Святые источники: история почитания и гонений. Православные святые места россии исцеляющие людей

  • 30.09.2019

Издревле святые источники России считаются знаками милости и благословения Божия. «О, светло светлая и красно украшенная земля Русская! Многими красотами дивишь ты: озерами многими, дивишь ты реками и источниками местночтимыми, горами крутыми, холмами высокими...» - так начинается один из памятников древнерусской письменности, датированный XIII веком.

Среди главных красот Руси названы источники. Нередко они появлялись и сейчас появляются на месте обретения икон Пресвятой Богородицы и угодников Божиих. Бывает, что святые источники России исцеляющие людей вытекают из-под церковных алтарей и при этом почитаются как освященная святыня храма. Над ключами, бьющими из-под земли, часто ставят кресты или часовни, где помещают икону святого, и ему посвящают эти источники. Щедро течет через святые родники Божия помощь тем, кто не ленится, приходит к ним, припадает и славит Создавшего всё и вся.

Множество святых источников в России. Святые источники в Нижегородской области их известно более трех тысяч! И нигде - ни в людных местах, ни в глухой тайге - родник не остается незамеченным, к нему всегда бывает проложена тропа.

Источник Серафима Саровского в Дивеево

В Саровских лесах издревле пробивалось множество родников с чистейшей ключевой водой. Особенно много их было вдоль реки Саровки. Монахи посадили тут тополя, и паломники шли в их тени к колодцам, вплоть до самого большого, расположенного на Ближней пустынке. Этот источник почитался издавна, еще до прихода старца Серафима. Называли его Богословским, потому что рядом на кресте была установлена икона апостола Иоанна Богослова.

25 ноября 1825 года вблизи этого места батюшка Серафим увидел Божию Матерь, Которая, ударив землю жезлом так, что искипел из земли фонтан светлой воды, обещала дать образовавшемуся источнику большее благословение Свое, чем некогда имели воды Вифезды Иерусалимской.

Преподобный Серафим начал трудиться над устройством чудесно изведенного из земли источника. На берегу реки Саровки он собирал камни и обкладывал ими источник со всех сторон. Саровский иеромонах Анастасий рассказывал, что однажды батюшка Серафим в беседе сказал ему: «Я молился, чтобы вода сия в колодце была целительною от болезней».

Она, действительно, еще при жизни великого Старца многих исцеляла от болезней. «Этой молитвой Преподобного, уже тогда имевшего великое дерзновение к Богу, - писал в 1 904 году Леонид Денисов, - и объясняются два обстоятельства:

1) то, что вода из Серафимова источника никогда не портится, сколько бы времени ни стояла она даже в открытом сосуде;

2) то, что посещающие Саровскую пустынь и купающиеся в павильонах при источнике во всякое время года, здоровые и больные, не получают вреда для здоровья, а, напротив, улучшение его и исцеление от болезней, хотя вода в источнике даже летом имеет от б до 10 градусов. Пишущий эти строки на своем опыте проверил и то, и другое».

От источника Серафима Саровского в Дивеево, первой получила исцеление дивеевская сестра Прасковья Ивановна Шаблыгина. 9 декабря 1 825 года отец Серафим велел ей выпить студеной родниковой воды, и у нее сразу же пропал кашель. А вот еще несколько примеров чудодейственной силы родника.


Генеральша Мавра Львовна Сипягина страдала от злого духа. Она чувствовала страшную тоску, не могла соблюдать постов и других предписаний Церкви. Батюшка Серафим послал ее к источнику напиться воды. Тут же у нее из гортани вышло множество желчи. С тех пор она стала здоровой.

Татьяна Васильевна Баринова жаловалась отцу Серафиму на свою болезнь: у нее на руке был непроходимый лишай. Старец велел ей обмыть руку водой из источника. Баринова подумала: «Ах! Как же я это сделаю, если у меня и от малейшего прикосновения сырости болезнь усиливается». Однако, умыв руку, она не почувствовала никакой боли. Напротив, рука ее тотчас очистилась, болезнь прошла бесследно.

А вот замечательный случай исцеления от холеры, который свидетельствует и о прозорливости преподобного Серафима. В августе 1831 года у него побывала Ольга Петровна Лубкова. Старец уже попрощался с ней, но минуты через три вышел на дорогу и снова подозвал ее к себе: «Возьми-ка эту бутылочку со святой водицею. Может быть, кто захворает, так и дай ее, она больным полезна». Домой в Нижний Новгород Ольга Петровна добралась благополучно, все ее домочадцы были здоровы. Но уже за ужином дочь Лубковой Олимпиада почувствовала головокружение и тошноту, состояние ее ухудшилось.

Ей предложили выпить воды преподобного Серафима. «Я выпила глотка три, - вспоминала потом Олимпиада, - и вдруг вместо тошноты почувствовала сильную испарину и расположение ко сну. Меня оставили одну. Открывши глаза, я прежде всего ощутила особенную свежесть во всем теле и возвращение сил, а увидев перед собой стакан с целебной водою, тотчас выпила несколько глотков и встала здоровою. Нельзя описать всей радости и удивления моей маменьки о случившемся. Она плакала в чувстве благодарности к дивному Старцу, изумляясь его прозорливости и моему чудесному исцелению».

В 1889 году Саровский игумен Рафаил, выполняя распоряжение Синода, приступил к благоустройству мест, связанных с отцом Серафимом. Над колодцем на Ближней пустынке поставили часовню, воду источника отвели в специальную купальню.

Позднее, в 1 904 году, когда поток богомольцев вырос, купальню расширили. Было сделано четыре отделения с пятью кранами в каждом. Вот как описывал этот источник побывавший в Сарове в июне 1904 года богомолец: «Источник преподобного Серафима - это ключ чистой и холодной воды, вытекающей из берега Саровки.

Но в настоящее время его уже не видно, так все переустроено для потребностей народа. Над самим источником устроена красивая восьмигранная деревянная часовня; посередине ее большой круглый колодезь, обнесённый решеткой, на которой стоят ведерки... К этой-то часовне над источником, в спуске к речке, примыкают две купальни (для мужчин и для женщин), и каждая из них состоит из двух отдельных: верхней и нижней. В стене - простые желоба, из которых беспрерывно льется довольно толстая струя воды, бегущая сверху из колодца в часовне - источника».

Тысячи паломников устремлялись в Саровскую пустынь, и каждый обязательно шел на Ближнюю пустынку старца Серафима, чтобы омыть здесь свое тело струей целебной Саровской воды. Воду уносили с собой в бутылочках, изготовленных в монастырской мастерской. Вода эта хранилась долгие месяцы. Замечательно и то, что вода из источника, будучи холодной, не холодила. После обливания бросало в жар, делалось тепло.
Список чудес и исцелений, совершенных отцом Серафимом, стал составляться в 1890-х годах.

На праздновании открытия его святых мощей летом 1903 года на Ближней пустынке происходили массовые исцеления. Очевидцы описывали груду брошенных за ненадобностью рядом с источником костылей и протезов. В газетах писали: «Факты исцелений, телеграфируют из Сарова, многочисленны и подтверждаются дежурными офицерами и свидетелями из народа. Источник осаждается. Пускают по десяти человек. Давка ужасная. Больные и увечные с понятным нетерпением ждут своей очереди: они знают, что нет убожества, которое не исцелилось бы сегодня».

Для записи чудес, по тщательной их проверке, была заведена особая тетрадь под наблюдением иеросхимонаха отца Симеона. Вот некоторые из них.

Крестьянский мальчик Василий Иовлев, 12 лет, пришедший в Саров из села Илисского Енисейской губернии вместе со своей бабкой, был немой от рождения, в чем имел удостоверение от местного приходского священника. На источнике преподобного отца Серафима он искупался и начал говорить.

Учитель народного училища в Нижнем Новгороде господин Андреевский исцелился у источника от малярии.

Крестьянка Симбирской губернии села Тазнеева Агриппина Елизаровна Табаева, 18 лет от роду, слепая от рождения, искупалась три раза в источнике преподобного Серафима и после уже второго купания начала видеть солнечный свет, деревья и другие предметы.

Послушница Кутузовского монастыря нижегородской епархии Анастасия, 52 лет, исцелилась от тяжелой формы лихорадки, которой страдала несколько месяцев.

Крестьянка Нижегородской губернии села Вертьянова Настасья Михайловна Костюкова два года страдала каменной болезнью; никакие средства не помогали; лечилась она и в больнице, но пользы не было никакой. По совету своих знакомых она пришла в Саров и искупалась в источнике святого Серафима, после чего болезнь тотчас же прошла.

Считается, что именно благодаря купанию в источнике у Ближней пу- стынки императрица Александра Федоровна родила долгожданного наследника престола. Царь с царицей были на источнике дважды. Первый раз они посетили его в сопровождении свиты, второй - одни, чтобы искупаться.

Свое исцеление в источнике преподобного Серафима описывал известный духовный писатель Сергей Нилус: «Я пошел к источнику о. Серафима, этой русской Вифезде, целительная сила которой дана свыше по молитвам о. Серафима и от которой я и себе ждал чудесного исцеления. От монастыря до источника версты три или четыре. Я, последнее время дома еле таскавший ноги, прошел это расстояние без малейшего признака утомления. Уж это было чудо.

В устроенную у самого источника купальню я вошел - платье, бывшее на мне, хоть выжми. Не дав себе времени остыть, весь, как был разгоряченный быстрой ходьбой и палящим зноем, я разделся, спустился под кран, из которого сребристой струйкой текла ледяная вода источника, перекрестился: "Верую, Господи!" - и троекратно дал этой воде облить всего себя и больные члены. Первое мгновение я совсем задохнулся: ледяная вода меня обожгла - дух захватило. Но какое дивное чувство наступило по выходе из купальни! Точно новая струя новой жизни была влита во все мои жилы - далекая юность, казалось, вернулась вновь».

А вот свидетельство другого известного писателя - Евгения Поселянина, который присутствовал при открытии мощей святого в 1903 году: «Я только что вошел в монастырские ворота, как между колокольней и соборами встретил толпу народа, окружавшую старуху с мальчиком, исцелившимся поутру у источника. Я в первый раз видел близко только что исцеленного. Мальчик лет 8-9, с умными глазами, весело подпрыгивал. Чрезвычайная радость и оживленность светятся на его лице. Мальчика этого зовут Петр Ильич Зобнин; он родом из Моршанского уезда, из села Бодина. Он два года не ходил, и у него была искривлена шея.

Недавно матери его во сне Царица Небесная сказала: "Веди его к старцу Серафиму, и он будет исцелен". Его привели в Саров. На ночь мальчик сильно плакал и наконец уснул. Утром, после ранней обедни, его купали, и он тут же закричал: "Я хочу бечь", - и шея у него выпрямляется. Старушка 2014г бабушка его плачет, рассказывая об этом событии, а мальчик, держа ее за руку, радостно смотрит на людей и на весь мир Божий».

В советское время часовню и купальню разрушили, а источник забетонировали. Но еще долго вода находила себе выход и появлялась под горой. Позже чуть ниже купальни по течению реки Саровки насыпали плотину, уровень воды поднялся, и источники оказались под водой. В 1947 году бывший Саровский монастырь стал закрытой зоной, ее посещение было строжайше запрещено.

Но Господь не оставил верующих без утешения. На краях обширного Саровского леса, облагоухаиного подвигами преподобного Серафима, открылись новые источники - близ деревни Цыгановка (источник Серафима Саровского близ Цыгановки) и в поселке Сатис. На них перешла сила и слава закрытых ключей. Помимо этих новоявленных источников народ посещал и другие, расположенные в Дивееве и его окрестностях.

Эта книга – четвертая в серии о святынях России. Из первой главы вы узнаете об истории почитания святых источников и о беспрецедентных гонениях на них в советское время. Во второй и третьей главах рассказывается о самых известных источниках России – тех, которые связаны с явлениями Богородицы или с именами великих святых. О святых колодцах пойдет речь в четвертой главе, в пятой – о святых ключах. Шестая глава посвящена святой воде озер.

Глава 1
Святые источники: история почитания и гонений

Освященная вода имеет силы к освящению душ и телес всех, пользующихся ею.
Свт. Димитрий Херсонский

Вода… Без нее человек обречен на гибель. Не случайно у многих народов уже в глубокой древности сложились особые культы, связанные с колодцами, ручьями, реками. Язычники поклонялись «духам источников». Египтяне почитали священным Нил, индусы – Ганг, германцы – Рейн. Божество воды было одним из главных в языческих религиях. Его нужно было умилостивить жертвоприношениями, и тогда божество обеспечивало влагой посевы и не губило скот, а когда людям приходилось доверять свою судьбу воде, благополучно отпускало их на сушу.
Так было везде – у ассирийцев и персов, у китайцев и американских индейцев. Только у одного народа мы не найдем подобного отношения к воде, только один народ не молился духам источников, и, как ни странно, именно среди него находились люди, которым была дана власть над капризной стихией.

И пришли сыны Израилевы, все общество, в пустыню Син в первый месяц, и остановился народ в Кадесе… И не было воды для общества, и собрались они против Моисея и Аарона, и возроптал народ на Моисея и сказал: о если бы умерли тогда и мы, когда умерли братья наши пред Господом! зачем вы привели общество Господне в эту пустыню, чтобы умереть здесь нам и скоту нашему? и для чего вывели вы нас из Египта, чтобы привести нас на это негодное место, где нельзя сеять, нет ни смоковниц, ни винограда, ни гранатовых яблок, ни даже воды для питья? <…> И взял Моисей жезл от лица Господа, как Он повелел ему. И собрали Моисей и Аарон народ к скале, и сказал он им: послушайте, непокорные, разве нам из этой скалы извести для вас воду? И поднял Моисей руку свою и ударил в скалу жезлом своим дважды, и потекло много воды, и пило общество и скот его
(Числ. 20, 1–11).
Да, в греческих мифах можно найти рассказ о Посейдоне, который, ударив трезубцем о землю, вывел из-под нее источник. Но Посейдон почитался у греков богом, Моисей же таковым не был. Никогда еще люди не приписывали смертному власти над водной стихией! Ветхий Завет рассказывает, как жезл пророка, ударивший по реке, сделал ее непригодной для питья, а рука Моисея, простертая над морем, заставляла расступаться волны…
И все же бросается в глаза любопытная деталь: во времена Ветхого Завета почти не было источников, вода которых подавала бы исцеления. В Библии упоминается только один такой источник – Овечья купель. Однако за века после Рождества Христова прославились сотни и даже тысячи святых источников! От их вод произошло огромное количество чудес, множество людей получили исцеление… Но загадки здесь нет. Эти чудеса стали возможны после пришествия Христа. Бог пришел на землю, Бог стал человеком. Бог принял крещение в водах земной реки.
В те дни приходит Иоанн Креститель и проповедует в пустыне Иудейской… И крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои… Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну – креститься от него. Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь; ибо так надлежит нам исполнить всякую правду… И крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, – и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него
(Мф. 3, 1–16).
Крещение Христа освятило само естество воды. В день, когда Иисус из Назарета вступил в воды реки Иордан, произошло великое чудо. И это чудо длится уже почти две тысячи лет. Оно проявляется, например, в том, что вода, которая освящается в церкви, не портится, стоит годами и даже десятилетиями. Вода эта обладает удивительными свойствами, помогает в различных недомоганиях и болезнях. Это знают даже те, кто далек от веры в Бога, не случайно в праздник Крещения (19 января) храмы переполняются народом, люди выстаивают многочасовые очереди за святой водой. Не человек, не священник освящает воду в этот день – ее освящает Сам Господь. Именно поэтому в полночь на Крещение можно набрать воды из реки, из озера, из колодца, из любого источника – и она будет обладать свойствами святой воды.
Бог даровал евреям воду по молитве Моисея. Как мы уже видели, после пришествия в мир Христа дар отворять источники и управлять потоками воды получили многие. Вот еще два примера – из нашей православной истории.
XVI век. Преподобный Александр Свирский († 1533) по просьбе братии решает устроить мельницу. Для этого нужно прокопать канал из верхнего озера в нижнее. (Последнее находилось от монастыря на расстоянии «двух полетов стрелы».) Во время работ внезапно вода с огромным шумом устремляется вниз, прямо на обитель. Иноки в ужасе ждут затопления и гибели монастыря. Но святой Александр, преклонив колена и воззвав к Богу, изображает крест против устремления воды. Тотчас ее течение останавливается.
XIX век. Преподобный Герман Аляскинский († 1837) останавливает наводнение по просьбе алеутских индейцев. Он ставит икону на берегу, определив предел, через который вода не должна перейти, и встает на молитву. И вода не доходит до священного рубежа.

Английский писатель Клайв Стейплз Льюис писал: «Есть одна религия в мире, по крайней мере единственная, какую я знаю, с которой невозможно сделать одну вещь. Например, из буддизма можно удалить чудеса, приписываемые Гаутаме Будде, и он ничего не потеряет. Кстати сказать, чудеса эти описаны в поздних буддийских текстах, а прежде о них не говорилось, что не мешало исповедовать буддизм. Так же и в исламе, в сущности, ничего не изменится, если вы удалите из него чудеса. Напротив, образ пророка, убеждающего людей одним только словом, от этого бы только выиграл. Но все это невозможно сделать с христианством, потому что христианская история – история великого чуда».
Трудно сказать лучше. Да, наша история – «история великого чуда». Много на свете языков и много религий и вероисповеданий. И все же ни одна страна и ни один народ не могут предъявить столько дивных чудес, сколько есть их и доныне у христиан. Где еще люди исцелялись возле останков умерших? Где простые изображения на холсте или доске не горели в огне, являлись в воздухе, источали миро? И где человек останавливал наводнение и изводил из-под земли источники с целебной водой? И где еще был родник, подаривший людям столько чудесных исцелений, сколько Живоносный источник близ Константинополя?

Овечья купель и Живоносный источник

Эти два источника, наверное, самые знаменитые в истории человечества. Один из них относится к временам Ветхого Завета, другой – к периоду Нового.
О чудесном источнике рассказывает в Евангелии апостол Иоанн Богослов.

Есть же в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня, называемая по-еврейски Вифезда (Дом милосердия), при которой было пять крытых ходов: в них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды; ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью. Тут был человек, находившийся в болезни тридцать восемь лет. Иисус, увидев его лежащего и узнав, что он лежит уже долгое время, говорит ему: хочешь ли быть здоров? Больной отвечал ему: так, Господи; но не имею человека, который бы опустил меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня. Иисус говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи. И он тотчас выздоровел, и взял постель свою, и пошел
(Ин. 5, 2–9).
Тридцать восемь лет лежал этот человек в грязных ходах купальни у Овечьих ворот и не мог дождаться своей очереди на исцеление, а Иисус сделал его здоровым, сказав только «встань и ходи». Как же страдал человеческий род до Христа, какими же скупыми дарами проявлялась благодать в ветхозаветное время («Ангел Господень по временам сходил в купальню») и как легко получали люди ее дары после Его пришествия!

Перенесемся к другому источнику – новозаветному. Мы увидим просторный храм с четырьмя портиками, с куполом, «прекрасным, как небо, и блистающим, подобно огню». Свод храма украшен золотом, стены выложены мозаикой. Свет, попадающий в храм через сводчатые окна, отражается сводами и стенами и освещает его целиком. Внутри купола изображены чудеса Христа и Пресвятой Девы Марии, а на самой его середине изображен Живоносный источник и Богоматерь с Предвечным Младенцем на руках. Лик Богоматери, обращенный к воде, отражается в самом источнике, как в зеркале. Источник этот находится в середине храма. К нему ведут двадцать пять ступеней; прекрасная мраморная решетка предохраняет сходящих вниз от падения. У верхней части источника в мраморе сделано углубление, в которое втекает вода. Через скважины она устремляется в великолепный мраморный бассейн. У алтаря стоит каменная чаша, откуда люди черпают ковшом животворящую влагу… Это церковь Живоносного Источника в Балаклии, в окрестностях Константинополя. Ее чудесный родник поистине был неисчерпаемым источником чудес благодати Божией в течение многих веков. И каждый, кто ежедневно сходил в него – первым, вторым или даже последним, – по вере своей получал исцеление.
История храма уходит корнями в первые века. Некогда в тех краях было место, посвященное Богородице, окруженное кипарисами и платанами. Посреди него находился источник, от воды которого совершалось много чудес. Но храма на этом месте долгое время не было; постепенно источник засорился, и место заглохло от кустарников и накопившейся тины, препятствовавшей течению воды.
Предание гласит, что в 450 году здесь проходил римский солдат по имени Лев. Он увидел слепого, блуждавшего по непроходимым местам. Чувство сострадания заставило его подать несчастному руку и вывести на тропинку, но слепец изнемогал от усталости, зноя и нестерпимой жажды и не мог стоять на ногах. Воин посадил его под дерево, а сам отправился на поиски воды для слепого. Долго искал он хоть какой-нибудь источник, но не находил его, и вдруг услышал голос: «Не трудись, Лев, искать воды далеко: она подле тебя». Устрашенный чудесным голосом, он начал осматривать место, чтобы отыскать указанную воду. Ее не было. И снова раздался голос: «Лев-царь, войди в эту густую рощу, возьми воды и утоли жажду страждущего, а тиной от источника помажь ему глаза. Тебе предстоит построить на месте сем храм, и Я буду внимать молитвам приходящих сюда и подавать исполнение всех прошений». В роще Лев действительно отыскал родник и, взяв от него воды и тины, поспешно отыскал слепца. Слепорожденный, помазав глаза тиной, прозрел и без проводника ушел в город, прославляя Богородицу.
После Маркиана Лев Макелл был возведен на византийский трон и стал императором Львом I. Он повелел очистить чудотворный источник и воздвиг на нем храм во имя Божией Матери, назвав его храмом Живоносного Источника. По сохранившимся свидетельствам, в источнике происходили исцеления от воспалений, переломов, немоты и глухоты, рака, проказы, паралича. Были случаи, когда умершие люди, омытые святой водой источника, воскресали…
Через сто лет после основания храма Живоносного Источника исцеление получил император Иустиниан. Он жестоко страдал от каменной болезни, но Богоматерь, явившись ему в ночном видении, послала его к Своему источнику. Исцелившись, он еще более украсил храм и основал здесь иноческую обитель.
Спустя несколько веков император Лев Мудрый возродил древний храм во всем блеске и установил празднование Обновления Храма Живоносного Источника. Чудеса, совершавшиеся здесь, были столь многочисленны, что Православная Церковь еще в древнее время установила в пятницу Светлой недели совершать празднование в честь Божией Матери – в воспоминание исцелений, совершавшихся у Ее Живоносного источника.
Но вот со времен явления Божией Матери на источнике прошло около тысячи лет. В 1453 году Византия пала под ударами турок. Храм, бывший свидетелем множества великих чудес, был разрушен до основания. Его сокровища пошли на отделку мечети султана. Под землей и обломками исчез сам фундамент храма. Цветущая окрестность Живоносного источника была обращена в долину смерти – в кладбище мусульман. Сам источник почти заглох под грудой камней, турецкие часовые не пропускали к нему христиан.
Постепенно строгость этого запрета исчезла, и грекам разрешили построить здесь маленькую церковь. Паломничество возобновилось, вновь стали случаться чудесные исцеления, причем даже среди иноверцев. Но в 1821 году церковь разрушили, а источник засыпали. И еще раз христиане разгребли руины и очистили источник. Позднее здесь была найдена доска, полуистлевшая от сырости и времени, с записью десяти чудесных исцелений, которые произошли с 1824 по 1829 год.
Но вот пришли другие времена. При покровительстве Российской империи греки стали освобождаться от турецкого рабства. В годы правления султана Махмуда православные получили возможность совершать службы. В третий раз они воздвигли храм Живоносного Источника, снова заструилась вода по мраморным плитам. В 1835 году вселенский патриарх при стечении огромного количества народа освятил церковь, которая стоит до сего дня. Неподалеку была построена больница и богадельня. Невозможно перечислить все чудеса. Они совершаются и доныне, причем исцеление получают не только православные, но и католики, григориане, турки. У мусульман в этих местах особенно почитается Божия Матерь – «великая среди женщин Святая Мария» и сам храм, воду из которого они называют «водой Святой Марии».

Почитание источников на Руси

«О, светло светлая и прекрасно украшенная земля русская! Многими красотами прославлена ты: озерами многими, реками и источниками местночтимыми!..» – так начинается знаменитое «Слово о погибели Русской земли». Источники здесь стоят в первом ряду красот Руси, говорится об их многочисленности и почитании. Безусловно, в языческие времена славяне, подобно другим народам, поклонялись источникам. Но вот вера в идолов сменилась христианством, Русь из языческой постепенно становилась святой. Уже в первые века после Крещения Руси начинают обретаться святые образы Богородицы – часто в труднопроходимых местах, лесах, болотах, нередко – над источниками. Так почитание Божией Матери, Ее икон неразрывно входило в народный быт вместе с почитанием Ее святых источников.
Жировицкая икона

…В первой половине XII века в городе Мстиславле жил владетельный князь Симеон. Внезапно князя поразила слепота. Симеон много молился об исцелении от недуга и однажды ночью увидел во сне некий источник. Князь узнал места, явленные ему в сонном видении, и наутро велел везти себя туда. Его подвели к источнику; князь омыл глаза водой из него и прозрел. Подняв голову, он заметил в листве росшей над источником тенистой липы икону. Так была обретена чудотворная икона Божией Матери Пустынская, которая много веков была главной святыней Пустынского Успенского монастыря.
…В 1191 году в местечке Жировицы неподалеку от города Слонима явилась икона. Ее нашли стоящей на грушевом дереве пастухи литовского вельможи Александра Солтана. Дерево росло над источником. Солтан выстроил на месте явления храм, а впоследствии здесь возник Успенский монастырь. Водой из чудесного источника много веков подряд запасались богомольцы, приходившие в обитель поклониться чудотворной Жировицкой иконе.
…В 1295 году житель города Рыльска охотился по берегам речки Тускары и неожиданно увидел в лесу при корне дерева икону. Он поднял ее, и в ту же минуту из-под земли забил источник. На месте обретения чудотворного образа возвели часовню, затем на ее месте устроили монастырь, а под горою, у самой реки, возвели церковь Живоносного Источника.
Целебные источники обретались в России и в более поздние времена.
…В начале XIX века в Тамбовской епархии была обнаружена икона Божией Матери «Явленная». Крестьянин нашел ее в густом лесу, в урочище, называемом Лепяги, на дереве, из-под корней которого струился источник. Впоследствии здесь поставили Димитриевский Троекуровский монастырь. На месте явления был устроен специальный колодец, из которого паломники набирали целебную воду.

Помимо Богородичных почитались на Руси и другие источники: возникшие или уже существовавшие на месте явления икон святых угодников (например, Параскевы Пятницы, святителя Николая); изведенные из-под земли святыми; получившие благодатную силу по молитвам священнослужителей Церкви. Поклонение источникам было включено в годовой круг церковного календаря. Крестные ходы к источникам и водосвятные молебны очень полюбились народу. Днями, когда совершается водосвятие, стали 5/18 января (крещенский сочельник), 6/19 января (Святое Богоявление), пятница Светлой седмицы (празднование иконы Божией Матери «Живоносный источник»), преполовение Пятидесятницы (среда четвертой недели по Пасхе), 1/14 августа (Происхождение Честных Древ Животворящего Креста Господня). Кроме того, во многих приходах возник обычай совершать водосвятие в дни храмовых праздников или в дни памяти особенно почитаемых святых, например пророка Илии (20 июля / 2 августа), Пантелеимона Целителя (27 июля / 9 августа), Николая Чудотворца (9/ 22 мая, 6/19 декабря), Параскевы Пятницы (28 октября / 10 ноября), Василия Великого (1/14 января), Серафима Саровского (2/15 января, 19 июля / 1 августа).
Над особенно почитаемыми источниками ставили часовни и храмы. Необъяснимые, мгновенные исцеления людей в источниках убеждали их в том, что благодатность этих святынь отнюдь не мнимая. Последнее подтверждалось и тем, что одержимые возле святых источников начинали бесноваться точно так же, как в храмах, у святых мощей и икон. Часто бывало и так, что во время купания бес, не выдерживая святости вод древнего родника, оставлял тело одержимого, и человек исцелялся…

Иконы и храмы Живоносного источника

Чудесные события в Балаклии вдохновили иконописцев на создание особого образа. Так появилась икона «Живоносный источник».
Из русских икон этого типа наиболее известен образ Симона Ушакова. Знаменитый иконописец создал свой «Живоносный источник с чудесами» в 1688 году. В шестнадцати клеймах он изобразил чудеса, совершавшиеся от источника. До революции чудотворные и местночтимые иконы «Живоносный источник» находились в Саровской пустыни Тамбовской епархии, в Новодевичьем монастыре в Москве, в Акатовом Алексеевском монастыре в Воронеже.

На иконах этого иконографического типа Пресвятая Дева изображается сидящей с Младенцем в большой купели. Она – Источник Жизни и Спасение миру. Через этот Источник Богородица, по Своему великому милосер дию, дарует людям чудесную помощь… На иконе изображают двух парящих ангелов, а также вселенских святи телей – Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Они черпают живоносную воду и раздают стоящим вокруг. На переднем плане пишутся одержимые недугом люди, припадающие к чашам с водой из живительного родника. Часто среди страждущих изображают императора. Из деревянного кладезя бьет водяная струя. Пруд с рыбой означает «Балаклий» (в переводе «рыбное место»).

Из храмов был наиболее знаменит собор Саровской пустыни. В начале XVIII века сюда пришел старец Исаакий. Он принес с собой икону Божией Матери «Живоносный источник». 28 апреля 1706 года Исаакий заложил церковь, а через пятьдесят дней она уже была готова к освящению. Впоследствии на месте деревянного был воздвигнут каменный собор. Зимний храм Живоносного Источника Пресвятой Богородицы занимал центральное место в монастыре и составлял главную красоту Сарова. С. В. Булгаков писал в 1913 году: «Из храмов обители прежде всего останавливает на себе внимание чудный пятиглавый храм Живоносного Источника. Он очень красив и снаружи и внутри. Алтарь отделен от храма резным золоченым с колоннами иконостасом. За клиросами находятся такие же резные и золоченые киоты, в которых помещаются иконы: за правым клиросом – икона Живоносного Источника Божией Матери, которая, по преданию, принесена первыми основателями пустыни, перед которой часто молился отец Серафим и от которой многие получали исцеление, молясь перед нею по совету преподобного Серафима; за левым – Успения Богоматери. Громадный купол, в котором написана Святая Троица и Собор всех святых, покоится на 4 столбах, из которых 2 находятся в храме, а другие 2 – в алтаре, за иконостасом».
Другая знаменитая церковь Живоносного Источника возведена в Тихоновой пустыни под Калугой. Прекрасный храм Живоносного Источника (деревянный, в византийском стиле) построен в 1887 году над колодцем преподобного Тихона. Церковь Живоносного Источника украшала Коренную Рождество-Богородицкую пустынь под Курском. Даже на Соловках был храм Живоносного Источника. Он стоял в Филипповской обители, в двух верстах от Соловецкого Преображенского монастыря.

Турки-мусульмане одними из первых устроили гонения на православные святыни. Они разрушили храм Живоносного Источника под Константинополем и попытались уничтожить сам родник. Нечто подобное, только в несравненно больших размерах, уже в XX веке пережила Россия. Источники тогда разделили судьбу храмов, святых мощей и икон, они стали объектом гонений и поруганий.

Первая волна гонений на святые источники

Уже первые годы советской власти ознаменовались гонениями на Церковь. Мощи святых и иконы изымались или уничтожались. Святым источникам повезло чуть больше – реквизировать их и поместить в музей было невозможно, а уничтожение требовало усилий и затрат. Иногда большевики довольствовались тем, что разрушали храмы и часовни с купальнями; источники же продолжали пробиваться к людям и дарить им свою живую воду. Впрочем, бывало и по-иному.
До революции паломники, направлявшиеся в Троице-Сергиеву лавру, часто останавливались в Покровской обители в Хотькове – поклониться мощам святых Кирилла и Марии, родителей Сергия Радонежского, и утолить жажду из глубоких колодцев монастыря. В начале 1930-х монастырь закрыли, мрамор с соборов пустили на отделку станции «Комсомольская» Московского метрополитена. Церковную утварь большевики собрали и сбросили в колодцы, а сами колодцы засыпали и заложили цементными плитами.
В Александро-Свирском монастыре под Лодейным Полем много веков славился кладезь, ископанный когда-то самим преподобным Александром. Вода в нем была целебной, над колодцем стояла каменная часовня. И вот святотатцы устроили в ней бензоколонку, много лет заливали все кругом бензином и соляркой. Сама земля в радиусе нескольких метров от часовни оказалась отравленной.
Под Новгородом некогда существовал знаменитый Рождественский монастырь (село Передки). Однажды монахи обнаружили под собором родник с очень прозрачной водой, и в ней плавала икона Божией Матери «Умиление». И от иконы, и от источника было много чудес. В 1935 году коммунисты закрыли каменный храм (с тех пор икона исчезла), а святой источник засыпали.
Самым знаменитым источником России на рубеже XIX–XX веков был источник Святого Серафима (Тамбовская губерния). Здесь, на ближней пустыньке преподобного Серафима, происходило огромное количество чудесных исцелений. В источнике купались многие известные люди. Сам государь Николай Александрович с супругой Александрой Федоровной совершал омовение в водах святого источника. Неудивительно, что большевики снесли все постройки на пустыньке преподобного, а источники основательно залили бетоном. После этого вода, не найдя выходов, ушла вглубь, речки Саровка и Сатис сильно обмелели.

Вторая волна гонений

Самые страшные акты вандализма по отношению к православным святыням были предприняты в 30-е годы. Во время Великой Отечественной войны и после нее сил и времени на разрушение храмов уже не хватало: нужно было защищать страну, а затем восстанавливать ее из руин. И в конце 50-х советская власть стала пожинать плоды великой войны, во время которой произошло массовое возвращение русского человека к Богу. «Усиление научно-атеистической работы» желаемого эффекта не приносило, приходилось снова закручивать гайки. Но очень скоро поняли, что самая большая проблема богоборческой власти не несколько сотен действующих храмов, а миллионы православных по всей стране. Специальные уполномоченные слали отчеты из самых глухих мест Союза, и итог этих докладов был неутешительным – люди жили по обычаям Православной Церкви: отмечали праздники, совершали крестные ходы, молились возле стен разрушенных храмов. Были и неприятные для коммунистов сюрпризы. Выяснилось, например, что в Новгородской области существует множество святых источников, весьма почитаемых и посещаемых народом.

Крещение - один из самых любимых церковных зимних праздников. Издавна люди придавали ему особое значение, еще и потому, что в этот день можно избавиться от физических и духовных недугов. Особенно, в народе почитается крещенская вода , ведь в этот великий праздник вся вода становится целебной. Не зря, на Крещение многие окунаются в прорубь, чтобы укрепить здоровье и почувствовать прилив бодрости. Однако, в храм за святой водой, придающей силы духу и телу, можно сходить когда угодно, не только зимой. Так и источникам можно добраться в любое время года.

Одним из таких мест является источник Сергия Радонежского , возле Сергиева Посада. Считается, что источник помогает исцелиться людям с сердечно-сосудистыми и неврологическими заболеваниями.

Также Московская область может гордиться ещё одним целебным местом-источником преподобного Сергия. Находится источник в Борисово, рядом с Павловым Посадом. Вода из этих мест помогает снять усталость и заживляет раны.

В Ивановской области недалеко от Пестяков расположено известное всем «Родниковое кольцо ». Оно представляет собой десятки источников обладающими самыми разнообразными целебными и полезными свойствами. Каждый из них имеет свой определённый и своеобразный вкус, помогает при различных хворях тела и души. Однако приехать в «Родниковое кольцо» можно не только для оздоровления, а просто для того, чтобы хорошо отдохнуть и налюбоваться красотой природы. Особенно хорошо в этих местах летом.

Следующий удивительный целебный источник находится в Московской области в селе Талеж. Лечебный источник святого Давида и купель, в которой можно искупаться, сделали эти края местом паломничества для людей с различными заболеваниями, особенно с проблемами желудка и кишечника. В Талеже, рядом с источником, расположен целый комплекс, в котором живут, приехавшие для оздоровления в святом месте, посетители. Многие добираются за сотни тысяч километров, чтобы просто набрать домой целебной воды, ведь она имеет особые и может не портится больше месяца.

Уникальным местом является святой источник Пантелеймона-целителя в посёлке Ремовка Донецкой области. Слава об источнике растёт из года в год, привлекая к своим целебным водам всё больше и больше паломников. Вода из источника богата минералами и серебром. Учёные брали пробы и пришли к выводу, что эта вода невероятно полезна. Вкус источника целителя Пантелеймона неподражаем, его смог оценить когда-то ещё сам Пётр І.

Необычные целебные свойства имеют источники Ленинградской области. Одним из таких мест является деревня Тервеничи. В ней при женском монастыре находится родник, способный исцелить людей, страдающих астмой и аллергией.

Ещё одним святым местом в Ленинградской области - монастырь Александра Свирского. Сюда приезжают люди, в основном, с болезнями суставов и проблемами опорно-двигательного аппарата.

В Пермской области в Верхне-Чусовских городках находится источник, исцеляющий от душевной боли, тревоги и печали. Святая вода поможет заживить душевные раны от неразделённой любви, потери близкого и от многих других душевных терзаний.

В России существуют места, которые буквально дышат святой силой и исцеляющим духом. В таких районах человек чувствует себя свободнее, легче, и даже те, кто относят себя к неверующим, признают умиротворяющие свойства таких мест. Несмотря на то что целина и территории подвергаются нападкам со стороны технологического прогресса, а дикая природа уступает полям и огородам, дух таких мест не стареет и даже спустя годы они сохранят свои целебные свойства.

Рациональный взгляд на вопрос

Православные святые места кажутся многим архаизмом, пережитком прошлого и не признаются в качестве целебных в кругу обширной публики, в том числе и молодежи. Стоит отметить, что в первую очередь такие заповедные районы хороши собственным микроклиматом, сложившимся на протяжении нескольких веков бережного отношения к природе. К тому же тур по святым местам России интересен сам по себе, так как позволяет узнать гораздо больше об истории собственной страны.

Так, к примеру, в него входят несколько крупнейших монастырей, являющихся образчиком утраченного мастерства художников и скульпторов прошлого. Лечение красотой и покоем оказывает настолько же положительное влияние на организм и сознание человека, как и терапия, поэтому пренебрегать возможность совместить исторический тур с посещением заповедных мест и источников все же не стоит, по крайней мере сразу и категорично.

Мужской монастырь Свято-Троицкая Сергиева Лавра

Эта обитель относится к категории не просто старых, а вековых. Свято-Троицкая Сергиева Лавра помнит становление Петра Первого, монахи этого монастыря благословляли Дмитрия Донского на грядущую битву, святые браться стояли у амбразур вместе с солдатами, защищая храм от нашествия поляков. В этих местах все здания дышат историей, а тур позволяет посетить все здания храмового комплекса, в том числе кельи и трапезную.

Монастырь находится в Подмосковье, на реке Кончуре в самом центре города Сергиев Посад. Город относится к категории небольших, но богат историей, по его улочкам приятно бродить, размышляя о возвышенном. Непосредственно сама обитель считается старейшей в РФ и врачующей людские души.

Мощи Матроны Московской

святой великомученицы Матроны находятся в Покровском ставропигиальном женском монастыре , который наравне с Лаврой заслужил мировое признание. Россияне из Москвы и Подмосковья знают, что Матрона не откажет в помощи, поможет справиться с недугом и благословит на новые свершения. Просители выступают за исцеление от болезней, помощь в обеспечении благополучной беременности и вразумлении нерадивых отроков.

Что же до остального, то православные верят, что святая заступница способна излечить от таких хворей:

Среди по-настоящему святых мест, где человек чувствует себя лучше и способен познать единение со святым духом, мощи Матроны занимают одно из ведущих и лидирующих мест во всем СНГ. Тур по монастырю также интересен из-за древней архитектуры и сохранившегося на протяжении веков без изменений быта монахинь.

Источник Серафима Саровского в Дивеево

Считается одним из самых целебных мест во всей России. Сюда совершают паломничества те, кто утратил веру в себя, не имеют жилья и страдают от болезней. В монастыре также принимают женщин, которые надеются забеременеть и возлагают надежды на помощь Бога. Как говорят святые братья, святой не отказывает в помощи всем тем, кто верен заповедям Божьим и соблюдает слово Его.

Дарит заступничество всем верующим, воды его источника способны избавить от таких напастей:

Источник чист, вода из него невероятно вкусная, она обладает целебными свойствами и за пределами обители. Воды Саровского источника укрепляют здоровье, помогают справиться с болезнями суставов и мышечных тканей. Святые братья готовы помочь тем, кто участвует в паломничестве, остановится в монастыре или гостинице неподалеку. Тур по этим местам предлагает прекраснейшие виды, так как природа вокруг обители по-настоящему девственна и великолепна.

Источник преподобного Сергия Радонежского

Источник Сергия Радонежского находится в поселке Взгляднево, Сергиево-Посадский район Подмосковья . Преподобный является заступником Руси, щитом верующих от напастей в виде злых языков и врагов. Воды источника, названного в честь преподобного, целебны как для тела, так и для души. Паломничество сюда совершают в поисках заступничества от злословий и козней, в том числе проклятий и дурного глаза.

Известен своим заступничеством над больными, воды его источника дарят избавления всем страждущим, особенно это касается таких болезней:

Тур по «Малинникам», так называют источник местные православные, предполагает не только посещение непосредственно самого святого места, но также и близлежащих лесных массивов, которые сохранили былую красоту и целебный дух. Это православное святое место уникально по своей природе, так как позволяет прикоснуться к святому духу и ощутить его ответ вне стен обители или храма.

Родниковое кольцо в Ивановской области

Источник назвали в честь святого Александра Невского . Существуют подтвержденные прецеденты, когда источник спасал людей от разного рода хворей и напастей, помогал исцелить душу и тело. Рядом с родниковым кольцом есть храм, в котором находятся мощи самого святого. Тур, который включает в себя посещение источника и монастыря, проходит в Ивановской области, здесь же ко вниманию паломников чудесная природа и образчик древней архитектуры, так как храм построен в стародавние времена.

Те, кто совершают паломничества в эти святые места рассчитывают на помощь святого в лечении заболеваний ЖКТ. В водах родника можно искупаться, вход свободный. Многие из православных, которые вошли в воды источника, берут с собой майки и рубашки, в которых купались.

Город Кириллов

Это святое место найти трудно, так как город расположился среди озер Вологодской области и скрывается от глаз любопытных густыми лесами и непроходимыми тропами. Кириллов является, по мнению многих православных, духовным центром на севере России. В городе расположена Кирилло-Белозерская обитель , которая заслужила статус самого большого монастыря в Европе.

Обитель богата на древности и примеры архитектурного мастерства умельцев прошлого. Монастырь богат не только историей, здесь можно прикоснуться ко многим именитым иконам, увидеть, как живут святые брать. Тура как такового в застенки монастыря нет, однако сюда можно приехать своим ходом. Тем, кто соблюдает слово Божье в монастыре всегда рады.

Свердловская область России богата источниками и святыми местами с длинной историей. Одним из таких мест является , который считается одним из лучших в районе Урала . Каждый человек в том районе наслышан о множестве прецедентов излечения прихожан и православных от разного рода хворей и напастей.

Воды источника знамениты тем, что помогают избавиться от проблем с опорно-двигательным аппаратом и способствуют скорейшему заживлению ран. Многие жители Свердловской области, Екатеринбурга и туриста с Урала приезжают сюда поодиночке или вместе с детьми. Сюда же совершают паломничества в поисках познания духовного и исцеления души. Что же до обители, которая расположена рядом с источником, то это всего лишь небольшая церквушка, что многие православные считают скорее плюсом, нежели минусом, поскольку это дает возможность насладиться девственной природой и достичь единения с мыслями.

Истинно верующие и православный люд России слышали о Соловках многое, это почти мифологическое святое место известно своей собственной, внутренней культурой, прекрасной природой и чистейшим, целебным воздухом. Святая обитель находится на Соловецком архипелаге , который расположился посреди Белого моря. Эти места буквально дышат историей, поскольку архипелаг с древних времен считается одним из наиболее сакральных мест на карте России.

В стародавние времена здесь было множество капищ, проводились языческие обряды. Позднее на архипелаге вырос храм и комплекс вокруг него. Позднее появился небольшой поселок и обитель начала разрастаться. Воды Белого моря целебны сами по себе, поскольку богаты йодом. Те, кто совершают паломничество к комплексу, рассчитываю на скорое излечение от болезней опорно-двигательного аппарата, мышечных тканей. Сейчас такое паломничество считается одним из самых серьезных, поскольку комплекс достаточно удален от цивилизации и путь к нему пролегает сквозь дикую природу.

Верхотурье и покровитель Урала

Верхотурье остается одним из немногих слабо популярных мест в современной России поскольку не является именитым. Между тем именно здесь жил чудотворец Симеон Верхотурский , мощам которого приезжают поклониться со всего Урала. Он считается заступником этого региона и помогает местным православным духовным и целебным касанием.

В 1913 году на Верхотурье появился третий по величине в России собор, названный Крестовоздвиженским . Мощи чудотворца хранятся в храмовом комплексе, ходит поверье, что духовник и после своей смерти оберегает Верхотурье, а всем праведным дарует исцеление от болезней.

Храм Святого Николая на Трех Горах

Святой Николай относится к разряду самых любимых святейших у православного люда России. К этому заступнику обращаются по самым разным просьбам, от небольшой помощи в быту, до излечения болезней и даже помощи инвалидам. Храм относится к категории условно молодых, но интересен как пример архитектуры. Паломничество к святому происходит ежедневно.

Что же до окружающей храм природы, то тур в это место можно назвать живописным. Расположение обители позволяет окинуть взглядом просторы вокруг возвышенности. Хороший вид дополняет также и целебный воздух.

Свято-Веденская Оптина пустынь

Происхождение этого храмового комплекса остается неизвестным. Обитель расположена неподалеку от города Козельск и относится к категории одной из древнейших в России. Историки допускают, что обитель выстроили прихожане, озаренные святостью духа. Сейчас комплекс представляет собой небольшой город, который живет сам по себе.

Тур в это святое место дает возможность познакомиться поближе с уникальным бытом монахов, а те же, кто совершает паломничество в храм верят, что здесь на них снизойдет благодать, покой и умиротворение. Обитель остается одной из самых удаленных от цивилизации, поэтому путешествие сюда должно проходить с соответственной подготовкой.

Валаамский архипелаг

Тур по святым местам России стоит заканчивать в наиболее удаленных регионах государства. Архипелаг расположен в Южной Карелии , его население не превышает нескольких сотен монахов, рыбаков и лесничих, которые, впрочем, не вхожи в храм и практически не контактируют со священнослужителями. Паломничество в Валаам совершают в первую очередь ради себя и своего умиротворения. Этот храмовый комплекс велик и охватывает сразу несколько островов. Он прекрасен сам по себе, но вместе с прекрасной и дикой природой Южной Карелии просто великолепен.

Монахи Валаама живут изолировано, но с готовностью примут паломников, путешествующих во имя Божьего. Комплекс интересен как образчик архитектуры, в особенности обратить внимание следует на молитвенный собор. Остановится можно в местных деревнях, где живут рыбаки и охотники. Архипелаг также богат дичью, тут можно натолкнуться на диких животных, что для многих паломников является как счастьем, так и поводом для страха, поскольку зверье остается непуганым. К такому путешествию также следует готовиться как можно тщательнее.

Святые места России, исцеляющие людей, разбросаны по всей территории страны. Увидеть их все – это подвиг сам по себе, поскольку лишь немногие готовы на длительное путешествие, сопряженное с лишениями и самоотречением. Но даже если прийти в одно или два таких места, то можно в полной мере ощутить силу святого духа и прийти к благодати, здоровому телу и крепкой вере.

Вааламский архипелаг




Мир полон тайн и загадок, одной из них является чудесное избавление от болезней и недугов с помощью молитвы в святых местах. Поэтому и тянутся вереницы страждущих людей или просто любопытных туристов в необычные местности, монастыри, поближе к святым источникам, чтобы укрепить или обрести веру в чудо, очистить душу, поправить здоровье.

Территория Российской Федерации не исключение, а подтверждение этого правила. Здесь расположены сотни природных источников и тысячи рукотворных святынь, имеющих чудотворную силу.

Просторы страны с вековыми традициями древних верований тесно переплетенных с христианством, наполнены сильной энергетикой, исходящей из земли-матушки в виде чистых родников, каменных выступов, гор.

Соединяясь со светом небес и людской молитвой, она приобретает животворящую мощь.

Святыми местами, источающими положительную силу, являются:

  1. Источники (Гремучий, святого Давида);
  2. Пустыни (Коренная Рождество-Богородичная пустынь, Оптина пустынь, Ксенофонтова, Михайло-Афонская Закубанская);
  3. Мужские и женские монастыри (Космо-Дамиановский в Крыму, Валаамский, Александро-Свирский, Антониево-Сийский, Ачаирский и другие);
  4. Могилы (иеромонаха Мардария, святейшего отца Николая Гурьянова);
  5. Скиты, пещеры (Свято-Георгиевский);
  6. Озера, горы (Иргень, Пюхтица)
  7. Церкви, храмы, лавры.

Большинство храмов и монастырей, построенных в разное время, появлялись там, где проявлялись лики святых или происходили необычные явления икон, крестов, начинали бить святые источники. Так, храм Николая Чудотворца в Малинниках был построен на месте чудесного явления иконы с образом святого старца. Образ был обнаружен в стоге сена.

Часовня Успения Божьей Матери возведена у подножья Журавлиной горы. По преданию четыре столетия назад здесь произошло явление Девы Марии, которая указала людям целебный источник.

Преобладающее большинство - это православные святые места. Их истории возникновения связаны с именами Иисуса Христа, Богородицы, апостолов или мучеников, церковных служителей, святых подвижников. В списках путеводителей часто отмечаются намоленные обители иноков, места духовных подвигов, которые укреплены многочасовыми молитвенными бдениями.

Посещение святых источников и монастырей происходит по нескольким причинам, главные из них:

  • духовное обогащение, приобщение к истокам веры;
  • надежда на физическое и душевное исцеление;
  • знакомство с русскими святынями.

Организационные услуги предоставляют 88 паломнических служб, которые работают при епархиях, монастырях, 29 общественных организаций, больше 80 отелей и домов, принимают паломников. Существует и несметное количество турфирм, способных создать комфортные условия и обеспечить богатую программу экскурсий по святым местам.

Путешественникам перед поездкой следует изучить сложность и дальность маршрутов, чтобы рассчитать свои силы. Надо быть готовым к долгим переездам, пешим переходам, спартанским условиям проживания, многочасовым службам и проповедям. Понадобятся соблюдение некоторых правил поведения и хотя бы минимальная теоретическая подготовка.

Самыми популярными направлениями паломничества были и остаются: Соловки, Валаам, Оптина пустынь, Лавра Сергия Радонежского, храмы Ростова Великого, Нижнего Новгорода, Владимира, Суздаля, Углича.

За периоды векового существования вокруг древних мест поклонения возникали новые святыни, постепенно разрастаясь в комплексы.

Например, центром Лавры считается Троицкий собор начала ХV века, столетием позже (1585 году) по велению Иоанна Грозного возведен Успенский собор, позже дополненный усыпальницей семьи Бориса Годунова.

Окрестности знамениты Боголюбским, Параклитовским, Чернигово-Гефсиманским скитами и Вифанским монастырем ХVIII - XIX столетий.

Почитаем у паломников и остров Валаам с его Спасо-Преображенским монастырем, истоки которого относят к Х веку. Есть и малоизвестные местности, имеющие индивидуальное назначение.

Важно знать! Паломнический тур по территории России лучше планировать заранее, с учетом особенностей климата, возможности транспортировки больных людей, их проживания и питания.

Москва и Подмосковье

В этом регионе расположено наибольшее количество рукотворных святынь и исцеляющих источников. Столица и пригородная зона располагается на стыке большого земного разлома, поэтому здесь много так называемых геопатогенных зон с мощными энергетическими зарядами.

На территориях выходов положительных земных энергий и строились культовые сооружения.
Знаковым и насыщенным будет паломничество в город Дмитров с его большими и маленькими церквями.

Внимания достоин храмовый комплекс в Сергиевом Посаде. Выделяются христианскими куполами Зарайск, Звенигород, Волоколамск, Коломна, Клин.

Вызывает интерес у верующих Саввино-Сторожевский монастырь, который славится целительной силой, благодаря монахам подвижникам и чудесному источнику, дарующему душевный мир и прогоняющему болезни тела и духа. Это любимая обитель царской семьи Иоанна IV.

В каждом монастыре обязательно есть святые источники с купальнями и специально оборудованными местами для набора святой лечебной воды. В Москве и окрестностях насчитывается более 30 святых родников.

Известный и почитаемый источник «Холодный» находится в Теплом Стане. Добираться до него удобно от станции метро Коньково. Воду пьют натощак в час восхода солнца. Она излечивает болезни почек и печени, головную боль, укрепляет иммунную систему.

Гремячий ключ - источник Сергия Радонежского, по преданию пробился из недр на том месте, где преподобный старец молился за объединение русского народа. Температура вода всегда составляет +4 °, поток падает с высоты 35 метров в 3 струи, названных в честь святых Веры, Надежды и Любови.

Многие верят, что первая из струй помогает сердцу, вторая - женским органам (дарит радость материнства), а третья отгоняет недуги от головы. На самом деле, вся вода из родника одинаковая. Специалисты исследовали состав жидкости в лаборатории и отнесли воду к условно питьевой, поскольку содержащийся в ней радон превышает установленные нормы, а передозировка этого вещества для организма не желательна.

Познавательно! Что такое отчитка от и как на нее попасть

Места в России для исцеления недугов и святые источники имеются во многих отдаленных районах, на территории Уральских гор, Сибири, Поволжья и даже на Камчатке.

Урал и Свердловская область

Значимым для верующих христиан Свердловской области стал город Алапаевск, где расположены несколько почитаемых объектов:

  • женский монастырь княгини Елизаветы Романовой с чудотворной шахтой;
  • мужской монастырь Новомучеников российских;
  • Свято-Троицкий собор и храм святой мч. Ефросинии.

Стоит посетить Верхотуровье с его Николаевским монастырем, где содержаться мощи Симеона Верхотуровского, старца, к которому обращают мольбы о физическом и духовном здоровье, душевном покое. Есть и вновь открытый Покровский женский монастырь, где хранится икона Божьей матери « Умиление» и покоятся мощи юродивого Христа ради Космы.

Достойно возглавить список уральских святынь может город Екатеринбург с его соборами и Храмом на Крови, построенными в честь убиенных членов семьи государя Николая.

На Урале выделяется красотой, пышным убранством и необыкновенной энергетикой храм в Верхотурье и еще один — на самом берегу реки Туры. Славится чудесами село Меркушино, родина и место жительства Симеона Верхотурского, святого праведника, помогающего людям. Его мощи, захороненные возле церкви, через 50 лет после погребения стали восходить из земли, источая благоухание и исцеляя людей.

Интересно! Кому и , чтобы найти хорошую и выгодную работу

В стенах среднеуральского женского монастыря можно не только отдохнуть от суеты, но и забыть навсегда о хворях, исцелившись водой священных источников и молитвенным словом настоятеля. Недаром на этой земле построен детский реабилитационный центр.

Источники села Тарасково избавят от болезней, заживят раны, остановят кровотечения. Впервые их способности были замечены жителями после излечения животных, которые пили эту воду. Еще одним чудом Уральских гор является источник Платониды, обогащенный природным радоном. Его известность давно перешагнула пределы страны, а происхождение обросло легендами.

Игнатиева пещера - самый древний храм-святилище с наскальными рисунками, возраст которых составляет 14 тысяч лет. В 19 веке здесь поселился святой праведник Игнатий, врачующий людей. Пещера находится на правом берегу реки Сим, недалеко от села Серпиевка.

Другие святые источники

Святые источники России, живительная сила воды, ее неоценимая благодать удивляют людей повсеместно, а особенно в местах, где живительная влага соединяется со светлой мыслью и словом молитвы — в монастырях.

Кроме описанных выше родников, нужно выделить еще источник в Татарском овраге (Подмосковье) близ церкви Рождества Богородицы, который излечивает психические расстройства. 20 ключей есть в Коломенском.

Вода из родника под названием Кадочка близ церкви Вознесения избавила от бесплодия жену Ивана Грозного.

Мурановский источник Пушкинского района возле деревни Грибаново прославился кристальной чистотой воды. Его вода способна регенерировать покровные и эпителиальные ткани, а значит, заживлять любые раны, омолаживать организм, давая рост новым клеткам. Благотворно влияет на все живое. Святая вода из монастыря в Давыдовой пустыни поможет глазам, желудку, кишечнику.

Исцеляющие людей святые места и монастыри активно развиваются, обустраиваются купальнями, бассейнами. К отдаленным святым источникам прокладываются тропы. Единственной угрозой для подземных и наземных вод остается возрастающее воздействие на их состояние отходов промышленности и жизнедеятельности человека, загрязнение, истощение.

Важно помнить! Путешествуя по святым местам России, пользоваться дарами природы необходимо осознанно, бережно, не нанося ущерба окружающему миру.

Полезное видео: Святые источники России

Вывод

Предварительно посмотреть святые места фото и описания можно в онлайн путеводителях, там же найдется информация о местонахождении, способах проезда, видах транспорта, маршрутах. Святых источников в России много, они готовы дарить радость исцеления каждому нуждающемуся, но все зависит от желания людей выздороветь и степени их веры.