Древняя эфиопия. Эфиопия - история эфиопии

  • 24.09.2019

В середине VIII в. до н. э. Эфиопия выступает уже как сильное государство, оказавшееся способным подчинить Египет. Каков же был путь исторического развития Эфиопии в течение предшествовавших этим событиям веков?

Страна и население

«Страна Куш», как ее называли древние египтяне, является естественным продолжением Верхнего Египта. Она представляет собой полосу плодородной земли, вытянутую вдоль течения Нила от первого порога на севере до слияния Белого Нила с Голубым Нилом на юге. К этой полосе тяготеют оазисы и прилегают степи, заселенные в древности кочевыми и полукочевыми племенами. В настоящее время северная часть этой страны от первого до второго порога относится к территории собственно Египта, остальная ее часть входит в состав Судана.

Покинув область степей, Нил в горных хребтах, преграждающих выход к морю, прорезает узкую долину и образует шесть порогов. Только на крайнем юге, в районе Мероэ и в соседних областях страны, полоса плодородной земли шире. Климат тут более влажный, чем в остальной Эфиопии.

Как и в Египте, население сосредоточивалось в непосредственной близости от Нила. В окрестных степях и редких оазисах обитали племена кочевников-скотоводов. Их вторжения время от времени волной захлестывали узкую полоску плодородной земли, где сосредоточивались поселения оседлых земледельцев.

Крайне бедная землей, пригодной для земледелия, скотоводства и садоводства, испытывавшая почти всегда нужду в хлебе, Эфиопия в то же время слыла одной из богатейших стран древности. Действительно, она изобиловала всевозможными природными ископаемыми, в первую очередь золотом. Оно добывалось в безводных, выжженных солнцем долинах и ущельях так называемой Аравийской пустыни, расположенной к востоку от долины Нила. Там же находили драгоценные и полудрагоценные камни. Имелись в стране серебро, медь и железо. Через Эфиопию из далеких южных стран везли в Египет слоновую кость, шкуры диких животных, ароматические растения, эбеновое дерево и пр.

Эфиопия была значительно изолирована от внешнего мира. На севере выход к Средиземному морю преграждал Египет; на юге начинались болота и леса тропической Африки; на западе и востоке простирались необитаемые пустыни. Изолированность усиливали нильские пороги, дробившие страну на отдельные, мало связанные между собой области.

В антропологическом отношении обитатели Эфиопии отличались от египтян более темной окраской кожи и значительной примесью негроидных черт. Древние надписи царства Мероэ начала н. э. составлены на одном из кушитских языков, который, повидимому, и был господствующим в древней Эфиопии.

Эфиопия в IV - II тысячелетиях до н. э.

В IV тысячелетии на всем протяжении долины Нила от Дельты до второго порога господствовала общая в своих основных чертах культура. В это время появляются первые медные орудия - топоры, шилья и др. С конца IV тысячелетия Египет в своем дальнейшем развитии значительно опережает своего южного соседа. Эфиопские племена не смогли создать единой ирригационной системы. Труд земледельца и скотовода здесь еще не создавал избыточного продукта, а следовательно, предпосылки для возникновения классового общества и государства еще не сложились. Другая причина относительной отсталости Эфиопии в это время объясняется, видимо, вторжением с юга пастушеских племен, смешавшихся с местным населением и несколько понизивших общий уровень развития страны. Во всяком случае культура, которая на рубеже IV и III тысячелетий сменяет более Древнюю культуру страны, значительно беднее и грубее ее.

Примерно в ту же пору сказывается еще одно обстоятельство, также замедлившее развитие страны. Начиная со времени правления II династии в Египте до нас дошли сведения о грабительских походах египтян в области, расположенные к югу от Элефантины. Эти постоянные грабительские экспедиции, разумеется, мешали нормальному развитию общества в Эфиопии. Тем не менее, египетские надписи дают все же представление о существенных изменениях в Эфиопии за четыре-пять веков, прошедших со времени первых египетских походов. Образуются союзы племен под властью общего вождя. Так, один вождь возглавляет племена Ирчет и Сечу; впоследствии к созданному союзу присоединяются и племена Уауат.

В конце Древнего царства при фараонах Меренра I и Пиопи II египтяне фактически начали подчинение пограничных областей Северной Эфиопии, которое было прервано временным распадом державы фараонов.

После объединения Египта на рубеже III и II тысячелетий до н. э. фараонами XI и особенно XII династий египтяне вновь начинают свои походы в Эфиопию. В результате ряда походов, из которых наиболее важными были походы Сенусерта III, вся страна до второго порога была присоединена к Египту и подчинена сложной и разветвленной египетской администрации, организованной по тому же образцу, что и в Египте. В это время из Эфиопии систематически вывозятся рабы, скот и особенно золото. Все нужные продукты египетская власть получала в виде налогов, дани и путем прямого грабежа. Все же наряду с этим существовал и обмен. В эфиопских погребениях мы находим зеркала, бусы и амулеты, бесспорно вывезенные из Египта. Различие в количестве и ценности предметов, положенных в разные могилы, говорит о некотором расслоении внутри местных племен. Застой в развитии Северной Эфиопии во времена Среднего царства в значительной степени явился следствием ограбления страны египетской рабовладельческой знатью.

Иначе складывается развитие Эфиопии южнее второго порога. Это развитие лучше всего прослеживается на примере поселения Кермы, расположенного в районе третьего нильского порога. Здесь, на водных и караванных путях, ведущих на юг, в период Среднего царства, повидимому, находилась египетская торговая база-фактория. Вместе с многочисленными небольшими погребениями на кладбище Кермы располагались большие погребальные сооружения, по всем данным, - семейные или родовые усыпальницы вождей. Одно из таких погребений занимает площадь в 635 кв м. Вождя и его жену окружало около 100 других погребенных, скорее всего рабов или домочадцев, видимо, убитых при похоронах их господина. Найденные в погребениях кости быков свидетельствуют об обильных жертвоприношениях, сопровождавших похоронный обряд. Керамика весьма разнообразна. Некоторые сосуды местного производства - очень тонкой работы и доказывают наличие высокоразвитой гончарной техники. Изделия из дерева (преимущественно мебель), из кожи, металла (золота и меди), слоновой кости свидетельствуют о существовании в это время искусных ремесленников. Довольно велико количество и привозных изделий, что говорит о развивающемся обмене.

В период ослабления Египетского государства с конца Среднего царства связь Египта с Северной Эфиопией не прекращалась. Даже во времена гиксосского завоевания влияние Египта было, видимо, еще достаточно сильно. Позже, возможно, египтяне были не только изгнаны из районов, находившихся южнее вторых порогов, но даже перебиты. Во всяком случае, их поселение в Керме было уничтожено пожаром.

Все эти события вели к существенным изменениям в общественном строе Эфиопии. Начавшиеся внешние и внутренние войны обогащали отдельных воинов и племенных вождей, на что указывает инвентарь погребений. Об усилении эфиопских племенных вождей свидетельствуют остатки большого строения - «замка» в Ареике, сооруженного под несомненным влиянием строительного искусства египтян. Некоторые эфиопские вожди присваивают себе атрибуты власти фараонов.

Разобщенность Эфиопии и ее отсталость по сравнению с Египтом значительно облегчили египтянам и в период Нового царства покорение страны. Управление страной было поручено специальному наместнику, носившему титул «царского сына Куша». Однако фараонам пришлось подавить не одно восстание, пока они, наконец, закрепили окончательно свою власть вплоть до четвертого порога. Строго централизованная администрация была организована здесь точно так же, как ив Египте. Система управления, введенная египетскими фараонами, впоследствии была перенята царями эфиопских династий и сыграла большую роль в оформлении их государства.

Немалую роль играли в управлении страной и племенные вожди. Они активно помогали египтянам эксплуатировать своих соплеменников, собирая и представляя дань во дворец фараона. Значительная доля собираемых поборов, конечно, оставалась в руках сборщиков, способствуя дальнейшему росту их богатства и влияния на соплеменников. Фараоны всячески стремились привлечь местную знать на свою сторону, превратить ее в свое послушное орудие и, таким образом, облегчить себе эксплуатацию местного населения. С этой целью они поселяли самих вождей, а чаще их детей или близких родственников, при египетских гарнизонах или даже при своем дворе, где те получали египетское воспитание. По мере завоевания Эфиопии туда направлялись египетские воины, чиновники, жрецы и ремесленники для дальнейшего закрепления господства Египта и освоения богатств страны.

До середины II тысячелетия Эфиопия поставляла исключительно сырье. Затем в Египте начинают проявлять интерес к некоторым изделиям эфиопских ремесленников: сосудам, мебели, колесницам, оружию. Ремесленные изделия и золото поставляла Северная Эфиопия, скот - Южная Эфиопия, где были расположены основные пастбища и дольше сохранялось кочевое скотоводство.

При XIX и XX династиях, когда области между третьим и четвертым порогами в связи с ослаблением деспотии фараонов стали независимыми, Северная Эфиопия продолжала находиться в полном подчинении у Египта. В XI в. до н. э. она вошла в состав владений фиванского верховного жреца Херихора. Система управления, созданная египтянами, а также их культура оказали огромное воздействие на местное население, в первую очередь на родовую аристократию, которая стала активным проводником чужеземного влияния.

Египетская религия оказала большое влияние на высшие слои эфиопского общества. Эфиопские фараоны впоследствии объявили себя подлинными хранителями древнего египетского благочестия, в частности традиций культа Амона.

Напатское царство

На рубеже Х и IX вв. до н. э. или несколько раньше в район южных порогов, повидимому, проникают кочевники из западной пустыни, возможно, родственные ливийцам. Гробницы потомков их вождей, принявших вскоре титулатуру египетских фараонов, находятся около Напаты (город, основанный еще при XVIII династии у четвертого порога) и имеют форму пирамид. Напата становится столицей возникающего Эфиопского государства. Это обусловливалось ее выгодным географическим и экономическим положением, позволявшим контролировать пути в южные страны и добычу золота в долинах восточных гор. Возникновение влиятельного центра на юге страны объясняется также и тем, что именно южные области давно уже сбросили египетское иго. Вероятно, только в результате упорной борьбы было достигнуто объединение племен, обитавших в этих районах. Еще в VII-VI вв. до н. э. афиопских парей утверждало собрание воинов, хотя большое влияние на их избрание имело жречество. Таким образом, в это время были еще сильны пережитки военной демократии.

Кому из вождей удалось объединить под своей властью страну - сказать трудно. Несомненно только, что в VIII в. до н. э., при паре Каште и его преемнике Пианхи, уже существовало Напатское царство, охватившее всю долину Нила между первым и шестым порогами, а также прилегающие области. Кашта проник также и в южные номы Египта. Он обладал здесь достаточным влиянием, чтобы заставить верховную жрицу Амона в Фивах, дочь фараона Осоркона III, удочерить его дочь и таким путем передать ей этот высокий жреческий сан.

При Пианхи 1 Эфиопии удалось не только подчинить многочисленные окрестные племена, но и временно овладеть Египом. Однако следующему эфиопскому царю - Шабаке (конец VIII в. до н. э.) пришлось вновь завоевывать Египет. Теперь эфиопы объединяли под своим господством всю долину Нила от Дельты до шестых порогов и играли важную роль в политических событиях того бурного времени, когда Ассирия угрожала всему Восточному Средиземноморью. Однако ассирийцам удалось в первой половине VII в. до н. э. изгнать эфиопов из Египта.

О последующей истории Эфиопии известно мало. Некоторое время эфиопские пари продолжали считать себя законными наследниками трона фараонов и носили титул «владык обеих земель».

Новое, правда недолговечное, усиление фараонов XXVI, так называемой саисской, династии положило конец притязаниям эфиопских парей на Египет. С другой стороны, и отдельные попытки египтян восстановить свое господство в Северной Эфиопии терпят неудачу, так же как и задуманный персидским царем Камбисом поход в Напату. Отношения между Египтом и Эфиопией обостряются, культурные связи ослабевают. Эфиопское государство расширяет свои владения на юге и юго-востоке, проникая в IV в. до н. э. до северо-западных областей современной Эфиопии (Абиссинии).

В конце VI в. или в IV в. до н. э. (здесь мнения расходятся) столица государства была перенесена из Напаты на юг, в Мероэ - город, расположенный между пятым и шестым порогами, в районе обширных и плодородных степей, пригодных для земледелия и особенно для разведения скота. Большое значение имело также и то, что здесь находились основные центры выплавки железа, потребность в котором к тому времени все возрастала. Впоследствии, уже после начала нашей эры, здесь развилась высокая своеобразная культура с самостоятельной алфавитной письменностью, созданной на основе значительного упрощения египетской, так называемой демотической, скорописи. Последующее экономическое, политическое и культурное развитие Эфиопии все теснее сплетается с историей окружающих кушитских, берберских и негритянских племен.

Культура, создавшаяся в рабовладельческой Эфиопии, продолжавшая традицию египетской образованности, сохранилась еще и в I тысячелетии н. э.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Древняя история государства Абиссинии, как раньше называлась Эфиопия, отличается в первую очередь тем, что эта территория никогда не была колонизирована европейскими завоевателями, как остальные страны африканского континента.

Вопрос о возникновении здесь цивилизации открыт до сих пор. Наверное, можно сказать, что люди жили здесь всегда, поскольку именно на этих территориях археологи нашли первые следы жизни человека.

Высоко в горах Большого Африканского Рога спрятано от всего остального мира государство Аксум.

Изначально это была империя солнцепоклонников, о чем свидетельствуют оставшиеся до сих пор каменные строения древнего аксумского архитектурного комплекса.

Существует легенда, записанная в древних библейских писаниях, которые хранятся в храмах Аксума. Согласно ей, около 3000 лет назад страной управляла Македа — царица Савская, родом из Иемена.

Узнав о мудрости царя Соломона, она собрала караван в 800 верблюдов и пошла в земли Израиля. Соломон предлагал царице остаться у него, но она вскоре вернулась обратно в свою империю, где и родила сына Менелика. Повзрослев Менелик решил повидать отца и отправился в Израиль.

Обратно он вернулся в сопровождении многих молодых сынов аристократов Израиля, и привезли они с собой Ковчег Завета Милосердия, что со времен Моисея находился на земле израильской.

Времена изменились, и Богу было угодно доставить Ковчег в земли Абиссинии, чтобы сохранить его до конца времен в высокогорных храмах, выдолбленных в скалах Аксума. Подробно эта древняя история излагается в священном абиссинском писании Кебра Нагаст, что в переводе означает Мудрость Царей. Книга эта в оригинале написана на языке геэз.

Этот древний язык, считающийся до сих пор в священным, имеет много общего с древними языками Южной Аравии. На нем написаны все древние писания Абиссинии, но в настоящее время он используется только при церковных службах и в молитвенных песнопениях. Сейчас в Эфиопии официальным государственным языком является амхарский, считающийся производным от геэз.

По предположениям историков христианское учение пришло в эти земли примерно в 4 веке, но существуют легенды, что Иисус сам ходил в горы Абиссинии и был принят местным народом с радостью.

Древняя история Африки Эфиопии. Христианство и ислам

Как бы то ни было, в истории Эфиопии христианское учение распространилось довольно быстро и повсеместно. В горах получило развитие монашество и подвижничество отдельных аскетов. Было выдолблено в скалах бессчетное количество храмов, скитов и монастырей.

По сей день, никто точно не знает их количество и месторасположение. Учение здесь не насаждалось насильственно со стороны правящих кругов, а приходило к людям постепенно, от аскетов-подвижников, людей знания, и постепенно проникало в сердца простых людей, которые на тот момент уже были воспитаны в традициях мудрости царя Соломона.

Таким образом, православная церковь Абиссинии была существенно удалена и отделена от остального христианского мира.

И хотя формально она была связана с коптской церковью, по факту сильно отличалась от нее. Она и по сей день сохранила свою аутентичность, даже на первый взгляд сильно отличаясь от привычного нам греко-византийского стиля.

Также развивалось церковное искусство и образование.

Дети - сироты, как правило, все жили под присмотром монастырей и получали образование наравне с другими детьми.

Абиссинская церковь очень богата древними писаниями.

Многие книги, хранящиеся здесь, являются уникальными, например «Книга чудес неба и земли», показывающая практику религиозного мистицизма.

Или известная здесь книга «Физиологус» - большая работа по естественной истории всего живого.

История древнего развития искусства Эфиопии

Надо сказать, что Абиссиния (Эфиопия) единственное место в Африке, где есть своя письменность, сохранившаяся с древних времен до наших дней в почти неизменном виде. Также активно развивалась иконопись, ювелирное искусство изготовления всевозможных крестов.

Практически в каждой провинции страны есть свое, характерное для данной местности изображение Святого креста. Древняя история ислама в Абиссинии предположительно зарождалась со средних веков с начала проникновения этой веры исповедания. Выходцы из Аравии заселяли местные горы и впоследствии целые районы были исламизированы. Периодически случались религиозные стычки и междоусобные войны.

К 19 веку центральная государственность заметно ослабла и страна погрязла в междоусобных войнах разных провинций. В 1853 году все царство вновь объединил вступивший на престол император Теодор 1. Его управление отличалось умеренностью и спокойствием, но впоследствии он ввязался в войну с Англией и проиграл сражение.

Вся страна вновь погрязла в разрозненных междоусобицах, при этом еще территории пытались завоевать итальянцы, претендовавшие на колонизацию этих земель.

Параллельно на земли претендовали исламские арабы. Но тут в Абиссинии появился очень сильный и мудрый правитель из Шоа — Менелик. Благодаря своей военной стратегической мудрости он сумел объединить все разрозненные земли страны.

Для победы он даже использовал в начале союз с итальянцами, которые сочли союз выгодным, так как не принимали всерьез фигуру императора и надеялись колонизировать сразу все территории. Но Менелик одержал окончательную победу в последней битве с итальянскими войсками, оказавшись гораздо умнее и образованнее, чем предполагали европейцы. Он сыграл решающую роль в истории Эфиопии.

Заставив Европу считаться с собой, он определил и объединил область страны, фактически почти всю площадь современной Эфиопии, и удалил европейцев от притязаний на колонизацию этих земель. Также за время своего правления император Менелик проводил реформы, направленные на улучшение социально-экономического положения страны. Поэтому древняя эфиопская история имеет свои положительные стороны, особенно это отмена рабства (об этом мы поговорим позже).

После его смерти, через непродолжительное время, во главу государства был коронован молодой Рас Тафари, прямой потомок рода Давидова и царицы Савской.

Таким образом, в стране была восстановлена древняя династия царей. Вскоре его короновали как Императора под именем Хайле Селассие 1, что переводится как сила Святой Троицы. Ему также предстояло всю жизнь бороться с попытками завоевания страны со стороны итальянцев.

В начале своего правления император начал серьезные реформы. Эфиопия отмечается как одна из первых официальных стран, где было отменено рабство. Стали появляться первые государственные школы и госпитали, в столице открывается первый университет. Начинается развитие промышленности.

Реформы были прерваны вторжением итальянских войск. В 1936 году армия Италии захватывает столицу и императору приходиться бежать из страны за помощью.

Через три года он вернулся вместе с английской армией, которая помогла выгнать захватчиков. Началось восстановление страны после оккупации. Необходимо было опять с нуля поднимать экономику, медицину, образование, почти все отрасли производства и сельского хозяйства. Эфиопия входит в состав ООН и Лиги Наций. В это время активно развиваются русско-эфиопские отношения. К 1970 году Аддис Абеба становится крупнейшим в Африке политическим и культурным центром.

Через три года в стране случается большое несчастье — голод в провинции Уолло, вызванный небывалой засухой и унесший жизни многих тысяч людей.

В стране начинаются волнения и недовольства. Коммунистическая партия проплачивает военный переворот и в 1974 году во главе нового правительства оказывается Менгисту Хайле Мариам.

Императора взяли под стражу и в скором времени убили. В стране начинается гражданская война.

Далее красный террор. После распада СССР социалистическое правительство Эфиопии перестает получать денежные дотации и в скором времени свергается. Страна официально получает название Демократическая Республика Эфиопия.

За годы социалистического режима из состава страны вышла прибрежная область Красного моря — Эритрея. Таким образом, сегодня современная Эфиопия не имеет прямых выходов к морю.

Тем не менее, сегодня страна переживает период возрождения. Уделяется внимание образованию населения, открывается много новых школ и высших учебных заведений. Аддис Абеба продолжает быть центром политики и культуры Африки.

Развивается международное сотрудничество со странами Востока и Европы. Несмотря на некоторые конфликты на границах с Эритреей и Суданом сегодня мирное время в истории Эфиопии.

Название «Эфиопия» происходит от двух греческих слов: «Эфио», что переводится как «обоженый», и «Пиа», что переводится как «лицо». Все вместе переводится, как «обгоревшее лицо», потому что местный народ очень смуглолицый. Эсхил описал об Эфиопии: «далекая земля черных людей».

Гомер описывал народ Эфиопии, как очень благочестивых людей, которым благоприятствуют боги. Однако эти литературно-исторические сведения об Эфиопии были весьма расплывчатыми.

В конце девятнадцатого века император Менелик II расширил границы страны до тех самых пределов, какими мы знаем их сегодня. В марте 1896 года итальянские войска попытались войти в Эфиопию насильно и были разгромлены армией императора Менелика.

Сражение при Адуа было единственной победой африканской армии над европейской армией во время разделения территорий Африки, которые сохранились независимо от границ страны. Эфиопия является единственной африканской страной, которая никогда не была колонизирована, хотя итальянская оккупация длилась с 1936 года по 1941 год.

В дополнение к очень сильной монархии, чья имперская линия прослеживается от царя Соломона и царицы Савской, эфиопская православная церковь была главной силой в стране. Она очень хорошо сочеталась с политической системой, она способствовала развитию национализма, образованию географического центра в горной местности.

Сочетание церкви и государства было неразрывным союзом, который был сформирован с момента принятия христианства в 333 году. И так продолжалось до 1974 года, когда социалистическое правительство (Дерге), известное своей жестокостью, не начало регулировать нацию вплоть до 1991 года.

Революционно-демократический фронт эфиопских народов победил Дерге, установил демократическое правление, которое в настоящее время является системой правления в Эфиопии.

Последние двадцать пять лет ХХ века были временем восстания и политических волнений, но эти годы представляют собой лишь небольшую часть времени, в течение которого Эфиопия была политически активной. К сожалению, международное положение страны снизилась со времен правления императора Селассие, когда Эфиопия стала единственным африканским членом Лиги Наций, и ее столица, была домом для международного сообщества.

Военные конфликты, засуха и проблемы со здравоохранением сделали народ Эфиопии одним из беднейших африканских народов в экономическом смысле, но ожесточенная тяга народа к независимости и историческая гордость за людей делает население страны особенным.

Появление нации

Эфиопия была домом для некоторых ранних популяций гоминидов и, возможно, здесь впервые появился человек прямоходящий, здесь он развивался и расширял границы своего государства в Африке, чтобы в дальнейшем будущем заселить Евразию 1,8 млн лет назад.

Наиболее заметной палеоантропологической находкой в стране была "Люси", женщина-австралопитек, точнее ее кости были найдены в 1974 году и называются они «Dinqnesh», что в переводе с эфиопского означает «вы изумительны». Система письма среди значительной части населения восходит по крайней мере к 800 г. до н.э.

Прото-эфиопское письмо было выгравировано и инкрустировано на каменных дощечках, которые были найдены в горной местности, в частности в городе Йеха. Происхождение этой цивилизации является предметом спора.

Традиционная теория утверждает, что иммигранты с Аравийского полуострова поселились на севере Эфиопии, в результате чего с ними переселился их язык и их письмо, прото-эфиопская письменность (или сабей), которая также была обнаружена на восточной стороне Красного моря.

Эта теория о происхождении эфиопской цивилизации ставится под сомнение. Новая теория гласит, что оба побережья Красного моря были единым культурным блоком, и что рост цивилизации в горных районах Эфиопии не был продуктом диффузии и колонизации из южной Аравии, он представлял собой культурный обмен, в котором народ Эфиопии играет жизненную и активную роль.

В течение этого периода времени, водные пути, такие как Красное море, играли значение дорог, в результате чего совершался культурный и экономический обмен. Красное море связывало людей на обоих побережьях, и произошло появление единого культурного блока, который включал в себя Эфиопию и Йемен, которые в течение долгого времени расходились в разных культурах.

В первом веке нашей эры древний город Аксум стал политическим, экономическим и культурным центром в регионе. Аксумиты доминировали в торговых отношениях в Красном море в третьем веке. К четвертому веку они были одними из четырех стран мира, наряду с Римом, Персией и Кушанским царством на севере Индии в вопросе чеканки и оборота золотых монет.

В 333 году император Эзана и его придворные приняли христианство. В том же самом году римский император Константин тоже принимает христианство. Аксумиты и римляне становятся экономическими партнерами, которые контролировали торговлю на Красное море и Средиземное море.

Империя Аксум процветала до шестого века, особенно в период, когда император Калеб завоевал большую часть Аравийского полуострова. Тем не менее, аксумская империя в конце концов стала раскалываться в религиозном плане, потому что на территорию страны стал проникать ислам. В результате этого исторического момента произошла потеря контроля над торговлей в Красном море, а также произошло истощение природных ресурсов в стране, которые поддерживали состояние окружающей среды и жизни населения. Политический центр переместился на юг страны в горы Лалибэлы. Около 1150 года на правление взошла новая династия. Эта династия носила имя Цагве, она не контролировала большую часть северной Эфиопии с 1150 до 1270 года. Монархи династии Цагве утверждали, что свой род они ведут от Моисея, потому что в эфиопской политике было очень важно, чтобы правители были потомками каких-либо известных исторических деятелей.

Династия Цагве не смогла поддерживать национальное единство, поэтому склоки в сфере политического правления привели к снижению авторитета династии. Небольшое христианское царство Шоа на севере страны манеру правления династии Цагве, а также экономические моменты в тринадцатом веке.

Вскоре против династии Цагве случился заговор, и царя, который правил в это время. Правителем страны стал Йеунно Амлак, который убил царя династии Цагве. Новый правитель стал делать большой акцент на единстве нации, и это у него хорошо получалось.

Национальное единство Эфиопии

Большинство историков считают Йекунно Амлака основателем Соломоновой династии. В процессе легитимизации своей власти, император создал литературное направление, которое восхваляло правление царей, оно называлось Кебра Негаст («Слава царей»). В дальнейшем это литературное направление стало рассматривается в качестве национального эпоса.

«Слава царей» представляет собой смесь местных и традиции устного творчества, Ветхого и Нового Заветов, апокрифических текстов, а также и еврейских и мусульманских комментариев. Эпос был написан шестью книжниками, которые написали произведение на арабском языке.

В центре повествования находятся фигуры царя Саламона и царицы Савской, эти образы описаны здесь как исторические деятели, очень многое взято из Библейской Книги Царств. В эфиопской версии царь Соломон и царица Савская родили ребенка, назвали его Менелик (чье имя происходит от древнееврейского «бен-мелех», что означает «сын царя»), который организует еврейскую империю в Эфиопии.

При появлении этой империи Менелик I приносит с собой заветы, которые вместе с ним поддерживают старшие сыновья израильских вельмож. Менелик Первый восходит на престол и становится первым императором Эфиопии, основателем Соломоновой династии.

С данного литературного эпоса национальное единство Эфиопии стало общепризнанным, а эфиопский народ стал считаться богоизбранным. Считается, что монархи Эфиопии произошли от царя Соломона, а эфиопские люди являются потомками сыновей израильских вельмож.

И православная церковь, и монархия способствовали развитию национализма в стране. В эпилоге «Славы царей» христианство пришло в Эфиопию и было принято в качестве законной религии. Таким образом, империя была генеалогически соединена с великими еврейскими королями, но кроме того в Эфиопии признавали учение Иисуса Христа.

Соломонова монархия имела разную степень политического контроля над Эфиопией с момента прихода к власти Йекунно Амлака в 1270 до свержения Хайле Селассие в 1974 году.

Монархия в Эфиопии была сильной централизованной системой правления, но в другие периоды региональные цари усиливали ее мощь все больше. Менелик II сыграл важную роль в поддержании чувства гордости в эфиопском народе, он преподнес страну миру в качестве независимого государства. 1 марта 1896 года Менелик II и его армия разгромили итальянцев на Адве. Независимость, которая возникла в результате этой битвы, во многом способствовала эфиопской националистической гордости в самоуправлении, и многие воспринимают эту битву как победу всей Африки и африканской диаспоры.

Этнические отношения

Традиционно Амхара были доминирующей этнической группой, Тиграи всегда выступали в качестве вторичного народа. Другие этнические группы по-разному реагировали на эту ситуацию. Устойчивость Амхара к господству привели различные сепаратистские движения, особенно в Эритрее и среди народа Оромо.

Эритрея культурно и политически являлась частью горной Эфиопии еще до времен Аксума. Тем не менее, в 1889 году, император Менелик II подписал договор, в котором было прописано, что Эфиопия меняет Эритрею на итальянское оружие, а Эритрея в свою очередь отходит под правление итальянцев. Эритрея стала итальянской колонией и оставалась ею до конца Второй мировой войны.

В 1947 году подписала Договор, в котором отказалась от всех своих колониальных претензий в пользу Франции. Организация Объединенных Наций в 1950 году приняла резолюцию о признании Эритреи в качестве федерации, которая находилась под правлением эфиопской монархии. К 1961 году эритрейские повстанцы начали борьбу за независимость по средствам партизанской войны.

В ноябре 1962 года Хайле Селассие упразднил федерацию и послал свою армию, чтобы подавить сопротивление, насильно подчинить Эритрею против воли ее народа.

Африканские лидеры приняла Постановление Каира в 1964 году, закрепившее старые колониальные границы в качестве основных границ национального государства. По этому договору Эритрея должна была обрести независимость, но из-за международной политической мощи и военных сил Хайле Селассие Эфиопия сохранила контроль.

Эритрейские повстанцы сражались против императора до 1974 года. Эритрейскими Народный фронт освобождения сражался бок о бок с РДФНЭ и вытеснил Дерге в 1991 году, и в это время Эритрея стала независимым национальным государством. Политическая конфронтация продолжается, Эфиопия и Эритрея воевали с июня 1998 по июнь 2000 года на границе между двумя странами, при чем каждая из стран обвиняла другую в нарушении своего суверенитета.

В Эфиопии также существует проблема этнической группы Оромо. Хотя Оромо явлеются самой большой этнической группой в Эфиопии, она никогда в своей истории не имела возможности иметь политическую власть. В период европейского колониализма в Африке, эфиопские горцы предприняли внутриафриканское колониальное предприятие.

Многие этнические группы в нынешнем состоянии Эфиопии, например, Оромо, были подвергнуты этой колонизации. Завоеванные этнические группы принимали условия доминирующих этнических групп (их национальную культуру). Такая деятельность по отношению к другим этническим группам была незаконной до начала 1970-х годов, которые ознаменовали конец правления Хайле Селассие.

Даже сегодня после того, как этническое федеральное правительство было установлено над всеми этническими группами Эфиопии, народ Оромо все равно не слишком доволен политической ситуацией.

Общие сведения

Официальное название - Федерати́вная Демократи́ческая Респу́блика Эфио́пия . Государство расположено в Восточной Африке. Площадь составляет 1 104 300 км 2 . Численность населения - 93 877 025 чел. (на 2013 год). Государственный язык - амхарский. Столица - г. Аддис-Абеба. Денежная единица - эфиопский быр.

Государство на востоке и юго-востоке граничит с (длина границы 1 626 км), на западе и северо-западе - с Суданом (1 606 км), на северо-востоке - с Эритреей (912 км) и (337 км), на юго-западе - с Кенией (830 км). Общая протяженность границы 5 311 км.

Климат тропический в северо-восточной части страны (среднегодовая температура около +27°С), субэкваториальный - на остальной части территории. Среднегодовая норма осадков от 150-600 мм в тропической зоне, до 1 500-1 800 мм в субэкваториальной. Некоторые территории регулярно подвергаются засухе, сезон дождей продолжается с июня по сентябрь.


История

Имя Эфиопия этой стране дали древние греки. С I по XI век на ее территории существовало сильное царство Аксум. Называлась страна и Абиссинией. Но какое бы имя ни принимала, всегда оставалась самостоятельным государством.

Они были предками современно­го человека, - утверждает часть палеонтологов и антропологов, говоря об австралопитеке афарском, гоминиде, названном так по находкам в условном Северном Афарском треугольнике в Эфиопии. Он жил 2,5-1 млн лет назад. Хотя другие их коллеги считают эту ветвь гоминидов параллельной по отношению к человеку разумному. Но в отношении термина «эфиопская раса» разногласий никаких, такая ра­са существует Она имеет признаки и негроидной, и европеоидной рас. По сравнению с негроидной чаще всего более светлый цвет кожи, бо­лее узкий и вытянутый овал лица, нестоль жесткие и курчавые волосы, другое строение скелета. По-види­мому, эта раса начала складываться в I тысячелетии до н.э., когда с Аравийского полуострова на ее ны­нешние территории пришли пересе­ленцы, говорившие на семитских языках и отличавшиеся внешне от африканского населения, но ассими­лировавшиеся с ним. Хотя есть и другие теории происхождения эфиопской расы.

А в IV в. уже нашей эры в Аксуме распространяется христианство. Эти два события - появление пришель­цев и крещение - определили судь­бу страны. В Библии есть пророче­ства, связанные с Эфиопией. Одно из них гласит: «Эфиопляне будут из­биваемы мечом, но не будут уничто­жены» (Иез. 30:5; Соф. 2:12). А если вынести за скобки религиозную ми­стику, то становится понятно, что благодаря христианству это госу­дарство впитало европейские прин­ципы государственной политики и всегда им следовало, хотя и не без африканской специфики.

История Эфиопии, начиная с ан­тичных времен, состоит из описания побед и поражений в бесконечных войнах, взлетов и падений ее прави­телей. Только в XIX в. Эфиопия отра­зила попытки колонизировать ее со стороны , и одного из суданских халифатов. Принципиально важную для ее даль­нейшего развития победу Эфиопия одержала над Италией при Адуа (1896 г.) входе Первой итало-эфиоп­ской войны. Италия признала неза­висимость Эфиопии. И тут нельзя не вспомнить снова императора Менелика II. Он наладил дипломати­ческие и деловые взаимоотношения не только с Россией, но и с Фран­цией, и Германией. Однако нельзя сказать, что начинания просвещенного и дальновидного мо­нарха были поддержаны его пре­емниками.

Другой яркой, но неоднозначной фигурой в истории Эфиопии был им­ператор Хайле Селассие I (1892-1975), правивший с 1930 по 1974 г. При нем страна была оккупирована Италией в ходе Второй итало-эфиоп­ской войны (1935-1941 гг.) и в ре­зультате действий эфиопских парти­зан совместно с британскими войсками освобождена; в 1945 г стала одним из государств учре­дителей ООН; в 1952 г присоедини­ла к себе бывшую итальянскую коло­нию Эритрею, что означало выход к Красному морю. В 1955 г была принята Конституция страны, кото­рая закрепляла монархию, но про­возглашала всеобщее избиратель­ное право и равенство граждан перед законом. В 1974 г на фоне го­лода после сильнейшей засухи Хайле Селассие был свергнут моло­дыми офицерами во главе с подполковником Менгисту Хайле Мириамом, марксистом. Но к весне 1990 г рухнул и режим Менгисту. В 1993 г по результатам референдума отделилась от Эфиопии. С 1995 г страна стала парламент­ской республикой, а в последние го­ды, несмотря на конфликты с Сомали и сепаратистские выступ­ления некоторых национальных общин, вышла на новые позиции в экономике: экспортирует уже нетолько кофе и немного золота, как раньше, но и масличные культуры, живой скот, ведет разведку место­рождений нефти и газа. И все же про­рыва в экономике пока не произошло.

В 2008 г мировые средства мас­совой информации облетело со­общение, что при раскопках в древ­нем эфиопском городе Аксум археологами из Гамбургского универ­ситета найден дворец легендарной царицы Савской и даже... Ковчег Завета со скрижалями Моисея, кото­рый сын царицы, как сообщалось, вы­вез из Иерусалима. Однако позже оказалось, что насчет Ковчега журна­листы явно погорячились: никто его не находил, а коллеги профессора Хельмута Цигерта, объявившего о на­ходке дворца царицы, подвергли его заявление резкой критике. Однако профессор действительно обнаружил под развалинами дворца эфиопских правителей гораздо более древнее сооружение. Чей именно был этот древний дворец, пока неясно исследования продолжаются.

Императорская династия, правив­шая Эфиопией более двух тысяч лет, вела свое генеалогическое древо от самого царя Соломона и царицы Савской. Царь Соломон правил объ­единенным Израильским царством в 965-928 гг до н.э. А вот существо­вала ли в реальности царица Савская, точно не установлено. Но эфиопская «Книга о славе царей» (XII в.) утверждает: правители страны ведут свой род именно от царя Соломона и царицы Савской (в эфиопских легендах - Македа). И будто бы их сын - Менелик - ез­дил к отцу в Иерусалим и привез от­туда Ковчег Завета, который и доны­не хранится, где-то в Эфиопии.

Это цари Соломоновой династии приняли в IV в. христианство и пра­вили до конца X в., когда были изгна­ны с престола. В 1270 г «соломониды» восстановили свою власть в стране и правили вплоть до 1974 г., когда был свергнут последний импе­ратор Эфиопии Хайле Селассие I (1892-1975), считавший себя потом­ком царя Соломона и царицы Савской в 225-м колене.

Одним из самых выдающихся пра­вителей Эфиопии, или Абиссинии, как она тогда называлась, был Менелик II (1844-1913), император с 1889 г. Это он основал Аддис-Абебу, расширил границы Эфиопии, покровительствовал внедрению в жизнь страны технического прогресса и отстоял независимость Абиссинии от Италии в Первой ита­ло-эфиопской войне (1895-1896). Доверенным лицом Менелика был русский офицер и исследователь Александр Ксаверьевич Булатович (1870-1919), в 1896 г член рос­сийской миссии Красного Креста в Эфиопии.

В 1893-1913 гг поддержи­вала самые теплые отношения с этой страной, как тогда считалось, роди­ной прадеда Александра Сергеевича Пушкина Абрама Петровича Ганнибала (ок. 1688-1781). (Поздней­шие исследования современного бенинского слависта Дьёдонне Гнамманку называют его родиной султанат Логон на границе современ­ных и .) В Эфиопию приезжали русские добровольцы, по­ставлялось оружие, оказывалась по­мощь и в модернизации государст­венного устройства страны.

Ко времени правления Менелика относятся и экспедиции в Абисси­нию поэта и бесстрашного офицера Николая Степановича Гумилева (1886-1921).

Между берегом буйного Красного моря

И Суданским таинственным лесом видна,

Разметавшись среди четырех плоскогорий,

С отдыхающей львицею схожа, страна.

Так описал Эфиопию Николай Гумилев в стихотворении «Абиссиния».

Достопримечательности Эфиопии

Гондэр древний королевский город, дом многих императоров и принцесс Соломоновой династии в Эфиопии, правивших в стране с двенадцатого до первого десятилетия XX века. Основанный императором Фасиледэса около 1635 году. Гондэр известен многими средневековыми замками и красочным оформлением церквей, в частности церкви Дебра Берхан Селассие, интерьер её представляет шедевр гондэрской живописной школы, особенно потолок с ангелами.

Так и не известно, почему Фасиледэса решил основать в этих местах свою резиденцию. В легенде говорится, что архангел пророчествовал, что эфиопскую столицу построят в области, название которой будет начинаться с буквы "Г". Благодаря легенде появилась несколько городов - Гузала, Горгора и Гондэр. Другая легенда утверждает, что место для основания города было выбрано непосредственно Богом. Якобы он указал его императору. Когда Фасиледэса охотился, Бог направил его за буйволом, который и привёл на выбранное место.

Самая поразительная часть Гондэра - руины замков XVII столетия. Обширный комплекс солидных руины внушительных замков возле центра города называют африканским Камелотом . Их зубчатые стены и башни воскрешают в памяти средневековые рыцарские турниры и вместе с тем интригуют и пугают отголосками страшных заговоров, интриг, пыток, отравлений. Ещё одно напоминание приходит в голову, когда находишься в Гондэре. Очень многие названия, многие факты из истории города кажутся очень знакомыми для тех, кто читал Толкина. В первую очередь это, Гондэр и королевство Гондор в Средиземье Толкина.

Главный замок построен в конце 1630-х в начале 1640-х годов для императора Фасиледэса. Император был очень увлечен архитектурой и ответственен за строительство собора Святейшей Девы Марии Сиона в Аксуме, ещё семи церквей, многих мостов. Также каменный павильон, расположенный рядом с прямоугольным бассейном, называемым Фасил Мевагниа (в Гондэре) и привлекающий многочисленные толпы паломников, которые собираются в области для празднования Тимкат (на амхарском "Крещение"), отмечаемого 19 января или 20 января в високосный год. Старые деревья с огромными обнаженными корнями, держащие стены бассейна, направляют в городской парк, специальное поощрение для уставших туристов, исследующих неведомые земли, где они могут отдохнуть в приятной прохладе.

Величайшим достижением императора Иясу Великого является церковь Дебра Берхан Селассие , Свет Троицы. Окруженная высокой стеной, стоящая на холмистой поверхности в северо-западной части города, церковь удивляет потрясающими росписями, живописующими разнообразные сцены из религиозной истории. Восемьдесят ангельских ликов - блестящее произведение мирового искусства. Наивные изображения и вместе с тем каждое лицо отличается собственным выражением. Северная стена церкви, святая святых, посвящена Троице, над распятием Христа. Тема южной стены - Богородица. Западная стена - важные святые абиссинской православной традиции со святым Георгием в красно-золотых одеждах верхом на белом коне.

Бахр-Дар называют воротами к полуострову Зегхе с его церквями и Водопадам Голубого Нила - знаменитому Тис-Ысат (Тис-Аббай). Небольшой современный город, третий по величине в стране находится на южном берегу крупнейшего озера Эфиопии озера Тана усеянного 37 островами, на двадцати из которых выстроены церкви и монастыри. Расположившись на высоте 1 850 метров над уровнем моря, Бахр-Дар очень красивый город с широкими улицами, обрамленными пальмами, многими ботаническими садами.

Испанский иезуитский миссионер в Эфиопии - Педро Паес контролоровал строительство нескольких зданий в XVI-XVII веках.

Самой впечатляющей достопримечательностью Бахр-Дара является величественный водопад Тис-Ысат , что расположен в тридцати километрах от озера Тана, недалеко от города.

Водопад шириной четыреста метров, когда река полноводна, низвергающийся в туманную пропасть более чем на сорок пять метров. Падающие потоки, ударяясь о поверхность реки, непрерывно подбрасывают крупные брызги, разлетающиеся на огромное расстояние. Абай на ахмарском языке "дымящаяся вода". Восхищают радуги, мерцающие над ущельем, небольшой тропический лес, окружающий водопад, который населяют обезьяны, красочные птицы. Немного ниже водопада - каменный мост, первый построенный в Эфиопии в 1626 году по указу императора Сусныйоса.

Большой интерес представляют монастыри на островах озера Тана , в которых сохраняются яркие фрески, прекрасные манускрипты, кресты и другие объекты вероисповедания, останки эфиопских императоров, короны, королевская одежда, - сокровища эфиопской православной церкви. Большинство монастырей датируются XVI-XVII столетиями и, начиная со времени своего основания, мало изменились. Они представляют несложные структуры, украшенные очень ярко сценами из Библии, из жизни святых в интерпретации эфиопской православной церкви. Пожалуй, самый посещаемый остров Зеге, на котором находятся Уда Кидане Михрет, знаменитый своими фресками и Бет Мариам, состоящий из трех построек концентрической формы, в середине Святая святых с копией Ковчега Завета.

Лалибэла , расположенная высоко в горах на севере Эфиопии, одно из самых важных мест паломничества для эфиопских христиан.

Изначально Лалибэла называлась Роха. Город переименовали после XII столетия, в честь короля Лалибэла, благодаря которому и появились удивительные церкви. Гебре Мескель Лалибэла принадлежал к династии Загве, которая находилась у власти в XII-XIII столетиях. Когда конкуренты стали угрожать трону, Лалибэла решил искать поддержку у влиятельной эфиопской православной церкви. Он и уполномочил создание церквей в этом небольшом городе, основав здесь столицу - Новый Иерусалим , в то время как старый Иерусалим был захвачен мусульманами. Поэтому некоторые объекты, в том числе и географические, имеют библейские имена, например, река Иордан.

Церкви не строили, их высекали в скалах. Одиннадцать церквей, объединенные в три группы, Северная Группа , Западная Группа и Восточная Группа и исключительные образцы мастерства. Высеченные из мягкой вулканической породы, церкви имеют разные типы архитектуры, некоторые представляют изолированные блоки в глубоких ямах, другие вырезаны на открытом склоне холма.


Кухня Эфиопии

Эфиопия - это тропическая страна, и для нее характерна употребление весьма острой пищи.

В кухне Эфиопии многие блюда сопровождаются соусом под названием "ван", который соединил в себе множество приправ и специй, вот некоторые из них - красный молотый перец, лук, соль, горчица, гвоздика, кориандр, имбирь. Из ароматических в соус добавляют "тзень".

Очень популярен стручковый перец, семена которого имеют яйцевидную форму. Эти семена добавляют в пищу в качестве приправы, а в народной медицине используются как обезболивающее средство при зубной боли. А в горах Эфиопии ростет дерево "мариандра", листья которого дают сильный запах, и используются как в Европе шалфей. Еще одно оригинальное растение Эфиопии - это "бананье де брю ". Из его сердцевины готовят блюда, а семена используются для выпекания хлеба.

Для гостей страны есть особенное блюдо - это яйца по-африкански. На кусочек поджаренного хлеба кладется поджаренная ветчина, а на ветчину кладут яйцо, сваренное "в мешочек".

Для приготовления мясных блюд используют мясо экзотических животных, которые обитают на территории Эфиопии. Это мясо змей, крокодилов, ящериц, причем в пищу идут и внутренности, и даже хвосты. По особым семейным торжествам готовят деликатесное блюдо из ступни слона. Ее заворачивают в листья, приправляют специями и запекают в земле на протяжении нескольких часов. Причем позволить его могут исключительно состоятельные семьи. Также на столе богатых граждан можно встретить свежие фрукты, желе, муссы, фрукты в сиропе.

Пауки и саранча, поджаренные на пальмовом масле, - еще одно национальное эфиопское блюдо.

Также в эфиопской кухне используют мясо верблюда, а верблюжье молоко и изготовленное из него масло, по мнению жителей, обладают тонизирующими свойствами. Также употребляют баранину и мясо кур.

Очень часто эфиопы употребляют в пищу плоды от хлебного дерева, которые по вкусу и структуре напоминают пряники. Овощи в эфиопской кухне практически отсутствуют, зато присутствует множество каш из проса.

В прибрежных районах популярна рыба, которую готовят самыми разнообразными способами.

Из напитков наиболее популярными являются "жалла " (пиво из ячменя), медовые напитки, молоко, и, безусловно, кофе.

Эфиопия на карте

6 388

В 1-4 вв. в эфиопской провинции Тиграй и на территории сегодняшней Эритреи зарождалась и развивалась автохтонная цивилизация и государственность - раннефеодальное царство Аксум. Оно стало историческим и географическим истоком эфиопского государства. С 4 в. в Аксуме распространяется христианство. 8-10 вв. - период упадка Аксума и начала исламской экспансии. В 12 в. происходит консолидация христианских эфиопских земель. С кон. 13 в. нарастал конфликт между христианским царством и мусульманскими султанатами.

На 16 в. приходится переселение скотоводческих племён оромо на территорию Э., к кон. века они широко расселились на Эфиопском нагорье и стали частью его многоэтнического населения. В бытовавшем мифе о христианском острове в море исламского окружения нашло отражение нефактическое соотношение христиан и мусульман в населении обширной территории, где на протяжении столетий общей истории сосуществовали с христианскими феодальными государствами исламские и языческие. Миф отразил единую тенденцию развития эфиопской цивилизации, идеологией которой являлась культура ортодоксального монофиситского христианства.

Феодальная раздробленность характеризует Э. на протяжении 17-18 и 1-й пол. 19 вв. Попытки собрать под своей властью все провинции, входившие когда-либо в состав империи, предпринимали император Теодрос II (с 1855) и император Йоханныс IV (с 1872). Но лишь императору Менелику II (1889- 1913) удалось централизовать эфиопское государство. Под угрозой расширения экспансии итальянских колонизаторов Менелик уступил Италии некоторые северные территории. Объединив захваченные территории на Красном море в одну колонию - Эритрею, Италия предприняла дальнейшие попытки завоевания эфиопских территорий. Битва при Адуа 1 марта 1896 стала решающей для победы эфиопов. Италия признала независимость Э. В противовес планам захвата эфиопских территорий на юге, юго-западе и юго-востоке страны Менелик в 1893-98 расширил границы империи за счёт областей, часть которых некогда входила в её состав.

Вступивший на трон в 1930 император Хайле Селассие I превратил Э. в абсолютную монархию. В 1936-41 страна подверглась оккупации фашистской Италией. После окончания 2-й мировой войны мандат на управление Эритреей был передан ООН. По резолюции ГА ООН, против принятия которой выступил только СССР, в 1952 Э. образовала вместе с Эритреей федеративное государство. Однако уже в 1962 Эритрея превратилась в одну из провинций Э. Несмотря на Конституцию 1955, предусматривавшую избираемый гражданами парламент, Э. продолжала оставаться сугубо феодальной страной. Общая экономическая отсталость и всё учащающиеся выступления жестоко эксплуатируемых крестьян постепенно ослабляли правящий режим. В январе 1974 против императора выступила армия. Официально монархия была ликвидирована в марте 1975.

Во главе государства встал Временный военный административный совет (ВВАС, или «Дерг» по-амхарски). ВВАС превратился в авангард эфиопской революции, преодолевавший разногласия со своими оппонентами жёстокими физическими расправами. В феврале 1977 первый заместитель председателя Совета подполковник Менгисту Хайле Мариам, физически устраняя соперников, захватил власть, заняв пост председателя ВВАС. В стране начался красный террор, жертвами которого пали тысячи людей. В 1977 Менгисту объявил курс социалистической ориентации, в 1984 была создана Рабочая партия Э. (РПЭ), в 1987 была принята новая Конституция, страна стала называться Народно-Демократической Республикой Э.

При Менгисту власть была централизована ещё больше, чем при монархе, и даже видимость демократии исчезла, чему способствовала однопартийная система. Радикальность аграрной реформы 1975 состояла в отмене феодальной собственности на землю. Однако, передав всю землю в общественную собственность, государство заняло место феодала как собственника земли, что позволило осуществлять программы по коллективизации, сселению с хуторов в общие деревни и переселению больших масс населения. Роль государства была решающей во вмешательстве в экономику, т.е. суть режима была в командной системе управления экономикой. За 17 лет тоталитарного режима почти по всем показателям экономического роста страна не продвинулась вперёд, потерпела поражение национальная политика власти, в разных частях страны зрели или давно действовали подпольно, нелегально сепаратистские движения. Военные успехи союзных НФОТ (Народный фронт освобождения Тиграя) и НФОЭ (Народный фронт освобождения Эритреи) способствовали их активизации. В 1989 НФОТ установил контроль над провинцией Тиграй и объединился с Народно-демократическим движением Э., организацией народа амхара, в Революционно-демократический фронт эфиопских народов (РДФЭН). По мере продвижения на юг создавались и объединялись с Фронтом и другие организации. 28 мая 1991 силы РДФЭН вошли в Аддис-Абебу и создали временное правительство. Одновременно НФОЭ захватил контроль над всей территорией Эритреи. В июле 1991 на конференции по переходу к миру и демократии были приняты Хартия переходного периода и Декларация по Эритрее, предусматривающая её право на независимость через референдум. В мае 1995 состоялись многопартийные парламентские выборы, а в августе 1995 парламент одобрил новую Конституцию и название страны.