Л.Н.Толстой. Рассказ «После бала»

  • 15.04.2019

Сочинение

1. Контрастность цветовой палитры.
2. Контрастные чувства и вещи.
3. Связующее звено контрастных отрывков.

В рассказе Л. Н. Толстого «После бала» контраст играет структурообразующую роль в создании произведения. Две стороны одной медали становятся отправной точкой для развития сюжетного действия. О контрасте в произведении писал критик К. Ломунов: «Как и многие другие произведения позднего Толстого, рассказ "После бала" строится по принципу художественного контраста: яркая, красочная картина веселого бала в дворянском собрании сменяется суровой сценой мучительного наказания беззащитного солдата, которого под сухой треск барабанов прогоняют по плацу сквозь строй».

С помощью контраста автор создает особую атмосферу, или ауру, рассказа. Случай, изменивший жизнь и судьбу главного героя, основан также на контрасте. Автор показывает оборотную сторону образа великолепного и изысканного полковника. Читатели смогли оценить его суть в полной мере. Ведь именно кардинальное изменение в этой фигуре вызвали такие необратимые последствия не только для студента, но и дочери самого полковника. Ядро произведения под названием «контраст» формирует вокруг себя концентрические круги, создавая тем самым художественное произведение.

Рассказ ведется от лица Ивана Васильевича, который начинает его с описания любимой. «Она была в белом платье с розовым поясом и в белых лайковых перчатках, немного не доходивших до худых, острых локтей, и в белых атласных башмачках». Перед нами рисуется возвышенное существо, почти ангел, а не реальный земной человек. Зато вполне земными оказываются появляющиеся после бала губернского предводителя образы. «Солдаты в черных мундирах стояли двумя рядами друг против друга, держа ружья к ноге, и не двигались». В этих двух отрывках виден контраст даже на уровне цвета. Варенька - белая, воздушная. Солдаты - черные, с ружьями. Несколькими штрихами автор перечеркивает ощущение искренности и чистоты, создаваемое образом девушки. «После бала» действуют иные правила и законы. «Позади их стояли барабанщик и флейтщик и, не переставая, повторяли все ту же неприятную, визгливую мелодию». Но первые звуки, что слышит главный герой, все же иные.

В душе молодого человека «музыканты» играют другую мелодию - мелодию любви. Она настолько переполняла главного героя, что тот так и не смог заснуть. «В душе у меня все пело и изредка слышался мотив мазурки».После увиденного утром Ивана Васильевича переполняет другое чувство: «...на сердце была почти физическая, доходившая до тошноты, тоска, такая, что я несколько раз останавливался, и мне казалось, что вот-вот меня вырвет всем тем ужасом, который вошел в меня от этого зрелища». Зрелище, открывшееся утром влюбленному юноше, было поистине чудовищным. Контрастный переход, используемый автором при создании произведения, добавляет эмоциональности и усиливает впечатление от прочитанного.

После увиденного в душе героя остался только ужас. В память о бале влюбленный молодой человек сохранил перышко из веера Вареньки. Он спрятал его в перчатку и чувствовал то неземное тепло, которое оно излучает. Однако после утреннего зрелища даже этот сентиментальный залог мира и благополучия оказался не в силах сохранить память о прекрасной возлюбленной.

Образ замшевой перчатки, принадлежавшей отцу Вареньки, также используется писателем при создании контраста. Впервые перчатка появляется, когда полковник собирается танцевать с дочерью. Он натягивает ее на правую руку со словами «надо все по закону». После этого, улыбнувшись и взяв руку дочери, идет танцевать. В сцене наказания замшевая перчатка появляется снова, но уже совершенно в ином контексте: «...он своей сильной рукой в замшевой перчатке бил по лицу испуганного малорослого, слабосильного солдата за то, что он недостаточно сильно опустил свою палку на красную спину татарина».

Рисуя портреты тех, кто присутствовал на балу, автор использует в основном «светлые», «приятные» образы: бархатный, брильянтовый, пухлый, белый, розовый, лайковый. Совершенно другие краски мы видим утром. «Это было что-то такое пестрое, мокрое, красное, неестественное, что я не поверил, чтобы это было тело человека». И эти картины отделяют друг от друга всего несколько часов. При этом цветовую палитру бальной ночи можно назвать чистой, сверкающей - не только внешне, но внутренне.

Контраст, который в рассказе Толстого служит главным композиционным приемом, проявляется и в образе Ивана Васильевича. Ведь именно он является связующим звеном двух противостоящих отрывков рассказа. Если бы не эта фигура, две части одного целого так и не смогли соединиться. Только вот подобное противопоставление, происходящее не только на наших глазах, но и в душе главного героя, оказывает трагическое влияние на его судьбу.

В своем рассказе Толстой использует контраст как самое верное средство воздействия. Кстати, поводом для создания этого произведения послужила реально произошедшая история. Ее события оказывают шоковое воздействие и на рассказчика, и на читателя. Используемый автором прием контрастности является своеобразным сильнодействующим средством, благодаря которому впечатление от прочитанного достигает той яркости и остроты, словно читатель своими глазами наблюдает все происходящее, являясь непосредственным очевидцем этой драматической истории.

Другие сочинения по этому произведению

"Любовь с этого дня пошла на убыль..." (По рассказу Л. Н. Толстого "После бала") "После бала". Л.Н.Толстой После бала «Против чего направлен рассказ Л. Н. Толстого «После бала»? От чего зависят, по мысли автора, перемены в человеческих отношениях? Автор и рассказчик в рассказе Л. Н. Толстого «После бала» Иван Васильевич на балу и после бала (по рассказу «После бала») Идейно-художественное своеобразие рассказа Л.Н.Толстого «После бала» Личность и общество в рассказе Л. Н. Толстого «После бала» Мое впечатление от рассказа Л. Н. Толстого «После бала» Образ Ивана Васильевича (По рассказу Л. Н. Толстого «После бала») Полковник на балу и после бала Полковник на балу и после бала (по рассказу Л. Н. Толстого «После бала») Почему произошла переоценка ценностей у Ивана Васильевича? (по рассказу Л. Н. Толстого «После бала») Почему рассказ Л.Н. Толстого назван «После бала» Почему рассказ Л. Н. Толстого называется «После бала», а не «Бал»? Прием контраста в рассказе Л. Н. Толстого «После бала» Рассказ Л. Толстого «После бала» Роль пейзажа в рассказах Л. Н. Толстого «После бала», И.А.Бунина"Кавказ", М. Горького"Челкаш". Утро, изменившее жизнь (по рассказу «После бала») Утро, изменившее жизнь (по рассказу Л. Н. Толстого «После бала») Что такое честь, долг и совесть в моем понимании (анализируя рассказ Л. Н. Толстого «После бала») Размышления Ивана Васильевича в рассказе Л. Н. Толстого «После бала» Роль случая в жизни человека (На примере рассказа Л. Н. Толстого «После бала») Композиция и смысл рассказа Л.Н.Толстого «После бала» Особенности композиции рассказа Л. Н. Толстого «После бала» Роль контраста в произведениях русских писателей XIX века (На примере рассказа Л. Н. Толстого «После бала»)

Цель урока:

  • показать, как прием контраста помогает раскрыть идею рассказа;
  • работа по анализу художественных средств, создающих картины бала и экзекуции;
  • раскрыть гуманистический пафос рассказа "После бала".

Оборудование: мультимедиа, компьютер, экран, иллюстрации к рассказу "После бала", музыка, презентация.

Словарная работа: композиция, контраст, антитеза

Контраст - франц. contraste - резко выраженная противоположность.

Композиция - построение художественного произведения, обусловленное его содержанием и характером.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя и постановка цели урока.

Представим поздний вечер. Лев Николаевич за работой... Комната погружена в полумрак. Кажется, что в доме установилась глубокая тишина, все вокруг спит, и только великий труженик Толстой не может оторваться от работы, которая сейчас составляет главное дело его жизни. Он хочет, чтобы правда, понятая им, стала доступна всем людям. Толстой похож здесь на мудрого и величественного пророка, строго судью и учителя жизни. Невидимая свеча ярко освещает лицо писателя, свет серебрит седины его, и это создает ощущение ясности мысли, внутреннего спокойствия и мягкой человечности, так странно сочетающейся с мыслью о бесправии русского солдата. Еще в 1855 году он работал над проектом переформирования армии, в котором выступал против варварского наказания - "прогнания сквозь строй". Но рассказ "После бала" выходит далеко за рамки протеста против бесчеловечного обращения с солдатами, он ставит широкие гуманистические проблемы, такие, как долг, честь, совесть, гуманность. Как выражает Л.Н.Толстой эти проблемы, с помощью каких художественных приемов и средств достигает - это цель нашего урока.

2. Беседа с учащимися.

Что такое композиция произведения?

(Композиция - это построение произведения, расположение и взаимосвязь его частей, порядок изложения событий.)

От чьего лица ведётся повествование в рассказе? (От лица Ивана Васильевича, пожилого человека, вспоминающего своё прошлое.)

Что это был за человек? (Уважаем всеми, рассказывал он очень искренно и правдиво, видно, что он обладает богатым жизненным опытом.)

Кто ещё участвует в разговоре? (Молодой человек.)

В рассказе два повествователя, молодой человек начинает и заканчивает, а в середине рассказ Ивана Васильевича, получается рассказ в рассказе. Как называется такая композиция? (Кольцевая.)

3. Слово учителя.

Иван Васильевич рассказывает о событии, которое сыграло решающую роль в его судьбе. Это событие произошло в один день, а точнее ночью, и включает два эпизода.

Какие это эпизоды?

(Эпизоды бала у губернского предводителя и сцена наказания солдата.)

Бал и наказание - в каком соотношении находятся эти слова? (Резкая противоположность.)

И такая резкая противоположность называется контрастом. (Словарная работа, определение записывается в тетрадь.)

Этот композиционный приём использует Толстой в рассказе, а с какой целью, мы должны выяснить.

Учитель: Рассказ строится как последовательное и контрастное изображение двух эпизодов: напомните их.

1. Обратите внимание на то, какие танцы танцевали в XIX веке. Давайте перенесемся на некоторое время на бал и послушаем, как звучала музыка мазурки и вальса.

(Чтение бала у губернского предводителя со слов "взял руку дочери..." до слов "подвел ее ко мне...").

Слайд. Иллюстрация, музыкальное сопровождение. Выразительное чтение отрывка (читает Коршунова Лиза)

2. Наказание солдата со слов "я стал смотреть..." заканчивая словами "это было тело человека".

Слайд. Рисунок. Выразительное чтение эпизода (читает Ерёменко Саша)

4. Исследования учащихся.

Мы проведем наблюдения над языковыми средствами, с помощью которых писатель противопоставляет друг другу картины бала и наказание солдата по плану: Слайд.

I вариант смотрит, какими эпитетами обрисован праздник у предводителя:

бал чудесный,

зала прекрасная,

буфет великолепный,

музыканты знаменитые; музыка звучит беспрерывно.

Варенька - в белом платье, в белых перчатках. У нее - "сияющее... лицо, ласковые, милые глаза..."

Отец Вареньки - красивый...

Иван Васильевич - доволен, счастлив...

II вариант смотрит, какими эпитетами обрисована вторая часть, после бала:

В другой части рассказа, после бала, краски резко темнеют, и перед пораженным наблюдателем развертывается странная картина наказания:

Улица: в весеннем мокром тумане, ломовые с дровами на санях, лошади под глянцевыми дугами с мокрыми головами, кузнец в засаленном полушубке

Солдаты в черных мундирах

Музыка: неприятная визгливая мелодия, страшная картина наказания.

Полковник все тот же - с румяным лицом и белыми усами и бакенбардами.

Иван Васильевич- стало неловко и неприятно, была на сердце тоска

Индивидуально: Сравнительная характеристика полковника и наказываемого (внешнее описание, лицо, походка, как двигался) Слайд.

С какой целью Л. Толстой использует в рассказе контраст?

(Контраст усиливается, когда рассказчик видит, как статный, высокий полковник сильной рукой в замшевой перчатке бьет по лицу малорослого, слабосильного солдата.)

Светлые краски бала, резко оттеняют мрачную картину, нарисованную во второй части рассказа. Контрастное изображение героев, их психологического состояния, обстановки позволяют выявить существо их характеров и в то же время обнаружить социальные противоречия царской России. Позиция автора четка и однозначна: внушить читателю ненависть к угнетению человека, к унижению его достоинства.

5. Итоги урока.

Учитель: Вот и наступили последние минуты урока. Что мы рассматривали на уроке? Какие исследования провели?

(Учащиеся: Мы проанализировали особенности композиции рассказа, исследовали языковые средства, с помощью которых писатель противопоставляет друг другу картины бала и наказания солдата.)

Учитель: Мы изучили содержание, структуру и художественные особенности, мы увидели в Иване Васильевиче отчасти самого автора, в его извечном и отчаянном стремлении найти и уничтожить все зло в людях...

Пусть сегодня горит свеча для того, чтобы навсегда сохранить в своих сердцах образ настоящего живого человека, сумевшего одновременно быть художником, мыслителем и человеком.

6. Самооценка учащихся работы на уроке (заполнение листа самооценки)

7. Домашнее задание: Составить сравнительную характеристику.

1. Контрастность цветовой палитры.
2. Контрастные чувства и вещи.
3. Связующее звено контрастных отрывков.
В рассказе Л. Н. Толстого “После бала” контраст играет структурообразующую роль в создании произведения. Две стороны одной медали становятся отправной точкой для развития сюжетного действия. О контрасте в произведении писал критик К. Ломунов: “Как и многие другие произведения позднего Толстого, рассказ “После бала” строится по принципу художественного контраста: яркая, красочная картина веселого бала в дворянском собрании сменяется суровой сценой мучительного наказания беззащитного солдата, которого под сухой треск барабанов прогоняют по плацу сквозь строй”.
С помощью контраста автор создает особую атмосферу, или ауру, рассказа. Случай, изменивший жизнь и судьбу главного героя, основан также на контрасте. Автор показывает оборотную сторону образа великолепного и изысканного полковника. Читатели смогли оценить его суть в полной мере. Ведь именно кардинальное изменение в этой фигуре вызвали такие необратимые последствия не только для студента, но и дочери самого полковника. Ядро произведения под названием “контраст” формирует вокруг себя концентрические круги, создавая тем самым художественное произведение.
Рассказ ведется от лица Ивана Васильевича, который начинает его с описания любимой. “Она была в белом платье с розовым поясом и в белых лайковых перчатках, немного не доходивших до худых, острых локтей, и в белых атласных башмачках”. Перед нами рисуется возвышенное существо, почти ангел, а не реальный земной человек. Зато вполне земными оказываются появляющиеся после бала губернского предводителя образы. “Солдаты в черных мундирах стояли двумя рядами друг против друга, держа ружья к ноге, и не двигались”. В этих двух отрывках виден контраст даже на уровне цвета. Варенька – белая, воздушная. Солдаты – черные, с ружьями. Несколькими штрихами автор перечеркивает ощущение искренности и чистоты, создаваемое образом девушки. “После бала” действуют иные правила и законы. “Позади их стояли барабанщик и флейтщик и, не переставая, повторяли все ту же неприятную, визгливую мелодию”. Но первые звуки, что слышит главный герой, все же иные.
В душе молодого человека “музыканты” играют другую мелодию – мелодию любви. Она настолько переполняла главного героя, что тот так и не смог заснуть. “В душе у меня все пело и изредка слышался мотив мазурки”.После увиденного утром Ивана Васильевича переполняет другое чувство: “…на сердце была почти физическая, доходившая до тошноты, тоска, такая, что я несколько раз останавливался, и мне казалось, что вот-вот меня вырвет всем тем ужасом, который вошел в меня от этого зрелища”. Зрелище, открывшееся утром влюбленному юноше, было поистине чудовищным. Контрастный переход, используемый автором при создании произведения, добавляет эмоциональности и усиливает впечатление от прочитанного.
После увиденного в душе героя остался только ужас. В память о бале влюбленный молодой человек сохранил перышко из веера Вареньки. Он спрятал его в перчатку и чувствовал то неземное тепло, которое оно излучает. Однако после утреннего зрелища даже этот сентиментальный залог мира и благополучия оказался не в силах сохранить память о прекрасной возлюбленной.
Образ замшевой перчатки, принадлежавшей отцу Вареньки, также используется писателем при создании контраста. Впервые перчатка появляется, когда полковник собирается танцевать с дочерью. Он натягивает ее на правую руку со словами “надо все по закону”. После этого, улыбнувшись и взяв руку дочери, идет танцевать. В сцене наказания замшевая перчатка появляется снова, но уже совершенно в ином контексте: “…он своей сильной рукой в замшевой перчатке бил по лицу испуганного малорослого, слабосильного солдата за то, что он недостаточно сильно опустил свою палку на красную спину татарина”.
Рисуя портреты тех, кто присутствовал на балу, автор использует в основном “светлые”, “приятные” образы: бархатный, брильянтовый, пухлый, белый, розовый, лайковый. Совершенно другие краски мы видим утром. “Это было что-то такое пестрое, мокрое, красное, неестественное, что я не поверил, чтобы это было тело человека”. И эти картины отделяют друг от друга всего несколько часов. При этом цветовую палитру бальной ночи можно назвать чистой, сверкающей – не только внешне, но внутренне.
Контраст, который в рассказе Толстого служит главным композиционным приемом, проявляется и в образе Ивана Васильевича. Ведь именно он является связующим звеном двух противостоящих отрывков рассказа. Если бы не эта фигура, две части одного целого так и не смогли соединиться. Только вот подобное противопоставление, происходящее не только на наших глазах, но и в душе главного героя, оказывает трагическое влияние на его судьбу.
В своем рассказе Толстой использует контраст как самое верное средство воздействия. Кстати, поводом для создания этого произведения послужила реально произошедшая история. Ее события оказывают шоковое воздействие и на рассказчика, и на читателя. Используемый автором прием контрастности является своеобразным сильнодействующим средством, благодаря которому впечатление от прочитанного достигает той яркости и остроты, словно читатель своими глазами наблюдает все происходящее, являясь непосредственным очевидцем этой драматической истории.

(Пока оценок нет)


Другие сочинения:

  1. Под композицией произведения понимают расположение и взаимосвязь его частей, порядок изложения событий. Именно композиция помогает читателю лучше понять замысел и идею автора, мысли и чувства, его вдохновлявшие. Рассказ Л. Н. Толстого “После бала” композиционно разбит на две части, совершенно различные Read More ......
  2. Рассказ Льва Николаевича Толстого “После бала” состоит из двух резко противопоставленных частей: бал у предводителя и расправа с солдатом. Вторая сцена имеет особое значение для понимания смысла произведения, именно она дала название рассказу – “После бала”. Светлые, радостные краски бала, Read More ......
  3. Рассказ Л. Н. Толстого “После бала” посвящен событиям жизни России времен Николая I. Это было время сурового правления царя, напуганного восстанием декабристов и усилившего реакцию в общественной жизни. Рассказ композиционно состоит из двух частей: история героя на балу и после Read More ......
  4. Я привык думать о Толстом как о создателе крупных, эпохальных произведений. Ведь этот писатель известен всему миру как автор “Войны и мира”, “Анны Карениной”, “Воскресения”. Однако в конце своей жизни Толстой обратился к созданию рассказов. Произведение “После бала” является одним Read More ......
  5. Говорят, что от перемены мест слагаемых сумма не изменяется. Но это правило верно лишь в математике. К художественной литературе оно неприменимо: здесь перемена мест слагаемых, то есть другая композиция произведения, может очень сильно повлиять на восприятие смысла. Вообще то, как Read More ......
  6. 1. Прием контраста. 2. Злая шутка. 3. Смена мировоззрения. Всем правит случай. Знать бы еще, кто правит случаем. С. Е. Лец В теме сочинения представлен весьма интересный вопрос – роль случая в жизни человека. А ведь действительно в жизни господин Read More ......
  7. В рассказе “После бала” особенно силен обличительный пафос по сравнению с другими произведениями писателя. В рассказе есть элементы притчи, морализаторское начало, идея просветительства противопоставляется идее духовного совершенствования – все это характерно для позднего Толстого. Писатель обращается к резко социальному конфликту, Read More ......
Контраст как основа композиции рассказа Л. Н. Толстого “После бала”

(2 урок)

Художественное своеобразие рассказа «После бала».

Контраст как основной художественный прием рассказа.

Цели:

- помочь ученикам выявить особенности рассказа, писательский замысел;

- познакомить с основным художественным приемом рассказа (контрастом);

- совершенствовать навыки выразительного чтения текста;

- развивать навыки анализа текста;

- развивать способности работать в парах, группах;

Методические приемы: аналитическая беседа; выразительное чтение, комментарии учителя, работа с таблицей, работа в парах, группах

Оборудование: доска,ноутбук, презентация к уроку, иллюстрации к рассказу

Эпиграф:

Вся жизнь переменилась от одной ночи,

или, скорее, утра.

«После бала».

Ход урока

1.Орг. момент (проверка готовности к уроку, отметка отсутствующих, пожелания проявлять активность на уроке, внимательность)

2. Повторение пройденного, беседа по первичному восприятию

Сегодняшний урок я хочу начать с характеристики одного известнейшего человека, попробуйте угадать, кто он?

(дослушать до конца, не выкрикивать, поднять руку)

Этот человек целенаправленно шел по пути самосовершенствования.., пытался понять, почему он и другие люди поступают так, а не иначе, откуда берется в человеке любовь и ненависть, добро и зло… Главным в жизни считал самосовершенствование, самовоспитание, стремление быть нужным, полезным, делать добро, отличать его от зла. Наблюдая за самим собой, стремясь понять себя, он научился понимать и других… ()

- Почему так решили?

Какие примеры из жизни Л. Н. можете привести для доказательства?

Да, совершенно верно, Л. Н.Т. полагал, что никто не снимал ответственности с человека за свои мысли, чувства, желания, поступки,.. не надо ждать, когда создадутся условия для самовоспитания, нужно готовить их сейчас, личным примером, стремлением стать лучше, чище, нравственнее,.. а момент в намерении переделать себя может наступить в любую минуту.

В каком произведении Львом Николаевичем представлен случай, который помог главному герою решиться начать собственное воспитание?

(Рассказ «После бала»)

Какому герою?

(Ивану Васильевичу)

3. Сообщение темы, цели работы

Сегодня мы продолжаем начатую на прошлом уроке работу по рассказу «После бала». Мы должны выявить художественные особенности рассказа, познакомиться с основным художественным приемом, будем учиться анализировать прозаический текст, выразительно читать, работать в парах, группах.

(Запись темы в тетрадь)

Откройте учебники стр.27, что вы можете сказать об особенностях

композиции рассказа? (Рассказ в рассказе)

Как начинается рассказ? В чем необычность такого начала?
(Рассказ начинается внезапно, с реплики главного героя.
Толстой сразу вводит читателя в курс проблем, обсуждаемых
героями рассказа. Разговор ведется о нравственных ценностях,
о том, «...что для личного совершенствования необходимо

прежде изменить условия, среди которых живут люди…».
Лаконичное, внезапное начало вводит читателя в действие,
создает впечатление, что мы слышим разговор).

Что мы узнаем об Иване Васильевиче в начале рассказа?
Какое значение это имеет? (Мы узнаем, что это «всеми уважаемый человек», что ему присуща «манера отвечать на
свои собственные... мысли», это думающий человек, погру­женный в свой внутренний мир. Узнаем также, что Иван
Васильевич
- очень искренний и правдивый рассказчик. Таким
образом, у читателя возникает доверие к рассказу Ивана
Васильевича.)

Что говорит о своей молодости Иван Васильевич? Героя ка­кого произведения напоминает это описание? («Был я очень
веселый и бойкий малый, да еще и богатый». Из слов одной
из собеседниц мы узнаем, что он был еще и «красавец». Это
описание походит на рассказ о себе героя повести ­генева «Ася». Оба героя вспоминают о своей молодости,
о случаях, перевернувших их жизни. В «Асе» тоже речь идет
о любви, но в рассказе «После бала» любовь «сошла на нет»
по вине «случая». Этот «случай»
- главное событие рассказа,
то, ради чего он написан).

Какие главные события описаны в рассказе? (В рассказе два главных
события: бал у губернского предводителя и сцена наказания
солдата.)

Коротко рассказать суть этих событий – 1, затем 2…

4. Сопоставительный анализ

Попробуем сопоставить эти 2 события. Дома вы по вариантам заполняли таблицу, выписывая слова – эпитеты, выражения, характеризующие состояние главных героев, внешность, события по разным критериям: чувства, эпитеты, цвет, звуки, разные детали. Работаем в парах 3 минуты, сопоставляя описания, попробуйте сделать вывод по вашим наблюдениям.

Проверка

Работа по таблице. Сопоставление граф таблицы 1 и 2 вариантов.

Характе­ристики

На балу

После бала

Чувства

Влюблен, веселый, бойкий, любовался, не чувствовал своего тела, восторг, благодар­ность, восторженное умиление, восторженно-нежное чувство, доволен, счастлив, блажен, добр, бесконечно счастлив

Стыд, доходившая до тош­ноты тоска, вот-вот вырвет ужасом, неловко, непри­ятно, любовь сошла на нет

Эпитеты

Грациозная, ласковые, милые, сияющее, зарумянившееся, красивый, высокий, статный, свежий, ласковый, радостный, блестящий.

Жестокая, нехорошая музыка, неприятная, страш­ное, сморщенное страда­ниями, корчившийся, твердый шаг, испуганный, грозно, злобно, гневный

Цвет

Белый, розовый, румяный, серебряные, светло

Черное, красное, пестрое, белые

Звуки

Мазурка, вальс, полька, кадриль

Флейта, барабан, визгливая мелодия, дробь, крик, гневный голос, всхлипывал

Детали

Белая лайковая перчатка
Вареньки, замшевая перчатка
полковника, перышко от веера ,
«домодельные» сапоги полковника

Оттопыренная губа, замше­вая перчатка

Анализ первой части (по тексту)

Зачитаем ключевые слова-эпитеты из первой части.

«Бал чудесный, зала прекрасная, буфет великолепный, музыканты знаменитые; мотив мазурки звучит беспрерывно.

Варенька - в белом платье с розовым поясом, в белых лайковых перчатках, в белых башмачках. У нее сияющее, зарумянившееся с ямоч­ками лицо и ласковые, милые глаза, грациозная фигурка.

Отец Вареньки - очень красивый статный, высокий и свежий старик. Лицо очень румяное, с белыми усами, белыми бакенбарда­ми; ласковая радостная улыбка; блестящие глаза и губы. Сложен он был прекрасно, с широкой грудью, с сильными плечами и длинными, стройными ногами. Высокая, грузная фигура.

Иван Васильевич - доволен, счастлив, блажен, добр: «Я обнимал в то время весь мир своей любовью». К отцу Вареньки «испытывал в то время какое-то восторженно-нежное чувство».

- Обратим внимание на дважды повторившиеся слова «в то время».

Чем объяснить, что в сцене бала герой рассказа воспринимает все окружающее «с восторженным умилением»? (Он влюблен, он очарован праздничной атмосферой бала, близостью люби­ мой девушки, ощущением счастья, молодости и красоты).

Прочитайте описание пейзажа на с. 34-37 учебника. Как по­могает эта пейзажная зарисовка понять состояние героя?

С каких слов начинается вторая часть? Почему рассказ не по­делен на главы? (Со слов «Когда я вышел на поле...». Рассказ не поделен на главы, чтобы добиться большего впечатления на читателя. Переход происходит внезапно. В душе героя еще звучит мазурка, но ее забивает «другая, жесткая, нехорошая музыка».)

Анализ второй части.

Зачитаем ключевые слова-эпитеты из второй части.

- «Что-то большое, черное; звуки флейты и барабана; жесткая, не­хорошая музыка; неприятная, визгливая мелодия; кузнец в засаленном полушубке; что-то страшное; что-то пестрое, мокрое, красное, неесте­ственное; спотыкающийся, корчившийся человек.

Полковник все тот же - с румяным лицом и белыми усами и ба­кенбардами».

Определите роль белого цвета в обеих частях рассказа. (Бе­лый цвет в первой части - цвет радости, чистоты, любви. Белый цвет во второй части определяет лишь усы полков­ника и оскаленные зубы истязаемого солдата, контрастно подчеркивает черный и красный цвета.).

Какова роль детали - замшевой перчатки полковника - в рас­сказе?

(Эта деталь связывает части рассказа. В первой части полковник надевает замшевую перчатку, когда идет танцевать с дочерью. При этом он говорит, улыбаясь: «Надо всё по закону». Во второй части этой же рукой в замшевой перчатке полковник бьет «по лицу испуганного малорослого слабосильного солдата за то, что он недоста­точно сильно опустил свою палку на красную спину тата­рина». Фраза «Надо всё по закону» приобретает зловещий смысл: «по закону» надо избивать провинившегося изо всех сил.)

- С помощью какого приема передает Толстой впечатление бес­конечно повторяющегося ужаса казни? (Толстой использует синтаксические средства: повтор и параллельное строение фразы. Бездушие, длительность и ужас совершающегося он передает повторением одних и тех же слов: «...все так же падали с двух сторон удары на спотыкающегося, кор­чившегося человека, и все так же били барабаны и свистела флейта , и все так же твердым шагом двигалась высокая, - статная фигура полковника рядом с наказываемым». Этот прием есть и в первой части: он передает ощущение бесконечности счастья: «я вальсировал еще и еще», «еще раз выбрал ее, и мы в сотый раз прошли вдоль залы». Слово «еще» усиливается французским «епсоге».)

Сравните поведение и внешность полковника на балу и после бала.

Сопоставим описания полковника и наказываемого с помощью таблицы (на доске и в тетрадях).

Полковник

Наказываемый

Высокий военный в шинели и фуражке

Оголенный по пояс человек, привязанный к ружьям двух солдат. Спина его - что-то пестрое, мокрое красное, неестественное

Шел твердой, подраги­вающей походкой

Дергаясь всем телом, шлепая ногами по талому снегу... подвигался ко мне, то опрокидыва­ясь назад - и тогда унтер-офицеры, ведшие его за ружья, толкали его вперед, то падал наперед - и тогда унтер - офицеры... тянули его назад

Румяное лицо и белые усы с бакенбардами

Сморщенное от страдания лицо

Твердым шагом двига­лась высокая, статная фигура

Спотыкающийся, корчившийся человек

- Какие выводы можно сделать из этих наблюдений?

(Эпизод бала и события после бала противопоставлены друг другу. Светлые, радостные краски бала, беззаботное веселье мо­лодых людей, не подозревающих о существовании другого, страшного мира, резко оттеняют мрачную картину, нари­сованную во второй части рассказа. Контрастное изобра­жение героев, их психологического состояния, обстановки, в которой они действуют, позволяет писателю выявить су­щество их характеров и раскрыть социальные противоречия русской действительности.)

5.Знакомство с понятием – контраст

Контраст – резкая противоположность. Контраст может быть между словами, образами, персонажами, композиционными элементами и т. п. Контраст является выразительным приемом, способом оказывать эмоциональное воздействие на читателя.

Контрастный – составляющий контраст, совершенно противоположный.

АНТИТЕЗА - про­тивопоставление характеров, обстоятельств, образов, композици­онных элементов, создающее эффект резкого контраста.

Шире: сопоставление противоположных понятий, состояний, любых эле­ментов литературного произведения.

Встречаются антитезы:

Персонаж­ные (в персонажной организации),

Сюжетные (в сюжетном постро­ении),

Композиционные;

Для выражения антитезы часто используют ан­тонимы - противоположные по смыслу слова («Черное и белое», «Война и мир», «Преступление и наказание», «Толстый и тон­кий» и др.).

(Запись в тетрадь)

Рассказ написан в 1903 году. О каком времени пишет Тол­стой? (О сороковых годах XIX века, о времени правления Ни­колая I , прозванного Николаем Палкиным.)

Какое значение имеет время написания рассказа? Поче­му в преклонном возрасте вернулся к воспо­минаниям своей молодости, положив их в основу сюжета рассказа «После бала»?

(Толстой обращается к событиям семидесятипятилетней давности, чтобы показать, что за это время почти ничего не изменилось: в армии царят вопию­щий произвол и жестокость, на каждом шагу нарушаются справедливость и человечность. Более всего его волновало, что «образованные» люди убеждены, что это необходимо «для хорошей, правильной жизни». Он восклицает: «Какое страшное нравственное искалечение должно происходить в умах и сердцах таких людей!»)

Как вам кажется, потерял ли рассказ «После бала» свою ак­туальность?

(Слова героя рассказа, Ивана Васильевича: «Вся жизнь переменилась от одной ночи, или, скорее, утра». Глав­ное в рассказе то, что произошло рано утром, после бала: повествователь увидел, как истязают солдата, причем ко­мандовал казнью отец его возлюбленной.)

6.Закрепление и обобщение

DIV_ADBLOCK113">

в) важность утра, следующего за балом.

7. Определите идею рассказа.


процветает несправедливость;

г) осуждение деспотизма.

Ответы: 1-в, 2-а, 3-в, 4-г, 5-а, б,г, д,е, 6-б, 7-в, 8-б, 9-б

7. Домашнее задание (на выбор)

2. Составить тест по рассказу «После бала»

3. Подготовить связный рассказ «Полковник на балу и после бала. Как объяснить перемены в нем?»

4. Написать сочинение-миниатюру «Почему любовь к Вареньке «сошла на нет?» или « нигде не служил?»

Дополнительный материал

Из публицистических сочинений

Солдат - бранное, поносное слово в устах нашего народа, солдат - существо, движимое одними телесными страданиями. Солдат - суще­ство грубое, грубеющее еще более в сфере лишений, трудов и отсут­ствия оснований образования, знания образа правления, причин войны и всех чувств человека. Солдат имеет по закону только строго необходимое, а в действительности менее того, чтобы умереть человеку сильного сложения, - от голода и холода слабые умирают. Наказание солдата за малейший проступок есть мучительная смерть, высшая награда - отличие, дающее ему право, присуще человеку, - быть не битым по произволу каждого. Вот кто защитник нашего отечества.

Дух угнетения до того распространен в нашем войске, что жестокость есть качество, которым хвастают самые молоденькие офицеры. Засекают солдат, бьют всякую минуту, и солдат не уважает себя, ненавидит начальников, а офицер не уважает солдата.

В 1820-х годах семеновские офицеры, цвет тогдашней молодежи... решили не употреблять в своем полку телесного наказания, и, несмотря на тогдашние строгие требования фронтовой службы, полк и без употребления телесного наказания продолжал быть образцовым...

Так смотрели на телесное наказание образованные русские люди 75 лет тому назад. И вот 75 лет, и в наше время внуки этих людей заседают в качестве земских начальников в присутствиях и спокойно обсуждают вопросы о том, должно или не должно, и сколько ударов розгами должно дать такому и такому-то взрослому человеку, часто отцу семейства, иногда деду.

Самые же передовые из этих внуков в комитетах и земских собра­ниях составляют заявления, адресы и прошения о том, чтобы в виду гигиенических и педагогических целей сечь не всех мужиков (людей крестьянского сословия), а только тех, которые не кончили курса в на­родных училищах...

Но не тут еще главный вред этого безобразия. Главный вред - в душевном состоянии тех людей, которые устанавливают, разрешают, предписывают это беззаконие, тех, которые пользуются им как угрозой, и всех тех, которые живут в убеждении, что такое нарушение всякой справедливости и человечности необходимо для хорошей, правильной жизни. Какое страшное нравственное искалечение должно происходить в умах и сердцах таких людей, часто молодых, которые, я сам слыхал, с видом глубокомысленной практической мудрости говорят, что му­жика нельзя не сечь и что для мужика это лучше.

Вот этих-то людей больше всего жалко за то озверение, в которое они впали и в котором коснеют... Стыдно!

1895 г .

Домашнее задание (на выбор)

(всем)

2. (на выбор)

Домашнее задание (на выбор)

1.Ответить на 3 тестовых вопроса (всем)

2. (на выбор)

Составить тест по рассказу «После бала»

Подготовить связный рассказ «Полковник на балу и после бала. Как объяснить перемены в нем?»

Написать сочинение-миниатюру «Почему любовь к Вареньке «сошла на нет?» или « нигде не служил?»

Домашнее задание (на выбор)

1.Ответить на 3 тестовых вопроса (всем)

2. (на выбор)

Составить тест по рассказу «После бала»

Подготовить связный рассказ «Полковник на балу и после бала. Как объяснить перемены в нем?»

Написать сочинение-миниатюру «Почему любовь к Вареньке «сошла на нет?» или « нигде не служил?»

Домашнее задание (на выбор)

1.Ответить на 3 тестовых вопроса (всем)

2. (на выбор)

Составить тест по рассказу «После бала»

Подготовить связный рассказ «Полковник на балу и после бала. Как объяснить перемены в нем?»

Написать сочинение-миниатюру «Почему любовь к Вареньке «сошла на нет?» или « нигде не служил?»

ТЕСТ (продолжение)

7. Определите идею рассказа.

а) судьба человека зависит от случая;

б) осуждение бездумного исполнения правил, из-за которых
процветает несправедливость;

в) идея личной ответственности человека;

г) осуждение деспотизма.

8. Что можно сказать о жизненной позиции главного героя?

а) утверждает идею «непротивления злу на­силием»;

в) идея о необходимости «изменения жизненных условий»
для «изменения взглядов человека».

9. Отметить импонирующее вам утверждение:

ТЕСТ (продолжение)

7. Определите идею рассказа.

а) судьба человека зависит от случая;

б) осуждение бездумного исполнения правил, из-за которых
процветает несправедливость;

в) идея личной ответственности человека;

г) осуждение деспотизма.

8. Что можно сказать о жизненной позиции главного героя?

а) утверждает идею «непротивления злу на­силием»;

в) идея о необходимости «изменения жизненных условий»
для «изменения взглядов человека».

9. Отметить импонирующее вам утверждение: