Что такое драма в литературе. Драматические жанры

  • 04.04.2019

Что такое драматургия? Ответ на этот вопрос будет зависеть от контекста, в котором это слово было употреблено. Прежде всего это род литературы, предназначенный для сценических постановок, подразумевающий взаимодействие персонажей с внешним миром, которому сопутствует пояснение автора.

Драматургия представляет собой также произведения, которые строятся по единому принципу и законам.

Особенности драматургии

  • Действие должно происходить в настоящем времени и стремительно развиваться на одном и том же месте. Зритель становится свидетелем и должен находиться в напряжении и сопереживать происходящему.
  • Постановка может охватывать временной отрезок в несколько часов и даже лет. Однако действие не должно длиться более суток на сцене, так как ограничено возможностями зрительского просмотра.
  • В зависимости от хронологии произведения драма может состоять из одного или нескольких актов. Так, литература французского классицизма обычно представлена 5 актами, а для испанской драматургии характерны 2 акта.
  • Все действующие лица драмы делятся на две группы - антагонистов и протагонистов (также могут присутствовать внесценические персонажи), а каждый акт является поединком. Но автор не должен поддерживать чью-либо сторону - зритель может только догадаться по намекам из контекста произведения.

Конструкция драмы

В драме есть сюжет, фабула, тема и интрига.

  • Сюжет - это конфликт, взаимосвязь персонажей с событиями, которые включают, в свою очередь, в себя несколько элементов: экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию, спад действия, развязку и финал.
  • Фабула - это связанные между собой реальные или вымышленные события во временной последовательности. И сюжет, и фабула являются повествованием о событиях, но фабула представляет собою только факт произошедшего, а сюжет - причинно-следственную связь.
  • Тема - это ряд событий, образующих основу драматического произведения, которые объединяет одна проблема, то есть то, над чем автор хотел, чтобы зритель или читатель задумался.
  • Драматическая интрига - это взаимодействие персонажей, которое влияет на ожидаемый ход событий в произведении.

Элементы драмы

  • Экспозиция - изложение текущего положения дел, которое дает начало конфликту.
  • Завязка - завязывание конфликта либо предпосылки к его развитию.
  • Кульминация - высшая точка конфликта.
  • Развязка - переворот или крушение главного персонажа.
  • Финал - разрешение конфликта, которое может окончиться тремя вариантами: конфликт разрешен и имеет счастливый финал, конфликт не разрешен или конфликт разрешен трагически - смерть главного героя либо любой другой вывод героя из произведения в финале.

На вопрос «что такое драматургия» теперь можно ответить и еще одним определением - это теория и искусство построения драматического произведения. Оно должно полагаться на правила построения сюжета, иметь замысел и основную мысль. Но в ходе исторического развития менялась драматургия, жанры (трагедия, комедия, драма), ее элементы и выразительные средства, что разделило историю драматургии на несколько циклов.

Зарождение драматургии

Впервые о зарождении драматургии свидетельствовали настенные надписи и папирусы в эпоху Древнего Египта, в которых также присутствовали завязка, кульминация и развязка. Жрецы, обладавшие знаниями о божествах, влияли на сознание египетского народа именно благодаря мифам.

Миф об Исиде, Осирисе и Горе представлял своего рода Библию для египтян. Далее свое развитие драматургия получила в Древней Греции в 5-6-м веке до н. э. В древнегреческой драматургии зарождается жанр трагедии. Сюжет трагедии выражался в противопоставлении доброго и справедливого героя - злу. Финал заканчивался трагической гибелью главного героя и должен был вызвать сильные переживания у зрителя для глубокого очищения его души. Этому явлению есть определение - катарсис.

В мифах преобладала военная и политическая тематика, так как трагики того времени и сами не раз участвовали в войнах. Драматургия Древней Греции представлена следующими известными писателями: Эсхилом, Софоклом, Еврипидом. Помимо трагедии возродился и жанр комедии, в которой Аристофан сделал главной тему мира. Люди устали от войн и беззакония властей, поэтому требуют мирной и спокойной жизни. Комедия зародилась из шуточных песен, которые были порою даже фривольными. Гуманизм и демократия являлись основными идеями в творчестве комедиографов. Наиболее известными трагедиями того времени можно назвать пьесы «Персы» и «Прикованный Прометей» Эсхила, «Царь Эдип» Софокла и «Медея» Еврипида.

На развитие драматургии во 2-3-м веке до н. э. оказывают влияние древнеримские драматурги: Плавт, Теренций и Сенека. Плавт сопереживал низшим слоям рабовладельческого общества, высмеивал жадных ростовщиков и торговцев, поэтому, взяв за основу древнегреческие сюжеты, он дополнял их рассказами о тяжелом бытии обычных граждан. В его произведениях было много песен и шуток, автор пользовался популярностью у современников и впоследствии оказал влияние на европейскую драматургию. Так, его знаменитую комедию «Клад» взял за основу Мольер при написании своего произведения «Скупой».

Теренций - представитель более позднего поколения. Он не делает упор на выразительные средства, а больше углубляется в описание психологической составляющей характера героев, а темами для комедий становятся бытовые и семейные конфликты между отцами и детьми. Его знаменитая пьеса «Братья» как раз отражает наиболее ярко эту проблему.

Еще один драматург, внесший большой вклад в развитие драматургии, - Сенека. Он был воспитателем Нерона, императора Рима, и занимал при нем высокое положение. Трагедии драматурга всегда развивались вокруг мести главного героя, толкавшей его на страшные преступления. Историки объясняют это кровавыми бесчинствами, которые происходили тогда в императорском дворце. Произведение Сенеки «Медея» позже оказало влияние на западноевропейский театр, но, в отличие от «Медеи» Еврипида, царица представлена отрицательным персонажем, жаждущим мести и не испытывающим никаких переживаний.

На смену трагедиям в императорскую эпоху приходит еще один жанр - пантомима. Это танец, сопровождающийся музыкой и пением, который исполнял обычно один актер с заклеенным ртом. Но еще большей популярностью пользовались цирковые постановки в амфитеатрах - гладиаторские бои и состязание колесниц, которые повлекли за собой упадок нравов и распад Римской империи. Драматурги впервые наиболее приближенно представили зрителям, что такое драматургия, но театр был уничтожен, а драма возродилась снова только спустя полутысячелетний перерыв в развитии.

Литургическая драма

После распада Римской империи драматургия вновь возрождается только в 9-м веке в церковных обрядах и молитвах. Церковь, чтобы привлечь как можно больше людей к богослужению и контролировать народные массы через поклонение Богу, внедряет небольшие зрелищные постановки, такие как воскресение Иисуса Христа или другие библейские рассказы. Так развивалась литургическая драма.

Однако люди собирались ради представлений и отвлекались от самой службы, вследствие чего возникла полулитургическая драма - представления были перенесены на паперти и за основу стали браться житейские сюжеты, основанные на библейских рассказах, более понятных зрителям.

Возрождение драматургии в Европе

Далее свое развитие драматургия получила в эпоху Ренессанса в 14-16-м веке, возвратившись к ценностям античной культуры. Сюжеты из древнегреческих и древнеримских мифов вдохновляют авторов эпохи Возрождения

Именно в Италии стал возрождаться театр, появился профессиональный подход к сценическим постановкам, сформировался такой музыкальный род произведения, как опера, возродились комедия, трагедия и пастораль - жанр драматургии, главной темой которого была сельская жизнь. Комедия в своем развитии дала два направления:

  • ученая комедия, рассчитанная на круг образованных людей;
  • уличная комедия - импровизационный театр масок.

Самыми яркими представителями итальянской драматургии являются Анджело Беолько («Кокетка», «Комедия без заглавия»), Джанджорджо Триссино («Софонисба») и Лодовико Ариосто («Комедия о сундуке», «Неистовый Орландо»).

Английская драматургия укрепляет позиции театра реализма. На смену мифам и мистериям приходит социально-философское осмысление жизни. Родоначальником ренессансной драмы принято считать английского драматурга - Кристофера Марло («Тамерлан», «Трагическая история доктора Фауста»). Свое развитие театр реализма получил при Уильяме Шекспире, который также поддерживал гуманистические идеи в своих произведениях - «Ромео и Джульетта», «Король Лир», «Отелло», «Гамлет». Авторы этого времени прислушивались к желаниям простого народа, и излюбленными героями пьес были простаки, ростовщики, воины и куртизанки, а также скромные героини, идущие на самопожертвование. Характеры подстраиваются под сюжет, который передавал реалии того времени.

Период 17-18-го веков представлен драматургией эпохи барокко и классицизма. Гуманизм как направление отходит на второй план, и герой чувствует себя потерянным. Идеи барокко разделяют Бога и человека, то есть теперь человеку самому предоставлено влиять на свою судьбу. Основным направлением драматургии барокко является маньеризм (непостоянство мира и шаткое положение человека), который присущ драмам «Фуэнте Овехуна» и «Звезда Севильи» Лопе де Веги и произведениям Тирсо де Молины - «Севильский обольститель», «Благочестивая Марта».

Классицизм противоположен барокко в главной мере тем, что в его основе лежит реализм. Основным жанром становится трагедия. Излюбленная тема в произведениях Пьера Корнеля, Жана Расина и Жана-Батиста Мольера — это конфликт личных и гражданских интересов, чувства и долга. Служение государству - высшая благородная цель для человека. Трагедия «Сид» принесла огромный успех Пьеру Корнелю, а две пьесы Жана Расина «Александр Великий», «Фиваида, или Братья-враги» были написаны и поставлены по совету Мольера.

Мольер был самым популярным драматургом того времени и находился под покровительством царствующей особы и оставил после себя 32 пьесы, написанные в самых разных жанрах. Наиболее значимые из них - «Сумасброд», «Влюбленный доктор» и «Мнимый больной».

В эпоху Просвещения были развиты три направления: классицизм, сентиментализм и рококо, которые оказали влияние на драматургию Англии, Франции, Германии и Италии 18-го века. Несправедливость мира по отношению к обычным людям стала главной темой для драматургов. Высшие сословия делят места с обычным людом. «Просветительский театр» освобождает людей от устоявшихся предрассудков и становится не только развлечением, но и школой морали для них. Приобретает популярность мещанская драма (Джордж Лило «Лондонский купец» и Эдуард Мур «Игрок»), которая освещает проблемы буржуазии, считая их столь же важными, как и проблемы королевских особ.

Готическая драматургия была представлена впервые у Джона Гома в трагедиях «Дуглас» и «Роковое открытие», чьи темы носили семейно-бытовой характер. Французскую драматургию представлял в большей степени поэт, историк и публицист Франсуа Вольтер («Эдип», «Смерть Цезаря», «Блудный сын»). Джон Гей («Опера нищего») и Бертольд Брехт («Трехгрошовая опера») открыли новые направления для комедии - нравоучительную и реалистическую. А Генри Филдинг почти всегда критиковал английскую политическую систему через сатирические комедии («Любовь в различных масках», «Политик из кофейни»), театральные пародии («Пасквин»), фарсы и балладные оперы («Лотерея», «Горничная-интриганка»), после чего был введен закон о театральной цензуре.

Так как Германия - родоначальница романтизма, немецкая драматургия получила наибольшее развитие в 18-19 веках. Главный герой произведений - идеализированная творчески одаренная личность, противопоставляемая реальному миру. Ф. Шеллинг оказал большое влияние на мировоззрение романтиков. Позже Готхальд Лессинг издает свой труд «Гамбургская драматургия», где он критикует классицизм и продвигает идеи просветительского реализма Шекспира. Иоганн Гете и Фридрих Шиллер создают Веймарский театр и совершенствуют школу актерского искусства. Самыми ярками представителями немецкой драматургии считаются Генрих фон Клейст («Семейство Шроффенштейн», «Принц Фридрих Гомбургский») и Иоганн Людвиг Тик («Кот в сапогах», «Мир наизнанку»).

Расцвет драматургии в России

Активно развиваться русская драматургия начала еще в 18-м веке при представителе классицизма - А. П. Сумарокове, названном «отцом российского театра», чьи трагедии («Чудовищи», «Нарцисс», «Опекун», «Рогоносец по воображению») были ориентированы на творчество Мольера. Но именно в 19-м веке данное направление сыграло выдающуюся роль в истории культуры.

В русских драмах развивались несколько жанров. Это трагедии В. А. Озерова («Ярополк и Олег», «Эдип в Афинах», «Димитрий Донской»), которые отражали общественно-политические проблемы, актуальные в период наполеоновских войн, сатирические комедии И. Крылова («Бешеная семья», «Кофейница) и просветительские драмы А. Грибоедова («Горе от ума»), Н. Гоголя («Ревизор») и А. Пушкина («Борис Годунов», «Пир во время чумы»).

Во второй половине 19-го века реализм прочно закрепил свои позиции в русских драмах, и самым ярким драматургом этого направления стал А. Островский. Его творчество составляли исторические пьесы («Воевода»), драмы («Гроза»), сатирические комедии («Волки и овцы») и сказки. Главным героем произведений был находчивый авантюрист, купец и провинциальный актер.

Особенности нового направления

Период с 19-го по 20-й век знакомит нас с новой драмой, которая представляет собой натуралистическую драматургию. Писатели этого времени стремились передать «настоящую» жизнь, показав самые неприглядные стороны быта людей того времени. Поступки человека определялись не только его внутренними убеждениями, а также повлиявшими на них окружающими обстоятельствами, поэтому главным героем произведения мог быть не один человек, а даже целая семья или отдельная проблема, событие.

Новая драма представляет несколько литературных течений. Их все объединяет внимание драматургов к душевному состоянию персонажа, правдоподобная передача действительности и объяснение всех человеческих поступков с естественнонаучной точки зрения. Именно Генрик Ибсен является основоположником новой драмы, а влияние натурализма наиболее четко проявилось в его пьесе «Привидения».

В театральной культуре 20-го века начинают развиваться 4 основные направления - символизм, экспрессионизм, дадаизм и сюрреализм. Всех основоположников данных направлений в драматургии объединял отказ от традиционной культуры и поиск новых выразительных средств. Метерлинк («Слепые», «Жанна д`Арк») и Гофмансталь («Глупец и смерть»), как представители символизма, в своих пьесах используют смерть и роль человека в обществе как главную тему, а Хуго Балль, представитель дадаистической драматургии, подчеркивал бессмысленность человеческого существования и полное отрицание всех убеждений. Сюрреализм связан с именем Андре Бретона («Пожалуйста»), героям произведений которого свойственны бессвязные диалоги и саморазрушение. Экспрессионистская драматургия наследует романтизм, где главный герой противостоит всему миру. Представителями данного направления в драматургии были - Ган Йост («Молодой человек», «Отшельник»), Арнольт Броннен («Бунт против Бога») и Франк Ведекинд («Ящик Пандоры»).

Современная драма

На рубеже 20-21-го века современная драматургия утратила достигнутые позиции и перешла в состояние поиска новых жанров и выразительных средств. В России сформировалось направление экзистенциализма, а после оно развивалось в Германии и Франции.

Жан-Поль Сартр в его драмах («За закрытыми дверями», «Мухи») и другие драматурги выбирают героем своих произведений человека, который постоянно находится в мыслях о бездумном проживании жизни. Этот страх заставляет его задуматься о несовершенстве окружающего мира и изменить его.

Под влиянием Франца Кафки возникает театр абсурда, который отрицает реалистических персонажей, а произведения драматургов написаны в виде повторяющихся диалогов, непоследовательности действий и отсутствии причинно-следственных связей. Русская драматургия выбирает главной темой общечеловеческие ценности. Она отстаивает идеалы человека и стремится к прекрасному.

Развитие драматургии в литературе напрямую связано с ходом исторических событий в мире. Драматурги разных стран, постоянно находясь под впечатлением от общественно-политических проблем, нередко и сами возглавляли направления в искусстве и таким образом оказывали влияние на народные массы. Расцвет драматургии пришелся еще на эпоху Римской империи, Древнего Египта и Греции, в ходе развития которой изменялись формы и элементы драмы, а тема для произведений то привносила новые проблемы в сюжет, то возвращалась к старым проблемам времен античности. И если драматурги первых тысячелетий уделяли внимание выразительности речи и характеру героя, что наиболее ярко выражено в творчестве у драматурга того времени - Шекспира, то представители современного направления усилили роль атмосферы и подтекста в своих произведениях. Исходя из вышесказанного, можно дать третий ответ на вопрос: что такое драматургия? Это драматические произведения, объединенные одной эпохой, страной или писателем.

Одним из основоположников русского литературоведения был В.Г.Белинский. И хотя еще в античности были сделаны серьезные шаги в разработке понятия литературного рода (Аристотель), именно Белинскому принадлежит научно обоснованная теория трех литературных родов, с которой вы можете подробно познакомиться, прочитав статью Белинского "Разделение поэзии на роды и виды".

Различают три рода художественной литературы: эпический (от греч. Epos, повествование), лирический (лирой назывался музыкальный инструмент, в сопровождении которого исполнялись нараспев стихи) и драматический (от греч. Drama, действие).

Представляя читателю тот или иной предмет (имеется в виду предмет разговора), автор выбирает к нему разные подходы:

Первый подход: можно подробно рассказать о предмете, о событиях, с ним связанных, об обстоятельствах существования этого предмета и и.т.; при этом позиция автора будет в той или иной степени отстраненной, автор выступит в роли своеобразного хрониста, рассказчика или выберет рассказчиком кого-нибудь из персонажей; главным в таком произведении станет именно рассказ, повествование о предмете, ведущим типом речи будет именно повествование; такой род литературы и именуется эпическим;

Второй подход: можно поведать не столько о событиях, сколько о том впечатлении , которое они произвели на автора, о тех чувствах , которые они вызвали; изображение внутреннего мира, переживаний, впечатлений и будет относиться к лирическому роду литературы; именно переживание становится главным событием лирики;

Третий подход: можно изобразить предмет в действии, показать его на сцене; представить читателю и зрителю его в окружении других явлений; такой род литературы является драматическим; в драме непосредственно голос автора будет реже всего звучать - в ремарках, то есть авторских пояснениях к действию и репликам героев.

Рассмотрите следующую таблицу и постарайтесь запомнить ее содержание:

Роды художественной литературы

ЭПОС ДРАМА ЛИРИКА
(греч. - повествование)

рассказ о событиях, судьбе героев, их поступках и приключениях, изображение внешней стороны происходящего (даже чувства показаны со стороны их внешнего проявления). Автор может прямо выразить свое отношение к происходящему.

(греч. - действие)

изображение событий и отношений между героями на сцене (особый способ записи текста). Прямое выражение авторской точки зрения в тексте содержится в ремарках.

(от названия муз. инструмента)

переживание событий; изображение чувств, внутреннего мира, эмоционального состояния; чувство становится главным событием .

Каждый род литературы в свою очередь включает ряд жанров.

ЖАНР - это исторически сложившаяся группа произведений, объединенных общими признаками содержания и формы. К таким группам относятся романы, повести, поэмы, элегии, рассказы, фельетоны, комедии и т.д. В литературоведении нередко вводится понятие литературного вида, это более широкое понятие, чем жанр. В этом случае роман будет считаться видом художественной литературы, а жанрами - различные разновидности романа, например, приключенческий, детективный, психологический, роман-притча, роман-антиутопия и т.д.

Примеры родо-видовых отношений в литературе:

  • Род: драматический; вид: комедия; жанр: комедия положений.
  • Род: эпический; вид: повесть; жанр: фантастическая повесть и т.д.

Жанры, будучи категориями историческими , появляются, развиваются и со временем "уходят" из "активного запаса" художников в зависимости от исторической эпохи: античные лирики не знали сонета; в наше время архаическим жанром стала родившаяся еще в древности и популярная в XVII-XVIII веках ода; романтизм XIX века вызвал к жизни детективную литературу и т.д.

Рассмотрите следующую таблицу, в которой представлены виды и жанры, относящиеся к различным родам искусства слова:

Роды, виды и жанры художественной словесности

ЭПОС ДРАМА ЛИРИКА
Народный Авторский Народная Авторская Народная Авторская
Миф
Поэма (эпос):

Героическая
Строговоинская
Сказочно-
легендарная
Историческая...
Сказка
Былина
Дума
Легенда
Предание
Баллада
Притча
Малые жанры:

пословицы
поговорки
загадки
потешки...
ЭпопеяРоман:
Историческ.
Фантастич.
Авантюрный
Психологич.
Р.-притча
Утопический
Социальный...
Малые жанры:
Повесть
Рассказ
Новелла
Басня
Притча
Баллада
Лит. сказка...
Игра
Обряд
Народная драма
Раек
Вертеп
...
Трагедия
Комедия:

положений,
характеров,
масок...
Драма:
философская
социальная
историческая
соц.-филос.
Водевиль
Фарс
Трагифарс
...
Песня Ода
Гимн
Элегия
Сонет
Послание
Мадригал
Романс
Рондо
Эпиграмма
...

Современное литературоведение выделяет также четвертый , смежный род литературы, совмещающий в себе черты эпического и лирического родов: лиро-эпический , к которому относится поэма . И действительно, рассказывая читателю какую-то историю, поэма проявляет себя как эпос; раскрывая перед читателем глубину чувств, внутренний мир лица, рассказывающего эту историю, поэма проявляет себя как лирика.

ДРАМА - особый вид литературного творчества. У драмы, кроме ее словесной, текстовой формы, есть еще и вторая, следующая за текстом "жизнь" - постановка на сцене в виде спектакля, зрелища. Кроме автора, в организации зрелища участвуют режиссеры, актеры, костюмеры, художники, композиторы, декораторы, гримеры, осветители, рабочие сцены и т.д. Их общая задача распадается словно бы на два этапа:

2)дать режиссерскую трактовку, новую интерпретацию авторского замысла в сценической постановке произведения.

Так как драматическое произведение рассчитано на обязательное (пусть в большинстве случаев "посмертно-заочное") сотрудничество автора с театром, то текст драматического произведения особым образом организован.

Прочитаем фрагменты первых страниц текста драмы А.Островского "Гроза":


ГРОЗА
Драма в пяти действиях
Лица:
С а в е л П р о к о ф ь и ч Д и к о й , купец, значительное лицо в городе.
Б о р и с Г р и г о р ь е в и ч , племянник его, молодой человек порядочно образованный.
М а р ф а И г н а т ь е в н а К а б а н о в а (К а б а н и х а) , богатая купчиха, вдова.
Т и х о н И в а н ы ч К а б а н о в , ее сын.
К а т е р и н а , жена его.
В а р в а р а , сестра Тихона.
К у л и г и н , мещанин, часовщик-самоучка, отыскивающий вечный двигатель.
(…)

Действие происходит в городе Калинове, на берегу Волги, летом. Между 3-м и 4-м действиями проходит 10 дней.
Все лица, кроме Бориса, одеты по-русски.
ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ
Общественный сад на высоком берегу Волги; за Волгой сельский вид. На сцене две скамейки и несколько кустов.

Явление первое

Кулигин сидит на скамье и смотрит за реку. Кудряш и Шапкин прогуливаются.
К у л и г и н (поет) . "Среди долины ровныя, на гладкой высоте…" (Перестает петь.) Чудеса, истинно надобно сказать, что чудеса! Кудряш! Вот, братец ты мой, пятьдесят лет я каждый день гляжу на Волгу и все наглядеться не могу.
К у д р я ш. А что?
К у л и г и н. Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется!
(…)
Б о р и с. Праздник; что дома-то делать!
Д и к о й. Найдешь дело, коль захочешь. Раз тебе сказал, два тебе сказал: "Не смей мне навстречу попадаться"; тебе все неймется! Мало тебе места-то? Куда ни пойди, тут ты и есть! Тьфу ты, проклятый! Что ты, как столб стоишь-то! Тебе говорят, аль нет?
Б о р и с. Я и слушаю, что ж мне делать еще!
Д и к о й (посмотрев на Бориса) . Провались ты! Я с тобой и говорить-то не хочу, с езуитом. (Уходя.) Вот навязался! (Плюет и уходит.)

Вы обратили внимание, что, в отличие от автора эпического (повествовательного произведения), автор не рассказывает пространно историю героев, а указывает их "списком", сообщая краткие необходимые сведения о каждом, в зависимости от собственного замысла: как кого зовут, сколько кому лет, кто кем является в том месте и в том обществе, где происходит действие, кто кому кем приходится и т.д. Этот "список" действующих лиц называется афишей .

Далее Островский указал, где происходит действие, сколько времени проходит между определенными моментами действия, как одеты персонажи; в пометках к первому действию сказано, кто находится на сцене, чем заняты персонажи, что делает каждый из них. В следующих фрагментах текста автор в скобках коротко сообщает, к кому герои обращаются с речью, каковы их жесты и позы , с какой интонацией они говорят. Эти пояснения делаются в первую очередь для артистов и режиссера и называются ремарками .

Происходящее разбивается на композиционные части - действия (или акты ), которые в свою очередь тоже дробятся - на явления (или сцены , или картины ). Это объясняется тем, что сценическое действие жестко ограничено во времени: спектакль продолжается обычно 2-3 часа, и за это время автору и актерам нужно высказать все, ради чего произведение написано и поставлено.

Все явления, как вы видите, тоже разбиты на небольшие (или иногда большие!) фрагменты, представляющие собою слова - монологи и диалоги - персонажей. Автор при этом всегда указывает, кому из героев они принадлежат, называя героя по имени, словно бы предоставляя ему "микрофон". Эти слова персонажей драмы называются репликами . Как вы уже заметили, слова героев часто сопровождаются ремарками.

Итак,
Организация текста драматического произведения и необходимые термины:

АФИША - это список действующих лиц с авторскими пояснениями;

РЕПЛИКА - это слова персонажей драматического произведения; реплики организуют сценические диалоги героев ;

ЯВЛЕНИЕ (или картина, или сцена) - это сюжетно законченный фрагмент текста драматического произведения; каждое явление (или сцена, или картина) представляют собою отдельный законченный момент сценического действия, иначе говоря - эпизод.

Так как драма - это сценическое действие, театральное зрелище, то оно рассчитано не столько на общение одного читателя с авторским текстом (как романы, рассказы, поэмы, стихи, где читатель и произведение "общаются" тет-а-тет, наедине друг с другом), сколько на массовый контакт произведения со зрителями. В театры приходят сотни и тысячи людей. И удержать их внимание очень и очень трудно. Поэтому фундамент любого спектакля - авторское литературное произведение - должен основываться на зрительском интересе и цепко его "держать". В этом драматургу помогает драматическая интрига .

ИНТРИГА (от лат. Intricare, "запутывать") - 1) происки, скрытые действия, обычно неблаговидные, для достижения чего-либо; 2) соотношение персонажей и обстоятельств, обеспечивающее развитие действия в художественном произведении. (Словарь иностранных слов, 1988.)

Иначе говоря, интрига - это некая тайна, загадка, нередко организованная кем-то из персонажей в собственных целях, разгадывание которой и есть основа драматургического действия. Без интриги не обходится ни одна пьеса, так как иначе она не будет интересна читателям и зрителям.

Теперь обратимся к содержанию драматургических произведений . Оно в первую очередь связано с видом и жанром драмы . Различают три вида драматических произведений: трагедию, комедию и драму (не запутайтесь, название вида совпадает с названием рода литературы, но это разные термины).

Трагедия Комедия Драма
Эпоха и культура появления: Античная Греция.
Возникла из ритуальных жреческих празднеств, посвященных богам и героям мифов
Античная Греция.
Возникла из народных календарных праздничных шествий.
Западная Европа,
XVIII век. Стала своеобразным "промежуточным" жанром между трагедией и комедией.
Основа сюжета: Первоначально: мифологические и исторические сюжеты. Позже - поворотные, кульминационные, моменты истории и судьбы человека Бытовые истории, связанные с повседневной жизнью человека и отношениями в семье, с соседями, сослуживцами и т.д. Может использовать сюжетные основы, характерные и трагедии, и комедии
Главные герои: Первоначально: боги, герои мифов, исторические личности;Позже - сильные, нетривиальные личности, могучие характеры, несущие некую идею, во имя которой согласны жертвовать всем. Обычные люди, горожане, сельчане с их повседневными заботами, печалями и радостями, плутнями, удачами и неудачами. Любые герои.
Конфликт: Трагический, или неразрешимый. В основе лежат великие "вечные" вопросы бытия. Комический, или разрешимый в ходе правильных (с точки зрения автора) действий героев. Драматический:
По глубине противоречий близок к трагическому, но герои не являются носителями идеи.
Творческие цели: Показать борьбу человека и обстоятельств, человека и судьбы, человека и общества в остроте противоречий, мощь человеческого духа в правоте или заблуждениях. Высмеять порок, показать его бессилие и проигрыш перед истинными жизненными ценностями простого человека. Показать сложность и противоречивость жизни человека, несовершенство общества, неидеальность человеческой натуры
Примеры: Софокл. Царь Эдип
У.Шекспир. Гамлет
В. Вишневский. Оптимистическая трагедия
Аристофан. Облака
Мольер. Тартюф
Н.Гоголь. Ревизор
А.Островский. Свои люди - сочтемся!
М.Булгаков. Иван Васильевич
Х.Ибсен. Кукольный дом
А.Островский. Гроза
М.Горький. На дне

Важным аспектом драматического произведения является композиция . Различают несколько видов композиции драмы как рода литературы. Рассмотрим некоторые из них:

Сюжетная композиция - это совокупность всех отношений персонажей , система их речей-жестов и поступков-действий, связанных единой авторской целью, то есть основной темой драматического произведения. Эта совокупность направлена на раскрытие характеров персонажей, причин их зависимости от бытовых и психологических особенностей.

Динамическая композиция - это организованное автором связывание всех острых точек драматургического действия (экспозиция --> нарастание действия --> конфликт --> разрешение --> возрастание --> кульминация --> спад и т.д.). Динамическая композиция характерна как для всего произведения, так и для отдельных его компонентов: действий, актов, явлений, сцен, картин и т.д.

Диалогическая композиция - это приемы создания драматического диалога , которых может быть множество:
  • Каждый герой ведет свою тему и имеет собственный эмоциональный настрой (разнобой тем);
  • Темы периодически меняются: от реплики к реплике, от эпизода к эпизоду, от действия к действию (смена темы);
  • Тема развивается в диалоге одним персонажем и подхватывается другим (подхват темы);
  • Тема одного героя в диалоге перебивается другим, но из диалога не уходит (перебой темы);
  • Персонажи уходят от темы, а потом возвращаются к ней;
  • К теме, оставленной в одном диалоге, персонажи возвращаются в другом;
  • Тема может быть прервана без завершения (срыв темы).

Так как драматическое произведение рассчитано на постановку в театре, куда приходят сотни зрителей, то круг жизненных явлений, рассматриваемых автором (тематика произведения ) должна быть актуальной для зрителя - в противном случае зритель уйдет из театра. Поэтому драматург выбирает для пьесы тематику, обусловленную либо эпохой, либо вечными человеческими потребностями, в первую очередь, духовными , конечно. То же можно сказать и о проблематике , то есть о тех вопросах, которые беспокоят автора и которые он выносит на читательский и зрительский суд.

А.Н.Островский обращался к темам из жизни русского купечества, мелкого и крупного чиновничества, горожан, творческой, в первую очередь, театральной публики - то есть тех слоев русского общества, которые были ему хорошо знакомы и изучены как с позитивных, так и с негативных сторон. И проблемы, поднимаемые драматургом, также касались общественных сфер:

  • Как пробиться в жизни молодому умному, талантливому человеку, но не имеющему по бедности и происхождению сильной поддержки богатого и влиятельного родственника или знакомого? ("На всякого мудреца довольно простоты")
  • Куда подевалась совесть русского купечества? Как случилось, что в погоне за прибылью и дочь, и зять готовы обобрать тестя и оставить его в долговой тюрьме, лишь бы не платить за него долги? ("Свои люди - сочтемся!")
  • Почему мать торгует красотой дочери? ("Бесприданница")
  • Что делать красивой, но бедной и не защищенной девушке, чтобы не была погублена ее любовь и честь? ("Бесприданница")
  • Как жить человеку чувствующему, любящему и тянущемуся к свободе среди "темного царства" невежд и самодуров? ("Гроза") и т.д.

А.Чехов посвятил свои пьесы людям других кругов: русской интеллигенции, последним "осколкам" дворянских семей и людям искусства. Но интеллигенты Чехова слишком глубоко запутываются в "вечных" вопросах, лишающих их способности принимать решения; его помещики, боготворя вишневый сад как общероссийское достояние, ничего не делают для его спасения и готовятся к отъезду как раз тогда, когда сад начинают вырубать; а чеховские актеры, художники и писатели на сцене совершенно не похожи на "звезд", "кумиров", которым рукоплещет публика: они мелочны, скупы, ругаются из-за рубля, скандалят с близкими, малодушно терпят уже угасшую и теперь совсем не любовную, а скучную и обременительную связь… И проблемы чеховских пьес также во многом обусловлены временем:

  • Можно ли сохранить уходящую жизнь и как это сделать? ("Дядя Ваня", "Вишневый сад")
  • А будет ли это столь благоговейно ожидаемое чеховскими героями "завтра", "потом", "когда-нибудь"? ("Три сестры")
  • Почему время идет, а человек не меняется? ("Чайка", "Три сестры", "Дядя Ваня")
  • Будет ли когда-нибудь счастливый конец того пути, тех скитаний, которые выпадают на долю родившемуся человеку? ("Вишневый сад")
  • Что такое вообще счастье, слава, величие? ("Чайка")
  • Почему, чтобы освободиться от заблуждений и раскрыть собственный талант, человек должен настрадаться? ("Чайка")
  • Почему искусство требует от человека таких страшных жертв? ("Чайка")
  • Способен ли человек выйти из той рутинной колеи, в которую сам себя загнал? ("Три сестры", "Вишневый сад", "Чайка")
  • Как сохранить прекрасный "вишневый сад" - нашу Россию - такой, какой мы ее любим и помним? ("Вишневый сад") и т.д.

Чеховские пьесы привнесли в русскую драматургию новую специфику сценического действия: никаких особенных событий, "приключений", на сцене не происходит. Даже из ряда вон выходящие события (например, попытка самоубийства и самоубийство Треплева в "Чайке") происходят лишь "за кулисами". На сцене герои только разговаривают: ссорятся по пустякам, выясняют отношения, которые и так всем понятны, говорят о ничего не значащих вещах, скучают и обсуждают то, что произошло "за сценой". Но их диалоги наполнены мощной энергией внутреннего действия: за малозначащими репликами скрывается тяжелое человеческое одиночество, осознание собственной неприкаянности, чего-то не сделанного, но очень важного, без чего жизнь не наладится никогда. Это свойство чеховских пьес позволило считать их пьесами внутренней динамики и стало новым шагом развития русской драматургии.

У многих часто возникает вопрос: почему же при постановке таких проблем и таком развитии сюжетов пьесы "Вишневый сад" и "Чайка" являются комедиями ? Не забывайте, так их определили не критики, а сам автор. Вернитесь к таблице. Какова творческая задача комедии?

Правильно, высмеять порок. Чехов же высмеивает, а лучше сказать, посмеивается - тонко, иронично, красиво и грустно - не столько над пороками, сколько над несообразностями, "неправильностями" жизни современного ему человека, будь то помещик, писатель, доктор или кто-то другой: великая актриса - жадина; знаменитый писатель - подкаблучник; "в Москву, в Москву" - и просидим всю жизнь в провинциальной глуши; помещик из знатного и богатого рода - и собирается идти в банк рядовым служащим, ничего не смысля в банковском деле; денег нет - и даем золотой нищему проходимцу; собираемся преображать мир - и падаем с лестницы… Именно это несоответствие , переполняющее чеховские пьесы (по сути, фундаментальная основа комического), и делает их комедиями в высшем, древнем смысле слова: это настоящие "комедии жизни".

Рубежная эпоха (конец XIX-начало XX вв.) потребовала от драматургов внимания к новым темам и в первую очередь - внимания к самому явлению "человек". М.Горький в пьесе "На дне" рисует страшную модель "дна" человеческого общества, создав на сцене этакую ночлежку-пещеру, словно вместив в нее весь мир современных ему человеческих отношений. Но "дно" для Горького - это не только нищета и неприкаянность. У души тоже есть "дно", и раскрытие глухих темных тайн этой души воплотилось в образах Барона, Клеща, Актера, Костылевых, Пепла… Появление Луки раскрыло ночлежникам не только призрачные возможности другой, "лучшей" жизни, оно высветило в них невозможность противостоять той тьме, тому негативу, который скопился в их душах на протяжении их реальной, фактической жизни. Никто не сделает твою жизнь другой, кроме тебя самого, - таков итог авторских наблюдений за героями драмы. И потому драма Горького "На дне" определяется по жанровой принадлежности как социально-философская. Ключевыми стали для Горького проблемы:

  • В чем действительная правда жизни?
  • Насколько способен сам человек взять в руки свою судьбу? Что ты сделал, чтобы твоя жизнь стала другой, такой, какой ты хотел бы ее видеть?
  • Кого винить, что попытка "спрыгнуть с трамвая" и начать новую жизнь не удалась?
  • Каким следует видеть человека сегодняшнего, современного автору, момента?
  • Жалеть или клеймить? - что действительно помогает человеку?
  • Насколько ответственны общество и среда за жизнь человека? И др.

При проведении анализа драматического произведения Вам пригодятся те навыки, которые Вы получили при выполнении заданий по анализу эпизода произведения.

Будьте внимательны, строго придерживайтесь плана анализа.

Темы 15 и 16 тесно связаны между собой, поэтому удачное выполнение работы возможно только при детальном изучении теоретических материалов по этим темам.

  • А.С.Грибоедов. Комедия "Горе от ума"
  • Н.Гоголь. Комедия "Ревизор"
  • А.Н.Островский. Комедия "Свои люди - сочтемся!"; драмы "Гроза", "Бесприданница"
  • А.П.Чехов. Пьеса "Вишневый сад"
  • М.Горький. Пьеса "На дне"

Как известно, все литературные произведения в зависимости от характера изображаемого относятся к одному из трёх родов : эпосу, лирике или драме .


1 ) Анекдот 2) Апокриф 3) Баллад а 4) Басня 5) Былина

6) Драма 7) Житие 8) Загадка 9) Исторические песни

10)Комедия 11)Легенда 12) Лирика 13) Новелла

14) Ода 15)Очерк 16) Памфлет 17) Повесть

18) Пословицы и поговорки 19) Поэмы 20) Рассказ 21) Роман

22) Сказка 23) Слово 24) Трагедия 25) Частушка 26) Элегия

27) Эпиграмма 28) Эпопея 29) Эпос

Видеоурок ""Литературные роды и жанры""

Литературный род - это обобщённое название группы произведений в зависимости от характера отображения действительности.

ЭПОС (от греч. "повествование") - это обобщённое название произведений, изображающих внешние по отношению к автору события.


ЛИРИКА (от греч. "исполняемое под лиру") - это обобщённое название произведений, в которых нет сюжета, а изображаются чувства, мысли, переживания автора или его лирического героя.

ДРАМА (от греч. "действие") - обобщённое название произведений, предназначенных для постановки на сцене; в драме преобладают диалоги персонажей, авторское начало сведено к минимуму.

Разновидности эпических, лирических и драматических произведений называют видами литературных произведений.

Вид и жанр - понятия в литературоведении очень близкие.

Жанрами называют вариации вида литературного произведения. Например, жанровой разновидностью повести может быть фантастическая или историческая повесть, а жанровой разновидностью комедии - водевиль и т.д. Строго говоря, литературный жанр - это исторически сложившийся тип художественного произведения, содержащий определённые, свойственные данной группе произведений структурные черты и эстетическое качество.

ВИДЫ (ЖАНРЫ) ЭПИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ:

эпопея, роман, повесть, рассказ, сказка, басня, легенда.

ЭПОПЕЯ – крупное художественное произведение, повествующее о значительных исторических событиях. В древности – повествовательная поэма героического содержания. В литературе 19-20 веков появляется жанр роман-эпопея – это произведение, в котором становление характеров главных героев происходит в ходе их участия в исторических событиях.


РОМАН – большое повествовательное художественное произведение со сложным сюжетом, в центре которого – судьба личности.


ПОВЕСТЬ – художественное произведение, занимающее серединное положение между романом и рассказом по объему и сложности сюжета. В древности повестью называли всякое повествовательное произведение.


РАССКАЗ – художественное произведение небольшого размера, в основе которого – эпизод, случай из жизни героя.


СКАЗКА – произведение о вымышленных событиях и героях, обычно с участием волшебных, фантастических сил.


БАСНЯ (от «баять» - рассказывать) – это повествовательное произведение в стихотворной форме, небольшого размера, нравоучительного или сатирического характера.



ВИДЫ (ЖАНРЫ) ЛИРИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ:


ода, гимн, песня, элегия, сонет, эпиграмма, послание.

ОДА (с греч. «песнь») – хоровая, торжественная песня.


ГИМН (с греч. «хвала») – торжественная песня на стихи программного характера.


ЭПИГРАММА (с греч. «надпись») – короткое сатирическое стихотворение насмешливого характера, возникшее в 3 веке до н. э.


ЭЛЕГИЯ – жанр лирики, посвященный печальным раздумьям или лирическое стихотворение, проникнутое грустью. Белинский назвал элегией «песню грустного содержания». Слово «элегия» переводится как «тростниковая флейта» или «жалобная песня». Элегия возникла в Древней Греции в 7 веке до н. э.


ПОСЛАНИЕ – стихотворное письмо, обращение к конкретному лицу, просьба, пожелание, признание.


СОНЕТ (от провансальского sonette – «песенка») – стихотворение из 14 строк, обладающее определенной системой рифмовки и строгими стилистическими законами. Сонет зародился в Италии в 13 веке (создатель – поэт Якопо да Лентини), в Англии появился в первой половине 16 века (Г. Сарри), а в России – в 18 веке. Основные виды сонета – итальянский (из 2-х кат-ренов и 2-х терцетов) и английский (из 3-х катренов и заключительного двустишия).


ЛИРОЭПИЧЕСКИЕ ВИДЫ (ЖАНРЫ):

Драма это один из трех родов литературы (наряду с эпосом и лирикой). Драма принадлежит одновременно театру и литературе: являясь первоосновой спектакля, она вместе с тем воспринимается и в чтении. Она сформировалась на основе эволюции театральных представлений: выдвижение на первый план актеров, соединяющих пантомиму с произносимым словом, знаменовало ее возникновение как рода литературы. Предназначенная для коллективного восприятия, драма всегда тяготела к наиболее острым общественным проблемам и в самых ярких образцах становилась народной; ее основа - социально-исторические противоречия или извечные, общечеловеческие антиномии. В ней доминирует драматизм - свойство человеческого духа, пробуждаемое ситуациями, когда заветное и насущное для человека остается неосуществленным или находится под угрозой. Большинство драм построено на едином внешнем действии с его перипетиями (что соответствует принципу единства действия, который восходит к Аристотелю). Драматическое действие связано, как правило, с прямым противоборством героев. Оно либо прослеживается от завязки до развязки, захватывая большие промежутки времени (средневековая и восточная драма, например «Шакунтала» Калидасы), либо берется лишь в его кульминационном моменте, близком к развязке (античные трагедии или многие драмы нового времени, например «Бесприданница», 1879, А.Н.Островского).

Принципы построения драмы

Классическая эстетика 19 века абсолютизировала эти принципы построения драмы . Рассматривая драму - вслед за Гегелем - как воспроизведение сталкивающихся между собой волевых импульсов («акций» и «реакций»), В.Г.Белинский полагал, что «в драме не должно быть ни одного лица, которое не было бы необходимо в механизме ее хода и развития» и что «решение в выборе пути зависит от героя драмы, а не от события». Однако в хрониках У.Шекспира и в трагедии «Борис Годунов» А.С.Пушкина единство внешнего действия ослаблено, а у А.П.Чехова отсутствует вовсе: здесь одновременно развертывается несколько равноправных сюжетных линий. Нередко в драме преобладает действие внутреннее, при котором герои не столько совершают что-либо, сколько переживают устойчиво-конфликтные ситуации и напряженно размышляют. Внутреннее действие, элементы которого присутствуют уже в трагедиях «Царь Эдип» Софокла и «Гамлет» (1601) Шекспира, доминирует в драме конца 19 - середины 20 века (Г.Ибсен, М.Метерлинк, Чехов, М.Горький, Б.Шоу, Б.Брехт, современная «интеллектуальная» драма, например: Ж.Ануй). Принцип внутреннего действия полемично провозглашен в работе Шоу «Квинтэссенция ибсенизма» (1891).

Основа композиции

Универсальную основу композиции драмы составляет членение ее текста на сценические эпизоды, в пределах которых один момент плотно примыкает к другому, соседнему: изображаемое, так называемое реальное время однозначно соответствует времени восприятия, художественному (см. ).

Членение драмы на эпизоды осуществляется по-разному. В народной средневековой и восточной драме, а также у Шекспира, в «Борисе Годунове» Пушкина, в пьесах Брехта место и время действия меняются часто, что сообщает изображению как бы эпическую свободу. Европейская драма 17-19 веков основывается, как правило, на немногочисленных и пространных сценических эпизодах, совпадающих с актами спектаклей, что придает показанному колорит жизненной достоверности. На максимально компактном овладении пространством и временем настаивала эстетика классицизма; провозглашенные Н.Буало «три единства» сохранились до 19 века («Горе от ума», А.С.Грибоедова).

Драма и высказывание персонажей

В драме решающее значение имеют высказывания персонажей , которые знаменуют их волевые действия и активное самораскрытие, повествование же (рассказы персонажей о происшедшем ранее, сообщения вестников, введение в пьесу авторского голоса) является подчиненным, а то и вовсе отсутствует; произнесенные действующими лицами слова составляют в тексте сплошную, непрерывную линию. Театрально-драматическая речь имеет адресацию двоякого рода: персонаж-актер вступает в диалог со сценическими партнерами и монологически апеллирует к зрителям (см. ). Монологическое начало речи бытует в драме, во-первых, подспудно, в виде включенных в диалог реплик в сторону, не получающих отклика (таковы высказывания чеховских героев, знаменующие всплеск эмоций разобщенных и одиноких людей); во-вторых, в виде собственно монологов, которые выявляют потаенные переживания действующих лиц и тем самым усиливают драматизм действия, расширяют сферу изображаемого, впрямую выявляют его смысл. Соединяя диалогическую разговорность и монологическую риторичность, речь в драме концентрирует апеллятивно-действенные возможности языка и обретает особую художественную энергию.

На исторически ранних этапах (от античности до Ф.Шиллера и В.Гюго) Д., преимущественно стихотворная, широко опиралась на монологи (излияния души героев в «сценах пафоса», высказывания вестников, реплики в сторону, прямые обращения к публике), что сближало ее с ораторским искусством и лирической поэзией. В 19-20 веках склонность героев традиционно-поэтической драме «витийствовать до полного истощения сил» (Ю.А.Стриндберг) нередко воспринимается отчужденно-иронически, как дань рутине и фальши. В драме 19 века, отмеченной пристальным интересом к частной, семейно-бытовой жизни, господствует разговорно-диалогическое начало (Островский, Чехов), монологическая риторика сводится к минимуму (поздние пьесы Ибсена). В 20 веке монолог вновь активизируется в драме, обратившейся к глубочайшим социально-политическим коллизиям современности (Горький, В.В.Маяковский, Брехт) и универсальным антиномиям бытия (Ануй, Ж.П.Сартр).

Речь в драме

Речь в драме, предназначенная для произнесения в широком пространстве театрального помещения, рассчитана на массовый эффект, потенциально звучна, полноголосна, то-есть исполнена театральности («без красноречия нет драматического писателя» - отмечал Д.Дидро). Театр и драма нуждаются в ситуациях, где герой высказывается перед публикой (кульминации «Ревизора», 1836, Н.В.Гоголя и «Грозы», 1859, А.Н.Островского, опорные эпизоды комедий Маяковского), а также в театрализующей гиперболе: драматическому персонажу нужно больше громких и внятно произносимых слов, нежели того требуют изображаемые положения (публицистически яркий монолог одиноко катающего детскую коляску Андрея в 4-м акте «Трех сестер», 1901, Чехова). О тяготении драмы к условности образов говорили Пушкин («Изо всех родов сочинений самые неправдоподобные сочинения драматические». А.С.Пушкин. О трагедии, 1825), Э.Золя и Л.Н.Толстой. Готовность безоглядно предаваться страстям, склонность к внезапным решениям, к острым интеллектуальным реакциям, броскому выражению мыслей и чувств присущи героям драмы гораздо больше, чем персонажам повествовательных произведений. Сцена «соединяет в тесном пространстве, в промежутке каких-нибудь двух часов все движения, которые даже и страстное существо может часто только пережить в долгий период жизни» (Тальма Ф. О сценическом искусстве.). Основной предмет поисков драматурга-значительные и яркие, целиком заполняющие сознание душевные движения, которые являются преимущественно реакциями на происходящее в данный момент: на только что произнесенное слово, на чье-то движение. Мысли же, чувства и намерения, неопределенные и смутные, воспроизводятся драматической речью с меньшей конкретностью и полнотой, чем повествовательной формой. Подобная ограниченность драмы преодолевается ее сценическим воспроизведением: интонации, жесты и мимика актеров (порой фиксируемые писателями в ремарках) запечатлевают оттенки переживаний героев.

Назначение драмы

Назначение драмы, по словам Пушкина, - «действовать на множество, занимать его любопытство» и ради этого запечатлевать «истину страстей»: «Смех, жалость и ужас суть три струны нашего воображнения, потрясаемого драматическим искусством» (А.С.Пушкин. О народной драме и драме «Марфа Посадница», 1830). Драма особенно тесно связана со смеховой сферой, ибо театр упрочивался и развивался в рамках массовых празднеств, в атмосфере игры и веселья: «комедиантский инстинкт» является «первоосновой всякого драматического мастерства» (Манн Т.). В прежние эпохи - от античности и вплоть до 19 века - основные свойства драмы отвечали тенденциям общелитературным и общехудожественным. Преображающее (идеализирующее или гротескное) начало в искусстве доминировало над воспроизводящим, и изображенное заметно отклонялось от форм реальной жизни, так что драма не только успешно соперничала с эпическим родом, но и воспринималась в качестве «венца поэзии» (Белинский). В 19-20 веках стремление искусства к жизнеподобию и натуральности, отозвавшись преобладанием романа и снижением роли драмы (особенно на Западе в первой половине 19 века), вместе с тем радикально видоизменило ее структуру: под воздействием опыта романистов традиционные условность и гиперболизм драматического изображения стали сводиться к минимуму (Островский, Чехов, Горький с их стремлением к бытовой и психологической достоверности образов). Однако и новая драма сохраняет элементы «неправдоподобия». Даже в житейски достоверных пьесах Чехова некоторые высказывания персонажей условно поэтичны.

Хотя в образной системе драма неизменно доминирует речевая характеристика, ее текст ориентирован на зрелищную выразительность и учитывает возможности сценической техники. Отсюда важнейшее требование к драме - ее сценичность (обусловливаемая, в конечном счете, острым конфликтом). Вместе с тем существуют драмы, предназначенные лишь для чтения. Таковы многие пьесы стран Востока, где периоды расцвета драмы и театра порой не совпадали, испанская драма-роман «Селестина» (конец 15 века), в литературе 19 века - трагедии Дж.Байрона, «Фауст» (1808-31) И.В.Гёте. Проблематична установка Пушкина на сценичность в «Борисе Годунове» и особенно в маленьких трагедиях. Театр 20 века, успешно осваивающий практически любые жанровые и родовые формы литературы, стирает былую границу между собственно драмой и драмой для чтения.

На сцене

При постановке на сцене драмы (подобно иным литературным произведениям) не просто исполняется, но переводится актерами и режиссером на язык театра: на основе литературного текста разрабатываются интонационно-жестовые рисунки ролей, создаются декорации, шумовые эффекты и мизансцены. Сценическое «достраивание» драмы, при котором обогащается и в значительной мере видоизменяется ее смысл, имеет важную художественно-культурную функцию. Благодаря ему осуществляются смысловые переакцентуации литературы, которые неминуемо сопутствуют ее жизни в сознании публики. Диапазон сценических интерпретаций драмы, как убеждает современный опыт, весьма широк. При создании обновленного собственно сценического текста нежелательны как иллюстративность, буквализм в прочтении драмы и сведение спектакля к роли ее «подстрочника», так и произвольное, модернизирующее перекраивание ранее созданного произведения - его превращение в повод для выражения режиссером собственных драматургических устремлений. Уважительно-бережное отношение актеров и режиссера к содержательной концепции, чертам жанра и стиля драматургического произведения, а также к его тексту становится императивом при обращении к классике.

Как род литературы

Драма как род литературы включает в себя множество жанров . На протяжении всей истории драмы существуют трагедия и комедия; для Средневековья характерны литургическая драма, мистерия, миракль, моралите, школьная драма. В 18 веке сформировалась драма как жанр, возобладавший в дальнейшем в мировой драматургии (см. ). Распространены также мелодрамы, фарсы, водевили. В современной драме обрели важную роль трагикомедии и трагифарсы, преобладающие в театре абсурда.

У истоков европейской драмы - творчество древнегреческих трагиков Эсхила, Софокла, Еврипида и комедиографа Аристофана. Ориентируясь на формы массовых празднеств, имевших обрядово-культовые истоки, следуя традициям хоровой лирики и ораторского искусства, они создали оригинальную драму, в которой персонажи общались не только друг с другом, но и с хором, выражавшим умонастроения автора и зрителей. Древнеримская драма представлена Плавтом, Теренцием, Сенекой. Античной драме поручалась роль общественного воспитателя; ей присущи философичность, величие трагедийных образов, яркость карнавально-сатирической игры в комедии. Теория драмы (прежде всего трагедийного жанра) со времен Аристотеля выступила в европейской культуре одновременно как теория словесного искусства в целом, что свидетельствовало об особой значимости драматического рода литературы.

На Востоке

Расцвет драмы на Востоке относится к более позднему времени: в Индии - с середины 1-го тысячелетия нашей эры (Калидаса, Бхаса, Шудрака); древнеиндийская драма широко опиралась на эпические сюжеты, мотивы вед и песеннолирические формы. Крупнейшие драматурги Японии - Дзэами (начало 15 века), в творчестве которого драма впервые получила законченную литературную форму (жанр ёкёку), и Мондзаэмон Тикамацу (конец 17 - начало 18 века). В 13-14 веках сформировалась светская драма в Китае.

Европейская драма Нового времени

Европейская драма Нового времени, опираясь на принципы античного искусства (главным образом в трагедиях), вместе с тем наследовала традиции средневекового народного театра, преимущественно комедийно-фарсового. Ее «золотой век» - английская и испанская ренессансная и барочная драма Титанизм и двойственность ренессансной личности, ее свобода от богов и одновременно зависимость от страстей и власти денег, целостность и противоречивость исторического потока воплотились у Шекспира в истинно народной драматической форме, синтезирующей трагическое и комическое, реальное и фантастическое, обладающей композиционной свободой, сюжетной многоплановостью, сочетающей тонкий интеллект и поэтичность с грубым фарсом. Кальдерон де ла Барка воплотил идеи барокко: дуалистинность мира (антиномия земного и духовного), неизбежность страданий на земле и стоическое самоосвобождение человека. Классикой стала и драма французского классицизма; трагедии П.Корнеля и Ж.Расина психологически глубоко развернули конфликт личного чувства и долга перед нацией и государством. «Высокая комедия» Мольера сочетала традиции народного зрелища с принципами классицизма, а сатиру на общественные пороки - с народной жизнерадостностью.

Идеи и конфликты эпохи Просвещения отразились в драмах Г.Лессинга, Дидро, П.Бомарше, К.Гольдони; в жанре мещанской драмы была подвергнута сомнению универсальность норм классицизма, произошла демократизация драмы и ее языка. В начале 19 века наиболее содержательную драматургию создали романтики (Г.Клейст, Байрон, П.Шелли, В.Гюго). Пафос свободы личности и протест против буржуазности передавались через яркие события, легендарные или исторические, облекались в исполненные лиризма монологи.

Новый подъем западноевропейской драмы относится к рубежу 19-20 веков.: Ибсен, Г.Гауптман, Стриндберг, Шоу сосредоточивают внимание на острых социально-нравственных конфликтах. В 20 веке традиции драмы этой эпохи унаследовали Р.Роллан, Дж.Пристли, Ш.О’Кейси, Ю.О’Нил, Л.Пиранделло, К.Чапек, А.Миллер, Э.де Филиппо, Ф.Дюрренматт, Э.Олби, Т.Уильямс. Заметное место в зарубежном искусстве занимает так называемая интеллектуальная драма, связанная с экзистенциализмом (Сартр, Ануй); во второй половине 20 века сложилась драма абсурда (Э.Ионеско, С.Беккет, Г.Пинтер и др.). Острые социально-политические коллизии 1920-40х отразились в творчестве Брехта; его театр - подчеркнуто рационалистический, интеллектуально напряженный, откровенно условный, ораторский и митинговый.

Русская драма

Статус высокой классики русская драма обрела начиная с 1820-30-х (Грибоедов, Пушкин, Гоголь). Многожанровая драматургия Островского с ее сквозным конфликтом человеческого достоинства и власти денег, с выдвижением на первый план жизненного уклада, отмеченного деспотизмом, с ее сочувствием и уважением к «маленькому человеку» и преобладанием «жизнеподобных» форм стала решающей в формировании национального репертуара 19 века. Психологические драмы, исполненные трезвого реализма, создал Л.Н.Толстой. На рубеже 19-20 веков драма претерпела радикальный сдвиг в творчестве Чехова, который, постигнув душевную драму интеллигенции своего времени, облек глубокий драматизм в форму скорбно-иронического лиризма. Реплики и эпизоды его пьес связаны ассоциативно, по принципу «контрапункта», душевные состояния героев выявляются на фоне обычного течения жизни с помощью подтекста, разработанного Чеховым параллельно с символистом Метерлинком, которого интересовали «тайны духа» и скрытый «трагизм повседневной жизни».

У истоков отечественной драмы советского периода - творчество Горького, продолженное историко-революционными пьесами (Н.Ф.Погодин, Б.А.Лавренев, В.В.Вишневский, К.А.Тренёв). Яркие образцы сатирической драмы создали Маяковский, М.А.Булгаков, Н.Р.Эрдман. Жанр пьесы-сказки, сочетающий светлый лиризм, героику и сатиру, разработан Е.Л.Шварцем. Социально-психологическая драма представлена творчеством А.Н.Афиногенова, Л.М.Леонова, А.Е.Корнейчука, А.Н.Арбузова, позже - В.С.Розова, А.М.Володина. Л.Г.Зорина, Р.Ибрагимбекова, И.П.Друцэ, Л.С.Петрушевской, В.И.Славкина, А.М.Галина. Производственная тема составила основу социально острых пьес И.М.Дворецкого и А.И.Гельмана. Своеобразную «драму нравов», сочетающую социально-психологический анализ с гротескно-водевильной струей, создал А.В.Вампилов. На протяжении последнего десятилетия имеют успех пьесы Н.В.Коляды. Драма 20 века порой включает в себя лирическое начало («лирические драмы» Метерлинка и А.А.Блока) или повествовательное (Брехт называл свои пьесы «эпическими»). Использование повествовательных фрагментов и активного монтажа сценических эпизодов нередко придает творчеству драматургов колорит документальности. И вместе с тем именно в этих драмах откровенно разрушается иллюзия достоверности изображаемого и отдается дань демонстрированию условности (прямые обращения персонажей к публике; воспроизведение на сцене воспоминания или мечты героя; вторгающиеся в действие песенно-лирические фрагменты). В середине 20 века распространяется документальная драма, воспроизводящая реальные события, исторические документы, мемуарную литературу («Милый лжец», 1963, Дж.Килти, «Шестое июля», 1962, и «Революционный этюд», 1978, М.Ф.Шатрова).

Слово драма произошло от греческого drama, что в переводе означает - действие.

Андреев Л. Жизнь человека. Мысль (сравнительный анализ пьесы «Мысль» с одноименным рассказом). Екатерина Ивановна. (Концепция панпсихизма).

Ануй Ж. Антигона. Медея. Жаворонок. (Тема женщины)

Арбузов А.Н. Таня. Сказки Старого Арбата.

Аристофан. Облака. Лисистрата. (Абсолютная комедиография)

Беккет С. Звук шагов. В ожидании Годо. (Драматургия «потока сознания»)

Брехт Б. Трехгрошовая опера. Мамаша Кураж и ее дети. (Эпическая драма)

Бомарше. Женитьба Фигаро. (Идеальный канон классицистской пьесы)

Булгаков М.А. Дни Турбиных. Бег. Зойкина квартира.

Володин А. Пять вечеров. Старшая сестра. Ящерица.

Вампилов А. Старший сын. Прошлым летом в Чулимске. Утиная охота.

Гете И.-Г. Фауст. («Вечная драма» или идеальная «пьеса-для-чтения»)

Гоголь Н.В. Ревизор. Женитьба. Игроки. (Мистический символизм фантазма реальной действительности)

Горин Г. Чума на оба ваших дома. Дом, который построил Свифт. (Игровая реминисценция)

Горький М. На дне. Мещане. (Социальная драма)

Грибоедов А. Горе от ума. (Идеальный канон классицизма)

Еврипид. Медея. (Женская тема)

Ибсен Х. Привидения. Кукольный дом. Пер Гюнт. («Новая драма»)

Ионеско Э. Лысая певица.Носорог. (Антипьеса и антитеатр)

Кальдерон. Поклонение кресту. Жизнь есть сон. Стойкий принц.

Корнель П. Сид. (Трагедия идеального героя)

Лермонтов М.Ю. Маскарад. (Драма романтической трагедии)

Лопе де Вега. Собака на сене. Овечий источник. (Жанровый полифонизм)

Метерлинк М. Слепые. Чудо святого Антония. Синяя птица.

Мольер Ж.-Б. Мещанин во дворянстве. Тартюф. Дон Жуан. Плутни Скапена.

Островский А.Н. Бесприданница. Снегурочка. Лес. Без вины виноватые. Горячее сердце. («Лишние люди России» на сцене российского театра)

Пушкин А.С. Борис Годунов. Маленькие трагедии.

Радзинский Э. Театр времен Нерона и Сенеки. Разговоры с Сократом.

Расин Ж. Федра. («Психологическая трагедия»)

Розов В.С. Вечно живые. («Пафос без пафоса»)

Пиранделло Л. Шесть персонажей в поисках автора. («Театральность пьесы»)

Софокл. Эдип-царь. Эдип в Колоне. Антигона. («золотое сечение» драмы)

Стоппард Т. Розенкранц и Гильденстерн мертвы. (Трагизм маленького человека)

Сухово-Кобылин А.В. Свадьба Кречинского. Дело. Смерть Тарелкина. (Драматургия русского космизма)

Тургенев И.С. Месяц в деревне. Нахлебник. (Нюансы психологизма)

Чехов А.П. Чайка. Три сестры. Дядя Ваня. Вишневый сад. (Комедия человеческой жизни)

Шекспир У. Гамлет. Король Лир. Макбет. Сон в летнюю ночь.

Шоу Б. Пигмалион. Дом, который разбивает сердца.

Эсхил. Персы. Прометей Прикованный. («трагический миф»)

V. ТЕМЫ И ВОПРОСЫ ПО КУРСУ «ТЕОРИЯ ДРАМЫ»

(с указанием персоналий)

1. Равновесие изобразительных и выразительных начал в драме: диалектика «эпоса» и «лироса» («музыкальность» как ритм и полифония). Персоналии: Гегель, Белинский, Вагнер, Ницше.

2. Действие как внутренняя и внешняя форма драмы: «подражание действию действием». Персоналии: Аристотель, Брехт.

3. Внешняя и внутренняя архитектоника драматического произведения: акт-картина-явление; монолог-диалог-ремарка-пауза.

5. Образное и событийное моделирование действия в драме. Персоналии: Эсхил, Софокл, Шекспир, Пушкин, Чехов.

6. Природа драматического конфликта: внешняя и внутренняя коллизия.

7. Типология драматического конфликта.

8. Способы организации драматического конфликта по линии: образ – идея – персонаж (действующее лицо).

9. Коллизия и интрига в сюжетном развитии пьесы.

10. Структурообразующие и структурно содержательные элементы фабулы: «перипетия», «узнавание», «мотив выбора» и «мотив решения».

11. Драматический характер: образ – герой – действующее лицо – персонаж – роль – образ.

12. Персонаж и глубинные уровни развития действия: «мотив», «актантные модели», «типическое» и «архетипическое».

13. Дискурс и персонаж: уровни и зоны драматического выказывания.

14. Поэтика драматической композиции: структурный анализ.

15. Проблема соотношения композиционных элементов драмы с действенным (событийным) анализом пьесы.

16. Жанровая природа драматургии: комическое и трагическое.

17. Эволюция жанра: комедия. Персоналии: Аристофан, Данте, Шекспир, Мольер, Чехов.

18. Эволюция жанра: трагедия. Персоналии: Эсхил, Софокл, Еврипид, Сенека, Шекспир, Кальдерон, Корнель, Расин, Шиллер.

19. Процессы интеграции в смешанных драматических жанрах: мелодрама, трагикомедия, трагифарс.

20. Эволюция жанра: драма – от «сатировой» и «натуралистической» к «эпической». Персоналии: Дидро, Ибсен, Чехов, Шоу, Брехт.

21. Эволюция жанра: символистская драма – от «литургической» к «мистической». Персоналии: Ибсен, Метерлинк, Андреев.

22. Общая эволюция жанра: от драмы к «антидраме» экзистенциализма и абсурда. Персоналии: Сартр, Ануй, Беккет, Ионеско, Пинтер, Мрожек.

23. Форма, стиль и стилизация в драматическом искусстве: эпоха – направление – автор.

24. Текст, подтекст, контекст в драме. Персоналии: Чехов, Станиславский, Немирович-Данченко, Буткевич.

25. «Монодрамный» принцип развертывания действия в классической трагедии. Персоналии: Софокл («Эдип-царь»), Шекспир («Гамлет»), Кальдерон («Стойкий принц»), Корнель («Сид»), Расин («Федра»).

26. Свободный принцип саморазвивающегося действия в драматическом произведении. Персоналии: Шекспир («Король Лир»), Пушкин («Борис Годунов»).

27. Драматический характер в комической ситуации: комедии положений, комедии ошибок, комедия характеров. Персоналии: Менандр, Теренций, Шекспир, Мольер, Гоцци, Гольдони, Бомарше.

28. Принципы развертывания действия в комедии: темпоритмическая организация пьесы. Персоналии: Шекспир («Укрощение строптивой»), Мольер («Плутни Скапена»), Бомарше («Женитьбы Фигаро»).

29. Парадоксы и противоречия в драме романтизма (Мюссе).

30. «Фантастический реализм» в русской драматургии: от гротеска до фантасмагории «космизма». Персоналии: Гоголь («Ревизор»), Сухово-Кобылин («Смерть Тарелкина»).

31. Сравнительный анализ исследовательского метода натурализма (Золя, Доде, Боборыкин) и художественного метода русской «натуральной школы» (Гоголь, Тургенев, Сухово-Кобылин).

32. Организация действия в символистской драме. Персоналии: Метерлинк («Сестра Беатриса»), Андреев («Жизнь Человека»).

33. Ретроспективная организация действия в аналитической драме. Персоналии: Софокл («Эдип-царь»), Ибсен («Привидения»).

34. Принципы построения эпической драмы (понятие дубль-системы). Персоналии: Брехт («Мамаша Кураж ее дети»).

35. Соотношение темы и идеи в интеллектуальной драме. На примере анализа одноименных произведений: «Медея» Еврипида и Ануя; «Антигона» Софокла и Ануя.

37. Принципы взаимодействия фабулы и сюжета в комедии Грибоедова «Горе от ума». (На примере постановки В.Э. Мейерхольда «Горе уму».)

38. Композиционные принципы в драме абсурда. Персоналии: Беккет («В ожидании Годо»), Ионеско («Лысая певица»).

39. Миф, сказка, действительность в пьесах Шварца. «Дракон», «Обыкновенное чудо».

40. Миф, история, реальность и личность в пьесах Радзинского («Театр времен Нерона и Сенеки», «Разговоры с Сократом»).

41. Внутренний конфликт как способ поэтизации героики и быта в советской драматургии. Персоналии: Вишневский («Оптимистическая трагедия»), Володин («Пять вечеров»), Вампилов («Утиная охота»).

42. Игровой театр в пьесах Горина («Дом, который построил Свифт», «Чума на оба ваших дома», «Шут Балакирев»).

43. Драматургические трансформации «женской темы» (от трагедии Еврипида до пьес Петрушевской, Разумовской, Садур).