Выставка «Всегда современное. Искусство XX–XXI вв

  • 30.06.2019

Основные понятия и термины по теме: модерн, модернизм, фовизм, кубизм, сюрреализм, абстракционизм, супрематизм, конструктивизм, инсталляция, эклектизм, кинематограф, телевидение, массовое и элитарное искусство.

План изучения темы:

1.Новые виды искусства, художественные направления и стили.

Краткое изложение теоретических вопросов:

ХХ век - век торжества науки и человеческого интеллекта, век парадоксов и потрясений. Он подвел определенный итог развития мировой культуры. В это столетие культура разорвала узы региональной или национальной замкнутости и стала интернациональной. Мировая художественная культура интегрирует культурные ценности практически всех наций.

Характерным явлением для ХХ века стало заметное ослабление тех социальных механизмов - механизмов преемственности в культуре. Отдельной индивид стремится стать самостоятельным, не зависимым от культурных традиций, обычаев, установленных правил этикета, поведения, общения. При этом внутренняя свобода все больше заменяется свободой внешней, самостоятельность духа – самостоятельностью тела, что постепенно приводит к снижению духовности, уровня культуры.

Образную характеристику искусству ХХ века дал Ф. Ницше, утверждая, что «искусство нам дано, чтобы не умереть от истины».

Модернизм (новый, новейший, современный ) - совокупность эстетических школ конца XIX и начала XX столетия, которые характеризуются разрывом с традициями реализма.

К этому понятию близок авангард . Он объединяет наиболее радикальные разновидности модернизма. Эти понятия часто воспринимаются как синонимы. В нашей стране модернизм и авангард резко критиковались - в противовес «социалистическому реализму». Обычно эти понятия трактовались как показатель кризиса буржуазной культуры. Однако эта классовая точка зрения не выдерживает никакой критики. Модернистские и авангардистские тенденции – отличительная черта современного искусства.

Выступая против норм и традиций предшествующей эстетики, стремясь к новаторству любой ценой, модернизм в крайних своих проявлениях разрушает осмысленность художественного творчества и зачастую - шокирует. Но в своих лучших образцах модернизм значительно обогатил художественную культура человечества.

Ортега-и-Гассет: «Новые художники наложили табу на любые попытки привить искусству «человеческое». Личность отвергается новым искусством более всего. Со всех сторон мы приходим к одному и тому же – бегству от человека».

Именно Ортега - автор наиболее любопытной гипотезы об общем законе развития мирового искусства. Он считал, что искусство вслед за философией изменялось в зависимости от изменения точки зрения художника на окружающий мир – от вещественно-конкретного видения мира, через его субъективное восприятие – к господству чистых идей и абстракций.



Искусство всегда борется за то, чтобы человечество через все перипетии истории все же пронесло свое главное завоевание – духовность. Ибо с поражением и гибелью духовности поражен и гибнет, не имея более отличия от животных, и сам человек. В этом ракурсе и следует рассматривать то, что произошло с искусством ХХ века.

В ХХ веке произошел отход от традиций, в определенном смысле и слом традиций в искусстве. Но это не означает, что реализм и реалистические принципы изображения были отменены этим веком.

Авангард – пестрое созвездие школ, направлений, течений, которое ошеломляет каскадом красок и пестротой образов. Впечатление хаоса, обусловленного быстрой сменой вкуса. Любое Формула «Если так еще никогда не делалось, то это необходимо сделать».

Фовизм. Одними из первых представители фовизма определили переход от подготовки авангарда к собственно авангарду.

Главное – добиваться максимальной энергии краски.

А. Матисс - французский художник, основатель фовизма, стремился к обновлению декоративного искусства, ясность и радостная уравновешенность которого должны были, по его мнению, передаваться зрителю.

Светлое, жизнерадостное искусство Матисса. Наиболее известные произведения Матисса – «Танец» и «Музыка» (панно, написанные им в 1908 году по заказу С.И. Щукина) для декорации московского особняка известного мецената (ныне перенесены в Эрмитаж).

Экспрессионизм - «искусство кричать. Картина «Крик» Э. Мунка. «Никогда не было такого времени, потрясенного таким ужасом, таким смертельным страхом. Никогда мир не был так мертвенно нем. Никогда человек не был так мал. Никогда он не был так робок. Никогда радость не была столь мертва. Нужда вопит, человек зовет свою душу, время становится воплем нужды. Искусство присоединяет свой вопль в темноте, оно вопит о помощи, оно зовет дух. Это и есть экспрессионизм» (В. Турчин).



Экспрессионизм: от живописи до политики, от философии до музыки, от архитектуры до кинематографа, от театра до скульптуры.

Кубизм – творчество форм. Стремление геометризировать предмет, делая его форму архитектурной. Начало кубизма в работах Жоржа Брака и Пабло Пикассо.

Представители кубизма в России: К. Малевич, Л. Попова, Д. Бурлюк (общества «Бубновый валет», «Ослиный хвост» и др.).

П. Пикассо - универсальный художественный гений. Испанский художник, скульптор - величайший творец ХХ столетия. 15 тысяч картин, основатель кубизма.

«Герника» – шедевр живописи Пикассо, трудная для восприятия и анализа картина, где реальность выражена языком сложных субъективных ассоциаций.

Один из самых знаменитых рисунков Пикассо – «Голубь мира»,

Несовместимые крайности (реализм и модернизм) в творчестве Пикассо.

Абстрактное искусство. Первая абстрактная картина: А. Альфонс «Девушки под снегом» – чистая бумага, прикрепленная к картонному планшету. Традиционное абстрактное искусство начинается с 1910 года (с появлением первых изобразительных акварелей В. Кандинского).

В термине абстрактное искусство - глубокая двойственность, когда есть намек и на искусство, и на некую альтернативу. Это беспредметное искусство, основанное на абстрагировании изобразительных образов от конкретных объектов. Произведения абстракционистов представляют собой сочетание геометрических форм, цветовых пятен, линий. Для абстрактного искусства характерны две тенденции: абстрагирование образов от натуры до такой степени, что они перестают отражать действительность; чистые художественные формы, не имеющие связи с реальностью.

Первым художником-абстракционистом был В. Кандинский. Среди художников и скульпторов, развивавших это направление: П. Мондриан, К. Малевич, К. Брынкуши и др.

Сюрреализм (сверхреализм) как направление в искусстве сформировался во Франции в 20-е годы ХХ века. Это творчество – вне контроля разума. Французский поэт Андре Бретон издал «Манифест сюрреализма».

Согласно принципам сюрреализма, художник должен опираться на бессознательное, связанное со сновидениями, галлюцинациями, бредом, воспоминаниями младенческого возраста. А задача художника состоит в том, чтобы с помощью художественных средств достичь бесконечного и вечного. Свои произведения сюрреалисты строят как нечто алогичное, парадоксальное, неожиданное, как особую ирреальность.

Крупнейшим представителем сюрреализма был Сальвадор Дали.

Дали стремился создать фотографию бессознательного, достоверно запечатлеть свои сновидения, так как именно эта, не контролируемая извне спонтанная жизнь человеческого «Я» представлялась художнику подлинной реальностью. Он создает обобщенные художественные образы, выстраивает сложные, строго продуманные композиции «хаоса» болезненных видений.

Для воссоздания такого образа мира, где все разъединено разложением, необходима огромная сила трезвого ума, чтобы хоть как-то организовать этот бессмысленный абсурдный поток бытия. «Единственная разница между мною и сумасшедшим заключается в том, что я – не сумасшедший», – скажет однажды Дали.

Поп-арт - искусство популярное, рассчитанное на массовую аудиторию, легко распространяемое и массово производимое, отдающее большим бизнесом. Поп-арт – это своеобразное «искусство вне искусства». В композициях поп-арта часто используют реальные бытовые предметы (консервные банки, старые вещи, газеты) и их механические копии (фотографии, муляжи, вырезки из комиксов). Случайное их сочетание возводится в ранг искусства.

Художников поп-арта привлекал окружающий их мир массовой культуры, рассчитанной на потребление миллионов, когда эстетические и социальные ценности приравнивались к потребительским, обыденным, зачастую бездуховным. Они уничтожили иерархию образов и сюжетов. У них могли одинаково цениться и Леонардо да Винчи, и Микки Маус, живопись и технология, халтура и искусство, китч и юмор.

У поп-арта всегда есть дух массовости и вовлекаемости. Поп-арт явился первым большим течением авангарда, который был социализирован, вживлен в общество. Поп-арт вошел в кино, в рекламу, из которой сам первоначально исходил, в моду, в поведенческий тип жизни. Это преднамеренная неряшливость в одежде, ее разностильность, использование рекламных пластиковых пакетов в качестве сумок и т.д.

Лабораторные работы – не предусмотрено.

Практические занятия – не предусмотрено.

Задания для самостоятельного выполнения:

1. Подготовить сообщение «Разнообразие стилей и направлений в искусстве начала 20 века».

2. Подготовить фотогалерею репродукций с художественными примерами фовизма, кубизма, сюрреализма, абстракционизма, супрематизма.

Форма контроля самостоятельной работы:

- устный опрос,

Проверка конспекта, сообщения, фотогалереи.

Вопросы для самоконтроля

Федеральное агентство по образованию

ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра Экономики и Менеджмента

Факультет Изобразительного Искусства

Современное искусство в России 20- 21 вв.

Выполнил: Касымова К.П.

гр. ИСКу 06-1

Проверил: Прохоренкова С.А.

Иркутск


Введение

1. Живопись как вид искусства

2. Вид изобразительного искусства - графика

4. Древний вид искусства - скульптура

5. Архитектура - искусство проектировать и строить

6. Основные направления и приемы современного искусства

7. Кинетическое искусство

К прикладной графике относятся поздравительные открытки, красочные календари, конверты к пластинкам, которые нарисовал художник, и многое другое. Этикетки на различных упаковках - это тоже прикладная или промышленная графика (промграфика), которая имеет практическое назначение, помогает сориентироваться в большом количестве разнообразных товаров, украшает наш быт.

В самостоятельную область графики выделяется плакат . Он, как правило, живо откликается на происходящие важные события (олимпиады, конкурсы, концерты, выставки и др.). Принято выделять несколько основных видов плакатов: политические, спортивные, экологические, рекламные, сатирические, просветительские, театрально зрелищные и др.

Современный графический дизайн включает не только шрифты, но и разнообразные знаковые изображения, в том числе геометрические и растительные.

Новым видом является компьютерная графика. Художники выполняют композиции из сложно пересекающихся линий, объемных элементов, узоров, цветовых пятен на экране дисплея, а затем печатают на принтере полученные изображения. Способность графики быстро откликаться на актуальные события, выражать чувства и мысли художника, развитие техники создают условия для возникновения новых видов графики.


4. Древний вид искусства - скульптура

Скульптура - один из самых древних видов искусства. Скульптура (лат. sculptura, от sculpo - вырезать, высекать, ваяние, пластика) - вид изобразительного искусства, произведения которого имеют материальный трехмерный объем. Сами эти произведения (статуи , бюсты , рельефы , и тому подобное) также называют скульптурой.

Скульптура делится на два вида: круглая, свободно размещающаяся в реальном пространстве, и рельеф (барельеф и горельеф), в котором объемные изображения располагаются на плоскости. Скульптура бывает по своему назначению станковой, монументальной, монументально-декоративной. Отдельно выделяется скульптура малых форм. По жанрам скульптура разделяется на портретную , бытовую (жанровую), анималистическую , историческую и другое. Скульптурными средствами могут быть воссозданы пейзаж и натюрморт . Но главным объектом для скульптора является человек, который может быть воплощен в разнообразных формах (голова, бюст, статуя, скульптурная группа).

Технология изготовления скульптуры обычно сложная и многоэтапная, сопряжена с большим физическим трудом. Скульптор вырезает или высекает свое произведение из твердого материала (камня, дерева и др.) путем удаления лишней массы. Другой процесс создания объема за счет прибавления пластической массы (пластилина, глины, воска и другое) называется лепкой (пластикой). Скульптуры создают также свое произведение с помощью отливки из веществ, способных переходить из жидкого состояния в твердое (различных материалов, гипса, бетона, пластмассы и тому подобное). Нерасплавленный металл для создания скульптуры обрабатывается путем ковки, чеканки, сварки и резки.

В XX в. возникают новые возможности развития скульптуры. Так, в скульптуре используются нетрадиционные методы и материалы (проволока, надувные фигуры, зеркала и др.). Художники многих течений провозглашают обыденные предметы произведениями скульптуры.

Цвет, издавна применяемый в скульптуре (античность, средние века, Возрождение), активно используется для повышения художественной выразительности станковой скульптуры и в наши дни. Обращение к в скульптуре или отказ от нее, возвращение к естественному цвету материала (камня, дерева, бронзы и др.) связаны с общим направлением развития искусства в данной стране и в данную эпоху

5. Архитектура - искусство проектировать и строить

Архитектура (лат. architectura, гр. аrchi - главный и tektos - строить, возводить) - зодчество, искусство проектировать и строить. Архитектура может выражать в художественных образах представления человека о мире, времени, величии, радости, торжестве, одиночестве и многих других чувствах. Вероятно поэтому говорят, что архитектура - это застывшая музыка.

Различают три основных вида архитектуры: объемные сооружения (культовые, общественные, промышленные, жилые и другие здания); ландшафтная архитектура (беседки, мостики, фонтаны и лестницы для скверов, бульваров, парков); градостроительство - создание новых городов и реконструкция старых. Комплексы построек и открытых пространств составляют архитектурные ансамбли. Архитектор должен заботиться о красоте, пользе и прочности создаваемых сооружений, иначе говоря - эстетические, конструктивные и функциональные качества в архитектуре взаимосвязаны.

В разные исторические периоды применялись разнообразные строительные материалы и технологии, существенно влияющие на создание архитектурных конструкций.

Современный уровень развития техники, использование железобетона, стекла, пластических масс и других новых материалов позволяют создавать необычные формы зданий в виде шара, спирали, цветка, ракушки, колоса и тому подобное.

Основные выразительные средства, применяемые в архитектуре - пластика объемов, масштабность, ритм, пропорциональность, а также фактура и цвет поверхностей. Архитектурные сооружения отражают художественный стиль эпохи, как и произведения любого другого вида искусства. Своей художественно-образной стороной архитектура отличается от простого строительства. Архитекторы создают для человеческой жизнедеятельности художественно организованное пространство, которое является возможной средой для синтеза искусств (ансамбль). Всемирно известные архитектурные сооружения и ансамбли запоминаются как символы стран и городов (пирамиды в Египте, Акрополь в Афинах, Колизей в Риме, Эйфелева башня в Париже, небоскребы в Чикаго, Кремль и Красная площадь в Москве и др.).

Полихромия (от греч. polys - многочисленный и chroma - цвет) - многоцветная раскраска или многоцветность материала в архитектуре , скульптуре , декоративном искусстве .

Раскраска многими цветами особенно характерна для изделий народного и декоративно прикладного искусства. Полихромный орнамент наиболее популярен, чем монохромный (одноцветность).

Полихромия часто использовалась в архитектуре и изобразительном искусстве Древнего Египта и античности. Различные сооружения, скульптурные рельефы, статуи, бюсты могли быть раскрашены несколькими яркими цветами.

В настоящее время цвет все активнее входит в скульптуру, особенно в мелкую пластику.


6. Основные направления и приемы современного искусства

Абстрагирование - один из основных способов нашего мышления. Его результат - образование наиболее общих понятий и суждений (абстракций). В декоративном искусстве абстрагирование - это процесс стилизации природных форм. В художественной деятельности абстрагирование присутствует постоянно; в своем крайнем выражении в изобразительном творчестве оно ведет к абстракционизму, особому направлению в изобразительном искусстве XX в., для которого характерны отказ от изображения реальных объектов, предельное обобщение или полный отказ от формы, беспредметные композиции (из линий, точек, пятен, плоскостей и др.), эксперименты с цветом, спонтанное выражение внутреннего мира художника, его подсознания в хаотических, неорганизованных абстрактных формах (абстрактный экспрессионизм). К этому направлению можно отнести живопись русского художника В. Кандинского.

Представители некоторых течений в абстрактном искусстве создавали логически упорядоченные конструкции, перекликаясь с поисками рациональной организации форм в архитектуре и дизайне (супрематизм русского живописца К. Малевича, конструктивизм и др.) В скульптуре абстракционизм выразился меньше, чем в живописи. Абстракционизм был откликом на общую дисгармонию современного мира и имел успех потому, что провозглашал отказ от сознательного в искусстве и призывал "уступить инициативу формам, краскам, цвету".

Реализм (от фр. realisme, от лат. realis - вещественный) - в искусстве в широком смысле правдивое, объективное, всестороннее отражение действительности специфическими средствами, присущими видам художественного творчества.

Общими признаками метода реализма является достоверность в воспроизведении действительности. Вместе с тем реалистическое искусство обладает огромным разнообразием способов познания, обобщения, художественного отражения действительности (Г.М. Коржев, М. Б. Греков, А.А. Пластов, А. М. Герасимов, Т. Н. Яблонская, П. Д. Корин и др.)

Реалистическое искусство XX в. приобретает яркие национальные черты и многообразие форм. Реализм - явление противоположное модернизму .

Авангардизм - (от фр. avant - передовой, garde - отряд) - понятие, определяющее экспериментальные, модернистские начинания в искусстве. В каждую эпоху возникали новаторские явления в изобразительном искусстве, но термин "авангардизм" утвердился только в начале XX в. В это время появились такие направления, как фовизм, кубизм, футуризм, экспрессионизм, абстракционизм. Затем в 20-е и 30-е годы авангардистские позиции занимает сюрреализм . В период 60-70-х годов добавляются новые разновидности абстракционизма - различные формы акционизма, работа с предметами (поп-арт), концептуальное искусство, фотореализм , кинетизм и др. Художники-авангардисты выражают своим творчеством своеобразный протест против традиционной культуры.

Во всех авангардистских направлениях, несмотря на их большое разнообразие, можно выделить общие черты: отказ от норм классического изображения, формальная новизна, деформация форм, экспрессия и различные игровые преобразования. Все это приводит к размыванию границ между искусством и реальностью (реди-мейд , инсталляция , энвайромент), созданию идеала открытого произведения искусства, непосредственно вторгающегося в окружающую среду. Искусство авангардизма рассчитано на диалог художника и зрителя, активное взаимодействие человека с художественным произведением, соучастие в творчестве (например, кинетическое искусство , хэппенинг и др.). Произведения авангардистских направлений порой теряют изобразительное начало и приравниваются к объектам окружающей действительности. Современные направления авангардизма тесно переплетаются, образуя новые формы синтетического искусства.

Андерграунд (англ. underground - подполье, подземелье) - понятие, означающее "подпольную" культуру, противопоставившую себя условностям и ограничениям традиционной культуры. Выставки художников рассматриваемого направления часто проходили не в салонах и галереях, а прямо на земле, а также в подземных переходах или метро, которое в ряде стран называют андеграундом (подземкой). Вероятно, данное обстоятельство также повлияло на то, что за данным направлением в искусстве XX в. утвердилось это название.

В России понятие андеграунд стало обозначением сообщества художников, представлявших неофициальное искусство.

Сюрреализм (фр. surrealisme - сверхреализм) - направление в литературе и искусстве XX в. сложившееся в 1920-х годах. Возникнув во Франции по инициативе писателя А. Бретона, сюрреализм скоро стал международным направлением. Сюрреалисты считали, что творческая энергия исходит из сферы подсознания, которая проявляет себя во время сна, гипноза, болезненного бреда, внезапных озарений, автоматических действий (случайное блуждание карандаша по бумаге и др.).

Художники-сюрреалисты в отличие от абстракционистов не отказываются от изображения реально существующих предметов, но представляют их в хаосе, нарочито лишенными логических взаимосвязей. Отсутствие смысла, отказ от разумного отражения действительности - основной принцип искусства сюрреализма. Об оторванности от реальной жизни говорит и само название направления: "сюр" по-французски "над"; художники не претендовали на отражение действительности, а мысленно помещали свои творения "над" реализмом, выдавая за произведения искусства бредовые фантазии. Так, в число сюрреалистических картин вошли аналогичные, не поддающиеся объяснению работы М. Эрнста, Дж. Миро, И. Танги, а также предметы, обработанные сюрреалистами до неузнаваемости (М. Оппенгейм).

Сюрреалистическое направление, которое возглавлял С. Дали, основывалось на иллюзорной точности воспроизведения ирреального образа, возникающего в подсознании. Его картины отличаются тщательной манерой письма, точной передачей светотени, перспективы, что характерно для академической живописи. Зритель, поддаваясь убедительности иллюзорной живописи, втягивается в лабиринт обманов и неразрешимых загадок: твердые предметы растекаются, плотные приобретают прозрачность, несовместимые объекты скручиваются и выворачиваются, массивные объемы приобретают невесомость, и все это создает образ невозможный в реальности.

Известен такой факт. Однажды на выставке перед произведением С. Дали долго стоял зритель, внимательно вглядываясь и пытаясь понять смысл. Наконец в полном отчаянии он громко сказал: "Я не понимаю, что это значит!" Возглас зрителя услышал находившийся на выставке С. Дали. "Как вы можете понять, что это значит, если я сам не понимаю", - заявил художник, выразив таким образом основной принцип сюрреалистического искусства: писать картины не думая, не размышляя, отказавшись от разума и логики.

Выставки произведений сюрреалистов сопровождались, как правило, скандалами: зрители возмущались, глядя на нелепые, непонятные картины, считали, что их обманывают, мистифицируют. Сюрреалисты обвиняли зрителей, заявляли, что те отстали, не доросли до творчества "передовых" художников.

Общие особенности искусства сюрреализма фантастика абсурда, алогизм, парадоксальные сочетания форм, зрительная неустойчивость, изменчивость образов. Художники обращалиссь к имитации первобытного искусства , творчества детей и душевнобольных.

Художники этого направления хотели создать на своих полотнах реальность, неотражающую действительность, подсказанную подсознанием, но на практике это выливалось в создание патологически отталкивающих образов, эклектику и китч (нем. - kitsch; дешевка, безвкусная массовая продукция расчитанная на внешний эффект).

Отдельные находки сюрреалистов использовались в коммерческих областях декоративного искусства , например оптические иллюзии, позволяющие видеть на одной картине два различных изображения или сюжета в зависимости от направления взгляда.

Произведения сюрреалистов вызывают самые сложные ассоциации, могут отождествляться в нашем восприятии со злом. Устрашающие видения и идиллические грезы, буйство, отчаяние - эти чувства в различных вариантах проступают в произведениях сюрреалистов, активно воздействуя на зрителя, абсурдность произведений сюрреализма действует на ассоциативное воображение и психику.

Сюрреализм представляет собой противоречивое художественное явление. Многие действительно передовые деятели культуры, сознавая, что это направление разрушает искусство, впоследствии отказались от сюрреалистических взглядов (художники П. Пикассо, П. Клее и др., поэты Ф. Лорка, П. Неруда, испанский режиссер Л. Бунюэль, снявший сюрреалистические фильмы). К середине 1960-х годов сюрреализм сменился новыми, еще более броскими направлениями модернизма, но причудливые, большей частью уродливые, бессмысленные произведения сюрреалистов до сих пор заполняют залы музеев.

Модернизм (фр. modernisme, от лат. modernus - новый, современный) - собирательное обозначение всех новейших течений, направлений, школ и деятельности отдельных мастеров искусства XX в., порывающих с традицией, peaлизмом и считающих эксперимент основой творческого метода (фовизм, экспрессионизм, кубизм , футуризм, абстракционизм , дадаизм, сюрреализм , поп-арт , оп-арт , кинетическое искусство , гиперреализм и др.). Модернизм близок по значению авангардизму и противоположен академизму. Модернизм негативно оценивался советскими искусствоведами как кризисное явление буржуазной культуры. Искусство обладает свободой выбора своих исторических путей. Противоречия модернизма, как такового, необходимо рассматривать не статично, а в исторической динамике.

Поп-арт (англ. pop art, от popular art - популярное искусство) - направление в искусстве Западной Европы и США с конца 1950-х годов. Расцвет поп-арта пришелся на бурные 60-е годы, когда во многих странах Европы и Америки вспыхнули бунты молодежи. Молодежное движение не имело единой цели - его объединял пафос отрицания. Молодые люди готовы были выбросить за борт всю прошлую культуру. Все это нашло отражение в искусстве.

Отличительная черта поп-арта сочетание вызова с безразличием. Все одинаково ценно или одинаково бесценно, одинаково красиво или одинаково безобразно, одинаково достойно или не достойно. Пожалуй, только рекламный бизнес основан на таком же бесстрастно-деловитом отношении ко всему на свете. Не случайно именно реклама оказала огромное влияние на поп-арт, а многие его представители работали и работают в рекламных центрах. Создатели рекламных передач и шоу способны искромсать на кусочки и соединить в нужной им комбинации стиральный порошок и известный шедевр искусства, зубную пасту и фугу Баха. Точно также поступает и поп-арт.

Мотивы массовой культуры эксплуатируются поп-артом по-разному. В картину вводятся посредством коллажа или фотоснимков реальные объекты, как правило, в неожиданных или совершенно абсурдных сочетаниях (Р. Раушенберг, Э. Уор Хол, Р. Хэмилтон). Живопись может имитировать композиционные приемы и технику рекламных щитов, картинка комикса может быть увеличена до размеров большого полотна (Р. Лихтенстейн). Скульптура может сочетаться с муляжами. Например, художник К. Олденбург создавал подобия витринных муляжей пищевых продуктов огромных размеров из необычных материалов

Между скульптурой и живописью часто нет границы. Художественное произведение поп-арта нередко не только имеет три измерения, но и заполняет собой целиком выставочное помещение. В силу таких преобразований исходный образ объекта массовой культуры преобразуется и воспринимается совсем иначе, чем в реальном бытовом окружении.

Основной категорией поп-арта является не художественный образ, а его "обозначение", избавляющее автора от рукотворного процесса его создания, изображения чего-либо (М. Дюшан). Этот процесс был введен с целью расширения понятия искусства и включения в него нехудожественной деятель-ности, "выхода" искусства в область массовой культуры. Художники поп-арта были инициаторами таких форм, как хэппенинг , предметная инсталляция , энвайромент и других форм концептуального искусства. Аналогичные течения: андеграунд , гиперреализм , оп-арт , реди-мейд и др.

Оп-арт (англ. ор art, сокращ. от optical art - оптическое искусство) - направление в искусстве XX в., получившее широкое распространение в 1960-х годах. Художники оп-арта использовали различные зрительные иллюзии, опираясь на особенности восприятия плоских и пространственных фигур. Эффекты пространственного перемещения, слияния, парения форм достигались введением ритмических повторов, резких цветовых и тональных контрастов, пересечения спиралевидных и решетчатых конфигураций, извивающихся линий. В оп-арте часто применялись установки меняющегося света, динамические конструкции (рассмотрены далее в разделе кинетическое искусство). Иллюзии струящегося движения, последовательной смены образов, неустойчивой, непрерывно перестраивающейся формы возникают в оп-арте только в ощущении зрителя. Направление продолжает техническую линию модернизма .


7. Кинетическое искусство

Кинетическое искусство (от гр. kinetikos - приводящий в движение) - направление в современном искусстве, связанное с широким применением движущихся конструкций и других элементов динамики. Кинетизм как самостоятельное направление оформился во второй половине 1950-х годов, однако ему предшествовали опыты создания динамической пластики в русском конструктивизме (В. Татлин, К. Мельников, А. Родченко), дадаизме.

Раньше народное искусство также демонстрировало нам образцы движущихся объектов и игрушек, например деревянные птицы счастья из Архангельской области, механические игрушки, имитирующие трудовые процессы, из села Богородское и др.

В кинетическом искусстве движение вводится по-разному некоторые произведения динамически преобразуются самим зрителем, другие - колебаниями воздушной среды, а третьи приводятся в движение мотором или электромагнитными силами. Бесконечно разнообразие используемых материалов - от традиционных до сверхсовременных технических средств, вплоть до компьютеров и лазеров. Часто в кинетических композициях применяют зеркала.

Во многих случаях иллюзия движения создается меняющимся освещением - здесь кинетизм смыкается с оп-артом . Приемы кинетизма широко используются при организации выставок, ярмарок, дискотек, в оформлении площадей, парков, общественных интерьеров.

Кинетизм стремится к синтезу искусств: движение объекта в пространстве может дополняться эффектами освещения, звуком, светомузыкой, кинофильмом и др.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

В апреле 2016 г. на ВДНХ (в пав-не №66 «Культура») состоялось открытие выставки «Всегда современное. Искусство XX–XXI вв.», которая знакомит зрителей с самыми знаковыми художественными произведениями отечественных мастеров изобразительного искусства, среди которых и признанные классики начала ХХ в., и культовые современники наших дней.

Несмотря на тот факт, что вошедшие в экспозицию полотна написаны в разные годы истории нашей страны и принадлежат к разным стилистическим художественным направлениям, организаторы проекта подчеркивают, что картины не то что не противоречат друг другу, а даже напротив - они как бы вступают в диалог.

Выставка разделена на три части, в центре внимания каждой из которых - различные художественные решения и стилевые поиски, запросы времени и ответы на них самих авторов.

Искусство первой половины ХХ в. русского авангарда

В этом разделе вниманию аудитории представлены художественные произведения русского авангарда, совершившие настоящую революцию в представлении о задачах изобразительного искусства. Здесь можно увидеть картины Г. Носкова, И. Клюна, А. Грищенко, М. Ле-Дантю, И. Малютина и других в стиле неоимпрессионизма, кубизма, сезаннизма, кубофутуризма, супрематизма и прочих направлений.

Русское искусство 1960-80-х гг.

Данный раздел выставки рассказывает о художественных произведениях 1960-80-х гг. В советском изобразительном искусстве тех годов одновременно с соцреализмом существовали и различные его стилистические модификации - к примеру, так называемый «суровый стиль». Также здесь вниманию зрителей представлены и такие направления живописного искусства, как экспрессионизм, фотореализм, сюрреализм, фантастический реализм и др. В этом разделе посетители познакомятся с творчеством О. Булгаковой, А. Ситникова, Н. Нестеровой, Л. Нагеля, Л. Семейко, Т. Салахова и мн. др.

Творчество наших современников

Этот раздел знакомит зрителя с работами современных художников периода конца ХХ – ХХI вв. Вошедшие в экспозицию работы демонстрируют, как в наши дни различные стили в живописи стали настоящими инструментами художественного языка, а сами мастера, формируя его, цитируют известнейшие работы своих предшественников и используют в своей творческой деятельности уже узнаваемые приемы. В данном разделе выставки собраны произведения таких известных художников современности, как И. Макаревич, Э. Булатов, И. Нахова, Г. Гурьянов и др.

22 апреля 2016 года в легендарном павильоне № 66 на ВДНХ, до недавнего времени носившем название «Культура», открылась «Галерея РОСИЗО». Она начала работу выставкой «Всегда современное. Искусство XX-XXI вв.». Зрителям покажут знаковые произведения художников за более чем сто лет - начиная с 1900-х годов и до нынешних дней: мастеров, признанных классиками ХХ века (Иван Клюн, Александр Дейнека, Аркадий Пластов) и культовых современников, чьи работы выставляются в крупнейших музеях мира (Александр Ситников, Эрик Булатов, Игорь Макаревич). Картины на выставке принадлежат к разным стилистическим направлениям и написаны в разные периоды в истории страны, но при этом не только не противоречат друг другу, напротив - вступают в «диалог»: работы наших дней продолжают художественные традиции предыдущих поколений.

Экспозиция включает в себя три раздела: искусство первой половины ХХ века, 1960-1980-е гг. и творчество наших современников. В центре внимания каждого периода - стилевые поиски и художественные решения, запросы времени и ответы на них художников.

Первый раздел начинается с работ, которые произвели революцию в представлении о задачах искусства - с произведений русского авангарда. Разрыв с классической школой живописи, стремление к эксперименту, поиск новых форм - важнейшие черты этого течения. Экспозиция демонстрирует основные направления русского авангарда: кубофутуризм ("Портрет актера" Михаила Ле Дантю) и кубизм ("Городской вид" Алексея Грищенко, "Композиция. Кубизм" Георгия Носкова), супрематизм ("Супрематизм" Ивана Клюна) и конструктивизм (работы Владимира Татлина).

Авангард развивался в 1910-1920-е годы, но в начале 1930-х, после постановления «О перестройке литературно-художественных организаций» стало окончательно ясно: творческим экспериментам приходит конец. Основной тенденцией этого десятилетия стало развитие искусства, доступного для понимания самой широкой аудиторией - так родился художественный метод «соцреализм». Картины этого периода посвящены индустриализации, военным победам и труду: «Демонстрация на площади Урицкого» Василия Викулова, «Прокладка железнодорожного пути в Магнитогорске» Кузьмы Николаева, «Колхозники приветствуют танкистов» Екатерины Зерновой и др.

Второй раздел выставки рассказывает о произведениях художников 1960-1980-х годов. В советском искусстве этого времени одновременно с реализмом в духе 1930-1950-х годов (скульптуры Николая Томского, Льва Кербеля) существовали и его стилистические модификации - например, «суровый стиль» («В чулане» Гелия Коржева, «Апшеронский интерьер Таира Салахова). Начиная с 1970-х годов, используются приемы, характерные для фотореализма («Смена» Леонида Семейко, «Эксперимент в космосе» Лемминга Нагеля), экспрессионизма («Персонажи, качающиеся на качелях» Натальи Нестеровой), фантастического реализма и сюрреализма («Золотой век» Александра Ситникова, «Семья. Мои современники» Ольги Булгаковой). Некоторые художники возрождали традиции русского авангарда. После выставок в Манеже в 1962 году и на пустыре в Беляево в 1974 году, получивших международный резонанс, эту линию искусства стали называть «альтернативной» и «неофициальной». В экспозиции она представлена произведениями Владимира Андреенкова, Бориса Орлова, Евгения Рухина, Бориса Турецкого.

Третий раздел посвящен современному искусству - начиная с конца ХХ века и вплоть до текущего момента. Экспозиция третьего раздела продемонстрирует, как в наше время разные стили в живописи стали инструментами художественного языка. Художники часто цитируют известные работы своих предшественников и используют узнаваемые приемы, формируя новый визуальный язык. Вместе с классиками современного искусства в этом разделе также будут представлены работы молодых художников, которые вдохновляются эстетикой новых медиа.

Искусство XXI века в экспозиции представлено произведениями культовых художников. Зрители увидят «Вид Москвы из Мадрида» Эрика Булатова, «Жизнь небесная» Игоря Макаревича, «Амстердам» Георгия Гурьянова, «Форциссия» Ирины Наховой и др.

На выставке будут представлены картины из собраний Государственного музейно-выставочного центра «РОСИЗО», Ярославского художественного музея, Серпуховского историко-художественного музея, Государственного центрального музея современной истории России, Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России», а также из частных коллекций и ряда московских галерей.

Уважаемый читатель спрашивает:
А расскажите, что такое «современное искусство»? Только, пожалуйста, покороче, и без всяких там сложностей, теорий и концепций.

Да запросто. Вот практически в двух словах, в одном предложении точно, и могу ответить. Да так, что вы сразу запомните и никогда больше путаться не будете.

Итак, «современное искусство» - это
то искусство, которое было создано после 1960-70-х годов,
и явно отличается от классической реалистической живописи, которую мы привыкли видеть в музеях.

- Нет! «Современное искусство» - это Малевич, Пикассо, и всякая прочая непонятная фигня!

«Непонятная фигня» - это хорошая подсказка, но в данном случае дата тоже очень и очень важна.
Дата имеет значение.
Объясняю почему.
Помните, в прошлый понедельник мы разговаривали на тему ?
Вроде ничего так поговорили.
...но вот комментатор пишет: «Пикассо, Кандинский, Матисс, Малевич и другое современное искусство» .
Представьте, что вы написали пост про рок-музыку. А человек вам отвечает: «Да я все равно эту вашу современную рок-музыку не люблю, эти всякие Beatles, Doors и Queen».
Вы будете в силах продолжить с ним интеллектуальную беседу в поисках истины? и не ржать?

Если уж чего-то ненавидишь, то как-то имеет смысл понять, чо конкретно - евреев или арабов (а что, и те ж и другие семиты), тверк или танец живота (вертеть попой -- зло!), Толкиена или Стругацких (вся фантастика -- мусор!) и так далее.

Итак, чтобы иметь возможность виртуозно доказывать мне в комментариях, что я не права, все художники-мошенники, а зрители-оболванненые лохи, и так далее, запасаемся вокабулярным инструментарием, и запоминаем, что термин «современное искусство» относится к тому, что было создано после 1960-70-х годов.

- Да ну! Я настолько ретроградка, что для меня современное искусство - это лет 100-150, я и про литературу также считаю, для меня все, что лет 100-150 - современное.

Боже! Как мило вы это произносите! Вам так идет это мнение! Просто прелесть, "прелесть какая дурочка" (с), продолжайте, продолжайте, мне так интересно. А Чехов и Куприн - это тоже, получается, современные писатели по-вашему? Если вы скажете "да", то я просто потеряю голову от восторга, от вашего очарования, забуду о своей сугубо straight ориентации, и предложу вам руку и сердце. Это же так необычно (ваше мнение), так умно, так тонко!

К. Малевич. Отдых (Общество в цилиндрах). 1908
(Художник пишет своих современников, одетых по моде своего времени)


- Ну а как тогда называть всю эту мазню?

Сейчас расскажу. Существует несколько правильных слов...

- Нет! Не надо! Я не хочу разбираться в сортах говна!

Вот и славненько.
Тогда быстренько двигаем курсор в правый верхний угол экрана, нажимаем там на крестик.
Закрываем вкладку с занудной мною.
Перестаем отнимать мое время.
Ибо сказано "не мечите бисер перед свиньями" (Е.И. Млхвц, гл. IV, с.15).

Все остальные, кто хочет прокачать мышцу эрудиции, читают дальше, а потом пишут мне вопросы и комментарии, обогащенные новым словарным запасом.

Пикассо. Девочка на шаре. 1905

***
Идем по хронологии.

МОДЕРНИЗМ

Модернизм и «современное искусство» - не синонимы.
Модернизм начинается с 1860-х (со всеми вроде любимых импрессионистов), захватывает пост-импрессионистов конца 19 века (Сезанн, Ван Гог) и продолжается как раз до 1960-70-х, то есть до наступления пресловутого современного.

Но я не рекомендую использовать это слово, если честно.
Потому что еще есть всякие детали, например, считается, что еще был "зрелый модернизм" (в 1950-60-е), а потом "поздний модернизм" (до конца ХХ века), и он как бы совпадает с «современным искусством», но не на 100%. А еще же был пост-модернизм, причем одновременно... Анунафиг, забейте. Просто помните, что это не синоним.

Анри Матисс. Малая одалиска в фиолетовом халате. 1937

Зато вот теперь три «А»,
различать которые приличному образованному человеку также необходимо (и в реальной повседневной жизни настолько же пригодится), как различать Арктику, Антарктику и Австралию.

АВАНГАРД

Авангард (авангардизм) и «современное искусство» - не синонимы.

Запоминаем, как отличать:
авангард (что очень вежливо с его стороны для запоминания) начался прямо с ХХ веком, в 1900-х годах.

Авангардисты - это пионеры (первооткрыватели) всех новаторств в искусстве.
Пионерили они (шли буквально "в авангарде наступления", отсюда и название) до 1920-30-х годов.
К этому времени все самое интересное открыли, авангард и закончился.

Наталья Гончарова. Испанка с веером. 1920-е.

Все самые-самые знаменитые художники ХХ века - по преимуществу именно авангардисты. После этого периода появлялись знаменитости, но не такой сплошной грибницей, а поштучно.

Если фамилия вам знакома, и картина знаменита - 80% вероятности, что речь идет именно о представителе авангарда.
Пикассо, Малевич, Кандинский, Наталья Гончарова, Матисс, Модильяни, вот это все.

Что нарисовано - неважно, могут быть и вполне узнаваемые люди (с легким "искривлением" точки зрения), и геометрические фигуры. Писали в самом разном стиле -- тут и абстракционизм, и кубизм, и супрематизм, и лучизм, и куча всего. Это слово просто объединяет великих первопроходцев. Это характеристика временного отрезка, по большей части, а не стиль.

К. Петров-Водкин. "Купание красного коня". 1912.
и это тоже авангард, но плеваться от этого трудно. Особенность Петрова-Водкина (помимо коней-мутантов) -- специально искривленная перспектива, будто через широкоугольник снимал).


АБСТРАКЦИОНИЗМ

Абстракционизм и «современное искусство» - не синонимы.

Вот начался авангард / топ-топ-топ / довольно скоро часть авангардистов изобрели абстракционизм, остальные своими делами занимаются / пых-пых-пых паровозик едет дальше / авангард все, закончился /пых-пых-пых/ а абстракционисты все рисуют свое. Двадцатый век в разгаре, Вторая мировая война, Карибский кризис, убили Леннона, Ельцин упал с моста. А абстракционисты все рисуют свои абстракции, хотя понятно, что мэтров давно уже не переплюнуть.

Впрочем, мандалы вон не первое тысячелетие рисуют, а они что-то никак не устареют.

То есть:
художник-абстракционист может быть представителем "современного искусства", а может быть и авангардистом (Малевич, Кандинский).

Запоминаем: если на картине нарисованы геометрические фигуры, точки, линии, и нет ничего, напоминающего человеческие конечности и прочую реальность, то это абстракционизм.

Робер Делоне. Ритм №3. 1938 год

Абстракция = беспредметность = нефигуративное искусство.

Львиная доля возмущающихся «современным искусством» возмущается именно этой беспредметностью, абстрактностью.
Однако, к современному искусству совершенно спокойно относятся и вот такие вещи.

Виноградов + Дубосарский. "Чужой 2". 2010 год

АКЦИОНИЗМ

А вот акционизм - это безусловно современное искусство, но только достаточно малая его часть.
Причем подавляющее большинство возмущающихся современным искусством лезут на стенку именно от акционизма.

Запоминаем - акционизм, однокоренное со словом action (действие).
Это когда художник забил на то, чтобы писать картины и решил выйти в 3D, в реальный мир, заняться перформансами
(искусствоведы, если честно, считают, что "акционизм" и "перформанс" это немного различные вещи, и еще есть "хэппенинг", но мы же тут азбуку изучаем, а не высшую математику, так что опять забейте).

Йоко Оно и Джон Леннон. «WAR IS OVER! (If You Want It)». 1969. (фотография перформанса, во время которого супруги провели неделю в кровати в отеле, принимая журналистов, давая интервью и протестуя против войн)

Итак, ходит такой художник по городу (часто голый), что-то изображает...
Особенно бесит, конечно, то, с какой радостью об этом СМИ начинают трубить из каждого утюга. Ну им-то что, лишь бы кликов собрать, а тут такая картинка нажористая.
Пренебрегите. Не кормите своими эмоциями это чудовище - средства массовой информации.
Зачем вам эти перформансы? Они не для вас делаются, а вы, соответственно, не для их созерцания живете. Пусть это дегустирует тот, кто разбирается, как улитки или лягушачьи лапки, кому положено по специализации.

Есть лайфхак, как не тратить свое душевное здоровье на этих "психов" -- просто вычеркните слово "художник" из своего мысленного определения этих людей.
Думайте о них как об уличных мимах на Арбате, все же понятно: вот у людей работа делать что-то со своим телом и привлекать внимание.

Вот и тут тоже самое: реально это уже мини-театр одного актера, достаточно эпатажный. Считайте, что они просто переименоваться забыли, и почему-то до сих пор называют себя "художниками". Вот "Пусси Райот" - почему не так бесят, как Павленский? кроме наличия красивых сисек. Потому что называли себя "панк-рок-группой", а не "художницами".
Панкам и рокерам по закону жанра эпатаж простителен.

Представьте, что это не Павленский, а Оззи Озборн.

Тогда понятней становится, зачем он поджигает двери? Ну и все, забудьте о нем.

Сходите лучше авангардистов 1900-1920-х годов в музей посмотреть, они очень красивые.

Александр Волков. "Гранатовая чайхана". 1924

Перечисленные три понятия на букву «А», пожалуй, главное, что вызывает эмоции у зрителя. Есть еще дофига всего в 20-21 вв., но это ключевое.
Теперь вы знаете, какими словами правильно ругаться на те произведения, которые вам не нравятся.

Ну а напоследок, чтобы все окончательно запутать:
есть мнение, что «современное искусство» - это банально все, что делается прямо сейчас, в наши дни. Включая Церетели, Шилова и работников фабрики в Палехе по росписи соответствующих шкатулок. (Правда, тогда это только то, что изготовляется конкретно в 21-м веке).
А вот это непонятное и некрасивое «современное искусство» надо называть "контемпорари арт", транслитером с английского. Но это уже совсем понты.