Средние века с какого по какой век. Мифы о средневековье

  • 07.04.2019

Средневековье - это обширный период развития европейского общества, охватывающий 5-15-й века нашей эры. Началась эпоха после падения великой Римской империи, закончилась - началом промышленной революции в Англии. За эти десять веков Европа прошла большой путь развития, характеризующийся великим переселением народов, формированием основных европейских государств и появлением красивейших памятников истории - готических соборов.

Что характерно для средневекового общества

Каждая историческая эпоха имеет свои неповторимые черты. Рассматриваемый исторический период не является исключением.

Эпоха Средневековья - это:

  • аграрная экономика - большинство людей трудились в сфере сельского хозяйства;
  • преобладание деревенского населения над городским (особенно в ранний период);
  • огромная роль церкви;
  • соблюдение христианских заповедей;
  • крестовые походы;
  • феодализм;
  • становление национальных государств;
  • культура: готические соборы, фольклор, поэзия.

Средневековье - это какие века?

Эпоха делится на три больших периода:

  • Раннее - 5-10-й вв. н. э.
  • Высокое - 10-14-й вв. н. э.
  • Позднее - 14-15-й (16-й) вв. н. э.

Вопрос «Средневековье - это какие века?» не имеет однозначного ответа, есть лишь приблизительные цифры - точки зрения той или иной группы историков.

Три периода серьезно отличаются друг от друга: в самом начале новой эпохи Европа переживала смутное время - время нестабильности и раздробленности, в конце 15-го века сформировалось общество с его характерными культурными и традиционными ценностями.

Вечный спор официальной науки с альтернативной

Иногда можно услышать утверждение: «Античность - это средневековье». Образованный человек схватится за голову, услышав такое заблуждение. Официальная наука считает, что Средневековье - это эпоха, начавшаяся после захвата Западной Римской империи варварами в 5-м в. н. э.

Впрочем, альтернативные историки (Фоменко) не разделяют точку зрения официальной науки. В их кругу можно услышать утверждение: «Античность - это средневековье». Это будет сказано не от незнания, а от другой точки зрения. Кому верить, а кому нет - решать вам. Мы разделяем точку зрения официальной истории.

Как все началось: крах великой Римской империи

Захват Рима варварами - это серьезное историческое событие, послужившее началом эпохи

Империя просуществовала 12 веков, на протяжении этого времени был накоплен бесценный опыт и знания людей, которые канули в Лету после того, как остготов, гуннов и галлов захватили ее западную часть (476 г. н. э.).

Процесс был постепенным: сначала из-под контроля Рима выходили захваченные провинции, а потом пал центр. Восточная часть империи со столицей в Константинополе (нынешний Стамбул) просуществовала вплоть до 15-го века.

После захвата и разграбления Рима варварами Европа погрузилась в темные века. Несмотря на значительный откат назад и смуту, племена смогли воссоединиться, создать отдельные государства и неповторимую культуру.

Раннее средневековье - это эпоха "темных веков": 5-10-й вв. н. э.

В этот период провинции бывшей Римской империи становились суверенными государствами; вожди гуннов, готов и франков объявляли себя герцогами, графами и прочими серьезными титулами. Удивительно, но люди верили наиболее авторитетным личностям и принимали их власть.

Как оказалось, племена варваров не были настолько дикими, насколько это можно себе предположить: они имели зачатки государственности и знали на примитивном уровне металлургию.

Этот период также примечателен тем, что сформировались три сословия:

  • духовенство;
  • дворянство;
  • народ.

К народу относились крестьяне, ремесленники и купцы. Более 90% людей жили в селах и трудились на полях. Тип ведения хозяйства был аграрным.

Высокое средневековье - 10-14-й вв. н. э.

Период расцвета культуры. В первую очередь характеризуется формированием определенного мировоззрения, характерного для средневекового человека. Кругозор расширился: появилось представление о прекрасном, о том, что в бытии есть смысл, а мир прекрасен и гармоничен.

Огромную роль играла религия - люди почитали Бога, ходили в церковь и старались следовать библейским ценностям.

Наладилась стабильная торговая связь между Западом и Востоком: торговцы и путешественники возвращались из далеких стран, привозя фарфор, ковры, пряности и новые впечатления об экзотических азиатских странах. Все это способствовало общему повышению образования европейцев.

Именно в этот период появился образ мужчины-рыцаря, который по сей день является идеалом большинства девушек. Впрочем, тут есть определенные нюансы, показывающие неоднознаность его фигуры. С одной стороны, рыцарь являлся храбрым и отважным воином, присягнувшим епископу на защиту своей страны. При этом был достаточно жесток и беспринципен - только так можно сражаться с ордами диких варваров.

У него обязательно была "дама сердца", ради которой он сражался. Подытожив, можно сказать, что рыцарь - это весьма противоречивая фигура, состоящая из добродетелей и пороков.

Позднее средневековье - 14-15-й (16-й) вв. н. э.

Западные историки считают концом Средних веков открытие Колумбом Америки (12 октября 1492 года). Российские историки придерживаются иного мнения - начала промышленной революции в 16-м веке.

Осень Средневековья (второе название поздней эпохи) характеризовалась образованием крупных городов. Также происходили масштабные крестьянские восстания - в итоге это сословие стало свободным.

Европа понесла серьезные человеческие потери из-за эпидемии чумы. Эта болезнь забрала много жизней, население некоторых городов сократилось вдвое.

Позднее Средневековье - это период логического завершения богатой эпохи европейской истории, длившейся около тысячелетия.

Столетняя война: образ Жанны Д’Арк

Позднее Средневековье - это и конфликт между Англией и Францией, длившийся более ста лет.

Серьезным событием, задавшим вектор развития Европы, была Столетняя Война (1337-1453 гг.). Это была не совсем война и не совсем столетняя. Логичнее данное историческое событие назвать противостоянием между Англией и Францией, иногда переходящим в активную фазу.

Все началось со спора за Фландрию, когда король Англии стал претендовать на французскую корону. Вначале успех сопутствовал Великобритании: небольшие крестьянские отряды лучников побеждали французских рыцарей. Но потом случилось чудо: родилась Жанна Д"Арк.

Эта стройная девушка с мужской осанкой была отлично воспитана и с молодости разбиралась в военном деле. Ей удалось духовно объединить французов и дать отпор Англии вследствие двух вещей:

  • она искренне верила в то, что это возможно;
  • она призывала к объединению всех французов перед лицом противника.

Стала победа Франции, а Жанна Д"Арк вошла в историю как национальная героиня.

Эпоха Средневековья завершилась процессом сложения большинства европейских государств и формированием европейского общества.

Итоги эпохи для европейской цивилизации

Исторический период Средневековья - это тысяча интереснейших лет развития западной цивилизации. Если бы один и тот же человек побывал сперва в начале средних веков, а потом переместился в 15-й век, он бы не узнал одно и то же место, настолько значительными были произошедшие изменения.

Перечислим кратко основные итоги эпохи Средневековья:

  • появление крупных городов;
  • распространение университетов по территории Европы;
  • принятие христианства большинством европейских жителей;
  • схоластика Аврелия Августина и Фомы Аквинского;
  • неповторимая культура Средневековья - это архитектура, литература и живопись;
  • готовность западноевропейского общества к новому этапу развития.

Культура средних веков

Эпоха Средневековья - это в первую очередь характерная культура. Под ней подразумевается широкое понятие, включающее в себя нематериальные и материальные достижения людей той эпохи. К ним можно отнести:

  • архитектуру;
  • литературу;
  • живопись.

Архитектура

Именно в эту эпоху были отстроены многие известные европейские соборы. Средневековые мастера создавали архитектурные шедевры в двух характерных стилях: в романском и в готическом.

Первый зародился в в 11-13-м веках. Это архитектурное направление отличалось строгостью и суровостью. Храмы и замки в романском стиле по сей день вселяют ощущение мрачного Средневековья. К наиболее знаменитым относится Бамбергский собор.

Литература

Европейская литература средних веков является симбиозом христианской лирики, античной мысли и народного эпоса. Ни один жанр мировой литературы не сравнится с книгами и балладами, написанными средневековыми писателями.

Одни рассказы о битвах чего стоят! Часто получался интересный феномен: люди, участвующие в крупных средневековых сражениях (например, битва при Ганстингсе), непроизвольно становились писателями: они были первыми очевидцами произошедших событий.


Средневековье - это эпоха красивой и рыцарской литературы. Об укладе жизни, обычаях и традициях людей можно узнать из книг писателей.

Живопись

Росли города, строились соборы, соответственно, появился и спрос на декоративное украшение зданий. Вначале это касалось крупных городских зданий, а потом и домов зажиточных людей.

Средневековье - это период становления европейской живописи.

На большинстве картин изображались известные библейские сюжеты - Дева Мария с младенцем, Вавилонская блудница, «Благовещение» и прочее. Распространились триптихи (три небольших картины в одной) и диптрихи (две картины в одной). Художники расписывали стены капелл, ратуш, рисовали витражи для церквей.

Средневековая живопись неразрывно связана с христианством и поклонением Деве Марии. Мастера изображали ее по-разному: но можно сказать одно - эти картины удивительны.

Средневековье - это время между Античностью и Новой Историей. Именно эта эпоха подготовила почву для начала промышленной революции и великих географических открытий.

Дата публикации: 07.07.2013

Средние Века берут свое начало от падения Западной Римской империи в 476 г. и заканчиваются примерно XV - XVII вв. Средневековью присущи два противоположных стереотипа. Одни считают, что это время благородных рыцарей и романтичных историй. Другие же считают, что это время болезней, грязи и аморальности...

История

Сам термин «средние века» впервые был введен в 1453 г. итальянским гуманистом Флавио Бьондо. До этого использовали термин «темные века», который на данный момент обозначает более узкий отрезок временного периода средневековья (VI—VIII века). В оборот данный термин был введен профессором Галльского университета Христофором Целлариусом (Келлером). Этот человек также разделил всемирную историю на античность, средневековье и новое время.
Стоит сделать оговорку, сказав, что речь в данной статье пойдет именно о европейском средневековье.

Для данного периода характерна феодальная система землепользования, когда существовал феодал-землевладелец и наполовину зависимый от него крестьянин. Также характерны:
- иерархическая система отношений между феодалами, которая состояла в личной зависимости одних феодалов (вассалов) от других (сеньоров);
- ключевая роль церкви, как в религии, так и в политике (инквизиции, церковные суды);
- идеалы рыцарства;
- расцвет средневековой архитектуры - готики (в искусстве в том числе).

В период с Х по ХII вв. увеличивается численность населения европейских стран, что приводит к изменениям в социальной, политической и других сферах жизни. Начиная с XII - XIII вв. в Европе произошел резкий подъем развития технологий. За столетие было сделано больше изобретений, чем за предыдущую тысячу лет. В период средневековья развиваются и богатеют города, активно развивается культура.

За исключением Восточной Европы, которая подверглась нашествию монголов. Многие государства этого региона были разграблены и порабощены.

Жизнь и быт

Люди периода средневековья были сильно зависимы от погодных условий. Так, к примеру, великий голод (1315 - 1317 гг.), который случился из-за необыкновенно холодных и дождливых лет, погубивших урожай. А также эпидемии чумы. Именно климатические условия определяли во много образ жизни и вид деятельности средневекового человека.

В период раннего средневековья очень большая часть Европы была покрыта лесами. Поэтому хозяйство крестьян, помимо земледелия, ориентировалось во многом и на лесные ресурсы. В лес сгоняли пастись стада скота. В дубовых лесах свиньи набирали жир, питаясь желудями, благодаря чему крестьянин получал на зиму гарантированный запас мясной пищи. Лес служил источником дров для отопления и, благодаря ему, изготавливали древесный уголь. Он вносил разнообразие в пищу средневекового человека, т.к. в нем росли всевозможные ягоды, грибы, в нем можно было поохотиться на диковинную дичь. Лес был источником единственной сладости того времени - меда диких пчел. С деревьев можно было собрать смолистые вещества для изготовления факелов. Благодаря охоте можно было не только прокормиться, но и приодеться, шкуры зверей использовались для шитья одежды и в прочих бытовых целях. В лесу, на полянах, можно было собрать лекарственные растения, единственные лекарственные средства того времени. Кору деревьев использовали для того, чтобы вычинить шкуры животных, пепел сожженных кустов использовали для отбеливания тканей.

Также как и климатические условия, ландшафт определял основное занятие людей: в горных районах преобладало скотоводство, а равнинных - земледелие.

Все беды средневекового человека (болезни, кровопролитные войны, голод) приводили к тому, что средняя продолжительность жизни составляла 22 - 32 года. До 70-летнего возраста доживали единицы.

Образ жизни средневекового человека зависел во многом от места его обитания, но, вместе с тем, люди того времени были достаточно мобильны, и, можно сказать, постоянно находились в движении. Сначала это были отголоски великого переселения народов. Впоследствии в дорогу людей толкали уже другие причины. По дорогам Европы двигались крестьяне, поодиночке и группами, искали лучшей доли; «рыцари» - в поисках подвигов и прекрасных дам; монахи - переходя от монастыря к монастырю; паломники и всевозможные нищие и бродяги.

Лишь с течением времени, кода крестьяне обзаводились определенным имуществом, а феодалы большими землями, тогда начали расти города и на тот момент (примерно XIV век) европейцы становятся «домоседами».

Если говорить о жилье, о домах, в которых жили средневековые люди, то большинство зданий не имело отдельных комнат. Люди спали, ели и готовили еду в одной и той же комнате. Лишь со временем зажиточные горожане начали отделять спальню от кухонь и столовых.

Крестьянские дома строились из дерева, местами предпочтение отдавалось камню. Крыши были соломенными или из камыша. Мебели было очень мало. В основном сундуки для хранения одежды и столы. Спали на скамьях или кроватях. Постелью служил сеновал или матрас набитый соломой.

Отапливались дома очагами или каминами. Печи появились лишь в начале XIV века, когда их позаимствовали у северных народов и славян. Освещали жилье сальными свечами и масляными лампами. Дорогие восковые свечи могли приобрести только богатые люди.

Пища

Большинство европейцев питалось очень скромно. Ели обычно дважды в день: утром и вечером. Повседневной пищей были ржаной хлеб, каши, бобовые, репа, капуста, зерновая уха с чесноком или луком. Мяса потребляли мало. Тем более что в течение года было 166 дней поста, когда мясные блюда запрещалось есть. Значительно больше в рационе было рыбы. Из сладостей был только мед. Сахар попал в Европу с Востока в XIII в. и был очень дорогим.
В средневековой Европе много пили: на юге - вино, на севере - пиво. Вместо чая заваривали травы.

Посуда большинства европейцев - миски, кружки и т.д. были очень простыми, изготовленным из глины или олова. Изделиями из серебра или золота пользовалась только знать. Вилок не было, за столом ели ложками. Куски мяса отрезали ножом и ели руками. Крестьяне ели пищу из одной миски всей семьей. На пирах знати ставили на двух одну миску и кубок для вина. Кости бросали под стол, а руки вытирали скатертью.

Одежда

Что касается одежды, то она была во многом унифицирована. В отличие от античности, прославление красоты человеческого тела церковь считала греховным и настаивала на том, чтобы его прикрывали одеждой. Лишь к XII в. стали появляться первые признаки моды.

Изменение стиля одежды отражали тогдашние общественные предпочтения. Возможность следовать моде имели преимущественно представители зажиточных слоев.
Крестьянин обычно носил льняную рубашку и штаны до колен или даже до щиколоток. Верхней одеждой был плащ, стянутый на плечах застежкой (фибулой). Зимой носили или грубо вычесанный овечий тулуп или теплую накидку из плотной ткани или меха. Одежда отражала место человека в обществе. В наряде состоятельных преобладали яркие цвета, хлопчатобумажные и шелковые ткани. Беднота довольствовалась темной одеждой из грубого домотканого полотна. Обувью мужчин и женщин были кожаные остроносые ботинки без твердой подошвы. Головные уборы возникли в XIII в. и с тех пор непрерывно менялись. Привычные перчатки приобрели при средних веках важное значение. Пожать руку в них считалось оскорблением, а бросить кому перчатку было проявлением презрения и вызовом на поединок.

Знать любила добавлять к своей одежде различные украшения. Мужчины и женщины носили кольца, браслеты, пояса, цепочки. Очень часто эти вещи были уникальными ювелирными изделиями. Для бедноты все это было недостижимым. Значительные средства тратили состоятельные женщины на косметику и парфюмерию, которую привозили купцы с восточных стран.

Стереотипы

Как правило, в общественном сознании укоренены определенные представления о чем-либо. И представления о средневековье не являются исключением. В первую очередь это касается рыцарства. Порой бытует мнение, что рыцари были необразованными, тупыми мужланами. Но было ли это в действительности так? Это утверждение слишком категорично. Как и в любой общности, представители одного и того же сословия, могли быть людьми абсолютно разными. К примеру, Карл Великий строил школы, знал несколько языков. Ричард Львиное Сердце, считающийся типичным представителем рыцарства, писал стихи на двух языках. Карл Смелый, которого в литературе любят описывать эдаким хамом-мачо, прекрасно знал латынь и любил читать античных авторов. Франциск I покровительствовал Бенвенуто Челлини и Леонардо да Винчи. Многоженец Генрих VIII знал четыре языка, играл на лютне и любил театр. Стоит ли продолжать список? Это все были государи, образцы для своих подданных. На них ориентировались, им подражали, и уважением пользовались те, кто мог и противника с коня сбить, и оду к Прекрасной Даме написать.

Касательно тех же дам, или жен. Бытует мнение, будто бы к женщинам относились как к собственности. И снова-таки, все зависит от того, каким был муж. К примеру, сеньор Этьен II де Блуа был женат на некой Адель Норманнской, дочери Вильгельма Завоевателя. Этьен, как это и было положено тогда христианину, отправлялся в крестовые походы, а жена его оставалась дома. Казалось бы, что ничего особенного во всем этом нет, но до нашего времени дошли письма Этьена к Адель. Нежные, страстные, тоскующие. Это свидетельство и показатель того, как средневековый рыцарь мог относиться к собственной жене. Можно также вспомнить Эдуарда I, которого погубила смерть его любимой жены. Или к примеру, Людовик XII, который после свадьбы из первого развратника Франции превратился в верного мужа.

Говоря о чистоте и уровне загрязненности средневековых городов, тоже зачастую перегибают палку. Вплоть до того, что утверждают, будто бы отходы жизнедеятельности человека в Лондоне сливались в Темзу, вследствие чего она была сплошным потоком нечистот. Во-первых, Темза не самая маленькая река, а во-вторых, в средневековом Лондоне количество жителей было около 50 тыс. Так что подобным образом загадить реку они попросту не смогли бы.

Гигиена средневекового человека была не столь ужасна, как нам представляется. Очень любят приводить в пример принцессу Изабеллу Кастильскую, которая дала обет не менять белье, пока не будет одержана победа. И бедная Изабелла держала свое слово три года. Но этот ее поступок вызывал большой резонанс в Европе, в честь нее был даже придуман новый цвет. Но если посмотреть статистику производства мыла в Средние Века, то можно понять, что утверждение о том, что люди не мылись годами, далеко от истины. Иначе для чего было бы необходимо такое количество мыла?

В Средние века не было такой необходимости в частом мытье, как в современном мире - окружающая среда не была так катастрофически загрязнена как сейчас... Не было промышленности, пища была без химикатов. Потому, с человеческим потом выделялись вода, соли, а не все те химикаты, которых полно в организме современного человека.

Еще один стереотип, закрепившийся в общественном сознании о том, что от всех ужасно воняло. Русские послы при французском дворе жаловались в письмах, что от французов «ужасно смердит». Из чего был сделан вывод, что французы не мылись, воняли и пытались заглушить запах духами. Духами они действительно пользовались. Но объясняется это тем, что в России было не принято сильно душиться, тогда как французы просто обливались духами. Потому для русского человека обильно воняющий духами француз был «смердящим аки дикий зверь».

В заключение можно сказать, что реальное Средневековье сильно отличалось от сказочного мира рыцарских романов. Но вместе с тем и некоторые факты во многом искажены и преувеличены. Думается что правда, она как всегда где-то посередине. Также как и всегда, люди были разными и жили они по-разному. Некоторые вещи по сравнению с современными, действительно кажутся дикими, но все это происходило столетия назад, когда нравы были другими и уровень развития того общества не мог позволить себе большего. Когда-нибудь для историков будущего и мы окажемся в роли «средневекового человека».


Последние советы раздела «История»:

Вам помог этот совет? Вы можете помочь проекту, пожертвовав на его развитие любую сумму по своему усмотрению. Например, 20 рублей. Или больше:)

Фото 1 – средневековый город вдоль реки

Города в средневековой Европе были небольшими по современным меркам. В столицах (Лондоне, Париже) жило 40-50 тысяч человек, в других крупных городах – 15-20 тысяч, а в типичном среднем городке – 5-7 тысяч.

Фото 2 – средневековый Брюгге (Бельгия)

Города строились на берегах рек, вокруг замков или вдоль крупных трактов. В последнем случае участок дороги становился главной городской улицей. Также главная улица могла вести от замка сеньора к реке или тянуться вдоль берега.

Фото 3 – гравюра средневекового города

Практически любой средневековый город был окружен стенами. Причем, чем крупнее и богаче город, тем они были более мощными и высокими.

Фото 4 - фрагмент стен вокруг города

В худшем случае защитой от непрошеных гостей служила земляная насыпь с деревянным частоколом на ней, в лучшем – высокие каменные стены с башнями и бойницами, где дежурили караульные.

Фото 4а – нормандская крепость 10-11 веков (Франция)

Городские ворота запирались на закате и отпирались с восходом солнца. Обязанности по возведению укреплений и поддержанию их состояния распределялись между всеми горожанами. Они либо занимались строительными работами, либо платили денежный взнос.

Фото 5 – городское строительство

Городские стены ограничивали рост поселений, поэтому дома стояли вплотную друг к другу, а улицы были не более двух метров в ширину.

Фото 6 – узкая улочка Стокгольма

Фото 7 – средневековая площадь старого Таллина

Одна из улиц в Брюсселе называлась «улицей одного человека», потому что там не могли разойтись даже двое.

Фото 8 – «Улица одного человека» в Брюсселе

Верхние этажи зданий выступали над нижними, что еще больше сужало пространство средневековых улиц.

Фото 9 – улочка итальянского города

О ночном освещении, водопроводе, канализации и других удобствах жители не могли и мечтать. Для современного человека жизнь в средневековом городе показалась бы сложной и опасной. Мусор выбрасывался прямо на улицы, во время ночных прогулок приходилось брать с собой фонарь.

Фото 10 – гравюра улиц средневековых городов

Большинство домов были деревянными, а крыши – соломенными, и во время пожара огонь быстро перекидывался на соседние дома, что приводило к разрушению целых кварталов.

Фото 11 – средневековая городская площадь

Из-за тесноты и грязи часто возникали и распространялись инфекционные болезни, от которых умирало много людей. Богатые люди укрывались от эпидемий в загородных поместьях. Когда опасность заражения исчезала, они возвращались, но перед этим пускали в дом какого-нибудь бродягу или бедняка. Если тот оставался здоров, то хозяева въезжали в дом без опасения.

Фото 12 – эпидемия чумы

В домах бедных горожан были маленькие окна, которые зимой затыкали сеном или тряпками. Чтобы согреться, разводили огонь, дым от которого выходил через отверстие в потолке или открытую дверь, но частично он оставался внутри помещения.

Фото 13 – фрагмент картины Брейгеля (старшего)

Вся обстановка в доме простых людей состояла из грубо сколоченного стола, скамей вдоль стен, кровати и сундука. В сундуке хранилась одежда, которая была дорогой, и поэтому ее берегли и передавали из поколения в поколение.

Фото 14 – средневековый город картина работы Е.Е. Лансера (народный художник РСФСР)

Основную часть населения средневекового города составляли торговцы, ремесленники, подмастерья, цирюльники.

Фото 15 – зажиточные горожане средневековья

В крупных городах селилась аристократическая знать, феодалы, чиновники, врачи, юристы, Дома знати выделялись внешним видом, убранство в них было богаче и отражало их социальное положение.

Фото 16 – работы в сельской округе

Многие горожане продолжали заниматься сельским хозяйством. Они возделывали поля за городскими стенами, пасли стада овец, коров. Ближайшая сельская округа считалась принадлежащей к городу.

В настоящее время многие города Западной Европы, сохранившие облик и дух Средневековья объявлены ЮНЕСКО объектами мирового культурного наследия.

Фото 17 – набережная французского города Нант

Жители городов бережно сохраняют памятники и архитектуру уникальных древних уголков средневековой истории Европы.

Фото 18 –средневековая улочка испанского городка в наше время

Какое счастье, что мы с вами живём в современном мире, где есть адекватная медицина и высокие технологии, позволяющие жить с комфортом. С завидным постоянством производители выпускают новые гаджеты, а врачи неустанно ищут лекарства от всевозможных болезней, однако нашим далёким предкам повезло не так сильно, как нам с вами. Древние люди справляли нужду в общественных туалетах, которые могли взорваться в любой момент, а также впадали в панику, заприметив на своём лице прыщ, который тогда часто принимали за проказу.

Большая нужда

Каждый человек, наверняка, когда-то ходил в ужасно запущенный общественный туалет, который казался ему просто воплощением всех кошмаров. Однако, это ничто по сравнению с древними общественными туалетами. Туалеты в Древнем Риме были настоящим испытанием мужества. Это были обычные каменные скамьи с неровно прорубленным отверстием, которое вело к примитивной канализационной системе города. Подобное прямое соединение с канализацией означало то, что всякие мерзкие твари, водящиеся в канализации, могли впиться зубами в обнаженные ягодицы несчастного посетителя туалета.

Что еще хуже, постоянное накопление уровня метана приводило к тому, что нередко туалеты попросту взрывались. Для того, чтобы банально выжить при посещении туалета, римляне наносили на стены туалетов образы богини удачи Фортуны и заговоры, призванные отогнать злых духов.

Поиск работы

В Англии в 1500-х годах было незаконно быть безработным. Правительство рассматривало безработных людей качестве второсортных граждан, а также наказания за преступления для них были гораздо более жесткими. Также безработным людям не стоило путешествовать, поскольку, если их ловили, то клеймили как бродяг, избивали и отправляли назад.

Проблемная кожа

Заболевания кожи, такие как угри или псориаз, безусловно, могут показаться многим кошмаром. Однако благодаря сотням кремов и таблеток сегодня их возможно если не вылечить, то хотя бы купировать обострения. Но это было вовсе не так в средние века, когда большой прыщ мог означать панику и ожидание скорой смерти. Из-за разгула паранойи, связанной с проказой, многие менее серьезные заболевания кожи, такие как псориаз, часто принимали за признаки ужасной болезни.

В итоге людей с псориазом или дерматитом зачастую выселяли в лепрозории, как больных проказой. А если они жили среди "обычных" людей, то были вынуждены носить специальную одежду и колокольчик, чтобы предупреждать здоровых о своем приближении. А в Франции 14-го века множество больных псориазом ошибочно сожгли на костре.

Поход в театр

Сегодня поход в театр или кинотеатр считается вполне культурным и безопасным способом проведения досуга. Но пару сотен лет назад это было смертельно опасное занятие. Театральные дома и музыкальные залы 1800-х годов были печально известны тем, что их строили как попало, они постоянно были переполнены и очень легко воспламенялись. Поэтому даже, если повезло, что не произошло пожара со множеством смертей, то часто случались давки на выходе, вызванные ложными срабатываниями пожарной сигнализации.

В одной Англии всего за два десятилетия в театрах погибли более 80 человек. А наихудшая театральная трагедия в истории случилась в чикагском театре "Ирокез" в 1903 году - пламя унесло жизни более 600 человек.

Драки

Хотя драки не происходят каждый день, в средние века любая незначительная перепалка могла быстро перерасти в смертельное побоище. К примеру, Оксфордский университет в 14 веке был далеко не таким рафинированным, как сейчас. В феврале 1355 года группа пьяных студентов в местной таверне оскорбила качество вина, которое им налили.
Раздраженный трактирщик не постеснялся с ответом. В итоге это привело к эпическому побоищу, которое стало известно как День Святой Схоластики. 62 студента были убиты.

Голосование

Сегодня в худшем случае во время голосования можно столкнуться с раздражающе длинными очередями и медленным осознанием того, что отданный голос не оказывает почти никакого влияния. Однако, в 19 веке только самые несгибаемые поклонники демократии были настолько храбрыми, что выходили на улицу в день выборов. Все остальные забаррикадировались в домах, чтобы их не похитили.

Так называемый "cooping" был общепринятой практикой, в рамках которой уличные банды, подкупленные политическими партиями, похищали людей с улицы и заставляли их голосовать за своего кандидата. Жертв держали в темном подвале или подсобном помещении, угрожали пытками и насильственно спаивали в течение нескольких дней, чтобы сделать их более сговорчивыми перед тем, как отвести на избирательный участок.

Работа с полицией

Хотя по общему признанию, сегодня никто не любит общаться с полицией, это ничто по сравнению с тем, что творилось пару веков назад. У жителей Лондона 18-го века была существенная причина для беспокойства, когда им на пути встречался полицейский. Многие из этих полицейских были самозванцами, которые использовали доверие народных масс для своих гнусных целей.

Некоторые просто использовали фальшивый значок полисмена для того, чтобы выкачать немного легких денег из людей, но настоящие отморозки шли намного дальше. Эти ложные офицеры в ночное время ловили молодых женщин под предлогом "подозрительной активности". Это привело к тому, что горожане любыми способами избегали настоящих полицейских, что только делало их легкой добычей для преступников.

Покупка специй

В средние века многие специи считались лекарственными средствами или даже твердой валютой. Более того, за специи даже регулярно убивали. К примеру, мускатный орех когда-то можно было найти только на отдаленных островах Банда. В течение нескольких столетий войны за пряности практически привели к уничтожению коренного населения, поскольку различные европейские державы стремились захватить контроль над этими островами. Погибли более 6000 человек.

Поход в больницу

У них не было никакого образования, а газеты пестрели объявлениями о наборе медперсонала "без опыта работы". Эта безумная практика привела к не одному трагическому инциденту в больницах.

Прогулка по городу

По-видимому люди в средние века даже не могли спокойно прогуляться по городу без чего-то возмутительного. К примеру, нагота в общественных местах была довольно модной в течение 17 - 18 веков. По иронии судьбы, большинство последователей этой либеральной новой тенденции были религиозными.

Представители таких течений, как рантеры и квакеры утверждали, что Бог есть во всем, поэтому ничего не может считаться злым или неуместным. Они упивались сексом и наркотиками и ходили голыми по улицам. Оказывается, хиппи 20 века были довольно скромными.

Джотто. Фрагмент росписи капеллы Скровеньи. 1303-1305 годы Wikimedia Commons

Средневековый человек — это в первую очередь верующий христианин. В широком смысле им может быть и житель Древней Руси, и византиец, и грек, и копт, и сириец. В узком смысле это житель Западной Европы, для которого вера говорит на латыни.

Когда он жил

По учебникам Средневековье начинается с падения Римской империи. Но это не значит, что первый средневековый человек родился в 476 году. Процесс перестройки мышления и образного мира растянулся на столетия — начиная, думаю, с Христа. В какой-то степени средневековый человек — это условность: есть персонажи, в которых уже внутри средневековой цивилизации проявляется новый европейский тип сознания. Например, Петр Абеляр , живший в XII веке, в чем-то ближе к нам, чем к своим современникам, а в Пико делла Мирандола Джованни Пико делла Мирандола (1463-1494) — итальянский философ-гуманист, автор «Речи о достоинстве человека», трактата «О сущем и едином», «900 тезисов по диалектике, морали, физике, математике для публичного обсуждения» и проч. , который считается идеальным ренессансным философом, очень много средневекового. Картины мира и эпохи, сменяя друг друга, одновременно переплетаются. Так же и в сознании средневекового человека переплетаются представления, объединяющие его и с нами, и с предшественниками, и в то же время эти представления во многом специфичны.

Поиск Бога

Прежде всего, в сознании средневекового человека важнейшее место занимает Священное Писание. Для всего Средневековья Библия была книгой, в которой можно было найти ответы на все вопросы, но эти ответы никогда не были окончательными. Часто приходится слышать, что люди Средневековья жили по заранее заданным истинам. Это лишь отчасти верно: истина действительно заранее задана, но она недоступна и непонятна. В отличие от Ветхого Завета, где есть законодательные книги, Новый Завет не дает четких ответов ни на один вопрос, и весь смысл жизни человека заключается в том, чтобы искать эти ответы самому.

Конечно, мы говорим в первую очередь о мыслящем человеке, о том, например, кто пишет стихи, трактаты, фрески. Потому что именно по этим артефактам мы восстанавливаем их картину мира. И мы знаем, что они ищут Царство, и Царство это не от мира сего, оно — там. Но какое оно, никто не знает. Христос не говорит: делай так и так. Он рассказывает притчу, а дальше думай сам. В этом залог определенной свободы средневекового сознания, постоянного творческого поиска.


Святой Дени и Святой Пьят. Миниатюра из кодекса «Le livre d"images de madame Marie». Франция, около 1280-1290 годов

Жизнь человека

Люди Средневековья почти не умели заботиться о себе. Беременная жена Филиппа III Филипп III Смелый (1245-1285) — сын Людовика IX Святого, был провозглашен королем в Тунисе во время Восьмого крестового похода, после того как его отец умер от чумы. , короля Франции, умерла, упав с лошади. Кто догадался посадить ее беременную на лошадь?! А сын короля Англии Генриха I Генрих I (1068-1135) — младший сын Вильгельма Завоевателя, герцог Нормандии и король Англии Вильгельм Этелинг, единственный наследник, с пьяной командой вышел ночью 25 ноября 1120 года на лучшем корабле королевского флота в Ла Манш и утонул, разбившись о скалы. Страна на тридцать лет погрузилась в смуты, а отец в утешение получил написанное в стоических тонах красивое письмо Хильдеберта Лаварденского Хильдеберт Лаварденский (1056-1133) — поэт, богослов и проповедник. : мол не переживай, владея страной, умей совладать и со своей скорбью. Сомнительное утешение для политика.

Земная жизнь в те времена не ценилась, потому что ценилась другая жизнь. У абсолютного большинства средневековых людей неизвестна дата рождения: зачем записывать, если завтра умрет?

В Средневековье был только один идеал человека — святой, а святым может стать только человек, уже ушедший из жизни. Это очень важное понятие, объединяющее вечность и бегущее время. Еще недавно святой был среди нас, мы могли его видеть, а теперь он у трона Царя. Ты же, здесь и сейчас, можешь приложиться к мощам, смотреть на них, молиться им днем и ночью. Вечность оказывается буквально под боком, зрима и ощутима. Поэтому за мощами святых охотились, их крали и распиливали — в прямом смысле слова. Один из приближенных Людовика IX Людовик IX Святой (1214-1270) — король Франции, руководитель Седьмого и Восьмого крестовых походов. Жан Жуанвиль Жан Жуанвиль (1223-1317) — французский историк, биограф Людовика Святого. , когда король умер и его канонизировали, добился того, чтобы для него лично у царственных останков отрезали палец.

Епископ Гуго Линкольнский Гуго Линкольнский (около 1135-1200) — французский монах-картезианец, епископ Линкольнской епархии, крупнейшей в Англии. ездил по разным монастырям, и монахи ему показывали свои главные святыни. Когда в одном монастыре ему принесли руку Марии Магдалины, епископ взял и откусил от кости два кусочка. Аббат и монахи сначала оторопели, потом закричали, но святой муж, судя по всему, не смутился: он-де «изъявил сугубое почтение святой, ведь и Тело Господне он принимает внутрь зубами и губами». Потом он сделал себе браслет, в котором хранил частицы мощей двенадцати разных святых. С этим браслетом его рука была уже не просто рукой, а мощным оружием. Позже он сам был причислен к лику святых.

Лицо и имя

С IV по XII век у человека словно нет лица. Конечно, люди различали друг друга по чертам лица, но всякий знал, что суд Божий нелицеприятен, на Страшном суде судится не облик, а поступки, душа человека. Поэтому индивидуального портрета в Средние века не было. Где-то с XII века глаза открылись: людям стала интересна каждая травинка, а вслед за травинкой изменилась и вся картина мира. Это возрождение, конечно, отразилось в искусстве: в XII-XIII веках скульптура обрела трехмерность, на лицах стали проявляться эмоции. В середине XIII века в скульптурах, сделанных для надгробий высоких церковных иерархов, начало появляться портретное сходство. Живописные и скульптурные портреты прежних государей, не говоря уже об особах менее значимых, в основном — дань условностям и канонам. Тем не менее один из заказчиков Джотто, купец Скровеньи Энрико Скровеньи — богатый падуанский купец, по заказу которого в начале XIV века была построена домовая церковь, расписанная Джотто, — капелла Скровеньи. , уже известен нам по вполне реалистичным, индивидуализированным изображениям, как в его знаменитой падуанской капелле, так и в надгробии: сравнивая фреску и скульптуру, мы видим, как он постарел!

Мы знаем, что Данте не носил бороды, хотя в «Божественной комедии» его облик не описывается, знаем о грузности и медлительности Фомы Аквинского , прозванного одноклассниками Сицилийским Быком. За этим прозвищем уже стоит внимание к внешнему облику человека. Также нам известно, что у Барбароссы Фридрих I Барбаросса (1122-1190) — император Священной Римской империи, один из руководителей Третьего крестового похода. была не только рыжая борода, но и красивые руки — кто-то это упомянул.

Индивидуальный голос человека, иногда считающийся принадлежностью культуры Нового времени, слышится и в Средние века, но слышится долгое время без имени. Голос есть, а имени нет. Произведение средневекового искусства — фреска, миниатюра, икона, даже мозаика, самое дорогое и престижное искусство на протяжении многих веков, — почти всегда анонимно. Для нас странно, что великий мастер не хочет оставить свое имя, но для них подписью служило само произведение. Ведь даже когда все сюжеты заданы, художник остается художником: все знали, как изобразить Благовещение, но хороший мастер всегда вносил в образ свои чувства. Люди знали имена хороших мастеров, но никому не приходило в голову их записывать. И вдруг где-то в XIII-XIV веках они обрели имена.


Зачатие Мерлина. Миниатюра из кодекса «Français 96». Франция, около 1450-1455 годов Bibliothèque nationale de France

Отношение к греху

В Средневековье, конечно, существовали вещи, которые были запрещены и карались по закону. Но для Церкви главное было не наказание, а раскаяние.
Средневековый человек, как и мы, грешил. Все грешили и все исповедовались. Если ты церковный человек, ты не можешь быть безгрешен. Если тебе нечего сказать на исповеди, значит, с тобой что-то не так. Святой Франциск считал себя последним из грешников. В этом заключается неразрешимый конфликт христианина: с одной стороны, ты не должен грешить, но с другой, если ты вдруг решил, что безгрешен, значит, ты возгордился. Ты должен подражать безгрешному Христу, но в этом своем подражании ты не можешь переступить определенную грань. Ты не можешь сказать: я Христос. Или: я апостол. Это уже ересь.

Система грехов (какие прощаемые, какие непрощаемые, какие смертные, какие нет) постоянно видоизменялась, потому что об этом не прекращали думать. К XII веку появилась такая наука, как богословие, со своим инструментарием и со своими факультетами; одной из задач этой науки была как раз выработка четких ориентиров в этике.

Богатство

Для средневекового человека богатство было средством, а не целью, потому что богатство не в деньгах, а в том, чтобы вокруг тебя были люди — а для того чтобы они вокруг тебя были, ты должен раздавать и тратить свое богатство. Феодализм — это в первую очередь система человеческих взаимоотношений. Если ты стоишь выше на иерархической лестнице, ты должен быть «отцом» своим вассалам. Если ты вассал, ты должен любить своего господина фактически так же, как ты любишь отца или Царя Небесного.

Любовь

Как ни парадоксально, многое в Средние века делалось по расчету (не обязательно арифметическому), в том числе и браки. Браки по любви, известные историкам, — большая редкость. Скорее всего, так было не только среди знати, но и у крестьян, но про низшие сословия мы знаем гораздо меньше: там не было принято записывать, кто на ком женился. Но если знать рассчитывала выгоду, когда выдавала своих детей, то беднота, которая считала каждый грош, — тем более.


Миниатюра из Псалтыри Лутрелла. Англия, около 1325-1340 годов British Library

Петр Ломбардский, богослов XII века, писал, что муж, страстно любящий жену, прелюбодействует. Дело даже не в физической составляющей: просто если ты слишком отдаешься своему чувству в браке, ты прелюбодействуешь, потому что смысл брака не в том, чтобы привязываться к каким-либо земным отношениям. Конечно, такую точку зрения можно считать крайностью, но она оказалась влиятельной. Если же как бы посмотреть на нее изнутри, то она — оборотная сторона куртуазной любви: напомню, что куртуазной никогда не бывает любовь в браке, более того, она всегда предмет мечтания об обладании, но не само обладание.

Символизм

В любой книге о Cредневековье вы прочтете, что эта культура очень символична. На мой взгляд, так можно сказать о любой культуре. Но средневековый символизм был всегда единонаправленным: он так или иначе соотносится с христианской догмой или христианской историей, эту догму сформировавшей. Я имею в виду Священное Писание и Священное Предание, то есть историю святых. И даже если какой-то средневековый человек хочет построить для себя свой мир внутри средневекового мира — как, например, Гильом Аквитанский Гильом IX (1071-1126) — граф Пуатье, герцог Аквитании, первый известный трубадур. , создатель нового типа поэзии, мира куртуазной любви и культа Прекрасной Дамы, — этот мир все равно выстраивается, соотносясь с системой ценностей Церкви, в чем-то подражая ей, в чем-то отвергая ее или даже пародируя.

У средневекового человека вообще очень своеобразный способ смотреть на мир. Его взгляд направлен сквозь вещи, за которыми он стремится увидеть некий миропорядок. Поэтому иногда может показаться, что он не видел окружающего мира, а если и видел, то sub specie aeternitatis — c точки зрения вечности, как отражение божественного замысла, являемого как в красоте проходящей мимо тебя Беатриче, так и в падающей с неба лягушке (иногда считалось, что они рождаются из дождя). Хорошим примером этому служит история, как святой Бернар Клервоский Бернар Клервоский (1091-1153) — французский богослов, мистик, возглавлял орден цистерцианцев. долго ехал по берегу Женевского озера, но был настолько погружен в раздумья, что не увидел его и с удивлением спрашивал потом у спутников, о каком озере они говорят.

Античность и Средневековье

Считается, что варварское нашествие смело все достижения предшествующих цивилизаций с лица земли, но это не совсем так. Западноевропейская цивилизация унаследовала от Античности и христианскую веру, и целый ряд ценностей и представлений об Античности, христианству чуждой и враждебной, языческой. Более того, Средневековье говорило с Античностью на одном языке. Безусловно, многое было уничтожено и забыто (школы, политические институты, художественные приемы в искусстве и литературе), но образный мир средневекового христианства непосредственно связан с античным наследием благодаря разного рода энциклопедиям (сводам античного знания о мире — таким как, например, «Этимологии» св. Исидора Севильского Исидор Севильский (560-636) — архиепископ Севильи. Его «Этимологии» — это энциклопедия знаний из разных областей, почерпнутых в том числе из античных сочинений. Считается основателем средневекового энциклопедизма и покровителем интернета. ) и аллегорическим трактатам и поэмам вроде «Бракосочетания Филологии и Меркурия» Марциана Капеллы Марциан Капелла (1-я половина V века) — античный писатель, автор энциклопедии «Бракосочетание Филологии и Меркурия», посвященной обзору семи свободных искусств и написанной на основе античных сочинений. . Сейчас подобные тексты мало кто читает, совсем мало тех, кто их любит, но тогда, на протяжении многих столетий, ими зачитывались. Старые боги были спасены именно такого рода литературой и стоявшими за ней вкусами читающей публики.