Прошлое, настоящее и будущее в пьесе «Вишневый сад». (Чехов А

  • 24.07.2019

Сочинение по литературе.

Вот она - открытая тайна, тайна поэзии,жизни, любви!
И. С. Тургенев.

Пьеса «Вишневый сад», написанная в 1903 г., - последнее произведение Антона Павловича Чехова, завершающее его творческую биографию. В нем автор поднимает ряд проблем, характерных для русской литературы: проблемы отцов и детей, любви и страдания. Все это объединено в теме прошедшего, настоящего и будущего России.

Вишневый сад - центральный образ, объединяющий героев во времени и пространстве. Для помещицы Раневской и ее брата Гаева сад - это родовое гнездо, неотъемлемая часть их воспоминаний. Они словно срослись с этим садом, без него они «не понимают своей жизни». Для спасения имения нужны решительные действия, перемена образа жизни – иначе великолепный сад пойдет с молотка. Но Раневская и Гаев отвыкли от всякой деятельности, непрактичны до глупости, неспособны даже всерьез задуматься о надвигающейся угрозе. Они предают идею вишневого сада. Он для помещиков - символ прошлого. В прошлом остается и Фирс, старый слуга Раневской. Отмену крепостного права он считает несчастьем, а к своим бывшим хозяевам привязан как к собственным детям. Но те, кому он преданно служил всю жизнь, бросают его на произвол судьбы. Забытый и покинутый, Фирс остается памятником прошлого в заколоченном доме.

Настоящее время представляет Ермолай Лопахин. Отец и дед его были крепостными Раневской, сам он стал преуспевающим купцом. На сад Лопахин смотрит с точки зрения «циркуляции дела». Он сочувствует Раневской, сам же вишневый сад в планах практичного предпринимателя обречен на гибель. Именно Лопахин доводит агонию сада до логического завершения. Имение разбито на доходные дачные участки, и «только слышно, как далеко в саду топором стучат по дереву».

Будущее олицетворяет молодое поколение: Петя Трофимов и Аня, дочь Раневской. Трофимов - студент, трудом пробивающий себе дорогу в жизнь. Его жизнь нелегка. Когда приходит зима, он «голоден, болен, встревожен, беден». Петя умен и честен, понимает, в каком тяжелом положении живет народ, верит в светлое будущее. «Вся Россия наш сад!» - восклицает он.

Чехов ставит Петю в смешные положения, снижая его образ до предельно негероичного. Трофимов - «облезлый барин», «вечный студент», которого Лопахин все время останавливает ироническими замечаниями. Но мысли и мечты студента близки к авторским. Писатель как бы отделяет слово от его «носителя»: значимость произнесенного не всегда совпадает с социальной значимостью «носителя».

Ане семнадцать лет. Молодость для Чехова - не только возрастной признак. Он писал: «…ту молодость можно признать здоровою, которая не мирится со старыми порядками и… борется с ними». Аня получила обычное для дворян воспитание. Большое влияние на формирование ее взглядов оказал Трофимов. В характере девушки присутствуют искренность чувств и настроения, непосредственность. Аня готова начать новую жизнь: сдать экзамены за курс гимназии и разорвать связи с прошлым.

В образах Ани Раневской и Пети Трофимова автор воплотил все лучшие черты, присущие новому поколению. Именно с их жизнью связывает Чехов будущее России. Они высказывают идеи и мысли самого автора. В вишневом саду раздается стук топора, но молодые люди верят, что следующие поколения посадят новые сады, прекраснее прежних. Присутствие этих героев усиливает и укрепляет звучащие в пьесе ноты бодрости, мотивы будущей прекрасной жизни. И кажется - не Трофимов, нет, это Чехов вышел на сцену. «Вот оно, счастье, вот оно идет, подходит все ближе и ближе... И если мы не увидим, не знаем его, то что за беда? Его увидят другие!»

Введение
1. Проблематика пьесы А.П. Чехова «Вишневый сад»
2. Воплощение прошлого – Раневская и Гаев
3. Выразитель идей настоящего – Лопахин
4. Герои будущего – Петя и Аня
Заключение
Список использованной литературы

Введение

Антон Павлович Чехов – писатель могучего творческого дарования и своеобразного тонкого мастерства, проявляющегося с равным блеском, как в его рассказах, так и в повестях и пьесах.
Пьесы Чехова составили в русской драматургии и русском театре целую эпоху и оказали неизмеримое влияние на все последующее их развитие.
Продолжая и углубляя лучшие традиции драматургии критического реализма, Чехов стремился к тому, чтобы в его пьесах господствовала жизненная правда, неприкрашенная, во всей ее обычности, будничности.
Показывая естественное течение повседневной жизни обычных людей, Чехов кладёт в основу своих сюжетов не один, а несколько органически связанных, переплетающихся между собой конфликтов. При этом ведущим и объединяющим является по преимуществу конфликт действующих лиц не друг с другом, а со всей окружающей их социальной средой.

Проблематика пьесы А.П. Чехова «Вишневый сад»

Пьеса «Вишневый сад» занимает особое место в творчестве Чехова. До нее мысль о необходимости изменения действительности он пробуждал, показывая враждебность человеку жизненных условий, выделяя те черты своих персонажей, которые обрекали их на положение жертвы. В «Вишневом саде» действительность изображается в ее историческом развитии. Широко разрабатывается тема смены социальных укладов. Уходят в прошлое дворянские усадьбы с их парками и вишневыми садами, с их неразумными владельцами. Им на смену идут люди деловые и практичные, они – настоящее России, но не ее будущее. Только молодым поколением принадлежит право очистить, изменить жизнь. Отсюда основная идея пьесы: утверждение новой общественной силы, противостоящей не только дворянству, но и буржуазии и призванной перестроить жизнь на началах подлинной человечности и справедливости.
Пьеса Чехова «Вишневый сад» написана в период общественного подъема масс в 1903 году. Она открывает нам еще одну страницу его многогранного творчества, отражая сложные явления того времени. Пьеса поражает нас своей поэтической силой, драматизмом, воспринимается нами как острое обличение социальных язв общества, разоблачение тех людей, чьи мысли и поступки далеки от нравственных норм поведения. Писатель ярко показывает глубокие психологические конфликты, помогает читателю увидеть отображение событий в душах героев, заставляет нас задуматься о смысле истинной любви и истинного счастья. Чехов легко переносит нас из нашего настоящего в далекое прошлое. Вместе с его героями мы живем рядом с вишневым садом, видим его красоту, ясно ощущаем проблемы того времени, вместе с героями пытаемся найти ответы на сложные вопросы. Мне кажется, что пьеса «Вишневый сад» – это пьеса о прошлом, настоящем и будущем не только ее героев, но и страны в целом. Автор показывает столкновение представителей прошлого, настоящего и заложенного в этом настоящем будущего. Думаю, что Чехову удалось показать справедливость неизбежного ухода с исторической арены таких, казалось бы, безвредных лиц, как хозяева вишневого сада. Так кто же они, владельцы сада? Что связывает их жизнь с его существованием? Чем дорог им вишневый сад? Отвечая на эти вопросы, Чехов раскрывает важную проблему – проблему уходящей жизни, ее никчемность и консерватизм.
Уже само название чеховской пьесы настраивает на лирический лад. В нашем представлении возникает яркий и неповторимый образ цветущего сада, олицетворяющего красоту и стремление к лучшей жизни. Основной сюжет комедии связан с продажей этого старинного дворянского имения. Это событие во многом определяет судьбы его владельцев и обитателей. Размышляя об участи героев, невольно задумываешься о большем, о путях развития России: ее прошлом, настоящем и будущем.

Воплощение прошлого – Раневская и Гаев

Выразитель идей настоящего – Лопахин

Герои будущего – Петя и Аня

Все это невольно наталкивает нас на мысль, что стране необходимы совсем другие люди, которые будут вершить иные великие дела. И эти другие люди – Петя и Аня.
Трофимов – демократ по происхождению, по привычкам и убеждениям. Создавая образы Трофимова, Чехов выражает в этом образе такие ведущие черты, как преданность общественному делу, стремление к лучшему будущему и пропаганда борьбы за него, патриотизм, принципиальность, смелость, трудолюбие. Трофимов, несмотря на свои 26 или 27 лет, имеет за плечами большой и тяжёлый жизненный опыт. Его уже два раза исключали из университета. У него нет уверенности, что его не исключат в третий раз и что он не останется «вечным студентом».
Испытывая и голод, и нужду, и политические преследования, он не утратил веры в новую жизнь, которая будет основана на справедливых, гуманных законах и творческом созидательном труде. Петя Трофимов видит несостоятельность дворянства, погрязшего в праздности и бездействии. Он дает во многом верную оценку буржуазии, отмечая ее прогрессивную роль в экономическом развитии страны, но отказывая ей в роли творца и созидателя новой жизни. Вообще его высказывания отличаются прямотой и искренностью. С симпатией относясь к Лопахину, он тем не менее сравнивает его с хищным зверем, «который поедает все, что попадается ему на пути». По его мнению, Лопахины не способны решительно изменить жизнь, построив ее на разумных и справедливых началах. Петя вызывает глубокие раздумья у Лопахина, который в душе завидует убежденности этого «облезлого барина», которой ему самому так недостает.
Мысли Трофимова о будущем слишком туманны и абстрактны. «Мы идем неудержимо к яркой звезде, которая горит там вдали!» – говорит он Ане. Да, цель его прекрасна. Но как ее достичь? Где основная сила, которая способна превратить Россию в цветущий сад?
Одни относятся к Пете с легкой иронией, другие с нескрываемой любовью. В его речах слышится прямое осуждение отмирающей жизни, призыв к новой: «Дойду. Дойду или укажу другим путь, как дойти». И указывает. Указывает его Ане, которую горячо любит, хотя искусно скрывает это, понимая, что ему предназначен другой путь. Он говорит ей: «Если у вас есть ключи от хозяйства, то бросьте их в колодец и уходите. Будьте свободны как ветер».
В недотепе и «облезлом барине» (как иронически величает Трофимова Варя) нет силы и деловой хватки Лопахина. Он покоряется жизни, стоически перенося ее удары, но не способен овладеть ею и стать хозяином своей судьбы. Правда, он увлек своими демократическими идеями Аню, которая выражает готовность следовать за ним, свято веря в прекрасную мечту о новом цветущем саде. Но эта юная семнадцатилетняя девушка, почерпнувшая сведения о жизни в основном из книг, чистая, наивная и непосредственная, еще не сталкивалась с реальностью.
Аня – полна надежд, жизненных сил, но в ней еще столько неопытности и детства. По складу характера она во многом близка к матери: она питает любовь к красивому слову, к чувствительным интонациям. В начале пьесы Аня беспечна, быстро переходит от озабоченности к оживлению. Практически она беспомощна, привыкла жить беззаботно, не думая о насущном хлебе, о завтрашнем дне. Но все это не мешает Ане порвать с привычными ей взглядами и жизненным укладом. Ее эволюция совершается на наших глазах. Новые взгляды Ани еще наивны, но она навсегда прощается со старым домом и старым миром.
Неизвестно, хватит ли ей духовных сил, стойкости и мужества, чтобы до конца пройти путь страданий, труда и лишений. Сумеет ли она сохранить ту горячую веру в лучшее, которая заставляет ее без сожаления проститься со старой жизнью? На эти вопросы Чехов не дает ответа. И это естественно. Ведь о будущем можно говорить только предположительно.

Заключение

Жизненная правда во всей её последовательности и полноте – вот чем руководствовался Чехов, создавая свои образы. Именно поэтому каждый персонаж его пьес представляет собой живой человеческий характер, привлекающий огромным смыслом и глубокой эмоциональностью, убеждающей своей естественностью, теплотой человеческих чувств.
По силе своего непосредственного эмоционального воздействия Чехов едва ли не самый выдающийся драматург в искусстве критического реализма.
Драматургия Чехова, откликавшаяся на актуальные вопросы своего времени, обращавшиеся к повседневным интересам, переживаниям и волнениям обычных людей, будили дух протеста против косности и рутины, звала к социальной активности к улучшению жизни. Поэтому она всегда оказывала на читателей и зрителей огромное влияние. Значение чеховской драматургии уже давно вышло за пределы нашей родины, оно стало мировым. Драматургическое новаторство Чехова широко признано за рубежами нашей великой родины. Я горжусь тем, что Антон Павлович русский писатель, и как бы ни были различны мастера культуры, они, наверное, все согласны с тем, что Чехов своими произведениями подготавливал мир к лучшей жизни, более прекрасной, более справедливой, более разумной.
Если Чехов с надеждой вглядывался в XX век, который только начинался, то мы живем в новом XXI столетии, попрежнему мечтаем о своем вишневом саде и о тех, кто взрастит его. Цветущие деревья не могут расти без корней. А корни – это прошлое и настоящее. Поэтому, чтобы прекрасная мечта стала явью, молодое поколение должно соединить в себе высокую культуру, образованность с практическим знанием действительности, волей, настойчивостью, трудолюбием, гуманными целями, то есть воплотить в себе лучшие черты чеховских героев.

Список используемой литературы

1. История русской литературы второй половины XIX века / под ред. проф. Н.И. Кравцовой. Издательство: Просвещение – Москва 1966.
2. Экзаменационные вопросы и ответы. Литература. 9 и 11 выпускные классы. Учебное пособие. – М.: АСТ – ПРЕСС, 2000.
3. А. A. Егорова. Как написать сочинение на «5». Учебное пособие. РостовнаДону, «Феникс», 2001.
4. Чехов А.П. Рассказы. Пьесы. – М.: Олимп; ООО «Фирма» Издательство АСТ, 1998.

Прошлое, настоящее и будущее в пьесе А. Чехова «Вишневый сад»

Пьеса «Вишневый сад» была написана А. П. Чехо­вым в 1904 году. Для России это время связано с наме­чающимися глобальными переменами. Поэтому и ос­новными темами данного произведения стали гибель дворянского гнезда, воплотившаяся в победе пред­приимчивого купца-промышленника над отживаю­щими свой век раневскими и гаевыми, и тема будущего России, связанная с образами Пети Трофимова и Ани. Все содержание пьесы заключается в прощании молодой, новой России с прошлым, с отжившим свой век укладом и в устремленности страны к завтрашне­му дню, к неизведанным далям.

Россия отжившего прошлого представлена в пьесе образами Раневской и Гаева. Этим героям вишневый сад дорог как память, как воспоминания о детстве, молодости, благополучии, о своей легкой и изящной жизни. Дворянское гнездо для А. П. Чехова нераз­рывно связано с очагом культуры. И поэтому в пред­ставленной автором дворянской усадьбе мы в первую очередь видим культурное гнездо. Раневская - это душа прекрасного дома, его хозяйка. Именно поэтому к ней постоянно тянутся люди несмотря на все ее по­роки и легкомыслие. Возвращается хозяйка, и дом тут же оживает, в него приезжают даже те кто, кажет­ся, навсегда покинул его стены. Раневская и Гаев сильно расстроены из-за потери любимого сада, но именно они своим непониманием жизни и загубили его, отдали под топор. Своей неприспособленностью к настоящему, своим легкомыслием и безволием хозяй­ка довела усадьбу до полного разорения, до продажи имения с торгов. Чтобы как-то спасти имение, Лопахин, предприимчивый купец-промышленник, пред­лагает реальный выход из сложившейся ситуации - разбить вишневый сад под дачи. И хотя хозяйка про­ливает реки слез по поводу своего плачевного положе­ния, восклицая, что жить без него не может, она все-таки отказывается от предложения Лопахина спасти усадьбу. Она надеется на маловероятную по­мощь богатой ярославской тетушки, отвергая тем са­мым реальный план спасения своего положения. Ра­невской кажутся оскорбительными и недопустимыми варианты о продаже или сдаче участков сада в аренду. Для хозяев дома такой выход означает измену самим себе, своим привычкам, жизненным ценностям, идеа­лам. И поэтому они молчаливо отвергают предложе­ние Лопахина и идут навстречу своему социальному и жизненному краху. Страдания Раневской и Гаева со­вершенно искренни, хотя и принимают некоторую фарсовую форму. Жизнь Раневской не лишена драма­тизма: у нее умирает муж, трагически гибнет малень­кий сын, ее бросает любовник. Любовь Андреевна признается, что не в силах бороться со своими чувст­вами даже тогда, когда понимает, что обманута люби­мым. Она полностью сконцентрирована на собствен­ных переживаниях, отстранена от чужих пережива­ний и страданий. О смерти своей старой няни она говорит просто за чашкой кофе. А брат ее, Леонид Ан­дреевич Гаев, гораздо мельче своей сестры. Он жал­кий аристократ, спустивший все свое состояние.

Имение выставляется на торги, и покупателем ока­зывается сам Лопахин. Усадьба продана, бывших хо­зяев дома настигла непоправимая потеря. Но, как оказалось, никакой беды для хозяйки вишневого сада нет. Раневская не переживает никакой драмы по это­му поводу. Она возвращается в Париж к своей неле­пой любви, к которой, видимо, она и без того бы верну­лась, несмотря на все ее громкие слова о невозможно­сти жить далеко от родины. Раневская не испытывает никаких серьезных переживаний, она легко может переходить от состояния беспокойства, озабоченно­сти к веселому и беззаботному оживлению. Так про­изошло и на этот раз. Она быстро успокоилась по пово­ду постигшей ее утраты и даже сделала признание: «Нервы мои лучше, это правда». Для бывших хозяев имения и их окружения - Раневской, Вари, Гаева, Пищика, Шарлотты, Дуняши, Фирса - с гибелью вишневого сада заканчивается привычная жизнь, а что будет дальше - весьма неопределенно. И хотя они и продолжают делать вид, что ничего не изменилось, такое поведение кажется смешным, а в свете сложив­шейся ситуации,- даже глупым и неразумным. Тра­гедия этих людей не в том, что они потеряли вишне­вый сад, разорились, а в том, что их чувства стали весьма измельченными.

Настоящее в пьесе представлено образом удачливо­го купца-промышленника Лопахина. В среде русско­го купечества конца девятнадцатого века появились люди, явно не соответствующие традиционному поня­тию о купцах. Двойственность, противоречивость, внутренняя неустойчивость этих людей ярко переда­ны А. П. Чеховым именно в образе Лопахина. Этот че­ловек довольно странен и необычен. Противоречи­вость этого образа особенно остра еще и потому, что положение в его обществе чрезвычайно неоднознач­но.

Ермолай Лопахин - сын и внук крепостного кре­стьянина. Ему в память навсегда врезались слова Ра­невской, сказанные избитому отцом мальчику: «Не плачь, мужичок, до свадьбы заживет...» Он ощущает на себе словно несмываемое клеймо от этих слов: «Му­жичок... Отец мой, правда, мужик был, а я вот в белой жилетке, желтых башмаках... а если подумать и разо­браться, мужик мужиком...» Лопахин глубоко стра­дает от этой двойственности. Он вырубает вишневый сад, и может показаться, что грубый, необразованный купец уничтожает красоту, не задумываясь над тем, что он делает, только лишь ради своей прибыли. Но на самом деле он это делает не только для наживы и не ради нее. Есть другая причина, намного важнее собст­венного обогащения - это месть за прошлое. Он выру­бает сад, прекрасно осознавая, что это «имение, луч­ше которого нет ничего в мире». Но таким поступком он надеется убить память, которая против его воли по­стоянно напоминает ему, что он «мужик», а разорив­шиеся владельцы вишневого сада - «господа». Ему любыми способами, всеми своими силами хочется стереть эту грань, отделяющую его от «господ». Он единственный из персонажей, кто появляется на сце­не с книгой, хотя и признается, что все равно в ней ни­чего не понял. В Лопахине просматриваются черты хищного зверя. Деньги и власть, приобретенная вме­сте с ними, калечат его душу. «За все могу запла­тить!» , - заявляет он. На торгах Лопахин оказывает­ся во власти купеческого азарта, здесь-то в нем и про­сыпается хищник. Именно в азарте он и становится владельцем вишневого сада. И, несмотря на просьбы Ани и самой Раневской, вырубает сад еще до отъезда его прежних хозяев.

Трагедия Лопахина в том, что между его помысла­ми и поступками лежит непроходимая пропасть. В нем живут и борются два человека: один - «с тонкой, нежной душой», другой - «хищный зверь». Автор­ские ремарки помогают нам пристальнее взглянуть на неоднозначность характера Лопахина. Сначала он ведет спокойный деловой разговор о ходе торгов, он радуется своей покупке, даже гордится ею, а потом вдруг сам же конфузится, относится с горькой ирони­ей к самому себе. Ему свойственны взлеты и падения, постоянные перемены. Его речь может быть эмоцио­нальной и удивительной: «Господи, ты дал нам гро­мадные леса, необъятные поля, глубочайшие гори­зонты, и, живя тут, мы сами должны быть по-настоя­щему великанами...» У него есть стремления, он не может жить только в мире барышей и чистогана, но ему не известно, как можно жить иначе. Он восклица­ет: «О, скорее бы все это прошло, скорее бы измени­лась как-нибудь наша нескладная, несчастливая жизнь...». И тут же мы слышим как бы слова совсем другого человека: «Идет новый помещик, владелец вишневого сада! За все могу заплатить!» В Лопахине одновременно уживаются совершенно противоречивые качества, странное сочетание мягкости и грубо­сти, интеллигентности и невоспитанности, отсюда и его глубочайший трагизм.

Глубоко несчастной в пьесе представлена моло­дежь. Двадцатисемилетний Петя Трофимов считает себя «выше любви», хотя именно этого чувства так ему и не хватает. Он идеалист и мечтатель, причину его неустроенности в жизни точно определяет Ранев­ская: «Вы не выше любви, а просто, как говорит наш Фирс, вы недотепа». Его красивым призывам верит только Аня, но ее извиняет молодость. У нее, в силу того же малолетства, самое неопределенное и радуж­ное представление о будущем. Она согласна уехать с Петей в Москву, полностью следовать его советам. Другие персонажи пьесы просто посмеиваются и иро­низируют над ним. Трофимов и Аня даже в какай-то мере рады продаже сада, по их мнению, это дает им шанс начать новую жизнь и вырастить свой сад. Ка­кое будущее ожидает эту молодежь, нам не известно из пьесы. А. П. Чехов всегда был далек от политики. Но нас, знающих о последующих событиях в России, слова Пети, его мечты о совершенно новой жизни, и подхваченное Аней пламенное желание насадить дру­гой сад, все это нас приводит к более серьезным выво­дам о сущности образа Пети Трофимова. Этот пассив­ный мечтатель и идеалист, может в будущем оказать­ся человеком, воплотившим в жизнь мечты о равенстве, братстве и справедливости. Эти молодые люди полны надежд, испытывают небывалый прилив сил и полны неудержимого желания трудиться на благо других.

Пьеса «Вишневый сад» стала итоговым произведе­нием в творчестве А. П. Чехова. Это прошлое, настоя­щее и будущее России.

Особенности драматургии Чехова

До Антона Чехова русский театр переживал кризис, именно он внес неоценимый вклад в его развитие, вдохнув в него новую жизнь. Драматург выхватывал небольшие зарисовки из повседневной жизни своих героев, приближая драматургию к реальности. Его пьесы заставляли зрителя задуматься, хотя в них не было интриг, открытых конфликтов, но они отражали внутреннюю тревогу переломного исторического времени, когда общество застыло в предчувствии скорых перемен, а героями становились все социальные слои. Видимая простота сюжета знакомила с историями персонажей до описываемых событий, давая возможность домыслить, что же будет с ними после. Так удивительным образом смешались прошлое, настоящее, будущее в пьесе «Вишневый сад», путем соединения людей не столько разных поколений, сколько разных эпох. И одним из «подводных течений», характерных для пьес Чехова, стало размышление автора о судьбе России, а тема будущего заняла центральное место в «Вишневом саде».

Прошлое, настоящее и будущее на страницах пьесы «Вишневый сад»

Так каким же образом встретились прошлое, настоящее и будущее на страницах пьесы «Вишневый сад»? Чехов как бы разделил всех героев на эти три категории, изобразив их очень ярко.

Прошлое в пьесе «Вишневый сад» представлено Раневской, Гаевым и Фирсом – самым старым персонажем всего действа. Именно они больше всех говорят о том, что было, для них прошлое- это время, в котором все было легко и прекрасно. Были господа и слуги, у каждого было свое место и предназначение. Для Фирса отмена крепостного права стало величайшим горем, он не захотел воли, оставшись в имении. Он искренне любил семью Раневской и Гаева, оставшись преданным им до самого конца. Для аристократов Любови Андреевны и ее брата- прошлое это время, когда им не нужно было думать о таких низменных вещах как деньги. Они наслаждались жизнью, занимаясь тем, что приносит удовольствие, умея ценить красоту нематериальных вещей – им тяжело приспособиться к новым порядкам, при которых на смену высокоморальных ценностей приходят ценности вещественные. Для них унизительно говорить о деньгах, о способах их заработка, и реальное предложение Лопахина сдать в аренду землю занятую, по сути, никчемным садом, воспринимается как пошлость. Не способные принять решения о будущем вишневого сада, они поддаются течению жизни и просто плывут по нему. Раневская с деньгами тетки, присланных для Ани, уезжает в Париж, а Гаев идет служить в банк. Смерть Фирса в конце пьесы очень символична, как бы говоря, что аристократия как социальный класс изжила себя, и ей нет места, в том виде, в каком она была до отмены крепостничества.

Лопахин стал представителем настоящего в пьесе «Вишневый сад». «Мужик мужиком», как он сам говорит о себе, мыслящий по- новому, умеющий зарабатывать используя свой ум и чутье. Петя Трофимов даже сравнивает его с хищником, но с хищником, обладающим тонкой артистичной натурой. И это приносит Лопахину много душевных переживаний. Он прекрасно осознает всю красоту старого вишневого сада, который будет вырублен по его воле, но поступить иначе не может. Его предки были крепостными, отец владел лавкой, а он стал «беложилеточником», сколотив немалое состояние. Чехов делал особый упор на персонаже Лопахина, ведь он был не типичным купцом, к которым с пренебрежением многие относились. Он сам себя сделал, проложив дорогу своим трудом и желанием быть лучше, чем его предки не только в плане финансовой независимости, но и в образованности. Во многом Чехов соотносил себя с Лопахиным, ведь их родословные схожи.

Аня и Петя Трофимов олицетворяют собой будущее. Они молоды, полны сил и энергии. А самое главное – у них есть желание менять свои жизни. Но, вот только, Петя мастер говорить и рассуждать, о прекрасном и справедливом будущем, а обличать свои речи в действие не умеет. Именно это мешает ему окончить университет или хоть как-то устроить свою жизнь. Петя отрицает всякие привязанности – будь то место или другой человек. Он увлекает своими идеями наивную Аню, но у нее уже готов план, как устроить свою жизнь. Она воодушевлена и готова «посадить новый сад, еще краше прежднего». Однако будущее в пьесе Чехова «Вишневый сад» очень неопределенное и смутное. Кроме образованных Ани и Пети, есть еще и Яша с Дуняшей, и они тоже – будущее. Причем, если Дуняша, просто глупенькая крестьянская девушка, то Яша – это уже совсем другой тип. На смену Гаевым и Раневским приходят Лопахины, но ведь и Лопахиных тоже предстоит кому-то сменить. Если вспомнить историю, то через 13 лет, после написания этой пьесы, к власти пришли именно такие вот Яши – беспринципные, пустые и жестокие, не привязанные ни к кому и ничему.

В пьесе «Вишневом саде» герои прошлого, настоящего и будущего были собраны в одном месте, вот только объединены они не внутренним желанием быть вместе и обмениваться своими мечтами, желаниями, опытом. Старый сад и дом держит их, и как только они исчезают, разрывается связь между героями и временем, которое они отражают.

Связь времен сегодня

Только самые великие творения способны отражать действительность даже через много лет после своего создания. Так произошло и с пьесой « Вишневый сад». История циклична, развивается и меняется общество, моральные и этические нормы так же подвергаются переосмыслению. Жизнь человека не возможна без памяти о прошлом, в бездействии в настоящем, и без веры в будущее. На смену одному поколению приходит другое, одни строят, другие разрушают. Так было во времена Чехова, так происходит и сейчас. Прав был драматург, говоря, что «Вся Россия – наш сад», и только от нас зависит, будет ли он цвести и плодоносить, или же будет вырублен под самый корень.

Рассуждение автора о прошлом, настоящем и будущем в комедии, о людях и поколениях, о России заставляют задуматься и в наши дни. Эти мысли будут полезны 10 классов при написании сочинения на тему «Прошлое, настоящее, будущее в пьесе «Вишнёвый сад»».

Тест по произведению

Тема урока : «Прошлое, настоящее и будущее в пьесе «Вишневый сад» А.П. Чехова.

Новаторство Чехова – драматурга.

Цели урока:

    Углубить представление у студентов о пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад»: определить принципы группировки действующих лиц.

    Охарактеризовать своеобразие изображения драматургом различных типов людей в переломные моменты их жизни.

    Продолжать формировать интерес к русской литературе.

    Развивать устную речь студентов, развивать умения размышлять на нравственно-философские темы.

Методы и приемы: тест, беседа по вопросам, аналитическое чтение, анализ эпизодов, слово учителя.

Ход урока.

Оргмомент.

Приветствие, установление дисциплины, записать на доске число, тему урока, проверить наличие учебного материала.

Эпиграф к уроку.

2. Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточающее мужество, забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымете потом!

А.П. Чехов

Опрос.


1 В каком городе родился А.П. Чехов?

а) Тула;

б) Таганрог ;

в) Таруса;

г) Тюмень.

2 Кем по образованию был Антон Павлович Чехов?

а) Юрист;

б) Учитель;

в) Врач ;

г) Дипломат.

3 Где находилось купленное Чеховым 1892 году имение, где писатель вырастил сад и построил школу?

а) Тарханы;

б) Ясная Поляна;

в) Мелихово ;

г) Болдино.

4 Как назывался Санкт-Петербургский еженедельный художественно-юмористический журнал, в котором в 1878 г. дебютировал А.П. Чехов?
а) «Крокодил»;

б) «Ёрш»;
в) «Стрекоза» ;

г) «Бабочка».

5 Назовите один из псевдонимов А.П. Чехова, которым он подписывал свои рассказы.
а) «Человек без сердца»;

б) «Человек без желудка»;

в) «Человек без селезёнки» ;

г) «Человек без юмора».

6 Кто их этих знаменитых художников был другом А.П. Чехова?

а) В.И. Суриков;

б) И.И. Левитан ;

в) О.А. Кипренский;

г) В.Д. Поленов.

7 Как А.П. Чехов определил краткость?
а) Мать учения;

б) Мать порядка;

в) Сестра таланта;

г) Сирота казанская.

8 Какая рыба плавает в собрании сочинений А.П. Чехова?
а) Премудрый пискарь;

б) Карась-идеалист;
в) Налим ;

г) Акула Каракула.
(«Налим» - рассказ А.П. Чехова.)
9. Писатели, делая собак персонажами своих произведений, стремились показать стороны характера человека. Какой из этих литературных шедевров с четвероногими героями принадлежит перу А.П. Чехова?
а) «Белый пудель»;
б) «Му-му»;
в) «Каштанка» ;
г) «Белый Бим Чёрное Ухо».
(«Му-му» написал И.С. Тургенев, «Белый пудель» – А.И. Куприн, «Белый Бим Чёрное Ухо» – Г.Н. Троепольский.)

10. Какой персонаж есть у А.П. Чехова?
а) Ионыч ;
б) Катионыч;
в) Электроныч;
г) Протоныч.

11. Кем по профессии был чеховский персонаж Ионыч?
а) Врачом ;
б) Учителем;
в) Артистом;
г) Писателем.

12.Кто из родственников А.П. Чехова был выдающимся актёром?
а) Отец;
б) Дядя;
в) Племянник ;
г) Брат.
(Михаил Александрович Чехов.)

-Ребята, вам на дом было задано письменное домашнее задание: написать эссе на тему: «Как происходит деградация земского врача Старцева в Ионыча.

Вывод: Чехов, подобно врачу, пишущему историю болезни, показывает процесс постепенного омертвения души. При этом, как всегда у Чехова, в нравственной гибели умного и образованного человека повинны не только обстоятельства, условия провинциальной жизни, обывательщина, но и он сам: у него не хватило жизненной силы и стойкости, чтобы противостоять влиянию времени и среды.

В этом рассказе выражена тревожная мысль о самой страшной для человека потере - потере живого духовного начала, о ничем не возместимой растрате времени, ценнейшего достояния человеческой жизни, о личной ответственности человека перед самим собой, перед обществом. Мысль, актуальная на все времена…

А теперь давайте перейдем к самому главному вопросу нашего занятия: «Как представлено прошлое, настоящее и будущее в пьесе «Вишневый сад».

На ваш взгляд, как представлено прошлое в пьесе?

    Прошлое время в пьесе.

Раневская Любовь Андреевна

Что представляют собой последние хозяева вишневого сада, живущие больше прошлым, чем настоящим?

Богатая дворянка, которая ездила в Париж на лошадях и на балах у которой танцевали генералы, бароны, адмиралы, имела дачу даже на Юге Франции. Прошлое стоит теперь перед Раневской в виде цветущего вишневого сада, который предстоит продать за долги.

Отличительные черты героини:

    Безмолвие, неприспособленность, романтическая восторженность, неустойчивость психики, неумение жить.

    В ее характере, на первый взгляд, много хороших черт. Она внешне обаятельна, любит природу, музыку. Это, по отзывам окружающих, милая, «добрая, славная» женщина, простая и непосредственная. Раневская доверчива и искренна до восторженности. Но в душевных переживаниях ее нет глубины: настроения ее мимолетны, она сентиментальна и легко переходит от слез к беззаботному смеху.

    Она как будто чутка, внимательна к людям. А между тем, какая душевная пустота скрывается за этим внешним благополучием, какое равнодушие и безразличие ко всему, что выходит за пределы ее личного благополучия.

Ребята, домашняя работа будет следующая:

а) написать мини сочинение на следующую тна истинную любовь?».

Результаты за урок.

(Все герои чувствуют нарастающее беспокойство, но дальше дело не идет. Люди пытаются обмануть время и даже в день торгов в имении проходи вечеринка «Слышно, как в передней играет оркестр. Вечер. В зале танцуют.»)

С продажей сада решается судьба Раневской. И она и ее брат очень любят сад, но по-детски прячутся отрешения этого вопроса.

Скажите, как относится Раневская к своим дочерям?

(На словах она любит их, но оставляет на произвол судьбы, забирая последние деньги, и уезжает в Париж. Причем она собирается жить на деньги которые прислала Анина бабушка прислала на покупку имения. )

Гаев Леонид Андреевич, брат Раневской

    Безмолвный, никчемный, всю жизнь прожил в имении, ничего не делая.

Он сознается, что проел свое состояние на леденцах. Единственное его занятие – бильярд. Он весь погружен в размышления о различных комбинациях бильярдных ходов: «желтого в середину… Дуплет в угол!»


ПРЕДСТАВИТЕЛИ ПРОШЛОГО

    Люди, привыкшие беспечно жить, не работая. Они даже не могут осмыслить своего положения. Эти герои – последние представители вырождающегося дворянства. У них нет будущего.

    Настоящее время в пьесе.

- Кто из героев является представителем времени настоящего?

Лопахин


Купец, вышедший из рядов крепостного крестьянства, умный, энергичный делец новой формации.

Отличительные черты героини:

    Огромная энергия, предприимчивость, широкий размах работы, Лопахин правильно разбирается в положении владельцев вишневого сада и дает им практический совет, от которого хозяева сада отказываются.

    Лопахин становится хозяином имения, созданного руками его прадедов. Он с торжеством говорит: «Если б отец мой и дед встали из гробов и посмотрели на все происходящие как их Ермолай, битый, малограмотный Ермолай, который зимой босиком бегал, как этот Ермолай купил имение, прекрасней которого нет ничего на свете!»

Место и значение Лопахина в пьесе можно объяснить словами Пети Трофимова: «Вот как в смысле обмена веществ нужен хищный зверь, который съедает все, что попадается ему на пути…»

    Будущее время в пьесе.

- С кем из героев связывает свои представления о будущем автор пьес

Петя Трофимов

Бедный студент – разночинец, честным трудом пробивающий себе дорогу в жизнь. Жизненный путь его складывается нелегко. Ему уже два раза увольняли из университета, он всегда бывает сыт и может оказаться без крыши над головой.

Отличительные черты героя:

    Трофимов живет верой в светлое будущее родины. «Вперед! Мы идем неудержимо к яркой звезде, которая горит там, вдали! Вперед! Не отставай, друзья!»

Петя Трофимов остро видит сегодняшние беды и одушевлен мечтой о будущем. В мечтах он обогнал время, но реально он беспомощен не меньше Раневской. Он наделен чувством собственного достоинства.

    Он бескорыстен и трогателен, умен и справедлив. Но он не герой.

Монологи Пети в пьесе не приводят ни к каким конкретным поступкам. Может, поэтому Петя иногда кажется разглагольствующим пустозвоном, который в непонятном возбуждении опровергает все подряд, но ничего не может предложить взамен.

Он берет на себя непосильную задачу, но пока решить ее не может.


Вывод: Чехов наделяет абсолютной правотой ни господ (представителей уходящего времени), ни купца Лопахина (Героя дня сегодняшнего), ни студента Трофимова (Смело заглядывающего в будущее). Никто из них не может спасти Россию, указать путь ее развития и участвовать в ее преобразовании .

- Скажите, а кто говорит, что именно в образе вишневого сада показано время в пьесе? (Это говорит Петя Трофимов «Вся Россия – наш сад… с каждой вишни, с каждого листка, с каждого ствола глядит на вас человеческие существа, неужели вы не слышите голосов» (Действие второе)

- САД – символ исторической памяти и вечного обновления жизни.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что все герои пьесы делятся на три группы: 1. Герои прошлого; 2 Герои настоящего; 3Герои будущего

Этим деление Чехов показывает, что представители прошлого не могут жить ни в настоящем, ни в будущем, они всегда остались в прошлом. Герои настоящего – живут сегодня и думают о будущем, создают его основу. А будущее в пьесе неопределенно, и никто не знает каким оно будет, хотя герои будущего верят, что оно счастливое.

В чем же новаторство драматургии Чехова? (Чехов изображает обыденность жизни, используя психологический подтекст как средство выявления внутренний жизни персонажа. Чехов в своих произведениях обличает пошлость жизни, мещанство. Но одновременно он показывает веру в будущее родины, в возможность изменения жизни, показывает новых людей, у которых есть силы для изменения.)

Эмоциональный финал урока

- А.П.Чехов любил разводить сады. Пусть и у нас сегодня несмотря на стужу за окном вырастет вишня. И мы сейчас посмотрим, какие плоды появятся на ней.

- Ребята, у вас есть вишни двух цветов, прочтите, что на них написано, сделайте выбор и прикрепите на деревце.

(Учащиеся прикрепляют вишенки к плакату, по цвету плодов сразу ясен результат урока)

Жёлтые

было трудно

было скучно

урок не понравился

испытывал(а) волнение

испытывал(а) страх

Розовые

было интересно

было комфортно

приятно общение с учителем

я многое узнал(а)

удивлен(а) судьбой Чехова

мне понравился урок