Рисуем человека (и не только) в позах и в движении. Пошаговая инструкция, как нарисовать человека

  • 16.04.2019


Вопрос о том, как нарисовать человека поэтапно для начинающих, занимает абсолютно всех, кто взял карандаш в руки. Начинающего художника часто постигает разочарование, когда он видит результаты собственных усилий. Они обычно сильно расходятся с тем, чего так хотелось достигнуть. Многие на этой стадии оставляют попытки научиться правильно рисовать. Однако если вы все же не отказались от своего намерения, необходимо изменить подход к делу. На популярный вопрос, как нарисовать человека в полный рост, необходимо отвечать именно на системной основе. В рисовании прежде всего важна поэтапность и последовательность. Для многих это прозвучит очень неожиданно, однако перед тем как что-либо нарисовать, нужно хорошо подумать. Ну а такого весьма сложного предмета, как человеческая фигура, это касается прежде всего.

Убедительный рисунок

Каждый рисунок начинается с грамотной компоновки, то есть размещения будущей картинки на плоскости. Это делается легкими карандашными штрихами, которые обозначают крайние точки рисуемой фигуры. В каждом рисунке необходимо выделить определенный композиционный смысловой центр. Одно из ключевых правил композиции в том, что данный композиционный центр не должен совпадать с геометрическим. Рисунок на плоскости должен занимать приблизительно три четверти поверхности, при этом оставляя по краям свободное пространство. Дальше, чтобы человек выглядел убедительно, его фигура должна быть построена с обязательным соблюдением законов и пропорций анатомии. И что также важно, она должна твердо стоять на ногах, либо сидеть на какой-либо опоре — так, чтобы это никак не нарушало законов равновесия. Пропорции человеческой фигуры меняются в зависимости от возраста. У взрослого человека голова занимает приблизительно седьмую часть роста.

Как нарисовать фигуру

Опытные художники над этим работают долгими годами. В современных художественных ВУЗах детально изучается пластическая анатомия. Ее курс адаптирован для художников. При его изучении они тщательно прорабатывают все имеющиеся в организме человека мускулы и кости, их взаимодействие и сочленение. Такие навыки и знания нужны для правильного построения человеческой фигуры. Правда столкнувшись с задачей изображения человека в рост впервые, достаточно будет правильно взять пропорциональные отношения между всеми отдельными частями тела к фигуре в общем. А также понять общую конструктивную основу мышечной системы и скелета. Строя торс фигуры человека, необходимо наметить осевые линии, тазобедренный и плечевой пояс, различные суставы. Делая построение фигуры, прежде всего помните о равновесии. Фигура должна твердо стоять на ногах. У многих художников для обеспечения такого требования есть проверенный прием — вертикальная линия от яремной впадины (небольшое углубление между ключицами под человеческим подбородком), проведенная на плоскость, должна не заходить за плоскость ступней. А дальше наиболее важное — хорошо выверяете пропорции конечностей, головы и торса, строите пошагово всю фигуру.

Обобщение рисунка

Делая построение и прорабатывая разнообразные детали, важно вовремя остановиться, соблюсти меру. От анализа отдельных мелочей необходимо постепенно переходить уже к обобщению фигуры в общем. Это, как правило, делается размашистыми широкими штрихами. Обнаженную натуру нужно изображать не часто. Однако базовые знания пластической анатомии нужны художнику в любом случае. Без них просто невозможно правильно разобраться, как нарисовать одетого человека. Изображая фигуру в определенном пространственном ракурсе, надо видеть и представлять ее насквозь. В особенности необходимо обратить внимание, по каким закономерностям формируются складки на одежде. Это крайне важный элемент в рисовании фигуры. Они могут подчеркнуть движение, либо устойчивость. Наметив общие контуры, постепенно придаете всем деталям объемность. Моделируете форму светотенью. Большое внимание при построениях необходимо уделять штриховке. Штрих — это важнейший элемент в арсенале любого художника-графика. От силы его нажима, направления и длины зависит много. Культура штриховки всегда вырабатывается постепенно.

Перспектива

Грамотное построение на плоскости любой пространственной фигуры, в том числе человека, просто невозможно без понимания всех закономерностей линейной перспективы. С ней надо разобраться и понять то, что все параллельные плоскости и линии имеют точку схода на горизонте. В фигуре человека параллельные плоскости отсутствуют, однако она легко в них вписывается. Перспективное построение фигуры необходимо выполнять только после того, когда будет осмысленно ее положение относительно горизонта. Линия горизонта должна намечена быть первой на рисунке.

Пошаговый пример

Хотите научиться рисовать поэтапно человека в полный рост? Мы подготовили для вас этот урок. Рисовать человека будем карандашом и в одежде. Этот парень одет в рубашку и джинсы.

Начинаем пошагово рисовать человека в полный рост.
Для начала проведем вертикальную линию на листе бумаги, оставив немного места вверху и внизу. Если голова и ноги мужчины будут упираться в края листа, это будет не красиво. По правилам композиции необходимо оставлять пространство вокруг фигуры. Теперь разделим вертикальную линию на 6 равных отрезков и сделаем внизу еще один небольшой отрезок. Здесь, в будущем, нарисуем ботинки нашего парня. Почему мы делим прямую линию на такое количество отрезков? Дело в том, что в высоте среднестатистического человека укладывается примерно 6-7 голов. Раз уж мы хотим нарисовать пропорционального человека, эти отметки нам понадобятся.

Теперь у нас появляются линии плеч и таза. Таким образом, мы наметили примерное расположение плечевых и тазобедренных суставов. Обратите внимание, на каком конкретно отрезке они изображены. Если вы допустите здесь ошибку, человек получится непропорциональным. Суставы справа расположены чуть дальше от центральной линии, чем левые. Почему? Дело в том, что поза нашего человека достаточно расслабленная. Он не стоит по струнке. Поэтому фигура не будет идеально симметричной. Возможно, вы обратили внимание, что у нас почти не осталось места для шеи: мужчина, которого мы рисуем, чуть наклонил голову вперед, тем самым закрыв шею.

Отмечаем места, где у нас находятся колени и локти. Опять же, не забываем обращать внимание, в каком месте находятся эти окружности относительно наших небольших отрезков и относительно средней линии. Изображаем окружностями и голеностопные суставы. Как можно догадаться по названию, это суставы, которые соединяют стопу и голень. Соединяем окружности линиями. Мужчина будет держать руки в карманах джинсов. Поэтому от локтей проводим линии к тазу. Если у вас, пока что, есть сложности с рисованием пальцев, то можно упростить рисунок, сделав кисти рук невидимыми, как в данном случаем.

Далее используем временные линии построения. Теперь, при помощи ластика, мы стираем эти линии. Точнее, делаем их менее заметными, чтобы они не так сильно бросались в глаза. В конце рисования нужно будет стереть их совсем, но пока эти линии нам нужны, для того, чтобы лучше ориентироваться в рисунке. Начинаем отмечать контуры тела – торс, ноги, верхнюю линию брюк. Предлагаем на этом этапе наметить линию глаз, подбородок, а также границу роста волос – место, где заканчивается лоб и начинается прическа. Давайте наметим с вами шею. При рисовании ориентируйтесь на среднюю линию тела и наши линии построения. Внимательно смотрите, на каком расстоянии от средней линии находится правая сторона шеи, на каком левая.

Продолжаем рисовать тело человека в полный рост. Теперь у нас добавляются очертания рук, ботинки. На лице отмечаем линии носа и губ. Рисуем мужчине ухо. Для того, чтобы нарисовать ухо в правильном месте, ориентируйтесь на линию глаз и среднюю линию тела.

На этом этапе начинают появляться некоторые элементы одежды – карманы на джинсах, ремень.

Чтобы изобразить человека в одежде, стоит помнить, что ткань всегда образует складочки. Наш мужчина одет в современную одежду. Начинаем рисовать складки на джинсах. Изображаем детали ремня и воротничок рубашки. Руки спрятаны в карманах. Однако, большие пальцы выглядывают наружу. Необходимо их нарисовать. Также отмечаем изогнутыми линиями место, где заканчиваются джинсы – длину брюк.

На этом этапе рисунок становится всё более симпатичным за счет прорисовки деталей – складочек на рубашке и джинсах. На рубашке складки образуются в районе локтей, на рукавах, а также над ремнем и немножко на груди. На джинсах складки хорошо заметны у коленей, а также внизу штанин. Обратите внимание, что ткань мнётся не как попало. Узор складок имеет определенный ритм. Постарайтесь нарисовать его правдоподобно. Нарисуйте подошву у ботинок. Все эти маленькие детали сделают ваш рисунок более интересным. Для того, чтобы рисунок получился красивым, необходимо обращать внимание на элементы одежды и обуви.

Теперь мы наконец-то можем полностью стереть линии построения на теле человека. Сейчас ваш рисунок должен выглядеть примерно так. Продолжим детализацию. Любые джинсы имеют характерную обтачку – края таких брюк подшиты по-особому: обратите внимание на двойную линию по линии карманов и по низу. А на рубашке появились пуговички.

Как нарисовать парня в полный рост? Конечно же, стоит обратить внимание на его лицо и прическу. Сделаем нижнюю челюсть чуточку квадратной – это добавит мужественности образу парня. Нарисуем очертания головы. У мужчины волнистые волосы. Впрочем, вам ничего не мешает сделать его лысым или с другой прической.

Пришло время нарисовать лицо. У нас были намечены линии глаз, носа и губ. Важное замечание: все эти линии должны быть параллельны друг другу. Иначе лицо получится косым и кривым. Для того, чтобы подчеркнуть улыбку, нужно нарисовать складочки от крыльев носа к уголкам губ. Чтобы добавить живости глазам, нужно оставить маленькие белые блики рядом со зрачками. Не забудьте про брови – они делают лицо более выразительным. Добавьте пару-тройку изогнутых линий в прическу, для того, чтобы волосы не выглядели скучно.

Вот собственно и все. Вы прочли до конца урок о том, как нарисовать человека в полный рост. У нас получился симпатичный молодой человек. Пробуйте. Мы верим, что всё получится и у вас!

Многие художники-аматоры убеждены, что в изобразительном искусстве нет ничего сложнее, чем нарисовать человека, особенно в жанре портрета, где мастерство для изображения пропорций лица должно быть филигранным. На самом деле, и эти премудрости можно постичь. Если, конечно, тщательно подойти к изучению теоретических рекомендаций, отрабатывая их на практике.

Инструменты и материалы

Чтобы работа спорилась, очень важно правильно к ней подготовиться. Если речь идёт о рисовании, то, безусловно, кроме терпения, потребуются некоторые материалы и инструменты.

Карандаш, ластик и линейка - это основа основ инструментария для рисования

  1. Листы бумаги. Удобнее всего использовать формат А4, так как на таком размере легче масштабировать изображение, что для соблюдения пропорциональности человеческого тела имеет ключевое значение. Для создания портретов, если уже есть определённые навыки, можно брать и формат А3: так все линии лица будут порисованы ярче и более чётко. Для рисунка в акварели рекомендуется использовать специальные листы, предназначенные для этого вида нанесения линий и раскрашивания. Их плотность поможет контурам остаться на месте, то есть не расплываться, к тому же бумага не будет «скатываться».
  2. Карандаши. В данном случае речь идёт о простых. И здесь важно уяснить: даже для новичков необходим комплект с тремя видами штриха. Твёрдый используется для наброска или построения опорной для рисунка конструкции, твёрдо-мягкий - для прорисовки линий эскиза, а мягкий - для наведения линий готового рисунка. Кроме того, все эти три вида пригодятся, если изображение планируется только карандашным.
  3. Линейка. Важный инструмент для прорисовки опорной фигуры, который позволяет соблюдать симметрию. Для изображения человека стоя без линейки не обойтись.
  4. Ластик. Непременный атрибут в рисовании. Им не только удаляются ненужные линии, но и растушёвываются некоторые теневые участки изображения, например, волосы.
  5. Маркер. Этот инструмент пригодится в том случае, если вы рисуете человека в технике аниме.
  6. Краски (гуашь, акриловые, акварель), цветные карандаши или ручки, фломастеры - выбор средств раскрашивания зависит от техники придания рисунку яркости.

Педагоги и психологи утверждают, что для полноценного развития навыка рисования у ребёнка у него должен быть доступ ко всем необходимым для изобразительного творчества материалам и инструментам

Полезные хитрости для новичков

Как уже отмечалось, изображение человека - один из самых сложных уровней освоения изобразительного искусства. Вот почему всем, кто только-только решил взяться за этот вид рисунка, пригодятся советы профессионалов.


Этапы работы

Процесс создания изображения человека можно разделить на три этапа.

Вспомогательная работа

На этом уровне мы разбираемся с пропорциями и делаем вспомогательную фигуру, которая станет основой рисунка. Без анатомических подробностей, конечно, не справиться.


Детализация

На этом этапе мы прорисовываем все части тела, причём начинаем с головы, так как её размеры являются определяющими для других частей рисунка. Для работы потребуется линейка и элементарные знания математики. Последний шаг на уровне детализации - удаление вспомогательных линий.

«Оживление»

Одеваем нашего человека либо, если рисовали портрет, выделяем акцентные части облика (глаза, рот, подбородок). Добавляем цветотени, чтобы фигура приобрела объёмность. И, если предполагается, раскрашиваем картинку.

Посмотрим, как действует эта схема на практике.

Рисуем человека в полный рост

Инструкция:

  1. Рисуем овал головы (около 2 см), измеряем её длину, откладываем 7 таких мерок.

    Начинать рисунок нужно со вспомогательных линий

  2. Приступаем к шее. Её размер будет равен где-то половине ширины овала головы.
  3. Делаем плечи. Они будут равны длине головы, немного наклонены вниз.

    Линия шеи переходит в плечи

  4. Следующий этап - талия. Она находится на уровне 2,5 длин головы. Если голова - 2 см, то точка талии - чуть ниже отметки 5 см. Проводим горизонтальную черту чуть шире ширины головы, но меньше длины плечевого пояса. Соединяем талию с линей плеч.

    Прорисовываем линию талии и соединяем её с плечевым поясом

  5. Берёмся за туловище. Уровень четвёртой отметки на вертикальном отрезке опорной фигуры - нижняя часть туловища, которая чуть шире талии, но уже плеч. Делаем горизонтальную линию и соединяем её с талией.

    Туловище также рисуется по установленным пропорциям

  6. Приступаем к ногам. Сначала отмечаем ниже пятой отметке колени, которые немного «отходят» от центральной линии. Обозначаем эту часть тела небольшими кругами.

    Суставы ног показываем кружочками

  7. Соединяем эти круги с горизонтальной линией таза и получаем бёдра.

    Соединяем колени с тазом

  8. Делаем кружочки поменьше на уровне ниже шестой, ближе к седьмой отметке. Это переход голеней в стопы. Эти линии присоединяем к коленям.

    Соединяем отметку голеней с коленями

  9. На седьмой отметке рисуем ступни в виде вытянутых овалов внизу.

    Ступни показываем овалами

  10. Рисуем руки. Для начала тоже кругами показываем локти, которые находятся на линии талии.
  11. Отмечаем небольшими кругами кисти рук, которые находятся чуть выше нижней границы торса.

    Руки обозначаем локтевыми суставами и кистями

  12. Соединяем круги между собой и с плечами изогнутыми линями. Прорисовываем кисти.

    Первоначально кисти также показываем овалами

  13. Обозначаем черты лица. Показываем уши, глаза, нос, брови и причёску.

    Приступаем к детализации лица

  14. Детализируем одежду, показывая складки и некоторые швы.

    Дорисовываем одежду

  15. По желанию раскрашиваем.

    Раскрасить рисунок можно карандашами, красками или фломастерами

Голова, лицо и руки

Считается, что эти части тела человека изобразить сложнее всего. Объяснение этому можно найти следующее: голова - основа пропорций всей фигуры, поэтому от того, насколько правильно она будет изображена, зависит качество всего рисунка. Черты лица и руки - это выражение эмоций человека, то, что делает рисунок «живым». И, безусловно, в изображении эти элементов также важна гармония. То, что Леонардо да Винчи назвал «золотым сечением».

Это интересно. Соотношение пропорций фигуры и лица человека, названные Леонардо «золотым сечением», является своеобразным кодом красоты, который был описан итальянским математиком, основоположником бухгалтерии, Лукой Пачоли.

Видео: как быстро научиться рисовать голову

Видео: мастер-класс рисунка аниме головы

Видео: что учесть при создании рисунка лица

Фотогалерея: как нарисовать глаза

Фотогалерея: как нарисовать нос

Фотогалерея: как нарисовать ухо

Фотогалерея: как нарисовать женскую и мужскую бровь

Фотогалерея: как нарисовать губы

Рисуем руки

Чтобы правильно изобразить кисть руки, следует помнить, что она очень похожа на лопатку, которая состоит из пальцев и пясти.

Это интересно. Длина пальцев будет равна длине пясти.

Длина у кисти может быть изображена по-разному, так как у людей бывают и длинные, и короткие пальцы; и квадратной, и продолговатой формы

Создаём изображение пальцев

Гибкость пальцев обеспечивается суставами. При этом последующая фаланга более тонко построена, чем предыдущая.

Все пальчики, кроме большого, состоят из 4 суставов, и их длина определяется длиной до первой фаланги следующего пальца. Однако длина мизинца будет равна длине последней фаланги безымянного пальца.

Пропорции фаланг на изображении должны быть на расстоянии 2/3 от длины предыдущей

Это интересно. Чтобы убедиться, что все пропорции в изображении пальцев соблюдены, нужно провести над пальцами полуокружность, вершиной которой должен быть средний палец.

Выступы на внутренней стороне пальцев направлены от указательного пальца к мизинцу.

Начать изображение ладони можно со схемы в виде варежки

Рисуем кулак

Согнутые пальцы, как и разогнутые, образуют полуокружность, при этом на месте сгиба пальчик всегда будет толще, чем по длине отдельной фаланги.

В сжатом кулаке, под мизинцем с внешней стороны, есть складка, добавив которую показываем, что рука что-то сжимает

В профиль внешняя сторона будет плоской, выступать будут только костяшки, а вот внутренняя остаётся мягкой, с равномерно распределёнными выступами.

Красным цветом отображено, как закрепляется первая фаланга к пясти, зелёным цветом обозначаются перепонки, которые находятся между, их обычно считают началом первой фаланги

Этапы рисунка руки

Новичкам легче рисовать с натуры, причём в качестве модели использовать свои собственные руки.

Самая лучшая тренировка навыка изображения кисти - рисунок с натуры

Инструкция:

  1. Делаем набросок схемы кисти, выделяя большой палец и все остальные.
  2. Прорисовываем указательный, затем остальные.
  3. Детализируем пальцы, добавляя костяшки, ногтевые пластины, подушечки.
  4. Придаём пальцам объём с помощью штрихов.
  5. Добавляем цвет и тени под кистью.

Тонкости ракурса

Если ракурс расположения кисти сложный, то рекомендуется прорисовывать каждый палец отдельно. Когда одними линиями для изображения пальцев не обойтись, можно пользоваться геометрическими фигурами, например, цилиндром или параллелепипедом.

В любом случае стоит помнить, что пальцы и кисть взаимосвязаны: изменяя положение одних, нельзя не менять позу другой.

Меняя положение кисти, следует менять и положение пальцев

Как изобразить сидящего человека

Инструкция:

  1. Рисуем овал для головы, делим его пополам.

    Опорная фигура рисуется с учётом позы объекта

  2. Чёрточками показываем высоту головы для обозначения контрольных точек опорной фигуры.

    Контрольные точки определяют высоты головы

  3. Прорисовываем цилиндр шеи.
  4. Приступаем к туловищу. Середина груди - это уровень первого отрезка. Показываем линию спины, делая её слегка изогнутой.

    Намечаем шею

  5. Добавляем нижнюю часть туловища и таз. При этом попа сидящей фигуры слегка выдвинута вперёд.

    Туловище слегка изгибаем

  6. К тазу пририсовываем круг, диаметр которого чуть больше высоты головы.
  7. Кругом обозначаем также и колено на третьем уровне опорной фигуры.

    Таз чуть больше головы

  8. Соединяем круги в бёдра.

    Прорисовываем бёдра

  9. Добавляем контуры нижней части ноги к окружностям и убираем вспомогательные линии.
  10. Показываем небольшой окружностью голеностопный сустав.

    Дорисовываем нижнюю часть ноги

  11. Показываем линии голени и прорисовываем ступню, начиная с пятки, показывая все суставы. Рисуем носок.

    Детализируем носок

  12. Приступаем к левой ноге. Хоть она и закрыта правой, но все элементы прорисовываем по образцу, иначе нарушатся пропорции тела.

    Вторую ногу делаем по образцу первой

  13. Рисуем руки. Располагаем плечи под первой отметкой в виде круга ниже плеча.

    Небольшой окружностью показываем начало руки

  14. Локоть показываем ниже середины груди. Обращаем внимание на то, что длина от локтя до колена немного больше, чем от локтя до плеча. Добавляем кисть и предплечье.

    Делаем отметки локтевого сгиба и кисти

  15. Соединяем все части тела плавными линиями.

    Линии соединения должны быть плавными

  16. Дорисовываем стул для сидящей фигуры.
  17. Вторую руку, лежащую на спинке стула, рисуем так же, как и первую.
  18. Детализируем лицо. Намечаем линии уровня глаз, носа, рта.
  19. Добавляем объёмы груди, тазу и икроножной мышце.

    Объёмы делаем умеренными, реалистичными

  20. Рисуем элементы лица. Дополняем образ волосами. Убираем лишние линии.

    Удаляем вспомогательные линии, наводим контуры

  21. Добавляем детали лица, волосы, футболку, шорты и каблуки. По желанию раскрашиваем.

    Детализируем лицо, волосы, дорисовываем одежду

Рисунки для детей

Малышам иногда бывает сложно понять тонкости изобразительного искусства из-за сложных понятий «пропорция», «отрезок», «наклонные, перпендикулярные линии». Поэтому для них схемы лучше упрощать до названий геометрических фигур, которые известны ещё с детского сада.

Как изобразить ребёнка

Инструкция:


Как нарисовать смешного карапуза

Детям очень нравится изображать себе подобных озорников-карапузов. Тем более что есть очень лёгкая схема, которая будет понятна даже без родительского участия.

Инструкция:


Видео: как научить дошкольника рисовать человека

Создаём портрет

Рисование портрета - процесс очень тонкий, ведь в этом жанре художник показывает свои навыки владения техникой изображения головы, лица со всеми его чертами. Тем более что портрет предполагает рисунок с натуры. Так что, чтобы рационально распределить немалый фронт работ, стоит разбить его на шесть этапов.

Инструкция:


Рисуем первобытного человека

Пытливый ум детей очень чутко воспринимает всю информацию, связанную с происхождением человека, первыми людьми на планете. Поэтому неудивительно, что образ первобытных предков занимает одно из ведущих мест среди желаемых объектов для творческого воплощения на бумаге.

Инструкция:

  1. Отмечаем крайние точки по горизонтали и вертикали листа - это границы рисунка. Проводим вертикальную линию, которая впоследствии превратится в палку мужчины. Рисуем очертания черепа мужчины, а также правой ноги и руки женщины.

    После нанесения отправных точек рисунка делаем набросок фигур

  2. Прорисовываем шевелюру мужчины, намечаем его ноги, руки и одежду. Женский образ уточняем копной волос, формой правой руки, ножом, а также правой ногой и деталями одежды.

    Уточняем рисунок набросками деталей одежды

  3. Детализируем руки и ноги мужчины, его одежду, палку. Женщине добавляем одежду и камень, который лежит у её ног.

    Рисуем детали внешнего мира: палку, нож, камень

  4. Дорисовываем лицо мужчины: рот, нос, глаза. Штриховыми линями делаем тени на подбородке, мех на одеяниях, показываем форму рук и ног. Рисуем видимые части рыбы, которую держит добытчик. Дорабатываем волосы женщины, нож, руки, ноги, а также добавляем на правую руку повязку. Штрихами прорисовываем почву под ногами персонажей.
  5. Делаем шевелюру мужчины более густой. Заштриховываем рыбий хвост. Рисуем стопу правой ножки хранительницы очага, детализируем штриховыми линями переднюю часть её наряда.

    Детализируем образ женщины

  6. Подчёркиваем мелкие черты рук и ног пары. Затеняем одежду женщины.

    Рисунок можно оставить в карандашном исполнении, то есть не раскрашивать

Видео: как изобразить пещерного человека

Как нарисовать человека акварелью

Акварель - не самый удобный материал для изображения таких сложных образов, как человек. Но и им можно научиться пользоваться. Особенно если к собственному опыту подключить советы мастеров.


А вот пример простого рисунка людей акварелью.

Акцентной деталью рисунка являются волосы

Инструкция:

  1. Начинать рисунок нужно с торса. Делаем всего два мазка.
  2. Добавляем ноги и одежду.
  3. Дорисовываем руки и ноги, которые составляют 1/7 общей длины изображаемой фигуры.

Видео: создаём акварельный портрет

Для детей старшей группы детского сада важно уделять достаточно времени не только интеллектуальному и физическому развитию, но изобразительному творчеству.

В рисунке ребенок проявляется себя, фантазирует и в то же время развивает свои способности. Детям 5-6 лет еще достаточно сложно передать все тонкости того или иного предмета, поэтому помощь родителей здесь просто обязательна.

Деревья и растения не так уж сложно нарисовать, а вот с фигурой человека дела обстоят сложнее, если поставленной задачей является ее рисунок в движении.

Мы поможем вам в этом и подскажем как научить ребенка рисовать человека простым карандашом поэтапно. Для этой цели можно выбрать несколько способов, их освоит любой ребенок 5-6 лет.

Перед тем как начать рисовать фигуру карандашом стоит учесть, что не стоит прочерчивать прерывистые линии, а после этого обводить их. Нарисовать человека даже для начинающих будет не так сложно, если проводить линии всего лишь одним движением, не боясь при этом ошибиться.

Рисуя фигуру в движении, стоит представить его образ мысленно, а потом уже переносить воображаемые линии на листе бумаги. Основное правило для начинающих – это не только придерживаться точности очерченных линий и соблюдать пропорции тела, но и передать всю суть и значимость нарисованного образа.

Основным достоинством любого художника является возможность передать характер и внутренний настрой созданного на листе бумаги человека.

Довольно часто во время рисования человека не удается соблюсти пропорции тела, в результате чего нарисованная фигура не выглядит правдоподобной. Основной проблемой является неверная длина верхних и нижних конечностей, слишком большая или очень маленькая голова.

Такие ошибки очень характерны для детей 5-6 лет, поэтому рекомендуется делать рисунок карандашом поэтапно, учимся разбивать рисунок на несколько отдельных частей.

Зачастую фигура человека условно делится на 7 одинаковых частей, которые можно приравнять к 7 окружностям головы, включая шею.

Усвоив теоретические основы, мы учимся рисовать человека в движении вместе с детьми.

Процесс создания рисунка

Вариант 1

  • Сперва необходимо вместе с ребенком нарисовать овал, который в дальнейшем будет сложить головой нарисованному человеку.

Чуть ниже овала прорисуйте шею, эта часть тела не должна быть слишком длиной, ее необходимо разместить строго посередине. Затем дорисовываем прямоугольник, он будет ориентиром для дальнейшего прорисовывания тела.

  • Далее необходимо нарисовать такой же прямоугольник, ширина его должна быть равной первому, а вот длина – чуть больше. Делим второй прямоугольник пополам, таким образом, делаем зарисовку для нижних конечностей. Углы верхнего прямоугольника слегка закругляем, таким образом, формируем плечи.

  • Теперь необходимо удалить при помощи ластика лишние линии, которые указаны на рисунке красной стрелкой, эта процедура будет интересна для детей.

  • Чтобы ребенок полностью усвоил урок рисования, стоит подробно рассказать ему, как прорисовываются детали головы. Все ненужные линии можно легко убрать при помощи ластика.

В середине заготовленного ранее овала нарисуйте глаза, а также нос и рот. Не забывайте прорисовать брови, сделать наброски прически человека.

  • В самом конце сделайте несколько косых линий, которые изобразят складки на одежде, прорисуйте необходимые элементы обуви.

Рисунок полностью готов, каждый родитель сможет научить своего ребенка рисовать человека поэтапно.

Вариант 2

Этот простой способ изображения фигуры в движении понравится детям-непоседам.

  • Сначала сделайте на бумаге наброски линий, которые будут в дальнейшем ориентиром для прорисовки туловища, верхних и нижних конечностей.

В верхней части листа изображаем голову (рисуем овал). Ребенок сможет выполнить эту задачу самостоятельно под руководством родителя. Не забудьте обозначить внутри овала линии, по которым будут размещаться глаза, нос, а также рот.

  • Опираясь на направляющие, прорисуйте туловище человека. Далее можно приступить к прорисовке прически. Не исключайте некоторые детали, пускай малыш самостоятельно дорисует какой-либо предмет в руке человека. Детализируйте лицо, аккуратно изобразите глаза с носом и ртом.
  • Теперь осталось лишь удалить оставшиеся лишние линии.

Вот так просто можно нарисовать человека, такая процедура доставит удовольствие не только родителям, но и детям, благодаря этому ребенок освоит некоторые навыки в изобразительном искусстве.


Кто не помнит знаменитую работу Леонардо да Винчи, где художественная схема ярко иллюстрирует пропорциональность человеческого тела. Гармонично сконструированное, оно невероятно красиво выглядит. Но и нам самим стоит разобраться, как рисовать человека. Стоит научиться передавать эту гармонию пропорций тела человека. Как? Сейчас я постараюсь показать, какие открытия в рисовании фигуры человека я для себя сделала.

Мне в помощь придет некое пособие по тому, как рисовать тело человека, набор для творчества из необходимых каждому художнику, как профессионалу, так и начинающему, например, дошкольнику, предметов: бумага, карандаши, линейка и ластик. На выручку мне придет и мой сынок, которому 7 лет . Мы с моим малышом решили, что у нас модель человека – это мужчина в джинсах и футболке. Его фотография была найдена нами на одном из сайтов.

Но сразу хочу отметить, что данная пошаговая инструкция предполагает, что те, кто будет следовать этим урокам рисования, легко смогут повторить любой этап. И даже ребенку это сделать будет несложно .

Все исполнение рисунка человека распределяем на несколько этапов:

  • Вспомогательная работа;
  • Детализация картинки;
  • «Оживляем» рисунок фигуры человека.
Так мы сможем нарисовать человека поэтапно карандашом. Поехали!

Вспомогательная работа

Прежде всего, делаем схематический набросок, учитывая пропорции человека.

Как правильно рисовать наброски людей? Для этого нужно начать с малого. Делаем изображение овала. Это будет голова. Измеряем ее размер. У меня она получилась в длину 2 см. Пропорции человека таковы, что нужно отмерить всего 7 таких длин, чтобы получилось изобразить человека среднего роста.


Вот схематичный набросок силуэта. Сложно в этом увидеть рисунок человека. Но именно так мы поймем, как нарисовать человека в полный рост.


Теперь нас ждет исключительно пошаговая работа.

Шея.

Шея человека может быть разной. Но я пошла по среднестатистическим показателям. Шея обычно не шире головы, и в то же время не слишком тонкая, около половины ширины головы.

Не забываем, что это рисунок карандашом для начинающих и в нем могут быть какие-либо неточности. Практикуясь, можно достичь хороших успехов и даже понять, как научить ребенка рисовать человека, сколько бы ему не было лет.

Плечи.

Для рисования плечевой линии важно учитывать факт, что в среднем у мужчины они такой же длины, как и голова. И еще один момент. Рисуем плечи с небольшим наклоном вниз (см. рисунок выше).

Талия.

Как рисовать фигуру человека? Следующий момент – как «найти» и нарисовать у нашего человека талию. В этом поможет разметка. Если у меня голова 2 см, то талию я определю ниже пятого см, приблизительно 5,2-5,3. ставлю точку и от нее провожу горизонтальную линию, которая будет больше ширины головы, но меньше размаха плеч. Соединяю эту линию с линией плеча.

Туловище.

Четвертая отметка (сверху вниз) будет точкой нижней части туловища. Обычно она шире талии, но не должна быть шире плеч. Проводим горизонтальную линию. Соединяем ее края с талией.

Ноги.

Рисунок человека следует дополнить «изготовлением» ног. Как просто это сделать? Поделим на несколько шагов этот этап:

Руки.

Приближаемся к завершающему этапу и дополняем рисунок человека еще одной немаловажной деталью – руки. И снова делим этот шаг изображения человека карандашом поэтапно:
В общем и целом мы разобрались в том, как нарисовать фигуру. Но это еще не все. Теперь модель нуждается в проработки отдельных деталей.

Детализация картинки

Наш нарисованный карандашом человек нуждается в том, чтобы у него «появилось» лицо. И потому каждый элемент мы изображаем на картинке. А это и уши, и прическа, и глаза, нос и брови.


Мы смогли нарисовать фигуру человека. Но это была только схема. Теперь каждую деталь одежды его прорабатываем отдельно. Делаем складки на одежде, и даже некоторые заметные швы отмечаем.


Стираем все вспомогательные линии. И теперь видим, что это более напоминает человеческий облик, чем до сих пор была картинка робота «на шарнирах».

«Оживляем» нашу модель

Мы поняли, как нарисовать тело. А теперь мы это тело оденем. На фото, что мы выбрали, как модель, мужчина в джинсах и майке. Все это показываем на нашем изображении.


Не забываем про эффект светотени, так как это делает работу более объемной.


Если до сих пор некоторые моменты деткам было сложно объяснить, то с этапом раскрашивания справится даже тот ребенок, которому год –два.


Мы с ребенком постарались и у нас получился довольно таки симпатичный мужчина. Возможно, в будущем мы сможем научиться изображать девушку и ребенка. Главное – начало. Успехов вам в дальнейшей практике!

А ниже смотрите еще несколько вариантов.

Обычно все художники рисуют людей сидя либо стоя. Но что делать, если у нас стоит задача изобразить лежащего человека? Техника будет немного отличаться от обычной. Чтобы посмотреть уроки рисования людей в полный рост, перейдите в раздел «люди» на этом сайте. Меню расположено где-то сверху (или сбоку), смотря с какого устройства вы сейчас читаете этот текст.

Вернемся к уроку. Я взял для примера вот эту девушку, которая лежит, это именно то, что нам нужно:

Первый пункт. Нужно выделить все части тела с помощью окружностей.


Второй пункт. У нас получится форма-заготовка для будущего рисунка лежащего человека. Но пока это только набросок, нужно с помощью наводящих линий показать где расположены глаза, рос, нос, руки и ноги. Не забудьте про волосы, ведь это женщина.

Третий пункт. Теперь мы можем легко прорисовать каждую деталь тела лежащей девушки, ведь мы сделали хороший набросок. Набросок — залог хорошего рисунка.

Шаг четвертый. Стираем линии, которые служили вспомогательными ориентирами. Добавляем штриховки. И дальше доводим рисунок лежащей девушки до конца, у меня получилось реалистично, а у вас?

У меня накопилось достаточно полезных уроков рисования девушек. Советую тебе, дорогой читатель, посмотреть их все, и выбрать для себя самые интересные. Даю тебе список.