История возникновения русского театра. История театра — это мир человечества Все про театры кратко

  • 13.08.2019

Современное культурное общество в настоящем его виде во многом обязано театральному искусству, возникшему еще задолго до появления этикета и знакомых всем норм морали. Давайте погрузимся в древние времена истории. Во время этого Вы сможете узнать интересные факты о театральном искусстве, когда был создан первый театр и все, что связано с первыми актерскими выступлениями.

Создание первого театра в мире невозможно узнать точно, ведь это было еще в V веке до нашей эры в древней Греции, когда появился театр Диониса. Он был выполнен из дерева. Два раза в год проходили торжественные выступления актеров на сцене, во время которых самые талантливые авторы тех времен боролись за право называться лучшими в разных жанрах. Человека, занимавшегося продажей билетов и контролировавшего проведение выступлений называли архонт. Особо важных персон усаживали за шикарные мраморные кресла (установленные со временем), из которых был отличный обзор. Театр Диониса существует и в наше время. Последняя его реконструкция должна закончится в 2015 году.

Самый первый каменный театр возник в 52 году до нашей эры в Риме. Сцена представляла собой приподнятую площадку, на заднем плане которой был установлен экран. Перед сценой размещались сидения (в партере). Со временем римское театральное искусство прекратило свое развитие ввиду влияния христианства на культуру.

Кто изобрел театр в России?

Первый отечественный театр - это академический драматический театр имени Ф.Г.Волкова, основанный в г. Ярославль. Год его создания - 1750. В один из теплых летних дней юный темпераментный Федор Волков вместе со своими товарищами выступили перед публикой. Выступление состояло из произведений Ломоносова, Сумарокова, Ростовского и собственных пьес молодого гения Волкова. К слову, Ф.Волков был по совместительству декоратором, переводчиком, директором выступлений и архитектором. Актеры даже посетили императрицу Елизавету (согласно специально изданному ею указу) во время гастролей в Петербурге. Примечательно, что в ту пору существовали и другие актерские труппы.Но выступления носили закрытый характер и не были доступны широкой общественности.


Какой был первый современный театр?

В 1618 году итальянский город Парма подарил миру первый современный театр - Фарнези. Сцена была сконструирована довольно необычно - вдоль одной из стен. Актеров и зрителей отделял широкий занавес, который также помогал сменить декорации незаметно для гостей спектакля.

Знаете ли Вы? Самое длинное театральное выступление (около 10 часов) состоялось в 1672 в Подмосковье.

Театра уходит корнями в Древнюю Грецию более двух тысячелетий назад. Древнейшее искусство зарождалось, как зрелищное развлечение публики, праздничные сценки ряженых актеров. Представления изначально были приурочены к Великим Дионисиям - большому религиозному празднику.

Теперь театр, несомненно, нечто большее, чем шествие поющих мужчин в козлиных шкурах по городу. Он стал высоким искусством, способом отдыха высшего общества, местом культурного просвещения. История возникновения театра - это увлекательный процесс развития, не прекращающийся и по сей день. Ее мы и поведаем читателю в нашей статье. Много интересных фактов вы также найдете в представленном материале. Итак, начнем.

Начало

В Афинах V века до н. э. театральные представления были неотъемлемой частью религиозных праздников. Шествия со статуей Диониса сопровождались веселыми песнопениями и драматическими играми. Можно сказать, что история афинского театра начиналась как художественная самодеятельность для небольшого количества зевак. Первоначально ставились только трагедии, комедии стали показывать позднее. Примечательно, что пьесы, как правило, показывали только один раз. Это стимулировало авторов на создание актуальных, интересных произведений. Драматург не только писал пьесу, он был полноценным участником представления, выполнял роли: режиссера, композитора, балетмейстера и даже актера. Естественно, это были исключительно талантливейшие люди.

А вот чтобы стать хорегом (руководителем хора), большого таланта не требовалось. Нужны были только деньги и связи с государственными служащими. Основной обязанностью хорега была оплата счетов, полное материальное обеспечение и поддержка театра. Он был в те времена местом состязания, побеждали в нем хорег, поэт и протагонист. Победителей увенчивали плющом, награждали призами. Победа отдавалась им по решению жюри.

Интересен тот факт, что древние римляне были настоящими фанатами реализма. Идеальной считалась постановка, в которой актер вживался в роль на 100% - при необходимости, он должен был быть готов даже умереть.

Во времена, когда Пушкин был жив, театры в России были не полностью сидячими. Дальние ряды занимали люди, стоящие на ногах все представление.

Знаковой пьесой в истории российского театрального искусства является «Недоросль» Д. И. Фонвизина, ставшая первой попыткой высмеять чиновников, дворян, типичных персонажей XVIII века. Стародума (положительного персонажа) первым сыграл как раз упомянутый выше Дмитревский.

В 1803 году императорские театры были разделены. Появились драматическая и музыкальная труппы, оперная и балетная, как части музыкальной. Господство французской школы игры на российской сцене продлилось вплоть до XIX века. Именно тогда русский театр, наконец, встал на ноги и пошел по собственному пути. Перенятый опыт стал хорошей базой, а открытие новых талантливых русских композиторов, актеров, танцоров подняло театр на высокий уровень.

П. Н. Арапов стал первым, кто описал всю историю русского театра в одной энциклопедии - «Летописи русского театра». Появляются театральны журналы и профессиональные критики. Таким образом, развитие театра дало толчок, в том числе, и русской литературе.

Самый знаменитый театр Москвы

История Большого театра начинается с даты 28.03.1776 г. Именно в этот день в Москве императрицей Екатериной II была подписана «привилегия» для князя Петра Урусова, разрешающая ему содержать театр в течение десяти лет. Назывался он сначала Петровским театром (в честь улицы, на которую выходил вход). В 1805 году здание полностью сгорает, архитектором Осипом Бове создается новый проект. В 1820 году начинается строительство, продолжающееся 5 лет.

Построенный театр стал больше, поэтому и получил такое название. Радовало это прекрасное, гармоничное, богатое здание жителей Москвы до 1853 года, когда случился второй пожар. На этот раз реконструкция была доверена архитектору Альберту Кавосу. Восстановлен театр был уже в 1856 году. Императорский Большой театр стал известен не только в России, но и в мире: здесь была великолепная акустика. В 1917 году после Революции, название было изменено на Государственный Большой театр. Убранство было дополнено советской символикой.

Он серьезно пострадал во время Великой Отечественной войны, приняв на себя бомбу. Здание снова реконструировали. До 1987 года постройка подвергалась только небольшому косметическому ремонту. Сейчас Большой театр - это здание с новой сценой, где можно использовать современные эффекты. В то же время, оно сохранило дух классической архитектуры, свою «фирменную» акустику, что дает ему право считаться одним из лучших театров в мире. Вот такая история у Большого театра.

И напоследок еще один, не менее интересный факт. Фильмы, действие которых полностью или частично происходит в театре: «Бердмэн», «Горе-творец», «Ла-Ла Ленд», «Призрак оперы», «Бурлеск сказки», «Нокаут», «Натыкаясь на Бродвей», «Черный лебедь», «Кукловод», «Ужасно большое приключение», «Влюбленный Шекспир», «Убийство в маленьком городке», «Набережная Орфевр».

История театра (драматического и остальных жанров этого искусства) будет развиваться и дальше, так как интерес к нему остается неизменным уже более двух тысяч лет.

Театральное искусство уходит своими истоками в глубокую древность к тотемическим пляскам, к ритуальному копированию повадок животных, к исполнению обрядов с употреблением специальных костюмов, масок, татуировки и раскраски тела. На ранних ступенях развития театра драматург и исполнитель объединялись в одном лице.

В античном мире на спектакли собиралось до полутора десятков тысяч зрителей. Действие спектаклей развертывалось на лоне природы, как бы оставаясь событием самой жизни. Это придавало античному театру естественность и живость.

В Средние века театр развивается в формах, восходящих к литургической драме, исполнявшейся как часть церковной службы. В XIII-XIV вв. возникают обособленные от службы жанры -- мистерия, миракль, в эти церковные постановки проникают народные мотивы и представления. Народные формы театра осуществляются и через самодеятельное творчество, и как уличные спектакли бродячих актеров. В XV в. возникает наиболее демократический жанр средневекового театра -- фарс, остроумно воспроизводивший быт и нравы современников.

В эпоху Возрождения народные формы театрального искусства проникаются гуманизмом (итальянская комедия масок), театр обретает философичность, становится средством анализа состояния мира (Шекспир), инструментом социальной борьбы (Лопе де Вега).

Театр классицизма (XVII в.) -- актуальное искусство своей эпохи, построенное на базе нормативной эстетики (Буало) и рационалистической философии (Декарт). В его основе -- великая трагедийная (Расин, Корнель) и великая комедийная (Мольер) драматургия, утверждающая идеальных героев, высмеивающая пороки. Актеры воплощают общечеловеческие черты персонажей, пренебрегая их конкретно-историческими и национальными особенностями. Театр классицизма -- в центре художественных интересов двора, и потребностей публики.

В XVIII в. в театр проникают просветительские идеи (Дидро, Лессинг), он становится средством социальной борьбы третьего сословия против феодализма. Актеры стремятся выразить социальное положение персонажа.

В первой половине XIX в. распространяется романтический театр. Его отличают повышенная эмоциональность, лиризм, бунтарский пафос, характерность в изображении персонажей.

В 30-х годах XIX в. господствующим направлением в театре становится критический реализм. Это направление развивается на основе драматургии Гоголя, Островского, а позже Чехова, Ибсена, Шоу. Театр становится глубоко национальным и демократизируется, развиваются его массовые, народные формы. Возникают театры, рассчитанные на простонародье: «бульварные» (Париж), «малые» (Нью-Йорк), театры предместий (Вена).

Русское сценическое искусство XIX в. -- театр реализма, острой социальной проблематики, критического отношения к действительности, доходящего до ее сатирического изобличения, типизации жизни, психологического анализа личности.

В первой трети ХХ века в театре произошла Великая реформа: в театр пришел режиссер. Это завоевание ХХ в. Режиссеры К. Станиславский, В. Мейерхольд, М. Рейнхардт, А. Аппиа, Г. Крэг, Л. Курбас создали новые научные теории сценического искусства. В новейшее время основным принципом спектакля становится ансамбль. Режиссер руководит этим ансамблем (труппой), истолковывает замысел драматурга, воплощает пьесу в спектакль и организует весь его ход.

Театр - это популярный и любимый многими вид искусства. Покупая билеты в театр, мы предвкушаем удовольствие увидеть и услышать своих любимых артистов.
Театр имеет очень древнюю историю. Много веков тому назад наши предки точно также наслаждались этим замечательным искусством. В первобытном обществе люди, конечно же, не знали, что такое афиша и понятия не имели о профессии актера, но принимали самое непосредственное участие в театральных постановках. Даже языческие обряды тех времен носили характер театрализованного действа, которое было способом служения богам. Каждый жрец обладал даром публичных выступлений и харизмой.

В эпоху античности театр постепенно утрачивает ритуальную функцию и приобретает развлекательный характер. В Древней Греции основой сюжетов театральных постановок были эпизоды из жизни богов Олимпа, а также подвиги греческих героев. Актерам и драматургам в Греции оказывали высокие почести, а в Риме, напротив, к актерам не испытывали особого уважения. В зданиях театров проводились гладиаторские бои, цирковые игры и кровавые зрелища, почти полностью вытеснившие театральное искусство.

В эпоху Средневековья театральные представления были запрещены, так как христианская церковь усматривала в них остатки языческих обрядов и ритуалов. Актеры подвергались жестоким гонениям со стороны инквизиции, просмотр театральных представлений карался отлучением от церкви. Все театры были закрыты, поэтому актеры объединялись в странствующие труппы и показывали свое искусство в небольших селениях.

В эпоху Ренессанса произошло ослабление влияния церкви на все сферы человеческой жизни, начался переход от идеалов аскетизма к свободе личности и гуманизму. Активно развивались наука и все направления искусства. Особенно бурное развитие получил театр: появились крытые ярусные здания театров, была разработана сценическая техника, в связи с чем возникли новые театральные специальности: машинист сцены, акустик, осветитель и другие, появились новые жанры театрального искусства, в частности, классическая опера.

Конец XIX - начало XX века характеризуется ориентацией на гармоничное сочетание всех компонентов спектакля. Это стало возможным благодаря появлению профессии режиссера и перехода сценического искусства на новый уровень. Большую роль в этом сыграла школа актерского мастерства К.С. Станиславского.

Сейчас театр - это мультижанр. Поменялся сам подход к театральному действу: оно вмещает в себя музыку, инсталляции, сложную машинерию декораций, проекции. Даже костюм может стать арт-объектом.
Изменилась и музыка в театре. Многие постановки стали больше похожи на мюзиклы, причем, с интерактивными элементами: зрителей могут запросто пригласить поучаствовать в ходе событий, спеть что-то или даже исполнить второстепенную роль.

Театр продолжает оставаться живым жанром, он непрерывно впускает в себя все новые элементы - а это залог того, что он будет жить и развиваться.

Считается родиной многих видов искусств, в том числе и театрального, возникшего на рубеже 4-5 веков до н.э. Само слово «театр» имеет именно греческое происхождение и переводится дословно как «зрелище». Время зарождения принято называть классической эпохой, воспринимаемой как некий эталон и образец. Сам древнегреческий театр возник не на пустом месте. На протяжении многих сотен лет одним из важнейших событий в культурной жизни страны было празднество в честь бога Диониса. В основе его лежали культовые обряды и символические игры, связанные с возрождением природы после долгой зимы. В столице Греции с конца 4 века до н.э. ежегодно, в определенный день начала весны ставились комедии, трагедии и драмы, посвященные этому событию. Подобные театрализованные представления со временем стали проводиться не только в Афинах, но и в других частях страны, немного позднее они были признаны обязательной частью любого государственного праздника. Выбором постановок занимались городские власти, ими же назначались судьи, которые оценивали работу «актеров». Победители получали поощрительные призы. Так, театр стал неотъемлемой частью любого празднества.

Первый древнегреческий театр носил имя Диониса и располагался под открытым небом на одном из склонов Акрополя. Возводилось данное сооружение только на время постановки спектаклей и вмещало в себя довольное большое число зрителей. Все зрительные ложи, а также сцена его были сделаны из деревянных досок. Нахождение в подобном сооружении было весьма небезопасно. Так, до наших дней дошли сведения о том, что во время проведения семидесятой олимпиады (499 г. до н.э.) деревянные сиденья зрителей практически полностью обрушились вниз. После данной трагедии было принято решение начать строительство добротного каменного театра.

В 4 веке до н.э. был возведен второй древнегреческий театр, облик его неоднократно менялся на протяжении многих лет существования. Каменный представлял собой прекрасный пример греческого архитектурного искусства и служил образцом для всех остальных, появившихся в последующем театров. По некоторым сведениям, диаметр его сцены (орхестры) составлял не менее 27 метров. Сначала все зрительные места располагались непосредственно вокруг сцены, на которой происходило театральное действо. Однако желающих присутствовать на спектаклях было настолько много, что пришлось выносить отдельные места далеко за пределы его стен. В итоге некоторым зрителям приходилось лицезреть спектакли, сидя на достаточно большом расстоянии от самой сцены.

Античний театр очень отличался от современного не только постановками, но и внутренним убранством. Так, актеры его выступали на подмостках, сооруженных на уровне рядов зрителей. Лишь несколькими веками позднее сцену стали делать приподнятой. Занавеса в древнем театре также не было. Первые зрительные ряды обычно отводились влиятельным людям, представителям власти и их приближенным. Обычным людям приходилось занимать не самые лучшие места на достаточно большом расстоянии от орхестры.

Театр в Древней Греции находился под полным покровительством государства. Организацией всех представлений занимались высшие должностные лица - архонты. Расходы на его содержание, а также на обучение актеров, хористов и т.п. ложились на плечи обеспеченных граждан городов, которых стали называть хорегами. и драматурга в Древней Греции считались весьма почетными. Многие актеры театров на рубеже 4-5 веков до н.э. занимали высшие должностные чины, занимались политикой.

Следует сказать, что женщин к игре в не допускали. Их роли всегда исполнялись мужчинами. Актер должен был не только хорошо читать текст, но также уметь танцевать и петь. Основу внешнего вида героя древнегреческой пьесы составляла маска, которая надевалась на лицо играющего на сцене, а также парик. Именно маска передавала все его основные эмоции и переживания, позволяла зрителю отличить положительного героя от отрицательного и т.п.

Древнегреческий театр положил начало развитию европейского театрального искусства в целом. Даже в современном театре до сих пор соблюдаются его основные принципы, как в архитектуре, так и в игре актеров. Он дал миру драматический диалог, участие живого актера, без которых невозможно существование самого театрального искусства как такового.