Социально-экономические проблемы стран латинской америки. Проблемы социально-экономического развития стран латинской америки Эволюция республиканского правления

  • 07.02.2023

Кратко проанализируем основные перспективы стран Латинской Америки в области социально-экономического развития, в современных условиях.

Латинская Америка обладает крупным и еще не полностью раскрытым ресурсным потенциалом, однако в мировой экономике и политике она традиционно занимала периферийное положение 53 .

Перспективы Латинской Америки в современном мире достаточно неоднозначны. С одной стороны можно увидеть, что у некоторых крупных государств региона – в первую очередь у Бразилии, Аргентины и Чили есть хорошие перспективы занять свою долю глобального рынка, к которому постепенно двигается мировая экономика.

Другой вопрос – характер этой «доли». Для национальных интересов этих стран, естественно приоритетным остается высокотехнологичное производство промышленных товаров и сельскохозяйственной продукции, а также удержание своего места в обрабатывающей промышленности.

В то же время, по мысли некоторых специалистов, лидеры мировой экономики готовят этим странам более «скромное» место, связанное в основном с экспортом и обработкой тех полезных ископаемых, которые есть в наличии у этих государств 54 . Отметим в скобках, что указанные доводы и соображения характерны для всего региона.

Перспективы менее развитых стран региона вызывают гораздо больше вопросов. Скорее всего, в условиях глобальной мировой экономики у большинства стран региона будет сохраняться явная зависимость от США, а также экспортно-ориентированный характер экономики, основанный на экспорте сельскохозяйственной продукции или природных ресурсов (как например, в случае с Венесуэлой).

Российскими специалистами в настоящее время подготовлен аналитический доклад о перспективах стран Латинской Америки. Согласно нему 55:

Вес региона в мировом ВВП не изменится, а останется на уровне 7–8 %, в мировом населении – 8–9 %;

Сохранится тенденция к экономической дифференциации стран региона. Бразилия, Чили и Аргентина, идущие по пути технологического обновления и постепенного формирования элементов «экономики знания», увеличат отрыв от остальных государств. Положение Венесуэлы будет, разумеется, зависеть от конъюнктуры нефтяного рынка;

Бразилия подтвердит свой статус восходящего гиганта и станет наращивать усилия по формированию собственной зоны влияния в Южной Америке;

Развитие Гаити останется на прежнем уровне (фактически нулевом) и будет определяться последствиями землетрясения 2010 года, которое полностью разрушило и без того неразвитую инфраструктуру региона.

В целом, можно утверждать, что Латинская Америка переживает серьезные перемены. С одной стороны, государства региона отходят от прежних стандартов экономической политики и поведения на международной арене. С другой – меняется характер внешнего воздействия. Традиционно здесь доминировали США, теперь же усиливается присутствие других мировых держав, благодаря чему расширяется поле деятельности для политического маневра.

Последствия новой ситуации могут быть весьма разнообразны и зачастую противоречивы, однако последствия ее для социально-экономического развития региона оцениваются в целом положительно.

Таким образом, подведем очередные промежуточные выводы нашей работы:

Рассмотрение государственной политики в сфере социально-экономического управления в Бразилии, Аргентине, Чили, Гаити и Венесуэле, позволит нам сформировать достаточно цельную картину, предусматривающую самые разнообразные тенденции для государств Латинской Америки;

Бразилия – это одна из самых развитых стран Латинской Америки. Однако сравнительно развитая экономика не избавила страну от множества социально-экономических проблем. Основные из них коррупция, социальные конфликты, коррупция и правительственная бюрократия. Правительство Бразилии, в целом, серьезно относится к тем социально-экономическим проблемам, которые являются актуальными для этой страны. Начиная с 2006 года, Бразильское правительство приняло ряд основополагающих документов, которые призваны частично снять остроту указанных проблем;

Социально-экономические проблемы Аргентины связаны с неравномерным экономически развитием страны. Правительство Аргентины, также по своему решает социально-экономические проблемы государства. Действующий президент Аргентины – Кристина де Кришнер, пришла к власти под лозунгами и идеями «левого толка», основной лейтмотив которых (в области экономики) – снижение зависимости страны от иностранного капитала. В последние годы в стране активно развивается, также система социальной защиты населения;

Чили, в целом, также входит в число наиболее развитых экономически стран региона. Основные проблемы страны аналогичны Бразильским и Аргентинским - относительно развитая промышленность не обеспечивает стабильный доход и работу для определенной части населения. В то же время Чили является единственной страной латиноамериканского региона, где в последние годы не происходит ухудшения социальных условий, а также наименее коррумпированной страной Латинской Америки. - Гаити – пример наименее развитой страны региона. Основа ее экономики – экстенсивное сельское хозяйство. ВВП страны – последний в списке ООН, а уровень безработицы составлял 85% экономически активного населения. Действующие правительства Гаити, в целом не имели ни возможностей, ни сил решать социально-экономические проблемы страны. Деятельность их протяжении последних 50 лет была в основном сосредоточена на разнообразные переговоры об экономической помощи со стороны развитых стран. Без того катастрофическая ситуация на Гаити усугубилась 12 января 2010 года, когда в стране произошло разрушительное землетрясение;

Говоря о перспективах Латинской Америки в современной мире можно упомянуть, что Латинская Америка обладает крупным и еще не полностью раскрытым ресурсным потенциалом, однако в мировой экономике и политике она традиционно занимала периферийное положение;

Основные перспективы социально-экономического развития изучаемых стран Латинской Америки таковы: сохранится тенденция к экономической дифференциации стран региона. Бразилия, Чили и Аргентина, увеличат отрыв от остальных государств. Положение Венесуэлы будет, разумеется, зависеть от конъюнктуры нефтяного рынка. Бразилия подтвердит свой статус восходящего гиганта и станет наращивать усилия по формированию собственной зоны влияния в Южной Америке. Развитие Гаити останется на прежнем уровне (фактически нулевом) и будет определяться последствиями землетрясения 2010 года, которое полностью разрушило и без того неразвитую инфраструктуру региона;

З. Романова

Среди стран Латинской Америки издавна значительное внимание экономистов и политиков привлекает опыт Чили, относительно небольшой страны с населением 16 млн. человек, но обладающей существенными преобразованиями экономики, неординарными, подчас глубинными поворотами в проведении национального курса. В последнее время страна вступила на такой путь развития, когда в условиях растущих мирохозяйственных трудностей она оказалась способной обеспечивать устойчивость и динамизм. Интерес к ней, к ее нередко своеобразному моделированию проявляется не только в Западном полушарии. Ведь изучать издержки и промахи других, так же как их удачи и достижения, -это уметь предвидеть, находить оптимальное направление для себя. Чили относится к нерядовым странам, учитывая ее расположение в тропическом, субтропическом и умеренном климате (большая протяженность с севера на юг) и на побережье. В состав страны входят значительная часть прибрежной юго-западной территории Латинской Америки, вытянувшейся полосой вдоль восточной части Тихого океана, а также ряд заливов и островов, некоторых весьма крупных. Такие координаты позволяют осуществлять активную внешнюю торговлю. У Чили немало внутренних рек и озер, часть их полноводна в течение всего года, что благоприятно для ведения довольно крупного рыбного промысла, регулярного судоходства. Чили граничит с тремя странами -Аргентиной (крупной, ныне социал-демократической страной), Перу (проводящей современные реформы) и Боливией (президент - индеец-преобразователь). Подобные факторы позволяют ей сохранять черты самобытности и противостоять (в той или иной мере) негативному, уравнительному воздействию процесса транснационализации.

Структура экономики. Чили опирается на многоотраслевую экономику. По размерам ВВП (95 млрд. долл.) она уступает Бразилии, Мексике, Аргентине, Венесуэле и Колумбии. Достаток внутренних водных ресурсов позволяет ей успешно развивать многоотраслевое сельское и лесное хозяйство. На мировом рынке Чили ценится как поставщик рыбопродуктов, качественного вина, лесоматериалов, пользуются спросом ракушки, из которых выделывается ценный вид кожи.

Однако основу хозяйственной деятельности страны составляет промышленность, прежде всего горно-рудное производство. Ценным природным богатством являются залежи меди, здесь ее называют красным золотом (по некоторым источникам - треть мировых запасов). На медно-рудную промышленность приходится 14-15% ВВП, она же обеспечивает и основные поступления в страну валютных средств. Чили известна на континенте как главный поставщик меди и первичных медепродуктов. В международной торговле на нее приходится свыше половины поставок меди, что дает ей различные преимущества на мировом рынке этого важного цветного металла.

Чили располагает и другими залежами полезных ископаемых, занимая второе место после США по запасам селитры, по залежам серы уступает только Ираку и США. Ее недра содержат железную руду, марганец, молибден, золото, серебро, редкоземельные элементы, другие ископаемые. Имеются и энергоносители - нефть, газ и каменный уголь, но их месторождения невелики.

Для Чили характерна смешанная экономика, в которой представлены все основные формы собственности. С давних времен страна отличалась присутствием в экономике государства. Еще в 1939 г. была создана государственная корпорация развития (КОРФО), призванная разрабатывать общую стратегию развития национальной экономики. Смешанная экономика сохранялась и после Второй мировой войны. К 1970 г. через КОРФО государство контролировало около 50 различных предприятий. В руках государственного банка находилось 44% кредитных операций в стране. Хотя в годы (1964-1970) в основном либерального правления президента Э. Фрея существовала практика привлечения иностранных инвестиций, над важнейшими отраслями экономики, прежде всего медно-рудной промышленностью, сохранялся государственный контроль. Были запрещены капиталовложения зарубежных физических лиц, а также иностранное кредитование данных сфер.

Преобразования начала 1970-х гг. Подъем демократически-реформистского движения после Второй мировой войны в Чили нашел, в частности, отражение в образовании в 1969 г. блока левых, антиимпериалистических партий "Народное единство". Лидером блока стал С. Альенде, который в сентябре 1970 г. был избран президентом страны (в середине 2008 г. исполнится 100 лет со дня его рождения). Важной вехой явилось обнародование программы "Развитие вовнутрь", в русле которой намечался ряд важных экономических перемен. В 1971 г. Национальным конгрессом (парламентом) была принята поправка к конституции, утверждавшая право государства национализировать природные ресурсы и средства производства. Одной из главных задач явилось проведение аграрной реформы. В рамках антиолигархической программы были национализированы или взяты под контроль государства латифундии, крупнейшие земельные владения.

Подобные меры распространились на производственные монополии и крупные банки. Государство стало контролировать 85% экспорта и 60% импорта. В его руках оказалось 70% ВНП, в том числе многие американские предприятия. США незамедлительно отреагировали на эти действия, ими был разработан специальный план дестабилизации Чили.

Проводились социальные реформы, главными из которых можно считать перемены в области образования и здравоохранения. Возросло число школьников и студентов, сократилась безработица. Впервые в Латинской Америке глубокие экономические и социальные преобразования начали осуществляться парламентским путем, устанавливались и расширялись экономические связи с другими странами Латинской Америки, с региональными организациями.

На парламентских выборах в марте 1973 г. блок "Народное единство" одержал победу. Этот успех стал сигналом для совместных противодействий внутренних и внешних несогласных сил. Во время объединенного военного мятежа президентский дворец в столице Ла Монеда был сожжен, президент С. Альенде погиб. К власти пришла военная хунта во главе с генералом А. Пиночетом. Были распущены политические партии, парламент, около 100 тыс. граждан эмигрировали за границу. События 1970-1973 гг. оставили глубокий след в исторической памяти чилийского народа. Сохранились они и в воспоминаниях других стран Латинской Америки, и не только там.

Правление военных. Пришедший к власти военный режим ориентировался на рекомендации извне, точнее советников Чикагской школы. Чили первой в регионе использовала либеральные методы "шоковой терапии", которые вызвали разлад между обществом и властью. Прямые иностранные инвестиции в производство, свободный перевод за границу прибылей и другие меры, экономическое насилие осуществлялись военной рукой, что создавало общий национальный дисбаланс. Усилилась народная апатия, проявлявшаяся, в частности, в снижении общественной производительности труда, уменьшении темпов роста, болезненной реакции на внешний экономический кризис 1982 г. Не было заметно ни высокопрофессиональных экономических лидеров, ни национального престижа членов правительства. США признали правительство А. Пиночета через две недели после путча, что, впрочем, не мешало им проводить акции экономической блокады. Антинародная военная хунта с ее многочисленными репрессиями была осуждена Генеральной Ассамблеей ООН.

Активизировалось проникновение в экономику зарубежного капитала. Уже в 1974 г. сферами приложения ТНК стали горно-добывающая промышленность, включая основную медную отрасль, целлюлозно-бумажное и деревообрабатывающее производство, рыбный промысел. В мае 1975 г.на основе декрета о денационализации промышленности в руки прежних владельцев, в том числе американских, вернулись крупные компании. Связи Чили с США стали быстро расширяться. В 1977 г. иностранные кредитные учреждения были приравнены в правах с национальными.

При внутренней инфляции заметно снижалась конкурентоспособность чилийского экспорта. Быстро росла внешняя задолженность. Почти половина населения оказалась за чертой бедности. Возрастали объемы импорта, чему в немалой степени способствовал фиксированный курс чилийского песо.

В целом в движение пришли все темные силы, распространились убийства, похищения людей, жестокие пытки, грабежи, систематическая ложь. Причем многое делалось при попустительстве властей. Трудно представить, что подобные вещи происходили в стране, считавшейся до этого цивилизованной. Но именно поэтому не все удавалось военному режиму. Несмотря на большое желание, власти не смогли изменить коренные правила экономики, внести выгодное им общее законодательство, избежать провалов. К ним, в частности, следует отнести кризис 1982-1983 гг., приведший к серии банкротств. В 1980-1985 гг. среднегодовые темпы роста ВВП характеризовались отрицательными показателями.

Военный режим А. Пиночета просуществовал 17 лет. Столь длительный срок обязан внешней и внутренней олигархической поддержке, а также вынужденному принятию новой конституции, в которой содержались обнадеживающие сюжеты будущего.

В 1990-х гг. Чили вернулась к демократическим формам правления с президентскими (тайными) выборами, смешанной экономикой. В эти годы возросли расходы бюджета на профессиональное образование молодежи, здравоохранение, развитие сельского хозяйства. Благодаря регулируемой финансово-кредитной системе Чили удалось нейтрализовать воздействие азиатского кризиса конца 1990-х гг. В 2000 г. президентом страны был избран левоцентрист Р. Лагос. В обществе растет понимание того, что для поступательного развития необходимо постоянное обновление национальной экономики. Поэтому усиленное внимание стало уделяться системе образования, техническому обучению, подготовке экономических профессионалов. И это дает свои результаты.

Тенденции внешней торговли. Начало нового XXI в. ознаменовалось существенными переменами на международном рынке. Они обусловлены сдвигами в расстановке мировых политических сил. Речь прежде всего идет о рывке, проделанном Китаем и об ослаблении США. Два разных явления привели к одному результату - повышению спроса на природно-сырьевые ресурсы. Если в Китае он обусловлен быстрым ростом промышленного производства, то в США - ослаблением влияния на южных соседей, которые расширили как взаимные торговые связи, так и связи с другими странами. У северного гиганта произошло уменьшение сырьевых запасов. В результате в ряде стран Латинской Америки за 2000-2007 гг. доходы от экспорта сырьевых продуктов в 2-3 раза превысили его физический объем. К данной группе стран относится и Чили, где за указанный период вывоз физического количества сырья возрос почти наполовину, а в стоимостном выражении он увеличился втрое. Такое неординарное положение в сфере внешнеторговых связей помогло стране улучшить свое финансовое положение.

От состояния и динамики внешнеторговых отношений во многом зависит развитие общей экономики Чили, учитывая, что на мировой рынок направлялось свыше трети ВВП (против 12% - в 1970 г.). Главной экспортной статьей являются черновая и рафинированная медь, а также руды и концентраты других металлов, в том числе драгоценные. Но их доля с 1970 г. сократилась примерно вдвое, уступив место промышленным изделиям, продовольственным и лесным товарам (рыба, в том числе лосось, свежие фрукты, виноград, вино и др.). По экспорту лосося Чили уступает только Норвегии (в 1990-2007 гг. он вырос в 12 раз), а вина - Франции, Италии и Испании. Значение ресурсно-продовольственного экспорта повысилось в связи с возросшими потребностями в них увеличивающегося планетарного населения. В 2007 г. цена на медь на мировом рынке по сравнению с 2000 г. практически утроилась.

Одна из особенностей внешней торговли страны заключается в ее постоянной диверсификации. Если в 1970 г. на экспорт шло 200 наименований товаров, то в 2000 г. - уже 4 тыс. В вывозе на внешний рынок принимают участие самые различные производители - от крупнейших компаний до мельчайших производителей.

В 1995 г. Чили вступила во Всемирную торговую организацию, что открыло для нее новые возможности маневрирования на международном рынке. Начало XXI в. ознаменовалось активизацией торговых контактов с крупными международными рынками. В феврале 2002 г. было заключено соглашение о свободной торговле с Европейским союзом (включает 25 стран), вступление в силу которого состоялось через год. Соглашение о свободной торговле с США было подписано в июне 2003 г. и вступило в силу в январе 2004 г.

Динамика внешней торговли Чили превышает темпы роста ВВП (исключение 2001-2002 гг.), причем сальдо торгового баланса является положительным. И это несмотря на то, что страна является крупным импортером разнообразной продукции. С мирового рынка поступают нефть (главная статья ввоза - 12-14%), дизельное топливо, бензин, уголь, автотранспортные средства (легковые автомобили, автобусы, грузовики, железнодорожные локомотивы и вагоны), продовольственные продукты, медикаменты и др. США остаются главным торговым партнером Чили, но их доля во внешней торговле сокращается. Возрастает товарооборот с Мексикой, Аргентиной, Бразилией (в 2007 г. здесь было открыто крупное месторождение нефти) и Перу. Наиболее активно развивается торговля с Китаем, чему способствовало подписание в ноябре 2005 г. договора о свободной торговле между двумя странами.

Отношения с США. У США весьма благоприятное месторасположение -они граничат только с двумя государствами и двумя океанами. Невдалеке находится Чили с длинной приокеанской полосой, естественный поставщик для США разнообразной морской продукции. Уже к концу Первой мировой войны США стали главным торговым партнером Чили, поставляя ей готовые изделия. В послевоенные годы был закрыт ряд возникших в стране промышленных предприятий, усилилась экономическая конкуренция северной державы. В Чили выросла безработица, возникла социально-экономическая напряженность. Торгово-финансовые связи с другими странами были незначительны.

В годы второй мировой войны инвестиционная, особенно торговая, зависимость Чили от США усилилась. В дальнейшем подобной ориентации способствовало начало "холодной войны". В 1950 г. на долю США приходилось 54% чилийского экспорта, 49% ее импорта. Высокие прибыли американские корпорации, действовавшие в стране, извлекали в медно-рудной и селитряной промышленности, продукция которой пользовалась большим спросом в Европе. Позиции американских ТНК подкреплялись заключенным в 1952 г. двусторонним военным соглашением. В начале 1960-х гг. чилийское правительство крупной буржуазии значительно понизило налоги с монополий США, осуществлявших разработку меди, железной руды и селитры. Заметно возросла внешняя задолженность в отношении США, к концу 1960-х гг. достигшая 1,5 млрд. долл. По темпам роста инфляции Чили находилась на одном из первых мест в Западном полушарии. Ее все более не устраивало растущее стратегическое всевластие США, происходившее в условиях резкого роста недовольства осуществлявшимся ею общим экономическим курсом.

Отношения с США можно условно разбить на два периода - прошлый, когда сверхдержава была сильной и могла оказывать всевозможное давление на южного соседа, и нынешний, когда она заметно ослабла - экономически и финансово, а значит, и политически.

Сотрудничество в Тихоокеанском бассейне. Современный мир претерпевает быстрые изменения, он становится все более тесным и сложным. Население некоторых стран (Китай, Индия) превысило 1 млрд. человек, Латинской Америки - перешагнуло за 550 млн. Теснота стала распространяться на моря и даже океаны, в том числе Тихий, где находится прибрежная линия страны. Все это требует от Чили более осторожной и дальновидной экономической политики, учитывая для себя возможные плюсы и минусы.

Выход на обширный водный регион, значение которого в последнее время стало возрастать, дает Чили ряд преимуществ, позволяет расширять плодотворное международное сотрудничество - экономическое, научное, экологическое и т. д. Уже вскоре после окончания второй мировой войны, когда территориальный передел в разных полушариях стал носить иные формы, начали появляться всевозможные объединения. В 1952 г., например, была создана специальная межправительственная комиссия по южной части Тихого океана, куда вошли Колумбия, Перу, Эквадор и Чили. Участники комиссии занялись исследованием возможностей освоения богатого пространства.

В 1991 г. Чили вошла в Совет по тихоокеанскому экономическому сотрудничеству (СТЭС), где она стала одним из наиболее его активных участников (еще 10 стран Латинской Америки). Расширялись деловые контакты с Китаем, Японией, Индией, Южной Кореей, Таиландом, Австралией и Новой Зеландией на основе проведения собственной тихоокеанской политики в рамках Плана Азии. Данный план включает заключение торгово-экономических соглашений со странами, входящими в организацию Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества, что делает масштабным поле деятельности страны.

В декабре 1944 г. Чили установила дипломатические отношения с СССР. Они развивались неровно, как и политический курс страны в целом. В развернувшейся "холодной войне" под давлением США в сентябре 1947 г. был подписан Межамериканский договор о взаимной помощи между супердержавой и странами Латинской Америки. В октябре того же года дипломатические отношения Чили с СССР были разорваны. Их восстановление произошло в 1964 г. при президенте-реформаторе Э. Фрее, провозгласившем "революцию в условиях свободы".

Экономические и культурные связи с СССР активизировались в начале 1970-х гг., в период правления блока "Народное единство". В декабре 1972 г. президент С. Альенде совершил государственный визит в Советский Союз. Во время военного режима А. Пиночета отношения Чили с СССР были прерваны.

В конце прошлого столетия деловые связи между двумя странами стали налаживаться. В 1993 г. импульс был дан на основе подписания соглашения о торговле и экономическом сотрудничестве. В рамках данного соглашения проводятся регулярные заседания, на которых обсуждаются вопросы, интересующие обе стороны. Государственное управление "Про Чили" (за Чили) ежегодно направляет в Россию делегацию специалистов и предпринимателей, преимущественно по проблемам внешней торговли продовольственными товарами. Под девизом "Вкусы Чили" в Москве и Санкт-Петербурге проводится дегустация импортных продуктов, где особенно ценятся чилийские вина. Деловые компании Чили принимают активное участие в международных экономических выставках, проходящих в Москве.

Важной вехой в развитии сотрудничества явился визит в Россию в середине 1993 г. чилийского президента П. Эйлвина в сопровождении представителей нескольких десятков крупнейших компаний и банков. В том же году в Чили побывали российские предприниматели Сибири и Урала.

Немалый интерес в Чили вызывает деятельность российской свободной экономической зоны в порту Находка. Внимание чилийцев привлекают и другие районы обширной России. Антарктида с ее богатыми морскими и минеральными ресурсами, уникальным географическим положением становится перспективной базой разностороннего взаимодействия Чили с Россией.

Плодотворно развивается сотрудничество с Россией в пределах Тихоокеанского бассейна. В ноябре 2004 г., когда в Сантьяго состоялась встреча на высшем уровне организации Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества, в ней принял участие президент Российской Федерации. Приезд российской делегации доброжелательно освещался по чилийскому радио и телевидению.

Начало XXI в. С 2000 г. главой государства (2000-2006 гг.) стал преобразователь Р. Лагос, выступивший от коалиции "Объединение партий за демократию". На состоявшемся в свое время плебисците сторонники коалиции высказались против продления срока пребывания у власти А. Пиночета. Свою программу Р. Лагос назвал "Реформы XXI в.". По его мнению, рост экономики должен происходить на основе развития двух ключевых отраслей - образования и здравоохранения.

После шестилетнего стабильного центристского президентского правления Р. Лагоса в начале 2006 г. в стране состоялись очередные выборы главы государства. В итоге напряженной предвыборной кампании к финишу пришли два кандидата - С. Пинера, миллиардер, представитель богатейших слоев Чили, и Мишель Бачелет, выдвинутая коалицией лево-демократических партий. Несмотря на большие деньги, брошенные как внутри страны, так и за ее пределами в поддержку олигарха, горячее противоборство закончилось победой М. Бачелет. За нее было подано 54% голосов, за ее оппозиционера - 46%. Впервые в истории Чили и Латинской Америки в целом полноправным руководителем государства стала женщина. Причем на высоком посту в консервативной в последние десятилетия XX в. стране оказалась сторонница реформистских, левоцентристских взглядов.

В прошлом М. Бачелет занимала ряд важных руководящих постов, была министром здравоохранения, министром обороны. Ознакомившись со структурой армии, она ликвидировала некоторые привилегии военных. По своим исходным социально-экономическим убеждениям М. Бачелет во многом хотела бы стать наследницей С. Альенде. Она пострадала в период правления хунты А. Пиночета.

Президент вступила в должность в марте 2006 г. На основе указа 2005 г. глава государства избирается на четыре года без права переизбрания на второй срок. Весьма сложным оказалось формирование правительства. Здесь сталкивались многочисленные, разнообразные интересы - партийные, общественные, возрастные, половые и прочие. Острыми были расхождения между либералами и реформаторами. В результате ряда компромиссов удалось создать перестроечное разнополое правительство.

Перед президентом, правительством встала сложная задача разработки новой конституции, демократической и социально-реформистской, призванной покончить с остатками порядков "пиночетизма". Глава государства обозначила четыре основные задачи своего правления: улучшить социальную защиту граждан (включая пенсионную систему); расширить доступ к образованию, повысить его качество; обеспечить обновление развития страны; стимулируя широкие исследования, информатику и сокращая бюрократизм; формировать города, благоприятные для проживания в них граждан; поддерживать создание социального жилья.

В дальнейшем указанные задачи конкретизировались, их содержание расширялось в соответствии с реальными потребностями и возникавшими новыми проблемами, на определенных этапах развития менялись приоритеты. Но в центре оставались цели обновления и роста национальной производительности, способные обеспечить "стандарты жизни развитых наций".

Немало задач сопряжено с энергетикой (практически ключевая мировая проблема), с недостаточным энергетическим обеспечением севера страны. Ведутся работы по расширению использования нетрадиционных возобновляемых ресурсов - геотермальных, ветровых, солнечных, морских и других. По примеру передовых стран стимулируется применение биотоплива, для чего служат налоговые послабления.

В целях укрепления страны, создания "солидарного государства" намечено упрочивать связи с регионами, муниципалитетами. Выделяются специальные средства в национальной валюте фонду инвестиций для развития местной инициативы, предназначенных поддержать 70 муниципалитетов с их меньшими финансовыми ресурсами. В регионы направляются основные средства (70-80%) на цели здравоохранения, развития культуры, морально-нравственных ценностей (60%). Наряду с этим правительство выступает против монополий, сосредоточения крупной национальной собственности в руках узкой группы лиц или даже отдельных личностей.

Одним из главных направлений деятельности правительства становится процесс обновления, общей модернизации страны. В нем участвуют государство, частный сектор, университеты, различные системы и организации. В прошлом страны, ее истории были периоды большого ограбления ("воровство заработка Чили"), экономической и политической коррупции. Рано или поздно, по мнению президента, чилийское общество предъявит счет виновникам этого зла. Существенный крен будет сделан в сторону повышения качества жизни, в поддержку бедных, обездоленных, низкооплачиваемых слоев населения.

Главная задача - создать государство благосостояния, где наибольшие ресурсы будут направлены в сторону образования, его качества. Изданы конституционный закон об образовании, предусматривающий стимулы для его развития, а также закон об обеспечении качества высшего образования, создающий правовые основы для стимулирования данной сферы. Около 90% студентов университетов, принятых по рекомендации совета ректоров, получают помощь от государства в виде стипендии или университетского кредита. Наблюдением за высшим образованием, его ростом занимается вспомогательный президентский совет по высшему образованию, куда входят крупные ученые, ректоры, академики, студенческие лидеры. Дополнительные 10% выделяются на сельское образование, особенно в отдаленных районах. Там сейчас существует 4,5 тыс. школ в 80% муниципалитетах.

Сельское хозяйство остается базовой отраслью экономики, для поддержки его структур выделяются необходимые ресурсы. Правительство имеет право конфисковывать земли, если на них производятся наркотики, используется рабский труд или если они наносят вред окружающей среде.

Большое внимание уделяется соседним странам, сотрудничеству с ними в рамках уже созданных интеграционных объединений (ЛАСТ, Меркосур и др.). Особый интерес связан с Боливией, не имеющей выхода к морю. Сделать эту страну морской, суверенной, обеспечить ей выход к океану - одна из важных задач нового правительства. Образован межминистерский комитет по интеграции с соседями, где перспективное значение будут иметь связи с Аргентиной, Бразилией, Боливией и Перу. На первом заседании комитета была намечена программа обсуждения проблем горно-рудной промышленности, транспорта, здравоохранения, жилищного строительства, таможенной службы, общественных работ, окружающей среды и ряд других. С Боливией создана двусторонняя комиссия, которая собирается каждое полугодие для обсуждения актуальных проблем, связывающих обе страны. В рамках Андской корпорации развития между Бразилией, Боливией, Парагваем и Чили было решено обеспечить финансирование транзита между двумя океанами - Атлантическим и Тихим. Соглашение подписано в июне 2007 г. на встрече в верхах в Боливии.

Социальные проблемы остаются приоритетными в политике властей. Для разрешения сложных конфликтов между предпринимателями и трудящимися действует министерство труда. Было установлено право получать пенсию всем гражданам, достигшим 65 лет. Повышен уровень наиболее низких пенсий.

В целях решения жилищной проблемы предполагается резкое сокращение дефицита жилья 20% наиболее бедных граждан. Государство выделяет многочисленные субсидии нуждающимся в приобретении жилья или его улучшения, одновременно расширяется ипотечное кредитование. Для решения данной проблемы создано министерство жилья. В регионы направляется 70% выделенных на эти цели финансовых средств. Но и города не остаются в стороне. "Приветливые города", по словам президента, создают новое качество жизни, территориальное равенство. Быстрое повсеместное жилищное строительство, сооружение дорог сочетается с ростом качества работ, способствует снижению социального размежевания.

М. Бачелет устанавливает разнообразные контакты с чилийским обществом, встречи с разными его слоями. В концентрированной форме это выражается в больших и малых информациях о своей деятельности, в разнообразных поездках по стране. Президент и далее намерена делать ежегодный отчет перед чилийским народом.

В обществе растет потребность в более активном участии государства в экономике, в усилении государственного сектора. Даже возникла в данном отношении необходимость внесения изменений в конституцию: слова "национальная сообразность", "польза" применительно к действию государства (нефтяная промышленность, стратегические услуги и другие отрасли общественного значения) заменить словом "суверенитет" (национальный суверенитет). По мнению президента, руководитель страны должен быть сильной, уверенной в своих целях и действиях личностью ("твердая рука у руля").

Пристальный взгляд в сторону обновления и образования, элементы которого отмечались в предыдущем правлении, обернулся положительной отдачей, причем в немалой степени даже на мировом уровне. Так, в районе пустыни Антофагаста чилийские инженеры добились получения из морской воды питьевой, чистой жидкости, которая используется, в частности, для производства нехлорированной высококачественной меди, увеличив интерес к ней на мировом рынке. В провинции Консепсьон ученые с помощью химического процесса "окаменения" получили древесину с прочностью горной породы, которая не утратила при этом своих природных качеств. Подобное новшество улучшило строительное дело, повысило престиж лесной и деревообрабатывающей отраслей экономики. Лесная промышленность обрела дополнительные новые свойства. Мелкие местные умельцы, семейные предприятия стали получать из ракушек ценный продукт ("восстановительный экстракт") - особую кожу, которая пользуется живым спросом на местном и мировом рынках. В стране усиливаются социальные процессы, растет активность трудовых слоев, свидетельством чему может служить создание Национальной конфедерации трудящихся медных предприятий, работающих по контрактам.

Одной из ключевых проблем в Чили стало обновление взаимодействия в экономике и политике между мужчинами и женщинами. В стране традиционно мужчина находился на первом месте, он был главным в семье, обществе. Задача нового правления - уравнять в правах, причем на разных уровнях, женщин и мужчин, отказаться от патриархального стиля жизни и в городе, и в провинции как в экономике, так и общественной жизни. Уничтожить остатки различия в заработной плате мужчин и женщин. За одинаковую работу - равную заработную плату. Уравнение будет содействовать снижению уровня разных конфликтов, укрепит семейные отношения. Соответственным образом сформировано правительство - в нем мужчины и женщины. Создано специальное министерство национального обслуживания женщин, которое занимается многочисленными видами деятельности - от парламентских дискуссий до конкретной помощи семейным и одиноким женщинам. Уравнению полов содействует и привлечение женщин в некоторые подразделения армии. В этническом отношении Чили неоднородная страна, имеются древние поселения индейцев. Правительство намерено оказывать им и далее необходимую помощь.

Интерес к президенту Чили растет за пределами страны. Большое внимание к ней и ее выступлениям проявилось на десятой Региональной встрече в верхах женщин Латинской Америки, состоявшейся в августе 2007 г. в Эквадоре. Предметом рассмотрения стали высказывания чилийского лидера о справедливости предоставления субсидий семьям, о пенсиях домохозяйкам и некоторых других. Оба руководителя - президент страны пребывания Р. Коррса, придерживающийся левых взглядов, и президент Чили, активный вдохновитель женского движения на континенте, высказали идею, что активность женщин - это проявление демократии, равноправного устройства общества.

Трудности нового курса. Мирный переход от одного экономико-социального положения к другому наряду со многими плюсами содержит и немало минусов. Сохраняется ряд перекосов и дисбалансов прежней системы, которые требуют постепенного решения. От прошлого перешло большое имущественное расслоение, действуют крупные частные компании, оказывающие влияние на общее экономическое направление страны или региона, подчас не всегда эффективно используются природные ресурсы. Отмечается недостаточный для нынешнего времени уровень образования населения.

Многие в стране к числу серьезных изъянов относят несоответствия в налоговом законодательстве, слабую налоговую систему. Уровень предпринимательского налогообложения в Чили составляет 17%, тогда как в индустриальных государствах - 50-60%. Государственная служба внутреннего налогообложения полагает, что ежегодно сумма неуплаченных налогов достигает 4 млрд. долл. (5% ВВП). Если бы государство смогло ликвидировать подобную утечку, многие социальные проблемы страны были бы решены.

По данной проблеме в экономических кругах ведутся оживленные дискуссии, где сталкиваются различные подходы. Стоит ли ориентироваться на индустриальные страны с их устоявшейся структурой? Не нанесет ли это ущерб "строящейся" экономике, которой пока нужны свои показатели? В поисках оптимального решения принимает участие и глава государства, которая встречается с представителями различных партий и деловых сфер.

Трудности существуют в жилищном строительстве. Нехватка строительных материалов, соответствующих специалистов - руководителей и исполнителей осложняют решение данной важной проблемы. Непросто устанавливаются равноправные отношения в экономике и политике между мужчинами и женщинами. В Чили лишь 38% женщин имеют работу вне пределов своего дома, тогда как в ряде стран Латинской Америки - 50, а в Европе - 80%. Вместе с тем в политическом голосовании чилийские женщины активнее мужчин.

Подчас дают себя знать мелкие осколки "пиночетизма", подбрасываемые антинациональными внутренними и внешними силами. Они сказываются в нападках на студентов профсоюзных деятелей, руководителей индейских общин, жинщин-активисток, защитников леса и других национально ориентированных личностей. Тем самым хотят навредить демократии, оживить насилие.

Президенту предстоит проделать большую, напряженную работу, учитывая поставленные задачи. Так, к 2010 г. должен быть обеспечен основной задел для последующего успешного завершения многолетних проектов, например в сфере образования (подготовка профессуры, специалистов в области точных наук, компьютеризации и т. д.).

Чили - демократическая страна. В ней происходят реальные выборы, в которых участвуют все слои населения. Именно выборность создает основу для подлинной демократии.

Не исключено, что грядет опасный мировой экономический спад, приближаются многообразные процессы в финансах, использовании природных ресурсов, энергетике и некоторых других сферах. Современный мир все более напоминает перенаселенный корабль (6,5 млрд. человек). В нем ведется борьба за нефть и цветные металлы. Чили в этом отношении находится в неплохом положении (имеет, хотя и небольшую, добычу своей нефти), может устоять, к чему немало объективных и субъективных предпосылок. Дух обновления, стремление меняться к лучшему, трудиться ради своего государства преобладают в современном чилийском обществе.

Различные континентальные условия и темпы развития, разнообразие культур и подходов к развитию собственной страны - Латинская Америка продолжает оставаться одним из самых необычных по разнообразию уголков нашей планеты. Уникальная природа и биоразнообразие оказались под угрозой из-за экологических проблем, с которыми сталкивается регион сегодня.

Аргентина: Учёные Университета Вашингтона в ходе недавнего исследования обнаружили, что чрезвычайные ливни и жар, вызванные изменением климата, приводят к снижению численности населения Магеллановых пингвинов на полуострове Пунта-Томбо в Аргентине. В течение последних двух лет наиболее распространенной причиной смерти птенцов данного вида было изменение климата – увеличение количества осадков во время сезона размножения снизило их выживаемость.

Белиз: Мезоамериканский риф растянувшийся на более чем 1 тыс. км вдоль побережья Белиза, Гватемалы, Гондураса и Мексики является домом для более чем 500 видов рыб, 60 видов кораллов, 350 видов моллюсков и других морских млекопитающих и живых организмов. Рифы является ключевым игроком в экосистеме океана. Из-за глобального потепления растет температура воды в море в следствие чего коралловые рифы «выцвечиваются». Окраску коралловым рифам придают зооксантелловые водоросли, покрывающие полипы, но из-за повышения температуры воды они постепенно отмирают.

Боливия: таяние ледников и изменение климата угрожают водоснабжению боливийцев. В докладе Всемирного банка за 2008 год отмечено, что большинство ледников в Андах исчезнет уже к 2028 году и это повлияет на 100 миллионов человек. И это еще не все: расчеты показывают, что треть боливийцев уже сейчас не имеют доступа к чистой воде.

Бразилия: Вырубка лесов Амазонки является огромной проблемой для Бразилии. С августа 2012 года по июль 2013 года обезлесение возросло на 28 процентов. Как сообщает BBC за это время на территории около 3608 кв. км были расчищены от многовековых джунглей. Эти цифры особенно поражают, если принять во внимание что тропические леса Амазонки являются одним из наиболее важных мировых природных элементов защиты от глобального потепления.

Венесуэла: Занимает ТОП-10 в списке самых биологически разнообразных стран мира, но страдает и от некоторых экологических проблем. Среди них – загрязнение сточных вод в озере Валенсия, третье место по темпам обезлесения в Южной Америке, нефятяное и урбанистическое загрязнение озера Маракайбо. Несколько лет назад из-за утечек нефти оно было наполнено сырой нефтью.

Гватемала: Озеро Атитлан в Гватемале был когда-то воплощением естественной красоты и даже было описано Олдосом Хаксли в его туристических заметках выданных в 1934 году. Его сравнивали с озером Комо в Италии, но теперь оно потеряло свое былое очарование. Синие воды озера приобрели толстый коричневый осадок и сильный запах, а ученые из университета Калифорнии обнаружили в ней токсичные бактерии. Окрестные города продолжают использовать озеро как источник питьевой воды. Причинами таких изменений служат сельскохозяйственные удобрения, неочищенные сточные воды, мусор, а также экономические и демографические проблемы.

Гондурас: Из всех стран, приведенных в исследовании Центра Гумбольдта, Гондурас находится среди стран, наиболее пострадавших от изменения климата. Причиной смерти многих людей в этой стране являются экстремальные погодные условия – ураганы, наводнения и штормы.

Доминиканская Республика: Повышение уровня моря представляет серьёзную угрозу для всего Карибского бассейна, а прибрежные наводнения и эрозия, вызванная солёной водой приведут к опустошению земель.

Согласно исследованию Всемирного банка столица Доминиканской республики – Санто-Доминго, будет одним из пяти городов, которые будут серьёзно затронуты в результате изменения климата. В дополнение к затоплению существует и высокая вероятность штормов и проливных дождей, а береговая эрозия может быть чрезвычайно опасной для тех, кто живет на побережье.

Колумбия: Если загрязнения почв и воды, незаконных посевов наркотиков и утечки сырой нефти Колумбии было недостаточно, то вдобавок она тоже страдает от проблем обезлесения. Недавнее исследование нашло взаимосвязь между незаконным производством коки и вырубкой лесов. В исследовании, опубликованном в журнале Environmental Science & Technology приводится корреляция между увеличением производства кокаина и исчезновением квадратных километров тропических лесов. Тенденция вырубки джунглей, прилегающих к нелегальным посевам будет в ближайшее время сохраняться.

Коста-Рика: Акульи плавники считаются в Азии большим деликатесом. Около 95 процентов акульих плавников потребляется в Китае, чаще всего в виде особенного супа. Поскольку плавник акулы является наиболее ценной частью их тела, многие рыбаки стремятся отрубить его у ещё живых рыб и выкидывают их после этого назад в океан, обрекая их на верную смерть.

В Коста-Рике добыча акульих плавников является огромной проблемой для государства и правительство запретило данную практику. Тем не менее по сообщениям Интерпола рыбаки, используя "метод, где только группа кожи, чтобы сохранить плавник, прикрепленный к позвоночнику удерживается и оставшуюся часть тела выброшенных в море."

Куба: Вырубка лесов, загрязнение воды и воздуха, деградация почв и опустынивание являются главными экологическими проблемами с которыми сталкивается Куба. Загрязнение воздуха, например, вызвано тем, что на улицах страны находится большое количество устаревших моделей автомобилей. По некоторым наблюдениям увеличение кислотных дождей на Кубе связано именно с загрязнением воздуха автотранспортом. Кроме этого залив Гаваны уже давно заполняется мусором и металлом.

Мексика: Во всем мире, загрязнение воздуха убивает от 500 тысяч до 1 млн жизней в год и обходится государствам в 2 процента ВВП. Доклад Международного института чистого воздуха за 2012 год под названием «Качество воздуха в Латинской Америке» утверждает, что Мехико по-прежнему испытывает большие затруднения с загрязнением воздуха. При этом ситуация в городе немного улучшилась: еще два десятилетия тому столица Мексики считалась самым загрязненным городом на Земле, но работать все еще есть над чем.

Никарагуа: Глобальное потепление создало много проблем во всей Латинской Америке. В Никарагуа оно негативно сказывается на кофейной промышленности. Инфекция Hemileia vastatrix поразила около 70 процентов производства арабики в мире. Происходивший из Восточной Африки грибок не мог выжить при температуре 10 градусов и плантации кофе, расположенные на высоте 1300 метров обладали иммунитетом. Но за последние три года изменения климата привели к тому, что инфекция поразило большинство посадок в регионе, что уже привело к сокращению производства кофе на 30 процентов.

Панама: Мангровые заросли Исла Эскудо де Верагуас являются естественной средой обитания редкого карликового ленивца (Bradypus pygmaeus), который находится под угрозой исчезновения. Числленность данного вида оценивается в количестве от 79 до 200 особей в дикой природе. Основным фактором сокращения популяции является сокращение естественной среды его обитания.

Парагвай: Незаконная охота на крокодилов в Парагвае является крайне распространенным явлением. Кожа крокодилов используется для производства люксовых сумок высокого класса и других аксессуаров. Выжившие крокодилы находятся под угрозой голодной смерти из-за ирригационного осушения их природных мест обитания.

Перу: Ледяной пик горы Квелккайя в Перу тает с угрожающей скоростью в течение многих лет. По подсчетам экспертов ледниковый лед перуанских Анд, который формировался на протяжении 1600 лет расстаял всего за 25 лет. Виновником таяния ледников по всему миру является глобальное потепление. Под угрозой полного исчезновения находится и ледник Пасторури, который растает уже в следующем десятилетии.

Пуэрто Рико испытывает большие проблемы с твердыми отходами. На острове существует лишь ограниченное пространство для утилизации мусора и его количество все время растет.

Сальвадор: С населением около 7 миллионов человек эта страна страдает от широкого спектра экологических проблеме: от загрязнения воды биологическими отходами человека до эксплуатации земель, богатых на драгоценные металлы. В Сальвадоре около 32 уникальных горнодобывающих комплексов и в ходе работы большинство токсичных химических веществ сбрасываются в водные источники.

Уругвай: Утилизация отходов приобрела в Уругвае настолько большие размеры, что на сборе мусора даже можно сделать карьеру. Было подсчитано, что в Монтевидео по крайней мере 15 000 людей зарабатывают на жизнь сбором мусора и еды, ношением и использованием выкинутых вещей. В свою очередь качество жизни людей, которые существуют с отходов других людей вызывает большие споры в обществе.

Чили: Вырубка лесов, загрязнение воздуха, проблемы добычи полезных ископаемых, эрозия почв и нехватка воды – вот те проблемы, которые затрагивают Чили. Страна, которая является домом для многих видов растений и животных в мире, также сталкивается с потерей биоразнообразия. По крайней мере 16 видов млекопитающих, 18 видов птиц, 4 вида пресноводных рыб, и 268 видов растений уже сейчас находятся под угрозой исчезновения. К некоторым исчезающим в Чили видам относятся тундровый сапсан, румяный гусь и зеленые морские черепахи.

Эквадор: Галапагосские острова стали объектом Всемирного наследия в 1978 году, поскольку являются местом обитания для тысяч видов, которые не встречаются больше нигде в мире. Многим видам на острове угрожает сразу несколько факторов: загрязнение воздуха и земель, наплыв туристов, чрезмерный вылов рыбы и незаконная охота. На сегодняшний день уже более 40 видам на Галапагосских островах угрожает полное исчезновение из-за факторов, перечисленных выше.

Рассмотрев главные тенденции сотрудничества между Германией и странами Латинской Америки, необходимо выявить основные препятствии для его дальнейшего развития. Помимо внешних факторов, которые были описаны в вышеизложенной главе, а именно смена политического курса США по отношению к Латинской Америке, ситуация на Ближнем Востоке, бурный рост экономического и политического влияния региона Юго - Восточной Азии, существуют внутренние негативные причины. Среди таких причин, характерных для латиноамериканских государств можно выделить следующие: усиление дифференциации в экономическом, политическом и идеологическом строе стран Латинской Америки, экономический бум на территории региона, претерпевший влияние мирового финансового кризиса, новый виток в развитии интеграционных отношений в регионе, а также отсутствие единой политики по отношению к внешнему миру, в частности к Европейскому Союзу. В начале 90-х годов Латинская Америка представляла собой регион, для стран которого был характерен схожий экономический и политический уклад. В наши дни, по прошествии десятилетия, во многих странах получили широкое развитие демократические институты, но, несмотря на это, нео-популистские и националистические настроения определяют как внутреннюю, так и внешнюю политику отдельных государств. Развитие подобных настроений отрицательно сказывается на инвестиционном климате внутри стран, и региона в целом, что естественно отталкивает внешних инвесторов, в том числе европейских от сотрудничества. На последнем саммите, прошедшем в Чили в янаваре 2013 года лидер Боливии Эво Моралес заявил, что явил, что европейские государства слишком долго эксплуатировали континент, чтобы требовать каких-либо гарантий своих инвестиций. Кроме того, боливийский лидер указал на первоочередную задачу - обеспечить жителей страны доступом к питьевой воде и электричеству. Опасения по поводу экспансии европейского бизнеса высказал и президент Аргентины Кристина Фернандес. «Мы должны выявить и предотвратить все асимметрии, чтобы не навредить собственной промышленности или, прежде всего, людям», - подчеркнула К. Фернандес Саммит ес - Латинская Америка 2013: итОги и перспективы евро-латиноамериканских отношений http://www.dw.de. Здесь хотелось бы отметить, что, несмотря на подписание стратегических документов о взаимном сотрудничестве, между двумя регионами остается ряд серьезных разногласий, которые негативным образом влияют на ход их сотрудничества. Одной из ключевых проблем между ЕС и CELAC остается национализация рядом стран Латинской Америки европейских предприятий. Ярким примером этому может послужить национализация Аргентиной активов, принадлежащих структурам испанской Repsol. Подразделениям этой корпорации принадлежали акции нефтяной компании YPF и компании YPF Gas - 57,4 и 85 процентов соответственно. В апреле 2012 года правительство Аргентины объявило о проведении национализации 51% акций обеих компаний. Действия властей Аргентины резко раскритиковали в ЕС, США, Испании, Мексике и во Всемирном банке. Еще одним примером могут послужить боливийские реформы 2010 года, направленные на национализацию электроэнергетического сектора. Они сильно задели интересы французских инвесторов, чья доля в этом секторе составляла 35,7 процентов, после чего Франция потребовала немедленной компенсации.

Экономический бум, характерный для стран Латинской Америки в последние десятилетия, в целом должен способствовать укреплению экономического сотрудничества с внешним миром, а частности с ЕС. Но результаты данного роста не привели к столь положительным результатам. Во-первых потому, что темпы роста латиноамериканского региона не могут сравниться с темпами роста Азиатских стран, что естественно отодвигает Латинскую Америку в рейтинге приоритетных регионов на второй план. Также быстрое развитие сейчас и неиспользование накопленного капитала в дальнейшем может привести в негативным, даже кризисным последствиям. Что касается интеграционных процессов, то это, естественно, рассматривается Европейским Союзом, как положительное явление. Но отсутствие эффективных интеграционных механизмов не позволяет построить латиноамериканским группировкам единое пространство с целью облегчить процесс ведения международных диалогов. Нежелание некоторых государств, таких как Бразилия, идти на уступки своим соседям усугубляет и заметно тормозит процесс эффективного политического и экономического взаимодействия в регионе. Модель интеграционных процессов в Латинской Америки постоянно меняется, и Европейский Союз просто не успевает иногда отреагировать на подобные изменения отсюда вытекает следующая проблема: отсутствие единой политики латиноамериканских стран по отношению к Евросоюзу, а также различие в интересах, преследуемых конкретными странами в этом сотрудничестве.

Отмечается что, латиноамериканскими странами за все время переговоров практически не было выдвинуто практически ни одного четкого условия, кроме постоянных претензий к Единой сельскохозяйственной политики Европейского союза и требований открыть европейский рынок для ввоза большего спектра сельскохозяйственных продуктов из латиноамериканских стран. Отсюда можно сделать вывод, что никаких официальных стратегий по развитию со стороны Латинской Америки предложено не было. Данная проблема сейчас является наиболее актуальной, так как в связи с поляризацией политических и экономических задач отдельных стран, выработать единую стратегию по отношению к ЕС представляется не простой задачей.

Основные пути дальнейшего межрегионального сотрудничества также были обозначены на последнем саммите. В совместном плане действий на 2013-2015 гг. помимо развития традиционных направлений, таких как борьба за социальное равенство, защита окружающей среды, противодействие терроризму и протекционизму, важными пунктами двухстороннего сотрудничества стала политика, направленная на содействие торговле и инвестициям между странами ЕС и CELAC, а также различные программы, стимулировавшие экономический рост и создание новых рабочих мест в странах CELAC для молодых специалистов. На открытии саммита президент Чили Себастьян Пиньера заявил, что создается «новый стратегический альянс» в области охраны окружающей среды и социальной сфере. Отметив, что участники форума представляют треть всех государств мира, производящих более трети мировой продукции - около 60 стран с населением 1,1 миллиарда жителей, он подчеркнул, что на них лежит огромная ответственность «за наши страны и за мир в целом» там же. Также, на саммите впервые за одним столом с лидерами ЕС оказался глава госсовета Кубы Рауль Кастро.

Последний раз кубинский руководитель появлялся в Сантьяго 40 лет назад во времена правления Сальвадора Альенде. Подобный поворот событий непременно станет поворотной точкой в процессе установления более тесных политических и экономических отношений между Кубой и странами ЕС. ЕС считает, что реформы, проведенные кубинским президентом Раулем Кастро, значительно улучшили качество жизни кубинцев и должны увеличить поток прямых инвестиций из стран ЕС. Основными направлениями во взаимоотношениях ЕС с Кубой является развитие общих программ в сферах образования и здравоохранения. Подводя итоги экономического сотрудничества, глава Еврокомиссии Жозэ Мануэл Баррозу отметил, что «Европа является крупнейшим торговым партнером Латинской Америки. Но мы также становимся свидетелями и роста инвестиций из Южной Америки в Европу, чему мы очень рады» там же Обеим группировкам необходимо обеспечить представителям национальных компаний, инвестирующих за рубеж, правовые гарантии стабильности их инвестиций.

Дальнейшие перспективы развития диломатических и торгово-экономических отношений Германии со странами Латинской Америки представляют собой довольно радужную картину. Проанализировав основные торговли и инвестиционного сотрудничества между странами, было выявлено, что за последнее десятилетие показатели увеличились вдвое. Внимание Германии теперь привлекают не только экономические гиганты региона, но и менее развитые латиноамериканские экономики. Увеличивается уровень гуманитарной помощи, оказываемой Германией. Например, огромная гуманитарная поддержка оказывается Боливии, общая сумма которой на сегодняшний день составляет 1 млрд. евро Политическое и социально-экономическое сотрудничество ЕС и АЛБА в XXI веке: проблемы и перспективы. В социальной области активно финансируются проекты, координирующие работу социальных институтов в Боливии. Особое внимание уделяется государственной модернизации и развитию сельского хозяйства. Согласно последнему межправительственному договору между Боливией и Германией подписанному в 2009 году в столице Боливии Ла-Пас, Германия выделила Боливии 62 млн. евро на реализацию этих реформ. Также благотворительная помощь из Германии идет большими объемами в Никарагуа: ежегодная помощь со стороны Германии составляет 10 млн. евро. Огромное количество разработок ведется и планируется к запуску в области разработки новых источников энергии. На чемпиона мира по футболу, который пройдет в Бразилии в 2014 году, немецкие разработчики представят мировому сообществу новые генераторы, работающие на солнечных батареях, которые будут освещать весь стадион. Сейчас разрабатываются многочисленные проекты по культурному обмену студентов и преподавателей. Федеральный министр иностранных дел на одной из конференций, посвященных году Германии в Бразилии: «С мая 2013 по май 2014 г. мы будем проводить фестиваль идей, чтобы вместе строить наше будущее. Стратегическое партнерство должно способствовать развитию сотрудничества как на двустороннем, так и на многостороннем уровне Старт Года Германии в Бразилии https://www.deutschland.de». Также по последним новостным сводкам, сейчас разрабатываются проекты, финансируемые немецкими компаниями, по развитию инфраструктуры в Доминиканской Республике, в связи с растущей популярностью этого курорта.

Внешняя политика Германии по отношению к Латинской Америки в большей степени ориентирована на приоритетные и более выгодные для Германии направления, но, сейчас, исходя из происходящих изменений в латиноамериканском регионе, Германия вынуждена учитывать интересы отдельных государств при построении дальнейших стратегий. Чили, Мексика, Аргентина - абсолютно все государства Латиноамериканского региона имеют свои особенности как в историческом развитии, так и в современном экономическом и политическом укладе. Но, несмотря на этот факт, основной задачей Германии на современном этапе является попытка помочь Латинской Америке разработать единую политику по отношению к внешнему миру, в том числе и к самой Германии. Инвестируя в латиноамериканский регион уже не одно десятилетие, Германии совместно с другими странами удалось ускорить темпы экономического роста в странах Латинской Америки. Благодаря Германии, отдельные представители Латинской Америки сейчас являются конкурентами многих стран даже в секторе промышленного производства. Изменения внутренней атмосферы на территории Латинской Америки заставляют Германию разрабатывать новые стратегии по дальнейшему сотрудничеству, в котором оба региона несомненно заинтересованы.

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

Социально-экономические проблемы стран Латинской Америки

Введение

Глава I. Социально-экономическое развитие стран Латинской Америки

1. Основные социально-экономические показатели стран Латинской Америки

2. Пути развития стран Латинской Америки: обзор политической и экономической истории

Глава II. Наиболее значимые проблемы современной Латинской Америки

1. Экономические проблемы: основные составляющие

2. Социальные проблемы: причины, сущность, последствия

Глава III. Национальная политика государств Латинской Америки в сфере социально-экономического управления

1. Анализ государственных программ руководящих кругов и партий Латинской Америки (на примере Гаити, Бразилии, Венесуэлы, Аргентины и Чили)

2. Перспективы социально экономического развития Латинской Америки в условиях глобализации мировой экономики (на примере Гаити, Бразилии, Венесуэлы, Аргентины и Чили)

Заключение

Библиографический список использованной литературы

ВВЕДЕНИЕ

Наша работа связана с изучением социально-экономических проблем современной Латинской Америки.

Латинская Америка это общее название для стран и территорий, которые находятся южнее США.

В указанных территориях и государствах в настоящее время проживают около 470 миллионов человек (причем это население за XX век выросло более чем в 8 раз, что составляет самый высокий уровень прироста в мире). Общая территория Латинской Америки больше двадцати миллионов квадратных километров (что больше чем вся территория России). Наиболее крупные в территориальном плане государства региона Бразилия, Аргентина, Мексика, в список наиболее развитых экономически стран региона, к указанным государствам, добавляются Венесуэла, Чили, Колумбия, Перу.

Актуальность нашей работы определяется комплексом причин. Обозначим их.

Во-первых, Латинская Америка, это, с одной стороны - активно развивающийся регион современного мира.

Крупнейшие страны региона Бразилия, Аргентина, Чили, Мексика, показывают стабильно хорошие темпы экономического роста, в этих государствах активно развиваются промышленность, сельское хозяйство, сфера услуг.

В то же время, множество социально-экономических проблем региона (безработица, преступность, маргинализация, наркомания и т.д.) мешают развитию указанных государств и создают негативный образ этих стран в глазах мирового сообщества, мешают привлечению инвестиций и как следствие тормозят развитие указанных стран.

Во-вторых, необходимо учитывать, что подавляющее большинство стран Латинской Америки (например, Никарагуа, Белиз, Эквадор), к числу бурно развивающихся экономически государств, не принадлежат. Социально-экономические проблемы этих стран схожи с проблемами более развитых стран их соседей, однако в силу того, что экономически они развиты гораздо слабее, рассматриваемые проблемы выражаются гораздо острее. Как следствие напряженная внутриполитическая ситуация, негативный образ в глазах развитых государств и мирового сообщества.

В третьих, необходимо учитывать тот фактор, что Российская Федерация, в настоящее время имеет определенные интересы в регионе. Специалисты отмечают, что в последние годы сотрудничество России и стран региона (в основном Венесуэла, Боливия, Куба, Перу, Бразилия, Никарагуа и др.) переживает качественный подъем - появляются общие проекты в энергетической и банковской сфере, ширится политическое взаимодействие по решению геополитических вопросов, получают развитие культурные и образовательные проекты. Социально-экономические проблемы, присутствующие в странах региона несколько тормозят развитие этих отношений, а также несколько снижают инвестиционную привлекательность стран Латинской Америки в глазах потенциальных российских инвесторов.

Объектом дипломной работы для нас выступят социально-экономические проблемы стран Латиноамериканского региона, которые имеют место быть на современном этапе их развития, а предметом политика правительства государств Латинской Америки по решению этих проблем.

Хронологические рамки дипломной работы ограничены периодом начала XXI века и в основном включают в себя 2000-2010 гг.

Целью дипломной работы является исследование социально-экономических проблем стран Латинской Америки.

Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:

- изучить социально-экономическое развитие стран Латинской Америки на современном этапе их развития, через сравнение основных социально-экономических показателей их развития, а также через краткий обзор их экономической и политической истории;

Выявить наиболее значимые социально-экономические проблемы современной Латинской Америки, через изучение основных составляющих экономических проблем, а также через выявление причин, сущности и последствий проблем социальных;

Рассмотреть национальную политику государств Латинской Америки (на примере Гаити, Бразилии, Венесуэлы, Аргентины и Чили) в сфере социально-экономического управления: провести анализ государственных программ руководящих кругов и партий указанных стран и выявить основные перспективы социально-экономического развития Латинской Америки в условиях глобализации мировой экономики;

Поставленные цели и задачи, сформировали структуру дипломной работы, которая состоит из введения, трех глав (по два параграфа в каждой), заключения и списка используемой литературы.

Для решения цели и задач работы мы пользовались определенными источниками и специальной литературой.

Основные источники, привлекаемые нами это официальные данные различных международных аналитических агентств, а также общедоступные цифры, характеризующие социально-экономическое развитие отдельных государств.

В работе мы пользовались монографиями таких авторов как А. В. Бобровникова, Л.Л. Клочковского, а также статьями и исследованиями В.А. Краасильщикова, Б. Мартынова, А. Моисеева, В. Сударева, Г Терещенко и некоторых других.

Глава I. Социально-экономическое развитие стран Латинской Америки

1. Основные социально-экономические показатели стран Латинской Америки

Итак, наше понимание специфики современных социально-экономических проблем стран Латинской Америки будет не полным, без изучения специфики латиноамериканского региона, и его роли в современной мировой экономике и политике.

Дадим краткую характеристику Латиноамериканскому региону. Термин Латинская Америка первоначально обозначал те части Американского континента, которые были колонизированы и заселены выходцами из стран Пиренейского (Иберийского) полуострова Испании и Португалии. Испанией и Португалией в XV-XVI веках колонизировали более 90% территории современной Латинской Америки, оставшиеся части были распределены между Англией, Францией и Нидерландами.

Большинство крупных государств региона получили независимость от европейских метрополий (Португалии и Испании) в XIX веке, подавляющее большинство остальных в веке XX. В настоящее время в регионе насчитывается около 30 государств.

Определить количество точнее, не представляется возможным из-за разницы подходов к определению Латинская Америка. Так, ряд исследователей относят к ней только испано-португалоязычные страны, а бывшие или настоящие колониальные владения Англии, Франции и Нидерланд в число территорий региона не относят.

В то же время ООН, группирует страны региона по чисто географическому принципу Северная Америка и Южная Америка. Таким образом, Латинская Америка это более культурный, чем географический термин. В настоящее время, к Латинской Америке относят ряд государств и территорий Южной и Центральной Америки (см. табл. № 1.).

Таблица № 1.

Государства и территории Латинской Америки

Независимые государстваЗависимые территории (с указанием принадлежности) АргентинаМексикаГваделупа (Франция)БелизНикарагуаМартиника (Франция)БоливияПанамаФранцузская Гвиана (Франция)БразилияПарагвайПуэрто-Рико (США) ВенесуэлаПеруФолклендские острова (Британия)ГватемалаСальвадорАруба (Нидерланды)ГаитиТринидад и ТобагоНидерландские Антильские острова

(Нидерланды)ГондурасУругвайКаймановы острова (Британия)Доминиканская республикаЧилиЮжная Георгия и Южные Сандвичевы острова (Британия) КолумбияЭквадорМонтсеррат (Британия) Коста-РикаЯмайкаКубаСуринамГайана