Памятник культуры относится к истории древнего рима. Архитектура древнего рима и античные памятники вечного города

  • 02.07.2020

1. Памятники культуры Древнего Рима.

Памятники Древнего Рима - это прежде всего городские форумы, храмы, дворцы, базилики, триумфальные арки, амфитеатры, акведуки, крепостные стены - объекты, оказавшие огромное влияние на развитие всей последующей европейской цивилизации. И вполне можно согласиться с профессором-географом Е.Н. Перциком, что в искусстве Древнего Рима - архитектуре, скульптуре - как бы "оживает" география величайшей рабовладельческой державы, заложившей вместе с Древней Грецией, по словам Энгельса, "фундамент современной Европы".

Памятники Древнего Рима можно условно подразделить на три территориальные группы. К первой из них относится сам город Рим - наиболее яркое и полное средоточие шедевров античной архитектуры. Ко второй - другие памятники античности на территории современной Италии. А к третьей - довольно многочисленные архитектурно-исторические объекты, сохранившиеся за ее пределами, в других европейских странах, которые некогда входили в состав Римской империи

Собственно говоря, в Списке объектов Всемирного наследия фигурирует более широкая формулировка об "историческом центре Рима", под которой можно понимать наслоения, оставленные в материальном облике Вечного города самыми разными эпохами. Но все же несомненно, что в этом "слоеном пироге" наиболее интересную и уникальную часть образуют объекты именно Древнего Рима.

Античный Рим был таким большим городом и располагал таким количеством архитектурных памятников, что описанию их посвящена поистине огромная литература. Так что нет ни необходимости, ни возможности характеризовать облик Вечного города в сколько-нибудь полном виде. Тем более, что, как метко заметил еще Стендаль в своих объемистых "Прогулках по Риму", изданных в 1829 г., "в центре Рима нет ни одного туаза почвы, которого не занимали бы последовательно пять-шесть зданий, равно знаменитых". Следовательно, правильнее всего вести речь только о том, что сохранилось до наших дней. Представляется, что сделать это лучше всего по историческим эпохам развития города. Ведь история Древнего Рима - отрезок времени, охватывающий более тысячи лет.
От самого раннего этапа римской истории, царского, до наших дней дошло очень немногое. Прежде всего это руины крепостной стены, ограждавшей город в те времена. Она была сооружена из квадратных глыб вулканического камня шестым по счету царем Рима Сервием Туллием и имела длину 11 км. Наиболее сохранившиеся ее остатки теперь можно видеть при подъезде к римскому вокзалу Термини.

От второго, республиканского, этапа, который продолжался четыре с половиной столетия, уцелело больше архитектурных памятников. Это прежде всего руины главного гражданского центра города - Римского Форума (Форо Романо), где происходили все важнейшие события политической и экономической жизни - народные собрания, судебные разбирательства, церемонии религиозных обрядов. К концу республиканского периода Форум принял уже вполне законченный архитектурный облик - с общественными зданиями, храмами, арками, колоннадами, статуями, священной дорогой (Виз Сакра), а также торговыми рядами. Однако со временем все его сооружения оказались глубоко под землей, и это место, где выпасали коров, стали так и называть - Коровье пастбище (Кампо Ваччино). В XIX в. здесь начали раскопки, и теперь на заповедной территории Форума можно увидеть остатки древних храмов и колоннад.

От эпохи поздней республики до нас дошел храм Весты, богини домашнего очага и покровительницы государства. Жрицы Весты, девушки-весталки, обязаны были поддерживать в храме вечный огонь. На протяжении всей "службы", которая продолжалась как минимум 30 лет, они должны были хранить обет целомудрия (за его нарушение весталок живыми закапывали в землю, а их соблазнителей душили и забивали камнями). Здесь же, у подножия Капитолийского холма, возвышаются мрачные темно-серые руины аркад Табулариума - здания, предназначавшегося для хранения архивов республики.

Далее наступила эпоха ранней Римской империи, охватившая период I в. до н.э. и I в. н.э., когда в стране правили династии Юлиев-Клавдиев, а затем Флавиев. В современном Риме она представлена несколькими объектами действительно всемирного значения.

К их числу относятся так называемые Императорские форумы. Первый из них начал строить еще Юлии Цезарь, посчитавший, что старый Форум Романо стал уже тесен для разросшегося города. Этот форум с храмом Венеры был достроен уже при преемнике Цезаря Августе, который кроме того воздвиг рядом с ним свой роскошный форум с храмом бога Марса. О размерах этого храма, которым некогда восторгался еще римский поэт Овидий, и поныне свидетельствуют три коринфских колонны высотою по 18 м. Видимо, не случайно родившееся еще в те времена утверждение о том, что "Август принял Рим кирпичным, а оставил мраморным". Позднее рядом с форумом Августа возник форум императора Веспасиана Флавия. А у подножия Палатинского холма и в наши дни высятся мрачные руины императорских дворцов.

К числу очень хорошо сохранившихся памятников Рима этой эпохи относится мраморная Триумфальная арка сына Веспасиана Тита на форуме. Она была воздвигнута в честь удачного похода римлян на Иерусалим (им удалось взять этот город и разграбить его знаменитый храм). На рельефе арки изображены император на триумфальной колеснице, вступающий в Рим, и трофеи, захваченные в иерусалимском храме. В преддверии Рима прибывающие в этот город могут увидеть огромные аркады акведука Клавдия, одного из десятка подходивших к городу водоводов, "сработанных еще рабами Рима".

Но, пожалуй, самый знаменитый из архитектурных памятников периода ранней империи, один из главных символов всей римской античности - амфитеатр Флавиев, или Колизей. Строительство его было начато императором Веспасианом в 75 г. н.э., а закончено его сыном Титом в 80 г. В плане Колизей имел форму эллипса размером 180 на 156 м при высоте 50 м; не случайно его название обычно производят от латинского "колоссео" -громадный. Построенный из коричнево-желтого травертина, туфа и кирпича и вмещавший более 50 тыс. зрителей, он был предназначен для гладиаторских боев и других массовых зрелищ, которые, как известно, были неотъемлемой частью римской цивилизации. По случаю открытия амфитеатра император Тит объявил стодневные игры, во время которых на его арене сражались несколько тысяч гладиаторов и было затравлено 5000 зверей! Так и всплывают памяти строки из стихотворения Лермонтова "Умирающий гладиатор":

Ликует буйный Рим...торжественно гремит

Рукоплесканьями широкая арена:

А он - пронзенный в грудь - безмолвно он лежит,

Во прахе и крови скользят его колена...

Хотя до нового и новейшего времени от античного Колизея дошла только его часть, но и она оставляет неизгладимое впечатление у всех, кто его посещал и посещает. Путешествовавший по Европе Марк Твен назвал его царем всех европейских развалин.

Архитектурный облик Колизея можно восстановить по достаточно хорошо сохранившемуся его южному фасаду. Видно, что он имел четыре яруса (нижний из них предназначался для императорского двора, второй - для членов знатных семей, третий - для простого народа, а четвертый с деревянными скамьями - для женщин). Три нижних яруса представляют собой сквозные аркады, значение которых не только декоративное: благодаря им амфитеатр быстро заполнялся и освобождался. Внутри эллипса, под бывшей ареной, раскопаны подвалы для диких зверей, приспособления, подававшие на арену воду в дни представлений морских битв (навмахий), служебные помещения. Люди, животные, декорации попадали отсюда на сцену при помощи сложной системы коридоров-проходов и подъемников. В сильную жару или дождь над всем амфитеатром на специальных мачтах натягивали парусиновый тент.

Конструктивные особенности самого большого амфитеатра античьости, широко использовавшиеся в последующие эпохи, впечатляют и в наши дни. "Взобравшись на высоту третьего этажа Колизея, - пишет Г.Д. Богемский в книге о городах Италии, - проникаешься восхищением перед искусством архитекторов древности, умевших возводить огромные сооружения столь гармоничными, что они не подавляют своей тяжестью, не кажутся массивными и даже большими".

От эпохи поздней империи до нас дошло еще больше архитектурно-исторических памятников Рима. В особенности это относится ко II в., когда у власти находилась императорская династия Антонинов; недаром второе столетие нашей эры нередко называют золотым веком Древнего Рима. Можно выделить по крайней мере три особо впечатляющих памятника той эпохи.

Это знаменитая колонна Траяна и часть базилики - все, что осталось от некогда самого великолепного из императорских форумов. Колонна Траяна была воздвигнута в честь побед императора, который умер в Сирии во время военного похода. Поверхность этой 38-метровой колонны обвивает (24 витка) спиральный рельеф-фриз длиной 300 м, увековечивший покорение Траяном Дакии. На нем можно увидеть сцены жизни даков, подвиги римских легионеров и самого императора, который фигурирует на рельефе более 80 раз.

Далее, это Пантеон, построенный сменившим Траяна императором Адрианом и сохранившийся лучше других античных памятников Рима. Пантеон -удивительно пропорциональный круглый храм, имеющий одинаковые (43,5м) диаметр и высоту. Стены шестиметровой толщины обеспечивают тот запас прочности, который необходим для поддержания огромного купола, представляющего собой настоящее чудо инженерного искусства и тонкого художественного вкуса. Послуживший прообразом куполов собора Св. Петра в Риме и церкви Санта-Мария дель Фьоре во Флоренции, он даже немного превосходит их своими размерами, превзойденными только в XX в. Круглое девятиметровое отверстие в центре купола - "глаз Пантеона" - служит единственным источником света для его внутреннего интерьера, где могут свободно разместиться 2000 человек. В небольших нишах, расположенных вдоль стен храма, находятся гробницы итальянских королей. Но наибольшее внимание привлекает левая ниша, где покоится прах одного из величайших художников Италии - Рафаэля. Пантеон был объявлен папами "храмом всех богов", иначе говоря, храмом самой божественной идеи, символизирующим покой, гармонию, духовность. Но ведь все это и ныне ценится не меньше, чем два с лишним тысячелетия назад. Наверное, прав был Стендаль, написавший: "Достаточно двух мгновений для того, чтобы проникнуться его красотой".

Наконец, это мавзолей Адриана, построенный на правом берегу Тибра для самого императора и членов его семьи. Но первоначальные функции он выполнял сравнительно недолго, будучи сначала превращен в предмостное укрепление, а в средние века - в неприступный замок, в случае необходимости служивший убежищем для римских пап. Тогда же бывший мавзолей получил название замка Св. Ангела - по украсившей его статуе ангела с мечом. До самого конца нового времени сначала папы, а затем короли использовали его в качестве тюрьмы. Несмотря на многочисленные перестройки, мавзолей Адриана также во многом сохранил свой первоначальный облик огромной цилиндрической башни.

От "золотого века" в Риме осталась и бронзовая конная статуя императора Марка Аврелия, послужившая затем эталоном для многих европейских памятников. Интересно, что это единственная уцелевшая в средние века древнеримская конная статуя. Считают, что от уничтожения христианами ее спасла ошибка: статую приняли за изображение христианского императора Константина, а не "язычника" Марка Аврелия.

К поздней Римской империи относится правление династии Северов (III - IV вв.). Об этой эпохе в Риме напоминают прежде всего руины терм и триумфальные арки.

Знакомясь с руинами римских терм, нужно иметь в виду, что в жизни города они выполняли одну из центральных функций, будучи не просто банями в прямом назначении, но и чем-то вроде клубов, мест развлечения и занятий спортом. Примером тому могли служить самые большие из римских бань - термы Каракаллы, занимавшие территорию 340 х 330 м. Ядром всего комплекса было главное здание терм, в котором последовательно располагались большой зал с бассейном, роскошно декорированный главный зал с холодной, теплой и горячей банями, под полом которого находилась сложная система водоснабжения, отопления и канализации. По фасаду главного здания располагались комнаты для отдыха. А само главное здание находилось в парке, где также были размещены две палестры, место для соревнований атлетов, библиотечные залы и залы для занятий музыкой, раздевальни. Термы Каракаллы могли вмещать одновременно более 2000 человек. Ныне их кирпично-красные руины поднимаются на высоту более 30 м. Летом их используют для проведения оперных фестивалей. А А в термах Диоклетиана теперь находится национальный римский музей.

Из триумфальных арок той эпохи наиболее известны две - арка Септимия Севера и арка Константина. Первая из них, высотой 20 м, была построена в честь императора, именем которого она названа, и его побед над варварами. Вторая, более поздняя, воздвигнутая в честь победы Константина над Мак-сенцием, имеет три хорошо сохранившихся пролета.

В целом можно считать, что с античных времен в Риме сохранилось не так уж мало памятников, особенно если учесть длительную и бурную историю Вечного города. Ведь в середине I в., при императоре Нероне, в Риме вспыхнул продолжавшийся целую неделю грандиозный пожар, буквально опустошивший город. В V в., на самом закате империи, вандалы две недели грабили Рим, подвергнув его страшному разрушению. Многие античные памятники погибли уже в средние века. Например, в раннем средневековье римские папы и знать использовали Колизей как источник строительного материала. В XV в. его вообще превратили в настоящую каменоломню: из добытого здесь травертина построены многие римские палаццо; даже металлическую арматуру выбивали из стен и снова использовали. Именно тогда сложилась известная поговорка-каламбур: "То, чего не разрушили варвары (barberi), разрушили Барберини" (фамилия нескольких пап и кардиналов).

А в 30-х гг. XX в. Муссолини - из чисто амбициозных побуждений - распорядился проложить через центральную историческую часть города парадную улицу Императорских форумов, уничтожив при этом многие античные памятники.

Помпеи и Геркуланум - два римских города, которые были расположены в юго-западной части Средней Италии, в области Кампания (буквально -"страна полей"), которую благодаря красотам Неаполитанского залива и благоприятным условиям обитания в древности, обычно называли "Счастливой Кампаньей". Город Помпеи, основанный еще в VIII в. до н.э., сначала принадлежал этрускам, грекам, самнитам, а затем перешел к римлянам. Он был небольшим, но процветающим торговым центром. Геркуланум, названный так в честь Геракла, был основан в VI в. до н.э. Его также завоевывали воинственные самниты, а позднее он стал римским патрицианским городом, местом отдыха знати. Местное же население занималось главным образом рыбной ловлей и производством оливкового масла. Словом, это были провинциальные, ничем особенно не выделявшиеся города. Известность они приобрели в 79 г. н.э., когда произошло извержение вулкана Везувий, у подножия которого они были расположены.

Везувий, бездействовавший многие столетия, неожиданно пробудился. Сначала над его кратером появилось облако горячего пара и пепла, а 24 августа началось сильное землетрясение, сопровождавшееся выбросом из расколовшегося жерла вулкана огромной массы камней, пепла, вулканической грязи и лавы. Нависшая над Везувием туча опускалась все ниже, наступивший мрак прорезывали только вспышки огня. Завершивший извержение горячий ливень как бы сцементировал все эти вулканические выбросы. В результате цветущая прибрежная зона Неаполитанского залива за один день превратилась в безжизненную пустыню. Погибли города, селения и виллы, располагавшиеся у подножия Везувия. Город Помпеи был разрушен каменными бомбами, вылетавшими из жерла вулкана, засыпан вулканическим пеплом, залит горячим дождем. Поток высотой до 15 м полностью поглотил и Геркуланум. Хотя большинству жителей обоих городов удалось спастись, многие все же погибли. Среди них оказался и знаменитый римский писатель Плиний Старший, гибель которого подробно описал его племянник Плиний Младший в письмах к историку Корнелию Тациту. Да и спасенным пришлось пережить все ужасы неожиданного бегства, потерю имущества. Достаточно вспомнить знаменитую картину Карла Брюллова "Последний день Помпеи".

Рассказы об этой страшной катастрофе еще долго жили в людской памяти. Но прошли столетия, и никто уже не представлял себе, где именно находились оба города. Когда местные крестьяне при рытье колодцев находили остатки древних строений, никто уже не связывал их с забытыми городами.

Местонахождение Помпеи было обнаружено только в XVII в. при постройке водопровода, но раскопки здесь начали лишь в XVIII в., а на более научной основе продолжили в XIX и XX вв. Благодаря работе археологов, которые расчистили территорию города, восстановили разрушенное и поврежденное, Помпеи превратились в большой археолого-музейный резерват под открытым небом, позволяющий представить себе, каким был италийский город 2000 лет назад. Н.В. Гоголь увидел в нем "прекрасные небеса, мир, богатый искусством и человеком".

Раскопки Геркуланума начали только в XIX в., но производили в основном уже в XX в. Этот город, залитый жидкой вулканической грязью, был разрушен гораздо меньше. Но и по сей день из под земли освобождена лишь сравнительно небольшая его часть.

Как объект Всемирного наследия археологический резерват Помпеи более всего интересен тем, что дает возможность познакомиться с типовой планировкой и застройкой римского города.

Помпеи имели четкую планировку. Две главные улицы города проходили с севера на юг и с запада на восток. Остальные улицы, мощеные каменными плитами, проходили параллельно главным, разделяя весь город на девять районов-кварталов. Центром городской жизни была прямоугольная площадь форума, окруженная зданиями храмов, базилики, городской курии, архива-табулария, рынка. В южной части города находился большой театр с хорошо сохранившимися скамьями для зрителей, врезанными в склон холма, и сценой; он был рассчитан на 5000 зрителей. В юго-восточной части Помпеи размещался эллипсообразный амфитеатр, где происходили бои гладиаторов. А у ворот в городской стене обычно размещались гостиницы, трактиры, лавки, конюшни. В городе были также термы, публичный дом.

Среди его жилых зданий (домусов) интерес представляют дома ремесленников с мастерскими и магазинами, а в особенности дома богатых людей, землевладельцев и торговцев. Судя по раскопкам, типовой богатый дом имел главную комнату - атрий - с бассейном (имплювием) в центре, куда через отверстие в крыше попадала дождевая вода. К атрию, где хозяин принимал деловых посетителей, примыкал его кабинет - таблиний, из которого открывался вид на перистиль - внутренний сад. К атрию и перистилю обычно примыкали столовая - триклиний - с ложами для трапезы, рассчитанная на прием гостей, а также спальни (кубикулы), библиотека. Имелась также баня с холодной и горячей водой.

Дома в Помпеях интересны не только своей внутренней планировкой, но и декоративным убранством - скульптурой и в особенности хорошо сохранившимися яркими фресками, изображавшими людей, животных, мифических богов, цветы, орнаменты. С элементами такого декора ныне можно познакомиться как в самих зданиях города, так и в небольшом музее, созданном при резервате. Они демонстрируются и в национальном музее Неаполя.

Геркуланум также был поделен прямыми улицами на восемь кварталов. В нем также были театр, термы, палестра. Здания Геркуланума, не разрушенные градом камней, а залитые вулканической грязью, сохранились в большей целости. Да и сам тип их был несколько иным благодаря большому числу богатых вилл. В этих домах и виллах лучше сохранилась настенная роспись и напольная мозаика.

Нынешний Агридженто - небольшой городок на южном побережье о. Сицилия, в общем-то мало кому известный. Но в античные времена он был одним из богатых и аристократических городов Средиземноморья.

Агридженто был основан греческими колонистами в конце VI в. до н.э., а своего расцвета достиг в V в. до н.э. Именно тогда здесь были возведены главные храмы - Зевса Олимпийского, Геры, делла Конкордия и др. Греческий поэт Пиндар назвал Агридженто "самым красивым городом смертных".

Позднее городом владели карфагеняне, затем римляне, арабы, византийцы, нормандские завоеватели, и все это привело к тому, что от древних греческих храмов ныне сохранились только руины. Они и образуют археологический резерват Агридженто, представляющий собой историческую ценность.

Известно, что римляне использовали слово "вилла" для обозначения сельского дома, в отличие от городского - "домуса". Обычно виллы принадлежали богатым горожанам и служили им местом для занятий сельским хозяйством, либо для отдыха. Многие виллы, предназначенные для загородного отдыха, были настоящими дворцами. Почти все виллы, обнаруженные в Италии археологами, относятся к позднему периоду Римской империи. Примером такой виллы и служит вилла Казале, относящаяся к IV в. Это была богатая вилла римского патриция, о чем, в частности, свидетельствует украшающая ее мозаика.

ЗИККУРАТ, храмовая башня, принадлежность главных храмов вавилонской и ассирийской цивилизаций. Название происходит от вавилонского слова sigguratu - вершина, в том числе вершина горы.

Первые такие башни в форме примитивных ступенчатых террас появились в аллювиальных долинах Тигра и Евфрата в конце IV тысячелетия до н.э. Последний заметный всплеск активности в возведении месопотамских зиккуратов засвидетельствован уже в 6 в. до н.э., в конце нововавилонского периода. На протяжении всей древней истории зиккураты подновлялись и перестраивались, составляя предмет гордости царей.

Как ясно из названия, зиккурат представлял собой искусственный холм, оформленный как имитация одного из тех святилищ, которых шумеры были насильственно лишены, переселившись со своей горной прародины на равнины Месопотамии. Зиккурат представлял собой массивное сооружение с наклонными стенами, совершенно монолитное, если не считать дренажных каналов и небольшого храма на вершине. Размеры его были огромны; знаменитый вавилонский зиккурат был высотой более 90 м, длина каждой стороны квадратного основания также составляла более 90 м. Основа сооружения возводилась из глины или глиняных кирпичей, дополнительно укрепленных слоями тростника или асфальта; снаружи оно было обнесено толстой стеной из обожженных кирпичей. Зиккураты имели в плане квадратную или прямоугольную форму, и единственным их украшением служили расположенные через одинаковые промежутки высокие и узкие ниши. Отказавшись от характерной для ранних сооружений однотеррасной конструкции, цари III династии Ура (ок. 2250 до н.э.) ввели новую традицию строительства зиккуратов из нескольких террас, размещенных одна над другой и последовательно уменьшающихся в размерах. Попасть на них можно было по лестницам, одна из которых располагалась фронтально, а остальные - вдоль боковых стен. Сооружение в целом было призвано символизировать Вселенную, причем террасы были окрашены в разные цвета, обозначавшие соответственно подземный мир, видимый мир живых существ и мир небесный. Храм на вершине, символизировавший небо, в Уруке был окрашен в ослепительно белый цвет, а в Вавилоне и Уре инкрустирован глазурованным голубым кирпичом.


Список использованной литературы:

1. Акоф Р. Искусство решения проблем. - М.: Мир, 1982.

2. Альтшуллер Г.С. Алгоритм изобретения. - М.: Радио и связь,1973.

3. Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука: теория решения

изобретательских задач. - М.: Советское радио, 1979.

4. Альтшуллер Г.С. Основы изобретательства. - М.:Радио и связь, 1982.

5. Амосов И.М. и др. Моделирование творческой личности.

6. Бирюков Б.В., Гудчин И.Б. Машина и творчество. - М.: Радио и связь, 1982.

7. Буш Г.Я. Методы технического творчества. - Рига: Лиесма,1972.

8. Буш Г.Я. Методологические основы научного направления изобретательством. - Рига: Лиесма, 1974.

9. Буш Г.Я. Рождение изобретательских идей. - Рига: Лиесма,1976.

10. Буш Г.Я. Аналогия и техническое творчество. - Рига: Лиесма,1979.

11. Джонс Д.К. Инженерное и художественное конструирование. - М.: Мир, 1976.

12. Джонс Д.К. Методы проектирования. - М.: Мир, 1986.

13. Шумилин А.Т. Проблемы теории творчества. - М.: Радио и связь, 1989.

14. Понамарев Я.А. Психология творчества и педагогика. - 1976.

15. Повелейко Р.П. Инженерное творчество. - М.: Знание, 1977.

16. Лук А.Н. Мышление и творчество.

17. Рибо Т. Творческое воображение.

18.Максаковский В.П. Всемирное культурное наследие. - М.:Агентство "Издательский сервис", 2000.

19. Энциклопедия. Том VII. Искусство. Том I. М. 1998г.


Лишь позднегреческим выражением античности. Историки от Ренессанса до ХХ века отмечали в нем различные, но всегда близкие их современности черты. В обращении итальянских гуманистов XV - XVI вв. к древнему Риму можно видеть социально-политические (Кола ди Риенцо), просветительско-моралистские (Петрарка), историко-художественные (Кирияк Анконский) тенденции. Однако сильнее всего воздействовало...

Пытались подражать недосягаемым образцам классической греческой культуры, все перенимая и практически не создавая ничего своего. Однако новейшие исследования показывают самобытный характер культуры Древнего Рима, ведь она представляет собой определенное единство, возникшее в результате сочетания оригинального с заимствованными культурными инновациями. Но сходство отнюдь не означает тождества - ...

Глубокая обрисовка героических характеров, тема гражданского сознания составляют жизнеутверждающую основу древнегреческого театра. Эпоха эллинизма Эпоха эллинизма была последним, завершающим этапом развития культуры Древней Греции. Завоевание Александром Македонским могущественной персидской державы положило начало эпохи эллинизма, охватившей период 3-1 вв. до н. э. Этот этап представлял...

Так называемой мировой державы, т.е. огромного разноплеменного государства, образованного в результате завоеваний соседних народов (Египетская империя в конце XVI-XV вв.до н.э.). 3. Основные памятники культуры Древнего Египта. Прибывшему в Гизу туристу открывается одна из прекраснейших картин, какую когда-либо создавала человеческая рука. Египетская поговорка «Все боится времени, но...

Существуют 2 основных способа, как можно осмотреть достопримечательности Рима – самостоятельно и в составе организованной экскурсии. Оба этих способа имеют свои плюсы и минусы. Как правило, большинство туристов осматривают бесплатные достопримечательности Рима самостоятельно, а платные – в составе экскурсии.

К бесплатным достопримечательностям Рима относятся памятники, архитектура, центральные улицы, здания, парки, мосты, набережная и природа.

Платными достопримечательностям Рима являются музеи, представления, театры, ночные клубы, рестораны, бары, парки развлечений и т.д.

Выгодой платного осмотра достопримечательностей Рима является то, что если вы возьмете обзорную экскурсию по Риму, то вы сможете за один день осмотреть большое количество основных достопримечательностей, так как вас будут возить на автобусе от одной достопримечательности к другой. Для больших групп, как правило бывают скидки, и взяв организованную экскурсию, вы еще сможете сэкономить. Также бывает очень интересно послушать русскоязычного гида, который уже несколько лет живет в Италии и знает страну как свои 5 пальцев.

Куда сходить и что посмотреть в Риме

Фотографии с названиями и описанием достопримечательностей Рима. Самые интересные места Рима, которые необходимо посетить туристу.

Колизей является центральной ареной Древнего Рима, где сражались гладиаторы, где пленных отдавали на растерзание животным, где проводились водные баталии кораблей, для которых арену наполняли водой из реки Тибр, и где проходили другие зверские представления. Колизей был открыт в 80 году после Рождества Христова и в честь его открытия, провели Великие Игры, продолжавшиеся больше 90 дней.

Амфитеатр Колизей означает «колосс», что указывает на его большие размеры. Также Колизей имел название «Амфитеатр Флавиев», которые были правящей династией римских императоров.

2 тысячи лет назад это было самое большое здание на свете, на трибунах которого вмещалось 55000 зрителей.

В начале пятого столетия, когда христианство обрело реальную силу, гладиаторские бои перестали проводить и помещение стали использовать как конюшню, склад и приют. На сегодняшний день, Колизей является обязательным пунктом в программе каждого туриста.

Колизей находится в Риме на Piazza del Colosseo.
Добраться до Колизея можно на метро по линии B, выходить на станции Колизей.

Пантеон на греческом означает «храм всех богов» и он был построен в Риме во втором столетии нашей эры. Пантеон был построен, когда древнеримская архитектура только расцветала. Первоначально тут воспевали древнеримских богов, но в начале 7 столетия из Пантеона сделали христианский храм. На протяжении всего своего существования Пантеон подвергался реставрациям и благодаря этому, он хорошо сохранился до наших дней.

Купол Пантеона весит 5000 тонн и до наших дней еще не успел обрушиться. В куполе Пантеона находится дыра диаметром 9 метров, поэтому дождь и снег через него проникают внутрь здания. В Пантеоне были захоронены останки Рафаэля и других известных людей. Паломники со всего света стекаются, чтобы воочию увидеть этот шедевр архитектуры.

Пантеон открывают для туристов в 9 утра и его лучше осматривать сразу после открытия, пока еще мало туристов. Закрывают Пантеон в 19.00.

Вход бесплатный.
Адрес Пантеона: Piazza della Rotonda, Рим.
Добраться до Пантеона можно на метро по линии А, выходить на станции Barberini.

Ватикан является мини городом-государством, резиденцией Папы Римского и главным центром Католической церкви. Гражданами Ватикана являются всего 8 сотен человек, в число которых входят служители церкви. Ватикан занимает территорию всего 0,45 квадратных километра. Туристов в Ватикане больше всего привлекают: собор Святого Петра, музеи, открывающие доступ к собраниям картин, скульптур и других предметов искусства.

Реликвии, собранные в музеях Ватикана, показывают историю развития этого мини государства. Тут собраны одежды Папы Римского, автомобили, кареты и другие предметы старины.

Этрусский музей Ватикана покажет вам такие археологические раскопки, как: предметы римского искусства, этрусские вазы и бронзовые украшения.

В Египетском музее Ватикана можно увидеть мумии и саркофаги, статую фараона Ментухотепа, каменные маски и другие предметы.

В Апостольском дворце Ватикана собраны художественные шедевры, куда также входят Станцы Рафаэля.

В Пинакотеке собраны картины религиозной тематики, полотна Рафаэля, Леонардо да Винчи, Караваджо и прочих.

Во Дворе Бельведер расположены дворцы Иннокентия VII и Николая.

Центральное место в Ватикане занимает Сикстинская капелла, украшенная фресками Микеланджело, Боттичелли и Перуджино.

Библиотека Ватикана вмещает в себя коллекцию напечатанных и написанных от руки книг, которые были собраны за многие века.

Лучше всего посещать музеи Ватикана с гидом и в одежде, закрывающей грудь, плечи, локти и колени. В некоторые музеи Ватикана можно попасть только по предварительной записи.

Музеи Ватикана работают с понедельника по субботу с 09.00 до 18.00, кроме воскресенья и праздников.

Адрес Ватикана: Viale Vaticano.

Как добраться до Ватикана: на метро от жд вокзала Термини по линии А до остановки S Pietro.

Собор Святого Петра в Ватикане является духовным сердцем католической церкви. В нем проводит мессы Папа Римский. Собор Святого Петра был построен в 4 столетии на том месте, где ранее находился цирк Нерона. Первоначально в базилике хранились святые мощи апостола Петра. Только в 15 столетии на месте базилики сотворили огромное здание храма. Собор Святого Петра — это детище Рафэля, Микеланджело, Мадерно, Перуцци и других. Перед собором находится площадь Святого Петра с 284 колоннами. Тут установлен древнеегипетский обелиск из гранита, великолепные фонтаны, скульптуры святых апостолов Павла и Петра, резиденция Папы Римского.

Как добраться до площади Святого Петра: на метро по линии B до станции Ottaviano San-Pietro.

Витториано является архитектурным комплексом, построенным с 1885 по 1935 годы в честь первого короля объединенной Италии – Виктора Эммануила II. Перед дворцом Витториано находится могила Неизвестного солдата, где горит Вечный огонь и сменяет друг друга почетный караул. Не всем римлянам нравится этот белый мраморный дворец, однако туристы с радостью сюда приходят.

Монумент Витториано находится в Риме на Венецианской площади, у Капитолийского холма. Он был спроектирован Джузеппе Саккони в стиле ампир. К монументу относится также 12-метровая статуя короля на коне из бронзы.

Высота постройки: 70 метров.
Ближайшее метро: Colosseo, Cavour.

Замок Святого Ангела, который также называют Мавзолей Адриана и Печальный Замок, был построен на берегу реки Тибр в парке Адриано. Строительство Замка Святого Ангела началось в 139 году нашей эры. Его высота составляет 48 метров и на момент строительства он был самой высокой постройкой в Риме. Замок Святого Ангела состоит из усыпальницы Донжон, квадратного двора со стеной и моста через реку, украшенного скульптурами.

Замок выполнял функции дома Папы Римского, склада, тюрьмы и усыпальницы. Сейчас в замке находится Военно-исторический музей.

Замок был назван из-за события, случившегося с Папой Григорием в 4 столетии, когда к нему явился архангел Михаила. При императоре Адриане от замка через реку Тибр был построен мост, по которому можно дойти до Марсова поля.

Римский форум был построен в центре Древнего Рима и сначала на нем функционировал рынок, но потом на нем принимали политические решения.

Римский форум находится между холмами Палатин, Велиа, Капитолий, Эсквилин, Квиринал и Виминал.

На Римском форуме в Древнем Риме принимали законы, выбирали консулов, встречали императоров после войны.

После падения Римской Империи форум был разрушен, и до наших времен сохранились лишь фрагменты былого величия, где сейчас работает музей под открытым небом.

Адрес: Via della Salaria Vecchia, 5/6.

Римский форум работает каждый день с 8.00 до 17.00, а с апреля по октябрь – до 17.30.

Форум Траяна был последним построенным императорским форумом в Риме, сконструированным архитектором Аполлодором из Дамаска. Форум Траяна был сотворен в соответствии с приказом императора Траяна. Его украсили трофеями, завоеванными в Дакии в 106 году. Форум Траяна открыли в 112 году, а колонну Траяна установили в 113 году. форум представлял собой большую площадь, окруженную рынком, храмом императора Траяна, латинской и греческой библиотеками. 38-метровая мраморная колонна Траяна, внутри которой сделали усыпальницу императора и его жены, сохранилась до сегодняшних дней.

Термы императора Септимии Бассиане Каракаллы в Риме, официально называются термы Антониниана. Термы Каракаллы начали строить в 212 году нашей эры и закончили в 217 году, когда умер император Каракаллы. Двор терм Каракаллы был квадратным и достигал в длину и ширину по 400 метров, размеры здания терм были 150 на 200 метров. Кроме бани и бассейнов тут находилась библиотека. В термы приходили общаться, провести переговоры и узнать новости вперемешку со сплетнями.

На сегодняшний день термы Каракаллы представляют из себя то, что осталось от древнеримских бань у Аппиевой дороги.

Триумфальная арка Константина была установлена в 315 году в Риме между Колизеем и Палатином на Via Triumphalis. Арка приурочена победе императора Константина над соперником Марком Аврелием Валерием Максенцием в битве у Мильвийского моста в 312 году.

При строительстве Арки Константина использовали элементы декора, которые были сняты с более старых построек. Триумфальная арка Константина является единственной аркой в Риме, которая приурочена к победе в гражданской войне.

Интересно, что именно при императоре Константине христианство стало официальной религией в Римской империи и столица была перенесена в Константинополь.

Базилика Сан-Джованни ин Латерано является кафедральным собором, построенным в Риме в 324 году. В иерархии католических церквей она занимает первое место и даже собор Святого Петра в Ватикане стоит ниже нее.

Базилика Сан-Джованни ин Латерано является одной из 4-х базилик Рима с титулом «Basilica maior», что означает «Старшая базилика». Ее включили в перечень для паломников, куда входят 7 базилик Рима.

Базилика Сан-Джованни ин Латерано была построена во времена правления императора Константина при Папе Сильвестре I. В храме захоронены мощи шести Пап и апостолов Павла и Петра.

Добраться до Бизилики Сан-Джованни ин Латерано можно на метро, ближайшие станции Re Di Roma и Ponte Lungo.

Сан-Паоло-фуори-ле-Мура является одной из 4-х главных базилик Рима. Сан-Паоло-фуори-ле-Мура построена в южной части Рима за Аврелиановыми стенами и входит в перечень семи базилик Рима для паломников. В базилике захоронены святые мощи апостола Павла, поэтому поток паломников и туристов — огромный. В 1980 году базилика Сан-Паоло-фуори-ле-Мура была занесена в Список всемирного наследия.

Базилика была построена по указу императора Константином на месте захоронения апостола Павла в 4 веке нашей эры.

Базилика Сан-Паоло-фуори-ле-Мура находится по адресу Via Ostiense 186, Рим, Италия.

Церковь Санта Мария Маджоре является одним из 4-х главных храмов католиков в Риме и входит в перечень семи паломнических базилик для паломников.
Архитектурный стиль церкви относится к романскому стилю и барокко.
Автором проекта является Либерий, а основателем — Сикст III.
Храм Санта Мария Маджоре был основан в 356 году, а строительство длилось с 440 года по 1750 год.
В 14 столетии была достроена 75 метровая колокольня.

Адрес: площадь Святой Марии Маджоре 42.
Дойти до храма пешком можно от жд вокзала Термини по улице Cavour.
Работает каждый день с 7.00 до 19.00.

Церковь Иль-Джезу является центральным храмом иезуитов в Риме, и именно тут захоронены останки Великого магистра Игнатия Лойолы. Над первоначальным проектом церкви поработал Микеланджело, но он подошел главе ордена иезуитов. В 1561 году архитектор Джакомо Бароцци начал воплощать в жизнь свой проект.
Стиль церкви относится к барокко.

Орден Иезуитов существовал до конце 18 столетия и в храме Иль-Джезу хранилось большое состояние. Потом храм Иль-Джезу у иезуитов был отнят, однако после 1814 года здание было возвращено.

Расположена церковь Иль-Джезу на маленькой площади Иль-Джезу в центре Рима.

Пьяцца Навона является римской площадью, которая построена в форме прямоугольника на месте стадиона Домициана (I век). С 15 столетия по 1869 год тут функционировал городской рынок. Площадь Пьяцца Навона застраивалась в 17 веке в стиле барокко. С 16 столетия в районе площади начали строить дома для послов, кардиналов, банкиров и другой знати.

На площадь Пьяцца Навона выходят 2 храма, включая церковь святой Агнессы, и несколько дворцов, включая палаццо Памфили.

В центре Пьяцца Навона располагается Фонтан четырех рек с обелиском, который символизирует власть Папы Римского. Вокруг обелиска находятся скульптуры, символизирующие реки 4-х континентов.

Площадь Пьяцца-дель-Пополо в Риме всегда имела стратегическое значение, так как от нее отходила дорога, ведущая к северным провинциям. В переводе с итальянского «Пьяцца-дель-Пополо» означает «Народная площадь».

На площади находятся египетский обелиск Рамзеса Второго и храм Санта-Мария-дель-Пополо. Над внешним видом площади в 19 столетии потрудился архитектор Валадье.

Площадь Пьяцца-дель-Пополо создана по форме овала 100 на 165 метром. На севере площади находятся ворота - Порта-дель-Пополо, которые в античные времена являлись частью стены Аврелиана.

Вилла Боргезе является римским ландшафтным парком, находящимся на холме Пинчо. Это третий по размерам публичный парк в Риме и занимает площадь 80 гектаров.

История гласит, что в 17 столетии кардинал Шипионе Боргезе создал на месте виноградников парк, украшенный античными статуями.

В 19 столетии парк был оформлен в английском стиле. Хозяйкой усадьбы в те времена была Елена Боргезе.

В 1903 году парк Вилла Боргезе был куплен государственными чиновниками Италии и подарен Риму. Позже в парке установили детские аттракционы. Подняться к парку Вилла Боргезе можно по знаменитым Испанским ступеням, а также со стороны площади Пополо.

В парке Вилла Боргезе находятся: Галерея Боргезе, Национальный музей вилла Джулия, Национальная галерея современного искусства, Театр «Глобус», Дом-музей Пьетро Каноника, Музей Карло Билотти.

Вилла Медичи занимает склон римского холма Пинчо, немного ниже виллы Боргезе. В античные времена на этой территории росли сады Лукулла, и находилась вилла, где ушла из жизни императрица Мессалина. В Средневековье на этой местности простирались виноградники.

В 1576 году склон Пинчо продали кардиналу Фердинандо Медичи, будущему правителю Флоренции. Проект виллы в стиле маньеризма разрабатывал Бартоломео Амманнати. Когда ушел из жизни последний представитель семьи Медичи, виллу передали Лотарингскому дому. Наполеон Бонапарт передал виллу Медичи Французской академии в Риме, и с тех времен там обитают те, кто удостоился Римской премии.

На территории сада выставлены экспонаты античной культуры. 170 античных статуй кардинал купил у знати Рима и украсил ими виллу.

Катакомбы Рима – это сетка античных катакомб, которые использовали для погребения во времена раннего христианства. Общее количество катакомб в Риме насчитывает более 60 штук, и большая их часть находится под поверхностью земли вдоль Аппиевой дороги. Катакомбы Рима являются подземными ходами в виде лабиринта. В стенах катакомб находятся прямоугольные ниши для погребения усопших. До сегодняшних дней лишь немногие ниши остались закрытыми, остальные же пустуют.

В катакомбах скрывались первые последователи Христа. Тут проводились религиозные обряды и собрания верующих.

Пирамида Цестия является древнеримским мавзолеем, построенным на Авентине в Риме в форме неправильной пирамиды. Возле пирамиды Цестия находятся ворота Сан-Паоло.

Полагается, что пирамиду Цестия построили в 1 столетии до нашей эры. Мавзолей предназначен для захоронения претора Гая Цестия Эпула. Строительство пирамиды совпало с периодом завоевания Египта, и когда в Древнем Риме была модной «египетская стилистика». В тем времена из долины Нила вывозили обелиски и скульптуры. Размеры Пирамиды Цестия: высота — 37 метров, ширина – 30 метров.

Большой цирк

Большой цирк в Риме является античным ипподромом, который находится между холмом Палатин и холмом Авентин. Во времена Римской империи тут проводили состязания на колесницах. Император Гай Юлий Цезарь расширил цирк до внушительных размеров и это позволило единовременно наблюдать за бегами более 250000 людям. Для простолюдинов предназначались стоячие места, а для патрициев — ложи.

Длина Большого цирка в Риме 600 метров, а ширина — 150 метров.

Аппиева дорога была создана приказом цензора Аппия Цека в 312 году до Рождества Христова, и должна была дополнить Латинскую дорогу, которая соединяет Рим с колонией Калы возле Капуи.

Аппиева дорога является центральной античной общественной дорогой Рима. Позже Аппиева дорога была продолжена до Брундизия и соединяла Рим с Египтом, Грецией и Малой Азией.

По обе стороны Аппиевой дороги расположились такие памятники истории, как: гробницы, виллы, христианские катакомбы, средневековые башни, иудейские катакомбы, здания в стиле ренессанса и барокко.

Район Трастевере

Район Трастевере в Риме представляет из себя переплетение средневековых улиц на западном берегу реки Тибр, на юг от Ватикана. Район Трастевере находится на восточном склоне холма Яникул.

В древние времена на этом берегу Тибра проживали этруски, потом его заселили евреи и сирийцы.

Центральное место в районе Трастевере занимает базилика Санта-Мария-ин-Трастевере, построенная в 3 столетии. Церковь Санта-Чечилия-ин-Трастевере построили в 5 столетии. В обеих церквях размещены произведения живописи и скульптуры известных мастеров.

На юге района Трастевере расположен вокзал Трастевере.

Вечером район Трастевере любят посещать туристы и сами жители Рима, так как тут находятся бары и рестораны.

Испанская лестница

Испанская лестница в Риме имеет 138 ступеней, ведущих от Испанской площади к храму Тринита-деи-Монти, расположенному на вершине холма Пинчо.

На Испанской площади располагалось представительство королей Испании. Дипломат из Франции Этьен Геффье считал, что нужно соединить церковь Тринита-деи-Монти и Испанскую площадь, и для этой цели завещал свое состояние.

Архитекторами проекта стали Алессандро Спекки и Франческо де Санктис. Строительство Испанской лестницы продолжалось с 1723 по 1725 годы.

На Испанской площади находится фонтан в виде лодки «Баркачча».

Фонтан Треви является самым большим фонтаном Рима, достигает в высоту 25,9 метра, а в ширину — 49,8 метра.

Фонтан Треви был создан в стиле барокко с 1732 по 1762 год. Проект принадлежит архитектору Николо́ Сальви. Фонтан находится рядом с фасадом палаццо Поли.

Легенда гласит, что тот, кто бросит монету в фонтан Треви, еще вернется в Рим. Если бросит две монеты, то его ждет любовная встреча. Если три, то — свадьба. Если четыре, то — богатство. Если пять, то — разлука.

Коммунальщики каждый год достают из фонтана монеты на сумму 1,4 миллиона евро.

Вторая легенда гласит, что в правой части фонтана Треви находятся «трубочки влюбленных», и те, кто из них выпьет воды, будут любить друг друга и жить долго и счастливо.

Достопримечательности Рима на карте

Достопримечательности Рима самостоятельно

Чтобы осмотреть бесплатные достопримечательности Рима, закачайте себе в телефон карту Рима и Италии, где уже отмечены все достопримечательности Рима. Чаще всего опытные путешественники используют для этого мобильное приложение Maps.me, где обозначены большинство достопримечательностей Рима с фото, названиями и описанием на русском языке.

  • Для осмотра платных достопримечательностей Италии и Рима, выберите понравившуюся вам экскурсию в Риме или достопримечательность из выше расположенного списка и нажмите на нее.
  • На следующей веб-странице можете прочитать подробное описание экскурсии в Риме, выбрать дату экскурсии и нажать на кнопку «Заказать».
  • После этого вам необходимо выбрать желаемое время экскурсии, количество человек, указать ваше имя, адрес электронной почты и телефон, и нажать на кнопку «Отправить».
  • После чего будет рассчитана цена экскурсии в Риме и вы сможете забронировать ее онлайн на официальном сайте «Трипстер».
  • Оплата экскурсий в Риме на сайте Tripster.ru проходит одним из удобных для вас способов, например с помощью банковских карточек VISA или MasterCard.

Достопримечательности Италии очень популярны среди туристов со всего света и особой популярностью пользуются достопримечательности Рима.

В этом фото-рассказе я познакомлю Вас с Римом - красивейшим и древнейшим городом мира, который называют "Вечным". А если Вы уже были в Риме, надеюсь, с удовольствием вспомните свою поездку и любимые места.

"Покуда Колизей неколебим,
Великий Рим стоит неколебимо,
Но рухни Колизей - и рухнет Рим,
И рухнет мир, когда не станет Рима"..... (Джордж Гордан Байрон. Из поэмы "Паломничество Чайльд-Гарольда")

Чем ближе я подъезжала к центру Рима, тем становилось всё интереснее. Вдруг я подумала, что здесь можно легко запутаться и потеряться. Как оказалось, потеряться в Риме даже нужно. Практически на каждом шагу этого уникального города находятся исторические достопримечательности. И чтобы увидеть больше, чем дают нам организованные экскурсионные программы, нужно обязательно погулять по городу и самостоятельно без экскурсий (взяв, конечно, карту Рима с собой). И я убедилась в этом. Рим - это город-музей.

Памятники истории Древнего Рима

Главная гордость и символ Рима - Колизей (амфитеатр Флавиев), памятник древнеримской архитектуры. Именно здесь проходили гладиаторские бои, атлетические соревнования и другие зрелища. Во многих странах мира существуют подобные римские амфитеатры, но Колизей - самый грандиозный и величественный. Ему нет равных.

Рядом с Колизеем - Триумфальная арка Константина. Она построена в 315 году в честь победы римского императора Константина в гражданской войне.

Можно посмотреть на Римские Форумы - важнейшие археологические раскопки объектов, относящихся к эпохе Древнего Рима. Здесь полуразрушенные здания, арки, развалины древних храмов.

По улицам ходят "гладиаторы". С ними можно сфотографироваться за 1 евро.

От Колизея и Форумов направляемся к Капитолию - одному из семи холмов, на которых возник Древний Рим.

Поднявшись по лестнице, оказываемся на Капитолийской площади около ансамбля из трёх красивых дворцов. Это Новый Дворец, Дворец Сенаторов и Дворец Консерваторов. Раньше здесь был политический центр Древнего Рима.

В центре площади - копия бронзовой конной статуи Марка Аврелия. Оригинал, созданный во 2 веке, хранится в музее Дворца Консерваторов.

В здании Нового Дворца (Палаццо Нуово) и Дворца Консерваторов (Палаццо деи Консерватории) располагаются музеи.

В здании Дворца Сенаторов (Палаццо Сенаторио) находится мэрия:

На вершине Капитолийского холма стоит Базилика Санта-Мария-ин-Арачели (церковь Девы Марии). Среди сокровищ базилики - мощи Святой Елены, матери римского императора Константина I. Она прославилась своей деятельностью по распространению христианства и проведением раскопок в Иерусалиме, в ходе которых, по утверждениям христианских хронистов, были обретены Гроб Господень, Животворящий Крест и другие реликвии.

К главному входу ведёт лестница из 122 ступеней:

Есть и другой вход в базилику - со стороны Дворца Сенаторов.

Среди памятников античного Рима особое место занимает Пантеон - "Храм всех богов" (2 век н.э.). Это великое инженерное достижение античности находится на площади Пьяцца-делла-Ротонда.

Внутри Пантеона всё монументально и величественно: пол вымощен мрамором, стены тоже облицованы разноцветным мрамором, гранитные колонны, мраморные капители, фрески, картины и скульптуры в нишах и алтарях. В Пантеоне похоронен великий художник эпохи Возрождения Рафаэль Санти.

Одна из особенностей Пантеона - отверстие в куполе, через которое в полдень проникает наиболее сильный световой столб. Свет «не растекается», а остаётся в форме гигантского светового луча и почти ощутим.

Знаменитые площади Рима

Погружаясь в историю Рима, наслаждаясь шедеврами архитектуры и скульптуры, стоит особое внимание уделить городским площадям. Римские площади - это своего рода произведения искусства. Каждая площадь уникальна, интересна и хранит частичку истории.

О некоторых площадях я уже упоминала выше - о Капитолийской и площади Пьяцца-делла-Ротонда, на которой стоит Пантеон. А теперь расскажу о других площадях.

Площадь Венеции (Piazza Venezia).

Площадь находится в центре Рима недалеко от Римских форумов у подножия Капитолийского холма. Здесь построено монументальное здание с колоннами, барельефами и статуями - Витториано. Это памятник, который отличается от всех других подобных зданий Рима. Монумент построен в честь первого короля объединённой Италии Виктора Эммануила II

Пьяцца Навона (Piazza Navona)

Эта площадь являлась излюбленным местом для ярмарок, праздников и отдыха римлян. С 15 по 19 века здесь был городской рын ок.

Площадь имеет прямоугольную форму. Здания, выходящие на неё, очень красивы. Можно увидеть здесь церкви, несколько дворцов, жилые дома с аккуратными балкончиками. Здесь есть магазинчики и кафе.

Украшают площадь три красивых фонтана. Один из них - Фонтан Мавра. Скульптура Мавра является работой великого итальянского скульптора Бернини.

Другой фонтан - Фонтан четырёх рек. Это тоже работа Бернини. Статуи фонтана символизируют главные реки четырёх частей мира - Нил, Ганг, Дунай и Ла-Плату.

А это - египетский обелиск в окружении статуй Фонтана четырёх рек. Он имеет высоту 16,54 метра. Изготовили обелиск в Египте из асуанского гранита по приказу Домициана - последнего римского императора из династии Флавиев. В Риме на обелиск нанесли иероглифы - гимн императору Домициану.

Художники прямо на площади демонстрируют свои таланты.

Нашлось место и музыкантам.

Площадь Республики (Piazza della Repubblica).

От площади берёт начало одна из главных улиц Рима с множеством магазинов - виа Национале. Фонтан Наяд, расположенный в самом центре площади, считают одним из самых красивых фонтанов Рима. Сами римляне называют фонтан Наяд эротическим. Присмотревшись к прекрасным скульптурам, я поняла, почему этот фонтан приобрёл такое второе название.

Площадь Республики найти очень просто. Она находится в центре Рима рядом с термами Диоклетиана. Недалеко - станция Термини (главный вокзал Рима) и станция метро Репубблика-Театро-дель-Опера линии А Римского метро.

Площадь примечательна не только красивым фонтаном. Здесь находится Базилика Санта Мария дельи Анджели (16 век), посвящённая Богородице, ангелам и мученикам в Риме, построенная на месте терм Диоклетиана.

Это была вторая Базилика в Италии, в которой я услышала прекрасную католическую музыку. До этого, в Перудже, я была на литургии шестого часа (в полдень). Живое хоровое пение во время богослужения произвело на меня огромное впечатление. Здесь же посчастливилось услышать органиста и совершенно другую музыку. В церкви сначала было очень тихо и немноголюдно. Орган разбил тишину, и все посетители собрались поближе к музыканту, чтобы восхититься его игрой.

Захотелось почему-то именно в эту церковь попасть снова, но свободного времени было очень мало, а неувиденного в Риме - много.

Площадь Колонны (Piazza Colonna)

Площадь названа в честь расположенной на ней колонны Марка Аврелия. Рядом - элегантный фонтан из мрамора в форме чаши. На площадь выходят красивые здания - дворцы. В одном из дворцов заседает Совет министров.

Площадь Колонны расположена с западной стороны от самой главной торговой улицы Рима - Виа дель Корсо, на которой находится множество магазинов самого разного уровня, предлагающих одежду, обувь, кожгалантерею, парфюмерию. На Виа дель Корсо и близлежащих улицах располагается также множество палаццо, гостиниц, ресторанов и кафе.

Гуляя по Виа дель Корсо, я заглядывала в разные магазины - и в сетевые типа Zara, и в бутики итальянских фирм. Была и в Disney Store – детском магазине игрушек. Хороший магазин. Здесь большой выбор как игрушек, так и одежды. Позже я была в Диснеевском магазине во Флоренции и пожалела, что не сделала покупки в Риме. В Риме был ассортимент гораздо шире и интереснее.

Площадь Испании (Piazza di Spagna)

Как известно, площадь получила свое название по расположенному на ней испанскому посольству.

Был уже вечер. Зажглись ночные фонари. Гуляющих вечером не меньше, чем днём. Особенно это касается Испанской лестницы - главной достопримечательности площади. Здесь и студенты, и туристы, и итальянские семьи.

Лестница ведёт на вершину холма Пинчо к церкви Тринита-деи-Монти.

У подножия лестницы расположен фонтан "Баркачча" в виде лодочки.

Необыкновенно красиво здесь поздним вечером.

Первая часть о Риме подошла к концу. Завершаю её словами Байрона из поэмы "Паломничество Чайльд-Гарольда":

"А дальше ты, Италия! Бессменно
Векам несешь ты свет земли своей -
От войн, пресекших дерзость Карфагена,
До мудрецов, поэтов и вождей,
Чья слава стала славой наших дней.
Империй трон, гробница их живая,
Не стал твой ключ слабей или мутней.
И, жажду знанья вечную питая,
Из римских недр бежит его струя святая..."

Первая моя ассоциация, возникающая которых занимало искусство Древнего Рима. И так сложилось, что Вечный город не мыслим для меня без Колизея, Форума, Пантеона и прочих его древних памятников.
Рим – город, построенный на семи холмах, имеет многовековую историю, тайны которой хранит безмолвный бурный Тибр, разделяющий город на две части. Памятники античности составляют довольно большой пласт в наследии Рима и сейчас почти все они сосредоточены на левом берегу Тибра, в историческом центра Рима. Удивительно, но построенные почти две тысячи лет назад, они пусть не в целости, но в определенной сохранности дошли до нашего времени. Древние камни, стоящие под южным солнцем позволяют буквально рукой дотронуться до истории. Наверное, поэтому в Рим не прекращается туристический поток.

Одни из самых первых античных построек Рима, были храмы на Бычьем Форуме. Форум располагался между трех холмов – Палатином, Авентином и Капитолием и был назван так из-за происходившей здесь активной торговли скотом. Сохранились храмы Геркулеса и Портуна, но мне привычнее их называть просто – круглый и квадратный храмы на Бычьем Форуме. Храмы не доступны для посещения, но и без того в сочетании с типично римским пейзажем они вполне впечатляют.




Римский Форум

Помимо Бычьего Форума большую популярность в Риме получил Форум Романум или Римский Форум, возникший в республиканский период. Со временем он стал ключевым культурным, политическим и религиозным центром. Для меня он, являясь неотъемлемой частью города, пожалуй, был первым в моем списке достопримечательностей. Форум появился сначала как обычный рынок, и только немного позже здесь стали появляться первые значимые постройки – храм Весты, храм Кастора и Поллукса, Табулрий.



В императорский период правители, желая увековечить память о себе, старались возводить пышные, монументальные сооружения, так возникла самая большая когда-либо существовавшая постройка на Форуме – базилика Максенция. Конечно, сегодня от этих некогда величественных произведений античного искусства сохранились только лишь руины, но и они производят впечатление чего-то значимого и великого.


Форум находится рядом с Колизеем, напротив одноименной станции метро «Colesseum» в историческом центре города. Прогулку по Форум я советую совместить с посещением Палатина, находящемся чуть выше. Раньше здесь размещались пышные дворцы императоров, а сейчас помимо древних руин располагается смотровая площадка с видом на город и музей археологических древностей. К тому же на Форум, Палатин и Колизей действует единый билет за 12 EUR.

Императорские форумы. Форумы Траяна

Вообще как мне кажется Форум – одно из ключевых значений для древнеримского градостроительства. Их возводили довольно часто, особенно в императорский период, когда каждый последующий правитель хотел создать форум лучше, чем был у предыдущего императора. – форум Августа, Нервы, Веспасиана, но самый известный и хорошо сохранившийся среди них – Форум Траяна, расположенный по правую сторону от Римского Форума. Это было одно из последних архитектурных сооружений подобного типа в Древнем Риме, известно даже имя архитектора – им был популярный в то время зодчий Аполлодор Дамасский.


Траян построил себе уникальный, отличающийся от других Форум. Во-первых, в отличие от других форумов, здесь основу составляли крытые колоннады. Во-вторых, форум имел полуциркульные ниши-экседры по бокам, которые с одной стороны, позволяли вместить большее количество народа, а с другой – сделать лучший обзор на все архитектурные сооружения. В самом центре форума на площади возвышалась так называемая колонна Траяна, увитая рельефами на тему военных походов императора. Кстати говоря, эта колонна и сегодня украшает площадь.


Триумфальные арки

Еще одним важным, на мой взгляд, достижением римской античной архитектуры были Триумфальные арки. В городе их было три – арка Тита, Арка Септимия Севера и арка Константина.


Через первые две, находящиеся на Римском Форуме, проходит священная Аппиева дорога – главная дорога Древнего Рим. Арка Константина расположена чуть поодаль – за Колизеем. На первый взгляд, все арки похожи между собой – монументальные с декоративным украшениями, они посвящены тем или иным заслугам тщеславных императоров. Между тем, если приглядеться, то можно найти и различия – арка Тита – однопролетная, с богатым, но строгим барельефным изображениям, арка Константина, наоборот изящная и декоративная.



Наверное, самый известный памятник не только античности, но и всей истории искусства Рима – это Колизей. Даже далекие от истории и искусства люди слышали о нем хотя бы из известной песни российской рок-группы. Колизей был построен при императорской династии Флавиев 1 веке.


Это был самый грандиозный амфитеатр античности, вмещавший до пятидесяти тысяч зрителей и самое зрелищное место Древнего Рима – здесь проводились гладиаторские бои, театральные представления, травля зверей. Как и в любые времена народу в Древнем Риме необходимы были эмоции, зрелищность. адреналин Свое название амфитеатр получил от слова колоссальный, наверное, именно таким он и был в то время. Мне же Колизей показался не таким грандиозным, как я его себе представляла, но знающие люди говорят, что просто нужно прийти к нему с «правильной» стороны. Как я уже писала билет в Колизей единый с Форумом и Палатином, и в кассах его можно приобрести за 12 евро.


Цирк Массимо и театр Марцелла

Зрелища любили в Древнем Риме, поэтому строительство театров, было достаточно распространенным явлением. С античности также сохранились театр Марцелла и огромный по своим размерам цирк Массимо. Последний использовался в качестве ипподрома, где проходили состязания на колесницах. Говорят, сначала это был просто склон холма, и люди садились прямо на траву, чтобы посмотреть скачки. Но со временем здесь стали появляться каменные трибуны, а в центре образовалась овальная арена. Сейчас здесь большая зона отдыха, излюбленное место римлян, а руины вокруг позволяют даже на отдыхе не забывать о славном прошлом города.
Театр Марцелла один из каменных театров Рима, его можно считать предшественником Колизея, так как в их архитектурном облике много общего. Это единственный театр, воздвигнутый еще до нашей эры и неплохо сохранившийся до наших дней. Он был построен при императорах Цезаре и Августе на деньги дяди Октавиан Августа – Марка Клавдия Марцелла, в честь которого театр собственно и был назван. Театр небольших размеров, располагается между Бычьим и Римским Форумом практически н берегу Тибра. Слышала, что сейчас в первом ярусе театра часто проводятся концерты и праздники.


Пантеон

Пантеон или храм всех богов наиболее сохранившийся храм античности, построенный в 1 веке все тем же архитектором Аполодором Дамасским. Мне Пантеон всегда казался довольно необычным для того времени памятником. Храм внушительных для античности размеров, сейчас вовлеченный в окружающую застройку, выглядит скромнее снаружи, но не менее грандиознее внутри.




Меня всегда завораживала уникальная архитектурная конструкция храм. С виду кажется, что Пантеон перекрыт куполом. Но на самом деле римляне использовали для этого весьма интересный прием – храм перекрыт сферическими кольцами, смыкающимися к верху. В центре перекрытия расположено круглое отверстие – единственный источник света. А сам «купол» изнутри прорезан кессонами – квадратными углублениями. Все это придает интерьеру Пантеону какой-то нереальный, завораживающий облик.



Пантеон хоть и расположен в центре, но несколько в стороне от основных античных памятников. Его «соседями» являются фонтан Треви и площадь Навона. Кстати говоря, до мая 2018 года вход в храм, как и во все церкви Рима, был свободным, но слышала, что уже с лета римские власти решили взимать плату за вход.

Термы Каракаллы

Еще одним популярным видом сооружений в античном Риме были термы. Только «ленивый» император их не строил – термы Траяна, термы Диоклетиана, термы Каракаллы все так сразу и не вспомнить. Безусловно, это было связано с развитием уровня жизни древних римлян – сначала появился водопровод, затем фонтаны, и вот, наконец, бани. Конечно, термы предназначались исключительно для богатых людей, ведь подобные бани не только выполнили свою основную «очистительную» функцию, но и были место важных аудиенций, встреч.
Сегодня, как и большинство памятников античности термы сохранились в руинированном состоянии. Но в этом и заключается особая прелесть и обаяние Рима. Самым впечатляющими среди всех, пожалуй, были термы Каракаллы. Это был грандиозный комплекс, все здания которого были облицованы мрамором и богато украшены яркой живописной мозаикой. В этих термах поражает, прежде всего, качество и прочность кладки, масштаб и размах строительства, казалось бы, для такого тривиального в нашем понимании заведения. Сегодня здесь расположены подмостки городской оперы. А некогда раньше термы, наряду с египетским пирамидами, считались одним из чудес света.
Термы Каракалла несложно отыскать в Риме, они находятся между Авентином и Цилием, недалеко от Аппиевой дороги. Вообще забавно получается – почти все достопримечательности находится где-то между холмами. Поэтому для меня Рим предстал городом холмов с затерявшимися между ними развалинами.

Аппиева дорога

Во всех времена важную роль играли торговые пути, дороги, соединявшие между собой различные населенные пункты. В Риме эта роль была отведена Аппиева или Священной дороге, построенной еще в VI веке до нашей эры и функционирующей до сих пор! Что и говорить, тогда строить однозначно умели. Строительство было начато по приказу цензора Аппия Цекий и не удивительно, что в итоге, в честь него дорог и была названа. Аппиева дорога, являясь главной во всей Римской Империи, имела важнейшее торговое, политическое, культурное значение. Дорога соединяла Рим с Древней Грецией, по ней Императоры и полководцы отправлялись в военные походы, здесь же начало брали важные торговые пути с Востоком. Позднее, вдоль дороги стали располагаться гробницы выдающихся деятелей Рим – например, гробницы Цицилии Метеллы. В раннехристианский период за пределами города н Аппиевой дороге стали появляться первых христианские катакомбы.
В современном Риме часть Аппиевой дороге оказалась залита асфальтом, по ней ежедневно передвигается большой поток всевозможных транспортных средств, а на окраине сохранилась та древняя священная «настоящая» Аппиева дорога, которая в сочетании с растущими по сторонам типичными южноитальянскими «пиниями» придают этому месту невероятную атмосферность.

Для меня замок святого ангела, стоящий на правом берегу Тибра, вседа являлся одной из визитных, узнаваемых карточек Рима. Это монументальное неприступное цилиндрическое сооружение было задумано императором Андрианом как мавзолей своей семьи, позднее замок стал гробницей и для других правителей Рима, а последним захороненным императором в здесь был Каракалла.


Замок, увенчанный скульптурной группой с квадригой, считался самым высоким зданиям античного Рима. В дальнейшем, благодаря своей неприступности, он стал использоваться в качестве оборонительного сооружения. Сейчас это особенное место в Риме, внутри замка находится один из многочисленных музеев города, а вокруг царит непринужденная праздничная атмосфера: неспешно прогуливаются туристы, в сторонке стоят продавцы мороженого, свои незамысловатые мелодии играют уличные музыканты.



Рим – это особенный город со своей непередаваемой энергетикой и атмосферой. И, конечно, основной тон все этому задает его свидетели славного прошлого – памятники античного наследия.

Одна из самых древних мировых цивилизаций – Священная Римская империя – подарила человечеству величайшую культуру, включавшую не только богатейшее литературное наследие, но и каменную летопись. Уже давно нет народа, населявшего эту державу, но благодаря сохранившимся памятникам архитектуры, можно воссоздать образ жизни римлян-язычников. 21 апреля, в день основания города на семи холмах, предлагаю посмотреть на 10 достопримечательностей Древнего Рима.

Римский форум

Площадь, расположенная в долине между Палатином и Велиа с южной стороны, Капитолием с западной, Эсквилином и склонами Квиринала и Виминала, доримского периода представляла собой заболоченное место. До середины VIII века до н. э. эта территория использовалась для захоронений, а поселения располагались на близлежащих холмах. Место было осушено во времена правления царя Тарквикия Древнего, который и прекратил его в центр политической, религиозной и культурной жизни горожан. Именно здесь и произошло знаменитое перемирие между римлянами и сабинами, проходили выборы в Сенат, заседали судьи и совершались богослужения.

С запада на восток через весь Римский форум проходит священная дорога империи - Via Appia, или Аппиева дорога, вдоль которой расположено множество памятников как древних, так и средневековых времен. На Римском форуме находятся Храм Сатурна, Храм Веспасиана и Храм Весты.

Храм в честь бога Сатурна был воздвигнут около 489 г. до н.э., символизировал победу над этрусскими царями из рода Тарквинеев. Несколько раз он погибал во время пожаров, но возрождался. Надпись на фризе подтверждает, что «Сенат и народ Рима уничтоженное пожаром восстановили». Это было величественное здание, которое украшала статуя Сатурна, оно включало помещение государственной казны, эрарий, где хранились документы о государственных доходах и долгах. Однако до наших дней дошло лишь несколько колонн ионического ордера.

Строительство храма Веспасиана началось по решению Сената в 79 г. н. э. после смерти императора. Это святое здание посвятили Флавиям: Веспасиану и его сыну Титу. Длина его составляла 33 м, а в ширину он простирался на 22 м. До наших дней дошли три 15-метровые колонны коринфского ордера.

Храм Весты посвящен богине домашнего очага и в древние времена соединялся с Домом весталок. Во внутреннем помещении постоянно поддерживался Священный огонь. Изначально его охраняли дочери царя, затем их заменили жрицы-весталки, которые также проводили богослужение в честь Весты. В этом храме находился тайник с символами империи. Здание было округлой формы, территорию которого окаймляли 20 коринфских колонн. Несмотря на то что в крыше имелся выход для дыма, в храме часто возникали пожары. Его несколько раз спасали, реконструировали, но в 394-м император Феодосий приказал закрыть его. Постепенно здание ветшало и пришло в упадок.

Колонна Траяна

Памятник древнеримской архитектуры, возведенный в 113 г. н.э. архитектором Аполлодором Дамасским в честь побед императора Траяна над даками. Мраморная колонна, полая внутри, возвышается над землей на 38 м. В «теле» сооружения находится винтовая лестница со 185 ступенями, ведущая к обзорной площадке на капители.

Ствол колонны 23 раза спиралью огибает лента длиной 190 м с рельефами, изображающими эпизоды войны Рима и Дакии. Изначально монумент венчал орел, позже – статуя Траяна. А в Средневековье колонну стала украшать статуя апостола Петра. В основании колонны расположена дверь, ведущая в залу, где помещались золотые урны с прахом Траяна и его супруги Помпеи Плотины. Рельеф повествует о двух войнах Траяна с даками, причем период 101–102 гг. н.э. отделен от сражений 105–106 годов фигурой крылатой Виктории, пишущей на щите, окруженном трофеями, имя победителя. Также на нем изображены передвижение римлян, постройка укреплений, переправы через реки, битвы, очень подробно прорисованы детали оружия, доспехов обоих войск. Всего на 40-тонной колонне около 2 500 человеческих фигур. Траян появляется на ней 59 раз. Помимо Победы в рельефе присутствуют и иные аллегорические фигуры: Дунай в образе величественного старца, Ночь – женщина с закрытым покрывалом лицом, и др..

Пантеон

Храм всех богов построен в 126 году н. э. при императоре Адриане на месте предыдущего Пантеона, возведенного за два века до того Марком Випсанием Агриппой. Латинская надпись на фронтоне гласит: «М. AGRIPPA L F COS TERTIUM FECIT» – «Марк Агриппа, сын Луция, избранный консулом в третий раз, воздвиг это». Располагается на площади Пьяцца-делла-Ротонда. Пантеон отличается классической ясностью и целостностью композиции внутреннего пространства, величественностью художественного образа. Лишенное внешних украшений цилиндрической формы здание венчает купол, покрытый неброской резьбой. Высота от пола до отверстия в своде в точности соответствует диаметру основания купола, представляя взору удивительную пропорциональность. Вес купола распределен по восьми секциям, составляющим монолит стены, между которыми находятся ниши, придающие массивному зданию ощущение воздушности. Благодаря иллюзии открытого пространства кажется, что стены не столь толсты, а купол гораздо легче, нежели в действительности. Круглое отверстие в своде храма пропускает свет, озаряющий богатую отделку внутреннего пространства. До наших дней все дошло почти без изменений.

Колизей

Одно из самых значительных сооружений Древнего Рима. Огромный амфитеатр строился на протяжении восьми лет. Он представлял собой овальное здание, по периметру арены которого располагались 80 больших арок, на них – более мелкие. Арену окружает стена в 3 яруса, а общее количество больших и малых арок составляло 240. Каждый ярус украшали колонны, выполненные в разных стилях. Первый – дорического ордера, второй – в ионического, а третий – коринфского. Кроме того, на первых двух ярусах были установлены скульптуры, выполненные лучшими римскими мастерами.

Здание амфитеатра включало галереи, предназначенные для отдыха зрителей, там же крикливые торговцы продавали различные товары. Снаружи Колизей был отделан мрамором, по его периметру располагались прекрасные статуи. В помещение вели 64 входа, которые располагались с разных сторон амфитеатра.

Внизу были расположены привилегированные места для знатных вельмож Рима и трон императора. Пол арены, где происходили не только гладиаторские бои, но и настоящие морские баталии, был деревянный.

В наши дни Колизей утратил две трети своей первоначальной массы, но и сегодня он представляет собой величественное сооружение, являясь символом Рима. Недаром поговорка гласит: «Пока Колизей стоит, будет стоять и Рим, исчезни Колизей – исчезнут Рим и вместе с ним весь мир».

Триумфальная арка Тита

Однопролетная мраморная арка, расположенная на дороге Via Sacra, построена после смерти императора Тита в честь взятия Иерусалима в 81-м г. н.э. Высота ее составляет 15,4 м, ширина – 13,5 м, глубина пролета – 4,75 м, ширина пролета - 5,33 м. Арка украшена полуколоннами композитного ордера, четырьмя фигурами Виктории, барельефами, изображающими Тита, управляющего квадригой, победное шествие с трофеями, среди которых главная святыня иудейского храма – менора.

Термы Каракаллы

Термы были построены в начале III века н.э. при Марке Аврелии по прозвищу Каракалла. Роскошное здание предназначалось не только для помывочного процесса, но и для проведения разнообразного досуга, включавшего и спортивный, и интеллектуальный. В «банный корпус» вело четыре входа; через два центральных входили в крытые залы. По обе его стороны были расположены комнаты для собраний, рецитаций и т.п. Среди множества всяческих помещений, находившихся справа и слева предназначенных для мытья комнат, следует отметить два больших открытых симметричных, окруженных с трех сторон колоннадой двора, пол которых украшала знаменитая мозаика с фигурами атлетов. Императоры не только облицовывали стены мрамором, покрывали мозаиками полы и ставили великолепные колонны: они систематически собирали здесь произведения искусства. В термах Каракаллы некогда стояли когда-то Фарнезский бык, статуи Флоры и Геркулеса, торс Аполлона Бельведерского.

Посетитель находил здесь и клуб, и стадион, и сад отдыха, и дом культуры. Каждый мог выбрать себе то, что было ему по вкусу: одни, вымывшись, усаживались поболтать с друзьями, шли поглядеть на борьбу и гимнастические упражнения, могли сами поразмяться; другие бродили по парку, любовались статуями, засиживались в библиотеке. Люди уходили с запасом новых сил, отдохнувшие и обновленные не только физически, но и нравственно. Несмотря на такой подарок судьбы, термам суждено было разрушиться.

Храмы Портуна и Геркулеса

Эти храмы находятся на левом берегу Тибра на другом древнем форуме города – Бычьим. В ранние республиканские времена здесь причаливали суда и велась бойкая торговля скотом, отсюда и название.

Храм Портуна построен в честь бога портов. Здание имеет прямоугольную форму, украшенную колоннами ионического ордера. Храм хорошо сохранился, так как около 872 года н.э. был превращен в христианскую церковь Санта-Мария-ин-Граделис, в V веке освящен в церковь Санта-Мария-Эгициана.

Храм Геркулеса имеет конструкцию моноптера – круглое здание без внутренних перегородок. Сооружение датируется II веком до н.э. Храм имеет диаметр 14,8 м, украшен двенадцатью коринфскими колоннами высотой 10,6 м. Конструкция опирается на фундамент из туфа. Ранее храм имел архитрав и крышу, которые не сохранились до наших времен. В 1132 году н.э. храм стал местом христианского богослужения. Первоначально церковь называлась Санто-Стефано-аль-Карозе. В XVII веке вновь освященный храм стали именовать Санта-Мария дель Соль.

Марсово поле

«Марсово поле» - так называлась часть Рима, расположенная на левом берегу Тибра, первоначально предназначенная для военных и гимнастических упражнений. В центре поля находился алтарь в честь бога войны. Эта часть поля осталась и впоследствии свободной, в то время как остальные части были застроены.

Мавзолей Адриана

Архитектурный памятник был задуман как гробница императора и его семьи. Мавзолей представлял собой квадратное основание (длина стороны - 84 м), в котором был установлен цилиндр (диаметр - 64 м, высота около 20 м), увенчанный насыпным холмом, вершину которого украшала скульптурная композиция: император в виде бога Солнца, управляющего квадригой. Впоследствии это гигантское сооружение стало использоваться в военных и стратегических целях. Века видоизменили первоначальный его облик. Сооружение приобрело дворик Ангела, средневековые залы, в том числе зал Правосудия, апартаменты Папы Римского, тюрьму, библиотеку, зал Сокровищ и Секретный архив. С террасы замка, над которой высится фигура Ангела, открывается великолепный вид на город.

Катакомбы

Катакомбы Рима - сеть античных строений, использовавшихся как места погребений, по большей части в период раннего христианства. Всего в Риме насчитывают более 60 различных катакомб (150-170 км длиной, около 750 000 захоронений), большинство из которых расположены под землей вдоль Аппиевой дороги. Лабиринты подземных ходов, по одной версии, возникли на месте древних каменоломен, по другой – образовались в частных земельных наделах. В Средневековье обычай хоронить в катакомбах исчез, и они остались как свидетельство культуры Древнего Рима.