Художник машков картины. Рисуем натюрморт с фруктами Ильи Машкова

  • 24.07.2019

Машков Илья Иванович прожил интересную, насыщенную жизнь. Он прошел через влияния разных художников, революционные искания и нахождение своего места в искусстве. Его наследие сегодня составляет несколько сотен работ, которые находятся во многих коллекциях мира.

Детство и семья

Родился Машков Илья Иванович в селе Михайловское (сегодня Волгоградской области) в бедной крестьянской семье. Илья был старшим из девяти детей, и денег у родителей, занимавшихся мелкой торговлей, на учебу детей не было. Мальчика, который с малых лет демонстрировал большую тягу и способности к рисованию, отдали в приходскую школу, но уже в 11 лет забрали его оттуда и отправили работать, чтобы тот мог помогать семье. Ему пришлось в лавке торговца фруктами по 14 часов стоять на ногах, обслуживая клиентов, он ненавидел эту работу, но выбора не было.

Призвание и учеба

Позже Машков Илья перешел на работу в лавку купца, работа не была легче, но здесь ему иногда поручали рисовать плакаты и вывески. Это занятие доставляло ему большое удовольствие. В свободное время он перерисовывал картинки из журналов, делал наброски окружающих предметов, птиц. Мальчик очень любил рисовать. Несмотря на свое крайне стесненное финансовое положение, он выписал себе по почте коробку с красками. Однажды учитель Борисоглебской гимназии заприметил рисующего мальчика и спросил у него, хочет ли он учиться. Илья очень удивился, ведь он даже не подозревал, что рисованию можно учиться. Так он начал получать первые навыки и консультации от учителя из гимназии. Это позволило ему понять свое призвание и поставить перед собой цель - стать художником.

В 1900 г. он поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Здесь он учится у выдающихся педагогов: К. Коровина, Л. Пастернака, В. Серова, А. Васнецова. Уже с первых лет обучения Машков проявил незаурядный талант и эксцентричный характер. Он очень любил гиперболу, избыток цвета, при этом очень много времени отдавал освоению техники рисунка, был очень работоспособен. Как малоимущему студенту в училище ему предложили подработку, и уже с 1904 года Машков начинает давать уроки, зарабатывая себе на жизнь.

Революционная молодость

Довольно быстро Машков Илья встает на ноги. В 1906 году он строит себе мастерскую в здании Политехнического общества. Она станет его творческим домом до конца дней. В 1907 году он знакомится с Петром Кончаловским, эта встреча оказала большое влияние на художника. В 1908-м художник едет в Европу, посещает Францию, Англию, Австрию, Германию, Италию, Испанию, где знакомится с новыми течениями в живописи.

В 1910 году Машкова исключают из училища, но он к этому времени уже нашел свой путь. Художник по-прежнему много работает, берет уроки в студии К. Коровина, пишет на заказ портреты и натюрморты. Он выставляется, в том числе на Салоне в Париже, где его работу покупает русский меценат Уже тогда картины Машкова отличают необычный взгляд на мир и окружающие предметы. Он проникся революционными идеями в Европе и жаждет изменить русское искусство.

"Бубновый валет"

В 1911 году Машков Илья вместе с Петром Кончаловским основывают художественное общество «Бубновый валет». Сначала в 1910 году прошла выставка с таким названием, после которой художники-единомышленники создают одноименное сообщество. Уже само название эпатировало публику, намекая на политкаторжан. Своей целью московские живописцы ставили совершение революции в искусстве, и это им в полной мере удалось. Они выступали против традиций академизма и реализма, провозглашали господство импрессионистских, фовистских и кубистских идей.

Машков стал одним из идеологов сообщества. Именно благодаря ему "валеты" так часто рисовали натюрморты, напоминающие вывески продуктового магазина. Художники экспериментировали с формой и цветом. В отличие от многих авангардистов, Машков и товарищи утверждали предметность в искусстве. В 1911-14 годах художник является секретарем общества, участвует во всех его выставках. В 1914 году он покидает «Бубновый валет» и отправляется за границу.

Машков и "Мир искусства"

По возвращении Машков вступает в «Мир искусства» - объединение, которое существовало с конца 19 века и объединяло самых выдающихся русских художников. Как раз в это время группа провозглашает возможность создания новой классики, главной становится идея «Новой Академии» А. Бенуа. Вторая половина 10-х годов ХХ века была сложной для художников, входящих в это сообщество. Несмотря на то что «Мир искусства» - объединение, внесшее колоссальный вклад в русскую живопись, во времена Машкова это уже было, скорее, формальное единство. Но художник участвует в выставках и поддерживает товарищей. В этот период Машков по-прежнему много работает, но постепенно приходит к новому реализму.

Ассоциация художников революционной России

В 1925 году Машков Илья вступает в новое общество АХРР, которая проповедует новые, революционные идеалы. По сути, он становится одним из первых идеологов Художник состоит в Ассоциации до самого ее распада в 1929 году. В этот период он пишет картины счастливой новой жизни, портреты натюрморты с изобилием продуктов. Московские живописцы, бывшие соратники Машкова, не понимают его новых идеалов, многие из них живут в эмиграции. Илья Иванович же остается в СССР и полностью поддерживает новые идеи. В 1930-х годах Машков пишет идеологически верные картины: «Приветствие 17 съезду ВКП(б)», «Советские хлебы».

Во время войны Машков живет в Абрамцево, пишет портреты солдат и раненых, работников тыла. Поздний Машков представляет зрителям свое оптимистичное мироощущение. Известный искусствовед Яков Тугендхольд говорил, что в его работах видна «здоровая влюбленность в яркую плоть и кровь». Он сохранил свое пристрастие к преувеличению до последних дней.

Выставочная деятельность

Илья Машков всю жизнь был очень продуктивен, также он активно выставлял свои работы. Он участвовал во многих значимых выставках начала ХХ века. Это мероприятия «Бубнового валета», «Мира искусства». В 1916 году на «Выставке современной русской живописи» он показывает 70 работ, это была самая большая прижизненная выставка Ильи Машкова. С 20-х годов художник много выставляется за рубежом: Венеция, Лондон, Нью-Йорк. В 30-е годы советская власть с удовольствием возит картины Машкова по всем крупнейшим городам мира.

Педагогическая деятельность

На протяжении почти всей жизни Илья Машков, художник, живописец, преподавал. Еще в молодости он выработал собственную методику обучения рисунку и живописи. Его школа, которую он открыл еще в начале ХХ века, впоследствии станет центральной студией АХРР. Среди его учеников были Фальк, Татлин, Осмеркин, В. Мухина.

После революции художник много преподает, работая на различных курсах, в Военной академии и во ВХУТЕИНе.

Частная жизнь

Илья Машков свое жизнелюбие проявлял и в обычной жизни. Он был большим любителем дам и женился три раза. Первой женой была итальянка София Аренцвари, Машков женился на ней в 1905 году, через год появился на свет единственный сын художника Валентин. Он стал инженером-конструктором, в 1937 году был репрессирован. Второй женой в 1915 году стала художница Федорова Елена Федоровна. Третья жена тоже была художницей: в 1922 году Машков женился на Даниловой Марии Ивановне.

Наследие и память

Илья Машков, картины которого чрезвычайно ценятся любителями живописи, скончался 20 марта 1944 года у себя на даче в Абрамцево. Он оставил после себя большое наследие. Его картины сегодня находятся в коллекциях 78 городов мира. Самое большое собрание вдова художника передала в Волгоградский художественный музей. Его картины редко появляются на аукционах и продаются за огромные суммы. Так, полотно «Цветы» было продано за 3,5 миллиона долларов, а «Натюрморт с фруктами» - за 7,2 миллиона долларов.

Творчество Машкова изучается искусствоведами, ему посвящают книги. Музей в Волгограде носит его имя. Память о художнике не исчезает, выставки его работ периодически проводятся в крупнейших музеях. Так, в 2014 году в Москве были показаны поздние работы художника, выставка имела большой успех.

Д уэлянты - это соперники. Везде, но не на нашем портале. Мы вызываем творческих гениев на дуэль, чтобы… любоваться!

Поль Сезанн (1839–1906) - французский постимпрессионист, прославившийся своими натюрмортами, в которых натура вовсе не мертвая, а, напротив, живет и даже манит - так и хочется взять какой-либо фрукт, написанный художником, и ощутить его в собственной руке…

Сезанн сумел воспеть в своих натюрмортах красоту самого обыденного. Его не интересовали дорогие шелка и драгоценные вазы. Его драпировка - самая обычная белая салфетка, брошенная на простой стол, рядом незатейливый графин и белая расписная плошка - вот и весь набор, оттеняющий несколько разбросанных красных апельсинов и лимонов. Белизна ткани призвана притянуть взгляд и одновременно подчеркнуть яркость и сочность фруктов. Выделить их из общего набора предметов и даже как бы выдвинуть вперед к зрителю, будто бы приглашая отведать. Сезанн долго и тщательно выстраивал свои натюрморты. Они полны точной геометрии и материальности. Геометрия дает гармонию, а материальность создает иллюзию реальности изображенного на полотне. Поэт-модернист Райнер Мария Рильке считал, что натюрморты этого художника «выражают всю Вселенную» . Действительно, в подобных полотнах Сезанн пытался выразить не столько природу вещей, сколько сущность всего окружающего мира. И благодаря Сезанну такой второстепенный жанр, как натюрморт, занял свое полноправное место в истории французской живописи конца XIX столетия.

Поль Сезанн. Натюрморт с фруктами. 1880

Илья Машков. Натюрморт с фруктами. 1910

Илья Машков (1881–1944) - московский сезаннист, один из основателей группы «Бубновый валет»; он, как и его собратья по группировке Кончаловский, Куприн, Фальк, воспринял не только французский постимпрессионизм, но и фовизм, кубизм… Однако «валетам» была присуща собственная манера, в которой они совместили русский лубок с новейшими французскими течениями.

В своем натюрморте Машков проявляет себя как сезаннист, стараясь передать материальность объектов, их осязаемость, но, как русский художник, обращается к традициям лубка, народных промыслов и купеческой вывески. Оттого и фон такой темный, и фрукты такие яркие. Машков писал о народном творчестве: «Вот где настоящая живопись по энергичной выразительности, по лапидарности форм, по выразительности живописного и контурного начала и подлинно русская живопись по национальности этих художественных элементов… Это наше собственное. Это то, что мы внесли в сезаннизм» . Вот эта вывесочная лихая «зазывность» так и привлекательна в его натюрморте. Машков - великолепный колорист. Он пишет одновременно синие сливы, лиловый виноград, темно-красную грушу и желтый лимон и, создавая это буйство цвета, умудряется сделать так, что полотно смотрится гармонично. Натюрморт не разваливается, поскольку все предметы объединены сезанновскими геометрией и приемом белого цвета: у Машкова это белая миска, в которой лежат фрукты. От Сезанна здесь и живописная лепка форм, а вот экспрессионизм - совершенно машковский. Со временем буйство из его полотен уйдет, останутся гармония, красота цвета и умение передавать фактуру - и его натюрморты станут сравнивать с искусством малых голландцев.

Машков Илья Иванович (17 (29) июля 1881, станица Михайловская области войска Донского, ныне Волгоградская обл. - 20 марта 1944, Москва) - российский художник, один из наиболее значительных и в то же время самых характерных живописцев круга «Бубнового валета». Заслуженный деятель искусств РСФСР (1928год).
Родился в крестьянской семье. В юные годы работал сидельцем в лавках. Приехав в Москву, с 1900 посещал Училище живописи, ваяния и зодчества, где среди его наставников были К.А.Коровин и В.А.Серов. В 1909 был исключен из училища за художественное вольнодумство. В студенческие годы много путешествовал, посетив ряд стран Западной Европы, а также Турцию и Египет. Был членом объединений «Мир искусства» и «Бубновый валет». Жил в Москве, порою (особенно часто в 1930-е годы) наезжая в родную станицу.
Экспонированное на первой выставке "Бубновый валет" (1910) огромное полотно И. И. Машкова "Автопортрет и портрет Петра Кончаловского" (частное собрание, Петербург) ошеломило многих. В полуобнаженных фигурах музицирующих силачей с грубо размалеванными телами и шаровидными бицепсами присутствовала та доза эпатажа, к каковой русская публика в ту пору еще не привыкла. Картина и была задумана как манифест нового подхода, предлагаемого новым выставочным сообществом.
Скандальная слава вообще сопутствовала молодому Машкову - азартному и предприимчивому самородку, набравшемуся жизненного опыта "в людях" (работая в лавках у торговцев), прошедшему "университеты" в европейских музеях, но изгнанному в 1909 г. из стен МУЖВЗ. Впрочем, еще обучаясь, Машков с большим успехом учил сам - его студия (1904-17; в 1925 преобразована в Центральную студию АХРР) была самой дорогой и одновременно самой посещаемой в Москве.


Автопортрет и портрет Петра Кончаловского. 1910

Поразив зрителей и критиков "варварским" напором своей живописи на выставках "Золотого руна" и "Салона Издебского" (1909-10), Машков нашел свое место среди художников, составивших общество "Бубновый валет" (П. П. Кончаловский, А. В. Лентулов и др.). "Валеты" утверждали материальность мира и "низкого" предмета; щедрость и мажорность машковской палитры, изобильность его натюрмортных постановок оказались созвучны программе объединения.
Уже в ранних произведениях Машкова проявилось его замечательное умение строить форму цветом – плотным, сильным, выразительно раскрывающим материальную плоть мира. В отличие от ряда других «бубновалетцев», влияния западного авангарда влекли его не столько к кубизму с его сдержанными тональностями, а к фовизму. Фовистская красочная стихия господствует в его портретах конца 1900 – начала 1910-х годов (Мальчик в расписной рубашке, 1909; Дама с фазанами (Ф.Я.Гессе), 1911; оба – в Русском музее).

Портрет дамы с фазанами. 1911. Русский музей


Автопортрет. 1911. ГТГ, Москва


Натурщицы. 1916г.
Яркой, но в то же время и конструктивно-четкой декоративностью выделяются его натюрморты (Ягоды на фоне красного подноса, 1910–1911, Русский музей). Художник охотно использует приемы примитива и изо-фольклора (живопись вывесок и подносов), благодаря чему смысловые планы гротескно смещаются, и, к примеру, чучела фазанов в портрете Гессе кажутся не менее «живыми», чем сама дама.

Ягоды на фоне красного подноса. 1910. Русский музей

Игровое, отчасти «протофутуристическое» начало, присущее раннему творчеству Машкова, с годами стихает. Примкнув в 1924 к традиционалистам АХРР, он придает своим композициям более академичный, классически уравновешенный вид. Известные его «парадные натюрморты» со «снедью московской» – Хлебы и Мясо и дичь (оба – 1924, Третьяковская галерея) – воспринимались как красочные символы сравнительного благополучия и сытости, наступивших в годы нэпа.


Снедь московская. Хлебы. 1924. Государственная Третьяковская галерея.


Снедь московская: мясо, дичь (1924) Третьяковская галерея.

Плодотворно работал как живописец и позже, вместе с тем с годами как бы отступая в тень официально-выставочной жизни. Прославился и как педагог, завел свою школу-студию уже в 1902; преподавал в ней, а в 1918–1930 – во Вхутемасе (Высшие художественно-технические мастерские).
Академический идеал советской живописи выглядит сбывшимся в его натюрмортах 1930-х гг. ("Ананасы и бананы", 1938; "Клубника и белый кувшин",1943). Но слишком многое из созданного им в поздний период - ниже его возможностей, и, видимо чувствуя это, с середины 1930-х он подолгу живет в родной станице, уклоняясь от участия в общественной и художественной жизни столицы. Новое, триумфальное открытие живописи Машкова случится позднее, в связи с общим интересом к искусству 1910-х гг. И в сознании потомков он останется одним из самых ярких художников того времени.


Натюрморт. Фрукты на блюде. 1910. ГТГ

Илья Иванович Машков — знаменитый русский художник. Родился в 1881 году в станице Михайловская-на-Дону. Один из самых ярких представителей русского авангарда . Работал в жанрах: реализм, кубизм, постимпрессионизм, лубок и т.д. Илья Машков также известен и как один из основателей объединения художников « ». Кроме того, был создателем и активным членом Общества Московских художников. Помимо этого, был членом объединений художников «Мир искусства», «Московские живописцы», «Ассоциация художников Революционной России». Принимал участие в многочисленных выставках в России и за рубежом.

Учителями Ильи Машкова были такие известные художники, как Валентин Серов, Константин Коровин, Аполлинарий Васнецов. В годы учёбы Машков отличался эксцентричным поведением, за что и был впоследствии исключён. Однако к тому времени он уже обзавёлся собственной студией и даже имел собственных учеников.

В настоящее время его авангард считается одним из ярчайших явлений в русской культуре и живописи. Картины И. И. Машкова находятся в самых известных музеях, среди которых Государственная Третьяковская галерея в Москве, Государственный Русский музей в Санкт-Петербурге и другие. Стоит также сказать и о том, что картины этого художника являются необычайно дорогими. Так, например, его натюрморт «Цветы» был продан за 3.5 миллионов долларов, картина «Натюрморт c фруктами» была продана за 7.25 миллионов долларов.

Великий русский художник, прославивший русский авангард на весь мир, умер в 1944 году в Абрамцево. Похоронен на Новодевичьем кладбище, Москва.

Автопортрет и портрет Петра Кончаловского

Городской зимний пейзаж

Дама с контрабасом

Женский портрет. Минск

Натюрморт с веером

Натюрморт с самоваром

Натюрморт. Рыбы

Пионерка с горном

Портрет дамы в кресле

Наиболее интересное полотно, которое несомненно заслуживает внимания зрителей – это «Автопортрет и портрет Петра Кончаловского». Картина написана на огромном холсте, где изображены художник и его друг Петр Кончаловский. Живописец решил изобразить героев […]

Илья Машков предпочитал писать свои картины в стиле фовизма, кубизма с приданием некоторых ноток индивидуальности, которые прекрасно сочетались с новыми французскими течениями в искусстве. Глядя на произведение «Обнаженная» мы видим женщину, без […]

В московской художественной жизни, Илья Машков появился в начале двадцатого столетия. Он был автором создания творческого объединения художников-авангардистов, которое называлось «Бубновый валет». Его работы выставлялись на выставках до 1917 года, до момента […]

Картина русского художника отличается своим интересным сочетание предметов, в которых скрыт поистине сложный смысл. Объяснение сочетания предметов и их символизация является главной задачей не только человека, который пытается уловить этот смысл, но […]

Илья Иванович Машков русский (советский) художник двадцатого века. Все его творчество является подтверждением широкой русской души. Нам известны более одной тысячи его картин. Это портреты, сюжетно-тематические произведения, пейзажи и, конечно же, натюрморты. […]

Чувствуется нарочитая картинность этого натюрморта. Художник сочинил его. Его натюрморт обращен на зрителя. Мы видим вкуснейшую снедь Москвы во всей ее красоте и невероятном изобилии. Машков очень внимательно относился к особой постановке […]

Илья Иванович Машков учился у известных художников того времени – Коровина и Серова. Обладая исключительной способностью к колористике, художник писал великолепные, яркие и выразительные натюрморты. В своих живописных работах Машков активно использовал […]