Традиционное чаепитие в россии. Традиции русского чаепития Азербайджан: чай за дружеской беседой

  • 29.10.2023

15 декабря весь мир отмечает Международный день чая. В России чай давно стал традиционным и любимым напитком. "За самоваром" решались дела и вершились судьбы. "Чаемания" сегодня снова в тренде, самое время вспомнить о русских чайных традициях.

Шесть тысяч верблюдов чая в год

Чай к нам впервые завезли китайцы в 1462 г. Иван III отнёсся к нему с презрением. То же произошло, когда в 1638 г. посол Василий Старков привёз в Москву четыре пуда чайного листа в подарок царю Михаилу Фёдоровичу от Алтын-хана. А вот царское окружение, очевидно, втихаря оценило живительный напиток. Когда в 1665-м царь Алексей Михайлович маялся «болями в животе», ему подали чайку, он исцелился и приказал регулярно закупать чай в Китае.

При Екатерине II русские потребляли уже ежегодно гору чая - «шесть тысяч нагруженных верблюдов». Чай стал теснить традиционные напитки: медовуху, клюквенные и брусничные морсы, квас, спрос на него рос, его повезли в Россию морским путём до Одессы из Индии и с Цейлона, а затем - с 1880 г. по открывшейся Транссибирской железнодорожной магистрали. Москвичи уважали «Жемчужный отборный» и «Императорский лянсин», белый чай «Серебряные иголки», жёлтый «Юнфачо с цветами». В Петербурге более популярны были ароматные «цветочные чаи» с большим количеством «типсов».

Чаепитие как образ жизни

Русская чайная традиция подразделяется на дворянскую, купеческо-помещичью, мещанскую, общепитовскую и простонародную. Дворяне-аристократы копировали английский способ пития, мещане - чиновники, служащие, лавочники, разночинцы пытались подражать им, искажая и опрощая процедуру. Кстати, именно благодаря чайным посиделкам мещан сформировался как музыкальный жанр романс. За чаепитием совершались сделки, мирились враги, договаривались о помолвках, приданом, решали судьбы и просто приятно общались - чай стал неотъемлемой частью русской жизни.

Антично-китайский самовар

Самовар тоже был когда-то иностранцем. Похожие приборы известны были иранцам, китайцам и японцам с древности («хо-го», «цибати»). Остатки медного самовара булгарского производства археологи нашли в развалинах поволжского средневекового города (Бельджамен, ныне Дубовка). Что-то подобное существовало в Древнем Риме: высокий сосуд с двумя ёмкостями (аутепса) - одна для угля, другая для жидкости. Через специальное боковое отверстие в него закладывался раскалённый уголь, жидкость наливалась и выливалась при помощи черпака - крана у аутепса не было. В жару вместо угля сосуд наполнялся льдом, и жидкость охлаждалась.

На Русь первый самовар привёз из Голландии Пётр I. Наши мастера усовершенствовали его. Фабрика Василия Ломова, открывшаяся в Туле в 1812 г., стала столь знаменитой качеством создаваемых на ней самоваров, что была удостоена царской милости носить государственный российский герб. На нижегородских ярмарках по большой цене шли самовары мастеров Баташовых и Ломовых, Тейле, Ваныкиных, Воронцовых, Шемариных с фирменным клеймом. Мастера самоварного дела демонстрировали не только умение владеть металлом, но и высокий художественный вкус, богатую фантазию. Создавались самовары самой различной формы и дизайна, небольшие, среднего размера и гигантские - для трактиров и больших семей. Самовары были жаровыми (угольными, дровяными). В конце XIX-начале XX вв. появились новые типы: «Паричко», медные с трубой сбоку (самовар Черниковых), и керосиновые. При советской власти обрели популярность электрические - прообраз современного электрочайника. Но чай народ по-прежнему пил из чайников, а электрические блестящие красавчики стояли в сервантах, прикрытые нарядными салфетками.
Так самовар «обрусел» настолько, что поэт Вознесенский утверждал: русская душа «имеет форму самовара».

«Любо надуться чаю из блюдца!»

Чай наливали в широкое блюдце, чтобы он быстрее остыл, и прихлёбывали. Так делали извозчики, купчихи и прислуга советской интеллигенции в советских же фильмах. В высшем российском обществе это всегда считалось вульгарным. Простонародье и купечество сахар в чай не клало, а грызло его «вприкуску». Так вкуснее да меньше уходит: ведь тогда было принято пить по шесть-десять чашек подряд - экономия-с... По народной традиции XVIII-XIX вв. перевёрнутый вверх дном стакан или поставленная на блюдце чашка означали - всё, баста, больше не влезет! В высшем обществе, начиная чаепитие, размешивали сахар в чашке и клали ложку на блюдце. А чтобы показать хозяевам, что больше не желает чая, гость возвращал ложку в пустую чашку.

От «Солитера» до «Мадонны»

Чайный сервиз - предмет бытового культа хозяюшек всего мира.

В XVIII веке англичане украли у китайцев секрет производства фарфора и Европа стала делать свою посуду. Сначала фарфор был так дорог, что не всякий даже аристократ мог себе его позволить, но скоро подешевел и стал доступен. Производили чайную и другую посуду и у нас на Императорском фарфоровом заводе, основанном в 1744 г. в Петербурге указом Елизаветы Петровны. При Екатерине II завод стал изготавливать изысканные фамильные чайные сервизы, не уступавшие саксонскому фарфору. Получив в 1925 г. имя М. В. Ломоносова, завод по сей день остается флагманом российского фарфора. Марка «ЛФЗ» приобрела широкую известность, особенно после внедрения специалистами завода особенной технологии изготовления костяного фарфора: тонкостенного, почти воздушного, прозрачного, звонкого. Посуду для чая делали в Дулёве, Вербилках, Гжели и др. Широкая российская публика в купеческих, крестьянских домах и трактирах пила чай из фаянсовой посуды.
С начала создания и по сей день пользуются спросом чайные сервизы «Тет-а-тет» на двоих и «Солитер» для одного человека, но бывают и наборы на 50 или даже 100 персон.
В России чайные сервизы передаются из поколения в поколение. «Мадонну» из ГДР или чешскую «Розу», которые привозили из загранпоездок советские мидовские и внешторговские счастливцы, можно найти ещё во многих домах наших соотечественников.

Баба на чайник и не жалейте заварки

Наиболее русским способом заварки считается такой: вода нагревается в самоваре, чай заваривают в большом чайнике, который ставят на верхнюю часть самовара и накрывают особой грелкой (в виде бабы в пышных юбках). Но сегодня самовары заменили электрочайники. Чай просто заваривают покрепче в заварном чайнике («баба» и тут сгодится) или в поршневом (гениальное изобретение человечества, упразднившее разного рода ситечки), заварку разливают по чашкам, а затем добавляют горячую воду и, кто хочет, сахар. Для русского чаепития принято использовать чёрный цейлонский, индийский, китайский чай, сегодня отлично себя зарекомендовал кенийский.
Чайная закуска - мёд, варенье, пироги с разнообразной начинкой, пряники, калачи, бублики. В чай часто добавляют крепкие настойки и бальзамы. Чаепития хорошо подкрепляют в пост: чашек семь с пирожками навернёшь - и сыт!

Чайная церемония – это процесс приготовления чайного напитка и его употребление, сделанное ритуалом. Это не просто заваривание и чаепитие – это своего рода медитация, наслаждение каждым мигом времени, поиск внутренней гармонии, знакомство с ароматом и вкусом чая.

Вопреки распространенному мнению, популярны не только в и . Культура чаепития существовала еще в старинной Англии и на Руси, а также других странах. Каждая из этих стран привнесла в процесс заварки и чаепития что-то такое, чего нет у других народов. И у каждой страны церемония по-своему интересна.

Процесс чаепития на Руси

В России появился лишь в XVII веке, и долгое время его применяли исключительно в качестве целебного средства. Развиваться чайная культура начала в конце XVIII века – благодаря созданию железных дорог. Еще более мощный толчок чайные традиции получили после изобретения братьями Лисицыными самовара – традиционного русского инструмента для чаепития.

Активно стали открываться чайные заведения, сухая заварка значительно подешевела и стала продаваться на ярмарках. постепенно «пробрался» и в обычные дома. В это время и родились правила чайного этикета, а вместе с ними и традиционное русское приглашение «на чай».

Русская носит название «Купеческой» и для нее используются:

  • крепкий настой чая в заварочном чайнике;
  • самовар с горячей водой;
  • традиционная русская посуда: чашки, блюдца, подстаканники, «пирожковые» тарелочки и десертные ложечки;
  • кусковой сахар;
  • сдобные изделия: баранки, пироги, ватрушки, булки и т.д.;
  • прочие сладости: варенье, мед.

Это важно! Пить чай нужно было горячим, переливая малыми порциями в блюдца. Блюдечко полагалось брать одной рукой, и втягивать чай губами. Этот процесс сопровождался характерным звуком, и считалось, что чем он громче, тем больше наслаждения человек получал от чайной церемонии. Сахар не добавляли в напиток, как сейчас, а ели вместе с напитком.

Купцы в Москве и Петербурге проводили церемонии с особенным размахом. Чаепитие могло длиться до нескольких часов, и на него приглашались гости. По традиции, по окончании чаепития было принято переворачивать чашку вверх дном и класть на нее оставшийся сахар. Это означало, что человек напился и получил удовольствие от церемонии.

Традиции Англии

Английская чайная церемония берет свое начало из знаменитой традиции послеобеденного чая и преимущественно проводится в вечернее время. Несмотря на то, что современный быстрый ритм жизни трансформировал или стер вовсе многие правила чаепития, в некоторых семьях и заведениях чайная церемония все же осталась.

Англичане – строгая нация, и предпочитает эстетику во всем, в том числе и во время чаепития. Для проведения церемонии понадобится:

  • скатерть;
  • салфетки;
  • чайник;
  • вазочка с живыми цветами;
  • столовые приборы: вилка, нож, десертные ложечки;
  • чашки;
  • молочник со сливками или молоком;
  • ситечко;
  • выпечка;
  • рафинад.

Скатерть и салфетки обязательно должны гармонировать между собой, а цвет их – быть светлым. В идеале – белым. Посуда строго принадлежит одному сервизу. Признаком достатка считаются фарфоровые сервизы. Оттенки посуды предпочтительны от до синего.

Это важно! Заваривается напиток с таким расчетом, что в разлитый чай горячая вода добавляться не будет. Поэтому в чайник кладется чайная ложечка заварки из расчета на одного человека.

Если чайник большого размера, дополнительно желательно прибавить еще одну ложечку заварки. Настаивают напиток традиционно 3-4 минуты, а после разливают в чашечки. В чайник снова добавляется кипяток, чтобы напиток заваривался. А сам чайник накрывается специальным чехлом, чтобы не остыл. Больше 2-3 раз обычно чай из одной заварки не приготовляют – напиток теряет свой вкус и аромат.

К чаю в Англии подают выпечку: джем, тикейк – булочка с изюмом, вафли, имбирный торт, пирожные. Разумеется, при желании провести английское чаепитие необязательно готовить эти десерты – они несколько непривычны для российских любителей чая. Но несложный торт станет отличным дополнением к чайной церемонии.

Как пьют чай в Корее

В разных странах чайные церемонии проходят по-разному, но объединяет их одно –любовь к чаю и спокойная обстановка во время этого процесса. Процесс употребления чая в Корее не просто ритуал – это религиозное действо. В Корее чай появился благодаря монахам, поэтому чай здесь тесно связан с Буддой.

Для чаепития понадобится:

  • чайник;
  • емкость для заварки;
  • чашка большого размера;
  • чашка с клювиком;
  • низкий столик;
  • столовые приборы: блюдечки из дерева, ложки;
  • чашки;
  • салфетки.

Пить напиток у корейцев принято на коврике, восседая за низким столиком. Сидят обычно на коленках, с упором на пятки. До начала чаепития посуду принято накрывать салфетками. Традиционное расположение гостей – лицом к восходу солнца, на запад, хозяин или тот, кто проводит церемонию, садится лицом на восток.

Азербайджан: чай за дружеской беседой

Ни одно значимое событие в Азербайджане не обходится без чая. Этот напиток стал обязательным не только в обычные дни, но и праздничные.

Для чайной церемонии понадобится специальный стакан – «армуды», т.е. «грушевидный». Чтобы понять, почему эта посуда так называется, достаточно посмотреть на фото– необычная форма стакана действительно напоминает грушу. Армуды не только удобно держать в руках, но и напиток в нем остывает гораздо медленнее.

В качестве закуски к чаюподаются любимые азербайджанские лакомства:

  • кусковый сахар;
  • леденцовый сахар с грецкими орешками;
  • рахат-лукум;
  • пахлава;
  • орехи.

С традицией чайных церемоний тесно связаны специальные заведения – чайханы. Если в других странах Азии в чайхане подают не только чай, но и еду, то в Азербайджане принято употреблять только чай со сладостями. В заведения такого рода ходят только мужчины. За стаканом чая здесь обсуждаются различные события и дела, ведутся дружеские разговоры, вспоминают былые времена и примиряются повздорившие.

Чайные традиции Таиланда

В Таиланде чай почитают не меньше, чем в других странах. Здесь имеются свои правила и обычаи, связанные с чаепитием. Напиток обязательно пить в умиротворяющей обстановке – этого добиваются гармоничным спокойным оформлением интерьера.

Заварочный чайник – гавань – это семейная реликвия. Его передают из поколения в поколения, бережно относясь и оберегая от повреждений и пыли. Интересный процесс заваривания напитка и подготовку к его употреблению можно посмотреть на видео .

В Таиланде имеется особенный вид чая – синий. Его нередко употребляют во время таких церемоний. Но с точки зрения науки, это не вовсе не чай – для приготовления напитка используют растение Клиторию тройчатую. Но таиландцы очень ценят и уважают этот напиток, часто заменяя им чай. Пьется чай в Таиланде не только горячим – очень популярен холодный напиток, особенно в теплое время года. В качестве добавки применяется тростниковый сахар.

Чайная церемония в домашних условиях

Если вам захочется на несколько часов погрузиться в чайную культуру одной из тех стран, где любят этот напиток, стоит задуматься о том, как провести дома . Это отличное средство для медитации, расслабления и просто отдыха в компании друзей и любимых.

У каждой из стран имеются свои особенности в проведении чаепития, поэтому со всеми правилами и тонкостями придется ознакомиться предварительно.

Первое, что понадобится, это посуда. Для поклонников посуды. Такие комплекты продаются в интернет-магазинах и специальных отделах. Но если чаепитие планируется на один раз, лучше обойтись тем, что есть дома. Какие предметы понадобятся, можно посмотреть в списке посуды, используемой при церемониях в каждой из стран.

Еще один важный компонент чаепития – окружающая обстановка. Для полного погружения создается тематическое оформление места, где будет проходить мероприятие, а также подбирается одежда. Приглашать гостей или насладиться чаем самостоятельно – дело выбора каждого.

– достояние тех стран, которые сумели создать эти традиции, сделать их постоянными и не утратить за прошедшие столетия. И необязательно быть представителем той страны, церемонию которой хотелось бы провести. Всего на один день можно перевоплотиться в или англичанина, и испробовать все тонкости таинства приготовления чая и его употребления в любой из стран.

Из этой статьи вы узнаете, почему чай так полюбили русские люди, когда и с чем пили чай, русские традиции чаепития. И увидите, насколько плотно чай влился в традиционную русскую культуру, хотя распространился он только в конце ХIХ в.

Чаепитие - застолье с чаем. Трапеза за чайным столом была одним из необходимых компонентов праздничного препровождения времени. Чай в праздники пили в интеллигентных городских семьях, в купеческих домах, в избах крестьян.

Когда чай завезли в Россию?

Впервые он был испробован русскими людьми в 1638 году, когда из Монголии в подарок царю Федору Михайловичу было прислано четыре пуда чайного листа с инструкцией по заварке. Напиток понравился и чайные дары монгольских и китайских правителей стали приниматься с большим удовольствием, а с 1679 года, т.е. после заключения договора с Китаем о поставка в Россию чая, его питье стало модным среди высшей знати, дворян, богатых купцов.

Почему чай получил широкое распространение только в последней трети ХIХ в.?

Вплоть до конца ХVIII в. его пили преимущественно мужчины. Женщины отказывались пить чай, считая его слишком крепким и горьким напитком. В те годы он заваривался иначе, чем сейчас: на одну средних размеров чашку приходилось около 50 гр. чайного листа. Чайный лист закладывался в медный чайник и там разваривался.

Для людей среднего достатка, а тем более крестьян чай был недоступен из-за своей дороговизны. Высокая стоимость чайного листа была обусловлена большими расходами по его транспортировке из Китая в Россию. Он поступал в Петербург и Москву сухопутным путем через Монголию, Сибирь, Урал, Север Европейской России.

Со второй половины ХIХ в. чаепития стали устраиваться и в домах небогатых горожан, т.к. чайный лист значительно подешевел в связи с его перевозкой морским путем из Кантона в Одессу.

Наибольшее же распространение этот напиток получил в России в последней трети ХIХ в., особенно после строительства Сибирской железной магистрали, значительно удешевившей транспортировку чая. С этого времени чаепития у самовара стали рассматриваться как элемент национального бытового уклада: «Вся Русь «от финских хладных скал до пламенной Колхиды», все от мала до велика, миллионер и поденщик, великорус и сын юга, белорус и калмык, пьют чай, кто ординарный, кто кирпичный с солью, маслом и молоком, кто душистый ма-б-кон, кто букетный лян-син, иные даже диковинный жемчужный или златовидный ханский» (Кокорев И.Т. 1986.С. 445).

Когда русские люди пили чай?


Русские люди пили чай как в праздничной, так и будничной обстановке, в домашних условиях, в чайных, трактирах, в дороге на постоялых дворах. Его пили после бани, » с холоду», «с устатку», «с дороги»: «Пьет его подмосковный крестьянин, с радости, что выгодно сбыл два воза дров, и пьет «до седьмого яруса пота»; пьет в складчину артель мастеровых, которых узнаете по немилосердному истреблению табаку: чаем запивает магарыч компания ямщиков; чаем подкрепляет свои силы усталый пешеход» (Кокорев И.Т. 1986. С. 448). Чай, считалось, веселил человека в грустную минуту, успокаивал после бурных событий жизни, утешал в беде: «Чашка за чашкой, и вот мало-помалу во всем существе, по всем жилкам и суставчикам, разливается неизъяснимое самодовольствие; тепло становится жить на свете, легче и веселее на сердце; ни забота, ни печаль не смеют подступиться к тебе в эти блаженные минуты» (Кокарев И.Т. 1986. С. 492).

Где чай был особенно популярен, а где его считали «поганым зельем»?

Особенной популярностью этот напиток пользовался в городах, прежде всего в Москве, Ярославле, Владимире, Суздале, Архангельске, Вологде: «Кто знает Москву не понаслышке, не по беглой наглядке, тот согласится, что чай - пятая стихия ее жителей и что, не будь этой земной амврозии, в быте москвичей произошел бы коренной переворот! Хлебосольное гостеприимство, эта прадедовская добродетель, неизменно хранимая нами, рушилась бы в конец» (Кокорев И.Т. 1986.С. 445). В деревнях он был распространен не столь широко, как в городах. Чай пили, в основном, только крестьяне северных, северо-западных и центральных губерний Европейской России, а также Сибири. Кроме того в России были и люди, считавшие чай «поганым зельем», а чаепитие - отступлением от истиной христианской веры. Среди старообрядцев было даже распространено мнение, что человек, пьющий чай, не войдет после смерти в царствие небесное.

Правила чаяпития

Чай в России, вероятно, с начала ХIХ в. пили, используя для кипячения воды самовар, а для заварки - фарфоровый или фаянсовый чайник. В самоваре вода находилась всегда в кипящем состоянии благодаря специальной жаровне с горячими углями, располагавшейся внутри него. Заварочный чайник ставился сверху самовара на самоварную конфорку, что предохраняло заварку от остывания во время долгого чаепития. Русские люди любили пить чай очень горячим, когда: «он проникает во все поры тела и понемногу погружает нервы в сладостное онемение» (Кокорев И.Т. 1986.С. 447).

По обычаю чай полагалось разливать хозяйке дома или старшей дочери. В чашки наливалась крепкая заварка, разбавлявшаяся кипятком из самовара. Количество заварки определялось гостем, которому предназначалась чашка. На носике заварочного чайника всегда висело ситечко, предохранявшее от попадания в чашку чаинок. В крестьянских семьях чашка наполнялась чаем с краями, чтобы «жизнь была полная», и чтобы гости не вздумали положить в чай сахар. В дворянских и купеческих домах, где к чаю подавались сливки и много сахара, чашку принято было заполнять не полностью. Обычно русские пили чай из блюдечка, придерживая его в поднятых вверх и слегка раздвинутых пальцах правой руки. Это было обусловлено привычкой пить чай из самовара, где вода всегда держалась на уровне кипения. Перелитый из чашки в блюдце чай был менее обжигающим.

С чем пили чай?

Чай пили с сахаром, вареньем, медом. В городских семьях сахар подавался на стол колотым или пиленым. Хозяева и гости пили чай в накладку, опуская кусочки сахара в чашку или в прикуску, раскалывая его на мелкие кусочки щипчиками. Купцы, крестьяне старались покупать сахар головками, т.е. в виде конусов разных размеров. Стоящая на столе головка сахара наглядно демонстрировала пришедшим гостям достаток и благополучие дома. Колол сахар обычно мужчина. Он брал головку левой рукой за ее верхнюю часть, а правой рукой с зажатым в нее тупым ножом ударял по свободному концу. Головка разваливалась на две части, которые потом раскалывались с помощью сахарных щипчиков. Крошки от сахара ссыпали в блюдечко.

Чай с сахаром крестьяне пили всегда в прикуску, питье в накладку считалось большим расточительством. Гостя полагалось потчевать чаем, убеждая его выпить еще одну чашечку и еще одну, оказать тем самым честь и уважение хозяевам. При каждой новой просьбе чая чашку полагалось ополаскивать кипятком, чтобы напиток, налитый в нее сразу не остывал. Известный исследователь середины ХIХ в. А.В. Терещенко очень ярко описал деревенское чаепитие: «На севере России чай заменяет приятное препровождение времени: там, сидя за чаем, разговаривают и пьют в прикуску с таким искусством, что небольшой кусочек сахара достаёт для полдюжины стаканов. С мужика льёт пот градом, он пьёт не переводя духу; оботрётся полой и снова за чашечку» (Терещенко А.В.1848. С.). Знаком для хозяйки, что гость закончил чаепитие являлась чашка, перевернутая вверх дном или поставленная боком на блюдце.

В какие дни пили чай?

Чаепитие в деревнях долгое время считалось уделом только праздничных дней. Для будней этот напиток считался дорогим удовольствием: «Где нам дуракам в будни чай пить», - говорили русские крестьяне. Пить чай садились к концу пиршеству, когда гости уже устали от еды, хмельных напитков, шума, веселья, пения и плясок. Совместное питье чая успокаивало разгулявшихся мужчин и женщин, придавало своего рода благопристойность пиршеству, снимало напряжение праздника. Однако со временем, когда чай подешевел, он стал употребляться и в будние дни.

В купеческих домах чай могли пить в любое время дня: самовар постоянно кипел, приглашая к столу всех желающих. В интеллигентных обеспеченных семьях, в барских усадьбах чай подавался каждый день утром и вечером. А.С. Пушкин в «Евгении Онегине» описывает чаепитие в помещичьем доме так:
«Смеркалось; на столе, блистая,
Шипел вечерний самовар,
Китайский чайник нагревая;
Под ним клубился легкий пар.
Разлитый Ольгиной рукою,
По чашкам темною струею
Уже душистый чай бежал,
И сливки мальчик подавал».

Повсеместная любовь к чаю

Чаепития проводились и в чайных, трактирах, которых было по словам И.Т. Кокорева, » не меньше, чем в Японии чайных домов» (Кокорев И.Т. 1986.С.446). Эти общественные заведения были местами отдыха для одиноких и бедных людей, там заключались торговые сделки, туда заходил поразвлечься и выпить чайку крестьянин, приехавший в город по делам. Сельские трактиры и чайные были полны народу во время ярмарок. В русской литературе сохранилось множество описаний трактирных чаепитий: «Войдемте в знаменитый Троицкий или в не менее славный Московский (трактир - И.Ш.). Ловкая прислуга, все чистые ярославцы, мигом снимет с нас шубы, учтиво укажет, где удобнее сесть, если мы, среди множества гостей, затруднимся выбором места, расстелет салфетку на красной ярославской скатерти, покрывающей стол, и произнесет обычное: «Что прикажете?» - Разумеется чаю. Полюбуемся ловкостью, с которой половой несет в одной руке поднос, уставленный посудою, а в другой два чайника… Везде слышите почти исключительное требование чаю, звон чашек; видите как взад и вперед снует народ, как одни посетители сменяются другими, жаждущими, подобно им, чаепития, и как половые едва успевают удовлетворять их требованиям: словом, здесь без чаю «нет спасенья» (Кокорев И.Т. 1986.С. 448).

Что для русских людей значили традиции чаепития?

Русские люди считали, что совместное чаепитие поддерживает любовь и дружбу между членами семьи, скрепляет родственные и дружеские связи, а самовар, кипящий на столе, создает атмосферу уюта, благополучия и счастья: «вот и самовар заводит обычную свою песню на разные голоса. То затянет ее дребезжащим голоском подгулявшего старика, то хватит пронзительного дисканта, то возьмет мягкого тенора, из него возвысится до громкого basso - cantante и вдруг спустится в певучее mezzo-soprano, замолкнет на минуту, как-будто раздумывая о чем-то, и зальется опять звонкой песней, то радостой, то заунывной. Какой же смысл таится в ней?» (Кокорев И.Т. 1986.С. 493).

По материалам Российского этнографического музея

История

Легенды

Источники XVIII-XIX веков нередко приписывали «введение» чая на Руси Петру I (наряду с множеством других нововведений, приписанных царю, а в действительности появившихся, зачастую, задолго до его рождения, в число которых входит и ввоз самовара из Голландии, и питьё кофе, и бритьё бород, и «иноземное» платье, и войско «нового образца»). В действительности же русские узнали о существовании чая и начали пить его задолго до воцарения Петра.

В российских работах, посвящённых чаю и его истории, широко распространена версия, изложенная в книге «Чай» В. Похлёбкина , согласно которой впервые в России узнали о чае в 1567 году , когда побывавшие в Китае казачьи атаманы Петров и Ялышев описали обычай употребления в Китае, Юго-Восточной Сибири и Средней Азии ранее неизвестного на Руси напитка. Версия происходит из рукописи, изданной в XIX веке известным собирателем древних документов И. Сахаровым в «Сказаниях русского народа», однако современные историки в большинстве считают эту рукопись поддельной, а само «посольство Петрова и Ялышева» - вымышленным.

Документально подтверждённое появление чая в России

Первые достоверно документированные контакты России с Китаем относится к началу XVII века: экспедиции 1608 и 1615 годах были неудачны, и лишь в 1618 году отряд казака Ивана Петелина добрался до Китая. Именно описание его путешествия легло в основу рукописи, рассказывающей о посольстве Петрова и Ялышева, так что, по-видимому, именно в эти годы в Московии узнали о чае.

Употребление чая на Руси началось в первой половине XVII века, но точная дата этого события также имеет варианты. Существует версия, что уже в 1618 году царь Михаил Федорович Романов получил в подарок от китайских послов несколько ящиков чая. Достоверно известно, что в 1638 году четыре пуда чая вручил московскому послу Василию Старкову для царя Михаила Фёдоровича монгольский Алтан-хан Кучкун в ответ на дары, привезенные русскими послами .

Само слово «чай» на русском языке впервые встречается в медицинских текстах середины XVII века, например, в «Материалах для истории медицины в России»: «травы чаю; цвета рамонова (?) - по 3 горсти» (выпуск 2, № 365, 1665 год, 291), «вареное чаге (вероятно, чаje или тоже самое, но через греческую „гамму“) листу хинского (опечатка: ханского)» (выпуск 3, № 1055, 1665 год, 788) . Название было, по всей видимости, заимствовано непосредственно из китайского языка, в котором (на кантонском диалекте) слова «ча» и «чаэ» обозначают, соответственно, «чай-напиток» и «чай-лист») .

Импорт чая постоянно рос, фактически, удваиваясь каждые 20 лет (с 1800 по 1850 годы он вырос с 75000 пуд/год до 360000 пуд/год). В 1840-1850 годах ввоз чая составлял до 95 % всего китайского импорта в Россию и оценивался в 5-6 миллионов рублей в год (для сравнения - в этот же период весь экспорт российского зерна давал 17 миллионов рублей в год). Торговля чаем велась исключительно на меновой основе, в обмен на чай русские купцы поставляли в Китай ткани, выделанные кожи, меха, изделия металлургии.

Развитие потребления чая способствовало подъёму тех отраслей промышленности, которые были прямо или косвенно связаны с чайной торговлей. Так, в Туле широко развилось производство самоваров : если во второй половине XVII века самовары производились практически поштучно, то к 1850-му году в Туле действовало 28 самоварных фабрик, общий выпуск самоваров достигал 120000 в год. Получил известность в XIX веке и русский фарфор - первоначально чайную посуду, по инициативе Екатерины II, стали выпускать небольшими партиями на Императорском фарфоровом заводе , впоследствии этим занялись многочисленные частные фирмы. Во второй половине XIX века основным производителем «массового» чайного фарфора стало Товарищество производства фарфоровых и фаянсовых изделий М. С. Кузнецова , в которое вошли многие ранее самостоятельные фарфоровые и фаянсовые фабрики России. В начале XX века каталоги фарфоровых заводов содержали сотни видов чайных пар, сервизов и отдельных предметов сервировки чайного стола, любых форм, размеров и расцветок, на любой вкус.

Сухопутная транспортировка (исключительно гужевым транспортом) была причиной дороговизны чая в России. От китайской границы до Москвы чайные обозы проходили около 11000 км, на что требовалось до полугода. К цене чая, помимо пошлины в 80-120 % от покупной цены, взимаемой царским правительством, добавлялись расходы на перевозку, прокорм возчиков и охрану, в результате для потребителя чай в России стоил, в сопоставимых ценах, в 10-12 раз дороже, чем в Германии и Англии. Ситуация коренным образом изменилась лишь во второй половине XIX века, когда сначала в 1862 году начался ввоз в Россию доставляемого морским путём кантонского чая, а с 1880-х годов начали функционировать Самаро-Уфимская и Екатеринбургско-Тюменская железные дороги, резко сократившие время и стоимость сухопутной доставки чая. В эти же годы начались поставки чая в Россию из Индии и Цейлона - этот чай доставлялся морем в Одессу и оттуда развозился по стране. Цена чая резко упала и он стал ежедневным массовым напитком. В 1886 году чай был введён в состав армейского пищевого довольствия, а с середины 1890-х годов начал фигурировать в трудовых договорах как одна из частей заработной платы (выплачиваемой «деньгами, харчами и чаем») .

«Чаепитие в Мытищах, близ Москвы», В. Г. Перов, 1862 год

Употребление чая на территории России постоянно росло. К XIX веку его пили уже все сословия. В 1830-1840 годах российская статистика отметила: в тех районах, где росло потребление чая, падало потребление крепких спиртных напитков. Структура чайного импорта России в течение XIX века претерпела существенные изменения. В целом Россия всегда потребляла больше чёрного чая, чем зелёного, но до начала XIX века высококачественный зелёный чай составлял заметную долю в чайном импорте. В Россию попадали также очень редкие китайские чаи, например, жёлтый китайский «императорский» чай, который китайцы продавали только русским и только за меха. В числе чёрных чаёв ввозились как ординарные сорта, так и дорогие «цветочные» (типсовые) чаи. Значительную долю импорта составлял кирпичный чай, по массе его ввозилось практически столько же, сколько чёрного. Однако по мере роста абсолютного объёма чайного импорта в XIX веке ввоз зелёного чая быстро падал, как в абсолютном, так и в относительном выражении. Так, если в 1810 году было ввезено 12000 пудов зелёного чая, что составляло 1/6 от всего объёма импорта, то в 1850 - только 500 пудов, то есть не более 1/750 от объёма всего (выросшего за тот же период в 4,8 раза) импорта. После вышеописанных изменений в поставках чая в 1860-х - 1880-х годах разница в цене качественного зелёного и чёрного чаёв достигла 6-10 раз, что привело к почти полному прекращению импорта зелёного чая.

Дворянство могло позволить себе высшие сорта китайского чая, дорогие и редкие, либо завезённый из Европы ароматизированный чай. Купечество предпочитало не столь дорогие, но дающие тёмный настой чаи, которые пили в большом количестве, заваривая слабее, чем в дворянской среде. Простой народ пил наиболее дешёвый и низкосортный чай. К концу XIX века в России впервые появился фальсифицированный чай , который употреблялся, в основном беднейшими слоями населения, а также попадал в различные заведения общественного питания низкого уровня, вроде станционных буфетов.

На чашках завода Ситегина в 60-е годы девятнадцатого века можно встретить надписи: «Кяхтенский чай и муромский калач - завтракает богач».

До середины XIX века распространение чая в России было географически чрезвычайно неравномерным: пили его в основном в городах, на территории Европейской России и Сибири. В то же время на Украине, в Среднем Поволжье, на Дону, равно как и в Белоруссии, чай был практически неизвестен. До конца XVIII века розничная продажа чая была развёрнута только в Москве (оптовая торговля велась также на Ирбитской и Макарьевской ярмарках в Нижнем Новгороде). Даже в Петербурге до середины XIX века существовал всего один чайный магазин на весь город, в то время как в Москве в 1847 году количество специализированных чайных магазинов уже превышало сотню, а чайных и прочих заведений общепита, где подавали готовый чай, было более трёхсот. В первой половине XIX века до 60 % и более всего ввозимого в Российскую Империю чая потребляла Москва, остальное развозилось по городам и усадьбам Центральной России.

Во второй половине XIX века район распространения чая стал быстро увеличиваться: чайная торговля открылась в Одессе, Полтаве, Харькове, Ростове, Оренбурге, Самаре, Уральске, Астрахани. А к началу XX века Россия стала лидером по абсолютному потреблению чая в мире (исключая Китай, по которому нет достоверных сведений о собственном потреблении чая в это время). Общий оборот российской чайной торговли перед Первой мировой войной достигал нескольких сотен миллионов рублей в год, чайные склады и магазины имелись практически во всех крупных городах страны, ввоз чая в первые годы XX века достиг 57 тысяч тонн в год и продолжал расти.

Выращивание чая в Российской Империи

На чаеразвесочной фабрике под Батуми. Начало XX века. Фото Прокудина-Горского

На территории России (как Российской Империи, так и СССР, РСФСР и нынешней России) чайный куст в естественном виде не растёт и мест, пригодных для его выращивания, совсем немного. Тем не менее, уже с XVIII века существовали планы по выращиванию «русского чая», стимулируемые, с одной стороны, постоянно растущим потреблением чая в стране, с другой - дороговизной импортируемого китайского чая. В 1792 году была опубликована статья некоего Г. Ф. Сиверса, в которой предлагалось закупить чайные кусты в Японии и создать плантации в районе Кизляра , бывшем на тот момент самой южной точкой Российской Империи. Впрочем, дальше планов и теоретических выкладок дело тогда не пошло.

Первый документально зафиксированный случай выращивания чайного куста в России - 1817 год, когда чайное растение было выращено в Никитском ботаническом саду в Крыму. Одну из первых попыток выращивать чайный куст для производства чая в России сделал Порфирий Евдокимович Кирилов, врач 11-й Русской духовной миссии в Пекине (1830-1840 гг.). По возвращении в Россию он привез с собой чайный куст и семена, и в домашних условиях продемонстрировал возможность произрастания чая в России.

Царское правительство не уделяло внимания производству чая в России, поэтому вплоть до Октябрьской революции разведение чая было уделом отдельных энтузиастов и богатых землевладельцев. Промышленное чаеводство на территории Российской Империи началось после Крымской войны . Пленный британский офицер, шотландец Джекоб Макнамарра женился на грузинской дворянке и поселился в Грузии. Именно он создал первые небольшие чайные плантации на землях князей Эристави , в районах Озургети и Чаквы . Уже в 1864 году на торгово-промышленной выставке был представлен «кавказский чай». Впрочем, чай этот был весьма низкого качества и пока не мог конкурировать с импортным китайским. После этого были предприняты попытки выращивания чая в Грузии, на землях царской семьи, но затея фактически провалилась, главным образом, из-за низкого качества посевного материала: закупленные в Китае и Японии семена оказались частью невсхожими, частью гнилыми.

Развитие чайного производства в СССР

Пиком развития чайного производства в СССР следует считать, по-видимому, вторую половину 1970-х годов. В это время площадь под чаем достигла максимума - 97 тыс. га, то есть по сравнению с дореволюционными временами выросла более чем в 100 раз. В стране имелось 80 современных предприятий чайной промышленности, только в Грузии готового чая производилось 95 тыс. т в год. К 1986 году общее производство чая в СССР достигло 150 тыс. тонн, плиточного чёрного и зелёного - 8 тыс. тонн, зелёного кирпичного - 9 тыс. тонн. В 1950-х - 1970 годах СССР превратился в чаеэкспортирующую страну - грузинский , азербайджанский и краснодарский чаи поступали в Польшу, ГДР, Венгрию, Румынию, Финляндию, Чехословакию, Болгарию, Югославию, Афганистан, Иран, Сирию, Южный Йемен, Монголию. В Азию шёл, главным образом, кирпичный и плиточный чай. Потребность СССР в чае удовлетворялась собственным производством, в разные годы, на величину от 2/3 до 3/4.

Одновременно с развитием собственного производства, продолжался импорт чая из-за рубежа. Сначала основным поставщиком был Китай , затем, по мере сокращения китайского экспорта (связанного с внутренними политическими процессами в Китае, из-за которых в некоторые годы он вовсе не поставлял чай на мировой рынок), начались закупки чая в Индии , Шри-Ланке , Вьетнаме , Кении , Танзании . Поскольку качество грузинского чая , по сравнению с импортным, было невысоким (главным образом, из-за попыток механизации сбора чайного листа), активно практиковалось смешивание импортных чаёв с грузинским, в результате которого получался продукт приемлемых качества и цены.

К концу 1970-х годов ситуация с собственным производством чая в СССР стала быстро ухудшаться. Грузия, где производилась основная доля советского чая, практически полностью перешла на механический сбор чайного листа, из-за чего качество грузинского чая упало чрезвычайно сильно. Одновременно снизилась и технологическая дисциплина, например, стал допускаться сбор листьев в дождливую погоду, что совершенно недопустимо. За последующее десятилетие, с 1981 по 1991 год, сбор чая в Грузии упал с 95 до 57 тыс. тонн в год, а прогрессирующее ухудшение качества привело к тому, что фактически производство чая упало более чем вчетверо - более половины чайного листа, поступившего на фабрики, браковалось как непригодное для производства чая. Из того, что проходило контроль, высококачественный чай было практически невозможно получить. Попытки «усовершенствовать» (фактически - ускорить и удешевить) технологию обработки чайного листа, предпринимаемые на советских чайных фабриках, в частности, введение процессов досушивания при повышенной температуре, «ускоренной ферментации» (обработки невысушенного чайного листа в расчёте на то, что он успеет ферментироваться в ходе других технологических операций) дополнительно ухудшали и без того невысокое качество сырья. В результате на прилавки попадал низкосортный чай, с большим количеством побегов (в народе именуемых «дровами»), практически не имеющий чайного аромата . Естественно, это привело к переориентации потребителей на импортный чай, но его закупалось гораздо меньше общей потребности, в результате чистый индийский и цейлонский чай быстро попал в разряд дефицита, купить его в магазинах стало практически невозможно - его завозили крайне редко и небольшими партиями, он моментально раскупался. Иногда индийский чай завозился в столовые и буфеты предприятий и учреждений.

Талон на чай в Ленинграде, 1990

Собственное производство чая после 1980 года существенно упало, качество ухудшилось. С середины 1980-х годов прогрессирующий товарный дефицит коснулся товаров первой необходимости, в том числе сахара и чая. При этом внутренние экономические процессы СССР совпали с гибелью индийских и цейлонских чайных плантаций (подошёл к завершению очередной период роста) и повышением мировых цен на чай. В результате чай, как и ряд других продуктов питания, почти исчез из свободной продажи и стал продаваться по талонам. Лишь низкосортный чай в ряде случаев можно было купить свободно. Впоследствии в больших количествах стал закупаться турецкий чай, который очень плохо заваривался. Он продавался в крупной расфасовке без талонов. В эти же годы в средней полосе и на севере страны в продаже появился зелёный чай, который ранее в данные регионы практически не завозился. Он также продавался свободно.

Собственные сорта чая, производившиеся в СССР, являются потомками китайского сорта «Кимун», хотя проведённая советскими селекционерами работа достаточно сильно изменила этот сорт. Чёрный чай делился на следующие сорта:

  • Букет - чай наивысшего качества с типсами (назывался, в зависимости от происхождения, «Букет Грузии», «Букет Азербайджана», «Краснодарский букет»).
  • Экстра - высококачественный чай с типсами, несколько менее ароматный, чем «Букет».
  • Высший сорт - чёрный листовой чай из верхних листьев, достаточно высокого качества.
  • Первый сорт - чёрный листовой чай, заметно менее качественный, чем высший сорт, с включением побегов.
  • Второй сорт - низкокачественный чай из материала машинной сборки, с большим количеством побегов и посторонних включений.

Традиционно в России воду для чая кипятили в самоваре , способном долго сохранять воду горячей, а также подогревать заварочный чайник для лучшей экстракции чая. Самовар при чаепитии выставлялся на середину стола, ближе к хозяйке, либо на небольшой дополнительный столик рядом с хозяйкой, что было эстетично, удобно (не нужно никуда отходить, чтобы налить гостю ещё чаю, если он пожелает) и позволяло хозяевам продемонстрировать уровень своего достатка, одним из символов которого был самовар как можно бо́льшего веса. Однако в настоящее время самовары (в основном - электрические) очень редки, обычно воду кипятят на плите в металлическом чайнике, либо используют электрочайник. Впрочем, производство самоваров (в том числе и дровяных) в России сохраняется, главным образом, как сувенирной продукции.

Чайный стакан в фирменном «железнодорожном» подстаканнике

Для торжественных и формальных чаепитий подаются фарфоровые или фаянсовые чайные па́ры с чашкой небольшого размера (200-250 мл). В домашнем чаепитии кое-где сохраняется традиция переливания горячего чая из чашки в блюдце и питья из него. В повседневной жизни чай пьют из любой подходящей по размеру и привычной посуды: из чашек, стаканов, кружек. На железных дорогах сохранился обычай подавать чай в стеклянном стакане, установленном в подстаканник .

Особенностью русского чаепития, сохраняющейся и поныне, является двухчайниковая заварка: чай заваривают в небольшом чайнике гораздо крепче, чем его пьют - в чайнике объёмом около полулитра заваривается количество сухого чая, достаточное для нескольких человек. Концентрированную заварку разбавляют кипятком непосредственно при розливе по чашкам, регулируя крепость напитка по вкусу. Иногда после однократного розлива заварку повторно заливают кипятком и настаивают, но не более одного раза.

Хотя употребление чая в России, в отличие от японцев или англичан, не сопровождается формализованным церемониалом, к XIX веку сложились свои особенности этикета употребления чая, большинство из которых сейчас уже забыты. Например, гость, выпив одну чашку чая, должен был отказываться от следующей, пока хозяйка несколько раз не попросит его продолжить чаепитие.

До сих пор распространён вариант питья чая с сахаром «вприкуску»: несладкий чай пьют, держа при этом во рту небольшой кусочек твёрдого сахара так, чтобы сахар «омывался» чаем, либо от кусочка сахара просто откусывают понемногу, запивая крошки сахара чаем. Во втором случае сахар иногда предварительно обмакивают краешком куска в чай, чтобы уменьшить его твёрдость. В прошлом питьё «вприкуску» было данью экономии, сейчас его иногда практикуют любители чая, считающие, что добавление сахара прямо в напиток портит его вкус. Ещё одна почти забытая уже традиция - питьё чая «с полотенцем», согласно которой перед чаепитием на шею вешали полотенце «для утирания пота».

В небогатых семьях стакан или чашку накрывали и клали сверху кусок сахара, который надо было растягивать на всё чаепитие - этот обычай диктовался дороговизной сахара; в более состоятельных сахар ставили на стол и клали ложечку в стакан или чашку. Сегодня нередко в сахарницу кладётся общая ложка, которой сахар накладывают в чашки, при этом размешивает сахар в чае каждый своей ложкой.

Сохранившейся традицией остается традиция наливать гостю полную чашку чая. Что означает, что хозяин не хочет чтобы гость быстро уходил. Впрочем с распространением традиции пить чай большими (иногда до полулитра) чашками - перед тем как налить такую чашку полной, у гостя интересуются, сколько ему наливать.

Особенности чаепития в различных обстоятельствах

Повседневное домашнее чаепитие

Как правило, в российской семье чай пьют не менее двух-трёх раз в день (не считая, разумеется, тех семей, где предпочитают кофе). Чай сопровождает каждый приём пищи, пьют его и отдельно от еды. Чаще всего заваривается листовой или гранулированный чёрный чай, марка которого выбирается в зависимости от предпочтений и финансовых возможностей. Пакетированный чай в России непопулярен, ценители чая обычно считают его заведомо низкокачественным и невкусным, и пьют лишь по необходимости, когда обстоятельства не позволяют заварить рассыпной чай. Некоторые любители специально собирают и сушат различные травы и ягоды для добавления в чай: мяту , лист чёрной смородины , зверобой , лист малины , ягоды шиповника .

Чай заваривается, как правило, на всю семью, в одном заварочном чайнике, откуда разливается по чашкам и разбавляется кипятком по вкусу. Заварочный чайник ещё раз или два может доливаться кипятком. Чаще всего чай пьют подслащённым, либо со сладкими кондитерскими изделиями (или и то, и другое сразу). Утренний чай пьют обычно за столом непосредственно на кухне, вечером чаем может сопровождаться просмотр телепрограмм.

Посуда для домашнего чаепития может выбираться самая различная - от миниатюрных чашек и пиал до огромных кружек объёмом до пол-литра и более. Нередко у каждого члена семьи имеется собственная излюбленная чашка или кружка.

Чай в праздничном застолье

Чай в России - практически обязательный элемент «полноценного» праздничного застолья, званого обеда или ужина. По сути, такое застолье делится на две части: в первой подают еду и спиртное, во второй - чай и сладости. При переходе к «чайной» части обеда стол прибирается и накрывается для чая. Хотя этикет, вообще говоря, не требует единообразия чайной посуды, для торжественных и формальных случаев считается предпочтительным использовать посуду из одного сервиза. Нередко в семье имеется «парадный» чайный сервиз, который используется только для торжественных чаепитий.

Для питья чая подаются чайные пары, пирожковые тарелки, чайные ложки, сахар (песок или рафинад) в сахарнице с отдельной ложкой или щипчиками для накладывания сахара, конфеты в вазочках, выпечка, нарезанная на порции, нарезанный белый хлеб и/или готовые бутерброды - на блюдах. Может подаваться молоко или сливки в молочнике. Лимон подаётся тонко нарезанными ломтиками на блюдце, обычное сливочное или шоколадное масло - на блюдце или в специальной маслёнке. Варенье и мёд выставляется на стол в небольших вазочках, обычно стеклянных или хрустальных, с ложкой; гостям подаются небольшие розетки, куда те могут положить себе варенье или мёд из общей вазочки. Может выставляться на стол бальзам , ром или коньяк для добавления в чай. Чайник или кувшин с горячей водой и заварочный чайник также выставляются на стол, либо ставятся на дополнительный столик рядом с хозяйкой. Если к чаю подаётся торт , то он ставится на центр стола, хозяйка (хозяин) разрезает его и раскладывает лопаточкой по тарелкам гостей. При отсутствии специальных пирожковых тарелок (или места для них, если стол невелик) считается допустимым класть куски торта на чайные блюдца, чашки при этом ставятся непосредственно на стол.

При розливе чая по чашкам крепость напитка регулируется индивидуально, по вкусу, сахар и другие добавки каждый кладёт себе в чашку самостоятельно. Сахар кладут в чашку общей ложкой (или щипчиками), а размешивают - своей. В отличие от английского этикета, который предписывает есть выпечку с помощью ножа и вилки, в русском чаепитии «твёрдую», нарезанную порционными кусками выпечку и бутерброды берут руками, торт и «мягкую» выпечку едят чайной ложкой.

Никакого формализованного порядка поведения за чайным столом, подобного японской чайной церемонии, в России нет, напротив, этот этап трапезы предполагает свободную беседу на произвольные темы. Завершение чаепития означает завершение застолья в целом.

Отдельное специально организованное чаепитие

Отдельное чаепитие может быть организовано специально, как вариант недолгого, недорогого и не требующего сложных приготовлений совместного времяпровождения за приятной беседой. При этом оно протекает приблизительно так же, как и в предыдущем случае; мера соблюдения этикетных формальностей, ассортимент сладостей, выпечки и других закусок к чаю при этом может очень сильно колебаться, в зависимости от возможностей устроителей (участников), уровня их знакомства друг с другом и временны́х ограничений. Иногда такое чаепитие регулярно или время от времени устраивают в перерыве на рабочем месте (в офисе); в этих обстоятельствах обычно пьётся пакетированный чай под небогатый выбор кондитерских изделий, принесённых из дома или купленных в ближайшем магазине.

Приём неожиданных гостей

В России принято подавать чай гостю, явившемуся с визитом, в том числе незапланированным, официальным или связанным с какими-либо побочными обстоятельствами (зашедшему что-то взять или отдать, сообщить, пригласить и так далее). Предложение чашки чая в таких обстоятельствах считается знаком гостеприимства, в особенности в холодное время года, когда предполагается, что пришедший с улицы гость мог продрогнуть. Из домашней культуры этот обычай давно уже перешёл в офисную, и сейчас в офисе считается практически обязательным предложить визитёру чая или кофе, если обстоятельства и время это позволяют, в особенности - когда тот вынужден некоторое время ожидать.

Как правило, никаких сервировочных и кулинарных изысков не предполагается, подают любой имеющийся чай (в офисе, как правило - пакетированный), если есть возможность выбирать - спрашивают у гостя, что он предпочитает; к чаю подаётся сахар и, возможно, что-нибудь из ординарных кондитерских изделий. Чай сервируется там, где это удобнее в конкретных обстоятельствах, хозяин может составить гостю компанию по чаепитию, но может и не делать этого, а просто присутствовать; второе подчёркивает, что хозяин считает необходимым выполнить долг гостеприимства, но предпочитает быстрее перейти к непосредственной цели визита.

Чай в русской культуре

В языке

Слово «чай» в русском языке созвучно, а в некоторых грамматических формах - аналогично ныне устаревшему глаголу «чаять» (видеть, знать). В силу этого созвучия ранее - в разговорном языке, а сейчас - преимущественно в литературе можно встретить различные варианты каламбуров на тему «чай - чаять», вроде: «Чаю - надо выпить чаю» (первое «чаю» - первое лицо единственного числа от «чаять», второе - родительный падеж единственного числа от «чай»).

Имеется в русском языке и целый ряд крылатых выражений на чайную тему. Например:

  • «Гонять чаи» (с ударением на конечную «и») - о не ограниченном строгими временны́ми рамками неспешном чаепитии в небольшой компании, затеянном ради приятной беседы или просто как средство скоротать время, когда больше нечем заняться. Может употребляться в отрицательной коннотации, как синоним «праздно, бесполезно проводить время», например: «Почему люди не работают? Вы сюда что, чаи гонять приехали?»
  • «[По]баловаться чайком» - более экспрессивный синоним нейтрального выражения «выпить чаю». Может применяться в отношении питья чая «к случаю», когда предоставляется подходящий момент.
  • «Чай да сахар!» (устаревшее) - вежливая фраза, которая произносилась гостем, пришедшим в неурочное, заранее не оговорённое время и заставшим хозяина за питьём чая. Аналог гораздо более старого «Хлеб да соль!», применявшегося, когда гость заставал хозяев обедающими. В ответ на «Чай да сахар!» хозяева могли предложить гостю присоединиться к чаепитию.
  • «Даже чаю не предложили» - характеристика крайне холодного, недружелюбного приёма.
  • «[Неужели] даже чаю не попьёте?» - фраза, обращённая к визитёру, собирающемуся немедленно уходить; выражает лёгкий, вежливый укор за скоротечность визита и сожаление хозяина по этому поводу.
  • В Тулу со своим самоваром - запасаться в дорогу предметами, которых в избытке там, куда отправляешься (обыгрывается город Тула , один из крупнейших центров производства самоваров в дореволюционной России).

Традиции употребления чая породили набор «чайных» пословиц и поговорок, таких как:

  • Чай не водка - много не выпьешь.
  • Чай пить - не дрова рубить.
  • Не ленись, а отличай, где солома, а где чай!
  • Выпей чайку́ - забудешь тоску.
  • Мы за чаем не скучаем - по семь чашек выпиваем!
  • Приходите к чаю - пирогами угощаю.
  • Чай у нас китайский, сахарок - хозяйский.
  • Чаем на Руси никто не подавился!

В литературе

Антиох Кантемир в комментариях к своей Второй сатире «На зависть и гордость дворян злонравных » (написана в России, ходила в списках, издана в 1762 году) отмечает:

Всем известно же, что лучший чай (пахучий и вкусный листок древа, так называемого) приходит из Китая и что, того листика вложив щепоть в горячую воду, вода та становится, приложив кусок сахару , приятное питье.

Чай в жизни помещиков XIX века многократно упоминается в поэме «Евгений Онегин» Александра Сергеевича Пушкина . Так, например, чаем угощают желанного гостя, возможного кандидата в женихи:

… Зовут соседа к самовару, А Дуня разливает чай; Ей шепчут: «Дуня, примечай!» Потом приносят и гитару: И запищит она (бог мой!): «Приди в чертог ко мне златой!»..

Чай - непременный атрибут вечерних посиделок с соседями, приёма, бала:

… Под вечер иногда сходилась Соседей добрая семья, Нецеремонные друзья, И потужить, и позлословить, И посмеяться кой о чём. Проходит время; между тем Прикажут Ольге чай готовить, Там ужин, там и спать пора, И гости едут со двора. … Смеркалось; на столе, блистая, Шипел вечерний самовар, Китайский чайник нагревая; Под ним клубился легкий пар. Разлитый Ольгиной рукою, По чашкам темною струею Уже душистый чай бежал, И сливки мальчик подавал.

Чай подают утром хозяйке в комнату:

… Но, дверь тихонько отпирая, Уж ей Филипьевна седая Приносит на подносе чай. «Пора, дитя мое, вставай»

Традиции чаепития в России никогда не возводились в культ особо важной церемонии, а ее культура не имела ничего общего с филигранным обстоятельством, царившим в японских традициях.

Впрочем, огромное количество уникальных способов потребления ароматного напитка в тандеме с исконно русской поэтичностью превратили вполне обычную церемонию в проявление самобытности и уникальности. Есть ли особенности в российском чаепитии и что входит в это понятие вообще?

У истоков отечественных традиций

Из этой статьи вы узнаете:

История чаепития на территории Российской Империи началась со средины 17 столетия. Именно в те года первая продукция китайского происхождения просочилась в отечественные семьи. Впрочем, популярность и массовость продукт приобрел только в 19 веке, а до этого времени им наслаждались исключительно государственные деятели и состоятельные купцы.

Сразу же хотелось бы обратить внимание на то, что наши предки полюбили ароматный напиток до такой степени, что он в итоге повлиял даже на архитектуру. Достаточно бросить беглый взгляд на старые деревенские избы, украшенные великолепной резьбой с витиеватыми растениями, жизнерадостными тонами и становится очевидно, что на Руси любили уединиться в неторопливой беседе за чашечкой чая.

Ароматный и очень вкусный чай дополняли сладостями, и травами. В такой обстановке решались не только семейные вопросы, но и большинство дел государственной важности. Церемония чаепития происходила на просторных и изысканных верандах, с которых открывался вид на окружающие земли, сад, речку или ставок. В некоторых старых деревушках их можно увидеть и поныне.

Литературные классики неоднократно упоминали в своих произведениях свою любовь к чаю, а также детально описывали национальные особенности этой традиции.

Сближающая традиция

Преобладающее большинство чаепитий выглядело следующим образом: за большим столом собиралась вся семья. Сам стол украшала накрахмаленная белая скатерть, центральную часть которой облагораживал и органично дополнял самовар. Дабы с его носика не пролилось ни капли воды, его ставили на большой поднос.

Фактически он становился центром всеобщего внимания, играл роль связующего и объединяющего звена. Самовары были пузатыми, большими и блестящими. Их регулярно начищали и следили за «здоровьем» устройства.

Русская традиция чаепития неразрывная с историей самовара. И даже сегодня во многих семьях хранят и используют по прямому функциональному предназначению этот аппарат, который за несколько столетий превратился в символ благосостояния, душевности, радушия, и часть особого ритуала.

Вот лишь несколько примет, имеющих отношение к самовару:

  • самовар распаялся – ждите в доме беды;
  • если в агрегате легко потрескивают угли – к добру;
  • стакан наполняли чаем до самых краев, чтобы «жизнь была такой же насыщенной и полной»;
  • если с аппарата доносился свист – неудача не за горами.

Впрочем, гостей и домочадцев баловали не только ароматным напитком, но множеством кушаний и сладостей, которыми можно было наслаждаться неспешно и размеренно. Чай пили и на работе, и дома, и в общественных местах. Этот напиток украшал одиночество и сближал компании. Что касается времени чаепития, то в большинстве случаев напиток употребляли четырежды в течение дня: утром перед работой или занятиями, в полдень, затем в 16:00 во время полдника и вечером.

«Всего несколько столетий тому назад в России за увлекательной застольной беседой гости выпивали в среднем от 5 до 20 чашек чая, но и это было далеко не пределом».

Из старых кулинарных книг можно узнать и об особенностях заваривания чая:

  • На 4 порции необходимо 1 чайную ложку заварки. Ее помещали в заварничек и доливали кипятком.
  • Сверху чайник накрывали полотенцем. Можно было также поставить его на самовар.
  • Чай настаивался 15 минут, после чего его разливали по чашечкам и доливали кипятка.
  • Церемония считалась завершенной только после того, как человек переворачивал чашку дном кверху, положив на неё сахар.


Особенности сервировки стола

Отличительная черта чаепития в России – богатство кушаний, сладостей, изысканность сервировки. На столе непременно находились следующие приборы и посуда: заварник, несколько молочников, самовар, вазы с выпечкой, сладости, сахарницы и сливочницы, а также чашки.

Чаем можно было наслаждаться, закусывая кулебяками, ватрушками, вареньем, пряниками и джемами.

Круговорот событий и стрессы, сопровождающие каждого человека, способствуют тому, что связь с историческим прошлым и вековыми традициями постепенно теряется. Не забывайте о традиции чаепития в России, ведь она всегда отличалась самобытностью, богатством и яркостью. Память о былых временах каждый из нас должен не просто сохранить, а передать детям.


Поделитесь рецептом любимого чая с читателями нашего сайта!