Тело душа дух православие. Как влияет на человека дух

  • 20.09.2019

Дух, душа и тело - составляющие человека, и часто христиане путают душевность и духовность.

Христианин, занимающийся благотворительностью и улыбающийся всем подряд, может быть душевным, но при этом он пойдет в ад, если его сущность не наполнена Божьим дыханием. Душа и дух имеют различную природу и отличия, в то же время они едины.

Что в православии означает душа

Душа - это дыхание, дуновение Бога. Творец сотворил Адама и вдохнул в него душу. (Бытие 2:7) Создатель создал бестелесную сущность, Он ее и забирает, значит, она обладает бессмертностью.

Душевная составляющая наполняет человеческое тело, в которое ее вдохнул Бог при зачатии

А вот где эта сущность очутится после отделения от тела, зависит от человека. Пророк Иезекииль писал, что умирают согрешающие души.(Иез. 18:2)

Без души человек не имеет ни разума, ни чувств. Душевная составляющая лишена формы, она наполняет человеческое тело, в которое ее вдохнул Бог при зачатии.

Происхождение души

Душа создается Творцом, она не перевоплощается и не переселяется из тела в тело. Она появляется в зародыше на 40 день после оплодотворения и после смерти телесной оболочки ждет Страшного суда.

Долгое время считалось, что бестелесное духовное создание невесомо, однако, в 1906 году профессором Дунканом Макдугаллом путем взвешивания человека в момент смерти было доказано, что вес души равняется 21 грамму.

Душа после смерти телесной оболочки ожидает Суда Божьего

Основные составляющие души

От состояния души зависит ум, воля и чувствования человека. Очень важно понять, какие душевные силы относятся к разумным и неразумным.

Высшими силами контролируются разумные составляющие, к ним относятся:

  • чувство;
  • воля.

Неразумные силы наполняют тело жизненными потоками, благодаря которым бьется сердце, преобразуется тело и рождается возможность производить потомство. Наш разум не контролирует неразумную субстанцию, все происходит само собой. Сердце бьется, кровеносная система работает, человек растет, взрослеет, стареет. Все это не зависит от человеческого разума.

Душевный подарок Создателя состоит в том, что Он наполняет нас чувствами, эмоциями, желаниями, сознанием, дает нам свободу выбора, управление совестью и наполняет дарами веры.

Важно! Сознание и совесть - основные составляющие души христианина, которые отличают его от животного.

Душевная составляющая человеческого тела в отличие от животных обладает разумной силой, которая характеризуется способностью говорить, мыслить и познавать. Разумная сила господствует над всеми остальными составляющими, ей дана возможность отличать добро от зла; выбирать, показывать силу желаний, кого любить или ненавидеть и управлять раздражительной силой.

Бог наполняет нас чувствами, эмоциями, желаниями, сознанием, дает нам свободу выбора

Эмоции людей производит и контролирует раздражительная сила. Святой Василий Великий назвал эту душевную составляющую нервом, поставляющим энергию, которая порой выливается в страсти:

  • гнев;
  • ярость;
  • ревность к добру и злу.
Важно! Святые отцы подчеркивают, что настоящее предназначение раздражительной силы - гневаться на сатану.

Желательная или деятельная сила рождает волю, способную выбирать между добром и злом.

Три силы присущи одной жизни, одному телу и ими, по словам Каллиста и Игнатия Ксанфопулы, можно управлять. Любовь обуздывает раздражительную силу, бесстрастия погасит эмоции, а разумную силу окрыляет молитва.

Только в подчинении духовному познанию и созерцании Всевышнего все три душевные составляющие находятся в единстве. Душа невидима, она живет независимо от состояния тела. Душевное состояние людей уравнивает всех перед Богом, который смотрит не на тело, а на Свое подобие, которое не зависит от пола, возраста, цвета кожи и места жительства.

По словам святого Феофана Затворника, именно душевная сущность является источником всех человеческих проявлений, она является личностью, обладающей разумом и свободой выбора, ее нельзя познать органами тела.

Как влияет на человека дух

Душа является храмом Бога Живого, в котором живет Дух Святой. Ни одному Ангелу Создатель не предоставил такой чести называться Божьим храмом.

При крещении в человеке поселяется дух Божий, который в течение жизни может быть вытеснен другими силами. Это возможно только при условии, что человек сам откроет двери нечисти, загрязнив свой храм.

Духовная составляющая является высшей стороной жизни людей

Несмотря на то, что Господь наполняет человека душевной составляющей, она самостоятельно выбирает духовное наполнение. В этом свобода выбора. Творец не создает роботов, Он ваяет Себе подобных.

Духовная составляющая является высшей стороной жизни людей, ей дана сила увлекать человека от видимых вещей к невидимому познанию благодати Божьей, отделять вечное от временного.

Дух является той составляющей человека, которая отделается нас от животных. Созданные Богом твари не имеют духовного наполнения.

Духовное неотделимо от душевного, оно является высшей стороной, сущностью. В человеке нет таких чувств, которыми можно познать духовное наполнение. Святые отцы подчеркивают, что дух и есть ум человеческий, от него происходит разумное начало.

Важно! Дух человека нельзя увидеть или постичь, но духовного человека, наполненного Божественной сущностью, видно сразу по его эмоциям, делам и любви к окружающему миру.

Человеческий дух наполняется совершенством только при соединении с Божьим Святым Духом.

В письме святителя Феофана Затворника мы находим, что духовная наполняющая - сила, которую Творец вдохнул в человеческую душевную составляющую, как завершающий этап создания образа Своего.

В соединении с душой дух поднял ее на божественную высоту над нечеловеческим созданьем. Благодаря духовному наполнению душевный человек становится одухотворенным.

Так как духовная сила пришла от Бога, она знает Творца и ищет Его присутствия в жизни.

Проявляющиеся составляющие духа

Кому человек поклоняется, служит, тот и является его богом. Христиане, независимо от степени развития, знают, что всем в жизни руководит Создатель.

Духовное наполнение ведет христиан к жажде Бога

Он Судья и Спаситель, наказывающий и милующий, символом христианской веры есть Троица, Бог Отец, Сын и Дух Святой. Страх Божий является основной составляющей духовного наполнения.

Любите власть, деньги, веселые гулянки, делаете все в гневе, по собственной воле и желанию, значит, Бога не боитесь, душа при этом управляется сатанинскими силами.

Направляющей духовной силой является совесть, которая заставляет человека бояться Господа, во всем Ему угождать и выполнять Его наставления. Совесть руководит душевными качествами христиан, направляя их к познанию святости, благодати и правды. Только благодаря совести верующие могут определить, что угодно или противно Господу.

Божий закон исполнить могут только те, в ком жива совесть. Духовное наполнение ведет христиан к жажде Бога, когда никакое творение рук человеческих не может дать той благодати, какую человек приобретает при общении со Всевышним в постах, молитвах и исполнении Закона.

Основные отличия души и духа

В человеке, живущем в падшем обществе и любящем Создателя, постоянно будет идти борьба между душевным и духовным, ибо их единство нарушено человеческой греховностью.

Душевная составляющая Божьего творения делает его выше животных, а духовная - выше ангелов. Ибо кому из ангелов когда-либо Господь сказал, что они Его дети? Апостол Павел пишет, что человеческие тела - храмы Бога Живого, Святого Духа, и за это мы должны славить Творца, нашей заслуги при этом нет никакой. (1 Кор. 6:19-20).

Голубь – символ Души

Душевные и духовные силы следует рассматривать в единстве разнообразий, о чем писал святой Григорий Богослов. Святитель подчеркивал, что в христианине есть человеческое и небесное, видимое и невидимое, плоть и духовность. Человек, по словам Григория Богослова, является маленькой вселенной внутри большого космоса.

Прекрасны высказывания святого Григория Паламы о том, что тело, победившее желания плоти, не становится якорем для души, тянущим ее в ад. Оно парит в душевном и духовном единстве вверх, превращаясь в Божью духовную силу.

Любое сотворенное Богом живое существо имеет душу, духовное наполнение только у человека. Окружающий мир может воздействовать на душевные составляющие, духовными силами руководит Господь.

Душа появляется при зачатии, духовная сила человеку дается при покаянии и принятии Иисуса своим Спасителем, Целителем, Творцом и Создателем. Душевная субстанция расстается с телом при смерти, при исчезновении Божьего духовного начала человек впадает во все тяжкие грехи.

Важно! Только духовный христианин может назвать Иисуса Христа своим Господином, познавать при чтении Божье слово, душевный - только чувствует его.

Духовный человек - образ Бога

В телесной оболочке никогда нельзя увидеть Господа. Творцу абсолютно все равно беден ты или богат, худой или толстый, с руками или без ног, красив с человеческой точки зрения или безобразен.

Образ Бога живет в невидимой душевной оболочке, управляет которой духовная сила. Божья душа обладает бессмертием, разумом, свободной волей и чистой, бескорыстной любовью.

Душевное состояние, переходящее в бессмертие, управляется не христианами, а только Господом.

Как свободен Творец, настолько Он дал свободу Своему творению. Премудрый Создатель наделил человека разумом, способным вникать в невидимые глубины, познавая природу Господа. Бесконечна благость Создателя к Его творению, которое Он никогда не оставляет. Духовный человек стремится к единению с Творцом.

В Новом Завете неоднократно встречается фраза о духовно живых людях, то есть тех, кто принял в свою жизнь Иисуса, как Спасителя.

Атеисты или верующие в других богов названы духовно мертвыми созданиями.

Важно! Всевышний, создавая человека, предусмотрел иерархию. Тело корится душе, а та подвластна духу.

Первоначально так и было. Адам слышал Божий голос духовным сознанием, и спешил исполнить все пожелания Творца при помощи тела. Духовный человек подобен Адаму до грехопадения, он научился с помощью Господа творить Богоугодные дела, различать добро и зло, созидая в себе образ Творца.

«Диалог о Православии» о душе и духе

"И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою." (Бытие 2:7)

Творение физического тела

Вначале Бог сотворил физическое тело , некую проявленную форму, этакий сосуд, вмещающий в себя невидимую для физического зрения сущность самого человека, состоящую из и души . Само по себе физическое тело мертво, если в нем отсутствует сущность. За примером далеко не надо ходить: покойник не чувствует боли, не испытывает никаких желаний, это просто пустая хижина – самого человека там уже нет, он оставил свою земную обитель и переселен в небесное жилище.

Прах земной – это фактически просто земля со всеми микроэлементами, какие есть в природе. Она, практически, содержит в себе всю таблицу Менделеева. Известно из научных исследований, что физический космос содержат в себе те же самые элементы. Нет ни на земле, ни в космосе элемента, который бы не присутствовал в человеческом теле .

Назначение физического тела

Бог дал человеку физическое тело для того, чтобы личность могла проявить себя, живя на земле. Представьте себе, что было бы, если бы человек не имел тела . Как смог бы он общаться с другими людьми, если бы не было речевого аппарата. Как смог бы он обнять свою любимую, если бы не было рук? Мог ли бы он в полной мере насладиться ароматом цветущей розы, не имея обоняния? Сумел бы он оценить красоту Божественного творения, не имея глаз? Вот для этого Всевышний и облек человека в физическую форму.

Творение души живой

Бог вдунул в лице его дыхание жизни…Слово "вдунул" подразумевает собою внести дыхание во что-то. Другими словами, наш Создатель внес в человеческое тело частицу Своего Духа , несущего жизнь. Дух Божий, войдя в еще мертвое тело, вызвал его к жизни, и человек стал душою живою. В Библии очень часто слова человек и душа являются синонимами.

Назначение души человеческой

Исследуя Писание, мы узнаем, что душа представляет собой совокупность трех составляющих: ум, воля .
Ум – это способность адекватно воспринимать окружающий мир, логически мыслить, иметь суждения, общаться с подобными себе.
Чувства – это способность человека видеть, слышать, осязать, обонять, ощущать вкус, испытывать радость, печаль, гнев и прочие эмоциональные состояния.
Воля – это способность человека принимать определенное решение в каждой конкретной ситуации, руководствуясь своими мыслями и чувствами. Человек в отличие от робота всегда имеет свободу выбора по решению той или иной жизненной ситуации, возникающей на его пути. В этом видна всеобъемлющая любовь Бога к своему творению. В отличие от всего живого, что сотворил Господь, только человек имеет свободную волю.
Таким образом, душа живая, посредством физического тела может проявлять себя в этом физическом мире со своим пространственно-временным континуумом.

Что же представляет собою дух человека?

Основываясь опять же на Священном Писании, можно с уверенностью сказать, что дух дан Богом только человеку. Все остальное, что движется, плавает, летает, пресмыкается, - духа не имеет, только душу , притом, значительно уступающую человеческой душе по своим параметрам.

"И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее. И увидел Бог, что [это] хорошо." (Бытие 1:21)

"И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так." (Бытие 1:24)

Составляющие духа

1. Совесть – определение

Совесть - нравственное сознание, нравственное чутье или чувство в человеке; внутреннее сознание добра и ; тайник души , в котором отзывается одобрение или каждого поступка; способность распознавать качество поступка; чувство, побуждающее к истине и добру, отвращающее ото лжи и зла; невольная любовь к добру и к истине; прирожденная правда, в различной степени развития. (Толковый словарь Владимира Даля)
А вот, как написано в Библии:

"они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую" (Рим.2:15)

2. Интуиция

Энциклопедический словарь: Интуиция - (ср.-век. лат. intuitio - от intueor - пристально смотрю), постижение истины путем непосредственного ее усмотрения без обоснования с помощью доказательства; субъективная способность выходить за пределы опыта путем мысленного схватывания ("озарения") или обобщения в образной форме непознанных связей, закономерностей.
Интуиция человека в корне отличается от животного чутья, свойственного животному миру.
Интуиция зарождается в духе человека и осмысливается разумом.

3. Способность к общению со своим Создателем

– дана только человеку. Животный мир лишен этой способности. Бог, не смотря на нравственное падение человечества, оставил человеку возможность общаться с Ним посредством сердечной молитвы. Молитва – это канал связи, по которому человек может общаться с Богом.

Итак, подведем итог

* Человек имеет тройственную природу, состоящую из духа, души и тела .

* Дух, душа и тело неразрывны и подчинены закону взаимопроникновения друг в друга.

* Человек без духа – это просто животное состояние.

*Человек без души , но имеющий только дух и тело , ничем не отличается от растения, которое не имеет сознания.

* Человек, имеющий дух и душу , но не имеющий тела – фактический лишается возможности реализации себя, как личности.

Дам простейшую иллюстрацию: солнце, которое мы привыкли видеть над собой, имеет три составляющие: физическая масса, заключенная в шарообразную форму, излучаемый яркий свет и осязаемое тепло от лучей света. Представьте на мгновение, что солнце вдруг перестало излучать яркий свет. Мы видим в небе только лишь какой-то темный шар и ощущаем лишь излучение тепла. Или, видим шар, излучающий яркий свет, но вместо тепла – могильный холод. Или, видим в небе ослепительный свет, ощущаем на себе пронизывающее тепло, но не видим источника тепла и света, то есть привычного шара, висящего над головой. Сможете ли вы в данных случаях назвать увиденное вами солнцем? Так и человек, сотворенный по образу и подобию Божию, - ведь Бог также троичен: Бог Отец, Бог Сын, Бог Святой Дух, - не может называться человеком без одной, хотя бы, составляющей его сущности.

И закончу словами Апостола Павла из 1Фесс.5:23:

"Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа. "

Обязательно посмотри видеоролик!

Иешуа о Работниках Света
Передано через Памелу Криббе

Из главы "От Эго к Сердцу IV"

Ваши (эзотерические) традиции разделяют дух, душу и тело.
Тело – это физическое место обитания души в ограниченный период времени.
Душа – это не физический психологический якорь опыта. Она несет опыты многих жизней. Со временем душа развивается и медленно превращается в многогранный красивый камень, где каждая грань отражает разный вид опыта и основывающееся на нем знание.
Дух не меняется и не растет со временем.
Дух пребывает вне времени и пространства. Он вечен, это вневременная часть вас, Одно с сотворившим вас Творцом. Именно это божественное сознание – основа выражения в пространстве и времени. Вы родились из сферы чистого сознания, вы взяли с собой часть этого сознания и пронесли его через все воплощения в материальной форме.
Душа принимает участие в дуальности . Все опыты дуальности влияют на душу и преобразовывают ее. Дух пребывает вне дуальности. Это основа, на которой все развивается и эволюционирует. Это Альфа и Омега, которые вы могли бы назвать просто Бытием или Источником.
Молчание, внешнее и особенно внутреннее, - самый лучший вход в ощущение всегда присутствующей энергии, являющейся Вами в самой глубокой сердцевине. В молчании вы можете соприкоснуться с самой чудесной и самоочевидной вещью: с Духом, Богом, Источником, Бытием.
Душа несет в себе памяти многих воплощений. Она знает и понимает намного больше, чем ваша земная личность. Душа связана с экстрасенсорными источниками знания, такими как личности ваших прошлых жизней, и наставниками или спутниками на астральном плане. Однако, не смотря на эту связь, душа может пребывать в состоянии смятения, незнания своей истинной природы. Она может быть травмирована конкретными опытами, и какое-то время пребывать во тьме. Душа постоянно развивается и обретает понимание дуальности, присущее жизни на Земле.
Дух – неподвижная часть развития души. Душа может пребывать в состоянии тьмы или просветления. К Духу это не относится. Дух – это чистое Бытие, чистое сознание. Он – и Тьма, и Свет. Он – Единство, лежащее в основе всей дуальности. Достигая этапа 4 преобразования от эго к сердцу, вы связываетесь с Духом. Вы связываетесь со своей Божественностью.
Связь с Богом внутри похожа на выход из дуальности, оставаясь полностью присутствующим и заземленным. На этом этапе сознание наполнено глубоким, но тихим экстазом; смесью мира и радости.
Вы осознаете, что не зависите ни от чего, вне самого себя. Вы свободны. Воистину, вы пребываете в мире и как бы вне него.
Связь с духом внутри – не нечто, происходящее раз и навсегда. Это медленный и постепенный процесс, в котором вы связываетесь, разъединяетесь, вновь связываетесь…. Постепенно фокус сознания сдвигается с дуальности к единству. Сознание переориентируется, обнаруживая, что со временем его больше тянет к молчанию, чем к мыслям и эмоциям. Под молчание мы имеем в виду следующее: быть полностью центрированным и присутствующим, пребывать в состоянии не судящего осознания.
Для достижения молчания нет фиксированных способов или средств. Ключ к связи с Духом – не следовать какому-либо обучению (медитации, посты и так далее), а по настоящему понимать. Понимать, что Домой приводит именно молчание, а не мысли или эмоции.
Такое понимание растет медленно, ибо вы все больше и больше осознаете механизм мыслей и чувств. Вы позволяете уйти старым привычкам и открываетесь новой реальности сознания, основанного на сердце. Основанное на эго сознание вянет и медленно умирает.
Дух молчалив и вечен, и все же – творец. Реальность Божественного невозможно постичь умом. Ее можно только чувствовать. Если вы впускаете ее в свою жизнь, и осознаете как шепот в сердце, все медленно начинает вставать на место. Настраиваясь на реальность Духа, молчаливое осознание всего, что стоит за вашими опытами, вы престаете навязывать реальности свою волю. Вы позволяете всему пребывать в естественном состоянии бытия. Вы становитесь своим естественным истинным я. И все происходит гармоничным значимым образом. Вы чувствуете, что все сходится в естественном ритме и естественном потоке. Все, что следует делать, - оставаться настроенным на божественный ритм и позволить уйти страхам и непониманию, заставляющих вас хотеть вмешиваться.

Из главы "Ваше Я Света"
Самую великую радость душа испытывает от взаимодействия Духа и ощущения, взаимодействия божественности и человечности. Это и есть секрет Вселенной.
Когда вы являетесь чистым Духом, ваша реальность статична. Ничего не меняется. Ощущение и движение появляются только тогда, когда существует взаимосвязь с чем-то вне вас/Духа. Когда вы ощущаете нечто иное, чем вы сами, появляется приглашение исследовать, ощутить, обнаружить. Но чтобы ощутить нечто иное, чем вы, вам приходится убирать себя из абсолютного Единства, из Бога/Духа. Делая это, вы становитесь индивидуальной душой.
Вы – индивидуальная душа, одной ногой стоящая в сфере Абсолюта, а другой – в сфере Относительного (= дуальности).
Исследуя относительность (дуальность), вы можете так далеко удалиться от Дома, что теряете контакт с элементом Духа внутри. Тогда душа теряется в иллюзии страха и разделения.
Самая великая радость возможна тогда, когда вы принимаете участие в сфере Ощущения, оставаясь связанным с Духом, с Домом. Сбалансированное взаимодействие между Духом и Душой – источник величайшего творчества и Любви.
С этой перспективы, все вы пребываете на пути обнаружения правильного равновесия между состоянием абсолютного Единства и состоянием индивидуальной души.

  • праведный
  • архиеп.
  • прот. Николай Депутатов
  • свящ. Илия Гумилевский
  • Дух - 1) бестелесное личностное существо ( (), (), душа почившего человека () либо человеческая вообще (); 2) высшая сила человеческой души, посредством которой человек познает Бога (человеческий дух вмещает в себя Божественную благодать, является ее проводником для всех сил души); 3) духовно-нравственное расположение; духовно-нравственный настрой (см. ); 4) , нрав () (пример: человек сильный духом = человек с сильным характером); 5) настроенность (пример: воинственный дух); 6) суть (пример: дух произведения).

    «В каждом человеке есть дух – высшая сторона человеческой жизни, сила, влекущая его от видимого к невидимому, от временного к вечному, от твари к Творцу, характеризующая человека и отличающая его от всех других живых тварей наземных. Можно сию силу ослаблять в разных степенях, можно криво истолковывать ее требования, но совсем ее заглушить или истребить нельзя. Она неотъемлемая принадлежность нашего человеческого естества» (св. )

    Следуя св. Отцам, человеческий дух – не самостоятельная часть души, не нечто отличное от нее. Человеческий дух неразрывно связан с душой, всегда соединен с ней, пребывает в ней, составляет ее высшую сторону. По слову св. Феофана Затворника, дух есть «душа души человеческой», «сущность души».

    По мысли св. Игнатия Брянчанинова, человеческий дух невидим и непостижим, подобно невидимому и непостижимому Уму Божию. В то же время человеческий дух есть только образ своего Божественного Первообраза, а совсем не тождественен Ему.

    «Сотворенное по образу, конечно, во всем имеет уподобление Первообразу, умственное – умственному и бесплотное – бесплотному, свободно от всякого времени, как и Первообраз, подобно ему избегает всякого пространственного измерения, но по свойству природы, есть нечто иное с ним», – говорит св. . В отличие от нетварного Духа Божьего, человеческий дух тварен и ограничен. По своему существу Дух Божий совершенно отличается от духа человеческого, ибо сама сущность последнего ограничена и конечна.

    Святитель Игнатий Брянчанинов о человеческом духе

    «Все человечество, которое не входит в глубокое рассматривание естества души, довольствуясь познанием поверхностным, общепринятым, безразлично называет невидимую часть существа нашего, живущую в теле и составляющую его сущность, и душою и духом. Как признаком жизни животных служит так же дыхание, то они обществом человеческим называются от жизни животными, и от души одушевленными (animales). Прочее вещество называется безжизненным, неодушевленным, или бездушным. Человек, в отличие от прочих животных, называется словесным, а они, в отличие от него, бессловесными. Масса человечества, всецело занятая попечениями о земном и временном, на все иное смотрящая поверхностно, видела разность между человеком и животными в даре слова. Но мужи разумные поняли, что человек отличается от животных внутренним свойством, особенною способностью души человеческой. Эту способность они назвали силой словесности, собственно духом. Сюда отнесены не только способность мыслить, но и способность к ощущениям духовным, каковы ощущение высокого, ощущение изящного, ощущение добродетели. В этом отношении значение слов душа и дух весьма различно, хотя в обществе человеческом оба слова употребляются безразлично, одно вместо другого…

    Учение о том, что человек имеет душу и дух, находится и в Священном Писании (), и в святых отцах. По большей части оба эти слова употребляются для обозначения всей невидимой части существа человеческого. Тогда оба слова имеют значение тождественное (; ). Различается душа от духа, когда это требуется для объяснения невидимого, глубокого, таинственного аскетического подвига. Духом называется словесная сила души человеческой, в которой напечатлен образ Божий и которой душа человеческая отличается от души животных: животным Писание также приписывает души (). Преподобный на вопрос: «Иное ли есть ум (дух), и иное ли душа?» – отвечает: «Якоже члены тела, многие суще, единым человеком именуются, так и члены души суть многие, ум, воля, совесть, помышления осуждающие и оправдывающие; однако вся сия в едину соединены словесность, и члены суть душевные; едина же есть душа внутренний человек» (Беседа 7, гл. 8. Перевод Московской Духовной Академии, 1820 г.). В православном богословии читаем: «Что касается до духа, который, на основании некоторых мест Писания (; ), почитают третьей составной частью человека, то, по словам святого , он не есть что-либо отличное от души и подобно ей самостоятельное, а есть высшая сторона той же души; что глаз в теле, то ум в душе»

    Свт. Феофан Затворник о человеческом духе

    «Что же это за дух? Это та сила, которую вдохнул Бог в лицо человека, завершая сотворение его. Все роды существ наземных изводила по повелению Божию земля. Из земли изошла и всякая душа живых тварей. Душа человеческая хотя и сходна с душою животных в низшей своей части, но в высшей она несравненно превосходнее ее. Что она является такою в человеке, это зависит от сочетания ее с духом. Дух, вдохнутый Богом, сочетавшись с нею, столько возвысил ее над всякою нечеловеческою душою. Вот почему внутри себя мы замечаем, кроме того, что видится у животных, и то, что свойственно душе человека одуховленной, а выше еще – то, что свойственно собственно духу.

    Дух, как сила, от Бога исшедшая, ведает Бога, ищет Бога и в Нем одном находит покой. Некиим духовным сокровенным чутьем удостоверяясь в своем исхождении от Бога, он чувствует свою полную от Него зависимость и сознает себя обязанным всячески угождать Ему и жить только для Него и Им.

    Более осязательные проявления сих движений жизни духа суть:

    1) Страх Божий. Все люди, на каких бы они степенях развития ни стояли, знают, что есть верховное существо, Бог, Который все сотворил, все содержит и всем управляет, что и они во всем от Него зависят и Ему угождать должны, что Он есть Судия и Мздовоздаятель всякому по делам его. Таков естественный символ веры, в духе написанный. Исповедуя его, дух благоговеинствует пред Богом и исполнен страха Божия.

    2) Совесть. Сознавая себя обязанным угождать Богу, дух не знал бы, как удовлетворить сей обязанности, если бы не руководила его в сем совесть. Сообщив духу частичку своего всеведения в указанном естественном символе веры, Бог начертал в нем и требования Своей святости, правды и благости, поручив ему же самому наблюдать за исполнением их и судить себя в исправности или неисправности. Сия сторона духа и есть совесть, которая указывает, что право и что не право, что угодно Богу и что не угодно, что должно и чего не должно делать; указав, властно понуждает исполнить то, а потом за исполнение награждает утешением, а за неисполнение наказывает угрызением. Совесть есть законодатель, блюститель закона, судия и воздаятель. Она есть естественные скрижали завета Божия, простирающегося на всех людей. И видим у всех людей вместе с страхом Божиим и действия совести.

    3) Жажда Бога. Она выражается во всеобщем стремлении ко всесовершенному благу и яснее видна тоже во всеобщем недовольстве ничем тварным. Что означает это недовольство? То, что ничто тварное удовлетворить духа нашего не может. От Бога исшедши, Бога он ищет, Его вкусить желает и, в живом с Ним пребывая союзе и сочетании, в Нем успокаивается. Когда достигает сего, покоен бывает, а пока не достигнет, покоя иметь не может. Сколько бы ни имел кто тварных вещей и благ, все ему мало. И все, как и Вы уже замечали, ищут и ищут. Ищут и находят, но, нашедши, бросают и снова начинают искать, чтоб и то, нашедши, также бросить. Так без конца. Это значит, что не того и не там ищут, что и где искать следует. Не осязательно ли это показывает, что в нас есть сила, от земли и земного влекущая нас горе – к небесному?

    Не разъясняю Вам подробно всех этих проявлений духа, навожу только мысль Вашу на его присутствие в нас и прошу Вас побольше подумать об этом и довесть себя до полного убеждения, что точно есть в нас дух. Ибо в нем отличительная черта человека. Душа человеческая делает нас малым нечим выше животных, а дух являет нас малым нечим умаленными от Ангелов. Вы, конечно, знаете смысл ходящих у нас фраз: дух писателя, дух народа. Это совокупность отличительных черт, действительных, но некоторым образом идеальных, умом дознаваемых, неуловимых и неосязаемых. То же самое есть и дух человека; только дух писателя, например, видится идеально, а дух человека присущ в нем как живая сила, живыми и ощущаемыми движениями свидетельствующая о своем присутствии. Из сказанного мне желательно было бы, чтоб Вы вывели такое заключение: в ком нет движений и действий духа, тот не стоит в уровне с человеческим достоинством…

    Воздействие духа на душу человека и происходящие отсюда явления в области мыслительной, деятельной (воле) и чувствующей (сердце).

    Принимаюсь за то, что было прервано, – именно что привзошло в душу вследствие соединения ее с духом, иже от Бога? От этого вся душа преобразилась и из животной, какова она по природе, стала человеческою, с теми силами и действиями, какие указаны выше. Но не об этом теперь речь. Пребывая такою, как описано, она обнаруживает сверх того высшие стремления и восходит на одну степень выше, являясь душою одуховленною.

    Такие одуховления души видны во всех сторонах ее жизни – мысленной, деятельной и чувствующей.

    В мысленной части от действия духа является в душе стремление к идеальности. Собственно душевная мысленность вся опирается на опыте и наблюдении. Из того, что узнается сим путем раздробленно и без связи, она строит обобщения, делает наведения и добывает, таким образом, основные положения об известном круге вещей. На этом бы и стоять ей. Между тем она никогда не бывает этим довольна, но стремится выше, ища определить значение каждого круга вещей в общей совокупности творений. Например, что есть человек – это познается посредством наблюдений над ним, обобщений и наведений. Но не довольствуясь этим, мы задаемся вопросом: «Что значит человек в общей совокупности творений?» Доискиваясь этого, иной решит: он есть возглавление и венец тварей; иной: он есть жрец – в той мысли, что голоса всех тварей, хвалящих Бога бессознательно, он собирает и возносит хвалу Всевышнему Творцу разумною песнию. Такого рода мысли и о всяком другом роде тварей и о всей их совокупности порождать имеет позыв душа. И порождает. Отвечают ли они делу или нет, это другой вопрос, но несомненно, что она имеет позыв искать их, ищет и порождает. Это и есть стремление к идеальности, ибо значение вещи есть ее идея. Это стремление обще всем. И те, которые не дают цены никаким познаниям, кроме опытных, – и они не могут удержаться от того, чтобы не поидеальничать против воли, сами не замечая того. Языком отвергают идеи, а на деле их строят. Догадки, какие они принимают и без которых ни один круг познаний не обходится, суть низший класс идей.

    Образ воззрения идеальный есть метафизика и настоящая философия, которые как были всегда, так всегда и будут в области познаний человеческих. Дух, всегда нам присущий как существенная сила, сам Бога созерцая яко Творца и Промыслителя, и душу манит в ту невидимую и беспредельную область. Может быть, духу, по его богоподобию, предназначено было и все вещи созерцать в Боге, и он созерцал бы, если б не падение. Но всячески и теперь тому, кто хочет созерцать все сущее идеально, следует исходить от Бога или от того символа, который Богом написан в духе. Мыслители, которые не так делают, уже по тому самому не суть философы. Не веря идеям, построеваемым душою на основании внушений духа, они несправедливо поступают, когда не верят тому, что составляет содержание духа, ибо то есть человеческое произведение, а это – Божеское.

    В деятельной части от действия духа является желание и производство бескорыстных дел или добродетелей или даже и выше – стремление стать добродетельною. Собственно, дело души в этой ее части (воле) есть устроение временного быта человека, да благо будет ему. Исполняя это назначение, она все делает по тому убеждению, что делаемое или приятно, или полезно, или нужно для устрояемого ею быта. Между тем она этим не довольствуется, но выходит из этого круга и совершает дела и начинания совсем не потому, что они нужны, полезны и приятны, но потому, что они хороши, добры и справедливы, стремясь к ним со всею ревностию, несмотря на то что они ничего не дают для временного быта и даже неблагоприятны ему и вредны бывают на счет его. У иного такие стремления проявляются с такою силою, что он жертвует для них всем своим бытом, чтоб жить отрешенно от всего. Проявления такого рода стремлений повсюдны, даже и вне христианства. Откуда они? Из духа. В совести начертана норма святой, доброй и праведной жизни. Получив ведение о ней чрез сочетание с духом, душа увлекается ее незримою красотою и величием и решается ввесть ее в круг своих дел и своей жизни, преобразуя и ее по ее требованиям. И все сочувствуют такого рода стремлениям, хотя не все всецело предаются им; но ни одного нет человека, который бы по временам не посвящал своих трудов и своего достояния на дела в таком духе.

    В чувствующей части от действия духа является в душе стремление и любовь к красоте, или, как обычно говорят, к изящному. Собственное дело сей части в душе – воспринимать чувством благоприятные или неблагоприятные свои состояния и воздействия совне по мерке удовлетворения или неудовлетворения душевно-телесных потребностей. Но видим в кругу чувств вместе с этими корыстными – назовем так – чувствами ряд чувств бескорыстных, возникающих совсем помимо удовлетворения или неудовлетворения потребностей, – чувств от услаждения красотою. Глаз не хочется оторвать от цветка и слуха отвратить от пения потому только, что то и другое прекрасно. Всякий упорядочивает и украшает свое жилище так или так, потому что так красивее. Идем в прогулку и избираем место для того по тому одному, что оно прекрасно. Выше всего этого – наслаждение, доставляемое картинами живописи, произведениями ваяния, музыкою и пением, а и этого всего выше – наслаждение творениями поэтическими. Изящные произведения искусства услаждают не одною красотою внешней формы, но особенно красотою внутреннего содержания, красотою умно-созерцаемою, идеальною. Откуда такие явления в душе? Это гостьи из другой области, из области духа. Дух, Бога ведающий, естественно постигает красоту Божию и ею единою ищет наслаждаться. Хотя не может он определенно указать, что она есть, но, сокровенно нося в себе предначертание ее, определенно указывает, что она не есть, выражая сие показание тем, что не довольствуется ничем тварным. Красоту Божию созерцать, вкушать и ею наслаждаться есть потребность духа, есть его жизнь и жизнь райская. Получив ведение о ней чрез сочетание с духом, и душа увлекается вслед ее и, постигая ее своим душевным образом, то в радости бросается на то, что в ее круге представляется ей отражением ее (дилетанты), то сама придумывает и производит вещи, в которых чает отразить ее, как она ей представилась (художники и артисты). Вот откуда эти гостьи – сладостные, отрешенные от всего чувственного чувства, возвышающие душу до духа и одуховляющие ее! Замечу, что из искусственных произведений я отношу к сему классу только те, которых содержанием служит божественная красота незримых божественных вещей, а не те, которые хоть и красивы, но представляют тот же обычный душевно-телесный быт или те же наземные вещи, которые составляют всегдашнюю обстановку того быта. Не красивости только ищет душа, духом водимая, но выражения в прекрасных формах невидимого прекрасного мира, куда манит ее своим воздействием дух.

    Так вот что дал душе дух, сочетан будучи с нею, и вот как душа является одуховленною! Не думаю, чтоб что-либо из этого затруднило Вас, прошу, однако ж, не мимоходом пробежать писанное, а пообсудить хорошенько и к себе приложить.

    Во многих ситуациях «дух» и «душа» оказываются синонимами, но, несмотря на это, понятия представляют собой различные составляющие одной личности человека. По данной причине желательно понять, в чем же заключается разница.

    Понятия «душа» и «дух»

    Душа – это нематериальная сущность, которая должна быть заключена в теле человека. В каждом случае предполагается, что душа управляет жизнью и действиями личности. Она требуется не только для жизни, но и для познания окружающего мира. Если же души не будет, жизнь будет отсутствовать.

    Дух – это высшая степень естества любого человека, которая прокладывает путь к Господу. Дух позволяет человеку разместиться выше всех в иерархии живых существ.

    Душа и дух: сравнение понятий

    В чем же заключается разница между душой и духом?

    Душа – это основной вектор жизни любого человека , ведь именно она связывает личность и окружающий мир, позволяет проявляться желаниям и чувствам. Действия души могут быть чувствующими, желательными и мыслительными, но в каждом случае предполагается появление мыслительного процесса, эмоциональности, желания добиваться любой поставленной цели.

    Дух – это вертикальный ориентир , который позволяет человеку стремиться к Богу. Действия зависят от страха Божьего, жажды Его и совести.

    Душа может быть у любого воодушевленного предмета, причем человек не может владеть духом. Жизнь начинается только благодаря тому, что душа позволяет духу внедриться в физические формы жизни, а затем – пройти процесс усовершенствования. Душа может быть получена при зачатии или рождении (мнение относительно момента ее появления оказывается разным у богословов). Дух может быть получен только после прохождения многочисленных испытаний и наступления искреннего покаяния.

    Душа должна оживотворять человеческое тело, пронизывая его в полной мере. Таким образом, человек должен обладать душой и телом, причем душа представляет собой сущность. В течение целой жизни тело продолжает оставаться одушевленным. Однако после смерти человек не может видеть, чувствовать, говорить, несмотря на то, что по-прежнему обладает всеми органами чувств. Отсутствие души приводит к бездеятельности всех органов чувств, в результате чего жизнь прекращается и познание окружающего мира оказывается невозможным процессом.

    Дух не может принадлежать человеку по его естественной природе. По данной причине он способен покидать тело, а затем – возвращаться. Дух может оживотворять душу, способствовать активному развитию любого человека, но не может сигнализировать о человеческой смерти.

    Душа может болеть даже, если физическое здоровье оказывается полноценным. Это происходит, если желания и обстоятельства человека оказываются не состыкованными. Дух всегда лишается любых ощущений, потому он не может чувствовать и испытывать какие-либо эмоции.

    Дух представляет собой только нематериальную составляющую любого человека , но при этом предполагается тесная связь с душой, так как именно он представляет собой высшую сторону развития каждого человека. Душа может быть не только нематериальной, но и материальной, ведь она имеет тесный контакт с познанием мира, действиями тела, эмоциями и желаниями.

    Среди чувственных сфер жизнедеятельности любого человека – это сильная тяга ко греху. Душа может повиноваться телу, в результате чего испытывает печальное столкновение с грехом. Дух должен олицетворять только Божественную красоту и закладывать основу для развития души, очищения мыслей, появлению бескорыстности в характере, искренности в чувствах. Душа не может оказывать какое-либо влияние на дух человека.

    Чем отличается душа и дух: тезисы

    • Душа предполагает связь человека с окружающим миром, дух – устремление к Богу.
    • Душа может быть у любого живого существа, в том числе у домашних питомцев, диких зверей, птиц и рептилий. Духом может обладать только человек.
    • Душа должна оживотворять человеческое тело и предоставлять возможность для познания окружающего мира, возможности активной деятельности. Дух должен быть олицетворенным душой.
    • Душа всегда дается при рождении человека или другого живого существа. Дух можно получить только при искреннем покаянии.
    • Дух несет ответственность за разум, душа – за чувства и эмоциональную составляющую человека.
    • Душа может испытывать физические страдания, дух не готов к каким-либо чувственным, эмоциональным ощущениям, переживаниям.
    • Дух является нематериальным, потому предполагается контакт только с душой. В то же время душа может быть связна с духом и телом человека.
    • Человек может управлять душой, но какая-либо власть над духом полностью отсутствует.
    • Душа сталкивается с риском столкновения с грехом. Дух должен содержать в себе Божественную благодать, потому любой контакт с грехом успешно предотвращается.

    Уровни развития души

    1. Молодая душа может быть сравнима с животным: человек управляется инстинктом и оказывается поглощенным борьбой за жизнь. Отсутствует умственное, культурное развитие, возможность оценки себя.
    2. Учебный класс души представляют люди не очень высокой культуры, но с наличием определенных интересов.
    3. На следующем уровне проявляется стремление к культуре и искусству, духовному развитию, углублению морали, появлению нравственности.
    4. На самом высшем уровне души присутствует возможность работы на эволюцию и углубленное влияние на историю всего человечества.

    Развивая душу, каждый человек становится полноценной личностью.