Каковы причины и последствия «хандры» Онегина? (по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»)

  • 17.04.2019

В «Евгении Онегине» представлен «типический герой в типических обстоятельствах - в нем нет ни малейшего намека на исключительную, экзотическую обстановку свойственную романтическим произведениям. Но еще важнее другое «мировая скорбь» романтика, которая появляется как следствие открытия героем, личностью исключительной, общего несовершенства мира и разочарования во всем, в «Онегине» мотивируется вполне реалистическими причинами. Более того вместо этой традиционной романтической черты русский Чайльд-Гарольд Онегин наделяется и «русской хандрой». При этом само слово «хандра» наполняется несколько иным содержанием здесь остается оттенок разочарованности, общего скептицизма но вместе с тем появляется и то, что связано со скукой, пресыщением, даже некоторой ленивостью и флегматичностью. Но самое главное то, что все эти качества Онегина, которые имеют вполне очевидные следствия в дальнейшем сюжетном развитии с самого начала получают исчерпывающее объяснение. Итак, а чем же причины «хандры» Онегина?

В начале романа перед нами предстает картина воспитания, образования времяпрепровождения и интересов типичного молодого человека родившегося «на брегах Невы» и волею судьбы оказавшегося «наследником всех своих родных».

Почему же мечтательность натуры Онегина переходит в разочарованность, а глубокий аналитичный ум становится резким и охлажденным? Догадаться об этом нетрудно: Пушкин подробнейшим образом описывает типичный день Онегина, его занятия и увлечения. Авторский вывод очевиден:

Проснется за полдень, и снова

До утра жизнь его готова,

Однообразна и пестра.

И завтра то же, что вчера;

Вот то, что приводит героя к хандре: однообразие жизни, лишь внешне пестрой, но на самом деле вертящейся по установленному кругу: «обеды, ужины и танцы», как сказал об этом грибоедовский Чацкий. Белинский справедливо сказал об Онегина, что «бездеятельность и пошлость жизни душат его, он даже не знает, что ему хочется; но он знает, и очень хорошо знает, что ему не надо, что ему не хочется того, чем так довольна, так счастлива самолюбивая посредственность». И вот результат:

Недуг, которого причину

Давно бы отыскать пора,

Подобный английскому сплину,

Короче русская хандра

Им овладела понемногу;

Он застрелиться, слава богу.

Попробовать не захотел,

Но к жизни вовсе охладел

Щедро одаренный разнообразными способностями человек не может найти себе друшго занятия, кроме тех, какими «так довольна... самолюбивая посредственность». Такие попытки у Онегина были: он, оставив надоевший ему флирт со светскими красавицами, «зевая, за перо взялся». Но дело не только в отсутствии у Онегина писательского дара, вывод автора носит более общий характер: «труд упорный ему был тошен». Вот она-онегинская лень.

Но может быть, Онегин использовал далеко не все средства, способные излечить его болезнь? А собственно, какие еще «рецепты против нее предлагаются? Конечно, путешествия, столь типичная черта романтического героя Онегин и собирался отправиться на Юг с Автором о чем тот сообщает нам в лирическом отступлении. Но тут «подвернулось» наследство и он ограничивается «путешествием» а деревню. Правда, потом ему суждено будет «проездиться по России», но это будет уже не совсем тот Онегин, скучающий и хандрящий, с которым мы познакомились s этой части романа

А что же еще пытается сделать герой, чтобы разогнать «хандру». Фактически, больше ничего Может в этом и состоит причина того, что и в деревне, где привычные условия жизни Онегина действительно изменились:

скука та же

Хандра ждала его на страже

И бегала за ним она,

Как тень иль верная жена

Недуг Онегина, связанный с западноевропейским «байронизмом», неслучайно поражает именно его, воспитанного и выросшего «на брегах Невы».

Оторванность Онегина от национальной «почвы»-это одновременно и причина его хандры, и то что лежит в основе очень важных следствий онегинской болезни.

В «Евгении Онегине» представлен «типический герой в типических обстоятельствах - в нем нет ни малейшего намека на исключительную, экзотическую обстановку свойственную романтическим произведениям. Но еще важнее другое «мировая скорбь» романтика, которая появляется как следствие открытия героем, личностью исключительной, общего несовершенства мира и разочарования во всем, в «Онегине» мотивируется вполне реалистическими причинами. Более того вместо этой традиционной романтической черты русский Чайльд-Гарольд Онегин наделяется и «русской хандрой». При этом само слово «хандра» наполняется несколько иным содержанием здесь остается оттенок разочарованности, общего скептицизма но вместе с тем появляется и то, что связано со скукой, пресыщением, даже некоторой ленивостью и флегматичностью. Но самое главное то, что все эти качества Онегина, которые имеют вполне очевидные следствия в дальнейшем сюжетном развитии с самого начала получают исчерпывающее объяснение. Итак, а чем же причины «хандры» Онегина?
В начале романа перед нами предстает картина воспитания, образования времяпрепровождения и интересов типичного молодого человека родившегося «на брегах Невы» и волею судьбы оказавшегося «наследником всех своих родных».
Почему же мечтательность натуры Онегина переходит в разочарованность, а глубокий аналитичный ум становится резким и охлажденным? Догадаться об этом нетрудно: Пушкин подробнейшим образом описывает типичный день Онегина, его занятия и увлечения. Авторский вывод очевиден:
Проснется за полдень, и снова
До утра жизнь его готова,
Однообразна и пестра.
И завтра то же, что вчера;
Вот то, что приводит героя к хандре: однообразие жизни, лишь внешне пестрой, но на самом деле вертящейся по установленному кругу: «обеды, ужины и танцы», как сказал об этом грибоедовский Чацкий. Белинский справедливо сказал об Онегина, что «бездеятельность и пошлость жизни душат его, он даже не знает, что ему хочется; но он знает, и очень хорошо знает, что ему не надо, что ему не хочется того, чем так довольна, так счастлива самолюбивая посредственность». И вот результат:
Недуг, которого причину
Давно бы отыскать пора,
Подобный английскому сплину,
Короче русская хандра
Им овладела понемногу;
Он застрелиться, слава богу.
Попробовать не захотел,
Но к жизни вовсе охладел
Щедро одаренный разнообразными способностями человек не может найти себе друшго занятия, кроме тех, какими «так довольна... самолюбивая посредственность». Такие попытки у Онегина были: он, оставив надоевший ему флирт со светскими красавицами, «зевая, за перо взялся». Но дело не только в отсутствии у Онегина писательского дара, вывод автора носит более общий характер: «труд упорный ему был тошен». Вот она-онегинская лень.
Но может быть, Онегин использовал далеко не все средства, способные излечить его болезнь? А собственно, какие еще «рецепты против нее предлагаются? Конечно, путешествия, столь типичная черта романтического героя Онегин и собирался отправиться на Юг с Автором о чем тот сообщает нам в лирическом отступлении. Но тут «подвернулось» наследство и он ограничивается «путешествием» а деревню. Правда, потом ему суждено будет «проездиться по России», но это будет уже не совсем тот Онегин, скучающий и хандрящий, с которым мы познакомились s этой части романа
А что же еще пытается сделать герой, чтобы разогнать «хандру». Фактически, больше ничего Может в этом и состоит причина того, что и в деревне, где привычные условия жизни Онегина действительно изменились:
скука та же
Хандра ждала его на страже
И бегала за ним она,
Как тень иль верная жена
Недуг Онегина, связанный с западноевропейским «байронизмом», неслучайно поражает именно его, воспитанного и выросшего «на брегах Невы».
Оторванность Онегина от национальной «почвы»-это одновременно и причина его хандры, и то что лежит в основе очень важных следствий онегинской болезни.


Евгений Онегин - герой романа Пушкина - представитель высшего общества. Однажды ему надоедает светский уклад жизни. Он покидает северную столицу, отправляясь в деревню. В глубинке и происходит событие, которое служит кульминацией произведения. Жизнь Онегина в деревне - тема статьи.

Главный герой

Прежде чем описать жизнь Онегина в деревне, следует сказать несколько слов о том, каким было его существование в Петербурге. Ведь именно в Северной столице он родился и провел юные годы.

В первой главе автор повествует вкратце о детстве героя. Читатель узнает о том, что отец Евгения был человеком расточительным, «давал три бала ежегодно» и в конце концов промотался. Однако судьба Онегина хранила: он был единственным наследником всех своих родных. А потому, получив стандартное для светского человека образование, начал вести образ жизни, привычный для человека его круга. А именно - посещать балы, а в перерывах между утонченными танцами вести непринужденные беседы с дамами. Этот образ жизни вскоре опостылел герою произведения Пушкина. Им овладел английский сплин, другими словами - русская хандра.

Наследство дяди

В то время, когда Евгений понял, что светские развлечения ему окончательно наскучили, узнал он о тяжелом недуге близкого родственника, того самого, о котором идет речь в первых строках романа. Приготовившись подавать лекарства, поправлять подушки и печально вздыхать (дабы получить заветное наследство) Онегин отправляется в вотчину своего дядюшки. Когда же прибывает на место, узнает о кончине родственника. С этого печального события и начинается жизнь Онегина в деревне. Евгений вступает в наследство. Герой великого романа в стихах становится

Сельское уединение

Как складывается жизнь Евгения Онегина в деревне? Сперва уединение благотворно влияет на его душевное состояние. В первую очередь Евгений учреждает новый порядок: заменяет барщину легким оброком. Жизнь Онегина в деревне протекает однообразно, чему в первые дни он, уставший от городской суеты, несказанно рад. Крестьяне к нему проникаются любовью и уважением. Но слишком уж нелюдимым кажется Евгений соседям - прочим сельским жителям.

Владимир Ленский

Образ жизни Онегина в деревне кажется местным помещикам довольно странным. Он сторонится соседей, немедленно покидает свой дом, лишь услышав о скором прибытии гостей. Немудрено, что в скором времени о Евгении распространяется дурная слава - как об «опасном чудаке». Совершенно другую репутацию приобретает Ленский.

Этот молодой дворянин получил образование за границей. Светский образ жизни пока еще не утомил его. Владимир представляет собой романтическую натуру, которую едва ли могут заинтересовать разговоры местных жителей о вине, сенокосе, псарне. Все же, в отличие от Онегина, Ленский не выражает откровенного пренебрежения к сельским помещикам. А потому становится, хотя и против своей воли, завсегдатаем деревенских званых вечеров.

Татьяна

Жизнь Евгения Онегина в деревне была скучна и монотонна. И даже новый приятель - Ленский - не смог спасти его от хандры. Впрочем, к Владимиру главный герой поэмы испытывает некоторую симпатию, относясь снисходительно к его наивным мечтам.

Ленский без ума от Ольги - девушки, чей образ некогда любил автор романа. Но описывая жизнь Евгения Онегина в деревне, невозможно не упомянуть о старшей сестре этого юного создания - Татьяне. Героиня романа имеет кроткий нрав, нелюдима, любит мечтать и много читает. В ней нет ни капли кокетства, она простодушна и бесхитростна. Полюбив Онегина, Татьяна пишет ему письмо, в котором признается в своих чувствах. Но Евгений остается холоден к ее посланию. А позже совершает роковую ошибку, вызывая ревность Ленского и принимая вызов на дуэль.

Изменения в мировоззрении мыслящего человека показаны в романе Пушкина. В начале произведения герой представляет собой человека, пресыщенного светскими радостями. В последней главе это уже далеко не скучающий бездельник. Евгений стал мыслящим и глубоко начитанным человеком. Кроме того, он иными глазами смотрит на Татьяну, чью любовь некогда отверг.

Как сделать анализ основной части, в которой изображена жизнь Онегина в деревне? Сочинение на эту тему подразумевает сравнительную характеристику героя до и после пребывания в глубинке. Но стоит сказать, что, несмотря на перемены в душе Онегина, он так и остался человеком, зависимым от Ведь не случайно он воспылал чувствами к Татьяне лишь тогда, когда она стала княгиней.

Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин» стал центральным произведением в творчестве великого поэта. По словам самого автора, в романе нашел отражение современный век и люди, им рожденные. Главным героем и романа и современного Пушкину века стал молодой дворянин Евгений Онегин. Онегин – уже не романтический герой, перед нами социально-исторический тип: молодой человек, жизнь и судьба которого обусловлены как его личностными качествами, так и определенной общественной средой. В образе своего героя Пушкин обобщил все сильные и слабые стороны светского дворянства, неудовлетворенного действительностью, скучающего, бездействующего, ведущего праздную пустую жизнь. Однако главный герой претерпевает духовную эволюцию, которая видна на протяжении всего романа. Пушкин детально описывает причины и следствия хандры Онегина, и его путь к новой жизни.

Евгений Онегин получил классическое воспитание дворянина. С первых строк Пушкин знакомит нас с жизнью своего героя, его чувствами, мировоззрением. Условия формирования характера героя были типичными для начала девятнадцатого века. Как и любой другой молодой человек из аристократической семьи, в детстве он был доверен попечению гувернантки-француженки, «потом Monsieur ее сменил» и «учил его всему шутя». Так что в пору юности Онегин «по-французски совершенно мог изъясняться и писал, легко мазурку танцевал». Но главной его наукой, признается Пушкин, «была наука страсти нежной»: все время молодой герой проводил в ресторанах, театрах, на балах, в ухаживаниях за женщинами. Такой же жизнью жили тысячи молодых дворян, подобный уклад жизни был привычен дворянскому сословию. Пушкин подробно описывает времяпрепровождение своего героя:
Бывало он еще в постеле:
К нему записочки несут.
Что? Приглашенья? В самом деле,
Три дома на вечер зовут.
Читатель видит, что Онегин живет в бездуховной среде, усталый от светских забав, разочарованный, пресыщенный светскими забавами.

И все же, несмотря на то, что Онегин учился «чему-нибудь и как-нибудь», он все же стоит на высоком уровне культуры своего времени, отличаясь в этом отношении от большинства дворянского общества. Пушкинский герой – порождение этого общества, но вместе с тем он и чужд ему. Пустота жизни мучает Онегина, он во всем разочаровывается, впадает в хандру. В его настроениях автор отмечает кризис старых идеалов жизни, восходящих еще к восемнадцатому веку. Многочисленные развлечения не делают жизнь Онегина счастливой, ему скучно. Он пробовал даже увлечься литературой, будучи человеком беспокойного и острого ума, и вскоре полностью разочаровался в светской жизни, «ему наскучил света шум».

Онегин живет без цели, Пушкин подчеркивает, что «труд упорный ему был тошен». Спасаясь от хандры, Онегин едет в деревню, пытаясь отвлечься от тоскливых мыслей. Первое время главный герой действительно находит покой, наслаждаясь деревенской тишиной и красотой сельской природы. В деревне он ведет себя как гуманный человек по отношению к крестьянам, но по большому счету не задумывается над их судьбой. Несмотря на то, что «раб судьбу благословил», благодаря Онегину, того недолго занимали мысли о благополучии своего имения. И здесь, вдали от света, все действия Онегина сопровождаются той же скукой. До тех пор, пока герой не познакомился с молодым романтиком Владимиром Ленским, который привел Онегина в семейство Лариных. Однако это знакомство заканчивается трагедией для всех героев.

Зная, как сильно привязан Ленский к Ольге Лариной, Онегин все же позволяет себе ухаживания за сестрой Татьяны просто от безотчетной скуки. Эти действия повлекли за собой дуэль с Ленским, в результате которой молодой друг Онегина погибает. Дуэль эта стала очередным этапом духовной эволюции Онегина. Главный герой испытал порыв остановить дуэль, понимая ее абсурдность, тем не менее холодный рассудок и гордость одержали верх, помешали Онегину проявить истинное, а не мнимое геройство. Так, искренне привязанный к Ленскому, Онегин все же губит друга. Переживания и раздумья, нахлынувшие на Онегина после гибели Ленского, заставили его пересмотреть свое отношение к жизни и безразличие к другим. Герой все более и более замыкается, ощущая безысходное одиночество. В подавленном состоянии Онегин решается покинуть деревню и отправиться в странствия. Но и это не спасает его: тоска, хандра и недовольство собой только усиливаются:
Чего мне ждать? Тоска, тоска...

Любовь Татьяны также не сделала Онегина счастливей. Он отверг любовь Татьяны, осознавая неспособность своего холодного, эгоистичного сердца ответить на пылкую любовь, и произнёс весьма грубую отповедь, оскорбившую чувства доверчивой героини. Однако, встретив Татьяну вновь, уже в облике блистательной замужней дамы, Онегин почувствовал оживающую в его сердце любовь к родственной ему душе, девушке, которую побоялся когда-то полюбить всем сердцем, единственной женщине, способной возродить его к жизни. Но теперь пришла очередь Онегина испытать разочарование. В ответ на пылкие слова Евгения Татьяна сознается:
Я вас люблю (к чему лукавить?),
Но я другому отдана:
Я буду век ему верна.

Все же в любви Онегина к Татьяне Пушкин подчеркивает способность своего героя к нравственному возрождению, показывает, что он не совсем еще потухший, охладевший ко всему человек, в нем еще кипят жизненные силы. По мысли поэта, все это должно было пробудить в Онегине стремление к общественной деятельности.

Таким образом, образ главного героя прошел духовную эволюцию от равнодушного и разочарованного молодого дворянина, обладателя холодного рассудка, «эгоиста поневоле» к осознавшему смысл жизни, умудренному опытом человеку, имеющими огромный потенциал к общественным деяниям. Евгений Онегин явился тем типом просвещенного дворянина, который, будучи одаренной натурой, не может применить свои способности в современном ему обществе, охваченном безыдейностью и светской скукой. Так, предвосхищая тему «лишнего человека», А.С.Пушкин рисует истинного героя своего времени, прошедшего свой путь к духовному обогащению через испытания собственной совести.

Задачи и тесты по теме "Каковы причины и последствия «хандры» Онегина? (По роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин».)"

  • СПП с придаточными обстоятельственными (придаточные причины, условия, уступки, цели, следствия) - Сложноподчинённое предложение 9 класс

    Уроков: 5 Заданий: 8 Тестов: 1

Роман в стихах «Евгений Онегин» создавался А. С. Пушкиным в течение 8 лет. В 1831 году роман был окончен и в 1833 году вышел в свет. Без сомнения, на содержание романа наложили свой отпечаток исторические события того времени - заграничные походы русской армии после разгрома Наполеона до восстания декабристов.
Главный герой романа - молодой дворянин Евгений Онегин. Мы не знаем, писал ли Пушкин своего героя с какого-то конкретного человека, но скорее всего Онегин - образ собирательный. Так, как жил и проводил свое время Онегин, жили все молодые дворяне того времени, «золотая» молодежь XIX века. Обучал Онегина гувернер-француз, но несмотря на низкий уровень полученного образования, он, благодаря природным способностям и острому уму, выделялся в свете и был им любим.
Онегин был, по мненью многих Судей решительных и строгих, Ученый малый, но педант; Имел он счастливый талант Без принуждения в разговоре Коснуться до всего слегка, Сученым видом знатока Хранить молчанье в важном споре И возбуждать улыбку дам Огнем нежданных эпиграмм.
Кроме того, Онегин был большой знаток «науки страсти нежной», играл в эти игры по всем правилам и мастерски, поэтому пользовался большим успехом у женщин. Онегин вел светскую жизнь. Одетый по последней моде, он прогуливался по Невскому, бывал в театрах, на балах и, казалось бы, должен был быть доволен жизнью. Однако Онегин начинает скучать, ему надоела однообразная светская жизнь.
Нет: рано чувства в нем остыли; Ему наскучил света шум; Красавицы не долго были Предмет его привычных дум; Измены утомить успели; Друзья и дружба надоели.
Пушкин называет состояние, в которое впал Онегин, «английским сплином», или «русской хандрой». Герой уподобляется Чайльд-Гарольду:
Ни сплетни света, ни бостон,
Ни милый взгляд, ни вздох нескромный.
Ничто не трогало его,
Не замечал он ничего.
Причины такого состояния Онегина могут быть различные.
Можно предположить, что этот незаурядный человек внутренне чувствовал, что ему дано более высокое предназначение, чем просто «прожигать» собственную жизнь. Но куда направить свой талант и свою нерастраченную энергию, он не знал. Кроме того, навыков и привычки трудиться у Онегина не имелось, и он не пытался это изменить. Найти счастье и удовлетворение в работе ради какой-либо цели, ради помощи другим Онегин просто не в состоянии из-за своего воспитания.
В результате хандра Онегина стала причиной того, что он не только сам не нашел своего счастья, но и сделал несчастными окружающих его людей. Он не смог и не захотел ответить на искреннюю и чистую любовь Татьяны Лариной, ведь любовь - это тяжелый труд души, а Онегин не способен на серьезное чувство. Он тронут любовью Татьяны, но не более того. Следующим шагом, на который толкает Онегина его скука, является флирт с Ольгой Лариной. Он ради развлечения, для того чтобы развеять всю ту же скуку, начинает ухаживать за ней. Онегин не задумывается о том, что причинит боль своему другу - Владимиру Ленскому. Итогом «развлечения» Евгения стала дуэль, где он убивает Ленского.
Татьяна страдает, она оказалась в безвыходном положении. С одной стороны, она уже не в силах разлюбить Онегина, а с другой - понимает, что он не достоин ее любви. После того, как Онегин с тановится убийцей Ленского, Татьяна осознает, что Евгений - эгоист и равнодушный человек, приносящий окружающим его людям только горе и боль. Разочарование пдстигает Татьяну. Она мечтала о человеке, который внес бы в ее жизнь высокое содержание, был бы похож на героев ее любимых романов. Таковым - умным и благородным ей представлялся Онегин.
Онегин сумел полюбить Татьяну только тогда, когда она уже становится «равнодушною княгиней», «неприступною богиней / Роскошной, царственной Невы», замужней дамой. Почему любовь приходит к Онегину так поздно? Татьяна признается, что по-прежнему любит его, но теперь им уже не суждено быть вместе. Ситуация отзеркалилась. Вначале Татьяна встречает Онегина, влюбляется в него, пишет ему письмо и получает достойную отповедь. Теперь же, напротив, Онегин встречает Татьяну, влюбляется, пишет письмо, и не одно, и получает отказ. Но если в первом случае страдала только отвергнутая Татьяна, то теперь суждено страдать двоим. И опять здесь вина Онегина.
И в молчаливом кабинете,
Ему припомнилась пора.
Когда жестокая хандра
За ним гналася в шумном свете,
Поймала, за ворот взяла
И в темный угол заперла.
Думаю, в конце романа герой более несчастлив, чем в начале. Его ощущение собственной нереализованное™ усугубилось безответным чувством.