Архаический период древней греции. Архаический период Древней Греции (IX–VIII вв

  • 09.04.2019

Период архаики был периодом создания греческого рабовладельческого общества и государства и сложения многих важных сторон греческой культуры и искусства. Это был период бурного развития общества, период роста его материальных и духовных богатств.

Сложность и противоречивость искусства периода архаики объяснялись переходным характером этого исторического этапа в развитии греческого общества.

Власть главы племени, басилевса, еще в 8 в. до н.э. была сильно ограничена господством родовой аристократии - эвпатридов, сосредоточивших в своих руках богатства, землю, рабов, - а затем, в 7 в. до н.э., исчезла вовсе. Разложение старых первобытно-общинных отношений, имущественное неравенство, как и все шире применявшийся рабский труд, привели к сложению в Греции рабовладельческого строя. Развитие торговли и ремесел вызвало расцвет городской жизни и временный рост наряду с рабским и свободного труда, а вместе с ним - демоса, то есть массы свободных граждан полиса, противостоявшей старой родовой аристократии.

Период архаики стал временем ожесточенной классовой борьбы между старой родовой знатью - эвпатридами и народом - демосом, то есть массой свободных членов общины.

Именно в период архаики складывается система архитектурных ордеров , которая легла в основу всего дальнейшего развития античной архитектуры. В это же время расцветает повествовательная сюжетная вазопись и постепенно намечается путь к изображению в скульптуре прекрасного, гармонически развитого человека.

В архитектуре архаики проявились с наибольшей силой прогрессивные тенденции искусства этого времени. Уже в глубокой древности искусство Греции создало новый тип здания, ставший в ходе веков ярким отражением идей демоса, то есть свободных граждан города-государства.

Таким зданием был греческий храм, принципиальное отличие которого от храмов Древнего Востока заключалось в том, что он являлся центром важнейших событий общественной жизни граждан города-государства. Храм был хранилищем общественной казны и художественных сокровищ, площадь перед ним была местом собраний и празднеств. Храм воплощал идею единства, величия и совершенства города-государства, незыблемость его общественного уклада.

Простейшим и древнейшим типом каменного архаического храма был так называемый «храм в антах» . Он состоял из одного небольшого помещения - наоса , открытого на восток. На его фасаде, между антами, то есть выступами боковых стен, были помещены две колонны.

Более совершенным типом храма был простиль , на переднем фасаде которого были размещены четыре колонны. В амфипростиле колоннада украшала как передний, так и задний фасад, где был вход в сокровищницу.


Классическим типом греческого храма стал периптер, то есть храм, имевший прямоугольную форму и окруженный со всех четырех сторон колоннадой. Периптер в основных чертах сложился уже во второй половине 7 в. до н.э..

Основные элементы конструкции периптера очень просты и глубоко народны по своему происхождению. В своих истоках конструкция греческого храма восходит к деревянному зодчеству с глинобитными стенами. Отсюда идет двускатная крыша и (впоследствии каменные) балочные перекрытия; колонны тоже восходят к деревянным столбам. В результате переработки и развития традиций древности сложилась ясная и цельная художественно осмысленная архитектурная система, которая позднее, у римлян, получила название ордера (что означает порядок, строй). Применительно к греческому зодчеству слово ордер подразумевает в широком смысле весь образный и конструктивный строй греческой архитектуры, главным образом храма, но чаще имеет в виду только порядок соотношения и расположения колонн и лежащего на них антаблемента (перекрытия).

Эстетическая выразительность ордерной системы была основана на целесообразной гармонии соотношения частей, образующих единое целое, и на ощущении упругого, живого равновесия несущих и несомых частей. Даже совсем незначительные изменения пропорций и масштабов ордера давали возможность свободно видоизменять весь художественный строй здания.

В эпоху архаики греческий ордер сложился в двух вариантах - дорическом и ионическом . Это соответствовало и двум основным местным школам в искусстве.

Дорический ордер, по мнению греков, воплощал идею мужественности, то есть гармонию силы и торжественной строгости. Ионический ордер, наоборот, был легок, строен и наряден; когда в ионическом ордере колонны заменялись кариатидами, то не случайно ставились именно изящные и нарядные женские фигуры.

Колонна была важнейшей частью ордера, так как она являлась основной несущей частью. Колонна дорического ордера опиралась непосредственно на стилобат ; ее пропорции в архаический период были обычно приземистыми и мощными (высота равна 4 - 6 нижним диаметрам). Дорическая колонна состояла из ствола, заканчивавшегося вверху капителью. Ствол был прорезан рядом продольных желобов - каннелюр . Колонны дорического ордера не были геометрически точными цилиндрами. Кроме общего сужения кверху они имели на высоте одной трети некоторое равномерное утолщение - энтазис, - хорошо заметное на силуэте колонны. Энтазис, подобно напряженным мышцам живого существа, создавал ощущение упругого усилия, с которым колонны несли антаблемент. Дорическая капитель была очень проста; она состояла из эхина - круглой каменной подушки, - и абаки - невысокой каменной плиты, на которую ложилось давление антаблемента.

Антаблемент складывался из архитрава , то есть балки, которая лежала непосредственно на колоннах и несла всю тяжесть перекрытия, фриза и карниза. Архитрав дорического ордера был гладким. Дорический фриз состоял из триглифов и метоп . Триглифы разделялись на три полосы вертикальными желобками. Метопы представляли собой прямоугольные плитки. Карниз завершал антаблемент.

Треугольники, образованные на переднем и заднем, фасадах - под двускатной крышей, - назывались фронтонами . Конек крыши и ее углы венчались скульптурными (обычно керамическими) украшениями, так называемыми акротериями . Фронтоны и метопы заполнялись скульптурой.

Капитель ионического ордера имела эхин, образующий два изящных завитка - волюты . Позднее, уже в эпоху классики, получил развитие третий ордер - коринфский. В нем колонны, более вытянутые по пропорциям (высота колонны доходит до 12 нижних диаметров), были увенчаны пышной и сложной корзинообразной капителью, составленной из растительного орнамента - стилизованных листьев аканфа - и завитков (волют).

В архаической архитектуре, строившейся из известняка, нашла широкое применение яркая раскраска. Основным было чаще всего сочетание красного и синего цветов.

Период архаики был периодом расцвета художественных ремесел. Потребность в изделиях прикладного искусства вызывалась ростом благосостояния значительной части свободного населения и развитием заморской торговли. Особенно высокого расцвета достигла греческая керамика.

Греческие вазы служили для самых разнообразных целей и потребностей. Они были очень разнообразны по форме и размерам. Обычно вазы покрывались художественной росписью. Во времена ранней архаики (7 в. до н.э.) в греческой вазописи господствовал так называемый «ориентализирующий» (то есть подражающий Востоку) стиль. Художники этих ваз соединяли в одной композиции схематичные изображения человека, животных или фантастических существ с чисто орнаментальными мотивами, стремясь заполнить все поле композиции, не оставляя пустых мест, и этим создать впечатление декоративного целого. В 6 в. до н.э. на смену ориентализирующему стилю пришла так называемая чернофигурная вазопись. Узорный орнамент был вытеснен четким силуэтным рисунком, характеризующим общий облик фигуры и более или менее выразительно передающим жест и движение. Рисунки людей и животных заливались черным лаком и отчетливо выделялись на красноватом фоне обожженной глины

Наибольшего расцвета чернофигурная вазопись достигла в Аттике.

Крупнейшим аттическим вазописцем середины 6 в. до н.э. (550 - 530), с наибольшей силой раскрывшим все живые и прогрессивные стороны чернофигурной вазописи, был Эксекий.

Например, рисунок на амфоре, изображающий Аякса и Ахилла, играющих в кости. Представление о высоком мастерстве Эксекия также дает изображение Диониса в ладье (роспись дна килика), отличающееся тонким чувством ритма и мастерством композиции.

По мере дальнейшего нарастания реализма в греческом искусстве в вазописи наметилась тенденция к преодолению плоскостности и условности, заложенной во всей художественной системе чернофигурной вазописи. Это привело около 530 г. до н.э. к целому перевороту в технике вазовой росписи - к переходу к так называемой краснофигурной вазописи со светлыми фигурами на черном фоне.

В скульптуре почти до самого конца архаического периода - до середины 6 в. до н.э. создавались строго фронтальные и неподвижные статуи богов, словно застывших в торжественном покое. Эти статуи соответствовали древним традициям, канонической схеме, не позволяющей художникам нарушать правила изготовления такого рода скульптуры. К такому типу статуй относятся «Артемида» с острова Делоса, «Гера» с острова Самоса, «Богиня с гранатовым яблоком» Берлинского музея. «Артемида» с острова Делоса (7 в. до н.э.) представляет собой почти нерасчлененный каменный блок со слабо намеченными формами тела. Голова поставлена прямо, волосы симметрично падают на плечи, руки опущены вдоль тела, ступни ног кажутся механически приставленными к глыбообразной массе длинной одежды.

Особенно типичными для периода архаики были прямо стоящие обнаженные статуи героев, или, позднее, воинов, так называемые куросы.

Тип куроса сложился на протяжении 7 и начала 6 в. до н.э.. Его появление имело большое прогрессивное значение для дальнейшего развития греческой скульптуры. Самый образ куроса - сильного, мужественного героя или воина - был связан с развитием гражданского самосознания человека; он означал большой шаг вперед по сравнению со старыми художественными идеалами. Связанные сначала с культом героев, эти статуи куросов к 6 в. до н.э. стали связываться с еще более жизненными образами идеальных воинов, - они начали служить надгробиями воинов и ставиться в честь победителей на олимпийских и других состязаниях. Со второй половины 6 в. до н.э. в архаической скульптуре (в том числе и в рельефе) начали яснее и отчетливее выступать реалистические искания. Наиболее передовой из греческих художественных школ поздней архаики стала аттическая школа. Афины, главный город Аттики, уже в позднеархаический период получили значение крупнейшего художественного центра, куда стекались мастера со всех концов Греции.

Одним из высших достижений архаического искусства Афин конца 6 в. до н.э. были найденные на Акрополе прекрасные статуи девушек (кор) в нарядных одеждах. бронзовая статуя юноши, сделанная около 500 г. до н.э., - так называемый «Аполлон из Пьомбино»,

рхаический период не отделен от гомеровского резкой хронологической границей: его начало определяется приблизительно 8 веком, конец - началом 5 века, иногда - концом 1-й четверти 5 века. Историческим фоном периода была Великая греческая колонизация, раздвинувшая пределы известного грекам мира. В архаическую эпоху возникает и расцветает лирика (Сапфо 29 , Алкей, Алкман, Ивик, Анакреонт и многие др.), продолжает развиваться эпическая поэзия, зарождается особый жанр историографии (логограф Гекатей Милетский), появляются первые драматурги (Феспид и др.), формируется сама система драматургического театрального действа.

Характерной чертой греческой архаической культуры и всей греческой цивилизации в целом становится агонистика 30 . Соревновательность пронизывает все сферы деятельности греков: от спортивных, мусических, театральных, поэтических состязаний до соревновательности в области искусства, что оказывает несомненное влияние на все ускоряющееся развитие и изменение всех отраслей знания и опыта у греков 31 . В архаический период рождается философия - первым назвал себя философом Пифагор 32 . Крупнейшими философами, а скорее еще в древнем смысле мудрецами, были представители милетской (ионийской) школы, Фалес, Гераклит и др. В это же время возникает и понятие философской школы, передающей и развивающей традицию от своего основателя: само развитие философских школ становится постепенно одним из связующих греческую мысль стержней вплоть до конца собственно античной цивилизации.

Для греческого искусства это эпоха открытий: новации в архитектуре, скульптуре и живописи определили облик всей греческой культуры в целом. Никогда более Греция не знала такого количества художественных школ, путей, богатства, разнообразия и оригинальности поисков. В 7-6 вв. складывается тип греческого храма с целлой, окруженной со всех сторон колоннадой, с доминирующим над фасадным портиком фронтоном со скульптурной группой, формируются два основных ордера греческой архитектуры: строгий дорический и изящный ионический. Древнейшие из греческих храмов, известные нам в значительной степени по остаткам, - храмы Геры в Аргосе и Олимпии и храм Аполлона в Ферме (Этолия).

В греческой керамике, стилистически очень разнообразной, в 8 в. широко распространяется так называемая ориентализирующая (восточная) манера, на которой сказалось сильное ближневосточное влияние. В 7 в. афинская чернофигурная вазопись приобретает господствующее положение, и когда афинские керамисты (Андокид) переходят в сер. 6 в. до н. э. к краснофигурной технике, этот шаг является решающим для всех греческих территорий.

В

Греческая классика

ысшей точкой развития греческой культуры и искусства эпохи античности был классический (от лат. classicus - образцовый) период, начало которого относят обычно ко времени после греко-персидских войн (480–470-е до н. э.), конец - ко времени начала завоевательных походов Александра Македонского в конце 4 в. до н. э. Политическим фоном расцвета культуры и искусства в эпоху классики, своего рода его аналогом был расцвет демократических полисов, городов-государств Греции (например, Афины времени правления Перикла 33). В 5 в. Греция пережила тяжелейшие войны в своей истории и попала под власть более сильной и политически единой Македонии.

Ф

Скульптура

изическое совершенство и духовная красота как отражение высшего благородства и достоинства человека - главный смысл поисков классического искусства. Великими мастерами скульптуры греческой классики былиПоликлет - создатель знаменитого «Копьеносца» («Дорифора»), в котором рассчитал «правильные» пропорции человеческой фигуры и впервые попытался представить человека в спокойном движении-шаге; Мирон , разрабатывавший тему сложного ракурсного движения (статуя «Метателя диска» - «Дискобола»); Фидий - вероятно, проектировщик всего архитектурно-скульптурного комплекса Акрополя в Афинах, высшего творения греческого мира, Пракситель - создатель самой знаменитой статуи древности «Афродиты Книдской», впервые представивший человеческую фигуру в состоянии отдыха и покоя («Гермес с Дионисом», «Отдыхающий сатир» и др.); Скопас и Лисипп , впервые изобразившие боль и страдание на человеческом лице и следовавшие уже не канону Поликлета, а по представлениям чистой художественности и пластичности. Именно искусство Праксителя, Лисиппа и Скопаса оказало самое сильное влияние на скульптуру эллинизма.

А

Архитектура

рхитектура классического периода создала образцовые типыдорического и ионического храмов (периптер, диптер, простиль, амфипростиль и др.). В 4 в. до н. э. в арсенал архитектуры был введен пышный и изящный коринфский орден , постепенно вытеснивший два основных - дорический и ионический. Храмостроительство эпохи представляют храм Зевса в Олимпии, Парфенон на Афинском Акрополе, храм Аполлона в Бассах. Лучшими архитекторами этого времени были Иктин (Парфенон, храм в Бассах) и Калликрат (Парфенон, храм Ники Аптерос на Акрополе). Облик архитектурных построек периода классики отличают ясность и простота, строгость и чистота линий. Великим экспериментом эпохи стал Акрополийский комплекс в Афинах, в котором сочетаются здания разных ордеров, элементы различных ордеров в одной постройке (ионический фриз с Панафинейским шествием в Парфеноне, дорическом периптере). В 5 и 4 вв. до н. э. создаются знаменитые театральные сооружения Греции - театр Диониса в Афинах и театр в Эпидавре.

Л

Литература

итература классического периода - самый представительный корпус античного мира. Отцом трагедии считалсяЭсхил , младшими современниками которого были Софокл , царь поэтов, и Еврипид , отцом комедии и самым крупным ее представителем - Аристофан , отцом истории - Геродот . Выдающимся историком 5 в. до н. э. был также Фукидид - автор истории Пелопоннесской войны.

В области философии 5–4 вв. до н. э. - время подлинного и великого ее расцвета, расширения деятельности философских школ (Сократ 34 , Платон 35 - основатель Академии, Аристотель 36 - основатель Ликея 37 и школы перипатетиков и др.).

Экономический подъем, предпосылки к которому были заложены еще в предшествующих «темных веках», послужил фундаментом для крупных перемен во всех сферах общества. В архаический период истории Греции происходит окончательное отделение ремесел от сельского хозяйства, совершенствуется гончарное дело и кораблестроение, добывается и широко используется железо, появляются настоящие деньги.

В сельском хозяйстве появляются две новые отрасли: маслиноводство и виноградорство. Их лидерство было обусловлено географическими причинами, а именно гористой местностью, которая являлась не самым лучшим основанием для широкого посева злаковых культур. Крестьяне, используя железные орудия труда, смогли производить более чем достаточно продуктов, чтобы обеспечить свою общину, поэтому появившиеся излишки стали вывозится на продажу. Именно эта цель (продажа излишков и получение прибыли) и стимулировала рост сельскохозяйственного производства, а также поспособствовала развитию ремесел, продукцию которого можно было приобрети на вырученные деньги.

Развитие ремесел в архаический период

Чем больше ремесла дистанцировались от сельского хозяйства, тем больше повышалась квалификация их мастеров, поскольку у них появилось свободное время для совершенствования своих навыков. Особенно преуспели металлурги. Они научились не просто обрабатывать железо, но и разработали различные методы его спайки и сварки. Железные орудия труда были намного эффективнее, чем бронзовые, а железное оружие поспособствовало появлению, так называемых, гоплитов (тяжеловооруженной пехоты). Роль конницы, набранной из аристократов, постепенно приобретала второстепенное значение в военном деле. Также не стояло на месте и гончарное производство. С совершенствованием технологий обжига, греки научились и более «богатому» по содержанию художественному оформлению своих изделий. В результате, продукция гончаров из Афин и Коринфа имела большой успех по всему средиземноморью. Ну и, конечно же, кораблестроение - как своеобразный индикатор успешности развития всех ремесел, достигло своего наивысшего расцвета, по сравнению с другими периодами истории Греции. Ведь постройка любого корабля требовала слаженного труда многих узких специалистов (зачастую живущих в отдаленных полисах), а значит и довольно развитого сектора экономики в области различных ремесел.

Появление денег

Результатом всех этих экономических преобразований и укрепляющихся связей между полисами стали появление денег, стимулировавших еще больше дальнейшее товарное производство. Полис теперь становится не только административно - религиозным центром, но и торгово - ремесленным, где в каждом городе на центральных рынках (агорах) идет активная торговля и у гаваней стоят иноземные корабли, прибывшие в Грецию с коммерческой целью. Во всех городах Греции значительно увеличивается количество проживающих ремесленников, матросов, гребцов, торговцев и владельцев мастерских. Также тесную связь с крупными городами старались поддерживать и крестьяне - земледельцы, там они собирались на народные собрания, продавали излишки своей продукции, принимали участие в общественных праздниках, а также приобретали изделия ремесленников. Таким образом, греческие города превращаются в средоточие всего экономического, культурного и политического развития общества.

Социальный сектор

Быстрые темпы развития экономики и расслоение общества (результат развития ремесел) привели к появлению классов и различных социальных групп. Чем быстрее развивалось промышленное производство и торговля в том или ином полисе, тем быстрее и интенсивнее протекали эти процессы. Там, где торговля и промышленность развивалась быстрее, процесс разделения общества на классы и ликвидация пережитков родовых отношений шел быстрее. В то же время, в сельскохозяйственных зонах, где тогда и речи особо не шло о товарных отношениях, он протекал очень заторможено, в силу того, что родовые пережитки долго не уходили из жизни общества.

Появление класса ремесленников и торговцев

Одним из первых выделился класс ремесленников и торговцев. Со временем он стал довольно весомой силой, способной даже вмешиваться в политику и умеющей отстаивать свои права. Именно ремесленно-торговая прослойка породила явление, которое впоследствии было названо тиранией. Тиранами называли народных лидеров, пришедших к власти, используя насильственные методы. Они устраивали гонения на старую родовую аристократию - конфисковывали имущество, изгоняли и т.д. Вот почему в современном обществе термин «тиран» имеет отрицательный оттенок. На самом деле было много деятельных, способных и умных «тиранов», активно поддерживавших такие отрасли, как торговля, ремесло, земледелие, кораблестроение; они чеканили монеты и обеспечивали защиту торговых путей.

Однако явление тирании не задержалось в Греции надолго. Несмотря на то, что тираны вели борьбу с многовековым укладам жизни, проводили реформы в пользу народа, развивали экономику, вскоре их правление приобрело действительно деспотический характер. Как сами лидеры, так и их приближенные стали активно применять насильственные методы для осуществления своей власти и злоупотребляли своим положением. В конце-концов, народ перестал поддерживать тиранов, и они были изгнаны или погибли в классовой борьбе. К концу 6 в. до н. э. тирания была полностью устранена почти во всей Греции.

В целом последствия этого режима были неплохие - родовая знать имела уже не такое высокое и неприкосновенное положение как раньше, появились предпосылки утверждения полисного строя, ремесленно-торговая прослойка укрепила свое положение в обществе и в управлении им. Ремесленно-торговый сектор развивался очень быстро, что способствовало скорому перенаселению полисов и «кризису перепроизводства». Назрела необходимость расширения рынка, и единственным выходом в то время казалась колонизация чужих земель.

Великая греческая колонизация

Современные историки видят несколько причин, которые способствовали великой греческой колонизации. Прежде всего, уже упомянутые экономические причины. Следующая причина - быстропротекающий процесс расслоения общества. Бедняки, не имевшие своей земли, утомленные долговой зависимостью, проигрывавшие в социальной борьбе разных противодействующих сторон, надеялись найти удачу, хорошую жизнь на чужбине, в недавно основанных колониях. Аристократии такое положение дел было только на руку, ведь в колонии отправлялись опасные для знати недовольные люди, политические противники. Да и правительствам крупных городов было выгодно иметь собственные колонии, при помощи которых они расширяли бы свое экономическое и политическое влияние.

Ученые выделяют два этапа процесса колонизации:

8 в. до н.э. - первая половина 7 вв. до н. э. Колонии в это время имели чисто аграрный характер. Их целью было лишь обеспечение колонистов землей.

С конца 7 в. до н.э. по конец 6 в. до н.э. Больше внимания уделяется на общение и налаживание контактов с местным населением, что способствовало развитию торгово-ремесленного сектора.

Что касается географических направлений колонизации, то в то время выделялось три из них: западное, южное и северно-восточное. Наиболее интенсивное развитие имело западное направление, Были колонизированы часть востока Сицилии и часть территории Италии. Впоследствии они получили название «великая Греция». Кроме того, колониями стали острова Сардиния и Корсика, юг Франции и восточное побережье Испании. Следующее направление - южное и юго-восточное. Оно включает в себя появление колоний на следующих территориях: побережье Палестины, Финикии и северной Африки. Что до северо-восточного направления, то здесь можно наблюдать движение в Пропонтиду (Мраморное море) и в Черное море. В Пропонтиде появляется два городка: Византий, прародитель великого Константинополя, с которого начнется история Византии и Халкидон, где произойдет позже, уже во времена христианства, четвертый Вселенский собор.

В колониях людей не тяготило бремя родовых отношений и, поэтому, все развивалось быстрее - будь то экономика, культура или органы власти. Многие, первоначально маленькие, бедные городишки, превращаются в огромные, богатые, экономически развитые города с многочисленным населением, богатой социальной и культурной жизнью. Факт такого быстрого развития греческих колоний положительно сказывается на развитии Греции в целом, на установление более зрелых форм полисного строя. Великая греческая колонизация 8— 6 вв. до н. э. способствовала быстрому и результативному развитию всего греческого мира. Греки узнавали новые страны, народы, традиции, обычаи, что чрезвычайно расширяло их кругозор. Потребность в жилье, кораблях, в освоении новых территорий дала мощнейший толчок для развития строительства, архитектуры, кораблестроения. Общение с другими странами обогащало культуру Греции новыми знаниями, идеями, что положительно сказалось на становлении и развитии греческой литературы и философии.

Культура

Процветание Греции вследствие развития торговли, сельского хозяйства, производства, появления новых территорий в процессе колонизации привело к обновлению греческой культуры. В центре новой системе ценностей теперь стояла свободная человеческая личность. Были заново переосмыслены минойское и ахейское наследие предков. В это время продолжает развиваться и «гомеровская» сфера - поэзия. Появляются новые литературные жанры. Эпос заменяет поэзия лирическая, которая описывает чувства человека, его радости и горе.

Зарождается и другая наука - философия. Она близка к натурфилософии («философии природы» Востока). Она отражает первые шаги греческих мыслителей, стремящихся осознать, что есть мир, и какое место в нем занимает человек.

Греческая архитектура тоже развивается весьма стремительно. Центром внимания архитекторов того времени являются общественные здания и храмы богов. Каждый город имел своего бога-покровителя, который являлся олицетворением силы и красоты города, поэтому власти не жалели денег на украшение и декорирование таких зданий. Именно в строительстве храмов была создана знаменитая ордерная система архитектуры, которая впоследствии стала истоком развития греческой, а впоследствии и римской архитектуры. Новые черты появляются и у изобразительного искусства. На смену геометрическому стилю приходит черно- и краснофигурная роспись керамических изделий, появившаяся не без влияния Востока.

Начинался «золотой век» античности - государство вступало в новую эпоху своего развития - классическую.

Древней Греции, который охватывает VIII-VI вв. до н. э., послужил началом важнейшего этапа в истории этого государства. За все три столетия - за короткий, в общем-то, срок - Греция продвинулась далеко вперед в своем развитии и обогнала многие страны и государства Древнего Востока, которые развивались довольно быстро. Древняя Греция архаического периода была местом пробуждения духовных сил после четырех веков застоя в развитии. Это время было расцветом творческой активности.

Возрождение былого величия

Во время архаического периода в Древней Греции возрождаются такие виды искусства, как архитектура, живопись, монументальная скульптура. Талантливейшие скульпторы возводят из мрамора и известняка первые греческие храмы, которые сохранились и в наши дни. В архаический период скульптура в Древней Греции переживает небывалый подъем. Именно в это время появляются вечные произведения искусства. Создаются монументальные изваяния из мрамора и бронзы. Именно в архаический период в Древней Греции были написаны знаменитые произведения Гомера и Гесиода, которые поражают своей глубиной. Также стоит отметить поразительные стихи Архилоха, Алкея и Саффо, написанные именно в это время. Литература архаического периода Древней Греции и в наше время издается и переведена почти во всех странах. Знаменитые и по сей день философы Фалес, Анаксимен и Анаксимандр писали свои философские труды, дающие ответы на вопросы о происхождении вселенной и мира.

Искусство

Архаический период в истории Древней Греции, в особенности небывалый подъем греческой культуры в VIII-VI вв. до н. э., был обусловлен проходившей в это время Великой колонизацией. Она вывела Грецию из состояния изоляции, в котором она пребывала после того, как микенская культура прекратила свое существование. Еще одной особенностью архаического периода в истории Древней Греции является взаимообмен культур Эллады и Древнего Востока. Финикийцы привнесли в древнегреческую культуру письмо и алфавит, который в Греции сделали еще удобнее с помощью внедрения гласных букв. Именно с этого момента начала развиваться культура письма и речи, стали появляться алфавиты, в том числе и русский. Сирийцы рассказали и показали грекам много нового, например, способ переработки песка в стекло, а также показали, как изготавливать краску из ракушек. Основы астрономии и геометрии греки переняли от египтян. В архаический период Древней Греции скульптура египтян оказала сильное влияние на только начинающее появляться греческое искусство. Огромное влияние на Грецию оказали также и лидийцы - именно благодаря им греки научились чеканить монеты.

Несмотря на то что многие элементы греческой культуры были позаимствованы из других культур, Греция все так же оставалась самобытной страной.

Колонизация

Колонизация сделала многочисленный на то время греческий народ более подвижным и готовым к переменам. Теперь каждый человек мог самореализоваться вне зависимости от родовой принадлежности, соответственно, общество становилось более развитым и прогрессивным, появилось много новых явлений. Если кратко, искусство в архаический период Древней Греции - не единственное, что получило невероятную степень развития. Теперь мореплавание и морская торговля выходят на первый план и двигают страну вперед. Изначально большинство колоний, которые находились на периферии, стали во многом зависимы от своих метрополий. Но со временем эта ситуация изменилась.

Экспорт

Жители многих колоний испытывали острую нехватку даже в самых необходимых вещах. Например, вино и оливковое масло, которое так любили греки, в колонии вообще не попадало. Огромные корабли доставляли тонны вина и масла во множество стран. Метрополии экспортировали в колонии не только продукты питания - они поставляли глиняную посуду и другую домашнюю утварь, различные ткани, оружие, украшения и так далее. Разумеется, эти предметы очень нравятся местным жителям, и те обменивают их на зерно, домашнюю скотину, рабов и цветные металлы. Незатейливые поделки из Греции, конечно, не сразу составили конкуренцию финикийским сувенирам, на которые охотились купцы по всему миру. Несмотря на это, на них был огромный спрос там, куда не доходили финикийские корабли - Причерноморье, Фракия, Адриатика.

Прогресс

Тем не менее, несмотря на то что поделки и предметы искусства архаического периода Древней Греции значительно уступают по качеству товарам восточного происхождения, грекам удалось наладить массовое производство и продавать свои товары даже на "земле обетованной" для всех торговцев - Сицилии.

Колонии постепенно становятся важнейшими центрами промышленности и торговли между многими развитыми странами древности. А в самой Греции центрами развития экономики и торговли становятся так называемые полисы, с помощью которых управление колонизационным движением становится более удобным. Самые большие и развитые из них - Коринф и Мегара в Северном Пелопоннесе, Эгина, Самос и Родос в Эгейском архипелаге, Милет и Эфес на западном побережье Малой Азии.

Изменения в обществе и ремесло

Постепенно в колониях стали появляться рынки, послужившие мощным толчком к развитию и улучшению ремесла, сельского хозяйства, искусства и архитектуры в Древней Греции архаического периода, кратко охарактеризованных выше. Умельцы из Греции заметно прогрессируют и оснащают свои мастерские по последнему слову тогдашней техники. Анализируя характеристику архаического периода Древней Греции, можно сказать о том, что это был наиболее плодотворный во всех смыслах период для страны. Чего только стоят такие новшества, как изобретение новых способов спаивания железа или усовершенствование литья из бронзы! Греческая керамика VII-VI вв. до н. э. потрясает воображение роскошью и обилием форм, разнообразием художественного оформления. Особенно выделяются красивейшие сосуды, сделанные руками талантливых коринфских мастеров, на которых красуется роспись в восточном стиле. Его можно отличить по красочности и невероятной причудливости витиеватых узоров, которые напоминают рисунки на восточных коврах. Также стоит отметить вазы в чернофигурном стиле, которые производились в основном в афинских и пелопоннесских полисах. Глиняные изделия греческих гончаров и бронзолитейщиков говорят не только о том, что в Греции того времени практиковалось разделение труда, но и о том, что обязанности разделялись даже внутри отдельно взятой отрасли. Культура архаического периода Древней Греции испытывала невероятный подъем.

Отделение ремесла от сельского хозяйства

Большая часть керамических изделий, экспортируемая Грецией за рубеж, была изготовлена в специальных мастерских опытными мастерами и художниками-вазописцами. Многочисленные ремесленники теперь не одиночки без прав и свобод. Уже прошло то время, когда у них не было даже постоянного места жительства. Теперь они являются весьма значимым и влиятельным сословием населения. Качество изготавливаемой ими продукции становилось все выше, как и цены на работы мастеров. Появились целые кварталы, где жили ремесленники определенной профессии. В одном из крупных городов под названием Коринф с VII в. до н. э. существовал так называемый квартал гончарных мастеров — Керамик. В столице Греции Афинах подобный район, расположившийся во внушительной части города, появился в VI в. до н. э. Эти исторические факты свидетельствуют о том, что во время архаического периода в Греции наступил принципиально новый период развития государства: ремесло стало отдельным видом деятельности и полностью обособилось от сельского хозяйства как отдельная, абсолютно абстрагированная часть производства и деятельности. Не обошли принципиальные изменения и сельское хозяйство, которому теперь было необходимо учитывать не только потребности общины, но и спрос на рынке. Теперь рынок диктует правила всем отраслям производства. Появились первые зачатки предпринимательства и среди фермеров - те из них, которые имели лодки, привозили свой товар на рынки близлежащих городов. По дороге они не передвигались потому, что разбойников и грабителей стало гораздо больше с развитием торговли. Поскольку зерновые культуры в Греции принялись плохо, возделывали в основном виноград и оливки, ведь вкуснейшее греческое вино и качественное оливковое масло пользовались невероятным спросом на Востоке. В конце концов греки поняли, что гораздо дешевле привозить зерно из-за границы, чем выращивать на родине.

Государственное устройство и политическая система архаического периода Древней Греции

Большинство исключая многочисленные колонии, появились из централизованных населенных пунктов эпохи Гомера — полисов. Однако архаистический и гомеровский полисы - абсолютно разные понятия. Отличались они весьма существенно: полис эпохи Гомера одновременно являлся городом и деревней, поскольку никаких других поселений, которые могли бы с ним соперничать, не было. Архаический полис, наоборот, являлся своеобразной столицей маленького государства, в составе которого, кроме него самого, были небольшие деревни (греческие комы), располагавшиеся на окраинах территории полиса и зависевшие от него как в политическом, так и в экономическом смысле.

Архитектура

Обратите внимание на то, что архаические полисы стали значительно крупнее полисов, строившихся в эпоху Гомера. На то было две причины: естественный прирост населения и объединение нескольких деревушек в один большой город. Это явление имеет название синойкизм, объединение происходило для того, чтобы дать отпор соседним враждебно настроенным деревням и поселкам. Несмотря на небывалый прогресс, по-настоящему больших городов в Греции еще не было. Самыми крупными полисами были населенные пункты с численностью в несколько тысяч человек. В среднем же население не превышало и тысячи человек. Наглядным примером типичного греческого архаического полиса является древняя Смирна, не так давно найденная археологами. Значительная ее часть была расположена на полуострове, который закрывал вход в глубокую бухту, где стояли многочисленные корабли. Центральная часть Смирны была окружена защищающим ограждением из кирпича на каменном цоколе. В стене устроены многочисленные ворота и смотровые площадки. Все жилые постройки находились параллельно друг другу. Разумеется, в городе были построены несколько храмов. Жилые постройки были очень просторными и удобными, в домах состоятельных граждан имелись даже терракотовые ванны.

Агора

Сердцем архаического города являлась так называемая агора, на которой собирались граждане и велась оживленная торговля. В основном жители города проводили все свободное время здесь. Можно было продать свой товар и приобрести необходимые продукты, узнать важные городские новости, принять участие в делах государственной важности и просто пообщаться с горожанами. Изначально агора являлась обычной открытой площадью, на которой отсутствовали какие-либо постройки. Позже там появились деревянные ступени, на которых во время мероприятий рассаживались люди. Когда архаический период подходил к концу, над ступеньками стали вешать тканевые навесы, предназначенные для защиты людей от жары и солнца. По выходным на них любил располагаться праздный люд и торговцы различным мелким товаром. На агоре или недалеко от нее строились государственные учреждения: булевтерий — городской совет (буле), пританей — место, где заседали члены правящей коллегии пританов, дикастерий - здание суда. Именно на агоре городские жители могли ознакомиться с новыми законами и указами, которые выставлялись на всеобщее обозрение.

Спортивные состязания

Атлетические состязания издревле составляли значительную часть жизни греков. В древнегреческих городах испокон веков строили площадки для силовых упражнений. Их называли палестрами и гимнасиями. Каждый уважающий себя юноша проводил за тренировками большую часть своего времени. Среди спортивных дисциплин можно назвать бег, вольную борьбу, кулачные бои, прыжки, метание копья и диска. Каждый большой праздник в полисе сопровождался спортивным состязанием под названием агон, в котором могли принять участие все свободнорожденные граждане полиса, а также гости из других стран, получившие приглашение на праздник.

Некоторые агоны заслужили особую популярность у народа, постепенно становились межполисными общегреческими празднествами. Именно оттуда пошла традиция устраивать Олимпийские игры, для участия в которых приезжали даже из самых отдаленных колоний. Готовились к участию в Олимпийских играх так же серьезно, как и к военным действиям. Каждый полис считал делом чести победу на мероприятии. Победителя Олимпийских игр радостные сограждане одаривали по-настоящему царскими привилегиями. В некоторых случаях приходилось разбирать огромную городскую стену, чтобы триумфальная колонна победителя торжественно вошла в город: горожане считали, что персона такого ранга в обычные ворота пройти не может.

Вот из таких моментов и складывалась жизнь рядового жителя древнегреческого полиса архаической эпохи: торговля и покупки на агоре, решение вопросов государственной важности на народном собрании, участие в религиозных церемониях различного порядка, упражнениях и тренировках в гимнасиях и палестрах и, конечно же, участие в Олимпийских играх.

В период архаики (VIII-VI вв. до н.э.) происходит интенсивное развитие античного общества. Росло население, повышался его жизненный уровень. Это был период прогресса в литейном производстве, успехов в изготовлении глиняной посуды. В это время возникают оживленные центры художественно-промышленного производства посуды (сначала Коринф и Мегара, затем Афины), где выработался знаменитый способ наведения черных фигур на блестящий красноватый фон, достигаемый путем примешивания железной окиси.

Характерная черта экономики этого периода истории Эллады – наличие довольно развитого обмена, что связывают с процессом колонизации и уходом массы населения в колонии, с ввозом продуктов из колонии в метрополию, с развитием в метрополии ремесел и вывозом их изделий в колонии.

Развитие таких форм экономики, как посредничество в торговле, подвоз и перевоз товаров, становится источником существования целых общин. Такой, например, была Эгина, роль которой особенно значительной была в транзитной торговле, посредничестве, поскольку население ее доставляло продукты в разные стороны Древней Греции.

Важнейшим показателем развития обмена в эпоху колониального расширения Эллады может служить возникновение и распространение в греческом мире монеты. Греки использовали при этом опыт древневосточных стран – принятые ими весовые и денежные единицы воспроизводят вавилонские восточные названия.

По мере развития производительных сил и обмена появляются новые рабочие руки – привозные рабы. Труд рабов используют в рудниках, в ремесле, в портовых и корабельных работах. Владение рабами, их покупка становятся важным способом расширения производства и обогащения.

С применением массового труда изменились размер предприятий и объем производства. Предприятия расширялись и приняли характер ремесленных мастерских. Ремесло отделилось от земледелия.

Появляются новые группы населения – судовладельцы, собственники ремесленных мастерских (эргастерий), которые с течением времени все больше определяют не только экономический, но и политический характер городов-государств-полисов, возникших в VIII-VI вв. до н.э. в Греции в результате борьбы новых социальных групп и сил с аристократией.

Полис включал в себя город и прилегающую сельскую территорию и считался независимым государством. Самым крупным полисом были Афины, занимавшие территорию 2500 кв. км. Другие полисы были намного меньше, территория их не превышала 350 кв. км. Даже самые крупные города насчитывали не более нескольких тысяч жителей.

К началу архаического периода большинством полисов управляли аристократы, а системой правления была олигархия (власть немногих), но по мере расширения торговли начинает усиливаться и процветать среднее сословие торговцев, ремесленников и банкиров. Лишенное политических прав, оно начинает добиваться возможности участия в принятии решений. В стране возникают беспорядки, и для восстановления мира греки выбирают одного правителя, наделяя его всей полнотой власти.

Такого правителя стали называть тираном. Появление в Греции таких правителей относят к 650 г. до н.э. Вообще же, начиная с 750 г. до н.э. реальная власть Греции принадлежала ареопагу (совету), политику которого осуществляли три высших должностных лица – архонты, в своей деятельности совещавшиеся с собранием старейшин, т.е. выдающихся членов аристократических родов.

В 621 г. до н.э. недовольные системой правления и законами города афиняне на должность тирана назначили Драконта, создавшего первый в истории Греции писанный и очень жесткий свод законов. Драконт ввел публичный суд, чтобы люди могли видеть результаты правосудия. Свои реформы он основал на уже существовавших устных законах, но записал их и ужесточил, ввел смертную казнь за многие правонарушения, даже такие мелкие, как кража еды. Вот почему по сей день жесткие меры и законы называют драконовскими.

В VI в. до н.э. драконовский свод законов был существенно переработан архонтом Солоном (640-635-ок. 559 до н.э.), предложившим афинянам целый ряд очень популярных мер: он воспрепятствовал продаже зерна за границу, освободил всех граждан от земельных долгов, прекратил практику продажи должников в рабство. Проданные за границу афиняне были выкуплены государством. Реформировал Солон также систему правления, в результате чего представители средних слоев могли занимать административные должности, даже бедным гражданам предоставлялось право голоса в народном собрании.

Реформы Солона, будучи прогрессивными, являлись одновременно попыткой примирить противостоявшие тогда друг другу социальные группы, попыткой компромисса. Для этого, как он сам пишет в своих элегиях, он попытался разумно соединить законность с насилием.

Борьба демократии и аристократии в полисах в VIII-VI вв. до н.э. способствовала выроботке целого ряда важных демократических принципов, одним из которых было местное самоуправление.

Впервые этот принцип был зафиксирован в Конституции Клисфена (VI в. до н.э.) и в его реформе, согласно которой самым мелким социальным единицам – демам (коммунам) было дано самоуправление. В 508 г. до н.э. Клисфен из рода Алкмеонидов, вставший в результате гражданской войны во главе Афин, ввел новую систему правления, названную им демократией.

Желая привлечь народные массы к широкому участию в политической жизни, Клисфен ввел Совет 500, ставший постоянной комиссией народного собрания и вместе с должностными лицами заведовавший финансами и внешними делами и подготовлявший решения народного собрания.

С именем Клисфена история связывает появление в Афинах политического обычая – отракизма, состоявшего в том, что ежегодно, во время весеннего собрания народ опрашивался, должно ли в данном году состояться постановление об изгнании лица, подозреваемого в тиранических замыслах.

Опрос проходил тайной письменной подачей голосов, и в случае утвердительного ответа собиралось особое собрание для остракизации, в котором должно было участвовать не менее 6000 граждан. Осужденный лишался на время только своих политических, но не гражданских прав и уходил в изгнание.