Камерно-инструментальные произведения бетховена. Камерная инструментальная музыка Камерно инструментальное творчество

  • 13.06.2019

Камерно-инструментальное творчество разнообразно. Оно представлено не только клавирными и скрипичными сонатами, струнными квартетами и квинтетами, но и ансамблями разного состава. Эти произведения во многом близки к моцартовским симфониям своей глубиной и душевной сосредоточенностью, но отличаются большей утонченностью и интимностью. Полифонические элементы используются в камерных ансамблях более интенсивно, чем в симфониях, диссонирующие созвучия встречаются чаще.

Значительное место в камерно-инструментальном творчестве Моцарта занимают фортепианные трио. В этих произведениях господствует трехчастный цикл: сонатное allegro, менуэт и быстрый финал в форме рондо. Контрастность выражена весьма ярко, наблюдается даже элемент театральности – контрастные элементы распределяются между разными инструментами.

Наряду с фортепианными трио (скрипка, виолончель, фортепиано) композитор создает трио иного состава – например, в 1788 г. им написан Дивертисмент для скрипки, альта и виолончели. Он впервые был исполнен в Дрездене – по словам автора, «весьма шумно». Построение музыкальной ткани отличается удивительным совершенством, каждый инструмент – «первый среди равных». За первой частью с ее необычайно серьезной разработкой следует задушевное Adagio. Традиционный для третьей части менуэт сменяется еще одной медленной частью – вариациями на народную тему, далее следует второй менуэт – с двумя трио, и завершается произведение финалом в форме рондо.

Моцарт был первым композитором, создавшим произведение для кларнета, альта и фортепиано, оно известно под заглавием «Кегельбанское трио», которое следует считать результатом недоразумения: за неделю до его создания композитор написал несколько валторновых дуэтов, пометив в автографе, что сочинены они был за игрой в кегли, но с легкой руки издателей название «Кегельбанское» закрепилось за трио. Впервые оно прозвучало в доме друзей Моцарта – семейства Жакен, а партию фортепиано исполнила Франциска Жакен – ученица композитора.

Другим интересным «экспериментом» Моцарта стало создание двух фортепианных квартетов (для скрипки, альта, виолончели и фортепиано) в 1785-1786 гг. Оба квартета, будучи трехчастными, воспринимаются как разновидность сонаты. Для исполнения они весьма сложны – критики отмечали, что их очень легко загубить посредственным исполнением. Вероятно, по этой причине спрос на ноты был невысок, а Моцарт не возвращался к такому составу.

Несколько раньше – в 1783 г. – Моцарт создает два дуэта для скрипки и альта. По свидетельству современников (впрочем, не вполне достоверному), создание их было вызвано желанием помочь другу и сослуживцу при дворе Колоредо – Иоганну Михаэлю Гайдну (младшему брату ). Тот был болен и не мог закончить шесть дуэтов, которые заказал ему Колоредо – между тем, епископ торопил с завершением работы, угрожая лишить жалованья. Моцарт написал два недостающих дуэта. По неизвестным причинам, Гайдн так и не опубликовал цикл, а принадлежность двух дуэтов Моцарту никогда не оспаривалась. Виртуозность, идеально соответствующая возможностям скрипки, сочетается в этих дуэтах со строгостью формы.

«Кегельбанское трио» – не единственное камерное произведение Моцарта с участием духового инструмента. В 1778 г., находясь в Мангейме, он пишет по заказу богатого любителя музыки три квартета для флейты, скрипки, альта и виолончели. Работа над ними не принесла ему удовлетворения (к тому же, заказчик не заплатил обещанной суммы) – тем не менее, первый квартет – ре-мажорный – не производит впечатления произведения, написанного без желания. На первый план выдвигается флейта. Особым очарованием обладает печальная вторая часть с ее задушевным флейтовым соло. Два других квартета – при всей своей изысканности – менее интересны (Моцарт даже не счел нужным сделать их трехчастными – в отличие от первого, они двухчастны). Еще один квартет был написан уже в Париже. Этот квартет с его шутливыми вариациями на тему Паизиелло в первой части воспринимается как пародия на итальянских композиторов – прежде всего, на Джузеппе Камбини, развивавшего жанр квартета на темы арий.

Некоторые камерные ансамбли Моцарт создавал в расчете на конкретных исполнителей. Например, Квартет для гобоя, скрипки, альта и виолончели написан в 1781 г. для Фридриха Рамма, о котором композитор отзывается как о «первейшем из ныне здравствующих гобоистов». Моцарт дал музыканту возможность сполна продемонстрировать свое мастерство, включив в партию гобоя и кантилену, и фигурации, и небольшую каденцию в медленной части. В 1782 г. для валторниста Игнаца Лёйтгеба он создал квинтет для валторны, скрипки, двух альтов и виолончели, в его фактуре главную роль играют валторна и скрипка, остальные инструменты сопровождают их. Несколько произведений с участием кларнета посвятил своему другу Антону Штадлеру – одному из первых солистов-кларнетистов. Одно из них – утонченный Квинтет для кларнета из струнных, который сам Моцарт именовал «квинтетом Штадлера».

Все права защищены. Копирование запрещено

МБУ ДО «Симферопольская районная ДШИ»

филиал Кольчугино

Доклад

на тему: « Жанр камерно-инструментальной музыки в творчестве композиторов классиков»

Выполнила: концертмейстер

Фирсова Наталья Александровна

2015г

Жанр камерно-инструментальной музыки в творчестве композиторов классиков

Камерно-инструментальная музыка всегда представляла собой тонкую материю, чутко откликающуюся и реагирующую на все явления современной ей эпохи: революции (социальные и культурные), глобальные общественно-политические события, научно-технический прогресс, возникновение новых тенденций и течений в различных областях искусства. Не стал исключением и XXI век. На данном этапе, одной из основных тенденций в современной камерно-инструментальной музыке является синтез, в широком смысле этого слова: синтез искусств, синтез различных жанров и направлений музыки - то есть, синтез в значении диалогичности и гибкости музыкального

пространства.

В силу своей специфичности как музыкального жанра, аппелирующего, в первую очередь, ко внутреннему миру слушателя и композитора, именно эта жанровая область смогла вместить в себя практически весь широчайший спектр философско-эстетических концепций как прошлого, так и нового, и новейшего времени, позволила углубить связь музыкального искусства с психологией, при всей своей сложности, разнообразии и, в некоторых случаях неоднозначности, обрести своего слушателя, знатока, исполнителя

Истоки камерной музыки восходят к эпохе средневековья. Термин «Камерная музыка» утверждается в XVI - XVII вв., а впервые этот термин появился в 1635 году в сборнике итальянского композитора Джо Арригони. Разграничение музыки на церковную и камерную наметилось в вокальных жанрах в середине XVI в. Самые ранние из известных образцов камерной музыки «L"anticamusicaridottaallamoderna» Николо Вичентино (1555 г.), в Венеции Дж. Арригони опубликовал вокальные «Concertidacamera». В качестве камерных вокальных жанров в XVII - начале XVIII вв. развивались кантата (cantatadacamera) и дуэт. В XVII в. наименование «камерная музыка» было распространено на инструментальную музыку. Первоначально церковная и камерная инструментальная музыка не различались по стилю: стилевые различия между ними ясно выступили лишь в XVIII в. И. И. Кванц в 1752 писал, что камерная музыка требует «более оживления и свободы мыслей, чем церковный стиль». Высшей инструментальной формой стала циклическая соната (sonatadacamera), сформировавшаяся на основе танцевальной сюиты. Наибольшее распространение получила в XVII в. трио-соната с её разновидностями - церковной и камерной сонатами, несколько меньшее - сольная соната (без сопровождения или с сопровождением bassocontinuo). Классические образцы трио-сонат и сольных (с bassocontinuo) сонат создал А. Корелли. На рубеже XVII-XVIII вв. возник жанр concertogrosso, вначале также подразделявшийся на церковную и камерную разновидности. У А. Корелли, например, это деление проводится очень чётко - из 12 созданных им concertigrossi (op. 7) 6 написаны в церковном, а 6 - в камерном стиле. По содержанию они аналогичны его же сонатам dachiesa и dacamera. К середине XVIII в. подразделение на церковный и камерный жанры постепенно утрачивает значение, но всё яснее выступает различие камерной и музыки концертной (оркестровой и хоровой).

В середине XVIII в. в творчестве Й. Гайдна, К. Диттерсдорфа, Л. Боккерини, В. А. Моцарта сформировались классические виды инструментального ансамбля - соната, трио, квартет и т.д.

Обладающий богатыми выразительными возможностями, инструментальный ансамбль (особенно смычковый квартет) привлекал внимание почти всех композиторов и стал своего рода «камерной ветвью» симфонического жанра. Поэтому в ансамбле получили отражение все основные направления музыкального искусства XVII-XX вв. - от классицизма (Й. Гайдн, Л. Боккерини, В. А. Моцарт, Л. ван Бетховен) и романтизма (Ф. Шуберт, Ф. Мендельсон, Р. Шуман и др.) до ультрамодернистских абстракционистских течений. Во 2-й половине XIX в. выдающиеся образцы инструментальной камерной музыки создали И. Брамс, А. Дворжак, Б. Сметана, Э. Григ, С. Франк, в XX в. - К. Дебюсси, М. Равель, М. Регер, П. Хиндемит, Л. Яначек, Б. Барток, Б. Бриттен и др.

Огромный вклад в камерно - инструментальную музыку внесли русские композиторы. В России распространение камерного музицирования началось в 70-х гг. XIX в. Первые инструментальные ансамбли написал Д. С. Бортнянский. Дальнейшее развитие камерная музыка получила у А. А. Алябьева, М. И. Глинки и достигла высочайшего художеств. уровня в творчестве П. И. Чайковского и А. П. Бородина: их камерные сочинения характеризуются ярко выраженным национальным содержанием, психологизмом. Большое внимание уделяли камерному ансамблю А. К. Глазунов и С. В. Рахманинов, а для С. И. Танеева он стал основным родом творчества. Исключительно богато и многообразно камерное инструментальное наследие советских композиторов: его главные линии - лирико-драматическая (Н. Я. Мясковский), трагедийная (Д. Д. Шостакович), лирико-эпическая (С. С. Прокофьев), А. И. Хачатурян и народно-жанровая.

Не лишне напомнить, что современная камерно-инструментальная музыка прошла через три периода своего становления:

первый период с 1450 по 1650 годы, для которого характерно развитие техники игры на виолах и инструментах других семейств, постепенное выделение чисто инструментальной музыки при сохраняющемся преобладании вольного стиля. Среди дошедших до нас сочинений этого периода, написанных специально для инструментальных составов без голоса, - фантазии и канцоны Орландо Гиббонса (1610г.), сонаты Джованни Габриели (1615г.);

второй период с 1650 по 1750 годы отмечен распространением жанра трио-сонаты (обычно они сочинялись для двух скрипок и виолончели с клавиром, который обеспечивал гармоническую основу) и других ансамблей, как инструментальных, так и с участием голосов, которые обязательно сопровождались так называемым цифрованным басом (аккордами) клавишного инструмента. Среди мастеров трио – сонаты этого периода – АрканджелоКорелли, Генри Пёрсел,Г.Гендель;

Третий период с 1750 года до настоящего времени, в котором доминирует струнный квартет, состоящий из двух скрипок, альта и виолончели.

Сегодня, как правило, камерно-инструментальную музыку исполняют камерные ансамбли в следующем сочетании:

Солирующий инструмент (струнный или духовой) и фортепиано;

Фортепианный дуэт (два фортепиано или фортепиано в четыре руки);

Струнное трио (скрипка, альт и виолончель); фортепианное трио(скрипка, виолончель и фортепиано);

Струнный квартет (две скрипки, альт и виолончель);

Фортепианный квартет (скрипка, альт, виолончель и фортепиано);

Струнный квинтет (струнный квартет плюс альт и или виолончель);

Фортепианный квинтет (фортепиано плюс струнный квартет) и другие.

На протяжении XVIII в. шло бурное развитие инструментальной исполнительской культуры . Развитие камерно-инструментальной музыки в первой половине столетия было связано с исполнительством приглашённых зарубежных музыкантов, которые обучали русских аристократов. Таким образом, инструментализм распространялся в элитарной среде. В 80 – 90-е гг. появляются первые образцы русской камерно-инструментальной музыки: русские музыканты разрабатывают жанры сольной сонаты, вариаций, камерного ансамбля. Именно в инструментальной сфере проявляется интеллектуальная содержательность музыки.. В эпоху Петра I инструментальная музыка в России начинает возрождаться, но уже под сильным западным влиянием.

Современные жанры камерно-инструментальной музыки окончательно сформировались в творчестве венских классиков - Й. Гайдна, В. А. Моцарта, Л.ван Бетховена. Это соната, трио, квартет, квинтет, ансамбли, в которых большое место отводится струнным инструментам.

Камерно-инструментальная музыка вбирала в себя стилистические черты других разновидностей музыкального творчества. Уже Л. ван Бетховен во многом симфонизировал свои квартеты, сделал их более масштабными как в области формы, так и содержания. А его знаменитая «Крейцерова соната» для скрипки и фортепьяно - произведение подлинно симфоническое по своему эмоциональному накалу, монументальности музыкальных образов. В произведениях композиторов-романтиков Ф. Шуберта, Ф. Мендельсона, Р. Шумана, И. Брамса необычайно сильно проявилось (особенно в жанре миниатюры) лирическое начало («Песни без слов» Ф. Мендельсона).

В творчестве русских композиторов жанры камерно-инструментальной музыки трактовались очень своеобразно иглубоко национально. Элементы русской народной подголосочной полифонии органично и естественно претворились в квартетах А. П. Бородина и А. К. Глазунова, в трио и квартетах П. И. Чайковского. П. И. Чайковский создал сравнительно небольшое количество сочинений для инструментальных ансамблей: три струнных квартета (не считая одного раннего, написанного в годы учения в консерватории и не получившего порядкового номера), которые были созданы автором в течение одного пятилетия(1871-1875 годы), фортепианное трио и струнный секстет. Второй квартет, который, кстати сказать, относился к числу любимых произведений самого автора, также сочетает народно-жанровое и лично-лирическое начала.

В период 1900-1917 годов в России инструментальная музыка привлекла к себе пристальное внимание русских композиторов. Можно сказать, что никогда ранее она не занимала столь значительного места в их творчестве. А. Глазунов, С. Танеев, С. Рахманинов, А. Скрябин, А. Лядов, А.Аренский, С. Ляпунов, Н. Метнер, начинающий С. Прокофьев создают огромное количество инструментальных произведений, поражающих содержательностью, стилистическим и жанровым разнообразием. В первую очередь, следует отметить развитие концертного жанра, который у некоторых композиторов даже стал выходить на первый план, «потеснив» симфонию (Фортепианные концерты С. Рахманинова, С. Прокофьева). Скрипичных концертов в это время появилось не так много.

Открывает хронологически их список концерт А. С. Аренского (1901 г.), продолжающего в этом произведении традиции П. И. Чайковского; за ним следуют концерты А. К. Глазунова (1904 г.) и С. М. Ляпунова (1915 г.). В творчестве последнего сказались влияния М. А. Балакирева и А. К. Глазунова.

Хронологически развитие русского скрипичного концерта этого периода завершает Первый концерт для скрипки с оркестром С. Прокофьева (1915-1917 гг.). Крупное произведение концертного плана - Сюиту для скрипки с оркестром (1909 г.) - написал С. И. Танеев. При такой немногочисленности среди названных сочинении имеются подлинные шедевры - Концерт А.Глазунова, Первый концерт С.Прокофьева, входящие в золотой фонд мировой скрипичной классики. Первые десятилетия XX века стали временем расцвета русской сонаты, правда, в основном фортепианной.

Сонат для скрипки с фортепиано также было написано немало, хотя среди них не было столь ярких явлений, как фортепианные сонаты А.Скрябина или С.Прокофьева. В подавляющем большинстве скрипичные сонаты этого периода не имеют новаторского характера, пассивно продолжая традиции русской классики, притом в эпигонско-академическом плане. Такова соната Ц. А. Кюи (1911г.), не вызвавшая в ту пору никакого отклика; таковы и сонаты «беляевцев» - В. И. Малишевского, А. А. Винклера, в которых отдельные привлекательные страницы не нарушают общей картины «академического» благополучия и стилевой сглаженности.

Это благозвучные, но мало оригинальные сочинения, в которых преобладает нейтральная по национальным и стилевым признакам тематика, хотя проскальзывают и русские интонации. Заметно отличается от творчества беляевцев «баховским» началом скрипичная соната А. Ф. Гедике. Сравнительно большую популярность среди скрипачей (сохранившуюся и в советское время) получила мелодически приятная соната Л. В. Николаева.

Среди скрипичных произведений этого жанра особенно следует выделить две сонаты Г. В. Катуара, художника тонкого и изысканного. Корни творчества Г.Катуара - в музыке П.Чайковского, С.Танеева, А.Глазунова в причудливом соединении со стилевыми элементами импрессионистов и А.Скрябина. Большая соната для скрипки с фортепиано ор. 15 Г.Катуара, с взволнованно-поэмной I частью, кантиленной «Баркаролой» и импрессионистским финалом (фантастические «взлеты») должна быть оценена как одна из вершин в развитии жанра русской скрипичной сонаты той эпохи.

Мрачно-субъективистский оттенок имеет соната М. Ф. Гнесина, в которой интонации народной еврейской песенности даны в оправе изысканных хроматизированных гармоний. Одна из лучших русских скрипичных сонат - Соната ор. 21 h-moll (1909-1910 гг.) Н. К. Метнера. Довольно большое развитие получают малые формы, но и в них по жанровому и стилевому многообразию скрипичная литература значительно уступает фортепианной. Преобладающее место в ней занимают лирические и жанровые пьесы - романсы, элегии, «размышления», «мечты», мазурки и вальсы, подчас с оттенком интимной лирики и салонности.

В лирическом и жанровом плане с тяготением к романсовой напевности выдержаны пьесы А. С. Аренского «Presdelaier», 6 эскизов для скрипки с фортепиано, А. Т. Гречанинова» «Колыбельная», «Размышление», «Regrets» - ор. 9, 1895 г., Ф. Акименко «Колыбельная», 1902 г., Я. Витола «Две пьесы» , «Романс», Сюита С. Бармотина «Прелюд», «Маленькая поэма», «Колыбельная», «Скерцандо», «Эклога», «Мазурка», «Элегия», «Восточная картинка», «Маленький вальс». Наиболее художественно-значительные скрипичные пьесы малых форм принадлежат А. К. Глазунову, это - «Meditation» и «Mazur-oberek», переложенный самим автором и для скрипки с оркестром. «Meditation» стала репертуарной пьесой, исполнявшейся в концертах скрипачей.

Несколько скрипичных пьес написал Н. К. Метнер: 3 ноктюрна (ор. 16, 1907г.), 2 канцоны (ор. 43, 1924 г.).

Большинство крупных русских композиторов начала XX столетия отдало дань камерно-ансамблевым жанрам, а для некоторых камерная музыка стала основным видом творчества (С. И. Танеев). Вместе с тем необходимо указать, что именно в области инструментального ансамбля оказались особенно стойкими традиции русской классики XIX века и, пожалуй, с особенной силой проявились тенденции академизма.

За исключением А.Глазунова, чрезвычайно академичным было все творчество композиторов беляевского кружка. Новыми течениями эта область музыки оставалась не захваченной. Почти исключением были Три пьесы для струнного квартета И. Ф. Стравинского (1914 г.). Камерно-ансамблевые жанры очень привлекали многих композиторов беляевского кружка. В камерной литературе этого периода проявились сильные влияния П.Чайковского. Они очень заметны у А. С. Аренского в 2-х квартетах и 2-х фортепианных трио. Особенной популярностью пользовалось Первое фортепианное трио (1894 г.), захватывающее своим романтичным мелосом, элегическими настроениями.

До настоящего времени одним из самых распространенных произведений, широко используемых в исполнительской практике, остается «Элегическое трио» № 2 (d-moll) С. В. Рахманинова, посвященное памяти П. И. Чайковского (1893).Рахманинов придал ему форму, весьма близкую к фортепианному трио Чайковского.Современная камерно-инструментальная музыка по своей идейной и художественной значимости стала вполне соизмеримой симфонической музыке; симфония же нередко оказывается близкой к камерным жанрам, как, например, 14я и 15я симфонии Д. Д. Шостаковича.

Камерно-инструментальная музыка предназначена для небольшого состава исполнителей. Для нее характерно внимание к внутреннему миру человека как личности, в противовес обобщающему выражению чаяний многих людей в симфоническом жанре. Монументальность симфонии, подчеркнуто эффектная виртуозность инструментального концерта в принципе нетипичны для камерной музыки. Скорее наоборот, её отличает экономия выразительных средств при большой самостоятельности отдельных партий и творческой активности каждого участника ансамбля. Первоначально камерная музыка предназначалась для узкого круга слушателей и исполнялась нередко в домашней обстановке, позднее –в небольших специальных концертных залах.

Камерная музыка предполагает доминирующую функцию инструментария, некий удельный вес виртуозности, благодаря чему внутристилевые градации жанров порой приобретают лишь упорядочивающую направленность по отношению к основным количественным параметра.

Современная камерно-инструментальная музыка по своей идейной и художественной значимости стала вполне соизмеримой симфонической музыке; симфония же нередко оказывается близкой к камерным жанрам, что чётко просматривается в произведениях М. Халитовой.

В восточноевропейской музыке, а сегодня к ней можно отнести крымско - татарскую музыку, а также в связи со становлением национальных композиторских школ, адаптация камерных жанров на национальной почве активнее проявилась от середины прошлого столетия до настоящего времени. Поэтому здесь дольше сохраняются и традиционные жанры камерной музыки, и, следовательно, интерес к классическому камерному составу, как например, в произведениях М. Халитовой: концерт «Ашык–наме», концерт для трубы с оркестром «У подножья Демерджи», «Эпитафия для виолончели и оркестра» и других.

Предназначенная для исполнения в небольшом помещении небольшим составом исполнителей.

Тер-мин «камерная музыка» впер-вые встре-ча-ет-ся в 1555 году у Н. Ви-чен-ти-но. В XVI-XVII веках «ка-мер-ной» на-зы-ва-ли свет-скую му-зы-ку (во-каль-ную, с XVII века так-же ин-ст-ру-мен-таль-ную), зву-чав-шую в до-маш-них ус-ло-ви-ях и при дво-ре; в XVII-XVIII веках в боль-шин-ст-ве стран Ев-ро-пы при-двор-ные му-зы-кан-ты но-си-ли зва-ние «ка-мер-му-зы-кан-тов» (в Рос-сии это зва-ние су-ще-ст-во-ва-ло в XVIII - начале XIX веков; в Ав-ст-рии и Гер-ма-нии в ка-че-ст-ве почетного зва-ния для ин-стру-мен-та-ли-стов со-хра-ни-лось по-ны-не). В XVIII веке камерная музыка зву-ча-ла в ве-ли-косвет-ских са-ло-нах в уз-ком кру-гу зна-то-ков и лю-би-те-лей, с начала XIX века уст-раи-ва-лись пуб-лич-ные ка-мер-ные кон-цер-ты, к середине XIX века они ста-ли не-отъ-ем-ле-мой ча-стью ев-ропейской музыкальной жиз-ни. С рас-про-ст-ра-не-ни-ем пуб-лич-ных кон-цер-тов ка-мер-ны-ми ис-пол-ни-те-ля-ми ста-ли на-зы-вать профессиональных му-зы-кан-тов, вы-сту-паю-щих в кон-цер-тах с ис-пол-не-ни-ем камерной музыки. Ус-той-чи-вые ти-пы ка-мер-но-го ан-самб-ля: ду-эт, трио, квар-тет, квин-тет, сек-стет, сеп-тет, ок-тет, но-нет, де-ци-мет . Во-каль-ный ан-самбль, в со-став ко-то-ро-го вхо-дит при-бли-зи-тель-но от 10 до 20 ис-пол-ни-те-лей, как пра-ви-ло, на-зы-ва-ет-ся ка-мер-ным хо-ром; ин-ст-ру-мен-таль-ный ан-самбль, объ-е-ди-няю-щий бо-лее 12 ис-пол-ни-те-лей, - ка-мер-ным ор-ке-ст-ром (гра-ни-цы ме-ж-ду ка-мер-ным и ма-лым сим-фо-ническим ор-ке-ст-ром не-оп-ре-де-лён-ны).

Наи-бо-лее раз-ви-тая ин-ст-ру-мен-таль-ная фор-ма камерной музыки - цик-лическая со-на-та (в XVII-XVIII веках - трио-со-на-та, соль-ная со-на-та без со-про-во-ж-де-ния или с со-про-во-ж-де-ни-ем бас-со кон-ти-нуо; клас-сические об-раз-цы - у А. Ко-рел-ли , И. С. Ба-ха). Во 2-й половине XVIII века у Й. Гайд-на, К. Дит-терс-дор-фа, Л. Бок-ке-ри-ни, В. А. Мо-цар-та сфор-ми-ро-ва-лись жан-ры клас-сической со-на-ты (соль-ной и ан-самб-ле-вой), трио, квар-те-та, квин-те-та (од-но-вре-мен-но с ти-пи-за-ци-ей ис-пол-ни-тель-ских со-ста-вов), ус-та-но-ви-лась оп-ре-де-лён-ная связь ме-ж-ду ха-рак-те-ром из-ло-же-ния ка-ж-дой пар-тии и воз-мож-но-стя-ми ин-ст-ру-мен-та, для ко-то-ро-го она пред-на-зна-че-на (ра-нее до-пус-ка-лось ис-пол-не-ние од-но-го и то-го же со-чи-не-ния раз-ны-ми со-ста-ва-ми ин-ст-ру-мен-тов). Для ин-ст-ру-мен-таль-но-го ан-самб-ля (смыч-ко-во-го квар-те-та) в 1-й половине XIX века со-чи-ня-ли Л. ван Бет-хо-вен , Ф. Шу-берт, Ф. Мен-дель-сон, Р. Шу-ман и многие др. ком-по-зи-то-ры. Во 2-й половине XIX века вы-да-ю-щие-ся об-раз-цы камерной музыки соз-да-ли И. Брамс, Э. Григ, С. Франк, Б. Сме-та-на, А. Двор-жак, в XX веке - К. Де-бюс-си, М. Ра-вель, П. Хин-де-мит, Л. Яначек-, Б. Бар-ток и др.

В Рос-сии ка-мерное му-зи-ци-ро-ва-ние рас-про-стра-ни-лось с 1770-х годов; пер-вые ин-ст-ру-мен-таль-ные ан-самб-ли на-пи-сал Д. С. Борт-нян-ский. Даль-ней-шее раз-ви-тие камерная музыка по-лу-чи-ла у А. А. Алябь-е-ва, М. И. Глин-ки и дос-тиг-ла вы-со-чай-ше-го ху-дожественного уров-ня в твор-че-ст-ве П. И. Чай-ков-ско-го и А. П. Бо-ро-ди-на. Боль-шое вни-ма-ние уде-ля-ли ка-мер-но-му ан-самб-лю С. И. Та-не-ев, А. К. Гла-зу-нов, С. В. Рах-ма-ни-нов, Н. Я. Мяс-ков-ский, Д. Д. Шос-та-ко-вич, С. С. Про-кофь-ев. В про-цес-се ис-то-рического раз-ви-тия стиль камерной музыки зна-чи-тель-но ме-нял-ся, сбли-жа-ясь с сим-фо-ни-че-ским ли-бо вир-ту-оз-но-кон-церт-ным (сим-фо-ни-за-ция квар-те-тов у Бет-хо-ве-на, Чай-ков-ско-го, квар-те-тов и квин-те-тов - у Шу-ма-на и Брам-са, чер-ты кон-церт-но-сти в со-на-тах для скрип-ки и фортепиано: № 9 «Крей-це-ро-вой» Бет-хо-ве-на, со-на-те Фран-ка, № 3 Брам-са, № 3 Гри-га).

С др. сто-ро-ны, в XX веке ши-ро-кое рас-про-стра-не-ние по-лу-чи-ли сим-фо-нии и кон-цер-ты для не-боль-шо-го ко-ли-че-ст-ва ин-ст-ру-мен-тов, став-шие раз-но-вид-но-стя-ми ка-мер-ных жан-ров: ка-мер-ная сим-фо-ния (например, 14-я сим-фо-ния Шос-та-ко-ви-ча), «му-зы-ка для...» (Му-зы-ка для струн-ных, удар-ных и че-ле-сты Бар-то-ка), кон-цер-ти-но и др. Осо-бый жанр камерной музыки - ин-ст-ру-мен-таль-ные ми-ниа-тю-ры (в XIX-XX веках они не-ред-ко объ-е-ди-ня-ют-ся в цик-лы). В их чис-ле: фортепианные «пес-ни без слов» Мен-дель-со-на, пье-сы Шу-ма-на, валь-сы, нок-тюр-ны, пре-лю-дии и этю-ды Ф. Шо-пе-на, ка-мер-ные фортепианные со-чи-не-ния ма-лой фор-мы А. Н. Скря-би-на , Рах-ма-ни-но-ва, Н. К. Мет-не-ра, фортепианные пье-сы Чай-ков-ско-го, Про-кофь-е-ва, многие пье-сы для различных ин-ст-ру-мен-тов отечественных и за-ру-беж-ных ком-по-зи-то-ров.

С конца XVIII века и осо-бен-но в XIX веке вид-ное ме-сто за-ня-ла и во-каль-ная камерная музыка (жан-ры пес-ни и ро-ман-са). Ком-по-зи-то-ры-ро-ман-ти-ки вве-ли жанр во-каль-ной ми-ниа-тю-ры, а так-же пе-сен-ные цик-лы («Пре-крас-ная мель-ни-чи-ха» и «Зим-ний путь» Ф. Шу-бер-та, «Лю-бовь по-эта» Р. Шу-ма-на, и др.). Во 2-й половине XIX века мно-го вни-ма-ния во-каль-ной камерной музыке уде-лял И. Брамс, в твор-че-ст-ве X. Воль-фа ка-мер-ные во-каль-ные жан-ры за-ня-ли ве-ду-щее по-ло-же-ние. Ши-ро-кое раз-ви-тие жан-ры пес-ни и ро-ман-са по-лу-чи-ли в Рос-сии, ху-дожественных вы-сот дос-тиг-ли в них М. И. Глин-ка, П. И. Чай-ков-ский, А. П. Бо-ро-дин, М. П. Му-сорг-ский, Н. А. Рим-ский-Кор-са-ков, С. В. Рах-ма-ни-нов, С. С. Про-кофь-ев, Д. Д. Шос-та-ко-вич, Г. В. Сви-ри-дов.

«Уроки музыки» № 16. Моцарт. Камерно-инструментальное творчество.

Здравствуйте. Очередной выпуск программы «Уроки музыки» мы вновь посвящаем творчеству Вольфганга Амадея Моцарта, представителя венской классической школы 18 века, которая в его лице нашла свое высшее выражение. Эпоха Просвещения обрела свой Олимп музыкального развития именно в творчестве венских классиков – Гайдна, Моцарта, Глюка. Музыку венских классиков роднят с античным искусством общие эстетические и этические черты: глубина и жизненность идей, возвышенность и уравновешенность образов, стройность и ясность формы, естественность и простота выражения. Идеологи Просвещения в гармонии и красоте искусства Эллады видели художественного отображение свободного и гармоничного человеческого мира. Моцарт – музыкальная энциклопедия эпохи Просвещения, поражающая своей многогранностью. За свою короткую жизнь (неполные 36 лет) он создал более 600 произведений.

Тематический каталог сочинений Моцарта, составленный Кёхелем(он был издан в Лейпциге в 1862), представляет том в 550 страниц. По исчислению Кёхеля, Моцарт написал 68 духовных произведений (мессы, оратории, гимны и пр.), 23 произведения для театра, 22 сонаты для клавесина, 45 сонат и вариаций для скрипки и клавесина, 32 струнных квартета, около 50 симфоний, 55 концертов и пр., в общей сложности 626 произведений.

Лаконично и точно охарактеризовал творчество Моцарта Пушкин в маленькой трагедии «Моцарт и Сальери»: «Какая глубина! Какая смелость и какая стройность!».

Сегодня мы больше внимания уделим камерно-инструментальному творчеству композитора, и открывает нашу музыкальную часть программы фрагмент популярнейшей «Маленькой ночной серенады» в исполнении квинтета «Арабеска»

хххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххх

Время жизни Моцарта совпало с пробуждением в Европе огромного интереса к духовно-мистическим учениям. В относительно спокойный период середины ХVIII века наряду со стремлением к просвещению, поисками интеллектуального и общественно-образовательного порядка (французское просвещение, энциклопедисты) возникает интерес к эзотерическим учениям древности.

14 декабря 1784 года Моцарт вступил в Масонский орден, а к 1785 году уже был инициирован в степень Мастера-Масона. То же самое происходило в дальнейшем с Иозефом Гайдном и Леопольдом Моцартом (отцом композитора), который пришёл к градусу Мастера за 16 дней с момента вступления в ложу.

Eсть несколько версий присоединения Моцарта к масонскому братству. По одной из них, поручителем при поступлении в венскую ложу под названием «Во имя благотворительности» был его друг и в будущем либреттист «Волшебной флейты» Эммануэль Шиканедер. В дальнейшем по рекомендации самого Моцарта в ту же ложу был принят и отец Вольфганга - Леопольд Моцарт (в 1787 году).

Став Мастером-Масоном, Моцарт в течение короткого времени создал немало музыки, предназначенной непосредственно для работы в ложе. Как указывает Альберт Эйнштейн:

«Моцарт был страстным, убеждённым масоном, совсем не таким как Гайдн, который, хотя таковым и числился, с того момента, как его приняли в братство „свободных каменщиков“, ни разу не участвовал в деятельности ложи и не написал ни одной масонской вещи. Моцарт же не только оставил нам ряд значительных произведений, написанных специально для масонских обрядов и торжеств, - самая мысль о масонстве пронизывает его творчество».

Музыковеды отмечают характерные признаки этих произведений: «простой, несколько гимнический склад, аккордовостьтрехголосия, несколько риторический общий характер».

Среди них такие сочинения, как:«Погребальная масонская музыка», Адажио для ансамбля духовых инструментов (использовалось для сопровождения ритуальных масонских процессий); Адажио для 2-х кларнетов и 3-х валторн (для вступления в ложу братьев ложи); Адажио и Рондо для флейты, гобоя, виолончели и челесты и другие.

Наиболее насыщена взглядами, идеями и символами масонства опера «Волшебная флейта» (1791), либретто к которой написал масон Эммануэль Шиканедер.

В символике оперы явно прослеживается декларация основных масонских принципов. И в первом и во втором актах оперы есть явные переклички с масонскими символами обозначающими: жизнь и смерть, мысль и действие. В сюжет вплетены массовые сцены, буквально демонстрирующие масонские ритуалы.

Как пишет музыковед Тамар Николаевна Ливанова, доктор искусствоведения, профессор Московской консерватории и Института имени Гнесиных,

«Моцарт даже приблизил эпизоды, связанные с образомЗарастро, к музыкальному стилю своих масонских песен и хоров. Не видеть во всей фантастике „Волшебной флейты“ прежде всего масонскую проповедь - значит не понимать многообразия моцартовского искусства, его непосредственной искренности, его остроумия, чуждого всякой дидактике».

Основной тональностью оркестровой увертюры является тональность ми бемоль мажор. Три бемоля в ключе – это символы добродетели, благородства и покоя. Эта тональность использовалась Моцартом нередко и в масонских композициях, и в поздних симфониях, и в камерной музыке, о которой у нас сегодня идет речь.

Но, справедливости ради,отметим, что существуют также иные точки зрения на взаимоотношения Моцарта и масонства. В 1861 году была опубликована книга немецкого поэта Г. Ф. Даумера, сторонника теории масонского заговора, который полагал, что изображение масонов в «Волшебной флейте» является попросту карикатурой.

Хххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххх

Леонард Бернстайн, американский пианист и дирижер, в особом представлении не нуждается. (К слову, его родители – выходцы украинского города Ровно).Бернстайн – единственный дирижер, который дважды записал полный цикл симфоний Густава Малера, полный цикл симфоний Чайковского, особенно ценны его записи Гайдна и Моцарта. Звучит фортепианный концерт № 17 соль мажор, солист и дирижер – Леонард Бернстайн.

Ххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххх

Перу Моцарта принадлежит огромное множество произведений во ВСЕХ жанрах инструментальной музыки.Симфонии, серенады, дивертисменты, струнные дуэты, трио, квартеты, квинтеты, фортепианные трио, ансамбли с участием духовых инструментов, скрипичные и фортепианные сонаты, фантазии, вариации, рондо, произведения для фортепиано в 4 руки и двух фортепиано, концерты с сопровождением оркестра для различных инструментов (фортепиано, скрипки, флейты, кларнета, валторны, флейты и арфы).

Хххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххх

Фрагмент одного из таких концертов исполняют флейтист Патрик Галлоиз и исполнитель на арфе Пьер Фабрис. За дирижерским пультом Сэр Невилл Марринер, английский скрипач и дирижер. Удивительная судьба этого 88-летнего музыканта. Он выступал с Лондонским филармоническим оркестром, работал с Тосканини, Караяном, руководил оркестрами Лос-Анжелеса, Минессоты, Штудгарского радио, в рыцарское достоинство возведен в 1985 году. И несколько слов об оркестре – «ОкестрделлаСвицерияИтальяно» («Оркестр Итальянской Швейцарии»). Этот коллектив был основан в 1933 году в швейцарском городе Лугано. В качестве дирижеров с ним выступали ПьетроМасканьи, АртюрОннегер, Пауль Хиндемит, Рихард Штраус, Игорь Стравинский и многие другие выдающиеся музыканты. Итак, звучит Моцарт, Концерт для флейты и арфы.

Ххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххх

А сейчас мы с вами перенесемся в Ватикан, в зал «Аула Паоло-6-й», что неподалеку от площади св. Петра, на празднование 80-летия папы римского Бенедикта 16-того. Но прежде представлю вам солистку. Это Хилари Хан, о которой говорят, что редко можно услышать столь точную и математически выверенную игру на скрипке. Игру, пронизанную обузданными эмоциями, которые полностью подчиняют инструмент. Это величайшее мастерство в чистом виде! Это редчайший талант! Хилари родилась в 1979 году в штате Вирджиния, на скрипке начала играть за месяц до четырёхлетия. Училась в Филадельфии у самого Яши Бродского. В 12 лет дебютирует с оркестром Балтимора. Дважды лауреат премии Гремми. Хилари Хан играет с Симфоническим оркестром Радио Штудгарта. За дирижерским пультом венесуэльский дирижер Густаво Адольфо Дудамель Рамирес. Он родился в 1981 году и сделал головокружительную карьеру.

хххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххх

Звучит Концерт для скрипки с оркестром № 17 соль мажор, запись была сделана в Ватикане 16 апреля 2007 года.

Ххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххх

«Мелодия Моцарта, — говорил Тургенев, — льется для меня совершенно естественно, так, как льется какой-нибудь прекрасный ручей или источник».

Другой писатель с мировым именем – Стендаль в проекте собственной эпитафии просил, чтобы на его надгробной доске были помещены следующие слова: «Эта душа обожала Моцарта, Чимарозу и Шекспира».

На этом мы завершаем очередной выпуск «Уроков музыки», чтобы в следующей передаче вновь встретиться с чарующей музыкой Моцарта. До новых встреч!

Цифровой синтезатор Casio SA-46, несмотря на малый размер и всего лишь 32 клавиши, это не просто игрушка, а полноценный музыкальный инструмент для начинающих. Во-первых, в нем присутствуют солидная 8-ми нотная полифония и прекрасное звучание всех 100 встроенных тембров и 50 стилей. А во-вторых, мини клавиатура данной модели отлично подходит для детских пальчиков.

4690 руб


Тетрадь Феникс+ "Ритм Джаза" для нот, 16 л

Тетрадь д/нот 16л. РИТМ ДЖАЗА /А4 (205*280 мм), однокрасочный блок, офсет 65 г, полноцв. обложки, офсетная бумага 120 г. Крепление - скоба по длинной стороне/

27 руб


Casio SA-47, Gray цифровой синтезатор

Цифровой синтезатор Casio SA-47, несмотря на малый размер и всего лишь 32 клавиши, это не просто игрушка, а полноценный музыкальный инструмент для начинающих. Во-первых, в нем присутствуют солидная 8-ми нотная полифония и прекрасное звучание всех 100 встроенных тембров и 50 стилей. А во-вторых, мини клавиатура данной модели отлично подходит для детских пальчиков.

Ваше любимое звучание одним нажатием: кнопка переключения фортепиано / органа дает возможность быстрого выбора звучания. Для переключения достаточно нажать на кнопку.

Обширный репертуар из 100 тембров предлагает великолепное качество.

Мелодии на каждый вкус: 100 мелодий для разучивания дают возможность освоить разные стили.

Наглядно и удобно: ЖК дисплей обеспечивает быстрый доступ ко всем функциям инструмента.

Выбери правильный ритм. Барабанные пэды - замечательное введение в мир цифровых ударных инструментов. Пять кнопок, для отдельного барабана или перкуссии облегчают игру ритма и дают возможность солировать одним нажатием.

Возможность отключения мелодии - эффективный способ освоить правую руку. Для разучивания предложено 10 композиций.

4690 руб


Casio SA-76, Orange цифровой синтезатор

Цифровой синтезатор Casio SA-76 с 44 клавишами предлагает всем начинающим уникальные музыкальные возможности. 100 тембров, 50 стилей, встроенные композиции для обучения, новейший звуковой процессор с серьезной для таких синтезаторов 8-ми нотной полифонией, а также ЖК дисплей, помогающий с первых шагов разобраться в 2-х строчной нотной грамоте - все это делает инструмент отличным помощником для начинающего музыканта.

Ваше любимое звучание одним нажатием: кнопка переключения фортепиано / органа дает возможность быстрого выбора звучания. Для переключения достаточно нажать на кнопку.

Обширный репертуар из 100 тембров предлагает великолепное качество.

Мелодии на каждый вкус: 100 мелодий для разучивания дают возможность освоить разные стили.

Наглядно и удобно: ЖК дисплей обеспечивает быстрый доступ ко всем функциям инструмента.

Выбери правильный ритм. Барабанные пэды - замечательное введение в мир цифровых ударных инструментов. Пять кнопок, для отдельного барабана или перкуссии облегчают игру ритма и дают возможность солировать одним нажатием.

Возможность отключения мелодии - эффективный способ освоить правую руку. Для разучивания предложено 10 композиций.

Динамики: 2 x 0,8 Вт

Адаптер питания в комплект не входит.

5890 руб


Комплект Ernie Ball Hybrid Slinky представляет собой идеальное сочетание струн Super Slinky и Regular Slinky. Так же эти струны могут использоваться и на электроакустических гитарах. Струны Ernie Ball производятся по самым высоким стандартам качества и с соблюдением технологии процесса производства, что является гарантией их прочности, надёжности и долговечности.

Ernie Ball Hybrid Slinky – это стальная шестигранная сердцевина с никелированной стальной обмоткой. Струны сделаны из специально закалённой высокоуглеродистой стали, что обеспечивает хорошо сбалансированное звукоизвлечение и полностью раскрывает возможности вашего инструмента.


Сердцевина: сталь

499 руб


Серия Ernie Ball Reinforced Plain (RPS) - усиленная версия струн стандарта Slinky. Три первые струны имеют специальную бронзовую обмотку, закрепляющую скрутку крепления шариков - это предотвращает их разматывание, что, к сожалению, встречается довольно часто. Последние три струны по своим свойствам аналогичны струнам из серии Nickel Wound. Струны Hybrid Slinky RPS Nickel Wound сделаны из специально разработанных материалов, благодаря чему они достаточно прочные и стойкие на излом, что, в свою очередь, является гарантией их долговечности. И все это не в ущерб фирменному яркому и насыщенному звучанию струн Ernie Ball, которые помогают музыкантам по всему миру создавать своё уникальное творческое пространство.

Калибр струн: 9-11-16-26-36-46
Навивка: никелированная сталь
Сердцевина: сталь

602 руб


Native Instruments Komplete Audio 6 аудиоинтерфейс

Native Instruments Komplete Audio 6 содержит в себе все необходимое для записи, воспроизведения и исполнения музыки. В сравнительно небольшом прочном металлическом корпусе есть четыре аналоговых входа/выхода, цифровой вход/выход. Два микрофонных входа