Как попасть в пашков дом или почему опаздывать иногда полезно. Как попасть в пашков дом или почему опаздывать иногда полезно Пожар и восстановление дома Пашкова

  • 29.06.2019

На закате солнца высоко над городом на каменной террасе одного из самых красивых зданий в Москве, здания, построенного около полутораста лет назад, находились двое: Воланд и Азазелло. Они не были видны снизу, с улицы, так как их закрывала от ненужных взоров балюстрада с гипсовыми вазами и гипсовыми цветами. Но им город был виден почти до самых краев...

До недавнего времени я полагала, что оказаться внутри прекраснейшего Дома Пашкова - это почти неосуществимая мечта. Я только знала, что время от времени там проводятся всякие эстетские концерты, например, барочной музыки, куда можно купить билет, но и только. А вот так, зайти с улицы - никаких шансов. А на самом деле это возможно!!!
Благодаря moscultura я знаю теперь как. Путей есть два. Точнее, в общефилософском смысле их больше, но два - простых и легких. Расскажу про оба.

Путь №1.
Нужно пройти метров триста до основного здания Ленинки, показать паспорт и получить читательский билет. Последний выдается бесплатно (!!!) и будет вашим пропуском в мир пухлых томов, потертых переплетов, колоннад и прочей библиотечной романтики. И хотя в доме Пашкова есть залы, куда вас просто так не пустят (даже с читательским билетом) или пустят не в каждый день, оказаться внутри и посмотреть на Москву с того места, с которого ее обозревал Воланд со товарищи, может каждый.

Путь №1 позволит вам:
1) Посетить зал, посвященный музыке и поиграть на электрическом пианино с видом на Кремль
2) Проникнуть в зал с картами, увидеть, что земля лежит на черепахе и насладиться старинными манускриптами
3) Посмотреть на Кремль из прекрасного Ивановского зала (когда-то там висела картина Иванова - "Явление Христа народу").
4) Увидеть дивные чугунные лестницы, говорят, каслинского литья, и возможно еще допожарные.
5) Посмотреть на очаровательную "читающую девушку"
6) Проникнуться атмосферой места

Путь №2. Гурманский.
Нужно зайти на сайт и заказать экскурсию по Дому. Цена вопроса - 800 руб, пенсионерам и студентам - 400 руб. За эти деньги вам расскажут все-все про Дом, про библиотеку, про владельцев, покажут все комнаты и проведут в красивейший отдел древних рукописей, в который путь №1 пробраться не позволяет. Мы воспользовались путем №2 - и думаю, что это стоит того.

Для тех, кто не может заглянуть внутрь сам, дальше картинки и истории.

На офорте выше написано, что это рисунок 1785-1786-г. Здесь дом еще совсем новенький. Ведь его строительство закончилось только в 1786 году. Если сравнивать с современным, видно, что верхний барабан немного другой. Да и статуя на верхушке отсутствует. В общем-то, нам вообще повезло, что дом сохранился, ведь пожар 1812 года его не пощадил. Так что по сути - это послепожарный "новодел". Да и потом дом не раз перестраивали под новых владельцев. Например, красивую лестницу пристроили лишь в 1930. Внутри эти перестройки также местами заметны.

Самым первым владельцем был купец Пашков, который дом и построил. И сейчас это роскошное строение, а в те времена тем более. К тому же дом был снабжен садом с павлинами и попугаями (куда пускали, кстати, всех прилично одетых людей), а потом появилась и иллюминация, восхищавшая москвичей. Возникает естественный вопрос - а на какие деньги? Все банально. Пашков занимался продажей алкоголя. И практически имел монополию на его продажу в Москве.

Несмотря на нарядность фасада со стороны Кремля, главный вход находится с другой стороны.
Встречают входящих ворота, сделанные по типу триумфальных. Кстати, у них есть любопытная деталь, которая никогда не попадалась мне ранее.Речь идет о небольших украшениях в виде шишек хмеля (не иначе, намекают на профессию владельца дома), которые свисают с верхних частей колонн. Эти элементы действительно подвешены. И при сильном ветре заметно колышатся. Присмотритесь при случае.

С внутренней стороны дом - типичная московская усадьба. Удобный подъезд, просторный двор, два флигеля по бокам.В одном из них была конюшня, в другом - манеж. Сейчас в обоих расположены залы библиотеки. Собственно, вернемся к ней.

В 1862 году в Доме Пашкова (к тому времени давно уже не принадлежащем его роду) разместили библиотеку канцлера Румянцева (его портрет ниже), которая и положила начало будущей Ленинке - "от государственного канцлера графа Румянцева на благое просвещение ". К слову, это было очень и очень значительное событие, ведь на тот момент в Москве вообще не было публичной библиотеки. А тут такое сокровище (более 25000 томов, если я не ошибаюсь), да еще и общедоступное. Просто праздник! На открытие музея император подарил огромную (около метра в диаметре) вазу (странный подарок для библиотеки, впрочем), которая, что удивительно - сохранилась до наших дней. И сейчас участвует в праздниках - ее наполняют цветами или фруктами.

Первый зал, в котором мы оказались - это огромный и светлый Ивановский зал. Так называется, потому что когда-то в нем демонстрировалась картина Иванова "Явление Христа народу". Каждый, кто видел ее в Третьяковке, помнит размеры. На момент создания наиболее подходящим помещением для шедевра оказался именно этот зал.

Когда-то, наверняка, он был бальным. В советское время - читальным

а в перестроечное (страшно представить) - тут обитали бомжи.

Из окон прекрасный вид на Москву
Кстати, обратите внимание на вазон с крышкой.Когда-то в эти вазоны высаживали цветы, вдоль вазонов можно было прогуливаться (сейчас уже нет) а крышками закрывали на зиму.

На стенах зала висят вот такие бра.

По замыслу дизайнера - внутри синий кувшин с шампанским, хрустальные элементы символизируют его брызги, а небольшие ехидные головки, из которых рогами торчат подсвечники - принадлежат бахусу.

Если подняться на второй ярус, то у входа посетителей встретит очаровательная "читающая девушка".


Пройдем длинными коридорами, восхитимся изящными лестницами и заглянем в другие залы библиотеки. Уже куда более функциональные

Самый красивый - Румянцевский. Сейчас здесь находится отдел редких рукописей. И это место - просто квинтэссенция библиотеки. Я бы работала только здесь.

Вот, например, энциклопедия Брокгауза и Эфрона:

И прекрасное в своей толщине старинное Евангелие. Даже с застежками.


А карты поражают своим разнообразием. Ниже вариант допетровской картографии. Здесь север внизу, а юг - наверху. Посетителей забавит не очень приличное название речки. Особо ценные карты можно посмотреть на этом столе.
Ну, и напоследок, кусочек музыкального зала.Сюда можно прийти послушать музыку, как старинную, так и современную (тут бывают концерты), а также самому поиграть на пианино с видом на Кремль.
Большое спасибо за приглашение Российской Государственной библиотеке и лично Наталье Бабахиной, а также сообществу moscultura в лице atlanta_s , которая организовала для нас экскурсию в дом мечты.

Больше подробностей можно найти в рассказах блогеров kryjevo ,


Почему-то я себе не связывала этот дом никак с библиотекой, что стоит рядом. Оказывается тут тоже есть архивы и читальные залы - совершенно для меня неожиданно!
От оригинального внутренного содержания ничего не осталось. Даже планировки совершенно другие. Поэтому смотрим снаружи на то, что было - а был дом и конюшни, которые позднее соединили переходами. Слева бывшие конюшни, справа пристроеный переход. А внутри на обновленные интерьеры.

Ворота шикарные. Со львом - признак знатного и титулованного рода.
Сверху над колоннами висят маленькие шишечки хмеля.

Хозяева дома и церковники не очень друг друга любили. Дому хотелось побольше земель у храма оттяпать, храм не дал. Поэтому около храма были построены конюшни, так сказать из мести) высокие отношения!

Вид из дома Пашкова в сторону Кремля совершенно потрясающий! Представляю каково тут летом или на закате, например. Сказка.
А сейчас приходится довольствоваться таким вот весьма печальным видом.

Но все равно класс! Необычно с этого ракурса видеть.

Граффити и вид на кашпо на крыше здания. Туда во время торжеств помещались настоящие живые цветы по периметру всего дома. Наверное красиво было.

Ну и внутренних помещениях теперь так.
Вот это самое впечатляющее! Большой зал со множеством окон и люстрой. Тут сейчас устраиваются балы, приемы, мероприятия.
Можно посмотреть по хештегам в инсте.

Шахматный пол.

На потолке великолепные девы! Кариатидами интересно можно их назвать? Название красивое, наверное можно, пусть они ничего и не поддерживают))

Это не лепнина, это лепнинища!

Понравился мне этот зал, поэтому я его и так и эдак)

И вид тоже понравился. Отсюда новый старый Владимир не такой уж и большой, как хорошо, что его не сделали больше.
А лучше бы и вовсе сделали фонтан или клумбу. Но это мое личное мнение. Я вообще люблю малую скульптурную форму, а если и памятники, то деятелям науки или искусства.

Забрались повыше и фото в другую от Кремля сторону. Тут вид не очень. Дома слишком высоки и близко. Навесают, как стена на мой взгляд.

Вазочка с хрустальными цветами в центре люстры!

Чудесная у нас была экскурсовод! Экспрессивная, интересно и не скучно вещающая. Очень понравилось.
Мой верный спутник по культурному сектору - Светочка dana_lana внимает по центру кадра.

И еще раз люстра.
Кстати, в этом зале охватывает совершенно потрясающее ощущение. Сразу хочется пуститься в вальс. В платье, с партнером в бабочке.

По зданию расставлены пара скульптур. Обе с историей и очень красивые.

Эта совершенно потрясающе сделана! Как будто это был не камень, а нечто мягкое и податливое, из чего можно было сделать такую тонкую работу. Волосы, платье, кожа. Потрясающе. Можно даже потрогать и тактильно восхититься.

По разные стороны здания стоят четыре девы. Времена года. Это не оригинальное название, это их сейчас так называют для удобства.

Вот мы и внизу. Тут хочется кружиться, кружиться!

И ходить только в шикарном платье. С бокалом шампанского в руке и веером. И ловить восхищенные взгляды кавалеров. И потом в танце пытаться никому не отдавить ногу)

Королевский балкон. Жаль, но выйти нельзя, а хотелось бы.

Огромная ваза из цельного куска камня! Была давно предавно подарена дому, потом во время эвакуации, когда дом начал разваливаться из-за строительства метро, была уперта кем-то себе чуть ли ни на дачу, потом найдена и уперта обратно и во время этих приключений немножко пострадала. Треснула и отколота в паре мест. Зато вот жизнь у вещи! Кто-то стоит себе в музее и скучает, а тут прямо триллер и приключение)

Цезарь, т е генерал.
Про него у меня информация как-то не задержалась в голове.

Шикарнейшая чугунная лестница!

Библиотечный читальный зал! Обожаю такие места, они мне кажутся ужасно уютными и очаровательными.

Ящички с каталогами

Музыкальный зал, в котором проводятся концерты и мероприятия.

Но голод не тетка, поэтому, традиционно, после каждого музея идем изучать какое-нибудь новое и интересное место с чем-нибудь вкусным.
В этот раз выбрали Кухмистерскую Профессора Пуфа. Отличное небольшое, очаровательное и ужасно вкусное место!
http://www.professorpuf.ru/

Порции большие, меню интересное, мы еле смогли выбрать, что имено нам попробовать.
У меня юшка с черной лапшой и морепродуктами, которых было очень много, вкусно все невероятно! Креветки, мидии в панцире, зверюшки в ракушках.
У Светы юшка с белыми грибами и уткой - наваристая, потрясающая!
Местные настоечки - цитрусовая очень уж алкогольная, а вот вишня с нотками копченого дерева - просто сказка!
После мороза и для аппетита по рюмашке самое оно.
И потом невероятный малиновый чай!

На горячее у меня были пельмешки в соусе с олениной - омномном! У Светы огромный вкусный круассан с копченой белой рыбой - пальцы откусить можно.
Рекомендую место к посещению, в общем, как вы поняли.

Очередной отличный день. Обожаю открывать новые места и культурные и питательные.
Теперь хочется на экскурсию в основное здание библиотеки сходить.

Дом строился по заказу офицера Петра Пашкова из дворянского рода Пашкевичей в 1784-1786 годах.Интересный факт состоит в том, что его отец выполнил секретное задание, порученное Петром I, и получил звание генерал- майора. Стиль постройки здания – классицизм.

Здание на Ваганьковском холме

Предполагается, что спроектировал усадьбу Василий Иванович Баженов, но официального подтверждения этому нет. Расположилось здание на Ваганьковском холме, на пересечении Моховой улицы и Знаменки, напротив Московского Кремля.

Перед домом Пашкова расстелилось широкое пространство, где сходится несколько дорог. Раньше на этом месте был торг. Архитектор дома Пашкова был настолько дерзок, что расположил постройку тыльной стороной к Кремлю, а главный вход находится на Староваганьковском переулке.

Пожар и восстановление дома Пашкова

В 1812 году дом Пашкова сильно пострадал во время страшного московского пожара, от чего сгорел архив, где содержались сведения о строительстве здания. Восстанавливали дом уже архитектор Осип Бове и другие.
Значительную часть средств на восстановление выделяла казна, не смотря на то что здание было частным, так как дом уже был лицом Москвы. В 1839 году у обедневших наследников Пашкова дом выкупила городская казна. В нем размещался Дворянский институт, а затем городская гимназия.

Московский публичный и Румянцевский музеи

В мае 1862 года в Доме Пашкова обосновались Московский публичный и Румянцевский музеи. Они были основаны на коллекциях Московского университета, коллекциях из Санкт-Петербурга, и библиотеки графа Николая Румянцева. А также, императорская семья преподнесла в дар музею часть своих личных библиотек, произведения декоративно-прикладного искусства и живописи, например, картина «Явление Христа народу» Александра Иванова.

Судьба Румянцевского музея после революции

После революции коллекции Румянцевского музея были распределены по другим музеям России, и в здании осталась лишь публичная библиотека – нынешняя Российская Государственная Библиотека.

Появление читального зала

В 1915 году в доме Пашкова появляется прекрасный читальный зал на 500 мест. Считается, что именно здесь прошел первый бал Наташи Ростовой, но сотрудники библиотеки это отрицают, так как этого зала еще не было во время написания романа. Дом Пашкова описан в романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» как место встречи Воланда, Азаззелло и Левия Матвея.

Реконструкция и новая жизнь дома Пашкова

В 1988 году все отделы библиотеки выехали, так как дом находился в аварийном состоянии. Двенадцать лет здание пустовало, а в 2000 году началась его реконструкция, которая продлилась семь лет.

ФГБУ «Российская государственная библиотека» предлагает юридическим лицам воспользоваться услугами Культурно-выставочного комплекса (КВК), расположившегося в отреставрированном шедевре отечественного зодчества XVIII века — Доме Пашкова, для проведения презентаций, выставок, музыкальных вечеров, церемоний вручения премий и других мероприятий культурно-просветительского характера.

Площадь выходящего окнами на Кремль Большого зала КВК, изысканные интерьеры которого восстанавливались по сохранившимся историческим описаниям и иллюстративным материалам, — 450 кв. м. В его стенах могут одновременно с комфортом разместиться до 250 участников. В зале, обладающем прекрасными акустическими данными, можно оборудовать сцену. К нему прилегают два подсобных помещения. Кроме того, имеются два балкона (площадью 120 кв. м каждый).

При необходимости предоставляются выставочное оборудование, экран Panasoniс. Имеются возможности для организации в рамках мероприятий фуршетов . Здание оборудовано системами охранной и пожарной сигнализации и климат-контроля.

У каждой столицы есть уникальные узнаваемые достопримечательности, по которым мгновенно определяют, о каком городе идет речь. В главном городе России это Пашков дом. В Москве так называют увековеченное в мировой литературе Михаилом Афанасиевичем Булгаковым здание, с бельведера которого на закате солнца Воланд с Азазелло осматривали красавицу Москву и прощались с ней навсегда.

Кем был человек, давший имя архитектурному шедевру

«Не зря Булгаков Михаил своих героев разместил, ну нет, не в доме, а на крыше (Тогда в Москве он был всех выше...)». Одним из красивейших зданий назвал гениальный автор «Мастера и Маргариты» Пашков дом в Москве, построенный по заказу «первого русского водочного короля», Пашкова Петра Егоровича, амбициозного и вздорного (скандалил с соседями) человека.

Не каждый капитан-поручик (сейчас старший лейтенант), несший службу даже в элитной лейб-гвардии Семеновского полка, мог построить себе в утеху «свой личный кремль» прямо напротив Кремля Московского. Богатый откупщик хотел оставить по себе память, и ему это удалось - мало кто не знает Пашков дом в Москве. Многие, любуясь архитектурным шедевром, захотят узнать, кто был хозяином, кто автором и исполнителем проекта. Так и будет внук денщика Петра I славиться в веках как человек, внесший лепту в неповторимое очарование нашей столицы, раскинувшейся на семи холмах.

Один из городов, что на семи холмах

В мире есть больше десятка городов, расположенных на таком же количестве возвышенностей, в том числе Рим, Константинополь и Вашингтон. Названия московских холмов волнуют воображение - Воробьевы горы, Лефортовский холм, Заяузье. Ваганьковский холм, который венчает с 1784 года одна из самых ярких достопримечательностей Москвы, сейчас объединен с районом Пресни и называется «Три горы».

Самый центр столицы

Если посмотреть на карту Центрального административного округа, то можно увидеть, что несмотря на адрес (улица Воздвиженка, 3\5, строение 1), Пашков дом в Москве стоит на перекрестке Знаменки и Моховой. Главный выход ведет к Староваганьковскому переулку, а парадным фасадом здание развернуто к Моховой улице, а далее - к Бородинскому холму и Кремлю. «Пуп земли», да и только. Перед дворцом изначально был разбит не уступающий дому по красоте террасный парк с двумя каменными бассейнами, гротами, скульптурами, фонтанами, окруженный великолепной кованой оградой, фрагмент которой сохранился со стороны Знаменки до наших дней. Конечно же, на территории участка находилась принадлежащая Пашковым домовая церковь Святого Николая Угодника. Дворец на Ваганьковском холме был первым в Москве, да и в стране светским зданием, из окон которого были видны Ивановская и Соборная площади и Кремль. Рядом находится Каменный мост.

Гений архитектуры

Кто в те времена мог быть автором такого шедевра, как дом Пашкова в Василий Иванович Баженов (1738-1799), первый вице-президент Императорской Академии Художеств, человек, заслуги которого перед русским зодчеством переоценить невозможно. Достаточно назвать дворцовый ансамбль в Царицыно, который он строил 10 лет, и Пашков дом в Москве, чтобы понять масштаб этого гения классицизма.

Вершина творчества

Особенно хорош его московский шедевр. Замок-сказку, по словам специалистов, создал на Ваганьковском холме Баженов. Дом Пашкова в Москве восхищает всех знатоков архитектуры не только неповторимой красотой, но и «совершенным, идеальным соотношением всех частей в едином сооружении» Так писал тонкий знаток и ценитель зодчества И. Грабарь. И не один он считает, что академик архитектуры Василий Баженов создал красавец-дворец, устремленный ввысь, напоминающий монументальную скульптуру на пьедестале. Дом Пашкова в Москве, стиль которого - классицизм, стал в России символом этого направления. Расположенный к окружающим его улицам под углом, дом смотрится лучше на некотором расстоянии, например, с точки, находящейся в самом начале нечетной стороны Волхонки.

Лучшие ракурсы

Если смотреть на дом издали, можно проследить единое композиционное решение - столбы ограды продолжает лестница и колоны фасада, круговая терраса обвивает по верху изящный силуэт стен, над которыми высится колоннада бельведера. В кое-каких источниках сказано, что первоначальный цвет стен был оранжевым. Этот архитектурный шедевр довольно больших размеров производит впечатление воздушного, стремящегося ввысь замка.

Национальное достояние

Дом был настолько хорош, и представлял для Москвы такую ценность, что после пожара 1812 года, который не минул и Пашковский дворец, средства на его восстановление, несмотря на баснословное богатство хозяев, были выделены из государственной казны. Дворец был московским чудом - к его красоте добавлялись праздничные фейерверки и иллюминация, устраиваемые в честь частых приемов, даваемых хозяевами. Диковинные птицы, сидящие в дорогих клетках или гуляющие по парку, увеличивали сказочное впечатление, которое производил дом Пашкова в Москве. Фото в статье показывают дворец в различных ракурсах, и видно, как он хорош.

Из рук в руки

У последней хозяйки дома из рода Пашковых в 1839 году он был выкуплен государственной казной для университетских нужд. Но и в последующие времена красавец дом продолжал менять хозяев. Так, уже в 1843 году в нем уютно обосновался Университетский благородный пансион, который, в свою очередь, был преобразован в Московский дворянский институт, позднее в 1852 году - в городскую гимназию №4. В 1861 Пашков дом передается Румянцевскому музею.

Зарождение «Ленинки»

А в 1921 году, когда сюда поступило более 400 реквизированных личных библиотек, все другие отделы музея переводятся в иное здание. Оставшиеся книги становятся фондами знаменитой «Ленинки», которая, опять-таки, в свою очередь, стала Российской государственной библиотекой. Кто в Советской России не знал эту библиотеку? Слышали о ней даже те, кто понятия не имел о Пашковом доме. Слава этого книгохранилища была ничуть не меньше известности Пашкова дома в наши дни. Она была героиней многих художественных фильмов, о ней писали стихи - «…а с девятнадцатого века в дом въехала библиотека! Ну, та, что «Ленинкой» зовут, читателей всегда здесь ждут…».

Место, благоприятствующее рождению легенд

При смене стольких хозяев дом Пашкова в Москве, архитектура которого предусматривает очень много потайных и загадочных уголков, за годы существования оброс легендами. Не только дворец, но и весь Ваганьковский холм полон таинственных пустот, гротов, подземных пещер, и, самое главное, под Пашковым домом был обнаружен громадный, диаметром 8 метров, выложенный белым камнем, колодец. Куда он ведет, сказать невозможно, так как исследования не были доведены до конца из-за обвалившихся стен колодца и боязни обрушения фундамента здания. И совершенно естественно, что возникло предположение (его, высказал, например, археолог И. Я. Стеллецкий) о том, что именно здесь может храниться знаменитая Либерея - так называется Почему бы и нет, ведь существует около 60 предположительных мест хранения легендарной библиотеки, которая была приданым византийской принцессы Софьи Палеолог, ставшей женой Ивана III.

Не хуже, чем в английских замках

Нельзя не сказать еще об одной легенде дома Пашкова. Она симпатичная, но совсем уж невероятная - в овеянном мифами особняке живет призрак Рубакина Николая Александровича (1862-1946), автора рекомендательного указателя «Среди книг» и «Психология читателя и книги». Этот человек, книговед и библиограф, собрал две большие библиотеки (более 200 тысяч томов) и передал их в дар народу. Кому, как ни этому «книжному червю» (в лучшем смысле этого слова) не бродить по залам главного книжного хранилища страны! Поклонники этого человека и легенды утверждают, что если обратиться к нему с просьбой помочь в поисках нужной книги, он никогда не откажет.

После реставрации, окончившейся в 2009 года, в правом флигеле особняка находится хранилище древних рукописей, а в левом расположилась музыкальная библиотека.

Экскурсии к дому-легенде

Утверждают, что и вход в «подземную Москву», где хранилась государственная казна на случай пожаров, так часто опустошавших средневековую столицу, находился именно на Ваганьковском холме. Ну откуда еще Воланду было бросать прощальный взгляд на Москву? Уникален во всех отношениях дом Пашкова в Москве. Экскурсии по нему проливают свет на многие вопросы, интересующие туристов со всего мира, и дают им возможность полюбоваться самым красивым видом на Кремль. Экскурсии очень познавательны и проводятся ежедневно. Место сбора, как правило, находится напротив Кремля или у памятника Ф. Достоевскому, либо у выхода из метро «Библиотека им. Ленина». Экскурсии проводят профессионалы, направленностей несколько - от внутреннего устройства и убранства дворца до темы Воланда, то есть всего мистического, что связано с самым красивым и загадочным зданием Москвы - домом Пашкова.