Раскройте средства музыкальной выразительности темп тембр динамика. Презентация на тему "средства музыкальной выразительности"

  • 13.06.2019

Коркодинова Дарья Александровна
Должность: преподаватель музыкально – теоретических дисциплин
Учебное заведение: МАУДО "Детская школа искусств №3"
Населённый пункт: ХМАО – Югра, г. Нижневартовск
Наименование материала: Конспект урока
Тема: "Средства музыкальной выразительности"
Дата публикации: 05.10.2018
Раздел: дополнительное образование

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

Детская школа искусств №3 г. Нижневартовска

Конспект урока по «Слушанию музыки» 1 класс.

Тема: Средства музыкальной выразительности.

Выполнила: педагог музыкально – теоретических дисциплин

Коркодинова Дарья Александровна.

Г. Нижневартовск 2018

Цель урока: Формирование и усвоение новых знаний.

Задачи урока:

Образовательные: 1. Ознакомление детей с различными средствами музыкальной

выразительности

2. Умение отличать средства музыкальной выразительности

3. Применять полученные знания на других занятиях (хор,

сольфеджио, спец. инструмент)

Воспитательные: 1. Формирование навыков слушания музыки

2. Формирования навыков анализа музыкальных произведений (в

соответствии с возрастом)

3. Воспитание эстетических и эмоциональных чувств.

Развивающие: 1.Развитие эмоционального восприятия.

2. Развитие воображения, памяти, мышления.

3. Развитие слухового внимания и музыкальную память.

План урока.

Организационный момент

Объяснение нового материала

Домашнее задание

Ход урока

Организационный момент.

Здравствуйте ребята, сегодня мы с вами познакомимся с музыкой по

подробнее. А знаете ли вы, что помогает музыке быть такой красивой и

разной? Знаете ли вы, что такое средства музыкальной выразительности?

Давайте разберемся!

Объяснение нового материала.

Музыка, по словам древнегреческого философа Платона, придает жизнь и

веселье всему существующему в мире, является воплощением того

прекрасного и возвышенного, что есть на земле.

Когда мы с вами слушаем музыку, мы прежде всего чувствуем ее общий

характер или настроение. Но с помощью чего это передается? (ответы

С помощью средств музыкальной выразительности. Это маленькие

помощники музыки, их много, и они разные. Давайте же с ними

познакомимся.

Мелодия – это то, без чего музыка существовать не может. Это основная

мысль, зерно музыки. Мелодия бывает разной: если мы ее можем спеть,

то она вокальная. Давайте попробуем спеть песню «Два веселых гуся».

Получилось? (Да). Значит мелодия в этой песне – вокальная, давайте это

Другой вид мелодии – полная противоположность вокальной. Если

мелодию сложно или невозможно спеть, то такая мелодия называется

инструментальной. Давайте сейчас послушаем музыкальное

произведения под названием «Баба-яга» композитора Лядова и

попробуем спеть мелодию. Ну как? Получилось? (Нет) Значит это мелодия

Инструментальная. (записываем)

Есть еще один вид мелодии называется кантилена. Это очень протяжная,

свободная и красивая мелодия. Яркий пример такой мелодии являются

русские народные протяжные песни. (Слушаем р.н.п. «По зорюшке, заре»)

И последний вид мелодии очень необычный. Называется речитатив. Это

пение, которое приближённо к разговорной речи. (Слушаем Римского –

Корсаково «Речитатив Марфы») (записываем)

Мелодия всегда связанна с другим средством выразительности, без

которого она не может существовать – это РИТМ. Ритм – это чередование

различных длительностей (Показываю хлопками). Именно он обладает

способностью влиять на характер музыки. Например, если музыка

лирична и напевна, то ритм ровный, спокойный, а если взволнованная, то

ритм прерывистый, а иногда и скачкообразный. (записываем)

Так же в музыке важен ЛАД – это то, что предает настроение (веселое или

грустное). Лад бывает мажорный и минорный. (Показываю на

инструменте). Давайте запишем, и немного порисуем. Минорный лад

мы нарисуем как тучу, а мажорный как яркое солнышко.

Не менее важный ТЕМП в музыке. Темп – это скорость музыкального

произведения. Он бывает быстрым (аллегро), умеренным (анданте) и

медленным (адажио). (записываем)

Еще одно средство музыкальной выразительности – ТЕМБР. Тембр – это

окраска звука. Именно из-за тембра мы можем отличить голос мамы, от

скажет слово «музыка» и мы послушаем, отличается ли у нас тембр голоса

или нет. (проговариваем) Отличается? (ответы детей) Конечно да, ведь

Регистр – высота звука. Регистр бывает высокий, средний и низкий.

(показываю на фортепиано). Например, если я захочу изобразить мышку

на фортепиано, в каком регистре мне лучше это сделать? (в высоком).

Правильно, а если я захочу показать большого медведя? (в низком).

Совершенно, верно. А кошка мяукает в каком регистре? (в среднем).

Давайте поиграем? Я буду играть мелодии в разных регистрах, а вы будете

угадывать какое животное сейчас говорит. (играем, а затем записываем

регистры)

Это основные средства выразительности, но есть еще и дополнительные,

которые делают музыку более выразительной и чарующей. Это фактура –

строение звуковой «ткани». Например, если музыкальное произведение

состоит только из одной мелодии, то такая фактура называется

гомофонной, а если таких мелодий несколько, и они равные между собой,

то такая фактура называется полифонической. Это не единственные виды

фактур, их гораздо больше, но про них я вам расскажу на следующих

Существуют еще штрихи – способ извлечение звука и динамика – сила

звука. А знаете ли вы откуда произошло название нашего инструмента

«фортепиано»? Оно состоит из двух слов «forte» - громко и «piano» - тихо.

Ну ка ребята, подскажите, как переводится фортепиано? (Громкотихо).

Именно так переводится имя нашего любимого инструмента.

Итог

Благодаря сочетанию всех вышеперечисленных средств музыкальной

выразительности и появляется прекрасная музыка.

Давайте попробуем теперь с вами услышать все эти средства в

произведении Чайковского «Новая кукла».

Напишите в тетради все средства музыкальной выразительности в

столбик, послушайте произведение и выберите правильный вариант для

каждого из средств. (слушаем и анализируем)

А теперь подведем итог и разгадаем музыкальный кроссворд!

Домашнее задание

Прослушайте ваше произведение по специальности и попробуйте

самостоятельно проанализировать его. А на этом наш урок подходит к

концу, всего доброго, до свидания!

У каждого искусства есть свой особый язык, свои выразительные средства. В живописи это рисунок и краски. Умело пользуясь ими, художник создает картину. Поэт, сочиняя стихи, говорит с нами на языке слов, он пользуется стихотворной речью, рифмами. Поэтическое слово — это выразительное средство искусства поэзии. Основой танцевального искусства является танец, драматического — игра актеров.

У музыки свой особенный язык — язык звуков. И у неё тоже есть свои выразительные средства: регистр, мелодия, ритм, размер, темп, лад, динамика, тембр, фактура и метр.

Разные элементы музыкального языка (высота, долгота, громкость, окраска звуков и т.д.) помогают композиторам выражать различные настроения, создавать разные музыкальные образы. Эти элементы музыкального языка также называют средствами музыкальной выразительности. Рассмотрим их подробнее.

Мелодия

Это основа любого музыкального произведения, его мысль, его душа. Без мелодии музыка немыслима. Мелодия может быть разной — плавной и отрывистой, весёлой и грустной.

Регистр

Регистр – это часть диапазона, определенная высота звучания голоса или музыкального инструмента.

Различают:

— высокий регистр (легкое, воздушное, прозрачное звучание),
— средний регистр (ассоциации с голосом человека),
— низкий регистр (серьезное, мрачное или юмористическое звучание).

Ритм

В любой музыке, в любой песенке кроме мелодии очень важен ритм. Всё в мире имеет ритм. Наше сердце — сердечный ритм; есть ритмы мозга, есть суточный ритм — утро, день, вечер и ночь. Смена времён года — это ритм планеты.

Ритм в переводе с греческого означает «мерность» — это равномерное чередование, повторение коротких и длинных звуков. Хорошо понятен ритм в разных танцах. Все понимают, о каком ритме идет речь, когда говорят: в ритме вальса, марша, танго.

Музыка без ритма воспринимается как набор звуков, а не мелодия. Он влияет на тот или иной характер музыки. Плавный ритм придаёт музыкальному произведению лиричность. Прерывистый ритм создает ощущение тревоги, взволнованности.

Таким образом, ритм – это последовательность звуков одинаковой или разной длительности.

Разные по длительности звуки объединяются в ритмические группы, из которых складывается ритмический рисунок произведения.

Виды ритмических рисунков

Повторение одинаковых длительностей в произведениях медленного или умеренного темпа создает спокойный, уравновешенный образ.

В произведениях быстрого темпа — этюдах, токкатах, прелюдиях – повторение одинаковых длительностей (часто встречаются шестнадцатые длительности) придает музыке энергичный, активный характер.

Чаще встречаются ритмические группы, объединенные нотами разной длительности. Они образуют разнообразные ритмические рисунки.

Реже встречаются следующие ритмические фигуры:

  • Пунктирный ритм (характерен для марша, танца) — обостряет, активизирует движение.
  • Синкопа — перемещение акцента с сильной тактовой доли на слабую. Синкопа создает эффект неожиданности.
  • Триоль — деление длительности на три равные части. Триоли придают легкость движению.
  • Остинато – многократное повторение одной ритмической фигуры.

Размер

Чтобы записать ритм на бумаге, используют так называемый музыкальный размер. С его помощью музыканты понимают, с каким ритмом и темпом необходимо играть музыку. Музыкальные размеры бывают разные и записываются дробями: две четверти, три четверти и т. д. Чтобы точно соблюдать ритм, музыкант при разучивании новой мелодии должен считать: раз и, два и.. . И так далее, в зависимости от размера.

Темп

Это скорость исполнения музыкального произведения. Темп бывает быстрый, медленный и умеренный. Для обозначения темпа используются итальянские слова, которые понятны всем музыкантам в мире. Например, быстрый темп — аллегро, престо; умеренный темп — анданте; медленный — адажио.

Некоторые музыкальные жанры имеют свои постоянные, определённые размеры, и поэтому они легко узнаваемы на слух: у вальса — три четверти, у быстрого марша — две четверти.

Лад

В музыке существуют два контрастных лада — мажор и минор. Мажорная музыка воспринимается слушателями, как светлая, ясная, радостная, а минорная — как печальная и мечтательная.

Тембр

  1. Высокий — сопрано, тенор.
  2. Средний — мeццо-сопрано, баритон.
  3. Низкий — альт, бас.

Хор — большой коллектив певцов (не менее 12 человек), подобный оркестру в инструментальной музыке.

Типы хора:

  • мужской (плотный, яркий тембр),
  • женский (теплый, прозрачный тембр),
  • смешанный (полнозвучный, богатый, яркий тембр),
  • детский хор (светлый, легкий тембр).

Группы инструментов симфонического оркестра

Инструменты в оркестре распределяются по своим семьям — музыканты называют их оркестровыми группами. Их в оркестре четыре:
Струнные инструменты
— Деревянные духовые инструменты
— Meднные духовые инструменты
— Ударные инструменты

Динамика

Динамика — это степень громкости исполнения музыкального произведения.

Приглушенная динамика связана со спокойными, светлыми, либо щемящими грустными настроениями. Сильная динамика выражает энергичные, активные либо напряженные образы.

Основные обозначения динамических оттенков:

  • Piano pianissimo — ppp — предельно тихо
  • Pianissimo — pp — очень тихо
  • Piano — p — тихо
  • Mezzo piano — mp — не очень тихо
  • Mecco forte — mf — не очень громко
  • Forte — f — громко
  • Fortissimo — ff — очень громко
  • Forte fortissimo — fff — предельно громко

Обозначения изменения силы звучания:

Crescendo — cresc. — усиливая
Sforzando — sforc., sfc., sf.- внезапно усиливая
Subito forte — sub.f. — внезапно громко
Diminuendo — dim. — уменьшая, ослабляя звук
Decrescendo -decresc. — ослабляя
Smorzando — smorc. — замирая
Morendo — morendo — замирая

Нарастание динамики связано с усилением напряжения, подготовкой кульминации. Динамическая кульминация — это вершина нарастания динамики, высшая точка напряжения в произведении. Ослабление динамики рождает ощущение разрядки, успокоения.

Метр

Метр – это равномерное чередование сильных и слабых долей такта (пульсация).

В нотной записи метр выражается в размере (верхняя цифра размера указывает, сколько долей в такте, а нижняя — какой длительностью выражена доля метра в данном размере), и тактах (так т — отрезок времени от одной сильной доли до следующей доли равной силы), отделенных между собой тактовыми чертами.

Основные типы метра

    • Строгий метр — сильные и слабые доли такта чередуются равномерно
    • Свободный метр — акценты распределяются неравномерно, в современной музыке может не указываться размер или отсутствовать деление на такты.
    • Двухдольный метр — одна сильная и одна слабая тактовые доли (/-) напр., полька или марш.
    • Трехдольный метр — одна сильная и две слабые тактовые доли (/—), напр., вальс.
    • Полиметрия – одновременное сочетание двухдольного и трехдольного метра.
    • Переменный метр — меняется на протяжении произведения.

В зависимости от количества сильных долей метры бывают:

  • Простые – имеющие только одну сильную долю (двухдольные, напр. 24 или трехдольные, напр. 34 или 38).
  • Сложные — сочетание простых одинаковых метров (только двухдольных, напр. 44 = 24 + 24 или только трехдольных, напр. 68 = 38 + 38).
  • Смешанные – сочетание метров разного (двухдольного и трехдольного) типа (напр., 54 = 24 + 34, или 34 + 24, либо 74 = 24 + 24 +34 и др.).

Характерные метроритмические особенности некоторых танцев:

  • Полька — 24 , ритмические группы с шестнадцатыми нотами.
  • Вальс — 34 , аккомпанемент с акцентом на первой доле.
  • Марш — 44 , пунктирный ритм.

Гармония

В переводе с греческого harmonia означает созвучие.

Гармония – это объединение звуков в различные созвучия (аккорды) и их последовательности.

Главный элемент гармонии — это аккорд – одновременное сочетание трех и более разных по высоте звуков.

Виды аккордов:

По количеству звуков:
— Трезвучия – аккорды из трех звуков. Виды трезвучий: мажорное, минорное, уменьшенное, увеличенное.
— Септаккорды – аккорды из четырех звуков и т.д.

По интервальному строению:
— аккорды секундового строения (кластеры)
— аккорды терцового строения (трезвучие, септаккорд)
— аккорды квартового строения (квартаккорды)
— аккорды квинтового строения (квинтаккорды).

В классической музыке гармония благозвучна (опирается на консонансы), в основном используются аккорды терцовой структуры.

В современной музыке гармония может звучать резко (такие резкие созвучия называются диссонансами), бывает весьма сложной, широко используются необычные созвучия – одновременное сочетание секунд, кварт, квинт и других интервалов.

Фактура

Фактура – это склад, вид изложения музыкального произведения (лат. fakturo — обработка).
Основные элементы фактуры: мелодия, аккомпанемент (сопровождение), бас (нижний голос), средние голоса.
Фактура бывает прозрачной (двух-, трехголосной), вызывая ощущение легкости, прозрачности. Плотная (многоголосная, аккордовая) фактура создает впечатление силы, мощи.

Многоголосный склад музыки, в котором один голос является главным (мелодия), а остальные (аккомпанемент) его сопровождают. Разновидностью гомофонной фактуры является аккордовый склад музыки, в котором мелодия ритмически объединяется с сопровождением.
Полифония (греч. poly-много, phone-звук) — одновременное сочетание нескольких самостоятельных голосов (мелодий).

Основные виды полифонии

  • Имитационная п. — (лат. Imitatio — подражание) повторение в другом голосе или у другого инструмента только что прозвучавшей мелодии (темы). Напр., канон, фуга или инвенция
  • Контрастная п. — одновременное звучание разного типа мелодий. Напр., в средние века объединяли три различных мелодий с разным текстом. Основные виды фактуры:
    Формы имитационной полифонии:
  • Канон — музыкальная форма, в которой все голоса исполняют одну и ту же мелодию, вступая поочередно.
  • Инвенция – двух- или трехголосное инструментальное произведение небольшого объема, написанное в имитационной технике.
  • Фуга — многоголосное полифоническое произведение, в основе которого лежит имитационное повторение темы во всех голосах. Высшая, самая сложная форма имитационной полифонии. Величайшим мастером фуги был И.С.Бах.
  • Фугетта (ит. fughetta — маленькая фуга) – простая, меньшего объема фуга для органа или фортепиано.

Штрихи

Очень важное средство музыкальной выразительности – штрихи. Они указывают на манеру звуковедения и зависят от характера произведения.

  • Legato - (легато) предполагает связное, плавное звукоизвлечение.
  • Staccato - (стаккато) – отрывистое извлечение звуков. Стаккато обозначается точкой над или под нотами. Звуки при исполнении на стаккато короткие, с небольшими толчками, легкими акцентами и цезурами между звуками.
  • Non legato – (нон легато) – несвязное, неплавное исполнение. Звуковедение с небольшим подчеркиванием каждого звука мелодии. Звуки при этом должны быть наполненными как при исполнении легато, цезуры между звуками сокращены. Звуки подчеркиваются, но не так остро, как на стаккато. Каждый звук звучит отчетливо.

Каждое искусство имеет свои приемы и механизмы передачи эмоций, вот и музыка обладает собственным языком. Средства музыкальной выразительности представлены тембром, темпом, ладом, ритмом, размером, регистром, динамикой и мелодией. Кроме того, при анализе музыкального произведения учитываются акцент и пауза, интонация или гармония.

Мелодия

Мелодия является душой композиции, она позволяет понять настроение произведения и передать чувства грусти или веселья, мелодия может быть скачкообразной, плавной или отрывистой. Все завит от того, как её видит автор.

Темп

Темп определяет скорость исполнения, которая выражается в трех скоростях: медленный, быстрый и умеренный. Для их обозначения применяют термины, которые пришли к нам из итальянского языка. Так, для медленного - адажио, для быстрого - престо и аллегро, а для умеренного - анданте. Кроме того, темп может быть оживленным, спокойным и др.

Ритм и размер

Ритм и размер как средства музыкальной выразительности определяют настроение и движение музыки. Ритм может быть разным, спокойным, равномерным, отрывистым, синкопированным, четким и др. Так же, как и ритмы, окружающие нас в жизни. Размер нужен для музыкантов, которые определяют, как играть музыку. Их записывают дробями в виде четвертей.

Лад

Лад в музыке определяет её направление. Если это минор, то она печальная, грустная или задумчиво-мечтательная, может быть ностальгическая. Мажор соответствует веселой, радостной, ясной музыке. Лад может быть и переменным, когда минор сменяется мажором и наоборот.

Тембр

Тембр окрашивает музыку, поэтому музыка может характеризоваться как звонкая, темная, светлая и пр. Каждый музыкальный инструмент обладает своим тембром, также как и голос конкретного человека.

Регистр

Регистр музыки подразделяется на низкий, средний и высокий, но это важно непосредственно музыкантам, которые исполняют мелодию, или экспертам, которые проводят анализ произведения.

Такие средства, как интонация, акцент и пауза позволяют четко понять, что хочет сказать композитор.

Средства музыкальной выразительности на видео

Музыкальная форма:

Анализ музыкальных произведений:

Мотив, фраза и предложение в музыке:

Справочные материалы по музыке

Виды музыки:

По способу исполнения

Вокальная, хоровая

Инструментальная музыка - музыка которая, в отличие от песенной, исполненяется без слов. Различают сольную, ансамблевую и оркестровую инструментальную музыку.

Камерная музыка - инструментальная или вокальная музыка для небольшого состава исполнителей: сольные сочинения. Симфоническая музыка .

Стили:

Античный

Средневековый(появляется полифония с 11 и до 18 века.Полифония – вид многоголосия (фуга, канон - полифонические жанры)

Барокко, классический, романтический, импрессионизм,модерн, современный

Средства музыкальной выразительности

Лад – звуковысотная система, где каждая ступень – на своём уровне. Лад определяет окраску мелодии. Самые известные лады – мажор и минор.

Ритм соотношение длительностей звуков в их последовательности

Темп – скорость движения музыки:

медленно

спокойно

оживлённо

Тембр - окраска звучания инструментов или голоса

Регистр - высота

Динамика - громкость (форте, пиано)

Интонация - смысловая выразительность

Форма - план музыкального произведения.

Вариации(А.,А1, А2, А3…)

Рондо(АВАСАDА…)

Сонатная форма.

Вариации - (изменение) – это музыкальная форма, основанная на теме и её вариациях

Рондо – Французская хороводная песня – танец. Рефрен один, запевы меняются.

Соната - музыкальное произведение для одного – двух инструментов. Например: соната для скрипки с фортепиано.

Строение I части сонаты, симфонии, увертюры, квартета.

Вступление. Первый раздел сонатной формы – Экспозиция.

Экспозиция – это показ тем. Как правило, две основные темы. Часто они контрастны между собой, что и определяет дальнейшее развитие произведения. Экспозиция состоит из 4 тем: главная, связующая, побочная и заключительная. Смысловая нагрузка ложится именно на главную и побочную партии.

Разработка (строится на мотивах экспозиции).

Реприза (повторение тем экспозиции с изменениями).

Кода (эпилог, послесловие). Симфония – музыкальное произведение для симфонического оркестра. Состоит из четырёх частей: Быстрая, Медленная, Весёлая, Торжественная.

Жанры: (от франц. – вид). Каждому жанру присущи характерные средства музыкальной выразительности.

Танец - вид искусства, в котором художественный образ создается посредством ритмичных пластических движений и смены выразительных положений человеческого тела.

Марш- - муз. жанр, сложившийся в инстр. музыке в связи с задачей синхронизации движения большого числа людей…


Песня – это форма вокальной музыки. В песне важны слова и мелодия.

Вокализ – пение без слов

Романс - жанр вокальной музыки; Музыкально - поэтическое произведение для голоса с сопровождением гитары.

Баллада - Песня или пьеса повествовательного характера с драматическим и лирическим содержанием.

Пьеса – музыкальное произведение небольшого размера:

музыкальные моменты и экспромты, ноктюрны и баллады, транскрипции для фортепиано оркестровых сочинений и песни без слов, фантазии, рапсодии, сюиты, концертино.

Особый жанр инструментальной музыки - концерт с оркестром , где виртуозные особенности фортепиано или других инструментов выступают с особой яркостью.

Увертюра - инструментальная (как правило, оркестровая) пьеса, исполняемая перед началом какого-либо представления - оперы, балета, кинофильма и т. п., либо одночастное оркестровое произведение, часто принадлежащее к программной музыке.

Опера (от итал. букв. – труд, сочинение)– жанр вокального музыкально-драматического искусства, основанный на синтезе слова, сценического действия и музыки. Примеры: М. Глинка «Иван Сусанин», Ж. Бизе «Кармен», М. Мусоргский «Борис Годунов».

(Увертюра, ария, каватина, речитатив, либретто – краткий текст, лейтмотив - яркая, образная мелодическая тема. Лейтмотив изменяется по мере развития образа)

Балет - вид синтетического музыкально-театрального искусства, сочетающего драматургию, музыку, хореографию и изобразительное искусство, вид сценического искусства, содержание которого раскрывается в танцевально-музыкальных образах.

Оратория (лат. oratorium, итал. oratorio) - крупное музыкальное произведение для хора, солистов и оркестра. В прошлом оратории писались только на сюжеты из Священного Писания. Отличается от оперы отсутствием сценического действия, а от кантаты - бо́льшими размерами и разветвлённостью сюжета.

Кантата многочастное вокально-симфоническое произведение торжественного или повествовательно-эпического характера (термин “кантата” происходит от итальянского cantare - петь)

Квартет – ансамбль из четырёх человек

Квинтет – ансамбль из пяти человек

Музыкальный образ – это мысли и чувства композитора, выраженные в звуках. Они бывают лирическими, драматическими, эпическими и т.д. Воображаемые картины окружающего и внутреннего мира человека, созданные средствами музыкальной выразительности.(«Утро», «В пещере горного короля»Э. Григ.«Грустный вальс» Я. Сибелиус.)

Музыкальная драматургия – это процесс развития музыкального произведения. Музыкальная мысль, развиваясь посредством изменения средств музыкальной выразительности, и образует динамику музыкального звучания, называемую музыкальной драматургией. Драматургия – это воплощение идеи, замысла композитора в музыкальном произведении через развитие одного или нескольких музыкальных образов. Различают два типа драматургии: конфликтная драматургия и драматургия сопоставлений. (например, Бетховен увертюра «Эгмонт» и Глинка увертюра к опере «Руслан и Людмила») Одними из наиболее распространённых способов развития музыки являются: повторение, варьирование, секвенция, имитация.

2.Музыкальный сценарий, определяющий взаимоотношения образов в произведении

Программная музыка – это музыка, которая имеет конкретное содержание. Такие произведения имеют определённый заголовок или литературное предисловие (эпиграф), созданное или избранное самим композитором. Пример: Бетховен Увертюра к драме Гете «Эгмонт».

Вступление. Испанцы. Народ.

Экспозиция. Эгмонт. Клерхен.

Разработка. Испанцы. Клерхен.

Реприза. Клерхен. Смерть Эгмонта.

Кода. Победа восставшего народа.

Каждое искусство имеет свой особый язык, свои приемы для передачи эмоций, свои выразительные средства. Краски и рисунок, например, являются выразительными средствами живописи. Умело ими пользуясь, художник создает картины. Пользуясь стихотворными рифмами, поэт, сочиняя стихи, говорит с нами на языке слов. Основой танцевального искусства является танец, драматического - игра актеров.

У музыки свой особенный язык, это язык звуков. Выразительные средства музыки: мелодия, ритм, темп, лад, тембр, размер, регистр. Кроме этого, при анализе музыкального произведения учитывается акцент и пауза, интонация или гармония.

Мелодия. Это основа любого музыкального произведения, это душа композиции, его мысль. Мелодия позволяет понять настроение музыки: грустное или веселое. Она может быть плавная или отрывистая, скачкообразная или убаюкивающая.

Ритм. Всё в природе подчинено ритму. Есть сердечный ритм, ритм мозга. Сутки разбиты на ритм утра, дня, вечера и ночи. Смена времен года - это тоже ритм планеты.

В переводе с греческого, слово «ритм» означает «мерность». Это равномерное повторение коротких и длинных звуков. Музыка без ритма - это просто набор звуков. Плавный ритм придаем музыке лиричность, скачкообразный, отрывистый ритм вызывает тревогу и волнение.

Темп. Это скорость исполнения произведения. Он может быть медленный, быстрый и умеренный. Для обозначения темпа используются итальянские термины. Например, быстрый темп - аллегро, престо; медленный - адажио; умеренный темп - анданте. Этими итальянскими словами для обозначения темпа пользуется весь мир. Кроме этого, темп может быть спокойным, оживленным, стремительным…

Некоторые музыкальные жанры имеют свои постоянные размеры. Поэтому так легко узнать на слух вальс или марш.

Лад. В музыке существуют два контрастных лада, мажор, выражающий в музыке радость, бодрость, веселье, и минор, покровитель печали и грусти.

Тембр. Это окраска звука. Каждый музыкальный инструмент обладает своим тембром, впрочем как и человеческий голос.

Размер. Он нужен для того, чтобы записать ритм на бумаге. Музыкальные размеры бывают разные и записываются дробями: две четверти, три четверти…

Регистр. Подразделяется на низкий, средний и высокий. Он нужен непосредственно музыкантам, исполняющим мелодию, или же экспертам, проводящим анализ той или иной мелодии.

В разных видах искусств мы можем встретить родственные средства выразительности. Это, например, образ, интонация, ритм, настроение, контраст, различные оттенки.

Музыка и живопись. Живопись - это создание на плоскости реальных картин нашего мира, либо воображаемых картин, созданных сознанием художника. Средства выразительности живописи: цвет и рисунок, выразительность мазков, свето-воздушная среда, светотень, контраст. Живопись также как и музыка создает настроение при помощи образа, настроения! Интонация - это линии, мелодия - рисунок, темп музыки - это композиция картины, лад - настроение, тембр - цветовая гамма. Примеры взаимосвязи звука и цвета многочисленны. Некоторые живописцы напрямую связывают определенный цвет с тем или иным музыкальным тембром. Речь идет о так называемом «цветном слухе». Таким обладали выдающиеся русские композиторы Римский-Корсаков, Скрябин. Каждая тональность представлялась им окрашенной в определенный цвет и в связи с этим имела несла в себе неповторимый колорит. Многие музыкальные произведения создавались под впечатлением от всевозможных картин и скульптур.

Музыка и литература. В своем первоначальном виде музыка и поэзия существовали как единое целое. Игра на музыкальных инструментах сводилась преимущественно к аккомпанементу. Только в XVII веке музыка стала самостоятельным видом творчества. Тогда все виды литературных произведений стали иметь аналогию в современной им музыке. Это - всевозможные разновидности вариаций и сюит. Возникновение такого жанра литературы как роман тесно связано с возникновением сонатной формы. Литература и музыка развивались взаимосвязано. Например, значительное место в музыке занимают такие литературные персонажи как Орфей, Фауст, Дон Жуан, Офелия, Ромео и Джульетта. На протяжении нескольких столетий их жизнь волновала и будоражила умы и воображение музыкантов. И как результат - европейская музыка обогатилась яркоокрашенными операми, балетами, симфониями.

Музыка и архитектура. Гёте назвал архитектуру «застывшей музыкой». В наше время принято относиться к музыке как к диалектическому искусству, которое сочетает в себе исключительную эмоциональность с предельность структурированностью. Именно поэтому, те произведения музыкального искусства, в основе которых лежит точный расчет, считаются наиболее близкими к архитектуре. Такие произведения как «Затонувший собор» Дебюсси, симфония «Рим» Бизе, сюита «Огненный замок» Мийо и многие другие были навеяны образами архитектурных сооружений.