Контрольное тестирование по музыке за I четверть (7 класс). Контрольное тестирование по музыке за I четверть (7 класс) Важное свойство музыкального содержания обобщение или подробность

  • 13.06.2019

В чём состоит сущность, музыкального содержания (2 час)

  1. Обобщение важнейшее свойство музыкального содержания (на примере I части «Лунной сонаты Л. Бетховена).

Музыкальный материал:

  1. Л. Бетховен. Соната № 14 для фортепиано. I часть (слушание); II и III части (по желанию педагога);
  2. Л. Бетховен. Симфония № 7, I и II части (по желанию педагога);
  3. Л. Бетховен, русский текст Э. Александровой. «Дружба» (пение).

Характеристика видов деятельности:

  1. Анализировать способы воплощения содержания в музыкальных произведениях.
  2. Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с точки зрения единства содержания и формы (с учётом критериев, представленных в учебнике).
  3. Осваивать выдающиеся образцы западноевропейской музыки (эпоха венского классицизма).

В поисках понимания музыкального содержания бессильны логические законы и методы анализа. Мы верим музыке как раз вопреки всякой логике, верим лишь потому, что она воздействует на нас бесспорно и очевидно. А можно ли не верить тому, что существует в нас самих?

Каждый, кому приходилось задумываться над той тайной, какую заключает в себе музыкальное содержание, наверное, чувствовал: музыка говорит нам о чём-то большем, что неизмеримо шире и богаче нашего опыта, нашего знания о жизни.

Так, слушая, например, «Лунную» сонату Бетховена, мы можем представить картину лунной ночи: не просто одной какой-то ночи в конкретной местности, с конкретным пейзажем, а именно духа лунной ночи с её таинственными шорохами и ароматами, с бескрайним звёздным небом необозримым, загадочным.

Однако исчерпывается ли содержание этого произведения только пейзажными ассоциациями? Ведь слушая эту сонату, мы можем представить и тоскливую муку неразделённой любви, разлуку и одиночество, всю горечь человеческой печали.

И все эти такие разные представления не будут противоречить характеру бетховенской сонаты, её сосредоточенно созерцательному настроению. Ибо она повествует нам о печали - не просто печали лунной ночи, но всей печали мира, всех его слезах, страданиях и тоске. И всё, что способно вызвать эти страдания, может стать объяснением содержания сонаты, в которой каждый угадывает свой собственный душевный опыт.

Большинство из вас знает «Лунную сонату» и по-настоящему любит её. Сколько бы раз мы ни слушали эту волшебную музыку, она покоряет нас своей красотой, глубоко волнует могучей силой воплощённых в ней чувств.
Для того чтобы испытать на себе неотразимое воздействие музыки этой сонаты, можно и не знать, при каких жизненных обстоятельствах она была сочинена; можно не знать и того, что сам Бетховен называл её «сонатой-фантазией», а название «Лунная», уже после смерти композитора, присвоили ей с лёгкой руки одного из друзей Бетховена - поэта Людвига Рельштаба. В поэтической форме Рельштаб выразил свои впечатления от сонаты, в первой части которой он увидел картину лунной ночи, тихой глади озера и безмятежно плывущей по ней лодки.
Я думаю, что, прослушав сегодня эту сонату, вы согласитесь со мной, что такое толкование весьма далеко от действительного содержания бетховенской музыки и название «Лунная» - как бы мы к нему ни привыкли - вовсе не соответствует характеру и духу этой музыки.
Да и надо ли вообще «присочинять» к музыке какие-то собственные программы, если мы знаем реальные жизненные обстоятельства, при которых она была создана, и какие, следовательно, мысли и чувства владели композитором при её создании.
Вот если вы будете знать, хоть в общих чертах, историю возникновения «Лунной сонаты», я не сомневаюсь в том, что и слушать, и воспринимать её будете по-иному, чем слушали и воспринимали до сих пор.
Я уже рассказывал о том глубоком душевном кризисе, который пережил Бетховен и который был запечатлён в его Гейлигенштадтском завещании. Именно накануне этого кризиса и, несомненно, приблизив и заострив его, в жизни Бетховена произошло важное для него событие. Как раз в это время, когда он ощутил приближение глухоты, он почувствовал (или, во всяком случае, ему так показалось), что впервые в жизни к нему пришла настоящая любовь. О своей очаровательной ученице, юной графине Джульетте Гвиччарди он стал думать, как о своей будущей жене. «...Она меня любит, и я её люблю. Это - первые светлые минуты за последние два года», - писал Бетховен своему врачу, надеясь, что счастье любви поможет ему одолеть свой страшный недуг.
А она? Она, воспитанная в аристократической семье, свысока смотрела на своего учителя - пусть знаменитого, но незнатного происхождения, да к тому же ещё и глохнущего. «К несчастью, она принадлежит к другому сословию», - признавался Бетховен, понимая, какая пропасть лежит между ним и его возлюбленной. Но Джульетта и не могла понять своего гениального учителя, она была для этого слишком легкомысленна и поверхностна. Она нанесла Бетховену двойной удар: отвернулась от него и вышла замуж за Роберта Галленберга - бездарного сочинителя музыки, зато графа...
Бетховен был великим музыкантом и великим человеком. Человеком титанической воли, могучего духа, человеком высоких помыслов и глубочайших чувств. Представляете себе, как велики должны были быть и его любовь, и его страдания, и его стремление одолеть эти страдания!
«Лунная соната» и была создана в эту трудную пору его жизни. Под настоящим её названием «Sonata quasi una Fantasia» то есть «Соната вроде фантазии», Бетховен написал: «Посвящается графине Джульетте Гвиччарди» ...
Вслушайтесь теперь в эту музыку! Вслушайтесь в неё не только своим слухом, но и всем своим сердцем! И, может быть, теперь вы услышите в первой части такую безмерную скорбь, какой никогда раньше и не слышали;
во второй части - такую светлую и в то же время такую печальную улыбку, какой раньше и не замечали;
и, наконец, в финале - такое бурное кипение страстей, такое неимоверное стремление вырваться из оков печали и страданий, какое под силу только подлинному титану. Бетховен, поражённый несчастьем, но не согнувшийся под его тяжестью, и был таким титаном.
«Лунная соната» приблизила нас к миру бетховенской скорби и бетховенских страданий, к той глубочайшей бетховенской человечности, которая уже более полутора столетий волнует сердца миллионов людей, даже тех, кто никогда серьёзно и не вслушивался в настоящую музыку.

Точно так же и радостная музыка открывает нам все радости мира, всё, от чего люди смеются и веселятся.

Тема радости звучит во многих произведениях Бетховена, включая знаменитую Девятую симфонию, в финал которой (впервые в истории симфонической музыки!) Бетховен ввёл хор и солистов, поющих могучий гимн - «Оду к радости» на слова Шиллера.
Но Седьмая симфония - одно из немногих сочинений Бетховена, где радость, восторженная, буйная радость возникает не как завершение борьбы, не в процессе преодоления трудностей и преград, а так, словно борьба, приведшая к этой победной радости, прошла где-то раньше, не увиденная и не услышанная нами.
Но Бетховен не был бы Бетховеном, если бы отдался во власть стихийной радости бездумно, забыв о сложностях и превратностях реальной жизни.
В Седьмой симфонии, как и в большинстве других симфоний Бетховена, четыре части. Первой из этих частей предшествует большое медленное вступление. Многие критики услышали в этом вступлении отзвуки той любви к природе, о которой Бетховен сам часто говорил. С природой связано, например, многое в его Шестой симфонии, сочинять которую, по его собственным словам, ему помогали кукушки, иволги, перепела и соловьи.
Во вступлении к Седьмой симфонии, действительно, не трудно услышать картину утреннего пробуждения природы. Но, как и всё у Бетховена, природа здесь тоже могучая, и если это восходит солнце, то уже первые его лучи освещают всё вокруг ярким и жгучим светом. А может быть, это также и далёкие отзвуки той борьбы, которая всё же была и была, очевидно, не лёгкой...
Но вот вступление закончилось, и Бетховен буквально обрушивает на нас стихию радости. Три части симфонии заполнены ею. Если бы существовал такой инструмент, которым можно было бы измерять силу напряжения музыки, силу чувств, ею выраженных, то в одной Седьмой симфонии Бетховена мы, вероятно, обнаружили бы столько радости, сколько её нет во всех сочинениях, взятых вместе у многих других композиторов.
Какое чудо искусства и, если хотите, чудо жизни! Бетховен, чья жизнь была вовсе лишена радости, Бетховен, сказавший как-то в отчаянии: «О, судьба, дай мне хоть один день чистой радости!» - сам дал человечеству своим искусством бездну радости на много веков вперёд!
Разве это не чудо, в самом деле: переплавлять в буйную радость безмерные страдания, из мёртвой глухоты вызывать к жизни ослепительные яркие звучания!..
Но три радостные части Седьмой симфонии - это первая часть, третья и четвертая. А вторая?
Вот тут-то Бетховен и остался верен правде жизни, которую познал на своём личном многотрудном опыте. Даже те из вас, кто никогда раньше не слышал Седьмой симфонии, возможно, узнают музыку её второй части. Это скорбная музыка - не то песня, не то марш. В ней нет ни героических, ни трагических нот, какие обычно звучат в траурных маршах Бетховена. Но она полна такой искренней, сердечной печали, что её часто исполняют на гражданских панихидах, в скорбные дни похорон выдающихся, дорогих всем нам людей.
Даже более светлый эпизод, проявляющийся в середине этой части (так же, в сущности, происходит и в траурном марше Шопена, написанном полвека спустя), не лишает эту музыку её общего скорбного тона.
Удивительную жизненную правдивость придаёт эта часть всей симфонии, словно говоря: все мы стремимся к радости, радость - это прекрасно! Но, увы, не только из радости соткана наша жизнь...
Именно эта часть была дважды повторена по требованию публики при первом исполнении симфонии. Именно эта часть относится к числу прекраснейших и популярнейших страниц бетховенской музыки. (Д. Б. Кабалевский. Беседы о музыке для юношества).

Мы видим, что музыка обладает свойством обобщать все похожие явления мира, что, выражая в звуках какое-либо состояние, она всегда даёт неизмеримо больше, чем может вместить опыт души одного человека.

Не только радости и печали, но все сказочные чудеса, все богатства фантазии, всё таинственное и волшебное, что скрыто в непостижимых глубинах жизни,- всё это заключает в себе музыка, главный выразитель невидимого, чудесного, сокровенного.

Вопросы и задания:

  1. Назовите известные вам музыкальные произведения, в которых бы воплощались основные человеческие чувства - радость, печаль, злость, восторг и т. д.
  2. Послушайте эти стихотворения. Как вам кажется, какое из них наиболее соответствует образу «Лунной» сонаты Бетховена? Объясните свой выбор.

Презентация

В комплекте:
1. Презентация, ppsx;
2. Звуки музыки:
Бетховен. Симфония № 7:
1 часть. Poco sostenuto-Vivace, mp3;
2 часть. Allegretto, mp3;
Бетховен. Симфония № 9, Ода К радости (финал), mp3;
Бетховен. Соната № 14:
1 часть. Adagio sostenuto (2 варианта исполнения: симфонического оркестра и фортепиано), mp3;
2 часть. Allegretto (ф-но), mp3;
3 часть. Presto agitato (ф-но), mp3;
3. Сопровождающая стаья, docx.

Средством которого является звук и тишина. Наверное, любой человек в своей жизни слышал хоть раз журчание ручейка в лесу. Не напоминает ли оно вам мелодичную музыку? А шум весеннего дождя по крыше - разве это не похоже на мелодию? Именно тогда, когда человек начал вокруг себя замечать подобные детали, он осознал, что его повсюду окружает музыка. Это искусство звуков, создающих вместе уникальную гармонию. И человек стал учиться у природы. Однако для того, чтобы создать гармоничную мелодию, недостаточно было простого понимания того, что музыка - это искусство. Чего-то не хватало, и люди стали экспериментировать, искать средства передачи звуков, самовыражаться.

Как появилась музыка?

Человек со временем научился через песню выражать свои эмоции. Песня, таким образом, была первой музыкой, созданной самим человеком. Ему захотелось впервые с помощью мелодии рассказать о любви, этом замечательном чувстве. Первые песни были сложены именно о ней. Затем, когда пришло горе, человек задумал исполнить песню и о нем, выразить и показать в ней свои чувства. Так возникли панихиды, погребальные песни, церковные песнопения.

Для поддержания ритма со времени развития танца появилась исполненная телом самого человека музыка - щелканье пальцами, хлопки в ладоши, удары в бубен или в барабан. Именно барабан и бубен - первые музыкальные инструменты. Человек с их помощью научился производить звук. Эти инструменты являются настолько древними, что их появление тяжело отследить, поскольку их можно найти у всех народов. Музыка сегодня фиксируется с помощью нот, а реализуется она в процессе исполнения.

Как музыка влияет на наше настроение?

Характеристика музыки по звучанию и построению

Также музыку можно охарактеризовать по звучанию и построению. Одна звучит более динамично, другая - спокойно. Музыка может иметь четкий гармоничный ритмический рисунок, а может обладать рваным ритмом. Множество элементов определяет общее звучание различных композиций. Рассмотрим четыре термина, которыми интересуются наиболее часто: лад, динамика, минусовка и ритм.

Динамика и ритм в музыке

Динамика в музыке - нотные понятия и обозначения, связанные с громкостью ее звучания. Относятся к динамике резкие и постепенные изменения в музыке, громкость, акцент и несколько других терминов.

Ритм представляет собой соотношение долготы нот (или звуков) в их последовательности. Он построен на том, что некоторые ноты звучат несколько дольше, чем другие. Все они объединяются вместе в музыкальном потоке. Ритмические вариации рождает соотношение длительности звуков. Объединяясь, эти вариации образуют ритмический рисунок.

Лад

Лад как понятие в музыке имеет множество определений. Он занимает в гармонии центральное место. Приведем несколько определений лада.

Ю.Д. Энгель считает, что это схема построения некоторого звукового ряда. Б.В. Асафьев - что это организация тонов в их взаимодействии. И.В. Способин указывал на то, что лад - система связей звуков, объединенная некоторым тоническим центром - одним звуком или созвучием.

Музыкальный лад по-своему определяли различные исследователи. Однако ясно одно - благодаря ему гармонично звучит музыкальное произведение.

Минусовка

Рассмотрим следующее понятие - минусовка. Его непременно следует раскрыть, говоря о том, что такое музыка. Определение минусовки следующее - это композиция, из которой был удален вокал, или же в ней отсутствует звучание некоторого музыкального инструмента. Одна либо несколько партий инструментов и/или вокала отсутствует в минусовке, которая/которые до изменения композиции присутствовала(и) в изначальном варианте. Самая распространенная форма ее - удаление из песни слов так, что музыка звучит одна, без текста.

В данной статье мы рассказали вам о том, что такое музыка. Определение этого прекрасного вида искусства было представлено лишь кратко. Конечно, тем, кому она интересна на глубоком, профессиональном уровне, имеет смысл изучить ее теорию и практику, законы и основы. Наша статья ответы дает лишь на некоторые вопросы. Музыка - это искусство, изучать которое можно очень долго.

Муниципальное Автономное Образовательное Учреждение гимназия №26 города Томска

Контрольное тестирование по музыке за I четверть

(по программе Науменко Т.И, Алеева В.В.)

7 класс

Составила: Жукова Любовь Ивановна,

учитель музыки,

Г. Томск

2016 год

Итоговый контроль №1 по музыке (вопросы)

7 класс

А) истинному пониманию природы Не слепок, не бездушный лик.

2. Чтобы у художника появилось истинное произведение искусства, нужно:

А) ничего

В) увидеть и понять

3. Какого композитора осенила мелодия (в оратории «Сотворение мира), выражаюшая рождение света, и он воскликнул: «Это не от меня, это свыше!»

А) И. Брамс

Б) М. Глинка

В) И. Гайдн

4. Природа в III

А) живой, бушующей

Б) спокойной, умиротворенной

В) бушующей и умиротворенной

А) единство содержание

В) единство формы

А) непрограммную

Б) программную

А) одно Б) два В) три

А) от литературной программы

А) подробности

Б) обобщение

В) оба ответа верны

А) все печали мира

Б) все радости мира

В) печаль и радость героя

А) море и корабль Синдбада

В) Князь Гвидон

Итоговый контроль №1 по музыке (ответы)

7 класс

1.Чему нас учит в большей степени Ф. Тютчев в своем стихотворении:

Не то, что мните вы, природа,

А) истинному пониманию природы Не слепок, не бездушный лик.

Б) воображению В ней есть душа, в ней есть свобода,

В) применению даров природы В ней есть любовь, вне есть язык.

2. Чтобы у художника появилось подлинное произведение искусства, нужно:

А) ничего

Б) увидеть, понять и воплотить

В) увидеть и понять

3. Композитор, которого осенила мелодия (в оратории «Сотворение мира), выражаюшая рождение света, и он воскликнул: «Это не от меня, это свыше!»

А) И. Брамс

Б) М. Глинка

В) И. Гайдн

4. Природа в III части концерта «Лето» (из цикла «Времена года») А. Вивальди предстает:

А) живой, бушующей

Б) спокойной, умиротворенной

В) бушующей и умиротворенной

5. Какая идея объединяет стихотворение Ф. Тютчева, картину И. Репина и И. Айвазовского (стр.4 учебника), музыку А. Вивальди:

А) единство содержания

Б) единство содержания и формы

В) единство формы

6. Какую музыку трудно объяснить словами:

А) непрограммную

Б) программную

В) имеющую название («Лес», «Шехеразада», «Ночь в Мадриде» и другие)

7. Сколько настроений в пьесе П. Чайковского «Ноябрь. На тройке»:

А) одно Б) два В) три

8. Этюд №12 А. Скрябина – доказательство того, что выразительность содержания музыкального произведения не всегда зависит:

А) от литературной программы

Б) от средств музыкальной выразительности

В) от личного опыта композитора

9. Основу творчества в искусстве составляет (выбери лишнее):

А) выражение чувств и мыслей незнакомых людей

Б) выражение чувства и мысли, пережитые автором

В) личный опыт поражений и побед

10. Что является важнейшим свойством музыкального содержания:

А) подробности

Б) обобщение

В) оба ответа верны

11. Какие чувства обобщает музыка «Лунной сонаты» Л. Бетховена:

А) все печали мира

Б) все радости мира

В) печаль и радость героя

12. Н. Римский-Корсаков в симфонической сюите «Шехеразада» использует в качестве программы названия отдельных частей (выбери лишнее):

А) море и корабль Синдбада

Б) рассказ Календера - царевича

В) Князь Гвидон

Музыка, как конечный результат смешения звуков и тишины во времени, передаёт эмоциональную атмосферу, тонкие чувства человека написавшего её.

Согласно трудам некоторых учёных, музыка обладает свойством влиять как на психологическое, так и физическое состояние человека. Естественно, такое музыкальное произведение имеет свой характер, заложенный создателем либо целенаправленно, либо не осознанно.

Определение характера музыки по темпу и звучанию.

Из работ В. И. Петрушина, российского музыканта и педагога-психолога, можно выделить следующие основы музыкального характера в произведении:

  1. звучание и медленный темп передают эмоции печали. Охарактеризовать такое музыкальное произведение можно как грустное, передающее скорбь и уныние, несущее в себе сожаление о невозвратном светлом прошлом.
  2. звучание и медленный темп несут в себе состояние покоя, удовлетворённости. Характер музыкального произведения в данном случае заключает в себе умиротворённость, созерцание и уравновешенность.
  3. Минорное звучание и быстрый темп предлагают эмоции гнева. Характер музыки можно обозначить страстным, взволнованным, напряжённо-драматическим.
  4. Мажорная окраска и быстрый темп, несомненно, передают эмоции радости, обозначающиеся оптимистическим и жизнеутверждающим, весёлым и ликующим характером.

Следует подчеркнуть, что такие элементы выразительности в музыке, как , динамика, тембр и средства гармонии являются очень важными для отражения какой-либо из эмоций, от них сильно зависит яркость передачи музыкальной характерности в произведении. Если провести эксперимент, и проиграть одну и ту же мелодию в мажорном или минорном звучании, быстром или медленном темпе, то мелодия будет передавать уже совсем другую эмоцию и, соответственно, общий характер музыкального произведения поменяется.

Соотношение характера музыкального произведения и темперамента слушателя.

Если сравнивать опусы классических композиторов с произведениями современных мастеров, то можно проследить некую тенденцию в развитии музыкальной окраски. Она становится всё более сложной и многогранной, а вот эмоциональный фон, характер, существенно не подвергается изменениям. Следовательно, характер музыкального произведения это константа, не подвергающаяся изменениям по истечении времени. Произведения, написанные 2-3 века назад, так же воздействуют на слушателя, как и в период популярности у современников.

Выявлено, что человек выбирает музыку для прослушивания не только исходя из своего настроения, но неосознанно учитывая свой темперамент.

  1. Меланхолик – медленная минорная музыка, эмоция – печаль.
  2. Холерик – минорная, быстрая музыка – эмоция – гнев.
  3. Флегматик – медленная мажорная музыка – эмоция – спокойствие.
  4. Сангвиник – мажорная, быстрая музыка – эмоция – радость.

Абсолютно все музыкальные произведения имеют свой характер и темперамент. Их изначально заложил автор, руководствуясь чувствами и эмоциями в момент создания. Однако не всегда слушатель может расшифровать именно то, что хотел донести автор, так как восприятие субъективно, проходит через призму ощущений и эмоций слушателя, исходя из его личного темперамента.

Содержание в музыке - внутренний духовный облик произведения; то, что выражает музыка. Всякое художественное содержание имеет три стороны - предметную (фабульную), эмоциональную и идейную («Книга по эстетике для музыкантов», М.-София, 1983, с. 137). Центральные понятия музыкального содержания - идея (чувственно воплощённая муз. мысль) и музыкальный образ (непосредственно открывающийся музыкальному чувству целостно выраженный характер , а также музыкальное запечатление чувств и душевных состояний ). Важнейшая и специфическая сторона музыкального содержания - красота, прекрасное, вне котоporo нет искусства (там же, с. 39). Доминирование высоких эстетических, художественных чувств красоты и гармонии (сквозь призму которых преломляются и низшие, обыденные чувства и эмоции) позволяет музыке выполнять важнейшую социальную функцию возвышения человеческой личности.
Форма в музыке - звуковая реализация содержания с помощью системы элементов и их отношений. Зародыш данной Формы музыкальной и мобильный динамичный её импульс - интонационный комплекс , наиболее непосредственно отражающий суть идейно-образного содержания и представляющий реализацию ядра муз. мысли средствами ритма, лада и фактуры. Музыкальная мысль (идея, образ) воплощается в метрической организации, мотивной структуре мелодии, аккордике, контрапункте, тембрах и т. д .; полностью она реализуется в целостной Форме музыкальной, в логическом развитии через систему повторений, контрастов, отражений, в совокупности различных смысловых функций частей Формы музыкальной. Техника композиции (Форма музыкальная) служит полноте выражения муз. мысли, созданию эстетически полноценного художественного целого, достижению красоты (напр., в гармонии технические правила обусловливают «гармоническую красоту», по словам П. И. Чайковского).
Форма музыкальная и содержание едины . Любые, в т. ч. тончайшие, оттенки художественных чувств непременно выражены какими-либо средствами Формы музыкальной, любые технические детали служат выражению содержания (даже если это не поддаётся словесной формулировке). Внепонятийность муз. художественного образа, не позволяющая адекватно воспроизвести его языком словесной речи, может с достаточной степенью достоверности схватываться специфическим художественно-техническим аппаратом муз.-теоретического анализа, что доказывает единство содержания и Формы музыкальной. Ведущим , творящим фактором в этом единстве всегда является отлившееся в интонацию содержание . Притом функция творчества - не только отражающая, пассивная, но также и «демиургическая», предполагающая создание новых художественных, эстетических, духовных ценностей (не существующих в отражаемом предмете как таковом). Форма музыкальная представляет собой выражение муз. мысли в рамках исторического и социально детерминированного интонационного строя и соответствующего звукового материала. Муз. материал организуется в Форму музыкальную на основе коренного различения повторения и неповторения ; все конкретные Формы музыкальные - различные типы повторения.
Даже после того, как музыка вычленилась из первоначального «мусического» триединства слово - напев - телодвижение (греческая хорея), Форма музыкальная сохраняет органичную связь со стихом, шагом, танцем («В начале был ритм», по словам X. Бюлова).