Михаил лазарев путешественник биография. Лазарев михаил петрович - биография

  • 23.09.2019

Михаил Лазарев родился 3 марта 1788 года в городе Владимир. Появился на свет в семье дворянина, сенатора Петра Гавриловича Лазарева, который являлся представителем боковой ветви правителя Владимирского наместничества, армянской аристократической династии Амбелек-Лазаревых. Незадолго до смерти, в 1800 году отец определил троих сыновей - Андрея, Михаила, Алексея - в Морской кадетский корпус.

В 1803 году выдержал экзамен на звание гардемарина, став третьим по успеваемости из 32 учеников. В декабре 1805 года произведен в первый офицерский чин - мичмана.

В числе 30 лучших выпускников корпуса отправлен в Великобританию, где служил военным на флоте до 1808 года для ознакомления с постановкой военно-морского дела в иностранных портах. В течение пяти лет находился в непрерывном плавании в Атлантическом океане и Средиземном море.

В 1808-1813 годах служил на Балтийском флоте. Участвовал в Русско-шведской 1808-1809 и Отечественной войне 1812.

В 1813 году лейтенант Лазарев получил новое назначение - командовать фрегатом «Суворов», отправляющимся в кругосветное плавание.

Корабль «Суворов», на который получил назначение Лазарев, принадлежал Российско-Американской компании, созданной русскими промышленниками в конце XVIII столетия. Своей задачей компания поставила улучшение использования природных богатств Русской Америки. Компания была чрезвычайно заинтересована в регулярном морском сообщении между Петербургом и Русской Америкой и не жалела средств на снаряжение кругосветных экспедиций.

В начале октября 1813 года подготовка к путешествию была завершена, и на рассвете 9 октября «Суворов» отошел с Кронштадтского рейда.

В начале пути их встретили сильные ветры и густые туманы, от которых «Суворову» пришлось укрыться в шведской гавани Карлскруна. Пройдя проливы Зунд, Каттегат и Скагеррак и благополучно избежав нападения французских и союзных им датских военных кораблей, Лазарев благополучно довел «Суворова» до Ла-Манша.

В Портсмуте корабль сделал остановку, затянувшуюся на три месяца. 27 февраля 1814 года «Суворов» вышел из Портсмута и устремился к югу. Спустя две недели корабль Лазарева уже подходил к острову Мадейра. 2 апреля «Суворов» пересек экватор, а вечером 21 апреля вошел в бухту Рио-де-Жанейро. 24 мая «Суворов» покинул Рио-де-Жанейро и вышел в Атлантический океан, направляясь на восток. Далее он обошел с юга Африку и, проследовав через Индийский океан, обогнул с юга Австралию

В 1814 году 14 августа «Суворов» вошел в залив Порт-Джэксон и направился в Сидней. При подходе к гавани «Суворов» был встречен громом артиллерийского салюта. Так губернатор принадлежавшей в то время англичанам колонии Новый Южный Уэльс приветствовал русских моряков по случаю окончательной победы над Наполеоном.

От Австралии «Суворов» пошел по Тихому океану на восток, вновь приближаясь к экватору. 28 сентября впереди показались очертания суши. Однако на карте, имеющейся в распоряжении Лазарева, никаких признаков суши не было и лишь при подходе на более близкое расстояние и обследовании этих мест Лазарев понял, что перед ним группа коралловых островов, возвышающихся над поверхностью океана и соединяющихся между собой коралловыми перемычками. Эти острова были покрыты кустарником и деревьями. Вновь открытым островам Лазарев дал имя Суворова.

Закончив обследования островов, «Суворов» вновь продолжил путь с отклонением на север. 10 октября был пересечен экватор.

В ноябре корабль Лазарева подошел к центру Русской Америки - порту и поселению Ново-Архангельску. Здесь Лазарева встретил управитель Российско-Американской компании А.А.Баранов, выразивший ему благодарность за сохранность вверенных ему грузов.

На зиму «Суворов» остался в Ново-Архангельске. После окончания зимовки «Суворов» был нагружен продовольствием и товарами, и по приказанию А.А.Баранова Лазарев взял курс на один из островов Алеутской группы и находящиеся рядом с ним Прибыловы острова. Выгрузив вверенный ему груз, он принял на борт пушнину, заготовленную местными промышленниками. Корабль Лазарева пробыл в пути чуть более месяца. Груз, принятый на борт в Уналашке, предстояло доставить в Кронштадт, предварительно вернувшись в Ново-Архангельск.

В конце июля «Суворов» покинул Ново-Архангельск. Теперь его путь в Кронштадт лежал вдоль берегов Северной и Южной Америки, в обход мыса Горн. Лазареву еще предстояло сделать остановку в перуанском порту Кальяо для разрешения ряда вопросов, связанных с делами Российско-Американской компании.

После захода в порт Сан-Франциско «Суворов» двинулся к берегам Перу. На протяжении трехмесячной стоянки в порту Кальяо Лазарев с офицерами знакомился с жизнью города и порта.

Пройдя в штормовую погоду через пролив Дрейка и мимо опасного мыса Горна, Лазарев приказал повернуть на северо-восток в Атлантический океан. Он не стал останавливаться в Рио-де-Жанейро, а сделал лишь небольшую остановку у острова Фернанду-ди-Норонья. Здесь на «Суворове» были исправлены повреждения, причиненные штормом, и корабль направился к берегам Англии. 8 июня он уже был в Портсмуте, а еще через пять недель вернулся в Кронштадт.

В марте 1819 года Лазарев получил назначение командовать «фрегатом Мирный», которому предстояло отплыть к Южному полюсу в составе антарктической экспедиции. Лазарев принял на себя непосредственное руководство всеми подготовительными работами.

В июне прибыл капитан 2 ранга Ф.Ф.Беллинсгаузен, которому было поручено как командование фрегатом «Восток», так и руководство всей экспедицией. Через месяц после его прибытия «Восток» и «Мирный» покинули Кронштадтский рейд и двинулись к южному полюсу.

«Мирный», построенный по проекту русских корабельных инженеров и к тому же достаточно укрепленный Лазаревым, показал свои блестящие качества. Однако «Восток», построенный британскими инженерами, все же качественно уступал «Мирному», несмотря на все старания Лазарева сделать его таким же выносливым.

За участие в Антарктической экспедиции Лазарев был произведен в капитаны 2 ранга, минуя чин капитан-лейтенанта.

В то время как Лазарев находился в полярной экспедиции, обострилась обстановка в районе Русской Америки. Все более широкий размах принимали действия английских и американских контрабандистов. Ново-Архангельск прикрывал корабль «Аполлон» - единственное военное судно Российско-Американской компании, но безопасность всех территориальных вод России в этом районе он обеспечить не мог. Поэтому было решено направить к берегам Русской Америки 36-пушечный фрегат «Крейсер» и шлюп «Ладога». Командование фрегатом возлагалось на Лазарева, а командование «Ладогой» - на его младшего брата Андрея.

В 1822 году 17 августа корабли под командованием Лазарева покинули кронштадтский рейд. Экспедиция началась в условиях жестоких штормов, вынуждавших Лазарева сделать остановку в Портсмуте. Лишь в ноябре удалось покинуть гавань и взять курс на Канарские острова, а оттуда к берегам Бразилии. Плавание к Рио-де-Жанейро проходило в исключительно благоприятных условиях, однако после отплытия из столицы Бразилии стихия вновь разбушевалась. В море поднялся ураган, начались бури, сопровождаемые снегом. Лишь в середине мая «Крейсеру» удалось подойти к Тасмании. Затем фрегат Лазарева взял курс на Таити.

На Таити «Крейсер» встретился с «Ладогой», с которой он разошелся во время штормов и теперь согласно полученному ранее предписанию каждый корабль с вверенным ему грузом поплыл своим курсом. «Ладога» - к полуострову Камчатка, «Крейсер» пошел к берегам Русской Америки.

Около года провел «Крейсер» у берегов северо-западной Америки, охраняя русские территориальные воды от контрабандистов. Летом 1824 года «Крейсер» сменил прибывший в Ново-Архангельск шлюп «Предприятие» под командованием капитан-лейтенанта О.Е.Коцебу. 16 октября «Крейсер» покинул Ново-Архангельск.

Лишь только «Крейсер» вышел в открытое море, как вновь разыгрался ураган. Однако корабль Лазарева не стал укрываться в гавани Сан-Франциско, а выдержал шторм в открытом море. 5 августа 1825 года «Крейсер» подошел к Кронштадтскому рейду.

За образцовое выполнение задания Лазарев был произведен в капитаны 1 ранга. Но капитан «Крейсера» настоял, чтобы награды получили не только он сам и его офицеры, но и все матросы его корабля, участники труднейшего похода.

В 1826 году 27 февраля М.П.Лазарев был назначен командиром 12 флотского экипажа и строящегося в Архангельске 74-пушечного корабля «Азов». После окончания строительства, 5 августа - 19 сентября 1826 года, М.П.Лазарев руководил переходом отряда кораблей, в составе «Азова», «Иезекииля» и военного транспорта «Смирный», из Архангельска в Кронштадт.

Командуя кораблем «Азов» с 10 июня по 6 октября 1827 года совершил переход из Кронштадта на Средиземное море. Здесь, 8 октября 1827 года, являясь командиром «Азова», М.П.Лазарев принял участие в Наваринском сражении. Сражаясь с пятью турецкими кораблями, уничтожил их: он потопил два больших фрегата и один корвет, сжег флагманский корабль под флагом Тагир-паши, вынудил выброситься на мель 80-пушечный линейный корабль, после чего зажег и взорвал его. Кроме того, «Азов» под командованием Лазарева уничтожил флагманский корабль Мухаррем-бея.

За участие в Наваринском сражении Лазарев был произведен в контр-адмиралы и награжден сразу тремя орденами.

В 1828-1829 руководил блокадой Дарданелл; в 1830 вернулся в Кронштадт и командовал отрядом кораблей Балтийского флота.

В 1832 году Лазарев стал начальником штаба Черноморского флота. В феврале - июне 1833, командуя эскадрой, возглавил экспедицию русского флота в пролив Босфор, в результате которой был заключен Ункяр-Искелесийский договор 1833. С 1833 - главный командир Черноморского флота и портов, военный губернатор Николаева и Севастополя. В том же году он был произведен в вице-адмиралы.

Командуя Черноморским флотом, Лазарев стал его подлинным преобразователем. Он ввел совершенно новую систему обучения моряков непосредственно в море в обстановке, максимально приближенной к боевой.

Штаты боевых кораблей Черноморского флота были полностью укомплектованы и оснащены артиллерией более высокого качества. При Лазареве Черноморский флот получил более 40 парусных судов. Также Лазарев заказал для своего флота 6 пароходо-фрегатов и 28 пароходов. На Черном море был построен первый железный пароход и начата подготовка кадров для службы на паровых судах.

Однако Лазарев не ограничивался лишь техническим перевооружением Черноморского флота. В Севастополе была реорганизована Морская библиотека, построен Дом собраний и открыта школа для матросских детей. При Лазареве были построены здания адмиралтейств в Николаеве, Одессе, Новороссийске, начато строительство адмиралтейства в Севастополе.

Используя свой опыт, накопленный в дальних походах, Лазарев наладил работу гидрографического депо, которое начинает издавать карты и атласы Черного моря. Заслуги Лазарева перед русской наукой оценило и Русское Географическое общество, избрав его своим почетным членом. Он был также избран почетным членом Морского ученого комитета, Казанского университета и других научных учреждений.

Особая заслуга Лазарева в подготовке людей, прославивших русский флот и Россию в годы Крымской войны 1853-1856 годов. Адмирал Лазарев пользовался влиянием как технический специалист и наставник молодых офицеров. Он выступал за оборудование российского флота кораблями на паровой тяге, но техническая и экономическая отсталость России того времени была главным препятствием на этом пути. Также он выступал наставником таких известных русских флотоводцев как Нахимов, Корнилов, Истомин и Бутаков.

В декабре 1850 года был награжден орденом Святого Андрея Первозванного.

Незадолго до своей кончины от рака желудка, в последний свой приезд в Петербург, адмирал был на приеме у Николая I. После радушного приема, желая показать адмиралу свое внимание и уважение, государь сказал: «Старик, останься у меня обедать». «Не могу, государь, - ответил Михаил Петрович, - я дал слово обедать у адмирала Г.». Сказав это, Лазарев вынул свой хронометр, взглянул на него и, порывисто встав, промолвил: «Опоздал, государь!» Потом поцеловал озадаченного императора и быстро вышел из кабинета…

В Вене болезнь адмирала Лазарева резко обострилась. Не оставалось никакой надежды спасти его жизнь. Окружающие адмирала, упрашивали его написать письмо государю и поручить ему свое семейство.

Михаил Петрович Лазарев скончался 11 апреля 1851 года. Похоронен в склепе Владимирского собора в городе Севастополь. Там же похоронены его ученики и последователи адмиралы Нахимов, Корнилов, Истомин.

ЛАЗАРЕВ Михаил Петрович (1788-1851), российский флотоводец и мореплаватель, адмирал (1843). В 1813-25 совершил 3 кругосветных плавания, в т. ч. в 1819-21 (командир "Мирного") в экспедиции Ф. Ф. Беллинсгаузена, открывшей Антарктику.

ЛАЗАРЕВ Михаил Петрович (1788-1851), российский флотоводец и мореплаватель, адмирал (1843). В 1813-25 совершил 3 кругосветных плавания, в т. ч. в 1819-21 (командир "Мирного") в экспедиции Ф. Ф. Беллинсгаузена, открывшей Антарктику. При разгроме турок в Наваринском сражении 1827 командир линейного корабля "Азов". С 1833 главнокомандующий Черноморского флота и портов Черного моря.

"Молод годами, да наторел делами"

Родился в семье владимирского губернатора, но рано потерял родителей. По ходатайству Гаврилы Державина в 1800 определен в Морской кадетский корпус. В 1803-1808 волонтером на судах британского флота плавал в Атлантике, у Антильских островов и в Индийском океане, участвовал в Трафальгарском сражении (1805) и в войне со Швецией (1808), за отличие произведен в лейтенанты (1810). В 1813-16, командуя корветом "Суворов", совершил свое первое кругосветное плавание из Кронштадта к берегам Русской Америки и обратно; на пути туда (1814) в Тихом океане обнаружил пять необитаемых атоллов (острова Суворова) первое российское открытие в южном полушарии; доставил из Перу в Петербург почти 13 тонн коры хинного дерева, а также американских лам, альпака и викунью, невиданных дотоле в России представителей семейства верблюдовых.

Открытие Антарктиды

В 1819 Лазарев получил назначение в экспедицию по поискам Южного материка, должность начальника которой долгое время оставалась вакантной. Лишь за месяц до выхода в море на нее утвердили Фаддея Беллинсгаузена, ставшего одновременно командиром шлюпа "Восток". Все трудности по набору экипажей (около 190 человек), обеспечению всем необходимым для длительного плавания в высоких широтах легли на плечи лейтенанта Лазарева, командира шлюпа "Мирный". В 1819-21 оба корабля совершили первое кругосветное плавание к берегам Антарктиды. Для Лазарева это было второе кругосветное плавание. Благодаря мореходному искусству Лазарева парусные шлюпы ни разу не разлучались. Во время этой экспедиции, ознаменовавшей открытие Антарктиды, были определены географические координаты якорных стоянок и местонахождения шлюпов в море, а также выполнены магнитометрические измерения. Третье кругосветное плавание в должности капитана Лазарев осуществил в 1822-25 на фрегате "Крейсер", когда были проведены научные исследования по метеорологии, океанографии и этнографии. Экспедиция проходила по маршруту Кронштадт Рио-де-Жанейро мыс Доброй Надежды Русская Америка мыс Горн Кронштадт.

Морские операции в Средиземном и Черном морях

В 1827 Лазарев отличился в Наваринском сражении и был произведен в контр-адмиралы, руководимый им линейный корабль "Азов" первым из судов русского флота удостоен георгиевского флага. Два следующих года его эскадра блокировала Дарданеллы. В 1830 Лазарев вернулся в Кронштадт, но уже в 1832 получил назначение начальником штаба Черноморского флота. По его приказу лейтенанты Ефим Путятин и Владимир Корнилов выполнили опись берегов и промеры глубин проливов Дарданеллы и Босфор. Используя хорошие личные отношения с турецкими властями, Лазарев направил яхту под командованием Егора Манганари заснять южное побережье Черного моря. В конце 1834 Лазарев назначен главным командиром Черноморского флота и военным губернатором Николаева и Севастополя. В 1838-40 возглавил военные операции на море против кавказских горцев; подготовил к десантным операциям моряков и сухопутные подразделения; по его поручению Михаил Манганари в 1840-43 нанес на карту крымские и абхазские берега Черного моря, а в 1845-48 выполнил съемку Мраморного моря. Были изданы лоции Азовского и Черного морей.

Организаторская деятельность и человеческие качества

Лазарев прекрасно понимал превосходство машинных судов над парусными и был сторонником создания сильного парового флота. Он построил в Севастополе пять первоклассных батарей, морскую библиотеку, морское собрание, морские казармы, сухие доки и два училища. Под его непосредственным наблюдением с николаевской верфи были спущены на воду два линейных корабля и фрегат. Лазарев воспитал плеяду выдающихся командиров и флотоводцев, включая П. С. Нахимова, В. А. Корнилова, В. И. Истомина, Г. И. Бутакова, Е. В. Путятина, И. С. Унковского. Он добился значительного улучшения условий жизни матросов. Отличительными качествами характера Лазарева были инициатива и смелость, быстрота в принятии решений, добропорядочность и честность. Он был женат, имел дочь. Его именем названы море, шельфовый ледник, антарктическая станция, атолл, остров, поселок, бухта и два мыса.

Сочинения:

Описание плавания шлюпов "Восток" и "Мирный" в 1819-1821 годах. // Русские открытия в Антарктике в 1819-1820-1821 годах. М., 1951.

Литература:

1.Лазарев М. П. Документы. М., 1952-61. Т. 1-3.

2.Магидович И. П., Магидович В. И. Очерки по истории географических открытий. М., 1985. Гл. 2.

3.Фирсов И. И. Полвека под парусами. М., 1988.

Лазарев Михаил Петрович краткая биография и интересные факты из жизни путешественника и флотоводца изложена в этой статье.

Лазарев Михаил краткая биография

Будущий флотоводец появился на свет 14 ноября 1788 года в дворянской семье во Владимире. С малых лет хотел стать моряком. Родители, поддерживая сына, определили его в кадетский Морской корпус в Петербурге.

В числе лучших выпускников корпуса в 1803 году был направлен в заграничное плавание. В период 1808-1813 годов проходит службу в Балтийском флоте, берет участие русско-шведской (1808-1809 года) и Отечественной (1812 год) войнах.

В 25 лет его назначили командиром корабля под названием «Суворов», который из Кронштадта отправился в кругосветное плавание до побережья Аляски. После этого Лазарева ставят командиром на шлюп «Мирный», а также помощником Ф. Ф. Беллинсгаузена, начальника очередной кругосветки. Два корабля, «Восток» и «Мирный» отплыли в Южный океан с целью исследования острова Южная Георгия, Сандвичевой земли и юга. Они находились на воде 527 дней. По пути к точкам исследования они открыли миру много островов и подобрались к Антарктиде, обнаружив новую часть Земли в южных широтах. Благодаря им приоритет в открытии земель в Антарктике был закреплен за Россией.

В 1822 году Михаил Петрович Лазарев командует фрегатом «Крейсер» и совершает третье по счету кругосветное плавание со своим любимым учеником Нахимовым.

20 октября 1827 года флотоводец берет участие в Наваринском сражении около берегов Южной Греции. Корабль «Азов», находившийся под командованием Лазарева был награжден высшей наградой – кормовым Георгиевским флагом. Сам Лазарев получил звание контрадмирала и орден.

Михаил Петрович в 1833 году был назначен командиром портов Черного моря и Черноморского флота, получив при этом еще и должность губернатора Николаева и Севастополя.

Михаил Лазарев интересные факты

* Главное открытие научной экспедиции Беллинсгаузена и адмирала Лазарева – это находка Антарктиды 28 января 1820 года около Земли принцессы Марты.

* Он в тройке самый успешных учеников кадетского Морского корпуса, за что был отправлен в Великобританию. Здесь он прослужил на флоте военным до 1808 года с целью ознакомления с военно-морскими делами в заграничных портах. На протяжении 5 лет занимался самообразованием, находясь в непрерывном плавании в Средиземном море и Атлантическом океане.

Несколько десятилетий существовала негласная «лазаревская школа» моряков, воспитавшая героев Синопа, обороны Севастополя и первых создателей парового флота. Благодаря усилиям М.П. Лазарева, отмеченного славой кругосветных плаваний, открытий и боевых действий, парусный Черноморский флот к началу Крымской войны достиг своего высшего развития.


Михаил Лазарев родился 3 ноября 1788 года в городе Владимире. Его отец, сенатор, тайный советник Петр Гаврилович Лазарев, был правителем Владимирского наместничества. После смерти отца императорским указом от 25 января 1800 года будущий флотоводец и его братья Алексей и Андрей были приняты в Морской кадетский корпус. Нелегкие занятия в классах сочетались с походами по Финскому заливу. Уже за первое плавание Андрей и Михаил Лазаревы получили лестную оценку. Вскоре заметили способности и рвение Михаила в изучении морского дела. После экзаменов 19 мая 1803 года гардемарин Михаил Лазарев оказался в числе первых. После нескольких месяцев крейсерства по Балтийскому морю его в числе лучших гардемарин направили волонтером в Англию для прохождения морской практики. 5 лет молодой моряк ходил в Атлантическом и Индийском океанах, Северном и Средиземном морях, занимался самообразованием, изучал историю, этнографию. По возвращении в 1808 году его произвели в мичманы. Молодой офицер участвовал в русско-шведской войне, затем, плавая на легких судах, не раз проявлял лихость и расторопность. В 1811 году Лазарев - лейтенант. В 1812 году он служил на бриге «Феникс» и за доблесть в Отечественной войне получил серебряную медаль.

Блестящие аттестации позволили поручить моряку ответственное дело. 9 октября 1813 года из Кронштадтского порта под коммерческим флагом вышел корабль «Суворов», которому следовало доставить грузы на Дальний Восток. Лазарев успешно выполнил поручение, открыл необитаемые острова Суворова на Тихом океане. Он закупил в Перу партию хинина и других местных товаров. Кроме того, на борт приняли животных, которых в России не было. Обогнув мыс Горн, корабль 15 июля 1816 года вернулся в Кронштадт. В ходе кругосветного плавания моряки «Суворова» уточнили координаты и провели съемку участков побережий Австралии, Бразилии, Северной Америки.

4 июля 1819 года шлюпы «Восток» и «Мирный» (последним командовал Лазарев) вышли из Кронштадта для поиска земель у Южного полюса. Зайдя в Англию и на остров Тенерифе, суда через Атлантику прибыли в Рио-де-Жанейро. От берегов Бразилии направились к югу и в декабре достигли острова Новая Георгия, открытого Куком. В том же районе моряки нашли и описали несколько островов, выяснили, что земля Сандвича, названная так Куком, является в действительности архипелагом Южных Сандвичевых островов. Россияне приблизились к тогда неизвестной Антарктиде. Множество айсбергов свидетельствовало о соседстве обширной земли. 4 января 1820 года экспедиция продвинулась на полградуса далее Кука. Несмотря на льды и туман, 15 января суда пересекли впервые Южный полярный круг, на следующий день достигли широты 69 градусов 25 минут. Несколько раз моряки пытались пройти южнее, но везде встречали сплошной лед. Позднее было установлено, что 5 и 6 февраля экспедиция не дошла всего три-четыре километра до Берега Принцессы Астрид Антарктического материка. Но пока об этом не было известно. О соседстве берега свидетельствовали, кроме айсбергов, появлявшиеся птицы.

После наступления южной зимы экспедиция направилась к северу. Моряки открыли несколько неизвестных островов в архипелаге Туамоту. В ноябре суда вновь пошли к югу. Несмотря на разницу в скорости, они не разлучались, кроме тех случаев, когда командиры намеревались обследовать более широкую полосу моря. Серьезная буря в середине декабря не прервала исследований. Трижды суда пересекали полярный круг, 10 января 1821 года продвинулись до 69 градусов 53 минут южной широты, но встретили сплошные льды. Ф.Ф. Беллинсгаузен повернул на восток, и вскоре моряки открыли остров Петра I, а 17 января при ясной погоде усмотрели на юге землю, которую назвали Землей Александра I. Позднее установили, что это была часть Антарктиды, соединенная с материком шельфовым ледником Георга VI. Несмотря на то что не удалось подойти к земле ближе 40 миль, хорошо была видна высочайшая гора Св. Георгия Победоносца. Затем моряки, пройдя вокруг Южных Шетлендских островов, установили, что англичане ошибочно полагали эту открытую в 1819 году капитаном Смитом землю частью материка.

Так как «Восток» требовал ремонта, экспедиция, исследовавшая приполярную область со всех сторон, отправилась в обратный путь и 24 июля 1821 года прибыла в Кронштадт. За время плавания было открыто 29 островов, на карту Антарктики нанесены 28 объектов с русскими названиями. Стало ясно, что вокруг Южного полюса существует обширная земля, порождающая массу айсбергов. В честь кругосветного плавания отчеканили медаль, участников наградили. За заслуги М.П. Лазарева через чин произвели в капитаны 2-го ранга.

17 августа 1822 года Лазарев с фрегатом «Крейсер» и шлюпом «Ладога» выступил из Кронштадта и доставил грузы в тихоокеанские порты России. 5 августа 1824 года Лазарев на фрегате вернулся в Кронштадт, завершив третье кругосветное плавание. За успешный поход его произвели в капитаны 1-го ранга, наградили орденом Св. Владимира 3-й степени.

27 февраля 1826 года моряка назначили командовать 12-мфлотским экипажем и кораблем «Азов». Он со своими помощниками достраивал корабль в Архангельске, вникая во все мелочи и внося усовершенствования в конструкцию. Корабль этот долгое время был образцом для корабелов. 5 октября Лазарев привел в Кронштадт корабли «Азов», «Иезекииль» и шлюп «Смирный».

С 21 мая по 8 августа 1827 года «Азов» состоял в эскадре адмирала Д.Н. Сенявина, перешедшей в Портсмут. Затем была отделена и направлена на Средиземное море эскадра Л.Ф. Гейдена. Командир флагманского корабля «Азов» был также начальником штаба эскадры. В Наваринском сражении 8 октября 1827 года «Азов» сыграл решающее значение, сражаясь со значительной частью турецкого флота в одиночку до подхода отставших кораблей и уничтожив несколько египетских судов, в том числе флагманские. За героизм, проявленный в сражении, Лазарева произвели в контр-адмиралы и наградили орденами от имени английского, французского и греческого королей. «Азов» первым получил кормовой Георгиевский флаг.

В ходе русско-турецкой войны 1828-1829 годов Лазарев командовал эскадрой, блокируя Дарданеллы. Император был им доволен. 17 февраля 1832 года он назначил контр-адмирала начальником штаба Черноморского флота.

Первой пробой сил для начальника штаба стала организация экспедиции в Босфор. Египетский правитель паша Мехмет-Али в 1831 году выступил против султана и двинул армию на Константинополь. Не имея помощи от западных стран, Порта обратилась к России. 14 января 1833 года Лазарев получил высочайшее повеление идти с эскадрой к Константинополю. Снарядив за три недели уже разоруженную эскадру, 8 февраля контр-адмирал привел к Буюк-Дере 4 корабля, 3 фрегата, корвет и бриг. Испуганный султан пытался заставить Лазарева удалиться, но тот удерживал позицию в проливе под разными предлогами, пока не прибыли еще две эскадры с войсками. За время полугодовой стоянки русские моряки собрали сведения о Константинополе и проливах. Угроза египетского паши была ликвидирована, русские эскадры вернулись в базы. Россия и Турция подписали Ункияр-Искелесийский союзный договор, установивший благоприятный для России режим плавания в проливах. Решительность и дипломатическая деятельность Лазарева были оценены: 2 апреля 1833 года его произвели в вице-адмиралы, 1 июля флагман стал генерал-адъютантом императора, 2 августа был назначен исполняющим должность главного командира Черноморского флота и портов, а 31 декабря 1834 года - утвержден в этой должности.

Принимая флот, Лазарев отмечал его недостатки. Тем не менее А.С. Грейг создал ту основу, на которой можно было развивать флот далее. Новый главный командир, как человек энергичный и хороший моряк, за 17 лет на этой базе создал парусный флот, по подготовке экипажей и качеству кораблей не уступающий ведущим флотам мира.

Еще в 1834 году Лазарев выработал план отражения возможного вторжения англичан на Черное море, включавший высадку десанта на Босфоре, а при прорыве врага через проливы - уничтожение противника в море или у Севастополя. Для этого требовались боеспособные корабли. В сотрудничестве с начальником штаба В.А. Корниловым Лазарев работал над требованиями к устройству и вооружению военных кораблей. Флот укомплектовали современными судами. Были усовершенствованы адмиралтейства в Николаеве, Новороссийске, построено адмиралтейство в Севастополе, законченное после смерти адмирала и названное Лазаревским. Расширялось строительство Севастополя. Усиленное гидрографическое депо подготовило карты и атласы Черного и Азовского морей.

За годы управления Лазарева было построено свыше 110 боевых и вспомогательных кораблей, в том числе 17 линейных и 8 пароходов. Артиллерия, которая вместо ядер использовала бомбы, широко была принята на вооружение Черноморского флота, ранее чем за границей. Моряк предложил использовать отечественный уголь будущего Донбасса и установил его преимущество перед импортным.

В 1838-1840 годах Лазарев с эскадрой организовывал высадки десантов на берега Кавказа при Туапсе, Псезуапе, Субаши, Шапсухо. Проходили они по четко разработанному плану, в котором сочетались действия корабельной артиллерии, высадочных средств и войск. Перед высадкой под руководством Лазарева штаб готовил становившийся обычным набор документов (диспозиция кораблей и фрегатов, приказ на высадку, расписание войск по гребным судам, диспозиция гребных судов, приказ о действиях гребных судов). Впервые были разработаны планы непрерывной огневой поддержки высаживаемых войск. Моряков и войска предварительно тренировали. Тщательная подготовка позволяла добиваться успеха при небольших потерях.

Была налажена тесная связь между моряками и командованием сухопутных войск. Практика взаимодействия флота с армией сохранялась и позднее, сыграв свою роль в обороне Севастополя.

Высаженные войска создавали Кавказскую береговую линию, которая при поддержке крейсирующих в море отрядов прерывала контрабандную доставку оружия горцам и способствовала прекращению войны в горах. Одно из укреплений линии было названо Лазаревским. Название сохранилось на карте поныне.

Все Кавказское побережье было разделено на участки и закреплено за крейсирующими отрядами. Благодаря круглогодичному патрулированию без заходов в базы моряки получали великолепную практику, каковой не имели на Балтике с ее замерзающими портами.

За успехи в развитии флота М.П. Лазарева наградили высшими орденами, 10 октября 1843 года произвели в адмиралы.

Помощниками адмирала стали те моряки, коих флагман проверил в боях и дальних походах. Становясь адмиралами, лазаревцы (Нахимов, Корнилов и другие) знания, умение и непоколебимый морской дух распространили на все суда своих эскадр. Они вносили улучшения в конструкцию кораблей, в уставы и наставления. На счету передовых офицеров - Севастопольская морская библиотека и парусный флот, моряки которого продемонстрировали свою подготовку в долгих крейсерствах у Кавказских берегов, в боях с турками и обороне Севастополя.

Скончался М.П. Лазарев 11 апреля 1851 года от рака желудка. Похоронили адмирала во Владимирском соборе Севастополя. После него остался Черноморский флот, по подготовке один из лучших в мире. На долгие годы лазаревская морская школа легла в основу воспитания моряков, и знаменитое «В море - дома» С.О. Макарова проистекает отсюда же.

(1877-1851)

Адмирал Михаил Петрович Лазарев, знаменитый мореплаватель, выдающийся русский флотоводец и создатель передовой морской школы, вместе с Ф. Ф. Беллинсгаузеном открывший Антарктиду, родился 14 ноября 1788 г. во Владимирской губернии. В возрасте 12 лет он был отдан в Морской корпус, незадолго до этого переведенный из Кронштадта в Петербург. Одновременно с ним в корпусе учились его старший брат Андрей и младший Алексей. В 1803 г. М. П. Лазарев был произведен в гардемарины. Ввиду отсутствия в то время возможности посылать гардемаринов в дальние заокеанские плавания на боевых кораблях, М. П. Лазарев в числе наиболее способных выпускников корпуса был в 1804 г. командирован на суда английского флота для практического изучения военно-морского дела. В английской флоте М. П. Лазарев пробыл пять лет, непрерывно находясь в плавании а Вест-Индии и на Атлантическом океане, и участвовал в боевых действиях против французов; имеются сведения, что он побывал также в Ост-Индии и Китае.

Вернувшись в 1808 г. в Россию, он был произведен в первый офицерский чин мичмана. Во время заграничных плаваний М. П. Лазарев приобрел большой практический и боевой опыт.

С 1808 по 1813 г. М. П. Лазарев плавал на различных кораблях Балтийского флота, участвовал в Отечественной войне 1812 г. В 1811 г. он был произведен в лейтенанты. К этому времени М. П. Лазарев заметно выделялся среди окружающих его офицеров и заслужил репутацию опытного моряка. Ввиду этого, когда Российско-Американская компания, осуществлявшая в то время обширную программу по экономическому освоению русских владений в северной части Тихого океана (Аляска и Алеутские острова), обратилась к Морскому министерству с просьбой назначить опытного офицера для командования в кругосветном плавании новым кораблем «Суворов», выбор пал на М. П. Лазарева. «Суворов» имел назначение доставить различные грузы на Аляску, а оттуда вывезти пушнину. М. П. Лазарев, давно мечтавший о дальних плаваниях, охотно принял это предложение.

Плавание «Суворова» было третьим по счету среди многих десятков русских кругосветных путешествий (после знаменитых походов и на кораблях «Надежда» и «Нева» в 1803-1806 гг. и на шлюпе «Диана» в 1807-1809 гг.). Поход «Суворова» протекал к тому же в военное время. Отсюда видно, какая большая ответственность лежала на совсем еще юном 25-летнем командире корабля, впервые занимавшем такую должность. Плавание осложнялось еще тем, что «Суворов» не был военным кораблем и даже частично был укомплектован вольнонаемным, мало дисциплинированным личным составом.

Однако М. П. Лазарев сумел превратить плаванье, рассчитанное лишь на перевозку грузов, почти в научную экспедицию. Выйдя из Кронштадта 21 ноября 1813 г. и обогнув мыс Доброй Надежды, он в Тихом океане сделал важное географическое открытие: 10 октября 1814 г. он открыл группу из пяти ранее неизвестных островов, которая была им названа по имени своего корабля – группой Суворова. 30 ноября «Суворов» пришел в Ситку (Ново-Архангельск). Отсюда весной 1815 г. «Суворов» ходил за пушными промыслами в Берингово море к островам Прибылова. Летом того же года между М. П. Лазаревым и главным правителем русских поселений на северо-западных берегах Америки А. А. Барановым произошли крупные разногласия из-за того, что последний хотел незаконно возложить на командира корабля «Суворов» непредусмотренные поручения. Когда же Баранов приказал невооруженному кораблю стать под обстрел береговых укреплений, М. П. Лазарев решил уходить из Ситки и, в одну ночь подготовив свой корабль к походу, несмотря на стрельбу батареи, вышел 4 августа 1815 г. из гавани и направился в обратный путь на Родину вокруг мыса Горн. 6 августа 1816 г. М. П. Лазарев прибыл в Кронштадт, благополучно совершав длинный переход. Это плавание ярко выявило решительность и энергию M. П. Лазарева, отличное знание им морского дела, уменье обращаться с подчиненными и заслуживать их безусловное доверие. После возвращения М. П. Лазарев представил компании свой отчет, рассмотрение которого показало, что он был прав. В 1817-1819 гг. М. П. Лазарев вновь плавал на военных кораблях Балтийского флота, пользуясь всеобщим уважением. Вот как расценивался в то время М. П. Лазарев его современниками: «Все отдавали полную справедливость отличным знаниям лейтенанта Лазарева по морской части; он считался одним из первых офицеров в нашем флоте, и был действительно таков, обладая в высокой степени всеми нужными для этого качествами».

Когда в 1819 г. Морское министерство подбирало личный состав на корабли первой русской антарктической экспедиции, то вполне естественно, что выбор пал на М. П. Лазарева. Он был назначен командиром шлюпа «Мирный». Выбор этот оказался чрезвычайно удачным. Уже в подготовительный период М. П. Лазарев с большим искусством принял ряд мер, в результате которых бывший транспорт «Ладога», предназначенный при постройке для использования в Балтийском море, превратился в шлюп «Мирный», выдержавший трудное длительное плавание во льдах лучше, чем более значительный по размерам шлюп «Восток». Благодаря распорядительности М. П. Лазарева «Мирный» был снабжен второй обшивкой, дополнительными креплениями корпуса, новым рангоутом и парусами и дубовым рулем вместо соснового; кроме того, по указаниям командира, на «Мирном» были произведены внутренние переделки. Гребные суда для обоих шлюпов были построены по чертежам, избранным М. П. Лазаревым. Начальник экспедиции Ф. Ф. Беллинсгаузен высоко оценивал своего ближайшего помощника и сотоварища. В своих донесениях и в описаниях путешествия он неоднократно подчеркивал исключительное искусство М. П. Лазарева в управлении под парусами, что давало возможность тихоходному шлюпу «Мирный» все время следовать совместно с более быстроходным шлюпом «Восток». В это плавание М. П. Лазарев ярко проявил и отличные качества командира и воспитателя молодых офицеров, об этом образно повествует мичман Н. И. Новосильский, плававший на шлюпе «Мирный», которому командир пришел на помощь при сложном маневрировании среди плавающих льдов: «Каждая секунда приближала нас к страшно мелькавшей из-за тумана ледяной громаде... В эту самую минуту вошел на палубу М. П. Лазарев. В одно мгновение я объяснил начальнику, в чем дело, и спрашивал приказания. Постойте, сказал он хладнокровно. Как теперь смотрю на Михаила Петровича: он осуществлял тогда в полной мере идеал морского офицера, обладавшего всеми совершенствами. С полной самоуверенностью, быстро взглянул он вперед и взор его казалось прорезывал туман и пасмурность... Спускайтесь! сказал он спокойно».

К участию в экспедиции М. П. Лазарев относился с чрезвычайной ответственностью и прилагал все усилия к тому, чтобы высоко поднять авторитет своей Родины и завоевать ей славу.

Представляя М. П. Лазарева к награждению, Ф. Ф. Беллинсгаузен писал морскому министру: «Во все время плавания нашего, при беспрерывных туманах, мрачности и снеге, среди льдов, шлюп «Мирный» всегда держался в соединении, чему по сие время примеру не было, чтобы суда, плавающие столь долговременно при подобных погодах, не разлучались, и потому поставляю долгом представить вам об таковом неусыпном бдении лейтенанта Лазарева». Один из островов Архипелага Россиян Беллинсгаузен назвал именем Лазарева.

Во время плавания М. П. Лазарев принимал деятельное участие в научной работе экспедиции: он лично занимался астрономическими наблюдениями, измерял высоту горных вершин, производил океанографические наблюдения, причем его измерения имеют исключительную точность (так, например, измеренная им секстантом высота горы Эгмонт на Новой Зеландии отличается от современных измерений, произведенных более совершенными методами, менее чем на 9 м). М. П. Лазарев в течение месяца (с 16 марта по 15 апреля 1820 г.), когда из района Антарктики оба шлюпа направлялись раздельно к Сиднею, шел совершенно самостоятельно, причем, несмотря на тихоходность своего корабля и полное отсутствие всякой связи между двумя шлюпами, пришел в этот порт лишь на 6 дней позже начальника экспедиции.

По возвращении из экспедиции М. П. Лазарев был произведен, минуя очередной чин, в капитаны 2-го ранга.

Недолго М. П. Лазарев, однако, высидел на берегу: уже через год, в 1822 г., мы видим его снова на палубе корабля – теперь уже в должности начальника кругосветной экспедиции и командира фрегата «Крейсер»; вторым кораблем в составе экспедиции был шлюп «Ладога», которым командовал его брат Андрей Петрович Лазарев.

М. П. Лазарев был одним из очень немногих русских офицеров, совершивших три кругосветных плавания, и единственным, трижды обогнувшим земной шар в должности командира корабля. Цель экспедиции состояла в доставке различных грузов на Камчатку и в русские колонии в Северной Америке, а фрегату «Крейсер» надлежало сменить станционера в Ситке (Ново-Архангельске). Экспедиция вышла из Кронштадта 30 августа 1822 г. и направилась по маршруту: Рио-де-Жанейро (с кратковременным заходом в Копенгаген, Портсмут и на остров Тенериф)– мыс Доброй Надежды – Тасмания – остров Таити; далее путь обоих кораблей разделился; «Крейсер» пошел в Ситку (Ново-Архангельск), а «Ладога» – в Петропавловск-Камчатский. 20 ноября 1823 г. оба корабля соединились в Ситке, после чего направились к берегам Калифорнии. В Сан-Франциско вновь произошло разделение экспедиции: шлюп «Ладога» направился обратно в Россию, а фрегат «Крейсер» пробыл в качестве станционера в Ситке еще до 28 октября 1824 г., когда он был сменен шлюпом «Предприятие» под командою О. Е. Коцебу, и направился в обратный путь. 5 сентября 1825 г., через три года после отправления, фрегат «Крейсер» вернулся в Кронштадт в таком блестящем порядке, что на него все смотрели как на недосягаемый образец. На «Крейсере» зародилась дружба двух выдающихся моряков Лазарева и Нахимова, который был тогда в чине мичмана. Здесь на «Крейсере» наметились новые приемы воспитания личного состава, было положено начало знаменитой «лазаревской школе», давшей русскому военному флоту целую плеяду блестящих моряков и боевых командиров. На «Крейсере» с М. П. Лазаревым пошли в кругосветное плавание и бывшие спутники его по антарктической экспедиции на шлюпе «Мирный» лейтенанты М. Д. Анненков и И. А. Куприянов, причем первый из них позднее последовал за М. П. Лазаревым и на корабль «Азов», Как и обычно в своих плаваниях. М. П. Лазарев много внимания уделял на «Крейсере» гидрографическим вопросам, уточнял на карте местоположение островов, мысов и других приметных пунктов, а также положение береговом линии. М. П. Лазарев поставил на своем корабле систематические гидрометеорологические наблюдения, которые выполнялись под его руководством офицерами фрегата «Крейсер» и которые были выполнены настолько хорошо, что спустя 60 лет в 1882 г. Русское морское министерство отдало распоряжение их издать (Метеорологические наблюдения, производившиеся во время кругосветного плавания фрегата «Крейсер», под командой капитана 2-го ранга Лазарева 1-го в 1822-1823-1824-1825 гг. СПб. 1882).

Этим третьим кругосветным путешествием завершаются его дальние плавания. После возвращения из плавания М. П. Лазарев был произведен в капитаны 1-го ранга.

Географические его заслуги за все три кругосветных плавания получили впоследствии высокую оценку Русского географического общества, избравшего М. П. Лазарева своим почетным членом в 1851 г., первым среди русских моряков.

Имя М. П. Лазарева наравне с именем Ф. Ф. Беллинсгаузена упоминается в меморандуме советского правительства от 7 июня 1950 г. по вопросу о режиме в Антарктике, в котором подчеркивается приоритет русских мореплавателей в открытии этой шестой части света.

После возвращения из третьего кругосветного плавания М. П. Лазарев был назначен командиром лучшего и новейшего линейного корабля «Азов», строившегося в Архангельске по новым методам знаменитым русским корабельным инженером Курочкиным. На «Азове» он совершает переход из Архангельска в Кронштадт, а еще через год, в 1827 г. направляется в составе эскадры контр-адмирала Гейдена к берегам Греции. Здесь М. П. Лазарев в качестве командира «Азова» и одновременно начальника Штаба эскадры особенно отличился храбростью, распорядительностью и умелым маневрированием в Наваринском сражении, в котором основную тяжесть выдержала русская эскадра, сражавшаяся против турецкого флота вместе с английской и французская эскадрами. Во все время боя под жестоким огнем противника, сражаясь одновременно с пятью турецкими кораблями, Гейден и М. П. Лазарев спокойно прогуливались по шканцам «Азова», отдавая нужные распоряжения. За боевые заслуги М. П. Лазарев был произведен в контр-адмиралы.

На «Азове» с М. П. Лазаревым плавали лучшие представители его морской школы – будущие прославленные адмиралы Нахимов, Корнилов и Истомин. Впервые в истории русского флота кораблю М. П. Лазарева было присвоено высшее боевое отличие – кормовой Георгиевский флаг. В письме к своему другу, будущему знаменитому гидрографу М. Ф. Рейнеке, написанному сразу же после Наваринского боя, старший офицер корабля «Азов», будущий прославленный флотоводец П. С. Нахимов характеризует своего командира и учителя следующим восторженным отзывом: «Надобно на него смотреть во время сражения, с каким благоразумием, с каким хладнокровием он везде распоряжался. Но у меня недостанет слов описать все его похвальные дела, и я смело уверен, что русский флот не имел подобного капитана».

С 1828 по 1829 г. М. П. Лазарев имел свой флаг на том же корабле «Азов» и, продолжая состоять начальником штаба Средиземноморской эскадры, крейсировал в Эгейское море и участвовал в блокаде Дарданелл, что представляло в зимнее время значительные трудности. В конце 1829 г. М. П. Лазарев впервые был назначен командующим эскадрой и получил сложное поручение: привести к 1 мая 1830 г. эту эскадру из Средиземного моря в Балтийское, избегая заходов в иностранные порты. Это поручение было им блестяще выполнено, несмотря на наличие в этот сезон льдов в Финском заливе.

В течение 1830-1832 гг. М. П. Лазарев командовал отрядами судов в Балтийском море и в Ботническом заливе, участвовал в различных комитетах и комиссиях, занимавшихся вопросами преобразования флота, в том числе и выработкой нового положения о Черноморском флоте.

Вся последующая деятельность М. П. Лазарева посвящена работе по дальнейшему развитию на основе традиции великих русских флотоводцев Ушакова и Сенявина русского военно-морского искусства, делу воспитания личного состава и организаторской и административной деятельности широкого государственного масштаба по укреплению обороноспособности своей Родины на черноморских ее рубежах.

В этот период русское правительство принуждено было обратить особое внимание на повышение боеспособности русского Черноморского флота, которому надлежало быть в постоянной боевой готовности для отражения англо-французских сил в случае их прорыва в Черное море и содействовать русской армии в борьбе против турецких войск на Балканах, а также для поддержки русских войск на Кавказе. Для реорганизации Черноморского флота М. П. Лазарев в 1832 г. переводится на Черноморский флот, сначала на должность начальника штаба, а уже в 1833 г. производится в вице-адмиралы, назначается исправляющим должность главного командира Черноморского флота и портов, а также Николаевского и Севастопольского военного губернатора. В 1834 г, он утверждается в перечисленных должностях. В 1843 г. М. П. Лазарев был произведен в адмиралы.

Здесь на южных рубежах нашей Родины широко развернулась энергичная деятельность М. П. Лазарева как флотоводца, воспитателя личного состава, строителя флота, портов и крепостей. Девятнадцать лет стоял он во главе Черноморского флота и привел его в блестящее состояние.

За это время в Николаеве было расширено адмиралтейство был составлен грандиозный проект развития адмиралтейства в Севастополе и начато его выполнение (законченное после смерти M. П. Лазарева). Адмиралтейство было названо его именем. Как обычно М. П. Лазарев много занимался и географическими вопросами: по его поручению молодые офицеры – будущие выдающиеся адмиралы Бутаков в Шестаков составили первую русскую лоцию Черного мора, а в Николаеве было организовано составление, гравирование и печатание прекрасных морских карт Черного, Эгейского а Средиземного марей, образовавших целый атлас.

Этот период в истории Черноморского флота принято называть «лазаревской эпохой». Опираясь на лучших офицеров своей школы М. П. Лазарев подготовил Черноморский театр, корабельный и личный состав к Крымской войне 1853-1855 гг.

Флот при нем находился в постоянных плаваниях в различных условиях погоды, систематически ежегодно тренировался в маневрировании и стрельбах и по своей боевой подготовке превзошел флоты иностранных государств.

М. П. Лазарев в Николаеве и Севастополе много потрудился также над тем, чтобы создать культурные условия жизни офицеров и матросов. Любимым его детищем была Севастопольская морская библиотека. Среди его ближайших учеников и продолжателей лучших боевых традиций русского флота мы видим имена Нахимова, Корнилова, Истомина, Бутакова, Попова.

В начале 1851 г. М. П. Лазарев тяжело заболел и был для излечения болезни отправлен за границу. 23 апреля 1851 г. он скончался в Вене. Похоронен он в Севастополе. В честь М. П. Лазарева в его любимом Севастополе был поставлен памятник (по проекту известного скульптора Н. С. Пименова), возвышавшийся над созданным им «Лазаревским адмиралтейством».

Список литературы

  1. Шведе Е. Е. Михаил Петрович Лазарев / Е. Е. Шведе // Люди русской науки. Очерки о выдающихся деятелях естествознания и техники. Геология и география. – Москва: Государственное изд-во физико-математической литературы, 1962. – С. 432-438.