Франц шуберт краткая биография. Франц Петер Шуберт — музыкальный гений XIX столетия Музыкальные произведения шуберта список

  • 02.07.2019

ШУБЕРТ (Schubert) Франц (31.01. 1797 - 19.11.1828), – знаменитый австрийский композитор и пианист. Основоположник музыкального ро-мантизма. В песенных циклах Шу-берт воплотил духовный мир совре-менника – "молодого человека XIX в." Написал ок. 600 песен (на слова Ф. Шиллера, И.В. Гете, Г. Гейне и др.), в том числе из циклов «Прекрасная мельничиха» (1823), «Зимний путь» (1827, оба на слова В. Мюллера); 9 симфоний (в т. ч. «Неоконченная», 1822), квартеты, трио, фортепианный квинтет «Форель» (1819); фортепианные сонаты (св. 20), экспромты, фантазии, вальсы, лендлеры и др. Писал также произведения для гитары.

Имеется множество обработок произведений Шуберта для гитары (А. Диабелли, И.К. Мертца и других).

О Франце Шуберте и его творчестве

Валерий Агабабов

Музыкантам и любителям музыки будет интересно узнать, что Франц Шуберт, не имея в течение ряда лет дома рояля, пользовался при сочинении своих произведений главным образом гитарой. Его знаменитая "Серенада" имела в руко-писи пометку "для гитары". И если мы повнимательней вслушаемся в напевную и простую по своей искренности музыку Ф. Шуберта, то с удивлением заметим, что многое написанное им в песенном и танцевальном жанре, носит ярко выраженный "гитарный" характер.

Франц Шуберт (1797-1828) – великий австрийский компози-тор. Родился в семье школьного учителя. Воспитывался в венском конвинте, где обучался генерал-басу у В. Ружички, контрапункту и композиции у А. Сальери.

С 1814 по 1818 работал помощником учителя в школе своего отца. Вокруг Шуберта сложился кружок друзей-поклонников его творчества (в их числе поэты Ф. Шобер и И. Майрхофер, художники М. Швинд и Л. Купильвизер, певец И. М. Фогль, ставший пропагандистом его песен). Эти дружеские встречи с Шубертом вошли в историю под названием "Шубертиад". Как учитель музыки дочерей графа И. Эстергази, Шуберт побывал в Венгрии, вместе с Фоглем ездил в Верхнюю Австрию и Зальцбург. В 1828 году, за несколько месяцев до смерти Шуберта, состоялся его авторский концерт, прошед-ший с большим успехом.

Важнейшее место в наследии Ф. Шуберта занимают песни для голоса с фортепиано (около 600 песен). Один из круп-нейших мелодистов, Шуберт реформировал жанр песни, наделив его глубоким содержанием. Шуберт создал новый тип песни сквозного развития, а также первые высоко-художественные образцы вокального цикла ("Прекрасная мельничиха", "Зимний путь"). Перу Шуберта принадлежат оперы, зингшпили, мессы, кантаты, оратории, квартеты для мужских и женских голосов (в мужских хорах и ор. 11 и 16 он использовал гитару в качестве сопровождающего инстру-мента).

В инструментальной музыке Шуберта, основанной на традициях композиторов венской классической школы, большое значение приобрел тематизм песенного типа. Им создано 9 симфоний, 8 увертюр. Вершинными образцами романтическою симфонизма являются лирико-драмати-ческая "Неоконченная" симфония и величественная героико-эпическая "Большая" симфония.

Фортепианная музыка – важная область творчества Шуберта. Испытав влияние Бетховена, Шуберт заложил традицию свободной романтической трактовки жанра фортепианной сонаты (23). Фантазия "Скиталец" предвос-хищает "поэмные" формы романтиков (Ф. Лист). Экспромты (11) и музыкальные моменты (6) Шуберта – первые романтические миниатюры, близкие сочинениям Ф. Шопена и Р. Шумана. Фортепианные менуэты, вальсы, "немецкие танцы", лендлеры, экоссезы и др. отразили стремление композитора к поэтизации танцевальных жанров. Шубертом написано более 400 танцев.

Творчество Ф. Шуберта тесно связано с австрийским народным искусством, с бытовой музыкой Вены, хотя он редко использовал в своих сочинениях подлинные народ-ные темы.

Ф. Шуберт – первый крупный представитель музыкального романтизма, выразивший, по словам академика Б. В. Асафьева, "радости и скорби жизни" так, "как их чувствуют и хотели бы передать большинство людей".

Журнал "Гитаристъ", №1, 2004

Франц Шуберт родился 31 января 1797 г. в предместье Вены - Лихтенталь. Отец его, школьный учитель, происходил из крестьянской семьи. Мать была дочерью слесаря. Развитию музыкальных способностей Шуберта в детстве способствовала окружавшая его музыкальная среда семьи. Отец играл на виолончели, а братья на различных инструментах. В доме постоянно устраивали музыкальные вечера.

Обнаружив у маленького Франца музыкальные способности, отец и старший брат Игнац стали обучать его игре на скрипке и фортепиано. Вскоре мальчик смог принимать участие в домашнем исполнении струнных квартетов, играя партию альта.Франц обладал прекрасным голосом. Он пел в церковном хоре, исполняя трудные сольные партии.

В одиннадцать лет, его определили в конвикт - школу подготовки церковных певчих, где, кроме пения, изучали игру на многих инструментах и теорию музыки (под руководством знаменитого придворного композитора Сальери). Там он играл на скрипке, в оркестре, пел в хоре, участвовал в камерных ансамблях.

Уже в те годы Франц Шуберт начал сочинять. Его первые произведения - фантазия для фортепьяно, ряд песен. 28 октября 1813 г. он закончил свою Первую симфонию Ре-мажор. Учеба начинает мешать творчеству и Шуберт решает уйти из конвикта, чтобы целиком отдаться музыке.

В 1814-1818 гг. Шуберт работает помошником учителя в школе отца, обучая детей грамоте и другим начальным предметам. Но влечение его к музыке, желание сочинять становится всё сильнее.В свободное от работы время он сочинил свою первую мессу и положил на музыку стихотворение Гёте «Гретхен за прялкой».

Годы 1815-1816 примечательны феноменальной продуктивностью юного гения. В 1815 г. он сочинил две симфонии, две мессы, четыре оперетты, несколько струнных квартетов и около 150 песен. В 1816 г. появились еще две симфонии - Трагическая и часто звучащаяПятая си бемоль мажор, а также еще месса и свыше 100 песен. Среди песен этих лет – «Скиталец» и знаменитый «Лесной царь» (обе вскоре получили всеобщее признание).

Желание отца сделать из сына учителя с маленьким, но надежным заработком потерпело неудачу. Молодой композитор твёрдо решил посвятить себя музыке и в 1818 г. оставил преподавание в школе, затем ушёл из семьи. В течение нескольких лет (с 1817 по 1822 год) Шуберт жил поочередно то у одного, то у другого из своих товарищей. Давал уроки музыки, неоднократно пытался получить постоянную музыкальную должность, но безуспешно.

Материальные невзгоды, к несчастью, помешали ему жениться на любимой девушке. Тереза Гроб пела в церковном хоре. Оне не блистала красотой, но стоило прозвучать музыке, как бесцветное лицо девушки преображалось, оно жило и лучилось.

Однако мечты пошли прахом. Вмешалась мать Терезы, которую не устраивало грошовое жалованье помощника школьного учителя и она выдала дочь замуж за кондитера.

Вокруг Шуберта сложился кружок друзей - поклонников его творчества, которые оказывали ему посильную материальную помощь (чиновник Й. Шпаун, поэт-любитель Ф. Шобер, поэт И. Майрхофер, художник М. Швинд, поэт и комедиограф Э. Бауэрнфельд, композитор А. Хюттенбреннер и др.). Пропагандистом песен Шуберта стал певец М. Фогль. В кругу друзей и знакомых часто собственными силами исполнялись сочинения Шуберта; такие вечера назывались «шубертиадами».

Душой этого кружка был Шуберт. Маленького роста, плотный, коренастый, очень близорукий, Шуберт обладал огромным обаянием. Особенно хороши были его лучистые глаза, в которых, как в зеркале, отражались доброта, застенчивость и мягкость характера. А нежный, изменчивый цвет лица и вьющиеся каштановые волосы придавали его внешнему облику особую привлекательность.

Вспоминая эти вечера, Шубертписал: "Мы уютно сидели все вместе и с материнской радостью демонстрировалидруг другу детей своего вдохновения, не без тревоги ожидая приговора,диктуемого любовью и справедливостью... один воодушевлял другого, а всеобщее стремление к прекрасномуобъединяло всех". Здесь вели жаркие и долгие споры о современном искусстве и его судьбах, о призвании, о роли и ответственности художника, о жизни народа и интеллигенции, о положении в стране». Благодаря шубертиадам его песни стали распространяться.

Работоспособность Шуберта поражает. Он работал систематически, изо дня в день. "Я сочиняю каждое утро, когда я кончаю одну пьесу, я начинаю другую", - признавался композитор. В отдельные дни он создавал до десятка песен! Музыкальные мысли рождались непрерывно, композитор едва успевал заносить их на бумагу. Музыка посещала его и во сне. Пробуждаясь, он стремился скорее записать её, поэтому не расставался с очками даже ночью. А если произведение не выливалось сразу в совершенную и законченную форму, композитор продолжал работать над ним, пока не был полностью удовлетворен. Так, на некоторые стихотворные тексты Шуберт написал до семи вариантов песен!

В 1818 и 1824 гг. в качестве учителя музыки дочерей графа И. Эстерхази Шуберт побывал в Венгрии, где слушал народную венгерскую и цыганскую музыку; в 1819, 1823 и 1825 гг. был с Фоглем в Верхней Австрии, в 1827 году посетил Грац. Песни Шуберта приобрели большую известность. В 1823 г. он был избран почётным членом Штирийского и Линцского музыкальных союзов.

В 1822 г. Шуберт пишет одно из лучших своих произведений - седьмую "Неоконченную симфонию", а в следующем - шедевр вокальной лирики, цикл из 20 песен "Прекрасная мельничиха". Именно в этих произведениях с исчерпывающей полнотой выразилось новое направление в музыке - романтизм.

В эту пору благодаря усилиям друзей Шуберт помирился с отцом и вернулся в семью. Но семейная идиллия была недолгой - уже через два года Шуберт снова уходит, чтобы жить отдельно, несмотря на полную свою непрактичность в быту. Доверчивый и наивный, он часто становился жертвой своих издателей, наживавшихся на нем. Автор огромного количества сочинений, и в частности песен, которые еще при его жизни стали популярны в бюргерских кругах, он едва сводил концы с концами.

Все больше и больше Шуберт погружается в отчаяние и одиночество: кружок распался, его друзья стали людьми семейными, с положением в обществе."Что будет со мной... - писал он, - мне, пожалуй, придется на старости, как гетевскому арфисту, ходить из двери в дверь и просить подаяния на хлеб...".

Последние годы жизни он много болел, бедствовал, но творческая активность его не ослабевала. Даже наоборот - музыка его становится все глубже, масштабнее и выразительнее.

В 1828 г. стараниями друзей был организован единственный при жизни Шуберта концерт из его произведений. Концерт имел огромный успех и принёс композитору большую радость. Его планы на будущее стали более радужными. Несмотря на пошатнувшееся здоровье, он продолжает сочинять. Конец наступил неожиданно. Шуберт заболел тифом. Ослабевший организм не выдержал тяжёлой болезни, и 19 ноября 1828 года Шуберт скончался. Оставшееся имущество было оценено за гроши. Многие сочинения пропали. Известный поэт того времени Грильпарцер, сочинивший годом раньше надгробное слово Бетховену, написал на скромном памятнике Шуберту на венском кладбище:

"Здесь музыка похоронила не только богатое сокровище, но и несметные надежды".

Шуберт прожил только тридцать один год. Он умер истощенный физически и душевно, измученный неудачами в жизни. Ни одна из девяти симфоний композитора не была исполнена при его жизни. Из шестисот песен было напечатано около двухсот, а из двух десятков фортепианных сонат - только три.

Музыкальное наследие:

Оперы : "Порука" (Die Burgschaft, либретто неизвестного автора по балладе Шиллера, неокончена, 1816 г.), "Сакунтала" (либретто И. Ф. Ноймана по инд. пьесе Калидасы, эскизы 2 актов, 1820 г.), "Альфонсо и Эстрелла" (либретто Ф. Шобера, 1821-1822 гг.), "Фьерабрас" (либретто Й. Купельвизера по одноимённому старинному французскому романсу и немецкой легенде "Эгингард и Эмма", 1823 г.), "Граф фон Гляйхен" (либретто Э. Бауэрнфельда по сказке И.К.А.Музеуса "Мелехзала", не окончена, 1827-1828 гг.)

Зингшпили : "Рыцарь зеркала" (Der Spiegelritter, либретто А. Ко-цебу; не окончена прим. 1811-1812 гг.), "Увеселительный замок сатаны" (Des Teufels Lustschloss, либретто Коцебу, 1814 г.), "Четыре года на посту" (Der vierjahrige Posten, либретто Т. Кёрнера, 1815 г.), "Фернандо" (либретто А. Штадлера, 1815 г.), "Клаудина фон Вилла Белла" (либретто Гёте, 1815 г., сохранился 1-й из 3 актов), "Друзья с Саламанки" (Die Freunde von Salamanka, либретто И. Майрхофера, 1815 г.), "Адраст" (либретто Майрхофера, не окончена, между 1817 и 1819 гг.), "Братья-близнецы" (Die Zwillingsbrьder, либретто Г. Хофмана, 1819 г.), "Заговорщики (Die Verschworenen), или Домашняя война" (Der hausli-che Krieg, либретто И. Ф. Кастелли по комедиям Аристофана "Экклезиацузае" и "Лизистрата", 1823 г.), "Волшебная арфа" (Die Zauberharfe, пьеса Г. Хофмана с музыкой Ш., 1820 г.), "Розамунда, княгиня Кипрская" (Rosamunde, Fьrstin von Zypern, пьеса В. фон Шези с музыкой Шуберта, 1823 г.); дуэт и ария к комической опере Герольда "Волшебный колокольчик" , немецкие слова Ф. Трайчке (1821 г., исполнена 1821 г., Вена, "Кернтнертортеатр")

Произведения для солистов, хора и оркестра: 7 месс (1812 г., сохранились фрагменты; 1 - 1814 г.; 2-1815 г.; 1816 г.; 1819-1822 гг.; 1828 г.), "Немецкий реквием" (Немецкая траурная месса, 1818 г., издано 1826 г. как Сочинения Фердинанда Шуберта), "Немецкая месса" (1827 г.), 6 Tantum ergo (1814 г.; 2 - 1816 г.; 1821 г.; 1822 г.; 1828 г.), 4 Kyrie eleison (1812 г.; 3 - 1813 г.), магнификат (1815 г.), 3 оффертория (1815 г., 1815 г., 1828 г.); 2 Stabat mater (1815 г., латинский; 1816 г., немецкий) и др.

Оратории и кантаты: " Кто велик?" (Wer ist gross?, 1814 г.), "Именины Ф. M. Фирталера, или Поздравительная кантата" (Namensfeier fur F. M. Vierthaler, oder Gratulati-ons-Kantate, 1815 г.), "Приношение к 50-летнему юбилею г. Сальери" (Beitrag zur fьnfzigjahrigen Jubelfeier des Herrn Salieri, с фортепьяно, 1816 г.), "В честь Йозефа Шпендоу" (Zu Ehren von Josef Spendou, op. 128, 1816 г.), "Ko дню рождения певца И. M. Фогля, или Весеннее утро" (Zum Geburtstag des Sangers J. M. Vogl, oder Der Frьhlings-morgen, с фортепьяно, 1819 г.), "Лазарь, или Торжество воскресения" (La-zarus, oder Die Feier der Auterstebung, сценическая оратория, не окончена, 1820 г.), "К торжеству по случаю выздоровления Ирены Кизеветтер" (Zur Feier der Genesung der Irene Kiesewetter, с фортепьяно в 4 руки, 1827 г.), "Победная песнь Мирьям" (Mirjams Siegesgesang, слова Грильпарцера, для сопрано соло, смешанного хора и фортепьяно, 1828 г.)

Произведения для оркестра : симфонии: №1 (D-dur, 1813 г.), № 2 (B-dur, 1814-1815 гг.), № 3 (D-dur, 1815 г.), № 4 (c-moll, "Трагическая", 1816 г.), № 5 (B-dur, 1816 г.), № 6 (C-dur, 1818 г.), E-dur (не завершена, 1821 г.), h-moll ("Неоконченная", 1822 г.), № 7 (C-dur, "большая", 1825- 1828 гг.); увертюры (D-dur, 1811 г.; 2- D-dur , 1812 г.; B-dur , 1816 г.; D-dur , 1817 г.; увертюры "в итальянском стиле" D-dur и C-dur , 1817 г.; e-moll, 1819 г.)

Произведения для инструмента с оркестром : концертштюк для скрипки (D-dur, 1816 г.), рондо для скрипки и струного оркестра (A-dur, 1816 г.), полонез для скрипки (B-dur, 1817 г.)

Камерные инструментальные ансамбли : для скрипки с фортепьяно: 3 сонаты (сонатины, D-dur, a-moll и g-moll, 18)6), соната (дуэт, A-dur, 1817 г.); интродукция и вариации для флейты и фортепьяно (e-moll, на тему песни "Засохшие цветы"-"Trockne Blumen" из "Прекрасной мельничихи", 1824 г.); соната для арпеджиона и фортепьяно -(a-moll, 1824 г.); для фортепьянного трио - Ноктюрн (Es-dur, op. 148*, прим. 1828 г.), фортепьянное трио (B-dur, op. 99, прим. 1828 г.; Es-dur, op. 100, 1827 г.); струнное трио (B-dur, 1816 г.; B-dur, 1817 г.); струнные квартеты (g-moll - B-dur, 1810-1811 гг.; C-dur, 1812 г.; B-dur, 1812-1813 гг.; C-dur, 1813 г.; B-dur, две части, 1813 г.; D-dur, 1813 г.; Es-dur, op. 125 № l, 1813 г.: c-moll, Grave и Allegro, 1814 г.; B-dur, op. 168, 1814 г.; g-moll, 1815 г.; E-dur, 1816 г.; c-moll, 1-я ч., 1820 г.; a-moll, op. 29, 1824 г.; d-moll, "Девушка и смерть", 1824-1826 гг.: G-dur, op. 161, 1826 г.); для струнного квартета - увертюра (c-moll, 1811 г.), менуэты и немецкие танцы (1813 г.), фортепьянный квинтет (A-dur, "Форель", прим. 1819 г.); увертюра для струнного квинтета (c-moll, 1811 г.); струнный квинтет (C-dur, ор. 163, 1828 г.); октет для деревянных и валторны (менуэт и финал F-dur, 1813 г.); октет для струнных и духовых (F-dur, ор. 166, 1824 г.); 6 менуэтов для духового нонета (D 2D**, 1811 г., № 4-6 - в фортепьяно эскизе), нонет для духовых (es-moll, 1813 г.)

Произведения для фортепьяно в 2 руки : сонаты: E-dur (1815 г.), C-dur (не окончена, 1815 г.), E-dur (1816 г., части 1 и 2), e-moll (фрагмент, прим. 1817 г.),

a-moll (op. 164, 1817 г.), As-dur (1817 г.), e-moll (1817 г.), Des-dur (1817 г.), Es-dur (op. 122, редакция предыдущей, 1817 г.), fis-moll (1817 г.), H-dur (op. 147, 1817 г.), C-dur (не окончена, 1818 г.), f-moll (1818 г.; Adagio издано как ор. 145 № l), cis-moll (не окончена, 1819 г.), A-dur (op. 120, 1819 или 1825 гг.), a-moll (op. 143, 1823 г.), a-moll (op. 42, 1825 г.), C-dur ("Реликвия", не окончена, 1825 г.), D-dur (ор. 53, 1825 г.), G-dur (op. 78, "Fantasie, Andante, Menuetto und Allegretto", 1826 г.), c-moll, A-dur, B-dur (1828 г.)

Фантазии : C-dur ("Грацкая", D 605A, прим. 1817 г.), С-dur (фрагмент, между 1821 и 1823 гг.), C-dur "Скиталец" (op. 15, 1822 г.)

Экспромты: 4 (op. 90, прим. 1827 г.), 4 (op. 142, 1827 г.), 3 (Три фортепьянные пьесы, 1828 г.); музыкальные моменты : 6 (op. 94, 1823-1828 гг.), 2 пьесы (не оконч., D 916 В и С, прим. 1827 г.), рондо E-dur (ор. 145 №2, 1817 г.), Adagio G-dur (1815 г.), Allegretto c-moll (1827 г.), Andante C-dur (1812 г.) и A-dur (1816 или 1817 гг.), "Венгерская мелодия" (1-я редакция

3-й ч. "Венгерского дивертисмента" , 1824 г.) и др.

Вариации: F-dur (10, 1815 г.), a-moll на тему А. Хюттенбреннера (13, 1817 г.), c-moll на вальс Диабелли (1821 г.)

Танцы: немецкие -12 (венские, около 1812 г.), 17 (1816-1824 гг.), 16 (op. 33, 1823-1824 гг.), 12 (ор. 171, 1823 г.), 6 (1824 г.), 6 (6. г.) и др.; вальсы - 12 (1815-1821 гг., ор. 18), 20 (Последние вальсы - Letzte Walzer, 1815-1823 гг., op. 127), 36 (Первые вальсы - Erste Walzer, 1816-1821 гг., op. 9), 34 Сентиментальных вальса (Valses sentimentales, 1823-1824 гг., op. 50), 12 Грацких вальсов (1827 г., op. 91), 12 благородных вальсов (Valses nobles, б. г., op. 77) и др.; лендлеры -12 (сохранилось 8, прим. 1815 г.), 17 из ор. 18 (1815-1821 гг.), 8 (B-dur, 1816 г.), 16 (Венские дамские лендлеры - Wiener Damen-Landler, до 1826 г., op. 67) и др.

Менуэты : 20 (1813 г.), 3 (с трио, 1816 г.) и др.

Экосезы: 9 (из ор. 18, 1815-1821 гг.), 12 (1815 г.), 12 (1823 г.) и др.; галопы; 3 или 4 фуги (D 13 и 24 А-С, 1812 г.)

Произведения для фортепьяно в 4 руки : сонаты B-dur (ор. 30, прим. 1818 г.), C-dur (op. 140, Большой дуэт - Grand duo, 1824 г.); увертюры: g-moll (1819 г.),

f-moll/F-dur (op. 34, 1819 г.); фантазии: G-dur (1810 г.), g-moll (1811 г.), c-moll (Большая соната, 1813 г.), f-moll (op. 103, 1828 г.); Венгерский дивертисмент (Divertissement а la hongroise g-moll, op. 54, 1824 г.), Дивертисмент во французском стиле (Divertis-sement (а la franзaise)) e-moll (op. 63 и 84, 1825 г.), Allegro a-moll (Жизненные бури - Lebensstьrme, op. 144, 1828 г.); рондо: D-dur op. 138 (1818 г.) и A-dur op. 107 (1828 г.); вариации: 8 вариаций на французскую песню (e-moll, ор. 10, 1818 г.), 8 вариаций на оригинальную тему (As-dur, ор. 35, 1824 г.), 8 вариаций на тему из оперы "Мария" Герольда (C-dur, ор. 82 (№ 1, 1827 г.), интродукция и вариации на оригинальную тему (B-dur, ор. 82 № 2, ?); полонезы: 4 (ор. 75, 1818 г.), 6 (ор. 61, 1826 г.); 4 лендлера (1824 г.); марши: 3 героических (Trois marches hiroiques, op. 27, 1818 или 1824 гг.), 3 военных (Trois mareches militaires, op. 51, прим. 1818 г.), 6 больших (6 grandes marches et trios, op. 40, 1818 или 1824 гг.), Большой похоронный (Grande marche funиbre (а l"occasion de la morte de S. M. Alexander I), c-moll, op. 55, 1825 г.), Большой героический (Grande Marche heroique (а l"occasion du sacre de S. M. Nicolas I), a-moll, op. 66, 1826 г.), 2 характерных (Deux marches caractйristiques, C-dur, op. 121, прим. 1826 г.), Детский марш (для Ф. Пахлера, G-dur, 1827 г.); фуга e-moll для фортепьяно или органа (ор. 152, 1828 г.)

Вокальные ансамбли: вокальные терцеты: "Адвокаты" (Die Advokaten, для 2 теноров и баса с сопр. фортепьяно, ор. 74, 1812 г.: ранее считался обработкой одноимённого терцета А. Фишера), "К именинам моего отца" (Zur Namensfeier mei-nes Vaters, 1813 г., для 2 теноров и баса с сопр. гитары) и другие с сопровождением и без сопровождения (также каноны)

Вокальные квартеты для 2 теноров и 2 басов: 2 (ор. 16,прим. 1822 г.), 3 ("Деревушка"- Das Dorfchen, cлова Бюргера, "Соловей" - Die Nachtigall, cлова И. К. Унгера, "Дух любви" - Geist der Liebe, cлова Маттисона, ор. 11, 1817-1822 гг.), 4 (op. 17, прим. 1822 г.), Гондольер (Der Gondelfahrer, cлова Майрхофера, с сопровождением фортепьяно, ор. 28, 1824 г.), 3 (op. 64, до лета 1826 г.), Песнь лодочника (Bootgesang, перевод из В. Скотта, с сопровождением фортепьяно, ор. 52 № 3, 1825 г.), Застольная песня 16 века (Trinklied aus dem XVI. Jahrhundert, слова латинские, op. 155, 1825 г.) и др.

Вокальные квинтеты: для 2 теноров и 3 басов, в том числе: "Тот, кто страдал, поймёт" (Nur wer die Sehnsucht kennt, cлова Гёте, 1819 г.), "Лунный свет" (Mondenschein, слова Шобера, с сопровождением фортепьяно, ор. 102, 1826 г.) и др.

Для других составов мужских голосов: " Песнь духов над водами" (Gesang der Geister ьber den Wassern, cлова Гете, для 4 теноров и 4 басов в сопровождении струнных инструментов, ор. 167, 1820-1821 гг.; ранние эскизы и воплощения для других составов -1816 г., 1817 г., 1820 г.), "Ночное сияние" (Nachthelle, слова И. Г. Зайдля, для тенора соло, 2 теноров, 2 басов и фортепьяно, ор. 134, 1826 г.), "Ночная песнь в лесу" и др.

Для 2 сопрано и 2 контральто: 23-й псалом (перевод. М. Мендельсона, с сопровождением фортепьяно, ор. 132, 1820 г.), "Бог в природе" (Gott in der Natur, cлова Э. К. Клейста, с сопровождением фортепьяно, ор. 133, 1822 г.)

Для других составов женский голосов: " Коронах" (Coronach, переведено из В. Скотта, для 2 сопрано, альта и фортепьяно, ор. 52 № 4, 1825 г.), "Серенада" (Standchen, cлова Ф. Грильпарцера, для контральто соло, 2 сопрано, 2 контральто и фортепьяно, ор. 135, 1827 г.; 1-я редакция-для контральто соло, 2 теноров, 2 басов и фортепьяно, 1827 г.) и др.

Для сопрано, альта, тенора, баса и фортепьяно: " Молитва" и др.

Для других смешанных составов: " Свадебное жаркое" (Der Hochzeitsbraten, cлова Ф. Шобера, для сопрано, тенора, баса и фортепьяно, ор. 104, 1827 г.), "Вера, надежда и любовь" (Glaube, Hoffnung und Liebe, cлова И. А. Ф. Райля, для тенора, баса, смешанного хора и духовых инструментов, 1828 г.)

Более 600 песен для голоса и фортепьяно : на слова немецких поэтов: И. В. Гете - около 70, в том числе "Гретхен за прялкой" (Gretchen am Spinurade, op. 2), "Жалобная песнь пастуха" (Schafers Klagelied, ор. 3 № 1; обе -1814 г.), "Близость возлюбленного" (Nahe des Geliebten, op. 5 № 2), "Неистовая любовь" (Rastlose Liebe, op. 5 № l), "Морская тишь" (Meeres Stille op. 3 № 2), "Дикая роза" (Heidenroslein, op. 3 № 3), "К месяцу" (An den Mond, 2-е воплощение; все -1815 г.), "Лесной царь" (Erl-konig, op. l), "Король в Фуле" (Der Konig in Thule, op. 5 № 5), "Вечерняя песня охотника" (Jagers Abendlied, op. 3 № 4), "Вознице Кроносу" (An Schwager Kronos, op. 19 № l; все -1816 г.), "Ганимед" (op. 19 № 3, 1817 г.), "Прометей" (1819 г.), "Границы человечества" (Grenzen der Menschheit), "Зулейка I" (op. 14 № l), "Зулейка II" (op. 31), "Тайное" (Geheimes, op. 14 № 2: все -1821 г.), "Сын муз" (Der Musensohn, op. 92 № l, 1822 г.), "Ночная песнь странника II" (Wandrers Nachtlied II, Ьber allen Gipfein..., op. 96 №3, до 1824 г.), песни Миньоны и Арфиста из романа "Годы учения Вильгельма Мейстера" (1815-1826 гг.), в том числе 3 песни Арфиста (ор. 12, 1816-1822 гг.) и 4 песни из "Вильгельма Мейстера" (ор. 62, 1826 г.); Ф. Шиллера - 41, в том числе "Жалоба девушки" (Des Madchens Klage, 3 воплощения, 1811 г., 1812 г., 1816 г.; 2-е- ор. 58 № 3), "Ныряльщик" (Der Taucher; 2 редакция, 1814-1815 гг.), "Порука" (Die Bьrg-schaft, 1815 г.), "Группа из Тартара" (Gruppe aus dem Tartarus, op. 24 № l), "Борьба" (Der Kampf, op. 110; обе -1817 г.), "Желание" (Die Sehnsucht, 1813 г.; 2-е воплощение, ор. 39, прим. 1821 г.), "Пилигрим" (Der Pilgrim, ор. 37 № 1, 1823 г.), "Дифирамб" (Dythyrambe, op. 60 № 2, 1824 г.); В. Мюллера -песенные циклы "Прекрасная мельничиха" (Die schone Mullerin, op. 25, 20 песен, 1823 г.), "Зимний путь" (Die Winterreise, op. 89, 24 песни, 1827 г.) и др.; Г. Гейне - "Атлас" (Der Atlas), "Её портрет" (lhr Bild), "Рыбачка" (Das Fischer-madchen), "Город" (Die Stadt), "У моря" (Am Meer), "Двойник" (Der Doppelganger; все - 1828 г.), а также на слова И. П. Уца - 5, в том числе "Боги любви" (Die Liebesgotter, 1816 г.); И. Г. Якоби - 7, в том числе "Литания" (Litanei, 1816 г.);

К.Ф.Д. Шубарта - 4, в том числе "К смерти" (An den Tod, 1816 или 1817 гг.), "Форель" (Die Forelle, op. 32, прим. 1817 г.); Ф. Г. Клопштока -13, в том числе "Узы из роз" (Das Rosenband) и "Бесконечному" (Dem Unendlichen, обе -1815 г.); Ф. Л. Штольберга - 7, в том числе "Баркарола" (Auf dem Wasser zu singen, op. 72, 1823 г.); M. Клаудиуса -12, в том числе "Девушка и смерть" (Der Tod und das Madchen, ор. 7 № 3, 1817 г.); Л. Г. К. Xёльтп - 23, в том числе "К луне" (An den Mond, ор. 57 № 3, 1815 г.) и "Блаженство" (Seligkeit, 1816 г.); Ф. Маттисона - 27, в том числе "Аделаида" (1814 г.), "Свершение" (Vollendung) и "Земля" (Die Erde, D 989 и 989 A, прим. 1817 г.);

Л.Г. Козегартена - 22, в том числе "К заходящему солнцу" (An die untergehende Sonne, op. 44, 1817 г.); И. Г. 3алиса-Зевиса - 14, в том числе "Юноша у источника" (Der Jungling an der Quelle, 1816 или 1817 гг.); Г. Ф. Шмидта - "Скиталец" (Der Wanderer, ор. 4 № 1, 1816 г.) и др.

В Вене в семье школьного учителя.

Исключительные музыкальные способности Шуберта проявились в раннем детстве. С семилетнего возраста он обучался игре на нескольких инструментах, пению, теоретическим дисциплинам.

В возрасте 11 лет Шуберт был — школу-пансион для солистов придворной капеллы, где помимо пения изучал игру на многих инструментах и теорию музыки под руководством Антонио Сальери.

Во время обучения в капелле в 1810-1813 годах он написал множество сочинений: оперу, симфонию, фортепианные пьесы и песни.

В 1813 году он поступил в учительскую семинарию , в 1814 году начал преподавать в школе, где служил его отец. В свободное от работы время Шуберт сочинил свою первую мессу и положил на музыку стихотворение Иоганна Гете "Гретхен за прялкой".

К 1815 году относятся его многочисленные песни, среди которых "Лесной царь" на слова Иоганна Гете, 2-я и 3-я симфонии, три мессы и четыре зингшпиля (комическая опера с разговорными диалогами).

В 1816 году композитор закончил 4-ю и 5-ю симфонии , написал более 100 песен.

Желая полностью посвятить себя музыке, Шуберт оставил работу в школе (это привело к разрыву отношений с отцом).

В Желизе, летней резиденции графа Иоганна Эстерхази, он выполнял обязанности учителя музыки.

Тогда же молодой композитор сблизился с известным венским певцом Иоганном Фоглем (1768-1840), который стал пропагандистом вокального творчества Шуберта. На протяжении второй половины 1810-х годов из-под пера Шуберта вышли многочисленные новые песни, в том числе популярные "Скиталец", "Ганимед", "Фореллен", 6-я симфония. Его зингшпиль "Братья-близнецы", написанный в 1820 году для Фогля и поставленный в венском Кернтнертор-театре, не имел особого успеха, но принес Шуберту известность. Более серьезным достижением явилась мелодрама "Волшебная арфа", поставленная несколько месяцев спустя в Театре Ан-дер-Вин.

Он пользовался покровительством аристократических семей. Друзья Шуберта опубликовали по частной подписке его 20 песен, но опера "Альфонсо и Эстрелла" на либретто Франца фон Шобера, которую Шуберт считал своей большой удачей, была отклонена.

В 1820-х годах композитором были созданы инструментальные произведения: лирико-драматическая "Неоконченная" симфония (1822) и эпическая, жизнеутверждающая до-мажорная (последняя, девятая по счету).

В 1823 году он написал вокальный цикл "Прекрасная мельничиха" на слова немецкого поэта Вильгельма Мюллера, оперу "Фьебрас", зингшпиль "Заговорщицы".

В 1824 году Шубертом были созданы струнные квартеты A-moll и D-moll (его вторая часть — вариации на тему более ранней песни Шуберта "Смерть и девушка") и шестичастный Октет для духовых и струнных.

Летом 1825 года в Гмундене близ Вены Шуберт сделал наброски своей последней симфонии, так называемой "Большой".

Во второй половине 1820-х годов Шуберт пользовался в Вене весьма высокой репутацией — его концерты с Фоглем собирали многочисленную публику, а издатели охотно публиковали новые песни композитора, а также пьесы и сонаты для фортепиано. Среди произведений Шуберта 1825-1826 годов выделяются фортепианные сонаты, последний струнный квартет и некоторые песни, среди которых "Молодая монахиня" и Ave Maria.

Творчество Шуберта активно освещалось в печати, он был избран членом венского Общества друзей музыки. 26 марта 1828 года композитор с большим успехом дал в зале общества авторский концерт.

К этому периоду относятся вокальный цикл "Зимний путь" (24 песни на слова Мюллера), две тетради экспромтов для фортепиано, два фортепианных трио и шедевры последних месяцев жизни Шуберта — Месса Es-dur, три последние фортепианные сонаты, Струнный квинтет и 14 песен, опубликованных после смерти Шуберта в виде сборника под названием "Лебединая песнь".

19 ноября 1828 года Франц Шуберт скончался в Вене от тифа в возрасте 31 года. Он был похоронен на Вэрингском кладбище (ныне Парк Шуберта) на северо-западе Вены рядом композитором с Людвигом ван Бетховеном, скончавшимся годом ранее. 22 января 1888 года прах Шуберта был перезахоронен на Центральном кладбище Вены.

До конца XIX века значительная часть обширного наследия композитора оставалась неопубликованной. Рукопись "Большой" симфонии была обнаружена композитором Робертом Шуманом в конце 1830-х годов — впервые она прозвучала в 1839 году в Лейпциге под управлением немецкого композитора и дирижера Феликса Мендельсона. Первое исполнение Струнного квинтета состоялось в 1850 году, а первое исполнение "Неоконченной симфонии" — в 1865 году. Каталог произведений Шуберта включает около одной тысячи позиций — шесть месс, восемь симфоний, около 160 вокальных ансамблей, свыше 20 завершенных и незавершенных фортепианных сонат и свыше 600 песен для голоса с фортепиано.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Очень интересна для изучения биография Шуберта. Он родился 31 января 1797 года в пригороде Вены. Отец его работал школьным учителем, был очень трудолюбивым и порядочным человеком. Старшие сыновья выбрали отцовскую стезю, такой же путь был уготован Францу. Однако в их доме любили и музыку. Итак, краткая биография Шуберта...

Отец обучал Франца играть на скрипке, брат - на клавире, церковный регент преподавал ему теорию и учил игре на органе. Скоро домочадцам стало ясно, что Франц необычайно одарен, поэтому в 11 лет он начинает учиться в церковно-певческой школе. Там был свой оркестр, в котором играли ученики. Вскоре уже Франц исполнял партию первой скрипки и даже дирижировал.

В 1810 парень пишет первое сочинение, и становится ясно, что Шуберт - композитор. Биография его говорит, что страсть к музыке в нем настолько усилилась, что со временем вытеснила другие интересы. Юноша бросил школу через пять лет, вызвав гнев отца. Биография Шуберта повествует, что, уступая отцу, он поступает в учительскую семинарию, а потом работает помощником учителя. Однако все надежды отца сделать из Франца человека с хорошим и надежным заработком оказались тщетны.

Биография Шуберта в период с 1814 по 1817 годы - одна из самых активных фаз его творчества. По окончании этого времени он уже автор 7 сонат, 5 симфоний и примерно 300 песен, которые у всех на слуху. Казалось бы, ещё немного - и успех гарантирован. Франц бросает службу. Отец приходит в ярость, оставляет его без средств и рвет все отношения.

Биография Шуберта повествует, что ему приходилось жить у друзей. Среди них были поэты, художники. Именно в этот период проводятся знаменитые «шубертиады», то есть вечера, посвященные музыке Франца. В кругу друзей он играл на фортепиано, сочиняя музыку на ходу. Однако это были трудные годы. Шуберт жил в неотапливаемых комнатушках и давал ненавистные уроки, чтобы не умереть с голоду. Из-за нищеты Франц не смог жениться - любимая девушка предпочла ему состоятельного кондитера.

Биография Шуберта свидетельствует, что в 1822-м он написал одно из самых лучших своих творений - «Неоконченную симфонию», а затем цикл произведений «Прекрасная мельничиха». На какое-то время Франц вернулся в семью, но через два года снова ушел. Наивный и доверчивый, он не был приспособлен к самостоятельной жизни. Шуберт часто становился жертвой обмана своих издателей, которые откровенно на нем наживались. Автор огромной и замечательной коллекции песен, которые были очень популярны среди бюргеров ещё при его жизни, еле

Шуберт не был музыкантом-виртуозом, как Бетховен или Моцарт, и мог выступать лишь как аккомпаниатор своих мелодий. Симфонии так и не были исполнены при жизни композитора. Кружок «Шубертиада» распался, друзья обзавелись семьями. Он не умел просить, а унижаться перед влиятельными личностями не желал.

Франц совсем отчаялся и считал, что, возможно, в старости ему придется просить подаяние, однако он ошибался. Композитор не знал, что старости у него не будет. Но, несмотря на все это, его творческая активность не ослабевает, и даже наоборот: биография Шуберта утверждает, что музыка его становится более глубокой, выразительной и масштабной. В 1828 друзья организовали концерт, на котором оркестр играл лишь его песни. Он имел очень большой успех. После этого Шуберт снова преисполнился грандиозных планов и с удвоенной энергией стал трудиться над новыми композициями. Однако через несколько месяцев он заболевает тифом и в ноябре 1828-го умирает.

Первый композитор-романтик, Шуберт - одна из трагичнейших фигур в истории мировой музыкальной культуры. Жизнь его, недолгая и небогатая событиями, оборвалась, когда он был в расцвете сил и таланта. Он не услышал большей части своих сочинений. Во многом трагически складывалась и судьба его музыки. Бесценные рукописи, частью хранившиеся у друзей, частью кому-то подаренные, а порою просто потерянные в бесконечных переездах, долгое время не могли быть собраны воедино. Известно, что «Неоконченная» симфония ждала своего ис-полнения более 40 лет, а До-мажорная - 11 лет. Пути, открытые в них Шубертом, долгое время оставались неведомыми.

Шуберт был младшим современником Бетховена. Оба они жили в Вене, их творчест-во совпадает по времени: «Маргарита за прялкой» и «Лесной царь» - ровесники 7 и 8 симфоний Бетховена, а его же 9-я симфония появилась одновременно с шубертовской «Неоконченной». Только полтора года отделяют кончину Шуберта от дня смерти Бетховена. Тем не ме-нее, Шуберт - представитель совершенно нового поколения художников. Если бетховенское творчество сформировалось под влиянием идей Великой французской революции и воплоти-ло ее героику, то искусство Шуберта родилось в атмосфере разочарования и усталости, в обстановке самой жесткой политической реакции. Начало ей положил «Венский конгресс» 1814-15 гг. Представители государств, победивших в войне с Наполеоном, объединились тогда в т.н. «Священный союз», главной целью которого было подавление революционных и национально-освободительных движений. Руководящая роль в «Священном союзе» принадлежала Австрии, точнее главе австрийского правительства канцлеру Меттерниху. Именно он, а не пассивный, безвольный император Франц, фактически управлял страной. Именно Меттерних был подлинным творцом австрийской самодержавной системы, суть которой сводилась к тому, чтобы пресекать в зачатке любые проявления свободомыслия.

То обстоятельство, что всю пору творческой зрелости Шуберт провел в меттерниховской Вене, в огромной мере определило характер его искусства. В его творчестве нет произведений, связанных с борьбой за счастливое будущее человечества. Его музыке мало свойственны героические настроения. Во времена Шуберта уже не было речи об общечеловеческих проблемах, о переустройстве мира. Борьба за все это казалась бессмысленной. Самым важным представлялось сохранить честность, ду-шевную чистоту, ценности своего душевного мира. Так родилось художественное течение, получившее название « романтизм» . Это искусство, в котором впервые центральное место заняла отдельная личность с ее непов-торимостью, с ее исканиями, сомнениями, страданиями. Творчество Шуберта - рассвет музыкального романтизма. Его герой - это герой нового времени: не общественный деятель, не ора-тор, не активный преобразователь действительности. Это несчастный, одинокий человек, надеждам которого на счастье не дано сбыться.

Коренное отличие Шуберта от Бетховена заключалось в содержании его музыки, как вокальной, так и инструментальной. Идейный стержень большинства шубертовских произведений образует столкновение идеального и реального. Всякий раз столкновение мечты и реальности получает индивидуальное толкование, но, как правило, конфликт не находит окончательного разрешения. Не борьба во имя утверждения положительного идеала находится в центре внимания композитора, а более или менее отчетливое обнажение противоречий. В этом - главное свидетельство принадлежности Шуберта к романтизму. Основной его темой стала тема обездоленности, трагической безысходности . Тема эта не выдумана, она взята из жизни, отразив судьбу целого поколения, в т.ч. и судьбу самого композитора. Как уже было сказано, свой короткий творческий путь Шуберт прошел в трагической безвестности. Ему не сопутствовал успех, естественный для музыканта такого масштаба.

Между тем творческое наследие Шуберта огромно. По интенсивности творчества и художественному значению музыки, этого композитора можно сравнить с Моцартом. Среди его сочинений - оперы (10) и симфонии, камерно-иструментальная музыка и кантатно-ораториальные произведения. Но каким бы выдающимся не был вклад Шуберта в развитие различных музыкальных жанров, в истории музыки имя его связано прежде всего с жанром песни - романса (нем. Lied ). Песня была стихией Шуберта, в ней он достиг небывалого. Как заметил Асафьев, «то, что совершил Бетховен в области симфонии, то Шуберт совершил в области песни-романса...» В полном собрании сочинений Шуберта песенная серия представлена гро-мадной цифрой - более 600 произведений. Но дело не только в количестве: в творчестве Шуберта совершился качественный скачок, позволивший песне занять совершенно новое место в ряду музыкальных жанров. Жанр, игравший в искусстве венских классиков явно второстепенную роль, стал равным по значению опере, симфонии, сонате.

Инструментальное творчество Шуберта

Инструментальное творчество Шуберта насчитывает 9 симфоний, свыше 25 камерно-инструментальных произведений, 15 фортепианных сонат, множество пьес для фортепиано в 2 и 4 руки. Выросший в атмосфере живого воздействия музыки Гайдна, Моцарта, Бетховена, которая была для него не прошлым, а настоящим, Шуберт удивительно быстро - уже к 17-18 годам - в совершенстве освоил традиции венской классической школы. В его первых симфонических, квартетных и сонатных опытах особенно ощутимы отголоски Моцарта, в частности, 40-й симфонии (любимейшего сочинения молодого Шуберта). С Моцартом Шуберта тесно сближает ясно выраженный лирический склад мышления. В то же время во многом он выступил наследником гайдновских традиций, о чем говорит близость к австро-немецкой народной музыке. Он перенял у классиков композицию цикла, его частей, основные принципы организации материала. Однако опыт венских классиков Шуберт подчинил новым задачам.

Романтические и классические традиции образуют в его искусстве единый сплав. Шубертовская драматургия - следствие особого замысла, в котором господствует лирическая направленность и песенность, как главный принцип развития. Шубертовские сонатно-симфонические темы родственны песням - и по своему интонационному строю, и по приемам изложения и раз-вития. Венские классики, особенно Гайдн, нередко также создавали темы на основе песенной мелодики. Однако воздействие песенности на инструментальную драматургию в целом было ограниченным - разработочное развитие носит у классиков чисто инструментальный характер. Шуберт же всячески подчеркивает песенную природу тем :

  • часто излагает их в репризной замкнутой форме, уподобляя законченной песне (ГП I части сонаты A-dur);
  • развивает при помощи варьированных повторов, вариантных пребразований, в отличие от традиционного для венских классиков симфонического развития (мотивного вычленения, секвенцирования, растворения в общих формах движения);
  • иным становится и соотношение частей сонатно-симфонического цикла - первые части нередко излагаются в неторопливых темпах, в результате чего значительно сглаживается традиционный классический контраст между быстрой и энергичной первой частью и медленной лирической второй.

Соединение того, что казалось несовместимым - миниатюрного с масш-табным, песенного с симфоническим - дало совершенно новый тип сонатно-симфонического цикла - лирико-романтический.