Дидактические игры по ознакомлению детей с татарским орнаментом. Реферат: Татарский народный орнамент в вышивке Татарский орнамент на старинных домах

  • 13.08.2019

Оксана Лапина

Программное содержание : Познакомить детей с татарскими национальными узорами на костюмах, фартуках, платках, сапогах, тюбетейках. Освоить приемы сложения предметов (узоров) из частей по образцу. Развивать художественный вкус при подборе и расположении элементов. Формировать умение на силуэте платка, фартука, тюбетейке составлять узор из элементов татарского орнамента (листочки, тюльпан, волнистые линии и т. д). Активизировать речь детей в названии татарских национальных узорах.

Материал : силуэт тюбетейки,


пары сапог,


элементы татарского орнамента.


Ход игры : Знакомлю детей с татарскими национальными костюмами, показываю детям картины, на которых изображены образцы тюбетеек, сапог, фартуков, платков. Знакомлю с названиями элементов орнамента (тюльпан, листочек, волнистые линии и т. д). Затем дети вместе со взрослым украшают узорами сапоги. Воспитатель помогает детям правильно расположить орнамент. Затем дети играют самостоятельно, воспитатель при необходимости помогает.

Узор можно расположить :






Возможны и другие варианты расположения татарского орнамента на силуэтах.

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования города Ульяновска «Центр детского творчества № 1»

ПЛАН-КОНСПЕКТ

ЗАНЯТИЯ

Тема: «Стилизованный татарский орнамент (панно из бумаги)»

Разработала: Матькова Е.П., педагог дополнительного образования

Ульяновск-2016

Тема: «Стилизованный татарский орнамент (панно из бумаги)».

Тип занятия: комбинированное.

Цель: создание условий, способствующих пробуждению интереса к истории родного края.

Задачи:

Обучающие:

    познакомить учащихся с названиями элементов татарского орнамента («тюльпан», «шиповник», «волна») ;

    активизировать речь детей в названии татарских национальных узорах.

    закрепить знания учащихся по выполнению аппликации;

    обучать детей выполнять панно в виде татарского орнамента способом накладной аппликации ;

    освоить приемы сложения предметов (узоров) из частей по образцу;

    повторить правила безопасности при работе с ножницами, клеем.

Развивающие:

    развивать внимание, наблюдательность, логическое мышление;

    развивать мелкую моторику, зрительно-моторные координации;

    способствовать развитию художественного вкуса;

    развивать художественный вкус при подборе и расположении элементов.

Воспитательные:

    воспитывать в детях уважение друг к другу, к людям другой национальности;

    воспитывать интерес к истории татарского народа и его традициям

Методическое оснащение занятия: конспект занятия.

Методы обучения: словесные (беседа), наглядные (демонстрация образцов, иллюстраций, узоров), практические (демонстрация приёмов работы).

Материалы, инструменты, оборудование:

Образцы элементов панно, иллюстрации татарского национального орнамента, иллюстрации татарского национального костюма (платье, фартук, жилет, тюбетейка, калфак, сапоги), шаблоны национальных узоров («тюльпан», «колокольчик», «волна»), «письмо» цветная бумага, клей-карандаш, ножницы, скотч, большая фото-рамка со стеклом, иллюстрации «Казанский кремль», «Чак-чак», «Флаг, герб Татарстана»).

Форма организации деятельности: групповая.

Ход занятия:

1. Организационный этап (приветствие, упражнение «Здравствуй, друг!)

2. Подготовительный этап (ведение в тему занятия).

Ребята, сегодня я получила необычное письмо. Что здесь написано никак не разберу, потому что написано не по-русски.

Но есть подсказка – картинки (Казанский кремль, чак-чак, национальный флаг Татарстана). Посмотрите на них внимательно. Если мы сможем отгадать, что на них изображено, то поймем, откуда пришло письмо и что в нём написано (ответы детей).

Переворачиваю каждое слово Исэнмесез, хормэтле иптэшлэр и читаю (Здравстуйте, дорогие друзья!) Молодцы! Отгадали!

Ребята, скажите, как называется страна, в которой мы живём? А как называется наш город? (ответы детей).

Вы, наверное, знаете, что в нашем родном городе живут люди разных национальностей, которые имеют свой язык, культуру, свои танцы, песни, костюмы. (Русские, башкиры, чуваши, мордва, татары, украинцы).

Сегодня мы поговорим с вами о татарской национальности, потому, что скоро у нас праздник, посвящённый татарскому народу.

Что вы уже знаете о татарах? (ответы детей)

Они живут в республике Татарстан, столица - город Казань. Они говорят на татарском языке, но многие говорят и на русском языке. У них есть особые национальные блюда - плов, беляши, чак-чак. На праздник татары надевают национальные костюмы. Женщины - платья, фартуки, жилеты, калфак. Мужчины - рубашки, широкие брюки, кожаные башмаки, тюбетейки.

3. Изучение нового учебного материала

Сегодня мы познакомимся с татарским народным орнаментом. Ребята, что такое орнамент? (ответы детей). Орнамент - это украшение, узор. Им расписывают посуду, шкатулки, сундуки, расшивают полотенца, салфетки, скатерти, костюмы.

Я принесла вам образцы татарского орнамента. У татарского народа существует несколько видов орнамента. (Рассказ и демонстрация образцов).

«Цветочно-растительный». Мотивы волнообразных побегов, цветов тюльпана, ромашки, лотоса, фиалки. Таким видом орнамента украшались концы полотенец, занавески, фартуки, головные уборы.

«Геометрический» . Геометрические мотивы - линии, волны, зигзаги, спирали, ломаные линии. Применяется в украшении сельского жилища, ювелирных изделий.


«Зооморфный» Изображения голубей, уток, бабочек, лебедей, пчёл. Встречается в основном в резьбе по дереву.


Основные цвета орнамента - зелёный, красный, жёлтый, синий, оранжевый.

Сегодня мы сделаем вот такую коллективную работу (показываю панно).

Ребята, скажите мне, из чего состоит это панно? (из отдельных элементов) А из чего сделаны отдельные элементы – стилизованные узоры? (из бумаги). Как нужно делать такие красивые элементы? (вырезать из бумаги и наклеить на бумажные квадраты)

Когда вы всё сделаете, сложим их в одну большую картину-панно, она будет представлена на нашем празднике.

Физкультминутка:

На зарядку солнышко поднимает нас,

Поднимаем руки мы по команде «раз».

А над нами весело шелестит листва,

Опускаем руки мы по команде «два».

Руки подняли и покачали -

Это цветы в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули –

Так ветер сбивает росу.

В сторону руки, плавно помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем,

Руки отставим назад.

4. Практическая работа

Инструктаж.

У нас будет две команды «Тюльпан» и «Волна». Первая команда делает первый вид орнамента (стилизованный тюльпан), вторая - стилизованную волну. Посмотрим, какая команда справилась лучше.

Самостоятельная работа.

Раздаю детали. Открываем конверты. Рассматриваем узор и его элементы.

Из чего состоит этот узор? (Квадрат, тюльпан, овала с заострёнными углами) А этот? (Квадрат, волна и круг).

Вам нужно будет вырезать квадраты из цветной бумаги, и приклеить на них элементы стилизованного орнамента.

Но прежде чем приступить к работе, давайте вспомним правила техники безопасности при работе с ножницами и клеем.

Во время практической работы можно провести пальчиковую игру.

Пальчиковая игра «Цветок»

У каждого из вас кисти рук превратились в цветок. Лепестки закрыты, плотно сомкнуты.

Утром рано он закрыт (кисти рук находятся в исходном положении),

Но к полудню ближе (ладони отходят друг от друга, подушечки больших пальцев прижаты к концам указательных, кисти рук напоминают раскрытый бутон)

Раскрывает лепестки, красоту их вижу (кисти рук у запястья соединены, а пальцы плавно расходятся в разные стороны, напоминая раскрывшийся цветок).

К вечеру цветок опять закрывает венчик (пальцы сомкнуть – нераскрывшийся цветок),

И теперь он будет спать (кисти рук в исходном положении)

До утра как птенчик (кисти рук положить под щёку – имитация сна).

Из каких элементов состоит этот узор ? (цветок, листок)

Как называется этот цветок? (Тюльпан)

Какого цвета большой цветок? (красного) А маленький? (жёлтого)

Какого цвета лепестки? (зелёного)

Во время работы показываю технику выполнения орнамента поэтапно. Дети выполняют коллективную работу. В ходе её выполнения оказываю помощь некоторым детям, подсказывая, направляя. Проговариваю вместе с детьми названия деталей.

5. Контрольный этап

Текущий контроль. В процессе работы оказывается индивидуальная помощь.

6. Заключительная часть

Ребята, мы с вами закончили работу. Все внимательно слушали и успешно справились с заданием.

Понравилось ли вам занятие?

Ребята, о каком народе Поволжья мы сегодня говорили? Что нового вы узнали? Кому было трудно справиться с работой?

Теперь давайте уберём свое рабочее место.

Приложение

Шаблон орнамента «Волна»

Шаблон узора «Тюльпан»

Шаблон узора «Пион»

Гульсиня Гибадуллина

Современный толковый словарь русского языка Т. Ф. Ефремовой объясняет значение слов УЗОР и ОРНАМЕНТ так:

"УЗОР"

а) Рисунок, представляющий собою сочетание линий, красок, теней и т. п.

б) Сложное переплетение, живописное расположение чего-л., образующее или напоминающее такой рисунок.

"ОРНАМЕНТ"

Художественное украшение, узор, для которого характерно ритмичное расположение геометрических или стилизованных растительных и животных элементов рисунка.

Татарские узоры и орнаменты имеют три типа мотивов: геометрический, цветочно-растительный и зооморфный. Узоры применялись мастерами в архитектуре, вышивке, живописи, резьбе по дереву.

Татарский орнамент с цветочно-растительными мотивами является наиболее распространенным. В цветочно-растительных мотивах существуют три направления: степное, луговое и садовое.

Для степного направления более характерны мотивы с изображением маков, тюльпанов, незабудок, гвоздик.

Мотив гвоздики

Мотив тюльпана


Мотив мака


Для луговых мотивов - цветы шиповника, колокольчика, ромашки, васильков.

Мотив шиповника



Мотив колокольчика


А для садовых мотивов характерны георгины, хризантемы, розы, астры.

Мотив георгина


Наиболее часто встречаются два цветка, которые использует татарский орнамент. Это тюльпан и гвоздика.

Публикации по теме:

«Украшение полотенца». Конспект занятия по аппликации по мотивам национальных орнаментов (старшая группа) Цель: формирование поликультурной компетенции у детей старшего дошкольного возраста. Задачи: 1. Прививать уважение и любовь к родному краю,.

Картотека русских, мордовских, татарских народных игр для старшего дошкольного возраста ИСТОРИЯ РУССКИХ НАРОДНЫХ ИГР В культуру каждого народа входят созданные им игры. На протяжении веков эти игры сопутствуют повседневной жизни.

«Знакомство с дымковской игрушкой. Рисование дымковских узоров»Программные задачи О: познакомить с дымковскими игрушками, дымковскими узорами;.

Литературная гостиная «Осенние мотивы» Литературная гостиная «Осенние мотивы». Цель: развивать эстетическое восприятие осенней природы через художественно -речевую и музыкальную.

Здравствуйте, уважаемые друзья и гости любимого сайта! Городецкая роспись - это один из традиционных декоративных промыслов и стоит в.

Осень самая яркая и дивная пора,в которой бушуют множество разных красок. Каждый год мы проводим со своей сменщицей Макаровой Светланой.

Не знаю как вы, а я живу в ритме так сказать одной из пословиц "Готовь сани летом". Вроде только недавно отшумели новогодние праздники,.


Странно, но только сейчас, я стала по-настоящему воспринимать национальные узоры и орнаменты. Вот, например, татарский орнамент. Всю жизнь прожила в Казани, по национальности татарка, а все народное как-то проходило мимо меня...

Все началось с предложения одного книжного издательства об иллюстрировании Корана (подарочный экземпляр), но только с татарским орнаментом. Сначала я подумала, что быстро с этим справлюсь, материала по восточным мотивам у меня много. Сделала эскизы, показала заказчикам, им понравилось, но они сказали, что с такими орнаментами, какие предложила я, они могли бы заказать Коран и в Арабских Эмиратах.

Вот здесь я и поняла «легкость» своего отношения к работе! И пошла в Ленинскую библиотеку! Обложилась книгами по татарскому орнаменту, историческими очерками о создании народных ремесел, благо у татарского народа их много! Одна кожаная мозаика чего стоит! А вышивка золотом на народном костюме, а вышивка на полотенцах!

Вот так, напитавшись настоящим, чем-то чистым, и правильным, я почувствовала в себе такой эмоциональный подъем! Что мне хочется творить и творить! Теперь я просто влюбилась в тему, и мне очень хочется показать всем красоту национальных узоров!

1. Здесь татарский орнамент создан по мотивам орнаментов кожаной мозаики, часто используемый в изготовлении национальных сапожек.

2. Татарские кожаные сапожки. Есть конечно красивее, но зато они лично мои.

3. В продолжение темы узоров из кожаной мозаики - отдельные фрагменты орнаментов, воспроизведенные мною на плитке 10х10 см.

6. Татарский узор на плитке 10х10 см.

7. Врата. Роспись по сусальному золоту, работа оформлена в багет.

8. Зеркало «Татарский узор». Вдохновением для росписи этого зеркала послужила увиденная мной вышитая скатерть 1884 года, в Национальном музее РТ. Скатерть конечно фантастически красива! Вышивка!

9. Мечеть Кул-Шариф в обрамлении татарского орнамента.25х35 см

Национальные сувениры очень востребованы. Убедилась в этом, когда на территории музея-заповедника "Казанский кремль", в главной мечети Кул-Шариф проходила моя персональная выставка "Восточные мотивы в росписи на керамической плитке". Интерес был очень большой, благо, кураторы выставки постоянно продлевали ее, за что им отдельное спасибо. Ведь поток туристов с весны до осени просто огромен. И я рада, что мои работы "вписались" в общий колорит сувенирной продукции и что можно предложить что-то еще, кроме классического набора - чак-чака и тюбетеек.

Мои новые работы, представленные на очередной персональной выставке в мечети Кул Шариф "Переливы узоров" татарский орнамент, в 2013 году.

Зеркало "Татарское окошечко" , выполнено по мотивам домовой резьбы в татарских деревнях.

Зеркало "Татарские переливы"

Панно из плитки " Татарская песня". Надглазурная роспись, обжиг 830 С. 50 х 50 см

Панно из плитки "Татарский узор" 40 х 40 см. Надглазурная роспись, обжиг 830


Набор тарелок с татарским орнаментом