Органы ВЧК-КГБ: советский опыт. Смотреть что такое "МГБ" в других словарях

  • 24.09.2019

апрель 1943 г. - март 1953 г.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 апреля 1943 г. из состава НКВД СССР, вновь, как и в 1941 году, был выделен самостоятельный Наркомат государственной безопасности СССР (НКГБ СССР), возглавить который было вновь поручено В.Н.Меркулову.

Военная контрразведка (УОО) так же, как это было в 1941 году, постановлением СНК СССР № 415-138сс от 19 апреля 1943 г. была передана в Наркомат обороны и Наркомат военно-морского флота СССР. Были созданы Главное управление контрразведки (ГУКР) "Смерш" НКО СССР и Управление контрразведки (УКР) "Смерш" НК ВМФ.

Структура НКГБ СССР была определена решением Политбюро П 40/91 от 14 апреля 1943 г. "Об образовании НКГБ СССР" и объявлена постановлением СНК СССР № 393-129сс от 14 апреля 1943 г. Несколько позже постановлением СНК СССР № 621-191 сс от 2 июня 1943 г. было утверждено "Положение о Народном комиссариате государственной безопасности СССР". В соответствии с постановлением СНК СССР № 393-129сс от 14 апреля 1943 г. первым заместителем наркома госбезопасности был назначен Б.З.Кобулов, а постановлением СНК СССР № 511 от 11 мая 1943 г. заместителем наркома госбезопасности СССР по кадрам был назначен М.Г.Свинелупов.

В течение мая 1943 г. приказами НКГБ СССР были утверждены штаты основных структурных подразделений центрального аппарата НКГБ СССР:

1 управление (разведка);

2 управление (контрразведка) (создано на базе 2 и 3 управлений, ЭКУ и 3 с/о НКВД СССР);

3 управление (транспортное);

4 управление (организация террора и диверсий на занятых немцами территориях);

5 управление (шифровально-дешифровальное и спецсвязь);

6 управление (охрана руководителей партии и правительства) (создано на базе 1 отдела НКВД СССР);

Отдел "А" (учетно-архивный) (создан из переданных в НКГБ СССР части отделений и личного состава 1 с/о НКВД СССР);

Отдел "Б" (оперативно-технический);

Отдел "В" (военная цензура и перлюстрация корреспонденции);

Следственная часть по особо важным делам;

Секретариат НКГБ СССР;

Отдел кадров НКГБ СССР;

Административно-хозяйственное финансовое управление (АХФУ).

Таким образом созданный в 1943 году НКГБ СССР включал в себя семь управлений (вместе с АХФУ), четыре самостоятельных отдела "А", "Б", "В" и ОК, следственную часть и секретариат.

До 1946 года эта структура претерпела небольшие изменения.

15 ноября 1945 г. "для оперативно-чекистского обслуживания" объектов спецназначения (занятых созданием атомной бомбы) был организован в составе НКГБ СССР отдел "К".

Совместным приказом НКГБ и НКВД СССР № 0014/0032 от 10 января 1946 года отдел "С" (разведка и обработка материалов по атомной проблеме) был передан из НКВД СССР в НКГБ СССР.

Приказом НКГБ СССР № 00107 от 22 марта 1946 г. в соответствии с постановлением Верховного Совета СССР от 15 марта 1946 г. НКГБ СССР был переименован в Министерство государственной безопасности СССР (МГБ СССР). Соответственно, были переименованы и местные управления и отделы НКГБ в управления и отделы МГБ.

Существенная реорганизация произошла в 6 управлении МГБ СССР. Приказом МГБ СССР № 00134 от 15 апреля 1946 г. на его основе было создано Управление охраны № 2 МГБ СССР, а 1-й отдел 6 управления, занимавшийся охраной Сталина, был преобразован в Управление охраны № 1. Штаты управления охраны № 1 были объявлены приказом МГБ СССР № 00152 от 24 апреля 1946 г. Таким образом организация охраны Сталина (Управление охраны № 1) была отделена от охраны остальных членов Политбюро и Правительства (Управление охраны № 2).

Кардинальное расширение и изменение структуры МГБ СССР произошло 4 мая 1946 г., когда вместо В.Н.Меркулова министром госбезопасности СССР был назначен В.С.Абакумов, а возглавляемый им ГУКР "Смерш" МВС СССР влился в МГБ СССР. Решение об этом было принято Политбюро ЦК ВКП(б) П 51 /IV от 4 мая 1946 г. Согласно этому решению в МГБ СССР включалась военная контрразведка в качестве самостоятельного 3 Главного управления МГБ СССР. 1 и 2 управления МГБ СССР были также преобразованы в Главные управления. Кроме того, возникли новые управления и самостоятельные отделы. В результате этих изменений структура МГБ СССР приобрела следующий вид:

1 Главное управление (разведка);

2 Главное управление (контрразведка);

3 Главное управление (военная контрразведка);

4 управление (розыскное) (осуществляло руководство розыском "агентуры иностранных разведок, заброшенной в СССР, и прочих вражеских элементов") (ранее существовавшее 4 управление по организации террора и диверсий в тылу противника в годы войны было упразднено приказом МГБ СССР № 00447 от 9 октября 1946 г.);

5 управление (оперативное);

6 управление (шифровально-дешифровальное);

Транспортное управление (чекистское обслуживание транспорта);

Управление охраны № 1 (охрана И.В.Сталина);

Управление охраны № 2 (охрана остальных руководителей партии и правительства);

Управление коменданта Московского Кремля;

Отдел "А" (учетно-архивный);

Отдел "Б" (оперативной техники);

Отдел "В" (перлюстрация корреспонденции);

Отдел "Д" (экспертизы и подделки документов) (выделен из отдела "Б");

Отдел "К" (чекистское наблюдение на объектах атомной промышленности);

Отдел "О" (оперативная работа по духовенству всех конфессий) (выделен из 2 управления);

Отдел "Р" (радио-контрразведка);

Отдел "С" (перевод и обработка материалов по атомной проблеме. В 1946 г. функции этого отдела были переданы в 1 Главное управление МГБ);

Отдел "Т" (борьба с "лицами, высказывающими угрозы террористического характера в отношении партийных и советских руководителей");

Следчасть по особо важным делам (на правах управления);

Отдел "ДР" (служба проведения диверсий и актов индивидуального террора);

Отдел "ДН" (служба дезинформации) (фактически этот отдел не был создан);

Административно-хозяйственное и финансовое управление (АХФУ);

Управление кадров;

Инспекция при министре;

Секретариат МГБ СССР;

Юридическое бюро МГБ СССР.

Во второй половине 1946 года произошло еще несколько существенных реорганизаций некоторых структурных подразделений центрального аппарата МГБ СССР. По результатам проверки работы НКГБ - МГБ СССР, отраженных в акте приема-передачи дел от прежнего министра Меркулова новому - Абакумову, Политбюро ЦК ВКП(б) приняло решение П 53/39 от 20 августа 1946 г. о необходимости изменения структуры МГБ СССР. В результате были созданы:

Отдел оперативной техники (ООТ) (изготовление опертехники и снабжение ею местных органов) (применение опертехники оставалось прерогативой отдела "Б");

Тюремный отдел (руководство тюрьмами МГБ как в центре, так и на периферии) (организован приказом МГБ СССР № 00396 от 27 сентября 1946 г.);

Особое совещание при министре (для вынесения внесудебных решений по следственным делам, ведущимся в МГБ). (Штат секретариата ОСО МГБ СССР был объявлен приказом МГБ СССР № 00496 от 2 ноября 1946 г.);

Управление делами (было организовано на базе АХФУ);

Хозяйственное управление (организовано на базе АХФУ;)

Финансовый отдел (организован на базе АХФУ).

В конце 1946 года произошла реорганизация аппаратов охраны руководителей страны. Приказом МГБ СССР № 00558 от 25 декабря 1946 г. управления охраны № 1 и № 2 и Управление коменданта Московского Кремля были объединены в Главное управление охраны МГБ СССР.

В основном эта структура МГБ СССР сохранилась до марта 1953 года, до слияния МГБ с МВД, однако, в деталях она постоянно менялась. Происходило укрупнение или разукрупнение оперативных управлений, менялся их профиль работы, и, наконец, происходила организация новых структурных единиц, связанная с передачей части функций МВД в МГБ. Это объяснялось растущим влиянием Абакумова, его стремлением переподчинить себе часть аппарата МВД, с одной стороны, и желанием Сталина создать мощную централизованную службу госбезопасности, с другой.

Уже в январе 1947 года совместным приказом МВД и МГБ СССР №0074/0029 от 21 января 1947 г. была оформлена передача внутренних войск из МВД в МГБ. Было образовано Главное управление внутренних войск МГБ. Штатная численность войск составляла 68582 человека.

Приказом МВД и МГБ СССР № 0075/0030 от 21 января 1947 г. транспортная милиция была передана из МВД в Транспортное управление МГБ СССР. Вскоре приказом МГБ СССР № 00322 от 19 июня 1947 г. было организовано Главное управление охраны МГБ СССР на железнодорожном и водном транспорте. Основой этой реорганизации послужило постановление СМ СССР № 2104-556СС от 17 июня 1947 г.

Однако Сталин, усиливая влияние МГБ в делах внутри страны, лишил МГБ одной из важнейших и традиционных областей приложения сил: внешней разведки. Было принято решение объединить все разведывательные ведомства и службы СССР (1 Главное управление МГБ СССР, Главное разведывательное управление МВС, разведывательные и информационные структуры ЦК ВКП(б), МИД, Минвнешторга и т.д.) в единый аппарат.

Решением СМ СССР № 1789-470сс от 30 мая 1947 г. был создан Комитет информации (КИ) при СМ СССР во главе которого был В.М.Молотов.

В структуре МГБ СССР 1 Главное управление было упразднено в связи с передачей функций этого управления в КИ при СМ СССР.

Для обобщения контрразведывательной работы и составления справочников, учебников и информационных бюллетеней приказом МГБ СССР № 00426 от 22 августа 1947 г. было организовано Специальное бюро при министре.

1948 ГОД

На основании постановления СМ СССР № 1130-405сс от 6 апреля 1948 г. совместным приказом МВД и МГБ СССР № 00369/0141 от 9 апреля 1948 г. из МВД в МГБ были переданы войска по охране особо важных объектов промышленности и железных дорог. Численность войск составляла 7301 человек.

В соответствии с постановлением СМ СССР № 3271 от 17 сентября 1947 г. приказом МГБ СССР № 332 от 28 июля 1948 г. была организована Центральная бухгалтерия МГБ СССР.

1949 ГОД

Государственное хранилище ценностей (ГОХРАН) было передано из МВД в МГБ. В связи с этим 21 апреля 1949 г. был создан спецотдел МГБ СССР.

В 1949 году служба наружного наблюдения и установки, т.е. оперативные функции были выделены из 5 управления МГБ СССР и приказом МГБ СССР № 00293 от 10 сентября 1949 г. было создано самостоятельное 7 управление МГБ СССР (оперативное). В соответствии с этим решением приказом МГБ СССР № 00386 от 6 декабря 1949 г. была утверждена новая структура 5 управления МГБ СССР. Отдел "О" был упразднен, а его функции были переданы в 5 управление. Теперь основной задачей 5 управления стала борьба с враждебными и антисоветскими элементами, работа против клерикалов и розыск авторов и распространителей антисоветских листовок и анонимных документов, т.е. функции секретно-политического управления.

В 1949 году произошли изменения и в Комитете информации при СМ СССР. Военная разведка была возвращена в Министерство вооруженных сил, а сам КИ стал теперь числиться при Министерстве иностранных дел СССР. Функции КИ при МИДе СССР продолжали сокращаться. Внешняя контрразведка и чекистская работа в советских колониях за рубежом были переданы в МГБ СССР, где для этих целей приказом МГБ СССР № 00333 от 17 октября 1949 г. было создано Первое управление.

Совместным приказом МВД и МГБ СССР № 00968/00334 от 17 октября 1949 г. из МВД в МГБ были переданы пограничные войска и милиция, а также Военно-строительное управление (ВСУ). Соответственно, в МГБ СССР теперь числились Главное управление погранвойск, Главное управление милиции и Военно-строительное управление.

На основании решения ЦК ВКП(б) от 19 сентября 1949 г. вся шифровально-дешифровальная работа из МГБ передавалась в ЦК ВКП(б) и, соответственно, 6 управление МГБ было ликвидировано. Это было оформлено приказом МГБ СССР № 00369 от 15 ноября 1949 г., а в ЦК ВКП(б) было создано Главное управление спецслужбы (ГУСС) ЦК ВКП(б)-КПСС.

1950 год

Для обеспечения собственной шифровальной связи и дешифровки в МГБ СССР приказом № 0035 от 11 января 1950 г. был создан шифровальный отдел, согласно приказа МГБ СССР № 00443 от 18 августа 1950 г. он стал именоваться Отдел "С".

На основании постановлений Политбюро ЦК ВКП(б) № П 77/309 и П 77/310 от 9 сентября 1950 г. в МГБ СССР на базе отдела "ДР" (специальная служба) были созданы на правах управлений подчиненные непосредственно министру:

Бюро № 1 (приказом МГБ СССР № 00532 от 28 сентября 1950 г.) для проведения диверсий и террора за границей;

Бюро № 2 (приказом МГБ СССР № 00533 от 28 сентября 1950 г.) для проведения террора (похищений и убийств) в СССР.

В соответствии с постановлением СМ СССР № 3077-1286сс от 14 июля 1950 г. о передаче спецпоселений из МВД в МГБ (объявлено совместным приказом МВД и МГБ СССР № 00464/00392 от 21 июля 1950 г.) в МГБ СССР (приказ МГБ СССР № 00552 от 16 ноября 1950 г.) было организовано 9 управление МГБ СССР по надзору за ссыльными, высланными и спецпоселенцами. По объявленному приказом МГБ СССР № 0033 от 15 января 1951 г. штату, 9 управление состояло из пяти отделов:

1 отдел - работа по режиму, надзору, агентурному наблюдению и изучению поведения, связей, настроения ссыльных, высланных и спецпереселенцев в целях исключения побегов и своевременного предупреждения вражеских проявлений (Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан, центральная и северная полоса СССР);

2 отдел - то же (Урал, Сибирь и Дальний Восток);

3 отдел - подготовка мест расселения, перемещение контингентов, учет и информация;

4 отдел - руководство розыскными отрядами;

5 отдел - работа по рассмотрению жалоб, заявлений, следственных дел и дача по ним заключений.

13 ноября 1950 г. приказом МГБ СССР были объявлены штаты новой структурной единицы в Центральном аппарате МГБ - Управления военного снабжения (УВС МГБ СССР).

В соответствии с тем, что милиция была передана МГБ и туда же были переданы в течение 1950 года и все учеты и картотеки уголовных преступников, работа отдела "А" (учетно-архивного) приказом МГБ СССР № 00565 от 28 ноября 1950 г. была перестроена: в отделе создавались секторы вместо отделений и было принято новое положение об Отделе "А".

Решением Политбюро ЦК ВКП(б) от 31 декабря 1950 г. в МГБ СССР была создана Коллегия из 19 членов.

1951 ГОД

В соответствии с постановлением СМ СССР № 1482-748сс от 6 мая 1951 г. приказом МГБ СССР № 0034 от 19 мая 1951 г. внутренние войска МГБ и войска правительственной связи были реорганизованы во внутреннюю охрану МГБ. Было организовано Главное управление внутренней охраны (ГУВО) МГБ СССР.

Приказом МГБ СССР 18 июля 1951 г. Военные прокуратуры и Военные трибуналы войск МВД были переименованы в Военные прокуратуры и Военные трибуналы войск МГБ СССР.

Приказом МГБ СССР № 00783 от 27 октября 1951 г. был организован Мобилизационный отдел МГБ СССР.

В 1951 году внешняя разведка была возвращена в МГБ из КИ при МИД СССР. Приказом МГБ СССР № 00796 от 2 ноября 1951 г. было создано 1 Главное управление (разведка) МГБ СССР, в него вошло полностью и 1 управление со своими штатами и личным составом.

1952 ГОД

В соответствии с постановлением СМ СССР № 615-200сс от 2 февраля 1952 г. приказом МГБ СССР № 00100 от 14 февраля 1952 г. Управление делами и ХОЗУ были объединены в Административно-хозяйственное управление (АХУ). При этом был организован самостоятельный Плановый отдел МГБ СССР.

Приказом МГБ СССР № 00329 от 23 мая 1952 г. ГУО МГБ СССР было преобразовано в Управление охраны (УО) МГБ СССР. Начальник ГУО МГБ генерал-лейтенант Н.С.Власик был снят с работы, а руководство охраной руководителей партии и правительства было поручено министру ГБ С.Д.Игнатьеву (по совместительству).

В соответствии с распоряжением СМ СССР № 11826рс от 16 мая 1952 г. приказом МГБ СССР № 00383 от 7 июня 1952 г. было организовано Управление учебных заведений МГБ СССР.

В соответствии с постановлением СМ СССР № 3851-1539с от 22 августа 1952 г. приказом МГБ СССР № 00763 от 12 сентября 1952 г. было организовано Главное управление МГБ СССР по контролю и инспектированию ведомственной охраны.

1953 ГОД

По инициативе И.В.Сталина было принято решение Бюро Президиума ЦК КПСС БП 7/12-оп от 30 декабря 1952 г. об объединении 1 и 2 главных управлений и ряда других подразделений центрального аппарата МГБ в Главное разведывательное управление (ГРУ) МГБ СССР. Это решение было объявлено приказом МГБ СССР № 006 от 5 января 1953 г. Тогда же Сталин задумал реорганизовать и всю службу наружного наблюдения и оперативной работы 7 управления. Однако эти проекты (образование ГРУ и реорганизация 7 управления) не были доведены до конца и их штаты так и не были утверждены до самой смерти Сталина.

Приказом МГБ СССР № 0085 от 26 января 1953 г. было организовано Центральное бюро по рационализации и изобретательству.

10 января 1946 г. Л. П. Берия был освобожден от должности наркома внутренних дел, на его место назначен С. Н. Круглов. 15 марта постановлением Верховного Совета СССР наркоматы преобразованы в министерства. Приказом министра госбезопасности № 00134 от 15 апреля 1946 г. на базе 1-го отдела VI Управления Министерства госбезопасности СССР создано Управление охраны № 1 (охрана Сталина, руководитель – Н. С. Власик), на базе 2-го отдела – Управление охраны № 2 (охрана членов Политбюро и правительства, Д. Н. Шадрин). 4 мая министром госбезопасности вместо В. Н. Меркулова назначен В. С. Абакумов, а Главное управление контрразведки СМЕРШ реорганизовано в III Главное управление контрразведки Министерства госбезопасности. Приказом министра госбезопасности № 00558 от 25 декабря 1946 г. на базе управлений охраны № 1 и № 2 и Управления коменданта Московского Кремля создано Главное управление охраны МГБ СССР под руководством Власика.

На конец 1946 г. структура МГБ была такова:
– секретариат;
- секретариат Особого Совещания при министре;
- инспекция при министре;
– 1-е главное управление (разведки – Фитин П.М.);
– 2-е главное управление (контрразведки – Федотов П.В.);
– 3-е главное управление (военной контрразведки);
– 4-е управление (розыскное);
– 5-е управление (оперативное);
– 6-е управление (шифровально-дешифровальное – Шевелев И.Г.);
– транспортное управление;
– главное управление охраны (Спиридонов Н.К.);
– следственная часть по особо важным делам (Влодзимирский Л.Е.);
– управление делами;
- хозяйственное управление (Смирнов П.П.);
– отдел кадров (Свинелупов М.Г.);
– отдел «А» (учетно-архивный; контролировал работу всех архивов СССР – Герцовский А.Я.);
– отдел «Б» (применение оперативной техники: прослушка, и т.п. – Лапшин Е.П.);
– отдел «В» (цензура и перлюстрация корреспонденции – Грибов В.М.);
– отдел «Д» (изготовление и экспертиза документов);
– отдел «ДР» (диверсионно-разведывательный – Судоплатов П.А.);
– отдел «К» (контрразведывательное обеспечение объектов атомной промышленности);
– отдел «О» (по оперативной работе среди духовенства);
– отдел «Р» (радиоконтрразведка);
– отдел «Т» (по борьбе с терроризмом);
– отдел оперативной техники (лаборатории, где велась ее разработка);
– тюремный отдел (включая внутреннюю тюрьму МГБ, комендант которой был начальником этого отдела);
– финансовый отдел;
– юридическое бюро
В январе 1947 г. в МГБ было создано Главное управление внутренних войск.
В августе 1947 г. в ведение МГБ были переданы войска правительственной связи. А в марте 1949 г. в ведение МГБ был передан Гохран (Государственное хранилище ценностей), для руководства которым создавался Спецотдел.
В сентябре 1949 г. служба наружного наблюдения и установки выделяется из 5-го управления МГБ в отдельное, 7-е управление.
Тогда же, в октябре 1949 г., в ведение МГБ из МВД передают Главное управление милиции, МГБ подчиняют пограничные войска и военно-строительное управление.
В сентябре 1950 г. на базе диверсионно-разведывательного отдела МГБ создали Бюро №1 (спецоперации за рубежом), и Бюро №2 (спецоперации внутри страны).
16 ноября 1950 г. в МГБ создано 9-е управление – по «обслуживанию» спецпереселенцев. Их количество постоянно увеличивалось: за счет «зачистки» освобожденных областей, повторной коллективизации, «фильтрации» бывших военнопленных, депортаций из стран Восточной Европы, и так далее.

12 июля 1951 г. был арестован министр государственной безопасности B. C. Абакумов, 9 августа министром назначен С. Д. Игнатьев. 23 мая 1952 г. Главное управление охраны реорганизовано в Управление, его штаты сокращены с 14 000 до 3000 человек, упразднены все хозяйственные структуры и отделы, ведавшие обеспечением безопасности зданий ЦК, Совета министров, Генштаба, МИД, правительственных залов на железнодорожных вокзалах, правительственных трасс. 29 мая Власик был снят с работы и переведен заместителем начальника Баженовского исправительно-трудового лагеря в г. Асбест (Свердловская область). Управление охраны МГБ поручили возглавить министру госбезопасности Игнатьеву.
Инициатором удаления Власика – одного из самых преданных Сталину людей – был Берия. В ноябре 1952 г., также по инициативе Берия, снят с должности Поскребышев (мотивировка – возможно, связан с «делом врачей»). 16 декабря Власика арестовали, он был обвинен в «потакательстве врачам-вредителям», злоупотреблении служебным положением и т. п. В числе серьезных служебных упущений следует отметить ненадлежащее хранение Власиком совершенно секретных документов, в том числе топографических карт Подмосковья и Потсдама.

В апреле 1952 г. при министре МГБ было создано Спецбюро (аналитическое): стало очевидно, что ЦК партии не может эффективно вести такую работу. Было восстановлено и 1-е главное управление МГБ – разведывательное. В январе 1953 г. было объявлено о создании на базе 1-го, 2-го и ряда других управлений и отделов МГБ, Главного разведывательного управления МГБ, но из-за смерти Сталина оно не вступило в силу.

К июню 1952 г. аппарат МГБ насчитывал 207000 сотрудников. Кроме того, сотрудниками МГБ считались пограничники – на 1 января 1953 г. около 190000 человек, внутренние войска – 69000 человек, войска по охране промышленных объектов и железных дорог - 7500 человек.
Агентурный аппарат МГБ состоял из резидентов, агентов и осведомителей, но с января 1952 г. (Приказ по МГБ№0015) вводились вместо них новые категории: агент и специальный агент. Все бывшие агенты и осведомители переводились в категорию агентов, а наиболее квалифицированные, выполняющие ответственные задания – в специальные агенты. Право вербовки агентуры отныне имели только начальники отделений МГБ и вышестоящие начальники. Этим же приказом с 15 марта 1952 г. численность агентуры сокращалась примерно в два раза.

Назад Вперед

Статьи раздела

РУСЬ И ЗАПАД 12-13вв.

В конце XI – начале XII вв. Русь вступила в крайне противоречивый период, называемый феодальной раздробленностью, который продолжался до середины XV в.

ОШИБКА ВАСИЛИЯ ТЕМНОГО

Великий князь Московский Василий II Темный до поры до времени предусмотрительностью и осторожностью своего деда, Дмитрия Донского, не отличался.

ТАЙНАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ

В феврале 1762 г. взамен уничтожаемой Канцелярии тайных розыскных дел Петр III учредил при Сенате Особую экспедицию, ведающую вопросами политического сыска.

ОСОБЕННАЯ КАНЦЕЛЯРИЯ

В 1810 г. военный министр Барклай де Толли поставил перед Александром I вопрос об организации постоянного органа стратегической военной разведки.

КОМИТЕТ ОБЩЕЙ БЕЗОПАСНОСТИ

По предложению графа Н.Н. Новосильцева 13 января 1807 г. был образован Комитет для рассмотрения дел по преступлениям, клонящимся к нарушению общего спокойствия (Комитет общей безопасности).

МИНИСТЕРСТВО ПОЛИЦИИ

В ходе реформы государственного управления, проводимой использовавшим французский опыт Сперанским, 25 июня 1811 г. было учреждено Министерство полиции.

КОРПУС ЖАНДАРМОВ

В России название жандармерия впервые упоминается в 1792 году в связи с учреждением особой конной команды в составе войск Великого князя Павла Петровича


1917-1922 ВЧК при СНК РСФСР
1922-1923 ГПУ при НКВД РСФСР
1923-1934 ОГПУ при СНК CCCР
1934-1946 НКВД СССР
1934-1943 ГУГБ НКВД СССР
1941, 1943-1946 НКГБ СССР
1946-1953 МГБ СССР
1946-1954 МВД СССР
1954-1978 КГБ при СМ СССР
1978-1991 КГБ СССР

Особенности, определяемые историческими, геополитическими и этническими условиями Российской империи, опыт деятельности ее специальных служб, в основном агентурной работы и конспирации, был реализован большевиками после Октябрьской революции. Находясь в постоянной борьбе с режимом и наблюдая как сильные, так и слабые стороны деятельности его спецслужб, они сумели создать, пожалуй, одну из самых мощных в мире систему специальных служб. Она позволила Коммунистической партии обеспечивать более 70 лет свое политическое господство в стране и успешно противостоять внешним угрозам.

В.И Ленин и первый председатель ВЧК Ф.Дзержинский создавали этот государственный институт как "боевой отряд партии", то есть как партийно-государственную спецслужбу, имеющую четкую идеологическую установку на решительную борьбу с политическими и идейными противниками.

Экстремальные условия контрреволюционного противодействия власти большевиков, развернувшаяся гражданская война и иностранная интервенция оправдали такую основу создания спецслужб Советского государства. ВЧК, а затем ГПУ и ОГПУ действовали решительно и наступательно, умело перехватывали инициативу у своих противников, которые были намного опытнее. Личный состав органов безопасности РСФСР, а в дальнейшем СССР, без сомнения, был глубоко предан коммунистическим идеям. И хотя общеобразовательный уровень большей части руководящего, не говоря уже об оперативном составе, был невысок,четкая политическая линия, революционный пафос, чувство исключительности, прививаемое чекистам с первого дня службы, сделали советские органы госбезопасности в течение 10-12 лет одной из самых сильных спецслужб в мире.

Органы государственной безопасности с момента их создания претерпели более десяти реорганизаций, причем половина из них приходится на период 1991-1994 годов.

Первоначальное название известно всем - это ВЧК (1917 год). После окончания гражданской войны в 1922 году появилась новая аббревиатура - ГПУ. Вслед за образованием СССР на его базе возникло Объединенное ГПУ (ОГПУ СССР). В 1934 году ОГПУ объединено с органами внутренних дел (милицией) и образован союзно-республиканский Наркомат внутренних дел. Наркомом стал Г.Ягода, потом Н.Ежов. Наркомом внутренних дел в 1938 г. был назначен Л.Берия. В феврале 1941 года из этой объединенной структуры выделен в качестве самостоятельного - Народный комиссариат госбезопасности (НКГБ). В июле 1941 года он вновь возвращен в НКВД, а в 1943 г. опять отделен на долгие годы в самостоятельную структуру - НКГБ, переименованную в 1946 году в Министерство госбезопасности. С 1943 года его возглавлял В.Меркулов.

После смерти Сталина Берия еще раз объединил органы внутренних дел и органы государственной безопасности в единое министерство - МВД и сам возглавил его. Затем Министром внутренних дел стал С.Круглов.

В марте 1954 года был создан Комитет государственной безопасности при Совете Министров СССР, отделившийся от МВД. Его председателем назначен И.Серов. На этом посту его последовательно сменяли А.Шелепин, В.Семичастный, Ю.Андропов (находился в этой должности около 15 лет), В.Федорчук, В.Чебриков, В.Крючков, Л.Шебаршин, В.Бакатин.

Назначенный после августа 1991 г. на пост председателя КГБ СССР В.Бакатин разработал и стал реализовывать концепцию дезинтеграции КГБ, т.е. раздробления его на ряд самостоятельных ведомств в целях лишения его монополии в сфере обеспечения госбезопасности страны. Из состава КГБ были переданы в ведение Президента Управление охраны, Служба внешней разведки, ФАПСИ, Пограничные войска, дивизии специального назначения.

После таких "преобразований" КГБ СССР прекратил свое существование и с ноября 1991 года стал называться Межреспубликанской службой безопасности (МСБ СССР).

На протяжении всех 74 лет своего существования органы. ВЧК-КГБ были уникальной государственной организацией, а их деятельность - всеобъемлющей как по уровню решаемых задач, так и по охвату практически всех сфер жизни государства и общества. Органы ВЧК-КГБ в Центре и на местах, наряду с КПСС и системой Советов, являлись одной из трех структурных составляющих советского государственного и общественного строя. Жесткая иерархия органов КГБ, контроль, осуществлявшийся наряду с партийными органами, за Вооруженными Силами, экономикой страны, национальной и культурной политикой, загранкадрами и т.д. сделали Комитет госбезопасности сверхспецслужбой, не имевшей до этого аналогов в мире.

Естественно, исключительное положение в государстве и обществе, возможность быстро концентрировать огромный потенциал, если необходимо, то и всего общества, для решения ставившихся руководством партии задач делали органы ВЧК-КГБ чрезвычайно эффективной системой, особенно в экстремальных ситуациях - в годы войны и обострения социальной напряженности. Так, именно Л.Берия, используя органы госбезопасности, мобилизовал огромные ресурсы страны для создания в кратчайшие сроки атомного оружия.

Система ВЧК-КГБ представляла собой действительно феномен. Дело в том. что КГБ являлся уникальным комплексом спецслужб. Комитет госбезопасности СССР включал в себя внешнюю разведку (Первое главное управление), контрразведку (Второе главное управление), военную контрразведку (Третье главное управление), обеспечение безопасности транспорта и связи (Четвертое управление), экономическую контрразведку (Шестое управление), идеологическую контрразведку и политический сыск (Управление "3"), борьбу с организованной преступностью (Управление по борьбе с оргпреступностью), охрану высшего руководства СССР и КПСС (Служба охраны), пограничную охрану (Главное управление пограничных войск), специальные войска (Главное управление спецвойск), обеспечение правительственной связи (Управление правительственной связи), шифровальную службу (Восьмое главное управление), службу дешифровки и радиоперехвата (Шестнадцатое главное управление) и т.д. Общая численность сотрудников войск и органов КГБ в 1991 году достигла около 420 тыс. человек.

Этот гигантский механизм позволял быстро маневрировать силами и концентрировать их на важнейших в данный момент направлениях работы, сокращать финансовые и материальные затраты, избегать дублирования. Такая структура КГБ обеспечивала добывание важной информации из различных источников, эффективную ее перепроверку, комплексный анализ и обобщение, хотя, конечно, превращала комитет в значительной степени в поставщика-монополиста важнейших сведений для руководства СССР. Отсутствие межведомственных барьеров между разведкой, контрразведкой и другими службами обеспечивало быстрое согласование, разработку и успешное осуществление комплексных долговременных операций. Это существенно повышало результативность деятельности КГБ по сравнению со спецслужбами США.

В основе деятельности органов КГБ лежала марксистско-ленинская идеология. Сегодня многие рассматривают это обстоятельство исключительно как негативное, способствовавшее исчезновению этой суперспецслужбы. Однако надо помнить, что в течение многих десятилетий именно коммунистическая идеология была сильнейшим оружием ВЧК-КГБ. Большая часть наиболее ценных агентов за рубежом стала работать с чекистами по идеологическим соображениям, искренне уверовав в мессианские идеалы создания справедливого общества и международного мира. Достаточно назвать в свое время третьего человека британской разведки К.Филби и завербованного КГБ в середине 80-х годов шефа сектора контрразведывательных операций против СССР ЦРУ О.Эймса. И таких сотрудников иностранных спецслужб, министров, политиков, видных дипломатов и чиновников, офицеров и генералов, профессоров и студентов, которые решили бороться против империализма за социальную справедливость и связали свою жизнь с КГБ, повсюду в мире были сотни и тысячи. В то время как предатели и перебежчики из числа сотрудников органов госбезопасности СССР, как правило, делали свой выбор из-за других, далеко не идеологических соображений.

Заслуживает внимания тот факт, что когда с середины 70-х годов система партийных органов, возглавляемая престарелым Политбюро ЦК КПСС, стала терять авторитет в народе,многие простые люди устремили свои взоры на КГБ. Недаром даже ярый противник этой организации академик А. Сахаров считал ее наименее коррумпированной. И действительно, начиная с 1975 года в КГБ поступало больше писем с жалобами, просьбами и предложениями, чем в главную структуру власти СССР - ЦК КПСС. Причем ради справедливости нужно сказать, что ни одно из этих писем не осталось без внимания, многие находили свое разрешение. Работа с письмами трудящихся постоянно находилась в поле зрения председателя КГБ СССР Ю.Андропова, который создал специальный отдел, отвечающий за эту деятельность.

В то же время в последние годы КГБ как гигантский конгломерат спецслужб становился все более сложным в управлении. Председатель КГБ практически стал по уровню своего влияния третьей после Президента (он же Генеральный секретарь ЦК КПСС) и премьер-министра СССР фигурой, а по объему реальной власти - вторым человеком в государстве.

Недаром председатель КГБ Ю.Андропов смог быстро и эффективно унаследовать власть Л.Брежнева. Именно в КГБ, раньше чем в других структурах власти, возникло понимание необходимости реформ. И, конечно, надо сказать, что шеф госбезопасности В.Крючков и его подчиненные острее других осознали страшную опасность распада СССР и грядущие неисчислимые бедствия для ее народов. Именно поэтому они приняли активное участие в организации попытки спасти страну в августе 1991 года. Однако было слишком поздно: процесс разложения КПСС, всего структур власти в СССР, в том числе и КГБ, зашел слишком далеко.

Главнейшим принципом деятельности органов ВЧК-КГБ на протяжении всей их истории являлся принцип партийного руководства. Эти спецслужбы никогда и ни при каких обстоятельствах не играли самостоятельной политической роли и всегда являлись послушнным, наиболее острым орудием КПСС. Именно связь КГБ с партийными структурами власти способствовала росту силы и влияния этой спецслужбы, но, с другой стороны, привела КГБ к дезинтеграции по мере ослабления, внутренней деградации и, наконец, краха КПСС и Советского Союза.

Сильными чертами КГБ являлись жесткая централизация и комплексный характер структур этой спецслужбы, охватывающий множество областей обеспечения безопасности, экономия сил и средств, отсутствие дублирования звеньев, корпоративность, элитарный кадровый состав, непосредственная встроенность в систему высшего политического и государственного руководства страны, а отсюда - четкая политическая и идеологическая направленность деятельности.

В марте 1954 года из состава МВД были выделены оперативные подразделения. обеспечивающие государственную безопасность страны. На их базе было учреждено самостоятельное ведомство - Комитет государственной безопасности при Совете Министров СССР на правах союзно-республиканского министерства. Для органов КГБ была избрана такая система их построения, функционирования, подотчетности и подконтрольности, которая на деле упраздняла бы их сверхцентрализацию и в максимальной мере вписывала бы их в конституционную систему управления Союза ССР.

Уже само новое наименование чекистских органов - Комитет госбезопасности недвусмысленно означало, что наиболее важные проблемы их организации и деятельности должны решаться на коллегиальных началах. В этих целях в КГБ была учреждена Коллегия, которая по своему правовому статусу существенно отличалась от коллегий других министерств и ведомств. Если коллегии министерств являлись совещательными органами при соответствующих министрах, то коллегия КГБ создавалась как решающий орган. В положении о ней предусматривалось, что в тех гипотетических случаях, когда при голосовании председатель КГБ оказывается в меньшинстве, то разбираемый вопрос должен быть автоматически и немедленно передан в вышестоящие инстанции. Подобная процедура предусматривалась как действенная гарантия и мера по предотвращению разного рода волюнтаристских тенденций в системе КГБ. Коллегиальные звенья (коллегии и советы) были созданы также в органах КГБ на местах (до управлений КГБ краев и областей включительно).

К недостаткам организации функционирования Комитета госбезопасности можно отнести жесткую взаимосвязь со структурами КПСС, монополизм в сфере безопасности в целом и информационном обеспечении высшего руководства страны, отсутствие реальных механизмов гражданского контроля за деятельностью КГБ, сложность управления этой гигантской спецслужбой и неспособность к быстрым трансформациям в зависимости от резких изменений политической и оперативной обстановки, отсутствие реальной конкуренции. Главное разведуправление Генерального штаба Вооруженных Сил СССР, которое занимало специфическую нишу и действовало в значительной степени под контролем КГБ через военную контрразведку. Поэтому рассматривать КГБ и ГРУ как конкурентов было бы неправильно.

Разумеется, некоторые характерные черты в зависимости от ситуации могут нести как позитивную, так и негативную нагрузку, поэтому оценки, приведенные выше, можно считать в определенной мере субъективными.

Важно, пожалуй, другое: в целом КГБ как спецслужба по своей структуре, функциям, кадровому составу и, главное, месту в системе государственных институтов исключительно полно соответствовал механизмам государственно-политической власти в Советском Союзе. Деградация и распад этой системы неизбежно привели к краху КГБ. В этом и состояла стратегическая уязвимость Комитета государственной безопасности СССР - самой мощной в мире спецслужбы, аналог которой уже вряд ли появится в обозримом будущем на постсоветском пространстве. Сильному государству - СССР соответствовала сильная специальная служба КГБ, которая и погибла вместе с этим государством.

ВЧК (7) 20 декабря 1917г. постановлением Совета Народных Комиссаров для борьбы с контрреволюцией и саботажем в Советской России была образована Всероссийская чрезвычайная комиссия (ВЧК). Ее первым председателем был назначен Ф.Э. Дзержинский На этом посту он находился до 6 февраля 1922г. С июля по август 1918г. обязанности председателя ВЧК временно исполнял Я.Х. Петерс
ГПУ,
ОГПУ
6 февраля 1922г. ВЦИК принял постановление об упразднении ВЧК и образовании Государственного политического управления (ГПУ) при НКВД РСФСР, а в ноябре 1923г. Президиум ЦИК СССР создал Объединенное государственное политическое управление (ОГПУ) при СНК СССР. Председателем ГПУ и ОГПУ до конца своей жизни (20 июля 1926г.) оставался Ф.Э.Дзержинский, которого сменил В.Р. Менжинский , возглавлявший ОГПУ до 1934г.
НКВД в июле 1934г. в соответствии с постановлением ЦИК СССР органы государственной безопасности вошли в Народный комиссариат внутренних дел (НКВД) СССР. После смерти Менжинского работой ОГПУ, а позднее и НКВД с 1934 по 1936гг. руководил Г.Г. Ягода С 1936 по 1938гг. НКВД возглавлял Н.И. Ежов . С ноября 1938 до 1945гг. руководителем НКВД был Л.П. Берия .
НКГБ
СССР
в феврале 1941г. НКВД СССР был разделен на два самостоятельных органа: НКВД СССР и Наркомат государственной безопасности (НКГБ) СССР. Нарком внутренних дел - Л.П.Берия. Нарком государственной безопасности - В.Н. Меркулов . В июле 1941г. НКГБ СССР и НКВД СССР вновь были объединены в единый наркомат - НКВД СССР. В апреле 1943г. был вновь образован Наркомат государственной безопасности СССР во главе с В.Н.Меркуловым.
МГБ в 1946г. НКГБ был преобразован в Министерство государственной безопасности. Министр - В.М. Чебриков ,
с 1988 по август 1991гг. - В.А. Крючков ,
с августа по ноябрь 1991г. - В.В. Бакатин .
3 декабря 1991г. Президент СССР М.С. Горбачев подписал Закон "О реорганизации органов государственной безопасности". На основании Закона КГБ СССР был упразднен и на переходный период на его базе созданы Межреспубликанская служба безопасности и Центральная служба разведки СССР (в настоящее время - Служба внешней разведки РФ).
МСБ 28 ноября 1991г. Президент СССР М.С.Горбачев подписал Указ "Об утверждении Временного положения о Межреспубликанской службе безопасности".
Руководитель - В.В.Бакатин (с ноября 1991 по декабрь 1991г.).
КГБ
РСФСР
6 мая 1991г. председатель Верховного Совета РСФСР Б.Н.Ельцин и председатель КГБ СССР В.А.Крючков подписали протокол об образовании в соответствии с решением Съезда народных депутатов России Комитета государственной безопасности РСФСР, имеющего статус союзно-республиканского государственного комитета. Руководителем его был назначен В.В.Иваненко.

В В России создается МГБ (Министерство государственной безопасности)

Масштабная реформа силовых и правоохранительных структур, предусматривающая создание на основе ФСБ Министерства госбезопасности, готовится в России. Об этом пишет в понедельник, 19 сентября, «Коммерсантъ» со ссылкой на информированные источники.

В новую структуру, помимо ФСБ, предлагается включить Федеральную службу охраны и Службу внешней разведки. Следственный комитет, согласно замыслу, может быть возвращен в состав Генпрокуратуры с понижением статуса его главных управлений, а функции МЧС предполагается распределить между Минобороны, к которому планируется присоединить войска гражданской обороны, и МВД, к которому может отойти Госпожнадзор.

Следственное управление Министерства госбезопасности, по информации издания, сможет заниматься наиболее резонансными делами, а также осуществлять процессуальный надзор над расследованиями, инициированными по материалам ведомства. Кроме того, МГБ будет обеспечивать собственную безопасность во всех правоохранительных и силовых структурах.

Как ожидается, реформа будет завершена к выборам президента России в 2018 году. К этому времени, по словам источников, будут заменены все главы силовых и правоохранительных ведомств, в том числе, руководитель Следственного комитета Александр Бастрыкин. Последнему, по сведениям газеты, уже дали понять, что «в новой структуре он может рассчитывать лишь на почетную, но лишенную управленческих полномочий должность».

Вскрикнул во сне Навальный, заметался по мокрой подушке Захарченко, сполз с кровати Касьянов, испуганно пукнул Яшин.

С удовольствием создаю новый тег.

+ СМИ: Из ФСБ, ФСО и СВР будет создано Министерство безопасности

До президентских выборов 2018 года планируется провести масштабную реформу силовых и правоохранительных ведомств с целью повышения эффективности управления и искоренения коррупции; речь идет о фактическом возвращении ФСБ функций Комитета госбезопасности СССР, сообщили источники.

По данным источников «Коммерсанта», подготовка к новой реформе началась вскоре после того, как указами президента были ликвидированы ФМС и ФСКН, функции которых получило МВД, а на основе внутренних войск и ряда подразделений органов внутренних дел создана Росгвардия.

«Если раньше мы (оперативники ФСБ) осуществляли лишь сопровождение расследований, то теперь перед нами поставлена задача контролировать их ход с момента возбуждения уголовных дел до их передачи в суд»


«Если раньше мы (оперативники ФСБ) осуществляли лишь сопровождение расследований, то теперь перед нами поставлена задача контролировать их ход с момента возбуждения уголовных дел до их передачи в суд» Теперь речь идет о фактическом возвращении ФСБ функций Комитета госбезопасности СССР.
Предполагается, что новая структура получит статус Министерства госбезопасности (МГБ). При этом в его состав войдут Служба внешней разведки (СВР) и большинство подразделений Федеральной службы охраны (ФСО). Нынешняя ФСО сохранится в виде Службы безопасности президента России, которой, помимо охраны, будут подконтрольны спецсвязь и транспортное обслуживание высших должностных лиц.

Помимо структурных изменений новое министерство получит и новые функции. Например, предполагается, что сотрудники МГБ будут не просто сопровождать и обеспечивать расследования уголовных дел, возбужденных по их материалам СК и МВД, а осуществлять процессуальный надзор за ними.

Как отмечает издание, выполнявшее эти функции главное управление процессуального контроля СК уже фактически ликвидировано. Более того, МГБ будет заниматься обеспечением собственной безопасности во всех правоохранительных и силовых структурах.

Следственное же управление МГБ, которое получит статус главка, сможет принимать в свое производство наиболее резонансные и имеющие государственное значение уголовные дела, подследственность которых в данный момент закреплена в УПК за СК и МВД.

Говорят, что новая схема расследования уже обкатывается. Например, именно ФСБ возбудила уголовное дело об организации преступного сообщества в отношении вора в законе Захария Калашова (Шакро Молодой) и его соратников, хотя соответствующая ст. 210 УК РФ не относится к ее подследственности. При этом с эпизодами предполагаемых преступлений, совершенных ОПС, разбираются другие ведомства.

ГСУ ГУ МВД по Москве расследует два факта вымогательства, обвиняемыми по которым проходят участники ОПГ Шакро, а СК разбирается в перестрелке, устроенной теми же фигурантами в ходе разборки на Рочдельской улице Москвы, и халатности не вмешавшихся в нее полицейских.

Сама же ФСБ, ведущая уголовное преследование высокопоставленных сотрудников СК, предположительно получавших взятки от Шакро, при этом фактически осуществляет процессуальный контроль за всеми расследованиями в целом.

«Если раньше мы (оперативники ФСБ) осуществляли лишь сопровождение расследований, то теперь перед нами поставлена задача контролировать их ход с момента возбуждения уголовных дел до их передачи в суд», – сообщил информированный источник в ФСБ, подчеркнувший, что речь идет о громких делах, в том числе коррупционной направленности. По его словам, сотрудники ФСБ будут также проверять, насколько эффективно и в полном ли объеме использовал следователь предоставленную ему спецслужбой информацию. Однако в какой форме будет осуществляться подобный контроль, еще до конца не ясно.

Как отмечает издание, в ходе реформы серьезные изменения могут произойти в Следственном комитете России. СК снова может стать структурой при прокуратуре России, из которой он был выделен в 2011 году. Соответственно, будет понижен и статус его главных управлений.

Например, главное военное следственное управление предполагается сделать обычным управлением. Кстати, с 1 января 2017 года в управление Генпрокуратуры превратится Главная военная прокуратура России. Соответствующий закон был принят еще в 2014 году в связи с тем, что военное следствие и надзор за ним перестанут финансироваться из бюджетов Минобороны, МВД и ФСБ.

В свою очередь, Минобороны может быть усилено за счет включения в его состав войск гражданской обороны, а также спасательных, пожарных и других служб МЧС. В МВД же из расформированного министерства отойдет Госпожнадзор, который и ранее находился в его структуре.

Предполагается, что реформирование силовых и правоохранительных ведомств будет завершено к выборам президента России, которые должны состояться в 2018 году. Однако для этого необходимо еще подготовить соответствующие законопроекты и принять их новым парламентом, а самое главное, найти средства на это. Ведь по самым скромным подсчетам, только на выплаты компенсаций сотрудникам реформируемых ведомств, которые не захотят служить в новых структурах, потребуются десятки миллиардов рублей, отмечает издание.

Также, по данным источников издания, в процессе предполагаемой реформы планируется сменить текущих руководителей служб и ведомств. Одним из них называют создателя СК Александра Бастрыкина, которому уже якобы «дали понять, что в новой структуре он может рассчитывать лишь на почетную, но лишенную управленческих полномочий должность».

Сразу в нескольких ведомствах изданию неофициально подтвердили, что вопрос об упразднении спасательного ведомства с передачей его функций другим министерствам действительно рассматривается.

В частности, по словам источников, речь может идти о передаче «пожарной» составляющей МЧС в ведение МВД, а спасательных и чрезвычайных подразделений – Минобороны.

Отметим, что в составе военного ведомства в августе 2014 года был сформирован 100-й отдельный полк материального обеспечения (расположен в подмосковном Алабино). Основной функцией формирования, подчиненного замминистра обороны Дмитрию Булгакову, является эвакуация населения, разбор завалов, работа в районах затопления или пожаров и усиление группировок войск в любой точке России. Как отмечает издание, участие в ликвидации последствий ЧС записано и в положении о Росгвардии.

Напомним, в начале апреля президент Владимир Путин ликвидировал Госнаркоконтроль и миграционную службу в качестве самостоятельных федеральных ведомств, передав их в ведение МВД России.

Кроме того, 5 апреля Путин объявил о создании Росгвардии на базе внутренних войск МВД. Структура будет заниматься борьбой с терроризмом, организованной преступностью.

Помимо этого, 15 сентября официальный представитель Следственного комитета России Владимир Маркин прокомментировал якобы скорую отставку председателя СК Александра Бастрыкина.

Напомним также, 19 июля Лефортовский суд Москвы арестовал замглавы ГСУ СК по Москве Дениса Никандрова, замначальника управления собственной безопасности Следственного комитета России Александра Ламонова, а также главу управления службы собственной безопасности СК Михаила Максименко по делу о взятках. Позднее суд продлил срок ареста Никандрова до 19 декабря.

Высокопоставленные сотрудники СК были задержаны из-за возможной причастности к делу Шакро Молодого: якобы за крупную взятку следователи обещали «решить вопрос» с делом против вора в законе.

Также источник в правоохранительных органах сообщал, что сотрудники трех отделов ГСУ московской полиции получили уведомления об увольнении.

Между тем официальный представитель ведомства Владимир Маркин подтвердил, что в Следственном комитете России проводится реорганизация.

Ранее СМИ сообщали, что в Следственном комитете под руководством председателя ведомства Александра Бастрыкина проходят масштабные реформы, в ходе которых статус ряда главных управлений СК был понижен до управлений, а некоторые из управлений стали отделами.

Народный Комиссариат Государственной Безопасности (НКГБ) , был создан постановлением ЦК ВКПБ от 3 февраля 1941 г.

Примечательно, что решение это было принято не правительственным органом, а ЦК политической партии, которая формально не имела на это никаких прав: «руководящая и направляющая роль» КПСС появилась в Конституции СССР лишь в 1977 г. Поэтому данное решение было формально незаконным. Интересно так же и то, что изданный позднее Указ Президиума Верховного Совета СССР о разделении НКВД на НКВД и НКГБ был вначале утвержден этим постановлением. То есть, вопреки Конституции СССР, политическая партия утверждала решения высшего законодательного органа страны. Соответственно, НКГБ должен был руководствоваться не законом и Конституцией, а постановлениями ЦК партии, находящейся вне правового поля и не связанной никакими законодательными нормами. Это предопределяло антиправовой характер деятельности НКГБ.

Согласно этому постановлению, создание НКГБ объяснялось необходимостью «максимального улучшения агентурно-оперативной работы органов государственной безопасности и возросшим объемом работы НКВД СССР и ее многообразием». На НКГБ возлагались задачи:
ведение разведывательной работы за границей ;
борьба с подрывной, шпионской, террористической деятельностью иностранных разведок внутри СССР;
оперативная разработка и ликвидация остатков антисоветских партий и контрреволюционных формирований среди различных слоев населения СССР, в системе промышленности, транспорта, связи, сельского хозяйства;
охрана руководителей партии и правительства .

Нетрудно заметить, что к функциям обеспечения государственной безопасности относится лишь первый пункт, и, частично, второй. Частично – потому что обвинить в принадлежности к иностранным разведкам, диверсантам и террористам могли любого, а какую деятельность считать «подрывной», в постановлении ЦК сказано не было. Объявить «подрывной деятельностью» можно было все, что угодно.

Поэтому основной функцией НГКБ являлась «ликвидация антисоветских партий и контрреволюционных формирований среди различных слоев населения». Что считать «контрреволюционным формированием»? Речь идет не о партизанских отрядах (как, например, бандеровцы), а о группах недовольных политикой коммунистов граждан, не связанных организационно, и имеющих лишь общее социальное положение. Не случайно речь идет о «слоях населения». Эта формулировка фактически дает санкцию на массовый террор. Наркомом НКГБ был назначен .

Одной из причин создания НКГБ было приближение войны: предполагалась советизация новых территорий и ликвидация там «антисоветских элементов». Кроме того, особое значение приобретала разведка против потенциальных противников СССР. Но уже в июле 1941 г. НКГБ был вновь объединен с НКВД в единый наркомат: для ведения войны на своей территории двух ведомств было много. Повторное разделение произошло Постановлением Политбюро ЦК ВКПБ от 14 апреля 1943 г. Это Постановление утверждало следующую структуру НКГБ:
секретариат (совмещал функции управления собственной безопасности);
1-е управление (разведка) ;
2-е управление (контрразведка) (включая агентурно-осведомительную работу);
3-е управление (транспортное) ;
4-е управление (диверсионное) . Существовало задолго до войны, и много лет после ее окончания. Действовало на основе решений Политбюро и лично Сталина. СССР всегда отрицал свою причастность к терроризму;
5-е управление (шифровально-дешифровальное) ;
6-е управление (охрана) ;
управление коменданта Московского Кремля (личная охрана Сталина) ;
административно-хозяйственно-финансовое управление (НКГБ вел обширную экономическую деятельность, ему принадлежали многие предприятия, рудники, он ведал многими стройками);
следственная часть по особо важным делам (шпионаж, и, главное – антисоветская деятельность);
отдел «А» (учетно-архивный) ;
отдел «Б» (применение оперативной техники) (прослушивание, слежка);
отдел «В» (перлюстрации корреспонденции) (это при том, что тайна переписки гарантировалась законом);
отдел кадров .

В ноябре 1945 г. создан отдел «К» – контрразведывательное обеспечение объектов атомной промышленности . В январе 1946 г. из НКВД в НКГБ был передан отдел «С»: ведение разведки по атомной проблеме . Дальнейшие реорганизации НКГБ проводились уже в рамках нового ведомства – Министерства Государственной Безопасности, созданного 15 марта 1946 г.

Первым заместителем наркома НКГБ (по общим вопросам) стал Б.З. Кобулов. Позднее – С.И. Огольцов. Основную роль в работе НКГБ сыграли выдвиженцы Л.П. Берии, к которым относились и Меркулов, и Кобулов. В частности, это были: С.А. Гоглидзе, В.Г.Деканозов, А.С.Блинов, Е.П.Питовранов, П.К.Судоплатов, М.Д.Рюмин, Л.Ф.Цанава, и некоторые другие.

Деятельность НКГБ в феврале-июле 1941 г. (период, как видим, небольшой), была, однако, «масштабной»: включая «ликвидацию антисоветских элементов» в Прибалтийских республиках, депортацию гражданского населения из западных областей СССР накануне войны по социально-политическим признакам (совместно с НКВД и по агентурным данным НКГБ), расстрелы политзаключенных в первые недели войны в эвакуируемых областях страны. НКГБ должен был дать руководству страны информацию о планах и намерениях нацистской Германии, но, имея в своем распоряжении достаточно объемные сведения на этот счет, нарком НКГБ В.Н.Меркулов докладывал Сталину только то, что тот хотел слышать. Это стало одной из причин того, что вторжение 22 июня 1941 г. оказалось для правительства СССР полной неожиданностью.

В 1943-1945 гг. особое значение в работе НКГБ имеет разведывательно-диверсионная деятельность в тылу немецких войск, и многие сотрудники НКГБ честно выполняли свой воинский долг: боролись с фашистскими оккупантами. Но было и другое: провоцирование немцев на репрессии против мирного населения, произвольные убийства лиц, заподозренных в сотрудничестве с оккупантами (часто – по ложным доносам; к тому же «сотрудничеством» могли назвать даже колку дров на солдатской кухне), «полицаев» (в полиции люди служили по самым разным мотивам – в том числе и по принуждению). Убивали заподозренных в связи с гестапо (очень часто – без каких-либо оснований). НКГБ силами своих специальных отрядов вело борьбу с национальными формированиями: Армией Крайовой, Украинской Повстанческой Армией, латвийскими и эстонскими легионерами СС, литовскими «Лесными братьями». В этих целях широко использовались провокации, вплоть до создания ложных повстанческих отрядов, которые, якобы от имени тех же «бандеровцев» нападали на население, грабили и убивали. К участию в таких отрядах нередко привлекались и криминальные элементы (уголовникам обещали после войны амнистию).

По мере продвижения на запад возрастало значение «работы» в странах Восточной Европы, где НКГБ также занимался «ликвидацией антисоветских элементов». При вновь формируемых органах госбезопасности восточноевропейских коммунистических режимов создавались группы советников НКГБ, чьи указания, как правило, имели обязательный характер, и ориентировали их на жесткие репрессии против всех оппозиционных сил, – даже потенциальных. Сотрудники НКГБ на территории Польши, Венгрии, Германии и других стран, куда вошла Советская Армия, занимались произвольными арестами и расстрелами, граждан иностранных государств безо всяких правовых оснований высылали в Сибирь, нередко – без суда и без объяснения причин. НКГБ также причастен к «изъятию» огромных ценностей у частных лиц в Германии и ряде других стран (под видом «репараций» советская администрация осуществляла нередко банальный грабеж; себя сотрудники НКГБ тоже «не забывали»).

В 1944-1946 гг. войсковые подразделения НКГБ вели боевые операции на территории Западной Украины, Западной Беларуси, Литвы и Латвии против местных антикоммунистических формирований. К этим операциям привлекалась регулярная армия, и именно в НКГБ определялась тактика и стратегия этой борьбы, включая массовые депортации. Многие из операций НКГБ на этих территориях могут быть отнесены к военным преступлениям. В частности, речь идет о провоцировании межнациональных столкновений в Холмской области между поляками и украинцами в 1944-1945 гг., о расправах над бывшими солдатами и офицерами армии Власова в 1945 г., о расправах над гражданским населением Восточной Пруссии в 1945-1946 гг., и так далее.

Численность органов НКГБ на март 1946 г. составляла 137.672 чел., в том числе, 22.000 чел. «негласного состава» – сотрудников, официально имеющих иное место работы, и держащих связь с агентурой. Таким образом, если предположить, что каждый «негласный сотрудник» имел «на связи» «всего лишь» по 10 осведомителей, то и тогда мы получим почти четверть миллиона «стукачей». Конечно, их было много больше.

Будучи ориентирован на утверждение власти коммунистов на «освобождаемых» территориях, на использование противоправных методов, НКГБ не мог сколь-нибудь существенным образом содействовать защите государственных интересов СССР. Секрет атомной бомбы добыло другое ведомство – НКВД, где, по инициативе Берии был создан специальный отдел, занимавшийся сбором развединформации по атомной и вообще научно-технической тематике. А настоящих немецких шпионов и диверсантов выявляла, как правило, военная контрразведка СМЕРШ – структура, подчиненная не НКГБ, а армии. НКГБ же с самого начала был лишь инструментом политического террора в руках партии.


Иванов В.А. Механизм массовых репрессий в Советской России в конце 20х-40х г.г. М.,1998.

Хлобустов О. Рождение отечественной контрразведки. М.,2008.

Винаров И. Бойцы тихого фронта. София. 1987.

Агабеков Г. Секретный террор. М.,1996.

Царев О., Костелло Д. Роковые иллюзии. Из архивов КГБ.М.,1995.

Петров И.,Скоркин К. Кто руководил НКВД. 1934-1941. М.,1999.

Очерки истории российской внешней разведки. В 6т. Т.4. М.,1999.

Кокурин А.И., Петров И.В. Лубянка. Органы ВЧК-ОГПУ-НКВД-КГБ. 1917-1991. М.,2004.

Антонов В., Карпов В. Тайные информаторы Кремля. М.,2000.

Хлобустов О. Госбезопасность под ударом. Из записок профессионала. М.,2009.

Владимир Георгиевич Деканозов длительное время работал вместе с Берией в Закавказье, где был причастен к массовым репрессиям в Азербайджане и Армении. В конце 30х годов – посол СССР в Германии, при этом находился в оперативном подчинении НКГБ, и руководил советской разведсетью в Германии. После войны – в министерстве внешней торговли, затем – вновь в органах госбезопасности. Расстрелян 23 декабря 1953г., как «сообщник Берии». В настоящее время Верховный Суд России признал смертный приговор Деканозову несоответствующим реально совершенным им деяниям и заменил его на 20 лет лишения свободы.

Евгений Питовранов – один из виднейших советских разведчиков, создатель мощной разведсети в США. Автор мемуаров. Репрессий избежал.

Павел Судоплатов длительное время руководил диверсионным управлением НКГБ. Участник гражданской войны в Испании, где также устраивал теракты, в том числе, приводившие к гибели гражданских лиц. Ранее был причастен к убийству Л.Д. Троцкого. Организатор убийства С. Бандеры и ряда других деятелей эмиграции в послевоенное время. Готовил убийство югославского лидера Иосифа Броз Тито. Именно Судоплатову принадлежит «первенство» в использовании взрывчатки с использованием поражающих элементов (гвоздей, болтов, стекла), а также – в изобретении «пояса шахидов». Автор мемуаров.

Михаил Дмитриевич Рюмин – организатор «Дела врачей», по которому и вел следствие, и которое стремился раздуть. Применял пытки и психологическое давление при допросах. В 1953 г., после смерти Сталина, арестован, в 1954 г. – осужден и расстрелян. Не реабилитирован.

Лаврентий Цанава в 1938-1952 гг. руководил органами госбезопасности в Беларуси, несет прямую ответственность за массовые репрессии в БССР. Расстрелян. Не реабилитирован.

Папоров Ю. По следу призрака Троцкого. ЛГ-архив. 1994. выпуск №7.

Колпакиди А., Прохоров Д. Спецоперации советской разведки. М.,2000.

Стецовский Ю. И. История советских репрессий. Т.2. М.,1998.

Сборник законодательных и нормативных актов о репрессиях и реабилитации жертв политических репрессий. М.,1993.

Дегтярев К. СМЕРШ. М.,2009.

Черная книга коммунизма. Сб.документов. М.,2002.

Колпакиди А., Север А. КГБ. М.,2010.