Дольмены Кавказа (окрестности г. Геленджик, Россия) - Земля до потопа: исчезнувшие континенты и цивилизации

  • 23.04.2019

Абсолютное большинство туапсинских дольменов относится к так называемому плиточному типу. Они сложены из больших каменных плит, четыре из которых установлены вертикально и перекрыты пятой плитой, образующей крышу каменной коробки или камеры дольмена. Передняя плита всегда выше задней, так что плита, образующая крышу, наклонена назад. Плиты очень тщательно подогнаны друг к другу при помощи специальных пазов и выступов. В передней плите дольмена имеется небольшое отверстие круглой, овальной или более сложной формы (археологи называют его "лаз"). Иногда имеется шестая плита, образующая пол дольменной камеры, но чаще дольмен устанавливался прямо на почву или же на специальные камни ("пяточные").
Многотонные плиты, из которых складывали дольмен, снаружи почти не обработаны, но с внутренней стороны, образующей стенки камеры, тщательно выровнены, иногда почти отполированы. Значительная часть кавказских плиточных дольменов имеют в передней части специальные выступы боковых стен и крыши, образуя как бы пристройку к дольмену. Эту пристройку называют порталом, а такие дольмены портальными. Иногда встречаются дополнительные пристройки и к порталу, сложенные из отдельных камней и образующие "дворик".
Строились кавказские дольмены из плотных песчанистых известняков или песчаников, реже для этой цели употреблялись окремнелые и метаморфические породы. Время их сооружения относят к эпохе от 2400 до 1300 годов до н. э.

Сегодня многие дольмены несут на себе следы разрушений: сдвинуты или расколоты крыши, развалены стенки. Следы эти - дело рук тех, кто лишен памяти и уважения к жившим до них. Что интересно - вокруг мест, где стоят дольмены - одиночно или группой, оплывают грунты; срываются оползни, проносятся селевые потоки, но никогда не приходилось обнаружить никаких нарушений от этих грозных и опасных явлений, хотя иногда бровка срыва оползня располагается всего в десятке метров от дольмена. И на местах древних оползней ни разу не встречались разрушенные части дольменов. Этот фантастический прогноз на тысячелетия вперед - воистину удивителен!
Еще одним интересным и в то же время таинственным фактом является постоянство соотношения сторон 1:1,6 (кстати практически схожее с соотношением размеров у человеческого черепа). Дольмены сооружались исключительно из кварцсодержащих пород (гранитоиды, кварц-глауконитованные песчаники). В свою очередь кварц (SiO2) — минерал, обладающий очень интересными свойствами, в частности, способностью генерировать электрический ток под воздействием сжатия (пьезоэффект), а также поддерживать постоянство колебаний (стабилизация частоты). На этом основано его применение в радиотехнике. Под воздействием электрического тока кристаллы кварца генерируют ультразвук (обратный пьезоэффект). Установлено также, что при механических деформациях кварц способен генерировать радиоволны.

Наиболее часто встречаются дольмены, средний периметр камеры которых составляет 720 см. Помимо этой группы встречаются (статистически менее достоверно) более крупные постройки, с периметром камеры 1035 см, и более мелкие, средний периметр которых составляет 472 см. Резонансные частоты таких камер составляют соответственно 23, 16 и 35 Гц. Иными словами, если бы каким-то способом к этим резонаторам была подведена энергия то они звучали бы именно на этих частотах.
Указанные частоты располагаются у нижнего порога слышимости человека, примыкая к инфразвуковому диапазону. О биологическом воздействии низкочастотных акустических колебаний известно лишь то, что они оказывают, как правило, неблагоприятное влияние. Так по данным ученых, при воздействии на человека ультразвуком модулированным по амплитуде синусоидальными колебаниями частотой от 15 до 40 Гц, испытуемые ощущали неприятное чувство, которое они сравнивали со сверлением кожи движущимися по ней буравчиками. Действие же мощного ультразвукового пучка на мозг животных выражается преимущественно в явлениях функционального угнетения или временного выключения деятельности облученных областей мозга. Есть сведения, что воздействие на мозг человека низкочастотных колебаний с частотой 13-25 Гц приводит к резонансу различных внутренних органов. Воздействие с частотой 25 Гц в течение 30 мин вызывает эпилептический припадок.

Еще раз напоминаем, что резонансная частота большинства исследованных кавказских дольменов близка именно к этой величине. Известно также, что воздействие низкочастотных колебаний, близких к частотам собственных колебаний органов человека, в частности сердца (6—12 Гц), может быть вредным и даже смертельным.
До недавнего времени считалось, что дольмены являли собой ритуально-погребальные сооружения, но известен тот факт, что такие погребения встречаются крайне редко. Ранее это объясняли тем, что погребения были ограблены еще в древности. Но неужели древние строители были настолько наивны, чтобы не предусмотреть такой возможности? Ведь подавляющее большинство построек - совершенно открытые сооружения, где нет и намека на какие-то попытки предпринять меры по их охране, более того, даже в том случае, если когда-то и находились какие-либо погребения внутри мегалитических построек, то это еще не доказывает, что само сооружение было возведено именно с этой целью. Руководствуясь подобной логикой, можно было бы выдвинуть гипотезу о том, что Кентерберийский собор в Англии был построен специально с целью похоронить в нем одного из его настоятелей...

Сегодня наука считает, что дольмены в свое время являлись многофункциональным инструментом.
Согласно сообщению известного ученого А. Кондратова, на небольшом тихоокеанском острове Малекула, входящем в архипелаг Новые Гебриды, еще несколько десятилетий назад местные жители возводили дольмены и менгиры, напоминающие те, что сооружались во всем мире тысячелетия назад. Эти дольмены были святынями для всех островитян. Считалось, что вождь тайного религиозного союза на острове в определенные дни слушал здесь голос духа великих предков и спрашивал у него совета.
По нашему мнению, дольмены не только генерировали ультразвук, но и излучали его направлено в виде луча (прожекторный эффект), о чем свидетельствуют конструктивные особенности дольменов. Они представляют собой раструб, расширяющийся в направлении от задней стенки к передней. Статистическая обработка западнокав-казских дольменов показала, что при всем разнообразии размеров дольменов углы раствора камер у них выдерживались. Именно, угол горизонтального раствора камеры в среднем составлял 94,4°, угол наклона крыши -95,4°. Важным элементом конструкции дольменов, по нашему мнению, является также отверстие в их передней стенке - "лаз". Оно располагается на осевой линии передней стенки, причем, на определенной высоте от пола. Наиболее часто встречается такое положение центра отверстия, которое делят переднюю стенку по высоте в пропорции
1:2 (снизу вверх). Горизонтальный размер отверстия (диаметр круга) чаще всего равен 40 см. Среднестатистический дольмен генерирует направленный (в сторону, куда "смотрит" отверстие) пучок ультразвуковых колебаний, модулированных звуковой частотой около 23 Гц.
Отверстия в дольменах закрывались специальными каменными пробками-втулками. Форма этих втулок очень любопытна. Внешне она очень близка к форме ультразвуковых излучателей, применяющихся в современной технике для фокусирования ультразвукового потока. В качестве излучателей в этих устройствах применяются специальные керамические пластинки, перемещение фокальной области излучателя достигается перемещением этой пластинки и сменой конуса излучателей. В древних "излучателях", по-видимому, главную роль играл состав породы, из которой изготовлялась втулка, и геометрия ее поверхности. Этот вопрос требует специального изучения.
Для каких же целей использовались дольмены? По-видимому, это были многофункциональные установки. Можно предположить, что в зависимости от настройки на ту или иную частоту, применения сменных втулок и т. п. они могли применяться в различных областях.
Дольмен, установленный, например, в каком-либо стратегически важном месте (ущелье, перевал) в качестве боевой установки и "запущенный" на нужной частоте в нужный момент, не позволял врагам проникнуть через это гиблое место, вызывая у них ощущения "сверлящих буравчиков", а то и потерю сознания и смерть.

Как отмечает Г. Еремин, во Франции (Бретань) женщины специально проводили ночи напролет у мегалитов (например, в дольменах), чтобы излечиться от бесплодия, вымолить себе счастливый брак и т. п. Об этом же свидетельствует рисунок на задней стенке одного из французских дольменов в Гаврини. Здесь нанесен рельеф в виде стилизованной человеческой фигуры, состоящей из параллельных линий. Обращает на себя внимание то, что часть этих линий напоминает акупунктурные линии человека, известные специалистам по иглоукалыванию. Но большинство линий выходит далеко за пределы контуров тела человека и скорее напоминает линии его ауры.
Особо выделены на рельефе сердце и нижняя часть позвоночника, т. е. энергетически наиболее важные органы. Весьма любопытна часть рельефа, соответствующая нижней половине тела человека (ниже паховой линии). В целом, весь этот "магический портрет", по-видимому, представляет собой специальный вибратор, создающий объемную модель энергетических полей человека. Характерно, что данный рельефный рисунок на задней стенке дольмена нанесен "вверх ногами". Это объясняется, тем, что дольмен, по сути, представляет собой камеру-обскуру. Ультразвуковой "портрет", создаваемый задней стенкой, преломляясь через отверстие в передней стенке, "переворачивается", и человек, стоящий в фокусе этой камеры, совмещается с этим ультразвуковым образом. Вероятно, в процессе лечебного сеанса ультразвуковое воздействие на энергетические органы и центры человека приводило их в норму.

А на севере - до долины реки Лабы. Но раньше имелись в районе города Железноводска в Ставропольском крае и, возможно, в других местах. Отдельным замкнутым регионом распространения своеобразных дольменов или «дольменообразных склепов» поздней постройки является Верхнее Прикубанье (бассейн реки Кяфар в Карачаево-Черкесии). Продолжали использоваться в позднем бронзовом веке и позднее. Всего известно около 3000 дольменов, включая разрушенные. Из них изучено не более 6%.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 4

    ✪ Архитектура ("Колихо. Тайна дольменов Кавказа")

    ✪ По ту сторону дольменов

    ✪ В.Пятибрат о Дольменах.

    Интересные факты из истории Северо-Западного Кавказа (Часть 1)

    Субтитры

Местные названия

  • Русские (с XIX в.): богатырские хатки или хаты, дидовы и чёртовы хаты.

Проблема охраны

Фальсификация истории и мракобесие

Со второй половины 90-х прошлого века, после появления литературы окультно-мистического содержания, рассчитанной на совершенно свободную от конкретных знаний публику, но донёсшей до неё весть о существовании таких объектов, начинается околодольменный бум. Могильники стали местом постоянного паломничества и даже местом проживания экзальтированной сектантствующей и неадекватной публики. Средства массовой информации наполнились домыслами различных «исследователей», а также совершенно далёких от изучаемого предмета авторов, которые ищут популярности или собирают себе паству и клиентов, вещая о неких «знаниях», «резонансах», «силе», о каких-то альтернативных вариантах предназначения сооружений. Наиболее доступным дольменам придуманы собственные имена и они, став элементом попкультуры , включены в коммерческий и туристический бизнес . Около некоторых дольменов из мелких камней создаются конструкции (лабиринты и т. п.), которых тут никогда не было, но которые принимаются экскурсантами за настоящие древности. Регулярно командами далёких и от археологии, и от геологии «исследователей» снимаются всё новые и новые фильмы, наполненные одними и теми же стандартными измышлениями и откровенной ложью.

Датировка

Основное количество дольменов появилось в первой половине 3-го - второй пол. 2-го тыс. до н. э. . Часто дольменами также называют мегалитические подкурганные гробницы новосвободненской культуры и покрытые резьбой гробницы в Карачаево-Черкесии. О последних есть предположения, что их или построили средневековые адыги - касоги или аланы в VIII-XII вв., или же это сооружения позднего периода дольменной культуры, а аланы просто вставляли в них свои каменные ящики , так как они имеют именно такую конструкцию.

Кроме классических дольменов, на южном склоне Главного Кавказского хребта сооружали и мелкие дольмены, собранные из случайных камней. Там же имеются небольшие подземные колодцевидные составные гробницы. Они перекрываются неполным ложным сводом и покровной плитой. Есть даже наземные гробницы с настоящим куполом, набранным небольшими камнями и плиткой. Если колодцевидные гробницы однозначно относятся к дольменной культуре , то с хронологией других пока полной ясности нет.

Происхождение

Независимо от своего происхождения, дольмены на Западном Кавказе появились не на пустом месте. Более древние каменные гробницы известны в курганах майкопской и новосвободненской культур (или по-другому - в ранний и поздний период майкопско-новосвободненской общности). Некоторые сооружения представляют собой переходную фазу от новосвободненских гробниц к классическим дольменам. В то же время существует версия о первоначальном импульсе, послужившем причиной начала дольменостроительства на Кавказе, со стороны Средиземноморья. Так как именно там находят наиболее близкие по архитектуре аналоги кавказским дольменам. Есть параллели в орнаментальной символике . Наблюдается и временно́е соответствие. Путь носителей дольменной традиции прослеживают начиная с Иберийского полуострова 4000-3500 гг. до н. э. (культура Лос-Мильярес). Или, возможно, более ранний центр находился на Балеарских островах (Доталайотский период), Сардинии (культура Бону-Игину 4600-3300 гг. до н. э. - Донурагическая Сардиния) и Корсике. Далее - Северная Африка (Рокния) и Сицилия - Иордания и Сирия - Малая Азия и Балканы (3-2-е тыс. до н. э.) - Западный Кавказ - Крым (3-е тыс. до н. э.). Также многие предметы материальной культуры строителей дольменов имеют своих предшественников в эгейском бассейне и в Малой Азии .

На Кавказе древнейшие дольмены появились на южном склоне, в приморской и горной зоне в раннебронзовый период в середине III тыс. до н. э. К ним относятся дольмены в Эшера, Азанта, Отхара, Куланурхва, Шрома, Дой. Они имеют малые и средние размеры.

В Южном Крыму, несколько позже, чем на Кавказе, носители кеми-обинской культуры строили каменные ящики (цисты), иногда с пазами в плитах и даже расписывали их . А вообще, по всему Кавказу (в том числе и в степных районах) обкладывали могилы каменными плитами, а кое-где и сооружали огромные мегалиты (Армения , Грузия). Вопрос только в том, имеются ли в каждом из этих случаев взаимное культурное влияние.

Месторасположение дольменов

Так как скопления дольменов являются кладбищами дольменной культуры, то в их окрестностях обычно расположено несколько поселений этой культуры: или на значительном расстоянии, или рядом. В расположении дольменов имеются некоторые закономерности. Они обычно находятся на ровных площадках на вершинах или на солнечных склонах хребтов (в основном - на высотах в 250-400 м над уровнем моря, максимальная высота - 1300 м) или на речных террасах. Подавляющее большинство дольменов ориентировано вниз по солнечному склону, что подразумевает довольно большой разброс направлений. Если это было невозможно, то дольмен ориентировался хотя бы на освещённый солнцем участок на противоположном хребте. Кроме того, отмечена ориентация на конкретные астрономически значимые точки на горизонте. Утверждение о привязке дольменов к водным источникам не имеет оснований.

Предназначение дольменов

Предназначение дольменов является не просто установленным фактом, а было всегда известным фактом. Как вид гробниц, дольмены Западного Кавказа стоят в одном ряду с множеством подобных сооружений разных времён и многих народов. Выявленные древнейшие захоронения в дольменах оставлены именно их строителями. И хотя уже известно некоторое количество грунтовых погребений дольменной культуры, всё же они, видимо, были менее распространены, а известное их количество совершенно не соответствует множеству довольно крупных поселений.

Конечно, сооружения выполняли и функцию святилища, скорее всего, семейного или родового: об этом, например, свидетельствует находка каменного алтаря при реконструкции дольменного комплекса на Жане (находится в Геленджикском краеведческом музее). Вновь реконструированные комплексы на реке Жане и на горе Нексис (оба под Геленджиком), а также многие дольмены с «двориками» позволяют представить себе происходившие когда-то там церемонии.

Некоторые дольменные комплексы были явно рассчитаны на посещение их значительным количеством людей. Это, в первую очередь, мегалитический курган Псынако I около посёлка Анастасиевка в Туапсинском районе, Серебряный курган в урочище Клады около станицы Новосвободной и те же комплексы на реке Жане и на горе Нексис. Все они вполне могли бы выполнять роль общеплеменых объектов поклонения. К сожалению, музеефикация первого из списка не проведена, а второй практически уничтожен.

Постройка дольменов

Для сооружения дольменов использовали по возможности камень из наиболее близких месторождений. Если недалеко имелись подходящие плиты природного происхождения, то собирали и их. Но если выбора не было, то вырубленные плиты могли транспортировать за несколько километров. Для построек использовали различные виды песчаников и известняков . мергеля. В одной постройке могли сочетаться разные породы.

В каменоломне для ломки камня использовали силу разбухающих от воды деревянных клиньев. Свежий камень из карьера более мягкий и может быть обработан даже каменными инструментами. Но строители дольменной культуры имели в своём арсенале и бронзовые зубила, чьи чёткие следы постоянно попадаются при изучении построек. Предполагают, что обработанные плиты могли перед использованием некоторое время выдерживаться, для набора достаточной твёрдости. Шлифовка поверхностей и желобков производилась каменными тёрочниками , которые находят в местах строительства. Покровную плиту затаскивали по наклонной насыпи сзади дольмена. В строительстве могли применять и силу животных.

Частые спекуляции на тему невозможности повторить точную подгонку дольменных плит в наше время, например, после его переноски на новое место, происходят лишь из-за непонимания того факта, что на новом месте практически невозможно заново продублировать все особенности старого фундамента. Что и приводит к различным перекосам и несовпадениям.

Архитектура дольменов

Конструкция

Орнаментация

Сравнительно с общим количеством, довольно мало дольменов украшены гравированным и даже выпуклым орнаментом. Но, вероятно, многие из орнаментов просто не дошли до нашего времени из-за эрозии камня. Они бывают расположены по всему порталу и внутри камеры. Известно изображение на передней плите с крестом в круге и похожим на гребёнку лабиринтоподобным рисунком с отходящим от него и входного отверстия зигзагом. Иногда имеются просто ряды вертикальных зигзагов. На передней плите иногда помещается изображение ещё одного дольменного портала, а также одна или две пары крупных выпуклостей над ним. Или просто сделано прямоугольное углубление, занимающее бо́льшую площадь плиты. Ряды вертикальных и горизонтальных зигзагов могут иметь торцы боковых плит. А приставные портальные плиты на внутренней плоскости иногда украшаются пейзажем, состоящим из ряда треугольников (горы) и вертикальных рядов зигзагов (реки). Над горами помещено солнце в виде овала с крестом. Иногда вся портальная плита покрыта горизонтальными полосами, каждая из которых образована ёлочным узором из насечек зубилом. Так могут украшаться и боковые плиты. Недавно были найдены дольмены, чьи фасады были украшены, в одном случае, выпуклыми диагональными полосами, образующими крупную «ёлку», заключённую в рамку; а в другом - уже углублёнными горизонтальными рядами широкого растянутого зигзага. Этот зигзаг ещё усложнён отрезками одиночных вертикальных зигзагов сбоку и по бокам входного отверстия. Иногда для построек выбирался камень, имеющий необычную поверхность, что обусловлено его внутренней структурой. Такой дольмен без специальной обработки получал декоративное оформление в виде причудливых вмятин и выпуклостей.

Внутри камера дольмена иногда обведена горизонтальным зигзагом из широкой полосы и прямой линией над горизонтальным зигзагом. Во втором случае получается ряд свисающих треугольников или фестонов. Это оформление может быть ещё дополнено участками с вертикальными зигзагами. Каменные пробки также могут иметь на шляпке рельефные концентрические окружности, подобие соска в центре, четыре выпуклости по окружности и одну в центре или рельефный крест.

Иногда на крыше дольмена имеются многочисленные небольшие чашеобразные углубления или лунки, разбросанные по поверхности хаотично или образующие короткие ряды и круги с крестами внутри. Подобные знаки встречаются также на боковых и передних плитах дольменов. А также на отдельных камнях вблизи дольменов, где они могут иметь ещё и обводку кольцами.

Некоторые каменные блоки, образующие дворик, несут на своей поверхности выпуклины - боссы . Они не имеют такой правильной формы, как те, что на фасадной плите. Это останцы, сохранённые, после выравнивания всей плоскости стены. Имели ли они какое-то значение кроме декоративного - неизвестно.

Имеется также несколько простых гравированных петроглифических рисунков на дольменах или рядом с ними. Смысл их пока не ясен, как и неизвестно время их нанесения.

Недавно обнаружено два сюжетных гравированных изображения на дольмене в посёлке Джубга: сцена с человеком и животными и борьба двух «близнецов». Второй сюжет полностью соответствует известным изображениям на антропоморфных стелах кеми-обинской культуры . Возможно, этот же сюжет присутствует на тройном крюке из новосвободненской гробницы.

Особняком стоят склепы со средневековыми аланскими захоронениями в Карачаево-Черкесии, практически полностью покрытые волнистыми бороздами и разнообразной символикой. Считается, что это аланы украсили более древние постройки. Особенно выделяется своими сюжетными изображениями так называемый «царский мавзолей», в которых находят уже христианские мотивы.

Почти нет дольменов, в которых бы имелись следы красочной росписи в камере и на фасаде. Плохо сохранившаяся раскраска в дольмене Серебряного кургана сейчас окончательно обезображена вандалами. А цветные рисунки в двух двухкамерных новосвободненских гробницах представляют более раннюю культуру.

Список некоторых примечательных дольменов

Галерея

  • См. также

    • Волконский дольмен

    Примечания

    1. Испы - карлики из абхазо-адыгского Нартского эпоса .
    2. Сносят дольмены бульдозерами, давят плиты тяжёлыми грузовиками, уничтожают культурный слой в окрестностях.
    3. Используют камень дольменов для своих построек.
    4. Разводят костры в дольменах или рядом, истирают хрупкий камень в процессе массовых посещений, оставляют надписи. Так, убирая надписи на Волконском дольмене, его поверхность периодически обрабатывают бучардой . В общем, многократно усилившаяся нагрузка на ветхие строения ускоряет их разрушение.
    5. Анастасиевцы , родноверы , кришнаиты , ивановцы . Они вычищают из дольменов культурный слой, истирают камень в процессе массовых посещений, даже «реставрируют» по своему разумению.
    6. Берут в аренду землю с дольменами, перекрывают свободный доступ и взимают плату за посещение.
    7. Музеефикация без создания археологического музея с сотрудниками и охраной является бесполезной фикцией. Консервация - это засыпка достаточно толстым слоем земли до лучших времён.
    8. Известно только два засыпанных после раскопок дольмена: в Кладах 2 и на Каменном кургане.
    9. Появилась категория невежественных экскурсоводов-частников, водящих людей по «местам силы».
    10. Дольмены. Бесконечное путешествие. - М.: Аванти плюс, 2004. - (Жизнь у дольменов). - 192 с. - ISBN 5-902559-03-0
    11. Сейчас некоторые исследователи предполагают, что дольмены могли начать сооружать ещё в раннебронзовый период, то есть на позднем этапе культуры накольчатой жемчужной керамики или майкопской культуры. Это конец 4-го тыс. до н. э.
    12. Марковин В. И. , 1978. - С. 150, 152-155.
    13. Марковин В. И. , 1983.
    14. Воронов Ю. Н. , 1979. - С. 48, 49.
    15. Например, вырезанные на камне изображения с Сицилии и на гравированных плитах из Новосвободной.
    16. Марковин В. И. , 1978. - С. 213-215, 283-319.
    17. Бгажноков Б. Х. Кавказские дольмены: планетарные свойства и местные традиции // Археология и этнология Северного Кавказа. - Нальчик: Издательский отдел Кабардино-балкарского института гуманитарных исследований, 2012. Вып. 1. - С. 44-48.
    18. Рысин М. Б. ,1997. - С. 118, 119.
    19. Гамахария Д.  и др. Абхазия. Эпоха энеолита - средней бронзы (середина V - середина II тыс. до н. э.) .
    20. Семёнов В. А. , 2008. - С. 376-378.
    21. Резепкин А. Д. , 1988.
    22. Трифонов В. А.  Дольмен «Шепси» и ранние формы коллективных мегалитических гробниц на Северо-Западном Кавказе в эпоху бронзы.
    23. Кореневский С. Н. Древнейшие земледельцы и скотоводы Предкавказья: Майкопско-новосвободненская общность, проблемы внутренней типологии. - М.: Наука, 2004. - С. 17-19, 163-165.
  • На территории Северо-Западного Кавказа, предположительно во 4-2-ом тысячелетии до н.э., существовала неведомая цивилизация, от которой до нас дошли мегалитические сооружения (мегалит — от греч. мега — огромный, литос — камень.), получившие позже название дольмены. Внешне они похожи на каменные домики, где каждая стена может весить десятки тонн. От народа создавшего эти культовые сооружения нас отделяет примерно 4-6 тысячелетий. Устное предание этноса в среднем существует около 2000 лет. Затем его следы исчезают в великом водовороте перемещения народов.

    На фотографии круглый дольмен на реке Жанэ. Фото начало XX века.

    До нас дошли только древние адыгейские легенды о карликовом народе, использующем зайцев для верховой езды, которым великаны строили дома из камней.

    Изучение дольменов Кавказа началось с конца XVI века. Академик Петр Симон Паллас, сотрудник Российской Академии наук, в 1803 году издал записки о своем путешествии по окраинам Русского государства и не преминул упомянуть о дольменах обнаруженных им на Таманском полуострове. В 1818 году географ К.Тауша и француз служивший в русской армии Тебу де Мариньи обнаружили и описали в бассейне реки Пшады группу дольменов. Несколько позже более детальное описание пшадских дольменов дал директор Керченского музея, обрусевший серб Антон Балтазарович Ашик.

    Посетите сайт посвященный дольменам. Происхождение дольменов точно так и не установлено и удастся ли разгадать загадку этих странных и загадочных сооружений не знает никто. Узнайте подробнее об этих необычных конструкциях.

    Интерес к дольменам среди ученых возрастал. Уже к середине 19 века в ученых трудах слово «дольмен» закрепилось за мегалитическими постройками Кавказа. Казаки называли дольмены “богатырскими хатками”. Коренное население, адыгейцы и абхазы называли дольмены — «испун» и «спыун» (дома карликов, пещеры), абхазы — «кеуеж» и «адамра» (древние могильные дома). Мегрелы называли их «мдишкуде», «одзвале», «садавале» (дома великанов, вместилище костей).

    На фото дольмен на реке Догуаб фото 1911 .г.

    Во второй половине 19 века изучением дольменов занимались Ф.С.Байерн, Н.Л.Каменев, А.С.Уваров и П.С. Уварова, Е.Д.Фелицына, Г.Н.Сорохтин, А.Я.Колосов и многие другие. В довоенный период Л.И. Лавров, В.И.Стражев, А.А.Иессен. Первая систематизация дольменов Кавказа была произведена Л.И.Лавровым. Им были собраны все данные по расположению дольменов, которые когда-либо находились на территории Кавказа. В его труде были описаны сведения о 1139 дольменах, известных со времени путешествия П.С. Палласа и до 1960 года.

    Именно Л.И.Лавровым была предложена классификация дольменов которой пользуются ученные до сих пор. Дольмены классифицируются по технологии строительства и по этому признаку выделяют четыре типа дольменов:

    1). Плиточный — строился из 6 многотонных плит — одна фундамент или пяточный камень, две боковые плиты, портальная плита, задняя плита и плита перекрытия (по данным В.И. Марковина 92% всех дольменов именно плиточные.).

    2). составной — составлен из нескольких крупных блоков.

    3). полумонолитный или корытообразный дольмен — выдалбливался целиком в скальной глыбе и перекрывался сверху плитой.

    4). монолитный- полностью высекался в скале через отверстие.

    Одним из крупнейших, современных исследователей дольменной культуры считается В.И. Марковин. В своей монографии «Дольмены Западного Кавказа», В.И. Марковин определил распространение дольменов по региону Кавказа, подробно их исследовал и описал на основании изучения архивных материалов и результатов экспедиций 2308 дольменов.

    В наше время исследованиями дольменов занимаются две экспедиции из Москвы и Санкт-Петербурга. Московской экспедицией института археологии Российской Академии Наук (РАН) руководит кандидат исторических наук Борис Вадимович Мелешко.

    Вторая экспедиция работает от Института Истории Материальной Культуры РАН (Санкт-Петербург) руководит ею кандидат исторических наук Виктор Анатольевич Трифонов. Вместе с археологами из Санкт-Петербурга и Москвы, в ней принимают участие специалисты из США, Италии, Австралии, Дании, потому она вполне может называться Международной. Тем более, что программа этой экспедиции была подготовлена по инициативе Фонда Всемирный Археологический Конгресс. Проектом предусмотрена долгосрочная программа полевых и лабораторных исследований в различных районах Краснодарского края и республики Адыгея.

    Скорее всего история изучения дольменов еще только начинается. Каждый год приносит новые находки и открытия.



    Если спросить местных жителей о дольменах, они непременно расскажут легенду о карликах, которые когда-то поселились в этих местах. Народец был настолько крохотным, что для верховой езды использовал зайцев. Рядом с ними, как водится в сказках, жили великаны. Они-то и построили для своих слабосильных соседей каменные жилища, чтобы те могли укрываться во время непогоды.

    Люди, склонные к эзотерическому объяснению непознанного, считают, что дольмены установили жители внеземных цивилизаций и наделили их магической силой, способной пробудить в человеке необычные способности, подарить ему любовь или восстановить здоровье.

    Ученые выдвигают лишь гипотезы. На сегодняшний день есть две версии . Они могли быть как культовыми сооружениями племени или отделившегося рода, так и погребальными. При проведении раскопок во многих из них находили захоронения людей, живших в разные исторические эпохи, а рядом с ними и различные предметы, которые могли пригодиться усопшим в мире ином: от каменных скребков и черепков посуды из серой глины до средневекового оружия. Хотя более поздние захоронения, естественно, были вторичными.

    На Западном Кавказе обнаружено и описано 2300 дольменов , большая их часть находится в районе Геленджика, Новороссийска и Шапсугской. Совершенно целых и не сильно разрушенных среди них около 150. Но даже такое количество артефактов не проливает свет на историю их создания. Точно известно только время их возведения, которое удалось определить на основании радиоуглеродного анализа органических остатков, извлеченных из камер дольменов. Было установлено, что западно-кавказские дольмены строились с 3500 по 1400 год до н. э.

    Древние строители возводили дольмены из блоков кварцевого песчаника. В среднем вес сооружения составляет от 15 до 30 тонн. Это означает, что на территории Западного Кавказа должны были быть каменоломни, но даже малейших следов их существования по сей день не обнаружено. Если их не было поблизости, то каким образом огромные каменные глыбы доставлялись к месту постройки при отсутствии дорог, пригодных для перевозки тяжелых грузов? И главный вопрос: как древние архитекторы рассчитывали параметры плит, места соединений которых не имеют прямолинейной поверхности, а все плиты четко прилегают друг к другу за счет специально устроенных пазов? Места стыков настолько плотные, что между плитами невозможно просунуть и лезвие ножа. Удивительным кажется и то, что даже самые ранние постройки представляют собой не примитивные, а сложные сооружения. Примером идеальной работы инженерной мысли могут служить дольмены на горе Нэксис и на реке Жанэ под Геленджиком.

    Современному человеку столь четкая подгонка деталей конструкции оказалась не под силу. При реконструкции дольменов составить многотонные плиты без погрешностей пока не удавалось. А в 2007 году в Сафари-парке Геленджика решили собрать дольмен из плит разрушенных построек, обработку и подгонку которых решено было осуществлять при помощи сверхточных электроинструментов. Однако и в этот раз строители бронзового века оказались выше на голову — между плитами вновь собранного дольмена остались зазоры в несколько сантиметров.

    Так кто же были эти люди, владеющие столь совершенной технологией строительного дела? По предположению археолога Владимира Марковина, большую часть жизни посвятившего изучению кавказских дольменов, они жили в глинобитных лачугах, не знали железа, гончарного круга, землю обрабатывали мотыгами. И тем не менее, именно они создали сооружения, которые и сейчас поражают воображение совершенством конструкций.

    Какими бывают дольмены




    • Плиточные дольмены обычно включают в себя четыре стены, крышку и пол, состоящий из одной большой или нескольких более мелких (пяточных) плит. Камера прямоугольная или трапециевидная. В плитах имеются пазы, за счет которых все плиты плотно соединены. Передняя плита, обрамленная выступами боковых и нависающим козырьком, образует портал.
    • Составные дольмены частично или полностью собраны из отдельных небольших блоков. Они имеют сложное геометрическое соединение. Форма камеры разнообразна: прямоугольная, трапециевидная, подковообразная, круглая и многогранная.
    • Корытообразные дольмены высекались в толще камня, а затем сверху накрывались плитой.
    • Дольмены-монолиты целиком вытесаны из одной глыбы камня или в скале. Встречаются очень редко.

    Дольменная группа Усть-Сахрай


    До основания в 1862 году поселка Усть-Сахрай на его территории было расположено дольменное поле. В настоящее время застройкой домов уничтожена его основная центральная часть. Первое упоминание об Усть-Сахрайских дольменах оставил Евгений Фелицын. Владимир Марковин, опираясь на заметки Фелицына, также упоминает Усть-Сахрай, но исследовать местные мегалиты ему не пришлось.

    Исследование дольменной группы Усть-Сахрай осуществлено объединенной археологической экспедицией АРИГИ и АГПИ (ДГУ) в 1991-1994 годах под руководством Нурбия Газизовича Ловпаче.

    От большого дольменного поля километровой протяженности в между реками Дах и Сахрай остались две группы западного и восточного края поселка. На Букреевой поляне, перед западной окраиной Усть-Сахрая, имеются около полусотни курганных насыпей. Под десятью из них рассмотрены и исследованы портальные и беспортальные дольмены, двухкамерные гробницы, каменный ящик, погребальные площадки с кромлехом и менгиром. За восточным краем поселка, между околицей и современным кладбищем, осталось 5 видимых мегалитических сооружений, три из которых частично исследованы.

    Характерной особенностью Усть-Сахрайских дольменов является их хронологическая многослойность и конструктивно-типологическое разнообразие. Датируются мегалиты Усть-Сахрая второй половиной IV тысячелетия до н.э. — первой половиной III тысячелетия до н. э.

    Дегуакская поляна находится в бассейне реки Белой (Шхагуаще). Свое название получила от ручья Дегуак, протекающего в северной части поляны. Она представляет собой обширную котловину, ограниченную с севера и востока руслом реки, дальним хребтом и облесенными склонами горы Гут. С юга поляна вклинивается в ущелье горы Писаной, а с запада постепенно сливается со склонами гор Сибир и Скала. Дегуакская поляна известна довольно большой группой дольменов. Их здесь более 200. Они занимают грядообразные и курганные поднятия из гравия и речной гальки. Датируются мегалиты Дегуакско-Даховской поляны IV-II тысячелетиями до н.э. Местные дольмены высечены из плит песчаников и песчанистых известняков и ракушечников.

    При исследовании Марковиным группы дольменов Дегуакско-Даховской поляны были обнаружены фрагменты черноглиняных и сероглиняных сосудов с орнаментом, костяные изделия, сердоликовые бусы, бронзовые предметы.

    Менгиры Дегуакско-Даховского дольменного некрополя просты и приземисты. Самый большой менгир высотой 2,5 м завершается антропоморфной личиной.

    Кожжохская дольменная группа


    Кожжохская дольменная группа открыта Фелицыным и описана в 1904 году. Она расположена на правой террасе правого берега реки Белая (Шхагуаще), между притоками Малый и Средний Хаджох, на северной окраине поселка Каменномостский.

    В Кожжохской дольменной группе насчитывается 27 насыпей, из них 16 — с развалинами дольменов. Мегалиты этой группы датируются IV-III тыс. до н.э. При исследовании были обнаружены сероглиняные и черноглиняные сосуды, фрагменты лепных горшков и плоскодонных мисок, бронзовые наконечники стрел, бронзовая булавка, кремневые отщепы, кости животных.

    В журнале раскопок дольменов Кожжохской группы Фелицын описал дольмен № 20, находящийся на высоком кургане. Дольмены этого типа редко встречаются на Западном Кавказе и в настоящее время в Адыгее не сохранились.

    Дольмен «Хаджох-1» расположен на первой правой высокой террасе реки Белой (Шхагуаще), недалеко от автотрассы Майкоп — Каменномостский, на южном краю современного фруктового сада. Мегалит датируется IV-III тысячелетиями до н.э. Дольмен «Хаджох-1» хорошо сохранился, однако разрушены передние портальные плиты, а в задней плите пробито отверстие. Дольмен принадлежит к плиточному типу. Отверстие в передней плите слегка овальной, конусообразной формы, пол не прослежен, внутри камеры — слой земли.

    Крышка дольмена представляет собой цельную плиту слегка трапециевидной формы.

    Перед дольменом лежит каменная грибовидная втулка, изготовленная из песчаника красновато-коричневого цвета, по размерам не совпадающая с отверстием в передней плите. По словам местных жителей, эта втулка была принесена к дольмену с территории знаменитой Кожжохской дольменной группы, расположенной в 600-700 м к востоку от дольмена. Вероятно, «Хаджох-1» также относился к дольменной группе Кожжохская.

    Дольмен «Азишский-1»


    Дольмен «Азишский-1» выявлен в 1966 году. Он расположен на 12-м километре автодороги Хаджох-Ла-гонаки Майкопского района. Датируется мегалит III-II тысячелетиями до н.э. Дольмен принадлежит к плиточному типу портального варианта с двухступенчатой крышей. Перед портальной площадкой еще видны плиты, продолжающие ее на восток. Боковые плиты разломаны на две части. С внешней стороны видны остатки контрфорсов. На верхней стороне фрагментов портальной крыши — масса чашечных углублений. Лаз диаметром 30 см пробит у основания передней плиты. В боковых плитах высечены аккуратные пазы для торцовых стен.

    Под все четыре стены подложены пяточные плиты, в которых выбиты пазы для основания стен. В настоящее время дольмен «Азишский-1» разрушен и требует реставрации.

    Дольмен «Дудугуш-1»


    Дольмен «Дудугуш-1» находится на высоте 1020 м над уровнем моря, на пологом отроге западного склона хребта, окружающего Хамышинскую котловину. Постройка достаточно четко ориентирована с севера на юг. Портал находится с южной стороны. Дольмен сооружен из плит песчаника желтого цвета. По конструкции он составной, камера элипсоидной формы.

    Дольмен частично разрушен. Датируется серединой II тысячелетия до н.э.

    На одной из плит дольмена обнаружен знак, представляющий собой вырезанную в песчанике окружность, которая в западной части усечена прямой линией. Знак продолжается двумя параллельными прямыми линиями, которые сходятся к точке соединения с линией, усекающей окружность. Между этими линиями выдолблена лунка. Внутри окружности, по ее диаметру, прорезаны две прямые линии, образующие крест. В восточной части знака параллельно линии, усекающей окружность, выдолблено еще 7 одинаковых лунок, расположенных в 2 ряда.

    Солярные символы, встречающиеся по всему Кавказу на древних памятниках от эпохи камня до Средневековья, связаны с культом солнца.

    Дольмен в селе Хамышки

    Дольмены Западного Кавказа - мегалитические гробницы первой половины 3-го - второй половины 2-го тыс. до н. э., относящиеся к дольменной культуре среднего бронзового века . Дольмены распространены от Анапского района и далее в горных районах Краснодарского края и Адыгеи . В южной части доходят до города Очамчира в Абхазии , а на севере - до долины реки Лабы. Но раньше имелись в районе города Железноводска в Ставропольском крае и, возможно, в других местах. Отдельным замкнутым регионом распространения своеобразных дольменов или «дольменообразных склепов» поздней постройки является Верхнее Прикубанье (бассейн реки Кяфар в Карачаево-Черкесии). Продолжали использоваться в позднем бронзовом веке и позднее. Всего известно около 3000 дольменов, включая разрушенные. Из них изучено не более 6 %.

    Местные названия [ | ]

    Очередное разрушение дольмена. Перемещённые лесозаготовителями плиты неисследованного руинированного дольмена. Богатырская поляна, 2014 г.

    • Русские (с XIX в.): богатырские хатки или хаты, дидовы и чёртовы хаты.

    Проблема охраны [ | ]

    «Сегодня от пил, топоров и гусениц тракторов практически в лесу не остаётся ничего от древней старины. Вырубаются вековые дубравы, черкесские грушняки, разрушаются курганы, крепости и дольмены, простоявшие до нас тысячи лет» .

    На Кавказе древнейшие дольмены появились на южном склоне, в приморской и горной зоне в раннебронзовый период в середине III тыс. до н. э. К ним относятся дольмены в Эшера, Азанта, Отхара, Куланурхва, Шрома, Дой. Они имеют малые и средние размеры.

    В Южном Крыму, несколько позже, чем на Кавказе, носители кеми-обинской культуры строили каменные ящики (цисты), иногда с пазами в плитах и даже расписывали их . А вообще, по всему Кавказу (в том числе и в степных районах) обкладывали могилы каменными плитами, а кое-где и сооружали огромные мегалиты (Армения , Грузия). Вопрос только в том, имеются ли в каждом из этих случаев взаимное культурное влияние.

    Месторасположение дольменов [ | ]

    Так как скопления дольменов являются кладбищами дольменной культуры, то в их окрестностях обычно расположено несколько поселений этой культуры: или на значительном расстоянии, или рядом. В расположении дольменов имеются некоторые закономерности. Они обычно находятся на ровных площадках на вершинах или на солнечных склонах хребтов (в основном - на высотах в 250-400 м над уровнем моря, максимальная высота - 1300 м) или на речных террасах. Подавляющее большинство дольменов ориентировано вниз по солнечному склону, что подразумевает довольно большой разброс направлений. Если это было невозможно, то дольмен ориентировался хотя бы на освещённый солнцем участок на противоположном хребте. Кроме того, отмечена ориентация на конкретные астрономически значимые точки на горизонте. Утверждение о привязке дольменов к водным источникам не имеет оснований.

    Предназначение дольменов [ | ]

    Предназначение дольменов является не просто установленным фактом, а было всегда известным фактом. Как вид гробниц, дольмены Западного Кавказа стоят в одном ряду с множеством подобных сооружений разных времён и многих народов. Выявленные древнейшие захоронения в дольменах оставлены именно их строителями. И хотя уже известно некоторое количество грунтовых погребений дольменной культуры, всё же они, видимо, были менее распространены, а известное их количество совершенно не соответствует множеству довольно крупных поселений.

    Конечно, сооружения выполняли и функцию святилища, скорее всего, семейного или родового: об этом, например, свидетельствует находка каменного алтаря при реконструкции дольменного комплекса на Жане (находится в Геленджикском краеведческом музее). Вновь реконструированные комплексы на реке Жане и на горе Нексис (оба под Геленджиком), а также многие дольмены с «двориками» позволяют представить себе происходившие когда-то там церемонии.

    Некоторые дольменные комплексы были явно рассчитаны на посещение их значительным количеством людей. Это, в первую очередь, мегалитический курган Псынако I около посёлка Анастасиевка в Туапсинском районе, Серебряный курган в урочище Клады около станицы Новосвободной и те же комплексы на реке Жане и на горе Нексис. Все они вполне могли бы выполнять роль общеплеменых объектов поклонения. К сожалению, музеефикация первого из списка не проведена, а второй практически уничтожен.

    Постройка дольменов [ | ]

    Для сооружения дольменов использовали по возможности камень из наиболее близких месторождений. Если недалеко имелись подходящие плиты природного происхождения, то собирали и их. Но если выбора не было, то вырубленные плиты могли транспортировать за несколько километров. Для построек использовали различные виды песчаников и известняков . . В одной постройке могли сочетаться разные породы.

    В каменоломне для ломки камня использовали силу разбухающих от воды деревянных клиньев. Свежий камень из карьера более мягкий и может быть обработан даже каменными инструментами. Но строители дольменной культуры имели в своём арсенале и бронзовые зубила, чьи чёткие следы постоянно попадаются при изучении построек. Предполагают, что обработанные плиты могли перед использованием некоторое время выдерживаться, для набора достаточной твёрдости. Шлифовка поверхностей и желобков производилась каменными тёрочниками , которые находят в местах строительства. Покровную плиту затаскивали по наклонной насыпи сзади дольмена. В строительстве могли применять и силу животных.

    Частые спекуляции на тему невозможности повторить точную подгонку дольменных плит в наше время, например, после его переноски на новое место, происходят лишь из-за непонимания того факта, что на новом месте практически невозможно заново продублировать все особенности старого фундамента. Что и приводит к различным перекосам и несовпадениям.

    Архитектура дольменов [ | ]

    Конструкция [ | ]

    Орнаментация [ | ]

    Узор «текущая вода» на стенке составного дольмена с горы Нексис

    Орнаментированный дольмен, долина реки Жане

    Сравнительно с общим количеством, довольно мало дольменов украшены гравированным и даже выпуклым орнаментом. Но, вероятно, многие из орнаментов просто не дошли до нашего времени из-за эрозии камня. Они бывают расположены по всему порталу и внутри камеры. Известно изображение на передней плите с крестом в круге и похожим на гребёнку лабиринтоподобным рисунком с отходящим от него и входного отверстия зигзагом. Иногда имеются просто ряды вертикальных зигзагов. На передней плите иногда помещается изображение ещё одного дольменного портала, а также одна или две пары крупных выпуклостей над ним. Или просто сделано прямоугольное углубление, занимающее бо́льшую площадь плиты. Ряды вертикальных и горизонтальных зигзагов могут иметь торцы боковых плит. А приставные портальные плиты на внутренней плоскости иногда украшаются пейзажем, состоящим из ряда треугольников (горы) и вертикальных рядов зигзагов (реки). Над горами помещено солнце в виде овала с крестом. Иногда вся портальная плита покрыта горизонтальными полосами, каждая из которых образована ёлочным узором из насечек зубилом. Так могут украшаться и боковые плиты. Недавно были найдены дольмены, чьи фасады были украшены, в одном случае, выпуклыми диагональными полосами, образующими крупную «ёлку», заключённую в рамку; а в другом - уже углублёнными горизонтальными рядами широкого растянутого зигзага. Этот зигзаг ещё усложнён отрезками одиночных вертикальных зигзагов сбоку и по бокам входного отверстия. Иногда для построек выбирался камень, имеющий необычную поверхность, что обусловлено его внутренней структурой. Такой дольмен без специальной обработки получал декоративное оформление в виде причудливых вмятин и выпуклостей.

    Внутри камера дольмена иногда обведена горизонтальным зигзагом из широкой полосы и прямой линией над горизонтальным зигзагом. Во втором случае получается ряд свисающих треугольников или фестонов. Это оформление может быть ещё дополнено участками с вертикальными зигзагами. Каменные пробки также могут иметь на шляпке рельефные концентрические окружности, подобие соска в центре, четыре выпуклости по окружности и одну в центре или рельефный крест.

    Иногда на крыше дольмена имеются многочисленные небольшие чашеобразные углубления или лунки, разбросанные по поверхности хаотично или образующие короткие ряды и круги с крестами внутри. Подобные знаки встречаются также на боковых и передних плитах дольменов. А также на отдельных камнях вблизи дольменов, где они могут иметь ещё и обводку кольцами.

    Некоторые каменные блоки, образующие дворик, несут на своей поверхности выпуклины - боссы . Они не имеют такой правильной формы, как те, что на фасадной плите. Это останцы, сохранённые, после выравнивания всей плоскости стены. Имели ли они какое-то значение кроме декоративного - неизвестно.

    Имеется также несколько простых гравированных петроглифических рисунков на дольменах или рядом с ними. Смысл их пока не ясен, как и неизвестно время их нанесения.

    Недавно обнаружено два сюжетных гравированных изображения на дольмене в посёлке Джубга: сцена с человеком и животными и борьба двух «близнецов». Второй сюжет полностью соответствует известным изображениям на антропоморфных стелах кеми-обинской культуры . Возможно, этот же сюжет присутствует на тройном крюке из новосвободненской гробницы.

    Особняком стоят средневековые аланские склепы в Карачаево-Черкесии, практически полностью покрытые волнистыми бороздами и разнообразной символикой. Ранее считалось, что аланы украсили более древние постройки. Особенно выделяется своими сюжетными изображениями так называемый «царский мавзолей», в которых имеются уже христианские мотивы.

    Почти нет дольменов, в которых бы имелись следы красочной росписи в камере и на фасаде. Плохо сохранившаяся раскраска в дольмене Серебряного кургана сейчас окончательно обезображена вандалами. А цветные рисунки в двух двухкамерных новосвободненских гробницах представляют более раннюю культуру.

    Список некоторых примечательных дольменов [ | ]

    Галерея [ | ]

    См. также [ | ]

    Примечания [ | ]

    1. Ранее тиражировалась неверная информация о несуществовавших дольменах Таманского полуострова (мысы Тузла и Фанталовский).
    2. Кизилов А. С. , Шариков Ю. Н. Западная граница распространения ареала дольменов на Кавказе // V «Анфимовские чтения» по археологии Западного Кавказа. - Краснодар, 2015. - С. 128-133 .
    3. Испы - карлики из абхазо-адыгского Нартского эпоса .
    4. Бормотов И. В. Горная Адыгея. - Новосибирск: «Alpha-Porte», 2010. - С. 106. - 128 с. - ISBN 978-5-91864-003-6 .
    5. Дмитриев Л. В. Восстановление двух дольменных групп в верховьях реки Озерейки // Аргонавт. Черноморский исторический журнал (Новороссийск). - 2007. - № 1. С. 65, 70.
    6. Сносят дольмены бульдозерами, давят плиты тяжёлыми грузовиками, уничтожают культурный слой в окрестностях.
    7. Используют камень дольменов для своих построек.
    8. Куликова О. П. , Трифонов В. А. Как сохранить дольмены - культурное наследие древних народов Западного Кавказа // Дольмены, свидетели древних цивилизаций. - Краснодар: Краснодарское книжное издательство, 2001. - C. 93, 94. - ISBN 5-7561-0760-6 .
    9. Текнеджи А. В. Типичные следственные ситуации первоначального этапа расследования уничтожения или повреждения памятников истории и культуры (ст. 243 УК РФ) и программы действий субъекта расследования по их разрешению // Общество и право. - 2009. - № 2(24). - С. 223, 224 .
    10. Разводят костры в дольменах или рядом, истирают хрупкий камень в процессе массовых посещений, оставляют надписи. Так, убирая надписи на Волконском дольмене, его поверхность периодически обрабатывают бучардой , этим уже уничтожив оригинальную поверхность. В общем, многократно усилившаяся нагрузка на ветхие строения ускоряет их разрушение.
    11. Анастасийцы , родноверы , кришнаиты , ивановцы . Они вычищают из дольменов культурный слой, истирают камень в процессе массовых посещений, портят в процессе своих обрядов, даже «реставрируют» по своему разумению.
    12. Марковин В. И. Дольмены Западного Кавказа: мистика, научные мнения и перспективы дальнейшего изучения // Советская археология, - 2000. - № 4. - С. 26-29 .
    13. Куликова О. П. , Трифонов В. А. Как сохранить дольмены - культурное наследие древних народов Западного Кавказа // Дольмены, свидетели древних цивилизаций. - Краснодар: Краснодарское книжное издательство, 2001. - C. 94, 95. - ISBN 5-7561-0760-6 .
    14. Дольмены. Бесконечное путешествие. - М.: Аванти плюс, 2004. - (Жизнь у дольменов). - 192 с. - ISBN 5-902559-03-0 .
    15. Степаненко М. Секта Владимира Мегре «Анастасия» // К Истине. Миссионерско-апологетический проект. - 2007. - 9 июля .
    16. Берут в аренду землю с дольменами, перекрывают свободный доступ и взимают плату за посещение.
    17. Берлизов М. П. Актуальные проблемы частного права: проблема соотношения частных прав граждан и их публичных обременений в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны недвижимых объектов культурного наследия // Общество и право. - 2010. - № 2 (29). - С. 66 .
    18. Музеефикация без создания археологического музея с сотрудниками и охраной является бесполезной фикцией. Консервация - это засыпка достаточно толстым слоем земли до лучших времён.
    19. Известно только три засыпанных после раскопок дольмена: Псынако I (в ожидании музеефикации), в Кладах 2 и на Каменном кургане.
    20. Куликова О. П. , Трифонов В. А. Как сохранить дольмены - культурное наследие древних народов Западного Кавказа // Дольмены, свидетели древних цивилизаций. - Краснодар: Краснодарское книжное издательство, 2001. - C. 95. - ISBN 5-7561-0760-6 .
    21. Появилась категория невежественных экскурсоводов-частников, водящих людей по «местам силы».
    22. Сейчас некоторые исследователи предполагают, что дольмены могли начать сооружать ещё в раннебронзовый период, то есть на позднем этапе культуры накольчатой жемчужной керамики или майкопской культуры. Это конец 4-го тыс. до н. э.
    23. Марковин В. И. , 1978. - С. 150, 152-155.
    24. Марковин В. И. , 1983.
    25. Воронов Ю. Н. , 1979. - С. 48, 49.
    26. Например, вырезанные на камне изображения с Сицилии и на гравированных плитах из Новосвободной.
    27. Марковин В. И. , 1978. - С. 213-215, 283-319.
    28. Бгажноков Б. Х. Кавказские дольмены: планетарные свойства и местные традиции // Археология и этнология Северного Кавказа. - Нальчик: Издательский отдел Кабардино-балкарского института гуманитарных исследований, 2012. Вып. 1. - С. 44-48.
    29. Рысин М. Б. ,1997. - С. 118, 119.