Маленький Принц. Земное

  • 30.04.2019

Для начала он решил посетить шесть ближайших астероидов. Читатель видит обитателей астероидов глазами Маленькою принца. Взгляд его простодушный, наивный и непредвзятый. Чтобы понять новых людей, он действует чисто по-детски — задает им вопросы, правда, ответы на них мало что ему проясняют во взрослых. И всё же, путешествие по планетам обернулось для него открытиями.

Путешествие по планетам

Открытие первое случилось на планете, где жил король . Самое примечательное в нём — это горностаевая мантия. Она была так велика, что «покрывала всю планету». Мантия — символ той мании величия, что владела королём, для которого нет ничего важнее власти. Потому и люди для него — только «подданные».

Открытие второе подарила ему встреча с честолюбцем . Этого одолевала жажда славы и всё было ей подчинено. Честолюбец, как и король, сосредоточен на собственной персоне. Для него важно только одно - чтобы им все восхищались.

Открытие третье Маленький принц сделал на планете пьяницы . Чтобы понять смысл его жизни, он задает ему вопросы: «Что ты делаешь?..» — «Пью», - мрачно ответил пьяница. — «Зачем?» — «Чтобы забыть». — «О чём забыть?» — «Хочу забыть, что мне совестно» — «Отчего же тебе совестно?» - «Совестно пить...» Этот диалог с короткими, в одно слово, предложениями, говорит как раз о том, что говорить-то и не о чём. Жизнь пьяницы пуста, как куча пустых бутылок, которыми он завален. И Маленький принц в который уже раз подумал: «Да, без сомнения, взрослые очень, очень странный народ».

С каждой новой встречей он всё больше и больше в этом убеждался. Они, взрослые, с другой планеты, и не только в буквальном смысле слова, но и в переносном, то есть живут в мире иных, чем дети, представлений.

Открытие четвёртое — встреча Маленького принца с деловым человеком . Деловой он, потому что всё время занят. А занятие он себе придумал редкое — считать звёзды. Бессмысленность этого занятия уже в том, что он считает то, что не поддается подсчёту. А усугубляется эта бессмысленность тем, что деловой человек даже не смотрит на звёзды, которые считает, так как не поднимает головы от стола. Он даже не сразу может назвать то, что считает. «Пятьсот миллионов этих маленьких штучек», — говорит он. Покидая делового человека, Маленький принц повторит прежнее: «Нет, взрослые и правда поразительный народ». Ясный и конкретный ум ребёнка не способен ни понять, ни принять эту блажь взрослого человека.

Открытие пятое — встреча Маленького принца с фонарщиком . Этот тоже был из породы «странных». Он каждую минуту то тушил, то зажигал свой фонарь. Зачем? Такой был когда-то уговор. Действия фонарщика потеряли смысл, но он всё равно работал, хотя теперь впустую. И все-таки, глядя на него, Маленький принц впервые скажет: «Вот с кем я мог бы подружиться...» Почему? Потому что достойно уважения то чувство долга, которому фонарщик оставался верен.

Открытие шестое — встреча с географом , погружённым в описание морей, океанов, гор... Но есть ли горы, моря на его собственной планете, он не знал. «Географ - слишком важное лицо, — ему некогда разгуливать», — так он объяснил Маленькому принцу незнание собственной планеты.

Все открытия Маленького принца свелись к одному — взрослые везде одинаковы. Они и в прямом и в переносном смысле — люди с других планет и не понятны Маленькому принцу.

Ни на одной из планет главный герой не смог найти себе друзей, потому что ни с кем из их обитателей у него не было общих интересов, представлений... Он ценил красоту, поэтому радовался розе и любовался закатами солнца. Он видел смысл в своей работе, поэтому каждое утро подметал планету, вырывал ростки баобабов и чистил вулканы... В каждом действии Маленького принца был смысл, поэтому ему так трудно было понять бессмыслицу в делах и желаниях тех, кого он встретил в своих странствиях.

Справедливости ради надо сказать, что в ворохе странностей и чепухи Маленький принц услышал и кое-что разумное. Например, от обожающего власть короля он услышал, что «власть прежде всего должна быть разумной». А ещё о том, что «себя судить куда труднее, чем других». И это правда, как для взрослых, так и для детей. Географ тоже дал дельный совет: «Посетите планету Земля!»

Тайны планеты Земля

Здесь, на Земле, тоже не обошлось без открытий. Оказалось, что на Земле не один король, а 111; не один географ, а 7 тысяч; не один делец, а 900 тысяч; не один пьяница, а 7,5 миллионов; не один честолюбец, а 311 миллионов. Итого, около двух миллиардов взрослых. Эта галерея персон не описывается. Зачем? Взрослые везде одинаковы. На Земле их просто больше всего. Правда, уже знакомая галерея дополняется двумя новыми персонами — стрелочника и торговца. Они подстать своим собратьям из других планет.

Земля подарила Маленькому принцу больше открытий, чем все планеты вместе. Например, он почти сразу понял, что на Земле тоже «одиноко». То, что это ощущение у него не случайное, подтвердила и змея: «Среди людей тоже одиноко».

Примечательно, что именно змею первой встретил Маленький принц на земле. Змея — древнее животное, а это значит, что она лучше кого-либо знает людей. Речь змеи иносказательна — её надо расшифровывать. А речь Маленького принца конкретна, как у всех детей. Потому естественно, что он спросил змею: «Но почему ты всё говоришь загадками?»

Путешествуя по Земле, Маленький принц всё больше и больше убеждался в её пустынности. «Их всего-то, кажется, шесть или семь», — скажет цветок, имея в виду людей. Но, если людей так мало, то почему они так разобщены, а потому и одиноки? И ещё заметим, со всеми - и со змеёй, и с Лисом, и с цветком - Маленький принц находит общий язык. Наверное, потому, что дети естественны, как сама природа.

Секреты Лиса

Встреча с Лисом стала для Маленького принца самой знаменательной. Лис открыл ему тайны, о которых он даже и не подозревал. И прежде всего тайну «приручения». «Это давно забытое понятие, объяснял Лис. Оно означает: создать узы». Если «давно забытое», значит, что когда-то люди умели «создавать узы», то почему же сейчас они утратили эту способность? Лис объясняет: «Если ты меня приручишь, мы станем нужны друг другу».

После встречи с Лисом Маленький принц сразу понял, почему из пяти тысяч роз ему дорога одна-единственная, та, что осталась на его планете.

Беседуя с Лисом, главный герой насыщался его мудростью. Тем более, что тот не жалел отдавать ему свои секреты. На прощание он подарил Маленькому принцу самый главный из них. «Зорко одно лишь сердце». И еще: «Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил».

Маленький принц убедился, что всё в природе разумно и исполнено смысла, а в жизни людей больше непонятного, чем понятного.

Единственным человеком из числа встреченных, с кем главный смог подружиться, стал Лётчик. Почему? Наверное, Маленький принц думал, что Летчик «такой же, как он».

Единственный друг

Лётчик и в самом деле, несмотря на свой возраст, был таким же. Он не стеснялся спрашивать, умел слушать невероятные истории Маленького принца и вместе с ним переживать его одиночество, его любовь к розе и жажду иметь друга. Да и говорили они на одном языке. «Я выпил последний глоток воды», — сказал Лётчик. Маленький принц тут же откликнулся: «Мне тоже хочется пить... пойдём отыщем колодец...» И они его нашли, этот колодец.

В данном случае «колодец» — это не только источник реальной, настоящей воды, но и тот источник, который питает душевные силы человека, ведь «вода бывает нужна и сердцу». Таким источником для Маленького принца стал Лётчик, а для Лётчика — Маленький принц. Не случайно последний и самый важный их разговор происходит именно у колодца.

Маленький принц покидает Землю и возвращается на свою планету. Он многое увидел, понял, узнал за тот год, что провёл на земле.

​ ​

Мы жители одной планеты, пассажиры одного корабля.

Все, что мне дорого, – под угрозой.

Антуан де Сент-Экзюпери

В Год экологии Центральная библиотека им. А. С. Пушкина г.Челябинска организует II Городской экологический Фестиваль «Дорогой Маленького принца», который пройдет при поддержке Центра Детского Экологического города Челябинска.

Фестиваль напомнит простую истину и заповедь Маленького принца из знаменитой сказки Антуана де Сент-Экзюпери: «Встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету».

Передаем слово организатору фестиваля, заведующей отделом социально-гуманитарной литературы Центральной библиотеки им.А.С.Пушкина Ольге Федоровне Солодовниковой:

В свое время, 2013 год прошел как Год охраны окружающей среды, а через три года Президентом страны был подписан указ о том, что 2017год будет Годом экологии. Ведущие специалисты в этой области давно бьют тревогу об ухудшении экологической ситуации в стране, предупреждая нас о нависшей угрозе. Российская Федерация по меркам загрязненности окружающей среды стоит, практически, на первом месте, и этот показатель, к сожалению, растет с каждым годом. Для того, чтобы решить многие экологические проблемы необходимо:

- Предотвратить вырубку лесов , а именно улучшить условия труда лесников, установить менее выгодные условия для экспорта древесины, в частности, ценных пород, усилить контроль над вырубкой леса.

- Очистить водоемы , а именно усовершенствовать очистительные системы, ведь некоторые из них уже не в состоянии выполнять свои функции; пересмотреть способы утилизации и переработки отходов; улучшить утилизацию бытовых неорганических отходов.

Очистить воздух — использовать современные и более экологически виды топлива; улучшение фильтров на предприятиях, которые относятся к тяжелой промышленности.

- Помимо этого, в Госдуме предложили активизировать просветительскую деятельность экологических организаций и учреждений культуры и образования, ввести уроки экологии в школах: «Законопроект необходим для того, чтобы дать нормативную правовую базу для развития образования для молодёжи в сфере экологии».

Руководство РФ, в том числе и Владимир Путин, уверено, что удачная комплексная реализация планов касаемо Года экологии привлечет внимание общественности к проблемам насущным, связанных с нашей природой, ее загрязнением и последствиями этих загрязнений, и поможет в корне изменить ситуацию не только в России, но и мире.

В связи с этим, Центральная библиотека им. А. С. Пушкина организует II Городской Фестиваль экологической направленности «Дорогой Маленького принца», который пройдет при поддержке и содействии Центра Детского Экологического города Челябинска.

Фестиваль проводится с целью воспитания у подрастающего поколения экологической культуры, формированию активной жизненной позиции молодежи, активизации социальной, творческой, познавательной и интеллектуальной инициативы учащихся.

Фестиваль проводится по трем номинациям в два этапа:

Критерии оценки: соответствие работы теме, наличие и раскрытие основной мысли высказывания; последовательность и логичность изложения; правильное композиционное оформление работы; внутреннее смысловое единство работы и умение в краткой форме представить ее основные положения; богатство (разнообразие) словаря и грамматического строя речи; стилевое единство и выразительность речи; правильность и уместность употребления языковых средств; оригинальность.

Проекты должны быть выполнены индивидуально.


В номинацию принимаются объемные композиции, поделки, аппликации и другие творческие работы из различных материалов (бытовые и промышленные отходы).

В номинацию принимаются оригиналы костюма (карнавальный или обыденный) или фотографии изделия для рассмотрения и оценки жюри. Тематика любая.

Критерии оценки: добротность и аккуратность исполнения, красота, оригинальность, креативность, привлекательность, яркость, завершённость работы, возможность её использования в качестве наглядной агитации.

Проекты должны быть выполнены индивидуально или группой не более трёх человек.

Время приема заявок и работ с 10:00 до 19:00, кроме пятницы (выходной день).

В заявке указывается: ФИО участников и руководителей-педагогов, возраст, место учебы или учреждения дополнительного образования, контактный телефон.

Контактная информация:

Адрес: Центральная библиотека им. А. С. Пушкина, г.Челябинск, ул. Коммуны, д. 69,. Проезд до остановки «Детский мир».

Телефоны: 264-76-41; 264-75-19; 264-78-03

Координаторы Фестиваля:

Солодовникова Ольга Федоровна – заведующая отделом социально-гуманитарной литературы Центральной библиотеки им. А. С. Пушкина;

Туркина Татьяна Владимировна – заведующая абонементом художественной литературы Центральной библиотеки им. А. С. Пушкина.

Завершится фестиваль 9 сентября 2017 года. В этот день будет организована первая библиотечная биеннале «Экосфера» . Горожане познакомятся с выставочными экспозициями и инсталляциями «Цвета и линии природы», «Цветы – радостные глаза Земли», «Спасем планету вместе», «Окно в природу», на которых будут представлены книги, фото и художественные альбомы, картины челябинских художников. Состоятся виртуальные путешествия и экскурсии, мастер классы уральских рукодельниц и костюмированный парад – дефиле участников фестиваля. Кульминацией праздника станет экологический бал «В танце с природой», на котором пройдет церемония награждения победителей.

Приглашая юных челябинцев к участию в конкурсах, мы предлагаем еще раз вспомнить и перечитать эту мудрую, любимую многими, сказку, которая легла в основу идеи фестиваля «Дорогой Маленького принца» – в 2017 году этому произведению исполняется 75 лет .


Каждая новая книжка по-разному входит в жизнь ребенка: кому-то читают бабушки и родители, кто-то сам знакомится с текстом. Я впервые услышала «Маленького принца», будучи маленькой девочкой, в 1961 году, когда сказка Экзюпери зазвучала по радио в исполнении великой русской актрисы Марии Бабановой и Алексея Консовского (принц из «Золушки»). Нашему поколению вообще очень повезло: с самого раннего детства мы слышали по радио лучшие сказки и спектакли в исполнении замечательных артистов. Каждый из них был по-своему уникален. Но неповторимый, несравненный, чарующий, завораживающий, волшебный голос Марии Ивановны Бабановой прочно запечатлелся в моей памяти с первых звуков. Я и теперь, по прошествии времени, воспринимаю Маленького принца и его Розу только в потрясающем исполнении Бабановой. Именно эти записи на виниловом диске фирмы «Мелодия» я позже ставила и своему сыну, и внуку, чтобы они, также как я, запомнили этот уникальный голос.

Прочитать же книгу мне удалось лишь спустя несколько лет, когда отдельное издание «Маленького принца» на русском языке со всеми рисунками автора вышло в 1963 году в издательстве «Молодая гвардия». И снова испытание восторга от каждого слова автора и его замечательных иллюстраций. А с годами пришло понимание жизненной мудрости и философии этого произведения.

Французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери завершил работу над «Маленьким принцем» в очень трудное время – в 1942 году, в разгар Второй мировой войны.

Книга-сказка, книга-притча, книга-предсказание – все определения неспособны уместить в себе философский, социально-культурный и психологический смысл произведения. «Мы в ответе за тех, кого приручили» – легендарная фраза, знакомая каждому. А таких в этой книге еще очень-очень много: 27 фрагментов, красочные авторские иллюстрации автора и жизнь маленького мальчика в большом мире – вот из чего состоит «Маленький принц». Тема довольно проста, но наполнена огромным философским значением. Что есть добро? Кто такой человек? Как нужно жить в согласии с собой и окружающим миром?

Повествование строится вокруг рассказов необычного мальчика – пришельца с астероида Б-612, и выдержано в трогательном и светлом стиле.

Образ Маленького принца основан на сказочных мотивах и образе автора произведения – представителе обнищавшего дворянского рода, Антуана де Сент-Экзюпери, носившего в детстве прозвище «Король-Солнце». Маленький мальчик с золотистыми волосами – это душа так и не выросшего автора, его детское Я.

Балансирующий на грани жизни и смерти летчик, потерпевший крушение в пустыне Сахара, узнаёт историю Маленького принца во время ремонта самолёта, и не просто разговаривает с ним, но и идёт вместе к колодцу, и даже несёт своё подсознание на руках, придавая ему черты реального, отличного от него персонажа. Маленький принц рассказывает о своей жизни на родной планете, о встречах с цветком Розой, о путешествиях на соседние астероиды и знакомствах с различными взрослыми, населявшими их: Королем, Пьяницей, Честолюбцем, Фонарщиком, Географом и Деловым человеком. Каждый из этих персонажей показывает все пороки, которыми наделен взрослый мир: властолюбие, зависимости, тщеславие, гордыня и прочие.

А дальше была Земля. Здесь он пробыл целый год, нашел друга – мудрого Лиса. На Земле есть все – и короли, и пьяницы, и честолюбцы, и географы, и фонарщики... Как сказано в книге, там около двух миллиардов взрослых. Но Лис рассказывает мальчику о настоящих истинах, которые никто не должен забывать.

Взаимоотношения Маленького принца и Розы – аллегорическое изображение любви и разности её восприятия мужчиной и женщиной. Капризная, гордая, прекрасная Роза манипулирует своим возлюбленным до тех пор, пока не теряет власть над ним. Нежный, робкий, верящий в то, что ему говорят, Маленький принц жестоко страдает от ветрености красотки, не сразу понимая, что любить её нужно было не за слова, а за дела – за тот чудесный аромат, который она ему дарила, за всю ту радость, что она приносила в его жизнь. Увидев на Земле пять тысяч Роз, космический путешественник приходит в отчаяние. Он чуть было не разочаровывается в своём цветке, но, вовремя встретившийся ему на пути Лис объясняет герою давно забытые людьми истины: о том, что смотреть нужно сердцем, а не глазами, и быть в ответе за тех, кого приручили. Афоризмы Лиса в «Маленьком принце» знают все, ведь это настоящий справочник мудрости.

Отношение человека к окружающему миру должно начинаться с бережного отношения к природе. Умылся сам – приведи в порядок и Планету. Люди должны заботиться о чистоте и красоте своей планеты, сообща беречь и украшать ее, не дать погибнуть всему живому. Так, исподволь, ненавязчиво, возникает в сказке еще одна важная тема — экологическая, которая является очень актуальной для нашего времени. Создается впечатление, что автор сказки «предвидел» будущие экологические катастрофы и предупреждал о бережном отношении к родной и любимой планете. Сент-Экзюпери остро ощущал, как она мала и хрупка. Путешествие Маленького принца от звезды к звезде приближает нас к сегодняшнему видению космических далей, где Земля по неосторожности людей может исчезнуть почти незаметно.

Поэтому сказка не потеряла своей актуальности и по сей день; потому и жанр ее — философский, ибо она обращена ко всем людям, она поднимает вечные проблемы.

Маленький принц – это не просто гость со звезды, это тот, кто живет внутри каждого из нас, на своей маленькой планете. Протяни ему руку, и ты увидишь, как прекрасны цветы и животные, что они умеют говорить, что они могут чувствовать, любить, верить.

А баобабы – это наши плохие привычки, привычки от лености души. Поработай над собой – выполи баобаб с корнем, и стань лучше. Совершенствуйся!..

А удав, проглотивший слона..., ведь автор так и не научился рисовать (эх! это взрослые не поверили в него и "убили" веру в то, что он может этому научиться!). Верить в себя! Не переставать познавать мир! Быть собой!

“Это печально, когда забывают друзей. Не у всякого есть друг”, — говорит маленький герой. В начале сказки Маленький принц покидает свою единственную Розу, потом он оставляет на Земле своего нового друга Лиса. “Нет в мире совершенства”, — скажет Лис. Но зато есть гармония, есть человечность, есть ответственность человека за порученное ему дело, за близкого ему человека, есть еще ответственность за свою планету, за все, что на ней происходит.

Экзюпери хочет сказать, что у каждого человека есть своя планета, свой островок и своя путеводная звезда, о которой человеку не стоит забывать. “Хотел бы я знать, зачем звезды светятся, — задумчиво сказал Маленький принц, – Наверное, затем, чтоб рано или поздно каждый мог вновь отыскать свою”. Герои сказки, пройдя тернистый путь, обрели свою звезду, и автор верит в то, что и читатель найдет свою далекую звезду.

Когда дочитываешь сказку, то из глаз катятся слезы, а в голове бьется одна мысль, буквально стуча в висок: «ЧТО ЖЕ МЫ ДЕЛАЕМ СО СВОЕЙ ПЛАНЕТОЙ?! ОДУМАЙТЕСЬ, ЛЮДИ!..»

Притча о баобабах звучит как предостережение для всего человечества: не будем беречь свою планету, ухаживать за ней, то все те негативные явления, которые разрастаются в обществе, как баобабы с планеты Маленького принца, разорвут нашу Землю на части.

Эту книгу необходимо давать каждому взрослому, который забыл, что был когда-то ребёнком.

Эту книгу надо давать ребёнку, чтобы воспитывать в нём самые положительные человеческие качества.

Эту книгу необходимо давать каждому, кто думает, что в жизни нет ничего хорошего и светлого.

Эту книгу надо давать каждому, кто хочет прикоснуться к чему-то тёплому, родом из детства.

Эта история наполнена любовью к жизни, ко всему окружающему, что, поневоле, сам начинаешь пропитываться этой любовью, добром и счастьем, которое читается между строк. Сент-Экзюпери призывает нас как можно бережнее относиться ко всему прекрасному и постараться не растерять на трудном жизненном пути красоту внутри себя – красоту души и сердца.

Читайте эту чудесную умную книгу.

Слушайте вместе с детьми записи сказки «Маленький принц» в уникальном исполнении лучших российских актеров.

Учитесь и следуйте мудрым заповедям этой сказочной, но так необходимой всем нам жизненной истории.

Ольга Солодовникова

«Маленький принц» – легендарное произведение французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери. Эта детская сказка для взрослых была впервые опубликована в 1943 году, с тех пор в мире нет человека, который бы не знал ее главного героя – мальчика с золотыми волосами.

«Маленький принц» переведен более чем на 180 языков, по его мотивам сняты фильмы, написана музыка. Книга стала частью современной культуры и разлетелась на цитаты.

«Но если это какая-нибудь дурная трава, надо вырвать её с корнем, как только её узнаешь»

В аллегорическом повествовании Антуана де Сент-Экзюпери планета – это душа, внутренний мир человека, а дурная трава – его плохие мысли, поступки и привычки. От семян «дурной травы» следует избавляться немедленно, пока она не пустила корни, не стала чертой характера и не разрушила личность. Ведь если планета очень маленькая, а баобабов очень много, они разорвут её на клочки.

«Должна же я стерпеть двух-трёх гусениц, если хочу познакомиться с бабочками»

Некоторые люди неприятны нам, «скользкие» и изворотливые, как гусеницы. Но это не значит, что внутри у них нет ничего прекрасного. Возможно, они лишь ищут свой путь, и когда-нибудь превратятся в прекрасных бабочек. Надо быть терпимее к недостаткам окружающих и уметь видеть прекрасное даже в нелицеприятном.

«Как позвать, чтобы он услышал, как догнать его душу, ускользающую от меня… Ведь она такая таинственная и неизведанная, эта страна слёз…»

Сочувствовать чужой боли, искренне и деликатно, – трудно. Почти так же, как просить прощения, когда обидел. Все слова кажутся ненужными и неправильными. «Страна слёз» действительно непостижима. Но главное – не разучиться сопереживать, не очерстветь, откручивая очередной неподатливый болт.

«Ведь все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит»

Дети удивительны. Пока их не научат думать «правильно», в их головках рождаются прекрасные идеи. Их фантазия безгранична и чиста. Жаль, взрослые не помнят, как невинна и прекрасна «планета» ребёнка. Антуан де Сент-Экзюпери на протяжении всей книги напоминает, как важно сохранить ребёнка внутри себя и не зарывать в землю свои детские мечты и таланты.

«Слова только мешают понимать друг друга»

Люди произносят миллиарды слов. Большая часть – ненужные и пустые. А о скольких словах приходится жалеть? Но так устроен мир – без слов, наверное, не было бы общества. Нужно лишь не забывать, какой силой они обладают – одной фразой человека можно сделать счастливым или несчастным, заставить плакать или смеяться. Будьте осторожнее. И берегите людей, с которыми вам комфортно молчать, – это бесценно.

«Твоя роза так дорога тебе потому, что ты отдавал ей все свои дни»

«Земля – планета непростая! Люди занимают на Земле не так уж много места». Нас 7 миллиардов. Даже больше. Но у каждого из нас есть всего пару по-настоящему близких людей. Как ни цинично, мы любим не людей, а время, проведенное с ними. Общие переживания и приключения – вот что делает твою розу уникальной, непохожей на тысячи других роз.

«Когда даёшь себя приручить, потом случается и плакать»

Одиночкам проще. Сам за себя, зато и не обманется, не будет больно. Довериться сложно. Вернее очень страшно. Если бы всё-таки были магазины, где торгуют друзьями, многие бы стали постоянными покупателями. Но, к счастью, их нет. И приходится «приручаться». Чертовски страшно. Ведь все мы знаем, что редкая дружба обходится без слёз.

«Тогда суди сам себя, – сказал король. – Это самое трудное. Себя судить куда труднее, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр»

Если кто-то поистине мудр, так это де Сент-Экзюпери. Люди обожают «выносить приговоры» друг другу (особенно в интернете – хлебом не корми, дай написать осуждающий комментарий). Это же так просто. Сказал человеку, в чём он не прав, и ничего больше делать не нужно. Другое дело – судить самого себя. Как минимум, придётся прополоть баобабы.

«Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь»

«Слушай своё сердце» – эту фразу часто можно услышать в песнях и фильмах. Пожалуй, она вторая по популярности после «Я тебя люблю». От этого мы не воспринимаем её всерьёз. Но это не отменяет её глубины и мудрости. Нельзя верить лишь внешнему, нельзя быть рациональным всегда и всюду. Доверяйте своему сердцу – оно не подведёт.

«Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил»

Это слова, не требующие рассуждений. Ни на минуту, ни на секунду нельзя забывать о близких. Мы обязаны делать так, чтобы они никогда не попадали в страну слёз. Мы обязаны укрывать их стеклянным колпаком своей заботы.

В 1943 году было впервые опубликовано интересующее нас произведение. Расскажем кратко о предыстории его создания, а затем проведем анализ. "Маленький принц" - произведение, толчком к написанию которого послужил один случай, произошедший с его автором.

В 1935 году Антуан де Сент-Экзюпери во время полета в направлении "Париж-Сайгон" попал в авиакатастрофу. Он оказался на территории расположенной в Сахаре, в ее северо-восточной части. Воспоминания об этой аварии и о нашествии фашистов побудили автора задуматься об ответственности за Землю людей, о судьбах мира. В 1942 году он писал в дневнике, что переживает за свое поколение, лишенное духовного содержания. Люди ведут стадное существование. Вернуть человеку духовные заботы, - задача, которую ставил перед собой писатель.

Кому посвящено произведение?

Интересующая нас повесть посвящена Леону Верту, другу Антуана. Это важно отметить, проводя анализ. "Маленький принц" - повесть, в которой все наполнено глубоким смыслом, в том числе и посвящение. Ведь Леон Верт - это еврейский писатель, журналист, критик, потерпевший преследования во время войны. Такое посвящение было не просто данью дружбы, но и смелым вызовом писателя антисемитизму и нацизму. В тяжелое время создавал свою повесть-сказку Экзюпери. Против насилия он боролся словом и иллюстрациями, которые вручную создал для своего произведения.

Два мира в повести

Два мира представлено в этой повести - взрослые и дети, как показывает проведенный нами анализ. "Маленький принц" - произведение, в котором деление это сделано отнюдь не по возрастным признакам. Например, пилот - человек взрослый, но ему удалось сохранить детскую душу. Автор разделяет людей по идеалам и представлениям. Для взрослых самыми важными являются собственные дела, честолюбие, богатство, власть. А детская душа жаждет другого - дружбы, взаимопонимания, красоты, радости. Антитеза (дети и взрослые) помогает раскрыть основной конфликт произведения - противостояние двух различных систем ценностей: настоящих и фальшивых, духовных и материальных. Она в дальнейшем углубляется. Покинув планету, маленький принц на своем пути встречает "странных взрослых", понять которых он не в силах.

Путешествие и диалог

В основу композиции положены путешествие и диалог. Общую картину существования теряющего моральные ценности человечества воссоздает встреча с "взрослыми" маленького принца.

Главный герой путешествует в повести с астероида на астероид. Он посещает, прежде всего, ближайшие, на которых живут по одиночке люди. Каждый астероид имеет номер, как квартиры современного многоэтажного дома. В цифрах этих заключен намек на разъединение людей, которые обитают в соседних квартирах, а живут будто на разных планетах. Для маленького принца встреча с обитателями этих астероидов становится уроком одиночества.

Встреча с королем

На одном из астероидов жил король, на весь мир смотревший, подобно другим королям, весьма упрощенно. Для него подданные - все люди. Однако короля этого мучил такой вопрос: "Кто виноват в том, что его приказы невыполнимы?". Король научил принца, что судить себя сложнее, чем других. Усвоив это, можно стать поистине мудрым. Властолюбец любит власть, а не подданных, поэтому и лишен последних.

Принц посещает планету честолюбца

На другой планете обитал честолюбец. А ведь тщеславные люди ко всему глухи, кроме похвал. Лишь славу любит честолюбец, а не публику, поэтому и остается без последней.

Планета пьяницы

Продолжим анализ. Маленький принц попадает на третью планету. Следующая его встреча - с пьяницей, сосредоточенно думающим о себе и в итоге окончательно запутывающимся. Этому человеку совестно за то, что он пьет. Однако пьет он для того, чтобы забыть о совести.

Деловой человек

Деловому человеку принадлежала четвертая планета. Как показывает анализ сказки "Маленький принц", смысл жизни его состоял в том, что следует найти что-то, у чего нет хозяина, и присвоить его. Деловой человек считает богатства, которые не его: тот, кто лишь для себя копит, мог бы с тем же успехом подсчитать звезды. Не может маленький принц понять логику, по которой живут взрослые. Он делает вывод, что его цветку и вулканам полезно, что он владеет ими. А вот звездам никакой пользы нет от такого обладания.

Фонарщик

И лишь на пятой планете главный герой находит человека, с которым ему хочется подружиться. Это фонарщик, которого стали бы презирать все, поскольку он думает не только о самом себе. Однако планета его крохотная. Для двоих здесь нет места. Впустую работает фонарщик, так как не знает, ради кого.

Встреча с географом

Географ, пишущий толстые книги, жил на шестой планете, которую создал в своей повести Экзюпери ("Маленький принц"). Анализ произведения был бы неполным, если бы мы не сказали пару слов и о нем. Это ученый, и красота для него эфемерна. Никому не нужны научные труды. Без любви к человеку, оказывается, все лишено смысла - и честь, и власть, и труд, и наука, и совесть, и капитал. Покидает и эту планету маленький принц. Анализ произведения продолжается описанием нашей планеты.

Маленький принц на Земле

Последнее место, где побывал принц, - странная Земля. Когда он сюда прибывает, еще более одиноким чувствует себя заглавный герой повести Экзюпери "Маленький принц". Анализ произведения при ее описании должен быть подробнее, чем при описании других планет. Ведь автор особое внимание в повести уделяет именно Земле. Он замечает, что эта планета вовсе не домашняя, она "соленая", "вся в иглах" и "совсем сухая". Неуютно жить на ней. Ее определение дается через образы, которые показались маленькому принцу странными. Мальчик отмечает, что эта планета - не простая. Правят на ней 111 королей, есть 7 тысяч географов, 900 тысяч бизнесменов, 7,5 млн. пьяниц, 311 млн. честолюбцев.

Путешествия главного героя в следующих разделах продолжаются. Он встречается, в частности, с направляющим поезда стрелочником, однако люди не знают, куда они идут. Затем мальчик видит торговца, который продает таблетки от жажды.

Среди людей, обитающих здесь, одиноко себя чувствует маленький принц. Анализируя жизнь на Земле, он отмечает, что на ней так много людей, что они не могут почувствовать себя одним целым. Чужими друг другу остаются миллионы. Для чего же они живут? В скорых поездах мчатся множество людей - зачем же? Людей не соединяют ни пилюли, ни скорые поезда. А планета без этого домом не станет.

Дружба с Лисом

Проведя анализ "Маленького принца" Экзюпери, мы выяснили, что на Земле мальчику скучно. И у Лиса, еще одного героя произведения, скучная жизнь. Оба они ищут себе друга. Лис знает, как его найти: нужно кого-то приручить, то есть создать узы. И главный герой понимает, что нет магазинов, в которых можно купить друга.

Автор описывает жизнь до встречи с мальчиком, которую вел Лис из повести "Маленький принц". позволяет заметить, что он до этой встречи лишь боролся за свое существование: охотился на кур, а на него охотились охотники. Лис, приручившись, вырвался из круга защиты и нападения, страха и голода. Именно этому герою принадлежит формула "зорко лишь сердце". Любовь можно перенести на многие другие вещи. Подружившись с главным героем, Лис полюбит и все остальное в мире. Близкое в его сознании соединяется с далеким.

Летчик в пустыне

Легко представить домом планету в обжитых местах. Однако для того, чтобы понять, что такое дом, необходимо оказаться в пустыне. Именно на эту мысль наводит анализ "Маленького принца" Экзюпери. В пустыне главный герой повстречался с летчиком, с которым затем подружился. Летчик не только из-за неисправности самолета оказался здесь. Он был заколдован пустыней всю свою жизнь. Имя этой пустыни - одиночество. Летчик понимает важный секрет: в жизни есть смысл тогда, когда есть ради кого умирать. Пустыня - это место, в котором человек испытывает жажду общения, задумывается о смысле существования. Она напоминает о том, что домом человека является Земля.

Что хотел сказать нам автор?

Автор хочет сказать о том, что люди забыли одну простую истину: они в ответе за их планету, а также за тех, кого приручили. Если бы все мы поняли это, вероятно, не было бы войн и экономических проблем. Но люди очень часто бывают слепы, не прислушиваются к собственному сердцу, покидают свой дом, ища счастья вдалеке от своих родных и близких. Антуан де Сент-Экзюпери отнюдь не ради забавы написал свою сказку "Маленький принц". Анализ произведения, проведенный в этой статье, надеемся, убедил вас в этом. Писатель обращается ко всем нам, призывая внимательно всмотреться в тех, кто нас окружает. Ведь это и есть наши друзья. Их необходимо беречь, как считает Антуан де Сент-Экзюпери ("Маленький принц"). Анализ произведения на этом закончим. Предлагаем читателям поразмышлять самостоятельно над этой повестью и продолжить анализ собственными наблюдениями.