Какой знаменитый продюсер работал с дюком эллингтоном. Блистательный Герцог джаза – Дюк Эллингтон

  • 30.06.2020

Дюк Эллингтон - Edward Kennedy “Duke” Ellington - родился в Вашингтоне 29 апреля 1899, ушел из жизни 24 мая 1974 в Нью-Йорке. Знаменитый композитор-экспериментатор, виртуозный пианист, аранжировщик, руководитель легендарного оркестра, "столп" и мэтр американского джаза. Посмертно награждён Пулитцеровской премией.

Эллингтону удалось сохранить свою группу в непростое для биг-бэндов послевоенное время, принесшее с собой новые настроения и музыкальные вкусы. Когда приходилось совсем туго, Эллингтон платил солистам из своих композиторских гонораров. В этом была не только благодарность и желание поддержать своих сайдменов, но, вероятно, и желание сохранить возможность работать в своем композиторском стиле, когда, по-настоящему, музыка рождается только на репетициях. "Сам бэнд был его инструментом", - говорил Билли Стрэйхорн. Эллингтону было необходимо слышать, как оркестр исполняет его композицию. Только после этого он мог ее доработать, убрать или добавить пассажи, усилить роль отдельных соло.

Возвращение Дюка и его бэнда состоялось в 1956 году на джазовом фестивале в Ньюпорте, Род-Айленд. Невероятные соло тенор-саксофониста Пола Гонзалвеса в "Diminuendo and Crescendo In Blue", Джонни Ходжеса в "Jeep"s Blues" на альт-саксофоне, да и оглушительные овации публики стали легендой джаза. В том же году Дюк появляется на обложке Time. В 1959-м, по просьбе Отто Премингера, он впервые пишет полный саундтрек к мейнстрим фильму "Анатомия убийства" с Джимми Стюартом в главной роли. Эллингтон и до этого участвовал в написании музыки для телевидения и к фильмам (в том числе известная композиция "Black and Tan Fantasy" к одноименной короткометражке 1929 года). В 1961-м последовал саундтрек к фильму "Парижский блюз" с Полом Ньюманом и Сидни Пуатье в роли джазовых музыкантов, живущих в Париже.

Первое заграничное выступление Эллингтона состоялось в 1933 году в Англии. Все 60-е проходят в длительных зарубежных турах, включая дипломатические поездки по просьбе Госдепартамента США. Свои впечатления о путешествиях Эллингтон совместно со Стрэйхорном передает в удивительных длинных композициях, среди которых "Far East Suite" 1966 года. Вместе они сочиняют произведения, посвященные творчеству классиков, оказавших на них влияние. Так, в 1963-м, появляются вариации на тему "Щелкунчика" Чайковского. А в 1957-м записывается сюита "Such Sweet Thunder", вдохновленная творчеством Шекспира. В сотрудничестве с Эллой Фицджеральд, выходят альбомы, продолжающие серию Songbook продюсера Нормана Гранца.

Будучи превосходным пианистом, Эллингтон записывает в этом качестве совместные альбомы с Джоном Колтрейном (1963), Коулменом Хокинсом (1963) и Фрэнком Синатрой . В том же году выходит альбом "Money Jungle", записанный с Чарльзом Мингусом и Максом Роучем. В 1965-м в Соборе Грейс (Сан-Франциско) был впервые исполнен его концерт духовной музыки ("First Sacred Concert"). Все больше обращаясь к религиозным темам в свои поздние годы, Эллингтон завершит трилогию, написав "Второй" (1968) и "Третий" (1973) концерты.

За свою жизнь Дюк получил множество наград и почестей, в том числе и Президентскую медаль Свободы - высшую награду США для гражданских лиц. В 1965 году его рекомендовали к получению Пулитцеровской премии за 40-летний вклад в развитие музыкального искусства, однако комиссия отклонила заявку. Такое расстроило бы кого угодно, но Эллингтон отреагировал так: "Судьба оказалась благосклонна ко мне. Она не позволила славе испортить меня в столь юном возрасте". Тогда ему было 66.

Эллингтон не почивал на лаврах и не прекращал сочинять музыку. Когда спрашивали о "лучших его произведениях", он обычно отвечал, что ими будут "следующие пять, что уже на подходе". Однако - для своих поклонников - всегда включал несколько своих стандартов в каждое выступление. Уже умирая, он продолжал писать оперу-буффу "Queenie Pie".

Скончался Дюк в возрасте 75-ти лет, 24 мая 1974 года. Служба прошла в Соборе Иоанна Богослова в Нью-Йорке. Похоронен на кладбище "Вудлон". В 1976 году рядом с ним была похоронена его давняя спутница Беатрис "Эви" Эллис. Единственный сын Дюка - Мерсер Кеннеди Эллингтон - не только взял на себя руководство Оркестром Дюка Эллингтона , но и позаботился о сохранении и распространении наследия его искусства. Умер Мерсер Эллингтон 8 февраля 1996 года в Копенгагене (Дания) в возрасте 76 лет. Единственная сестра Дюка Рут Эллингтон Ботрайт живет и сейчас в Нью-Йорке. Рут и Мерсер смогли сохранить памятные вещи и документы – свидетельства удивительной творческой жизни и таланта Дюка Эллингтона – и передали их в Национальный музей американской истории Смитсоновского института, где они и хранятся по сей день.

Музыка – вот что помогает отвлечься от суеты серых дней и найти силы даже в самых трудных ситуациях. Потому нет ничего удивительного в том, что композиторов, музыкантов и певцов почитали во все времена – как в минуты радости, так и в часы смуты.

Справедливо будет заметить, что лучше всего с поднятием настроения справляется бодрая ритмичная музыка, в частности, джаз. Этот факт объясняет, почему имена таких музыкантов, как , Рэй Браун, Билли Холидей и Дюк Эллингтон известны по сей день.

Детство и юность

Эдвард Кеннеди (так на деле зовут выдающегося джазмена) родился в столице Соединенных Штатов Америки. Произошло это 29 апреля 1899 года. Мальчику посчастливилось родиться в семье дворецкого Белого дома Джеймса Эдварда Эллингтона и его супруги Дейзи Кеннеди Эллингтон. Должность отца оградила мальчика от тех проблем, с которыми довелось столкнуться чернокожему населению Америки тех лет.


Буквально с пеленок мать начала учить Эдварда игре на клавишных (она сама неплохо играла, а иногда даже выступала на церковно-приходских собраниях). В девятилетнем возрасте ребенку наняли более опытного преподавателя по фортепиано.

Собственные произведения мальчик начинает писать уже в 1910 году. Первое сохранившееся до нынешних дней произведение называется Soda Fontain Rag. Это композиция была написана в 1914 году. В Soda Fontain Rag можно заметить проявившийся в то время у Кеннеди интерес к танцевальной музыке (в частности, к рэгтайму).


После окончания специализированной художественной школы Эдвард устроился работать художником плакатов. Работа непыльная, заработок достаточный - молодому парню регулярно доверяли заказы, поступавшие от госадминистрации, но это занятие не приносило Кеннеди такого удовольствия, какое приносила игра на фортепиано. В результате Эдвард бросил художество, отказавшись даже от должности в институте Пратта.

С 1917 года молодой Кеннеди зарабатывает себе на жизнь музыкой, параллельно обучаясь нюансам мастерства у профессиональных столичных фортепианистов.

Музыка

Свой первый коллектив Эдвард сколотил уже в 1919 году. Помимо самого Кеннеди, в бэнд входили саксофонист Отто Хардвик и барабанщик Сонни Грир. Чуть позднее к ним присоединился трубач Артур Уотсол.

Однажды их выступление услышал владелец нью-йоркского бара, приехавший в столицу по делам. Он предложил парням контракт, согласно которому они несколько лет должны будут выступать у него, а владелец бара гарантирует музыкантам публику и хорошее вознаграждение. Кеннеди и компания согласились и уже в 1922 году начали выступать в гарлемском баре «У Бэррона» как квартет «Вашингтонцы».


О парнях заговорили. Их стали приглашать выступать и в другие заведения, например, в «Клуб Голливуд», расположенный на Тайм-сквер. Гонорары позволили Эдварду продолжить обучение у местных признанных мастеров игры на клавишных.

Успех «Вашингтонцев» предоставил возможность участникам квартета познакомиться с местной публикой – как с людьми творческими, так и с влиятельными. Чтобы соответствовать ньюйоркцам, Кеннеди стал одеваться в яркие и дорогие одежды, за что получает от товарищей шутливое прозвище «Дюк» (переводится как «герцог»).

В 1926 году происходит знакомство Эдварда с Ирвином Миллсом, позднее ставшим менеджером музыканта. Именно Миллс посоветовал использовать парню вместо настоящего имени творческий псевдоним, основанный на прозвище и фамилии отца. Также по совету Ирвина Дюк переименовал разросшийся джазовый ансамбль «Вашингтонцы» на «Дюк Эллингтон и Его Оркестр».

В 1927 году Эллингтон со своей командой перебрался в нью-йоркский джазовый клуб Cotton Club, где и выступал до первого концертного тура по стране. В этот период времени были написаны такие композиции, как Creole Love Call, Black and Tan Fantasy и The Mooche.


В 1929 году «Дюк Эллингтон и Его Оркестр» выступал в музыкальном театре Флоренца Зигфельда. Тогда же на звукозаписывающей студии RCA Records (ныне – часть Sony Music Entertainment) была записана хитовая композиция Mood Indigo, а другие композиции оркестра можно было частенько услышать по радио в прямом эфире.

В 1931 году состоялся первый гастрольный тур джазового ансамбля Эллингтона. Годом позднее Дюк с оркестром выступил в Колумбийском университете. Считается, что этот период жизни музыканта был входом в пик карьеры, поскольку именно тогда он написал свои легендарные произведения It don`t mean a thing («Все то бессмысленно») и Star-crossed lovers («Несчастные влюбленные»).

Фактически Дюк стал прародителем жанра свинг, написав в 1933 году композиции Stormy weather и Sophisticated Lady. Умело оперируя персональными особенностями музыкантов, Эллингтон добился индивидуального, ни с чем не сравнимого звучания. Главными музыкантами в команде Дюка становятся саксофонист Джон Ходжес, трубач Фрэнк Дженкинс и тромбонист Хуан Тизол.

В 1933 году Дюк со своими музыкантами отправляется в первое европейское турне, главным событием которого стало выступление в лондонском концертном зале «Палладиум». Во время выступления Дюка Эллингтона и его оркестра в зале присутствовали персоны королевских кровей, с которыми Дюку довелось пообщаться после.


Вдохновившись успехом европейского тура, музыканты отправляются в новый – на этот раз сначала по Южной Америке, а затем по Северной. По окончании тура Эллингтон пишет новый хит – композицию Caravan («Караван»). После ее выхода Дюк получает звание первого подлинно американского композитора.

Но затянувшуюся белую полосу сменила черная – в 1935 году умерла мать Дюка. Это серьезно отразилось на музыканте – у Эллингтона начался творческий кризис. Тем не менее, Дюк сумел его побороть, написав композицию Reminiseing in Tempo, которая серьезно отличалась от всего, что Дюк делал ранее.

В 1936 году Эллингтон впервые написал музыку для кинокартины – этой лентой стала комедия Сэма Вуда с юмористами братьями Маркс в главных ролях. В 1938 году Дюк подрабатывал дирижером филармонического симфонического оркестра, выступавшего в отеле «Сен-Реджис».

Годом позднее в команду Эллингтона вливаются новые музыканты в лице тенор-саксофониста Бена Вебстера и контрабасиста Джима Блентона. Двое парней изменили звучание оркестра Дюка, что вдохновило его на новый европейский тур. Мастерство музыканта высоко оценили английский дирижер Леопольд Стоковский и российский композитор .


В 1942 году Эллингтон пишет музыку для ленты «Хижина в облаках», а в январе следующего года собирает в Нью-Йорке полный концертный зал «Карнеги-холл». Выручка с концерта пошла на поддержание Советского Союза в период Второй мировой войны.

После Второй мировой интерес публики к джазу стал падать – люди были погружены в состояние депрессии и постоянного опасения. Некоторое время Дюку удавалось выступать и выплачивать гонорары артистам (порой даже из своего кармана), но, в конце концов, разочаровавшиеся во всем музыканты разошлись. Эллингтон стал зарабатывать на жизнь подработками в виде написания музыки для фильмов.


Тем не менее, в 1956 году Дюк сумел эффектно вернуться в джаз, выступив на жанровом фестивале в Ньюпорте. Совместно с аранжировщиком Уильямом Стрэйхорном и новыми исполнителями Эллингтон порадовал слушателей такими композициями, как Lady Mac и Half the Fun, основанными на произведениях .

Шестидесятые годы прошлого столетия стали вторым пиком в карьере музыканта – в этот период Дюка наградили одиннадцатью премиями «Грэмми» подряд. В 1969 году Эллингтона наградили Орденом свободы. Награду Дюку вручил сам президент США . Стоит отметить, что тремя годами ранее Эллингтон был лично награжден другим президентом – .

Личная жизнь

Дюк женился достаточно рано – 2 июля 1918 года (на тот момент парню было девятнадцать). Его женой стала Эдна Томпсон, в браке с которой Эллингтон прожил до конца своих дней.


Смерть

Впервые Дюк почувствовал себя плохо во время работы над музыкой для фильма «Обмен разумов», но тогда музыкант не обратил на то серьезного внимания. В 1973 году у Эллингтона диагностировали рак легких. В следующем году он подхватил пневмонию и слег.


24 мая 1974 года джазмена не стало. Эллингтона похоронили через три дня на старейшем нью-йоркском кладбище Вудлон, расположенном в Бронксе.

Посмертно Дюка наградили Пулитцеровской премией, а в 1976 году был создан Центр его имени при лютеранской церкви святого Петра. Центр украшен фотографиями, освещающими яркие моменты биографии музыканта.

Дискография

  • 1940 год – The Okeh Ellington
  • 1944 год - Black, Brown & Beige
  • 1952 год - This Is Duke Ellington And His Orchestra
  • 1957 год - In A Mellotone
  • 1959 год - Festival Session
  • 1964 год - The Great London Concerts
  • 1964 год - One O"Clock Jump
  • 1968 год - And Mother Called Him Bill
  • 1972 год - The Ellington Suites

Вы когда-нибудь слышали Duke Ellington? С равным успехом я мог бы вас спросить, слышали ли вы Шопена. А ведь старого Дюка действительно сравнивают именно с . Кто этот чернокожий классик двадцатого века?

If-You-Cant-Hold-The-Man-You-Love.mp3″]

Когда видишь дату выхода его первого альбома, то сложно себе представить, что это вообще возможно, а когда слышишь эти, хоть и слабые, хрипящие и плавающие звуки старинной записи, то удивляешься чистоте, напору и красоте звучания его оркестра.

Скажем так: это сейчас его можно назвать классиком. Он сыграл так много композиций, что кажется даже невозможным сыграть еще больше. А тогда он был Джазменом! Да-да, именно с большой буквы!

Свое прозвище он получил еще в школе… ах да, «Дюк» – это не имя. Это кличка. «Герцогом» его прозвали не то из-за некоторой излишней самоуверенности и пижонства, не то из-за любви к щегольским нарядам. Там же в школе он и написал свою первую композицию. В результате им заинтересовались сразу три… нет, не студии звукозаписи, а сразу три девочки. Для него этого был вполне жизнеутверждающий результат, и он решил стать джазовым пианистом.

Creole-Love-Call.mp3″]

Нет так уж и плохо он жил для чернокожего мальчика, который и родился-то в 1899-м году. Его отец был дворецким и какое-то время служил в Белом Доме. Его звали Джеймс Эдвард, в честь отца ребенка назвали Эдвардом Кеннеди Эллингтоном. Он рос в достатке, покое и стабильности, которые мало кому из его сверстников были доступны.

Дюк ведь играл далеко не только джаз. Он многого достиг в сочинении музыки для богослужений, и для этого были основания: его мама была глубоко верующей женщиной, хорошо играла на пианино и привила нежно любящему ее ребенку также любовь и к музыке, и к религии.

Сейчас это кажется немного странным, но человек, который записал больше всего музыкальных альбомов, чем кто-либо иной на планете, в юности хотел быть не музыкантом, а художником.

Когда-то в школе он даже выиграл конкурс на самый лучший плакат в городе Вашингтон. И кто знает, как бы сложилась история современной музыки, если бы со временем его любовь к краскам не начала остывать.

Black-Beauty.mp3″]

Все это время он продолжал заниматься музыкой и изучал музыкальную теорию, а потому в 1917-м году окончательно вознамерился стать профессиональным музыкантом. Примерно в том же году он начинает неофициально учиться у известных вашингтонских музыкантов, начинает руководить некоторыми ансамблями.

В начале двадцатых он основал свой первый джазовый оркестр, который был назван «Washingtonians». Если иметь в виду, что ему самому тогда было немногим больше двадцати, то результат получается весьма впечатляющим! Особенно если учесть, что спустя какое-то время их согласились принять в «Cotton Club», где они и стали играть.

Вот только…. Так ли уж он его и основал? Есть версия, что изначально он входил в состав квинтета «Вашингтонцы», но вот руководящий пост стал занимать в нем далеко не сразу.

Безусловно, не будет преувеличением сказать, что если бы в джазовой музыке XX века не было Дюка Эллингтона, ее судьба могла бы сложиться совсем по-другому. Его волевой характер и несокрушимая вера в собственную исключительность были настолько сильны, что возвели Эллингтона на самую вершину, откуда он свысока смотрел на остальных исполнителей. Обладая упорством, отчаянной решимостью и сложным характером, он не признавал авторитетов, и именно это позволило ему подняться над всеми и оставить после себя огромнейший пласт джазовой музыки, востребованный и до сих пор исполняемый по всему миру. Необыкновенная харизма Эллингтона и его тонкое чувство стиля сделали свое дело – нет более почитаемого джазового музыканта. И это вполне закономерно, ведь именно к этому он стремился всю свою жизнь – стать мировой знаменитостью, человеком, которому поклоняется весь мир.

Краткая биография

Как ни странно, «Дюк» – не родное имя музыканта. Семья, в которой 5 января 1897 года родился мальчик, назвала его Эдвард Кеннеди Эллингтон. Именно с этим именем он прожил все свое детство и юношество, ощущая свое превосходство над окружающими. Считая себя выдающейся личностью, маленький мальчик называл себя благородным дюком (дворянским титулом), и это прозвище прочно пристало к нему на всю жизнь. Настолько прочно, что фактически стало его настоящим именем.


Детство Эллингтона проходило в атмосфере всеобщей любви и процветания. Отец – Джеймс Эдвард, не жалел своих сил, чтобы заработать как можно больше денег, которые он тратил поистине с неимоверной легкостью. Мать – Дейзи Кеннеди, никогда ни в чем не нуждалась, так что вполне закономерно, что детство Дюка Эллингтон было благополучнее, чем у многих «цветных» того времени. Именно Дейзи Кеннеди внушила мальчику, что он станет мировой знаменитостью, и именно благодаря этому внушению ему это удалось.

В семилетнем возрасте Дюка стали обучать музыке и игре на фортепиано, к которому он не проявлял абсолютно никакого интереса, занимаясь ровно столько, столько просили. Впрочем, эти занятия способствовали тому, что когда Эллингтон все-таки заинтересовался музыкой и выбрал именно этот музыкальный инструмент.


В 14 лет он начал по-настоящему увлекаться музыкой и достиг определенных успехов. Не обладая виртуозной техникой и достаточным образованием, Дюк Эллингтон тем не менее стал завсегдатаем посещаемых баров, в которых он имел немалый успех, как исполнитель.

Дюк никогда не проявлял к учебе интереса, поэтому получить нормального образования он так и не смог. Обучаясь в Средней технической школе Армстронга, Дюк бросил занятия и стал жить в свое удовольствие.


В 17 лет он начал посещать Дом истинных реформаторов, где собирался небольшой ансамбль. В скором времени юноша стал его постоянным участником и заодно постепенно узнавал некоторые основы теории. Именно с этим коллективом в 1922 году Эллингтон отправится на покорение Нью-Йорка.

Благодаря кларнетисту Уиллу Суэтмену весь ансамбль уже в 1923 году работал в престижнейшем заведении Нью-Йорка – театре «Лафайетт-тиэтр». К сожалению, закрепиться в городе им не удалось, так что коллективу пришлось вернуться в родной Вашингтон ни с чем.

Решив продолжить начатое, ансамбль берет себе звучное название «Washington Black Sox Orchestra» и вскоре им удается найти работу в Атлантик-сити. В скором времени, благодаря знакомству с певицей Адой Смит, ансамбль снова перебирается в Ньй-Йорк, на этот раз в «Barrons Exclusive Club» – место сосредоточения негритянской элиты. Через некоторое время они устраиваются на работу в «Голливуд Инн», и руководителем ансамбля становится Дюк Эллингтон, который начинает работать над изменением состава и стилем исполняемой музыки. Подыскивая исполнителей преимущественно из Нового Орлеана, он следовал влиянию времени, так как в моде были люди, игравшие в манере хот-стайл. В это же время он пробует сочинять музыку, познакомившись с Джо Трентом – поэтом и композитором с большими связями. 22 февраля 1924 года Эллингтон становится официальным руководителем ансамбля «Вашингтонцы».

К сожалению, все выдающиеся негритянские музыкальные коллективы и отдельные исполнители того времени находились под покровительством гангстеров. Так что Эллингтону пришлось задуматься, как же выбираться из этого подневольного положения. Как нельзя кстати пришлось знакомство с Ирвингом Миллсом – очень энергичным издателем, разглядевшем в Дюке будущую знаменитость. Он стал для Эллингтона могущественным покровителем, и он же со временем сделал его звездой, известной всему миру. Без его помощи «Вашингтонцы» так и довольствовались бы выступлениями по ночным клубам и случайными подработками. Именно благодаря Миллсу Эллингтон стал сочинять собственные композиции в гораздо большем количестве, что сыграло немаловажную роль в известности коллектива. К 1927 году коллектив стал называться «Дюк Эллингтон и его оркестр» – теперь все решения принимал только Эллингтон, а участники не имели никакого права голоса. Но ни один из них не ушел из оркестра, и один только этот факт говорит о большом мастерстве Дюка, как руководителя.


В скором времени выступления оркестра переместились в «Коттон-клаб» – самый популярный ночной клуб Гарлема.

В 1929 году оркестр Эллингтона становится очень известным, его имя часто мелькает в газетах, а музыкальный уровень коллектива оценивается очень высоко. С 1931 года оркестр начинает гастрольную деятельность, путешествуя и давая концерты по всей Европе. Дюк начинает писать собственные произведения и получает признание, в том числе и как композитор.


В 1950 году происходит непоправимая вещь для Эллингтона – из-за того, что джаз постепенно уходил в забвение, его оркестр оказался никому не нужным, и из него начинают уходить талантливые музыканты. Но уже через 6 лет все изменилось – вновь вспыхнувший интерес к джазу позволил Дюку вернуть себе былую славу. Новые контракты, гастроли и концертные записи приносят Эллингтону мировую славу.

Все последующие годы Элингтон концертировал со своим оркестром по всему земному шару, давая выступления в Японии, Великобритании, Эфиопии, США, Советском Союзе и многих других странах.

Эллингон дожил до 75 лет, до самого последнего момента оставаясь верным музыке, считая ее единственным, что достойно любви. Он скончался в 1974 году от рака легких, и эта смерть стала трагедией для всего мира.



Интересные факты

  • Первой учительницей, обучавшей Дюка музыке, была Мариетта Клинкскейлз, проживавшая в соседнем доме (clink – звон бокалов, scale – музыкальная гамма).
  • Дюк ненавидел официальное образование. Поэтому на предложения окончить какое-либо музыкальное учебное заведение всегда отвечал отказом.
  • Зачастую он выбирал солистов для конкретных произведений исключительно из-за свойственной им манеры исполнения.
  • Первым музыкальным наставником Эллингтона был пианист Уилли «Лайон» Смит. От него Дюк перенял некоторые характерные особенности своего исполнения.
  • Гастролируя по всему миру, своим домом он считал Ньй-Йорк – место, где он впервые почувствовал себя частью элитного общества.
  • Его женой была Эдна Томпсон – соседская девушка, с которой он познакомился еще в школе. Поженившись в 1918 году, уже через год они отмечали рождение сына, которого назвали Мерсером.
  • Стиль игры ансамбля Эллингтона «Вашингтонцы» во многом сформировался благодаря влиянию трубача Баббера Майли – именно он стал для Дюка источником новых идей, выдавая великолепные музыкальные фразы и обороты.
  • Дюк просто обожал власть и свое положение лидера. Музыканты, работавшие с ним, отмечали, что он всегда оставался хозяином положения, что бы ни происходило вокруг.


  • Фредди Гай – исполнитель на банджо – играл с Эллингтоном вместе целых 24 года. Он был единственный из участников, кому Дюк разрешал бывать у себя в гостях.
  • Дюк крайне редко хвалил своих музыкантов.
  • Благодаря кларнетисту Сиднею Беше ансамбль Эллингтона смог освоить джазовый стиль Нового Орлеана, что способствовало быстрому успеху этого коллектива.
  • Эллингтон прекрасно водил автомобиль, но предпочитал пользоваться водительскими услугами своего музыканта – Гарри Карни.
  • Импресарио Дюка – Ирвинг Миллс – безбожно наживался на Эллингтоне, получая деньги не только за издательскую деятельность, но и за авторские права. Каждая сочиненная Дюком вещь по контракту принадлежала Миллсу.
  • Одно время его менеджером был Джо Глейзер – человек с криминальными связями, работавший с такими звездами, как Луи Армстронг и Билли Холлидэй .
  • Он 11 раз становился победителем и награждался премией «Грэмми» за лучшую музыку.

  • Эллингтон написал свою единственную книгу – автобиографию «Музыка – моя возлюбленная». За нее он посмертно получил Пулитцеровскую премию.
  • Известнейший тромбонист и композитор Хуан Тизол 15 лет проработал в оркестре Дюка Эллингтона. Обладая огромным музыкальным опытом, зачастую он проводил репетиции оркестра вместо Дюка.
  • Многие музыканты Дюка были родом из бедных семей, разговаривали на жаргонном языке, не чурались спиртного и наркотиков. Но из-за своего исполнительского мастерства и великодушия Эллингтона они на протяжении многих лет работали в его оркестре.
  • В последние свои дни Эллингтон держался только благодаря уколам, продолжая непрерывно работать над музыкой.

Лучшие композиции


«Take The "A" Train» – замечательная мелодия с легко узнаваемой имитацией поезда в самом начале у медных духовых сразу же полюбилась слушателям и стала одной из вещей, находящихся в репертуаре каждого джазового коллектива.

«Take The "A" Train» (слушать)

«Satin Doll» – неторопливая тема саксофонов, прерываемая вставками медных духовых, а затем внезапным «tutti», оставляет впечатление какой-то недосказанности. Поистине необычная джазовая композиция.

«Satin Doll» (слушать)

«C-Jam Blues» – в самом названии уже заложена суть произведения – это незатейливые опевания и секвенции вокруг ноты «до», исполняемые различными инструментами.

«C-Jam Blues» (слушать)

«Караван» - наиболее известная композиция, написанная в 1936 году.

«Караван» (слушать)

Как бывает довольно часто, люди, всю свою жизнь не связанные с религией, в зрелом возрасте становятся ярыми приверженцами веры. То же самое случилось и с Дюком. Безусловно, в детстве он достаточно часто посещал церковь, да и его мать любила поговорить с ним о Боге. Но до начала 1950 года не было ни малейшего намека на то, что Эллингтону интересна религия. Как бы странно это ни прозвучало, в середине 50-х годов Дюк заявил, что является «божьим посланником» и просто обязан посвятить служению Господу свою оставшуюся жизнь. По многочисленным свидетельствам его друзей, он и правда стал засиживаться с Библией до поздней ночи.

Для того времени было принято особое понимание веры в Бога – человек должен был быть всепрощающим, добрым и не помнить зла, сделанного ему другими людьми. Именно таким и стал Эллингтон. В некоторых своих произведениях он продвигал эти идеи, например, в композиции «Black, Brown and Beige». Но систематического порядка это не носило, вплоть до 1965 года, когда ему предложили то, о чем он мечтал. Ему поступил крупный заказ на духовную музыку от священника из Сан-Франциско, настоятеля Собора милости Господней. Церковь только что открыли, и ей требовалась рекламная компания, а концерт такой звезды, как Дюка, да еще и со специально сочиненными произведениями, должен был произвести фурор.

Взявшись за работу, он сочинил свой Первый духовой концерт, исполненный в церкви в 1965 году. Пьесы, входящие в него, написаны в различных стилях: это джаз, хоровая музыка и вокальные арии. Несмотря на некоторую нескладность номеров, концерт, в целом, имел успех и вдохновил Эллингтона на написание следующего цикла.

В 1968 году состоялась премьера Второго духовного концерта. К сожалению, из-за огромной длины (целых 80 минут), скучных растянутых произведений и примитивной музыки, концерт провалился. Кроме того, Эллингтон, выступая в качестве поэта и сочинителя либретто, оказался довольно плохим писателем. Все тексты концерта донельзя банальны и изобилуют неуместными шутками и остротами.

Третий духовой концерт был исполнен в 1973 году. Эллингтона попросили провести премьеру в Вестминстерском аббатстве и он сразу же согласился. Это выступление было приурочено ко дню Организации Объединенных Наций. Все произведения концерта пронизаны темами о любви, и музыка в нем стала гораздо лучшего качества, чем прежде.

Фильмы с Дюком Эллингтоном и его музыкой

Как и любой уважающий себя джазовый музыкант, Эллингтон снимался во многих фильмах, шоу и сериалах. Это было обязательным условием того времени, иначе было просто невозможно удержаться в зените славы. Кроме того, он написал 7 полных саундтреков для кинофильмов, а в 1952 году даже попробовал себя в качестве одного из режиссеров в сериале «Сегодня».


  • «Check and Double Check» (1930)
  • «Advice to the Lovelorn» (1933)
  • «Murder at the Vanities» (1934)
  • «Военно-воздушные силы» (1943)
  • «The Mouse Comes to Dinner» (1945)
  • «This Could Be the Night» (1957)
  • «Анатомия убийства» (1959)
  • «Парижский блюз» (1961)
  • «Смена сознания» (1969)
  • «Teresa la ladra» (1973)
  • «Reborn» (1981)
  • «Envoyez les violons» (1988)
  • «Особое мнение» (2002)
  • «Nature Photographs» (2016)
  • «Темнее, чем ты думаешь» (2017)

Несмотря на очевидный вклад в мировое искусство, наследие Эллингтона весьма противоречиво. Наряду с гениальными вещами, идущими из глубины души, у него можно встретить произведения, весьма поверхностные как в плане музыки, так и в плане текста. А некоторые, такие как Духовные концерты или крупные авторские сюиты, обычно вообще замалчиваются музыкальными критиками, как будто их и нет.


Все дело в том, что Дюк крайне редко слушал чьи-то советы. Он всегда делал то, что велело его сердце – и у него выходила потрясающая музыка, которая сделала его джазовым мастером первой величины. Но иногда в дело вступала другая его часть, которая хотела соперничать с классическими музыкантами Европы, признанными миром. Тогда из-под его пера выходили вещи, в которые он не вкладывал себя. Назвать их скопированными нельзя, но и внутреннего мира Эллингтона в них не чувствуется.

Где по-настоящему проявилось мастерство композитора, так это в десятках, если не сотнях коротких джазовых произведений. Здесь он полностью раскрыл свой творческий потенциал и именно за эти композиции он стал признанной легендой музыки, человеком, без которого современный джаз выглядел бы совсем по-другому.

Огромную помощь Эллингтон получал от своих музыкантов. Многие идеи, мелодии, а иногда и целые произведения рождались в головах у его исполнителей. И Дюк мастерски создавал на их основе выдающиеся вещи, полные джазового огня и внутренней силы. Те самые произведения, за которые мы его и любим.

Видео: слушать Дюка Эллингтона