Период древнерусской литературы. Периодизация древнерусской литературы

  • 08.04.2019

Литература

Письменность и просвещение

Письменность у славянских племён зародилась ещё до принятия Христианства. Об этом свидетельствует договор Олега с Византией, составленный на русском и греческом языках.

Грамотными были не только князья, но и обычное население. Археологи находят подписанные бытовые предметы крестьян, например, глиняный сосуд, обнаруженный археологами под Смоленском, на котором написано горушна , т.е. сосуд для пряностей. Буквы на Руси в глубокой древности вырезали на деревянных дощечках и называли их резами .

В последствии материалом для письма служила береста и пергамен. На бересте (березовой коре) буквы и рисунки продавливали особой палочкой - писалом . Берестяными грамотами пользовались и князья и крестьяне.

Более дорогостоящий материал для письма, изготовленный из специально выделанной телячьей кожи, назывался пергамен. На нем писались книги. На бересте и пергаменте славяне писали до XIV в.

Свидетельством развития грамотности являются и сохранившиеся на стенах надписи – граффити . Молодому Владимиру Мономаху принадлежит короткая надпись на стене Софийского собора в Киеве. Юный князь вывел: «Ох, тяжко мне!» – и подписался своим христианским именем: Василий. Сохранились записи-граффити на стене Софийского собора в Киеве о смерти «цесаря нашего» Ярослава Мудрого 20 февраля 1054 г.

В 60-е годы IX века Моравские братья Кирилл и Мефодий создали славянскую азбуку (глаголицу , позже переименованную в кириллицу ), в основе которой лежала азбука, существовавшая у восточных, южных и западных славян до их Христианизации. Славянская Письменность в X веке проникла на Русь.

Грамотность на Руси была достаточно распространена, обучение велось в светских, городских, церковных и монастырских школах на родном языке. В школах учили чтению, письму, основам христианского вероучения, счету.

С XI века в богатых семьях стали учить грамоте не только мальчиков, но и девочек. Сестра Владимира Мономаха Янка, основательница женского монастыря в Киеве, создала в нем школу для обучения девушек.

Принятие христианства в Древней Руси имело значительные последствия для развития литературы и появления рукописных книг.

Христианизация Руси потребовала коренной перестройки мировоззрения; прежние языческие представления об устройстве Вселенной, истории человеческого рода, о предках славян были теперь отвергнуты, и русские книжники остро нуждались в сочинениях, которые давали бы новое, христианское истолкование мироустройству.

Церковь нуждалась в возрастающем количестве богослужебных книг. Болгарским и византийским священникам, приехавшим на Русь, и их русским ученикам потребовалось незамедлительно переписывать или переводить книги, необходимые для богослужения. Нужно было также познакомить новообращенных христиан с сочинениями богословов - «отцов церкви», с житиями святых, с поучениями и наставлениями христианских проповедников. Поэтому книгописание на Руси в IX - XIV вв. было прерогативой церкви.



Самые первые рукописные книги, дошедшие до нас, датированы началом XI века. Хотя ученые полагают, что такие книги могли появиться на Руси уже в IX веке, следуя за изобретением славянской письменности.

Переписывали книги писцы. В большинстве случаев они копировали тексты и рисунки из каких-либо оригиналов. Но могло иметь место и письмо под диктовку.

Перепись книги была очень трудоемкой и длительной работой. И, хотя потребность в книгах у молодого христианского государства была очень велика, возможности для удовлетворения этой потребности были весьма ограничены: на Руси на первых порах было мало умелых писцов, а сам процесс письма был очень длительным. Например, Остромирово Евангелие, считающееся самой древней рукописной книгой, дошедшей до нашего времени, было переписано за 7 месяцев: с октября 1056 по май 1057 года. В книге 294 листа, значит, переписывалось полтора листа в день.

Первые книги писались уставом - крупным почерком, в котором каждая буква отделялась от соседних и скорее рисовалась, чем писалась. Слитное письмо появится лишь в XV в.

До XIV в. материалом для рукописных книг служил пергамент - специально выделанная телячья кожа. Он был основным материалом для письма до изобретения бумаги. Пергамент был очень дорогим, поэтому заказчиками книг могли быть либо очень богатые люди - князья и бояре, либо церковь.

С появлением пергамента изменилась форма книги: вместо свитка она приобрела вид, близкий к современному. Листы обрезались по краям, им придавалась прямоугольная форма. В дальнейшем пергамент стали использовать для обтягивания переплета. Иногда вместо бумаги использовалась береста.

В качестве основных инструментов для письма использовались перо и чернила разных оттенков. С XI по XIV век писали птичьими - гусиными перьями и железистыми чернилами разных оттенков: от ржавого до черного.

. Книги украшались картинками, иллюстрирующими текст,- миниатюрами .

Сохранившиеся миниатюры изображают песцов за работой. Сидят они на резных скамьях. Пишут и на свитках, и на отдельных листах, и переплетенных тетрадях. Оригинал рукописи укреплен на пюпитре. Рядом с местом работы - тумба с инструментами: чернильница (была с двумя отверстиями - для киновари с красной краской и обычных чернил), пенал, циркуль, нож, перо, линейка, ножницы. Основное положение листа книги при письме - наклонное.

Для получения ровных строчек лист пергамента (позже бумаги) разлиновывали острым инструментом. Только после этого приступали к переписыванию каждой буквы.

Особое восхищение вызывают буквицы - это начальные буквы статьи. Их чаще писали киноварью (минерал красного оттенка). Отсюда и название «красная строка». Буквица должна была заинтересовать читателя, привлечь его внимание. Выписывалась она намного крупнее основного текста. Была увита орнаментом, сквозь который можно было разглядеть загадочного зверя, птицу или лицо человека. Нередко рукописи украшались многочисленными рисунками, причем не только на отдельных страницах, но и на полях.

В начале текста помещались орнаментальные заставки. Орнаментика древнерусских книг является особым предметом изучения для искусствоведов и историков. Ее колористика говорит, была ли книга переписана из зарубежных изданий или написана в Древней Руси.

В 1037 г. князь Ярослав Мудрый приказал собрать писцов, которые перевели и переписали многие книги. В первой половине XI в. на Руси становятся известными многие памятники византийской и болгарской литературы.

Среди переписываемых и переводимых книг преобладали богослужебные тексты. Однако книжники привезли из Болгарии, перевели или переписали и произведения других жанров: хроники, исторические и историко-бытовые повести, естественнонаучные сочинения, сборники изречений.

Среди более чем 130 рукописных книг XI-XII вв., хранящихся сейчас в наших архивах и библиотеках, около 80 - богослужебные. Это объясняется тем, что книги эти, находившиеся в каменных церквях, скорее могли сохраниться, а не погибнуть в огне пожарищ, от которых в первую очередь страдали деревянные жилые строения, в том числе и княжеские или боярские хоромы.

Поэтому о том, какие именно книги или произведения и в каком числе списков обращались на Руси в XI-XII вв., мы можем судить лишь по косвенным данным, так как дошедшие до нашего времени рукописи - ничтожная часть книжного фонда XI-XII вв.

Древнерусская литература существовала и развивалась на протяжении семи веков.

Периоды Основные произведения
1. XI век – первая треть XII века. «Остромирово Евангелие» и «Псалтырь» – две самые древние дошедшие до нас книги «Повесть временных лет» Смерть Олега Смерть Игоря и месть Ольги. Сказание о Белгородском киселе. Сказание о Кожемяке. «Поучение» Владимира Мономаха. «Слово о погибели русской земли». «Слово о Законе и Благодати»
2. Вторая треть XII – первая треть XIII века. «Слово о полку Игореве» Киево – Печерский патерик «Слово» Кирилла Туровского «Моление» Даниила Заточника
3. Вторая треть XIII – конец XIV века. Третий период связан с монголо – татарским нашествием и борьбой с ним. Господствует героическая тема и вера в национальное возрождение. «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Задонщина»
4. Конец XIV – XVвек. Четвёртый период – время подъёма национального самосознания, формирования нравственного идеала. Это нашло отражение в житиях святых, написанных Епифанием Премудрым. «Житие Сергия Радонежского»
5. Конец XV – XVI век. Пятый период – эпоха Московского централизованного государства. Происходит слияние областных литератур в общерусскую. «Повесть о Петре и Февронии Муромских» «Хождение за три моря» «Домострой»
6. XVII век. Время столкновения старых и новых принципов письма. «Повесть о Шемякином суде» «Повесть о Горе – Злочастии» «Житие протопопа Аввакума»

Древнерусская литература почти не допускала вымысла и строго следовала факту. Задача древнерусского автора – передать истину. Однако она не являлась литературой исторической в настоящем смысле этого слова. В ней всё создавалось по канону – определённым правилам и образцам, поэтому часто образ исторического деятеля был далёк от реальности. В различных произведениях образ идеального князя был неизменным: благочестие, смелость, милосердие, справедливость являлись его обязательными качествами. Авторское начало в древнерусской литературе приглушено, образ автора достаточно условен.

Жаровая система древнерусской литературы подвергалась изменениям, особенно это заметно в литературе XVI-XVII веков. При этом жанры церковной книжности были более устойчивыми, меньше подвергались трансформации, когда как жанры светской литературы под влиянием фольклора и деловой письменности значительно изменились по форме.

Древнерусская литература тесно связана с историей. Поэтому литературные изменения совпадают с историческими. И как следствие в развитии древнерусской литературы можно выделить следующие этапы:

1. Литература XI - начала XII века. Это период становления литературы Киевской Руси и её относительного единства.

2. Литература XII - начала XIII века. Она отражает начавшийся процесс феодальной раздробленности и ознаменована усилением светского гуманистического начала.

3. Литература XIII - середины XIV века, периода монголо-татарского нашествия. Характеризуется развитием традиций домонгольской литературы.

4. Литература XIV - начала XV века. Этот период носит название литературы «Предвозрождения».

5. Литература середины XV - первой половины XVI века. Её характерная особенность - возникновение элементов Возрождения.

6. Литература второй половины XVI века, периода централизации.

7. Литература XVII века как литература «переходного века».

3. Пути становления русской литературы XVIII века. Формирование её национального своеобразия

Литература XVIII века не разрывает внутренние связи петровской России с допетровской Русью, подготовившей реформы Петра. Европеизация начала XVIII в. – закономерный процесс единого исторического развития.

Г.А. Гуковский отметил, что литература нового века «попадала в сферу действия старых традиций, переданных современникам Тредиаковского и Ломоносова еще XVII веком и петровской эпохой ». В итоге – родилась «оригинально-русская» литература нового века.

Д.С. Лихачев доказал органичное освоение культурных и эстетических ценностей Запада на всем историческом пути России, отметив устойчивые традиции русской литературы для нового XVIII в.

Новая эпоха, унаследовав представление о высокой общественной роли литературы , освобождаясь от деловых и церковных задач, она обрела самостоятельность и, выдвигая важные социальные проблемы, завоёвывала прочное положение в духовной жизни общества. Связь с современностью усиливала патриотическую доминату, способствовала формированию национального самосознания. В дальнейшем роль литературы в русском обществе возрастала.

Стремление использовать литературу для нужд государства, опиравшееся на национальную традицию , отличало и Петра I. Он проявлял практический интерес к литературе, приближал к себе талантливых писателей (например, Феофана Прокоповича). Постепенное освобождение от церковного влияния укрепило общественное положение новой литературы. Реформы Петра, идея преобразования определяли постижение литературой просветительских идей - концепции просвещенного абсолютизма. В этом и состоит коренная особенность характера овладения европейского опыта Россией , в сложном движении формировалась политическая и эстетическая национально-самобытная мысль.

Концепция просвещенного абсолютизма подтверждала возможность прихода просвещенного монарха , способного осуществить необходимые обществу преобразования, подсказанные мудрым и человеколюбивым философом. В России данная политическая концепция пришлась по душе, потому что Петр I для большинства олицетворял данного мудрого монарха .

Этим объясняется и тот факт, что русские мыслители и писатели на протяжении более века - от Феофана Прокоповича до Пушкина включительно утверждали теорию просвещенного абсолютизма, так как опирались на реальный, запечатлённый историей опыт Петра-преобразователя.

Просветительская идеология придала современный облик традиционным ценностям русской литературы. В эпоху форсированного строительства русского централизованного государства в литературе преобладают государственные и социальные темы, бурно развивается публицистика . Публицистичность проникает в разные жанры литературы, придавая ей учительный характер . Учительность – одна из унаследованных черт русской литературы приобрела дополнительное качество: русский писатель в соответствии с концепцией просвещенного абсолютизма выступал в роли гражданина, осмеливаясь учить царствовать очередного монарха. Ломоносов учил царствовать Елизавету, Новиков и Фонвизин - сначала Екатерину II, а потом Павла I (когда он был еще великим князем), Державин - Екатерину II, Карамзин - Александра I, Пушкин после разгрома восстания декабристов - Николая I. Публицистичность – преобладающая особенность русской литературы XVIII в., определяет её художественное своеобразие.

Важнейшей и принципиальной особенностью новой литературы является то, что она создаётся усилиями индивидуальных авторов. В обществе появился новый тип писателя , чья литературная деятельность определялась его личностью, это явление не только порождено XVIII в., а было подготовлено в XVII веке.

Интерес к личности в целом , к внутреннему миру героев и судьбе самого автора, в частности, появился ещё в Древней Руси (примерно 14 в.). Читатели хотели знать биографию писателя , присущие ему взгляды, его миропонимание, влиявшие на стиль повествования. Всё бо льшее место в литературе занимает автор как самостоятельная личность, в XVII в. формируется представление о человеческом характере , усиливая роль автора и героя одновременно. Многие писатели этого века уже сообщали читателю важные сведения о себе, знакомили со своей биографией. Яркий пример – «Житие» протопопа Аввакума , первый опыт создания сложного, духовно богатого характера человека.

Русская литература «перенимала» эстетический опыт мировых литератур, в кратчайший срок желая «сравняться», чтобы «превзойти» их в раскрытии общечеловеческого и своего русского.

Эпоха Возрождения, ознаменованная небывалым расцветом культуры, оказала колоссальное влияние на духовную и идеологическую жизнь человечества. «Изумленный запад» увидел новый мир, когда были произведены археологические раскопки древней Помпеи (середина 18 в.).

Возрождение в России не совпало с общеевропейским. Существует мнение (Д.С.Лихачев), что Россия в конце XIV и в XV вв. переживала свое Предвозрождение . Но «русское Предвозрождение не переросло в Ренессанс ». С исторически обоснованным отставанием Россия по-своему приступила к осуществлению того, что было уже исполнено на Западе. Русское искусство активно решало общевозрожденческие проблемы.

Прежде всего – проблема отношения к античной культуре и освоения её эстетического опыта .

Термин «Возрождение» символизирует конец эпохи средневековья – это открытие человечеством для себя богатого мира языческой античности в пору господства церкви и теологического мировоззрения. Возрождаемая античность послужила фундаментом создававшейся новой гуманистической культуры . Возникший в то время интерес к искусству, философии, литературе Греции и Рима бурно разовьётся в последующие столетия. Изучение античного мира станет повсеместным. Искусство нового времени, обогащённое опытом греческих и римских мастеров, на многие века усвоило и закрепило сюжеты античной мифологии, создало арсенал общих образов и общего языка искусства. Философия античности даёт толчок развитию материализма и идеализма нового времени. Древние историки окажут огромное влияние на характер изображения событий и людей. Книга Плутарха «Сравнительные жизнеописания» повсеместно и во все времена будет воспитывать героев, готовых ценой своей жизни защитить свободу и независимость отечества.

Античность осваивают и те народы, у которых не было Возрождения как особой стадии культурного развития. Каждая нация и страна обращалась к античности в своё время. Россия обратилась к античности в начале XVIII в. До той поры господствующее место в переводной литературе занимали книги религиозного содержания. Своеобразие процесса постижения античности в России состояло в том, что Русь не знала в своей истории античности как определенной культурной стадии, в то время как на Западе античность уже была открыта, и её наследие осваивалось несколько веков. Но, как и в других странах, так и в России, античность и ее идеологическое наследие использовалось для выработки своей идеологии, гуманизма прежде всего, своего самобытного искусства (проблема первая).

Интерес к литературе, философии и истории античности нарастал в России с каждым десятилетием. Выходили переводы сочинений Апулея, Платона, Сенеки, Цицерона, Лукиана, Геродота, Теренция, Демосфена и многих других авторов. Особый интерес был проявлен к поэтам. Первым был переведен Эзоп. Книга «Притчи Эзоповы...» в переводе Ильи Копиевского напечатана на русском и латинском языках в 1700 г. в Амстердаме. В России переводы греческих и римских поэтов стали регулярно печататься с 1740-х гг. Читатель мог знакомиться на русском языке со стихами Гомера, Эзопа, Анакреона, Горация, Вергилия, Федра, Овидия, Ювенала не только в профессиональных переводах, но и в поэтических переложениях (от Кантемира и Ломоносова до Львова, Дмитриева и Державина). Два поэта - (древнегреческий) Анакреон и (древнеримский) Гораций - получили наибольшую популярность, оказали наибольшее влияние на русскую поэзию века, определив два направления.

Горацианское начало отчетливо проявляется у многих поэтов XVIII в. Творчество Горация оказывалось востребованным у поэтов, создававшим национально-самобытную поэзию. «Памятник» Пушкина, вобравший в себя опыт не только Горация, но и Державина, венчал эту традицию русского освоения наследия римского поэта.

Творчество Анакреона сыграло особую роль в творческой деятельности Г.Р. Державина и др. поэтов конца XVIII столетия. Опыт Анакреона привёл Державина к первым образцам русского антологического стихотворения (в духе античной лирики).

Проблема личности была второй возрожденческой проблемой, решавшаяся в России с начала XVIII в. Европейское Возрождение, открыв в человеке неповторимую индивидуальность, духовно богатую личность, объявило её высшей ценностью мира и мерой всех явлений и вещей. «Родилась идея человека, существа индивидуального, отдельного от народа, любопытного без отношений, в самом себе... ». Вот почему эпоха Возрождения стала колыбелью «новейшего искусства». Творчество Шекспира, по мнению Белинского, стоит в начале литературного направления, утвердившееся позже как «поэзия действительности».

Философским обобщением нового понимания человека явился гуманизм - идеология защиты личности, её прав, свободы, счастья, достоинства и независимости.

В петровскую эпоху русские люди осознавали себя участниками масштабных перемен и преобразований, творцами новой судьбы своего Отечества. Россия вышла на международную арену, став крупной мировой державой, быстро догоняла европейские нации, открыв новую эру своей истории.

Осуществляя реформы, Петр воспитывал своих подданных. Развитие культуры и просвещения было подчинено главной задаче: разъяснять политику монарха , развивать инициативу, сознательность и патриотизм, желание отличиться на поприще службы Отечеству. Признавалось реальное, практическое существование в Россиинового отношения к человеку ; мало было приказывать и гнать его на выполнение государевой воли - появилась практическая нужда в прямом обращении к отдельному человеку , ибо осознавалась истина: чем лучше он поймет, что и почему он должен делать, тем результативней будет выполнять свою должность.

Преобразования порождали в России новый идеологический климат, благоприятствующий развитию литературы, она пробуждала самосознание нации, раскрывала и формировала высокое представление о человеке и его внесословной ценности .

Новое понимание человека (вопреки политической и социальной практике сословного государства) не только провозглашалось литературой, но и питало само её развитие. Белинский отмечал: «Первые журналы русские, которых и самые имена теперь забыты, издавались кружками молодых людей, сблизившихся между собою через общую им всем страсть к литературе. Образование равняет людей... Кто из имеющих право на имя человека не пожелает от всей души, чтобы эта общественность росла и увеличивалась не по дням, а по часам, как росли наши сказочные богатыри! ».

Участие миллионов людей разных сословий в «великом метаморфозисе» рождало идею личности , её достоинство измерялось силою патриотизма, а гражданственность определяла самосознание. В то время в Западной Европе гуманизм подвергался деформации. Философия индивидуализма разрушала идеал свободной, гармонической, цельной личности.

Россия решала проблему личности иначе . Национальный фактор повлиял и на формирующуюся русскую гуманистическую идеологию. В дальнейшем о себе заявит социальный фактор, связанный с восстанием Емельяна Пугачева 1773-1775, что углубит философию человека-деятеля, патриота, гражданина.

Признаки этой идеологии сказались на художественной практике крупных поэтов русского классицизма.

Классицизм как направление сформировался раньше всего во Франции в XVII в. Французский классицизм освобождал человека и от влияния религиозно-церковной морали, выдвигая в качестве верховного и непререкаемого авторитета человеческий разум. Выразилось стремление утвердить человека как высшую ценность бытия, отстоять его права, определить всё истинно прекрасное в нём. Классицизм – наследник античности, духовно объединял человечество, вырабатывал общий язык искусства , шла подготовка условий для выражения на языке классицизма самобытных идеалов, индивидуального опыта исторической жизни каждой отдельной нации, национальных решений общечеловеческих проблем, раскрытия идеала человека в конкретном проявлении, в живой социальной практике, в национальной и исторической обусловленности.

Русский классицизм необходимый этап развития русской литературы в качестве общеевропейской . Он создавал общенациональное искусство, интенсивно развиваясь. Создаётся многожанровое искусство, с опережающим развитием поэзии . Проза станет развиваться позднее - с 1760-х гг. и на другой эстетической основе . Усилиями нескольких поколений поэтов были развиты многие жанры лирической и сатирической поэзии. Поэтами-классицистами (Ломоносов, Сумароков, Херасков, Княжнин) утвержден жанр трагедии , подготовивший условия для успеха театра. Под руководством Сумарокова русский театр, созданный им в 1756 г., начал интенсивно развиваться, вырабатывая идеалы гражданственности , формируя представление о героическом характере . Развитие поэтической культуры, освоение ею художественного опыта античного и европейского искусства, включение его в национальную литературу, способствует аналитическому раскрытию душевного мира человека в поэзии.

Классицизм Франции создал нормативную поэтику , подчинив сознание писателя и художника строгим правилам, жёстко регламентировав творческий процесс. В России поэтика классицизма была воплощена неоднозначно, преобладание личностного начала противоречило системе регламентаций и правил в литературе. В этом и состоит суть национального варианта русского классицизма. Его черты : связь с фольклором, развитие сатирического направления. Поэты отступали от эстетического нормативного кодекса. Характерным примером служит одическое творчество Ломоносова, выражавшее личность автора, его взгляды и отношение к изображаемому. Он нарушал многие строгие правила, создавал новую форму оды, воплощавшую детали политической и национальной жизни России.

Ломоносов поэтически обобщил опыт нации данной эпохи, запечатлев обширность русского государства, создав географический образ России. Его поэзия развивала самосознание русских людей, воплощая мощный заряд эмоциональной энергии патриотизма человека, гордости и восхищения своей родиной. Образ Отечества, созданный Ломоносовым, усвоила последующая поэтическая традиция (стихотворения Батюшкова «Переход через Рейн» и Пушкина «Клеветникам России»).

Ломоносов в национальных одах выразил дух развивающейся нации. Пафосом его поэзии стала идея утверждения величия и могущества России , молодости, энергии и созидательной деятельности нации. Поэзия Ломоносова существовала рядом с сатирическим направлением, зачинателем которого был Кантемир. Жизненность ломоносовского направления подтвердила последующая история русской поэзии XVIII-XIX вв.

Вторая половина века была неспокойна в социальном отношении. Память о крестьянской войне 1773-1775 гг. Пугачева сохранит не только народ, но и власть. Вскоре в 1789 г. во Франции вспыхнула революция. Родилась вера в торжество разума и свободы. На этой волне возникает движение Просвещения . Просветители критиковали власть и церковь, отстаивая свободу народа и человека. Идеалисты искренне верили, что неравенство и порабощение народа произошло от неразумности людей. Поэтому главной целью поставили просвещение нации , одновременно пропагандируя свободу.

Доказывая несправедливость существующего общества, просветители обосновали зависимость морали, убеждений и взглядов людей от условий их жизни. Если условия жизни неразумны, заявляли они, то следует их изменить и тогда убеждения людей станут лучше, в обществе восторжествует справедливость. Законы в монархическом государстве устанавливает монарх, следовательно, если просветить монарха, он начнёт издавать справедливые законы. Так вырабатывалась политическая теория просвещенного абсолютизма . Тактика просветителей - оказывать на царей воздействие, «учить» их царствовать.

Эпоха русского Просвещения связана с деятельностью целой плеяды писателей, учёных и публицистов. Ранние русские просветители - Кантемир, Тредиаковский и Ломоносов - первая половина XVIII в., на первое место выдвигались общие задачи просвещения Отечества.

В 1760-1770-е гг. в русское Просвещение влились новые силы. На общественную арену выступили: журналист и писатель Николай Новиков, драматург и прозаик Денис Фонвизин, философ Яков Козельский. Наряду с ними активно работали ученые С. Десницкий, Д. Аничков, пропагандист и популяризатор просветительской идеологии профессор Н. Курганов, составитель одной из популярных книг века «Письмовника». В 1780-е гг. Новиков создал в Москве на базе арендованной им типографии Московского университета крупнейший просветительский центр. В конце 1780-х гг. в литературу вступил молодой писатель, ученик русских просветителей, Иван Крылов. Тогда же вышли из печати и произведения Александра Радищева.

Просвещение в последнюю треть XVIII в. оказывало большое влияние на идейную жизнь общества, в первую очередь на развитие литературы и искусства. Даже писатели, не принимавшие социальной программы просветителей, ощущали влияние просветительской философии, усваивали просветительские представления о внесословной ценности человека и концепцию просвещенного абсолютизма.

Во многом благодаря просветительской философии в декабре 1825 г. произошло восстание дворян.

В западной Европе XVIII в. была «революция в искусстве». Классицизм, утвердившийся в XVII столетии во Франции, продолжал занимать господствующее положение в ряде стран. Но в 1720-1760-е гг. был обновлен Вольтером, сделавшим классицизм рупором просветительских идей. Нарастала неудовлетворенность классицизмом (нормативность, регламентация и, главное, рационализм и философское неприятие идеи личности). В ходе борьбы с классицизмом сложились два новых направления в литературе, позже определяемые как реализм и сентиментализм . Это и было революцией в искусстве.

Реализм эпохи Просвещения прочно связан с классицизмом. Его своеобразие заключалось в сложности толкования человека классицизмом.

«Революция в искусстве» захватила и Россию: формируется просветительский реализм и сентиментализм. Господство классицизма в России завершается к середине 1760-х гг. Социальные противоречия России выдвигали перед поэтами-классицистами новые требования, ставили вопросы социальной и политической жизни русского государства.

Потребностям времени отвечал просветительский реализм, вырабатывая новый взгляд на общество, формируя новую философию человека как свободной личности, достоинство которой определяется не сословной принадлежностью, а личными дарованиями.

На раннем этапе русского реализма - от Фонвизина до Пушкина - определились и обозначились важные принципы метода. Это понимание внесословной ценности человека , вера в его великую роль на земле, патриотическая, гражданская и общественная деятельность как главный путь самоутверждения личности , живущей в обществе, объяснение человека его социальной средой и, наконец, первые шаги в художественном выявлении «тайны национальности», в возможности показать русский взгляд на вещи, русский ум. Важнейшей особенностью метода реалистического показа действительности является раскрытие ее социальных противоречий, сатирическое и обличительное отношение к ней, позволявшее обнажать гибельность рабства для всей нации (Новиков, Фонвизин, Радищев).

Первые успехи новый метод одержал в драматургии : комедии Фонвизина «Бригадир», «Недоросль» заложили основу русского реализма. Дальнейшее развитие он получит в прозе.

Просветительский реализм открыл и художественно воплотил конфликт между старой и новой Россией. Поэтому Фонвизин, а позже Радищев изображали не семейную драму, а драму идей . Своего героя они выводили из сферы частной жизни , ставили перед ним социальные проблемы, определяли выбор деятельности, открывающей ему путь к внеэгоистической самореализации его личности . Всё это придавало просветительскому реализму особое качество, характеризуемое словом «публицистичность» как особой формы художественности в реализме Просвещения. В ней полно представала перед читателем идейная жизнь человека , его связь с миром всеобщего, неприятие им частного, эгоистического «одинокого счастья».

Публицистичность порождалась и стремлением писателя заботиться о всеобщем благе, а не отдельной личности. Просветительская вера в разум убеждала, что слово обладает могучей, действенной, почти императивной силой. Выраженная словом истина , казалось, должна была сразу же произвести желаемое действие - рассеять заблуждение . Поэтому важнейшей задачей литературы было формулирование нравственного кодекса , прямое выражение идеала, носителем которого и выступал положительный герой. Психологизм как раскрытие противоречивости сознания человека был противопоказан просветительскому реализму . Рационализм сказался на построении образов у Новикова, Фонвизина и Радищева.

«Революция в искусстве» захватила и поэзию , скованную нормативностью. Но этот процесс был более трудным. Реализм в поэзии проявлял себя иначе, чем в драматургии и прозе. Очень много сделано было Державиным для развития реалистической лирики: «Державин выдвинул новый принцип искусства, новый критерий отбора его средств, - принцип индивидуальной выразительност и». «Поэтическая система классицизма оказалась радикально разрушенной Державиным » (Гуковский).

Одновременно с реализмом в ряде стран - Англии, Франции, Германии, а потом и в России (1770-1790-е гг.) формировалось и другое литературное направление, получившее название сентиментализма . Он утверждался в борьбе с классицизмом. Между реализмом XVIII в. и сентиментализмом много общего . Оба направления, связанные с просветительской философией, отстаивали внесословную ценность человека, раскрывали духовное богатство личности, избирая своих героев не только из дворян, но и из среды третьего сословия - буржуазии, ремесленников, крестьян. Оба направления противостояли классицизму и способствовали демократизации литературы.

Но многое и разделяло их , прежде всего метод изображения человека . Реализм, раскрывая личность, связывал её с окружающим миром , показывал зависимость характера от обстоятельств бытия, от среды. Сентиментализм, превознося человека, погружал его в мир нравственной жизни , освобождая его от власти внешних обстоятельств и быта. Писатели-сентименталисты не видят связи и зависимости человека от нравов, от среды, в которой он живет. Они стремились к освобождению человека от власти обстоятельств, которым противопоставлен был мир страстей и чувств, раскрывалось «тайное тайных» - жизнь сердца.

Русский сентиментализм связан с европейским. Писателям России были хорошо известны произведения английских, французских и немецких сентименталистов, которые интенсивно переводились ими. Отсюда и своеобразная общность тем, жанров, мотивов и даже героев у писателей этого направления. Создателем русского сентиментализма как новой и глубоко оригинальной художественной системы был Карамзин. Его творчество развивалось в русле традиций русской литературы, подчиняясь общим и определённым закономерностям. Просветители разбудили у юноши Карамзина интерес к человеку – духовно богатой личности. Идея личности становится основополагающей в эстетической концепции писателя , что восходило к решению возрожденческих проблем, поэтому Карамзин всегда проявлял интерес, с одной стороны, к Шекспиру, с другой - к петровским преобразованиям, гордясь успехами России и русской нации.

Сентиментализм Карамзина , связанный с общеевропейским направлением, оказался во многом совершенно новым явлением . И не только национальные условия жизни, но и время отделили Карамзина от его учителей, определили своеобразие его творчества. Сентиментализм Карамзина, обусловленный Просвещением, окончательно сложился в художественную систему в годы проверки теорий просветителей практикой французской революции. Многое в идеалах Просвещения проверки не выдержало. Кризис Просвещения воспринят многими как величайшая драма идей, потрясшая мыслящую Европу. Личной драмой кризис был и для Карамзина, обнаружив катастрофичность бытия человека нового времени . Всё это и определило особый, национальный облик сентиментализма Карамзина.

Любовь к человечеству определяла нравственную и эстетическую позицию Карамзина. Не приняв просветительского учения социального равенства (он признавал лишь моральное равенство людей), Карамзин не был сторонником революции, «насильственного» уничтожения существующего строя. Французская революция не оправдала надежд человечества, не утвердила обещанного царства разума. Она демонстрировала, что внутренние причины исторического развития каждой страны, содержат истину. Отсюда и пристальный интерес Карамзина к истории, её включение в творческое сознание писателя привело к построению концепции истории страны . Ответы на тревожные вопросы современности отныне ищутся в глубокой древности, в этом – проявление общей закономерности развития русской мысли и русской литературы, а не случайный и частный факт биографии писателя.

С XVIII века в России создаётся национальная литература, в основном – это дворянская культура, ориентированная на культуру французского дворянства. В то же время русская литература настойчиво стремилась сблизиться с национальной почвой.

«Поэзия нашего простого народа » (В. К. Тредиаковский) стала в центре внимания русских писателей XVIII в. К народному творчеству проявляли глубокий интерес все писатели - от Кантемира до Державина, Карамзина и Радищева. Сначала широко использовались пословицы - и как выражение народной мудрости, и как образцы поэтической, афористически-чёткой, синтаксически-лаконичной фразы, передававшей русский взгляд на явления жизни - социальной, бытовой, политической.

С петровского времени стала складываться традиция переработок произведений устного народного творчества - сказок, былин. Они будут широко применяться в творчестве М. Чулкова, В. Левшина, И. Дмитриева, Н. Карамзина.

С 1760-х гг. публикуются пословицы, песни, сказки, былины, в течение нескольких десятилетий вышло несколько десятков песенников. В начале XIX в. как результат внимания, интереса к собиранию произведений народа выйдет сборник Кирши Данилова - собрание русских былин. Так через народные песни и пословицы демократическая идеология «вторглась» в высокую литературу, стала событием литературной жизни, участвуя в процессе создания новой литературы.

Борьба за самобытность литературы длилась очень долго (не только на протяжении 18 века, но и в 19). На неё воздействовали исторические, национальные и социальные обстоятельства. Одним из факторов был фольклор . От эмпирического усвоения фольклора литература переходила к более сложным задачам. Произведения народного творчества служили образцом для выработки подлинно русского стиля , обогащали язык произведений «коренными русскими словами », идиомами. Фольклор помогал раскрывать «тайну национальности », постигать «сгиб ума русского ».

Насмешка, издёвка, ирония, шутка, запечатленные не только в пословицах, но и в сказках, различных сатирических «челобитных», пародийных судейских решениях и даже молитвах, выражали народный взгляд на явления жизни, были народной оценкой и судом всех существовавших в России социальных, общественных и бытовых условий жизни. Юмор утверждал нравственное достоинство простого человека, лишённого социальной и политической свободы и человеческих прав. Способствовал самосохранению человека, проявлял национальное достояние - смеховую культуру народа , плодотворно воздействовавшая на искусство (об этом писал М.М. Бахтин в монографии «Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса», 1965).

Смех в низких жанрах классицизма носил литературный характер, Комический эффект в «смешных героических поэмах» рождался из стилистического несоответствия между слогом и темой, языком и героем.

Проявление личности автора в произведении заставляло отступать от правил и осваивать национальные источники юмора. «Гимн бороде» Ломоносова и пародийные произведения И.С. Баркова, некоторые басни Сумарокова и поэма Вас. Ив. Майкова «Елисей, или Раздраженный Вакх» непосредственно восходят к народным сатирическим произведениям.

Отличительной особенностью повествовательной манеры Фонвизина и сатирических произведений Новикова является юмор, соотнесенный с народной смеховой культурой. Характерные жанры Новикова-сатирика - «Лечебник», «рецепты», «известия». У Фонвизина - «Всеобщая придворная грамматика», «Поучение, говоренное в духов день», «Наставление дяди своему племяннику» и др., сознательно ориентированное на фольклорную сатиру, пародийное использование «челобитных», «наставлений», «поучений», «рецептов», создававшихся не только в XVII, но и в XVIII в., широко распространявшихся в списках.

Использование иронии русской литературой отмечено Гоголем: «У нас у всех много иронии. Она видна в наших пословицах и песнях и, что всего изумительней, часто там, где видимо страждет душа и не расположена вовсе к веселости. Глубина этой самобытной иронии еще пред нами не разоблачилась, потому что, воспитываясь всеми европейскими воспитаньями, мы и тут отдалились от родного корня... Трудно найти русского человека, в котором бы не соединялось, вместе с уменьем пред чем-нибудь истинно возблагоговеть, свойство - над чем-нибудь истинно посмеяться ». Это свойство Гоголь видел у Фонвизина и Державина. Последний, по его словам, «крупною солью рассыпал его у себя в большей половине од своих ».

Шутка - главная стилистическая особенность новой поэзии Державина, его обновленной оды. Позже он поставит себе в заслугу создание «забавного русского слога».

Обострение общественного конфликта привело к появлению социальной темы и новых героев - крестьян. Русские крепостные изображались в очерках, в комической опере, в литературной песне, в ирои-комической поэме, в измененной оде. Пословицы и песни передавали народные идеалы и понимание жизни.

С фольклором связана и проблема народности . Писатели-реалисты XIX в. - Пушкин, Гоголь видели её проявление в некоторых произведениях XVIII в., подчёркивали народность комедий Фонвизина, стихотворений Державина, прозы и басен Крылова. Подробно об этом писал Белинский. В «Литературных мечтаниях» он утверждал: «Наша народность состоит в верности изображения картин русской жизни ». На данном основании он ставил «Недоросля», «Горе от ума» и «Ревизора» в один ряд «народных драматических пиес». Говоря о Державине, Белинский подчеркивал и другой аспект народности: в его стихотворениях «видна практическая философия ума русского».

Позже, в 1840-е гг., для Белинского содержание народности обогатится понятием демократичности. И народность будет связана с баснями Крылова. Именно он, по мысли критика, вносит в литературу «совершенно новый для неё элемент - народность, которая только проблёскивала и промелькивала временами в сочинениях Державина ».

Передовой литературе XVIII в. была присуща народность как верность картинам русской жизни, как выражение русского взгляда на вещи. Синтез демократического и национального в художественном творчестве писателей-реалистов присутствует в творчестве Пушкина и Гоголя - они оказываются способными смотреть на мир «глазами всего народа».

Радищев определил особый характер фольклоризма. Песни и сказки, пословицы и причитания, былины и духовные стихи свидетельствовали не только о художественной одарённости народа, но и о его мощной духовной активности, способности к творчеству. А восстание угнетённых для Радищева есть высшая форма народной активности, особого народного творчества, которое просвещает и пробуждает в каждом духовно богатую личность. С таких позиций и подходил Радищев к фольклору. Герцен сказал, что в песне автор «Путешествия из Петербурга в Москву» нашел «ключ к таинствам народа». Радищев уповал на революцию в России, по его мнению, она преобразит облик Отечества, потому что её совершит народ, который качества и черты своего характера: «твердость в предприятиях», «неутомимость в исполнении» непременно обратит со временем, когда «придет година», на снискание «блаженства общественного».

Таков долгий путь русской литературы к народности и национальной самобытности. Важнейшая возрожденческая проблема - сочетание гуманистического и народного начал решалась на протяжении века - от Кантемира и Ломоносова до Пушкина, обусловленная и историческим временем, и обстоятельствами социального и национального развития России.

Вопрос периодизации древнерусской литературы до сих пор окончательно не решен. Несомненно, этапы развития древнерусской литературы тесно связаны с этапами развития древнерусской народности и государства. С учетом своеобразия идей, оригинальных и переводных произведений, основных жанров и стилей, можно выделить в истории развития древнерусской литературы (помимо начального) четыре периода:

- Литература Киевской Руси (11 – первая треть 12 века). Связан с интенсивным развитием древнерусской письменности. Древняя Русь знакомится с большим количеством памятников переводной литературы, как канонической, церковной, так и апокрифической, дидактической, исторической и повествовательной. В этот период зарождается и развивается оригинальная древнерусская литература. Формируются важнейшие жанры – житие, дидактическая и торжественная проповедь, поучение, описание путешествий, летопись, историческая и воинская повесть, сказание. Литература этого периода проникнута патриотическим, гражданским пафосом любви к великой русской земле.

- Литература периода феодальной раздробленности (вторая треть 12 – середина 13 века). Россия распадается на ряд самостоятельных феодальных полугосударств, развитие литературы принимает областной характер. Создаются литературные школы: Владимиро-Суздальская, Новгородская, Киево–Черниговская, Галицко–Волынская, Полоцко – Смоленская, Турово – Пинская. В этих областных центрах развиваются местное летописание, агиография, жанры путешествий, исторических повестей, торжественного ораторского красноречия («слова» Кирилла Туровского, Климента Смолятича; «Киево-Печерский патерик», «Слово о полку Игореве», «Моление Даниила Заточника»).

- Литература периода борьбы с иноземными захватчиками и объединения северо-восточной Руси (середина 13 – начало 14 века). Ярко отражена героическая борьба русского народа против иноземных захватчиков. «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Житие Александра Невского», «Слово о погибели Русской земли». В литературе этого времени главным становятся темы борьбы с иноземными поработителями – монголо-татарами – и укрепления Русского государства, прославление ратных и нравственных подвигов русских людей.

В этот период Епифанием Премудрым был возрожден и поднят на новую ступень художественного совершенства эмоционально – экспрессивный стиль. Дальнейшее развитие получает стиль исторического повествования, усиливается политическая теория «Москва – третий Рим» («Повесть о взятии Царьграда»).

В 15 веке своего расцвета достигает новгородская литература, а также литература Твери. С демократической городской культурой связано «Хождение за три моря Афанасия Никитина».

Литература этого периода отразила основные черты характера складывающейся великорусской народности: стойкость, героизм, умение переносить невзгоды и трудности, воля к борьбе и победе. Возрастает интерес к психологическим состояниям человеческой души.

- Литература периода укрепления Русского централизованного государства (16 – 17 века). В 16 веке происходит процесс слияния областных литератур в одну общую. Строго прослеживаются две тенденции: одна - соблюдение строгих правил и канонов письменности, церковного обряда, бытового уклада, другая – нарушение этих правил. Последняя начинает появляться не только в публицистике, но и в агиографии и историческом повествовании. Литература, в связи с историческими переменами (крестьянская война Болотникова, борьба с интервенцией) расширяет сферу охвата действительности, изменяет жанровую систему, начинает освобождаться от веры в божественное предопределение. Разрушаются принципы художественного метода средневековой литературы – символичность, этикетность. Житие превращается в бытовое жизнеописание. Яркое свидетельство того – «Житие Юлиании Лазаревской» и «Повесть об Азовском осадном сидении донских казаков в 1641 году». Во второй половине 17 века убыстряется процесс обмирщения литературы, высвобождения ее из-под опеки церкви, процесс ее демократизации. Традиционные жанры церковной и деловой письменности становятся объектами литературной пародии («Казанская челобитная» и «Повесть о Ерше Ершовиче»). Широкой волной в литературу устремляется фольклор. Жанры народной сатирической сказки, эпоса, песенной лирики органически включаются в литературные произведения.

I. Литература древнерусского государства XI — первой половины XIII вв. Литературу этого периода часто именуют литературой Киевской Руси.

II. Литература периода феодальной раздробленности и борьбы за объединение северо-восточной Руси (вторая половина XIII —первая половина XV вв.).

III. Литература периода создания и развития централизованного Русского государства (XVI—XVII вв.).

Однако при периодизации литературного процесса необходимо учитывать:

1. Круг оригинальных и переводных памятников, появившихся в тот или иной период.

2. Характер идей, образов, отразившихся в литературе.

3. Ведущие принципы отображения действительности и характер жанров, стилей, определяющих специфику литературного развития данного периода.

Первые дошедшие до нас памятники древнерусской письменности известны лишь со второй половины XI в.: Остромирово евангелие (1056—1057 гг.), «Изборник великого князя Святослава 1073 г.», «Изборник 1076 г.». Большинство произведений, создававшихся в XI—XII вв., сохранились лишь в поздних списках XIV—XVII вв.

Однако интенсивное развитие письменности на Руси началось после официального принятия христианства в 988 г. Тогда же возникла определенная система образования. В 30-е годы XI в. в Киеве работают «писцы многи», которые не только переписывают книги, но и переводят их с греческого языка на «словеньское письмо». Все это позволяет выделить конец X — первую половину XI в. в качестве первого, начального, периода формирования древнерусской литературы. Правда, о круге произведений этого периода, их тематике, идеях, жанрах и стилях можно говорить лишь гипотетически.

Преобладающее место в литературе этого периода занимали, по-видимому, книги религиозно-нравственного содержания: Евангелия, Апостол, Служебные Минеи, Синаксари. В этот период был осуществлен перевод греческих хроник, на основе которых был составлен «Хронограф по великому изложению». Тогда же возникли записи устных сказаний о распространении христианства на Руси. Художественной вершиной данного периода и началом нового явилось «Слово о законе и благодати» Илариона.

Второй период — середина XI — первая треть XII столетия — литература Киевской Руси. Это период расцвета оригинальной древнерусской литературы, представленной жанрами дидактического «слова» (Феодосии Печерский, Лука Жидята), жанровыми разновидностями оригинальных житий («Сказание» и «Чтение» о Борисе и Глебе, «Житие Феодосия Печерского», «Память и похвала князю Владимиру»), историческими сказаниями, повестями, преданиями, составившими основу летописи, которая в начале XII в. получает название «Повести временных лет». Тогда же появляется первое «хождение» — путешествие игумена Даниила и такое самобытное произведение, как «Поучение» Владимира Мономаха.

Переводная литература в этот период широко представлена философско-дидактичес-кими и нравственно-дидактическими сборниками, патериками, историческими хрониками, апокрифическими произведениями.

Центральной темой оригинальной литературы становится тема Русской земли, идея ее величия, целостности, суверенности. Духовными светочами Русской земли, идеалом нравственной красоты выступают ее подвижники. Своим «трудом и потом» созидают отечество грозные князья — «добрые страдальцы за Русскую землю».

В этот период развиваются различные стили: эпический, документально-исторический, дидактический, эмоционально-экспрессивный, агиографический, которые подчас присутствуют в одном и том же произведении.

Третий период падает на вторую треть XII —первую половину XIII в. Это литература периода феодальной раздробленности, когда «лоскутная империя Рюриковичей» распалась на ряд самостоятельных феодальных полугосударств. Развитие литературы приобретает областной характер. На основе литературы Киевской Руси создаются местные литературные школы: Владимиро-Суздальская, Новгородская, Киево-Черниговская, Галицко-Волынская, Полоцко-Смоленская, Турово-Пинская, которые затем станут источником формирования литературы трех братских славянских народов — русского, украинского и белорусского.

В этих областных центрах развиваются местное летописание, агиография, жанры путешествий, исторических повестей, эпидейктического красноречия («слова» Кирилла Туровского, Климента Смолятича, Серапиона Владимирского), начинает складываться «Сказание о чудесах Владимирской иконы Божьей Матери». Трудами Владимирского епископа Симона и монаха Поликарпа создается «Киево-Печерский патерик». Вершиной литературы этого периода стало «Слово о полку Игореве», прочно связанное с уходящими традициями героического дружинного эпоса. Оригинальными яркими произведениями являются «Слово» Даниила Заточника и «Слово о погибели Русской земли».

Четвертый период — вторая половина XIII—XV вв.— литература периода борьбы русского народа с монголо-татарскими завоевателями и начала формирования централизованного Русского государства, становления великорусской народности. Развитие литературы в этот период протекает в таких ведущих культурных центрах, как возвышающаяся Москва, Новгород, Псков, Тверь.

Осознание необходимости борьбы с иноземными поработителями привело к сплочению народных сил, и эта борьба идет рука об руку с политическим объединением Руси вокруг единого центра, которым становится Москва. Важной вехой в политической и культурной жизни Руси явилась победа, одержанная русским народом на поле Куликовом в сентябре 1380 г. над полчищами Мамая. Она показала, что у Руси есть силы для решительной борьбы с поработителями, и эти силы способна сплотить и объединить централизованная власть великого князя московского.

В литературе этого времени главными становятся тема борьбы с иноземными поработителями — монголо-татарами и тема укрепления Русского государства, прославления ратных и нравственных подвигов русских людей, их деяний. Литература и изобразительное искусство раскрывают нравственный идеал личности, способной преодолеть «рознь века сего» — главное зло, препятствующее сплочению всех сил для борьбы с ненавистными завоевателями.

Епифаний Премудрый возрождает и поднимает на новую ступень художественного совершенства эмоционально-экспрессивный стиль, разрабатывавшийся литературой Киевской Руси. Развитие этого стиля было обусловлено историческими потребностями самой жизни, а не только вторым южнославянским влиянием, хотя опыт болгарской и сербской литературы был учтен и использован литературой конца XIV—начала XVв.

Дальнейшее развитие получает стиль исторического повествования. Он испытывает воздействие демократических посадских слоев населения, с одной стороны, и церковных кругов — с другой. В историческое повествование шире начинают проникать занимательность, художественный вымысел. Появляются вымышленные сказания, принимаемые за исторические (повести о Вавилоне граде, «Повесть о мутьянском воеводе Дракуле», «Повесть об Иверской царице Динаре», «Повесть о Басарге»). В этих сказаниях усиливаются публицистические, политические тенденции, подчеркивающие значение Руси и ее центра Москвы — политической и культурной преемницы правящих мировых держав.

В XV в. достигает своего расцвета новгородская литература, ярко отразившая острую борьбу классов внутри феодальной городской республики. Новгородское летописание и агиография с ее демократическими тенденциями сыграли важную роль в развитии древнерусской литературы.

В литературе возрастает интерес к психологическим состояниям человеческой души, динамике чувств и эмоций.

Литература этого периода отразила основные черты характера складывающейся великорусской народности: стойкость, героизм, умение переносить невзгоды и трудности, воля к борьбе и победе, любовь к родине и ответственность за ее судьбу.

Пятый период развития древнерусской литературы падает на конец XV—XVI вв. Это период литературы централизованного Русского государства. В развитии литературы он отмечен процессом слияния местных областных литератур в единую общерусскую литературу, которая давала идеологическое обоснование централизованной власти государя. Острой внутриполитической борьбой за укрепление единодержавной власти великого князя, а затем государя всея Руси обусловлен небывалый доселе расцвет публицистики.

Официальным стилем эпохи становится репрезентативный пышный велеречивый стиль макарьевской литературной школы. Полемическая публицистическая литература рождает более свободные, живые литературные формы, связанные с деловой письменностью, повседневным бытовым укладом.

Шестой период развития древнерусской литературы падает на XVII век. Характер литературного развития позволяет выделить в этом периоде два этапа: 1-й —от начала века до 60-х годов, 2-й —60-е годы —конец XVII, первая треть XVIII вв.

Первый этап связан с развитием и трансформацией традиционных исторических и агиографических жанров древнерусской литературы. Событиями первой Крестьянской войны и борьбы русского народа с польско-шведской интервенцией был нанесен удар по религиозной идеологии, провиденциалистским воззрениям на ход исторических событий. В общественной, политической и культурной жизни страны усилилась роль посада —торгово-ремесленного населения. Появился новый демократический читатель. Отвечая на его запросы, литература расширяет сферу охвата действительности, изменяет ранее сложившуюся жанровую систему, начинает освобождаться от провенденциализма, символичности, этикетности — ведущих принципов художественного метода средневековой литературы. Житие превращается в бытовое жизнеописание, демократизируется жанр исторической повести.

Второй этап развития русской литературы второй половины XVII в. связан с церковной реформой Никона, с событиями исторического воссоединения Украины с Россией, после чего начался интенсивный процесс проникновения в древнерусскую литературу литературы западноевропейской. Историческая повесть, утрачивая связи с конкретными фактами, становится занимательным повествованием. Житие становится не только бытовым жизнеописанием, но и автобиографией — исповедью горячего мятежного сердца.

Традиционные жанры церковной и деловой письменности становятся объектами литературной пародии: церковная служба пародируется в службе кабаку, житие святого — в житии пьяницы, челобитная и «судное дело» в «Калязинской челобитной» и «Повести о Ерше Ершовиче». Широкой волной в литературу устремляется фольклор. Жанры народной сатирической сказки, эпоса, песенной лирики органически включаются в литературные произведения.

Самосознание личности находит отражение в новом жанре — бытовой повести, в которой появляется новый герой — купеческий сын, захудалый безродный дворянин. Изменяется характер переводной литературы.

Процесс демократизации литературы встречает ответную реакцию со стороны господствующих сословий. В придворных кругах насаждаются искусственный нормативный стиль, церемониальная эстетика, элементы украинско-польского барокко. Живой народной лирике противопоставляется искусственная силлабическая книжная поэзия, демократической сатире — нравоучительная абстрактная сатира на нравы вообще, народной драме — придворная и школьная комедия. Однако появление силлабической поэзии, придворного и школьного театра свидетельствовало о торжестве новых начал и подготавливало появление классицизма в русской литературе XVIII в.

Особенности древнерусской литературы

Характерной особенностью древнерусской литературы является рукописный характер ее бытования и распространения. При этом то или иное произведение существовало не в виде отдельной, самостоятельной рукописи, а входило в состав различных сборников, преследовавших определенные практические цели. «Все, что служит не ради пользы, а ради прикрасы, подлежит обвинению в суетности». Эти слова Василия Великого во многом определяли отношение древ-нерусского общества к произведениям письменности. Значение той или иной рукописной книги оценивалось с точки зрения ее практического назначения, полезности.

Другой особенностью нашей древней литературы является анонимность, имперсональность ее произведений. Это было следствием религиозно-христианского отношения феодального общества к человеку, и в частности к труду писателя, художника, зодчего. В лучшем случае нам известны имена отдельных авторов, «списателей» книг, которые скромно ставят свое имя либо в конце рукописи, либо на ее полях, либо (что гораздо реже) в заглавии произведения. При этом писатель не приминет снабдить свое имя такими оценочными эпитетами, как «худый», «недостойный», «многогрешный». В большинстве же случаев автор произведения предпочитает оставаться неизвестным, а порой и скрыться за авторитетным именем того или иного «отца церкви» — Иоанна Златоуста, Василия Великого и др.

Биографические сведения о известных нам древнерусских писателях, объеме их творчества, характере общественной деятельности весьма и весьма скудны. Поэтому если при изучении литературы XVIII—XX вв. литературоведы широко привлекают биографический материал, раскрывают характер политических, философских, эстетических взглядов того или иного писателя, используя авторские рукописи, прослеживают историю создания произведений, выявляют творческую индивидуальность писателя, то к памятникам древнерусской письменности приходится подходить по-иному.

Как правило, авторские тексты произведений до нас не дошли, а сохранились их более поздние списки, подчас отстоящие от времени написания оригинала на сто, двести и более лет. Например, «Повесть временных лет», созданная Нестором в 1111—1113 гг., вовсе не сохранилась, а редакция «повести» Сильвестра (1116) известна только в составе Лаврентьевской летописи 1377 г. «Слово о полку Игореве», написанное в конце 80-х годов XII в., было найдено в списке XVI в.

При изучении древнерусской литературы следует учесть одно весьма важное обстоятельство: в средневековый период художественная литература еще не выделилась в самостоятельную область общественного сознания, она была неразрывно связана с философией, наукой, религией.

В связи с этим к древнерусской литературе нельзя механически применять те критерии художественности, с которыми мы подходим при оценке явлений литературного развития нового времени.

Процесс исторического развития древней русской литературы представляет собой процесс постепенной кристаллизации художественной литературы, ее выделения из общего потока письменности, ее демократизации и «обмирщения», т. е. высвобождения из-под опеки церкви.

Одной из характерных особенностей древнерусской литературы является ее связь с церковной и деловой письменностью, с одной стороны, и устным поэтическим народным творчеством — с другой. Характер этих связей на каждом историческом этапе развития литературы и в отдельных ее памятниках был различным.

Однако чем шире и глубже литература использовала художественный опыт фольклора, тем ярче отражала она явления действительности, тем шире была сфера ее идеологического и художественного воздействия.

Характерная особенность древнерусской литературы — историзм . Ее героями являются преимущественно исторические лица, она почти не допускает вымысла и строго следует факту. Даже многочисленные рассказы о «чудесах» — явлениях, кажущихся средневековому человеку сверхъестественными, не столько вымысел древнерусского писателя, сколько точные записи рассказов либо очевидцев, либо самих лиц, с которыми произошло «чудо».

Историзм древнерусской литературы носит специфически средневековый характер. Ход и развитие исторических событий объясняется Божьим изволением, волей провидения. Героями произведений являются князья, правители государства, стоящие наверху иерархической лестницы феодального общества. Однако, отбросив религиозную оболочку, современный читатель без труда обнаруживает ту живую историческую действительность, подлинным творцом которой был русский народ.

Периодизация древнерусской литературы - это явление, которое было неизбежным при развитии литературной стороны русской культуры. Именно это явление мы рассмотрим в данной статье, все периоды и те предпосылки, которые и обозначили данную периодизацию.

Исторические этапы периодизации

Древнерусская литература меняла свое направление с каждым историческим этапом. Всего в истории выделяют три таких этапа: Киевская Русь, время которой обозначается 11-13 веками; литература, которая была написана в период феодальной раздробленности на Руси, 13-15 века; период создания единого централизованного российского государства, обозначившийся 16-17 веками.

Кроме того, важно сказать о том, что каждый этап периодизации всегда сопровождался конкретными историческими событиями, которые, собственно, и подталкивали русский народ к развитию и в литературном плане, и в политическом. Ведь многие века литература несла в себе чисто политический, государственный и правовой характеры. До появления художественной литературы прошло немало времени с того момента, как литература возникла на Руси.

Учитываемые факторы

Если говорить о периодизации древнерусской литературы, то есть некоторые факторы, которые необходимо учесть, чтобы рационально оценивать все изменения, которые на протяжении долгого времени происходили в литературе. Одним из таких факторов стали переводы многих произведений со старославянского языка на современный русский. Поскольку оригиналы многих произведений были утеряны с годами, то стоит учитывать и то, что до наших дней дошли лишь переписанные работы. Несмотря на это, даже такие произведения мы смело называем литературными памятниками, что характерно для древнерусской литературы.

Кроме того, важно сказать и об образах, которые присутствовали в Несомненно, после каждой периодизации древнерусская литература меняла образы, которые находились в самом центре. Это объяснимо тем, что развитие не стояло на месте, у людей менялись жизненные ценности и нравы. Еще одним фактором, который повлиял на развитие древнерусской литературы, стало изменение жанровой структуры текста. Если говорить о древней литературе, то понятно, что в то время преобладали одни стили написания, а сегодня предпочтение отдано совсем другим.

Литература Киевской Руси

Говоря о периодах древнерусской литературы, начнем с самого раннего, который обозначается 11-13 веками. В это время литература так и пестрит своими торжественными и восхваляющими образами. Возникновение древнерусской литературы в истории происходит с принятием христианства. Именно после того, как христианство принято в качестве основной государственной религии, на Руси появляется литература. Сначала она состояла из документов и важных текстов, которые являли собой служебные бумаги, что характерно для древнерусской литературы.

К такому развитию в литературе Русь пришла благодаря сотрудничеству с Болгарией, которая находилась рядом с Византией, где уже письменность и литература приобрели более развитый характер. Для того чтобы упорядочить свои государственные дела, Руси было необходимо вести свою номенклатуру, которую сегодня мы называем самой древней литературой. С помощью создания древнерусской литературы в населении должен был развиться патриотический дух, который был очень важен для власти. Кроме того, это поспособствовало тому, что Русь стала единым государством в плане политики и истории.

Литература феодальной Руси

Этот период древнерусской литературы обозначается 13-15 веками. Это время было очень трудным для российского государства. Главной особенностью этого периода стало то, что в литературных текстах описывались различные противостояния Руси и вражеских народов. Можно выделить даже несколько основных тем произведений, которые преобладали в то время: например, противостояние печенегам. Или же можно встретить тексты, рассказывающие о великой и многовековой борьбе князей за киевский престол.

Говоря о данном периоде, можно отметить, что известный всем Д. Лихачев назвал этот литературный период не иначе, как монументальный историзм. Именно в это время появляются первые летописи, которые и стали началом появления художественной литературы на Руси.

Произведения этого периода

Известным произведением древнерусской литературы этого периода можно назвать «Повесть временных лет». Произведение дошло да нашего времени не в оригинальном своем виде: в состав повести входят несколько древних летописей более позднего времени. Несмотря на это, известным фактом о данном древнем документе является его составитель - монах Нестор, который являлся публицистом и историком. Написание данной повести датировано 1113 годом, а ее основой стали летописные своды, которые, к сожалению, не сохранились до наших дней. Кроме того, есть и столь же древнее произведение, которое можно найти в учебниках по древнерусской литературе - «Сказание о Кожемяке».

Стоит также отметить, что данные памятники древнерусской литературы являются работами профессионалов, они наполнены прекрасным ораторским мастерством, способны вселить патриотизм в каждого читателя. Говоря об этом периоде, хочется также отметить такие произведения, как «Слово о законе и благодати» известного Иллариона, «Слова и поучения», автором которого является и, конечно же, великое произведение князя Владимира Мономаха - «Поучение».

«Слово о полку Игореве»

Отдельно хотелось бы выделить именно это произведение. Оно несет особенную историческую ценность. Всем известное древнее произведение «Слово о полку Игореве» рассказывает нам не только о судьбе князя Игоря, но и о судьбе целого народа. К сожалению, имя автора этого творения неизвестно и по сей день. Скорее всего, имя автора навсегда останется загадкой для российской истории.

Важно сказать, что именно это произведение является хорошим примером, способным рассказать о литературе данного времени. Оно отлично отражает те фундаментальные основы древнерусской литературы, которые и являются российской историей. Мало того, что произведение описывает события, произошедшие не с вымышленными героями, а с реальными историческими личностями, оно и рассказывает о прошлом Руси, о том, как жили люди прежде, как живут сейчас, о чем мечтают и на что надеются в скором будущем.

«Слово о полку Игореве» является очень важным элементом не только в древней литературе. На сегодняшний день произведение изучается студентами таких факультетов, как юридический, исторический, филологический, публицистический и многих других. Это уже является хорошим показателем того, что столь древний памятник содержит в себе нечто такое, что играет очень важную роль в истории столь огромной страны, как Россия.

Первые жития

Говоря о литературе среднего периода, важно отметить, что на Руси появляются первые жития, написание которых датируется 11-м веком. Жития рассказывали о жизнях крайне известных личностей того времени. Героями древнерусской литературы 11-го века стали Борис и Глеб. Эти жития имеют интересную особенность: они сильно отличаются четким выделением проблем того времени, жизненностью. Если говорить конкретно о развитии языкового фактора, то с точки зрения древней литературы они написаны совершенным языком.

Литература единого русского государства

Говоря о последнем периоде, который характеризует древнерусскую литературу, важно сказать, что в это время литература приобретает пышность и особую торжественность. Особой популярностью пользуются те произведения, которые регламентируют политическую, духовную, бытовую и правовую сферы жизни населения. Одним из самых ярких примеров литературы этого периода является произведение «Великие Минеи Четьи». Этот литературный памятник состоит из двенадцати книг. Каждая предназначалась для самостоятельного прочтения за месяц. В это время в обиходе появляется и «Домострой», больше известный как первый свод законов, которые необходимы для благополучия в семье.

Литература нового времени

Но уже в 17-м веке русская литература сильно меняется. Этот период становится периодом формирования литературы нового времени. Русь становится государством, в котором плавно меняется государственный строй - происходит постепенный переход к демократии. Можно заметить, как сильно меняется роль личности в истории. Это связано с исходом крестьянской войны, которая выпала на 16-17 века. Кроме того, немало поспособствовало изменениям и время смуты.

Дела таких героев древнерусской литературы и истории, как Иван Грозный, Василий Шуйский и Борис Годунов, объяснялись в это время не только божьей волей, но и чертами характера каждого из данных персонажей. В это же время возникает и новый литературный жанр, который получил название демократической сатиры. В произведениях, принадлежащих этому жанру, высмеиваются все церковные и политические порядки, зачастую и само судопроизводство.

Вывод

Именно 17-м веком и завершается период той литературы, которую сегодня мы называем древней. В этом и заключается одна из особенностей древнерусской литературы. В наши дни сохранилось огромное количество литературных памятников, которые способны дать нам явное представление о жизни в века, которые представлены выше. Вся периодизация русской литературы древних веков очень важна для истории России, для истории ее развития и становления в качестве сильного мирового государства.

Главной особенностью древнерусской литературы стало то, что она, как и история, имеет свои определенные этапы. Несмотря на это, надо понимать, насколько сильно связаны древняя история и литература 11-17 веков. Пусть у каждой из этих отраслей науки своя периодизация и темпы развития, одно не может существовать без другого.