Сравнительная характеристика обломова и штольца таблица образование. Урок по литературе на тему: "Обломов и Штольц

  • 13.04.2019

Роман Гончарова «Обломов» был высоко оценен критиками второй половины XIX века. В частности, Белинский отмечал, что произведение пришлось ко времени и отразило общественно-политическую мысль 50-60-х годов девятнадцатого столетия. Два образа жизни - Обломов и Штольц - рассматриваются в данной статье в сравнении.

Характеристика Обломова

Илья Ильич отличался стремлением к покою, бездействию. Обломова нельзя назвать интересным и разнообразным: большую часть дня он привык проводить в размышлениях, лежа на диване. Погружаясь в эти раздумья, он часто за весь день ни разу не поднимался со своего ложа, не выходил на улицу, не узнавал последних новостей. Газет он не читал принципиально, чтобы не утруждать себя ненужной, а главное, бессмысленной информацией. Обломова можно назвать философом, его волнуют другие вопросы: не будничные, не сиюминутные, а вечные, духовные. Он во всем ищет смысл.

При взгляде на него создается впечатление, что он счастливый вольнодумец, не обремененный тяготами и проблемами внешней жизни. Но жизнь «трогает, везде достает» Илью Ильича, заставляет его страдать. Мечты остаются лишь мечтами, потому что он не умеет воплощать их в реальную жизнь. Даже чтение утомляет его: у Обломова много начатых книг, но все они остаются непрочитанными, непонятыми. Душа как будто дремлет в нем: он избегает лишних тревог, волнений, беспокойств. Кроме того, Обломов часто сравнивает свое спокойное, уединенное существование с жизнью других людей и находит, что так, как живут остальные, жить не годится: «Когда же жить?»

Вот что представляет собой неоднозначный образ Обломова. "Обломов" (Гончаров И.А.) был создан с целью обрисовать личность этого персонажа - незаурядую и неординарную по-своему. Ему не чужды порывы и глубокие душевные переживания. Обломов - истинный мечтатель с поэтической, чувствительной натурой.

Характеристика Штольца

Образ жизни Обломова никак нельзя сравнить с миропониманием Штольца. Читатель впервые знакомится с этим персонажем во второй части произведения. Андрей Штольц любит во всем порядок: у него день расписан по часам и минутам, запланированы десятки важных дел, которые нужно срочно переделать. Сегодня он в России, завтра, смотришь, уже неожиданно уехал за границу. То, что Обломов находит скучным и лишенным смысла, для него важно и значительно: поездки в города, деревни, намерения улучшить качество жизни окружающих.

Он открывает в своей душе такие сокровища, о каких даже не может догадываться Обломов. Образ жизни Штольца целиком и полностью состоит в деятельности, которая питает все его существо энергией бодрости. Кроме того, Штольц - хороший друг: не раз он помогал Илье Ильичу в деловых вопросах. Образ жизни Обломова и Штольца различен между собой.

Что такое «обломовщина»?

Как социальное явление понятие обозначает направленность на праздную, однообразную, лишенную красок и каких бы то ни было перемен в жизни. Андрей Штольц называл «обломовщиной» сам образ жизни Обломова, его стремление к бесконечному покою и отсутствию всякой деятельности. Несмотря на то что друг постоянно подталкивал Обломова к возможности изменить способ существования, тот совершенно не сдвинулся с места, словно ему не хватало энергии, чтобы это сделать. При этом мы видим, что Обломов признает свою ошибку, произнося такие слова: «Мне давно совестно жить на свете». Он чувствует себя бесполезным, ненужным и покинутым, и потому ему не хочется вытирать пыль со стола, разбирать книги, которые лежат уже месяц, лишний раз выходить из квартиры.

Любовь в понимании Обломова

Образ жизни Обломова никак не способствовал обретению реального, а не выдуманного счастья. Он больше мечтал и строил планы, чем действительно жил. Поразительно, но в его жизни было место спокойному отдыху, философским размышлениям о сути бытия, но недоставало сил для решительных действий и осуществления намерений. Любовь к Ольге Ильинской на время вырывает Обломова из привычного существования, заставляет пробовать новое, начать следить за собой. Он даже забывает прежние привычки и спит только ночью, а днем занимается делами. Но все же любовь в мировосприятии Обломова напрямую связана с мечтами, думами и поэзией.

Обломов считает себя недостойным любви: он сомневается в том, может ли Ольга его любить, достаточно ли он подходит ей, способен ли составить ее счастье. Такие думы наводят его на грустные размышления относительно своей бесполезной жизни.

Любовь в понимании Штольца

Штольц подходит к вопросу любви более рационально. Он не предается эфемерным мечтам понапрасну, так как трезво смотрит на жизнь, без фантазии, без привычки анализировать. Штольц - деловой человек. Ему не нужны романтические прогулки при луне, громкие признания в любви и вздохи на скамейке, ведь он - не Обломов. Образ жизни Штольца весьма динамичный и прагматический: он делает предложение Ольге в тот момент, когда понимает, что она готова принять его.

К чему пришел Обломов?

В результате оберегающего и осторожного поведения Обломов упускает возможность построить близкие отношения с Ольгой Ильинской. Женитьба его расстроилась незадолго до свадьбы - слишком долго собирался, объяснялся, спрашивал себя, сравнивал, прикидывал, анализировал Обломов. Характеристика образа Обломова Ильи Ильича учит не повторять ошибок праздного, бесцельного существования, ставит вопрос о том, какова любовь на самом деле? Есть ли она предмет возвышенных, поэтических стремлений, или же спокойная радость, покой, которые Обломов обретает в доме вдовы Агафьи Пшеницыной?

Отчего наступила физическая смерть Обломова?

Итог философских размышлений Ильи Ильича таков: он предпочел похоронить в себе прежние стремления и даже возвышенные мечты. с Ольгой жизнь его сосредоточилась на обыденном существовании. Он не знал большей радости, кроме как вкусно поесть и поспать после обеда. Постепенно двигатель его жизни стал останавливаться, затихать: участились недомогания и случаи Даже прежние раздумья оставили его: для них уже не было места в тихой комнате, похожей на гроб, во всей этой вялотекущей жизни, которая убаюкивала Обломова, все больше отдаляла от реальности. Душевно этот человек был уже давно мертв. Физическая смерть явилась только подтверждением ложности его идеалов.

Достижения Штольца

Штольц в отличие от Обломова не упустил свой шанс стать счастливым: он построил семейное благополучие с Ольгой Ильинской. Брак этот совершился по любви, в которой Штольц не улетал в облака, не пребывал в разрушительных иллюзиях, а действовал более чем разумно и ответственно.

Образ жизни Обломова и Штольца диаметрально противоположны и противопоставлены друг другу. Оба персонажа по-своему уникальны, неповторимы и значимы. Этим может объясняться крепость их дружбы на протяжении многих лет.

Каждому из нас близок либо тип Штольца, либо Обломова. В этом нет ничего плохого, да и совпадения наверняка будут лишь частичными. Глубоким, любящим поразмышлять о сути жизни, скорее всего, окажутся понятны переживания Обломова, его беспокойные душевные метания и искания. Деловые прагматики, которые оставили далеко позади романтику и поэзию, станут олицетворять себя со Штольцем.

Роман «Обломов» является одним из знаковых произведений 19 века, охватывающим многие социальные и философские темы. Важную роль при раскрытии идейного смысла произведения играет анализ соотношения в книге двух главных мужских персонажей. В романе «Обломов» характеристика Обломова и Штольца отражает их абсолютно разную, противопоставляемую автором природу.
По сюжету произведения герои являются лучшими друзьями еще с малых лет, по возможности помогая друг другу даже в зрелом возрасте: Штольц Обломову – решением многих его насущных проблем, а Илья Ильич Андрею Ивановичу – приятными беседами, позволяющими вернуть Штольцу душевное равновесие.

Портретные характеристики героев

Сравнительная характеристика Обломова и Штольца в романе Гончарова «Обломов» дается самим автором и наиболее примечательна при сопоставлении их портретных характеристик, а также характеров. Илья Ильич – мягкий, тихий, добрый, мечтательный, рефлексирующий увалень, который любое свое решение принимает по велению сердца, даже если разум приводит героя к обратным выводам. Внешность интровертного Обломова полностью соответствует его характеру – его движения мягкие, ленивые, округлые, а образу присуща чрезмерная изнеженность, не характерная для мужчины.

Штольц же, как внутренне, так и внешне, совершенно не похож на Обломова. Главным в жизни Андрея Ивановича является рациональное зерно, во всех делах он полагается только на разум, тогда как веления сердца, интуиция и сфера чувств для героя не только представляют собой нечто второстепенное, но и недоступны, непонятны его рациональным размышлениям. В отличие от «обрюзгшего не по годам» Обломова, Штольц словно состоит из «костей, мускулов и нервов». Его жизнь – стремительная гонка вперед, важным атрибутом которой являются постоянное саморазвитие личности и непрерывный труд. Образы Обломова и Штольца словно являются зеркальным отражением друг друга: деятельный, экстравертный, успешный в обществе и на карьерном поприще Штольц противопоставляется ленивому, апатичному, не желающему ни с кем общаться, а уж тем более снова выходить на службу, Обломовым.

Различия в воспитании героев

При сравнении Ильи Обломова и Андрея Штольца, а также для лучшего понимания образов героев, важно кратко описать атмосферу, в которой рос каждый из персонажей. Несмотря на «затягивающую», словно укрывающую пеленой полудремы и лени, среду Обломовки маленький Илья был жизнерадостным, активным и любопытным ребенком, чем вначале очень похож на Штольца. Ему хотелось как можно больше узнать об окружающем мире, но чрезмерная забота родителей, «тепличное» воспитание, прививание устаревших, отживающих себя и направленных на идеалы прошлого ценностей, сделали из ребенка достойного продолжателя традиций «обломовщины», носителя «обломовского» мировоззрения – ленивого, интровертного, живущего в собственном иллюзорном мире.

Однако Штольц также не вырос таким, каким бы мог вырасти. На первый взгляд, соединение в его воспитании строгого подхода отца-немца и нежности матери-дворянки русского происхождения позволили бы стать Андрею гармоничной, всесторонне развитой личностью. Тем не менее, как указывает автор, Штольц рос «кактусом, привыкшим к засухе». Юноше не хватало любви, душевного тепла и мягкости, так как его преимущественно растил отец, не считающий, что мужчине нужно прививать чувствительность. Однако русские корни Штольца до конца жизни искали это душевное тепло, находя его в Обломове, а затем и в отрицаемой им идее Обломовки.

Образование и карьера героев

Противоречивость характеров Штольца и Обломова проявляется уже в юношеские годы, когда Андрей Иванович, стараясь узнавать как можно больше об окружающем мире, пытался привить Илье Ильичу любовь к книгам, зажечь в нем пламя, которое заставило бы его стремиться вперед. И Штольцу это удавалось, но совсем на небольшое время – как только Обломов оставался сам, книга для него становилась менее важной, чем, например, сон. Кое-как, скорее, для родителей, Илья Ильич оканчивает школу, а затем и университет, где ему было абсолютно не интересно, так как герой не понимал, чем ему может в жизни пригодиться математика и другие науки. Даже единственная неудача на службе стала для него концом его карьеры – слишком тяжело было чувствительному, мягкому Обломову перестраиваться под жесткие правила столичного мира, далекие от норм жизни в Обломовке.

Штольцу же, с его рациональным, активным взглядом на мир намного легче продвигаться по карьерной лестнице, ведь любая неудача была для него скорее очередным стимулом, чем поражением. Непрерывная деятельность Андрея Ивановича, высокая работоспособность, умение нравиться другим делали его полезным человеком на любом рабочем месте и приятным гостем в любом обществе, а все благодаря заложенной отцом целеустремленности и непрерывной жажде к знаниям, которую в Штольце его родители развили еще в детстве.

Характеристика Обломова и Штольца как носителей двух противоположных начал

В критической литературе при сопоставлении Обломова и Штольца распространено мнение, что персонажи представляют собой две противоположности, два типа «лишних» героев, которые в «чистом» виде не могут встречаться в реальной жизни, даже несмотря на то, что «Обломов» – реалистичный роман, а, следовательно, и описываемые образы должны быть образами типичными. Однако при анализе воспитания и становления каждого из персонажей становятся понятны причины апатичности, лености и мечтательности Обломова, как и чрезмерная сухость, рациональность, даже схожесть с неким механизмом Штольца.

Сравнение Штольца и Обломова позволяет понять, что оба героя – личности не только типичные для своего времени, но и являются образами, тенденциозными для любых времен. Обломов – типичный сын богатых родителей, воспитанный в атмосфере любви и усиленной заботы, ограждаемый семьей от необходимости работать, что-то решать и активно действовать, ведь всегда будет «Захар», который все сделает за него. Штольц же – человек, которого с малых лет приучают к необходимости работать и трудиться, при этом обделяют любовью и заботой, что приводит к некой внутренней черствости такой личности, к непониманию природы чувств и эмоциональной обделенности.

Тест по произведению


В романе Ивана Гончарова «Обломов» присутствует множество сюжетных линий. Разнообразие персонажей помогает лучше понять смысл, который автор вкладывает в произведение.

Образ и характеристика Штольца с цитатами доказывают, что успехов добивается тот, кто уверенно идет к собственной цели, не боясь сложностей.

Детство и обучение грамоте

Штольц Андрей Иванович родился в семье немца и русской дворянки. Отец был управляющим в поселке Верхлево, руководил местным пансионом, где Андрюша и познакомился с юным Обломовым Ильей Ильичем. Вскоре они стали неразлучными друзьями.

«Русский был природной речью» Штольца, он учился ее у матери, из книг, перенимал множество слов у крестьян, деревенских мальчишек. Родители рано начали приобщать сына к всевозможным наукам.

«С восьми лет паренек сидел над географическими картами, учил библейские стихи, басни Крылова».

Когда «отрывался от указок», бежал к соседским детишкам.

Задерживался на улице до поздней ночи, разорял птичьи гнезда, часто ввязывался в драки. Мать жаловалась супругу, что:

«не проходит дня, чтоб мальчик воротился без синего пятна, а намедни нос разбил».

Невзирая на буйный нрав, не терял талант к обучению. Когда играл с матерью на фортепиано в четыре руки, она вмиг забывала о скверном поведении любимого сыночка.

С четырнадцати лет отец стал посылать сына в город, с определенными поручениями.

«Не случалось, чтоб паренек забыл, недоглядел, переиначил, дал промах». Матери не нравилась подобная «трудовая дисциплина».

Женщина мечтала видеть сыночка барином, а не фермером с рабочими руками.

Внешность

Андрей Иванович был ровесником своего друга Ильи Обломова. Автор сравнивает его с породистой английской лошадью. Казалось, что он сложен лишь из нервов и мускулов. Штольц был худощав. У него отсутствовал «признак жирной округлости» .

На смуглом лице зеленые глаза смотрелись очень выразительно. Взгляд был зоркий. От него не ускользала абсолютно никакая деталь. Илья Обломов с завистью говорит другу, что от него так и веет мужественностью и здоровьем, потому как он «не толст, да и ячменей не имеет».

Отношение к работе. Материальное положение

Андрей был настойчив.

«Он упрямо шел по избранной дороге. Не видывали, чтоб задумывался над чем-нибудь мучительно. Не терялся в сложных обстоятельствах».

С самого детства был приучен к любому труду. После того как подал в отставку, решил заняться собственными делами. Благодаря этому удалось нажить дом и деньги. «Он участвует в компании, отправляющей товары за границу». Коллеги уважают его, относятся доверительно.

Жизнь Андрея это сплошное движение. Если по работе требуется поехать за границу, то обязательно отправляют его.

«Когда в обществе возникнет надобность посетить Бельгию или Англию - посылают Штольца, необходимо написать какой проект или приспособить новую идею к делу - выбирают его».

Подобная предприимчивость помогла ему:

«из родительских сорока сделать тысяч триста капиталу».

На уверения Ильи Обломова, что всю жизнь нельзя посвящать труду, отвечает, что подобное возможно. Он не представляет себя без дела.

«Трудиться никогда не перестану. Труд – цель, стихия и образ жизни».

Живет по бюджету, без излишеств.

«Старался тратить каждый рубль, с недремлющим контролем времени и труда, сил души и сердца».

Дружба и любовь.

Штольц был верным и надежным товарищем. С Обломовым подружился, пребывая в юношеском возрасте. Вместе они учились в пансионе, где заведовал отец Андрея. Ребята уже тогда очень отличались в своих стремлениях.

Илья не любил науку. Но когда у него проявилось увлечение поэзией, Андрюша стал носить ему из дому всевозможные книги, лишь бы развивать его познания.

«Сын Штольца баловал Илюшу, подсказывая ему уроки, делая за него многие переводы.»

Спустя годы он не перестает поддерживать Обломова. Утверждает, что тот является для него близким человеком.

«Ближе всякой родни: я с ним учился и рос».

Андрей всегда бескорыстно поддержит товарища. Илья с радостью ждет его в гости, доверяет ему все свои дела, в том числе и финансовые. Скорей бы приехал Штольц! Пишет, что скоро будет. Он бы уладил. Когда у Обломова возникают серьезные проблемы с имением, то друг сам предлагает помочь навести там порядок, он понимает, что управляющий поместьем обманывает Илью Ильича. Делает все со знанием дела.

Даже после смерти Обломова не перестает проявлять заботу о его близких. Супруге Агафье Пшеницыной высылает деньги, которые приносит имение. Сына покойного товарища забирает в свой дом.

«Андрюшу попросили на воспитание Штольц и его жена. Теперь считают его членом собственного семейства».

Любовь.

Андрей Иванович был осторожен в отношениях с противоположным полом.

«Среди увлечений чувствовал землю под ногами и достаточно сил, чтоб в случае крайности вырваться на свободу. Не ослеплялся красотой, не лежал у ног красавиц».

С Ольгой Ильинской их связывала давняя дружба. Мужчина был старше ее, воспринимал знакомую как ребенка.

«Пребывала в глазах его прелестным, подающим большие надежды ребенком».

После болезненного разрыва отношений с Обломовым, Ольга вместе с тетей уезжает за границу. С Андреем они встретятся в Париже, и больше не станут расставаться.

Андрей попытается всячески скрасить ее одиночество в чужом городе.

«Обложив ее нотами и альбомами, Штольц успокаивался, считая, что на долгое время заполнил досуг приятельницы, и шел работать».

Вскоре они вместе уезжают в Швейцарию. Тут он убеждается еще больше, что не может жить без Ольги.

Мужчина влюблен в нее.

«За эти полгода разыгрались над ним все пытки любви, от которых он так тщательно берегся в отношениях с женщинами».

Признавшись ей в искренних чувствах, узнает, что она испытывает к нему взаимность. Вскоре влюбленные женятся, у них появляются дети.

Семья живет дружно и счастливо. К ним в гости приезжает вдова покойного Обломова Ильи Ильича, чтобы проведать сына Андрюшку. Женщина понимает, что их чувства искренни. «Оба существования, Ольги и Андрея, слились в одно русло. Все было у них гармония и тишина».

Итак, мы начитаем работать с текстом.

На одном из уроков вам предложено было составить цитатную сравнительную характеристику по плану, используя только материал романа. Текст романа.

Зачем это нужно?

Анализ текста, глубокий анализ текста! позволит вам в данном случае понять, из чего складывается образ героя, как выбор лексических средств позволяет Мастеру(писателю!) создать характер персонажа. Мы увидим, что выбор тех или иных позволят донести до читателя глубокую мысль, идею (какую именно идею - мы постараемся с вами определить вместе)

Вы находитесь на вике - странице, а значить можете вносить изменения. Как это сделать - смотрите . Не забывайте указывать авторство - так мне будет понятно, кого оценить.

Первую графу я заполнила для образца - здесь все то, о чем мы говорили на уроке. Если у вас будет желание дополнить первую графу - пожалуйста, это поощряется.

Сравнительная характеристика образа

Ильи Обломова и Андрея Штольца

Илья Обломов Андрей Штольц
Портрет

"Это был человек лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста,
приятной наружности, с темно-серыми глазами , но с отсутствием всякой
определенной идеи,
всякой сосредоточенности в чертах лица. Мысль гуляла
вольной птицей по лицу, порхала в глазах, садилась на полуотворенные губы,
пряталась в складках лба, потом совсем пропадала, и тогда во всем лице
теплился ровный свет беспечности..."

"...Цвет лица у Ильи Ильича не был ни румяный, ни смуглый, ни положительно
бледный, а безразличный .."

"...тело его, судя по матовому, чересчур белому
свету шеи, маленьких пухлых рук, мягких плеч
, казалось слишком изнеженным
для мужчины..."

"Штольц ровесник Обломову: и ему уже за тридцать лет..."

"...Он весь составлен из костей, мускулов и нервов , как кровная английская
лошадь. Он худощав; щек у него почти вовсе нет , то есть есть кость да
мускул, но ни признака жирной округлости ; цвет лица ровный, смугловатый и никакого румянца; глаза хотя немного зеленоватые, но выразительные.
"..Движений лишних у него не было ..."

Образ жизни, предметы быта

"Комната, где лежал Илья Ильич, с первого взгляда казалась прекрасно убранною. Но опытный глаз человека с чистым вкусом <...> прочел бы только желание кое-как соблюсти decorum неизбежных приличий , лишь бы отделаться от них."

"На диване лежало забытое полотенце; на столе редкое утро не стояла не убранная от вчерашнего ужина тарелка с солонкой и с обглоданной косточкой да не валялись хлебные крошки. Если б не эта тарелка, да не прислоненная к постели только что выкуренная трубка, или не сам хозяин, лежащий на ней, то можно было бы подумать, что тут никто не живет так все запылилось, полиняло и вообще лишено было живых следов человеческого присутствия ." (Киприянова)

"Лежанье у Ильи Ильича не было ни необходимостью, как убольного или как у человека, который хочет спать, ни случайностью, как у того, кто устал, ни наслаждением, как у лентяя: это было его нормальным состоянием ." (Климова)

"Андрей часто, отрываясь от дел или из светской толпы, с вечера, с бала ехал посидеть на широком диване Обломова." (Киприянова)

"Он беспрестанно в движении : понадобится обществу послать в Бельгию или Англию агента - посылают его ; нужно написать какой-нибудь проект или приспособить новую идею к делу - выбирают его . Между тем он ездит и в свет, и читает: когда он успевает - бог весть ." (Климова)

Мировоззрение

"Ах, хоть бы Андрей побыстрее приехал ... Он бы все уладил ..."

"А может быть еще и Захар постарается так все уладить что и не надо будет переезжать; авось обойдутся..."

"Все вечная беготня взапуски, игра дряных страстишек , особенно жадности, сплетен <...> Скука , скука, скука! Где же тут человек ? Его целостность?<...> Свет, общество! Ты посылаешь меня туда, чтобы еще больше отбить охоту быть там ! Чего там искать? Интересов, ума, сердца? Все это мертвецы, спящие люди !..." (А.Устьянцева)

"Простой, то есть прямой , настоящий взгляд на жизнь - вот что было его постоянной задачею <...>.

"Мудрено и трудно жить просто!"

"Труд - образ, содержание, стихия и цель жизни , по крайней мере моей."

"Он распускал зонтик, пока шёл дождь, то есть страдал , пока длилась скорбь, да и страдал без робкой покорности , а больше с досадой, с гордостью, и переносил терпеливо только потому, что причину всякого страдания приписывал самому себе , а не вешал, как кафтан, на чужой гвоздь. И радостью наслаждался , как сорванным по дороге цветком, пока он не увял в руках..."

"Он боялся всякой мечты , или если входил в ее область, то входил, как входят в грот с надписью: ma solitude, mon hermitage, mon repos, зная час и минуту, когда выйдешь оттуда." (Климова)

Детство, семейные истоки

" Родители не торопились объяснять ребенку значения жизни и приготовлять его к ней , как к чему-то мудреному и нешуточному; не томили его над книгами, которые рождают в голове тьму вопросов, а вопросы гложут ум и сердце и сокращают жизнь ."

"Все ахнули и начали упрекать друг друга в том, как это давно в голову не пришло: одному — напомнить, другому — велеть поправить, третьему — поправить ."

"Он с нетерпением дожидался этого мгновения, с которым начиналась его самостоятельная жизнь ." (Киприянова)

"Захар , как, бывало, нянька, натягивает ему чулки , надевает башмаки, а Илюша , уже четырнадцатилетний мальчик, только и знает, что подставляет ему лежа то ту, то другую ногу …" (А.Устьянцева)

"Привели Андрея — но в каком виде: без сапог, с разорванным платьем и с разбитым носом или у него самого, или у другого мальчишки."

"Отец сажал его с собой на рессорную тележку, давал вожжи и велел везти на фабрику, потом в поля, потом в город, к купцам, в присутственные места, потом посмотреть какую-нибудь глину, которую возьмет на палец, понюхает, иногда лизнет, и сыну даст понюхать, и объяснит, какая она, на что годится . Не то так отправятся посмотреть, как добывают поташ или деготь, топят сало."

"— Ступай, откуда пришел, — прибавил он, — и приходи опять с переводом, вместо одной, двух глав, а матери выучи роль из французской комедии, что она задала: без этого не показывайся !" (Киприянова)

"…Андрюша хорошо учился, и отец сделал его репетитор в своем маленьком пансионе . <…> он положил ему жалованье , как мастеровому, совершенно по-немецки: по десяти рублей в месяц, и заставлял расписываться в книге." (А.Устьянцева)

Отношение к учебе

"Отец и мать посадили баловника Илюшу за книгу. Это стоило слез, воплей, капризов ."

"И все в доме были проникнуты убеждением, что ученье и родительская суббота никак не должны совпадать вместе , или что праздник в четверг — неодолимая преграда к ученью на всю неделю. И недели три Илюша гостит дома, а там, смотришь, до страстной недели уж недалеко, а там и праздник, а там ктонибудь в семействе почемуто решит, что на фоминой неделе не учатся; до лета остается недели две — не стоит ездить, а летом и сам немец отдыхает, так уж лучше до осени отложить." (Киприянова)

"Все это вообще считал он за наказание , ниспосланное небом за наши грехи..." (Климова)

" С восьми лет он сидел с отцом за географической картой, разбирал по складам Гердера, Виланда, библейские стихи и подводил итоги безграмотным счетам крестьян, мещан и фабричных, а с матерью читал священную историю, учил басни Крылова и разбирал по складам же Телемака." (Киприянова)

Отношение к службе

Илья Ильич хотел бы, чтобы служба была чем-то вроде необязательного и необременительного занятия. Если бы дело обстояло именно так, без сомнения, он охотно ходил бы на службу. Но при столкновении с действительностью Илья Ильич понял, что служба требует значительных сил, которые он совсем не готов был тратить на нее.

Интересно то, как Гончаров характеризует взгляды Обломова : “Жизнь в его глазах разделилась на две половины: одна состояла из труда и скуки — это у него были синонимы; другая — из покоя и мирного веселья. От этого главное поприще — служба на первых порах озадачила его самым неприятным образом ”.

Обломов любой ценой старается освободиться от службы. Он стремится к отдыху и удовольствиям, не сознавая, что на самом деле отдых хорош и приятен только после выполненных дел. Илья Ильич не готов нести ответственность за свои поступки. (Квашенко М.)

Для Андрея Штольца труд - не способ достичь покоя, любое стремление к которому Штольц называл “обломовщиной”. Труд для него - это “образ, содержание, стихия и цель жизни” . К службе Штольц относился ответственно, был трудолюбив, никогда не ленился , всегда выполнял до конца поставленные задачи при выполнении работы. Трудился он не ради высокой цели, а ради личного преуспевания. (Кузьмин Ж.)

Отношение к любви

"Он никогда не отдавался в плен красавицам , никогда не был их рабом , даже очень прилежным поклонником , уже и потому, что к сближению с женщинами ведут большие хлопоты . <…> Редко судьба сталкивала его с женщиною в обществе до такой степени, чтоб он мог вспыхнут ь на несколько дней и почесть себя влюбленным …" (А.Устьянцева)


"Он не ослеплялся красотой и потому не забывал, не унижал достоинства мужчины , не был рабом, «не лежал у ног» красавиц, хотя не испытывал огненных страстей ."(А.Устьянцева)

...
...

Приложение 1

Сравнительная характеристика Обломова и Штольца

Илья Ильич Обломов

Андрей Иванович Штольц

возраст

портрет

«человек среднего роста, приятной наружности, в лице господствовала мягкость, душа открыто и ясно светилась в глазах», «обрюзг не по летам»

«весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь», худощав, «Цвет лица ровный», глаза выразительные

родители

«Штольц немец только вполовину, по отцу: мать его была русская»

воспитание

Воспитание носило патриархальный характер, переходил «из объятий в объятия родных, друзей»

Отец воспитывал жестко, приучая к работе, «матери не совсем нравилось это трудовое, практическое воспитание»

Отношение к учебе

Учился «по необходимости», «серьезное чтение утомляло его», «зато поэты задели … за живое»

«учился отлично, и отец сделал его референтом в своем пансионе»

Дальнейшее образование

До 20 лет провел в Обломовке

Штольц закончил университет

Образ жизни

«лежанье у Ильи Ильича было нормальным состоянием»

«участвует в какой-то компании, отправляющей товары заграницу», «он беспрестанно в движении»

Ведение хозяйства

Не занимался делами в деревне, получал незначительный доход и жил в долг

«жил по бюджету», постоянно контролируя свои расходы

Жизненные стремления

«готовился к поприщу», думал о роли в обществе, о семейном счастье, затем он исключил из своих мечтаний общественную деятельность, его идеалом стала беспечная жизнь в единении с природой, семьей, друзьями

Выбрав деятельное начало в молодости, не изменил своим желаниям, «труд – образ, содержание, стихия и цель жизни»

Взгляды на общество

Все «члены общества – мертвецы, спящие люди», им свойственны неискренность, зависть, желание любыми средствами «заполучить громкий чин»

Погружен в жизнь общества, сторонник профессиональной деятельности, которой занимается сам, поддерживает прогрессивные изменения в обществе

Отношение к Ольге

Хотел видеть любящую женщину, способную создать безмятежную семейную жизнь

Воспитывает в ней деятельное начало, способность к борьбе, развивает ее ум

взаимоотношения

Считал Штольца своим единственным другом, способным понять и помочь, прислушивался к его советам

Высоко ценил нравственные качества Обломова, его «честное, верное сердце», любил его «прочно и горячо», уберег от мошенника Тарантьева, хотел возродить к деятельной жизни

самооценка

Постоянно сомневался в себе, в этом проявлялась его двойственная натура

Уверен в своих чувствах, делах и поступках, которые подчинял холодному расчету

Особенности характера

Бездеятелен, мечтателен, неряшлив, нерешителен, ленив, апатичен, не лишен тонких душевных переживаний Обломова и Штольца . Проблемные задания Групповая Уметь составлять сравнительную характеристику Обломова и Штольца . ... Фронтальная, групповая Уметьсоставлять сравнительную характеристику Обломова и Ольги, выявить...

  • Тематическое планирование уроков литературы в 10 классе

    Урок

    Друга? Встреча со Штольцем . В чём различие воспи­тания Обломова и Штольца ? Почему любовь к Ольге... дни?) 18, 19 5-6 Обломов и Штольц . Составление плана сравнительной характеристики Обломова и Штольца , беседа по составленному плану...

  • Приказ № от 2012 г. «Согласовано» Заместитель директора по увр и. Н. Ищук

    Рабочая программа

    Чит. главы романа. Сравнительная характеристика Обломова и Штольца 22 Тема любви в романе... Обломов» Инд. задан. «Сравнительная характеристика Ильинской и Пшеницыной» 23 ... Вопр.10 стр.307. Сравнительная характеристика А.Болконского и П.Безухова...

  • Календарно тематическое планирование 1о класс учебник Ю. В. Лебедева 3 часа в неделю. Всего 102 часа

    Урок

    Образ Обломова , формирование его характера, образ жизни, идеалы. Уметь составлять характеристику ... до конца 52 Обломов и Штольц . Сравнительная характеристика Составить план сравнительной характеристики Обломова и Штольца . Уметь высказывать свои мысли...