Природные зоны окр мир. Окружающий мир "природные зоны"

  • 28.04.2024

Цели:

  • формировать понятие «природные зоны», познакомить с природными зонами России, показать причины их образования и закономерность их смены;
  • развивать познавательный интерес обучающихся;
  • воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: карта «природные зоны», физическая карта Росcии, карта климатических поясов, иллюстрации природных зон, рисунки детей «Природа нашей Родины», кроссворд, сочинения детей «Осень».

Ход урока

I. Организационный момент.

– Вот опять звенит звонок,
Он зовет нас на урок – урок окружающего мира.

А начать его мне хочется стихотворением А. Смирнова:

Есть просто храм, есть храм науки,
А есть еще природы храм
С ветвями, тянущему руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время года,
Открыт для нас в жару и стынь.
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь.

– Скажите, о чем это стихотворение?

Чему оно нас учит?

1. Работа с дневниками наблюдений.

– Слово нашим синоптикам. Они объявят прогноз погоды на текущий день (температура, направление ветра, облачность, осадки) и подведут итоги погоды за месяц, а также расскажут о приметах зимы.

2. Сочинения детей про осень. /Зачитать 2-3 сочинения/

II. Сообщение темы.

– Какова тема нашего урока, вы узнаете из кроссворда, отгадав загадки.

1. Разгадывание загадок.

    Сок из цветов она берет
    и в сотах копит сладкий мед. (Пчела)

    Нашумела, нагремела, все промыла и ушла.
    И сады, и огороды всей округе полила. (Гроза)

    Кудри в речку опустила и о чем-то загрустила.
    И о чем она грусти, никому не говорит. (Ива)

    Весной зелена, летом загорела,
    Осенью надела красные кораллы. (Рябина)

    Плодородной почвы враг
    Называется … (Овраг)

    Град ли, снег идут с дождем.
    Как их вместе назовем? (Осадки)

    Кто из вас ответит?
    Не огонь, а больно жжет,
    Не фонарь, а ярко светит,
    Не пекарь, а печет? (Солнце)

    Есть на речке лесорубы
    В серебристо-белых шубах.
    Из деревьев, веток, глины
    Строят вечные плотины. (Бобры)

    Неизвестно, где живет.
    Налетит, деревья гнет.
    Засвистит, по речке дрожь.
    Озорник, а не уймешь. (Ветер)

    В белом сарафане встала на поляне.
    Летели синицы, сели на косицы. (Береза)

    Там, где корни вьются на лесной тропе,
    Маленькое блюдце спрятано в траве,
    Каждый, кто проходит, подойдет, напьется,
    И опять в дорогу сил наберется. (Родник)

    Я копытами стучу, стучу,
    Я скачу, скачу, скачу,
    Грива вьется на ветру. (Конь)

    Малы, а не кому не милы. (Мыши)

– Прочитайте тему урока.

– Как вы думаете, чему мы будем учиться на уроке? (Приложение слайд 2)

– Правильно, на уроке мы с вами узнаем не только о природных зонах, но и будем учиться беречь и любить природу.

– Скажите, на какие две группы можно разделить слова-отгадки из кроссворда?

– На какие еще группы можно разделить эти же слова?

III. Изучение нового материала.

– Как вы понимаете смысл слов «природная зона»?

– Как вы думаете, природа нашей страны везде одинакова? Почему?

– Что вы видите на рисунке? (слайд 3)

– Все ли солнечные лучи одинаковы?

– К чему это приводит?

– Действительно Солнце неравномерно нагревает нашу Землю. Самые короткие лучи, которые несут много тепла, попадают на экватор. Чем севернее, тем длиннее солнечные лучи, меньше тепла попадает на Землю. А на Крайнем Севере – самые длинные лучи, они как бы скользят по поверхности Земли, поэтому северные районы тепла получают очень мало.

– Какой можно сделать вывод? /Из-за неравномерности нагревания Земли и происходит смена природных зон/

1. Стенд «Природные зоны»

– Вы видите перед собой ваши рисунки о природе. На какие группы их можно поделить?

– Вы правильно поделили рисунки: ледяная пустыня, тундра, леса, степи, пустыни. /Показ на карте природных зон России/

2. Изготовление самолетиков из бумаги.

– А сейчас, ребята, мы совершим с вами увлекательное путешествие по просторам нашей Родины.

– Каким видом транспорта вы предпочитаете путешествовать? Почему?

– Я предлагаю отправиться на самолете. Какой выберем маршрут? (слайд 4) / С севера на юг/

Почему?

– У вас на парте лежат листки бумаги. Изготовим самолетики. Запускаем моторы! Все готовы? Полетели!

3. Выявление характеристик природных зон.

– Итак, мы летим с севера на юг. Останавливаться будем только на станциях.

– По каким признакам рассмотрим природные зоны?

– По рельефу, климату, почве, растительному и животному миру с помощью карт, рисунков, иллюстраций, из жизненного опыта.

– Как вы думаете, существует ли между ними связь? (слайд 5)

Ледяная пустыня – первая станция / показ на карте/ (слайд 6)

  • каменистая пустыня – эту зону называют еще «полярной ледяной шапкой»;
  • зона холода. Полярная ночь длится от 98 суток до полгода. На небосводе появляется полярное сияние. Зимой температура понижается до – 40 градусов и ниже, дуют ветры, часты бураны. Летом температура самого теплого месяца не больше +5; полярный день, небо бывает затянуто серыми низкими облаками, часты туманы;
  • почвы неразвитые, каменистые;
  • растения: мхи, лишайники, некоторые цветковые, камнеломки, злаки;
  • животные: белый медведь, песец, тюлень, морж, «птичьи базары» – чайки, кайры, гагарки.

Движемся к югу.

Тундра – вторая станция / показ на карте/ (слайд 7 )

  • преимущественно равнинная поверхность; много озер, болот;
  • зима длится 8 –9 месяцев; средняя температура января: 25-35 градусов, морозы до 50 – 60 градусов, полярная ночь, дуют сильные ветры; лето холодное, короткое, погода неустойчива; осадки незначительны, влажность высокая; сильные резкие ветры, температура не выше +10 градусов; весна и осень очень короткие;
  • слой многолетней мерзлоты; тундрово-глеевые и торфяные почвы;
  • растения: мхи, лишайники, ягель, карликовая береза, карликовая полярная ива, ягодные кустарники: голубика, брусника черника;
  • животные: пеструшки, песцы, северный олень, волки, лисы, гнус, куропатки, гагары, чайки, поморники.

Лесная зона – третья станция / показ на карте/(слайд 8)

– Да, это лес. Сначала идет тайга, а потом смешанный лес и лиственный:

  • поверхность волнисто-равнинная; на севере – болота;
  • четко выделяются времена года; зима от 8 месяцев на севере до 4-5 на юге зоны; лето от умеренно теплого до жаркого; осенью часты моросящие дожди;
  • подзолистые почвы; дерново-подзолистые, серые и бурые в смешанных лесах;
  • мхи, лишайники, ягодные кустарники, папоротник, ель, пихта, сосна, кедр, дуб, бук, клен, ясень, вяз, береза, осина, липа, орешник, черемуха, рябина;
  • бурый медведь, косуля, соболь, горностай, марал, лось, лиса, рысь, волк, белка, бобры, глухарь, рябчик, клест, кедровка, сова, дрозд, тетерев и т. д.

Степи – четвертая станция / показ на карте/ (слайд 9)

  • волнисто-равнинная поверхность;
  • лето продолжительное, солнечное, жаркое, засушливое (+20 – 24 градуса), часты суховеи; зима холодная –20 –30 градусов, короткая, часты метели и сильные ветры, переходящие в бураны, снежный покров тонок;
  • почвы – черноземные – на севере, на юге – засоленность почвы – каштановые с включением солонца;
  • ковыль, типчак, гусиный лук, тюльпаны, полынь, перекати-поле;
  • сайгаки, суслики, сурки, тушканчики, хомяки, полевки, дрофа, жаворонок; орел;

Полупустыни – пятая станция / показ на карте/

– Скажите, какодна природная зона отделяется от другой? /между ними существует переходная полоса/

Как вы считаете, а что такое полупустыня? (слайд 10)

  • равнинная поверхность;
  • лето жаркое, сухое и солнечное, дождей мало; зима морозная, снега мало, лежит неравномерно; рек немного;
  • каштановые; солончаки и солонцы;
  • растительность: верблюжья колючка, полынь, типчак, солянки;
  • суслики, тушканчики, лисица-корсар, сайгаки, ящерицы, змеи, пауки.

4. Закрепление нового материала.

  • Давайте вернемся к словам-отгадкам. Как вы думаете, к каким природным зонам их можно отнести?
  • Ответьте на вопросы учебника с. 28-29
  • А в какой природной зоне мы живем с вами? /В переходной зоне – лесостепи/
  • Расскажите о ней.
  • Как вы считаете, существуют ли экологические проблемы в природных зонах?
  • Чем сможете помочь вы, маленькие жители огромной планеты?

IV. Итог урока.

– Что нового узнали на уроке?

– Существуют ли четкие границы у природных зон, как у государства? Почему?

– В какой природной зоне вы хотели бы жить? Почему?

V. Домашнее задание. /по выбору/

  • прочитать стр. 27-28 учебника;
  • найти в художественной литературе описание природы и определить, к какой природной зоне относится это описание.

VI. Литература.

  1. Гайсина Р.Г. «Природа родного Башкортостана», «Китап» – Уфа, 2009.
  2. Дмитриева Н.Я, Казаков А.Н. «Мы и окружающий мир» – учебник для 3 класса.
  3. Материалы энциклопедии «Кирилл и Мефодий».
  4. Пармузин Ю.П. «Живая география», «Просвещение» – Москва, 1999.

Урок-проект

по окружающему миру

во 2 классе

«Природные зоны России»

Подготовлен учителем

начальных классов МБОУ

ООШ №30

Леошко Еленой Анатольевной

Природные зоны России

(урок-проект с мультимедийным приложением)

Тип урока: проектная деятельность – создание таблицы «Сравнительная характеристика природных зон»

Учащиеся должны знать: определение природных зон, закон природной зональности, основные характеристики природных зон.

Учащиеся должны уметь: работать со справочной литературой; делать выводы; на основе полученных выводов составлять сообщение и доносить его до слушателей; участвовать в общем проекте в качестве члена одной из его групп.

Оборудование: карта природных зон, таблички с названиями инициативных групп («Ледяные пустыни», «Тундра», «Лесная зона», «Степи», «Пустыни»), раздаточный материал для разработки каждого раздела проекта. (1)

Ход урока

I. Организационный момент

Распределение по группам.

Учитель объясняет особенности работы на уроке. Дети рассаживаются по группам.

II. Создание проблемной ситуации

Учитель. Сегодня у нас итоговый обобщающий урок по теме «Природные зоны».

Нами были изучены сначала тепловые пояса, затем природные зоны. Многие из вас самостоятельно или с помощью родителей готовили доклады, сообщения о животных и растениях природных зон. Мы получили большое количество информации в процессе исследовательской, иллюстративной работы. Для того, чтобы умело использовать накопленные знания, нужно научиться обрабатывать и систематизировать информацию.

Какие формы систематизации вы можете предложить?

Дети предлагают возможные варианты проектов: альбом, памятка, игра, плакаты, опорная таблица. В результате под руководством учителя выбор делается на опорной таблице. (1,2,3)

III. Формулирование целей и задач проектной деятельности.

Цель: учиться обрабатывать и систематизировать информацию.

Задача: создать опорную таблицу «Сравнительная характеристика природных зон»

IV. Подготовка к созданию проекта.

Учитель ставит задачу – наметить разделы проекта с целью удобства систематизации полученных знаний. Работа проводится в виде «мозгового» штурма.

Учитель. Что такое природные зоны?

Учитель. Вспомним закон природной зональности.

Учитель. Назовём известные нам природные зоны в порядке расположения их от полюса к экватору.

Ученики. Ледяные пустыни, тундра, лесная зона, степь, пустыня.

Учитель. По каким признакам будем сравнивать эти зоны?

1. Местонахождение.

2. Климат.

3. Типичные представители растительного и животного мира. (2-3)

V. Основной этап создания проекта.

Учитель. Группы «исследователей», по 5 человек каждая, подготовили сообщения о своей природной зоне. Задача остальных групп – слушать очень внимательно и по ходу выступлений и просмотра слайдов отмечать в таблицах, которые лежат на партах, основные характеристики данной зоны.

Учиться нужно весело, чтобы хорошо учиться!

Для создания весёлого или лирического настроения будем прослушивать музыкальный фрагмент перед выступлением каждой группы «исследователей».

    Зона Ледяных пустынь

Песня «Где-то на белом свете, там, где всегда мороз»

    Тундра

Песня «Увезу тебя я в тундру»

    Лесная зона

Песня «Друзья леса»

    Степь

Песня «Ой ты, степь широкая…»

    Пустыня

Песня «Кара-Кум» (4)

Доклады группы «Исследователи Ледяных пустынь»

Ледяной пустыней называют природную зону, которая примыкает к полюсам земного шара. Вокруг полюсов Земли и суша, и море круглый год покрыты льдом, толщина которого может быть больше трёхэтажного дома.

Природа ледяных пустынь очень сурова. Даже летом там никогда не стаивают снег и льды. И хотя летом солнце светит, не заходя за горизонт круглые сутки несколько месяцев подряд, всё же тепла недостаточно, чтобы прогреть землю вечной мерзлоты. И над горизонтом солнце поднимается невысоко. Кроме того, оно нередко бывает закрыто густыми облаками или туманами, а белая поверхность снега не отражает его лучи.

Полярной ночью на всём пространстве господствуют лютые морозы. И если летом солнце несколько месяцев находится над горизонтом, то зимой, наоборот, оно несколько месяцев отсутствует на небе. Арктическая зима – это длинная ночь. В такое время лишь северное сияние вспыхивает необычайными, фантастическими красками.

Но жизнь в это суровое время не замирает. Бродит по снегу белый медведь. Зимой он не впадает в спячку, а занимается поисками пищи. Переплывает с одной льдины на другую, охотится на тюленей. Белый медведь – превосходный ныряльщик и пловец. Кроме белого медведя, в Арктике проживают клыкастые моржи, которые питаются рачками и моллюсками. Арктическим летом возвращаются к своим гнездовьям перелётные птицы: чистики, кайры, различные чайки и некоторые другие виды птиц.

Растительный мир ещё беднее животного. Ведь всюду расстилаются покрытые снегами ледяные поля. Только местами, в защищённых низинах, успевают образоваться за короткое лето небольшие «оазисы». Но растения не тянутся вверх к солнцу, а прижимаются к земле, чтобы устоять против ветра. (Это мхи, лишайники, а цветковых известно всего три вида).

Из птиц здесь живут буревестники и альбатросы. Самое известное и замечательное животное Антарктики – пингвины. Единственный и самый опасный их враг – морской леопард.

Доклады группы «Исследователи Тундры»

Если проводить сравнение с соседней ледяной пустыней, то здесь немного теплее, но средняя температура всё равно ниже нуля. Лето всего один-два месяца, и к тому же холодное. Зима продолжается дольше, чем учебный год в школе, и на протяжении её земля скована морозами. Бывает, что неделями не прекращается пурга. За многие тысячи лет почва тундры ни разу не прогрелась глубже 10-15 см. а дальше – слой вечной мерзлоты толщиной несколько метров! Поэтому дожди и тающие снега не могут пропитать землю на глубине, и вся влага скапливается, образуя мелкие озёра и болота. Их очень много в тундре.

Растительный покров тундры составляют, прежде всего, мхи и лишайники. Встречаются кустарники и маленькие кустарнички. Все они низкорослые и растут, прижимаясь к земле, которую нагревает солнце. Там им теплее.

Ближе к лесотундре встречаются заросли карликовых ив и берёзок. Растительность тундры, как правило, многолетняя и вечнозелёная. Так растения приспособились к местному климату: не нужно каждый год терять листья, которые не успели бы пройти новый период роста.

Прелестью тундры становятся яркие цветы. Они расцветают на короткое время.

К осени в тундре созревают ягоды: морошка, черника, клюква, брусника.

Животный мир тундры немногочислен. Весной прилетают кулики, утки, гуси, гагары, лебеди.

В тундре на первом месте по великолепию находится северный олень. Широкие копыта позволяют ему быстро передвигаться по снегу. А на зиму между копытами у него вырастает длинная шерсть. Она позволяет оленю скользить по льду. В летнее время это животное очень страдает от комаров, слепней, мошек, оводов. Но главный его враг – волк.

На зиму здесь остаются травоядные грызуны – лемминги. Зимует также полярная лисица – песец, белая куропатка, полярная сова.

После прослушивания докладов и просмотра слайдов заполняем таблицу. (4,5,6)

Доклады группы «Исследователи Лесной зоны»

В умеренном тепловом поясе находится лесная зона. Если двигаться от тундры к югу, то всё чаще и чаще будут встречаться деревья. Вначале редкие, невзрачные – эту зону называют лесотундрой. Потом всё более рослые, пока, наконец, не попадёшь в густой хвойный лес. Этот хвойный лес носит название тайги.

Климат в тайге по-своему суров. В Сибири, например, в некоторых районах температура опускается до -70 градусов. Да и тёплое лето непродолжительно. Основными породами деревьев являются лиственница, ель, пихта, светолюбивая сосна и могучий кедр. В тайге можно встретить и лиственные деревья: берёзу, осину, ольху.

Животный мир: пятнистый олень, марал, лось, бурый медведь. Много в тайге пушного зверя. Здесь живут соболь, белка, колонок, горностай, куница. Среди хищников – рысь и росомаха. Они охотятся на крупных таёжных птиц и зайцев, на косуль. Много в тайге птиц: рябчики. Тетерева, клесты, дятлы.

Немного южнее тайги произрастают смешанные леса, которые светлее тайги. Здесь уже встречаются дуб, липа, клён, ясень, вяз, черёмуха, рябина, дикая яблоня и груша. Под ними развиваются крупные кустарники: орешник, бересклет, жимолость, калина, крушина.

Когда-то в лиственных лесах Европы паслись огромные стада царственных животных – зубров. Сейчас же численность этого крупного быка взята на учёт. Он занесён в международную Красную книгу и находится под охраной как вымирающий вид.

После прослушивания докладов и просмотра слайдов заполняем таблицу. (4,5,6)

Доклады группы «Исследователи Степи»

В умеренном поясе Северного полушария к югу от лесной зоны становится теплее. Здесь раскинулись травяные равнины – степи.

Климат степи засушливый. Зима обычно короткая, но очень холодная. Снега выпадает мало. Всё время дуют сильные ветры, встречаются также бураны. Весна проходит быстро, и наступает жаркое и сухое лето. Дожди здесь редки, а если и бывают, то в виде коротких ливней, которые не успевают увлажнить землю.

Ранней весной, когда только-только сошёл снег, степь прямо вспыхивает жёлтым и красным цветом. Это цветут тюльпаны. За ними начинают цвести ирисы, адонисы, пионы.

Степные животные по-разному приспособились к открытым пространствам. Многие роют норы, где прячутся от врагов, жары и холода. Так поступают суслики, хомяки, тушканчики. Даже волк иногда захватывает подземное жилище барсука или лисицы. А в норах грызунов появляются мелкие хищники – хорьки, ласки. Также поступают некоторые утки, ящерицы, змеи и насекомые. С наступлением холодов насекомые, ящерицы, змеи, большинство грызунов, ежи, барсуки впадают в спячку.

Есть в степи и крупные животные. Это, прежде всего, степные антилопы - сайгаки, косули, лисицы.

Из птиц лишь дрофа и куропатка живут в степи осёдло. Зато летом сюда прилетают утки, кулики, жаворонки, журавль-красавка. На большой высоте парят орлы.

После прослушивания докладов и просмотра слайдов заполняем таблицу. (4,5,6)

Доклады группы «Исследователи Пустыни»

Пустыни на нашей планете – самые опасные, но в то же время самые загадочные и удивительные места. Их труднее покорить, чем самые высокие горные вершины. Они занимают огромные пространства на Земле, особенно в Африке, Азии и в Австралии. Среди них различаются пустыни умеренного и жаркого поясов.

Летом в пустынях очень сухо и жарко. Днём температура воздуха в тени поднимается до +40 градусов и выше. А в тропических пустынях – до +58 градусов. Ну а зимой там наступают холода, и даже в Сахаре в это время бывают морозы. Дождей и снегов в пустынях почти не бывает. На северной и южной окраинах жаркого пояса находятся самые засушливые места на Земле. Здесь круглый год жарко, как на сковородке. Бывает, что за год не выпадает ни одного дождя.

Некоторые растения хорошо приспособились к условиям сухости климата и высоких температур. В пустынях Средней Азии растёт саксаул, листья у него в виде веточек, что удобно для сохранения влаги. У некоторых растений листья превратились в колючки, как у песчаной акации, различных кактусов.

Ещё одним существенным приспособлением растений пустыни является их корневая система. Она позволяет добывать влагу из глубоких слоёв почвы. У животных пустынь тоже есть свои приспособления. Прежде всего, это цветовая окраска. Серо-жёлтые тона позволяют животным укрываться от врага или, наоборот, подкрасться к добыче незаметно.

Все обитатели пустыни стараются укрыться от палящего солнца. Голуби, воробьи и сычи умудряются гнездиться в стенах колодцев. Орлы. соколы, вороны устраивают гнёзда с теневой стороны бугров, в развалинах построек. Многие животные прячутся в норы или закапываются в песок. Когда к вечеру жара спадает, пустыня начинает свою жизнь. На поверхность выползают различные насекомые, ящерицы, змеи, черепахи. Животные пустынь впадают в спячку летом, а не зимой, чтобы перенести жаркое время года и пережить отсутствие воды. Многие животные пустыни – отличные бегуны. Огромные расстояния пробегают в поисках воды и пищи куланы. Очень хорошо переносит условия пустыни верблюд.

После прослушивания докладов и просмотра слайдов заполняем таблицу. (4,5,6)

Предварительный просмотр:

https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Зона смешанных лесов Климат Зима здесь менее суровая, чем в таежной зоне. Лето долгое и теплое: средняя температура июля составляет 18-20°С. Именно это благоприятствует произрастанию широколиственных деревьев. Вместе с тем климат достаточно влажный. Годовая сумма осадков не менее 600-800 мм.

Растительный мир Леса образованы дубом, кленом, липой, ясенем, орешником и др. Из хвойных пород - ель и сосна. Под влиянием деятельности человека изменились площади лесов и состав древесных пород. На месте хвойно-широколиственных лесов распространены березняки, осинники и кустарники.

Животный мир Сложные растительные сообщества способствуют формированию разнообразного животного мира. Здесь обитают зубр, лось, кабан, волк, лесная куница, соня-полчок, древний и редкий вид этой зоны выхухоль и др.; из птиц - иволга, дубонос, зеленый и средний дятлы и др.

Население Зоны давно освоены человеком. Для сохранения таежных и хвойно-широколиственных лесных комплексов в России созданы заповедники, заказники и национальные парки.

Лесостепь и степь Климат Климат степей континентальный. Лето продолжительное и жаркое. Средняя температура июля +22 ... +23,5°С. Погода стоит сухая, солнечная. Частые суховеи влекут за собой длительную засуху и пересыхание местных рек. Сильные ветры несут много пыли. Зима достаточно холодная, с морозами -20... -30°С.

Растительный мир В это время степи покрываются ярким ковром тюльпанов, ирисов и других многолетников. С севера на юг разнотравная степь заменяется злаковой, типчаково-ковыльной, а еще южнее - полынной. Растительность степей состоит из различных трав, способных переносить засуху. Весной наступает расцвет жизни, массовое цветение эфемерных растений и их плодоношение.

Животный мир В степях животный мир формировался за счет травоядных видов, различных грызунов, насекомоядных и зерноядных птиц, а также хищных пернатых и зверей.

Население Степь наиболее освоена человеком; она является главнейшей зоной земледелия. В степях созданы крупные сельскохозяйственные предприятия, промышленные центры, развит транспорт, на реках - Волге, Дону и др. - сооружены крупные плотины, водохранилища и каналы, орошающие поля. Вся территория охвачена полезащитным лесоразведением.

Зоны полупустынь и пустынь Климат Для зоны пустынь и полупустынь характерна скудость осадков Лето большей частью безоблачное и жаркое. Средняя температура июля в полупустынях +24... +26°С, а в пустынях +26... +30°С. Зима по сравнению с летом довольно суровая. Средняя температура января в полупустынях -20... - -25°С, в пустынях -12 ... -16°С.

Растительный мир Здесь растут типчак, тонконог, ковыль-волосатик, житняк; солонцы покрыты сине-зелеными водорослями. На севере среди растений преобладают злаки с примесью полыни. К югу полыни начинают преобладать, увеличиваются площади солянок, эфемеров; растительный покров становится более разреженным.

Животный мир Среди животных в полупустынях и пустынях много грызунов - тушканчики, суслики, заяц-русак, в песках обильны песчанки. Из хищников встречаются волк, лисица, барсук, хорек; из птиц характерны саджа, кречетка, жаворонки; из пресмыкающихся: ящерицы-круглоголовки, удавчик, ящурки, змеи - щитомордник и стрела.

Население Большую часть земель полупустынь и пустынь используют для выпаса скота, особенно овец.


Галина Бабикова
НОД по окружающему миру на тему «Путешествие по природным зонам»

НОД по окружающему миру на тему «»

Подготовила и провела воспитатель I кв. категории Бабикова Г. А.

Тип занятия : актуализация ранее полученных знаний.

Вид занятия : занятие-викторина.

Цель : формирование целостного представления о природных зонах . Обобщение и закрепление представлений детей об обитателях природных зон : Арктика, Жаркие страны, Смешанный лес.

Методические приемы : беседа, игра.

Предварительная работа : Рассматривание энциклопедий, просмотр презентаций по теме, беседа, дидактические игры.

Задачи :

Образовательные : обобщить знания детей о климатических условиях, характерных для растений и животных; закреплять ранее полученные знания. Развивать логическое мышление, память, внимание.

Развивающие : развивать словесно-логическое мышление у детей, рассуждать, делать выводы. Развивать фонематический слух

Воспитательные : воспитывать чувство доброжелательности, ответственности, сотрудничества, формировать навык работы в команде. Воспитывать любовь к природе .

Средства : презентация «Путешествие по природным зонам » , для показа, разрезные картинки (Арктика, буквы, предметы для сборки макетов природных зон (Арктика, смешанный лес, изображения животных Африки и Антарктиды, жарких стран, смешанного леса, клей, салфетки, музыка для входа. Конверты для вкладывания заданий, эмблемы, табло для начисления баллов.

Ход викторины:

Дети под музыку входят в зал, берут из коробочки эмблемы и делятся на команды. (на экране слайд №1)

- Воспитатель : Здравствуйте ребятишки, девчонки и мальчишки. Я рада, что мы снова вместе и не стоим на одном месте. Нам с вами некогда скучать, ну что пора игру начать. Но прежде чем начать игру я вам про правила скажу. Итак :

1. Чтоб команда победила, работать дружно, сообща и не ссориться сгоряча;

2. Вместе хором на вопросы не отвечать, не кричать, только по одному отвечать;

3. Друг друга слушать, не перебивать, уметь подождать, а потом дополнять;

4. За игрой следит жюри, ох и строгие они, если команда правильно отвечает, ей баллы начисляют, если плохо себя ведет, баллы отчисляют, а за неправильный ответ баллов нет.

Представление команд «Снежинка» и «Солнышко»

Разминка.

Воспитатель : Ребята, что такое природная зона ? Какие природные зоны вы знаете ?

Ответы детей : Часть земли с определенным климатом, растениями и животными; Пустыня, тропики, Арктика, Антарктида, смешанный лес, тундра, …

Воспитатель : Молодцы! А наша викторина начинается, в Путешествие по природным зонам отправляемся .

1. ЗАДАНИЕ : Перед вами две природных зоны Африка и Антарктида сейчас вам, придется заселить эти природные зоны животными , Команда снежинка будет заселять Антарктиду, а команда солнышко будет заселять Африку. Будьте внимательны, у вас в конвертах находятся животные, которые живут в других природных зонах , их надо оставить на столе и сказать, почему они лишние.

Дети под музыку наклеивают животных на мольберты с природными зонами .

Объясняют, каких животных они не наклеили, обосновывают ответ.

Воспитатель : Молодцы с заданием справились, двигаемся дальше.

2. Задание. Прятки.

Воспитатель : -А теперь животные решили с вами поиграть в прятки сейчас на экране будут появляться спрятанные животные, а вы должны отгадать кто же изображен на экране. (Слайды с замаскированными животными)

3. Загадки

Воспитатель : Третий конкурс мозговой, нужно думать головой, кто загадки отгадает тот и баллы получает.

Вот лошадки, все в полосках,

Может быть, они в матросках

Нет, они такого цвета.

Угадайте, кто же это? (Зебры)

В зоопарке я найду

Зверя этого в пруду.

Если выйдет он на сушу,

Станет очень неуклюжим. (Бегемот)

Вылупился из скорлупки,

У него большие зубки,

Нравом он не очень мил,

Любит погружаться в Нил. (Крокодил)

Полюбуйтесь поскорей!

Перед вами - царь зверей,

Всколыхнулась чудо-грива,

Шелковиста и красива. (Лев)

Панцирь - это не рубашка,

Это домик, в нем не страшно.

И хозяйка смотрит гордо -

Мне спокойно в доме твердом! (Черепаха)

Вот живой подъемный кран,

Обитатель жарких стран.

Со стволов многоэтажных

Рвет и листья, и банан. (Жираф)

Носом-шлангом великан

Моется, как в душе.

Этот житель жарких стран

Всех крупней на суше. (Слон)

Прибыла из жарких стран,

Там жила среди лиан

И, за хвост на них повиснув,

Уплетала я банан. (Обезьяна)

4. Подвижный.

Воспитатель : А теперь давайте немного подвигаемся наши животные

проголодались и просили их покормить. Для этого, вам нужно быстро собрать

для них фрукты. Каждому участнику команды, брать только по одному фрукту,

положить его в корзину, победит та команда, которая соберёт фрукты быстрее.

Воспитатель : -Хорошо, молодцы, все животные остались сытыми и довольными.

А теперь настало время подумать головой и ответить на мои вопросы : Вопрос первой команде : Какие особенности животных помогают им выжить в жарком климате?

Ответы детей - могут долго обходиться без воды, у них нет шерсти, тонкий кожный покров и т. д.

Воспитатель : Вопрос второй команде Смогли бы эти животные жить на севере?

Ответы детей нет

Воспитатель Почему?

Ответы детей на севере холодно, а у этих животных нет теплого меха, им нечего будет есть.

5. Молодцы, а теперь внимание на экран игра кто лишний и почему?

6. Собери слово Африка и Север.

7. Блиц опрос для капитанов команд каждому капитану будут задаваться вопросы отвечать надо быстро, не задумываясь ответ должен быть ДА или НЕТ за каждый правильный ответ 1 балл

Блиц вопросы

1. Лев хищное животное? (ДА)

2. Белый медведь живёт в Африке?

3. В жарких странах почти каждый день идет снег? (НЕТ)

4. Жирафы, слоны и бегемоты живут в жарких странах? (ДА)

5. Верблюд может долго находиться без воды? (ДА)

6. В Арктике живет бурый медведь? (НЕТ)

7. Дом волка - это дупло? (НЕТ)

8. Белый медведь ест малину? (НЕТ)

9. Животные севера надежно защищены от стужи? (ДА)

10. Тигр большая кошка? (ДА)

11. Крокодил живет в воде? (ДА)

12. Обезьяны питаются бананами? (ДА)

Вы отлично справились с заданием

8. Домашнее задание Мини-рассказ о животном.

Молодцы, а сейчас послушаем членов жюри, они скажут, сколько баллов набрала каждая команда.

Отчет жюри

Воспитатель :

Ой, какие молодцы,

Все трудились от души,

А теперь черед настал,

Наградить всех кто играл!

Награждение победителей.

Публикации по теме:

Добрый день, дорогие друзья, коллеги и гости страницы! За окнами уже весна, но мне хотелось бы вспомнить уходящую зиму, ведь она принесла.

Целевые ориентиры: Обобщить и систематизировать знания детей о сезонном явлении. Образовательные задачи: Закрепить знания детей о характерных.

Конспект НОД по окружающему миру «Путешествие Лунтика в Хвалынский заповедник» Цель: познакомить детей с Хвалынским заповедникам; формировать ответственное и бережное отношение к родной природе; воспитывать у детей.

Тема: «Овощи». Цели: - закрепить знания детей об овощах, уточнить их название, цвет, форму, учить различать по внешнему виду; - расширять.

Тест «Природные зоны России»

Инструкция для учащихся

На выполнение работы отводится 45 минут. В заданиях 1-14 нужно выбрать один правильный ответ из четырёх предложенных. Обведи цифру, которая стоит рядом с ответом, который ты считаешь верным. В заданиях 15, 16 ответы необходимо записать в указанном месте.

Внимательно читай формулировку заданий. Если ты не знаешь ответ, пропусти задание и переходи к следующему, вернёшься к пропущенному, если останется время.

Если ты ошибся и хочешь исправить ответ, то зачеркни его и обведи тот ответ, который ты считаешь верным.

Вариант 1

1. К северу от зоны тундры находится природная зона:

3) арктических пустынь

4) пустынь

2. Какое животное не встречается в Арктике?

2) пингвин

олений мох - … - белая сова:

1) лемминг

3) серый журавль

4. В зоне тундры расположен заповедник:

1) Остров Врангеля

2) Алтайский

3) Уссурийский

4) Таймырский

5. Самую большую территорию зоны лесов занимают:

1) широколиственные леса

2) хвойные леса

3) смешанные леса

4) вечнозелёные леса

6. В тайге не растёт:

3) кипарис

7. Основное занятие населения степей:

1) земледелие

2) оленеводство

3) птицеводство

4) рыболовство

8. Характерный цвет окраски большинства животных степи:

4) коричневый

9. Какое из перечисленных животных нуждается в особой охране?

1) степной жаворонок

2) журавль-красавка

3) степная гадюка

10. В пустыне:

1) короткое прохладное лето

2) короткая суровая зима

3) жаркое продолжительное лето

11. Причиной возникновения подвижных песков является:

1) перевыпас

2) неумеренное орошение

3) браконьерство

4) загрязнение почв

12. Черноморское побережье Кавказа - это:

1) субтропики

3) полупустыня

4) лесостепь

13. Вечнозелёным растением не является:

3) кипарис

4) магнолия

14. Основная экологическая проблема, характерная для всех природных зон:

1) свалки мусора

2) загрязнение воды

3) вырубка лесов

4) браконьерство

Запиши в ответе выбранные цифры

Вариант 2

1. К югу от тундры находится природная зона:

2) субтропиков

3) арктических пустынь

2. Какое животное не встречается в зоне лесов?

2) тетерев

3. Вставь пропущенное звено в цепь питания

ковыль - … - степной орёл:

3) кузнечик

4. В зоне степей расположен заповедник:

1) Ростовский

2) Алтайский

3) Уссурийский

4) Таймырский

5. Самую большую территорию зоны степей занимают:

1) широколиственные леса

2) безлесные участки

3) смешанные леса

4) вечнозелёные леса

6. В тундре не растёт:

1) морошка

2) голубика

3) земляника

4) брусника

7. Основное занятие населения тундры:

1) земледелие

2) оленеводство

3) птицеводство

4) рыболовство

8. Характерный цвет окраски большинства животных пустынь:

4) песочный

9. Какое из перечисленных животных обитает в пустыне?

2) журавль-красавка

3) степная гадюка

10. В субтропиках:

1) короткое прохладное лето

2) короткая суровая зима

3) умеренно жаркое лето

4) ярко выражены все четыре времени года

11. Причиной засоления почвы является:

1) перевыпас

2) неумеренное орошение

3) браконьерство

4) загрязнение почв

12. Вечная мерзлота характерна для природной зоны:

3) Арктики

4) лесостепи

13. Растением Арктики является:

1) лиственница

2) полярный мак

3) кипарис

14. Причина смены природных зон:

1) вращение Земли вокруг своей оси

2) хозяйственная деятельность человека

3) вращение Земли вокруг Солнца

4) неравномерное нагревание Солнцем разных участков Земли

Каждое верно выполненное задание части 1 оценивается в 1 балл, части 2 - в 2 балла.

18 баллов - оценка «5»;

17 - 13 баллов - оценка «4»;

12 - 9 баллов - оценка «3»;

Менее 9 баллов - оценка «2».

Использованная литература

Максимова Т. Н. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир». 4 класс.- М.: ВАКО, 2017.

Окружающий мир. Типовые тестовые задания за курс начальной школы/Сост. Ситникова Т. Н. - М.: ВАКО, 2016.