Оценочная функция социальных норм. Социальное регулирование

  • 22.09.2019

Регулятивная. Эти нормы устанавливают правила поведения в обществе, регламентируют социальное взаимодействие. Регулируя жизнь общества, они обеспечивают стабильность его функционирования, поддержание социальных процессов в необходимом состоянии, упорядоченность общественных отношений. То есть социальные нормы упорядочивают и регулируют поведение людей, способствуют нормальному функционированию общества.

Оценочная. Социальные нормы служат основанием оценки социально-значимого поведения конкретных субъектов (моральное – аморальное, правомерное – неправомерное).

Трансляционная (передающая). В социальных нормах сконцентрированы достижения человечества в организации общественной жизни, созданная поколениями культура отношений, опыт (в том числе негативный) общественного устройства. В виде социальных норм этот опыт, культура не только сохраняются, но и передаются следующим поколениям (через образование, воспитание, просвещение и т. д.).

Классификация социальных норм. Социальные нормы чрезвычайно разнообразны, поскольку разнообразны и регулируемые ими общественные отношения. Социальные нормы можно классифицировать по различным основаниям (критериям).

- политические нормы (правила, регулирующие отношения по поводу осуществления политической власти, управления обществом). Довольно интересен свод политических норм, предлагаемый итальянским мыслителем и государственным деятелем XVI в. Н. Макиавелли – «государь должен быть скупым», «в борьбе за власть следует казаться благодетельнее своего противника», «государь должен держать слово только в том случае, если ему это выгодно» и т. д.;

- экономические нормы (правила, регулирующие отношения по поводу производства и распределения материальных благ);

- культурные нормы (правила, регулирующие поведение людей в непроизводственной сфере общества; здесь прежде всего имеются в виду нормы, регулирующие творческую, спортивную и иную деятельность по реализации интересов человека);

- эстетические нормы (правила, связанные с представлениями о красоте человеческих поступков, а также о внешних проявлениях красивого и безобразного);

- религиозные нормы (правила, регулирующие отношения верующих друг с другом, с религиозными организациями, религиозные обряды и т. п.).

По механизму действия социальные нормы подразделяют на социально-автономные и социально-гетерономные, что отражает различные способы воздействия социальных норм на поведение личности:

- социально-автономные нормы – это правила поведения, основанные на внутреннем убеждении личности (например, моральные нормы);

- социально-гетерономные нормы – это правила поведения, внешние по отношению к личности человека, навязанные извне, их выполнение строго регламентировано и обеспечено принуждением извне (например, юридические нормы).

По способу образования различаются нормы, складывающиеся спонтанно, стихийно (обычаи, традиции) и устанавливаемые сознательно (директивно), к ним можно отнести нормы права, корпоративные нормы и др.

По признаку закрепления в каких-либо формах социальные нормы подразделяют на формально определенные (нормы права, религиозные нормы) и формально неопределенные (нормы морали).

По характеру воздействия на социальную среду нормы подразделяются на прогрессивные и регрессивные:

- прогрессивные нормы способствуют внесению в общественные отношения позитивных изменений;

- регрессивные нормы оказывают на общественные отношения деструктивное воздействие.

С точки зрения юридической науки основной классификацией социальных норм является классификация, критерием которой выступает способ обеспечения социальных норм . На этом основании все социальные нормы подразделяются на две группы: правовые нормы и иные (неправовые) социальные нормы.

Правовые нормы и по способу формирования, и по способу обеспечения связаны с государством. Они устанавливаются или санкционируются государственной властью, с одной стороны, и обеспечиваются силой государственного принуждения – с другой.

Иные социальные нормы формируются иными социальными институтами и обеспечиваются иными негосударственными мерами воздействия.

В зависимости от особенностей формирования и обеспечения иных (неправовых) социальных норм они подразделяются на четыре основных вида:

1. Обычаи (традиции, обряды, ритуалы)– исторически сложившиеся правила поведения общего характера, вошедшие в привычку людей в результате многократного повторения и являющиеся регулятором общественных отношений. С точки зрения способа формирования обычаи складываются исторически, естественным путем как устоявшиеся и наиболее приемлемые варианты поведения; они формируются обществом независимо от государства. С точки зрения способа обеспечения обычаи поддерживаются прежде всего силой привычки; кроме этого, как и все социальные нормы, они обеспечены силой общественного мнения.

2. Нормы морали (нравственности) – общие правила поведения, основанные на представлениях людей о добре, зле, чести, долге, справедливости и т. п. категориях, поддерживаемые внутренним убеждением личности и силой общественного мнения.

Мораль – важнейший социальный институт, одна из форм общественного сознания. Она представляет собой известную совокупность исторически складывающихся и развивающихся жизненных принципов, взглядов, оценок, убеждений и основанных на них норм поведения, определяющих и регулирующих отношения людей друг к другу, обществу, государству, семье, коллективу, окружающей действительности. Приведенное определение отражает лишь наиболее общие черты морали. Фактически же содержание и структура этого явления глубже, богаче и включает в себя также психологические моменты – эмоции, интересы, мотивы, установки и другие слагаемые. Однако главное в морали – это представления о добре и зле .

С точки зрения способа формирования нормы морали складываются в обществе, впитываются личностью в процессе социализации, внедряются в сознание путем воспитания. С точки зрения способов обеспечения специфичной для нравственных норм является поддержка силой внутреннего убеждения личности; помимо этого нормы нравственности поддерживаются силой общественного мнения, причем для них этот способ более значим, чем для других социальных норм.

3. Корпоративные нормы (нормы организаций)– правила поведения, установленные тем или иным объединением людей, регулирующие отношения между членами этого объединения и поддерживаемые мерами воздействия самих этих общественных объединений. Примерами таких норм могут быть уставы всевозможных общественных объединений, клубов по интересам, например, клуба любителей кошек, клуба филателистов, домовых комитетов и т. д.

С точки зрения и способов формирования, и способов обеспечения эти нормы связаны с различными негосударственными объединениями граждан, они устанавливаются этими объединениями самостоятельно, с целью упорядочить их взаимоотношения в процессе общения по интересам. При этом граждане самостоятельно вводят меры воздействия на тех членов объединения, которые нарушают установленные им нормы. Самой значительной мерой обеспечения корпоративных норм является исключение из членов данного общества.

4. Религиозные нормы – правила, установленные различными вероисповеданиями и обязательные для верующих. Они содержатся в религиозных книгах – Ветхом и Новом завете, Коране, Сунне и др. Этими нормами определяются порядок организации и деятельности религиозных объединений, регламентируется порядок отправления обрядов, порядок церковной службы.

Истории известны целые эпохи, когда многие религиозные нормы носили юридический характер, регулировали некоторые политические государственные, гражданско-правовые, брачно-семейные и иные отношения. В ряде современных исламских стран Коран и Сунна являются основой религиозных, правовых и моральных норм, регулирующих все стороны жизни мусульман. К нарушителям религиозных норм применяются меры воздействия, предусмотренные данной религией – от казни, что нередко происходило в прошлом, до порицания.

В рамках любой религии можно условно выделить две части: онтологическую (описание, объяснение, оценка и предсказание судьбы универсума. Например, «Вначале Бог сотворил небо и землю») и этическую. В последней части и сформулированы религиозные нормы – правила поведения, позволяющие при их соблюдении вести последователям соответствующей религии «истинную» (праведную, правильную и т. д.) жизнь.

См. Лазарев В. В., Липень С. В. Указ. соч. С. 179.

См.: Теория государства и права: учебник / под ред. А. С. Мордовца, В. Н. Синюкова. М., 2005. С. 209; Пособие по теории государства и права. СПб., 2001 / под научн. ред. проф. А. Г. Хабибулина. С. 131.

Матузов Н. И., Малько А. В. Указ. соч. С. 219.

Теория государства и права: учебник / под ред. к.ю.н., доцента П. В. Анисимова. М. : ЦОКР МВД России, 2005. С. 110.

Социальные нормы - общие правила и образцы поведения, сложившиеся в обществе в результате длительной практической деятельности людей, в ходе которой были выработаны оптимальные стандарты и модели правильного поведения.

Каждое общество имеет свою определенную систему норм, ценностей, эталонов и т.п. Причем нормы регулируют не только поведение и обязанности членов этого общества, но и определяют, задают цели существования – как отдельных людей, так и всего общества. Система норм зависит от уровня социально-экономического, политического, духовного развития данного общества, а также от производственных и общественных отношений. Социальные нормы формируются неизбежно как следствие коммуникации и кооперации людей, они являются внутренне присущей и основополагающей составной частью любой формы социализации человека. Не существует ни одного общества или группы людей без системы норм, определяющих их поведение.

Социальные нормы выполняют многообразные функции: ориентационную, регулирующую, санкционирующую, информационную, коррекционную, воспитательную и др. В нормах заложены определенные способы действия, в соответствии с которыми индивиды направляют, организуют и оценивают свою деятельность, регулируют свое поведение. Социальные нормы ориентируют на формирование целей поведения человека, но содержат и требования относительно средств их достижения.

В отношении социальных норм возможно различное их понимание, которое влечет за собой разные направления их изучения:

Социальные нормы - как средства социальной регуляции поведения индивидов и групп; - социальные нормы - как совокупность требований и ожиданий, которые предъявляет социальная общность к своим членам

Первое из этих пониманий носит функциональный оттенок. Иными словами, нормы рассматриваются инструментально, динамично. При этом предполагается, что они известны или, как минимум, доступны для обнаружения и фиксации. С другой стороны, представляет интерес не та или иная конкретная норма, а каков механизм их действия вообще, каковы закономерности их возникновения, существования, смены иными нормами? Как возможно практическое использование изучаемых закономерностей?

Второе понимание имеет, скорее, феноменологическую окраску. При этом представляют интерес вопросы содержательного характера в отношении конкретных норм, вопросы их качественного отличия и сходства.

Социальные нормы выполняют многие функции и охватывают все стороны нашей жизни. Благодаря нормам общество избавляется от необходимости регулировать одни и те же акты индивидуального поведения. Естественно, регулирование происходит в соответствии с господствующей системой ценностей, потребностей, интересов, идеологии. Тем самым социальные нормы оказываются инструментом целеполагания. Столь же естественно они становятся инструментом прогнозирования, социального контроля и коррекции отклоняющегося поведения в социальной среде, а также стимулирования творческой и социальной активности человека.

Следует заметить, что исследование социальных норм сопряжено с определенными трудностями, обусловленными тем, что ответа на вопрос о генезисе и механизмах возникновения нормы не могут дать ни гносеология, ни психология, ни медицина, ни социология по отдельности. Норма объективно является точкой пересечения многих социальных процессов, поэтому ее изучение имеет междисциплинарное значение.

Различают три способа возникновения и функционирования социальных норм:

  • стихийный (естественный);
  • планомерно-сознательный (целенаправленный) и
  • смешанный.

Причем при каждом из этих механизмов могут возникнуть любые виды социальных норм, и в каждом случае обнаруживаются свои, присущие конкретному механизму особенности генезиса норм.

Происхождение норм может быть вызвано естественными процессами. Можно наблюдать саморазвитие социальных норм, обычно функционирующих в виде обычаев, традиций, ритуалов и т.п. Создание и трансформация социальных норм в результате целенаправленной, упорядоченной деятельности - искусственный процесс. Их возникновение есть продукт человеческого сознания, опыта, культуры. Но хотя этот процесс и искусственный, но он не утрачивает объективности, ибо в качестве своих предпосылок имеет объективно сложившиеся условия.

Роль социальной нормы в общественном процессе состоит в том, что она является средством закрепления практического опыта людей и познания, а затем воплощения их в социальную практику на более высоком, эффективном уровне.

Выяснение сущности нормы как целостной системы станет более завершенным, когда мы выделим, из многообразия признаков различных видов норм вообще основные свойства нормы составляющие ее структуру, характеризующие диалектическую природу. Такими основными свойствами социальной нормы являются:

  • объективность отражения действительности;
  • однозначность (непротиворечивость);
  • историчность (преемственность);
  • обязательность воспроизводства;
  • относительная устойчивость (стабильность);
  • динамичность (изменчивость);
  • формальная определенность (внешняя завершенность);
  • степень распространенности, обращенность в будущее;
  • оптимальность; .
  • возможность ее измерения;
  • организующая, регулирующая способность;
  • превентивность;
  • коррекционно-воспитательная способность.

Социальные нормы имеют жизненно важное значение для общества:

  • поддерживают порядок, равновесие в обществе;
  • подавляют скрытые в человеке биологические инстинкты "окультуривают" человека;
  • помогают человеку приобщиться к жизни общества, социализироваться.

Функции:

- Регулятивная. Эти нормы устанавливают правила поведения в обществе, регламентируют социальное взаимодействие. Регулируя жизнь общества, они обеспечивают стабильность его функционирования, поддержание социальных процессов в необходимом состоянии, упорядоченность общественных отношений. Словом, социальные нормы поддерживают определенную системность общества, условия его существования как единого организма.

- Оценочная. Социальные нормы выступают в общественной практике критериями отношения к тем или иным действиям, основанием оценки социально значимого поведения конкретных субъектов (моральное – аморальное, правомерное – неправомерное).

- Трансляционная. Можно сказать, что в социальных нормах сконцентрированы достижения человечества в организации общественной жизни, созданная поколениями культура отношений, опыт (в том числе негативный) общественного устройства. В виде социальных норм этот опыт, культура не только сохраняются, но и «транслируются» в будущее, передаются следующим поколениям (через образование, воспитание, просвещение и т. д.).

Для того чтобы существовать в социальном мире, человеку необходимы общение и сотрудничество с другими людьми. Но существенным для реализации совместного и целенаправленного действия должно быть такое положение, при котором люди имеют общее представлен о том, как им действовать правильно, а как неправильно, в каком направлении прилагать свои усилия. При отсутствии подобного представления нельзя добиться согласованных действий. Таким образе человек, как существо социальное, должен создавать множество общепринятых шаблонов поведения, для того чтобы успешно существовать в обществе, взаимодействуя с другими индивидами. Подобные шаблоны поведения людей в обществе, регулирующие это поведение в определенном направлении, называют социальными нормами.

Главное общественное предназначение социальной нормы может быть сформулировано как регуляция социальных отношений и поведения людей. Регулирование отношений через социальные нормы обеспечивает добровольное и сознательное сотрудничество людей.

Регулятивная - это одна из главных функций социальных норм. По большому счету ее суть заключается регламентировании, упорядочивании взаимодействия людей и их объединений. Тем самым стабилизировать и организовывать общество, а также создавать основу для его существования и развития общества.
Другой не маловажной функцией является оценочная . Являясь эталонами и образцами социально необходимого или допустимого поведения. Оценочная функция является в каком-то роде критерием отношения к конкретным актам поведения людей и их объединений как аморальным либо нравственным и т.д.
Но не стоит забывать о важности трансляционной функции. Так как в социальных нормах сконцентрирована и историческая память людей и их общностей относительно оптимальных форм их взаимоотношений в рамках общества. Ведь знание о различных типа нормах передаются через систему образования, а нормы поведения, в свою очередь, передаются от поколения к поколению, таким образом, на протяжении многих лет, и закладывается возможность использования исторического опыта нормативного регулирования в новых условиях.

Социальные нормы выполняют ряд важных социальных функций:

  • Социализации - нормы являются средством приобщения людей к определенному социальному и культурному опыту.
  • Трансляции культуры - передача ее от поколения к поколению.
  • Социального контроля - нормы регламентируют поведение индивидов.
  • Социальной интеграции - с помощью норм поддерживается социальная и внутригрупповая сплоченность.
  • Сакрализации - нормы освящают различные социальные отношения и объекты, как реальные, так и вымышленные. Нормы не видны до тех пор, пока они не нарушаются. Нарушение социальных норм может быть признаком анемии в обществе.

Существуют различные классификации социальных норм. Наиболее важным является разделение социальных норм в зависимости от особенностей их возникновения и реализации. По данному основанию выделяют пять разновидностей социальных норм: нормы морали, нормы обычаев, корпоративные нормы, религиозные нормы и правовые нормы.

Нормы морали представляют собой правила поведения, которые являются производными от представ?лений людей о добре и зле, о справедливости и не?справедливости, о хорошем и плохом. Реализация этих норм обеспечивается общественным мнением и внутренним убеждением людей.

Нормы обычаев - это правила поведения, вошед?шие в привычку в результате их многократного повторения. Реализация обычных норм обеспечивается силой привычки. Обычаи морального содержания называют нравами.

Разновидностью обычаев считаются традиции, которые выражают стремление людей сохранить определенные идеи, ценности, полезные формы поведения. Другая разновидность обычаев - это ритуалы, регламентирующие поведение людей в бытовой, семейной и религиозной сферах.

Корпоративными нормами называют правила поведения, установленные общественными организациями. Их реализация обеспечивается внутренним убеждением членов этих организаций, а также самими общественными объединениями.

Под религиозными нормами понимаются правила поведения, содержащиеся в различных священных книгах либо установленные церковью. Реализация данного вида социальных норм обеспечивается внутренними убеждениями людей и деятельностью церкви.

Правовые нормы - это правила поведения, уставленные или санкционированные государством, церкви вовые нормы это права д, у новленные или санкционированные государством, а иногда и непосредственно народом, реализация которых обеспечивается авторитетом и принудительной силой государства.

Все социальные нормы, действующие в современном обществе, подразделяются по двум основаниям:
по способу их установления (создания);
- по средствам охраны их требований от нарушений. На основе этого выделяются следующие виды социальных норм:
1. Нормы права - правила поведения, которые устанавливаются и охраняются государством.
2. Нормы морали (нравственности) - правила поведения, которые устанавливаются в обществе в соответствии с моральными представлениями людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, долге, чести, достоинстве и охраняются силой общественного мнения или внутренним убеждением.
3. Нормы общественных организаций представляют собой правила поведения, которые устанавливаются самими общественными организациями и охраняются с помощью мер общественного воздействия, предусмотренных уставами этих организаций.
4. Нормы обычаев - это правила поведения, сложившиеся в определенной общественной среде и в результате их многократного повторения вошедшие в привычку людей. Особенность этих норм поведения состоит в том, что они исполняются в силу привычки, ставшей естественной жизненной потребностью человека.
5. Нормы традиций выступают в виде наиболее обобщенных и стабильных правил поведения, которые возникают в связи с поддержанием выверенных временем прогрессивных устоев определенной сферы жизнедеятельности человека (например, семейные, профессиональные, военные, национальные идругие традиции).
6. Нормы ритуалов представляют собой такую разновидность социальных норм, которая определяет правила поведения людей при совершении обрядов и охраняется мерами морального воздействия. Ритуальные нормы широко используются во время проведения национальных праздников, бракосочетаний, официальных встреч государственных и общественных деятелей. Особенность реализации норм ритуалов - их красочность и театрализованность.
Деление социальных норм проводится не только по способу их установления и охраны от нарушений, но и по содержанию. По этому признаку выделяются политические, технические, трудовые, семейные нормы, нормы культуры, религии и другие.

Существует множество классификаций социальный норм, предлагаемых учеными в юридической литературе, такое многообразие классификаций можно объяснить тем, что в основу той или иной классификации положены различные классификационные критерии. Наиболее распространена их систематизация по двум критериям:

1. По сфере действия социальных норм различают экономические, политические, религиозные, экологические и др. Границы между ними проводятся в зависимости от сферы жизни общества, в которой они действуют, от характера общественных отношений – предмета регулирования. Экономические нормы имеют особое значение для нашей страны в условиях становления рыночной экономики и являются саморегулирующимися началами хозяйственной деятельности общества. Политические нормы призваны регулировать отношения социальных групп, граждан к государственной власти, отношения между народами, участие народа в целом и отдельно взятых социальных групп в государственной власти, организации государства, взаимоотношения государства с другими организациями политической системы общества. Религиозные нормы регулируют отношения верующих людей к Богу, церкви, друг другу, строение и функции религиозных организаций. Религиозные нормы имеют большое значение. Существование различных вероисповеданий и направлений диктует необходимость выделения свода морально-этических установлений – составной части религиозных вероучений. Религиозные каноны представляют собой регулятивную систему, действующую в обществе с древнейших этапов развития человечества. Особую роль в возможности существования и признания религиозных норм сыграло положение «Всеобщей декларации прав человека»: «Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии; это право включает свободу менять свою религию или убеждение как единолично. Так и сообща с другими, публичным или частным порядком в учении, богослужении и выполнении религиозных и ритуальных обрядов».;

2. По механизму (или регулятивным особенностям): мораль, право, обычаи и корпоративные нормы. Здесь различие кроется в процессе формирования норм, формы их фиксации, характера регулятивного воздействия и способах и методах обеспечения.

Количество социальных норм огромно. По содержанию выделяют разное количество видов социальных норм в зависимости от того, каким образом различают регулируемые социальными нормами общественные отношения. Здесь нет четкой классификации.

Традиционно выделяют:

  • Политические нормы (правила, регулирующие отношения по поводу осуществления политической власти, управления обществом);
  • Экономические нормы (правила, регулирующие отношения по поводу производства и распределения социальных благ);
  • Культурные нормы (правила, регулирующие поведение людей в непроизводственной сфере общества; здесь прежде всего имеются в виду нормы, регулирующие творческую, спортивную и иную деятельность по реализации интересов человека);
  • Эстетические нормы (правила, связанные с представлениями о красоте человеческих поступков, а также о внешних проявлениях красивого и безобразного);
  • Религиозные нормы (правила, регулирующие отношения верующих друг с другом, с религиозными организациями, религиозные обряды и т.п.);
  • Иные социальные нормы.

По механизму действия социальные нормы подразделяют на социальноавтономные и социальногетерономные, что отражает различные способы воздействия социальных норм на поведение личности.

Социальноавтономные нормы - это правила поведения, основанные на внутреннем убеждении личности (например, моральные нормы).
Социальногетерономные нормы - это правила поведения, внешние по отношению к личности человека, навязанные извне, их выполнение строго регламентировано и обеспечено принуждением извне (например, юридические нормы).
С точки зрения юридической науки основной классификацией социальных норм является классификация, критерием которой выступает способ формирования и способ обеспечения социальных норм. На этом основании все социальные нормы подразделяются на две группы: правовые нормы и иные социальные нормы.
Правовые нормы и по способу формирования, и по способу обеспечения связаны с государством. Они устанавливаются или санкционируются государственной властью, с одной стороны, и обеспечиваются силой государственного принуждения, с другой.
Иные социальные нормы формируются иными социальными институтами и обеспечиваются иными - негосударственными - мерами воздействия. В зависимости от особенностей формирования и обеспечения иных (неправовых) социальных норм они подразделяются на три основных вида:

Обычаи - исторически сложившиеся правила поведения общего характера, вошедшие в привычку людей в результате многократного повторения и являющиеся регулятором общественных отношений.

С точки зрения способа формирования обычаи складываются исторически, естественным путем как устоявшиеся и наиболее приемлемые варианты поведения; они формируются обществом независимо от государства. С точки зрения способа обеспечения обычаи поддерживаются прежде всего силой привычки; кроме этого, как и все социальные нормы, они обеспечены силой общественного мнения.

Нормы морали (нравственности) - общие правила поведения, основанные на представлениях людей о добре, зле, чести, долге, справедливости и т.п. категориях, поддерживаемые внутренним убеждением личности и силой общественного мнения.
С точки зрения способа формирования нормы нравственности складываются в обществе, впитываются личностью в процессе социализации, внедряются в сознание путем воспитания. С точки зрения способов обеспечения специфичной для нравственных норм является поддержка силой внутреннего убеждения личности; помимо этого нормы нравственности поддерживаются силой общественного мнения, причем для них этот способ более значим, чем для других социальных норм.

Корпоративные нормы - правила поведения, установленные тем или иным объединением людей, регулирующие отношения между членами этого объединения и поддерживаемые мерами воздействия самих этих общественных объединений.
Примерами таких норм могут быть уставы всевозможных общественных объединений, клубов по интересам, например, клуба любителей кошек, клуба филателистов, домовых комитетов и т.д.

С точки зрения и способов формирования, и способов обеспечения эти нормы связаны с различными негосударственными объединениями граждан, они устанавливаются этими объединениями самостоятельно, с целью упорядочить их взаимоотношения в процессе общения по интересам. При этом граждане самостоятельно вводят меры воздействия на тех членов объединения, которые нарушают установленные им нормы. Самой значительной мерой обеспечения корпоративных норм является исключение из членов данного общества.

Все классификации социальных норм тесно пересекаются друг с другом. Охарактеризовать отдельную группу социальных норм можно, лишь отразив ее особенности с точки зрения различных классификаций.

Социальная норма: сущность понятия

Поведение человека или более широких социальных групп уже в течение достаточно долгого времени регулируется при помощи принятых в обществе социальных норм. Они необходимы, в первую очередь, для того, чтобы интересы и потребности одного индивида соответствовали потребностям и интересам более широких кругов и не нарушали их свободу, а также не посягали на безопасность.

Социальная норма – это один из аспектов, который исследуется социологической наукой. Термин «норма» имеет латинское происхождение (норма – руководящее начало, рациональное правило, образец поведения).

Определение 1

В социологии норма – это социально определяемые и санкционируемые способы действовать, быть или думать. Таким образом, норма – это некоторый образец, который выступает в качестве ключевого при выборе человеком его способа мышления или модели поведения.

Исследованиями социальных норм в социологии занимались такие ученые, как Ж. Пиаже, Г. Зиммель, А. Штутцер, Р. Лалив. Все они рассматривали социальную норму как очень сложное образование, которое обладает многоуровневостью и разнообразием, поскольку наше общество неоднородно, и зачастую каждому сообществу необходимо закрепление индивидуальных социальных норм.

Социальные нормы обладают своими свойствами, о которых неоднократно упоминает в своих трудах Й. Эльстер. Он группирует их следующим образом:

  • Нормы могут поддерживаться не только санкциями, но также и эмоциями, которые возникают у сообщества в случае их нарушения. Причем, эмоции стоит учитывать не только у наблюдателей, но и самого действующего лица (нарушителя).
  • Норма является императивным образованием, которая в свою очередь выступает еще и предписанием к определенным действиям, которые человек совершает ежедневно в своей социальной, экономической, политической и духовной жизни;
  • Норма является социальной ровно в той мере, в которой она разделяется с другими членами общества, а также поддерживается официально предпринятыми санкциями, которые не противоречат законам гуманизма, а также не притесняют права и свободы других граждан, относящихся к другим сообществам (например, по конфессиональному или национальному признаку);

Функции социальных норм

Социальные нормы выступают в качестве эталона действий и поведения человека в обществе. безусловно, обладая разнообразием направлений, а также достаточно разнообразной видовой структурой, социальные нормы обладают и своим уникальным функционалом. Различные исследователи сходятся во мнении о том, что социальные нормы выполняют следующие ключевые функции:

  • Регулятивная функция – направлена на создание ряда ограничений в возможных действиях человека, а также в его поведении в рамках общественной системы;
  • Оценочная функция – формирует возможность адекватно классифицировать и оценивать поступки окружающих с позиции «законны-незаконные» или «хорошие-плохие»;
  • Функция социализации – способствует успешному функционированию личности в обществе. социализация может быть двух уровней – первичная и вторичная, и на каждом уровне выдвигаются свои особенные социальные нормы поведения.

Эти три ключевые функции, которые выполняют социальные нормы любой разновидности. Существует четвертая функция социальной нормы – трансляционная. Она направлена не только на выявление социальной нормы, но и на ее дальнейшую передачу остальным членам общества. Также трансляционная функция заключается в передаче социальных норм (обычаев, норм морали, сакральных норм) по наследству, от старшего поколения младшему.

Таким образом происходит сохранение социальных норм, их ценности и значимости для конкретного общества. Безусловно, по прошествии определенного времени эти нормы будут меняться под влиянием разных внешних факторов, но их смысл и значимость останется прежней, что особо важно для функции трансляции.

Виды социальных норм

Замечание 1

Социальные нормы – это неоднородное образование, в связи с чем многие исследователи данной области обнаружили их несколько основных видов, которые отличаются по тем или иным аспектам.

Но в социологической науке существует традиционное видовое подразделение. Таким образом, социальные нормы принято актуализировать по способам их формирования, а также дальнейшего обеспечения в социуме. Отсюда выделяются следующие социальные нормы: обычаи, нормы морали, нормы отдельных общественных организаций, а также непосредственно нормы права. Ниже мы охарактеризуем каждый вид отдельно и укажем на их ключевые особенности формирования и реализации.

Обычаи, которые формируются в широких общественных слоях благодаря их естественному происхождению, а также в результате многократного повторения наиболее рациональных действий. В каждом сообществе, даже на современном этапе, существуют уже устоявшиеся обычаи, которые считаются нормой (например, празднование какого-либо значимого события).

Нормы морали, формирующиеся благодаря естественным историческим факторам на основе представлений человека о нравственности. Реализация таких норм напрямую зависит от общественного воздействия. На сегодняшний день все еще существуют некоторые сообщества (в основном те, где правят традиционные нормы и ценности), и нормы морали сильно отличаются от тех, к которым привыкли мы.

Нормы отдельных общественных организаций, которые создаются этими же организациями. Ключевая цель таких норм заключается в упорядочении отношений между членами в пределах этой организации. Такие нормы реализуются благодаря уставу, а также своду правил поведения в организации, с коллективом и в условиях работы с внеорганизационными объектами (другими компаниями, клиентами и заказчиками из иных служб).

Нормы права, которые устанавливаются и санкционируются непосредственно высшими органами власти и государством. Их реализация исполняется благодаря выдвигаемым требованиям, а в случае неповиновения применяются средства государственного принуждения.

Средства регулирования

Классификация ценностей. Механизмы возникновения и действия ценностей.

Социальные ценности и ценностные ориентации.

Вопросы

1. Социальные нормы: понятие, функции, классификация, средства регулирования.

1. Социальные нормы: понятие, функции, классификация,

Обществу внутренне присуща потребность к сохранению своей целостности. Отражаясь в общественном сознании, эта потребность превращается в форму соответствующих социальных идеалов, оценок, норм, ценностей.

Нормы, ценности и ориентации – важнейшие элементы общества и регуляторы социальной деятельности людей.

Под социальными нормами чаще всего понимают совокупность требований и ожиданий, которые предъявляет социальная общность (группа), организация, класс и общество к своим членам с целью осуществления деятельности (поведения) установленного образца.

Социальная норма является одной из сложных форм выражения социальных отношений. Она состоит из множества элементов, каждый из которых обладает различными свойствами, способными к тому же изменятся в достаточно широких пределах. В социальной норме находит воплощение общественная воля, осознанная социальная необходимость. Именно этим она отличается от так называемых квазинорм. Последние чаще всего носят грубый, насильственный характер, сковывают инициативу, творчество.

Социальные нормы прошли длительный исторический путь, вместе с развитием общества. На начальном этапе человечества социальные нормы составляли нечто единое. Однако по мере расслоения общества происходила дифференциация социальных норм, возрастало разнообразие и количество социальных норм.

Социальная норма выполняет следующие функции: социализирует личность; мотивирует и оценивает поведение; унифицирует деятельность; социально ориентирует; согласует интересы и средства контроля.

Каждая из функций социальных норм не абсолютно самостоятельна, а взаимодействует с другими. Кроме этого, проявление любой из функций зависит от разновидности социальных норм. Содержание функции определяется конкретно-историческими условиями, экономической базой, политической системой, социальной структурой и т.п.

Главное общественное предназначение социальной нормы может быть сформулировано как регуляция социальных отношений и поведения людей.

Регулирование отношений через социальные нормы обеспечивает добровольное и сознательное сотрудничество людей. Это очень важно так, как долговременная стабильность, согласие и прогресс в обществе не может быть достигнуты через насилие и принуждение, через политическое, идеологическое и психологическое манипулирование людьми. Такие средства (методы) влекут за собой ответную психологическую и иную реакцию отторжения источника такого принуждения.



Социальные нормы согласовывают действия отдельных личностей и групп, приводят их в соответствие с интересами группы и общества.

Функциональная роль социальных норм заключается, прежде всего, в том, что социальный субъект действует в соответствие с их предписаниями, или требует от других субъектов соответствующего поведения.

Функция нормы состоит в том, чтобы исключить влияние случайных, чисто субъективных мотивов и обстоятельств. Нормы призваны обеспечить надежность, предсказуемость, стандартность и общепринятость поведения. Они формируют ожидаемое поведение, понятное окружающим людям.

Социальная значимость нормы во многом определяется содержанием, актуальностью и направленностью передаваемой информации, в результате чего социальная норма становится регулятором человеческого поведения и общественных отношений.

При этом различные виды деятельности в разных обществах нормированы не в одинаковой степени. Содержание и способы нормирования различны в разных культурах.

В социальных нормах более или менее точно определены или подразумеваются границы обязательного и допустимого.

Классификация норм

В современном мире, для реализации многочисленных и разнообразных целей общества, наряду с социальными нормами существует множество других норм (технические, технологические, экономические, политические и др.). При определенных условиях так называемые «не социальные» нормы могут приобрести социальный характер. Например, современные технические нормы в виде различных стандартов, ГОСТов, технических требований приобретают статус социальных норм, их нарушение приводит к тяжелым, порой драматическим последствиям. Социальные нормы могут быть классифицированы по многим основаниям.

Можно условно выделить следующие группы норм:

1. Общие нормы. Нормы, поддерживающие порядок в отношениях как обществе в целом, так и в составляющих его группах.

2. Экономические нормы дают приемлемые критерии хозяйственной деятельности, целесообразности и профессионализма, практичности и эффективности.

3. Политические нормы фиксируют обязанности поддерживать общие принципы политической системы своей страны, вести борьбу по правилам, соблюдая законы и конституцию.

4. Культурные нормы поддерживают устойчивые принципы коммуникации, взаимодействия между индивидами и различными группами. Так, принято говорить на своем языке, читать и писать, поддерживать стиль и символику своей культуры. Резкое отторжение из принятых норм можно рассматривать как ненормальное поведение.

5. Сфера взаимоотношений между гражданами и социальными институтами в демократическом обществе регулируются юридическими нормами.

Различают нормы научной деятельности, нормы, характерные для военнослужащих, нормы поведения деятелей искусства и культуры, политической элиты.

В большинстве культур существуют довольно строгие нормы, касающиеся приема алкоголя и наркотиков. Нет обществ, в которых отсутствовали бы нормы, регулирующие сексуальные отношения. Можно выделить нормы запрещающие и нормы стимулирующие, формальные и неформальные.

К формальным нормам относятся юридические законы, а также административные и организационные правила. Они носят предельно формализованный характер, контролируются и поддерживаются с помощью строго определенных средств, входящих в систему социального контроля.

К неформальным нормам относятся естественно складывающиеся образцы поведения (нравы, обычаи и т.п.). Принятие таких норм происходит на эмоциональном, невербальном уровне и в ходе непосредственного общения и взаимодействия людей. Эти нормы не только не обсуждаются, но и сравнительно редко осознаются. Их нарушение вызывает всеобщую отрицательную реакцию, однако применение санкций носит неформальный, четко не определенный характер. Соблюдение неформальных норм обеспечивается силой общественного мнения.

Промежуточное положение между этими двумя типами занимают нормы морали, этики и моды . Эта группа норм хорошо отрефлексирована в обществе и даже может быть, представлена в определенных текстах. Но в отличие от формальных норм (типа законов, правил) они не имеют ни однозначной формулировки, ни единого кодифицированного источника. Сама возможность по-разному определять и истолковывать содержание этих норм делает их предметом постоянных обсуждений в обществе.

Принято различать нормы общечеловеческие, национальные, классовые, групповые, межиндивидуальные.

Требования, вытекающие из этой разновидности норм, нередко расходятся. Группа может требовать от своих членов действий, осуждаемых обществом. Иногда группа проявляет терпимость к нарушению норм, неукоснительное соблюдение которых требуется обществом.

Нормы имеют не только общенациональное значение, но и дифференцированы по социальным структурам.

Социальные нормы можно классифицировать по масштабу действия (всеобщие, местные), по значимости (общезначимые, касающиеся всех членов общества; специальные, распространяющиеся на ограниченный круг людей; индивидуальные, касающиеся отдельных социальных субъектов), по характеру требования и целевой функции (обязывающие, запрещающие, блокирующие, поощряющие и т.п.).

Нормы могут подразделяться на ведущие и вспомогательные, основные и производные, рядовые нормы и метанормы, т.е. действия, правила, регулирующие отношения между самими нормами внутри нормативной системы.

Это далеко не полный перечень социальных норм. Они постоянно производятся и воспроизводятся.

В реальной жизни все виды социальных норм функционируют, как правило не обособленно, а в диалектическом взаимодействии, в комплексе, в системе, включая как единство, так и противоречие, что требует анализа их причин и путей их разрешения.

Каково происхождение социальной нормы, ее истоки?

Источником нормы может быть традиция, общественное мнение или определенная институционально установленная социальная группа людей. Способ создания нормы может быть результатом эмпирической и теоретической нормотворческой деятельности.

Эмпирическое нормотворчество, являющееся исторически более ранним, чем теоретическое, тесно связанное с практической жизнью и обыденным сознанием. Ему присуще стихийность, и как правило, отсутствие институциализации. Теоретическое же нормотворчество институциализировано, вся нормоорганизация в этом же случае становиться результатом деятельности особых социальных учреждений, органов власти (см.: Социологический справочник / Под общей ред. В.И. Воловича. – Киев, 1990. С. 51 – 53.).

Некоторые нормы (например, в хозяйстве, в научно-технической деятельности) устанавливаются сознательно на основе расчета или соглашения. Другие (в сфере общественных отношений и быта) поддерживается многовековой традицией.

Принятие (усвоение) нормы зависит от характера ее авторитета. Для адресата ее принятие может носить внутренний, эмоциональный, переживаемый, или внешний, принимаемый на основе рационального решения или вынужденного подчинения, в соответствие с чем нормы разделяются на аутогенные и гетерогенные, нормы интроверты и нормы экстраверты.

Глубина усвоения, принятия нормы ее адресатом значительная, не требующая специальных усилий по принуждению.

Устойчивые нормы сохраняются в течение многих поколений, получают нравственное обоснование, нередко освещаются авторитетом религии и поддерживаются законом.

Часто нормы сохраняются еще долгое время после того, как они потеряли свою эффективность, превращаясь в пустые ритуалы, в устаревший стиль и т.д.

В самом общем плане социальное регулирование понимается как имманентный обществу и определяющий социальный порядок процесс.

Конкретный социальный порядок устанавливается в результате действия множества самых разнообразных факторов. В их числе выделяют следующие.

1. Так называемые «стихийные» регуляторы как непосредственное проявление естественных законов природы и общества. Факторы стихийного регулирования носят естественный характер и могут выражаться в виде конкретных событий общесоциального масштаба, явлений экономического порядка, феноменов массового поведения и т. п. Это, например, увеличение продолжительности жизни людей, массовые сезонные заболевания, демографические процессы, миграция населения, инфляционные ожидания и т. д. В своем стремлении к порядку общество и государство стремятся взять под свой контроль данные факторы, однако это удается далеко не всегда. Иногда же их влияние вообще не отражается общественным сознанием или отражается неадекватно.

2. Социальные нормы как регуляторы, связанные с волей и сознанием людей.

3. Акты индивидуального регулирования, выступающие в виде целевого, адресного воздействия субъектов друг на друга.

Указанные факторы могут играть в обществе как стабилизирующую, так и дестабилизирующую роль. Правда, в юридической литературе принято считать, что стабилизация, упорядочение общественных отношений обеспечиваются действием социальных норм и актов индивидуального регулирования, а действие стихийных регуляторов выступает фактором дестабилизирующего влияния. Однако если в качестве основания оценки принять критерий устойчивого функционирования общества, то все регулятивные факторы могут иметь и позитивное, и.негативное влияние. Вместе с тем функциональная характеристика стабилизации, упорядочения общественных отношений должна быть отнесена прежде всего к социальным нормам.

Для понимания природы действующих в обществе норм, оснований и правил социального нормирования необходимо различать два смысла термина «норма». Во-первых, норма есть естественное состояние некоторого объекта (процесса, отношения, системы и т.д.), конституируемое его природой - естественная норма. Во-вторых, норма - это руководящее начало, правило поведения, связанное с сознанием и волей людей, возникающее в процессе культурного развития и социальной организации общества - социальная норма.

Реально действующие в жизни людей нормы нельзя однозначно отнести к естественным или социальным.

Так, естественные нормы могут быть переведены в систему технических правил (правила работы с техническими или природными объектами), стать основанием социального нормирования (например, установление срока признания отцовства после смерти супруга), а социальные нормы - сформировать характер объекта, его качественное состояние. Таким образом, в зависимости от соотношения естественной нормативности и социального нормирования можно выделить, как минимум, четыре группы действующих в обществе нормативных регуляторов.

1. Естественные нормы, существующие в виде сформулированного знания о нормальном, естественном состоянии объекта, определяемом его природой. Такие нормы формирует, например, наука.

2. Разработанные на основе знания естественных норм правила работы с техническими и природными объектами. Подобные правила принято называть техническими нормами.

3. Правила поведения, базирующиеся на естественных нормах или складывающиеся в связи с их действием. Сюда относится большинство социальных норм.

4. Правила поведения, содержание которых определяется не столько естественной нормативностью, сколько целями и задачами, стоящими перед обществом, или потребностями конкретной его сферы. Это некоторые юридические процессуальные нормы, ритуалы и т. п.

При обсуждении роли права в системе социального нормативного регулирования значение имеют нормы третьей и четвертой группы, в литературе именно их принято квалифицировать как социальные нормы. Они не просто существуют и действуют в обществе, а регулируют общественные отношения, поведение людей, нормируют жизнь общества. Социальным нормам присущи следующие признаки. 1. Они являются общими правилами. Сказанное означает, что социальные нормы устанавливают правила поведения в обществе, т. е.

определяют, каким может или должно быть поведение субъектов с точки зрения интересов общества. При этом социальные нормы действуют непрерывно во времени, обладают многократностью действия и обращены к неопределенному кругу лиц (не имеют конкретного адресата).

2. Данные нормы возникают в связи с волевой, сознательной деятельностью людей. Одни социальные нормы создаются в процессе целевой деятельности, другие возникают в многократно повторяющихся.актах поведения, не отделяются от самого поведения и выступают как его образцы и стереотипы, третьи формируются в виде принципов, закрепляющихся в общественном сознании, и т.д. Иначе говоря, анализируемые нормы по-разному соотносятся с волей и сознанием людей, однако всегда возникают в связи с ними.

3. Названные нормы регламентируют формы социального взаимодействия людей, т. е. направлены на регулирование общественных отношений, поведения в обществе.

4. Они возникают в процессе исторического развития (как его фактор и результат) и функционирования общества. Социальные нормы, будучи элементом общества, отражают процессы его развития, влияют на их темпы и характер, словом, имеют свое место в истории общества, свою историческую судьбу.

Кроме того, они стабилизируют социум, а значит, включены в процессы его функционирования, являются как порождением, так и регулятором указанных процессов.

5. Эти нормы соответствуют типу культуры и характеру социальной организации общества. По мнению М. Вебера, именно культура позволяет людям придать смысл миру, создать основу для суждения о взаимодействии людей Культура выражается прежде всего в содержании социальных норм. С этой точки зрения нетрудно заметить различия социальных норм в обществах, принадлежащим разным культурным традициям, например европейской и азиатской. Можно сказать, что представленность культурных различий в нормах не менее отчетлива, чем в религиозных и философских учениях, системах ценностей и т. п.

Однако существуют различия в социальном нормировании жизни обществ, принадлежащих одной культурной традиции, хотя и не столь принципиальные, связанные с индивидуальной исторической судьбой конкретного народа.

Характер же организации общества в большей мере влияет на значимость того или иного вида норм в обществе, на связи норм в социальной нормативной системе. Так, в негосударственно-организованных обществах доминируют обычаи, традиции, а в государствах - мораль и право.

Таким образом, социальные нормы представляют собой связанные с волей и сознанием людей общие правила регламентации формы их социального взаимодействия, возникающие в процессе исторического развития и функционирования общества, соответствующие типу культуры и характеру его организации.

Из приведенного определения видно, что в юридической литературе социальные нормы преимущественно рассматриваются как регуляторы общественных отношений. Но в более общем плане их роль не ограничивается данной функцией. Исходя из изложенного, можно назвать по меньшей мере три функции социальных норм.

Регулятивная. Эти нормы устанавливают правила поведения в обществе, регламентируют социальное взаимодействие. Регулируя жизнь общества, они обеспечивают стабильность его функционирования, поддержание социальных процессов в необходимом состоянии, упорядоченность общественных отношений. Словом, социальные нормы поддерживают определенную системность общества, условия его существования как единого организма.

Оценочная. Социальные нормы выступают в общественной практике критериями отношения к тем или иным действиям, основанием оценки социально значимого поведения конкретных субъектов (моральное - аморальное, правомерное - неправомерное).

Трансляционная. Можно сказать, что в социальных нормах сконцентрированы достижения человечества в организации общественной жизни, созданная поколениями культура отношений, опыт (в том числе негативный) общественного устройства. В виде социальных норм этот опыт, культура не только сохраняются, но и «транслируются» в будущее, передаются следующим поколениям (через образование, воспитание, просвещение и т.д.).

Анализируемые нормы имеют различное содержание, зависящее от характера отношений, которые они регулируют. Кроме того, разные социальные нормы могут возникать различными способами и на разной основе. Некоторые нормы, будучи первоначально непосредственно включены в деятельность, не выделяются из поведения и являются его элементом. Устоявшиеся в практике- образцы такого поведения, получая общественное осознание, оценку, могут трансформироваться в сформулированные правила, а могут сохраняться в виде привычек и стереотипов. Другие нормы формируются на основе доминирующих в общественном сознании идей об основаниях и принципах социальной организации. Третьи формируются как наиболее целесообразные, оптимальные для данного общества правила (например, процедурные нормы). В этой связи как для теории, так и для практики немаловажна классификация социальных норм.

Классифицировать социальные нормы можно по различным критериям, однако наиболее распространенной является их систематизация по основаниям сферы действия и механизма (регулятивным особенностям).

По сферам действия различают нормы экономические, политические, религиозные, экологические и др. Границы между ними проводятся в зависимости от сферы жизни общества, в которой они действуют, от характера общественных отношений, т. е. предмета регулирования.

По механизму (регулятивным особенностям) принято выделять мораль, право, обычаи и корпоративные нормы.

Когда говорят о механизме, регулятивной специфике норм, то используют следующие основные критерии сравнения: процесс формирования норм; формы фиксации (существования); характер регулятивного воздействия; способы и методы обеспечения. При таком подходе специфика норм проявляется достаточно определенно. Это достигается системным использованием критериев: некоторые нормы могут недостаточно отчетливо различаться по одному или двум критериям, но всегда однозначно разводятся по сумме всех четырех характеристик.