Доклад: "Отражение темы космоса в музыке". На пыльных дорожках далеких планет

  • 04.09.2019

Мы подготовили эту статью на основе лекции, прочитанной Ксенией Подлипенцевой, искусствоведом, куратором художественных проектов, в рамках фестиваля «Библионочь-2018».

Космос - тема, волновавшая художников в разные эпохи, но, пожалуй, наиболее своеобразно она была представлена в космизме, футуризме и супрематизме.

Космизм - особое явление первой половины XX века. Основоположником русского космизма считается Николай Фёдоров, создавший план так называемого «общего дела ». Согласно представлениям Фёдорова, человечеству надо объединить все усилия для того, чтобы достигнуть бессмертия и осваивать космос.

Конечно, можно сказать, что идея бессмертия восходит к православной традиции, но есть существенное различие. Прежде всего, в том, что Фёдоров говорил о бессмертии не только души, но и тела. Причём «бессмертные» должны были ещё и озаботиться тем, чтобы оживить всех, кто жил когда-либо ранее. Поскольку подобное рано или поздно привело бы к перенаселению Земли, Фёдоров предполагал, что к тому моменту люди уже достигнут такого уровня знаний, что им будет под силу переселиться на другие планеты, хотя в то время, естественно, никакого технического оснащения для полётов в космос ещё не было.

Помимо Фёдорова, это направление также разрабатывали Сергий Булгаков, Павел Флоренский, Константин Циолковский. А с точки зрения живописи самым известным космистом был Николай Рерих, обращавшийся к жанру философского пейзажа.

Прежде всего, это пейзаж «обобщённый», в нём нет акцентуации на индивидуальных чертах конкретной местности. Не менее важной особенностью является свет: свет на картине не столько явление физического мира, сколько маркер духовного состояния художника. Наконец, на полотнах Рериха всегда выделяется небо: даже горы принимают очертания облаков или напоминают иные небесные объекты.

Люди на полотнах Рериха, как правило, не располагаются в центре, то есть не являются главными героями, хотя и нельзя сказать, что их «задавливает» бесконечное небо: скорее, все элементы картины находятся в гармонии, ведь основная идея творчества художника - это гармония человека и Вселенной.

Пожалуй, высокой оценкой для Рериха можно считать признание Гагарина, который так описал свой полёт в космос:

«Лучи просвечивали через земную атмосферу, горизонт стал ярко-оранжевым, постепенно переходящим во все цвета радуги: к голубому, синему, фиолетовому, чёрному. Неописуемая гамма! Как на полотнах художника Николая Рериха».

Не менее значимым направлением в начале прошлого столетия был футуризм : зародившись в Италии, он наиболее громко заявил о себе в России, став одним из самых радикальных явлений авангарда. Футуризм считал себя провозвестником новой эры, воспевая, однако, не столько будущее, сколько стремительно развивавшееся настоящее заводов и машин.

Будетляне, первая группа писателей-футуристов, не раз в своём творчестве обращались к фантасмагорическим для того времени образам покорения Вселенной. Однако в футуристической живописи космический мотив всё же не являлся ведущим. Самыми яркими примерами здесь можно назвать «Пустоту» Натальи Гончаровой, произведение, написанное в период её увлечения беспредметной живописью, и серию картин «Пространство».

Несмотря на всю агрессивность и самоуверенность футуризма, к началу Первой мировой он начал потихоньку затухать, раскалываясь на разнообразные течения и уступая место другим направлениям искусства.

Супрематизм связывают, прежде всего, с его создателем - Казимиром Малевичем. И конечно же, самая знаменитая картина, ассоциирующаяся с именем этого художника, - «Чёрный квадрат», абсолютно уникальная вещь по количеству существующих интерпретаций. В этом периоде Малевич отказался от предметности, заявив, что живопись должна выражать не предмет, а ощущение художника от предмета. Иными словами, Малевич призывал отказаться от «посредника» формы и писать ощущение.

На картине - чётко очерченный чёрный квадрат, граничащий с белым фоном; необходимо учитывать, что произведение, как правило, экспонируют на белой стене. Представьте мысленно, как белый фон холста сливается с белым фоном окружения, а сам квадрат отдаляется всё дальше и дальше, постепенно превращаясь в чёрную точку… Нет смысла искать в «Чёрном квадрате» особый сюжет или иную картину, якобы спрятанную под слоем краски. По сути, «Чёрный квадрат» - это попытка графически представить бесконечность Вселенной.

Евгений Ковтун, искусствовед

из статьи «“Победа над солнцем” - начало супрематизма»

Супрематический метод состоял в том, что Малевич взглянул на землю как бы извне, внутренняя «духовная» вселенная подсказала ему этот взгляд, и сразу же рухнули незыблемые каноны пространствопостроения. В супрематических станковых работах исчезает представление о «верхе» и «низе», «левом» и «правом» - все направления равноправны, как в космическом пространстве. Пространство картины больше неподвластно земному тяготению (ориентация «верх - низ»), оно перестало быть геоцентричным, то есть «частным случаем» вселенной. Возникает самостоятельный мир, замкнутый в себе, обладающий собственным полем сцеплений-тяготений и в то же время соотнесенный как равный с универсальной мировой гармонией.

Главный элемент на картинах Малевича - супремы (от лат. supremus - наивысший), геометрические фигуры, нарисованные в отрыве от земли, отражали идею художника о космическом городе, комплексе, свободно парящем в воздухе, создание которого было бы возможно благодаря будущим научно-техническим достижениям.

Более конкретно разрабатывал космическую тему один из любимых учеников Малевича - Илья Чашник, считавший супрематизм «мироощущением беспредметных, природных и космических сложений». В его самой известной работе «Красный круг на чёрной поверхности» можно угадать планету в бескрайнем космическом пространстве и находящуюся рядом с ней космическую станцию, хотя по-прежнему речь идёт именно о супрематической композиции. Интересно, что эту картину часто можно встретить на обложках книг научной фантастики.

Конечно, перечисленными направлениями космическая тема не ограничивается: чего стоит причудливый «соцфутуризм», рисовавший светлое будущее освоения других планет и контактов с инопланетными существами. И хотя в XXI веке появились новые, небывалые возможности для изучения Вселенной, стоит признать, что в прошлом столетии тема космоса вызывала гораздо больший ажиотаж - по крайней мере, в искусстве.

Электронная библиотека нашего портала сайт насчитывает огромное количество книг о тайнах и загадках космоса, большинство из которых Вас наверняка заинтересует. Они пробудят воспоминания с детства и унесут Вас в сказочный мир незабываемых фантастических приключений.

Многие произведения давно переиздавались, и отыскать их в бумажном варианте очень сложно. К счастью планшетные компьютеры и электронные книги давно не являются диковинкой. Любой желающий может воспользоваться нашим сайтом сайт и бесплатно получить любую книгу в электронном варианте, воспользовавшись удобным поиском. Мы постоянно следим за развитием и пополнением нашего ресурса, привлекая на свой портал все больше постоянных посетителей.

Космос и литература от сайт

Космический миф – сложное явление мировой и русской культуры. Между писателями и учеными никогда не было споров о том, какая картина космоса будет более правильной – научная или художественная, потому что на сегодняшний день эти две системы успешно существуют как бы порознь. Принято считать, что язык науки нельзя хорошо перевести на язык художественной речи, в то время как язык искусства не имеет адекватного отражения в сложной научной терминологии. Но как бы там ни было, существует две модели мира, которые находятся в незримом взаимодействии.

Космос Ньютона и космос Гете формально никогда не соприкасались друг с другом, несмотря на ту очевидность, что «Фауст» написан человеком, который принял ньютоновский образ мира. Как известно, Ньютон предшествовал Гете, но сейчас редкая космологическая модель может обойтись без косвенных и прямых обращений к «Фаусту». Безусловно, научная достоверность в таком случае играет второстепенную роль.

Отчеканенный на щите Ахилла гомеровский космос имеет мало общего с эйнштейновскими и ньютоновскими концепциями, но «Илиада» никогда не устаревает. С научной точки зрения космический миф может быть усовершенствован, или он может соответствовать новым научным достижениям – в искусстве его ценность измеряется не этим.

Описанный ужас Тютчева перед бездной космоса был мотивирован пустой Вселенной Ньютона, где пространства и времени бесконечно много. В теории относительности Эйнштейна идет речь о нулевом времени, но несмотря на это Тютчев не устаревает. Читатель интересует писателя не только в настоящем времени, он погружается в искусство со своим будущим и прошлым, со всеми подтвержденными и опровергнутыми мифами.

Космос и литература: мифы опровергаются в науке, но не в искусстве

В русской литературе мифы о космосе ранее не являлись предметом отдельного исследования, хотя «космос Тютчева», космос «Достоевского», «космос Лермонтова» стали вполне привычными словосочетаниями в условиях современной литературной критики. Косвенно или прямо эти темы затрагиваются в работах В. Топорова, Г. Гачева. Ярким примером такого рода исследований выступают работы Я. Гуревича, С. Аверинцева, А. Лосева по византийской, античной и средневековой литературе и эстетике. В таком случае выработалась определенная методология, которая заключается в том, что различные художественные произведения выступают материалом для космологической модели этнографа, филолога, литературоведа, историка.

Портал сайт представляет обзор книг о космонавтах и космосе для всех тех, кому интересна тема освоения космоса, кому не безразлична роль нашей страны в мировой космонавтике. Мы собрали как научные, так и фантастические и детские книги о космосе.

В начале XX века К.Э.Циолковский написал книгу «Вне Земли» (в Калуге эта книга была издана в 1920 году), а Юрий Гагарин после приземления первого корабля «Восток» сказал: «...Сейчас, вернувшись из полета вокруг Земли, я просто поражаюсь, как правильно мог предвидеть наш замечательный ученый все то, с чем только что довелось встретиться, что пришлось испытать на себе. Многие, очень многие его предположения оказались совершенно правильными». Так фантастика предвосхищала реальность.

Способ, которым авторы фантазий о космических путешествиях отправляли своих героев в космическое пространство, многообразны. Они прямо зависят от уровня научных представлений своего времени. До тех пор, пока благодаря нашему земляку, К.Э.Циолковскому, не была изобретена ракета на реактивной тяге, способы изобретались один причудливее другого, даже комические: и на воздушном шаре, и верхом на пушечном ядре, и в птичьей упряжке, и, конечно же, во сне.

Отбросим заведомо сказочные способы и рассмотрим те, авторы которых пытались дать какое-то научное обоснование полета. Первым в этом ряду был, видимо, Жюль Верн, который написал дилогию «Из пушки на Луну» и «Вокруг Луны "пушки на лунувидимо Жюль Верн, который написал "полета. ос.\оизведений прошлых веков.

Он не единственный, кто отправил людей в космос таким образом. Точно так же отправил на Луну своих героев польский писатель XX века Ежи Жулавский, автор «Лунной трилогии». Жулавский должен был уже знать о принципах реактивного движения, но почему-то избрал такой архаичный способ полета. Может быть, он не хотел, чтобы его герои вернулись на Землю?

Примерно в то же время Алексей Толстой пишет «Аэлиту», где описывает полет в «настоящей» ракете. И гораздо дальше: на Марс.

Другой способ предложил знаменитый английский писатель Герберт Уэллс в книге «Первые люди на Луне». Он заставил своего героя Кэйвора изобрести кэйворит – вещество, экранирующее от поля притяжения. Всего-то и нужно: покрыть металлический шар-снаряд слоем такого вещества, чтобы оказаться в невесомости. Путешественники управляют своим снарядом, открывая окошки-иллюминаторы так, чтобы в поле зрения оказалась цель путешествия. Принцип прост: смотрим на Луну – значит летим к Луне. Хотим притормозить – смотрим на Землю. Только не очень долго, а не то Земли притянет к себе.

Заметим, что оба способа разбирались в научно-технической литературе (в частности, в известной книге Я. И. Перельмана «Занимательная физика»). Сейчас уже нет необходимости изобретать экзотические способы путешествия в космос, потому что пока достоверно известен один: космическая ракета на реактивной тяге.

Артур Кларк, известный ученый-астрофизик и писатель, в своем романе «Фонтаны рая» рисует картины путешествий на орбиту в космическом лифте (этот лифт появляется и в одном из романов о космической одиссее).

Французский ученый-геолог и опять же писатель Ф. Карсак (Франсуа Бордо) вслед за своими соотечественниками Жюль Верном сталкивает два космических тела, в результате чего группа землян оказывается на другой планете. Возникает вопрос: можно ли считать такую переброску космическим путешествием? Ведь люди не покидают поверхности планеты. Разве что оставляют родную солнечную систему, как и в случае, когда средством передвижения оказывается целая планета. Тот же Ф. Карсак заставляет своих героев искать способ «убежать» от солнца, которому грозит превращение в Новую, в результате чего Земля увеличивает скорость и, покинув свою орбиту, устремляется в космические дали.

Такой же способ описывает Георгий Гуревич в повести «Прохождение Немезиды», только на этот раз солнечная система выступает не как пункт направления, а как принимающая сторона. Может быть, имея в роли космического корабля целую планету, путешествовать по космосу было бы легче, чем в любом искусственно построенном ковчеге. Но не надо забывать, что никакое солнце планету-путешественницу уже не будет согревать, а значит, ее население вынуждено будет переселиться под землю, укрывшись слоем замёрзших атмосферных газов на все века, которые потребуются для преодоления межзвездной бездны.

В качестве средств передвижения использовались также сравнительно мелкие космические тела – астероиды, внутри которых оборудовалась жилая зона. Надежнее, чем в металлической оболочке, но сколько нужно потратить топлива, чтобы разогнать такую массу! А ведь ее – массу – еще ведь потом и остановить нужно!

Расстояния в космосе настолько велики, что авторы книг о космических полетах вынуждены изобретать совсем уже фантастические методы, заставляя своих героев просто прокалывать пространство, но мы считаем, что такие способы вряд ли будут реализованы в ближайшем будущем, если вообще будут реализованы. Правда, в не столь далекие времена Французская Академия прославилась утверждением, что камни с неба падать не могут, это антинаучно… а камни все же падают. Не попадем ли мы впросак со своим утверждением о невозможности гиперпространственных проколов?

А обыкновенные звездолеты все-таки были: в книге Станислава Лема «Магелланово Облако» описывается первый полет к звезде-соседке, в систему Центавра. Путь был долог и тернист, но в конце его путешественников ожидало заслуженное вознаграждение: встреча с дружественной цивилизацией. Звездолет как средство передвижения использует и Иван Ефремов в романе «Туманность Андромеды», и эта книга появилась почти одновременно с полетом Юрия Гагарина.

Мозгова Дарья

Цель работы:показать отражение данной темы в музыке, а также рассказать о том, как она повлияла на творчество русских композиторов серебряного века и музыкальных групп 70-90-х годов 20 века.

Скачать:

Предварительный просмотр:

ДОКЛАД

«Отражение темы космоса в музыке»

2014 год

Цель работы.................................................................................................................3

Введение……………………………………………………………………………...4
Музыкальный космизм в России...............................................................................5

Музыкальные коллективы, обращающиеся к теме космоса...................................8

Выводы.......................................................................................................................11

Список использованных ресурсов...........................................................................12

Цель работы

Рассуждениям на космические темы в наше время уделяется пристальное внимание. Космосу посвящены научно – исследовательские труды, научно–популярные произведения, а так же художественные работы (произведения литературы, кинематографии, изобразительного искусства и музыки). Платон говорил: «Астрономия заставляет душу смотреть вверх и ведет нас из этого мира в другой». Ну, а что же, как ни музыка, заставляет человека задуматься, окунуться в нечто иное, нежели просто воспоминания?

Тема космоса – это вечная тема в музыке. В творчестве разных эпох обретает свои образы и имеет определённые средства художественной выразительности, свой музыкальный язык, понятный и востребованный в данный исторический период. Моя цель – показать отражение данной темы в музыке, а также рассказать о том, как она повлияла на творчество русских композиторов серебряного века и музыкальных групп 70-90-х годов XX века, когда начали появляться шоу – программы, наполненные спецэффектами и стилизованными костюмами на космические темы. В своей работе я обращаюсь к самым ярким примерам, а именно к творчеству А.Н.Скрябина, композитора серебряного века и проанализирую творческий путь музыкальных групп 70-90х годов.

Введение

«Музыка - самое божественное и духовное из всех искусств».

(Письма Махатм. Избранные письма 1880-1885, Письмо XXII)

Музыка. Такая земная и неземная. Музыка - словно отражение иного пространства, иного времени, иных миров. Она звучит и в шуме водопада, и шелесте листьев, и пении птиц. Музыкой наполнены травы, тянущиеся к Солнцу, ибо Солнце - сама музыка. В час восхода оно поет Земле песню о встрече, а при заходе - мелодию разлуки.

В отдаленные от нас тысячелетиями времена люди умели слушать музыку мира, понимая ее единство со всем существующим в природе. «Музыка, ее первый звук, родилась одновременно с творением мира», - так утверждали древние мудрецы.

Во Вселенной, где идет борьба Космоса и хаоса, порядка и беспорядка, гармонии и дисгармонии, музыка занимает особое положение: «музыка - наука о хорошей гармонии. Когда же мы совершаем несправедливость, то не сохраняем музыку. Таким же образом небо, земля и все, что движется в них всевышним повелением, не существует без науки музыки. Действительно, Пифагор свидетельствует, что этот мир основан посредством музыки и может управляться ею».

Платон, великий Учитель древности и последователь Учения Пифагора, считал музыку главным средством воспитания гармонической личности. Философ очень серьезно относился к подбору мелодий для прослушивания населением.

Итак, Вселенная звучит, но привычный человеческий слух не улавливает небесных звучаний. Их воспроизводит музыка - отражение космической гармонии. Человек, как часть Вселенной, настраиваясь посредством прекрасных мелодий на гармонические звучания Космоса, обретает духовные силы и физическое здоровье. Так утверждают древние трактаты.

Музыкальный космизм в России

Вершиной музыкального выражения русского космизма является конец XIX – начало ХХ века. На общем фоне слома мировоззрения появились русские композиторы – космисты, которые своими музыкальными и научно-публицистическими произведениями утверждали идеи музыкального космоса. Эти идеи высказывались как самими композиторами, так и философами.

Проблемное поле выдающихся русских композиторов ХХ в. – Скрябина, Рахманинова, Прокофьева и др. – было задано философской мыслью, особенно философией всеединства В. С. Соловьева, которая выводила их на проблемы космизма. Идеи положительного единства, синтетический метод познания оказались близки отечественным композиторам. Пример - произведение Ивана Вышнеградского «День Бытия». Бесконечность мира, мысль о всеединстве сущего была для символико-космистов и романтической мечтой, и восторгом, и философской доктриной, духовным отцом которой был В. Соловьев. Многих творцов рубежа ХIХ-ХХ веков (В. Соловьев, Е. Трубецкой, А. Н. Скрябин) объединяла космическая тема: солнце, звезды, луна, небесная лазурь - для них есть символы божественного света, способные преодолевать время и суету. Но наряду с ренессансным ощущением в музыкальной культуре серебряного века ярко проявилась острота переживаний. Во многих сочинениях композиторов - космистов реализуется неистовый порыв и сковывающая сила молчания, небытия. Для всех художников - космистов было свойственно чувство бесконечности, таинственной непостижимости бытия.

Таким образом, рубеж ХХ столетия был отмечен как период активной художественно - эстетической деятельности: поэты и музыканты, философы и живописцы, единые в своем устремлении поиска иной реальности. Диапазон воплощения тенденций эпохи «простирался» от тончайшей нюансировки в миниатюрных формах (романсы С. Рахманинова опус 38) до космической масштабности в крупных сочинениях (кантата С. Прокофьев «Семеро их»). Космический такт объемлет в себе все, от биения сердца до космической музыки сфер. Космос человеческой души - уподобляется Космосу Вселенной. Символ пронизывает эпоху. Поскольку именно музыка наиболее полно выражает символ, все композиторы - космисты явились выразителями идей, укладывающихся в рамки космизма: образы бесконечности (девятая соната А. Скрябина), образы Космоса (Четвертая соната А. Скрябина).

У русских космистов, представителем которых был также и А. Н. Скрябин, возникает новый взгляд на человека как на субъект космической эволюции. Вершин ее достигает не отдельный человек, а соборная совокупность сознательных существ, всего человечества, в единстве всех поколений. Космический процесс представляется композитору неповторимым, когда Вселенная совершает лишь один цикл: она родилась из Ничто и стремится к своей последней цели - Абсолютному бытию. Искусство звуков в скрябинском понимании представляет собой не просто «новое описание» мира, а некую глобальную Реальность, в объеме которой физическая вселенная занимает только часть. При этом музыкальное произведение является своего рода «тоннелем» в космическое пространство звездных миров. Во многих сочинениях Скрябина, сочетание миниатюрной формы, стремительного темпа создает впечатление полета, самоутверждения духа, а выставленные в конце произведения паузы, предоставляют возможность домыслить образ, почувствовать его бесконечную перспективу. Таким образом, осуществляется выход за рамки реального, физического времени; паузы воспринимаются как «шлейф» от пролетевшей кометы. Четвертая соната композитора являет нам посредством музыкальных структур Вечный Космос, бесконечную Вселенную, которые запечатлены в неизменности главной темы - темы Звезды.

Ярким примером космизма в музыке служит творчество великого русского композитора Н. А. Римского-Корсакова. В своей четырнадцатой опере «Сказание о невидимом граде Китеже» (1904), он вновь творит глобальную картину мира, основой которой выступает мифологическая поэтика. Любимый инструмент композитора - хор, как лучшее самораскрытие Соборной Души, когда она осуществляет высшую форму творчества - духовное делание. Таким образом, через хоровое воплощение соборного «мы».

Давайте рассмотрим примеры творческого пути музыкальных коллективов, особенно популярных в этот период, которые обращались к теме космоса.

Музыкальные коллективы, обращающиеся к теме космоса

1. Группа «Rockets»

Rockets - французская рок-группа. Известны своим имиджем "пришельцев из космоса", одними из первых в истории музыки масштабными шоу с использованием целого каскада спецэффектов (в частности, "инопланетных" декораций, пиротехники, лазеров). Альбомы Plasteroid и Galaxy стали золотым и платиновым соответственно.

История ROCKETS началась в 1972 г., в Париже, где они под именем CRYSTAL играли в основном в клубах. На сцене появлялись в обычном человеческом обличье - в нормальной одежде и с длинными волосами. До сих пор неизвестно, записали ли они что-нибудь в таком воплощении.

В 1974 г. CRYSTAL меняют название на ROCKET MEN (или ROCKETTERS) и вот - пять пришельцев с зелеными глазами (контактные линзы), серебряной кожей и в «космической» одежде - впервые появляются перед публикой в Европе, записав сингл «Rocket Man».

В 1975 название группы меняется на ROCKETS и выходит новый сингл (только во Франции) «Future Woman» - ранняя версия, отличная от той, что будет включена позднее в их первый альбом. Сторона B включает инструментальную композицию «Sexy Planet», не вошедшую ни в один из альбомов.

В 1976 г. во Франции вышла первая пластинка под названием «Rockets», а группа провела серию фантасмагорических живых шоу с использованием вокодера, лазеров, световых эффектов и пиротехники, сразу же имея успех во Франции, а затем и за ее пределами.

По мнению критиков и самих ROCKETS также, альбом «Galaxy» (1980) был лучшим в их истории. С этим альбомом, который получил статус платинового (более 1 млн копий), группа достигла вершины своего успеха. После выхода альбома ROCKETS отправились в большой 200-дневный тур.

Изменения в группе (1984 год) повлекли за собой изменения внешности и музыки. Уже обычные люди (не «пришельцы»), в футуристических костюмах (разработанных Виктором Тольяни, который до этого работал с группой Visitors, а также был художником, скульптором и экспертом в области абстрактного и НФ искусства). Также и стиль музыки изменился в сторону большинства британских поп-групп того периода - меньше «электроники», больше танцевальной.

В 1992 г. на CD вышел сборник «Galactica», в который включены песни с пластинок, выпущенных в период 1980-1984 г.г.

Творческий путь «Rockerts» прошёл кардинальные изменения в разные периоды времени. Но в конечном итоге, возобновляя истинную суть группы, её участники вернули прежний стиль – отражение космоса в музыке.

2. Группа «Зодиак»

Зодиак (латыш. Zodiaks) - советская музыкальная группа из Латвии, существовавшая в 1980-х годах и игравшая инструментальную музыку в жанре синти. «Зодиак» была одной из первых советских групп, исполнявших электронную музыку. Основной тематикой композиций являются космос и научная фантастика (в середине 1980-х годов группа от этой тематики отказалась).

Инструментальная группа «Зодиак» под управлением Яниса Лусенса (родился 7 апреля 1959 года) была организована в конце 1970-х студентами Латвийской государственной консерватории им. Я. Витола на базе кафедры электронных музыкальных инструментов. Слушателей потряс высочайший профессионализм и музыкальный вкус команды, несмотря на то, что им было немного за двадцать лет - проявило себя академическое музыкальное образование. Ансамбль начал исполнять необычную для советской эстрады электронно-синтезаторную музыку с «космическими» звуками. Дебютный альбом Disco Alliance был выпущен в 1980 году. Тогда же латышские музыканты написали саундтрек к документальному фильму о космонавтах «Звёздная палитра», в ходе работы посетив Звёздный городок и познакомившись с космонавтами. Названия композиций на следующем альбоме «Музыка во Вселенной» недвусмысленно отсылают к космической тематике. В 1982 году ансамбль успешно выступал в Москве в эстрадной программе «Молодость Балтики», проходившей в рамках заключительного концерта фестиваля «Московские звёзды», посвящённого 60-летию образования СССР и XIX съезду ВЛКСМ.

3. Группа «Space»

Space («космос», читается «спэйс») - французская группа, исполняющая музыку в жанре «космической» электроники и диско.

Группа была создана в 1977 году Дидье «Ecama» Маруани, Роланом Романелли и Янником Топом. В ранний период музыканты всячески подчеркивали научно-фантастическую направленность своей группы, часто выступая в сценических костюмах наподобие скафандров.

В названиях альбомов и известнейших хитов, несомненно, присутствуют космические названия, что еще раз доказывает увлечённое внимание участников группы к теме космоса.

В 2011 году в честь 50-летия полёта Юрия Гагарина Дидье Маруани и группа «Space» выступили с эксклюзивными концертами в Доме Космонавтов Звёздного городка (11 апреля) и в Государственном Кремлёвском дворце (13 апреля). В ходе концертов публике были представлены «Space-версии» всем известных эстрадных хитов о космосе, а композицию «Ура, Гагарин, Ура!», специально написанную Маруани к юбилею, вместе с артистами исполнили космонавты из разных стран.

Выводы

В 70-90–е годы ΧΧ века возникает неподдельный интерес к теме космоса, этому способствуют большие достижения в его освоении, желание познать космическое пространство и его основные законы. В этот период создается огромное количество художественной литературы фантастического жанра, снимаются кинофильмы, в музыкальной массовой культуре возникает целое течение групп, в основе творчества которых становиться космическая тема. В этот период начинает развиваться электронная музыка, это является благодатной почвой для написания композиций, описывающий неизвестный неземной образ, космические пейзажи.

Исследуя творчество композиторов серебряного века и музыкальных коллективов 70-90х годов XX века, посвящённых теме «Космос в музыке», были выявлены причины, основные идеи и эстетические задачи, которые ставили композиторы для реализации данной темы. Опираясь на данный материал, можно придти к следующим выводам:

Кто-то скажет: «Если такая музыка существует - значит, она кому-то нужна». Да, наш земной мир соткан из совершенства и несовершенства. Каждый человек волен выбирать, что ему ближе. Гармоничная музыка явится особой панацеей от многих бед, ибо ее звуки, проникающие всюду способны сделать мир прекрасней, а человека - совершенней.

Мыслитель говорил: «Слушать Прекрасное, видеть Прекрасное - значит улучшаться».

Список использованных ресурсов
Ссылки

http://nowimir.ru/DATA/070704.htm

Список литературы

1. Гагарин Ю.А., Лебедев В.И.. Психология и Космос(1976). 3-е изд. М., Молодая гвардия, 208с.

2. Циолковский К. Э. Космическая философия (1935). ААН СССР, ф. 555, оп. 1, д. 535.

Живопись дает возможность увидеть несозданное, поместить взгляд в точку, где еще не было фотокамеры, поэтому неудивительно, что тематика космоса достаточно хорошо в ней представлена. Эта публикация - ни в коем случае не обзор всех художников, изображавших космос, а скорее пробежка по вехам через призму моего вкусового восприятия.


Художник Анатолий Мущенко

Вряд ли получится найти первого "космического художника", но у истоков этого жанра явно стояли иллюстраторы фантастики Жюля Верна. "С Земли на Луну" и "Вокруг Луны" читали будущие пионеры космонавтики, и, запуская свои ракеты, они могли вспоминать картину эпического, пусть и не реалистичного, выстрела колумбиады.

В 1920-х годах в СССР была группа художников-космистов "Амаравелла", но они вдохновлялись в основном идеями Рерихов, Блаватской, Чюрлёниса и культур Востока, поэтому рисовали всякую неопределенную мистику. Вряд ли картина Сергея Шиголева "Работа в космосе", написанная в 1927 году, изображает реальных людей, работающих в реальном космосе.

Судьба Шиголева сложилась печально, но другим представителям его поколения удалось сделать больше. Челси Боунстелл (старше Шиголева на 7 лет) стал маяком в живописи для американцев, мечтающих о космосе. Его иллюстрации появлялись в журналах начиная с середины 1940-х и использовались в книге "Покорение космоса" 1949 года, которую зачитывали до дыр мальчишки, пораженные в самое сердце советским спутником.


В 10 км над полюсом Луны,


Маленький спутник

В СССР работал Юрий Швец. Он больше трудился для кино, художником-постановщиком, и его труд виден в прекрасных фильмах Клушанцева, но и картины вполне могли вам попадаться.


Увы, в реальности 1996 год прошел под знаком совсем других событий


Стартовая площадка орбитальной космической станции

Затем пришла очередь художников, которые, кроме фантазий, видели космические полеты непосредственно. Пол Калли (официальный сайт), например, стал единственным художником, приглашенным зафиксировать процесс облачения в скафандры астронавтов "Аполлона-11" перед стартом. Кроме этого он писал картины и активно рисовал для почтовых марок.


Нил Армстронг


"Мощь"

Заметного успеха уже успела добиться молодая художница Анастасия Просочкина. Ее работы сочетают художественный взгляд и внимание к техническим деталям (Анастасия консультируется у работников отрасли). Самобытный стиль пользуется популярностью, картины заказывали и Роскосмос, и частные космические компании.

На краудфандинговой платформе "Планета" заканчивается проект Анастасии по выпуску космического календаря, и уже собрано в пять раз больше требуемой суммы. Радует, что идея повесить себе на стену календарь на следующий год с космическими рисунками интересна и широкой общественности.

Кроме указанных выше ссылок на сайты художников, огромную и уникальную коллекцию космического арта собрал паблик