Николай григорьевич рубинштейн и кто еще. Рубинштейн, николай григорьевич

  • 02.08.2019

Музыкально-общественный деятель, педагог, пианист, дирижер.

Основатель Московского отделения РМО (1860) и Московской консерватории (1866).

Профессор (1866). Первый директор Московской консерватории (1866-81).

Брат композитора и пианиста Антона Григорьевича Рубинштейна (1829-1894) и педагога Софьи Григорьевны Рубинштейн (1841- 1919). Родился в небогатой купеческой семье. С детства дружил с С.М. Третьяковым (братом П.М. Третьякова), в будущем крупным меценатом и соратником Рубинштейна в организации Московской консерватории. Обучаться музыке начал с 4 лет под руководством матери, Калерии Христофоровны. Увлекался сочинением музыки, обнаруживая к этому бóльшую склонность, чем Антон. Впоследствии отказался от композиторской деятельности, критично отнесясь к своим возможностям в этой области.

Концертную деятельность начал в детские годы. Выступал в Москве (обычно в дуэте с братом). В сопровождении матери и брата ездил в Петербург, Варшаву, города Балтийского региона, Париж, Берлин. Дарование юных музыкантов высоко оценили Ф.Лист, Ф.Шопен, Дж.Мейербер, Ф. Мендельсон. По совету последних Антон и Николай Рубинштейны в 1844-1846 прошли курс обучения у лучших европейских педагогов того времени - Т. Куллака (фортепиано) и З.Дена (теория музыки), в кратчайший срок освоив программу западно-европейских консерваторий. Вернувшись в Москву, Рубинштейн завершил музыкальное образование у композитора и пианиста Ф. Гебеля (автора «Теоретико-практической генерал-басовой школы») и пианиста А.И. Виллуана, с которым осуществил концертное турне по городам России. В 14 лет начал давать частные уроки игры на фортепиано, быстро преуспел. По свидетельству Н.Д.Кашкина, в отдельные годы имел свыше 260 учеников и зарабатывал до 7000 рублей в год (Кашкин Н.Д. Воспоминания о Петре Ильиче Чайковском. С. 38).

Самостоятельно в течение года изучив курс гимназии, в 1851 поступил на юридический факультет Московского университета. По собственному признанию, был обязан университету «всем своим умственным развитием» (Кашкин Н.Д. Танеев и Московская консерватория // Музыкальный современник. 1916, №18). Особое влияние на Рубинштейна оказали лекции Т.Н. Грановского и С.М. Соловьёва. Тогда же вошел в «Молодую редакцию» журнала М.П. Погодина «Москвитянин». В 1855 окончил университет с чином губернского секретаря (12-й класс) и некоторое время служил в канцелярии Московского гражданского губернатора.

Однако карьера чиновника не привлекала Рубинштейна. С 1857 года стал учителем музыки Московского сиротского института императора Николая I (работал до 1859), давал также частные уроки. В 1859 возобновил концертную деятельность в симфонических и камерных собраниях РМО в Петербурге, в благотворительных концертах Московского университета, давал собственные концерты. Один из крупнейших пианистов своего времени, Рубинштейн крайне редко выезжал за рубеж. Исключение - триумфальные выступления его как пианиста и дирижера на концертах Всемирной выставки в Париже (1878). Прекрасно играл произведения композиторов-романтиков. Лист считал Рубинштейна лучшим исполнителем своей «Пляски смерти» и посвятил ему «Фантазию на темы “Афинских развалин”». Прославился исполнением фантазии «Исламей» М.А. Балакирева и других пьес русских композиторов. Выступал в ансамбле с Ф.Лаубом, Л.С. Ауэром и др. Незабываемое впечатление от игры Рубинштейна создавал «невероятно красивый и невероятно сильный удар … характер богатства и роскоши, почти опьяняющей стихии» (воспоминания Г.А. Лароша; цит. по кн.: Алексеев А.Д. Русские пианисты... С. 229).

Представлял собой редкое сочетание ярчайшего артистического и организаторского талантов. Современники усматривали в Рубинштейне качества «первоклассного государственного деятеля, проницательного, смелого и осторожного, знавшего потребности своего времени», который вместе с тем «по высоте своего нравственного идеала … стоял наряду с людьми, составлявшими лучший цвет России» (Ларош Г.А. Н.Г. Рубинштейн // Воспоминания о Московской консерватории. С. 17-19). В 24 года стал признанным лидером музыкальной Москвы. «Подобного увлечения личностью (помимо артиста, помимо начальника, помимо общественного деятеля), как увлечения Москвы Николаем Рубинштейном, я никогда не видал и, вероятно, никогда не увижу. Можно без преувеличения сказать, что его любили даже враги» (Ларош Г.А. Избранные статьи. Вып. 5. С. 95). В воспоминаниях современников Рубинштейн предстает как личность во многом противоречивая, но невероятно привлекательная: «практическая натура» и при том «честен в высшем значении этого слова, беспощадно искренний и неподкупно добропорядочный в отношении к искусству» (Чайковский), «неистовый труженик, человек широкого ума … жизнелюбец, добрейшая душа и вспыльчивый властелин; натура чистых помыслов - и осторожный дипломат; бессребреник и азартный игрок…» (Цит. по: Баренбойм Л. Николай Григорьевич Рубинштейн. С. 141).

Авторитет молодого Рубинштейна был настолько высок, что в конце 1850-х гг. Л.Н. Толстой, Ю.А. Оболенский и В.П. Боткин наметили его на пост руководителя планируемого ими московского Общества камерной музыки. Совместно с драматургом А.Н. Островским, актером Малого театра П.М. Садовским и др. Рубинштейн основал в Москве Артистический кружок, объединивший интеллектуальную и художественную элиту города (1865). В 1859 выступил инициатором создания Русского музыкального общества в Москве. На первом этапе организовал хор из 100 человек, преимущественно любителей, представлявших разные слои московского общества (аристократы, купцы, чиновники, разночинцы, художники, музыканты, студенты). В короткий срок коллектив начал успешно конкурировать с хором Большого театра (Кашкин Н.Д. Московское отделение Русского музыкального общества: очерк деятельности за пятидесятилетие. 1860-1910. С. 11). С 1860 и до конца жизни художественный руководитель и дирижер симфонических концертов РМО в Москве (ИРМО). Первый концерт по случаю открытия РМО в Москве состоялся 22 ноября 1860 и имел огромный успех (дирижировал Рубинштейн). Под управлением Рубинштейна прошли 250 концертов в Москве, ряд концертов в Петербурге и других городах России. При составлении концертных программ Рубинштейн проявлял себя прежде всего как просветитель, знакомил публику с малоизвестными в Москве или новыми произведениями западно-европейских и русских композиторов: И.С. Баха, Г.Ф. Генделя, Бетховена, Мендельсона (все симфонии и большинство крупных сочинений), Р. Шумана, Листа, Ж. Бизе, Н. Гаде, Э. Грига, а также М.И. Глинки, А.С.Даргомыжского, А.Г. Рубинштейна, Н.А. Римского-Корсакова, А.П. Бородина, М.А. Балакирева и др. Первый исполнитель многих сочинений П.И.Чайковского, который считал Рубинштейна непревзойденным интерпретатором своей музыки (симфонической и фортепианной). Сыграл исключительную роль в популяризации творчества композитора, который посвятил Рубинштейну Второй концерт для фортепиано с оркестром, Первую симфонию и другие сочинения. Среди исполненных Рубинштейном сочинений Чайковского: 1-4 симфонии, Первая сюита, симфоническая поэма «Фатум», увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта», симфоническая фантазия «Франческа да Римини», «Итальянское каприччио», музыка к весенней сказке Островского «Снегурочка» и др.

Основная область деятельности Рубинштейна - создание в Москве консерватории нового типа, изначально задуманной в качестве высшего профессионального учебного заведения, открытого для представителей всех сословий. Наряду с А.Г. Рубинштейном (основателем Петербургской консерватории) и своими единомышленниками - князем В. Ф.Одоевским, кн. Н.П.Трубецким и др. - ставил задачу превращения консерваторий в центры музыкального образования, науки и исполнительства, формирования в их стенах «нового сословия» - «музыкантов-артистов» (см.: Асафьев Б.В. [Игорь Глебов]. Антон Григорьевич Рубинштейн в его музыкальной деятельности и отзывах современников. С. 76).

Для пробуждения интереса публики к музыкальному образованию в наиболее доступных формах первоначально создал Музыкальные классы РМО в Москве (1860). В первое время классы помещались на квартире Рубинштейна. Преподавались элементарная теория музыки, хоровое пение по методу Э. Шеве, игра на фортепиано, скрипке и др. С января 1866 в них работал Чайковский.

С открытия Московской консерватории (1 сентября 1866) и до конца своих дней - директор, но официально был утвержден в должности Великим князем Константином Николаевичем только 20 апреля 1879 (остался в чине губернского секретаря). Одновременно профессор по классу специального фортепиано (в 1867 разработал первые учебные программы для старших и младших классов, позднее - также оркестровых и оперных классов. Как директор заложил основы учебной, концертно-просветительской и исполнительской деятельности консерватории, во многом сохраняющиеся поныне. Решал все основные административные, организационные и финансовые вопросы.

В 1878 при разработке нового Устава консерваторий ИРМО добился для Московской консерватории официального права преподавать по собственным учебным программам и планам (ранее была обязана работать по учебным планам Петербургской консерватории). Сформировал педагогический состав Московской консерватории, пригласив известных музыкантов - П.И. Чайковского, А.Д.Александрову-Кочетову, А. Доора, А.И.Дюбюка, Н.С.Зверева, Ф.Лауба, Б. Космана, В. Ф.Фитценхагена, Г.А. Лароша, Дж. Гальвани и многих др. Ввел в практику выступления лучших учеников в концертах РМО в Москве, тем самым приобщая их к исполнительской деятельности. Реализовал инициативу Одоевского, открыв единственную в России кафедру истории древне-русского церковного пения во главе с протоиереем Димитрием (Д.В.)Разумовским. В 1879, по настоянию Чайковского, дирижировал премьерой оперы «Евгений Онегин», поставленной силами учеников консерватории. Открыл в консерватории библиотеку и музей (собрание музыкальных инструментов и акустических приборов).

Родился 2 (14) июня 1835 года в Москве в состоятельной еврейской семье фабриканта. Семья Рубинштейнов по отцовской линии вела свой род из Бессарабии, по материнской (Лёвенштейн) - из Восточной Пруссии, и перебралась в Москву из приднестровского села Выхватинец за три года до рождения Николая. Музыкой занимался с 4 лет под руководством матери, а с семи лет концертировал вместе с братом Антоном. Учился в Берлине у Куллака игре на фортепиано и у Дена теории музыки. Затем занимался у Виллуана. Окончив в 1855 году юридический факультет Московского университета, Рубинштейн поступил на службу в канцелярию генерал-губернатора, но в 1857 году бросает службу, разводится и полностью отдает себя музыке. В 1866 году он стал во главе московского отделения [Русское музыкальное общество|Русского музыкального общества]]. А в 1866 году стал директором вновь учрежденной московской консерватории, с которой не расставался до самой смерти. Рубинштейн был выдающимся педагогом по игре на фортепиано, прекрасным капельмейстером и мощным, перворазрядным пианистом-художником.

За границей Рубинштейн концертировал редко: в 1872 году он играл в Вене, в 1872 году организовал русские концерты на всемирной выставке в Париже, являясь первым серьёзным пропагандистом русской музыки во Франции. В этих концертах Рубинштейн выступал дирижером и пианистом. Содействие молодым, начинающим талантам было его страстью. А в композиторской карьере П. И. Чайковского Рубинштейн играл немаловажную роль. Сбор с концертов, данных им в конце 1870-х годов в 33 городах России, был пожертвован им в пользу Красного Креста. Сочинял мало, исключительно фортепианные пьесы и романсы. Под руководством Рубинштейна состоялась первая постановка оперы «Евгений Онегин» силами учеников консерватории. У Николая Рубинштейна учился Александр Зилоти.

Скончался в 1881 году в Париже, но похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. После его смерти был издан московской фирмой Юргенсона альбом со всеми фортепианными сочинениями. Чайковский посвятил Рубинштейну своё фортепианное трио «Памяти великого артиста» (1882).

Библиография

  • Соловцов А. Николай Рубинштейн. - М., Л.: Музгиз, 1946.
  • Баренбойм Л. А. Николай Григорьевич Рубинштейн. История жизни и деятельности». - М., «Музыка», 1982.
  • Лащенко С. К. Музыкальная жизнь Москвы второй половины XIX столетия / Научный совет РАН по изучению и охране культурного и природного наследия. - М.: Изд-во Театрального института им. Б. В. Щукина, 2002. - 88 с. - (Природное и культурное наследие Москвы). - ISBN 5-98046-001-2.

Рубинштейн Н. Г.

Николай Григорьевич (2 (14) VI 1835, Москва - 11 (23) III 1881, Париж, похоронен в Москве) - рус. пианист, дирижёр, педагог, муз.-обществ. деятель. Брат А. Г. Рубинштейна. С 4 лет обучался игре на фп. под рук. матери. В 1844-46 с матерью и братом жил в Берлине, где брал уроки у Т. Куллака (фп.) и З. Дена (гармония, полифония, муз. формы). По возвращении в Москву занимался у А. И. Виллуана, в сопровождении к-рого совершил первое конц. турне (1846-47). В нач. 50-х гг. поступил на юридич. ф-т Моск. ун-та (окончил в 1855). В 1858 возобновил конц. деятельность (Москва, Лондон). В 1859 выступил инициатором открытия Московского отделения РМО, с 1860 до конца жизни его председатель и дирижёр симф. концертов. Организованные им при РМО Муз. классы были преобразованы в 1866 в Московскую консерваторию (до 1881 её профессор и директор). Р. - один из виднейших пианистов своего времени. Однако его исполнит. иск-во было мало известно за пределами России (одно из исключений - триумфальные выступления на концертах Всемирной выставки, Париж, 1878, где он исп. 1-й концерт для фп. с оркестром П. И. Чайковского). Большей частью концертировал в Москве. Его репертуар носил просветит. характер, поражал широтой: концерты для фп. с оркестром И. С. Баха, Л. Бетховена, Ф. Шопена, Ф. Листа, А. Г. Рубинштейна; соч. для фп. Бетховена и др. композиторов-классиков и в особенности романтиков - Р. Шумана, Шопена, Листа (последний считал Р. лучшим исполнителем своей "Пляски смерти" и посв. ему "Фантазию на темы "Афинских развалин""). Пропагандист рус. музыки, Р. неоднократно исполнял посв. ему фп. фантазию "Исламей" Балакирева и др. пьесы рус. композиторов. Исключительна роль Р. как интерпретатора фп. музыки Чайковского (первый исполнитель мн. его соч.), к-рый посв. Р. 2-й концерт для фп. с оркестром, "Русское скерцо", романс "Так что же!...", написал на смерть Р. фп. трио "Памяти великого художника".
Игра Р. отличалась размахом, технич. совершенством, гармонич. сочетанием эмоционального и рационального, стилистич. законченностью, чувством меры. В ней не было той стихийности, к-рую отмечали в игре А. Г. Рубинштейна. Р. выступал также в камерных ансамблях с Ф. Лаубом, Л. С. Ауэром и др.
Интенсивной была деятельность Р.-дирижёра. Под его упр. прошли св. 250 концертов РМО в Москве, ряд концертов в Петербурге и др. городах. В Москве под упр. Р. прозвучали крупные ораториальные и симф. произв.: кантаты, месса И. С. Баха, отрывки из ораторий Г. Ф. Генделя, симфонии, оперные увертюры и Реквием В. А. Моцарта, симф. увертюры, фп. и скр. концерты (с оркестром) Бетховена, все симфонии и большинство крупных соч. Ф. Мендельсона, Шумана, Листа, увертюры и отрывки из опер Р. Вагнера. Р. оказал воздействие на формирование отечеств. исполнит. школы. Он постоянно включал в свои программы соч. рус. композиторов - М. И. Глинки, А. С. Даргомыжского, А. Г. Рубинштейна, Балакирева, А. П. Бородина, Н. А. Римского-Корсакова. Под упр. Р. впервые были исполнены мн. произв. Чайковского: 1-4-я симфонии (1-я посв. Р.), 1-я сюита, симф. поэма "Фатум", увертюра-фантазия "Ромео и Джульетта", симф. фантазия "Франческа да Римини", "Итальянское каприччио", музыка к весенней сказке А. Н. Островского "Снегурочка" и др. Он был также муз. рук. и дирижёром оперных спектаклей Моск. консерватории, в т. ч. осуществил первую пост. оперы "Евгений Онегин" (1879). Р.-дирижёра отличали огромная воля, умение быстро разучивать с оркестром новые произв., точность и пластичность жеста.
Как педагог Р. воспитывал не только виртуозов, но и широкообразованных музыкантов. Он был автором учебной программы, в соответствии с к-рой в течение мн. лет велось преподавание в фп. классах Моск. консерватории. Основу его педагогики составляло глубокое изучение муз. текста, постижение образного строя произв. и выраженных в нём историко-стилистич. закономерностей путём анализа элементов муз. языка. Большое место отводилось личному показу. Среди уч-ков Р. - С. И. Танеев, А. И. Зилоти, Э. Зауэр, Н. Н. Калиновская, Ф. Фриденталь, Р. В. Геника, Н. А. Муромцева, А. Ю. Зограф (Дулова) и др. Танеев посв. памяти учителя кантату "Иоанн Дамаскин".
Муз.-обществ. деятельность Р., связанную с обществ. подъёмом 50-60-х гг., отличала демократич., просветит. направленность. Стремясь сделать музыку доступной для широких кругов слушателей, он организовал т. н. нар. концерты. Как директор Моск. консерватории Р. добивался высокого профессионализма педагогов и учащихся, превращения консерватории в подлинно высшее уч. заведение, коллективности руководства (придавал большое значение художеств. совету), воспитания разносторонне образованных музыкантов (внимание к муз.-теоретич. дисциплинам). Заботясь о создании отечеств. муз.-педагогич. кадров, привлёк к преподаванию, наряду с Лаубом, Б. Косманом, Дж. Гальвани и др., Чайковского, Г. А. Лароша, Н. Д. Кашкина, А. И. Дюбюка, Н. С. Зверева, A. Д. Александрову-Кочетову, Д. В. Разумовского, Танеева. Р. руководил также муз. отделами Политехнич. (1872) и Всероссийской (1881) выставок. Много выступал в благотворит. концертах, в 1877-78 совершил турне по городам России в пользу Красного Креста.
Р. - автор фп. пьес (написанных в молодости), в т. ч. мазурки, болеро, тарантеллы, полонеза и др. (изд. Юргенсоном, б. г.), орк. увертюры, музыки к пьесе B. П. Бегичева и А. Н. Каншина "Кошка и мышка" (орк. и хор. номера, 1861, Малый т-р, Москва). Был ред. рус. издания Поли. собр. соч. для фп. Мендельсона (б. г.). Впервые в России осуществил издание избр. романсов (песен) Шуберта и Шумана (1862).
Обладая высоким чувством долга, отзывчивостью, бескорыстием, он пользовался в Москве огромной популярностью. Ежегодно в течение мн. лет в Моск. консерватории и РМО проводились концерты памяти Р. В 1900-е гг. существовал "Рубинштейновский кружок".
Литература : Б. (Бородин А, П.). Концерты Русского музыкального общества (4-й, 5-й, 6-й), "СПб. ведомости", 1869, 8 февраля, то же, в его кн.: Музыкально-критические статьи, М.-Л., 1951, с. 35-38; Б. Л. (Чайковский П. И.), Второе симфоническое собрание, "Русские ведомости", 1872, 18 ноября; его же, Вторая неделя концертного сезона, там же, 1873, 18 марта; его же, Первая неделя концертного сезона, там же, 1874, 1 марта; его же, Первая неделя концертного сезона, там же, 1875, 12 марта; его же, Третья неделя концертного сезона, там же, 1875, 25 марта; см. также в кн.: Чайковский П. И., Музыкальные фельетоны и заметки, М., 1898, то же, в его кн.: Поли. собр. соч., т. II, М., 1953; Кюи Ц. A., H. Г. Рубинштейн. (Некролог), "Голос", 1881, 15 марта, то же, в его кн.; Избранные статьи, Л., 1952, с. 283-86; Ларош Г. A., H. Г. Рубинштейн, "Голос", 1881, 8 июня, то же, в кн.: Воспоминания о Московской консерватории, (сост. Е. Н. Алексеева, Г. А. Прибегина), М., 1966; Кашкин Н. Д., Первое двадцатипятилетие Московской консерватории. Исторический очерк, М., 1891; его же, Воспоминания о Н. Г. Рубинштейне, "Русское обозрение", 1897, т. 47, сентябрь, 1898, т. 49, январь; его же, Н. Г. Рубинштейн и его роль в музыкальном развитии Москвы. (Музыкально-исторические очерки), "Московские ведомости", 1898, 15 ноября, 9 дек.; его же, Воспоминания о Н. Г. Рубинштейне, "Московские ведомости", 1899, 22 янв., 12 февр., 18 и 23 июня, 20 июля, 6, 18 и 25 авг., 1 окт., 1900, 6 июня, 26 июля, 16 авг., то же, в кн.: Воспоминания о Московской консерватории, М., 1966; его же, Две музыкальные памятки: Н. Г. Рубинштейн и М. П. Мусоргский, "Русская мысль", 1906, кн. 4; его же, Московское отделение императорского Русского музыкального общества. Очерк деятельности за пятидесятилетие. 1860-1910 г., М., 1910; Чайковский М., Жизнь П. И. Чайковского, т. 1-3, М.-Лейпциг, 1901-03; H. P. (Финдензен H. P.), Николай Рубинштейн (1835-1881), "РМГ", 1901, 11 марта; его же, К 25-летию смерти Н. Г. Рубинштейна, там же, 1906, 19 марта; H. Gр. Рубинштейн в воспоминаниях П. Виардо, там же, 1906, 5 ноября; Дулова-Зограф А. Ю., Мои воспоминания (1862-1869 гг.), "Музыка", 1912, No 68-73, 84, 86-89, 96-97, 106; Новое о Н. Г. Рубинштейне, "РМГ", 1914, 30 марта; Геника Р., Из консерваторских воспоминаний (1871-1879), там же, 1916, No 36-37, 40, 42-44, 47, 49, то же, под назв.: Н. Рубинштейн и П. Чайковский, в кн.: Воспоминания о Московской консерватории, М., 1966; Яковлев Вас., П. И. Чайковский и Н. Г. Рубинштейн (1866-1881 гг.). (22 письма П. Чайковского и Н. Рубинштейна), в кн.: История русской музыки в исследованиях и материалах, под ред. К. А. Кузнецова, т. 1, М., 1924; его же, Николай Рубинштейн, "Музыка и революция", 1926, No 9; Игорь Глебов (Асафьев Б. В.), Через прошлое к будущему: их было трое... (Из эпохи общественного подъёма русской музыки 50-60-х годов прошлого столетия), в кн.: Советская музыка, сб. 2, М., 1944, то же, в его кн.: Избранные труды, т. 3, М., 1954; Соловцов A. A., Николай Рубинштейн, М.-Л., 1946; Алексеев А. Д., Н. Г. Рубинштейн, "СМ", 1946, No 11; его же, Русские пианисты, М.-Л., 1948, с. 88-91 и 225-43; Николаев A., Московская школа пианизма, "СМ", 1947, No 4; Балакирев M. A., Переписка с Н. Г. Рубинштейном и М. П. Беляевым, М., 1956; Корабельникова Л. З., Строитель музыкальной Москвы, "СМ", 1960, No 6; её же, С. И. Танеев в Московской консерватории, М., 1974, с. 13-19; Кунин И., Н. Г. Рубинштейн. К 125-летию со дня рождения, "МЖ", 1960, No 13; А. И. Зилоти. Воспоминания и письма, Л., 1963; (Туманина-Рукавишникова Н. В., Синьковская H. H.), Консерватория до 1917 г., ч. 1, в кн.: Московская консерватория. 1866-1966, М., 1966; Sauer E., Meine Welt, Stuttg., 1901. Л. З. Корабельникова.


Музыкальная энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия, Советский композитор . Под ред. Ю. В. Келдыша . 1973-1982 .

Смотреть что такое "Рубинштейн Н. Г." в других словарях:

    Сергей Леонидович (1889 1960) психолог и философ, один из основоположников “деятельностного подхода” в психологии, педагогике, философии и культурологии. “Пограничность” теоретических исканий Р. поставила его вне большинства советских… … Энциклопедия культурологии

    Рубинштейн А.Г. Рубинштейн Антон Григорьевич (1829 1894) Афоризмы, цитаты Рубинштейн А.Г. биография Игра на фортепиано движение пальцев; исполнение на фортепиано движение души. Обычно мы слышим только первое. Искусство это Ева, подающая… … Сводная энциклопедия афоризмов

    Антон Григорьевич (1829 1894), пианист, композитор, музыкально общественный деятель. Брат Н.Г. Рубинштейна. Основатель русского музыкального общества (1859) и первой русской консерватории (1862, Санкт Петербург; ее профессор и дирижер). Один из… … Современная энциклопедия

    - (Rubinstein) Артур (1887 1982), польский пианист. Концертировал с 1898 как солист и ансамблист. С 1937 в США, с 1954 во Франции. Продолжатель традиций романтического пианизма, один из лучших исполнителей сочинений Ф. Шопена и И. Брамса.… … Современная энциклопедия

    Сергей Леонидович (1889 1960) русский философ и психолог, один из организаторов психологической науки в СССР, член корреспондент АН СССР, действительный член Академии педагогических наук СССР.Р. родился в Одессе в семье преуспевающего адвоката. В … Новейший философский словарь

    Сергей Леонидович , сов. психолог, чл. корр. АН СССР (1943). Директор Ин та психологии АПН РСФСР (1942 45), зам. директора Инта философии АН СССР (1945 48), зав. сектором психологии Ин та философии … Философская энциклопедия

    - (Антон Григорьевич) русский композитор и виртуоз, одиниз величайших пианистов XIX ст. Род. 16 го ноября 1829 г. в селеВихватинец, в Бесарабии. Учился сначала у матери, затем у Виллуана,ученика Фильда. По словам P., Виллуан был для него другом и… …

    - (Николай Григорьевич) брат предыдущего, пианист виртуоз(18351881). Семи лет уже концертировал вместе с братом. Учился в Берлинеу Куллака игре на фортепиано и у Дена теории музыки, затем занимался уВиллуана. Окончив курс в университет, Р. в 1860 г … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    РУБИНШТЕЙН - Дмитрий Леонидович (род в 1893 г.) физикохимик. В 1917 году окончил физико математический факультет Новороссийского ун та, в 1922 г. был избран приват доцентом, в 1926 г. профессором биологии Одесского мед. ин та. С 1931 г. заместитель директора… … Большая медицинская энциклопедия

    В Викисловаре есть статья «рубинштейн» Рубинштейн еврейская топонимическая фамилия, указывающая на баварское происхождение носителей … Википедия

    Антон Григорьевич (16 (28) XI 1829, дер. Выхватинцы, ныне Рыбницкого р на Молд. ССР 8 (20) XI 1894, Петергоф, близ Петербурга) рус. пианист, композитор, дирижёр, муз. обществ. деятель. Род. в небогатой евр. семье. Фп. игре обучался… … Музыкальная энциклопедия

Книги

  • Рубинштейн. Демон. Опера в 3 действиях, 7 картинах. Клавир , Антон Рубинштейн , Лирико-психологическая опера "Демон", написанная в 1871 году по одноименной поэме (восточной повести) М.Лермонтова, - одно из лучших и самых известных сочинений Антона Рубинштейна.Для… Категория: Искусство и фотография Издатель:

Рубинштейн (Николай Григорьевич) - брат предыдущего, пианист-виртуоз (1835 - 1881). Семи лет уже концертировал вместе с братом. Учился в Берлине у Куллака игре на фортепиано и у Дена теории музыки, затем занимался у Виллуана. Окончив курс в университете, Р. в 1860 году стал во главе московского отделения Русского музыкального общества, а в 1866 году сделался директором вновь учрежденной московской консерватории, с которой не расставался до самой смерти и для которой очень много сделал. Р. был выдающимся педагогом по игре на фортепиано, прекрасным капельмейстером и мощным, перворазрядным пианистом-художником. За границей Р. концертировал редко: в 1872 году он играл в Вене, в 1872 году организовал русские концерты на всемирной выставке в Париже, являясь первым серьезным пропагандистом русской музыки во Франции. В этих концертах Р. выступал дирижером и пианистом. Содействие молодым, начинающим талантам было его страстью; можно сказать с уверенностью, что в композиторской карьере П.И. Чайковского Р. играл немаловажную роль. Популярность Р. в Москве, и вообще в России, не только как музыканта, но и как филантропа, была очень велика. Сбор с концертов, данных им в конце 70-х годов в 33 городах России, был пожертвован им в пользу Красного Креста. Р. сочинял мало, исключительно для фортепиано. По смерти Р. издан был московской фирмой Юргенсона альбом, в который вошли все фортепианные сочинения Р. Н. С.

Краткая биографическая энциклопедия. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое РУБИНШТЕЙН НИКОЛАЙ ГРИГОРЬЕВИЧ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • РУБИНШТЕЙН НИКОЛАЙ ГРИГОРЬЕВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Николай Григорьевич , русский пианист, дирижёр, педагог и музыкально-общественный деятель. Ученик А. И. …
  • РУБИНШТЕЙН НИКОЛАЙ ГРИГОРЬЕВИЧ
    (1835-81) российский пианист, дирижер, музыкально-общественный деятель. Брат А. Г. Рубинштейна. Организатор Московского отделения Русского музыкального общества (1860) и Московской консерватории …

  • брат А. Г. Р., пианист-виртуоз (1835—1881). Семи лет уже концертировал вместе с братом. Учился в Берлине у Куллака игре на …
  • РУБИНШТЕЙН, НИКОЛАЙ ГРИГОРЬЕВИЧ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? брат А. Г. Р., пианист-виртуоз (1835?1881). Семи лет уже концертировал вместе с братом. Учился в Берлине у Куллака игре …
  • НИКОЛАЙ в Библейской энциклопедии Никифора:
    (победа народа; Деян 6:5) - родом из Антиохиян, обращенный вероятно из язычества в Христианскую веру, один из диаконов Церкви апостольской, …
  • НИКОЛАЙ в 1000 биографий знаменитых людей:
    Николаевич, великий князь (1856-?). - Окончил военную академию в 1876 г. Участвовал офицером в русско-турецкой войне. В период от 1895 …
  • НИКОЛАЙ в Краткой биографической энциклопедии:
    Николай - Мурликийский архиепископ, святой, высокочтимый на Востоке и Западе, иногда даже мусульманами и язычниками. Его имя окружено массой народных …
  • РУБИНШТЕЙН
    Моисей Матвеевич (1878-1953), психолог и педагог. Преподавал в Университете им. А.Л. Шанявского (с 1908) и на московских Высших женских педагогических …
  • РУБИНШТЕЙН в Педагогическом энциклопедическом словаре:
    Сергей Леонидович (1889-1960), психолог и философ, д-р педагогических наук (1937), ч.-к. АН СССР (1943), д.ч. АПН РСФСР (1945). Преподавал в …
  • РУБИНШТЕЙН в Большом энциклопедическом словаре:
    (Rubinstein) Артур (1887-1982) польский пианист. Выступал с 1898. С 1937 жил в США, с 1954 во Франции. Прославился исполнением сочинений …
  • НИКОЛАЙ в Большом энциклопедическом словаре:
    (4 в.) архиепископ Мирликийский (г. Мир в Ликии, М. Азия), христианский святой-чудотворец, широко почитаемый в Восточной и Западной церкви. В …
  • РУБИНШТЕЙН в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Рубинштейн (Николай Григорьевич) - брат предыдущего, пианист-виртуоз(18351881). Семи лет уже концертировал вместе с братом. Учился в Берлинеу Куллака игре на …
  • НИКОЛАЙ ИМЯ 5 ПАП в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    имя 5 пап. Н. I (858—867), римлянин знатного рода, был избран под влиянием императора Людовика II. Отличаясь твердой волей и …
  • НИКОЛАЙ ЕПИСКОП НОВОМИРГОРОДСКИЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (Иван Григорьевич Заркевич) — епископ новомиргородский, духовный писатель (1827— 885). Учился в СПб. духовной академии; до принятия монашества состоял священником …
  • НИКОЛАЙ ЕПИСКОП АЛЕУТСКИЙ И АЛЯСКИНСКИЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    I (в мире Михаил Захарович Зиоров, род. в 1850 г.) — епископ алеутский и аляскинский (с 1891 г.); образование получил …
  • НИКОЛАЙ ДУХОВН. ПИСАТЕЛЬ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (в мире Петр Степанович Адоратский) — духовный писатель (1849—96). Воспитанник Казанской духовной академии, Н., по принятии монашества, пробыл 4 года …
  • НИКОЛАЙ ГРЕЧ. РИТОР в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (Nikolaos) — греч. ритор из Мир-Ликийских, жил в конце V в. по Р. Хр., автор "Progymnasmata" — введения в стилистические …
  • НИКОЛАЙ НАЛИМОВ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (в мире Николай Александрович Налимов, род. в 1852 г.) — экзарх Грузии, архиепископ карталинский и кахетинский, воспитанник спб. духовной академии. …
  • НИКОЛАЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Николай - архиепископ мирликийский (города Мир в Ликии), великийхристианский святой, прославившийся чудотворениями при жизни и посмерти, "правило веры и образ …
  • РУБИНШТЕЙН
  • НИКОЛАЙ в Современном энциклопедическом словаре:
  • РУБИНШТЕЙН
    (Rubinstein) Артур (1887 - 1982), польский пианист. Концертировал с 1898 как солист и ансамблист. С 1937 в США, с 1954 …
  • НИКОЛАЙ в Энциклопедическом словарике:
    I (1796 - 1855), российский император (с 1825), третий сын императора Павла I. Вступил на престол после внезапной смерти императора …
  • РУБИНШТЕЙН
    РУБИНШТ́EЙН Сер. Леон. (1889-1960), психолог и философ, ч.-к. АН СССР (1943). Осн. тр. по филос. проблемам психологии, исследованию памяти, восприятия, …
  • РУБИНШТЕЙН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    РУБИНШТ́EЙН Ник. Григ. (1835-81), пианист, дирижёр, муз.-обществ. деятель. Брат А.Г. Рубинштейна. Организатор Моск. отделения Имп. Рус. муз. об-ва (1860) и …
  • РУБИНШТЕЙН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    РУБИНШТ́EЙН Ида Львовна (1883-1960), танцовщица, драм. актриса, участница первых Русских сезонов в Париже. Партии: Клеопатра ("Клеопатра" на музыку А.С. Аренского …
  • РУБИНШТЕЙН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    РУБИНШТ́EЙН (Rubinstein) Артур (1887- 1982), польск. пианист. Выступал с 1894. С 1937 жил в США, с 1954 во Франции. Концертировал …
  • РУБИНШТЕЙН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    РУБИНШТ́EЙН Ант. Григ. (1829-94), пианист, композитор, дирижёр, муз.-обществ. деятель. Брат Н.Г. Рубинштейна. Основатель Имп. Рус. муз. об-ва (1859) и первой …
  • НИКОЛАЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    НИКОЛ́АЙ САЛОС, псковский юродивый. В 1570 во время похода Ивана IV на Псков встретил царя у ворот города, обличая его …
  • НИКОЛАЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    НИКОЛ́АЙ НИКОЛАЕВИЧ (Старший) (1831- 1891), вел. князь, третий сын имп. Николая I, ген.-фельдм. (1878), поч. ч. Петерб. АН (1855). С …
  • НИКОЛАЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    НИКОЛ́АЙ НИКОЛАЕВИЧ (Младший) (1856- 1929), вел. князь, сын Николая Николаевича (Старшего), генерал от кавалерии (1901). В 1895-1905 ген.-инспектор кавалерии, с …
  • НИКОЛАЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    НИКОЛ́АЙ МИХАЙЛОВИЧ (1859-1919), вел. князь, внук имп. Николая I, генерал от инфантерии (1913), историк, поч. ч. Петерб. АН (1898). Монографии …
  • НИКОЛАЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    НИКОЛ́АЙ КУЗАНСКИЙ (Nicolaus Cusanus) (Николай Кребс, Krеbs) (1401-64), философ, богослов, учёный, церк. и полит. деятель. Ближайший советник папы Пия II, …
  • НИКОЛАЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    НИКОЛ́АЙ ДАМАССКИЙ (64 до н.э.- нач. 1 в. н.э.), др.-греч. историк. Из соч. дошли во фрагментах: "История" (в 144 кн.), …
  • НИКОЛАЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    НИКОЛ́АЙ II (1868-1918), последний рос. император (1894-1917), старший сын имп. Александра III, поч. ч. Петерб. АН (1876). Его царствование совпало …
  • НИКОЛАЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    НИКОЛ́АЙ I (1796-1855), рос. император с 1825, третий сын имп. Павла I, поч. ч. Петерб. АН (1826). Вступил на престол …
  • НИКОЛАЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    НИКОЛ́АЙ I (?-867), папа Римский с 858; при нём произошёл разрыв с Вост. …
  • НИКОЛАЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    НИКОЛ́АЙ из Отрекура (Nicolas d"Autrecourt) (ок. 1300 - после 1350), франц. философ, предст. номинализма. Преподавал в Париже. Критиковал схоластич. аристотелизм, …
  • НИКОЛАЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    НИКОЛ́АЙ (в миру Бор. Дорофеевич Ярушевич) (1892-1961), церк. деятель. В 1922-24 в ссылке. В 1942-43 замещал местоблюстителя патриаршего престола митрополита …
  • НИКОЛАЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    НИКОЛ́АЙ (в миру Ив. Дм. Касаткин) (1836- 1912), церк. деятель, с 1870 глава Рус. правосл. миссии в Японии, основатель Япон. …
  • НИКОЛАЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    НИКОЛ́АЙ (4 в.), архиепископ Мирликийский (г. Миры в Ликии, М. Азия), христ. святой, широко почитаемый в Вост. и Зап. …
  • НИКОЛАЙ
    Басков, Рыбников, …
  • НИКОЛАЙ в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Последний царь …
  • НИКОЛАЙ в словаре Синонимов русского языка:
    имя, …
  • НИКОЛАЙ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    Николай, (Николаевич, …
  • РУБИНШТЕЙН
    Абрам Михайлович (1909-55) , российский химик-неорганик, доктор химических наук (1942). Основные труды в области химии комплексных соединений и аффинажа благородных …
  • НИКОЛАЙ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    (4 в.), архиепископ Мирликийский (г. Мир в Ликии, М. Азия), христианский святой-чудотворец, широко почитаемый в Восточной и Западной церкви. В …
  • НИКОЛАЙ в Большом современном толковом словаре русского языка:
    м. Мужское …

Рубинштейн Николай Григорьевич

Р убинштейн (Николай Григорьевич) - брат предыдущего, пианист-виртуоз (1835 - 1881). Семи лет уже концертировал вместе с братом. Учился в Берлине у Куллака игре на фортепиано и у Дена теории музыки, затем занимался у Виллуана. Окончив курс в университете, Р. в 1860 году стал во главе московского отделения Русского музыкального общества, а в 1866 году сделался директором вновь учрежденной московской консерватории, с которой не расставался до самой смерти и для которой очень много сделал. Р. был выдающимся педагогом по игре на фортепиано, прекрасным капельмейстером и мощным, перворазрядным пианистом-художником. За границей Р. концертировал редко: в 1872 году он играл в Вене, в 1872 году организовал русские концерты на всемирной выставке в Париже, являясь первым серьезным пропагандистом русской музыки во Франции. В этих концертах Р. выступал дирижером и пианистом. Содействие молодым, начинающим талантам было его страстью; можно сказать с уверенностью, что в композиторской карьере Р. играл немаловажную роль. Популярность Р. в Москве, и вообще в России, не только как музыканта, но и как филантропа, была очень велика. Сбор с концертов, данных им в конце 70-х годов в 33 городах России, был пожертвован им в пользу Красного Креста. Р. сочинял мало, исключительно для фортепиано. По смерти Р. издан был московской фирмой альбом, в который вошли все фортепианные сочинения Р. Н. С.

Другие интересные биографии:
;
;
;