — и навсегда сдирает с Юстэса ненавистную ему шкуру. Мне кажется, любой человек, который пытается что-то сделать с собой, понимает, что он всё равно ежедневно превращается в такого дракона. И в какой-то момент ты понимаешь, что не можешь сам от этого освободиться, и тебе нужна помощь. Человеку нужен Бог. Мне кажется, что это поразительно глубокий образ. Сложно придумать что-то лучше

Это мой третий сборник. Первый назывался «Мешают ли джинсы спасению?». Я считаю, что это было самое легкомысленное название, но может быть, и самое удачное. Оно было связано с дискуссией о том, как одеваться, когда православный человек стал безошибочно угадываться в толпе. Если девушка — то она обязательно в длинной юбке, с грустным взглядом, в платочке и с рюкзачком. Юноши выглядели соответствующим образом. Тогда это обсуждалось, и у нас было много дискуссий по этому поводу в журнале. В процессе дискуссий и сформулировалось такое название.

Второй сборник назывался «Декларация зависимости». Этот заголовок для меня также очень важен. Он менее легкомысленный, потому что указывает на одну важную вещь: наши представления о независимости, о свободе от всех и вся и о возможности такой свободы, конечно, очень наивны: человек всегда от чего-то зависим.

Владимир Легойда признался, что ему близка христианская картина мира, которая говорит, что если уж от чего-то зависеть — то зависеть надо от Христа, то есть от добра и любви.

Сверхъестественное в нашей жизни

Ведущий презентацию Ж.-Ф. Тири заметил, что автор в одной из своих колонок затронул тему сверхъестественного в нашей жизни. Жан-Франсуа спросил, насколько сложно в будничной, рутинной жизни увидеть, что Бог все же не перестает действовать. на этот вопрос глава Синфо ответил так:

— Внешний взгляд на христианство очень часто рисует его как некое сказочное, мифологическое пространство, оторванное от жизни. Я был в Екатеринбурге, где журналисты меня спрашивали, насколько Церковь далека от жизни? Просили, фигурально выражаясь, назвать, в скольких сантиметрах или километрах можно измерить это расстояние. А мне кажется, что это представление ложно, потому что связка христианской веры с чудом достаточно условна. Под чудом обычно понимают то, что нарушает естественный порядок вещей. Если бы сейчас взлетел микрофон, это было бы . С христианской точки зрения, это совершенно не чудо: ну, взлетел микрофон, мало ли что бывает. Это не так важно.

По словам В.Р. Легойды, самое большое чудо — это изменение человеческого сердца:

— Я могу рассказать вам историю (хотя она и не сверхъестественная) о том, как мой друг стал верующим. Однажды он поехал в Иерусалим «религиозным туристом». Его группа пошла на экскурсию в Храм Гроба Господня. При входе в Храм лежит плита Миропомазания, и люди традиционно становятся перед ней на колени и к ней прикладываются. И вот, он рассказывает: «Все побежали — и я побежал, все прикладываются — и я приложился». Он совершенно ни о чем в этот момент не думал. Но когда он приложился к этой плите, вдруг его пронзила мысль о том, что всё, что он читал в Евангелии — правда. А затем его посетила другая мысль: если то, что написано в Евангелии — правда, то нужно жить по-другому. Это не так часто бывает, но человек изменился. Я могу это засвидетельствовать, потому что этого человека знаю лично. Это чудо изменения человеческого сердца.

Антагонизм добра и зла

Ж.-Ф. Тири обратил внимание присутствующих на еще одну тему книги — антагонизма добра и зла в современном мире. С одной стороны, и на Западе и у нас моральные законы растворяются и пропадает ясность в том, где добро, а где зло. С другой стороны, возникает попытка защитить добро законодательно: запретить аборты, установить запрет пропаганды извращений и пр. «Вы используете, — обратился Ж.Ф. Тьери к В.Р. Легойде, — слово “свидетельство” и говорите, что общество может изменить только жизнь во Христе. Но сможет ли человек сам выбрать добро и построить лучшее общество? Или же нужно давить на наших правителей, чтобы они принимали справедливые законы?»

— Я думаю, что это не альтернативные позиции и мы не должны делать между ними выбор. Я не считаю, что человек самостоятельно может эти изменения совершать, иначе я бы сборник так не называл. Для меня это связанные вещи», — заметил Владимир Романович и продолжил:

— Кшиштоф Занусси, человек, которого я дерзаю называть своим другом, замечательно сказал в одной своей книге: «Я знаю точно, что совести недостаточно, чтобы спастись». Поэтому я не могу положительно ответить на вопрос с той точки зрения, что нужно полагаться только на совесть человека. Совесть может молчать, совесть может быть подавлена самим человеком или кем-то со стороны, поэтому полагаться только на нее нельзя. От этой шкуры дракона никуда не деться. С другой стороны, нет ничего плохого и неправильного в том, чтобы поддерживать законы, предотвращающие зло.

У нас любят цитировать Владимира Соловьева, который говорил, что государство существует не для того, чтобы превратить землю в рай, а для того, чтобы уберечь ее от превращения в ад. В этой связи обычно говорят о государстве. Но эта фраза также указывает на точки соприкосновения Церкви и государства или, скажем, верующего человека как чиновника и как христианина. В чем она заключается? Здесь нет альтернативы, есть система законов, которая должна удерживать человека от зла.

Мы видим, что в современном мире — я сейчас намеренно заостряю — происходит уничтожение культуры. Потому что культура существует как система табу. Культура созидается как система определенных запретов: вот это нельзя, это нужно делать так…Этим человек выделяется из мира природы, где табу меньше или же почти нет. Эта система табу создает величайшие культурные открытия и достижения. Но сейчас мы пришли в точку, где созданная набором табу культура начинает саморазрушаться. Поэтому если есть возможность это остановить правовым путем — почему бы и нет? Если ничего не предпринимать, нас всех просто раздавит. Другое дело, что библейская эсхатология говорит нам, что в итоге все равно раздавит. Поэтому нельзя полагаться только на эти вещи. Я еще раз повторяю, что я не вижу альтернативы в этих двух позициях. Эта дилемма не только христианская. Об этом писал еще Конфуций.

Зачем нужна дорога, если она не ведет к храму?

Владимир Легойда, отвечая на вопрос, не изменились ли его представления о человеке за время работы над книгами, заметил, что у него серьезно изменился взгляд только на одного человека — самого себя:

— Если прибегать к существующим в нашей сфере фразам, это прощание с иллюзиями о себе самом. Я пытался об этом сказать, говоря о некой эволюции названий этих сборников. Подробнее на эту тему я не готов говорить, потому что она будет носить, безусловно, не публичный характер. Всё это с точки зрения внутреннего понимания, ощущения и знания себя.

— У меня стало больше знаний какого-то фактического материала, поэтому мне сегодня смешней читать аналитику, которую пишут о Церкви, потому что даже если она выглядит правдоподобной, то зачастую имеет мало отношения к реальным процессам, которые происходят внутри Церкви. В главном мои представления не изменились. Все зависит от того, что для тебя Церковь. Я никогда не воспринимал ее как структуру. Это то же самое, если бы у меня спросили: «Поменялись ли твои представления о любви?» Наверное, они как-то поменялись. Это те смыслы, которые невозможно выразить рационально.

В моей последней колонке, которая, правда, не вошла в данный сборник, я пытался сказать, что по прошествии многих лет я понял, что мир веры, который мы с друзьями когда-то для себя открыли, оказался намного красочнее, чем я представлял, намного сложнее, чем я думал, и намного глубже, чем мне казалось. Единственное, что у меня не произошло, это потеря понимания того, что Церковь — самое главное в жизни. Вспомните известную мысль из фильма Тенгиза Абуладзе «Покаяние»: «Зачем нужна дорога, если она не ведет к храму?».

Причина, мешающая человеку найти дорогу к храму — сам человек

Отвечая на вопросы гостей, Владимир Романович подчеркнул, что главная причина, которая мешает найти человеку дорогу к храму — это сам человек:

— Кроме нас самих нам никто помешать не может: все остальное — отговорки.

Расскажу вам историю из своей жизни. Когда я учился на первом курсе, то решил «осчастливить» Церковь своим присутствием и зашел в Данилов монастырь. Сложа руки за спину, я начал гулять по монастырскому двору. В этот момент ко мне подошла какая-то бабушка и обругала меня за то, что я так вот хожу. После этого, так и , я вышел в благородном негодовании. Я чувствовал, что мне плюнули в душу. Однако давайте холодно проанализируем, кто помешал мне войти в храм? Только я сам себе и помешал.

Я глубинно считаю, что виноват сам человек, хотя ему и могли «помочь» не войти в храм. Христос говорит: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13:35). Когда человек приходит в храм и не видит этой любви друг о друге и к себе пришедшему, в храм он, возможно, больше и не соберется. Другое дело, что это можно преодолеть, если ты знаешь, зачем пришел.

Недавно мы со студентами обсуждали ситуацию: человек вырос в верующей семье, возможно, даже пел на клиросе, а потом ушел из храма. Для себя я сделал такой вывод: этот человек не ушел из храма — он туда еще не приходил. Потому что во всем нашем диалоге ни разу не прозвучали слова «Христос», «любовь», « Евангелие». Были «бабушки», «дедушки», «певчие», еще кто-то, но не это. Я согласен с отцом Игорем Фоминым, который, отвечая на вопрос, что может помешать человеку обрести Христа, сказал: «Только человеческое я, раздутое до невероятных размеров и закрывающее Бога».

— Любой человек, который работает с текстом, прекрасно знает, что когда ты что-то редактируешь, нужно в какой-то момент остановиться, потому что если ты не скажешь: «Стоп!», можно редактировать до бесконечности.

Более серьезный вопрос, жалею ли я, что вообще написал то или иное. Я почти каждый день жалею о том, что говорю, потому что одна из сегодняшних фундаментальных проблем — это проблема понимания. Мы сейчас находимся в таком темпо-ритме, когда люди друг друга не понимают. Если ты что-то говоришь и люди услышали то, о чем ты им сказал — это большая радость, редкость и в каком-то смысле счастье общения. У человека, который никогда не жалеет о том, что он говорил, скорее всего сбит внутренний компас. Когда ты не видишь, что можно было что-то сказать по-другому, ты останавливаешься.

Об ответственности

Отвечая на вопрос, повлияла ли церковная должность на его свободу как публициста, В.Р. Легойда напомнил всем об ответственности:

— Меня воспитывали, что есть такая штука — . Для меня ответственность — это что-то очень важное, ценность, если хотите. Когда ты находишься в ситуации, когда любое твое слово может выйти в публичное пространство, чувство ответственности обостряется до предела.

У меня есть любимая история.

Также глава Синодального информационного отдела заметил, что людям не хватает чувства ответственности в социальных сетях:

— Есть одна характеристика времени, которая мне кажется глубоко печальной: это то, что у нас многие вещи происходят походя.

Мы походя, не задумываясь, говорим что-то о людях, которых не знаем, никогда не видели или видели лишь по телевизору. Мы походя выносим какие-то финальные суждения о мире, о Церкви — не важно, о чем. Мне кажется, у человека нет права говорить походя.

В четверг 4 декабря в московском культурном центре «Покровские ворота» состоялась презентация новой книги Владимира Легойды . Это сборник редакторских колонок в журнале «Фома», публикаций в СМИ и интервью главы Синодального информационного отдела.

Владимир Легойда рассказал гостям, в чем смысл названия его новой книги, что такое чудо по-христиански, как меняются его собственные представления о вере и человеке и многое другое.

Говоря о названии новой книги , Легойда отметил, что «Человек в шкуре дракона» – самый подходящий образ, который точно передает состояние современного человека.

–Это третий мой сборник, первый назывался «Мешают ли джинсы спасению?». Я считаю, это было самое легкомысленное название, но может быть, и самое удачное.Оно было связано с дискуссией о том, как одеваться: когда православный человек стал безошибочно определяться, например, девушка – по длинной юбке, по грустному взгляду, платочку и так далее. И тогда это обсуждалось на страницах нашего журнала, и в процессе дискуссий появилось такое название.

Второй сборник назывался «Декларация зависимости». Для меня это очень важный заголовок. Наши представления о независимости, о свободе всех и вся и о возможности такой свободы, конечно, очень наивны: человек всегда от чего-то зависим, – пояснил Легойда.

Автор книги сказал, что ему близка позиция, «которая говорит, что если уж от чего-то зависеть – то зависеть от Христа, то есть от добра и от любви. А человек, который зависит от добра и от любви, он несвободен».

–И последнее название, оно для меня очень дорого. Это очень глубокий образ. Мне кажется, все знают и помнят, льюисовский образ мальчика Юстэса, который превращается в дракона, и не может сбросить с себя этот облик. И тогда приходит лев Аслан, который символизирует Христа, сдирает с него эту шкуру.

Мне кажется, что любой человек, который пытается что-то сделать с собой, он понимает, что мы в этого дракона все равно ежедневно превращаемся. И ты в какой-то момент понимаешь, что ты не можешь сам от этого освободиться, и тебе нужна помощь. Человеку нужен Бог. Мне кажется, что это точный, поразительно глубокий образ. Сложно придумать что-то лучше.

–Боюсь. Но я думаю, что это следует из моих текстов. Они никогда не заканчиваются и не начинаются так, что – записывайте, учите наизусть повторяйте вместо вечерних молитв.

Но и читая Евангелие, – отмечает Легойда, – люди могут делать несоответствующие выводы.

–Есть такое выражение, очень известное, что спасение совершается между страхом и надеждой. Вот между страхом и надеждой все это и пишется.

Колонка редактора ,– пояснил Легойда пришедшим гостям, – это совсем не обязательно рассказ о каком-то событии. Вот может прийти в голову название, просто понравиться фраза – а потом ты пишешь текст. Или ты пишешь – у меня так часто бывает – последнее предложение в колонке, а потом к нему пристраиваешь остальное.

Владимира Легойду попросили привести пример самой интересной бытовой зарисовки для создания текста:

–Конечно, фомичи на меня обидятся, но это колонка, которую я написал для журнала «Русский пионер», я написал про детей, была тема номера «Эйфория», и я написал колонку про эйфорию отцовства. Она начиналась с воспоминаний о рождении первого ребенка, а заканчивалась (тот, кто меня на Фейсбуке читает, знает, что я пишу диалоги про своих детей, как я с ними общаюсь) одним из моих любимых диалогов. Я пришел с работы и спрашиваю у средней дочки: «Анечка, как дела?» Она говорит: «Вот, замуж собралась». Я: «А жених кто?» Она отвечает: «А жениха пока нет».

На вопрос о том, действительно ли сложно увидеть, что и в будничной, рутинной жизни, Бог не перестает действовать , автор ответил:

Внешний взгляд на христианство очень часто рисует христианство как такое сказочное, мифологическое пространство, оторванное от жизни. Я был вчера и позавчера в Екатеринбурге, встречался с журналистами, и они спрашивали, а вот Церковь, насколько она далека от жизни? А мне кажется, что это ложное представление, потому что связка христианской веры с чудом, она достаточно условная. Под чудом понимают обычно то, что нарушает естественный порядок вещей. Вот если бы микрофон сейчас взлетел, вот это было бы чудо. С христианской точки зрения, это совершенно не чудо: ну взлетел микрофон, мало ли. Это не так важно.

Владимира Легойду спросили и о том, изменились ли за время работы над книгами его представления о человеке :

–У меня совершенно точно изменились взгляды на одного человека – на себя самого.

– Но у меня не произошло потери понимания того, что вера – это самое главное в жизни. Помните, знаменитая перестроечная фраза из фильма: «К чему дорога, если она не приводит к храму?»

С пониманием высокой ответственности за каждое сказанное слово

Назначение на церковную должность повлияло на свободу публицистики, но не ограничило ее, – заявил Владимир Легойда на презентации своей новой книги “Человек в шкуре дракона”.

Глава Синодального информационного отдела отметил, что с детства для него большой ценностью является чувство ответственности. «И когда ты понимаешь, что любое твое слово – любое буквально, где угодно сказанное – может выйти в публичное пространство, это обостряет чувство ответственности до предела».

«Я был очень благодарен, что тогда в моей жизни это изменение произошло, – поясняет Владимир Легойда, – потому что оно меня чуть больше дисциплинировало, а это, на самом деле, не есть невозможность какого-то свободного брожения словесного, интеллектуального, творческого и так далее. Это, наоборот, позволяет четче формулировать мысль, потому что ты не можешь взять за взгляд нечто: «я так вижу», «а мне так кажется». Поэтому назначение здесь, безусловно, повлияло, но я здесь не вижу проблемы с каким-то отрицательным исходом».

Отсутствие чувства ответственности Владимир Легойда наблюдает в социальных сетях. «Есть одна характеристика времени, которая мне кажется глубоко печальной: это то, что у нас многие вещи происходят по́ходя. Вот мы походя говорим что-то, не задумываясь, о людях, которых мы не знаем, никогда не видели, может быть, или видели только по телевизору; мы походя выносим какие-то суждения о мире, о Церкви, не важноо чем. Мне кажется, что у человека нет права говорить походя».

«Мне кажется, что цена слова, она очень высокая. И я проблему вижу в том, когда этого нет. Когда люди безответственно что-то заявляют и говорят, что вот, свобода – это значит, что ты можешь говорить и, не задумываясь, обижать кого-то. Например, вы заходите на Фейсбук, и кто-то пишет: «Вот негодяй…».

Но в христианстве сказано, что нужно относиться с уважением к образу Божию в другом человеке. Ты всегда должен знать что это чей-то отец или чья-то дочь. Вот когда тебе хочется в Фейсбуке что-то написать, ты подумай о том, что зайдет его сын и прочитает. Ты готов к этому?»

Не «строгие бабушки», а сам человек мешает себе пойти в церковь, – Владимир Легойда

Владимир Легойда высказал мнение, что главная причина, которая мешает пойти в церковь – сам человек. «Кроме нас самих нам ничего мешать не может, все остальное отговорки», – сказал глава Синодального информационного отдела на презентации своей новой книги «Человек в шкуре дракона» в четверг 4 декабря.

«Я помню замечательный эпизод– студенчество, первый курс – я зашел в Данилов монастырь. Вот, иду, руки сзади сложил. Подбегает ко мне какая-то, как принято говорить, бабушка и говорит: «Что вы тут делаете, что вы позволяете себе, ходите тут, оскверняете». Что я там осквернял, я не знаю до сих пор, но я вышел в таком благородном негодовании, что вот-де я, такой, хороший парень, который, наконец, к этой церкви решил прийти и осчастливить ее своим замечательным и гениальным присутствием, а мне тут плюнули в душу. Вот давайте холодно проанализируем: кто мешал мне? Только я сам».

«Понятно, что это не снимает ответственности с таких людей. Но лично я считаю, что только я виноват: я мог улыбнуться этой бабушке и сказать «извините»», – поясняет Легойда.

Подобной ситуации можно избежать, если понимать, зачем мы приходим в церковь, – убежден Владимир Романович.

«Недавно мы со студентами обсуждали ситуацию: человек вырос в верующей семье, пел на клиросе, а потом ушелиз храма. Но для себя я сделал такой вывод: он не ушел из храма, он туда еще не приходил. Потому что во всем нашем диалоге ни разу не прозвучало слово Христос, слово любовь, Евангелие. Были бабушки, дедушки, певчие, еще кто-то. Но это же все не то!»

Владимир Легойда: Молодежь все равно придет к Церкви

На презентации своей новой книги «Человек в шкуре дракона» Владимир Легойда рассказал про то, как, по его мнению, меняется отношение сегодняшних студентов к Церкви.

«В чем я вижу проблему современной жизни у нас в России, в Церкви: есть многочисленное поколение людей, мое поколение, которое пришло в Церковь в районе 1988-го года, года Тысячелетия Крещения Руси, когда все открывалось, появлялись книги, интерес. Тогда получилось так, что мы, дети, приводили со временем в храм своих родителей. При этом наши дети сегодня нередко уходят из храма. Вот это такое мое наблюдение – то, на что нельзя не обращать внимание».

Причину Владимир Легойда видит в том, что у многих современных молодых людей, которых с детства водили в спорт-клубы и кино… в храм, в воскресную школу, на клирос, «не было «горнила страданий» и «обязательных сложных вопросов, к себе, к Богу». Не может быть пути к Богу без страданий.

«И это не мне так кажется: это в Евангелии так написано. Евангелие же не повествует о том, как пришел Христос, и все заколосилось. Там сказано, что после Входа во Иерусалим была Голгофа, было Распятие. И не сказано, что как начали ему стелить эти пальмовые ветви, так до победного конца и стелили. Не так же? А почему мы считаем, что путь человека к Богу должен быть другим, если Бог Сам сказал: вот этот путь такой?»

Владимир Романович считает, что если к ребенку, который еще не задумывался над сложными вопросами, подойдет «какая-нибудь бабушка злая», то он скорее, сделает выбор в пользу боулинга, чем в пользу храма.

«Почему мне это не кажется катастрофичным? Потому что все равно придет. Потому что эти вопросы возникнут», – уверен Легойда.

«Почему мне это не кажется катастрофичным? Потому что все равно придет. Потому что эти вопросы возникнут», – уверен Легойда. Однако, заявляет глава СИНФО, это не повод для Церкви считать: «Ну, раз придет, значит, мы можем расслабиться». Владимир Легойда подчеркнул, что все-таки«это очень серьезный вопрос». Легойда напомнил, что молодежная миссия – одно из главных направлений служения Патриарха. «Он недавно встречался с молодежью, 10 тысяч человек – он к ним пошел, говорил с ними о понятных и важных им вещах, он понимает, что это очень важно», – говорит глава СИНФО.

Легойда уверен: человек не может жить без религиозного интереса. «Он может по-разному выражаться, это может принимать разные формы – агрессивного вопрошания, еще чего-то. Чего нет, так это безразличия: его не было, и нет. И в этом смысле, интерес, он сохраняется, на мой взгляд. Но, повторяю, может по-разному выражаться».

«Но есть еще одно, безусловно, положительное изменение – оно напрямую не связано с Церковью, просто сами студенты стали меняться в лучшую сторону. Не могу сказать, что сейчас это утвержденное мнение, но я три-четыре последних года замечаю: пошел другой студент!»

Однако Легойда отмечает, что при этом есть, на его взгляд, и катастрофические моменты: «Вот сегодня на лекции я говорил что-то про Средние века, и в момент, когда я начинаю говорить о Рабле, я понимаю, что из 70 сидящих студентов никто не знает, кто такой Рабле. И мне не на что опереться: я понимаю, что все, что я говорю, вообще не может усваиваться. И это, конечно, катастрофично».

































«Человек в шкуре дракона» – под таким ярким, запоминающимся и глубоко философским названием вышел в свет сборник статей и публицистики Владимира Легойды – председателя Синодального информационного отдела Русской Православной Церкви и, по совместительству, главного редактора журнала «Фома».

Как и в двух своих предыдущих книгах, которые, кстати, имели у читателей большой успех, в новом сборнике автор обращается к человеку, живущему в эпоху интернета и соцсетей, в условиях глобального информационного пространства. И размышляет о том, как в этих не самых простых реалиях не утратить человеческую индивидуальность и не превратиться… в монстра!

Кстати, под чудовищем в названии своей книги – «Человеком в шкуре дракона» -, Владимир Легойда подразумевает вполне конкретный литературный образ. В знаменитых «Хрониках Нарнии» Клайва Льюиса есть такой персонаж: самолюбивый и недобрый мальчик по имени Юстас, который из-за своих «драконьих» помыслов однажды превращается в самого настоящего дракона. Чтобы вновь вернуться в человеческий облик, Юстасу пришлось пройти через страдания, которые изменили и его сердце.

Автор не случайно остановился именно на этом образе. По его мнению мы, современные люди из реального мира, часто сами загоняем себя в точно такую же ловушку! Например, когда пишем кому-то в фейсбук грубый или язвительный комментарий. Когда готовы метать громы и молнии всего-навсего из-за того, что на несколько часов отключили свет или горячую воду. Казалось бы, – пустяки. Но эти мелочи не проходят бесследно, они оставляют на нашей душе этакие «драконьи чешуйки», и вот мы уже не замечаем, как покрываемся коростой, через которую очень трудно не пробиться к нам настоящим…

При том, что Владимир Легойда заостряет внимание читателей на животрепещущих этических и нравственных проблемах, исключительным качеством книги является полное отсутствие морализаторства. В ней нет ни малейшего намёка на менторство и желание «поучить жизни». Это спокойные, порой весьма самокритичные, местами ироничные и очень любопытные размышления о вещах, понятных и близких каждому из нас. Почему без Христианства не было бы такого понятия, как «права человека», зачем нужно иногда выходить из привычной зоны комфорта и за что автору приходится краснеть перед Патриархом – вот далеко не полный спектр разносторонних тем, которые Владимир Легойда затрагивает в своей книге.

Составленный из редакторских колонок в журнале «Фома», статей и интервью разных лет, сборник воспринимается как единое целое, а главное, приглашает подумать и отлично мотивирует в любых обстоятельствах оставаться самим собой. Ведь никому не нравится быть в чужой шкуре. А «Человеку – в шкуре дракона» – тем более.