Музыкальный инструмент похожий на барабан. Ударные инструменты

  • 06.04.2019

Среди всех музыкальных инструментов ударная группа - самая многочисленная. И это не удивительно, ведь ударные музыкальные инструменты самые древние на земле. Их история ведёт своё начало почти с самого зарождения человечества. Самые примитивные из них либо весьма просты для изготовления, либо вообще не требуют никакой обработки. По сути, каждый предмет окружающего мира может служить таким инструментом.

Так первыми в мире ударными инструментами были кости животных, ветви деревьев, а позднее для музицирования человек стал использовать появившиеся к тому времени предметы кухонной утвари - котлы, горшки и так далее.

Ударные музыкальные инструменты разных народов

В силу перечисленных выше обстоятельств: простоты изготовления и истории, уходящей корнями в глубокую древность, ударные инструменты получили настолько широкое распространение, что проникли буквально в каждый уголок нашей планеты. У каждого народа есть свои собственные инструменты, звук из которых извлекается при помощи ударов того или иного рода.

Конечно же, количество ударных инструментов у каждого отдельного народа зависит от характера его музыкальной культуры. Например, в странах Латинской Америки, где этническая музыка отличается разнообразием ритмов, сложностью ритмических рисунков, ударных инструментов на порядок больше, чем, например, у нас, в России, где народное песенное искусство часто не предполагает никакого инструментального аккомпанемента. Но всё равно даже в странах, где в народной музыке преобладает мелодическое начало над ритмическим, всё же существуют свои уникальные ударные инструменты.

Ударный инструмент перкуссия

Некоторые ударные со временем образовали единое целое, которое теперь носит название ударной установки. Ударные установки, как правило, используются в различных разновидностях эстрадной музыки: в роке, джазе, поп-музыке и так далее. Инструменты же, не вошедшие в классический состав ударной установки, называются перкуссиями, а музыканты, которые на них играют - перкуссионистами.

Такие инструменты, как правило, имеют ярко выраженный национальный характер. Наибольшее распространение на сегодня получили перкуссионные музыкальные инструменты народов Латинской Америки и Африки.

История названия

Само название музыкального инструмента "перкуссия" имеет латинские корни. Оно происходит от корня, имеющего значение "бить, ударять". Интересно, что слово это знакомо не только музыкантам и меломанам, но и медикам. Перкуссией в медицинской литературе называют метод диагностики заболеваний при помощи постукивания по тканям организма и анализа звука, издаваемого ими. Известно, что звук от удара по здоровому органу отличается от звука удара по органу, находящемуся в болезненном состоянии.

Музыкальная перкуссия тоже связана с ударами, находящими отклик у человека, пусть и не через прямое воздействие, как в медицине.

Классификация музыкального инструмента перкуссии

Великое множество ударных инструментов, не принадлежащих к набору классической ударной установки, со временем стало нуждаться в систематизации. Инструменты такого рода принято делить на настроенные на определённые музыкальные ноты и шумовые инструменты - то есть такие, звук которых не имеет определённой высоты. К первым относятся ксилофон, металлофон, литавры и другие. Всевозможные барабаны - перкуссии второй разновидности.

По источнику звука музыкальные инструменты перкуссии делятся на:

  1. Мембранофоны - то есть те, в которых звук исходит от вибраций мембраны, натянутой на какую-либо основу, как например, в бубне.
  2. Идиофоны - где источником звука является весь корпус инструмента, либо его цельные составные части, как например у треугольника, металлофона и подобных.

В свою очередь, идиофоны подразделяются на изготовленные из древесины и из дерева.

Интересным фактом является то, что фортепиано тоже относится к музыкальным инструментам рода ударных, так как в этом инструменте звук получается посредством удара молоточков по струнам. К струнным ударным относится также такой древний музыкальный инструмент, как цимбалы.

Экзотические инструменты


Перкуссия в современной музыке

Несмотря на свои национальные корни, инструменты перкуссии используются не только в этнической музыке. Во многих современных джазовых оркестрах и рок-группах, кроме ударника, играющего на традиционной установке, участвует также перкуссионист.

Таким образом, ритмическая секция ансамбля заметно обогащаемся за счёт насыщенности ударных партий. Сэмплы перкуссионных музыкальных инструментов используются также в различных направлениях электронной музыки. Набор ударных в симфоническом оркестре называется оркестровой перкуссией.

Наборы перкуссии

Для тех, кто хочет ради интереса попробовать играть на перкуссии как музыкант-любитель или же для тех, кто является профессионалом в этой области, в продаже имеются как отдельные перкуссионные инструменты, так и готовые наборы.

Для самых маленьких музыкантов в музыкальных магазинах можно найти наборы детской перкуссии, часто они продаются и в обычных магазинах игрушек. Порою эти инструменты полностью идентичны настоящим перкуссиям, за исключением их уменьшенного размера.

Знаменитые перкуссионисты

  • Airto Moreira - Знаменит своим сотрудничеством с классиком джазовой музыки, Майлзом Дэвисом. Известны также его сольные проекты. Способствовал распространению мелких шумовых ударных инструментов в европейском джазе.
  • Karl Perazzo - перкуссионист знаменитой группы Santana.
  • Arto Tunçboyaciyan - вокалист, композитор и перкуссионист. Известен своей способностью получить первоклассный звук из любого подручного предмета.

Ударные - самое многочисленное на сегодняшний день семейство музыкальных инструментов. Звук из инструментов этого типа извлекают посредством удара по поверхности звучащего тела. Звучащее тело может принимать различные формы и быть изготовлено из разнообразных материалов. Кроме того, вместо удара допускается встряхивание - по сути, опосредованные удары палочками, молоточками или колотушками по тому же звучащему телу.

История появления первых ударных инструментов

Ударные инструменты одни из самых древних. Первый прообраз ударного инструмента появился, когда первобытные люди, ударяя камнем о камень, создавали некое подобие ритма для ритуальных танцев или просто в повседневных бытовых заботах (дробление орехов, помол зерна и т.п.).

По сути, ударным инструментом может называться любое приспособление, производящее размеренные шумы. Вначале это были камни или палочки, дощечки. Позже появилась идея выстукивать ритм по натянутой на полый корпус коже - первые барабаны.

При раскопках мест поселения племен Центральной Африки и Дальнего Востока археологи обнаружили уже более похожие на современнее образцы Очевидно, именно они в свое время послужили примером для создания европейских ударных инструментов.

Функциональные особенности ударных инструментов

Звук, производимый ударными инструментами, произошел от первобытных ритмичных мелодий. Позвякивающие и звенящие прототипы современных ударных музыкальных инструментов использовались во время ритуальных плясок народами Древней Греции и Древнего Рима, стран Азии.

А вот представители древних арабских государств использовали ударные инструменты, в частности барабаны, в военных походах. Эту традицию европейские народы переняли много позже. Небогатые в мелодичном плане, но громогласные и ритмичные, барабаны стали неизменным сопровождением военных маршей и гимнов.

Да и в оркестре ударные инструменты нашли довольно широкое применение. Вначале доступ к европейской академической музыке им был закрыт. Постепенно ударные нашли свое применение в драматической музыке в рамках оперных и балетных оркестров, и только потом они попали в оркестры симфонические. Зато сегодня сложно представить себе оркестр без барабанов, литавр, тарелок, бубна, тамбурина или треугольника.

Классификация ударных инструментов

Группа ударных музыкальных инструментов не только многочисленна, но и весьма неустойчива. Разработано несколько разных способов их классификации, поэтому один и тот же инструмент может относиться сразу к нескольким подгруппам.

Самые распространенные на сегодняшний день ударные инструменты - это литавры, вибрафон, ксилофон; различные виды барабанов, бубны, африканский барабан там-там, а также треугольник, тарелки, и многие другие.

Музыкальные инструменты предназначены для извлечения различных звуков. Если музыкант играет неплохо, то эти звуки можно назвать музыкой, если же нет, то какафонией. Инструментов настолько много, что их изучение похоже на увлекательную игру похлеще Ненси Дрю! В современной музыкальной практике инструменты делятся на различные классы и семейства по источнику звука, материалу изготовления, способу звукоизвлечения и другим признакам.

Духовые музыкальные инструменты (аэрофоны): группа музыкальных инструментов, источник звука которых - колебания столба воздуха в канале ствола (трубки). Классифицируются по многим признакам (по материалу, конструкции, способам звукоизвлечения и др.). В симфоническом оркестре группа духовых музыкальных инструментов подразделяется на деревянные (флейта, гобой, кларнет, фагот) и медные (труба, валторна, тромбон, туба).

1. Флейта - деревянный духовой музыкальный инструмент. Современный тип поперечной флейты (с клапанами) изобретен немецким мастером Т. Бемом в 1832 году и имеет разновидности: малая (или флейта-пикколо), альтовая и басовая флейта.

2. Гобой - деревянный духовой язычковый музыкальный инструмент. Известен с 17 в. Разновидности: малый гобой, гобой д"амур, английский рожок, геккельфон.

3. Кларнет - деревянный духовой язычковый музыкальный инструмент. Сконструирован в нач. 18 в. В современной практике употребительны сопрановые кларнеты, кларнет-пикколо (итал. piccolo), альтовый (т. н. бассетгорн), басовый.

4. Фагот - деревянный духовой музыкальный инструмент (преимущественно оркестровый). Возник в 1-й пол. 16 в. Басовая разновидность - контрафагот.

5. Труба - духовой медный мундштучный музыкальный инструмент, известен с древних времен. Современный тип вентильной трубы сложился к сер. 19 в.

6. Валторна - духовой музыкальный инструмент. Появился в конце 17 века в результате усовершенствования охотничьего рога. Современный тип валторны с вентилями создан в первой четверти 19 века.

7. Тромбон - духовой медный музыкальный инструмент (главным образом оркестровый), в котором высота звука регулируется специальным приспособлением - кулисой (т. н. раздвижной тромбон или цугтромбон). Существуют и вентильные тромбоны.

8. Туба - самый низкий по звучанию духовой медный музыкальный инструмент. Сконструирована в 1835 в Германии.

Металлофоны - род музыкальных инструментов, основной элемент которых пластины-клавиши, по которым бьют молоточком.

1. Само звучащие музыкальные инструменты (колокола, гонги, вибрафоны и др.), источником звука которых служит их упругое металлическое тело. Звук извлекается молоточками, палочками, особыми ударниками (языками).

2. Инструменты типа ксилофона, в отличие от которого пластины металлофона - из металла.


Струнные музыкальные инструменты (хордофоны): по способу звукоизвлечения делятся на смычковые (напр., скрипка, виолончель, гиджак, кеманча), щипковые (арфа, гусли, гитара, балалайка), ударные (цимбалы), ударно-клавишные (фортепиано), щипково-клавишные (клавесин).


1. Скрипка - 4-струнный смычковый музыкальный инструмент. Самый высокий по регистру в скрипичном семействе, которое составило основу симфонического оркестра классического состава и струнного квартета.

2. Виолончель - музыкальный инструмент скрипичного семейства басо-тенорового регистра. Появился в 15-16 веках. Классические образцы созданы итальянскими мастерами 17-18 веках: А. и Н. Амати, Дж. Гварнери, А. Страдивари.

3. Гиджак - струнный смычковый музыкальный инструмент (таджикский, узбекский, туркменский, уйгурский).

4. Кеманча (каманча) - 3-4-струнный смычковый музыкальный инструмент. Распространен в Азербайджане, Армении, Грузии, Дагестане, а также странах Среднего и Ближнего Востока.

5. Арфа (от нем. Harfe) - многострунный щипковый музыкальный инструмент. Ранние изображения - в третьем тысячелетии до нашей эры. В простейшем виде встречается почти у всех народов. Современная педальная арфа изобретена в 1801 году С. Эраром (S. Erard) во Франции.

6. Гусли - русский струнный щипковый музыкальный инструмент. Крыловидные гусли («звончатые») имеют 4-14 и более струн, шлемовидные - 11-36, прямоугольные (столообразные) - 55-66 струн.

7. Гитара (исп. guitarra, от греч. кифара) - струнный щипковый инструмент лютневого типа. В Испании известна с 13 века, в 17-18 веках распространилась в странах Европы и Америки, в том числе как народный инструмент. С 18 века общеупотребительной стала 6-струнная гитара, 7-струнная получила распространение преимущественно в России. В числе разновидностей так называемая гавайская гитара; в современной эстрадной музыке используется электрогитара.

8. Балалайка - русский народный 3-струнный щипковый музыкальный инструмент. Известна с нач. 18 в. Усовершенствована в 1880-х гг. (под руководством В. В. Андреева) В. В. Ивановым и Ф. С. Пасербским, сконструировавшими семейство балалаек, позднее - С. И. Налимовым.

9. Цимбалы (польск. cymbaly) - многострунный ударный музыкальный инструмент древнего происхождения. Входят в состав народных оркестров Венгрии, Польши, Румынии, Белоруссии, Украины, Молдавии и др.

10. Фортепьяно (итал. fortepiano, от forte - громко и piano - тихо) - общее название клавишных музыкальных инструментов с молоточковой механикой (рояль, пианино). Фортепьяно было изобретено в нач. 18 в. Появление современного типа фортепьяно - с т.н. двойной репетицией - относится к 1820-м гг. Расцвет фортепьянного исполнительства - 19-20 вв.

11. Клавесин (франц. clavecin) - струнный клавишно-щипковый музыкальный инструмент, предшественник фортепьяно. Известен с 16 века. Существовали клавесины различных форм, типов и разновидностей, в том числе чембало, верджинел, спинет, клавицитериум.

Клавишные музыкальные инструменты: группа музыкальныхинструментов, объединённых общим признаком - наличием клавишной механики и клавиатуры. Разделяются на различные классы и виды. Клавишные музыкальные инструменты бывают сочетаются с другими категориями.

1. Струнные (ударно-клавишные и щипково-клавишные): фортепьяно, челеста, клавесин и его разновидности.

2. Духовые (клавишно-духовые и язычковые): орган и его разновидности, фисгармония, баян, аккордеон, мелодика.

3. Электромеханические: электропиано, клавинет

4. Электронные: электронное пианино

фортепьяно (итал. fortepiano, от forte - громко и piano - тихо) - общее название клавишных музыкальных инструментов с молоточковой механикой (рояль, пианино). Было изобретено в начале 18 в. Появление современного типа фортепьяно - с т.н. двойной репетицией - относится к 1820-м гг. Расцвет фортепьянного исполнительства - 19-20 вв.

Ударные музыкальные инструменты: группа инструментов, объединяемых по способу звукоизвлечения - удару. Источником звука служат твердый корпус, мембрана, струна. Различаются инструменты с определенной (литавры, колокольчики, ксилофоны) и неопределенной (барабаны, бубны, кастаньеты) высотой звука.


1. Литавра (литавры) (от греч. polytaurea) - ударный музыкальный инструмент котлообразной формы с мембраной, часто парный (нагара и др.). Распространен с древнейших времен.

2. Колокольчики - оркестровый ударный самозвучащий музыкальный инструмент: набор металлических пластинок.

3. Ксилофон (от ксило... и греч. phone - звук, голос) - ударный самозвучащий музыкальный инструмент. Состоит из ряда деревянных брусочков различной длины.

4. Барабан - ударный мембранный музыкальный инструмент. Разновидности встречаются у многих народов.

5. Бубен - ударный мембранный музыкальный инструмент, иногда с металлическими подвесками.

6. Кастаньетвы (исп. castanetas) - ударный музыкальный инструмент; деревянные (или пластмассовые) пластинки в форме раковин, укрепляемые на пальцах.

Электромузыкальные инструменты: музыкальные инструменты, в которых звук создается в результате генерирования, усиления и преобразования электрических сигналов (с помощью электронной аппаратуры). Имеют своеобразный тембр, могут имитировать различные инструменты. К электромузыкальным инструментам принадлежат терменвокс, эмиритон, электрогитара, электроорганы и др.

1. Терменвокс - первый отечественный электромузыкальный инструмент. Сконструирован Л. С. Терменом. Высота звука в терменвоксе изменяется в зависимости от расстояния правой руки исполнителя до одной из антенн, громкость - от расстояния левой руки до др. антенны.

2. Эмиритон - электромузыкальный инструмент, снабженный клавиатурой фортепьянного типа. Сконструирован в СССР изобретателями А. А. Ивановым, А. В. Римским-Корсаковым, В. А. Крейцером и В. П. Дзержковичем (1-я модель в 1935).

3. Электрогитара - гитара, как правило из дерева, с электрическими звукоснимателями, преобразующими колебания металлических струн в колебания электрического тока. Первый магнитный звукосниматель в 1924 году смастерил инженер компании Gibson Ллойд Лоэр. Наиболее распространены шестиструнные электрогитары.


Классификация музыкальных инструментов.

Ввиду того, что музыкальные инструменты имеют очень разное происхождение и природу, они классифицируются в соответствии с принципами звукообразования согласно принятой в 1914 г. Куртом Заксом и Эрихом Мориц фон Хорибостелем классификации (Systematik der Musikinstrumente : ein Versuch Zeitschrift f űr Ethnologie ) ставшей классической.

Ударные инструменты.

Следуя системе, предложенной названными музыковедами, среди ударных инструментов выделяются так называемые идиофоны и мембранофоны. Идиофоны (от греч. Idios - свой, собственный и «фон» — звук) - семейство инструментов, воспроизводящих звук, благодаря колебанию и излучению после удара, как в случае колоколов, кимвалов или тарелок, бубенцов, кастаньет, погремушек или подобных им. Это муз. инструменты, источником звука к-рых служит материал, способный звучать без дополнительного натяжения (как того требуют струны у скрипки, гитары или фортепьяно, мембрана бубна, барабана или литавр). Идиофоны обычно целиком состоят из звучащего материала — металла, дерева, стекла, камня; иногда из него делается только игровая деталь. По способу извлечения звука идиофоны разделяются на щипковые — варганы, сансы; фрикционные — гвоздевая гармоника и стеклянная гармоника; ударные — ксилофон, металлофон, гонг, тарелки, колокола, треугольник, кастаньеты, трещотки и т.п.

Кастаньеты

Колокола

Трещотки

Ксилофон

Треугольник

Среди ударных инструментов также фигурируют мембранофоны, которым для воспроизведения звука необходима мембрана, натянутая на резервуар, действующий наподобие резонансного ящика. Мембрану ударяют молоточками или деревянными палочками, как в случае барабана или литавр, либо трут палочкой поперек барабанной кожи. Так происходит с самбомбой (род барабана), который является «потомком» роммельпота Фландрии, использующегося там во время карнавальных празднеств уже XIV в. Роммельпот — музыкальный инструмент, нечто вроде примитивной волынки: обтянутый бычьим пузырем горшок с воткнутой в него тростинкой. Роммельпот — простой фрикционный барабан, популярный прежде во многих европейских странах. Обычно его изготовляли, привязывая мочевой пузырь животного на домашний горшок; на нем, протыкая пузырь палочкой, чаще всего играли дети в Мартынов день и на Рождество.

Европейские фрикционные барабаны. Барабаны, сделанные из глиняных горшков, — из Богемии (1) и Неаполя (2). Из русского фрикционного барабана (3) звук извлекается при помощи конского волоса. Норвежский барабан-наперсток (4), английский барабан из банки из-под горчицы (5) и французский барабан-петушок (6) были изготовлены в качестве игрушек.

Два способа звукоизвлечения на фрикционных барабанах: протягивание палочки вверх и вниз (а) или вращение ее между ладонями (b).

Ударные инструменты, в особенности идиофоны, являются самыми древними и составляют наследство всех культур. Благодаря простоте принципа звукоизвлечения они были самыми первыми музыкальными инструментами: удары палками, костяными скребками, камнями и т.д., всегда связанные с определенными ритмическими чередованиями, образовали первый инструментальный состав. Так, в Египте применяли разновидность досок, на которых играли одной рукой при отправлении культа древнеегипетской богини музыки Хатхор. В Греции был привычен кроталон, или погремушка, предшественник кастаньет, распространившийся по всему Средиземноморью и в латинском мире, получивший название crotalum или crusma , ассоциирующийся с танцами и вакхическими празднествами. Зато египетский систр, представляющий собой металлическую раму в форме подковы, перегороженный рядом скользких спиц с изгибами по краям, предназначался для погребальных обрядов и сопровождения молитв против бедствий и напасти саранчи, которая губила урожай.

Также имели широкое применение различного рода погремушки. Они в настоящее время очень распространены, особенно, в Африке и Латинской Америке, для сопровождения различных народных танцев. Многие идиофоны, прежде всего металлические, — такие как колокола, кимвалы, тарелки и маленькие колокольчики - нашли свое место, начиная с XVII века благодаря моде на музыку «а-ля турка». Они были введены в состав оркестра французскими маэстро, среди которых Жан Баттист Люлли (1632 — 1687) и Жан Фери Ребель (1666 — 1747). Некоторые идеофоны, относительно недавнего изобретения, такие как трубообразные колокола, были введены в современные оркестры.

Мембранные барабаны распространились из древней месопотамской цивилизации на Запад и Восток пять тысяч лет назад. С древних времен они применялись в военной музыке и для подачи сигналов.

Греки использовали барабан наподобие бубна, называемого тимпаном.

Тимпан — ударный музыкальный инструмент, напоминающий небольшой плоский с широким ободом барабан. Кожа на тимпане, как и на барабан, натягивалась с двух сторон (у распространенного в то время тамбурина кожа натягивалась с одной стороны). На тимпане обычно играли женщины во время вакханалий, ударяя по нему правой рукой.

В то время как в Риме самым популярным был мембранофон, похожий на современные литавры, называемый симфония. Особенно пышными были празднества в честь богини Кибелы - владычицы гор, лесов и зверей, регулирующей неиссякаемое плодородие. Культ Кибелы в Риме был введен 204 г. до н. э.

Празднества сопровождались музыкой, в которой основная роль была отведена именно барабанам. В Средние века и эпоху Возрождения ударные (особенно, барабан) использовались для сопровождения рыцарских турниров и танцев.

Велико значение ударных и в народной музыке.

Постепенно барабаны стали входить в состав профессиональных оркестров начиная с XVII в. Одним из первых композиторов, включивших барабаны в свою Berenice vendicativa (1680), был Джованни Доменико Фрески (ок. 1630 — 1710). Позднее такие композиторы, как Христоф Виллибальд Глюк (в Le cadidupl ,1761) и Вольфганг Амадей Моцарт (в «Похищении из сераля», 1782), отвели барабанам не последнюю роль. Эту традицию продолжили композиторы XIX и XX в.в., такие как Густав Малер и Игорь Федорович Стравинский. Джон Кэйдж (1912 — 1992) и Мортон Фельдман (1926 - 1987) даже написали целые партитуры исключительно для барабанов.

M.Равель — М.Бежар. 1977 Большой театр. Майя Плисецкая.

В Болеро Равеля не умолкая звучит солирующий малый барабан, четко отбивающий ритм. В этом есть и нечто воинственное. Барабаны - это всегда тревога, это некая угроза. Барабаны - глашатаи войны. Наш выдающийся поэт Николай Заболоцкий в 1957 году, спустя почти тридцать лет после создания “Болеро”, написал в стихотворении, посвященном равелевскому шедевру: “Вращай, История, литые жернова, будь мельничихой в грозный час прибоя! О, “Болеро”, священный танец боя!” Грозный тон равелевского “Болеро” производит невероятно сильное впечатление - тревожащее и подымающее. Полагаю, что эпизод “Нашествие” в первой части Седьмой симфонии Шостаковича был его отзвуком не только в каком-то формальном смысле - этот “священный танец боя” в симфонии Шостаковича завораживает. И она также останется навеки знаком духовного напряжения человека-творца. Гигантская энергетика произведения Равеля, это нарастающее напряжение, это немыслимое крещендо - поднимает, очищает, разливает вокруг себя свет, которому не дано померкнуть никогда.

В отличие от барабана литавры имеют полусферический корпус и способны издавать звуки различной высоты благодаря тому, что их мембрана натягивалась с помощью нескольких ручек, которые в настоящее время приводятся в действие педалью. Это важнейшее качество способствовало быстрому росту использования литавр в инструментальных ансамблях. В настоящее время литавры являются самым важным ударным инструментом оркестра. Современные литавры внешне напоминают большие медные котлы на подставке, покрытые кожей. Кожа туго натянута на котел при помощи нескольких винтов. Бьют по коже двумя палочками с мягкими круглыми наконечниками из войлока.

В отличие от других ударных инструментов с кожей, литавры издают звук определенной высоты. Каждая литавра настроена на определенный тон, поэтому, чтобы получить два звука, в оркестре с XVII века стали употреблять пару литавр. Литавры можно перестроить: для этого исполнитель должен винтами натянуть или ослабить кожу: чем больше натяжение, тем выше тон. Однако эта операция требует много времени и рискованна во время исполнения. Поэтому в XIX веке мастера изобрели механические литавры, быстро перестраиваемые при помощи рычагов или педалей.

Марш из 8 пьес для литавр. (Исп. Эллиот Картер)

Роль литавр в оркестре довольно разнообразна. Их удары подчеркивают ритм других инструментов, образуя то простые, то замысловатые ритмические фигуры. Быстрое чередование ударов обеих палочек (тремоло) дает эффективное нарастание звука или воспроизведение грома. Еще Гайдн изобразил с помощью литавр громовые раскаты во "Временах года".

Начало Концерта для фортепиано Э.Грига. Дирижер — Юрий Темирканов. С олист — Николай Луганский. Большой Зал Петербургской Филармонии, 10 ноября 2010

Еще Гайдн изобразил с помощью литавр громовые раскаты в оратории "Времена года".

Шостакович в Девятой симфонии заставляет литавры имитировать орудийную канонаду. Иногда литаврам поручают небольшие мелодические соло, как, например, в первой части Одиннадцатой симфонии Шостаковича.

Conducted by Gergiev,
Performed by PMF Orchestra 2004.

Уже в 1650 г. Николаус Хассе (ок. 1617 — 1672) применил литавры в Aufzuge f ür 2 Clarinde und Heerpauken , а Люлли - в «Тезее (1675). Литавры использовали Генри Перселл в «Королеве фей» (1692), Иоганн Себастьян Бах и Георг Фридрих Гендель, а Франческо Барзанти (1690 — 1772) ввел литавры в «Кочерто гроссо» (1743). Закрепленные в классическом оркестре Ф.Й.Гайдном, В.А.Моцартом, Л.ван Бетховеном, литавры приобрели во время эпохи романтизма решающую роль в группе ударных инструментов (Гектор Берлиоз включил восемь пар литавр в свой монументальный «Реквием», 1837). И в наши дни литавры являются фундаментальной частью этой группы в оркестре и даже берут на себя главенствующую роль в некоторых музыкальных фрагментах, таких как glissandi в Адажио из «Музыки для струнных, ударных и челесты» (1936) венгерского композитора Бе лы Бартока.

- музыкальные инструменты , звук на которых добывается ударом (руками, палочками, молоточками и т. д.) по телу, становится его источником. Многочисленное и самое древнее семейство среди всех музыкальных инструментов. Иногда ударные музыкальные инструменты называют словом перкуссия (от англ. percussion ).

Музыкант, играющий на ударных инструментах называется ударником или перкуссионистом, в рок- и джазовых группах - также барабанщиком.


1. Классификация

В зависимости от источника звука ударные инструменты могут быть:

Из западных областей Украины в другие регионы республики пришел экзотический ударный инструмент, за специфическую окраску звука называется бык. В небольшой конусообразной кадушке верхнее отверстие обтянуто кожей. К ней в центре прикреплен пучок конского волоса. Музыкант увлажненными в квасе руками дергает за волосы и добывает стойкие звуки аккорда.


4. Мультимедиа

Источники

  • Краткий музыкальный словарь, М.1966
  • Гимн барабанном искусству (Рус.)
  • Ударные музыкальные инструменты (Рус.)

Литература

  • А. Андреева. Ударные инструменты современного симфонического оркестра. - К.: "Музыкальная Украина", 1985 г.
  • А.Панаиотов. Ударные инструменты в современном оркестре. М, 1973
  • Э.Денисов. Ударные инструменты в современном оркестре. М, 1982
? ? Ударные музыкальные инструменты
Определенной высоты звука