Диагностика музыкальных способностей младших школьников. Диагностика музыкальных способностей детей в игровых тестах Диагностический инструментарий музыкальных способностей

  • 28.06.2020

Чтобы правильно организовать процесс развития музыкальных способностей ребенка, необходимо знать исходный уровень его развития . В этой связи и актуальна проблема диагностики (diagnosis – распознавание – греч.).

Что нужно диагностировать (объекты диагностики музыкального развития ребенка)?

  1. Мотивация в занятиях музыкой. 2. Специальные музыкальные способности. 3. Креативные свойства ребенка.

Следует помнить, что единичный тест не может быть точным , он не покажет все возможности и способности ребенка. Даже комплекс методик не эффективен, если это будет одноразовая диагностическая процедура.

Необходима диагностика-процесс , потому что достоверность и объективность результатов этого процесса растет пропорционально объему информации .

В ДОУ диагностика может осуществляться в процессе организации цикла специальных музыкальных образовательных ситуаций с детьми (групповые, подгрупповые, индивидуальные).

Диагностика по Прасловой Галине Адамовне (к.п.н., доцент кафедры дошкольной педагогики Российского гос. университета им. А.И. Герцена).

Цель – определить уровень развития музыкальных способностей воспитанников.

  1. Мотивация в занятиях музыкой

Решающее значение в определении музыкальных способностей ребенка будут играть его эмоциональное переживание музыки, живой отклик на ее звучание, желание заниматься различными видами музыкальной деятельности.

  1. Специальные музыкальные способности

а) диагностика чувства ритма включает выполнение заданий на воспроизведение в хлопках ритмического рисунка прозвучавшего музыкального отрывка;

б) диагностика двигательных способностей, можно выявить в процессе различных музыкальных игр. В ходе игры исполняется музыкальное произведение с меняющимся ритмическим рисунком. Детям предлагается определить это изменение, отразив его в смене характера движения. Тем самым выявляется не только способность отражать в движении ритмический рисунок, но и быстрота реакции, способность к быстрой смене движений.

в) диагностика звуковысотного слуха осуществляется на уровне различения регистров , определения направления движения мелодии.

г) диагностика музыкально-слуховых представлений связана с выявлением способности ребенка воспроизводить мелодию по слуху голосом или на музыкальном инструменте.

д) диагностика ладового чувства основывается на выявлении способности ребенка различать ладовое тяготение звуков , реагировать на эмоциональное содержание музыки в зависимости от ее ладовой окраски, допевать окончание мелодии, прервавшейся на неустойчивом звуке.

3. Креативные свойства ребенка (творческие способности).

Осуществляется в процессе выполнения посильных творческих заданий на сочинение и импровизацию попевок, мелодий, передачу характера музыки в музыкально-ритмических движениях, нахождение своего варианта окончания мелодий и т.д.

Уважаемые педагоги! Если у Вас есть вопросы по теме статьи или есть сложности в работе по этому направлению, то пишите в

Развитие музыкальных способностей детей

Определить наличие музыкальных способностей ребенка можно, используя такие способы, как:

Беседа с ребенком;

Наблюдение за ребенком;

Тестирование на определение музыкального слуха и чувства ритма.

Беседа

Беседа с ребенком должна проходить в естественных условиях, во время игры, прогулки или после просмотра фильма, представления, где звучала музыка. Она помогает определить артистизм, эмоциональность ребенка и его интерес к музыке.

1. Для определения эмоциональности и артистизма попросите ребенка рассказать свое любимое стихотворение. Если он любит и легко запоминает стихи, читает их с выражением, старается передать настроение — он уже обладает неким артистизмом и эмоциональностью.

Если ребенок стесняется, читает стихи сухо и невыразительно, не делайте сразу отрицательных выводов! Возможно, ваш ребенок еще не умеет выражать свои эмоции и чувства. Здесь не может быть единого подхода, у каждого ребенка будут свои особенности. Но если вы видите, что ребенку скучно, он не любит не только рассказывать, но и слушать стихи, ему трудно их запомнить, то, возможно, в этом случае вам лучше заняться шахматами или спортом.

2. Чтобы выявить интерес к музыке, спросите ребенка, что он знает о музыке, хотел бы он ею заниматься. Что ему больше нравится — петь или играть на каком-нибудь инструменте? Узнайте у ребенка, какая музыка ему больше нравится (или конкретнее: из какого мультика или фильма). Есть ли у него любимые песни? Попросите его напеть одну из них.

Так вы можете определить склонность ребенка к музыке, а также узнать, что ему интересно в жизни, понять, надо ли ему заниматься музыкой более серьезно, идти в музыкальную школу, или достаточно посещать музыкально-танцевальный кружок.

Наблюдение

Наблюдая за ребенком (или вспоминая какие-то эпизоды), вы легко сможете определить у него наличие или отсутствие музыкальных способностей.

В раннем детстве, в возрасте до 3 лет, о наличии у ребенка склонности к музыке и развитых музыкальных способностях может свидетельствовать следующее:

Повышенное внимание ребенка к любому музыкальному фону;

Явное проявление интереса к музыке;

Яркое эмоциональное проявление радости малыша во время звучания его любимой музыки (некоторые дети начинают пританцовывать, даже не научившись ходить, сидя в кроватке);

Малыш любит слушать разную музыку, не только детские и колыбельные песни в мамином исполнении.

В возрасте 3—7 лет и старше показателями музыкальности и наличия способностей у детей являются:

Сохранение интереса к музыке, проявленного еще в раннем детстве (ребенок прерывает свои дела и прислушивается к внезапно зазвучавшей музыке, он любит слушать различную музыку, не обязательно только детские песни, но и хорошую эстрадную музыку, классику, пытается подпевать или начинает танцевать под музыку);

Способность легко и надолго запоминать понравившиеся песни (ребенок более или менее «чисто» поет, любит придумывать какие-то свои песни, соединяя услышанные им ранее слова и мелодии из популярных музыкальных произведений, иногда сочиняет на ходу свои стихи и песни);

Стремление выступать на публике (ребенок любит принимать активное участие в утренниках и праздниках, любит заниматься творчеством в любом виде — петь, танцевать, читать стихи, играть на музыкальных инструментах).

Определение музыкального слуха

1. Попросите ребенка подойти к фортепиано и отвернуться. Сыграйте по очереди два звука в разных регистрах (верхнем и нижнем) и спросите его, какой звук был ниже, а какой выше.

2. Нажмите на фортепиано одну клавишу и спросите ребенка, сколько прозвучало звуков. Затем нажмите две клавиши одновременно (желательно на большом расстоянии друг от друга) и спросите, сколько звуков он слышит теперь. Если ребенок затрудняется с ответом, нажмите те же клавиши по очереди.

Первые два пункта проверяют активность слуха, способность «ориентироваться в звуковом пространстве», выделять отдельные элементы из общего звучания музыки (на простейшем уровне). Они позволяют определить, понимает ли ребенок разницу звуков по высоте, а также разницу между отдельным звуком и несколькими звуками, прозвучавшими одновременно. Если ребенок затрудняется — не переживайте, понять это не так просто, обычно этому учат на раннем этапе обучения (подготовительный или первый класс музыкальной школы).

3. Пропойте на слог ля ноту ми первой октавы (кто не знает нотной грамоты, пропойте любую ноту) и попросите ребенка повторить. Затем пропойте другую ноту (ля первой октавы) и снова попросите повторить. Если вы слышите, что ребенку трудно петь в этом диапазоне, выберите другой. Предлагайте разные ноты, чтобы определить диапазон голоса ребенка. Важно, чтобы вы пели сами, без аккомпанемента: дело в том, что звук фортепиано, как правило, «сбивает» детей, к нему труднее подстроиться, нежели к привычному для них человеческому голосу.

4. Спойте простую, короткую мелодическую фразу, и попросите ребенка повторить.

5. Попросите ребенка спеть любимую песенку.

Таким образом, пункты 3—5 позволяют вам проверить музыкальный слух ребенка, музыкальную память, «репродуктивный» музыкальный слух (может ли ребенок повторить прозвучавшую ноту и мелодическую фразу), диапазон голоса ребенка, может ли ребенок интонировать (петь «чисто»). Помните, если ребенок показывает средний результат, если он может хотя бы уловить мелодию, не попадая точно в ноту, значит у него есть музыкальный слух, пусть и плохо развитый. Таких детей достаточно много, но в музыкальных школах с ними умеют работать и, в конце концов, развивают их способности до определенного уровня.

Определение чувства ритма

Вот несколько приемов для определения чувства ритма, которые также используют в музыкальных школах во время прослушивания детей.

Простучите (не быстро) простую ритмическую последовательность и попросите ребенка повторить. Повторите прием 2—4 раза, в зависимости от успехов ребенка, используя разные ритмические последовательности.

Попросите ребенка помаршировать на месте под музыку. Исполните или поставьте запись любой популярной маршевой музыки. Например, песню «Вместе весело шагать...».

Попросите ребенка хлопать в ладоши под музыку (как это делают на концертах, когда публике нравится какая-нибудь песня). Сыграйте или поставьте запись любой ритмичной музыки. Если у ребенка слабое чувство ритма, это не означает, что его нельзя развить.

Подводя итоги тестирования, важно понимать, что наличие музыкальных способностей, таких как музыкальный слух или чувство ритма, еще не означают наличия у ребенка склонности к музыке. Именно интерес, желание заниматься музыкой играют решающую роль в том, достигнет ли ребенок успехов в музыке или нет. Отсутствие ярко выраженных способностей и явного желания заниматься музыкой еще не дает право считать ребенка «неспособным», «немузыкальным». Возможно, именно в процессе обучения ребенок раскроет свои способности, и у него появится интерес к музыке (как говорится, аппетит приходит во время еды). Таким образом, пока вы не начали заниматься музыкой с ребенком, нельзя быть окончательно уверенным в том, что у него нет способностей и склонности к музыке.

Цель исследования: определение уровня развития музыкальных способностей и чувства ритма детей старшего дошкольного возраста.

Задачи исследования:

Подобрать диагностический инструментарий, направленный на изучение уровня развития музыкальных способностей и чувства ритма детей старшего дошкольного возраста.

Констатирующий эксперимент проводился на базе Муниципального автономного образовательного учреждения СОШ № 5 «Детского сада №12» для детей старшего дошкольного возраста, с нарушением зрения и опорно-двигательного аппарата

2.2. Методики проведения констатирующего эксперимента

В рамках констатирующего эксперимента были использованы следующие методики:

    Методика диагностики музыкальных способностей О.П. Радыновой (Приложение 2).

    Модифицированный вариант диагностики уровня сформированности чувства ритма для старших дошкольников, с использованием музыки и движения, составленную на основе авторских работ А.И. Бурениной и А.Н. Зиминой (Приложение 3).

2.3. Анализ результатов констатирующего эксперимента

В ходе проведения диагностики музыкальных способностей (О.П. Радыновой) были получены следующие данные (Приложения 5):

Ладовое чувство (Диаграмма 1).

Задание № 1: Прослушать и различить три пьесы разные по жанру: марш, полька, колыбельная. Выбрать карточку в соответствии с жанром.

30% - детей внимательно слушали музыкальные фрагменты, определяли жанр (марш, полька, колыбельная) и выполняли задания без подсказки;

60% - слушали невнимательно, отвлекались, определяли жанр музыкального произведения, выкладывали карточки.

10% - задание выполняли верно, нет заинтересованности.

Задание № 2: Слушать не знакомую песню, определить ее характер и содержание (Т. Попатенко «Листопад»; М. Красев «Веселая дурочка»).

0% - внимательно слушает, может определить характер, рассказать, о чем песня.

80% - слушают невнимательно, не могут рассказать о содержании, но могут определить характер.

20% - нет заинтересованности, почти не реагируют на песню.

Задание № 3: С помощью дидактической игры «Медведь, лиса и воробей», определить регистр, выложить соответствующую карточку.

50% - внимательно слушают музыкальные фрагменты, определяют регистр, правильно выполняют задание.

30% - слушают невнимательно, отвлекаются, но могут выполнить задание.

20% - нет заинтересованности, не выполняют задания или выполняют неверно.

Диаграмма 1

Музыкально-слуховое представление (Диаграмма 2).

Задание № 1:

Пропевать знакомую песню самостоятельно с музыкальным сопровождением (А. Филиппенко «Урожайная»; Русская народная песня «По малину в сад пойдем»).

20% - пропевают всю фразу, дикция четкая, интонирование близкое к правильному.

80% - подпевание отдельных слов, дикция не раборчива.

0% - интонирование отсутствует, эмоциональная реакция без подпевания.

Задание № 2:

Петь малознакомую песню, с поддержкой педагога с сопровождением (Русская народная песня «Как у наших у ворот»; М. Александров «К нам в гости пришли»).

0% - пропевание всей фразы, с правильным выполнением задания.

50% - подпевание отдельных слов или окончаний слов.

50% - интонирование отсутствует, эмоциональная реакция без подпевания.

Задания № 3:

Назвать предложенные инструменты (металлофон, бубен, барабан, треугольник, маракасы), показать приемы игры на различных инструментах.

40% - называют правильно, владеют приемами игры.

60% - называют не правильно или называют не все инструменты, владеют приемами игры.

0% - не может назвать инструменты, плохо владеет приемами игры.

Чувство ритма (Диаграмма 3).

Задание № 1:

Прохлопать ритмический рисунок (Русская народная песня «Василек»; муз. Карасевой «Солнышко – ведрышко»).

20% - точное выполнение ритмического рисунка.

50% - не совсем точное.

30% - невыполнение задания, нет заинтересованности.

Задания № 2:

Ребенку предлагается задание – двигаться в соответствии с трехчастной формой музыкального произведения. Оценивается способность ребенка вовремя отреагировать на смену музыкальной фразы, двигаться правильно выполняя движение, эмоционально, четко.

30% - смена движений под музыку, движения выполняются правильно, есть чувство пульса.

60% - есть желание двигаться под музыку, нет эмоциональных движений, нет смены движений под музыку.

10% - малая двигательная реакция на музыку.

Задание № 3:

Самостоятельно инсценировать песню (Песня «Про меня и муравья»; Русская народная песня «А я по лугу гуляла»). Оценивается разнообразие выбранных движений, не подражание друг другу, смена движений в соответствии с текстом песни.

0% - выразительно исполняет движения, чувствует смену движений под музыку, выполняет разнообразные элементы.

80% - есть желание двигаться под музыку, нет разнообразия выполненных элементов, нет смены движений в соответствии с текстом песни.

20% - мала двигательная реакции на музыку, нет желания выполнять задание.

Задание № 4:

Предложить ребенку потанцевать под русскую плясовую, выполняя знакомые танцевальные движения (поочередное выбрасывание ног вперед в прыжке, полуприседания с выставлением ноги на пятку, шаг на месте, с продвижением вперед и в кружении). Оценивается правильное выполнение всех элементов, разнообразие выбранных движений, импровизация по музыку.

0% - выразительно исполняет движения, правильно выполняет все элементы, может придумывать свои.

90% - есть желание двигаться под музыку, не все движения выполняются правильно, не может придумать свои.

10% - малая двигательная реакция на музыку, нет желания выполнять задание.

В результате проведения диагностики уровня музыкальных способностей были выявлены следующие уровни развития детей: 2 ребенка имеют низкий уровень развития, 8 – средний. Высокого уровня развития музыкальных способностей у данной группы нет (Приложение 4). Низкий уровень развития имеют часто болеющие дети, которые редко посещают детский сад.

На основе теоретического анализа имеющихся вариантов диагностики пространственных представлений дошкольников, мы попытались разработать модифицированный вариант диагностики уровня сформированности чувства ритма для детей старшего дошкольного возраста, с использованием музыки и движения, составленную на основе авторских работ А.И. Бурениной, А.Н. Зиминой.

В диагностическим материале представлено три серии заданий. К каждому заданию определены оценочные критерии от 1 до 3 баллов. (Приложение 3):

В первой серии (Диаграмма 4) мы выявили сформированность движений в соответствии с ритмом. В ней представлены такие задания: 1.1. «Передача в движении характера знакомого музыкального произведения»; 1.2. «Передача в движении характера незнакомого музыкального произведения (фрагмента) после предварительного прослушивания»; 1.3. «Соответствие ритма движений ритму музыки»; 1.4. «Координация движений и внимание» («ритмическое эхо со звучащими жестами»).

Диаграмма 4

По результатам диагностики Серии 1 (Приложение 5) можно сделать вывод, что 75% детей при исследовании сформированности движений в соответствии с ритмом, при передаче в движении характера знакомого музыкального произведения производят смену движений с запаздыванием (по показу других детей), но движения соответствуют характеру музыки.

65% детей передавая, в движении характер незнакомого музыкального произведения движения не достаточно эмоциональны, но соответствуют характеру музыки и только 5% выполняют задание эмоционально и в соответствуют с характером музыки. 30% четко выполняют движения под ритм, 20% - выполняют с ошибками, а 50% не ритмично выполняют движения. При выполнении последнего задания из этой серии детей на высоком уровне не обнаружилось, 50% допускают 1-2 ошибки, а 50% - не справляются с заданием.

Вторая серия (Диаграмма 5) была направлена на изучение воспроизведения ритма. Здесь предложены следующие задания: 2.1. «Воспроизведение ритма знакомой песни под свое пение»; 2.2. «Воспроизведение ритма мелодии, сыгранной педагогом на инструменте»; 2.3. «Воспроизведение ритма песни шагами»; 2.4. «Воспроизведение ритмических рисунков в хлопках или на ударных инструментах» («ритмическое эхо»).

Диаграмма 5

По результатам диагностики Серии 2 (Приложение 5) можно сделать заключение, что 70% детей воспроизводят ритм знакомой песни с ошибками, 30% без. 70% детей допускают ошибки при определении ритма песни, сыгранной педагогом, 20% справляются безошибочно. 80% воспроизводят ритм только шагами, стоя на месте, 10% могут отбить ритм в движении и на месте. 10% не справились с заданием. 70% при воспроизведении ритма в хлопках (ударных инструментах) допускают 1-2 ошибки, 20% могут сделать безошибочно.

Третья серия (Диаграмма 6) направлена на выявление уровня творчества в музыкально-ритмической деятельности. В ней представлены таки задания: 3.1. «Сочинение ритмических рисунков»; 3.2. «Танцевальное творчество»

Диаграмма 6

В ходе проведения этой серии были получены следующие данные (Приложения 5). 3.1. 40% детей при сочинении ритмических рисунков используют стандартные схемы, 30% - дети сочиняют оригинальные ритмические рисунки и остальные 30% - не справляются с заданием.

60% детей чувствуют общий ритм музыки, повторяет движения за другими, движения соответствуют характеру музыки; 40% - не могут выполнить задания без помощи взрослого, не чувствуют характер музыки, движения не соответствуют музыке.

Подобная таблица выполнения заданий каждым ребенком представлена в Приложении 5.

В результате проведения диагностики уровня сформированности чувства ритма детей старшего дошкольного возраста с помощью музыки и движения мы получили следующие данные: 2 ребенка имеют низкий уровень развития, 8 – средний. Высокого уровня развития чувства ритма у детей нет.

При сравнении результатов проведенных диагностик, мы увидели, что одни и те же дети имеют низкий уровень развития как музыкальных способностей, так и чувства ритма.

Музыкальные способности - это совокупность (система) психомоторных, чувственно-эмоциональных и рациональных функциональных свойств индивида, проявляющихся в его эмоциональной отзывчивости на музыку и успешной реализации музыкальной деятельности.

ДИАГНОСТИКА музыкальных способностей – важное условие правильного построения музыкально-воспитательной работы с детьми. Она даёт возможность достаточно точно установить не только объём усвоенных знаний, умений и навыков, но и качество усвоения. Благодаря систематическому учёту педагог видит недостатки и достижения в своей работе. Систематически проверяя уровень музыкального развития детей, учитель в конце учебного года может иметь чёткое представление о музыкальности в широком смысле слова не только каждого ребёнка, но и всего классного коллектива.

Данная диагностика дает возможность педагогу выяснить в целом уровень развития эмоциональной отзывчивости на музыку каждого учащегося как главного компонента музыкальности, а также когнитивного и мотивационного компонентов музыкально-эстетических вкусов детей.

Примерные задания для определения ладового чувства,

музыкально-слуховых представлений, чувства ритма

Для установления уровня развития ладового чувства:

Задание 1. Наблюдение за эмоциональным восприятием музыки. Рассказать о содержании музыки. Беседа о выразительном значении динамики. Характере мелодических интонаций, выразительных тембрах инструментов, передающий характер музыки. Можно попросить детей изобразить характер музыки в движении.

Задание 2. Сочинение мелодии на заданный текст. Закончить мелодию на тонике. Можно использовать вопросно-ответную форму.

Задание 3. Упражнения на различение лада.

Для установления уровня развития музыкально-слуховых представлений:

Задание 1. Узнавать направление движения мелодии вверх, вниз, на месте (вверху или внизу)

Ответить, на каком слове, изменилась мелодия.

Задание 2. Спеть любимую песню, сначала с аккомпанементом, затем без музыкального сопровождения. Чисто интонируя мелодию.

Задание 3. Повторить специально сыгранную незнакомую мелодию.

Для установления уровня развития чувства ритма:

Задание 1. Прослушав несложную мелодию (8 тактов) предложить детям простучать её ритм, а при повторном исполнении самостоятельно воспроизвести его хлопками или на детских музыкальных инструментах.

Задание 2. Прослушав разнохарактерные и разножанровые пьесы дети должны изобразить в движении соответствующий характер. Эмоционально, ритмично изображать музыкальные штрихи – legato, staccato, non legato, чувствовать акценты, выделять в движениях фразы.

Дать жанровую характеристику музыкальных произведений.

Задание 3. Чувствовать изменения характера и темпа музыки, передавать эти изменения в движениях.

В зависимости от возрастной группы задания для диагностирования даются более или менее сложные.

Параметры диагностирования вокальных способностей

(согласно возрастным и физиологическим особенностям учеников).

Музыкальный слух : чистое интонирование по всему диапазону.

Способность звукообразования, тембр: умение пользоваться видами атак, красота тембральной окраски голоса.

Диапазон : владение голосом в определённом диапазоне.

Дикция : чёткая, ясная дикция, правильная артикуляция. Активные, твёрдые согласные, гласные округлые, но не расплывчатые.

Дыхание: умение брать спокойное, тихое дыхание. Умение использовать смешанное дыхание в младшем возрасте и диафрагмальное – в старшем возрасте.

Музыкальная эмоциональность : яркое, выразительное исполнение песни. Умение прочувствовать содержание исполняемой песни и артистично донести смысл слушателю.

Диагностирование проходит в начале и по окончании учебного года.

Критерии оценивания диагностических заданий:

Высокий уровень - (оценка 5):

творческая активность ребенка, его самостоятельность, инициатива; быстрое осмысление задания, точное выразительное его выполнение без помощи взрослого, когда ребёнок точно выполняет предложенное задание без ошибок.

Средний уровень - (оценка 4) : эмоциональная отзывчивость, интерес, желание включиться в музыкальную деятельность. Однако ребенок затрудняется в выполнении задания. Требуется помощь педагога, дополнительное объяснение, показ, повторы. Ребёнок понимает, что ошибается и исправляет свою ошибку.

Ниже среднего уровень - (оценка 3) : мало эмоционален; «ровно», спокойно относится к музыке, к музыкальной деятельности, нет активного интереса, равнодушен. Не способен к самостоятельности, очень редко выполняет задание правильно, в большинстве случаев ошибается и не видит своей ошибки, не может исправить её.

Критический уровень- (оценка 2) : – негативное отношение к музыке, музыкальной деятельности. Обычно это связано с отклонениями в здоровье ребенка или с педагогической запущенностью (чаще по вине семьи). Он не справляется с заданием.

Музыкальные способности - это совокупность (система) психомоторных, чувственно-эмоциональных и рациональных функциональных свойств индивида, проявляющихся в его эмоциональной отзывчивости на музыку и успешной реализации музыкальной деятельности.

В изучении музыкальности необходимо применять не только специфические (собственно музыкальные) методы, но и общепсихологический инструментарий исследования свойств личности.

Предлагаемые методические рекомендации диагностики музыкальных способностей детей представляют собой систему игровых тестов, направленных на изучение структурных компонентов музыкальности: звуковысотного, темпо-метроритмического, тембрового, динамического, гармонического (ладового), формообразующего чувства; эмоциональной отзывчивости на музыку как главного компонента музыкальности, а также когнитивного, операционального и мотивационного компонентов музыкально-эстетических вкусов детей.

Преимущества предлагаемых тестов состоят в том, что они:

1) опираются не только на оценку знаний, но и на изучение познавательной деятельности в целом (в нашем случае, специфики музыкально-мыслительной деятельности);

2) применимы для массового исследования;

3) дают сравнимые между собой результаты.

Мотивирующим аспектом организации выполнения тестовых заданий выступает игровая форма их предъявления.

До предъявления музыкальных игр-тестов педагог должен установить доверительные отношения с ребёнком, используя "нейтрально-развлекательный" игровой материал и, лишь затем, вовлечь ребёнка в диагностическую ситуацию. Необходимо помнить, что педагог должен убедиться в том, что ребёнок понял суть задания.

При любом результате выполнения диагностических заданий педагог должен избегать оценочных суждений, подкрепляя стремление ребёнка играть в предложенную ему музыкальную игру своей заинтересованностью в его действиях.

При групповом обследовании детей педагогу будет необходима помощь ассистента. Здесь ещё раз следует отметить, что атмосфера во время тестирования должна быть спокойной, исключительно доброжелательной, психологически комфортной.

Практические диагностические тесты

1. Диагностика чувства темпа и метроритма

Игра-тест на выявление уровня развития чувства метра "Настоящий музыкант"

Тест позволяет определить реактивно-метрические способности. Все задания предъявляются в размере 4/4 в умеренном темпе в объёме четырёх тактов.

Игра предполагает вовлечение ребёнка в исполнение на музыкальных инструментах, например на фортепиано (возможно, на металлофоне), простой мелодии.

Цель: выявление уровня развития чувства темпа и метрической моторной регуляции в соответствии с изменяющимся темпом.

Если ребёнок соглашается поиграть на инструменте (необходимо создать доброжелательную атмосферу), ему предлагается следующая инструкция: "Давай сначала выберем, какую музыку мы будем исполнять (называется ряд простых детских песенок)". После определения ребёнком понравившегося ему произведения (например, "В траве сидел кузнечик" в ля-миноре) ребёнок двумя руками равномерно чередует исполнение звуков ми третьей и ми четвёртой октавы. После пробы своей "партии" ребёнок играет "вступление" (два такта), а затем к игре подключается педагог (он исполняет мелодию с аккомпанементом). Педагогу рекомендуется мелодию завершить, даже если ребёнок остановился или ошибся. Обязательно следует похвалить ребёнка за исполнение песенки.

В случае правильного исполнения мелодии в умеренном темпе, ребёнку далее предлагается сыграть про "шаловливого кузнечика" в быстром темпе (80-90 ударов в минуту), и про "ленивого кузнечика" в медленном темпе (50-60 ударов).

После успешного исполнения необходимо "посадить кузнечика в поезд" и прокатить его с ускорением и замедлением.

Критерии оценки:

  • адекватное исполнение ребёнком своей партии в умеренном, быстром и медленном темпах, а также с ускорением и замедлением фиксируется как высокий уровень темпо-метрической регуляции;
  • адекватное исполнение всех восьми тактов только в двух темпах (например, умеренном и быстром или умеренном и медленном ) соответствует среднему, нормативному уровню развития чувства темпа;
  • ситуативно-сбивчивое, но завершённое исполнение песенки только в умеренном темпе (допускаются аметрические ошибки в 2-4 тактах) показывают слабый уровень двигательного опыта моторной регуляции;
  • сбивчивое и незавершённое ребёнком исполнение - низкий уровень.

2. Тест - игра на изучение чувства ритма

"Ладошки"

Цель: выявление уровня сформированности метроритмической способности.

Стимулирующий материал

1. Детская песня "Дин-дон"

2. Детская песня "Петушок"

3. М. Красев "Ёлочка"

Педагог предлагает ребёнку спеть песню и одновременно прохлопать в ладоши её метрический рисунок. Затем ребёнку предлагается "спрятать" голос и "спеть" одними ладошками.

Критерии оценки:

  1. точное, безошибочное воспроизведение метрического рисунка одними ладошками на протяжении всех 8 тактов - высокий уровень;
  2. воспроизведение метра с одним-двумя метрическими нарушениями и с некоторой помощью голоса (пропевание шёпотом) - средний уровень;
  3. адекватное метрическое исполнение с пением 4 -5 тактов - слабый уровень
  4. неровное, сбивчивое метрическое исполнение и при помощи голоса - низкий уровень.

3. Диагностика звуковысотного чувства (мелодического и гармонического слуха)

"Гармонические загадки"

Цель: выявить степень развития гармонического слуха, т.е. способности определять количество звуков в интервалах и аккордах, а также характер звучания в ладовых созвучиях.

Педагог исполняет созвучие (интервал или аккорд) и затем предлагает ребёнку отгадать сколько звуков "спряталось" в нём, а также определить как звучит созвучие: весело или грустно. Следует исполнить 10 созвучий.

Критерии оценки:

  • слабый уровень - угадано ребёнком 1-3 созвучия
  • средний уровень - угадано ребёнком 4-7 созвучий
  • высокий уровень - угадано ребёнком 8-10 созвучий

"Повтори мелодию"

  • определить уровень развития произвольных слухо-моторных представлений:
  • вокального типа, т.е. возможностей управлять мускулатурой голосовых связок в соответствии со слуховыми представлениями интонационного эталона мелодии;
  • инструментального типа, т.е. возможности подбирать по слуху на инструменте (фортепиано) мелодический образец.

Стимулирующий материал могут составить простые попевки или песенки.

Ребёнку предлагается:

  • спеть любую известную ему песенку;
  • повторить голосом мелодию, сыгранную педагогом на инструменте;
  • подобрать по слуху на инструменте предложенную мелодию.

Критерии оценки:

  • слабый уровень - последовательное исполнение звуков вверх или вниз по направлению к тоническому звуку в диапазоне терции;
  • средний уровень - опевание тоники и последовательное исполнение тетрахорда (вверх - вниз по направлению к тонике) в удобном для ребёнка диапазоне;
  • высокий уровень - опевание, последовательное и скачкообразное (на кварту, квинту, малую или большую сексты) исполнение мелодических линий в диапазоне октавы и более.

4. Диагностика чувства тембра

Тест - игра "Тембровые прятки"

Цель: выявление уровня развития тембрового слуха по показателю адекватно дифференцированного определения инструментального или вокального звучания одной и той же мелодии.

Стимулирующий материал составляет аудиозапись музыкального фрагмента в исполнении:

  • детского голоса;
  • женского голоса;
  • мужского голоса;
  • хора;
  • струнных смычковых инструментов;
  • деревянных духовых инструментов;
  • медных духовых инструментов;
  • фортепиано;
  • оркестра.

Ребёнку предлагается прослушать аудиозапись музыкального фрагмента в различных исполнениях и определить тембровое звучание музыки.

Критерии оценки:

  • низкий уровень развития тембрового чувства - адекватное определение только однородных тембров;
  • средний уровень - адекватное определение однородных тембров и смешанных тембров;
  • высокий уровень - адекватное определение различных тембровых соотношений в исполнении предъявленного музыкального фрагмента.

5. Диагностика динамического чувства

Тест - игра "Мы поедем в "Громко-тихо""

Цель: определение способности адекватной аудиально-моторной реакции на динамические изменения (силу выражения) инструментального и вокально-инструментального стимула.

Стимулирующий материал:

  • Барабан или бубен;
  • фрагменты музыкальных пьес: Х.Вольфарт "Маленький барабанщик"; К.Лонгшамп-Друшкевичова "Марш дошкольников".

Ребёнку предлагается поиграть в "громко-тихо". Педагог играет на фортепиано, а ребёнок - на бубне или барабане. Ребёнку предлагается играть так, как играет педагог: громко или тихо. Адекватное исполнение контрастной динамики "форте-пиано" оценивается в 1 балл.

Затем педагог исполняет музыкальный фрагмент так, чтобы звучание музыки то усиливалось, то ослаблялось; ребёнку предлагается повторить динамику звучания на барабане или бубне. Адекватное динамическое исполнение "крещендо" и "диминуэндо" оценивается в 2 балла; всего - 4 балла.

Критерии оценки:

  • слабый уровень динамического чувства - 1 балл;
  • средний уровень - 2-3 балла;
  • высокий уровень - 4-5 баллов.

6. Диагностика чувства музыкальной формы

Тест-игра "Незавершённая мелодия"

Цель: выявить уровень развития чувства завершённости (целостности) музыкальной мысли.

Стимулирующий материал подбирается педагогом самостоятельно.

Ребёнку предлагается прослушать несколько мелодий и определить, какие из них прозвучали полностью, а какие "спрятались" раньше времени.

Стимулирующий материал строится в следующем порядке:

1-я мелодия - не доигрывается последний такт;

2-я мелодия - доигрывается до конца;

3-я мелодия - не доигрывается последняя фраза мелодии;

4-я мелодия - прерывается на середине второй фразы (из четырёх);

5-я мелодия - доигрывается до конца.

Критерии оценки:

  • слабый уровень - правильно определены 1-2 пункты;
  • средний уровень - правильно определены 3-4 пункты;
  • высокий уровень - правильно определены все 5 пунктов.

7. Диагностика эмоциональной отзывчивости на музыку

Тест "Музыкальная палитра"

Цель: изучение способности к эмоциональной отзывчивости на музыку, т.е. конгруэнтного переживания и смысловой рефлексии содержания музыки.

Стимулирующий материал: музыкальные пьесы из "Детского альбома" П.И.Чайковского:

1. "Утреннее размышление"

2. "Сладкая грёза"

3. "Баба-Яга"

4. "Болезнь куклы"

5. "Игра в лошадки"

Ребёнку предлагается прослушать данные музыкальные пьесы и попробовать определить, какое настроение у него вызывает каждая из них, какие образы представляются во время звучания музыки.

1-й (вербальный) вариант задания: подобрать слова, подходящие ребёнку для выражения его переживания музыки;

2-й (невербально-художественный) вариант задания: ребёнку предлагается нарисовать образы, картинки, которые ему представляются во время прослушивания музыки;

3-й (невербально-двигательный) вариант задания: ребёнку предлагается двигаться под музыку так, как ему это представляется во время звучания музыкального фрагмента.

Критерии оценки:

  • низкий уровень эмоционально-образного осмысления характеризуется уклонением (фактическим отказом) ребёнка от проекции своих состояний или его неспособностью в ситуации музыкального воздействия даже на простейшее самовыражение своих впечатлений, мыслеобразов, настроений в невербально-художественной, двигательной или вербальной форме. К этому же уровню относятся и неконгруэнтные формы самовыражения ребёнка в ситуации музыкального стимулирования его эмоционального опыта;
  • средний (нормативный) уровень развития эмоциональной отзывчивости характеризуется способностью к конгруэнтно репродуктивной форме отображения уже имеющегося опыта переживаний, состояний, мыслеобразов, вызванных воздействием музыкального фрагмента; соответствующей изобразительной и вербальной характеристикой ребёнком своих переживаний и мыслеобразов основного содержания музыки (без особых детализаций своего отображения);
  • высокий уровень эмоциональной отзывчивости характеризуется конгруэнтной характеристикой осмысления эмоционально-образного содержания музыки. Креативность самовыражения ребёнка в изобразительной, двигательной и словесной форме проявляется в следующих особенностях формы самовыражения:
  1. оригинальность (необычность, новизна) отображения мыслеобраза, идеи;
  2. детализация (разработанность) своей идеи или образа;
  3. беглость порождения идей, т.е. способность порождать большое количество новых, но адекватных музыкальному воздействию мыслеобразов;
  4. гибкость, т.е. различность типов, видов, категорий идей и мыслеобразов на один музыкальный материал.

8. Диагностика когнитивного, операционального и мотивационного компонентов музыкально-эстетических вкусов детей

Выявить уровень когнитивного компонента музыкально-эстетических ориентаций ребёнка можно с помощью краткой беседы-анкеты.

Примерные вопросы анкеты.

  1. Ты любишь музыку?
  2. Нравится ли тебе петь? Если, да, то, что именно, какие песни?
  3. Где тебе нравится петь больше - в детском саду, школе, музыкальной школе или дома?
  4. Поют ли твои родители (дома или в гостях)?
  5. Какие песни тебе нравится петь, а какие - слушать?
  6. Где ты чаще слушаешь музыку - в концертном зале или дома по телевидению и радио?
  7. Что ты больше любишь - петь, рисовать или танцевать под музыку?
  8. Приходилось ли тебе исполнять музыку на каком-либо инструменте? Каком?
  9. Нравятся ли тебе телевизионные музыкальные передачи? Если, да, то, какие?
  10. Слушаешь ли ты какую-нибудь музыкальную радиопрограмму?
  11. Какие исполнители (певцы, музыканты) тебе особенно нравятся и почему?

Критерии оценки уровня когнитивного компонента музыкально-эстетической направленности ответов ребёнка:

  • низкий уровень развития когнитивного компонента музыкальных предпочтений, вкусов характеризуется отсутствием или слабо выраженным интересом к музыкальным видам деятельности;
  • средний уровень - выражается в наличии интереса к музыке, но с явным предпочтением развлекательной направленности музыкальных жанров (конкретных произведений), вне ориентации на высокохудожественные, классические эталоны музыки;
  • высокий уровень - ярко проявленный демонстрируемый интерес к музыкальным видам деятельности и разножанровой направленности (по названным ребёнком произведениям - как эстрадно-развлекательных, так и классических жанров).

Тест "Музыкальный магазин"

Цель: изучение практико-ориентированных предпочтений, реального выбора музыкальных ориентаций, характеризующих музыкальные вкусы (поведенческие реакции) личности.

Стимулирующий материал: фрагменты аудиозаписи музыкальных произведений различных жанров и направлений:

  • народная вокально-хоровая музыка;
  • народная инструментальная музыка;
  • народная вокально-инструментальная музыка;
  • классическая вокально-хоровая музыка;
  • классическая инструментально-симфоническая музыка;
  • классическая вокально-инструментальная музыка;
  • современная классика авангардного направления;
  • современная развлекательная музыка;
  • духовная музыка.

Ребёнку предлагается выбрать в музыкальном магазине понравившуюся музыку. Выбирать можно любое количество музыкальных записей.

Критерии оценки:

  • низкий уровень музыкально-эстетических вкусов характеризуется выбором лишь развлекательных образцов музыкального искусства;
  • средний уровень - выбор двух образцов различных направлений музыкального творчества;
  • высокий уровень - проявление интереса к трём (и более) различным музыкальным направлениям (жанрам) с предпочтением классических произведений.

9. Изучение мотивационного компонента музыкальных вкусов ребёнка

Тест "Хочу дослушать"

Данный тест предполагает естественную ситуацию слушания музыки на музыкальных занятиях с детьми. В качестве стимулирующего материала предлагается набор разнохарактерных фрагментов музыкальных произведений. Диагностической такая ситуация становится в случае, если педагог намеренно прерывает музыку на кульминационном моменте её звучания. Ситуация незавершённости музыкальной формы (образа) вызывает у детей с высокой мотивационной направленностью на музыкальную деятельность ярко выраженную реакцию-просьбу завершения прослушиваемой музыки.

Поэтому после остановки музыки на кульминации педагог обращается к детям с вопросом: будем ли дослушивать музыку до конца или достаточно того, что уже прозвучало?

Признаки, по которым оценивается уровень мотивационной направленности, следующие:

  • проявленная потребность в завершении музыкального фрагмента оценивается как мотивационная готовность ребёнка к развитию своих музыкальных способностей;
  • индифферентное или отрицательное отношение (т.е. отказ от завершения прослушивания) интерпретируется как несформированная мотивация музыкальной деятельности

Итоговые показатели уровней развития структурных компонентов музыкальных способностей желательно заносить в специальную индивидуальную карту "Диагностический конструктор" (Приложение 1) , с помощью которой педагог может не только наглядно представить себе как слабые стороны музыкальности и личностной ориентации ребёнка (что и должно явиться в дальнейшем основой для конкретизации педагогических задач в музыкально-эстетическом развитии ребёнка), так и "сильные" структурные характеристики его музыкальности, способные служить опорой в построении эффективной педагогической работы в развитии личности ребёнка.